Образец по 44 фз протоколы об отказе. Отказ от заключения договора


Отказ от заключения договора

Отказ от заключения договора является правом, отражающим принцип свободы договора (ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Отказаться от сотрудничества субъект вправе как на стадии переговоров (ч. 1 ст. 439.1 ГК РФ), так и в ходе договорного процесса (на стадии ответа на оферту и т. п.).

Законодательство содержит ограниченный перечень ситуаций, когда отказаться от заключения договора нельзя:

  • при заключении договора с победителем торгов (ч. 1 ст. 447 ГК РФ);
  • при заключении публичного договора (ст. 426 ГК РФ);
  • если был подписан предварительный договор (ст. 429 ГК РФ);
  • после направления безотзывной оферты, в том числе по правилам для опциона в рамках ст. 429.2 ГК РФ;
  • в некоторых других оговоренных законом ситуациях.

В большинстве случаев субъекту, не желающему заключать договор, достаточно просто промолчать в ответ на оферту.

Однако иногда закон прямо требует выразить свою позицию в виде документа. Например, когда:

  • у лица, обязанного заключать публичный договор, появились основания для отказа контрагенту-потребителю;
  • сторона в ходе договорного процесса отказывается от подписания договора поставки (ч. 2 ст. 507 ГК РФ) или государственного/муниципального контракта (ч. 2 ст. 528 ГК РФ).

Письмо-отказ от заключения договора

Четко регламентированной на законодательном уровне формы письма с отказом от подписания договора нет. Составляется это письмо на фирменном бланке предприятия и заверяется подписью руководителя или иного уполномоченного на то лица. Однако рекомендуется включить в него следующие сведения:

  1. Наименование адресата, а именно:
  • для юридических лиц — наименование, адрес, контактные данные;
  • для физических лиц — Ф. И. О., адрес, контактный телефон при наличии.
  1. Исходящий номер документа, а также дату его регистрации в журнале исходящей корреспонденции.
  2. Название документа, а именно: «Уведомление об отказе от заключения договора».
  3. Далее по тексту необходимо изложить:
  • первоначальные условия, а также предложения, поступившие от адресата;
  • формулировку отказа с указанием четких причин, а также ссылки на нормативно-правовую базу, дозволяющую совершить отказ.

В случаях, когда письменный отказ обязателен, необходимо обратить внимание на его отправку контрагенту по правилам передачи юридически значимых сообщений.

Отказ в подписании контракта при поставке товаров для государственных и муниципальных нужд

Пп. 9, 10 ст. 31 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ предоставляют заказчику в некоторых случаях возможность отказаться от заключения договора с победителем торгов.

Это случаи обнаружения заказчиком:

  • несоответствия участника закупки требованиям, предъявляемым к участникам торгов;
  • предоставления недостоверной информации в отношении соответствия победителя торгов указанным требованиям;
  • наличие обстоятельств, изложенных в п. 10 ст. 31 закона № 44-ФЗ (при закупке лекарственных средств).

Если таких обстоятельств не усматривается, отказ заказчика будет неправомерен.

Последствия произведенного действия регламентированы п. 11 той же статьи, по условиям которой заказчик не позднее 1 дня со дня обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для отказа, размещает в сети интернет соответствующий протокол, который впоследствии в течение 2 дней надлежит отправить другой стороне.

Указанный протокол должен содержать сведения:

  • о времени и месте его оформления;
  • реквизитах исполнителя, от контракта с которым заказчик отказывается;
  • мотивированной причине отказа от заключения контракта.

Скачать образец протокола можно, пройдя по ссылке: Образец протокола об отказе в заключении договора .

Отказ же участника закупки повлечет неприятные для него последствия: обеспечительный платеж, внесенный при подаче заявки на торги, ему не вернут. Исключением являются торги в форме конкурса, проводимые в 2 этапа: после первого этапа участники могут отказаться от второго.

Когда правомерен отказ от подписания публичного договора

Сама сущность публичного договора — в необходимости заключить его с каждым обратившимся.

В то же время иногда закон разрешает обязанному лицу отказывать в заключении договора по причинам, не позволяющим оказать необходимую потребителю услугу (ч. 3 ст. 426 ГК РФ). Например, вследствие:

  • отсутствия технической возможности организовать железнодорожную перевозку (ст. 11 Устава железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ);
  • отсутствия технической возможности подключения к водопроводу и отказа муниципальных властей в расширении инвестиционной программы (ст. 18 закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Отсутствие технической возможности — далеко не отговорка, т. к. профильное законодательство оперирует четкими критериями, что именно считается таковым.

Кроме того, разрешение на отказ дают особые исключительные нормы, сами по себе не регулирующие гражданские правоотношения, в которых обращается внимание на злоупотребления со стороны клиента. Например:

  • при наличии у банка подозрения, что потенциальный вкладчик открывает вклад для легализации преступных доходов (ч. 5.2 ст. 7 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ);
  • нахождении посетителя заведения общественного питания в нетрезвом виде (внутренние правила организации общепита, пример применения которых можно увидеть в апелляционном определении Курганского областного суда от 14.08.2014 по делу № 33-2418/2014).

Скачать образец уведомления об отказе в заключении публичного договора можно, пройдя по ссылке: Уведомление об отказе в заключении договора .

Письмо с отказом от заключения договора направляется контрагенту в случае недостижения соглашения по условиям контракта. Обязанность направить такое письмо прямо предусмотрена законом, но не всегда, а для отдельных видов договоров. Особую важность приобретает формулировка отказа в случае, когда заключение договора для субъекта обязательно.

Федерального

агентства по образованию

ПРОТОКОЛ N ___/(номер аукциона) об отказе от заключения государственного контракта город Москва "___" _________ 200__ г. Предмет аукциона: Выполнение работ (оказание услуг), поставка товара, по проекту "_____________________________", проводимому в рамках мероприятия _______________________________________ задачи _________________________________________________________________ (Программы) ___________________________________________________________. На заседании Аукционной комиссии ПРИСУТСТВОВАЛИ: Председатель Аукционной комиссии: ________________________________________________________________________ Члены Аукционной комиссии: 1. ________________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________________ 3. ________________________________________________________________________ 4. Секретарь Аукционной комиссии ________________________________________________________________________ Настоящий Протокол составлен в____ по московскому времени "___" ________ 200__ года в комнате N ____ по адресу: ________________________________.

Всего на заседании присутствовало ____ членов Аукционной комиссии, что составило ____________ от общего количества членов Аукционной комиссии.

Кворум имеется, заседание правомочно.

Настоящий Протокол составлен в связи с:

А) отказом Государственного заказчика от заключении контракта с победителем аукциона;

Б) отказом Государственного заказчика от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, при уклонении победителя аукциона от заключения контракта.

1. Для ситуаций А и Б указываются:

Сведения о лице, которое уклоняется от заключения контракта:

Номер контактного телефона

Для ситуаций А и Б указываются факты предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ:

Сведения о фактах, являющихся основанием для отказа от заключения контракта.

Указываются сведения о:

1) проведении ликвидации участников размещения заказа - юридических лиц или принятии арбитражным судом решения о признании участников размещения заказа - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей банкротами и об открытии конкурсного производства;

2) приостановлении деятельности указанных лиц в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

3) предоставлении указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 2 статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ;

4) нахождении имущества указанных лиц под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

5) наличии у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Факты, являющиеся основанием для отказа от заключения контракта подтверждаются следующими документами:

Указываются реквизиты документов, подтверждающих факты, являющиеся основанием для отказа от заключения контракта.

Аукционная комиссия, рассмотрев указанные выше факты и обстоятельства, ПРИНЯЛА РЕШЕНИЕ: (Далее выбираются варианты решений в соответствии с ситуацией А или Б.)

Государственным заказчиком установлены факты, являющиеся основанием для отказа от заключения государственного контракта с участником размещения заказа.

ОТКАЗАТЬСЯ от заключения государственного контракта со следующим участником размещения заказа:

Фирменное наименование и организационно-правовая форма (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица, индивидуального предпринимателя)

Место нахождения и почтовый адрес (для юридического лица), сведения о месте жительства (для физического лица, индивидуального предпринимателя)

Сведения о решении каждого члена Аукционной комиссии

Для ситуаций А:

Настоящий протокол в соответствии со статьей 38 Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" является основанием заключения Государственного контракта с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта.

Решение принято единогласно.

1. Председатель Аукционной комиссии: (подпись, расшифровка подписи) Члены Аукционной комиссии: 2. ______________________________________________ (подпись, расшифровка подписи) 3. ______________________________________________ (подпись, расшифровка подписи) 4. ______________________________________________ (подпись, расшифровка подписи) 5. Секретарь _________________________________________________ (подпись, расшифровка подписи) От Заказчика __________________ (___________________) (указывается должность (подпись, расшифровка подписи) представителя Заказчика): "___" _________ 200__ г.

Расскажем о причинах отказа от заключения контракта по 44-ФЗ, разберем, что должно содержаться в протоколе отказа от заключения контракта, приведем образец.

Госзаказчик в исключительных случаях может на законных основаниях отказаться от заключения контракта с победителем аукциона даже после окончания всех конкурсных процедур. Необоснованное уклонение от подписания контракта, в то же время, является грубым нарушением 44-ФЗ, основанием для подачи жалобы и судебного разбирательства.

Причины, по которым сделка не состоится, организатор торгов указывает в протоколе отказа от заключения контракта, который и позволит оценить обоснованность действий заказчика.

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ

Все дополнительные требования к потенциальному исполнителю, помимо перечисленных в 44-ФЗ, должны быть указаны в извещении об осуществлении закупки и конкурсной документации. Отсутствие перечня требований, обязательных для заключения контракта, является нарушением 44-ФЗ.

При закупке лекарств заказчик может отказаться от подписания контракта с потенциальным поставщиком и по ряду других причин (ч. 10 ст.31 44-ФЗ):

  • Предельная отпускная цена лекарств , предлагаемых участником аукциона, не зарегистрирована;
  • Цена закупки препарата превышает предельную отпускную, и поставщик по итогам переговоров отказывается ее снижать.

Отметим, что участник электронного аукциона обязуется подписать контракт в случае победы, и права на отказ у него нет – таковы положения 44-ФЗ и ГК РФ. Обязанность распространяется и на внесение обеспечения исполнения контракта в установленный срок и надлежащим образом.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Протокол отказа от заключения контракта

Если заказчик решил не подписывать контракт, он должен в течение 1 рабочего дня , следующего за днем, когда было обнаружено основание для отказа, составить и разместить в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта. Затем у него есть максимум 2 рабочих дня на то, чтобы направить этот документ победителю конкурса , с которым не будут заключать контракт. Поставщик или исполнитель работ может обжаловать это решение.

Кроме того, заказчик обязан вернуть участнику торгов денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения исполнения контракта (п. 6 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ). Поскольку обеспечиваемое обязательство так и не возникло (контракт не заключен), такие денежные средства, в соответствии со ст. 1102 ГК РФ, являются неосновательным обогащением заказчика и должны быть возвращены в полном объеме. Деньги необходимо перечислить в течение максимум 5 рабочих дней с даты отказа от заключения контракта.

Образец протокола отказа от заключения договора

Закон не содержит конкретных требований к форме протокола об отказе от заключения договора, поэтому она может быть произвольной.

В то же время, в документе нужно обязательно указать:

  • Место и время составления протокола;
  • Сведения о компании или предпринимателе, с которым заказчик отказывается заключить контракт (наименование или ФИО, местонахождение);
  • Основание для отказа от подписания контракта;
  • Реквизиты документов, подтверждающих наличие оснований для отказа от заключения контракта.

Протокол заполняет работник контрактной службы (контрактный управляющий), а подписывает руководитель организации-заказчика или другое лицо, наделенное соответствующими полномочиями.

Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»

1. Протокол отказа от заключения контракта

Только в некоторых случаях может последовать отказ в заключении договора, но при условии наличия законных оснований для этого. Только при предоставлении этих оснований заказчик может отказаться от заключения контракта с победителем торгов, даже при условии того, что будут завершены все конкурсные процедуры.

Организатор торгов в обязательном порядке должен указать причину по которой сделка будет признана не состоявшейся, данную причину он указывает в протоколе отказа от заключения контракта. Именно, на основании данного контракта будет происходить оценка действий заказчика.
Если будет установлено нарушение, при котором участник торгов не будет соответствовать требованиям 44 ФЗ или если от него поступит недостоверная информация. В данных случаях от поступить односторонний отказ заключения контракта до момента его подписания.

Все требования, предъявляемые к поставщику прописаны в 44 ФЗ, если будут предъявляться дополнительные требования, то в этом случае они должны быть указаны в извещении о проведении закупки, а также в документации к конкурсу.

Если будет отсутствовать список требований, который обычно предъявляется к контракту, то это будет являться нарушением закона 44 ФЗ.

2. Отказ участника от заключения контракта

Отказ от заключения контракта с заказчиком предусматривает под собой несколько вариантов.

Участник может отказаться от заключения контракта, если не будет существовать обоснованности, то в этом случае он может оказаться в сроком на 2 года и потеряв обеспечение контракта.

Вторым вариантом будет являться случай, когда участник сначала заключает контракт, а потом хочет его расторгнуть по соглашению сторон.
Для воплощения такого варианта, необходимо вначале договориться с заказчиком, при этом со стороны заказчика могут последовать проверки по обоснованности процедуры расторжения контракта. То есть в данной ситуации рискует заказчик.

При некоторых случаях заказчики идут на это, чтобы избежать невозможности исполнения контракта. Если заказчик аффилирован с другим участником закупки и хочет таким образом избежать исполнения контракта, то такой вариант у него не пройдет.

Следующий вариант работает если срок который прописан законом о контрактной системе еще не подошел к концу. В данном случае участник может лично на себя пожаловаться в УФАС. Обосновав это тем, что он не подходит под требования заказчика, а допущенная заявка на участие имела нарушение.

Оказываем комплексное сопровождение в участии в тендерах и аукционах на всех этапах!

У нас работают только специалисты с большим опытом работы!

3. Основание отказа от заключения контракта

Существуют случаи, при которых происходит отказ подрядчика от заключения контракта с заказчиком на основании 44 ФЗ. В большинстве случае участники закупок не хотят заключать контракт при следующих ситуациях.

Если участник обнаружил требования в аукционной документации, которые он выполнить не может или же при наличии условий, при которых контракт будет считаться невыгодным.

Это происходит по невнимательности со стороны участника. Он должен был перед началом аукциона тщательно изучить техническое задание, сам контракт, а также извещения.

Еще один случай, при котором поступит отказ от заключения государственного контракта , это происходит при наличии технических ошибок, в момент когда происходил расчет рентабельности и минимальной цены. Еще ошибки могут быть найдены от технических сотрудников при проведении процедуры торгов.

При наличии случае, когда происходит резкий скачек цен на товары, материалы при изменении курса валюты, а также экономической ситуации. По итогу это может привести к нерентабельности исполнения контракта.

Возникают случаи, при которых в момент заключения контракта, в самих приложениях, которые прикладываются к контракту заказчик прописывает дополнительные требования, это в основном будет способствовать обращению в суд участника.

Дает возможность организации-заказчику отказаться от подписания госконтракта даже после завершения конкурсной процедуры, выявления победителя и размещения в ЕИС протокола с результатами закупки. Но это действие законно только лишь в ряде случаев, поэтому важно разобраться в нюансах.

Если обнаружились весомые причины для уклонения от подписания госконтракта с победителем, необходимо сформировать и разместить в ЕИС решение, направленное в адрес поставщика-победителя. Самое главное при этом — в трехдневный срок направить уведомление в территориальный орган ФАС. После чего специалисты управления Федеральной антимонопольной службы проверят правомерность отказа от заключения госконтракта и примут решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков победителя.

Когда УФАС приняла положительное решение, заказчик направляет проект контракта второму участнику торгов. Если же такой отсутствует или отказался от подписания, то торги признаются несостоявшимися. В этом случае учреждение вправе провести закупку у единственного поставщика на основании ч. 1 п. 25 ст. 93 44-ФЗ.

Не стоит путать отказ от заключения контракта 44-ФЗ с отказом от исполнения уже заключенного контракта. В соответствии с положениями ФЗ-44, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта недопустим. Однако он возможен, когда одна из сторон контрактных отношений существенно нарушила условия, прописанные в госконтракте. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье про .

Основания, по которым можно отказаться

Случаи, когда заказчик вправе оказаться от подписания госконтракта, строго регламентированы. Выделяют следующие основания:

  1. Организация имеет право не подписывать договор, если при проведении конкурсных процедур победитель целенаправленно исказил информационные материалы о товаре, работе или услуге или же подал ложные сведения о соответствии техническим и документальным, а также отмеченным в извещении дополнительным требованиям, указанным в закупке (). Если такие действия обнаружились уже после размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки, то это будет условием для неподписания госконтракта.
  2. Если победитель проигнорировал подписание соглашения по результатам проведения конкурса в установленный десятидневный срок (), то заказчик имеет право обратиться в судебные органы для возмещения убытков, которые не покрываются величиной обеспечения контрактной заявки. В дальнейшем госконтракт заключается с участником, завершившим торги под № 2. При аналогичной ситуации по факту проведения аукциона, если подписание договорных отношений между победителем и заказчиком не происходит в установленный п. 9 ст. 70 44-ФЗ десятидневный срок, то победитель признается уклонившимся от заключения госконтракта (). Заказчик также вправе обратиться в суд с целью возмещения убытков, не покрытых суммой обеспечения. Исполнитель также не имеет права игнорировать подписание контракта ().
  3. Если победитель не предоставил требуемое обеспечение исполнения в срок, отведенный для подписания договора, то заказчик обязан отказать ему в заключении госконтракта. При этом победитель автоматически будет считаться уклонившимся (). Важно помнить, что если при проведении торгов цена снизилась на 25 % и более по отношению к НМЦК, то поставщик предоставляет ОИК, необходимую сопроводительную информацию (), а также расчетные данные сложившейся цены (ч. 9 ст. 37).

Как отказаться от заключения госконтракта

Для неподписания соглашения с будущим исполнителем инициатор закупки должен действовать так:

Шаг 1. В течение трех дней сформировать и передать информационные сведения в УФАС. При несоблюдении этого требования организации-заказчику грозят штрафные санкции в размере 15 000 рублей на должностное лицо, 100 000 рублей на юридическое лицо (ст. 19.7.2 КоАП).

Выбор редакции
Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...

Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...

Безусловно, гадание по теням берет свое начало еще в Древнем Египте и с большим успехом продолжает использоваться в наши дни. С давних...

1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....
Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...
НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...