Неправильная квалификация административного правонарушения суд. Понятие и правила квалификации административных правонарушений
Рассмотрение вопросов административно-правовой квалификации предполагает исследование проблем определения и применения правил квалификации, а также их специфики и особенностей. К сожалению, законодатель остался равнодушным и невнимательным к данной сфере административно-деликтного производства, что обусловливает необходимость ее научно-теоретического обеспечения на основе нормативных предписаний закона, так или иначе связанных с заявленной проблематикой. Рассмотрим наиболее существенные из них.
КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. Если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Административной ответственности подлежат лица, совершившие правонарушение, в котором отсутствуют признаки малозначительности. При этом малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Кроме того, задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях предписывают правоприменителю строго руководствоваться действующим законом при назначении административного наказания и применения иных мер воздействия, придерживаться рамок установленной для них компетенции. Все принимаемые по делу решения должны быть аргументированы с точки зрения собранных и доказанных фактов и правил производства:
- · квалификации подлежит оконченное правонарушение, состав которого определен Особенной частью КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ);
- · наличие в деянии признаков малозначительности административного правонарушения исключает возможность его квалификации;
- · правонарушение квалифицируется по нормам закона, действующего во время и по месту совершения противоправного деяния (ч. 1 ст. 1.7);
- · административно-правовая квалификация базируется на точно установленных обстоятельствах виновно совершенного правонарушения (ч. 1 ст. 1.5), доказанных по процессуальным правилам КоАП РФ, действующим во время производства по делу (ч. 3 ст. 1.7);
- · субъектами квалификации выступают уполномоченные судьи, органы, должностные лица в рамках предусмотренной законом административно-юрисдикционной компетенции (ч. 2 ст. 1.6);
- · итоговая оценка деяния подлежит выражению во вступившем в законную силу постановлении судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).
Приведенные положения образуют общеправовую и теоретическую базу административно-правовой квалификации (общие правила квалификации). Между тем особенности составов административных правонарушений и требований к производству по соответствующим делам образуют и предопределяют специфику квалификации, что выражается в системе частных правил, т.е. универсальных требований, обращенных к правоприменителю, призванных обеспечить рациональность и законность процесса привлечения к административной ответственности по определенной категории дел.
Специальные правила квалификации определяют порядок оценки противоправности и наказуемости деяния: при малозначительности административного правонарушения; при наличии обстоятельств, исключающих административную ответственность, и обстоятельств, освобождающих от ответственности; при квалификации деяний, совершенных отдельными категориями лиц (несовершеннолетние, должностные, юридические лица).
Правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений предусмотрены ст. 4.4 КоАП РФ. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции, предусматривающей более строгое наказание.
По общему правилу, за каждое административное правонарушение следует административное наказание. Это значит, что если лицо совершило не одно, а несколько правонарушений (как различных, так и одинаковых), то за каждое из них оно отвечает отдельно, т.е. дела о них рассматриваются в разных производствах.
Дела о двух и более административных правонарушениях рассматриваются в одном административном производстве судьи, соответствующего органа или должностного лица при наличии двух обстоятельств: лицо совершает действие (бездействие), которое запрещено сразу несколькими статьями (частями статьи) КоАП РФ; дела об этих правонарушениях подведомственны одному и тому же судье, органу, должностному лицу. В такой ситуации виновный отвечает в пределах санкции той статьи, которая предусматривает более строгое наказание. Таким образом, в данном случае действует принцип поглощения мягкого наказания более строгим.
Поскольку назначение наказаний предопределяется квалификацией, то установленные ст. 4.4 КоАП РФ правила наложения взысканий в значительной мере предопределяют и правила квалификации множественности административных правонарушений. Поэтому представляется правомерной самостоятельная квалификация каждого из составляющих повторность проступков, когда очередное правонарушение совершено после составления протокола за предыдущее. Это обусловлено необходимостью реагировать на новое правонарушение и правовой оценкой последнего.
В результате изучения данной главы обучающиеся должны
знать :
- понятие и сущность квалификации административных правонарушений;
- структуру и содержание процесса квалификации административных правонарушений;
- субъектов квалификации административных правонарушений;
- общие, частные и специальные правила квалификации административных правонарушений;
уметь :
- соотносить такие понятия, как «административная ответственность», «административное правонарушение» и «квалификации административных правонарушений»;
- квалификацию административных правонарушений с правотворчеством и правоприменением;
- различать общие, частные и специальные правила квалификации административных правонарушений;
владеть :
Навыками применения общих, частных и специальных правил квалификации административных правонарушений.
Квалификация административных правонарушений: природа и сущность
Административно-правовая оценка деяния (действия, бездействия) слагается из двух компонентов: во-первых, отграничения правомерного от противоправного; во-вторых, квалификации правонарушения. В практической деятельности, состоящей в применении законодательства об административной ответственности, оба компонента слиты, в теории административной юрисдикции они расчленяются. Данное разграничение имеет не только научное, но и практическое значение, ввиду того что признание содеянного правомерным исключает необходимость решения задач производства по делу об административном правонарушении и, наоборот, подпадая под действие КоАП РФ или законов об административных правонарушениях субъектов Федерации, вызывает такую необходимость.
Для того чтобы привлечь лицо к ответственности, назначить ему справедливое и обоснованное наказание, необходимо точно установить, какие требования законодательства были нарушены и состав какого правонарушения они содержат, что достигается посредством квалификации. С учетом этого КоАП РФ должен быть дополнен статьей следующего содержания: основанием административной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения. Данная норма позволила бы вести речь о квалификации как о полноценном институте административной юрисдикции и о ее неразрывном единстве с основанием административной ответственности.
С общетеоретических позиций квалификация правонарушения является многогранным феноменом, сочетающим в себе проявления различных сторон жизнедеятельности личности, общества и государства: социальные, философские, субъективные, правовые.
В социально-философском качестве квалификация представляет собой особую разновидность познавательной деятельности уполномоченного субъекта правоприменения, выражающуюся в его способности и возможности на основе имеющихся фактических знаний о совершенном деянии и действующем законодательстве получать и формулировать выводы, относящиеся к определению оценки деяния как противоправного или правомерного. С этих позиций процессуальная теория познания должна обращать внимание на важность наряду с познавательной также удостоверительной стороны процесса квалификации: окончательный вывод о наличии в деянии лица признаков состава административного правонарушения может быть сделан тогда, когда в деле имеется надлежащим образом зафиксированная информация (доказательства).
Значение исследуемого аспекта квалификации выражается в признании допустимости ее применения в производстве по делам о правонарушениях с точки зрения отражательно-познавательных способностей данного рода деятельности, поскольку каждый отдельно взятый процесс привлечения лица к юридической ответственности имеет ретроспективный характер, т.е. основан на изучении и исследовании обстоятельств совершенного деяния, имевшего место в прошлом и познаваемого на основе оставленных в объективном или субъективном мире следов правонарушения.
Квалификация правонарушения как субъективная категория - специфическая мыслительная деятельность лица, проводящего квалификацию, подчиненная законам логики. С учетом этого квалификация заключается в последовательном осуществлении следующих взаимосвязанных операций: разграничение противоправного деяния от правомерного поведения; правовая оценка деяния с точки зрения отношения к нему законодателя (выбор, толкование и анализ нарушенной лицом нормы, предусматривающей ответственность за содеянное); принятие решения о наличии в совершенном деянии признаков какого-либо состава административного правонарушения. Их содержание складывается из совокупности знаний и выводов субъекта квалификации, основанных на трех элементах:
1) представлениях о фактических обстоятельствах дела; 2) о содержании нарушенной административно-деликтной нормы; 3) об отношении между фактическими признаками деяния и признаками, предусмотренными в правовой норме.
Первые два элемента являются необходимыми предпосылками (условиями) квалификации и выражаются в описательном (дискреп- тивном) высказывании о фактических обстоятельствах дела с правовых позиций. Добавление к ним третьего элемента есть сама квалификация как соотношение дискрептивного представления с его нормативным оформлением, иначе говоря, наложение фактического материала на его правовой масштаб.
Значение данного аспекта квалификации для правоприменительной практики обусловлено необходимостью учета личных качеств правоприменителя, уровня его профессиональной подготовки и служебного мастерства, которые в итоге влияют на достоверность и законность результатов квалификации, обеспечивают достижение ее целей и решение задач.
В теории государства и права квалификация правонарушения определяется как установление соответствия идентификации, тождества содеянного лицом признакам состава правонарушения, предусмотренного диспозицией соответствующей нормы права. Квалифицировать - значит установить соответствие между признаками реально совершенного деяния и признаками, содержащимися в правовой норме, предусматривающей ответственность за его совершение. Таким образом, квалификация базируется как на материально-правовых, так и на процессуально-правовых основах своего применения.
Правовой основой квалификации административных правонарушений являются их юридические составы, содержащиеся в нарушенной лицом правовой норме, которая может быть закреплена как в КоАП РФ, так и в законах субъектов РФ, принимаемых по вопросам административной ответственности; процедурно-прикладной -
процессуальные правила производства по делам об административных правонарушениях, нормативно закрепленные в КоАП РФ. Между тем к ним также следует отнести такие источники административно-деликтного законодательства, как общепризнанные принципы и нормы международного права, а также Конституцию РФ.
Подводя итоги, представляется возможным сформулировать следующий вывод: административно-правовая квалификация представляет собой основанную на нормативных предписаниях закона удостоверительно-познавательную деятельность лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, связанную с анализом фактических признаков деяния и их отождествлением с признаками состава правонарушения, содержащимися в нарушенной административно-правовой норме.
Квалификация административного правонарушения выражается в представлении правоприменителя (умозаключении) о характере связи между фактическими обстоятельствами деяния и правовой нормой, устанавливающей административную ответственность. И это есть не что иное, как отношение между единичным и общим, поскольку подведение конкретного события под общую норму означает признание совпадения признаков, имеющихся как в этой норме, так и в конкретном событии.
Правильная квалификация обеспечивает соблюдение принципа законности при возбуждении дела об административном правонарушении, в ходе производства по делу и его рассмотрения. Она обусловливает вынесение обоснованного и справедливого решения о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания или освобождении от нее. Это позволяет констатировать, что административно-правовая квалификация представляет собой основополагающую, фундаментальную, центральную, стержневую часть, ядро применения административно-деликтного закона уполномоченными судьями, органами, должностными лицами.
В зависимости от субъекта, производящего квалификацию, можно выделить два вида квалификации: официальную (легальную) и неофициальную (доктринальную). Официальная квалификация производится уполномоченным должностным лицом (судьей), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, и связана с оценкой деяния, имеющей юридическое значение. Доктринальная квалификация связана с оценкой правонарушения иными субъектами производства по делу (потерпевший, свидетель, эксперт и т.д.) либо отдельными гражданами и организациями по своему усмотрению и не имеет юридического значения.
В зависимости от результатов квалификацию можно подразделить на позитивную и негативную. Позитивная квалификация связана с установлением тождества между признаками совершенного деяния и составом административного правонарушения. Квалификация является негативной, если элементы отмеченного тождества не установлены.
Поскольку квалификация осуществляется на всех этапах производства по делу об административном правонарушении, за исключением лишь стадий пересмотра и исполнения постановления, можно выделить такие ее виды: осуществляемая при возбуждении дела, при производстве административного расследования, при рассмотрении дела, при пересмотре постановлений и решений.
В зависимости от точности соотнесения признаков административного правонарушения и признаков его состава возможны два вида квалификации - правильная (законная) и неправильная (незаконная).
Квалификация противоправных деяний, т.е. действий (бездействия), нарушающих требования правовых норм, используется при производстве не только по делам об административных правонарушениях, но и в ходе возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел. Имея, по сути, единую теоретико-методологическую основу, указанные виды квалификации не тождественны друг другу.
Специфика административно-правовой квалификации противоправных деяний, на наш взгляд, заключается в особенностях ее содержательных признаков и специфике образующих элементов. Во- первых, если основанием для проведения квалификации по делу об административном правонарушении является факт совершения противоправного деяния, предусмотренного КоАП РФ или законом об административной ответственности субъекта РФ, то по уголовному делу - только УК РФ. Во-вторых, процессуальные правила административно-правовой квалификации установлены КоАП РФ, уголовно-правовой - УПК РФ. В-третьих, субъектами исследуемого нами вида квалификации являются должностные лица органов государственной власти и государственных органов, не относящихся к какой-либо ветви власти, судьи; уголовно-правовой - должностные лица правоохранительных органов исполнительной власти и судьи. В-четвертых, квалификация административных правонарушений осуществляется в отношении как физических, так и юридических лиц; преступлений - только в отношении физических лиц. В-пятых, по результатам административно-правовой квалификации решается вопрос о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания (либо об освобождении от ответственности); уголовно-правовой - о привлечении к уголовной ответственности и назначении наказания (освобождении от ответственности).
Таким образом, можно сказать, что основные различия между административно-правовой и уголовно-правовой квалификацией противоправных деяний могут быть проведены по основаниям, субъектам, содержанию, объекту и правовым последствиям их применения.
Применительно к практике производства по делам об административных правонарушениях следует отметить, что применяемый при этом вид квалификации имеет свои особенности, обусловленные законодательным разграничением предметов ведения РФ и субъектов РФ в области привлечения к административной ответственности. Иными словами, материально-правовая и процессуальная основы квалификации административных правонарушений характеризуются двойственной природой своего происхождения. С одной стороны, это нормы федерального законодательства, с другой - законодательства субъектов РФ.
19. Квалификация административных правонарушений.
Квалификация – это установление соответствия между фактическими признаками совершённого деяния и признака конкретного состава правонарушения, предусмотренного соответствующей статьёй КоАП. Лицо, совершившее прав-ие, может нести ответств.,если в этом деянии присутствуют все признаки конкретного состава прав-ия. Поэтому необходимо установить соответствие фактических признаков совершенного деяния с юридическими. При квалификации отбираются лишь признаки, которые предусмотрены в КоАП в качестве признаков состава правонарушения, остальные признаки для квалификации значения не имеют. Обязательными условиями для правильной квалификации являются установление всех фактических обстоятельств совершенного деяния и профессиональное сопоставление их с признаками прав-ий, названных в нормах соответствующих статей КоАП. Квалификация админ. прав-ий не такая сложная, как преступлений. Но без неё невозможно определить конкретный вид правонарушения, статью, её часть, в соответствии с кот.виновное лицо может нести адм. ответств.
Вывод о наличии в определённом деянии признаков состава прав-ия не всегда закрепляется в процессуальных док-тах. Если ПИКоАП предусмотрена возможность наложения адм. взыскания, то не требуется составления никаких процессуальных док-тов, а значит признаки состава прав-ия письменно в соответствующем док-те не отражаются. В иных случаях составляется протокол об адм. право-ии. В нем отражаются сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо адм. прав-ия, норма права предусматривающая ответств. за данное прав-ие. В постановлении по делу об админ. прав-ии, которое выносится после рассмотрения дела, излагаются и обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также указывается норм.акт, предусматривающий ответств. за данное адм. прав-ие. Т.о. в 1-ом и 2-ом процессуальных док-ах фиксируется квалификация прав-ия путём указания правовых нормы, предусматривающей ответственность за данное прав-ие, в кот.сформулированы признаки установленного состава право-ия.
Неустановление обязательных элементов состава прав-ия исключает наличие состава и влечёт прекращение дела производством. Неправильная квалификация может повлечь незаконное привлечение к адм. ответственности.
Н-р, состав клеветы(ст.9.2) будет в том случае, если деяние осуществляется:
способом распространения, заведомо ложных измышлений, позорящих измышлений, совершено умышлено, вменяемым лицом, достигшим 16 лет. При соответствии признаков совершённого деяния названным признакам состава клеветы правонарушение квалифицируется по ст. 9.2 КоАП.
20. Объект административного правонарушения: понятие, классификация.
Объект адм. прав-ия явл. обязательным элементом каждого состава адм. прав-ия и играет существенную роль при квалификации деяния. Нет единого мнения по поводу понятия объекта. Одни считают, что объект – это обществ.отношения, другие – интересы людей и отдельных лиц. Не физ или юр лицо не явл. объектом посягательства, а обществ. отнош-ия, субъектами которых они являются. Одним из элементов обществ. отношений явл. Предметы(материальные: вещи и нематериальные: дух., моральн., организ. явления, они не имеют вещественную ценность). Беспредметных отношений нет, противоправное деяние, посягая на объект, одновременно посягает и на предмет. Обществ.отношения, содержащие предмет в качестве материальных ценностей, явл. материальными(н-р, незаконное ношение либо перевозка газового, пневматического или метательного оружия), те, кот не имеют их – нематериальные(неявка в суд по вызову без уважительной причины). Под предметом общ.отношений понимают всё то, в связи с чем они складываются, существуют, по поводу чего субъекты вступают в такие отношения. При воздействии на предмет происходит посягательство на обществ.отношения. Другими составляющими общ.отношений явл. субъекты – носители этих отношений.Субъекты АДОтнош. по своему положению разные. Одна сторона – правонарушители, другая – те субъекты, интересы которых в той или иной мере затрагиваются в связи с совершением правонарушения. Без них не может быть общественного отношения. Третьим элементом общ.отношений явл взаимосвязь между субъектами общ. отношений. Только во взаимосвязях субъектов проявляются обществ.отношения. Взаимосвязь – это общение между субъектами общ.отношения. Правонарушитель, совершая деяние, воздействует на предмет и этим самым посягает в целом на общ.отношение, причиняя ему ущерб. В некоторых прав-иях предусмотрено обязательное присутствие предмета, н-р, в право-иях, о кот.идёт речь в гл 10 «адм. прав-ия против собственности». Объекты адм. прав-ий «по вертикали» классифицируются как общий, родовой, непосредственный. Общий объект – все общ.отношения, охраняемые нормами АДП. Общ.объект означает, что он явл. одним для всех админ. право-ий. Он лишён конкретных признаков общ.отношений, а обладает признаками, имеющими одинаковое значение для объектов любого адм. право-ия. Эти отнош. деликтны, связаны с совершением адм. прав-ий; регулируются нормами различных отраслей права; обеспечиваются мерами адм. ответственности. Общий объект состоит из родовых и конкретных объектов. Посягательство на родовой или конкретный объект явл. посягательством на общий объект. Родовой объект – часть общ.отношений общего объекта, взаимосвязанных близким родством, свойством. Он объединяет однородную группу общ.отношений, состоящих из конкретных объектов, и явл. для них единым. Н-р, нарушение правил радиационного контроля(16.4), нарушение правил и норм радиационной безопасности посягают на один родовой объект – отношения в области здоровья населения. Близкие, родственные прав-ия объединяются в одной главе в Особен. части КоАП. Кол-во глав определяет кол-во родовых объектов админ. прав-ий. Значение родового объекта – не только в систематизации правовых норм по соответствующим группам, но и отграничении одного рода прав-ий от другого. Родовые объекты состоят из видовых объектов(это части, группы объектов в системе родового объекта, имеющие свои специфические черты, св-ва). Вид.объекты определяются в названиях глав и статей. Непосредственный объект – это то конкретное общ.отношение, которое охраняется АДП и которому непосредственно наносится вред. Он явл. первоначальным на что направляется противоправное деяние. По существу, непосредственный объект образует противоправность деяния, так как именно он связан с конкретной нормой права, которая этим деяние нарушается. Непоср. объект умышл. причинения телесного повреждения – здоровье человека; мелкого хулиганства – общественный порядок. Непосред. объект служит основой для класс-ции прав-ий по главам и видам Особен. части КоАП. Он наиболее полно определяет сущность и подчёркивает специфические особенности конкретного прав-ия. Непосредств. объект: основной и дополн . Основным явл объект, на кот.главным образом направлено противоправное деяние и который охраняется мерами адм. отвеств. в данном конкретном случае. В нём выражается сущность этого прав-ия. По субъектам обществ.отношений, выделяют отношения только с участием: граждан, должн. лиц, должн. лиц и предприним, отношения общего хар-ра. Специфика этих объектов – субъектами подобных отношений явл правонарушители. По предмету воздействия: материальные, нематериальные. По отраслям права, кот. регулируются общ. отношения(адм, конст, финансовое, труд, эколог.) Н-р, право на свободу объединений закрепляет КП, а мерами адм ответственности оно охраняется.
Под квалификацией административных правонарушений понимается установление соответствия признаков совершенного деяния признакам конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
Квалифицировать административное правонарушение – значит установить тождество между признаками административного правонарушения, закрепленного в административно-правовой норме, и признаками совершенного противоправного деяния.
Под квалификацией административных правонарушений понимается установление соответствия признаков совершенного деяния признакам конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ. Как составная часть деятельности компетентных должностных лиц органов внутренних дел по применению законодательства об административных правонарушениях квалификация представляет собой мыслительный процесс того или иного сотрудника, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава. Результатом этого сопоставления является правовая оценка совершенного деяния. Далее делается вывод о том, что деяние содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной статьей КоАП РФ (не содержит таких признаков вовсе).
Квалификация административных правонарушений осуществляется на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях. Исключение может составлять стадия исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений, содержатся в разных разделах КоАП РФ. В процессе исполнительного производства квалификация административных правонарушений не осуществляется.
25. Понятие административной ответственности. Нормативное, фактическое и процессуальное основание административной ответственности.
Административная ответственность - это предусмотренное административно-правовой нормой и примененное к виновному лицу государственно-принудительное воздействие за совершенное правонарушение, налагаемое компетентными органами или их представителями.
Под нормативным основанием ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих:
ее общие положения и принципы;
систему административных наказаний, их размеры и принципы их применения;
составы административных правонарушений;
круг субъектов, имеющих право налагать административные наказания;
производство по делам об административных правонарушениях;
исполнение постановлений о назначении административных наказаний.
До вступления в силу нового КоАП РФ федеральные нормы об административной ответственности были помещены в десятки актов федеральных органов. С 1 июля 2002 г. на федеральном уровне круг источников, содержащих материальные и процессуальные нормы об административной ответственности, резко сокращен. Соответствующий правовой массив кодифицирован. Фактически монопольным источником федеральных норм об административной ответственности стал КоАП РФ.
фактическим основанием административной ответственности признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Оно характеризуется следующими обязательными признаками: во-первых, любое административное правонарушение – это деяние, т.е. объективно выраженное действие или бездействие; во вторых, это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2. КоАП РФ общих родовых объектов посягательств; в-третьих, административным проступком признается лишь виновное деяние и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного проступка.
В качестве процессуального основания следует все же называть постановление о назначении административного наказания. Это обосновывается тем, что привлечение к административной ответственности возможно и без составления административного протокола.
3.1. Под квалификацией административных правонарушений понимается установление соответствия признаков совершенного деяния признакам конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях.
3.2. Квалификация административных правонарушений осуществляется на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях за исключением стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
Требования к полноте квалификации административных правонарушений на каждой стадии различны.
Так, на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и начальном этапе административного расследования объем имеющейся информации иногда бывает достаточным лишь для вывода о противоправности деяния.
Задача квалификации здесь заключается в том, чтобы определить, к какому виду правонарушений относится оцениваемый случай (административное правонарушение, преступление, дисциплинарный поступок или гражданско-правовой деликт).
Квалификация административных правонарушений является важнейшим элементом применения норм законодательства об административных правонарушениях к конкретному неправомерному событию.
Правильная квалификация деяния – необходимое условие законности всей правоприменительной деятельности.
Квалификация означает , что лицо привлекается к административной ответственности именно за совершенное им правонарушение..
Ошибки в квалификации порождают целый ряд негативных последствий.
Процесс квалификации административных правонарушений заключается в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками состава административного правонарушения, предусмотренного конкретной правовой нормой с целью установления их тождества.
3.3. Квалификация по объективной стороне предполагает сопоставление признаков совершенного деяния с его характеристикой содержащейся в соответствующей статье КоАП РФ.
3.4. Квалификация по объекту представляется весьма сложной.
Во-первых в большинстве норм законодательства об административных правонарушениях не содержится прямого указания на непосредственный объект.
Во-вторых, исследуя фактические обстоятельства совершенного деяния, правоприменитель чаще всего лишен возможности непосредственного восприятия его объекта.
3.5. Квалификация по субъекту имеет целью установления соответствия признаков, характеризующих лицо, совершившее деяние, признакам субъекта, содержащимся в составе административного правонарушения.
Установление такого соответствия по общим признакам субъекта (возраст, вменяемость) сложности, как правило, не составляет. Однако при квалификации деяния по признакам административного правонарушения со специальным субъектом возникает задача установление у лица, совершившего такое деяние, признаков указанных в соответствующей норме. Наиболее часто в числе специальных субъектов законодатель называет должностных лиц.
3.6. Квалификация по субъективной стороне предполагает установление соответствия между фактическим содержанием психического отношения лица к совершенному деянию и признаками субъективной стороны соответствующего состава административного правонарушения.
Психическая деятельность человека проявляется в его поведение, поэтому вывод об отношение лица к содеянному и его последствиям.
Изучение и оценка поведения лица в момент совершения противоправного деяния позволяют выявить содержание интеллектуальных и волевых моментов психического отношения лица к квалифицируемому деянию и его последствиям.
- Ажурные блинчики на молоке — рецепты тонких блинов с дырочками Блины ажурные тонкие дрожжевые
- Отличается насыщенный пар
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какой разновидности языков естественных или формальных может
- Прямоугольный параллелепипед — Гипермаркет знаний
- Рассказ о себе на английском
- Английский язык в сфере туризма Словарный запас для путешествий на английском
- Как сделать мутный бульон прозрачным
- Простые рецепты алкогольных коктейлей в домашних условиях Коктейли с помощью шейкера рецепты
- Алкогольные коктейли — крепкие и легкие: лучшие рецепты
- Национальная кухня венгрии Венгерское мясное блюдо в соусе
- Сергей михеев — железная логика (видео) последний выпуск Политолог михеев
- Евгений сатановский — последние видео Сатановский последние публикации
- Священник Игорь Затолокин
- Человек — существо духовное
- Основные ошибки заполнения
- Отчет рсв в году сроки сдачи
- Салат из огурцов на зиму «Пикантный Салат из огурцов пикантный на зиму
- Телячья вырезка в духовке
- Кукурузная крупа – что это?