Надзор за использованием и охраной земель. Контроль за рациональном использованием и охраной земель


^

Вопрос 19. Контроль за использованием и охраной земель.


Контроль за использованием и охраной земель – это деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требования охраны и использования земель.

Выделяют 4 вида контроля:


  1. государственный;

  2. муниципальный;

  3. общественный;

  4. производственный.
Государственный земельный контроль .

Объектом государственного земельного контроля являются земельные участки и отношения, связанные и их предоставлением, использованием и изъятием.

При осуществлении государственного земельного контроля используются сведения Государственного кадастра недвижимости; Государственного мониторинга земель; производственного земельного контроля; Государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства и иные сведения; проводятся съёмки, обмеры земельных участков и иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

Органы, осуществляющие государственный земельный контроль:


  1. должностные лица и органы Росреестра осуществляют государственный земельный контроль в отношении всех категорий земель и, в частности, осуществляют контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками, выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без документов, разрешающих определённую хозяйственную деятельность на данном участке; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков, о соблюдении порядка предоставления сведений о состоянии земель, за соблюдением исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных правоотношений; направление по выполнению требований земельного законодательства по использованию земель по целевому назначению и выполнению обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

  2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в частности осуществляет контроль:

  1. за выполнением обязанности по рекультивации земель;

  2. по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

  3. за соблюдением выполнения требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для определенных целей без специальных разрешений;

  4. за соблюдением режима использования земельных участков и лесов, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

  1. Федеральная служба по ветеринарному, фитосанитарному контролю осуществляет контроль на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов в частности:

  1. за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

  2. за соблюдением требований по самовольному занятию, перемещению и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления;
Конечным результатом этой функции является:

  1. выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства;

  2. исполнение нарушителями земельного законодательства соответствующих предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;

  3. привлечение виновных лиц к административной ответственности.
Формой земельного контроля являются проверки, которые бывают 2 х видов: плановые и внеплановые проверки.

Юридическими фактами для проведения проверок являются:


  1. планы проведения проверок (утверждаются руководителями территориальных органов Росреестра ежеквартально, не позднее чем за 15 дней до планируемого периода);

  • в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки по каждому земельному участку проводятся не чаще, чем 1 раз в 2 года;

  • в отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка проводится не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

  1. жалобы и обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц о том, что есть нарушение земельного законодательства;

  2. сообщение в СМИ о нарушениях земельного законодательства;

  3. акты судебных органов.
Сроки проведения проверки устанавливаются распоряжением о проведении проверки. Срок не должен превышать 1 месяц. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, срок может быть продлён до 1 месяца.

При осуществлении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны соблюдаться требования ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля”.

Постановлением Правительства от 27.01.2009 г. земельный контроль был отнесён к одному из видов государственного экологического контроля.

^ М униципальный земельный контроль . Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и распространяется на территорию муниципального образования. Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

^ О бщественный земельный контроль . Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), иными общественными организациями за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти, органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы, предусмотренные Земельным Кодексом, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

^ Производственный земельный контроль . Осуществляется собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами в ходе осуществления хозяйственной деятельности на конкретном земельном участке.

Лица, использующие земельный участок обязаны по письменному запросу Росреестра (но не чаще 1 раза в год) предоставлять сведения об организации производственного земельного контроля. Руководители территориальных органов Росреестра разрабатывают и утверждают годовые планы получения сведений о производственном земельном контроле.

Информационную роль в обеспечении контроля осуществляет мониторинг земель. Мониторинг земель – это система наблюдения за состоянием земель.

Объектом мониторинга являются все земли в РФ. Выделяют подсистемы мониторинга в зависимости от категорий земель.

В процессе мониторинга проводятся изыскание, обследование, съёмки и наблюдения.

Мониторинг включает в себя следующие действия:


  1. сбор информации о состоянии земель, её обработку и хранение;

  2. непрерывное наблюдение за использованием земель

  3. анализ и оценка качественного состояния земель.
По результатам мониторинга составляются научные прогнозы и рекомендации, оперативные сводки и доклады.

Существует 3 вида мониторинга в зависимости от изучаемого объекта:


  1. федеральным (объектом являются все земли РФ);

  2. региональный (предметом является территория, ограниченная административными, экономическими, физико-геологическими и иными границами);

  3. локальный мониторинг (вплоть до отдельного земельного участка).
^

Вопрос 20. Охрана земель.


Охрана и защита земель – разные понятия. Законодатель отказался от легального определения охраны земель.

  1. сохранение земель;

  2. восстановление земель;

  3. улучшение благоприятного состояния земель.
Охрана земель характеризуется двумя категориями и выполняет 2 функции: превентивную (предупредительную) и восстановительную.

Превентивные мероприятия:


  1. разрабатываются программы по охране земель:

  2. проведение экологической экспертизы (государственной и общественной – в зависимости от объекта, органа, который осуществляет);

  3. установление в законодательстве экологических, санитарно-гигиенических требований и норм, в том числе установление нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву, биологических веществ, несоблюдение которых может привести к загрязнению почв окружающей среды, деградации естественных экологических систем;

  4. в законодательстве устанавливаются меры экономического стимулирования по охране и надлежащему использованию земель (напр., плата за загрязнение окружающей среды);
Восстановительные мероприятия:

  1. рекультивация земель (нормативные акты: Постановление правительства от 23.02.1994 г. № 140 “О рекультивации земель…”, Приказ Министерства природы Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/67 – утверждены основные положения)

  2. мелиорация земель,

  3. консервация земель.
Рекультивация земель.

Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 года №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»; Приказ Министерства природы, Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/67.

Рекультивация земель – это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Рекультивация направлена на восстановление земель в целях использовании сельского лесного хозяйства, водного хозяйства, для строительства, рекреационных, природно-охранных и санитарно-защитных целях.

Органы, выдающие разрешения на проведение работ, разрушающих почвенный слой, органы, предоставляющие соответствующие земельные участки, обязаны определять условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для дальнейшего их использования, устанавливают порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя.

Разрабатывается проект рекультивации, в котором определены все условия. Он должен пройти экологическую экспертизу.

Приёмка рекультивированных земель проводится специальной комиссией, которая создаётся на местах.

Нарушенные земли – это земли, утратившие свою хозяйственную ценность либо являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного слоя, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

^ Мелиорация земель.

ФЗ от 10.01.1996 г. “О мелиорации земель”.

Мелиорация – это коренное улучшение земельных участков путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, агротехнических и иных мелиоративных мероприятий.

Существуют 4 типа мелиорации:


  1. гидромелиорация;

  2. агролесомелиорация;

  3. культуртехническая мелиорация (как правило, очистка земельных участков);

  4. химическа мелиорация.
Мелиорация осуществляется в целях:

  • повышения продуктивности и устойчивости земледелия;

  • обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции;

  • создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель.
Консервация земель.

Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 г. №830 (им утверждено Положение о консервации земель и изъятия их из оборота).

Консервация земель проводится в целях:


  • предотвращения деградации земель;

  • восстановление плодородия почв и загрязненных территорий.
С учётом специальных обследований решение о консервации земель принимают уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления. После принятия такого решения разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации, мероприятия, очерёдность проведения мероприятий, их стоимость, а также предложения по дальнейшему использованию после завершения мероприятий по консервации.

Органы, которые приняли решение о консервации, информируют об этом органы Росреестра.

Земельные участки, при принятии решения о консервации либо изымаются из оборота, но сохраняются за их собственниками, землевладельцами, землепользователями либо переводятся в земли запаса.

Частным случаем загрязнения является загрязнение радиоактивными химическими веществами.

В соответствии со ст. 14 ЗК РФ земли, которые подверглись радиоактивному или химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство сельскохозяйственной продукции, отвечающей установленным требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации.

На таких землях запрещается выращивание и реализация сельскохозяйственной продукции.

В целях реабилитации земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Разрабатываются специальные экологические программы. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному химическому загрязнению, определен в Постановлении Правительства от 27.02.2004 г. № 112.

Загрязненные земли в зависимости от степени загрязнённости могут:


  1. переводиться в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека, необходимого качества, произведённой на этих землях продукции, и при отсутствии эффективных технологий при восстановлении таких земель;

  2. земли используются по назначению с установлением особых условий использования и режима деятельности на этих землях в целях обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой продукции.
Этих двух случаях устанавливаются охранные зоны, охранные знаки о том, что эти земли загрязнены.

  1. земли используются по целевому назначению без установления особых условий использования, режима деятельности, если уровень загрязнения не превышает установленных нормативов.
^ Убытки от загрязнения . Лица, в результате деятельности которых произошло загрязнение, обязаны возместить причинённые убытки, + обязаны возместить затраты на дезактивацию; расходы по приведению земель в состояние пригодное для использования земель по целевому назначению, либо возмещают стоимость земельного участка в случае перевода земель в состав земель запаса.
^

Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения.


Ответственность нужно понимать в двояком смысле:

  1. юридическая ответственность как правовой институт (в объективном смысле) – это совокупность юридических норм, устанавливающих неблагоприятные последствия за совершение правонарушения в области использования и охраны земель и порядок их возложения на правонарушителя;

  2. в субъективном смысле юридическая ответственность – это обязанность лица, виновного в совершении правонарушения, претерпеть неблагоприятные последствия, предусмотренные законом или договором.
Основные функции ответственности:

  1. штрафная (репрессивно-карательная);

  2. предупредительно-восстановительная (превентивная);

  3. правовосстановительная (компенсационная).
Основанием ответственности является земельное правонарушение. Земельное правонарушение – это виновное противоправное деяние, нарушающее права, законные интересы и (или) правовые нормы, регулирующие отношения в области использования, управления и охраны земель.

Особенностью ответственности за земельные правонарушения является то, что привлечение виновных лиц к уголовной или административной ответственности не освобождает от обязанности возместить убытки и устранить последствия земельного правонарушения.

В состав правонарушения входят 4 элемента:


  1. объект;
Общим объектом земельных правонарушений являются правоотношения в области использования, управления и охраны земель. Специальным объектом могут быть отношения права собственности на землю, порядок ведения кадастра недвижимости, отношения в сфере управления.

  1. объективная сторона;
Выражается в форме противоправного деяния (как правило, в форме действия, либо бездействия), а так же причинной связи между последствием и причинённым вредом. Земельные правонарушения могут иметь формальный состав и материальный состав. Может характеризоваться факультативными элементами (нецелевое использование водоохранных зон – место использования);

  1. субъект;
Любые лица: граждане, юридические лиц, должностные лица. Они могут быть непосредственными участниками земельных отношений (собственниками, землевладельцами, землепользователями), либо могут быть опосредованными (при самовольном захвате земельного участка);

  1. субъективная сторона.
Это вина (умысел либо неосторожность). Как правило, правонарушения совершаются с косвенным умыслом.

Виды ответственности в сфере использования и охраны земель:


  1. административная ответственность;

  2. уголовная ответственность;

  3. дисциплинарная ответственность;

  4. гражданско-правовая ответственность;

  5. земельно-правовую ответственность.
  1. ^

    Земельно-правовая ответственность.

Вопрос о наличии, отсутствии земельно-правовой ответственности – спорный.

Земельно-правовая ответственность принимается не так часто.

Специфической санкцией земельно-правовой ответственности является земельного участка у собственника либо принудительное прекращение прав на земельный участок.

Специфический порядок применения этой санкции, он определен в ст. ст. 44–47, 54 ЗК, 284–286 ГК, ст.6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Субъекты: собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи. Арендаторы земельно-правовой ответственности не несут , они несут гражданско-правовую ответственность.

Законодатель установил 2 различных вида порядка применения земельно-правовой ответственности:


  1. прекращение прав у землевладельцев и землепользователей;
Основание для принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования, право безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения определены в ст.ст. 45 и 47 ЗК.

Принудительное прекращение данных прав производится в следующем порядке:


  1. при наличии правонарушения, предусмотренного ст. 45 и 47 ЗК, орган государственного земельного контроля налагает административное взыскание и одновременно выносит предупреждение о необходимости устранения нарушения;

  2. в этом предупреждении указывается допущенное правонарушение (его содержание, суть), устанавливается срок для устранения допущенного правонарушения; разъясняются права земледельца, землепользователя в случае принудительного прекращения прав; указывается возможность принудительного прекращения прав;

  3. Если в течение установленного срока правонарушение не будет устранено, орган Госземконтроля направляет в суд заявление о принудительном прекращении права на земельный участок. По истечении 10 дней с момента вынесения решения, данный орган (который предоставил участок) уведомляет о таком решении орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество или сделок с ним.

  1. изъятие у собственника.
Основанием для изъятия земли у собственника являются:

  1. неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства или строительства в течение 3-х лет, если более длительный срок не предусмотрен законом (ст. 8.8 КоАП);

  2. использование земельного участка с грубым нарушением правил рационного использования земель, установленных земельным законодательством;
В соответствии со ст. 285 ГК грубым нарушением правил рационального использования понимается использование земельного участка не по целевому назначению, а также использование, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо к значительному ухудшению экологической обстановки.

  1. ненадлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения.
Предусмотрено ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”– ненадлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения. Случаи должны указываться в ЗК РФ.

При наличии оснований право собственности принудительно прекращается в судебном порядке путём продажи с публичных торгов. В соответствии со ст.286 ГК требуется 2 условия для того, чтобы орган обратился в суд:


  1. необходимо заблаговременно предупредить собственника о допущенных нарушениях (п.3 ст. 53 ЗК можно использовать по аналогии);

  2. отсутствует письменное согласие собственника земельного участка на добровольное исполнение решения об изъятии земельного участка.
Лицо, которое распоряжается соответствующими земельными участками, должно уведомить собственника о решении о прекращении права собственности.

В суд с требованием об изъятии земельного участка обращается орган Госземконтроля (хотя законе прямо не определено). При изъятии земель сельскохозяйственного назначения в суд обращается орган исполнительной власти субъекта РФ или в случаях установленных законом субъекта РФ – орган местного самоуправления.

Вырученная на торгах сумма не полностью возмещается собственнику. Из неё вычитаются расходы на исполнение судебного решения (ст. 240 ГК по аналогии).

  1. ^

    Административная ответственность за земельные правонарушения.

Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП либо законами субъектов Российской Федерации предусмотрена и установлена административная ответственность.

Субъектами являются физические лица, в том числе должностные, и юридические лица. В земельном законодательстве юридические лица рассматривались как субъекты административной ответственности с 1991 года.

Должностное лицо – это лицо, которое наделено организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, вооруженных силах, а так же лицо, которое осуществляет функции представителя власти в силу служебного положения.

Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности с 16 лет Привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности физическое лицо (должностное лицо).

В соответствии с требованиями земельного кодекса, если к административной ответственности привлечено юридическое лицо за ввод объекта в эксплуатацию, его строительство и в результате такого строительств (ввода) был причинен ущерб земельным участкам, то ответственности так же подлежат соответствующие должностные лица (главный инженер или другое лицо, которое выполняет соответствующие обязанности).

Основные санкции:


  1. административный штраф;

  2. предупреждение.
Можно выделить три группы составов земельных правонарушений, за которые предусмотрена ответственность:

  1. правонарушения в сфере права собственности и иных прав на землю (нап., самовольное занятие земельного участка
использование земельного участка без надлежаще оформленных документов);

  1. противоправные деяния, нарушающие правила использования земель и их охрану (например, использование не по целевому назначению, неиспользование земельного участка для строительства);

  2. деяния, нарушающие правила управления в сфере использования и охраны земель (напр., сокрытие информации для ведения кадастра недвижимости).
Компетенция органов по привлечению виновных лиц к ответственности устанавливается гл. 23 КоАП (в основном это суды).
  1. ^

    Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения.

Возможно две формы гражданско-правовой ответственность:

  1. возмещение в натуре (восстановление прежнего состояния земельного участка);

  2. возмещение убытков (ст. 15 ГК).
В соответствии с Земельным кодексом причиненный земельными правонарушениями вред подлежит возмещению в полном объеме во всех случаях (см. ст.76 и 62 ЗК).

Существует два вида гражданско-правовой ответственности:


  1. договорная – наличие договорной связи между правонарушителем и потерпевшим;

  2. внедоговорная (чаще используется этот вид ответственности).
При возмещении вреда земельному участку как природному ресурсу применяются методики и таксы в соответствии со ст.77 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Земельный участок является не только объектом недвижимости, но и частью окружающей среды. Если вред причинен земле как имуществу, то размер убытков доказывает собственник земли.

  1. ^

    Уголовная ответственность за земельные правонарушения.

Два состава преступлений за земельные правонарушения предусмотрены в УК:

  1. порча земель (ст. 254 УК);

  2. государственная регистрация незаконных сделок.
^ Порча земель (ст.254 УК).

За порчу земель предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность (в зависимости от последствий).

Порча земель – это ухудшение физических и биологических свойств почвы, снижение ценности земли.

Объект – это общественные отношения в области использования и охраны земель.

Объективная сторона – это действие или бездействие в форме отравления, загрязнения или иной порчи земель вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Необходимым условием является наступление последствий:

Этот состав материальный. Необходимым условием является вред, который выражается в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде.

Причинение вреда окружающей среде может выражаться в гибели леса; гибели животных; загрязнении водных объектов, атмосферы воздуха; гибели водных биоресурсов.

Вред здоровью человека может выражаться:


  • причинение вреда тяжелой, средней, легкой степени;

  • временная или постоянная утрата трудоспособности;

  • расстройство здоровья.
Субъект – специальный, это лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществляющее хранение, использование или транспортировку соответствующих веществ.

^ Субъективная сторона – умысел (как косвенный, так и прямой), при смерти человека – неосторожность к данному последствию.

Квалифицирующие составы:


  1. ч. 2 предусматривает совершение деяния в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

  2. ч. 3 – причинение по неосторожности смерти человека.
Государственная регистрация незаконных сделок с земельными участками (ст.170 УК).

3 состава объективной стороны:


  1. регистрация незаконной сделки с земельным участком, т.е. предание юридической силы сделке без достаточных правовых оснований;

  2. искажение учётных записей кадастра недвижимости, т.е. их несоответствие фактическим, качественным, количественным, правовым характеристикам земельного участка;

  3. умышленное занижение размеров платежей за землю (т.е. уменьшение земельного налога или арендной платы).
Объект – общественные отношения в области учета и оборота земельных участков.

Субъект – это должностные лица, использующие своё должностное положение (должностные лица Росреестра, должностные лица налоговых органов).

Субъективная сторона – прямой умысел, обязательным элементом субъективной стороны является корысть или иная личная заинтересованность.

  1. ^

    Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.

В основе лежит дисциплинарный проступок. Дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Субъект – специальный, это лицо, которое состоит с работодателем в трудовых, служебных отношениях, т.е. является работник, в обязанности которого входит соблюдение или исполнение норм земельного законодательства (землеустроители, агрономы, механизаторы и иные лица).

Объектом являются трудовые и земельные отношения (в сфере использования, управления, охраны земель).

Меры дисциплинарной ответственности установлены в ТК (общие: замечание, выговор, увольнение). Порядок применения предусмотрен в ТК РФ, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ и субъектов РФ. ФЗ, уставами, положениями о дисциплине могут предусматриваться дополнительные меры ответственности.

В течение месяца с момента обнаружения должны быть применены соответствующие санкции.

Приказ о наложении взыскания объявляется под расписку. Он может быть обжалован в КТС и в суд.

36. Правовая охрана земель. Контроль за использованием и охраной земель

Основной задачей контроля за соблюдением требований земельного законодательства, рациональным использованием и охраной земель является обеспечение исполнения земельно-правовых норм, соблюдения установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнения мероприятий по использованию и охране земельных ресурсов органами государственной власти, органами местного са- мо-управления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, осуществляющими владение и пользование земельными участками. Под контролем за использованием и охраной земель понимается деятельность органов управления по осуществлению проверок за состоянием земель, выполнением мероприятий по их охране, соблюдением земельного законодательства.
Различают следующие виды контроля:
- мониторинг земель;
- государственный контроль;
- производственный контроль;
- муниципальный и общественный контроль.
Мониторинг земель (ст. 67 ЗК РФ) представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения негативных процессов.
Объектом мониторинга являются все земли РФ независимо от форм собственности и их целевого использования.
В зависимости от целей наблюдения мониторинг может быть федеральным, региональным и локальным.
Его задачами являются:
1) своевременное выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов;
2) информационное обеспечение ведения земельного кадастра, государственного земельного контроля, а также землеустройства;
3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Государственный контроль за использованием земель определен в ст. 71 ЗК РФ и Положением «О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель», утвержденным постановлением Правительства РФ 23 декабря 1993 г.
Государственный контроль осуществляют:
1) Федеральная служба земельного кадастра осуществляет контроль за состоянием всех земель независимо от форм собственности и целевого использования;
2) Министерство природных ресурсов осуществляет соблюдение экологических норм при использовании земельных участков;
3) Органы санэпидемнадзора осуществляют надзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм при использовании земельных участков;
4) Министерство по строительству и жилищно-коммунальному комплексу осуществляет соблюдение строительных норм и правил.
В п. 10 Положения определены полномочия контролирующих органов:
1) проведение проверок;
2) получение информации, касающейся состояния земель;
3) привлечение специалистов при необходимости заключения компетентных органов управления;
4) наложение административных штрафов;
5) вынесение предписаний об устранении допущенного правонарушения и др. Производственный земельный контроль указан в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» и в ст. 73 ЗК РФ. Этот контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка.
Муниципальный контроль осуществляется органами местного со- моуправления или уполномоченными ими органами (ст. 72 ЗК РФ).
Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями, гражданами.
Общественный земельный контроль проводится в целях соблюдения исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления установленного порядка подготовки и принятия решений, затрагивающих субъективные земельные права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц.

Библиографический список

Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768. (В ред. Законов РФ от 21 февраля 1992 г. и от 2 июня 1993 г.).
Закон РФ от 19 декабря 1991 г. “Об охране окружающей природной среды” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. Ст. 457; 1993. № 29. Ст. 1111.
Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ “О мелиорации земель” // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 142.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.
Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 109-ФЗ “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 29. Ст. 3510.
Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ “О гидрометеорологической службе” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 30. Ст. 3609.
Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2162 “Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 51. Ст. 4935.
Указ Президента РФ от 13 августа 1998 г. № 961 “О Государственном комитете РФ по охране окружающей природной среды и гидрометеорологии” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 33. Ст. 3965.
Постановление Правительства РФ от 15 июля 1992 г. № 491 “Об утверждении Положения о мониторинге земель в Российской Федерации” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 4. Ст. 183.
Положение о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами. Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 555 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 8. Ст. 505.
Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 “Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 2. Ст. 78.
Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 “О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя земли” // Российская газета. 1994. 5 марта.
Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 1425 “Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды” // Собрание законодательства РФ. 1997. № 47. Ст. 5410.
Постановление Правительства РФ от 18 мая 1998 г. № 460 “Об утверждении Положения о проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особо режимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 21. Ст. 2237.
Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 938 “О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 33. Ст. 4037.
Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1998 г. № 1439 “Вопросы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 50. Ст. 6157.
Дикусар В. М. Правовое регулирование разрешения земельных споров в Российской Федерации: Автореф. дис... канд. юрид. наук / М., 1997. 37 с.
Иконицкая И. А. Проблемы эффективности в земельном праве. М.: Наука, 1979. 183 с.

Контроль за использованием и охраной земель – это деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требования охраны и использования земель.

Выделяют 4 вида контроля:

1. государственный;

2. муниципальный;

3. общественный;

4. производственный.

Государственный земельный контроль .

Объектом государственного земельного контроля являются земельные участки и отношения, связанные и их предоставлением, использованием и изъятием.

При осуществлении государственного земельного контроля используются сведения Государственного кадастра недвижимости; Государственного мониторинга земель; производственного земельного контроля; Государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства и иные сведения; проводятся съёмки, обмеры земельных участков и иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

Органы, осуществляющие государственный земельный контроль:

1. должностные лица и органы Росреестра осуществляют государственный земельный контроль в отношении всех категорий земель и, в частности, осуществляют контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками, выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без документов, разрешающих определённую хозяйственную деятельность на данном участке; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков, о соблюдении порядка предоставления сведений о состоянии земель, за соблюдением исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных правоотношений; направление по выполнению требований земельного законодательства по использованию земель по целевому назначению и выполнению обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в частности осуществляет контроль:

1) за выполнением обязанности по рекультивации земель;

2) по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

3) за соблюдением выполнения требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для определенных целей без специальных разрешений;

4) за соблюдением режима использования земельных участков и лесов, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

3. Федеральная служба по ветеринарному, фитосанитарному контролю осуществляет контроль на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов в частности:

1) за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) за соблюдением требований по самовольному занятию, перемещению и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления;

Конечным результатом этой функции является:

1. выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства;

2. исполнение нарушителями земельного законодательства соответствующих предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;

3. привлечение виновных лиц к административной ответственности.

Формой земельного контроля являются проверки, которые бывают 2 х видов: плановые и внеплановые проверки.

Юридическими фактами для проведения проверок являются:

1. планы проведения проверок (утверждаются руководителями территориальных органов Росреестра ежеквартально, не позднее чем за 15 дней до планируемого периода);

· в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки по каждому земельному участку проводятся не чаще, чем 1 раз в 2 года;

· в отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка проводится не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

2. жалобы и обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц о том, что есть нарушение земельного законодательства;

3. сообщение в СМИ о нарушениях земельного законодательства;

4. акты судебных органов.

Сроки проведения проверки устанавливаются распоряжением о проведении проверки. Срок не должен превышать 1 месяц. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, срок может быть продлён до 1 месяца.

При осуществлении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны соблюдаться требования ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля”.

Постановлением Правительства от 27.01.2009 г. земельный контроль был отнесён к одному из видов государственного экологического контроля.

Муниципальный земельный контроль . Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и распространяется на территорию муниципального образования. Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный земельный контроль . Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), иными общественными организациями за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти, органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы, предусмотренные Земельным Кодексом, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Производственный земельный контроль . Осуществляется собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами в ходе осуществления хозяйственной деятельности на конкретном земельном участке.

Лица, использующие земельный участок обязаны по письменному запросу Росреестра (но не чаще 1 раза в год) предоставлять сведения об организации производственного земельного контроля. Руководители территориальных органов Росреестра разрабатывают и утверждают годовые планы получения сведений о производственном земельном контроле.

Информационную роль в обеспечении контроля осуществляет мониторинг земель. Мониторинг земель – это система наблюдения за состоянием земель.

Объектом мониторинга являются все земли в РФ. Выделяют подсистемы мониторинга в зависимости от категорий земель.

В процессе мониторинга проводятся изыскание, обследование, съёмки и наблюдения.

Мониторинг включает в себя следующие действия:

1. сбор информации о состоянии земель, её обработку и хранение;

2. непрерывное наблюдение за использованием земель

3. анализ и оценка качественного состояния земель.

По результатам мониторинга составляются научные прогнозы и рекомендации, оперативные сводки и доклады.

Существует 3 вида мониторинга в зависимости от изучаемого объекта:

1. федеральным (объектом являются все земли РФ);

2. региональный (предметом является территория, ограниченная административными, экономическими, физико-геологическими и иными границами);

3. локальный мониторинг (вплоть до отдельного земельного участка).

Надзор и контроль за использованием и охраной земель является важнейшей функцией управления земельными ресурсами. С июля 2011 г. законодатель разграничил государственный земельный контроль и контроль в сфере использования земель. Земельный надзор отнесен к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений (ст. 9 ЗК РФ). Под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством. В рамках земельного надзора уполномоченные федеральные органы исполнительной власти согласно их компетенции организуют и проводят проверки указанных лиц, принимают меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также осуществляют систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Контроль за использованием и охраной земель (земельный контроль) - это специальная деятельность компетентных органов и лиц, направленная на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

В условиях рыночной экономики земельный надзор и земельный контроль не утрачивают свою значимость, а, напротив, приобретают еще большее значение. Земельное законодательство закрепляет право собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов самостоятельно хозяйствовать на земле, но такая деятельность не должна наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы третьих лиц. Кроме того, указанными субъектами при использовании земли должны исполняться обязанности, установленные нормами законодательства.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была утверждена новая система федеральных органов исполнительной власти, включающая федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Функции по контролю и надзору возложены на федеральные службы (службы). В частности, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением: выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; выполнения требований законодательства РФ о недопущении использования участков лесного фонда без специальных разрешений на использование указанных участков; режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов и т.п. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности (выполнением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выполнением требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы и др.). В целом же функции по государственному земельному контролю возложены на Росреестр. Эти органы осуществляют свои функции во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями, общественными объединениями, а также гражданами.

Только органы земельного надзора наделены полномочиями по привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с установленной компетенцией, а также по вынесению лицам, виновным в нарушении земельного законодательства, предупреждений о допущенных земельных правонарушениях.

Основными принципами осуществления государственного земельного надзора являются законность, приоритет мер предупреждения правонарушений в области земельных отношений и неотвратимость наказания за совершенные нарушения земельного законодательства, восстановление нарушенных прав собственников земли и землепользователей.

У органов, осуществляющих государственный земельный надзор, есть общая задача - обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований охраны и использования земель в целях наиболее эффективного и рационального ее использования.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок. Проводимые проверки могут быть двух видов: плановые и внеплановые. Плановые проводятся в отношении каждого земельного участка в соответствии с планами, утверждаемыми в установленном порядке. Внеплановые - для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства; в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Мероприятия по государственному земельному надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Согласно данным Государственного доклада о состоянии и использовании земель РФ в течение 2005 г. госземинспектора- ми проведено 140 205 проверок на площади 80 018,52 тыс. га, что на 37,7% меньше, чем в 2004 г. В течение 2006 г. было проведено уже 164 797 проверок соблюдения земельного законодательства на площади 55 117,95 тыс. га (что на 17,5% больше, чем в 2005 г.), в течение 2007 г. - более 219 000 проверок (что на 30% больше, чем в 2006 г.).

В течение 2010 г. в Российской Федерации государственными инспекторами по использованию и охране земель проведено 272 578 проверок соблюдения земельного законодательства, проверками охвачено 11 787,7 тыс. га земель. Количество проверок, по сравнению с 2009 г. уменьшилось на 1,42% (на 3925 проверок).

В 2010 г. наибольшее количество проверок соблюдения земельного законодательства проведено в Республике Башкортостан (23 087), Свердловской области (16 570), Республике Татарстан (12 678), Ростовской области (12 068), Краснодарском крае (11 819), Ставропольском крае (9496), Оренбургской области (7170), Красноярском крае (6899), Пермском крае (6642), Тверской области (6548), Волгоградской области (6435), Алтайском крае (6095), Нижегородской области (5962), Московской области (5546), Саратовской области (5076), Чувашской Республике (4273), Пензенской области (3986), Архангельской области и Ненецком автономном округе (3744), Калужской области (3740), г. Москве (3637). Необходимо отметить, что количество вместе взятых проверок в указанных регионах составляет около 59,2% от общего количества проверок в целом по Российской Федерации.

В зависимости от органов, осуществляющих земельный контроль, выделяют три его вида: муниципальный, общественный и производственный. Все виды земельного контроля взаимосвязаны и в конечном итоге имеют общую цель- обеспечить рациональное использование и охрану земель.

Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления и распространяется на территорию муниципального образования. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов РФ.

В целях эффективного выявления и пресечения земельных правонарушений территориальные органы Росреестра заключили соглашения с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль. Должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, выявляют нарушения земельного законодательства.

От государственного и муниципального контроля следует отличать общественный земельный контроль, который осуществляется органами территориального общественного самоуправления , другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих предусмотренные ЗК РФ права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель. Например, ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривает возможность образования по решению общего собрания (собрания уполномоченных) садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения комиссии такого объединения по контролю за соблюдением законодательства.

Пункт 3 ст. 31 ЗК РФ предусматривает право граждан, общественных организаций (объединений), религиозных организаций и органов территориального общественного самоуправления участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. ФЗ от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусматривает такую форму общественного контроля, как присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления. Присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов и органов местного самоуправления или иными нормативными правовыми актами.

Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе хозяйственной деятельности на земельном участке. Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в уполномоченный орган государственного земельного надзора или уполномоченный орган муниципального земельного контроля в порядке, установленном Правительством РФ. В основном такая форма контроля, как производственный земельный контроль, применима к юридическим лицам, которые обязаны проводить экспертизы, проверки по отношению к закрепленным за ними земельным участкам. Производственный контроль проводят должностные или специально уполномоченные лица, например, в сельскохозяйственных организациях - землеустроители. В организациях могут создаваться и специальные службы, наделяемые соответствующими полномочиями в сфере производственного земельного контроля.

Важную роль в информационном обеспечении контроля за использованием и охраной земель играет государственный мониторинг земель, который представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

В процессе мониторинга земель проводятся систематические, комплексные наблюдения, изыскания, обследования, съемки. Мероприятия по мониторингу связаны с применением технических средств, взятием проб, проведением анализов и измерений состава почв, их физического состояния и т.п. Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием: дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов), сети постоянно действующих полигонов, межевых знаков, наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных), соответствующих фондов данных.

Во многих регионах РФ отсутствие актуальной картографической основы не позволяет решать поставленные задачи мониторинга. Имеющиеся в большинстве субъектов РФ топографические карты относятся к середине 80-х - началу 90-х гг. прошлого века. Темпы работ по централизованному обновлению карт существенно снизились, при этом за последние годы состояние агроландшафта значительно изменилось, особенно в интенсивно развивающихся регионах. Для обеспечения функционирования мониторинга внедряются новые средства и технологии, системы наблюдений, сбора и обработки информации, в том числе на основе данных дистанционного зондирования Земли как наиболее объективных и оперативных в применении.

В настоящее время дистанционный мониторинг (в первую очередь спутниковый) позволяет получать объективную информацию по всей территории. Время обновления данной информации составляет от нескольких дней до 1 года (в зависимости от множества факторов, в том числе от ее пространственного разрешения).

Проводимая оценка динамики использования и состояния земель на основе сравнительного анализа разновременных картографических материалов, данных дистанционного зондирования Земли и наземных обследований с целью выявления сценариев развития процессов и прогноза ситуации базируется на использовании современных геоинформационных технологий.

Мониторинг земель осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

С 1996 г. в России создается многоуровневая информационная база мониторинга земель, налаживается постоянно действующая система прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Мониторинг земель имеет подсистемы по категориям земель (мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, мониторинг земель поселений и т.п.). Мониторинг ведется на всей территории РФ по единой системе.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным (охватывает всю территорию РФ), региональным (охватывает территории, ограниченные физико-геологическими, экономическими, административными и иными границами) и локальным (ведется на территории ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов).

Мониторинг включает: сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение; непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования; анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику, направление и развитие изменений, в особенности имеющих негативный характер.

В настоящее время отношения по осуществлению мониторинга земель регулируются Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 846 .

  • Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан поместу их жительства на части территорий муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов,кварталов, улиц, дворов и других территорий) для самостоятельного или под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значениянепосредственно населением или через создаваемые ими органы территориальногообщественного самоуправления.
  • СЗ РФ. 2002. № 49. Ст. 4882.
Выбор редакции
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...

В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....

Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...

АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...
Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...
И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...