Общество как сложная динамическая система.


Человек - разумное существо. Он выбирает жильё, еду и куда приложить силы. Однако, бессмысленно иметь свободу выбора, если твой выбор никто не оценит.

Мы нуждаемся в обществе. Природа наделила нас неизменной чертой - жаждой общения. Благодаря этой особенности, мы думаем не только о себе. В рамках семьи или целой планеты, человек принимает решения ради общего прогресса. Благодаря жажде общения мы толкаем мир вперёд .

Стоило нашим предкам спуститься с пальмы, они столкнулись с возрастающей враждебностью природы. Маленький примат не мог победить мамонта. Естественной шкуры недостаточно, чтобы согреться зимой. Спать на открытом воздухе опасно втройне.

Зарождающееся сознание понимало - выжить можно только сообща . Праотцы создали примитивный язык, чтобы понимать друг друга. Они собирались в общины. Общины делили на касты. На охоту ходили сильные и бесстрашные. Потомство растили мягкие и понимающие. Лачуги строили умные и практичные. Уже тогда человек занимался тем, к чему предрасположен.

Но природа давала лишь грубое сырьё. Из одних камней нельзя построить город. Камнями тяжело убить животное. Пращуры учились обрабатывать материалы, чтобы эффективнее работать и дольше жить.

В широком определении общество - приручившая природу часть природы, использующая волю и сознание для выживания.

В группе мы можем не распыляться на поверхностные знания. У каждого из нас свои склонности. Профессиональный сантехник и за миллионную зарплату не станет с удовольствием выращивать бонсай - мозги у него заточены технически. Союз позволяет нам заниматься любимым делом, а остальное доверить другим.

Теперь мы понимаем узкое определение общества - осознанное собрание личностей для работы ради общей цели .

Общество как динамическая система

Мы — винтики в общественном механизме. Цели определяет не кто-то один. Они приходят как общие потребности. Общество за счёт сил отдельных его членов решает бесконечный поток проблем. Поиск решений заставляет общество становиться лучше и порождает новые сложные проблемы. Человечество строит само себя, что характеризует общество как динамичную систему, способную саморазвиваться.

У общества сложная динамическая структура. Как и любая система, оно состоит из подсистем. Подсистемы в группе делятся по сферам влияния . Социологи отмечают четыре подсистемы общества :

  1. Духовная - отвечает за культуру.
  2. Политическая - регулирует отношения законами.
  3. Социальная - кастовое разделение: нация, класс, социальный слой.
  4. Экономическая - производство и распределение благ.

Подсистемы - это системы по отношению к отдельным их членам. Они работают, только когда все элементы на месте. Как подсистемы, так и отдельные части неразрывно связаны. Без производства и регулирования духовная жизнь теряет смысл. Без человека другому жизнь не мила.

Общественная система непрерывно движется. Её приводят в движение подсистемы. Подсистемы двигаются за счёт элементов. Элементы делятся на:

  1. Материальные — заводы, жилища, ресурсы.
  2. Идеальные — ценности, идеалы, убеждения, традиции.

Материальные ценности больше характеризуют подсистемы, тогда как идеальные - человеческая черта. Человек - единственный неделимый элемент в общественной системе. У человека есть воля, стремления и убеждения.

Система работает благодаря общению - социальным отношениям . Социальные отношения — главное связующее звено между людьми и подсистемами.

Люди играют роли. В семье мы играем примерного отца. На работе от нас ждут беспрекословного подчинения. В кругу друзей мы - душа компании. Мы не выбираем роли. Их диктует нам общество.

У каждого человека не одна личность , а сразу несколько. Каждая личность по-своему себя ведёт в разных ситуациях. Вы ведь не можете ругать начальника так же, как ребёнка, верно?

У животных фиксированная социальная роль: если вожак «сказал», что ты будешь спать снизу и есть последним, так будет всю жизнь. И даже в другой стае особь никогда не сможет принять роль вожака.

Человек универсален. Каждый день мы надеваем десятки масок. Благодаря этому мы легко приспосабливаемся к различным ситуациям. Вы главный, в чём разбираетесь. Вы никогда не станете требовать подчинения у грамотного лидера. Великолепный механизм выживания!

Учёные делят социальные отношения:

  • между отдельными личностями;
  • внутри группы;
  • между группами;
  • локальные (внутри помещения);
  • этнические (в рамках расы или нации);
  • в пределах организации;
  • институциональные (в границах социального института);
  • внутри страны;
  • международные.

Мы общаемся не только с кем хотим, но и по необходимости. Например, мы не хотим общаться с коллегой, но он сидит с нами в одном офисе. А работать мы должны. Поэтому отношения бывают :

  • неформальные - с друзьями и близкими, которых мы сами выбрали;
  • формализованные - с кем мы обязаны контактировать по необходимости.

Вы можете общаться с единомышленниками и с врагами. бывают:

  • кооперативными - отношениями сотрудничества;
  • конкурентными - противоборства.

Итоги

Общество - сложная динамичная система . Люди лишь однажды её запустили, и теперь она определяет каждый этап нашей жизни.

  • гибкость - регулирует все сферы жизни, даже если они ещё не появились;
  • подвижность - непрерывно меняется по необходимости;
  • сложный отлаженный механизм из подсистем и элементов;
  • самостоятельность - общество само создаёт условия для существования;
  • взаимосвязь всех элементов;
  • адекватная реакция на изменения.

Благодаря динамичному общественному механизму человек - самое живучее существо на планете. Ибо только человек меняет мир вокруг себя.

Видео

Из видео вы узнаете, что есть общество, его понятие и взаимосвязь человека и общества.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.


вариант 37.

А 1. Общество как динамическую систему отличает признак:

1) обособление от природной среды, утрачивание связи с ней

2) отмирание старых форм социальных взаимодействий

3) наличие определённых социальных институтов и подсистем

4) вхождение природы и общества в единый материальный мир

А 2. Информация о том, что исследование проводится в управляемых и контролируемых учёными условиях, характеризует применяемый учёными метод как

1) гипотезу; 2) наблюдение; 3) эксперимент; 4) восприятие

A 3.Школьники по заданию учителя обществознания провели социологический опрос среди населения микрорайона и определили наиболее волнующие жителей проблемы. В структуре данной деятельности школьники выступили в качестве

1) объекта; 2) цели; 3) средства; 4) субъекта

А 4. Верны ли следующие суждения об этике науки?

А. Этика современной науки предполагает ответственность учёных за результаты и последствия своей деятельности.

Б. Результаты научных исследований не имеют морального ограничения, для учёного нет ничего важнее истинности познанного.

А 5. В стране Н. государство, в условиях острого финансового кризиса, выкупило в свою собственность крупные пакеты акций частного банка. Какое экономическое понятие отражает данное действие властей?

1) приватизация; 2) девальвация; 3) национализация; 4) акционирование 

А 6.К неэкономическим отрицательным последствиям безработицы относится

1) рост конкуренции на рынке труда; 2) замедление роста заработной платы;

3) недополученный выпуск продукции; 4) рост количества правонарушений

А 7. Центральный банк РФ

1) выдаёт ипотечные кредиты; 2) кредитует население с целью покупки автомобилей;

3) осуществляет эмиссию национальной валюты; 4) выпускает ценные бумаги (акции)

А 8. На рисунке отражена ситуация на рынке экологически чистых продуктов питания: линия предложения S переместилась в новое положение S 1 . (Р - цена товара, Q - объем предложения товара) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

А 9. Верны ли следующие суждения о типах экономического роста?

А. Для интенсивного экономического роста характерно ускорение

оборачиваемости фондов предприятия.

Б. Экстенсивный рост может быть связан с увеличением количества занятых.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

А 15. Прочитайте фрагменты из публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, происходящих в федеративном государстве?

1) «Муниципальные органы приняли решение о распределении средств из местных бюджетов на социальные нужды».

2) «В нескольких областях прошли выборы новых представителей в верхнюю палату национального парламента, представляющую интересы регионов».

3) «Правительство приняло поправки в бюджет страны, предусматривающие существенное увеличение ассигнований на социальные нужды».

4) «Глава государства принял представителей крупнейших парламентских фракций и согласовал с ними принимаемые политические решения».

А 16. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?

А. Пропорциональная избирательная система отдаёт предпочтение кандидатам, представляющим политические партии. Б. Недостатком мажоритарной системы является введение избирательного барьера, который не в состоянии преодолеть многие партии.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

А 17. Конституцию от других нормативных актов отличает

1) гарантированность силой государства; 2) регулирование общественных отношений;

3) действие по кругу лиц и во времени; 4) обладание прямым действием

А 18. Международным гуманитарным правом в отношении военнопленных устанавливается

1) оказание необходимой медицинской помощи;
2) запрет на привлечение к физическим работам

3) возможность поддерживать переписку с родными и близкими

4) выплачивание ежемесячного содержания

А 19. Гражданин В., являясь наследником второй очереди, претендует на наследство умершего брата. Дети умершего отказались выделить ему соответствующую долю, и он, по совету адвоката, обратился в суд. Гражданин В. будет участвовать в данном судебном разбирательстве как

1) свидетель; 2) ответчик; 3) истец; 4) потерпевший

А 20. Верны ли следующие суждения о правоспособности и дееспособности?

А. Физическое лицо, не достигшее 18 лет, может приобрести полную гражданскую дееспособность при вступлении в брак.

Б. Юридическое лицо приобретает правоспособность и дееспособность с началом экономической деятельности.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

В 6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В идейно-политическом плане ____________ (А) определяется как плюралистическое, в противовес тоталитарному обществу, которое не допускает ___________ (Б). Цивилизованное общество – открытое общество, тогда как варварские общества часто стремятся к культурной___________ (В). Это также _______________ (Г),

в противоположность преимущественно нравственной ориентации

традиционного общества. В цивилизованном обществе_____________ (Д) может свободно действовать в рамках юридического законодательства, заботясь только о собственном благе и не смущаясь нравственными требованиями, если они не прописаны в законодательстве. Само законодательство должно ориентироваться на «естественные права человека» как биологического индивида, защищая его от чрезмерных притязаний общества и_________________ (Е).

список терминов

1) государство; 2) идейное разногласие; 3) общественный прогресс; 4) глобализация;

5) цивилизованное общество; 6) индивид; 7) правовое общество; 8) самоизоляция;

9) модернизация

В 7. Гражданин А. успешно прошёл собеседование и был принят на работу в фирму на должность менеджера.

Выберите в приведённом ниже списке характеристики правоотношения, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) трудовой договор (контракт)

2) дисциплинарный проступок

3) испытательный срок

4) трудовое правоотношение

5) административный арест

6) судебный прецедент

В 8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Похвала; 2) благодарность; 3) санкция; 4) почётная грамота; 5) премия; 6) выговор;

7) бойкот.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

СОВРЕМЕННЫЙ МИР И ЕГО ПРОТИВОРЕЧИЯ

Имеется много признаков того, что начиная со второй половины XX века человечество вступило в особо ответственный, критический период своей истории.

Создано ракетно-ядерное оружие, способное в принципе уничтожить всё человечество, - это самая большая опасность современности. Благодаря экономическим, промышленным и научным достижениям несравненно более опасными стали также так называемые обычные виды вооружения, не говоря уже о химическом и бактериологическом оружии.

Несомненно, успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней; но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде, к истощению ресурсов. Человечество, таким образом, столкнулось с грозной экологической опасностью.

Быстрые изменения традиционных форм жизни привели к неуправляемому демографическому взрыву, особенно мощному в развивающихся странах третьего мира. Рост населения создает необычайно трудные экономические, социальные и психологические проблемы уже сейчас и неотвратимо угрожает гораздо более серьёзными опасностями в будущем. Во многих странах, в особенности в Азии, Африке, Латинской Америке, недостаток продовольствия продолжает оставаться постоянным фактором для сотен миллионов людей, обречённых с момента рождения на нищенское, полуголодное существование...

Но и в развитых странах люди сталкиваются с очень серьёзными проблемами. Среди них - тяжёлые последствия неумеренной урбанизации, потеря социальной и психологической устойчивости общества, непрерывная изнуряющая гонка моды и сверхпроизводства, бешеный, безумный темп жизни и её изменений; рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв всё большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально-этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни. На этом фоне возникают многочисленные уродливые явления - рост преступности, алкоголизма, наркомании, терроризма и т. п.

(А.Д. Сахаров)

С 2. В чём автор усматривает противоречивую сущность современного технологического прогресса? Сформулируйте ответ с опорой на текст. Приведите любой собственный пример противоречивой сущности научного и технологического прогресса, используя Ваши знания по курсу обществознания и истории.

Как называют учёные-обществоведы данную группу глобальных проблем?

С 4. А.Д. Сахаров пишет о проблемах, с которыми столкнулся современный мир.

Опираясь на текст, знание курса, владение материалом об актуальных проблемах современности, предложите любые три способа, при помощи которых человечество сможет их разрешить.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 38 заданий.

  • Часть 1 включает 22 задания с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
  • Часть 2 состоит из 7 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова или словосочетания.
  • Часть 3 включает 9 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том одержании, которое для вас более привлекательно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А22) поставьте знак « х » в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 Что характеризует общество как динамичную систему?

1) наличие общественных отношений
2) сохранение связи с природой
3) наличие социальных институтов
4) самоорганизация и саморазвитие

А2 Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, - это

1) выводы, полученные научным путем
2) суждения, лишенные субъективных оценок
3) исчерпывающее знание о предмете
4) экспериментально установленные факты

А3 Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте?

1) объяснительная
2) прогностическая
3) социальная
4) мировоззренческая

А4 Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.
Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А5 Необходимым условием развития рыночной экономики является

1) устранение неравенства доходов населения
2) увеличение расходов государственного бюджета
3) частная собственность на средства производства
4) превышение предложения над спросом 

А6 Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете, - это

1) банковский процент
2) прибыль
3) бонус
4) дивиденды

А7 Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета?

1) показатели роста прибыли предприятий
2) доходы граждан от предпринимательской деятельности
3) расходы на содержание армии
4) среднемесячную заработную плату

А8 На рисунке отражена ситуация на рынке зерна: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р - цена товара, Q - количество товара).

Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот
2) снижением цен на топливо и удобрения
3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий
4) ожиданиями низкого урожая зерна

А9 Верны ли следующие суждения о центральном банке?

А. Центральный банк возглавляет коммерческие банки и руководит их деятельностью.
Б. Центральный банк контролирует объем денежной массы и производит эмиссию денег.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А10 При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и языка?

1) культурной
2) этнической
3) демографической
4) социально-классовой

А11 Социализацией личности называется

1) развитие природных задатков и индивидуальных склонностей человека
2) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей
3) освоение индивидом культурных ценностей общества
4) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам

A12 В стране N в ходе социологических опросов, проведенных в 2002 и 2005 гг., предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Как вы относитесь к своей работе?» Полученные результаты (в % от числа отвечавших) были занесены в таблицу.

Варианты ответа

2002 г.

2005 г.

Я поступил на работу по призванию и в соответствии с квалификацией.

Я работаю не по своей специальности, но только так можно обеспечить семью.

Мне нравится моя работа, и она соответствует моим материальным притязаниям.

Я не могу устроиться на работу по специальности, буду ждать подходящей вакансии.

Какой вывод можно сделать на основе данных этой таблицы?

1) Доля граждан, работающих по призванию и в соответствии с полученной квалификацией, снизилась.
2) Доля респондентов, работающих не по своей специальности, уменьшилась.
3) Доля людей, удовлетворенных своей работой и профессией, снизилась.
4) Доля граждан, которые не могут устроиться на работу по специальности, возросла.

А13 Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Одним из элементов социального контроля является самоконтроль.
Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А14 Что из перечисленного является формой территориально-государственного устройства?

1) федерация
2) республика
3) монархия
4) демократия

А15 Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется

1) наличием судебной системы
2) лидерством одной политической партии
3) избранием законодательного органа власти
4) верховенством закона

А16 Фракция политической партии в парламенте выдвинула своего представителя на должность министра финансов. Какую из функций политической партии в обществе иллюстрирует этот пример?

1) мобилизация граждан на поддержку правительственных решений
2) продвижение членов партии в органы исполнительной власти
3) политическая социализация граждан
4) расширение социальной базы партии

А17 Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. В гражданском обществе государство контролирует все сферы общественной жизни.
Б. Характерной чертой гражданского общества является наличие свободного доступа граждан к различной информации.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А18 Нормы права, в отличие от других социальных норм, всегда

1) регулируют общественные отношения
2) устанавливаются государством
3) гарантируют равноправие
4) обеспечивают социальную справедливость

А19 Какая форма юридического лица предполагает, что прибыль распределяется между членами в соответствии с их трудовым участием?

1) производственный кооператив
2) унитарное предприятие
3) закрытое акционерное общество
4) открытое акционерное общество

А20 В каком судебном процессе рассматриваются исковые дела по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей?

1) административном
2) арбитражном
3) гражданском
4) уголовном

А21 Гражданину К. администрация предприятия отказала в предоставлении очередного отпуска. Гражданин решил оспорить данное решение. Куда (к кому) он должен обратиться для этого?

1) к нотариусу
2) в прокуратуру
3) в суд
4) к уполномоченному по правам человека

А22 Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях налогоплательщиков?

А. Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.
Б. Налогоплательщики могут пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В7) является слово (словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 Запишите слово, пропущенное в таблице.

Методы познания

Ответ:_________________

В2 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».

Господство, государство, принуждение, право, племя.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ:__________________

В3 Установите соответствие между участником уголовного судопроизводства и стороной, которую он представляет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В4 Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) денежные средства
2) участок пашни
3) залежи нефти
4) станки и оборудование
5) лесной массив
6) здания, сооружения

Ответ:__________________

В5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А)В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов.
(Б)В этом году он получил злободневную направленность и стал более современным. (В)Уровень представленных работ существенно возрос.
(Г)Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г

В6 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Духовное ________ (А) выделилось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в ___________ (Б) индивидов. Они выражаются в __________(В) форме - язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют ___________(Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного производства необходима материальная база - школы, театры, музеи, издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного производства действует ряд __________ (Д), таких как церковь, образование, наука, искусство, а также отдельные специалисты. Продукты духовного производства представляют собой ___________ (Е) культурного опыта современников и всех предшествующих поколении».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) социальный статус
2) синтез
3) знаково-символический
4) сознание
5) социальный институт
6) производство общество смысл устный

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А Б В Г Д Е

В7 Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) С появлением компьютеров секретари-машинистки оказались не востребованными на рынке труда.
2) Экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей.
3) Сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли свою работу.
4) С уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников.
5) С завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.

Ответ:__________________

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

ЧАСТЬ 3

Для записи ответов на задания этой части (С1-С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (CI, С2 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Статья 80.
< ... >

Статья 81.
1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и(или) иного дохода родителей.

Статья 86.


Статья 87.


С1

С2 При наличии какого из исключительных обстоятельств (при отсутствии соглашения) согласно закону каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей? Укажите три исключительных обстоятельства.

C3 Какие аспекты отношений детей и родителей регулирует каждая из приведенных статей Семейного кодекса? Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите еще один любой аспект отношений, регулируемый Семейным кодексом.

С4

С5

С6

С7 На приведенном ниже графике представлены данные об отношении средней и минимальной зарплаты в стране Z к прожиточному минимуму в 2002- 2008 гг. Сделайте выводы о соотношении а) минимальной зарплаты с прожиточным минимумом; б) средней зарплаты с прожиточным минимумом в 2002-2008 гг. Объясните, чем опасна сложившаяся в стране Z социально- экономическая ситуация.

С8

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты опыт .

В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, С9.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

ЧАСТЬ 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.

№ задания

№ задания

ЧАСТЬ 2

Правильно выполненные задания Bl, В2 оцениваются 1 баллом, ВЗ - В7 оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов - допущены две и более ошибок.

№ задания

Ответ

эксперимент

ЧАСТЬ 3

Извлечение из Семейного Кодекса РФ

Статья 80.
1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. < ... >

Статья 81.
1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Статья 86.
1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.
Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.

Статья 87.
1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. < ... >

C1 Назовите любые три установленные законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.

Баллы

В правильном ответе должны быть названы три установленных законом обстоятельства :

1) количество детей;
2) материальное положение сторон;
3) семейное положение сторон.

Правильно названы три обстоятельства.

Правильно названы два обстоятельства.

Правильно названо только одно обстоятельство.
ИЛИ
Ответ неправильный.

Максимальный балл

C2 Какие исключительные обстоятельства (при отсутствии соглашения) согласно закону могут послужить основанием привлечения каждого из родителей судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей? Укажите три исключительных обстоятельства.

С3 Какие аспекты отношений детей и родителей регулирует каждая из приведенных статей Семейного кодекса? Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите еще один любой аспект отношений, регулируемый Семейным кодексом.

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) указаны аспекты отношений детей и родителей, которые регулируются каждой из приведенных статей , например:
- обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей (Ст. 80);
- размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке (Ст. 81);
- участие родителей в дополнительных расходах на детей (Ст.86);
- обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей (Ст.87).

2) любой другой аспект , регулируемый Семейным кодексом.
например:
- заключение и прекращение брака;
- формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и т.п.

Может быть назван любой другой аспект отношений родителей и детей, регулируемый Семейным кодексом.

Правильно названы аспекты каждой из четырёх приведенных

статей и любой другой аспект.

Правильно названы всего три-четыре аспекта.

Правильно названы два аспекта.

Правильно назван только один аспект.
ИЛИ
Ответ неправильный.

Максимальный балл

C4 В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными.

Баллы

В правильном ответе могут быть приведены следующие объяснения:
1) Демонстрируется отношение общества к подобным действиям; это помогает закреплению моральной нормы, требующей поддержки обоими родителями малолетних детей.
2) Такие меры могут воздействовать на совесть гражданина, возможно, ему станет стыдно и он пересмотрит свое отношение к выполнению обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей.
3) Такие меры могут послужить своего рода предупреждением для других неплательщиков и они, чтобы избежать, негативного общественного мнения, станут выполнять свои обязанности. Могут быть приведены другие объяснения.

Приведены три объяснения.

Приведены два объяснения.

Приведено одно объяснение.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии.

Баллы


1) смысл понятия, например: «Политическая партия - добровольная и устойчивая организация единомышленников, которая выражает политические интересы определенного социального слоя, связывая их достижение с государственной властью»;

Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2) два предложения, содержащие информацию о политической партии, например:
- «Политическая партия имеет программу, которая определяет ее цель, стратегию и тактику»;
- «По идеологическим основаниям выделяют либеральные, консервативные, социалистические, коммунистические, националистические политические партии».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о политической партии.

Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ
Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.

При раскрытии смысла понятия предложения не составлены, т.е. не продемонстрировано проверяемое умение использовать понятие в правильном контексте.
ИЛИ
Предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний.
ИЛИ
Обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.
ИЛИ
Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ
Ответ неправильный.

Максимальный балл

C6 Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса. Проиллюстрируйте каждый из них примером.

В ответе должны быть указаны проявления противоречивости общественного прогресса и приведены соответствующие примеры.

допустим:
1) прогресс в одних областях обрекает на застой другие сферы (в период индустриализации в 30-х гг. XX в. СССР совершил огромный рывок в развитии промышленности, однако это было достигнуто за счет снижения уровня жизни прежде всего сельского населения);
2) плоды научного прогресса могут использоваться как во благо общества, так и порождать новые угрозы для него (открытия в области ядерной физики привели к новым достижениям в сфере энергетики и к созданию ядерного оружия);
3) очевидное достижение сегодня может обернуться отрицательными последствиями в будущем (вспашка целинных земель в СССР привела на первых порах к повышению сбора зерновых, а спустя время началась эрозия почв)

Могут быть указаны другие проявления, приведены иные примеры.

Указаны два проявления противоречивости прогресса, приведены соответствующие примеры.

Указано одно проявление противоречивости прогресса, приведен(- ы) один-два пример(-а).
ИЛИ
Указаны два проявления, приведен один пример.

Указаны только один-два проявления противоречивости прогресса.

Приведены только примеры, не являющиеся иллюстрацией положения
ИЛИ
Ответ неправильный.

Максимальный балл

C7 На приведенном ниже графике представлены данные об отношении средней и минимальной зарплаты в стране Z к прожиточному минимуму в 2002-2008 гг. Сделайте выводы о соотношении а) минимальной зарплаты с прожиточным минимумом; б) средней зарплаты с прожиточным минимумом в 2002-2008 гг. Объясните, чем опасна сложившаяся в стране Z социально- экономическая ситуация.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выводы из приведенных данных, например:
- Минимальная зарплата в 2002-2008 гг. была ниже прожиточного минимума, т.е. не обеспечивала удовлетворение элементарных потребностей человека.
- Средняя зарплата в 2002-2008 гг. незначительно превышала прожиточный минимум, т.е. позволяла удовлетворить крайне ограниченный набор потребностей человека.

Могут быть сделаны другие выводы.

2) объяснение, например: подобная ситуация (бедность) тормозит экономическое развитие и создает предпосылки для социальных конфликтов.

Может быть дано другое объяснение.

Сделаны два имеющих основание вывода, дано объяснение.

Сделан один имеющий основание вывод, дано объяснение.

Сделаны только два имеющих основание вывода.
ИЛИ
Дано только объяснение.

Сделан только один вывод.
ИЛИ
Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания.
ИЛИ
Ответ неправильный.

Максимальный балл

C8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Баллы

При анализе ответа учитываются:
- корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Что такое социализация?

2) Виды деятельности, оказывающие влияние на социализацию личности.

3) Социализация через всю жизнь
а) от младенчества до молодости
б) освоение новых социальных ролей в зрелом возрасте
в) продолжается ли социализация в старости?

4) Институты (агенты) социализации:
а) значение семьи в первичной социализации;
б) роль образования в социализации личности;
в) какой опыт передают сверстники;
г) СМИ как агенты социализации.

5) Значение социализации для личности

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствуют конкретизации отдельных пунктов)

Максимальный балл

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний.

С9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С9

Баллы

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

Представление и пояснение собственной позиции выпускника

Представлена и пояснена собственная позиция выпускника.

Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания).
ИЛИ
Собственная позиция выпускника не представлена.

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала.
ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал.
ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений выводов. ПЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации.

Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.
ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.

Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.
ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.

Максимальный балл

В определении понятия «общество» в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие.

1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества).

2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом).

Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие.

Существуют различные пути развития общества:

Эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер);

Революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий).

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Общественный прогресс в созданных в XVIII—XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля , К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.

Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы , проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.

А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.

Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.

Социология становится все более популярной наукой, как и раздел обществознания, изучаемый еще в школе. В чем секрет? Конечно же, в том, что общество становится все более современным и развивает науки, касающиеся Информационные технологии ушли далеко вперед, но это никак не отменяет ценности гуманитарных дисциплин.

Общество

Что же мы имеем в виду, когда говорим слово "общество"? Есть столько значений, что можно написать целый словарь. Чаще всего мы называем обществом совокупность людей, которые нас окружают. Однако есть и более узкие смыслы этого понятия. Например, говоря об этапах развития всего человечества, мы называем рабовладельческое общество, подчеркивая тот тип строя, который существовал в то время. Национальная принадлежность также выражается через данное понятие. Поэтому говорят об английском обществе, отмечая его изысканность и чопорность. Кроме того, можно выразить и сословную принадлежность. Так, дворянское общество в прошлом веке считалось наиболее престижным. Цели группы людей выражаются через это понятие весьма ясно. Общество защиты животных отображает собой совокупность единомышленников.

Что характеризует общество как динамичную систему? И что есть общество? Если говорить более широко, то обществом можно назвать все человечество. В таком случае следует подчеркнуть, что данное понятие обязательно должно объединять в себе аспект связи с природой и людей друг с другом.

Признаки общества

Что характеризует общество как динамичную систему? Этот вопрос закономерен. И возникает он потому, что это связано со следующим аспектом в изучении обществознания. Для начала стоит уяснить, что обозначает термин "система". Это нечто сложное, обозначающее совокупность элементов. Они одновременно едины и взаимодействуют друг с другом.

Общество - очень сложная система. Почему? Все дело в количестве частей и связей между ними. Структурные подразделения здесь играют первичную роль. Система в социуме открыта, так как он взаимодействует с тем, что его окружает, без каких-либо видимых помех. Общество материально, потому что есть в действительности. И, наконец, социум динамичен. Общество как динамичную систему характеризует наличие перемен.

Элементы

Как уже говорилось выше, социум сложен и состоит из различных элементов. Последние можно объединить в подсистемы. В жизни социума их можно выделить не одну, а четыре. Если отличает признак изменчивости, то подсистемы равноценны сферам жизни. Экономическая сторона отражает прежде всего распределение, производство и потребление благ. отвечает за связи между гражданами и государством, организацию партий и их взаимодействие. Духовная связана с религиозными и культурными изменениями, созданием новых предметов искусства. А социальная - в ответе за взаимоотношения классов, наций и сословий, а также граждан разных возрастов и профессий.

Социальный институт

Общество как динамичную систему характеризует его развитие. Кроме того, важную роль в этом играют институты. существуют во всех сферах жизни, характеризуя ту или иную ее сторону. Например, самый первый "пункт" социализации ребенка - это семья, ячейка, преобразующая его задатки и помогающая жить в обществе. Затем выделяется школа, где ребенок учится не только пониманию наук и развивает навыки, но и приучается к процессу взаимодействия с другими людьми. Высшую ступень в иерархии институтов будет занимать государство как гарант прав граждан и самая большая система.

Факторы

Что характеризует общество как динамичную систему? Если это перемены, то какие? Прежде всего, качественные. Если общество становится сложнее по характеру, значит, происходит его развитие. Оно может быть в разных случаях. Факторы, которые на это влияют, также бывают двух видов. Природный отражает изменения, которые произошли из-за смены климата, географического положения, катастрофы соответствующего характера и масштаба. Соцфактор подчеркивает, что изменения произошли по вине людей и общества, в котором они состоят. Перемены не обязательно несут положительный характер.

Пути развития

Отвечая на вопрос, что характеризует общество как динамичную систему, мы указали на его развитие. А как именно оно происходит? Существуют два пути. Первый называют эволюционным. Он означает, что перемены происходят не сразу, а с течением времени, иногда очень долгого. Постепенно общество меняется. Этот путь носит естественный характер, так как процесс обусловлен рядом причин. Другой путь - революционный. Он считается субъективным, потому что происходит внезапно. Не всегда знания, используемые для действия революционного развития, правильны. Зато скорость его явно превышает эволюцию.

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...