Нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений (Марова О.). Понятие нормативного подушевого финансирования Что такое подушное финансирование образования


С 1 января 2016 года общеобразовательные организации и организации дополнительного образования перешли на нормативно-подушевое финансирование (НПФ). Нормативно — подушевое финансирование образовательных организаций вводится во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Ключевой принцип подушевого финансирования – деньги следуют за учеником . Это означает, что образовательная организации получает деньги по государственному (муниципальному) заданию на обучение каждого ребенка по числу детей. Таким образом, чем больше учеников привлечет себе школа, тем больше денег она получит. Отсюда становится ясным смыл оптимизации школьной сети: для школ — получить большее финансирование, для бюджета – сэкономить часть средств.

Считается, что подушевое финансирование автоматически должно заставить школьные коллективы работать лучше, чтобы привлечь в свои стены побольше учеников и, таким образом, иметь большую субвенцию на реализацию государственного образовательного стандарта.

Кто и каким образом устанавливает подушевой норматив?

Напомним , что в соответствии с ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяют нормативные затраты на обучение одного ученика органы государственной власти субъектов Российской Федерации ; на школьном сайте должен быть размещен план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации или ее бюджетные сметы, а также отчет о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.

Начиная с 2016 года, подушевой норматив устанавливается в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (далее — Общие требования), утвержденными приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. N 1040.

Для родителей этот документ особо важен, ибо он позволяет понять на что, например, школа получает деньги, а на что нет.

Подушевой норматив для общеобразовательных организаций

Общими требованиями установлено, что нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг для общеобразовательных организаций определяются в расчете на одного школьника по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС с учетом:

  • форм обучения;
  • охраны здоровья обучающихся;
  • другими особенностями.

Подушевой норматив для организаций дополнительного образования

Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ определяются в расчете на человеко-час по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом:

  • форм обучения;
  • федеральных государственных требований (при их наличии);
  • типа образовательной организации;
  • сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий;
  • специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам;
  • обеспечения безопасных условий обучения и воспитания;
  • охраны здоровья обучающихся;
  • иных предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ особенностей организации и осуществления образовательных услуг (для различных категорий обучающихся).

Объем государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Подушевой норматив для организаций дошкольного образования

При расчете финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования , нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования не включают в себя нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми.

Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей , а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, включаются в финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования.

Подушевой норматив для малокомплектных и сельских образовательных организаций

Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.

Примечание. Согласно закону об образовании к малокомплектным образовательным организациям относятся образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

Что входит в нормативные затраты

Согласно Общим требованиям нормативные затраты включают в себя:

затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников ;

затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников , которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги, включая административно-управленческий персонал ;

затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг детям с ОВЗ и иными специальными потребностями, а также затраты, непосредственно связанные с обеспечением указанных потребностей, в том числе в части оплаты труда дополнительного персонала, а также приобретения материальных запасов и основных средств. При этом применяются повышающие коэффициенты;

затраты на приобретение материальных запасов, основных средств и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги;

затраты , связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

затраты на общехозяйственные нужды , в том числе на оплату услуг связи , включая оплату трафика информационно-телекоммуникационной сети «Интернет «, транспортных услуг, коммунальных услуг , на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации , а также иных затрат, непосредственно не связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, но без которых оказание данных услуг будет существенно затруднено или невозможно.

В документе отмечено, что определение нормативных затрат осуществляется с учетом норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной (муниципальной) услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе актами органов государственной власти и местного самоуправления, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительных норм и правил, санитарных норм и правил, стандартов, порядков и регламентов оказания государственных (муниципальных) услуг в установленной сфере (при их наличии). При отсутствии стандартов услуг нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются структурным методом (или экспертным методом), позволяющим рассчитать нормативные затраты на единицу государственной (муниципальной) услуги.

Как показывает практика применения подушевого финансирования общеобразовательных организаций, в этом вопросе не все так однозначно.

Так эксперты ОНФ, промониторив ситуацию с переходом ряда организаций на НПФ, пришли к таким выводам:

— механизм финансирования социальных объектов в зависимости от количества учащихся или прикрепленных пациентов должен быть более гибким. В противном случае его применение будет не улучшать, а ухудшать состояние бюджетной сферы;

— прямой зависимости между увеличением финансирования бюджетных организаций и повышением их эффективности в результате применения механизма НПФ не наблюдается;

— механизм НПФ не всегда позволяет бюджетным организациям оперативно решать проблемы финансирования насущных потребностей. По данным Счетной палаты, субъекты РФ уменьшают или не планируют расходы, которые должны быть включены в подушевой норматив финансирования за счет собственных бюджетов субъектов.

В «Учительской газете» от 25 января 2016 года » (http://ug.ru/insight/547) опубликовано «Открытое письмо Министру образования и науки России Дмитрию Ливанову, или Почему в стране не работает нормативно-подушевое финансирование?». В нем авторы письма — директор и педколлектив школы №4 города Нелидово Тверской области обращаются к Министру с просьбой прокомментировать проблемную ситуацию с финансированием школ и оплатой труда в стране и «ответить на вопрос: какая же система финансирования образовательных организаций действует в нашей стране и является ли нормативно-подушевое финансирование основой в финансовой политике системы образования и обязательным для образовательных организаций? Либо руководитель муниципалитета вправе по своему усмотрению улучшать финансовое состояние одних школ и ухудшать других? Как можно повлиять на решения чиновников?». При этом авторы письма утверждают, что «принятая в стране система не работает, и мы находимся в ситуации, когда местный начальник по своему усмотрению может к любой школе применить поправочный коэффициент, серьезно уменьшая финансирование».

При подготовке использованы материалы источников:

P.S.Выступая на съезде партии «Единая Россия», министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов предложил усилить контроль за бюджетом в сфере образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Он также отметил, что в бюджет заложен необходимый объем средств для выплаты зарплат педагогам, и никаких перебоев не намечается (http://www.eduhelp.info/).

Также в блоге по теме

Нормативно-подушевое финансирование – прозрачный бюджет

Понятие подушевого финансирования в сфере образования появилось в середине 2000-х, тогда были введены кардинальные изменения в систему начисления средств на нужды образовательных организаций. Подушевое финансирование образовательных учреждений в 2019 году отличается от предыдущей системы, которая предусматривала поступление средств из двух источников:

  • областной бюджет выделяет средства на осуществление программ образования, учебные расходы и зарплату педработникам в условиях подушевого учета;
  • муниципальный бюджет по смете выделяет средства на оплату налогов, коммунальных услуг, содержание и обновление школьного имущества.

Нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений

Подушевое финансирование предполагает, что из областного бюджета средства в школу выделяются на каждого ученика. Следовательно, чем больше учащихся в образовательном учреждении, тем больше средств в фонде оплаты труда педработников. Начало подушевому финансированию положила и новая редакция ТК РФ, выпущенная в 2006 году, которая разрешила органам местного самоуправления и субъектам РФ регламентировать систему оплаты труда педработников. Практика показывает, что для расчета финансирования используются те же принципы, что и при начислении субсидий. Подушевой норматив формируется согласно приказу Минобрнауки РФ №1040 от 22.09.2015.

Школы и другие образовательные организации финансируются на основе принципов нормативно подушевого финансирования. За каждым учеником, который приходит в школу, следуют деньги. Чем больше в школе учащихся, тем больше размер фонда материального обеспечения школы и тем больше формируется фонд оплаты труда педагогов.

На какие нужды школа получает финансирование

Подушевой норматив финансирования образовательной организации устанавливается в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. N 1040.

Благодаря подушевому финансированию школа получает финансирование без разбивки по статьям расходов, и вольна самостоятельно распоряжаться имеющимися средствами. Из выделяемых бюджетом средств школа самостоятельно оплачивает коммунальные расходы, расходы на приобретение оборудования, текущий ремонт, привлечение сторонних исполнителей (например, охрана и клининг), повышение квалификации учителей, мебель и вс прочие многочисленные регулярные и непредвиденные расходы.

Подразумеваются, что школа несет определенные затраты, которые должны быть учтены при расчете норматива финансирования. Поэтому считается, что подушевого финансирование должно хватать школе на покрытие следующих текущих расходов:

  • затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников;
  • затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги, включая административно-управленческий персонал;
  • затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг детям с ОВЗ и иными специальными потребностями, а также затраты, непосредственно связанные с обеспечением указанных потребностей, в том числе в части оплаты труда дополнительного персонала, а также приобретения материальных запасов и основных средств. При этом применяются повышающие коэффициенты
  • затраты на приобретение материальных запасов, основных средств и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги;
  • затраты, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
  • затраты на общехозяйственные нужды, в том числе на оплату услуг связи, включая оплату трафика информационно-телекоммуникационной сети «Интернет«, транспортных услуг, коммунальных услуг, на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации, а также иных затрат, непосредственно не связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, но без которых оказание данных услуг будет существенно затруднено или невозможно.

Сам норматив утверждается актами органов государственной власти субъекта РФ, поэтому в разных регионах нормативы могут различаться.

От чего зависит размер норматива затрат на одного школьника

нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг для общеобразовательных организаций определяются в расчете на одного школьника по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС с учетом:

  • форм обучения;
  • типа образовательной организации;
  • сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий;
  • специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам;
  • обеспечения безопасных условий обучения и воспитания;
  • охраны здоровья обучающихся;
  • другими особенностями.

Особенности финансирования малокомплектных школ

Финансирование малокомплектных школ имеет особенность. Финансирование малокомплектных школ включает затраты на осуществление образовательной деятельности, которые не зависят от количества обучающихся. Это дает возможность школе оставаться на плаву (оплачивать коммунальные расходы, содержать имущественный комплекс и т.п.) несмотря на относительно небольшое количество учащихся.

Государственной программой развития образования РК на 2011-2020 годы (далее – ГПРО) предусмотрен переход организаций среднего образования (кроме малокомплектных школ) на подушевое нормативное финансирование.

Задачами подушевого нормативного финансирования являются:

– нормирование расходов государственного бюджета на реализацию образовательного процесса в школах республики в соответствии с едиными требованиями Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (ГОСО);

– совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам.

Подушевое нормативное финансирование среднего образования заключается в централизации расходов на образовательный процесс (реализацию ГОСО) на республиканском уровне и выделении пилотным школам бюджетных средств в расчете на 1-го учащегося в год.

Объем выделяемых бюджетных средств зависит от численности учащихся в школах.

Расходы на образовательный процесс включают затраты, связанные с оплатой труда работников школы, учебные расходы, а также премии и стимулирующие надбавки педагогическим работникам школ по результатам их деятельности и качества образовательных услуг.

Функция по обеспечению образовательной среды школ (коммунальные услуги, текущий ремонт, обслуживание зданий, подвоз и питание учащихся, прочее) остается в компетенции местных исполнительных органов с целью сохранения ими ответственности за состояние и развитие сети организаций среднего образования в регионах, поддержание материальной базы и инфраструктуры школ.

Подушевое нормативное финансирование не является новой формой оплаты труда, а представляет собой механизм выделения школам бюджетных средств для реализации образовательного процесса. Все гарантии в сфере оплаты труда работникам школ сохраняются. Расчет и оплата труда работников школы производится в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий».

Размер подушевого норматива финансирования образовательного процесса (т.е. стоимость обучения 1 ученика) рассчитывается на один учебный год Министерством образования и науки РК (далее – МОН РК) на основании Методики подушевого нормативного финансирования среднего образования, утвержденной приказом Министра образования и науки РК от 30 октября 2013 года №440.

Стоимость обучения 1 ученика различается в зависимости от вида, уровня и места реализации образовательных программ.

При расчете подушевого норматива и общего объема финансирования образовательного процесса школ МОН РК учитывает:

– все существующие доплаты и надбавки за условия труда работников школ;

– нормативную наполняемость классов в городских (24 человека) и сельских (20 человек) школах;

– предельную наполняемость классов (25 человек). Стоимость обучения учащихся, которые превышают предельную наполняемость класса, уменьшается.

Исходя из размера подушевого норматива и на основании данных местных исполнительных органов о численности учащихся в разрезе классов, МОН производит расчет общего объема средств республиканского бюджета на реализацию подушевого финансирования (финансирование образовательного процесса) в каждой школе путем умножения подушевого норматива на численность учащихся конкретной школы (в зависимости от уровня образования, вида образовательной программы).

В основе механизма подушевого нормативного финансирования лежит принцип «деньги следуют за учеником». Эффектом от внедрения механизма подушевого нормативного финансирования в школах будут служить:

– развитие конкуренции между учебными заведениями, так как у школьников и их родителей появится возможность выбирать лучшую школу, а деньги в школу «придут» вместе с учеником;

– повышение качества образовательного процесса, так как угроза оттока учеников будет служить стимулом для администрации школы и местных органов власти улучшать состав учителей, материальную базу и условия учебы в школе.

«Борьба» школ за учащихся и педагогов станет важным условием повышения качества образования. При подушевом нормативном финансировании школа предлагает для повышения качества образования:

– педагогическим работникам: возможности для обучения и повышения своей квалификации, профессионального роста; премирование и стимулирование по результатам деятельности и достижении показателей качества образовательных услуг;

– учащимся: возможности участия в различных конкурсах и соревнованиях, в том числе на международном уровне; обеспечение качественным педагогическим составом, учебными материалами, учебным инвентарем и обновленной материально-технической базой.

Организация и мониторинг проведения апробации подушевого нормативного финансирования на уровне школ поручены АО «Финансовый центр».

С 1 сентября 2013 года начата апробация подушевого нормативного финансирования среднего образования республики на базе 50 пилотных школ в 4 областях республики (Актюбинская, Алматинская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская области).

Общий контингент учащихся пилотных школ составляет около 50 тыс. человек.

Также в пилотных школах проводится апробация функционирования попечительских советов, как нового коллегиального органа управления школой (приложение 3).

В целях подготовки к апробации и последующей реализации подушевого нормативного финансирования среднего образования разработаны и утверждены следующие нормативно-правовые акты:

1) Приказ Министра образования и науки РК «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки РК от 27 декабря 2012 года № 573 «О проведении апробации функционирования попечительских советов в некоторых организациях образования» (19 августа 2013 года №350);

2) Приказ Министра образования и науки РК «Об утверждении Правил подушевого финансирования среднего образования» (30 октября 2013 года №439);

3) Приказ Министра образования и науки РК «Об утверждении Методики подушевого нормативного финансирования среднего образования» (30 октября 2013 года №440);

4) Приказ Министра образования и науки РК «О проведении апробации подушевого нормативного финансирования среднего образования» (4 ноября 2013 года №447);

5) Постановление Правительства РК от 31 мая 2014 года № 598 «О внесении дополнения в постановление Правительства РК от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий»;

6) Приказ Министра образования и науки РК «О создании рабочей группы по вопросам апробации подушевого нормативного финансирования среднего образования» (14 июля 2014 года № 279).

Подушевое нормативное финансирование образовательного процесса в пилотных школах реализуется за счет целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета путем заключения соглашений между МОН РК и местными исполнительными органами.

По результатам апробации в 2013-2014 учебном году директора пилотных школ отмечают возросшую заинтересованность педагогов в каждом ученике, повышении качества преподавания, подъем в работе «спящих» учителей, рост мотивации учителей в личностном и профессиональном росте.

Главной целью внедрения подушевого нормативного финансирования среднего образования является повышение качества среднего образования. Объективно оценить результаты апробации и достижения главной цели подушевого нормативного финансирования за один учебный год сложно. Однако анализ промежуточных результатов апробации показал следующее.

За последний учебный год в пилотных школах увеличилось число работников, повысивших свою квалификацию, с 13% до 21%.

Среднемесячная заработная плата педагогических работников пилотных школ за 2013-2014 учебный год выросла с 72,0 тыс. тенге до 105,0 тыс. тенге, или на 33,0 тыс. тенге без учета уровня инфляции.

Число кружков и секций для развития детей в пилотных школах увеличилось на 156 единиц. Доля учащихся, задействованных в работе школьных кружков и секций, составила 57% от общей численности учащихся.

Число учащихся пилотных школ – победителей, призеров, лауреатов различных конкурсов и соревнований увеличилось за 2013-2014 учебный год с 17% до 22%.

Улучшились результаты ежегодного контроля успеваемости учащихся: в среднем по всем уровням образования с 54 баллов до 56 баллов. Самый высокий средний балл успеваемости у учащихся пилотных школ Акмолинской области – 59 баллов.

Средний показатель ЕНТ в пилотных школах за последний учебный год области увеличился с 71 балла до 76 баллов. Наиболее успешно учебный год завершили также учащиеся пилотных школ Акмолинской области – со средним баллом ЕНТ – 84 балла.

Основными трудностями в реализации подушевого нормативного финансирования среднего образования являются:

1) организационно-правовая форма школ («государственное учреждение»), ограничение размеров должностных окладов работников школ действующей системой оплаты труда, «привязка» школ к соблюдению помесячных планов финансирования;

2) дефицит учебных мест, который ведет к образованию экономии по оплате труда и вызывает трудности при освоении целевых текущих трансфертов пилотными школами;

3) необходимость дополнительной регламентации процессов реализации подушевого нормативного финансирования в ходе планирования и расходования целевых текущих трансфертов пилотными школами;

4) необходимость расширения перечня расходов на образовательный процесс пилотных школ и включения в них затрат, связанных с обеспечением полноценного функционирования школ и их оснащением;

5) недостаточность управленческих знаний, умений и навыков у директоров пилотных школ, знаний бюджетного законодательства у бухгалтеров школ;

6) не достаточно открыты: работа попечительских советов в пиолотных школах, процесс расходования целевых текущих трансфертов;

7) нарушение условий подушевого нормативного финансирования: имеются случаи нарушения антикоррупционного законодательства, нецелевого использования средств республиканского бюджета.

Рассмотрением вопросов по повышению эффективности механизма подушевого нормативного финансирования занимается специально созданная при Министерстве образования и науки РК Рабочая группа.

В 2015 году планируется продолжить апробацию подушевого нормативного финансирования среднего образования в 63 пилотных школах.

Министерство образования и науки России направило в регионы документы, определяющие порядок введения нормативного подушевого финансирования. Максимум через 3 года принцип «средства следуют за учеником» вступит в полную силу, а региональные и муниципальные управления и самим школы, получат право влиять на систему оплаты труда работников образования.

На основе распространенных министерством методик региональной и муниципальной администрацией будут подготовлены соответствующих нормативные документы. Прежде всего, предстоит рассчитать норматив финансирования на одного учащегося в год, свойственный именно этому региону. При этом для городских и сельских учреждений он рассчитывается отдельно. Отмечается, что предложенные методики - это не единственный, а один из возможных вариантов определения механизмов финансирования и системы оплаты труда.

Напомним, что по новой редакции Трудового Кодекса РФ, вступившей в действие с 5 октября 2006 года, за субъектами РФ и органами местного самоуправления предусмотрено право регламентировать системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. В ряде регионов уже имеются наработки и опыт апробации подобных механизмов финансирования, оплаты и стимулирования труда работников образования. Эти механизмы не раз обсуждались на всероссийских совещаниях с представителями органов управления образованием и экспертами.

Переходный (адаптационный) период к подушевому финансированию должен быть пройден всеми регионами максимум в три года. В течение этого не допускается снижение фактически сложившегося финансирования школ, конечно, если школа сама не снижает объем оказываемых образовательных услуг. В этот период объем выделяемых школе средств будет рассчитываться на основании регионального подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента для каждого образовательного учреждения.

Положение признает фактически сложившееся неравенство расходов школ на организацию учебного процесса. Поэтому для исключительных случаев допускается дополнительное финансирование. Например, поправочный коэффициент повысят для школы, которая испытывает острую нехватку средств, но не может получить больше «подушевых» денег - нет возможности увеличить наполняемость классов, сократить дополнительные нагрузки, численности обслуживающего персонала и т.д.

По завершении переходного периода все образовательные учреждения будут финансироваться только по нормативному подушевому принципу - «средства следуют за учеником». Расчетные региональные нормативы определят регионы, учитывая статус (тип, вид, категории) образовательных учреждений и реализуемые образовательные в них программы.

В рамках, определяемых региональными и муниципальными нормативными актами, школам предоставляется право самостоятельно:

определять доли средств, выделяемых на материально-техническое обеспечение образовательного процесса и на заработную плату работников учреждения;

решать вопрос о соотношении базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда, о надбавках и доплатах к должностным окладам;

устанавливать штатное расписание - определять состав и количество работников;

разрабатывать и утверждать школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, образовательную программу и учебный план.

По мнению составителей документа, предполагаемые механизмы финансирования и оплаты труда создадут условия для повышения заработной платы работников и руководителей образовательных учреждений, помогут оптимизировать учебную нагрузку. Они призваны стимулировать заинтересованность работников образования в предоставлению учащимся равных условий получения образования и должны положительно сказываясь на социальной ситуации.

Норматив бюджетного финансирования в образовании был введен Законом «Об образовании» РФ (от 05.01.1996г.). Статья 41 закона устанавливала, что «финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения».

С принятием нового законодательства, связанного с изменением принципов разграничения бюджетных полномочий и реформой административной системы, меняется и представление о бюджетных нормативах финансирования в образовании. Законом №122-ФЗ внесены изменения в Закон РФ «Об образовании», которые закрепляют новый подход к нормативам бюджетного финансирования в образовании. «Финансирование федеральных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе (статья 41.п.2 Закона № 122 -ФЗ от 22.08. 2004г.).

В связи с передачей на уровень субъекта Федерации ответственности за обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам возможности разработки и принятия нормативов на местном уровне ограничиваются.

Размер субвенций определяется в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации, в размере, «необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов» (cтатья 29 п.6(1) Закона № 122-ФЗ от 22.08. 2004г.)

Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных ОУ за счет средств местных бюджетов, в первую очередь нормативы расходов на содержание зданий и коммунальных расходов. Развивая логику нового законодательства, местный уровень может принимать нормативы расходов, осуществляемых за счет собственных средств, которые выходят за рамки « реализации основных общеобразовательных программ». Новое законодательство (федеральные законы №№ 122-ФЗ, 131-ФЗ, 95-ФЗ), связанное с разграничением бюджетных полномочий, относит определение нормативов финансирования в образовании на уровень субъекта Федерации, практически снимая вопрос о федеральных нормативах.

В условиях меняющегося законодательства подушевое бюджетное финансирование должно обеспечить гарантию того, что каждый учащийся вне зависимости от места проживания, возможностей бюджета того муниципалитета, где он проживает, и прочих условий, получит образовательную услугу стандартного качества и объема. При этом должны быть учтены индивидуальные особенности учащегося, которые выражаются в особенностях программ, по которым обучается ребенок (общие программы, программы для детей с девиантным поведением и др.).

Переход на нормативный характер формирования бюджетов образовательных учреждений и распределения бюджетных средств на подушевой основе не требует внесения изменений в существующее федеральное законодательство. И Закон «Об образовании», и вводимое законодательство по разграничению бюджетных полномочий, и бюджетное законодательство дают возможность реализовать нормативный принцип.

Так как субвенция должна обеспечить реализацию основных образовательных программ, то ее расчет должен определяться потребностями в бюджетных средствах, достаточных для этой реализации. То есть региональный закон о субвенциях должен не только содержать абсолютные значения тех сумм, которые будут перечислены муниципалитетам на выполнение этого полномочия субъекта, но и порядок расчета нормативов для осуществления этого расходного обязательства.

Расчет образовательных субвенций по ряду субъектов Федерации на 2004 год показал, что до тех пор, пока регионы подушевые нормативы финансирования будут подменять средними расходами по муниципалитету, существует вполне объективная опасность уменьшения финансирования образовательных учреждений.

В отсутствие финансовых нормативов в областях субвенции рассчитывались по правилам межбюджетных перечислений, то есть как средние значения бюджетных расходов на образование по муниципалитетам, умноженные на число учащихся. Порядок расчета образовательной субвенции в региональных законах, как правило, отсутствует, так как он ничем не отличается от порядка расчета трансфертов и других межбюджетных перечислений.

При формировании межбюджетных отношений (образовательные субвенции регулируются в первую очередь законодательством о межбюджетных отношениях) объемы перечисляемых средств ограничены только бюджетными возможностями. То есть уменьшение финансирования вполне реально, особенно в связи с сокращением численности учащихся.

Именно поэтому оптимальным представляется вариант, при котором уже при расчете образовательной субвенции на региональном уровне используется норматив бюджетного финансирования как гарантированной финансовой нормы выполнения образовательных стандартов.

С введением норматива бюджетного финансирования достигается справедливость и прозрачность при формировании бюджета и распределении финансовых средств. В то же время повышение эффективности их использования можно достичь только при сочетании этих условий с расширением самостоятельности в распоряжении средствами самого образовательного учреждения. В этом контексте подушевое нормативное финансирование имеет хорошие перспективы как формы повышения эффективности государственных бюджетных услуг.

Одно из направлений правительственной программы реструктуризации бюджетного сектора предполагает участие организаций различных организационно-правовых форм в предоставлении государственных (муниципальных) услуг и нацеливает на формирование нового набора бюджетных инструментов, основными из которых являются нормативно-подушевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ. «Нормативно-подушевое финансирование подразумевает возмещение (путем предоставления субсидий) расходов организации на оказание стандартизируемых услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, рассчитываемым в административном порядке, в том числе - в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг».

Еще одно возможное направление применения нормативов связано с концепцией «бюджетирования, ориентированного на результат». Перевод финансирования основных расходов на нормативную основу создает базу для выделения остальных средств на основе «программно-целевого принципа», связанного с достижением конкретных результатов. Развитие этого направления должно ориентироваться на создание стимулов улучшения качества образовательной услуги, повышенного финансового обеспечения тех, кто добивается лучших результатов и т.д. Без введения стандартизированных расходов так называемого нулевого бюджета, который практически и появляется при финансировании по нормативу, сравнение качества работы невозможно. При этом должна возрасти роль самого образовательного учреждения, его администрации в эффективном расходовании ресурсов для достижения максимума результата.

Выбор редакции
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...

В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...

ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...
Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...