Новая редакция кодекса об административном судопроизводстве. Общие черты процесса


Теоретические основы развития института административного

Судопроизводства.

Источники правового регулирования административного судопроизводства.

Административно-правовой спор: понятие и сущность. Содержание административно-правового спора. Классификация административно-правовых споров.

Несмотря на то, что понятию и признакам административно-правового спора посвящено много работ, единого подхода к определению данного термина среди ученых до сих пор нет. Проблема осложняется тем, что даже в не так давно принятом Кодексе административного судопроизводства РФ данное понятие не раскрывается, хотя термин «административный спор» неоднократно упоминается (например, ч. 3 ст. 4 КАС).

Административный спор -- это конфликт между гражданами и организациями с одной стороны, и субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями с другой, вызванный принятыми актами, решениями, действиями (бездействием) последних, нарушающими права, свободы и законные интересы граждан и организаций. А административное дело это все-таки документально выраженная сущность административно-правового спора. В отличие от административного спора, сущность административного дела состоит в конкретном административно-правовом конфликте, юридически структурированном, получающем оформление в официальных правовых документах и выступающем в качестве объекта процессуальных отношений.

К признакам административно-правового спора относится, прежде всего, его возникновение в сфере административных правоотношений, а также обязательное участие, в качестве одного из субъектов органа или лица, наделенного публично-властными полномочиями. И, безусловно, спор возникает в результате нарушения прав и законных интересов граждан действиями или решениями, актами, принятыми органами власти и должностными лицами. Административно-правовой спор включает в себя стороны, предмет и разногласие по поводу предмета (то есть сам факт нарушения).

Выявить признаки административно-правового спора и сделать вывод о необходимости выделения данного юридического конфликта в отдельную категорию может помочь его соотношение с другими категориями юридических споров. Так, административно-правовые споры отличаются от конституционных тем, что конституционный спор может быть связан с действиями представителей любой ветви власти. Отличие административно-правовых споров от гражданско-правовых состоит, прежде всего, в субъективном составе - между участниками гражданского правовых споров нет отношений власти-подчинения. Также предметом гражданско-правовых споров являются имущественные и личные неимущественные права участников. Административно-правовые споры можно также сравнить с трудовыми. Основное отличие состоит в составе участников: в трудовой сфере это отношения между работником и работодателем. Важно отметить, что если речь идет о государственной службе, то споры между служащими и органами власти являются административно-правовыми. Кроме того, споры отличаются по процедуре их разрешения. Если говорить об уголовно-правовых и административно-правовых спорах, то субъектом первых является участник уголовного процесса.



Что касается объекта и предмета административно-правового спора, то можно определить, что объектом является неоднозначность взглядов на субъективные публичные административные права. Предметом же административно-правового спора выступают сами нарушенные права.

Наиболее распространены административные споры, которые указаны в части 2, ст. 1 КАС РФ, а именно:

· обжалование гражданами действий должностных лиц или органов власти (например, нарушениях порядка выборов, препятствие к занятию государственной должности);

· споры, касающиеся актов государственных органов и должностных лиц (это касается как ненормативных актов, так и нормативных актов, которые нарушают права других органов управления, юридических и физических лиц);

· оспаривание решений, действий или бездействий органов государственной власти или должностных лиц.

Две основные разновидности административных споров:

· Споры об объективном административном праве - споры, предметом которых является только законность правовых актов управления;

· Споры о субъективном административном праве , необходимым элементом предмета которых является вопрос о субъективных правах и обязанностях участников публичных правоотношений.



В зависимости от области публичного управления они могут быть подразделены на: налоговые, таможенные антимонопольные, финансовые, социальные, избирательные и т.д . Возможна классификация административных споров исходя из процессуального законодательства, регулирующего в настоящее время порядок их разрешения:

а) споры граждан и организаций с властью (ст. 245 ГПК РФ,

б) споры предпринимателей с властью (ст. 29 АПК РФ).

а) собственно административные споры или споры между сторонами административного правоотношения, не находящимися в отношениях служебного подчинения, т.е. между частными лицами и публичными органами. Эти споры составляют ядро предмета административной юстиции;

б) управленческие споры, которые возникают из внутриорганизационных, в том числе, служебных правоотношений (без участия частных лиц).

а) в качестве обязательного субъекта административно-правового спора всегда выступает орган публичной власти или должностное лицо . Другой стороной может быть частное лицо или иной административный орган .

б) правовое положение этих сторон характеризуется юридическим равенством перед законом и судом и равенством процессуальных правомочий ;

в) сущность административно-правового спора составляют разногласия между субъектами административного права, которые свидетельствуют о расхождении, несходстве их правовых позиций по связывающему их спорному правоотношению;

г) эти разногласия связаны с применением, нарушением, различным толкованием норм публичного права и реализацией определяемых ими субъективных публичных прав и обязанностей;

д) предметом разногласий являются субъективные публичные права и законность административных актов

е) административный спор может иметь своим предметом одновременно и субъективные публичные права (обязанности) и законность административных актов . ж) существенным признаком административного спора является наличие определённой процедуры его заявления и разрешения.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов в арбитражных судах. Решение арбитражного суда первой инстанции по делу об оспаривании нормативного правового акта и порядок его опубликования.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов в арбитражных судах. Решение арбитражного суда первой инстанции по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц и его исполнение.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц имеет следующие особенности:

1. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично.

2. Срок рассмотрения дела не должен превышать двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

3. Арбитражный суд обязан известить о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц, однако их неявка не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

4. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа.

5. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

6. Обязанность доказывания возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

7. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если указанные в законе акты и действия соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению. Копия решения арбитражного суда направляется в 5-дневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Вопросы доктринального понимания и развития административной юстиции и административного судопроизводства.

Судебный контроль за управлением (управленческими действиями органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) в Российской Федерации принято называть административной юстицией (или административным судопроизводством).

1. Наличие правового спора (административно-правового, управленческого спора) о публичном праве, возникшего в связи с реализацией публичного управления, исполнительной власти, управленческой деятельности государственных и муниципальных служащих, должностных лиц, т. е. в сфере управленческой деятельности. Однако рассмотрение возникшего спора происходит при применении норм не только публичного, но и частного права. Административно-правовой спор (в смысле административной юстиции) представляет собой юридический конфликт (или юридическую коллизию), возникший между государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами (с одной стороны) и иными субъектами права (с другой стороны) в связи с нарушением субъективных публичных прав физических или юридических лиц, осуществлением противозаконного административного нормотворчества.

2. Разрешение административно-правового спора в рамках осуществления правосудия, т. е. административная юстиция - это судебная власть.

3. Правовая защита субъективных публичных прав граждан как одна из главных целей административной юстиции.

4. Органы административной юстиции могут быть в известной мере независимы как от других ветвей власти (иных органов управления), так и от судов общей юрисдикции. Они осуществляют также внешний контроль за исполнительной властью, т. е. судебный контроль за работой органов управления и их должностных лиц. Часто эти органы называются квазисудебными, так как их деятельность отличается от общих судов, рассматривающих дела в рамках традиционного гражданского процесса.

5. Существование специальных субъектов «административ- но-юстиционного» правоотношения (граждане, органы публичного управления, субъекты исполнительной власти, должностные лица). Должностные лица (судьи), рассматривающие споры в области управления, обладают специальными знаниями и квалификацией в конкретных областях функционирования органов исполнительной власти.

6. Административно-правовые споры (т. е. споры граждан и других субъектов права с публичной властью) подведомственны либо общим судам, либо специальным административным судам, отделенным от общих судов, либо так называемым квазисудебным органам.

7. Административные споры рассматриваются по установленным процессуальным законодательством правилам, обеспечивающим участникам правового спора формальное (процессуальное) равенство, т. е. в рамках специально созданных процедур рассмотрения жалоб (или исков).

8. Юридическим «результатом» административно-юстицион- ного процесса является признание административным судом (общим судом, квазисудебными органами) незаконности или недействительности (или, наоборот, законности и действительности) принятых органами управления (должностными лицами) административных актов или совершенных ими действий (бездействия).

Под административной юстицией принято понимать рассмотрение и разрешение в судебном порядке споров граждан и юридических лиц с субъектами публичной власти (административными органами) по вопросам их властной деятельности. Можно сказать иначе: административная юстиция - это рассмотрение судами жалоб граждан и юридических лиц на властные деяния субъектов публичной власти.
Возможны и иные определения. Но подавляющее большинство ученых называет следующие признаки административной юстиции: 1) это правосудие, т.е. деятельность судов в процессуальной форме; 2) она состоит в рассмотрении и разрешении споров между гражданами, юридическими лицами и субъектами административной власти;
3) это споры по поводу законности и обоснованности властных действий (бездействия).
В России в основном административная юстиция осуществлялась и осуществляется сейчас по нормам гражданско-процессуального права. В судах общей юрисдикции эта деятельность регламентируется подразделом 3 "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений" раздела 2 ГПК РФ (статьи 245 - 261). В этих случаях административная юстиция осуществляется в гражданско-процессуальной форме, является гражданским судопроизводством. А административное судопроизводство осуществляется в порядке, регламентируемом нормами административного права.
В ряде стран административная юстиция осуществляется в порядке гражданского, а в иных - в порядке административного судопроизводства. И основное отличие между административной юстицией и административным судопроизводством состоит в том, что первая может быть и гражданским (арбитражным), и административным судопроизводством. Россия переходит к административному судопроизводству, в частности, рассмотрение жалоб на постановления о привлечении к административной ответственности с 1 июля 2002 г. производится в судах общей юрисдикции по нормам КоАП РФ, а не по нормам ГПК РФ, как это было раньше.
Второе отличие административной юстиции от административного судопроизводства состоит в том, что последнее включает и споры между субъектами публичной власти, например между прокуратурой и областной думой, правительством области и главой муниципального образования, двумя органами исполнительной власти. Такие споры не могут быть отнесены к административной юстиции. Третье отличие: в рамках административного судопроизводства мировые судьи, судьи районных судов рассматривают в порядке, установленном КоАП РФ, дела об административных правонарушениях. В Федеральном законе от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (в ред. от 05.04.2005) четко сказано, что судьи осуществляют правосудие и по делам об административных правонарушениях. Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений отметил, что рассмотрение судами дел об административных правонарушениях является (должно быть) частью административного судопроизводства независимо от того, осуществляется оно судом общей юрисдикции или арбитражным судом. Очевидно, что, привлекая граждан, юридических лиц к административной ответственности, суды не занимаются административной юстицией.
Четвертое отличие: рассмотрение конституционными и уставными судами жалоб граждан на незаконность ограничивающих их права нормативных актов - тоже разновидность административной юстиции. Но это конституционное, а не административное судопроизводство.

Подготовка административного дела к судебному разбирательству. Предварительное судебное заседание: цели и порядок проведения. Судебное разбирательство дела в суде первой инстанции, его значение и основные этапы.

Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела. Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц.

О подготовке административного дела к судебному разбирательству судья выносит определение и указывает в нем действия, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроки совершения этих действий.

При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный истец или его представитель:

1) передает административному ответчику копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления и не приобщенные к административному исковому заявлению, если административный истец не освобожден от обязанности их доказывать;

2) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

Административный ответчик или его представитель:

1) уточняет требования административного истца и фактические основания этих требований;

2) представляет административному истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований;

3) передает суду доказательства, обосновывающие возражения относительно административного искового заявления, а административному истцу или его представителю копии документов, в которых содержатся эти доказательства;

4) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд:

1) направляет административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу;

2) вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части;

3) разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика;

4) рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований;

5) рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок;

6) при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика; в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств;

8) по ходатайству административного истца или его представителя разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску;

9) по ходатайству лиц, участвующих в деле, их представителей или по своей инициативе разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи, а также принимает меры по обеспечению такого участия. По результатам рассмотрения указанных ходатайства и вопросов суд выносит мотивированное определение;

10) содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение;

11) разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения;

12) разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле;

13) совершает иные процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.

В случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела суд принимает необходимые для этого меры, направляет участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и других средств связи), позволяющих контролировать их получение адресатом.

В случае противодействия стороны своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству, в том числе в случае непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок, невыполнения иных указаний суда, суд может наложить на виновную сторону судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

Предварительное судебное заседание проводится в целях:

1) уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;

2) определения достаточности доказательств по административному делу;

3) выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением;

4) процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству;

5) выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства.

Предварительное судебное заседание проводится единолично судьей, осуществляющим подготовку административного дела к судебному разбирательству. Стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители извещаются о времени и месте проведения предварительного судебного заседания. Неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания.

В предварительном судебном заседании стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители либо в случае обязательного ведения дела с участием представителя только представители вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по возникающим в этом заседании вопросам.

В предварительном судебном заседании суд вправе приостановить или прекратить полностью или в части производство по административному делу, оставить административное исковое заявление без рассмотрения при наличии к тому оснований и в порядке, установленном настоящим Кодексом для разрешения соответствующих вопросов, за исключением административных дел, подлежащих рассмотрению судом коллегиально.

В предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.

После рассмотрения всех вопросов, вынесенных в предварительное судебное заседание, суд разрешает вопрос о готовности административного дела к судебному разбирательству.

О проведенном предварительном судебном заседании составляется протокол в соответствии со статьями 205 и 206 настоящего Кодекса.

В хорошей подготовке дела залог правильного и своевременного рассмотрения дела. Последствием плохой подготовки является отложение судебного разбирательства, а нередко и отмена судебного акта ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела (ч. 2 ст. 310 КАС).

Поэтому целью подготовки дела является правильное и своевременное рассмотрение административного дела (ст. 132 КАС).

Закон не устанавливает временной отрезок, отведенный для подготовки дела. Судья должен самостоятельно определить срок для подготовки дела, исходя из обстоятельств, относящихся к конкретному административному делу, и процессуальных действий, которые надлежит совершить. При этом должен приниматься во внимание установленный срок для рассмотрения административного дела - до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены КАС. Другой срок установлен, например, для административных дел, рассматриваемых ВС РФ, - до трех месяцев.

Одновременно суд должен установить разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу.

Суд также разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика.

Судебное разбирательство дела в суде первой инстанции: сущность и значение, основные этапы .

Именно на данной стадии посредством вынесения решения суд восстанавливает права и защищает охраняемые законом интересы.

Процессуальным законодательством предусмотрен срок рассмотрения и разрешения гражданского дела по существу: для судов общей юрисдикции срок составляет 2 месяца, а для мировых судей срок, в течение которого должно быть рассмотрено дело, определяется в 1 месяц.

Рассмотрение дела по существу в гражданском судопроизводстве происходит с четким соблюдением принципов непосредственности исследования доказательств в суде. Судебное заседание проводится в устной форме. Весь ход проведения судебного разбирательства фиксируется протоколом судебного заседания.

Судебное разбирательство проводится при неизменном составе судей. Посредством данного положения реализуется конституционный принцип несменяемости судей (ст. 121 Конституции РФ).

Судебное разбирательство можно разделить на несколько составных частей: подготовительную часть, исследование обстоятельств по делу, заключение прокурора, представителя государственного органа или представителя органа местного самоуправления, судебные прения, постановление и оглашение судебного решения.

После проведения всех подготовительных действий начинается рассмотрение дела по существу. Затем председательствующий выясняет, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца и не желают ли стороны закончить дело заключением мирового соглашения.

Следующая часть судебного заседания характеризуется исследованием обстоятельств по делу.

После исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору, после чего суд переходит к судебным прениям.

Судебное разбирательство гражданского дела заканчивается удалением суда в совещательную комнату для вынесения судебного решения. После принятия и подписания решения суд возвращается в зал заседания, где председательствующий или один из судей объявляет решение суда.

Отложение разбирательства дела; обязательные основания для отложения; особенность выносимых судебных постановлений и возможность их обжалования. Приостановление производства по делам в административном судопроизводстве: цель, основания, сроки, правовые последствия. Прекращение производства по делу: цель, основания, сроки, правовые последствия. Оставление заявление без рассмотрения: цель, основания, сроки, правовые последствия.

Отложение разбирательства дела – перенесение рассмотрения дела по существу на другое судебное заседание.

Основания для отложения разбирательства – различные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела по существу.

Отложение разбирательства дела допускается в случае, если суд признает рассмотрение дела невозможным по следующим основаниям: 1)неявка кого-либо из участников процесса;

2) предъявление встречного иска;

3) возникли неполадки при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи;

3) удовлетворено ходатайство стороны о необходимости представления или истребования дополнительных доказательств;

4) привлечение к участию в деле других лиц;

5) возникла необходимость в проведении иных процессуальных действий.

Об отложении судебного заседания суд выносит определение, которое обжалованию не подлежит. В определении об отложении разбирательства дела суд должен назначить дату нового судебного заседания, меры, которые должны быть приняты для обеспечения возможности рассмотрения дела в следующем судебном заседании. При отложении разбирательства дела дата назначается с учетом времени, необходимого для вызова участников процесса или истребования доказательств, о чем явившимся лицам объявляется под расписку. Неявившиеся лица и вновь привлекаемые к участию в процессе лица извещаются о времени и месте нового судебного заседания. При отложении разбирательства дела сроки рассмотрения и разрешения дела не приостанавливаются.

При отложении разбирательства дела суд вправе допросить явившихся свидетелей, если в судебном шседании присутствуют стороны. Вторичный вызов этих свидетелей в новое судебное заседание допускается только в случае необходимости.

Новое разбирательство дела после его отложения в соответствии с принципом непрерывности и непосредственности начинается с начала, т. е. с подготовительной части судебного заседания.

ГПК РФ содержит положение, являющееся своеобразным исключением из этих принципов: допускается продолжение судебного разбирательства без повторения ранее данных объяснении всех участников процесса при следующих условиях: 1)стороны не настаивают на повторении этих объяснений;

2) стороны знакомы с материалами дела, в том числе с объяснениями участников процесса, данными ранее;

3) состав суда не изменился.

В таком случае суд предоставляет участникам процесса возможность подтвердить данные ранее объяснения без их повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы. Рассмотрение дела после его отложения в таком порядке – право, а не обязанность суда.

Отложение разбирательства дела следует отличать от перерыва в судебном заседании и приостан

Под структурой административного процесса понимается совокупность составляющих его элементов. Это процессуальные действия и группы действий, объединённые по каким-либо общим основаниям и признакам. В административном праве нет единства мнений относительно структуры административного процесса. Критериев построения структуры несколько:

    в зависимости от объема и степени реализации процессуальной формы, полноты законодательного регулирования процессуальных действий;

    в зависимости от содержания процессуальных действий и юридических дел;

    в зависимости от последовательности совершения действий, цельности и завершенности отдельных групп процессуальной деятельности.

В административном процессе нет единой процессуальной формы, в которой бы могли осуществляться все составляющие его виды деятельности. Существенные отличия правотворческой, правонаделительной и юридической деятельности находят выражение в различном порядке ведения юридических дел, особенностях процедур и совокупности требований, предъявляемых к действиям участников процесса. И это вполне обоснованно, поскольку речь идет о разных способах осуществления публичной власти. Поэтому, административные дела, разрешаемые в рамках единого административного процесса отличаются и по содержанию, целям, результатам, и по процессуальным правилам ведения дела. Сходные по своим характеристикам дела относятся к конкретному виду производства.

Административные процесс состоит из тех групп (видов, типов) производств, которые называются также видами административного процесса. Каждая группа производств имеет сходство процессуальной формы и юридического результата, некоторые общие правила разрешения административных дел, но основной объединяющий признак – вид процессуальной деятельности: правотворческая, правонаделительная, юрисдикционная.

Административно-правотворческие производства – деятельность субъектов публичного управления по принятию нормативных административных актов. В порядке, установленном административно-процессуальным нормам. Правотворческий результат – принятие правоустановленного подзаконного нормативного акта достигается за счет соблюдения и применения процессуальных правил. Это производства:

    по принятию постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

    по принятию приказов, постановлений, инструкций и иных нормативных актов министров и других центральных федеральных органов исполнительной власти;

    по принятию нормативных актов главами исполнительной власти и правительствами субъектов федерации;

    по изданию локальных нормативных актов руководителями государственных учреждений и организаций;

    по изданию нормативных актов органами и должностными лицами местного самоуправления.

Административно-правонаделительные (административно-распорядительные) производства – деятельность субъектов публичного управления по принятию и исполнению распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов и иных актов, осуществляемая в процессуальной форме. К ним относятся:

    регистрационные производства (граждан по месту жительства и пребывания, мигрантов, транспортных средств, оружия и т.п.);

    лицензионно-разрешительные (решения на занятие отдельными видами деятельности, допусков к деятельности, на использование объектов, квотирование и т.д.);

    производства по стандартизации, сертификации, аттестации товаров и услуг, аккредитация учреждений, производства по присуждению ученых званий и ученых степеней, нострификационные производства, производства по установлению инвалидности и иные экспериментально-удостоверительные производства;

    производства по распределению ресурсов, государственных услуг, помощи (денежных средств, квартир и т.п.) и приватизационные производства и иные правопредставительственные производства;

    конкурсные производства (по размещению государственных заказов, часть приватизационных производств и иные);

    кадровые производства (приём и увольнение со службы, призывные, аттестационные, иные служебные);

    производство по заявлениям граждан и обращениям организаций по реализации принадлежащих им прав в сфере публичного управления;

    производства по применению мер поощрения (внеслужебных отношений) и другие производства (процедуры), возникающие в связи с необходимостью реализации законных субъектных прав и обязанностей участников материальных правоотношений в специальной административно-процессуальной форме.

Административно-юрисдикционные производства – деятельность субъектов публичного управления и судов по разрешению споров, возникающих в сфере управления, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме. К ним относятся производства

    по делам об административных правонарушениях;

    дисциплинарное производство;

    по административным жалобам граждан;

    производство по административно-правовым спорам, (процедуры разрешения служебных споров, производство по оспаривании действий и без действий органов и должностных лиц органов публичной власти);

    исполнительное производство;

    производство по реализации института материальной ответственности;

    контрольно-надзорные производства;

    оперативно-розыскное производство;

    производство по применению мер административного принуждения, не связанных с наказанием (помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания, применение мер принудительного лечения, помещения в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и т.д.)

Возможна классификация видов административно-процессуальной деятельности таким образом, при котором более совершенные административных дел, имеющие высокую степень нормативного обеспечения, относятся к административным производствам, все иные – к административным процедурам. Производств при подобной группировке оказывается менее десяти, а ограничение их от процедур весьма условно и динамично. 14

Административная деятельность осуществляется непрерывно. Несмотря на самые разнообразные отклонения, она подчиняется определенному ритму. Это проявляется в последовательном повторении одних и тех же стадий процесса. Для достижения целей субъект власти в определенной последовательности совершает ряд операций. Административный процесс носит ярко выраженный цикличный характер, он складывается из относительно замкнутых циклов.

Важной особенностью процессов является стадийность: они состоят из ряда стадий. Стадии следуют одна за другой и предыдущая подготавливает последующую. Как правило, новая стадия может начаться лишь тогда, когда официально окончена ранее начатая.

Стадия - это относительно самостоятельная часть административной деятельности, необходимая для достижения общего результата. Каждая стадия прежде всего характеризуется специфической непосредственной целью, которую можно считать ступенью в достижении общей, главной цели процессуальных действий. На каждой стадии специфичны состав субъектов правоотношений, собираемая и используемая информация, составляемые документы, принимаемые решения (промежуточные, окончательные), совершаются разные действия.

Для обеспечения объективного, целесообразного, законного использования властных полномочий во многих процессах предусмотрена «эстафета субъектов власти». Особенно ярко это видно на примере юрисдикционных действий: один субъект власти составляет протокол, другой выносит постановление, третий принимает решение по жалобе. Хочется также отметить, что на последующей стадии проводится «ревизия» поступивших материалов, проверка их качества. А в результате устраняются недостатки или дела возвращаются на более ранние стадии.

Анализ административных процессов позволяет сделать вывод, что в них имеются как минимум три стадии: анализ ситуации, подготовка и принятие административного акта, исполнение правового акта.

Первая стадия называется по-разному (служебное расследование, регистрация вынужденных переселенцев, проверка поступивших жалоб и т. д.), но во всех случаях - это время сбора необходимой информации, фиксирования ее на материальных носителях (составление документов), анализа и т. д. Очевидно, что без такой предварительной работы не может быть принят эффективный, законный акт.

Первая стадия процесса - анализ ситуации, необходимый для подготовки решения (об утверждении, награждении, наложении взыскания, приеме, выделении и т. д.). Чаще всего на этой стадии существуют этапы: правовой инициативы, анализа ситуации и вариантов правового воздействия на нее, подготов­ки проекта решения.

Акт принимается, если есть фактические (объективная потребность) и юридические основания. Около половины из общего их числа издаются по инициативе их авторов. Последние часто выступают «переводчиками» законов и актов вышестоящих органов, конкретизируя их с учетом местных условий либо применяя их на основе жалоб, заявлений, приказов о призыве и т. д. Основанием для принятия, отмены акта может быть инициатива субъекта административной власти, поручение вышестоящего органа, протест прокурора, обращение организа­ции, депутата, жалоба, заявление гражданина, статья в газете и др.

В ходе анализа ситуации выясняются фактическое положение дел, проблемы, возможные варианты их решения. При составлении проекта избирается один из возможных способов правового регулирования, он надлежащим образом оформляется, согласовывается, обсуждается. Практикуется и подготовка альтернативных проектов.

Вторая стадия - принятие решения - тем короче, чем больше проведено подготовительной работы. В коллегиальных органах возможно обсуждение и голосование. Иногда решения принимаются «в рабочем порядке», путем опроса. Большинство же правовых актов издается единолично, а значит, главное на этой стадии - изучение и подписание подготовленного проекта. Очевидно, что в подготовленный проект могут быть внесены изменения либо проект может быть признан непригодным.

Завершается эта стадия оформлением решения, что предпо­лагает его окончательное редактирование, подписание административного акта, присвоение акту порядкового номера и т. д.

Доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц - начало стадии исполнения. Это делается путем персонального ознакомления (устно, путем высылки, вручения копий, вывешиванием списков, ознакомлением под расписку). Если круг адресатов акта более широк, его размножают, рассылают, а при необходимости обнародуют в средствах массовой информации, в специальных изданиях (сборниках, бюллетенях).

Решение - это, как правило, идеальная модель будущего, информация о том, что должно быть. Большое значение имеет материализация предписаний, превращение их в реальные предметы, процессы и отношения. Администрация занимается выполнением этой задачи на третьей стадии цикла.

Исполнение - очень трудное и кропотливое дело. Именно здесь в полной мере проявляются деловые и иные качества руководителя, его умение налаживать дружную совместную работу многих людей, доводить дело до конца.

Целесообразное и законное использование властных полномочий предполагает такую схему их реализации:

1) изучение, анализ фактической ситуации;

2) принятие обоснованного акта;

3) исполнение решения.

Такая последовательность действий субъектов власти регулируется многочисленными процессуальными нормами.

Трехстадийный цикл является типовым. А реальные административные производства имеют свои особенности. Могут быть выделены в особую стадию первичные действия, подготавливающие процесс, например стадия первичной обработки жалобы, стадия подготовки к приему, призыву. В юрисдикционных производствах для повышения гарантий законности введены стадии пересмотра актов по жалобам, протестам.

В производствах по исполнению актов правосудия основной акт администрацией не принимается, а значит, и не анализируется необходимая информация. В таких случаях государственная администрация только исполняет приговор, решение суда. Поэтому в чисто исполнительном производстве существует иная система стадий.

В зависимости от сложности (а об этом, в частности, можно судить по числу установленных законодательством стадий) производства можно поделить на ускоренные, обычные иусложненные.

В большинстве стадий нетрудно выделить этапы - совокупность действий, преследующих какую-то внутристадийную промежуточную цель. Этап - в определенной степени обособленная часть стадии. Например, во второй стадии производства по делам об административных правонарушениях - рассмотрении дела - есть такие этапы: подготовка к рассмотрению дела, анализ имеющихся данных, принятие постановления, доведение постановления до сведения правонарушителя, потерпевшего, организаций.

Таким образом, каждый процесс, его производство имеют четырехуровневую структуру: действия-этапы-стадии-производство (процесс) в целом. 15

Административный процесс представляет собой определенную законодательством логическую последовательность действий участников процесса. Действия объединены очередностью совершения, ближайшей целью, общим промежуточным результатом, имеющим значение для разрешения административного дела. Поэтому в административных производствах и административном процессе различают стадии, а в отдельных производствах и этапы стадий. Таким образом, административный процесс состоит из административных производств, имеющих многоуровневую структуру: действия - этапы - стадии.

Стадия - относительно обособленная часть административного производства, состоящая из объединенных ближайшими целями и задачами производства действий участников процесса, результаты которой имеют значение для решения по административному делу в целом и оформлены соответствующим процессуальным документов.

Анализ административных производств позволяет сделать вывод, что в них имеется различное число стадий. В максимально развернутом виде производство включает стадии:

  • - возбуждение производств по административному делу;
  • - установление фактических обстоятельств дела;
  • - рассмотрение дела;
  • - принятие решения по делу;
  • - пересмотр решения по делу;
  • - исполнение решения по делу.

Три из названных являются обязательным стадиями производства по административному делу: возбуждение дела, принятие решения и исполнение решения по делу. Иные стадии в зависимости от сложности административного дела и волеизъявления участников могут либо совмещаться с основными стадиями, либо отсутствовать в производстве. Поэтому они называются факультативными стадиями. Каждая стадия имеет свои особенности.

Возбуждение производства по административному делу состоит в том, что субъект, уполномоченный вести дело получает информацию от заинтересованных участников производства или из иных источников, которая является поводом к возбуждению дела. Информация, как правило, поступает в установленной форме устной или письменной: заявление, жалоба, ходатайство, рапорт, иные официальные документы, или неофициальная информация (сообщения СМИ и т.п.). Информация надлежащим образом учитывается, регистрируется и передается уполномоченным лицом, как правило, руководителю органа власти или учреждения для предварительной, в том числе и юридической оценке и принятия управленческого решения по порядку дальнейшей работы с первичной информацией. Старилов Ю.Н. Административное право - на уровень правового государства. - Саратов: Изд-во Саратовского ГУ, 2005. С. - 64.

Стадия установления фактических обстоятельств дела в зависимости от вида производства может включать проверки подданных документов и соблюдение нормативных требований (например, при лицензировании), служебной проверки (по дисциплинарным производствам), проведение экспертиз и иных исследований (при проведении конкурсов, аттестации учреждений, сертификации товаров и услуг, установление факта инвалидности и т. п.), изучение личных и профессиональных качеств граждан (кадровое производство, производства о допусках и др.), проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях и иные действия, направленные на получение фактической информации, имеющей значения для принятия объективного решения по делу. Стадия завершается принятием промежуточного решения (заключения, акта, ходатайства, постановления, представления и т. п.) либо проекта решения по делу. Материалы проверок и иных действий по установлению фактических обстоятельств вместе с итоговым документом по стадии направляются должностному лицу либо органу на расследование. По правотворческим производствам на этой стадии и создается проект нормативного акта управления, пояснительная записка к нему, экспертные заключения и другие документы.

Стадия рассмотрения административного дела охватывает действия, направленные на исследование и оценку всех обстоятельств дела, формирование верного варианта решения по делу. Коллективный орган или уполномоченное лицо, исследуя материалы дела и непосредственно получая информацию от участников производства, устанавливает обстоятельства дела и дает им юридическую оценку. Завершается стадия формированием юридической оценке фактических обстоятельств дела, резолютивной постановкой задачи в виде резолюции соответствующим исполнителям по подготовке проекта решения (приказа, лицензии, сертификата, удостоверения, заключения, ответа, постановления, протокола и т. п.) или собственно подготовке проекта решения, в нормотворческих процедурах на этой стадии правовой акт управления проходит согласование с заинтересованными субъектами управления.

Стадия принятия решения по административному делу - центральная стадия, поскольку в ней принимается решение по делу, то есть индивидуально-правовой акт управления, акт правосудия или нормативный акт. Отличаясь по юридическим свойствам, он является юридическим результатом по административному делу. Его содержание определяется юридической оценкой исследованных фактических обстоятельств дела, процессуальные форма - особенностями производства, установленными процессуальными нормами. Дела распорядительные завершаются чаще всего принятием приказа, либо подписанием правонаделительных документов. Юрисдикционные - принятием постановления или определение по делу, о решении спора или применение наказания, административного принуждения, приказом или в иной форме. Принятие решения, сопровождается итоговой юридической оценкой всех обстоятельств дела. Правотворческие производства завершаются подписанием окончательного сформулированного с учетом мнения согласовавших его субъектов текста нормативно-правового акта управления. Решение по делу доводиться до сведения заинтересованных лиц, а нормативные, не содержащие информацию с ограниченным доступом, публикуются.

Пересмотр решения по административному делу - факультативная стадия административного процесса. Возникает по инициативе заинтересованных участников производства, оформляется в виде жалобы или заявления, либо по инициативе органов административного надзора - вышестоящих должностных лиц, специальных контрольно-надзорных органов (служб) в системе исполнительной власти и протестов прокуроров. Решения могут быть пересмотрены административными органами, рассматривавшими дело или судами. Пересмотр решения состоит в проверке законности и обоснованности вынесенного решения. Пересмотр решения не всегда влечет приостановления исполнения решения. Возможен пересмотр решения и после его исполнения.

Стадия исполнения решения по административному делу состоит в совершение действий, направленных на реализацию предписаний, содержащихся в решении по делу. По правоприменительным делам исполнение завершается публикацией нормативных актов государственного управления. Соблюдение правил, содержащихся в этих актах, участниками регулируемых правоотношений находится за пределами данного производства. Исполнение юрисдикционных решений заключается в применении наказания в совершении действий по установлению ограничений, изъятию материальных благ, ухудшению организационно-служебного положения и других. Решение по правонаделительным производством исполняются посредством выдачи соответствующих правоустанавливающих, регистрационных, лицензионных, разрешительных и иных подтверждающих и дающих субъективное право документов, вручение наград и предметов поощрения, заключения контрактов, предоставление доступа к иным благам. После исполнения решения производство по административному делу прекращается, а к материалам дела приобщаются исполнительные документы.

Классификация административных производств и их внутреннее строение основана на особенностях характера конкретных дел, тех свойствах, которые типичны для соответствующей категории дел. Унификация процессуальной формы дел одного вида достигается посредством целенаправленного правового регулирования административных производств и процедур. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. - СПб.: Изд. «Юридический центр Пресс», 2004. С - 211.

1. Стадии административного процесса

Административный процесс представляет собой совокупность процессуальных действий и возникающих в их результате правоотношений, связанных с осуществлением правовой защиты конкретных лиц.

Процессуальные действия составляют единую, целостную систему, состоящую из последовательно следующих одна за другой стадий. Под стадией понимается такая относительно самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий, которая наряду с общими задачами имеет свойственные только ей цели и особенности, касающиеся участников процесса, их прав и обязанностей, сроков совершения процессуальных действий и характера оформляемых документов. которые как бы подводят итог деятельности.

К стадиям процесса относятся:

· возбуждение административного (управленческого) дела;

· рассмотрение дела;

· принятие по делу решения;

· обжалование и опротестование решения (факультативная сторона);

· исполнение решения.

Возбуждение административного дела. Совершение данных действий относится к компетенции уполномоченных на то органов государства (должностных лиц), общественных организаций и их представителей, а также граждан. Возбудивший дело направляет его в компетентный орган. Последний выясняет поводы и основания для возбуждения дела, осуществляет подготовку дела к разбирательству и так далее. Существенное значение в стадии возбуждения административного дела имеют установленные законом процессуальные сроки. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных таможенных правонарушениях, об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования и налогообложения не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса. Затем дело об административном правонарушении направляется в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченный его рассматривать.

Рассмотрение дела осуществляется уполномоченным на то органом (должностным лицом). На стадии рассмотрения исследуются обстоятельства дела, в случае необходимости собираются дополнительные материалы. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол заседания коллегиального органа. Протокол подписывается председательствующим и секретарем заседания коллегиального органа.

Орган, рассматривающий дело, обязан обеспечить установление истины по нему.

Принятие по делу решения. Исследовав все материалы дела, орган (должностное лицо) принимает (выносит) по делу решение, которое является индивидуальным правовым актом управления и должно удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к документам подобного рода. Оно должно содержать время и место вынесения постановления; наименование суда, органа, ведущего административный процесс; фамилию, имя и отчество судьи, должностного лица; состав коллегиального органа, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении; обоснование принятия того или иного решения с указанием на соответствующую статью; принятое по делу решение; срок и порядок обжалования постановления. Законодательством определены порядок и сроки вынесения решения по делу, способы доведения его до заинтересованных лиц. Органов и организаций.

Обжалование и опротестование решения. Участники процесса, а также иные заинтересованные в деле лица могут в установленном порядке обжаловать вынесенное по делу решение. В предусмотренных законодательством случаях решение може5т быть опротестовано прокурором. Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на решение по делу обязан проверить законность и обоснованность вынесенного решения.

В результате рассмотрения жалобы или протеста принимается одно из следующих решений:

· решение остается без изменения, а жалоба или протест без удовлетворения;

· решение отменяется и дело направляется на новое рассмотрение;

· решение по делу подвергается изменению;

· решение отеняется и дело прекращается.

Исполнение постановлений о наложении административных взысканий. К завершающей стадии производства об административных правонарушениях относится исполнение постановлений о наложении административных взысканий.

Постановление о наложении административного взыскания является обязательным для исполнения всем, к кому оно адресовано, в частности, государственным и общественным органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

При обжаловании или опротестовании постановления о наложении административного взыскания постановление подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения, за исключением постановлений о применении меры взыскания в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.

Законодательством установлены способы и органы, осуществляющие исполнение решений, которые в установленном порядке могут принимать меры по принудительному исполнению.

Таким образом, деятельность участников административного процесса осуществляется во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий по реализации прав и взаимных обязанностей. Процесс проходит несколько сменяющих одна другую стадий. Стадии органично связаны между собой. Последующая, как правило, начинается только после того, как закончена предыдущая. На новой стадии проверяется то, что сделано раньше. Начинается административный процесс возбуждением дела, а заканчивается исполнением постановления о наложении административного взыскания.

Административный процесс: понятие, признаки, виды

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

Вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;

Представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;

Обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;

Целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

Результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);

Регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;

Обладает определенным строением (структурой).

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Принцип законности - реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

Принцип материальной истины - решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Принцип гласности - административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

Принцип национального языка - процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

Принцип быстроты (оперативности) - административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

Принцип экономичности (малозатратности) - административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса - органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

Административно-процессуальные нормы и отношения

Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.

Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.

Особенности административно-процессуальных норм:

Являются разновидностью административно-правовых норм;

Выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;

Имеют установленную структуру (строение);

Обеспечиваются принудительной силой государства;

Нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.

По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.

По объему регулирования : общие и специальные нормы.

По юридической силе : нормы законов и нормы подзаконных актов.

По действию во времени : срочные, бессрочные и специальные нормы.

По действию в пространстве : действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.

По кругу лиц : нормы общего действия и специальные нормы.

По видам производств : нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.

Административно-процессуальные отношения - вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.

Характерные черты административно- процессуальных отношений:

Носят управленческий, организационный характер;

Основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения;

Регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;

Являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.

Субъекты административного процесса - лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность - основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность - способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Административно-процессуальная дееспособность - способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Виды субъектов административного процесса:

Физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);

Государственные органы, предприятия и учреждения;

Государственные служащие;

Общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

Служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

Субъекта, возбудившего управленческое дело;

Субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;

Стороны административного процесса;

Третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;

Уполномоченного представителя;

Лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;

Лица, защищающего права и интересы других лиц;

Лица, содействующего отправлению административного процесса.

Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикционный процессы.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Общие стадии административного процесса:

Анализ управленческой ситуации;

Рассмотрение дела и принятие решения;

Исполнение принятого по делу решения.

Черты стадий административного процесса:

Регламентируются нормами административно-процессуального права;

Обусловлены логикой всего производства;

Направлены на решение конкретных задач;

Характерен определенный круг участников;

Определенные сроки совершения;

Соответствующее процессуальное оформление.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...