Органов и должностных лиц местного. Система органов и должностных лиц местного самоуправления


Органы местного самоуправления, органы государства и субъектов

РФ. Органы местного самоуправления и его должностные лица (представительные органы, главы муниципальных администраций , муниципальные служащие и др.), как и государственные органы, участвуют в управлении делами общества, но в рамках своего муниципального образования. Они издают обязательные постановления, могут взимать местные налоги и сборы (в установленных законом пределах), занимаются вопросами образования, здравоохранения, строительством различных сооружений, дорог, ремонтом и обслуживанием и т. д. Они не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ), не имеют таких полномочий, которыми обладают государственные органы и органы субъектов РФ, не могут применять многие средства, используемые органами государственной власти (например, уголовные и административные наказания).

В местном самоуправлении следует не только различать институты непосредственной демократии и органы местного самоуправления, но среди последних выделять представительные органы и сход, с одной стороны, и собственно управленческие, административные органы (мэр, исполнительный орган, департаменты и проч.) - с другой.

Системы органов местного самоуправления. В мире действуют четыре системы управления делами на местах. Три из них (англосаксонская, романо-германская, латиноамериканская) являются системами органов муниципального управления, четвертая - система советов - органов государственного управления (она существует в странах тоталитарного социализма).

В России структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган и иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования, если они обладают собственными полномочиями по вопросам местного значения. Наличие в этой структуре представительного органа, главы администрации и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа) обязательно (за исключением мелких муниципальных образований, в которых, например, полномочия представительного органа выполняет сход граждан).

Представительные органы местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования состоит из избранных депутатов или советников. В подавляющем большинстве стран они избираются прямыми выборами, в общинах (низовом звене) - прямыми выборами, но в ряде стран Востока (Алжир, Египет, Марокко, Сенегал и др.) некоторая часть советников (а иногда все) избирается непрямыми выборами или делегируется общественными объединениями, нередко особое представительство имеют женщины (Индия, Бангладеш и др.).

В России местные представительные органы называются по-разному (советы, комитеты). Нередко эти названия связаны с национальными особенностями, местными традициями. Однако в целом их организация однотипна, хотя представительные собрания муниципальных районов могут иметь существенные особенности в порядке их формирования (см. ниже).

В городских и сельских поселениях представительный орган состоит из депутатов, избираемых гражданами. В муниципальных районах представительный орган также может избираться гражданами (при этом депутатов от одного поселения, входящего в район, должно быть не более 2/5 общего состава), а может состоять из глав поселений, входящих в муниципальный район, и из депутатов, избранных путем непрямых выборов представительными органами поселений из их числа. В отношении отдельных поселений тоже должна соблюдаться пропорция, указанная выше. Численность депутатов представительного органа связана с численностью населения муниципального образования: не менее 7 человек при населении менее 1 тыс. человек, 10 - при населении 1 - 10 тыс., 15 - при населении 10-30 тыс. человек и т. д. Наибольшая численность - 50 человек при населении свыше 500 тыс. человек. Численность представительного органа муниципального района не может быть менее 15 человек. Как и при выборах представительного органа субъекта РФ в крупных муниципальных образованиях, если в них применяется смешанная избирательная система, не менее 1/4 депутатов должно быть избрано по пропорциональной системе, заградительный барьер в этом случае не должен превышать 7%, а к распределению мандатов по пропорциональной системе должно быть допущено не менее двух партий, получивших в общей сложности не менее 50% голосов избирателей.

Представительный орган может начать работу, если он укомплектован на 2/3 состава. Если представительный орган состоит из депутатов нескольких селений, каждое из них должно быть представлено в муниципальном представительном органе. Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. Срок полномочий депутатов не менее двух и не более пяти лет.

Муниципальный совет может быть досрочно распущен Президентом РФ при нарушении законодательства, установленном судом, и законодательным собранием субъекта РФ при отказе устранить такое нарушение (также необходимо предварительное решение суда о нарушении законодательства). Городской совет Петрозаводска, не исполнивший решение суда о приведении устава города в соответствие с законом, в 2006 г. был распущен.

Депутаты муниципального представительного органа думы. Депутаты представительного органа осуществляют свои полномочия либо на постоянной основе (депутаты-профессионалы, получающие за эту работу денежный оклад из бюджета), либо без отрыва от производства (получают заработную плату по месту работы и компенсацию расходов за выполнение депутатских обязанностей) . На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов (если численность представительного органа менее 10 человек - 1 депутат). Если депутат работает на постоянной основе, ему предоставляются определенные социальные гарантии (социальное страхование за счет средств муниципального образования, медицинское обслуживание и др.) на уровне муниципальных служащих. Депутатам, работающим на общественных началах, компенсируются затраты, связанные с депутатской деятельностью, а также иногда с участием в заседаниях представительного органа (в редких случаях и в заседаниях его постоянных комиссий) выплачивается фиксированное почасовое вознаграждение.

Муниципальные депутаты не могут быть одновременно депутатами Государственной Думы, законодательного (представительного) органа, другого местного представительного органа, совмещать эту работу с государственной службой (однако законы многих субъектов РФ и уставы муниципальных образований разрешают депутатам, работающим на непостоянной основе, оставаться, например, директорами государственных предприятий). Можно быть также одновременно депутатом районного совета и депутатом муниципального образования, входящего в район. Депутаты, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской, творческой, приобретать, арендовать объекты, находящиеся в муниципальной собственности.

Закон запрещает привлекать депутатов к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, выраженную позицию, другие действия, осуществляемые ими по своему статусу, в том числе после истечения срока полномочий. Это положение не распространяется на случаи публичных оскорблений, клеветы и других действий депутата, за которые федеральным законом установлена ответственность. Полномочия депутата могут быть прекращены по состоянию здоровья (при признании этого судом); вследствие выезда на постоянное жительство за пределы Российской Федерации; утраты гражданства РФ, а также гражданства иностранного государства, с которым Россией заключен договор, предусматривающий право иностранного гражданина быть избранным в органы местного самоуправления; отставки по собственному желанию; отзыва избирателями; вступления в силу в отношении депутата обвинительного приговора суда; упразднения данного муниципального образования.

Гарантии деятельности депутата состоят также в следующем:

1) срок его полномочий не может быть меньше двух лет, что дает ему возможность всесторонне проявить себя в работе (сокращение срока возможно при досрочном отзыве); 2) срок его полномочий не может быть сокращен в период депутатской работы. Если депутат избран на четыре года, нельзя установить ему двухлетний срок в результате принятия нового закона (устава). Нововведение будет относиться только к вновь избранным депутатам и обратной силы не имеет (это правило не действует при досрочном роспуске всего представительного органа).

Деятельность представительного органа местного самоуправления осуществляется в различных формах. Депутаты участвуют в пленарных заседаниях; в работе постоянных комиссий (комитетов), созданных представительным органом; обращаются с депутатскими запросами к различным должностным лицам; работают с избирателями в своем избирательном округе (в небольших поселениях округ включает муниципальное образование целиком, но иногда депутаты распределяются по улицам, группам дворов).

Компетенция представительного органа. Компетенция представительного органа местного самоуправления в самой общей форме определена Конституцией РФ (решение вопросов местного значения), более детально регламентируется законами. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает исключительную компетенцию представительного органа независимо от звена территориального деления, т. е. называет те полномочия, которые вправе осуществлять только такой орган и никакой другой.

К исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления относятся:

  • 1) принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений (закон не предусматривает принятие устава муниципального образования путем референдума). Представительный орган вправе принимать также иные нормативные правовые акты по вопросам местного значения в соответствии с уставом;
  • 2) утверждение местного бюджета и отчета исполнительного органа муниципального образования о его исполнении;
  • 3) установление местных налогов и сборов (в пределах сумм, определенных законом);
  • 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов о их исполнении;
  • 5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью (само же управление и распоряжение ею осуществляется исполнительным органом муниципального образования и другими муниципальными органами под контролем представительного органа). Представительный орган по своему характеру (он собирается периодически) повседневным управлением и распоряжением собственностью заниматься не может;
  • 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • 7) определение порядка участия в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Дополнительные полномочия могут быть предоставлены законом. С 2009 г. к компетенции представительного органа относится смещение мэра путем голосования депутатов.

Некоторые из указанных выше вопросов (например, установление налогов, утверждение бюджета) могут быть вынесены на рассмотрение представительного органа только главой администрации или при наличии его заключения.

Перечисленные полномочия не могут осуществляться другими органами местного самоуправления (кроме схода там, где нет избранного представительного органа). Только отдельные из них и лишь частично могут быть временно делегированы другим органам самоуправления (например, главе администрации - право издать нормативные правила по вопросу охраны зеленых насаждений в городе), целиком исключительные полномочия делегироваться не могут.

Представительные органы местного самоуправления ряда муниципальных образований на своих заседаниях утверждают в должности высших муниципальных чиновников, представляемых главой местной администрации, выступают с законодательной инициативой в законодательном собрании субъекта РФ.

В соответствии с законами в уставе муниципального образования могут предусматриваться и иные полномочия его представительного органа (они устанавливают правила торговли, учреждают собственные средства массовой информации и т. д.).

Осуществляя свои полномочия, представительный орган издает нормативные акты. Глава администрации подписывает или может отклонить такой акт в течение 10 дней (с обоснованием). Если акт будет опять принят представительным органом (2/3 голосов от его установленной численности), то он подлежит подписанию в течение семи дней и обнародованию.

Срок полномочий представительного органа и порядок его деятельности. В разных странах срок полномочий представительного органа местного самоуправления колеблется от двух (США) до шести (Франция) лет. В России он не может превышать пяти лет. Конкретный срок определяется уставом муниципального образования, но обычно устанавливается четырех-, пятилетний срок. Продление срока, определенного уставом, не разрешается, хотя на практике это бывает. Полномочия представительного органа могут быть прекращены досрочно в связи с ответственностью органов и должностных лиц местного самоуправления, вследствие его самороспуска, в случае если вновь избранное муниципальное собрание или муниципальное собрание действующего состава в течение трех месяцев не проводит заседания (нужно решение суда), а также в случае решения суда субъекта РФ о неправомочности данного состава представительного органа. В этих случаях проводятся досрочные выборы.

Вновь избранное муниципальное собрание должно собраться на первое заседание в течение месяца после избрания. Порядок работы представительного органа определяется уставом муниципального образования и регламентом. Деятельность этого органа имеет коллегиальный характер и осуществляется в форме заседаний, на которых обсуждаются вопросы и принимаются решения. Для заседания необходим кворум, т. е. должно присутствовать большинство членов представительного органа. Решение принимается большинством голосов присутствующих (при кворуме), а иногда требуется большинство списочного состава представительного органа (обычно для принятия нормативных актов, бюджета и решения других важнейших вопросов). В некоторых муниципальных образованиях депутаты созываются на заседание по мере надобности, но чаще в определенный промежуток времени, когда работает представительный орган. Этот промежуток времени иногда в крупных муниципальных образованиях объявляется сессией, которая состоит из одного или обычно нескольких заседаний. Для сессии утверждается повестка дня, для заседания она тоже может утверждаться. В ходе сессии может продолжаться обсуждение вопроса, не завершенное на предыдущем заседании. Вопрос, по которому обсуждение на данной сессии не завершено и решение не принято, должен на другой сессии рассматриваться с самого начала (внесения). В соответствии с законом (с 2007 г.) правомочные заседания (правомочным считается заседание, на котором присутствует 50% депутатов и более) муниципального собрания проводятся не реже одного раза в три месяца.

На своих сессиях (заседаниях) представительный орган принимает нормативные акты местного самоуправления, устанавливает местные налоги и сборы и решает все остальные вопросы, относящиеся к его исключительному ведению.

Руководящие и внутренние органы представительного органа. Работой пленарного заседания муниципального представительного органа руководит избираемый им председатель. Совмещение должностей главы муниципального образования и председателя представительного органа недопустимо. Нередко избирается заместитель (заместители) председателя, иногда - секретарь.

На заседаниях представительный орган может создавать свои постоянные отраслевые комитеты или комиссии (по вопросам благоустройства, муниципального жилья и др.) и временные комитеты или комиссии. Они готовят вопросы к пленарному заседанию, проекты решений, но обязывающих решений принимать не вправе. Постоянные комиссии, а также избранные ими (или на заседании представительного органа) их председатели не подчинены главе муниципального образования (например, они вправе контролировать работу различных служб и ставить эти вопросы на сессиях), но должны сотрудничать с администрацией при решении общих задач. Контроль комиссий - это положительный фактор и для администрации: вскрывая недостатки, он помогает совершенствовать ее работу. Небольшие представительные органы в муниципальных образованиях постоянных комиссий не создают, а поручают отдельным членам представительного органа те или иные участки работы - образование, пожарная охрана и т. д.

Для подготовки к рассмотрению вопросов на заседаниях представительного органа комиссии (комитеты) образуют рабочие группы. В их состав включаются депутаты, различные специалисты (экономисты, бухгалтеры, социологи и др.), представители заинтересованных организаций.

Наряду с представительным органом в муниципальном образовании избирается другой коллегиальный орган - контрольный орган (счетная палата, контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.). Такой орган, избираемый непосредственно гражданами или представительным органом, контролирует исполнение бюджета и распоряжение имуществом муниципального образования.

Коллегиальным органом является также избирательная комиссия муниципального образования.

Выборные должностные лица местного самоуправления. В большинстве зарубежных стран наряду с выборным представительным органом имеются выборные должностные лица, чаще всего - должностное лицо общей компетенции (мэр, бургомистр), его заместитель (заместители), секретарь. Они избираются или гражданами непосредственно, или (например, во Франции) представительным органом (в региональном звене, где мэра нет, председатель совета департамента обладает местной исполнительной властью). Иногда (в Великобритании, США и др.) избирают и должностных лиц отраслевой компетенции (муниципальный казначей, шериф - лицо, ответственное за соблюдение общественного порядка, и др.).

В России Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований предусмотрена возможность выборов их должностных лиц и обязательность выборов определенного должностного лица - главы муниципального образования. Обычно в муниципальных образованиях избирают только должностных лиц общей компетенции (мэра), практики избрания должностных лиц отраслевой компетенции в России нет, хотя это не запрещено.

Глава муниципального образования. Как правило, в большинстве муниципальных образований высшим избираемым должностным лицом является глава муниципального образования.

Закон не предусматривает избрания заместителя (заместителей) главы муниципального образования. Заместителя (заместителей) назначает глава муниципального образования. Нередко они называются вице-мэрами.

Глава муниципального образования избирается непосредственно гражданами или представительным органом муниципального образования из его состава (конкретно тот или иной порядок выборов определяется уставом муниципального образования). Если глава администрации избран представительным органом, то он либо входит в состав представительного органа с правом решающего голоса, либо возглавляет местную администрацию (и тогда не является депутатом). Во многих муниципальных образованиях мэр избирается из состава совета и является его председателем, а местной администрацией руководит иное лицо, в том числе назначенный по конкурсу советом управляющий (сити-менеджер). В других муниципальных образованиях мэр - глава администрации.

Глава муниципального образования в России избирается по закону на срок не менее двух и не более пяти лет (на практике - на четыре - пять лет). Конкретный срок его полномочий определяется уставом муниципального образования, но в пределах, установленных законом соответствующего субъекта РФ о местном самоуправлении или о выборах представительных органов и должностных лиц местного самоуправления. Иногда этот срок четко фиксирован для муниципальных образований всех уровней (Ярославская область). Наименование главы муниципального образования также определяется уставом, но в соответствии с законами субъектов РФ (глава города, глава района, глава поселка). На практике чаще всего используются термины «глава» или «мэр» с указанием муниципального образования (города, сельсовета и т. д.). В некоторых сельских муниципальных образованиях их глава называется старостой.

Глава муниципального образования представляет его в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государства, гражданами, действуя без доверенности. Он распоряжается собственностью муниципального образования, подписывает и обнародует правовые акты муниципального образования, вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования. По некоторым вопросам, указанным выше (бюджет и др.), только он может вносить проекты решений на рассмотрение представительного органа.

Мэр - председатель совета или глава администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и творческой.

Глава администрации руководит на принципах единоначалия местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом, департаментами, отделами и т. д.). Он сам может возглавлять коллегиальный исполнительно-распорядительный орган, если он создается, но в этом случае решения тоже принимает единолично глава администрации. Должностные лица администрации назначаются главой администрации по результатам конкурса, что оформляется контрактом. Он же увольняет их в соответствии с нормами ТК РФ. Под его руководством находится муниципальная служба.

Глава муниципального образования вправе издавать постановления по вопросам местного значения, они могут иметь нормативный характер на территории муниципального образования и относиться не только к его жителям, но и другим лицам, находящимся на территории муниципального образования. Эти постановления не должны затрагивать сферу исключительных полномочий представительного органа, если последний не делегирует такие полномочия временно или на разовой основе. Он имеет право вето по отношению к актам представительного органа.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Осуществляя свои полномочия, мэр руководствуется законодательством, а также нормативными правовыми актами, принятыми муниципальным представительным органом.

Глава муниципального образования может быть отрешен от должности по собственному желанию, вследствие выезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, прекращения российского гражданства, отзыва избирателями аналогично отзыву депутатов, признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, при установлении судом стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, при вступлении в отношении него обвинительного приговора суда. С 2009 г. он может быть освобожден от должности решением муниципального представительного органа путем голосования (необходимо квалифицированное большинство 2/3 голосов депутатов). Это было, например, в 2012 г. в г. Дзержинске . Мэра может отстранить от работы суд, если против него возбуждено уголовное дело (например, в Николаевске- на-Амуре) .

Наряду с должностью главы муниципального образования уставами может быть предусмотрена должность главы местной администрации. В некоторых случаях эти должности разведены, но во многих муниципальных образованиях их глава одновременно является главой местной администрации. В этом случае глава муниципального образования руководит исполнительно-распорядительной деятельностью по вопросам местного значения, т. е. исполнительным органом местного самоуправления, его администрацией.

Главе местной администрации подчинена местная администрация, работники которой назначаются им. Руководители местных служб могут созываться на совместные заседания. Иногда создается даже нечто вроде коллегиального исполнительного органа, но решения принимает единолично глава администрации (независимо оттого, кто ею руководит - глава муниципального образования или другое лицо). Он же определяет структуру, порядок формирования и штатную численность муниципальной администрации, разрабатывает схемы управления отраслями местного хозяйства и социальной сферы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации (начальников, заведующих отделами, управлениями, службами администрации), заключает трудовые контракты с муниципальными служащими, распоряжается кредитами местной администрации и др.

Администрация муниципального образования. Кроме представительного органа (совета и др.) и выборного главы муниципального образования, в муниципальном образовании могут функционировать и другие, невыборные органы и должностные лица. Это администрация муниципального образования. Наиболее важное значение среди таких органов и должностных лиц местного самоуправления имеют исполнительно-распорядительные органы и должностные лица, занимающиеся общим администрированием. Если муниципальную администрацию возглавляет не глава муниципального образования (как говорилось выше, он избирается), то руководитель исполнительного органа и всей администрации, ее члены не избираются, а нанимаются как управленцы, по контракту. Выше уже говорилось, что эту должность, как правило, занимает глава муниципального образования .

Исполнительные органы обычно называются местными администрациями, а их руководитель - главой администрации. Если же устав муниципального образования предусматривает отдельные должности главы муниципального образования и главы администрации (исполнительного органа), то последний назначается либо главой муниципального образования, либо представительным органом муниципального образования, либо он может быть наемным администратором по контракту.

Как указывалось выше, руководителем муниципальной администрации может быть лицо, занимающее такую должность по контракту и подчиненное главе муниципального образования. Контракт заключается по результатам конкурса на срок, предусмотренный уставом муниципального образования.

Порядок проведения конкурса устанавливается представительным органом муниципального образования. Население оповещается о нем не менее чем за 20 дней, создается конкурсная комиссия (ее члены обычно назначаются представительным органом). Если конкурс проводится в муниципальном районе или городском округе, 1/3 конкурсной комиссии назначается представительным органом субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта. По результатам конкурса заключается контракт.

Полномочия главы администрации, действующего на основании контракта, прекращаются вследствие отставки по собственному желанию, расторжения контракта (по соглашению сторон или в судебном порядке), отрешения от должности, прекращения гражданства РФ, выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства, признания его судом недееспособным, безвестно отсутствующим, вступления в силу в его отношении обвинительного приговора суда. Если главой администрации является глава муниципального образования, то возможны и другие основания прекращения его полномочий (указаны выше). Глава администрации возглавляет группу чиновников - начальников отделов по различным отраслям управления (местной промышленности, сельского хозяйства и т. д.), которые могут составлять под его председательством коллегиальный исполнительно-распорядительный орган, своего рода муниципальное «правительство», коллегию, имеющую совещательный характер. Чаще всего это бывает в крупных муниципальных образованиях.

Глава местной администрации может иметь заместителей, которых назначает либо самостоятельно (если это предусмотрено уставом муниципального образования), либо по согласованию с представительным органом или главой муниципального образования (в соответствии с уставом). На практике, однако, такие назначения всегда делаются после предварительных обсуждений с главой муниципального образования или совещания в представительном органе, после беседы с его председателем, другими членами. Обычно руководитель администрации (независимо от того, занимает или не занимает эту должность глава муниципального образования) имеет заместителей по финансово-экономической деятельности, коммунально-бытовому обслуживанию, социальной поддержке населения и др.

Структура, штатное расписание и численность местной администрации определяются главой местной администрации и утверждаются главой муниципального образования, а иногда и представительным органом муниципального образования.

Муниципальная администрация занимается подготовкой проектов решений, их обоснованием и текущей работой. Она разрабатывает и согласовывает с главой муниципального образования проекты планов и программ социально-экономического развития муниципального образования как в целом, так и по различным сферам (строительство, транспорт, бюджет и т. д.); организует выполнение решений представительного органа и главы муниципального образования; управляет муниципальной собственностью на основах, установленных представительным органом; выступает заказчиком разного рода работ и услуг, необходимых для населения муниципального образования (например, строительство школы, открытие нового транспортного маршрута); обеспечивает соблюдение санитарных и гигиенических норм на своей территории; контролирует соблюдение правил торговли, рынки, ярмарки и т. д.

Контрольно-счетный орган и избирательная комиссия. Представительный орган муниципального образования создает контрольносчетный орган. Он проводит экспертизу местного бюджета, осуществляет контроль за его исполнением, эффективностью, за распоряжением муниципальным имуществом, оценивает законность предоставляемых льгот и преимуществ и т. д. Создание такого органа в муниципальных образованиях не является обязательным. См.: РГ. 2012. 22 нояб.

  • Поэтому важно различать понятия «глава муниципального образования» (выборный) и «глава администрации муниципального образования» (руководитель исполнительного органа). Последний может быть нанят на эту работу по контракту.
  • – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст.34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами.

    Говоря о роли органов местного самоуправления в системе в целом, нельзя не заметить, что благодаря им вся система местного самоуправления движется и развивается и что практически любой импульс, связанный с участием в местном самоуправлении населения или органов территориального общественного самоуправления, опосредован реализацией соответствующих полномочий органов местного самоуправления. Отсюда следует, что именно органам местного самоуправления, а не формам непосредственной демократии населения принадлежит решающая роль в выборе направлений развития системы местного самоуправления.

    Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушениям ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами, должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий (статья 72 ФЗ № 131 от 06.10.2003г.).

    Различают ответственность перед государством:

    1) представительного органа местного самоуправления;

    2) главы муниципального образования;

    3) главы местной администрации.

    Должностные лица местного самоуправления могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности, в зависимости от совершенного противоправного деяния.

    Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной ответственности на территории своего муниципального образования без согласия прокурора субъекта РФ.

    Они не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, так как применение мер дисциплинарной ответственности находится в компетенции вышестоящих органов и должностных лиц, наделенных правом принятия на работу и увольнения.

    Выборные должностные лица местного самоуправления фактически на работу не принимаются, а приступают к исполнению своих обязанностей после волеизъявления населения или решения представительного органа муниципального образования.

    Органы, выборные должностные лица местного самоуправления могут быть привлечены к муниципально-правовой (конституционно-правовой) ответственности в форме досрочного прекращения полномочий.

    По мнению Конституционного Суда положение о досрочном прекращении полномочий - один из основных принципов, определяющих статус органов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

    Ответственность представительного органа перед государством.

    Прекращение полномочий представительного органа производятся законом субъекта РФ о его роспуске на основании решения суда:

    1) если судом будет установлено, что был принят нормативный акт, нарушающий положения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а представительный орган в течение 3-х месяцев со дня вступления в силу решения суда либо иного предусмотренного в решении суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда. Срок для обращения высшего должностного лица субъекта РФ в законодательный (представительный) орган с законопроектом о роспуске органа местного самоуправления составляет 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу;

    2) если, избранный в правомочном составе представительный орган местного самоуправления в течение 3-х месяцев подряд не проводил правомочного заседания. Срок для обращения высшего должностного лица субъекта РФ в законодательный (представительный) орган с законопроектом о роспуске органа местного самоуправления составляет 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

    3) если вновь избранный в правомочном составе представительный орган местного самоуправления в течение 3-х месяцев подряд не проводил правомочного заседания. Срок для обращения высшего должностного лица субъекта РФ в законодательный (представительный) орган с законопроектом о роспуске органа местного самоуправления составляет 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

    Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о роспуске представительного органа местного самоуправления, он может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу.

    Закон возлагает на суд обязанность рассмотреть жалобу в течение 10 дней со дня ее подачи (статья 73 ФЗ № 131-ФЗ от 6.10.2003г.).

    Статья 35 Устава МР «Каларский район» не расписывает ни оснований прекращения, ни процедуры, делая ссылку на статью 73 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», но статья 68 Устава подробно регламентирует этот вопрос, определяя саму процедуру и основания.

    Кроме оснований, предусмотренных указанной статьей закона, Устав предусматривает досрочное прекращение полномочий Совета МР по следующему основанию:

    1) в случае вступления в силу решения суда Забайкальского края о неправомочности данного состава депутатов Совета, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. Процедурные вопросы для подачи такого заявления в суд не прописаны, что дает основания предположить, что действует гражданско-процессуальное законодательство;

    Досрочное прекращение полномочий Совета влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

    Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.

    В соответствие со статьей 73 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством наступает в случаях:

    1) издания нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, и если такие противоречия установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда (либо в течение иного предусмотренного решением суда срока) не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

    2) совершения действий (в том числе принятия им правового акта, не носящего нормативного характера), влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Данные факты должны быть установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

    В указанных случаях глава исполнительной власти (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации.

    При этом Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены пределы срока издания такого правового акта.

    Этот срок не может быть менее одного месяца со дня принятия последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, а также не может превышать шести месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

    Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены судебные гарантии для главы муниципального образования или главы местной администрации, в отношении которых высшим должностным лицом субъекта Федерации был принят акт об отрешении от должности. Глава муниципального образования или глава местной администрации вправе обжаловать указанный акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Срок рассмотрения судом жалобы и принятия по ней решения не должен быть более 10 дней со дня подачи такой жалобы.

    Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и отрешенный от этой должности высшим должностным лицом субъекта, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с данным обстоятельством (п.6 ст.32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

    Устав муниципального района «Каларский район» подробно расписывает эти положений закона и в отношении Главы муниципального района, и в отношении главы администрации муниципального района (статья 28 п. 1 п.п. 4; ст. 43, п. 1, п.п. 4, ст. 68 Устава).

    Статья 43 Устава района предусматривает дополнительные по отношению к положениям Федерального закона № 131-ФЗ основания ответственности руководителя администрации района. Это:

    1) вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

    2) заявления Совета муниципального района или главы муниципального района «Каларский район» в суд - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных п. 8 статьи 42 Устава;

    2) заявление Губернатора Забайкальского края в суд - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Забайкальского края, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных п. 8 статьи 42 Устава;

    3) заявления руководителя администрации муниципального района «Каларский район» в суд - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления муниципального района «Каларский район» и (или) органами государственной власти Забайкальского края.

    Статья 28 Устава муниципального района в отношении Главы муниципального района предусматривает дополнительное основание ответственности в виде прекращения полномочий, если в отношении него вступил в законную силу обвинительный приговор суда, при этом процедурные вопросы прекращения полномочий в данном случае в Уставе не прописаны.

    Указанная статья Устава также предусматривает и возможность удаления Главы муниципального района в отставку Советом муниципального района «Каларский район» по инициативе депутатов или по инициативе Губернатора Забайкальского края по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В Уставе процедурные вопросы такого удаления прописаны в статье 69.

    Основаниями удаления Главы муниципального района в отставку являются:

    1) решения, действия (бездействие), повлекшие (повлекшее) наступление последствий, которые перечислены в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 75 ФЗ № 131, а именно,

    При возникновении просроченной задолженности муниципального образования по исполнению своих долговых обязательств свыше 30% собственных доходов бюджета или свыше 40% по исполнению бюджетных обязательств, при условии выполнения своих обязательств перед местным бюджетом региональным и федеральным бюджетом (п.2 ч. 1 ст. 75 ФЗ). Бюджет Каларского района, составленный в начале года по правилам бюджетного законодательства, обеспечивает потребности района только на 50%, т.е. на полгода, а потом все денежные средства заканчиваются, кредиторская задолженность по заработной плате, коммунальным услугам и т.п. растет, дотации субъекта идет только на покрытие кредиторки по заработной плате и иногда при возникновении чрезвычайной ситуации, когда в условиях Крайнего Севера возникает угроза отключения котельных от электроснабжения, на оплату коммунальных услуг. В соответствие с этим систематически население судится с работодателем - муниципальным учреждением и муниципальной казной, отстаивая свои надбавки, зарплаты, северные льготы и т.д, но об этом пойдет речь в соответствующем разделе доклада. Казалось бы, это положение об удалении от должности в Каларском районе должно действовать ежегодно, но этого не происходит, поскольку региональная исполнительная и законодательная власти прекрасно осведомлены о фактической фиктивности составленных бюджетов.

    При нецелевом расходовании бюджетных средств, представленных для осуществления отдельных государственных полномочий (п. 3 ч. 1 ст. 75 ФЗ). Такое нецелевое расходование бюджетных ассигнований выявляется как минимум один раз в год, при финансовой проверке субъектом РФ. В ряде случаев в судебном порядке органам местного самоуправления удается отстоять свою правоту, однако возвратить снятые в бесспорном безакцептном порядке денежные средства, в том числе штрафные санкции, удается не всегда. В лучшем случае региональная власть произведет какой-либо зачет, в худшем уменьшит дотацию на эту сумму. Применять эту меру ответственности также возможно ежегодно, но она не применяется. Причиной этого, как я подозреваю, является нежелание региональной власти вводить «губернаторское правление», предусмотренное статьей 75 ФЗ, поскольку все проблемы сразу «лягут на плечи» субъекта РФ, а не местной власти. Истории Каларского района поэтому изобилует случаями, когда Глава муниципального района и его представительный орган объединившись, что бывает очень редко, вынуждают Губернатора Забайкальского края ввести «губернаторское правление». Результатом таких согласованных действий бывает (всегда!!!) выделение каких-либо незапланированных дотаций из бюджета Забайкальского края, а не исполнение полномочий непосредственно региональной властью.

    2) следующим основанием для удаления Главы является неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных ФЗ № 131, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанность по обеспечению осуществления органами местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий;

    3) неудовлетворительная оценка деятельности главы представительным органом по результатам его ежегодного отчета, данная два раза подряд;

    4) несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ и другими федеральными законами.

    С инициативой об удалении Главы муниципального района может выступить как представительный орган местного самоуправления, так и высшее должностное лицо субъекта РФ.

    Инициатива депутатов (не менее 1/3 от численного состава) или высшего должностного лица субъекта РФ оформляется в форме обращения и проекта решения об удалении и вносится в представительный орган, который обязан не позднее следующего дня уведомить об этом главу и высшее должностное лицо субъекта РФ, мнение которого учитывается при рассмотрении такой инициативы, а в случаях, если имеются основания, предусмотренные п.2 и 3 ч. 1 ст. 75 ФЗ, то требуется согласие высшего должностного лица субъекта РФ.

    Пунктом 7 статьи 74.1 ФЗ предусмотрен месячный срок для рассмотрения инициативы. Решение об удалении в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 депутатов от установленной численности.

    Решение об удалении в отставку подписывается председателем представительного органа или председательствующим на заседании, если глава возглавляет представительный орган, или депутатом, председательствующим на заседании, если глава сельского поселения исполняет полномочия председателя представительного органа и возглавляет исполнительно-распорядительный орган.

    Таким образом, видим, что сама процедура удаления главы, построена таким образом, что без сговора представительного органа и высшего должностного лица субъекта РФ, применить к главе такую меру ответственности не представляется возможности.

    Представительный орган при рассмотрении инициативы и решении вопроса об удалении главы в отставку кроме всего прочего должен обеспечить:

    1) заблаговременное получение главой уведомления о дате и месте проведения заседания, его ознакомление с обращением и проектом решения;

    2) предоставление главе возможности дать объяснения по поводу удаления его в отставку.

    Глава вправе дать письменное особое мнение, если не согласен с удалением в отставку. Решение об удалении в отставку подлежит обязательному опубликования (обнародованию) в течение 5 дней с даты принятия. Особое мнение главы при его наличии также подлежит опубликованию.

    В случае отклонения обращения об удалении в отставку, повторно вопрос на рассмотрение может быть вынесен не позднее, чем через два месяца со дня проведения заседания о рассмотрении вопроса об удалении в отставку.

    В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также предусматривается и возможность временного исполнения полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, о которых немного говорилось выше.

    Отдельные полномочия органов местного самоуправления могут быть временно возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях:

    а) если в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы местного самоуправления отсутствуют и (или) не могут быть сформированы;

    б) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30% собственных доходов бюджета муниципального образования в отчетном году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального и регионального бюджетов в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;

    в) если при реализации полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления допускается установленное соответствующим судом нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов.

    Федеральным законом установлены ограничения на исполнение отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, не могут быть временно возложены на региональные органы государственной власти, следующие полномочия органов местного самоуправления:

    Принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

    Установление структуры органов местного самоуправления;

    Изменение границ территории муниципального образования.

    Решение о временном возложении на органы государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий принимается главой исполнительной власти региона. Основанием для принятия такого решения является обращение представительного органа местного самоуправления или решение законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, принимаемое квалифицированным большинством - не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.

    В случае если при реализации полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления допускается установленное соответствующим судом нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, решение о временном осуществлении региональными органами исполнительной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с одновременным изъятием соответствующих субвенций.

    Следует также отметить, что решения органов государственной власти субъекта РФ по данной проблеме могут быть обжалованы в судебном порядке. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее 10 дней со дня ее подачи.

    Устав муниципального района «Каларский район» положений о временном исполнении отдельных полномочий государственными органами не прописывает.

    Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию в деятельности органов местного самоуправления местных (муниципальных), региональных и общегосударственных интересов.

    В соответствии с Конституцией РФ население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления своего муниципального образования (ст. 131). При этом Конституция РФ дает основание для выделения в этой структуре двух видов органов местного самоуправления: а) выборных и б) других органов местного самоуправления, формируемых иным (не выборным) путем (ст. 130). Формирование и деятельность органов местного самоуправления в отличие от органов государственной власти осуществляется без обязательного учета принципа разделения властей, который согласно ст. 10 Конституции РФ лежит в основе организации государственной власти. При этом органы местного самоуправления одного муниципального образования не находятся в подчинении органов местного самоуправления другого муниципального образования.

    Структура органов местного самоуправления муниципального образования закрепляется в его уставе и включает в себя перечень конкретных органов местного самоуправления (выборных и иных), образуемых в соответствии с требованиями закона.

    Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 1995 г. установил, что муниципальное образование должно иметь представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации (ст. 15).

    Вместе с тем данный Закон не исключил возможности осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления в небольших муниципальных образованиях непосредственно населением - на собрании (сходе) граждан. Представительный орган местного самоуправления в муниципальном образовании в этом случае не создавался. Так, по данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК России) в 1998 г. в 534 муниципальных образованиях 15 субъектов РФ полномочия представительных органов местного самоуправления осуществляли собрания (сходы) граждан1.

    Помимо выборного представительного органа местного самоуправления уставом муниципального образования могло быть предусмотрено образование других выборных органов, выборных должностных лиц.

    Указанный Закон предусматривал возможность введения уставом муниципального образования должности главы муниципального образования, который: а) избирался либо населением непосредственно на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации; б) возглавлял деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования; в) наделялся уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения; г) согласно уставу мог входить в состав предста

    вительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях; д) был подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления; е) занимая выборную муниципальную должность, не относился в силу этого к категории муниципальных служащих.

    Практика также показывала, что уставом муниципального образования могла быть предусмотрена должность главы администрации муниципального образования, не обладающего статусом главы муниципального образования, осуществляющего свою деятельность на основе трудового договора (контракта), не являющегося выборным лицом и относящегося к категории муниципальных служащих. Вместе с тем уставы многих муниципальных образований признавали право главы муниципального образования совмещать две должности: главы администрации муниципального образования и председателя представительного органа, т. е. глава муниципального образования руководил исполнительно-распорядительным и представительным органами муниципального образования. Это не противоречило Закону об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 1995 г., но очень часто затрудняло развитие демократических начал в работе указанных органов местного самоуправления. Субъекты Федерации, принимая законы о местном самоуправлении, о муниципальных выборах не вправе были предрешать вопрос об определении структуры органов местного самоуправления предписанием обязательного образования тех или иных органов и должностных лиц местного самоуправления, установлением основ их взаимоотношений, разграничением полномочий между ними.

    Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. вносит значительные изменения в организационную структуру местного самоуправления, во многом унифицируя ее. В соответствии с указанным Законом структура органов местного самоуправления каждого муниципального образования обязательно должна включать:

    а) представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать решения от его имени;

    б) главу муниципального образования - высшее должностное лицо, которое избирается либо на муниципальных выборах, либо представительным органом из числа депутатов;

    в) местную администрацию - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, которым в соответствии с уставом муниципального образования руководит на принципах единоначалия либо глава муниципального образования, либо лицо, назначенное на должность главы местной администрации по контракту.

    В структуре органов местного самоуправления могут также быть предусмотрены и другие выборные и формируемые иным путем органы местного самоуправления.

    Так, может быть образован контрольный орган (контрольно- счетная палата, ревизионная комиссия и др.) в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом. Этот орган формируется либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

    Для организации и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву выборных лиц местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования создается избирательная комиссия муниципального образования (далее - ИКМО). Последняя является муниципальным органом, который, однако, не входит в структуру органов местного самоуправления, обладающих полномочиями решать вопросы местного значения.

    Регулируя вопросы организационной структуры местного самоуправления, Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. закрепляет также, что:

    1) органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования; участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных настоящим Законом;

    2) порядок формирования, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с требованиями Закона;

    3) изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений;

    4) представительный орган избирается на муниципальных выборах (однако представительный орган муниципального района может формироваться и иным способом, установленным Законом);

    5) необходимо соблюдение требования о минимальной численности депутатов представительного органа, установленного Законом;

    6) глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных Законом;

    7) выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Законом и уставом муниципального образования; на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования;

    8) органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом;

    9) финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

    Органы местного самоуправления - это муниципальные органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти Компетенция органов местного самоуправления определяется законами и уставами муниципальных образований Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно
    Выборный, представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования
    В исключительном ведении представительных органов находятся:
    ¦ принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования;
    ¦ утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
    ¦ принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
    ¦ установление местных сборов и налогов;
    ¦ установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
    ¦ контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц.
    Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.
    Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава этого образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях
    Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица в соответствии с уставом подотчетны непосредственно населению и представительному органу местного самоуправления Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления и другие выборные должностные лица в соответствии с уставом осуществляют свои полномочия на постоянной основе.
    Срок полномочий выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица не может быть меньше двух лет. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. Уставами муниципальных образований может быть предусмотрена возможность отзыва населением выборного должностного лица
    Статус депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Федерации
    Выборные должностные лица местного самоуправления, так же как депутаты и члены выборных органов местного самоуправления, на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора
    Органы местного самоуправления и должностные лица по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты Наименование и виды этих актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц, полномочия по изданию актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами, а лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими

    Еще по теме 7.4. Органы и должностные лица местного самоуправления:

    1. Глава 11. ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
    2. § 3. Органы местного самоуправления как юридические лица
    3. § 4. Статус депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
    4. § 4. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления.
    Выбор редакции
    В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

    Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

    Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

    Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
    Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
    Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
    В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
    Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
    Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...