Оборудование назначение и использование огневой полосы. Организация и методика проведения занятий на огневой полосе


55. Все виды тренировок выполняются личным составом подразделений ФПС в специальной защитной одежде и снаряжении, теплоотражательных костюмах и с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания.

56. Перед началом тренировок руководителем подразделения ФПС предусматриваются следующие мероприятия:

а) опрос личного состава подразделений ФПС о состоянии здоровья;

б) инструктаж личного состава подразделений ФПС о порядке выполнения упражнений на снаряде;

в) устанавливается единый сигнал оповещения личного состава подразделений ФПС об опасности;

г) проверка работоспособности и исправности всех элементов полигона и аварийных систем.

Запрещается:

1) проведение тренировок на огневом полигоне в ночное время;

2) допуск на огневой полигон посторонних лиц без сопровождения. Территория, на которой расположен огневой полигон, ограждается.

57. Для имитации опасных факторов пожара разрешается применять нетоксичные огнеопасные жидкости, использовать в качестве средств горения и задымления отходы, пропитанные горючими жидкостями, а также нетоксичные средства имитации дыма.

58. Не допускается растекание горючих жидкостей на путях передвижения личного состава подразделения ФПС.

59. Наполнение оборудования и лотков нефтепродуктами производится после их охлаждения.

Розжиг горючих жидкостей производится:

а) на технологическом оборудовании огневого полигона - с использованием дистанционной системы разового или многоразового действия;

б) на снарядах огневой полосы психологической подготовки пожарных - с использованием специальных факелов длиной не менее 1 м.

60. Зоны огня и высокой температуры преодолеваются личным составом подразделений ФПС быстро, в зоне видимости друг друга, без глубоких вдохов. Первым следует командир звена ГДЗС, а замыкающим - наиболее опытный сотрудник из числа личного состава подразделения ФПС, который выбирается командиром звена.

61. При проведении тренировок около снарядов и препятствий с применением открытого огня с целью безопасности выставляются посты на пожарной автоцистерне. От пожарной автоцистерны прокладываются пожарные рукавные линии с ручными пожарными стволами по одной к каждому снаряду и препятствию; при этом пожарные рукавные линии заполняются водой, двигатель и насос пожарной автоцистерны должны работать на холостом ходу.



Учебная башня

62. Учебная башня устанавливается на специально оборудованной площадке дворовой территории или пристраивается к зданию пожарного депо (встраивается в здание). Пристроенная (встроенная) учебная башня должна соответствовать степени огнестойкости здания и иметь отдельный вход. При наличии входа в здание дверь выполняется противопожарной соответствующего типа.

63. Отдельно стоящая учебная башня может быть любой степени огнестойкости.

64. Учебные башни отвечают следующим требованиям:

а) вертикальная фасадная сторона учебной башни обшивается строительным материалом, является рабочей и на ней предусматриваются по два и более оконных проема размером 1,10 х 1,87 в каждом этаже (кроме первого);

б) расстояние от окна до обреза стены - не менее 65 см;

в) ширина простенка - не менее 60 см;

г) ширина подоконника - 38-40 см;

д) расстояние до верхней поверхности подоконника от уровня пола - 80±5 см (с учетом применения контактной площадки);

е) высота подоконника второго этажа от поверхности предохранительной подушки - 4,25 м, расстояние между подоконниками 2, 3, 4 этажей - 3,3 м;

ж) подоконники 2, 3, 4 этажей выступают за фасадную плоскость учебной башни на 3 см; к рабочей части по всей ее ширине на уровне подоконников 2, 3, 4 этажей набивается брус (рейка), при этом толщина бруса (рейки) соответствует размеру подоконника;

з) на рабочей стороне учебной башни запрещается наличие отверстий (кроме оконных проемов) и выступающих частей. На расстоянии 3 м 20 см от верхней поверхности подоконника второго этажа учебной башни к ее основанию на лицевой стороне нашивается брус размером 6 х 6 см по всей ширине башни (расстояние замеряется до нижней стороны бруса). Под окнами второго этажа до земли на фасадную часть разрешается набивать листовое железо, резину, пластик или фанеру для предохранения личного состава подразделений ФПС от заноз;

и) на каждом этаже учебной башни находятся площадки глубиной (от рабочей стороны) не менее 1,5 м, при этом каждая площадка имеет выход на стационарную лестницу, имеющую ограждение и установленную внутри учебной башни на одной из ее нерабочих сторон;

к) учебная башня оборудуется надежными страхующими приспособлениями или сеткой;

л) перед рабочей стороной учебной башни в грунте размещается предохранительная подушка толщиной не менее 1 м, шириной от фасадной стороны 4 м, выступающая за габариты башни не менее чем на 1 м.

Предохранительная подушка указанной толщины делается из засыпки, состоящей из 50% опилок и 50% песка, которая перемешивается и насыпается слоем на пружинистое основание; толщина основания - 50 см.

Между пружинистым основанием и засыпкой делается прокладка из рогожи.

Засыпка в яме выполняется взрыхленной, но на одном уровне с дорожкой разбега. Для отвода воды из приямка делается дренаж или другое устройство, обеспечивающее сток воды. Яма предохранительной подушки может быть оборудована паропроводом для подогревания материалов подушки в холодное время года.

65. Перед проведением тренировок на учебной башне верхний слой предохранительной подушки необходимо взрыхлить. Обновление предохранительной подушки производится не реже одного раза в 24 месяца и оформляется актом.

66. Перед учебной башней устраивается площадка длиной не менее 35 м.

Ширина площадки составляет:

а) при учебной башне на 2 ряда окон - не менее 5 м;

б) на 3 ряда окон - не менее 7,5 м;

в) на 4 ряда окон - не менее 10 м.

67. Учебная башня оборудуется ставнями с запорами для закрывания окон и щитами для предохранения подушки от попадания влаги.

68. Учебная башня обеспечивается страхующими устройствами из расчета: одно устройство на один ряд окон по вертикали, которые ежегодно испытываются в установленном порядке с оформлением соответствующего акта.

69. Страхующие устройства учебных башен перед использованием подвергаются проверке: замок должен прочно удерживать веревку и после снятия нагрузки на нем должны отсутствовать повреждения и заметная остаточная деформация.

70. При использовании учебной башни для сушки и мойки пожарных рукавов шахта для сушки пожарных рукавов и помещения для мойки пожарных рукавов отделяются от помещений учебной башни сплошной стеной. Выход на верхнюю рабочую площадку шахты для сушки пожарных рукавов и в помещение для мойки пожарных рукавов допускается через помещение учебной башни. Верхняя рабочая площадка шахты для сушки пожарных рукавов оборудуется лебедкой для подъема пожарных рукавов высотой 1,25 м. Шахта для сушки пожарных рукавов оборудуется пусковой аппаратурой, которая размещается внизу и на верхней ее площадке. Башенная сушилка пожарных рукавов имеет калорифер или другие приборы для подогрева воздуха. Пожарные рукава для сушки развешиваются равномерно по всему сечению шахты.

71. Крепление пожарных рукавов обеспечивается приспособлениями, позволяющими простое и быстрое их закрепление и освобождение, а также исключающими самопроизвольное падение пожарных рукавов вниз.

72. Запрещается использовать учебные башни для хранения оборудования и различных предметов, кроме пожарных рукавов, подвешенных для сушки.

Теплодымокамера

73. Система электрооборудования теплодымокамеры включает в себя следующие виды освещения:

а) рабочее (общее и местное) - 220 В;

б) аварийное - 220 В;

в) ремонтное - 36 В.

74. Для подключения имитаторов обстановки на пожаре в задымляемых тренировочных помещениях устанавливаются штепсельные розетки с напряжением питания 36 В.

75. Необходимо предусматривать аварийное освещение задымляемых помещений, включая лестничные клетки, для чего на стенах устанавливаются светильники с зеркальными лампами, улучшающими видимость в задымленных помещениях в случае экстренной эвакуации газодымозащитников. Аварийное освещение подключается к двум независимым источникам питания.

76. Задымление создается только в тренировочных помещениях. В качестве дымообразующих средств используются имитаторы и составы, не вызывающие отравления и ожоги в случае нахождения пожарных в задымленных помещениях без средств индивидуальной защиты органов дыхания.

77. В теплодымокамерах запрещается применять нефтепродукты, горючие пленки и полимерные материалы.

78. Для удаления дыма в тренировочных помещениях предусматриваются три обособленные системы дымоудаления, состоящие из вытяжной, приточной и аварийной установок каждая. Производительность каждой системы обеспечивает десятикратный воздухообмен в обслуживаемом помещении.

79. Помещения для тренировок оснащаются системами контроля за местонахождением пожарных.

80. Площадь помещения для тренировок рассчитывается на одновременную тренировку двух звеньев (не менее 10 м на одного пожарного). Высота помещений дымокамеры составляет не менее 2,5 м.

81. Помещение для тренировок должно иметь не менее двух выходов. Над выходами с внутренней стороны устанавливаются световые указатели с надписью "ВЫХОД", включаемые с пульта управления.

82. Перед помещениями, предназначенными для задымления, устраиваются незадымляемые тамбуры для исключения проникновения дыма в другие помещения здания.

83. Пол в дымокамере должен иметь имеет ровное, нескользкое покрытие с уклоном в сторону трапов для стока воды в канализацию. Стены и потолок изготавливаются из материалов, допускающих их мойку водой.

84. Теплокамера состоит из предкамеры и камеры, соединяющихся между собой тамбуром. В стене между ними устаивается смотровое окно размером 1 х 1 м. Предкамера может быть общей как для дымовой, так и тепловой камер.

85. В зависимости от условий тренировки температура воздуха в теплокамере поддерживается в пределах от 20 до 40 (±2)°С.

86. Подогрев воздуха в теплокамере осуществляется от электронагревательных печей или тепловентиляторов.

87. Относительная влажность воздуха в теплокамере составляет 25-30%.

88. Стены, потолок, и полотна дверей теплокамеры должны иметь необходимую теплоизоляцию.

Рекомендуемая ОПППП состоит из следующих снарядов: металлический фрагмент трехэтажного дома, лабиринт, подземная открытая емкость с горящей, жидкостью, фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны, трап над приямком с горящей жидкостью, кабельный коллектор, металлическая площадка эстакады с поврежденным технологическим оборудованием, мишень (приложение 3).

Снаряд № 1. Металлический фрагмент трехэтажного дома представляет собой сварную металлическую конструкцию Г - образной формы с размерами по длине 7,2 м и 5,5 м, шириной 0,7 м и имеющую по вертикали четыре площадки на разных уровнях. Наиболее удаленная от нулевой отметки площадка находится на высоте 8 м, две площадки - на высоте 5,5 м и одна - на высоте 2,2 м. Площадка на отметке 8 м оборудована оконной рамой. Подъем на площадку высотой 8 м осуществляется по выдвижной трехколенной лестнице, а спуск - по стационарным лестницам. Площадки и лестницы снаряда оборудованы металлическими поручнями высотой 1м.

В ходе выполнения упражнений отрабатываются приемы и способы подъема личного состава с пожарным оборудованием на высоты, а также приобретаются навыки действий пожарных в сложных условиях подъема и спуска. Задача пожарных заключается в установке выдвижной трехколенной лестницы, подъеме по ней через оконный проем на площадку, расположенную на высоте 8 м, и спуске по стационарным лестницам.

Снаряд № 2. Лабиринт представляет собой объемную конструкцию с размерами в плане 12x7,2 м, выполненную из сварных металлических прутьев, расположенных на расстоянии 10 см друг от друга. Внутренняя часть снаряда состоит из сети металлических преград с изменяющейся планировкой и шириной проходов 1,2 м. Снаряд имеет два основных проема - вход и выход, а также три аварийных выхода. Для создания дымового и огневого эффектов внутри лабиринта имеются семь емкостей для промасленной ветоши, расположенных на высотах 0,8-1,0 м.

Перед пожарными стоит задача преодолеть сложный лабиринт в условиях задымления и ограниченной видимости. В процессе преодоления снаряда личный состав отрабатывает навыки работы в условиях задымленной среды, совершенствует умение ориентироваться в сложной незнакомой обстановке, возникающей в процессе преодоления сооружения (объекта) при наличии внешних эффектов пожара (шумовых, дымовых, световых и т.п.).

Снаряд № 3. Подземная открытая емкость с горящей жидкостью представляет собой бетонированный приямок для горящей жидкости с площадью зеркала 30 м2, разделенный на три отсека (15 м2; 7,5 м2 и 7,5 м2). Приямок заглублен в землю на 0,7 м.

В задачу отделения при выполнении упражнений на снаряде входит прокладка рукавной линии, подача огнетушащих средств и ликвидация горения жидкости, в приямке. Выполнение упражнения на третьем этапе способствует отработке личным составом приемов и способов ликвидации горения ЛВЖ и ГЖ водой, пеной, порошком и другими огнетушащими веществами.

Снаряд № 4. Фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны, представляет собой сварную металлическую конструкцию высотой 2 м, длиной 8 м и шириной 0,8 м. В центре эстакады находится резервуар емкостью 3 м, с горловиной диаметром 0,6 м. Под эстакадой на высоте 1 м установлены металлические лотки шириной 10 см с промасленной ветошью или горючей жидкостью. С обеих сторон под углом по ходу движения имеются металлические лестницы. Площадка и лестницы на всем протяжении оборудованы металлическими поручнями высотой 1 м.

При выполнении упражнений на данном снаряде задача пожарных сводится к тому, чтобы, поднявшись на фрагмент эстакады и преодолев зону высокой температуры и задымления, ликвидировать горение в емкости путем герметизации горловины асбестовым покрывалом и продолжить прокладку рукавной линии. В ходе выполнения упражнения у пожарных формируется психологическая устойчивость и приобретаются навыки работы по тушению пожаров в железнодорожных цистернах.

Снаряд № 5. Трап над приямком с горящей жидкостью состоит из сварных металлических конструкций длиной 6,5 м и шириной 0,9 м. По всей длине трап оборудован ограждающими поручнями высотой 1 м. Трап расположен над бетонированным приямком с размерами в плане 6x3 м и глубиной 0,5 м. Приямок заполняется промасленной ветошью или горючей жидкостью. Вдоль приямка с обеих сторон проложен сухотруб диаметром 77 мм и четырьмя соединительными рукавными головками.

Пятый этап пожарные преодолевают после присоединения магистральной линии к одной из соединительных головок сухотруба. Выполнение упражнения способствует преодолению чувства страха к высокой температуре, выработке уверенности в возможности кратковременного пребывания в зоне огня и дыма при использовании простейших средств зашиты.

Снаряд № 6. Кабельный коллектор представляет собой удлиненное в виде ломаной линии сооружение из типовых сборных железобетонных лотков. Лотки по отношению друг к другу расположены под углом 30-400. В промежутках между лотками размещены противни с горючей жидкостью или промасленной ветошью.

В задачу отделения на данном этапе входит преодоление кабельного коллектора в стесненных и задымленных условиях. Задымление в коллекторе создается путем сжигания горючей жидкости (промасленной ветоши) в противнях, установленных в разрывах между блоками коллектора. Снаряд позволяет формировать у личного состава готовность к преодолению трудностей и опасностей, воспитывать у них смелость, решительность и самообладание при попадании в необычные стесненные условия окружающей обстановки.

Снаряд № 7. Металлическая площадка эстакады с поврежденным технологическим оборудованием состоит из площадки размером в плане 2x10 м, укрепленной на железобетонных опорах и расположенной на высоте 4 м. НА площадку ведет наклонная металлическая лестница шириной 0,8 м. С левой стороны площадки смонтирован "поврежденный"" технологический трубопровод диаметром 100 мм с задвижками. Правая сторона площадки оборудована наклонной поверхностью под углом 450, имитирующей скат крыши. В конце площадки стационарно установлен лафетный ствол и на расстоянии 0,5 м от края площадки столб (труба) диаметром 15-20 см или вертикальная металлическая лестница для спуска пожарных на землю. Площадка по периметру оборудована ограждающими поручнями высотой 1 м.

При подходе личного состава к этому снаряду включается насос по перекачке ЛВЖ в трубопровод, имеющий повреждение во фланцевом соединении. В результате горючая «жидкость под давлением 2-3 атм. истекает из фланцевого соединения и, вспыхнув, создает зону пламени у входа на эстакаду. Поднявшись на площадку, один из пожарных перекрывает задвижку поврежденного трубопровода. Другие пожарные отделения прокладывают по площадке эстакады рукавные линии к лафетному стволу. Ствольщик струей воды из лафетного ствола поражает мишень, расположенную на расстоянии 15-20 м от эстакады. Поразив мишень, пожарные по столбу (трубе) или лестнице производят спуск с площадки эстакады, завершив тем самым полностью преодоление огневой полосы. Выполнение упражнений на седьмом этапе позволяет отработать действия личного состава по ликвидации аварийных ситуаций в технологических установках, приемы и способы работы на наклонных плоскостях в условиях высоты и подачи огнетушащих средств в имитируемый очаг пожара (мишень).

Снаряд № 8 Мишень состоит из емкости для заполнения ее водой от лафетного ствола, установленного на снаряде № 7. Мишень расположена на расстоянии 15-20 м от снаряда № 7 на высоте 5 м от нулевой отметки.

Перед началом проведения занятий личный состав отделения (караула) строится по номерам боевого расчета у пожарного автомобиля, установленного на стартовой площадке. С учетом выполняемых упражнений, в зависимости от срока службы пожарных, руководитель занятий производит необходимую под-готовку соответствующих снарядов (внешний осмотр исправности снарядов, подготовка средств имитации, обеспечение необходимым количеством рукавов и т.д.). По сигналу руководителя занятий на снарядах зажигаются средства имитации (горючая жидкость, промасленная ветошь) и подается команда отделению (караулу) на выполнение упражнения.

При преодолении отделением (караулом) всей ОПППП перед снарядом № 3 (подземная открытая емкость с горящей жидкостью) устанавливается раз-ветвление, создается запас рукавов и боевое развертывание выполняется с установкой автомобиля на водоисточник. При выполнении боевого развертывания в составе отделения прокладывается одна рукавная линия по всей длине ОПППП, и со снаряда №.7 подается ствол "А". У снаряда № 3 запас рукавов должен быть не менее четырех штук.

Наряду с приведенным вариантом, возможно включение в состав ОПППП и других учебных объектов, но всегда необходимо стремиться, чтобы они способствовали формированию типичной ситуации тушения пожара, проявления и развития профессионального мастерства и создавали психологические нагрузки. Правомерно в разных подразделениях создавать ОПППП, отражающие их собственную специфику.

Для усложнения условий обучения, их быстрого изменения необходимо иметь легко трансформируемые объекты: заборы, небольшие эстакады, мишени, перегородки, огневые барьеры, качающиеся мосты, трубы и т.п. Их можно устанавливать в разных местах ОПППП, между стационарными объектами, создавая участки повышенной трудности их проходимости. Целесообразно, чтобы на ОПППП можно было тренировать как отдельных пожарных, так и отделение, и караул в целом.

Если ОПППП делается короткой, то можно размещать учебные объекты в линию. Но лучше образовывать из них круг, овал, квадрат или прямоугольник с размещением в центре водоема. Превосходство такого размещения определяется удобством организации и проведения занятий, контроля за действиям обучаемых и возможностью повторного многократного прохождения ОПППП, что важно для выработки выносливости к устойчивости личного состава.

Для приближения условий к реальным целесообразно в непосредственной близости устанавливать мощные громкоговорящие установки, с помощью которых воспроизводятся различные звуки, сопутствующие тушению пожара: шум горения, треск обрушений, ветра, команды, крики о помощи, стоны пострадавших, крики собравшейся толпы, шум уличного движения, а также специальные звуковые помехи (неприятные звуки, бессвязные фразы, хаотические команды и т.п.), оказывающие раздражающее действие, требующие большой концентрации внимания и воли для решения поставленной задачи. Повышению психологического эффекта способствует установка ярких прожекторов, установок, имитирующих дождь, ветер.

Психологическая подготовка тре­бует довольно развитой учебно-мате­риальной базы, которая может вклю­чать в себя:

комплекс различных средств наг-


лядности: альбомы, диафильмы, слай­ды, видеофильмы, магнитофонные за­писи, схемы, плакаты и т. п.;

специальные тренажеры для пси­хологической подготовки в аудитор­ных условиях;

учебно-тренировочный комплекс специальной психологической подго­товки (огневые) полосы, тренировоч­ные городки, площадка для эмоцио­нально-волевых упражнений;

учебно-испытательные полигоны, на которых имеются натурные объек­ты, их модели или фрагменты.

В настоящее время эта база в гар­низонах пожарной охраны развита в разной степени. В малых гарнизо­нах, как правило, сооружаются не­большие психологические полосы эмоционально-волевых упражнений. Учебно-испытательные полигоны соз­даются в гарнизонах при наличии значительного числа объектов, на ко­торых могут возникать крупные и сложные по обстановке пожары (по­жары на объектах добычи, транспор­тировки, переработки и хранения га­зов, нефтепродуктов, пожары на су­дах, складах лесоматериалов, на объектах химической промышлен­ности и т. д.). Необходимо дальней­шее развитие учебно-материальной базы по психологической подготовке в каждом гарнизоне и даже пожарной части с учетом требований методики и необходимости в проведении раз­личных видов занятий.

Основными формами специальной психологической подготовки являются занятия: по основам психологии, по психологии боевых действий с исполь­зованием различных средств нагляд-лости, на психологической полосе, на площадках для эмоционально-волевых упражнений, на учебно-испы­тательных полигонах.

Занятия по основам психологии проводятся для вооружения личного состава подразделений основами зна­ний по психологии, для начального ознакомления с опасными факторами пожара, а также формирования уме­ния управлять собой. Психологи­ческие знания позволяют пожарному


разобраться в себе, в причинах достижения личной психологической подготовленности к действиям в бое­вых условиях.

При изучении основ психологии у личного состава начинают формиро­ваться и некоторые умения:

управлять собой.

Задачи психологической подготов­ки в ходе проведения занятий по основам психологии будут решены, когда на них отводится достаточно времени (для новичков - отдельный курс, для всего личного состава 8- 10 часов ежегодно: две-три лекции и один двух-четырехчасовой семинар).

Занятия по психологии боевых действий с использованием средств наглядности пока не получили того распространения, которого они заслу­живают. Создание психологических полос, площадок и полигонов - дело долгое, трудное, дорогое и связано с немалыми расходами материальных и финансовых средств. Наконец, дале­ко не все виды пожаров и ситуаций можно смоделировать, ограничиться же только рассказом о них - мало. Все эти трудности могут быть в опре­деленной степени преодолены исполь­зованием возможностей учебного ки­но, видеофильмов, макетов, звукоза­писей, фотоальбомов и других тех­нических средств обучения. Их дос­тоинство и в том, что, будучи однажды изготовленными, они могут быть ис­пользованы многократно. При центра­лизованном их изготовлении они могут быть высокого качества и приобрести значительную психологическую эф­фективность.


С помощью кино (прежде всего цветного) и видеозаписей можно пред­ставить возможность личному составу увидеть, услышать, а порой и глубоко пережить многие опасные факторы и ситуации тушения пожаров. В резуль­тате у него формируются зрительные


и слуховые представления об этих факторах, условиях, обстановке, а вместе с этим снижается психологи­ческий эффект их новизны, неожидан­ности, силы воздействия, когда пожар­ные столкнутся с ними на самостоя­тельной работе. С помощью кино и видеофильмов можно ознакомить лич­ный состав с редкими и трудно под­дающимися моделированию фактора­ми и ситуациями (например, пожары в высотных зданиях," сопровождаю­щиеся паникой людей и т. п.).

Для психологической подготовки используются игровые и доку­ментальные фильмы. Продол­жительность их может быть от 5- 10 мин до 1 ч и более. Но во всех случаях к ним предъявляются высокие требования:

показ реальных факторов и усло­вий без их упрощения;

максимально возможное достиже­ние «эффекта присутствия», силы пси­хологического воздействия (что может быть усилено стереоэффектом, цветной пленкой, документальной за­писью шумов, сопровождающих кад­ры, дикторским текстом и т. д.);

формирование правильных пред­ставлений о факторах, трудностях с одновременным утверждением уверен­ности в возможности эффективных действий;

показ некоторых устрашающих элементов реальности (трупов, крови, гибели и страданий людей и пр.) без «моделирования» их, готовя лю­дей к встрече с ними, не вызвать отвращение к своей профессии.

Фильмы можно демонстрировать целиком и частями, с остановками для объяснений и с повторением фрагментов. В перспективе целесооб­разно создать централизованно мно­гократные компоненты фильмов для решения задач психологической под­готовки с привлечением специалистов.

На занятиях с успехом могут ис­пользоваться и магнитофонные записи (фонограммы) доку­ментального характера, они класси­фицируются по видам звуков. Их можно сделать в каждом гарнизоне


и централизованно, создав целую фо­нотеку. Записи звуков пожара исполь­зуются не только для прослушива­ния и запоминания, но и для развития слуховой чувствительности путем сравнения и различия сходных звуков и определения по ним того или иного события на пожаре. Известно, что опытные пожарные могут по характер­ному треску и шипению горящих пред­метов определить место пожара.

Возможности, которые нельзя не­дооценивать, содержат учебные фото­альбомы. По своему назначению и способам изготовления их можно раз­бить на две группы: ознакомитель­ные и тренирующие.

Ознакомительные учебные фото­альбомы знакомят обучаемых с раз­личными ситуациями, факторами, обстоятельствами и способами дей­ствий личного состава. Фотографии предпочтительнее документальные и цветные. Размещать их в фотоальбо­мах следует сериями, в определенной логической последовательности, соот­ветствующей развитию какого-то реального процесса. Например, «Рас­пространение огня по помещениям и этажам в зданиях», «Последователь­ность разрушения конструкций зда­ния, охваченного огнем», «Порядок проведения разведки на пожаре», «Действия подразделения по прибы­тии к месту пожара», «Действия по локализации распространения горения в подземных галереях» и т. п. Целе­сообразно создавать комплексы учеб­ных фотоальбомов, централизованно рассылать наборы фотоснимков по гарнизонам с сопроводительными над­писями и методическими рекоменда­циями по их использованию в целях психологической подготовки.

Тренирующие учебные фотоальбо­мы представляют собой наборы фото­графий, подобранных с целью раз­вития у пожарных профессиональ­ности, памяти и мышления. Основной способ размещения фотографий в них: группировка по сходству. В альбоме в определенном порядке размещаются схожие фотографии объектов, их де­талей, ситуаций, действий, отличаю-


щиеся друг от друга, а иногда и полностью идентичные. Например, мо­гут быть помещены серии снимков одного и того же пожара, сделанных через короткие интервалы (например, через 30 с, через 1-2 мин и др.), снимков горения разных веществ. Число сравниваемых в серии фотогра­фий может размещаться на одном и разных листах.

Обучаемым предлагают рассмат­ривать и сравнивать снимки, при этом решая: одинаковы они или нет, если различаются, то чем, сколько разли­чий в этих снимках, чем характерен вид горения такого-то вещества, какое значение для действий пожарного имеет различие ситуаций, запечатлен­ных на снимках, и др. Ответы на все вопросы должны содержаться в конце альбома или в отдельном при­ложении. Усложнение заданий может осуществляться постоянным ограниче­нием времени на решение зада­чи. Отдельные фотографии могут предъявляться на срок 30, 15, 5 с для оперативного запоминания с после­дующим требованием словесно опи­сать увиденное или нарисовать по памяти.

С такими же целями могут быть изготовлены наборы диафиль­мов, слайдов, а для их демон­страции использованы эпидиаскопы, диапроекторы, кодоскопы, аудиторные телевизионные установки.

Наибольшее распространение в гарнизонах пожарной охраны получи­ли сейчас занятия на психологичес­кой полосе. Признавая важность их, следует, однако, отметить, что сведе­ние психологической подготовки толь­ко к этим занятиям ошибочно, а пере­оценка психологического значения их недопустима.

Психологические полосы представ­ляют собой комплексы различных объектов, препятствий и учебно-слу­жебных ситуаций,связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью решать сложные пси­хологические задачи в процессе вы­полнения некоторых профессиональ­ных действий. В ходе регулярных за-


нятий на психологической полосе у обучаемых формируются:

качество эмоционально-волевой устойчивости, самообладания, реши­тельности, настойчивости, смелости, ловкости, готовности к неожиданнос­тям, выносливости, находчивости, рас­четливости;

устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различ­ным помехам;

быстрота мышления, ориентировки и реакции на изменения обстановки на возможных боевых позициях и участках ш работы личного состава подразделений пожарной охраны при тушении пожаров;

наблюдательность и привычка к действиям в напряженных ситуациях;

некоторые профессиональные на­выки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т. д.

Формирование этих компонентов психологической подготовленности мо­жет быть обеспечено путем набора различных учебно-тренировочных по­зиций (различных снарядов, препят­ствий и учебно-служебных ситуаций), включенных в комплекс психологи­ческой полосы. При создании полос необходимо учитывать общие правила их сооружения, к основным из кото­рых относятся:

воспроизведение наиболее специ­фичных и вероятных экстремальных ситуаций оперативно-служебной дея­тельности;

обеспечение максимально психоло­гической эффективности, психологи­ческой «закалки»;

возможность варьирования после­довательности преодоления препятст­вий и конкретных ситуаций, устране­ния их стандартности и сохранения фактора неожиданности при повтор­ных прохождениях полосы одним и тем же обучаемым;

возможность последующего раз­бора действий обучаемых на полосе;

максимальная дешевизна изготов­ления и многократное использование психологических полос, их унифика­ция.

Вышеперечисленные требования к


психологическим полосам не затраги­вают конкретных сторон их плани­ровочных и инженерно-строительных решений. Необходимо проведение дополнительных исследований по научному обоснованию многих поло­жений: каково оптимальное количест­во позиций психологической полосы, какие снаряды (объекты) необходимо сооружать на полосе, из каких мате­риалов и конструкций, какие препят­ствия и ситуации наиболее эффектив­ны в психологическом отношении, какой должна быть строгая последо­вательность их расположения на поло­се и др. Анализ имеющихся психо­логических полос в гарнизонах пожар­ной охраны показывает, что в отдель­ных случаях допускались некоторые ошибки при их создании: попытка неограниченно увеличивать число по­зиций полосы; включение в ее струк­туру объектов и препятствий, имею­щих значение преимущественно для повышения физической, а не психоло­гической подготовленности обуча­емых; увлечение внешними эффекта­ми; недостаточная забота о создании внутренних трудностей для обуча­емых.

Исходя из опыта и его анализа, в настоящее время можно сформу­лировать такие рекомендации по обо­рудованию психологических полос.

Основными учебно-планировочны­ми позициями (объектами, препят­ствиями, моделируемыми ситуация­ми), заслуживающими включения в состав психологической полосы, явля­ются: горящий и задымленный лаби­ринт (с меняющимся маршрутом про­хождения), мостик над открытой ем­костью с горящей жидкостью, учебная башня, открытая емкость (приямок) с горящей жидкостью, высотная эста­када с горящими оконными проема­ми на уровне первого и второго этажей, фрагмент жилого дома, кол­лекторы разного диаметра, задымлен­ный подвал с очагом пожара. Один из вариантов психологической полосы показан на рис. 9.1.

Возможно включение в состав пси­хологической полосы и других учеб-

Необходимым условием успеха подготовки пожарных на огневой полосе является строгое соблюдение последовательности прохождения снарядов, включаемых в маршрут тренировочного занятия. Соблюдение периодичности тренировок позволит в оптимально короткий срок освоить программу психологической подготовки, предупредить детренированность пожарных с большим сроком службы, а также поддержать их заинтересованность в проведении занятий на огневой полосе.

Для пожарных со сроком службы до шести месяцев тренировки рекомендуется проводить на следующих снарядах огневой полосы:

  • - металлический фрагмент трехэтажного дома;
  • - лабиринт;
  • - подземная открытая емкость с горящей жидкостью;
  • - кабельный коллектор.

Интервал между двумя первыми занятиями (теоретическим и первым практическим) не должен превышать двух недель, между остальными - одного месяца. Количество тренировок, обеспечивающее удовлетворительный уровень адаптации к тем или иным факторам, моделируемым на отдельных снарядах огневой полосы.

Первое занятие (теоретическое) должно быть посвящено вопросам первоначальной подготовки пожарных в области психологии, разъяснению значимости психологической подготовки в деле совершенствования их мастерства и выработке положительного настроения у обучающихся к проведению практических занятий на снарядах огневой полосы.

Второе и третье занятия проводятся на снарядах № 1 и № 2. Цель занятий - первоначальная адаптация к факторам, моделируемым данными снарядами.

Четвертое и пятое занятие включают в себя выполнение упражнений на снарядах № 1, № 2, № 3 и № 6.

Цель занятий - дальнейшая адаптация к факторам, моделируемым снарядами № 1 и № 2, а также первоначальная отработка навыков работы на снарядах № 3 и № 6.

Шестое и седьмое занятия аналогичны четвертому и пятому. Отличие состоит в изменении маршрута прохождения на снаряде № 2. При выполнении упражнений на снарядах без учета времени прохождения этапов допускается изменение схемы маршрута на снаряде № 2 без предварительного ознакомления с ней личного состава пожарной охраны. Цель занятий - дальнейшая адаптация к факторам, моделируемым указанными снарядами.

Восьмое и девятое занятия являются контрольными в решении вопроса об уровне адаптации к факторам, моделируемым на снарядах № 1, № 2, № 3 и № 6. Контроль за уровнем адаптации осуществляется с помощью методики пульсометрии.

Второе, четвертое и шестое занятия проводятся без воздействия дымового, огневого эффектов и прокладки рукавных линий. Третье, пятое, седьмое, восьмое и девятое занятия проводятся при воздействии опасных факторов пожара и с прокладкой рукавных линий.

Это позволит руководителю занятий по объективным данным судить о степени готовности отдельных пожарных и корректировать число занятий для наиболее подготовленных из них.

В период службы от шести месяцев до двух лет на занятиях рекомендуется выполнять упражнения на перечисленных в п. 6.1 снарядах с дополнительным включением в состав полосы снарядов № 5, № 7 и теплодымокамеры (при ее наличии на огневой полосе).

Интервалы между тренировочными занятиями в первые шесть месяцев не должны превышать одного месяца, затем тренировки проводятся один раз в три месяца.

В состав огневой полосы для первого занятия включаются снаряды № 1, № 2, № 3, № 5 и № 6. Цель первого занятия - адаптация к факторам, моделируемым указанными снарядами.

Второе занятие проводится аналогично первому с дополнительным включением в состав огневой полосы снаряда № 7. Цель занятия - дальнейшая адаптация и тренировка пожарных к осуществлению функций распределения внимания, а также правильности принятия решений при воздействии факторов, моделируемых на снаряде № 7.

Третье, четвертое, пятое, шестое и восьмое занятия проводятся аналогично второму с дополнительным усложнением задачи на отдельных снарядах по усмотрению руководителя занятий. Цель занятий - дальнейшая адаптация к моделируемым опасным факторам и совершенствование функций распределения внимания. Особое внимание в этот период подготовки рекомендуется обращать на выработку пожарными способности к осуществлению зрительного и слухового восприятия и интеллектуального контроля (приема правильных решений) одновременно за несколькими факторами моделируемой на снарядах ситуации.

Седьмое и девятое занятия проводятся в теплодымокамере с личным составом пожарной охраны, имеющим изолирующие противогазы. При отсутствии изолирующих противогазов занятия проводятся на огневой полосе аналогично шестому и восьмому. Цель занятий -- дальнейшая тренировка пожарных по совершенствованию функций распределения внимания, умения ориентироваться в сложной незнакомой обстановке и принимать правильные решения.

Контроль за достигнутым уровнем адаптации должен проводиться (по возможности) на каждом занятии. При отсутствии такой возможности целесообразно выбрать восьмое и девятое тренировочные занятия.

Для, пожарных со сроком службы свыше двух лет занятия проводятся на всех снарядах огневой полосы с прокладкой рукавных линий и воздействием опасных факторов пожара.

Основной целью тренировок в этот период времени является предотвращение детренированности и снижения уровня адаптации к факторам ситуаций, моделируемых на снарядах огневой полосы. Занятия должны проводиться один раз в 4 месяца.

Первое занятие должно быть теоретическим. Руководитель информирует слушателей об итогах занятий на огневой полосе в течение предшествующих двух лет, приводит конкретные данные о достигнутых результатах в повышении уровня адаптации, быстроте и правильности принятия решений на тренировках и в резальных условиях тушения пожаров.

Руководителю занятий рекомендуется включать лиц из данного состава пожарных в звенья с меньшим сроком службы в качестве замыкающих. В этом случае для них ставится дополнительная цель - контроль за действиями остальных членов звена.

Первое, второе и третье занятия проводятся без воздействия дымового, огневого эффектов и прокладки рукавных линий. Четвертое, пятое, шестое и восьмое занятия проводятся при воздействии опасных факторов ^пожара и с прокладкой рукавных линий.

Описание, требования и модернизация огневой полосы психологической подготовки пожарных

Имеющиеся в Пензенском гарнизоне пожарной охраны огневые полосы в настоящее время частично разрушены, что, в свою очередь, приводит к облегчению условий прохождения психологической полосы и снижению ее «психологической эффективности».

На рисунке 3.17 показаны некоторые снаряды существующей огневой полосы ФГКУ 6 ОФПС и ФГКУ 2 ОФПС.

Рис. 3.17 Огневая полоса психологической подготовки пожарных ФГКУ 6 и ФГКУ 2 ОФПС

Рекомендуемая огневая полоса психологической подготовки пожарных должна состоять из следующих снарядов: трап над приямком с горящей жидкостью, эстакада, подвал, противень, лабиринт, колодец, коллектор, эстакада «цистерна», лестница, качающийся трап, эстакада со стационарным лафетным стволом, мишень.

Модернизировать огневую полосу предлагается путем добавления снарядов, позволяющих воспроизвести наиболее специфические и вероятные экстремальные ситуации на тренировках.

Требования, предъявляемые к огневой полосе психологической подготовки пожарных

(основание «Организация и проведение занятий с личным составом газодымозащитной службы ФПС МЧС России», - Методические рекомендации, М., 2008 г., Методические рекомендации по проведению занятий по огневой полосе психологической подготовки пожарных и ее оборудованию. - М., УОП МЧС России, 2007)

1) Психологическая полоса по возможности располагается вдали от производственных, общественных и жилых зданий. Место выбора строительства психологической полосы должно быть согласовано с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) Психологическая полоса должна иметь длину 150 метров, при необходимости допускается длина до 200 метров. При отсутствии площадки такой длины психологическая полоса может иметь «Г» или «П» - образную форму;

3) Территория психологической полосы должна иметь твердое покрытие и ограждение;

4) Для управления процессом обучения на психологической полосе предусматривается здание с помещениями для хранения огнетушащих средств, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования, средств имитации, проведения медосмотра и измерения давления медперсоналом;

5) С учетом особенностей охраняемых объектов и района выезда части допускается производить замену снарядов, схожих по функциональному назначению.

6) Занятия на огневой полосе в период первоначальной подготовки проводятся согласно тематическому плану «Примерной программы специального первоначального обучения пожарных», из расчёта два часа практических занятий, без воздействия огня и дыма. Занятия на огневой полосе могут быть совмещены с занятиями по психологической подготовке;

7) Занятия на огневой полосе психологической подготовки планируются планом профессиональной подготовки и тематическим планом подготовке дежурных смен на год. Количество тренировок, обеспечивающее удовлетворительный уровень адаптации к воздействию факторов, моделируемых на снарядах огневой полосы психологической подготовки, определяется с учетом срока службы, но не должно быть менее двух в году (по одной в летний и зимний периоды);

8) Занятия на огневой полосе без воздействия на личный состав огня и дыма проводятся под руководством начальника караула или вышестоящих руководителей, а при воздействии огня и дыма - под руководством начальника подразделения или его заместителя;

9) Контроль за уровнем адаптации личного состава на снарядах огневой полосы осуществляется с помощью методики пульсометрии;

10) К занятиям на огневой полосе допускаются лица, прошедшие обучение в объёме специального первоначального обучения и сдавшие зачёт, о чём делается запись в Журнале инструктажей;

11) Ответственность за соблюдением правил охраны труды личным составом, при проведении занятий на огневой полосе, несёт руководитель занятий.

Схема расположения снарядов на огневой полосе психологической подготовки пожарных представлена на рисунке 3.18.

Рис. 3.18

Условные обозначения: расстояние между третьим и четвёртым снарядами 25 метров, между снарядами № 7 и №8, № 9 и № 10, № 10 и № 11 - 10 метров, от снаряда № 11 до мишени 15 метров, между всеми остальными снарядами по 5 метров.

1) трап над приямком с горящей жидкостью; 2) эстакада; 3) подвал; 4) противень; 5) лабиринт; 6) колодец; 7) коллектор; 8) эстакада «цистерна»; 9) лестница; 10) качающийся трап; 11) эстакада со стационарным лафетным стволом; 12) мишень.

Описание, назначение и порядок преодоления снарядов огневой полосы

1. Трап над приямком с горящей жидкостью (Рис. 3.19);

2. Эстакада (Рис. 3.20);

3. Подвал (Рис. 3.21);

4. Противень (Рис. 3.22);

5. Лабиринт (Рис. 3.23);

6. Колодец (Рис. 3.24);

7. Коллектор (Рис. 3.25);

8. Эстакада «цистерна» (Рис. 3.26);

9. Лестница (Рис. 3.27);

10. Качающийся трап (Рис. 3.28);

11. Эстакада со стационарным лафетным стволом (Рис. 3.29);

12. Мишень (Рис. 3.30).

Описание снарядов огневой полосы


Рис. 3.19

Трап над приямком с горящей жидкостью состоит из сварных металлических конструкций длиной 6.5 м и шириной 0,9 м. По всей длине трап оборудован ограждающими поручнями высотой 1 м. Трап расположен над бетонированным приямком с размерами в плане 6x3 м и глубиной 0,5 м. Приямок заполняется промасленной ветошью или горючей жидкостью.

Выполнение упражнения способствует преодолению чувства страха к высокой температуре, выработке уверенности в возможности кратковременного пребывания в зоне огня и дыма при использовании простейших средств защиты (боевой одежды и снаряжения).


Рис. 3.20

Эстакада представляет собой сварную металлическую конструкцию с наклонной трубой с размерами по длине 11,5 м и шириной 0,7 м и имеющую две площадки на разных уровнях. Наиболее удаленная от нулевой отметки площадка находится на высоте 5 м, вторая площадка на высоте 3 м. К нижней площадке приварена металлическая труба по углом 45° и длинной 6,5 м. Труба переходит в подвал.

С помощью снарядов первой группы отрабатываются приемы и способы подъема личного состава на высоту, приобретаются навыки действий пожарных в сложных условиях спусков и работы на высоте, а также пользования приемами спасания и самоспасания.

Подвал представляет собой подземное сооружение «П»-образной формы, глубиной 3 м. Вход и выход в подвал имеет размеры 3x2,5 м. Пол входа в подвал оборудуется амортизирующим материалом (маты, резиновые покрышки и т.п.) для предотвращения травм при спуске в подвал по наклонной трубе. Проход между входом и выходом в подвал имеет длину 3 м и высоту 1,2 м. Выход из подвала осуществляется с помощью лестницы - палки.

Выполнение упражнения формирует у личного состава готовность к преодолению трудностей и опасностей, а также воспитывается смелость, решительность и самообладание при нахождении в необычных стесненных условиях окружающей обстановки.


Рис. 3.22

Противень представляет собой металлическую емкость длиной 1,5 м, шириной 1 м, высотой борта 20 см. Противень заливается жидкостью в следующей последовательности и количестве (л): вода - 30; осветительный керосин - 2; автомобильный бензин - 0,25. Огнетушитель находится за 5 м до противня, запасной огнетушитель находится в 1,5 м от края противня. После преодоления подвала пожарный подбегает к огнетушителю, берет его, подносит к противню и тушит горящую жидкость. Оставлять огнетушитель в противне после ликвидации горения жидкости запрещается. Если горение не будет ликвидировано одним огнетушителем, пожарный использует запасной. Выполнение упражнения способствует отработке личным составом приемов и способов ликвидации горения ЛВЖ и ГЖ с помощью огнетушителя.

Рис. 3.23

Лабиринт представляет собой объемную конструкцию с размерами в плане 12x7,2 м, выполненную на сварных металлических прутьев, расположенных на расстоянии 10 см друг от друга. Внутренняя часть снаряда состоит из сети металлических преград с изменяющейся планировкой и шириной проходов 1,2 м. Снаряд имеет два основных проема -вход и выход, а также три аварийных выхода. Для создания дымового и огневого эффектов внутри лабиринта имеются семь емкостей для промасленной ветоши, расположенных на высотах 0,8-1,0 м.

Перед пожарными стоит задача преодолеть сложный лабиринт в условиях задымления и ограниченной видимости. В процессе преодоления снаряда личный состав отрабатывает навыки работы в условиях задымленной среды, совершенствует умение ориентироваться в сложной незнакомой обстановке, возникающей в процессе преодоления сооружения (объекта) при наличии внешних эффектов пожара (шумовых, дымовых, световых и т.п.).

Рис. 3.24

Колодец представляет собой сварную металлическую конструкцию в виде трубы с внутренним диаметром 3 м и высотой 6 м (при строительстве колодца возможно использование бетонных колец, кирпича и других материалов). Внутри колодец оборудован винтовой лестницей. На крыше колодца находится открытый люк диаметром 1 м. Подъем на крышу колодца осуществляется при помощи выдвижной трёхколенной лестницы.

При использовании снаряда создается задымление внутри колодца. В качестве дымообразующих средств используются имитаторы и составы, не вызывающие отравления и ожоги в случае нахождения пожарных в задымленных помещениях без СИЗОД.

В ходе выполнения упражнения отрабатываются приемы и способы подъема личного состава с пожарно-техническим вооружением и оборудованием на высоты, а также приобретаются навыки действий пожарных в сложных условиях подъема и спуска. Задача пожарных заключается в переносе, установке выдвижной трехколенной лестницы, подъеме по ней на площадку, расположенную на высоте 6 м, и спуске по стационарным лестниц.

Рис. 3.25 Снаряд 7 «Коллектор»

Кабельный коллектор представляет собой удлиненное в виде ломаной линии длиной 6,5 м. сооружение из типовых сборных железобетонных лотков. Лотки соответствуют «Общесоюзному строительному каталогу типовых конструкций и изделий всех видов строительства». Лотки по отношению друг к другу расположены под углом 30-40 . В промежутках между лотками размещены противни с горючей жидкостью или промасленной ветошью.

В задачу пожарного на данном этапе входит преодоление кабельного коллектора в стесненных и задымленных условиях. Задымление в коллекторе создается путем сжигания горючей жидкости (промасленной ветоши) в противнях, установленных в разрывах между блоками коллектора. Снаряд позволяет формировать у личного состава готовность к преодолению трудностей и опасностей, воспитывать у них смелость, решительность и самообладание при попадании в необычные стесненные условия окружающей обстановки.

Рис. 3.26 Снаряд 8 «Эстакада - цистерна»

Фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны представляет собой сварную металлическую конструкцию высотой 2 м, длиной 8 м и шириной 0,8 м. В центре эстакады находится резервуар емкостью 3 куб. м с горловиной диаметром 0,6 м. Под эстакадой на высоте 1 м установлены металлические лотки шириной 10 см с промасленной ветошью или горючей жидкостью. С обеих сторон под углом по ходу движения имеются металлические лестницы. Площадка и лестницы на всем протяжении оборудованы металлическими поручнями высотой 1 м.

При выполнении упражнений на данном снаряде задача пожарных сводится к тому, чтобы, поднявшись на фрагмент эстакады и преодолев зону высокой температуры и задымления, ликвидировать горение в емкости путем герметизации горловины асбестовым покрывалом и продолжить прокладку рукавной линии.

В ходе выполнения упражнения у пожарных формируется психологическая устойчивость и приобретаются навыки работы по тушению пожаров в железнодорожных цистернах.

Рис. 3.27

Снаряд представляет собой шесть металлических конструкций «П»-образной формы различной высоты, сваренных из труб и расположенных последовательно в порядке возрастания.- Расстояние между конструкциями 1 м, их ширина 2 м. Высота 1-й конструкции 60 см, 2-й - 80 см, 3-й - 100 см, 4-й -120 см, 5-й - 140 см, 6-й - 160 см.

По ходу прохождения снаряда пожарный должен преодолеть все 6 конструкций. В ходе данного упражнения пожарный вырабатывает навыки преодолении различных препятствий, отрабатывает сноровку и выносливость.

Рис. 3.28

Качающийся трап представляет собой подвешенную на цепях платформу размерами 1,5x4 м. Высота столбов от уровня земли 1 м. Высота платформы от уровня земли 60 см. Пожарный преодолевает качающийся трап (балансируя).

В ходе данного упражнения вырабатываются навыки сохранения равновесия.

Рис. 3.29 Снаряд 11 «Эстакада со стационарным лафетным стволом»

Металлическая площадка эстакады состоит из площадки размером в плане 2x10 м, укрепленной на железобетонных опорах и расположенной на высоте 4 м. На площадку ведет наклонная металлическая лестница шириной 0,8 м. По бокам площадки находятся противни с ветошью. В конце площадки стационарно установлен лафетный ствол. Площадка по периметру оборудована ограждающими поручнями высотой 1 м.

Пожарный, поднявшись по металлической лестнице, преодолевает задымленную зону, после чего струей воды из лафетного ствола поражает мишень, расположенную на расстоянии 15-20 м от эстакады.

Выполнение упражнений на данном этапе позволяет отработать действия личного состава по ликвидации аварийных ситуаций в технологических установках, приемы и способы работы на наклонных плоскостях в условиях высоты и подачу огнетушащих средств в имитируемый очаг пожара (мишень).

Рис. 3.30 Снаряд 12 «Мишень»

Мишень состоит из емкости для заполнения ее водой от лафетного ствола, установленного на снаряде №11. Мишень расположена на расстоянии 15-20 м от снаряда № 11 на высоте 5 м от нулевой отметки.

Выбор редакции
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...

Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...

Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...

Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...
Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...
В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...