Мужской монастырь холки. Пещеры Придонья: Холковский пещерный монастырь


Троицкий Холковский монастырь находится в Белгородской области в Чернянском районе, рядом с селом Холки. Это единственный пещерный монастырь на территории Белгородской области, который действует в настоящее время. Об этом уникальном христианском комплексе, истории его появления и особенностях мы поговорим в этой статье.

История монастыря

Согласно преданию, Холковский монастырь находится именно на том месте, где встретились князь Игорь Святославич и его брат Всеволод перед тем, как отправиться в поход на половцев в 1185 году. Эту гипотезу поддерживает достаточно много ученых, так как тому имеются подтверждения.

Холковский Троицкий мужской монастырь упоминается впервые в летописях 1620 года. Он описывается как наземный, имеющий деревянный храм, но перестроенный позже и освященный во честь Преображения Господнего. Позднее он назывался Никольским, а затем уже Свято-Троцким. Первым настоятелем монастыря стал отец Геласий.

Расширение монастыря

В середине XVII века царь Алексей Михайлович жалует настоятелю Холковского монастыря грамоту, согласно которой обитель имеет право владеть мельницей, возведенной монахами, при этом не платить оброк.

Монастырь был издавна известен своими подземным храмом и пещерами которые были выдолблены в меловой породе. Однако сведений о том, кто именно создал эти пещеры нет. Неизвестно, вырубили их монахи, либо же они уже существовали до основания монастыря. Единственное, в чем сходятся все исследователи — это то, что пещеры были созданы для проживания в них.

Из-за того, что русские земли периодически подвергались нападению со стороны татар, на самом высоком холме рядом с монастырем в 1666 году возводится «жестовая сторожка». Она служила для наблюдения за окрестностями и белгородской защитной чертой.

Монастырь в XVII-XVIII веках

В 1757 году перед входом в пещеру возводится деревянная часовня. Позже ее значительно расширяют и делают из нее надвратную церковь. Через семь лет, следуя Манифесту об изъятии монастырских земель, подписанному Екатериной II, Холковский монастырь упраздняют.

С 1764 года все службы для оставшихся прихожан начали проводить в Покровском храме, который остался от монастыря. Эта церковь была наземной, а пещерный нижний храм был заброшен.

Главный храм обители - Преображенский - незадолго до упразднения монастыря разобрали для его перестройки на новом месте. Однако восстановить его так и не удалось. В начале XIX века князь А.Б. Голицын на свои собственные средства предпринял попытку восстановить Холковский монастырь (в первую очередь пещерный храм и сами пещеры), однако сделать ему этого не удалось.

Монастырь в XX веке

В период с 1890 по 1920 годы на территории полузаброшенного монастыря появляется новая пещера, которая сегодня носит название «пещера старца Никиты». Ее вырезал в меловой породе уроженец этих мест, отшельник Никита Бычков.

В советское время обитель была заброшена и пришла в полный упадок. Лишь в 1990 году к осыпавшимся пещерам стали проявлять большой интерес. Интересный факт: первым, кто это сделал, был бывший работник райкома, который бросил работу и приехал с четкой целью восстановить в Белгородской области Холковский монастырь.

Он вместе друзьями начал разбирать пещерные завалы. Постепенно к этой небольшой группе людей начали присоединяться другие энтузиасты, что позволило разобрать завалы в рекордные сроки. Так, всего лишь через три месяца пещеры и храм были полностью освобождены от обвалившейся породы. В православный праздник Покрова Богородицы Холковские пещеры торжественно открыли для посетителей.

Благодаря усилиям добровольцев исторический памятник был спасен, более того, он стал одним из филиалов краеведческого музея области, следовательно, взят под охрану государства. Спустя незначительный промежуток времени в эти места стали организовывать экскурсии.

Свято-Троицкий Холковский монастырь. Холки

Как обитель этот памятник начал свое возрождение в 1995 году, когда в пещерной церкви стали вновь проводиться богослужения. Спустя два года закладываются новые храмы возрождающегося монастыря - это церковь Преподобных Киево-Печерских Антония и Феодосия, храм во имя Донской иконы Богоматери, а также часовня Равноапостольного князя Владимира, который крестил Русь.

В конце декабря 1998 года Священный Синод РПЦ принял решение об официальном восстановлении Свято-Троицкого мужского монастыря. В настоящее время обитель является действующей, пещерный храм и кельи восстановлены практически в первозданном виде. Проводятся богослужения и в надземных храмах, которые возвели совсем недавно.

В церквях монастыря установлены резные иконостасы, имеются писания различных святых. К сожалению, старинных работ мастеров иконописи не сохранилось, но даже те, которые были переданы обители другими храмами, восхищают своей красотой.

Незабываемые впечатления

Земли Белгорода и области имеют богатую и длинную историю. Здесь сохранилось много древних построек. Оказавшись в этих краях и посетив различные достопримечательности, вам обязательно стоит отправиться в Холковский монастырь.

Этот монастырь является не только памятником истории и архитектуры, но и обладает своеобразной энергетикой. Все, кто побывал здесь, говорят о незабываемых впечатлениях, которые им подарили эти удивительные места.

Свято-Троицкий Холковский монастырь (также Холков-Царёв-Николаевский монастырь) — единственный действующий пещерный монастырь в Белгородской области. Располагается в Чернянском районе у села Холки в 10 километрах к юго-западу от посёлка Чернянка и в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола, на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холок.


Пещеры монастыря находятся на террасе одного из меловых холмов, входящих в состав небольшого хребта, который некогда называли Жестовыми горами. Спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее, однако считается, что они искусственного происхождения.


Через несколько лет после появления на Осколе города-крепости Царев-Алексеев, в 1655 году переименованного в Новый Оскол, в 18 километрах от него была образована слобода Чернянка. Именно поэтому монастырь назывался Царёвым, название пошло от города-крепости.
По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. Этого же мнения придерживается известный археолог Светлана Плетнёва.

Судя по технике строительства пещер, предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. Его настоятель в то время — инок Геласий. В 1650—1700 годах построен подземный Троицкий храм. Его купол был выложен из кирпича.


В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки Холок. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты.

В 1764 году согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель пещерный Холковский монастырь был упразднен.
В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. В XIX веке службы для прихожан проводилась в наземном Преображенском храме, а нижняя пещерная церковь была заброшена.


К XIX веку относится описание Холковских пещер (в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год» и «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год»). Там сказано, что общая площадь пещер — 255 кв. м, церкви — 60 кв. м, келий — 172 кв. м, длина коридора — около 126 метров. В начале XX века вход в пещеры был засыпан и практически забыт.


В начале ХХ века был завален и сам вход в пещеры. Со временем стало забываться и точное место входа в подземный монастырь. Тем, кто пытался откопать пещеру заново, приходилось рыть наудачу.


В 1909—1915 году настоятель Преображенской церкви отец Вячеслав Александрович Васильчиков выяснил, что некогда на этом месте существовал подземный монастырь. Под его руководством местные крестьяне и наёмные рабочие откопали древние пещеры с келями и подземной церковью и возвели перед входом часовню.
Одновременно неподалёку появилась и другая пещера — «пещера старца Никиты», вырытая в 1890—1920 годы отшельником Никитой Бычковым, уроженцем села Холки. В советское время пещеры были закрыты.


В 1990 году к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарёв. Бросив службу в райкоме, он приехал из Чернянки в Холки и начал раскапывать завалы в пещерах. Вскоре появились и другие добровольцы. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид.


14 октября, в праздник Покрова Богородицы, состоялось «торжественное открытие Холковских пещер для посетителей». Спасённый исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии.


Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря — надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери.
28 декабря 1998 года решением Священного Синода Русской православной Церкви Свято-Троицкий Холковский монастырь был открыт официально.

В дни, когда мэром Киева, \»матери городов русских\», стал сектант, а президентом Украины провозглашен человек, окормляемый раскольником (главой так называемого Киевского патриархата), трудно удивляться тому, что и история в украинских школьных и вузовских курсах пропагандируется манкуртисткая: дескать, не было Киевской Руси, а была некая Украина-Русь. В этом рвении апологеты самостийности доходят до абсурда: у них святые равноапостольные князья Владимир и Ольга были вовсе и не русскими князьями, а - \»украинскими\». Тезисы, пропагандируемые ими в угоду Западным вождям и по причине собственной духовной порчи и вытекающей из этого ксенофобии, безусловно, оказывают разрушительное, разъединительное действие на молодые и даже немолодые умы.

Однако все не так уж печально. Цельное тело Руси, пока еще удерживаемое в жизни единой Церковью, единой православной верой, воспринятой здесь нашими пращурами тысячу лет назад, хоть и поражено, но существует. Официозные сумасброды гнут свое, а добрые соседи - рады друг другу.

Старинное русское село Холки расположено недалеко от украинской границы - между райцентрами Белгородской области, городами Чернянка (в 10 км) и Новый Оскол.

Наслышанные о пещерном монастыре (в разных источниках он называется двояко: Холкинским или Холковским; нам же первый вариант кажется более предпочтительным, на нем пока и остановимся), мы, пятеро харьковчан разного возраста, (младшей - около 10 лет, а старшей - чуть более 60), вечером Страстной субботы отправились туда на автомобиле. Отстоять Пасхальную службу и, как водится, освятить продукты.

От Харькова до украинско-российской границы (до украинского погранично-таможенного пункта Гоптивка) ехать совсем недолго - 38 километров, число, с недавних пор известное всем. От границы (от российской Нехотеевки) до Холок, в коих прежде мы никогда не были, - езды менее двух часов. Но! Два с лишним часа мы провели на границе. Почему-то в этот предпраздничный вечер поток автомобилей был весьма велик, такого нам прежде здесь видеть не приходилось. Мы попали и на пересменку, и на \»зависание\» компьютерной сети российских пограничников, зачем-то стоически проверявших по своей базе данных наши документы. Безсмысленность этой процедуры очевидна: она отсутствует, когда едешь железнодорожным транспортом. Но тогда зачем она нужна вообще? И уж тем паче - для жителей приграничных районов.

Русская симпатичная пограничница в ответ на наши сетования и предложенный кофе (от которого отказалась) пожаловалась, что уже две недели работает в две смены и тоже не может объяснить причин столь возросшего автопотока. \»Может, потому что теперь Россия - более зажиточная страна, чем Украина? - Улыбнулась девушка, поглядев на наши украинские номера, и умудренно, утешительно заметила. - Ну, это истина: с богатым соседом живется лучше, чем с бедным\».

От \»Слова\»

Памятник князю Святославу По предположению историков, место, где находится Холкинский подземный монастырь, посетили князь Игорь Святославич и его брат Всеволод, и после встречи отправились по Изюмскому шляху вдоль реки Оскол на юг. Этот героико-трагический поход русских воинов нашел яркое отражение в выдающемся памятнике отечественной литературы - \»Слове о полку Игореве\».

Одной из загадок истории является маршрут, по которому шла дружина Игоря Святославича. Свою версию предложил исследователь Холковского городища А.З.Винников в работе \»Перед суровым испытанием\»: \»23 апреля 1185 года Игорь Святославич выступил из Новгорода-Северского в район ближайших половецких кочевий в бассейне Северского Донца. На пути в половецкую степь он должен был встретиться с войсками брата своего Всеволода Святославича, шедшего из Трубчевска через Курск. И на реке Осколе 6-7 мая произошла эта встреча. Где она могла состояться? Вероятно, Игорь со своей дружиной мог остановиться на несколько дней там, где было поселение-крепость и где находились запасы продовольствия и фуража. Такой крепостью на реке Оскол могло быть городище Холки. И отсюда объединенная дружина двинулась дальше навстречу своей гибели\». Мы знаем, что поход князя Игоря закончился трагически, почти все русское войско было разбито. Сам князь Игорь был взят в \»полон\», и только через два года ему удалось бежать из половецкого плена.

По-разному объясняют ученые и краеведы происхождение названия села Холки. Одни считают, что оно получило его от старинной речки Холок. По мнению других, село обязано своим названием меловым холмам, у подножия которых оно расположено. Эти холмы, уверяют поэтичные местные жители, похожи на гривы трех лошадей, повернутых мордами на восток.

Здесь с XI-XII веков находилось древнерусское поселение - Холковское городище. Жителями городища Холки были не только древние русичи, но и потомки алано-болгар. Об этом говорили их юртообразные постройки с открытыми очагами, нехарактерные для древнерусского населения. И в керамике присутствуют алано-болгарские признаки: в форме горшков, в составе глиняного теста, орнаментации. Летопись сообщает о том, что после одного из удачных походов на половцев в район Северского Донца в 1116 г. князь Ярополк Владимирович (сын Владимира Мономаха) взял здесь жену из ясов (алан) \»красну вельми\». Значит, жили тут аланы в XII веке.

Из старинных документов известно, что в 1627 г. здесь, уже рядом с монастырем, находилась Никольская слободка, которая граничила по межам с деревнями Тростянец и Холань. В так называемой \»Писцовой книге\» за 1643 г., в которой приводится краткое описание монастыря и его земель, перечисляются также крестьяне с ласкающими наш слух именами, проживавшие около монастыря: Ивашко Микитин, Офонка Тершин сын Долгий, Сенка Опенкин и другие.

\»Тын стоячий\»

Холкинский Свято-Троицкий мужской монастырь Более всего это место всегда было известно подземными храмом и пещерами, выдолбленными в меловом холме. Здесь в 1649 г. иноком (по-народному - \»черным попом\»; речь следует вести, должно быть, об иеромонахе) Геласием был основан Холков-Царев-Никольский (позднее Троицкий) мужской подземный монастырь. Неизвестно, рыли ли монахи пещеры в первой части XVII века или подземные помещения уже существовали до их прихода. Однако с полной уверенностью ученые утверждают, что изначально вырыты они были специально для жилья.

К основателям обители относят и старца-строителя Герасима. Здесь же подвизались, но уже позже, старец-строитель Варсонофий, \»черный поп\» Давид, старцы Иов, Ефрем, Исаия, Гавриил, Антоний, Пафнутий, Савватий и Нафанаил.

При старце Варсонофии вокруг монастыря с помощью донских казаков и оскольских служивых людей вокруг монастыря была выстроена ограда - \»тын стоячий\», представлявший собой сплошную стену из высоких бревен, врытых впритык друг к другу. Щедрые казаки подарили инокам две трофейные турецкие пушки: медную и железную дробовую.

Кроме молитвенного (а иногда и ратного) подвига, большинство подвизавшихся несли послушания. И земледельчеством занимались, чтобы обеспечить себя и всех алчущих хлебом насущным. В монастыре были тогда хлебная изба, погреб с выходом и две житницы. Также в обители в образцовом порядке содержались конюшня и коровник.

Холкинский подземный монастырь и пещеры находились на первом выступе одного из холмов меловой возвышенности, которая в старину называлась Жестовыми горами. Через 17 лет после открытия Холкинского монастыря на самом высоком холму, который поднимается рядом с пещерами, была сооружена так называемая \»Жестовая острожка\».

Подземный монастырь в Холках просуществовал ровно 144 года. В 1764 г. по приказу императрицы Екатерины II монастырь был упразднен, а подземный храм использовался для богослужений в зимнее время местными жителями, т.к. в пещерах в любое время года сохраняется постоянная температура (10 градусов тепла).

Общая площадь пещер - 255,5 кв. м., церкви - 57,9 кв. м., келий - 172 кв. м., общая длина коридоров - 125,8 м. Имеется несколько ниш со старинными захоронениями. Известно, что келий прежде было 12 (нынче - шесть).

В \»Материалах для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи\», составленных одним их самых авторитетных исследователей дореволюционных монастырей В.В.Зверинским, сообщается: \»В 30-х годах XIX столетия пещеры, находившиеся при пустыне, а ровно пещерная церковь были возобновлены иждивением князя А.Б.Голицина, но по разным причинам монастырь не мог быть открытым. Ныне здесь находится икона Казанской Божией Матери, привлекающая богомольцев 8 июля и 22 октября\».

Раскопки начала ХХ века

туман С 1909 по 1915 год священником церкви в Холках был Вячеслав Александрович Васильчиков. Его дочь Людмила Вячеславовна Поляничко, уроженка Холок, вспоминает: \»Когда В.А. Васильчикова назначили в Холки священником, богослужение велось в верхней, названной тогда Казанской, церкви. О том, что прямо под ней находится еще одна, никто не подозревал. От прежнего монастыря остался небольшой поселок, называвшийся в народе Монастырщиной, в котором доживали свой век древние уже монахи или отшельники. От церкви вниз шел крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест, и, поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь же должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним - пустота. После чего решил организовать в этом месте раскопки. Эту мысль поддержал и друживший с ним чернянский врач Б.А.Иваницкий.

Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики, которые еще кое-что помнили из прежних времен. Но были и наемные работники из Чернянки, бывшие матросы. Спускаться на веревках с горы было трудно и опасно, но матросы оказались хорошими верхолазами. Раскоп увенчался открытием квадратной формы аналоя, покрытого проржавевшим железом. Эта была монастырская молельня. На двух соседних столбах были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи.

Часовня Св.Владимира Работы длились около полутора лет. За это время открыли нижний вход, у которого находились монашеские кельи, а верхние засыпали. На стенах вырубили из мела кресты, молельню соединили с верхней церковью металлической трубой, чтобы богослужение можно было слушать в обеих церквах одновременно. У входа в пещеру построили часовенку с пятью крестами: один повыше, а остальные образовывали как бы венец. Наконец приехали священнослужители из Курской епархии, и нижнюю церковь освятили. Это было большое событие\».

Раскопки пещеры и строительство часовни производились на народные деньги. Немалую сумму на благотворительное дело пожертвовали княгиня Касаткина-Ростовская и благочинный Дикарев. Простые люди, проживающие в Холках, несмотря на свою крайнюю бедность и нужду, тоже старались помочь кто чем мог: деньгами, хлебом, другим товаром. Не остались в стороне от важного дела и жители близлежащих сел.

Пещера старца Никиты

Недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна - более позднего периода, которую местные жители издавна именуют \»пещерой старца Никиты\». Она была вырыта жителем с. Холки Никитой Бычковым с 1890 по 1920 гг.

30 лет создавал Никита свое подземное сооружение!

В свои 54 года он похоронил жену и тяжело переживал утрату. Раздумья о жизни привели его к осознанию собственной греховности. И Никита решил избрать аскетический образ жизни. На высоком склоне в пределах бывшего монастыря он вырыл землянку для жилья и в 250 метрах от нее приступил к рытью входа в подошву холма, чем, естественно, вызвал удивление односельчан. После того, как его родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, живя на подаяния односельчан. Целью отшельник поставил соединение с главной пещерой. Отколотые куски и крошки мела он выносил в старицу - высохшее русло речки, находившееся в нескольких метрах от входа в подземелье. Используемые им орудия труда, в сущности, были те же, которыми работали его предшественники: кирка, лопата, ведро. Недавно любознатели подсчитали, что за день самовольный подвижник продвигался не более, чем на один сантиметр.

Осуществить свой замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на 98 метре трудной работы. До соединения с подземным монастырем оставалось около 40 метров.

Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, внутри которого находятся пещеры и подземный монастырь.

В настоящее время для посещения туристов предлагаются две пещеры - подземного монастыря и старца Никиты. Однако по предположениям старожилов села и местных краеведов, в высоких меловых холмах существуют и другие пещеры с кельями, в которых жили монахи.

Про некую Анфису

Теперь, по нашей цивилизованной неголодной жизни, истории, подобные той, что следует ниже, производят впечатления сказочных страшилок. Однако если вспомнить об историях годов голодомора, которые весьма свежи в памяти наших родителей, бывших тогда малыми детьми, то, пожалуй, и не удивишься. Сегодняшние СМИ периодически сообщают о том, как молодые матери выбрасывают тела рожденных младенцев в мусорными отходы, канализационные ямы. Дико и ужасно становится сердцу от такого знания.

Холкинский монастырь, как образование древнее, обретающееся на историческом месте, уже, как видим, имеет свою мифологию, что и неудивительно. Существует одна из поучительных баек села с некрасовским названием Незнамово - об Анфисе, \»бабульке лет семидесяти\», на которую \»смотреть было даже жутко… Очень опрятная, маленькая, худенькая, подвижная, но было в ней что-то хищное. Про таких говорят: не смотрит, а зыркает, не улыбается, а скалится. Несмотря на жару, вся в черном…\» Уверяют, что Анфиса направлялась в Холкинский монастырь - замаливать у Господа свой грех.

А рассказ, почерпнутый нами в информационном ресурсе \»Меридиан\» (Белгород), таков. В молодости Анфиса была необыкновенной красоты девушкой. Хоть и роста небольшого, зато статная, черноглазая, с длинной косой. Родителей ее репрессировали, когда девочке было лет шесть, воспитывала ее бездетная тетка, которая баловала девочку как могла. Анфиса не утруждала себя ничем, все, чем она позволяла себя занять, - это сходить с подружками на танцы, съездить в город. Даже война ей как-то не запомнилась. В Казахстан, где они жили, немцы не дошли. В тылу и не так голодно было. А в 17 лет, сразу после войны, выскочила она замуж за солдатика. Все ей завидовали: мужики-то не всем достались, а у Анфисы еще и красавец. Солдатик черноокую жену тоже баловал. Родила погодков - Ванечку и Катюшу. Маленькой дочке было всего несколько месяцев, когда муж умер от туберкулеза.

Анфиса осталась с детьми одна: тетка умерла еще до рождения Катеньки. По мужу горевала недолго, отправлялась на поиски приключений, оставляя детей на соседку.

Кто ищет приключений, тот всегда их находит. Однажды на танцах Анфиса познакомилась с Яковом и - влюбилась, впервые в своей жизни. Да так, что всякий стыд потеряв, бегала за мужиком как собачонка, обиды всякие терпела, ревновала, но и все прощала. А Яков явно не имел серьезных намерений насчет Анфисы. Женщин в его постели побывало немало, Анфиса за всеми только прибирала. А стоило ей завести разговор о совместном проживании, как Яков тут же намекал, что чужих детей растить не намерен.

Эта страсть промучила Анфису два года. Решила она припугнуть мужика - тем, что они расстанутся, если он не женится на ней. Яков согласился с видимой легкостью, лишь выставил \»странное\», заведомо невыполнимое, должно быть, по его разумению условие: избавиться от детей.

Бают, Анфиса в подробностях сказывала эту историю. И как поставила на плиту огромный чан с водой, как привела и раздела детей, сказав, что для купания, как посадила обоих в таз, а потом принесла чан с кипятком, вылила на собственных малышей и, не оглядываясь, вышла из комнаты. Трехлетняя дочь даже не вскрикнула, видимо, мгновенно скончавшись от болевого шока, а четырехлетний сын вначале еще несколько минут кричал, потом стонал. Когда все стихло, Анфиса вошла в комнату, завернула изуродованные тельца малышей в простыню и закопала в саду.

Любовник Яков, после того, как Анфиса без капли раскаяния рассказала о содеянном, просто сбежал в неизвестном направлении. Больше его Анфиса никогда не видела. Странно, но никого из знакомых не заинтересовало, куда пропали ее дети.

Как пришла в церковь, Анфиса не помнила. Будто за руку кто привел. С тех пор молодуха надела траур и ни разу не снимала. Дала себе Анфиса зарок - обойти все святые места, все монастыри, каких на ее век хватит. Вот так, кормясь подаяниями, странствует уже более полувека…

Новейшие времена Холок

Когда в начале 1990-х гг. частично отреставрированные пещеры были открыты для посетителей как музей, трудно было представить на этих пустынных меловых холмах купола храмов и монастырские постройки. (Сегодня музей входит в перечень историко-культурных и природных памятников Белгородской области.) О возрождении старинного монастыря тогда еще речь не шла. Но день ото дня это место посещало все больше и больше людей. Продолжались восстановительные работы.

Главными доброхотами люди называют депутата районного совета Василия Пономарева и его сестру. В 1990 г. Пономарев был райкомовским партийным функционером, однако, уйдя с партийной работы, лично расчищал здесь пещеры.

С 19 ноября 1995 года по воскресеньям в подземной церкви священниками Чернянского и Новооскольского районов начали совершаться богослужения. Затем епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, который теперь и является священноигуменом Холкинской обители, были освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Координацию строительных работ взял на себя человек, горевший желанием возродить эту старинную святыню, - начальник Вневедомственной охраны Чернянского РОВД подполковник милиции Владимир Васильевич Сбитнев.

Храм Донской иконы Пресвятой Богородицы В конце 90-х годов были построены храм Донской иконы Пресвятой Богородицы, надвратный храм (у входа в пещеры) во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и колокольня. А также - жилой корпус для монастырской братии.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1999 года (Журнал N 125) было благословлено открытие Свято-Троицкого мужского монастыря в поселке Холки Чернянского района Белгородской области для возрождения в нем монашеской жизни. В конце декабря 1999 года в монастыре появились первые насельники. Свято-Троицкий Холкинский мужской монастырь стал действующим. (Свято-Троицкий храм находится в подземном монастыре. Иконостас там теперь будет редчайший - керамический. Изготавливается он по специальному заказу в Подмосковье. Ему не будут страшны ни влага, ни температура.)

Все пещерные монастыри на Руси ведут свое происхождение от прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. В духовном смысле это, безусловно, верно. В физическом, возможно, тоже, ведь создавали все эти обители монахи, окормлявшиеся прямо или опосредованно от предшественников. Неслучайно, конечно же, одним из первых новейших насельников является монах по имени Феодосий, который так рассказал о возобновлении обители: \»Бытовых условий не было никаких. Жили в вагончиках. За водой ходили в Холки. Туда еще ничего - под горку, а вот обратно с тяжелой ношей возвращаться нелегко. А зимой еще труднее было. Спать иногда приходилось в шапках, телогрейках…\»

Подвизается здесь около двадцати человек, среди них два иеромонаха, два иеродиакона, два монаха, два инока и послушники. Число последних - меняющееся. Как и в прежние века, к благочинному приходят люди, просятся в монастырь и заверяют: \»Я к вам навсегда, на всю оставшуюся жизнь\». Но через два-три дня понимают, что здесь не только тишина, покой и свежий воздух, а прежде всего устав, которому все должны подчиняться. Вставать надо в пять часов утра, через полчаса - утреннее молитвенное правило в храме в честь Донской иконы Божией Матери. После правила - Божественная Литургия (в этом храме она совершается каждый день). Те, кто несет послушания в храме, на нее остаются и в будни. Остальные - идут выполнять свои послушания.

\»В нашем монастыре по хозяйству все делается своими руками. Работы очень много, поэтому один насельник может выполнять и два, и три послушания. Например, послушник Владимир - пономарь и электрик, а еще трудится в мастерских, послушник Николай шьет подрясники и на огородах незаменимый работник\», - рассказал благочинный монастыря иеромонах Никодим (Мирошниченко), который и правил нашу Пасхальную службу.

Площадь монастырских огородов измеряется 24 гектарами. Вращивают все -картошку, овощи, помидоры, огурцы, болгарский перец, зелень. Заложен сад. Есть пасека. Хоть и небольшая, но зимой простуды и другие недомогания излечивают своим медом.

В обители - своя просфорня. Просфоры выпекают сами братья. Перед началом столь важного дела просфорники усердно молятся Киево-Печерским святым преподобным Никодиму и Спиридону, которые при жизни своей тоже были просфорниками. В монастырских мастерских два послушника изготавливают столы, стулья, тумбочки - всю мебель, которая необходима для монашеского быта.

Насельники сами себе готовят еду. Трапеза - дважды в день. Утром после Литургии и вечером после вечерней службы. После трапезы дочитывается вечернее молитвенное правило и совершается каждодневный крестный ход с умильным пением тропарей всем святым. Пройти с этим крестным ходом обычно стараются и паломники.

(также Холков-Царёв-Николаевский монастырь ) — единственный пещерный монастырь в Белгородской области. Располагается в Чернянском районе у села Холки в 10 километрах к юго-западу от посёлка Чернянка и в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола, на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холок.

Пещеры монастыря находятся на террасе одного из меловых холмов, входящих в состав небольшого хребта, который некогда называли Жестовыми горами. Спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее, однако считается, что они искусственного происхождения.

Царёвым монастырь назывался в силу того, что первоначальное название города Новый Оскол — Царев Алексеев град.

Свято-Троицкий Холковский монастырь расположен в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола по дороге на Старый Оскол на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холки. По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году.


Судя по технике строительства пещер предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. В 1650-1700 годах был построен подземный Троицкий храм, его купол был выложен из кирпича. В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу речки Холки. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 году на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты.


В 1764 году согласно указу Екатерины Второй о секуляризации пещерный Холковский монастырь был упразднен.

В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. В XIX веке службы для прихожан проводилась в наземном Преображенском храме, а нижняя пещерная церковь была заброшена. В начале XX века вход в пещеры был засыпан и практически забыт.


В 1917 году, священник Вячеслав Васильчиков производит раскопки и открывает один из входов в монастырь. Следующие 73 года пещеры находились в запустении. Подземные достопримечательности открылись для посетителей лишь в 1990 году. Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году.

В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря - надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери.

Решением Священного Синода от 28 декабря 1998 года Свято-Троицкий мужской монастырь был открыт вновь.

Князь Игорь в Холках

По её версии, Игорь форсировал Северский Донец в его верхнем течении (очевидно, выше Белгорода). Далее он пошёл в восточном направлении и вышел к Осколу в том месте, где находилась крайняя южная русская крепость Холок, у слияния речки Холок с Осколом. Сейчас в этом месте располагается Холковский пещерный монастырь.

В статье, посвященной Холковскому городищу, С.А. Плетнева отмечает: «Нам кажется вполне правомерным предположение, что Игорь и Всеволод, условившись встретиться на Осколе, имели ввиду какой-то определенный пункт. Этим пунктом могла быть единственная русская крепость на Осколе — Холок. Всеволод подошел к ней из Курска дорогой через переволоку, а Игорь «перейде Донец по броду у впадения в Донец Нежеголи» пошел по Нежегольскому шляху, действующему и поныне, к Холку... Игорь же ждал Всеволода у Холка 4-5 мая, а 6 мая они тронулись по Изюмскому шляху или вдоль берега Оскола на юг, к половецким кочевьям». Кроме того, С.А. Плетнева считает, что тактически князьям было выгоднее соединить свои дружины как можно раньше, чтобы выйти в Половецкую степь более мощной силой. Также в пользу данной версии говорит то, что белгородские меридиональные реки вторгались в степные просторы «языками» лесных массивов, что позволяло, как можно более скрытно подойти к кочевьям половцев.

У села Холки в Белгородской области, рядом с рекой Оскол, открываются величественной красоты Жестовые горы. Название села, полагают, произошло от очертаний, напоминающих лошадиные холки. В ХI-ХII веках здесь располагалось городище, представлявшее крепость с мощными укреплениями. На самом высоком Жестовом холме была сторожка, откуда велось наблюдение за половецкой стороной. Обнаружив приближение конницы, сторожевой спускался вниз для сигнала, но не по открытой местности, а по подземному ходу, чтобы не обнаружил неприятель.

По преданиям, подтверждённым экспедицией Воронежского университета, 5 мая 1185 года сюда прибыл князь Игорь Святославович. На вершине Жестового холма он ждал прибытия из Курска своего брата Всеволода. Объединённая дружина направилась на битву с половцами, навстречу трагической гибели. «О, Русская земля! Уже ты за холмом!»

Е.Н.Савотченко. Встреча князя Игоря с братом Всеволодом в Холках. Холковский монастырь. 1993-1995 гг.

В 1620 году в меловых отложениях был открыт Свято-Троицкий подземный мужской монастырь, возглавляемый игуменом Геласием. Монастырь имел ряд узких коридоров, по сторонам которых располагались кельи, трапезная, места захоронения, а также церковь с шестью колоннами. Вокруг церкви шёл коридор, по которому совершался крестный ход. Интересно и загадочно выполнен неведомым архитектором свод алтаря: он четырёхсторонний, а рёбра его образуют крест, причём два луча раздваиваются. Местные знатоки называют это огненным крестом и убеждены, что он имеет символический смысл, а некоторым он напоминает двойную спираль молекулы ДНК - носителя генетического кода человека. В 1764 году по указу императрицы Екатерины II монастырь был закрыт. С годами вход в пещеру завалило, и это место было забыто. Остался только могильник наверху.

По прошествии ряда лет здесь, на уступе, была сооружена Казанская церковь. Мне было пять лет, когда я проживал в Холках и, проходя мимо, задерживал маму, чтобы посмотреть на красивую церковь. Но перед самой войной церковь разрушили, а кирпич использовали для сооружения взлётной полосы аэродрома в посёлке Чернянка. Отец Пётр, благочинный Чернянского округа, говорил: «Разрушение храма - это ещё и разрушение человеческих душ, которые не получили возможности пообщаться с Богом. Конечно, человек верующий может молиться везде, а вот приобщить к Богу людей, не имеющих веры, но ищущих её, легче в храме».

Холковский подземный монастырь

Годы спустя усилиями холковских и чернянских патриотов вход в подземный монастырь отыскали, очистили коридоры, сделали надвратный храм в честь основателей Киево-Печерской лавры - преподобных отцов Антония и Феодосия, а 14 октября 1990 года, в день праздника Покрова Богородицы, Холковские пещеры были открыты для посетителей. В подземном храме зажглись свечи. Сделано это было, конечно, по высокому повелению. Руководил работами активный педагог, а в то время инструктор райкома компартии (!) Василий Дмитриевич Пономарёв, создатель фольклорного ансамбля и этнографического музея. Он родился в селе Холки и ещё в школьные годы проникал в монастырские пещеры через известные лишь пацанам лазы. У Василия Пономарёва красивый сильный тенор, и на открытии монастыря он пел многие мелодии и тексты вместе с мамой, Ульяной Марковной, и двумя сёстрами. Ульяна Марковна пела в церковном хоре и передала детям многие церковные службы. «Мама пела пятиголосие», - с гордостью говорил сын. Я слушал их во время службы, и это было незабываемое впечатление. Представьте белые колонны, высеченные в толще мела, загадочный крест в своде алтаря, старинные иконы, которые принесли жители села, мерцающие огоньки свечей, сидящую, уже пожилую Ульяну Марковну, а рядом - красивого стройного сына и дочерей. И все с замечательно звучащими голосами.

Храм иконы Донской Божией Матери

Но это было лишь первое Господне благословение. По призыву митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна здесь начали сооружать новый церковный архитектурный комплекс. Работы энергично возглавил начальник отдела райотдела милиции (!) Владимир Сбитнев, побывавший у многих памятников христианства. Он крепко вдохновлял местных бизнесменов на помощь строительству, в основном материалами. На месте разрушенной приходской церкви возвели новый храм иконы Донской Божией Матери, покровительницы русского воинства. В воздвигнутом храме работами руководил и выполнял самые сложные элементы декора талантливый московский архитектор Андрей Родыгин. К сожалению, он не дожил до открытия комплекса. По желанию строителей и жителей района он похоронен рядом со своим творением.

Колокольня в честь равноапостольного князя Владимира Святого

На самом высоком Жестовом холме построена колокольня в честь равноапостольного князя Владимира Святого. Мне мечталось, чтобы этот холм оставался нетронутым, в память о князе Игоре. Холм доминирует над старым городищем. Воздух здесь пропитан запахом трав и истории. Совсем не надо особого воображения, чтобы увидеть на этом холме рядом братьев-князей. Вид отсюда открывается на многие километры: река Оскол, рощи, степь с ковылём, а если прищуриться, то можно представить и половецкую конницу...

Современный вид на Холкинский Свято-Троицкий мужской монастырь

Но зато теперь колокольня на нём прекрасно смотрится и слышится издалека. Торжественное открытие Холковского Свято-Троицкого монастыря состоялось в канун 2000-летия Рождества Христова. Ульяна Марковна передала храму старинный псалтырь. Небо разъяснилось, солнце высветило белизну снега на склонах Холковских холмов и золото куполов церквей. «Вот они стоят, красавицы, как Христовы невесты!» - воскликнул владыка Иоанн. А вот и моя песня о монастыре:

Над рекой Осколом костры ярко горят,

Пахнет там чабрецом, майским садом.

На Жестовом холме верховые стоят -

Княже Игорь и Всеволод рядом.

Над Каялой-рекой коней ржанье стоит,

Звон мечей слышен в битве кровавой,

Туча стрел половецких калёных летит,

Гибнет в поле дружина без славы.

Пять столетий - эпоха над степью прошла,

Встала Русь под московскою властью.

Монастырь христианский уходит в мела.

Там монахов игумен Геласий.

На Жестовом холме нету дыма в кострах,

В подземелие вход завалили,

Лишь могильник селян и лишь птицы в кустах,

Как попасть в монастырь, все забыли.

Пролетели года, ещё семьдесят лет,

И порушили церковь и веру,

Но великий наш Бог, Он один знал ответ,

Как в страстях удержать нашу веру.

На Жестовых холмах снова храмы стоят,

Нам открыта небесная сфера,

Над рекой Осколом колокольни звонят,

И в Христа возвращается вера.

На обширной поляне рядом с рекой Оскол, у подножия монастыря, на праздник Святой Троицы проводится Межрегиональный фольклорный фестиваль «Лето красное». Утром митрополит Иоанн проводит молебен, а потом совершается крестный ход. Звучит концерт, и тут можно услышать пятиголосие. Но мне мечтается, чтобы здесь были поставлены «Половецкие пляски» из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», «Улетай на крыльях ветра»…

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...