Отчет о прохождении производственной педагогической практики. Документация о прохождении педагогической практики


Отчет о педагогической практике

В период с 17 февраля по 16 марта 2014 года я проходила педагогическую практику на базе МОУ «Дальнинская СОШ».

Техническая оснащенность школы находится на среднем уровне, в кабинете информатики присутствуют 5 компьютеров и 1 ноутбук, обеспечение школьников литературой произведено полностью, рабочие места в хорошем состоянии.

Основными целями прохождения практики являлись:

Закрепление на практике теоретических знаний по педагогике;

Получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках учебного заведения;

Развитие собственных педагогических способностей;

Овладение современными технологиями обучения и воспитания;

Освоение методик преподавания информатики используемых в учебном процессе;

Научится осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся;

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.

Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках педагогов-предметников. Целью моего присутствия был анализ деятельности педагогов, особое внимание мною было уделено методикам подачи материала и построению урока. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа преподавателя – это огромный труд, искусство и педагогические знания.

В ходе прохождения практики я осуществляла свою деятельность в качестве педагога-предметника, а так же классного руководителя. Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке уроков для школьников, эта деятельность принесла мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения уроков, явились самыми яркими за все время практики.

В процессе проведения совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.

Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.

Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в группе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.

В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку, в соответствии с уровнем знаний как в классе, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.


ОТЧЕТ

по педагогической практике

студентки филологического факультета

спец. «Русский язык и литература»

МГПИ им. М. Е. Евсевьева

Я, .., в период в период с 18 октября по 25 декабря 2010 г. находилась на педагогической практике в МОУ № 26 в 10 «а» классе. Это школа с гуманитарным уклоном, поэтому преподаванию филологических дисциплин здесь уделяется наиболее пристальное внимание.

Встреча со школьной администрацией и педагогическим коллективом принесла мне только положительные впечатления. Учитель-предметник и классный руководитель старались оказывать мне посильную помощь в проведении уроков русского языка и литературы, а также двух внеклассных мероприятий, осуществлять психологическое исследование коллектива учащихся.

Особую важность для меня представляла беседа с учителем-предметником, в ходе которой она рассказала об особенностях подготовки уроков русского языка и литературы: так, на уроках русского языка теоретический материал она распределяет по блокам, «разбавляя» практическими заданиями; уроки литературы изобилуют наглядностью и построены на проблемной основе. Продуктивным было и посещение уроков учителя. Было заметно, что учащиеся уже привыкли к такому построению занятий, и мне было легче готовить такие уроки, на которых им было бы комфортно работать.

План педагогической практики мной выполнен полностью: я провела в общей сложности 20 учебных занятий (6 уроков русского языка и 14 уроков литературы), внеклассные мероприятия, а также замещала классного руководителя и осуществляла научно-исследовательскую деятельность по выявлению социально-психологических особенностей коллектива учащихся вверенного мне класса. К каждому уроку я тщательно готовилась, изучала рабочую программу по предметам, передовой опыт учителей-словесников и научную литературу по определенной теме; составляла сценарий внеклассных мероприятий и готовилась к их проведению вместе со школьниками. Качество проведенных мною занятий считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку я старалась подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.

Основные трудности в подготовке к урокам были связаны с широтой их тем, которые формулировал учитель. Сложным оказалось уложить весь запланированный материал в 45 минут, тем более, что, как правило, тексты художественных произведений ребятами прочитаны не были. Поэтому часть материала всегда «пропадала», и мне приходилось оставлять ее на самостоятельное ознакомление. В подготовке внеклассных мероприятий, когда весь акцент я поставила на самостоятельную работу учащихся, трудившихся в группах, было много неувязок и даже конфликтов, потому что школьники неоднократно проявляли инертность, недисциплинированность, вялость во внеклассной работе. Они оказались абсолютно неприученными к групповой, коллективной деятельности. Особой помощи со стороны учителей мне также оказано не было. Поэтому слаженности в работе коллектива мне так и не удалось добиться. В будущем следует больше внимания уделять мотивационному компоненту при организации любой деятельности учащихся.

Неоценимую поддержку мне оказали методисты из института. Именно они подсказывали мне, какой учебно-методической и справочной литературой воспользоваться, какие методы и приемы выбрать, что понравится детям, а что, наоборот, испортит урок.

В рамках уроков я часто использовала творческие задания (мини-сочинения, создание иллюстраций к художественному произведению, прием словесного рисования и т.п.), чему учащиеся были всегда очень рады и хорошо на это реагировали. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.

На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками также старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход, всегда обращала внимание на их речевую культуру, уровень которой в дальнейшем станет «визитной карточкой» каждого из них как профессионала, так и человека. Удалось найти подход и к «трудным» ученикам, хотя времени все же было относительно мало. С родителями учащимися, кроме оглашения результатов текущей успеваемости на собраниях, никакой работы я не проводила.

Особых замечаний по организации педагогической практики у меня нет. Подчеркну, что педагогическая практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя мне близок и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом. Работа с детским коллективом достаточно сложна, однако радость общения с детьми, их готовность пойти навстречу человеку, который вкладывает много сил и труда в их развитие, огромна. Если свое будущее мне предстоит связать с педагогической деятельностью, я обязательно учту те промахи, которые допустила в рамках данной практики, постараюсь исправить их.

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Я, …, проходила педагогическую практику в МОУ № 26 г. Саранска. В данном учебном заведении имеются два девятых класса, по 23-26 учеников в каждом. Обучение русскому языку проводится по традиционным программам авторов М. Т. Баранова, Т. Д. Ладыженской и др. и учебникам названных авторов, обучение литературе осуществляется по программе под редакцией В. Я. Коровиной (5-11-й классы). Для данной гимназии характерно углублённое изучение предметов гуманитарного цикла в определённых классах. С этой целью используются дополнительные учебные пособия.

Педагогическая практика проходила в период с 18 октября по 25 декабря 2010 года.

За время педагогической практики мной в общей сложности было проведено 20 уроков (6 уроков русского языка и 14 уроков литературы). Во время прохождения практики были также проведены внеклассные мероприятия. Кроме того, я выполняла обязанности классного руководителя в 9 «а»: проводила запланированные классные часы, проверяла тетради по русскому языку и литературе, дневники и выставляла оценки.

Мои первые впечатления от учебного заведения, школьной администрации, учителей были только положительными. На протяжении всей практики и педагоги, и методисты оказывали мне значительную помощь в подготовке уроков, мероприятий, помогали с учебно-методической литературой, советовали, как лучше построить уроки, какие поручения лучше доверять ребятам. Методисты из института тоже всегда были рядом и подсказывали, как лучше поступить в том или ином случае. Неоценимую помощь мне оказал учитель-словесник: она тщательно редактировала все конспекты уроков, вносила необходимые критические замечания, многое рассказала об особенностях вверенного мне класса. В распоряжение нашей группы практикантов были выданы необходимая документация и учебные пособия, просьбы по техническому оснащению уроков также не оставались без внимания.

Первые впечатления от класса также были позитивными: ребята показались мне веселыми, активными, инициативными, ответственными, дисциплинированными. Первые впечатления оказались не обманчивыми: ребята практически на каждом уроки хорошо отвечали, аккуратно выполняли мои задания, всегда предлагали что-то новое, что-то свое. «Трудных» учеников в этом классе не было. Контакт с классом был установлен почти сразу. Думаю, что это благодаря моему желанию подружиться с ребятами, стать для них помощником и другом.

Главной целью, которую я поставила перед собой, было приобретение опыта преподавания русского языка и литературы ученикам среднего звена, привлечение внимания учащихся к урокам русского языка и литературы, формирование у них необходимых языковых и речевых навыков, развитие мышления, внимания и памяти, воспитание культуры общения, интереса к изучаемым темам, расширение кругозора. Поставленные цели помогли реализовать методы и приемы развивающего обучения, проблемного обучения: эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, использование схем и таблиц, привлечение сведений из научно-популярной литературы. Из творческих заданий я чаще всего использовала мини-сочинения, а также продумывание декораций к тому или иному фильму по художественному произведению. Учащиеся всегда хорошо откликаются на такие формы работы с ними.

Старалась следовать личностно-ориентированному обучению, использовать индивидуальный и дифференцированный подход: предлагала индивидуальные и вариативные задания, дополнительные задания для учащихся, проявивших интерес и быстро справлявшихся с работой.

Однако было много и трудностей. Что касается проведения уроков, мне сложно было предположить, сколько времени займет выполнение каждого упражнения, поэтому часто сценарий урока оказывался скомканным. Во внеклассную работу я хотела включить как можно больше учащихся, но некоторые из них оказались беспомощными в этом отношении: так, к классному часу, посвященному профориентированию, они подобрали слишком сложные тесты, отчего классный час затянулся и показался учащимся слишком утомительным. Однако задачи по сплочению коллектива были реализованы: все-таки большинство учащихся хотели помочь и помогали друг другу, чувствуя личную ответственность за общее дело.

Внеклассная работа предполагала не только подготовку и проведение мероприятий, но и организацию школьного дежурства, проведение родительских собраний. Поскольку это уже не первая моя педагогическая практика, то особых трудностей в этом я не испытывала.

Педагогическая практика многому меня научила. Благодаря доброжелательной атмосфере в педагогическом коллективе школы я чувствовала себя свободно, многое хотелось попробовать и реализовать из того, чему нас учили на занятиях в университете. Благодаря помощи методистов и учителей мне удалось преодолеть робость и скованность, быть более внимательной на уроках, сочетать разные формы работы, чтобы достичь поставленных целей. Особых замечаний к организации практики у меня нет. Пожелание: обеспечить прохождение всех педагогических практик студенту в одном учебном заведении, это значительно нам облегчит выполнение столь ответственного задания.


ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Я, Позняк Елена Николаевна, проходила педагогическую практику в СОШ №8 г. Мозыря в период с 05.09.2010 по 24.10.2010 г.

Педагогическая практика началась с установочной конференции в университете. Нам объяснили цели и задачи практики. В этот же день состоялась беседа с групповым руководителем, на которой нам рассказали основное направление педагогической деятельности студентов-практикантов: овладение методикой проведения уроков, умение активизировать деятельность учеников в урочное время.

За мной был прикреплен 9 «А» класс, в котором 27 ученика. В этом классе я проходила практику в качестве учителя-предметника.

Классным руководителем этого класса является Дайнеко Елена Владимировна. Она познакомила меня с планом воспитательной работы в 9 «А» классе.

Основная цель, которая была поставлена в начале практики – это выработать профессионально-педагогические умения и навыки.

В первую неделю я посетила уроки физкультуры у учителя-предметника Сенько И.Г. с целью изучения методики проведения уроков, ознакомления с типами, целями и задачами уроков, структурой урока, наблюдения за организацией дисциплины и поддерживанием внимания учащихся, исследования методов и приемов объяснения нового материала, организации самостоятельной работы учащихся. Посещение уроков помогло мне при подготовке и проведении своих уроков, написании планов-конспектов.

Также я посетила уроки истории, математики, истории, белорусского языка и др. в 9 «А» классе с целью ознакомления с учащимися этого класса и учеником, на которого была написана психологическая характеристика.

В соответствии с индивидуальным планом я провела 13 уроков, 11 из которых были зачетными.

В процессе проведения учебных занятий мною были приобретены профессионально-педагогические умения и навыки, включающие в себя умение на основе учебной программы и учебника конкретизировать содержание предстоящих учебных занятий и определять обучающие, развивающие и воспитательные цели урока, умение определять тип и структуру урока, умение готовить к занятиям необходимые учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, умение оформлять план-конспект урока и других видов учебных занятий, умения и навыки использования разнообразных приемов установления порядка и дисциплины учащихся в начале урока, умение придавать работе над пройденным материалом повторительно-обучающий характер, умение использовать устные, письменные и практические упражнения по применению полученных знаний на практике и многие другие.

Также я посетила уроки, проводимые студентами-практикантами с целью наблюдения за организацией дисциплины и поддержания внимания учащихся в процессе изложения нового материала, за организацией осмысления и запоминания учащимися новых знаний на уроке, за организацией работы учащихся с учебником при закреплении нового материала, за умением практикантов ставить проблемные вопросы в процессе обучения, за умением использовать дополнительный материал в качестве приема активизации познавательной деятельности учащихся и др. Это позволило мне сравнить методику проведения своих уроков с уроками моих товарищей.

У меня сложились очень хорошие отношения с учащимися.

На протяжении всей практики я поводила методики с классом для написания психологической характеристики.

Таким образом, во время прохождения педагогической практики в школе я провела всю необходимую учебно-воспитательную работу. Педагогическая практика оказала положительное влияние на развитие моих профессиональных личностных свойств и качеств. Я научилась осмысленно применять психолого-педагогическую теорию в реальных условиях школьного обучения и воспитания. Был получен опыт в подготовке и поэтапной разработке учебных занятий, умения и навыки в определении темы, целей и задач урока, а также в правильном подборе необходимых учебно-наглядных пособий.

Главным своим достижением и успехом в ходе практики считаю приобретение педагогической уверенности и осмысленности своих действий в ходе урока, чего мне определенно не хватало на начальном и пробно-тренировочном этапах практики. Считаю, что педагогическая практика такого рода достаточно эффективна, помогает овладеть педагогической умелостью в целом; такую педагогическую практику следует продолжать использовать для подготовки будущих учителей-предметников и в дальнейшем.

После прохождения педагогической практики я отметила для себя очень много интересных вещей. Первое, это то, что мое отношение к профессии педагога изменилось в положительную сторону. Второе, вопреки тому, что я не представляла себя в роли учителя, то теперь я понимаю, что у меня для этого куча задатков.

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

для студентов по специальности 44.03.05:

«Иностранный язык (французский) и иностранный язык (английский)

Брянск 2016

Введение

Педагогическая практика в школе является важным звеном в системе высшего педагогического образования. Во время прохождения практики студенты непосредственно соприкасаются с реальными условиями обучения и воспитания учащихся, что позволяет им не только наблюдать и анализировать различные стороны учебно-воспитательного процесса, но и учиться самим проводить уроки, внеклассные занятия, различные воспитательные мероприятия.

Непременным условием педагогической практики на IV и V курсах является проведение научного исследования в рамках педагогического эксперимента по плану курсовой или дипломной работы. При этом данное исследование должно быть направлено на совершенствование учебного процесса, методических умений и навыков студентов.

Педагогическая практика может проводиться в школах, а также в профессиональных училищах и колледжах.

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с ГОС ВПО по организации и проведению педагогической практики студентов педагогических специальностей и на основе Положения о практике студентов Брянского государственного университета, а также с учетом многолетнего опыта организации и проведении этой практики на факультете иностранных языков Брянского государственного университета.

Перед началом педагогической практики проводится установочная конференция, на которой перед студентами ставятся общие задачи и решаются организационные вопросы. После окончания педпрактики проводится итоговая отчетная конференция. Обе конференции готовят и проводят групповые методисты под общим руководством факультетского руководителя педагогической практики.

Задачи педагогической практики

1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами в рамках учебных дисциплин «Педагогика», «Психология», «Теория и методика обучения французскому языку» и научить применять эти знания на практике в учебном процессе;

2. способствовать полноценному формированию профессиональной компетенции у будущих учителей французского языка на практике;

3. сформировать навыки наблюдения и анализа образовательной деятельности с учащимися;

4. опробовать на практике различные технологии и методы обучения и воспитания;

5. опираясь на знания психологии, педагогики и физиологии детей и подростков, проводить учебно-воспитательную работу с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

6. освоить навыки работы с учебниками, книгой для учителя, учебными программами и другими учебными пособиями по французскому языку;

7. научиться планировать учебную и внеклассную работу;

8. проводить различные типы уроков и формы внеклассной работы в соответствии с планом;

9. научиться работать со школьной документацией.

За время педагогической практики у студентов формируются следующие навыки и умения:

Изучать реальный педагогический процесс и отдельных учащихся;

Планировать учебную и воспитательную работу;

Определять конкретные воспитательные задачи по результатам диагностики, направленной на определение уровней готовности к обучению, сформированности знаний, умений, навыков учащихся, развитие личности и классного коллектива в целом;

Готовить и проводить уроки различных типов, разные формы внеклассных занятий;

Использовать разнообразные средства обучения;

Проводить индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;

Проводить работу по профориентации, экологической грамотности, правам ребенка, здоровому образу жизни и др.

Организация и проведение педагогической практики

Организация практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Установочная конференция

На установочной конференции, которая проводится в первый день (или накануне) педпрактики, должны присутствовать все студенты-практиканты. Факультетский руководитель педпрактики определяет общие задачи педпрактики, методисты от кафедр дают рекомендации, знакомят с требованиями и особенностями педпрактики по своим направлениям, заведующий педпрактикой объявляет приказ по университету о сроках педпрактики, распределении студентов по школам, училищам и назначении групповых методистов-руководителей и методистов от кафедр. В назначенный и согласованный с руководством образовательного учреждения день групповые методисты-руководители представляют студентов по местам педпрактики.

Педагогическая практика

Педпрактика начинается со встречи с руководством образовательного учреждения, учителями французского языка, классными руководителями. На время прохождения практики каждый студент закрепляется за классом, в котором будет проводить уроки французского языка, осуществлять воспитательную работу и внеклассную работу по языку.

Первая неделя педагогической практики посвящается ознакомлению студентов со школой, классом и организацией учебно-воспитательной работы с учащимися. В этот период практиканты посещают уроки всех учителей в закрепленном классе, занятия по французскому языку в других классах, участвуют во всех мероприятиях, проводимых классным руководителем, знакомятся с различными видами внеклассной работы.

К концу первой недели практикант должен иметь четкое представление о каждом учащемся своего класса: о его успеваемости, дисциплине, отношении к учебе, к общественной работе; должен изучить особенности организации и проведения занятий по французскому языку. К концу этой недели каждый студент составляет индивидуальный план работы на весь период педпрактики, который согласовывается с классным руководителем, учителем французского языка и утверждается групповым методистом-руководителем.

На протяжении остального времени педпрактики студенты проводят уроки по французскому языку, осуществляют внеклассную работу, выполняют функции классного руководителя или его заместителя и другую учебно-воспитательную работу в соответствии с индивидуальным планом.

Во время педагогической практики студент должен проводить не менее 6 часов ежедневно в учебном заведении.

Продолжительность рабочего дня для студентов при прохождении практики в организациях составляет:

Для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 32 Трудового Кодекса РФ),

Для студентов в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового Кодекса РФ).

С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.

Отчетная конференция

Окончательные итоги педагогической практики подводятся на отчетной конференции, которая проводится в университете. На этой конференции с краткими отчетами о прохождении практики выступают старосты групп каждой школы. В своих выступлениях они обращают внимание на трудности, с которыми столкнулись студенты при проведении уроков, внеклассной работы, работы в качестве классного руководителя или его помощника, и высказывают предложения по их преодолению. При этом также отмечается, при решении каких учебно-воспитательных задач студенты чувствовали себя уверенно, что им в этом помогало, какие знания и умения, приобретенные в университете, оказались особенно полезными, каких знаний и умений получено недостаточно.

Несколько студентов выступают с докладами (сообщениями) о передовом педагогическом опыте школ, в которых они проходили педагогическую практику.

Групповые методисты выступают с кратким анализом педпрактики в своих школах. Факультетский руководитель педпрактики оценивает педпрактику в целом, и студентам объявляют оценки за педпрактику.

При проведении отчетной конференции можно организовывать выставки , рассказывающие о деятельности практикантов в школе, представлять результаты практической работы учащихся с указанием школы и фамилий учащихся, а также студента-практиканта, руководившего этими учащимися.

Студенты-практиканты каждой школы представляют творческие проекты, выполненные учащимися под их руководством.

Права и обязанности студентов-практикантов

1. Студент-практикант своевременно выполняет все виды работ, предусмотренные программой. В целях лучшей подготовки к практике студент должен ознакомиться с программой предстоящих работ, собрать, изучить рекомендуемые материалы (источники) и получить необходимые консультации по методике работы от руководителя практики.

2. На период практики один из студентов, проходящих практику в учебном учреждении, назначается старостой группы. В обязанности старосты входит учет посещаемости студентами базы практики, общая организация работы, оповещение студентов о коллективных консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики, оформление «Уголка студента- практиканта».

В период прохождения практики студент обязан :

Соблюдать Устав университета, выполнять все административные и научно-технические указания руководителя практики от организации, обеспечивать высокое качество выполняемой работы;

Полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики, вести дневник, в котором фиксируются результаты наблюдений и анализ работы;

Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка учебного учреждения;

Изучить правила эксплуатации оборудования, правила и нормы по охране труда, производственной санитарии, противопожарной защиты и другие условия работы;

Нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

Доложить руководителю производственной практики от организации о выполнении всех заданий и сдать отчет и документацию по практике руководителю практики от факультета (кафедры); отчет по учебной практике передается студентом-практикантом групповому руководителю на кафедру.

Студент-практикант имеет право:

Обращаться к руководителям практики от университета, администрации и руководителям практики в учебном заведении по всем вопросам, возникающим в процессе практики;

Вносить предложения по совершенствованию организации практики;

Участвовать в конференциях и совещаниях;

Пользоваться библиотекой, кабинетами, находящимися в них методическими пособиями и другими документами, необходимыми для оформления отчета о педагогической практике.

Студент, который был отстранен от практики или работа которого признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра.

Документация, учет и оценка педагогической практики студентов

Студенты-практиканты во время педагогической практики систематически ведут следующую документацию:

Планы-конспекты занятий по французскому языку.

Учебная работа

Составление индивидуального плана работы;

Составление календарно-тематических планов по французскому языку.

Посещение уроков всех учителей в своем классе;

Посещение и анализ уроков студентов;

Подготовка к урокам (оборудование, материалы, средства ТСО, дидактический материал и др.);

Проведение своих уроков;

Проверка дневников учащихся;

Проверка письменных работ;

Проверка домашних заданий;

Индивидуальные занятия с учащимися;

Консультации у методистов и учителей;

Оформление отчета о педпрактике и др.

Внеклассная работа

Подготовка и проведение кружковых занятий;

Посещение внеклассных занятий, проводимых другими студентами, их обсуждение и анализ;

Проведение тематических вечеров;

Участие в подготовке и проведении олимпиад, конкурсов, фестивалей в школе, городе;

Подготовка экспонатов к выставке на отчетной конференции по педпрактике.

Воспитательная работа

Подготовка и проведение классных часов;

Подготовка и проведение внеклассных воспитательных мероприятий по языку;

Работа с активом класса;

Работа с классом;

Организация общественно- полезной деятельности учащихся;

Помощь учащимся в издании стенных газет и бюллетеней;

Оказание помощи в работе органов ученического самоуправления;

Оформление классных комнат и кабинетов.

Ведение педагогической документации и выполнение заданий по психологии и педагогике оценивают методисты соответствующих кафедр. Учебную деятельность оценивает групповой руководитель - методист профильной кафедры.

Отношение студента к педагогической практике в целом и выполнение им программы практики оценивает групповой руководитель. Итоговую оценку студенту за педагогическую практику выставляет групповой руководитель педпрактики, согласовывая ее с другими методистами.

IV курс

Студенты (IV) курса проходят педагогическую практику в V-IХ классах городских общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.

Практика предусматривает:

Ознакомление со школой;

Изучение класса, в котором студент будет проходить педагогическую практику, ознакомление с работой учителей и классного руководителя (беседы с ними, изучение планов их работы, посещение уроков и внеклассных мероприятий);

Составление индивидуального календарного плана-графика работы студента в период педагогической практики;

Подготовку ипроведение уроков разных типов с использованием разнообразных методов и форм организации учебных занятий, участие в обсуждении и анализе проводимых практикантами уроков;

Осуществление внеклассной работы в соответствии с планом классного руководителя: проведение бесед, подготовка и проведение классного собрания, экскурсии и туристического похода, подготовка и проведение встреч учащихся с известными людьми, ветеранами, работа с активом класса и т.д.;

Руководство предметным кружком в школе, участие в организации тематического вечера по своей специальности;

Работу с родителями учащихся (участие в подготовке и проведении родительского собрания, посещение семей учащихся);

Проведение психологического анализа урока и внеклассных мероприятий;

Проведение индивидуально-воспитательной работы с учащимися;

Изучение личности школьника с использованием научно-психологических методов, включая экспериментальные методики выявления психологических особенностей личности, места и роли личности в коллективе и составление психолого-педагогической характеристики;

Изготовление наглядных пособий к урокам;

Участие в дежурстве по школе.

V курс

Студенты выпускного курса проходят педагогическую практику в VIII-ХI классах общеобразовательных школ, во время которой они должны:

Ознакомиться со школой;

Изучить класс, к которому прикреплены, ознакомиться с работой учителей и классного руководителя;

Готовиться к урокам и проводить уроки разного типа с использованием разнообразных методов и форм организации занятий; принять участие в анализе и обсуждении уроков;

Ознакомиться с организацией и методикой проведения факультативных занятий по интересам учащихся;

Провести внеклассные занятия по предмету; принимать участие в обсуждении и анализе внеклассных занятий;

Выполнять все функции учителя и классного руководителя в классе, к которому прикреплены;

Изучить класс, используя основные психолого-педагогические методы, включая экспериментальные педагогические методики выявления межличностных отношений в коллективе; составить психолого-педагогическую характеристику классного коллектива;

Провести индивидуальную работу с учащимися;

Провести работу с активом класса: оказывать помощь в планировании работы, в подготовке и проведении собраний, в организации воспитательной работы;

Принимать участие в общешкольных воспитательных мероприятиях;

Предполагается, что за время педагогической практики студенты овладеют основами профессионально-педагогических умений проведения учебно-воспитательной работы в школе.

За время педагогической практики на всех курсах студент должен научиться:

Вести работу по изучению отдельных учащихся и коллектива класса;

Планировать учебно-воспитательную работу;

Готовить и проводить различного типа уроки, факультативные занятия по интересам учащихся, внеклассные занятия, организовывать тематические вечера;

Использовать в процессе обучения ТСО и новые информационные технологии;

Проводить различные виды внеучебной воспитательной работы с учащимися;

Осуществлять педагогически грамотную помощь активу класса.

Педагогическая практика на IV и V курсах предполагает проведение самостоятельного методического исследования. На IV курсе студенты в школе выполняют задания исследовательского характера. Полученный материал используется при написании курсовых работ.

Французского языка

Задания, связанные с наблюдением за организационной стороной урока

Задание 1.

Цель : изучить структуру урока, определить соотношение и длительность этапов урока, способы реализации основной цели урока и стимулирования интереса к изучению французского языка.

1. Выделить последовательные этапы урока и показать их роль в реализации основных целей урока;

2. Указать, как осуществляется учителем переход от этапа к этапу;

3. Определить длительность каждого этапа;

4. Указать на количество и качество используемых приемов и их соответствие целям;

5. Отметить, как работа учителя развивает и поддерживает интерес к изучению иностранного языка.

Задание 2.

Цель : изучить активную деятельность учащихся на уроке, т.е. выявить соотношение речи учащихся и учителя.

Выявить особенности речи учителя и учащихся:

В начале урока;

При ознакомлении с новым материалом;

В ходе тренировочных упражнений;

При выполнении творческих упражнений (устная речь, чтение и письмо);

В процессе исправления ошибок;

При подаче и комментировании домашнего задания.

Задания, связанные с наблюдением за содержательной стороной урока

Задание 3.

Цель : изучить особенности обучения учащихся произношению.

1. Вычленить этапы, посвященные специальной работе над произношением;

2. Проследить за организацией и содержанием фонетической зарядки;

3. Проследить как:

Осуществляется введение фонетического материала (способ объяснения новых звуков, место и характер фонетических правил);

Осуществляется закрепление фонетического материала: характер, последовательность тренировочных упражнений, сочетание массовой и индивидуальной работы учащихся;

Осуществляется работа над произношением в связи с развитием устной речи, чтением и письмом;

Исправляются фонетические ошибки (имитативно/на основе объяснения);

Используется звукозаписывающая аппаратура;

4. Оценить качество произношения учащихся данного класса на основе принципа аппроксимации (звуки, интонация).

Задание 4.

Цель : изучить особенности работы над лексикой в системе урока.

1. Вычленить во вводимом словаре трудности усвоения;

2. Проследить за способами раскрытия значения слов в каждом отдельном случае и обосновать их;

3. Проследить, как:

Отрабатывается фонетическая и грамматическая сторона слов;

Осуществляется закрепление слов (характер и последовательность упражнений);

Осуществляется работа над словом в связи с речевой деятельностью: устной речью, чтением, письмом;

Сочетается работа над новым словом с повторением ранее усвоенных слов;

Контролируется усвоение лексики;

Стимулирует учитель расширение филологического кругозора учащихся в процессе работы над словом; как осуществляется работа над расширением потенциального словаря учащихся.

Задание 5.

Цель : изучить особенности работы с грамматическим материалом в системе урока. Необходимо проследить:

1. Как учитель готовит учащихся к восприятию нового грамматического явления (какие явления актуализируются в опыте учащихся);

2. Как осуществляется объяснение нового грамматического явления: учитывается ли вид речевой деятельности, в котором данное грамматическое явление преимущественно выступает; как реализуется принцип сознательности; характер правила, проследить, как осуществляется ситуативный подход при введении грамматического материала;

3. Какие наглядные пособия используются при работе над данным грамматическим явлением;

4. Как осуществляется закрепление (характер и последовательность упражнений, словарный материал, используемый в них, речевая направленность упражнений и т.д.);

5. Как осуществляется работа над данным грамматическим явлением в устной речи, при чтении и письме;

6. Как контролируется усвоение грамматического материала.

Задание 6.

Цель: изучить особенности работы над аудированием на уроке.

1. Вычленить моменты урока, связанные с обучением аудированию;

2. Какова речь учителя на уроке, и как реагируют учащиеся на реплики учителя на иностранном языке;

3. Как и какие технические средства используются для обучения аудированию;

4. Проанализировать материал, предъявляемый для аудирования, с точки зрения содержания, языкового материала, объема и темпа речи;

5. Как контролируется понимание услышанного;

6. Как сочетается работа над аудированием и развитие говорения.

Задание 7.

Цель: изучить особенности работы над монологической речью на уроке.

1. Какие этапы работы над монологической речью представлены на данном уроке;

2. Работа над подготовленным монологическим высказыванием (характер стимулов, опорных элементов);

3. Работа над неподготовленной монологической речью (мотивированность, направленность, ситуативный характер и т. д.);

4. Объем, характер языкового материала, языковая правильность, темп монологических высказываний учащихся.

Задание 8.

Цель : изучить особенности работы над диалогической речью на уроке.

1. Что является единицей обучения диалогу на данном уроке;

2. Как стимулируется начало диалога и его развитие;

3. Какие этапы работы над диалогом представлены на данном уроке;

4. Как используются аудио-визуальные средства при обучении диалогу;

5. Объем, правильность, темп диалогической речи учащихся;

6. Методика исправления ошибок в речи учащихся.

Задание 9.

Цель: изучить особенности работы учителя при обучении чтению в системе урока.

1. Как осуществляется подготовительная работа к чтению:

Как отрабатывается языковой материал из текстов: в устном опережении или в процессе чтения;

Каков характер введения или комментария к тексту;

2. Каково соотношение чтения вслух и чтения про себя на данном уроке;

3. Как проводится обучение чтению вслух:

Как используются различные разновидности чтения вслух; диагностирующее, обучающее и контролирующее чтение;

Как соотносится индивидуальное и хоровое чтение;

Как используются технические средства;

Как исправляются ошибки в чтении;

4. Как осуществляется обучение чтению про себя:

Стимулирование понимания предварительными вопросами и извлечением структурной информации;

Работа над содержанием текста в целом;

5. Как осуществляется во взаимосвязи с чтением работа над устной речью;

6. Каковы домашние задания по тексту;

7. Как осуществляется расширение общеобразовательного кругозора учащихся в процессе работы над текстом.

Задание 10.

Цель: изучить особенности обучения письму.

1. Выделить этапы урока, на которых использовалось письмо, и определить их длительность;

2. Как использовались письменные упражнения для обучения графике и орфографии, для закрепления языкового материала, для развития письменной речи;

3. Была ли на уроке письменная контрольная работа;

4. Охарактеризовать ее организацию и содержание, исходя из целей данного урока и всей серии уроков;

5. Каков объем и характер домашних письменных заданий; как они подготовлены ходом урока;

6. Каково состояние тетрадей и рабочих тетрадей учащихся; как проводится их проверка; какова система работы над ошибками.

Схема

Ход урока

1.Организационный этап. Определение темы и целей урока совместно с учениками.

M.: Bonjour, mes enfants! Je suis ravie de vous voir. Esc-ce que tout le monde est là? Comment ça-va? (фронтальная работа с классом)

M.: Vous êtes de bonne humeur et ça sera mieux, parce que le sujet de notre leçon est très interressant. Regardez le tableau et devinez, comment est le sujet aujourd’hui? (дети делают предположение о теме урока, опираясь на картинки цветов, подарка, торта)

E1 : Le sujet est la fête.

M.: Oui, c’est vrai. Dites – moi, s’il vous plait, les associations du mot “la fête”.

Cl: Un ballon, un gateau, une guirlande, des bonbons, ets…

M.: Merci, mes enfants! Qu’est ce que nous faisons aujourd’hui?

E1: nous lisons le texte

E2: nous discutons

E3 : nous écrivons la dictée

E4: nous faisons des exercices

E5: nous faisons des dialogues

M.: C’est ça. Nous parlons de differantes fêtes, nous lisons, nous apprenons des mots nouveaux, nous faisons des dialogues et des projets.

2.Этап актуализации опорных знаний и умения воспринимать иноязычную речь на слух .

Сопоставление символов и праздников с помощью раздаточного материала. Каждый ученик получает карточку и подбирает к празднику соответствующий символ.

М.: La fée nous a donné la lettre. Pour ouvrir la lettre il faut faire 3 devoirs: tout d’abord сompletez les phrases:

La rentrée c"est
Le Nouvel An
Le Pâques
L’anniversaire
Le 8 mars

Самопроверка. На доске предлагается верный вариант, дети составляют фразы: Le Nouvel An с’ est le Père Noël. и.т.д.

Организация беседы о любимых праздниках детей:

E1: J’aime le Nouvel An!

E2: J’aime l’anniversaire!

Просмотр презентации «Праздники Франции». Если праздник есть и во Франции и в России, то ученики сигнализируют зеленой фишкой, если праздник истинно французский, то – красной. Фонетическая отработка произношения названий праздников:

M.: Merci, ce sont les fêtes russes. Comment sont les fêtes сommunes en France et en Russie? Regardez les images au tableau. Si cette fête il y a en Russie et en France, vous levez la fiche verte. Si cette fête il y a seulement en France, vous levez la fiche rouge.

Организация беседы о французских праздниках (на доске опора – названия праздников):

M.: Quelle fête française aimes – tu?

E1: J’aime la fête des grand-mères!

E2: J’aime le Festival du Vent!

E3: J’aime la fête des livres! Ets…

Физкультминутка. Дети рассказывают стихотворение про кролика- символ пасхи и иллюстрируют слова движениями. Зарядку проводит ребенок в маске кролика.

M .: Aimes – tu le Pâques? Quelle est le symbole du Pâques?

Cl: Le lapin est le symbole du Pâques.

M.: Racontons la poésie “Le lapin”:

Dans le jardin,

Le petit lapin

Fait: Trotti-trottin. Trotti- trottin.

3.Формирование лексических навыков чтения, говорения по теме «День рождения. Сервировка стола». Детям предлагается создать в классе праздник и начать с сервировки стола.

«Накрывается» общий стол. Дети комментируют свои действия, используя речевой образец: Je mets … sur la table .

M.: Mes enfants, le lapin nous propose d’organiser la fête. D’ accord? Pour faire la fête dressons la table. Je mets du poisson sur la table. Et toi?

E1 : Je mets un vase avec des pommes sur la table.

E2: Je mets des bonbons sur la table.

E3: Je mets des fruits sur la table.

Ознакомление с новыми лексическими единицами «посуда». Показ слайда.

M.: Oui, c’est ça. Mais qu’est ce que manque sur la table?

Cl: посуда.

M.: Voilà la vaisselle, le couteau, la tasse, la soucoupe, la cuillère, l’assiette, la fourchette.

Фонетическая отработка слов в режиме M-Cl, M-Gr., M-E1,E2... ets

M.: Répétez après moi!

Работа с учебником. Чтение текста с новыми лексическими единицами. Закрепление лексических единиц в упражнениях подстановочного типа.

M.: Ouvrez vos livres à la page 70 et lisez le texte sous l’image.

M.: Lisez l’histoire à deviner.

4.Развитие диалогической речи по теме «Сервировка стола». Детям предлагается прослушать и составить диалог по образцу.

M.: У нас есть звуковое письмо. Annie et Michel dressent la table.

(на доске образец диалога:)

Annie: Aides – moi a dresser la table!

Michel: D’accord!

Annie: Donne – moi 2 tasses!

Michel: S’il te plait.

Annie: Merci, je mets les tasses sur la table.

Michel: Voilà les cuillères.

Annie: Je mets les cuillères sur la table.

Michel: C’est joli!

прослушивание диалога, семантизация

хоровая отработка диалога в режиме: учитель-класс

чтение диалога по ролям;

составление диалога по образцу по опорным речевым клише:

M.: Vous lisez bien, pouvez – vous dresser la table?

Donne – moi le couteau la tasse la soucoupe la cuillère l’assiette la fourchette. s’il te plait.
Je mets sur la table

контроль диалогической речи учащихся

Требования к конспекту воспитательного занятия

По французскому языку

В конце практики студент представляет методисту конспект одного воспитательного занятия по иностранному языку. Тема зачетного воспитательного занятия определяется студентом совместно с методистом в начале практики.

Конспект внеклассного занятия оформляется отдельно.

Титульный лист.

Указывается факультет, фамилия, имя, отчество студента-практиканта, название школы, время прохождения педпрактики, вид воспитательного занятия.

Страница 1.

Название темы, цель, задачи и план воспитательного занятия.

Организационные моменты подготовки мероприятия: лица, которых планируется пригласить; ТСО; место проведения занятие (в школе, на природе и т.д.).

Конспект мероприятия.

Он должен отражать содержание занятия и методику его проведения.

Литература.

В конце конспекта обязательно указывается литература, которая была использована студентом (автор, название пособия, место и год издания).

После проведения данного воспитательного занятия классный руководитель дает на него краткий письменный оценочный отзыв . Отзыв пишется в конце текста конспекта и заверяется подписью классного руководителя .

IV курс

2. Отчет о работе студента;

3. Психолого-педагогическую характеристику на одного ученика;

4. Планы-конспекты двух (2) уроков по французскому языку;

V курс

1. Дневник педагогической практики (в установленной форме);

2. Отчет о работе студента;

3. Психолого-педагогическую характеристику классного коллектива;

4. Планы-конспекты двух (2) уроков по двум иностранным языкам (основному французскому и английскому или немецкому языкам);

5. Наглядные пособия, дидактические и раздаточные материалы для проведения уроков французского языка;

6. Конспект проведенного внеклассного мероприятия по французскому языку;

7. Конспект одного из воспитательных мероприятий.

Примечание

Индивидуальный план работы на период педпрактики; дневник; план воспитательной работы классного руководителя, составленный практикантом; планы воспитательных занятий и другие документы проверяются и утверждаются групповым руководителем-методистом, руководителями по педагогике и психологии в период педпрактики и возвращаются студенту. Оценка за эти документы учитывается групповым руководителем при подведении итогов педагогической практики студентов.

Отдельно проверяется и утверждается тематический план по предмету.

Тематический план работы по французскому языку в … классе

Итоги педпрактики подводятся на итоговой отчетной конференции факультета. На основе критериев оценивания деятельности студентов в период педпрактики по ее результатам и после сдачи необходимой документации студенту выставляется оценка, в которую включается выполнение всех видов заданий по педагогике, психологии, методике, психолого-педагогическая характеристика классного коллектива;

Методическая копилка

Основные методико-педагогические термины, используемые в школьной практике

Словарь-минимум

Отчет о прохождении практики

Я, Кудрявцева Анна Андреевна, магистрантка специальности « Начальное образование», гр. ЗМНО – 14, проходила педагогическую практику на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «КИПУ» в период с

Педагогическая практика является важной составляющей профессиональной подготовки магистров по основной образовательной программе, нацеленной на формирование у будущих преподавателей системного подхода к проектированию образовательного процесса в вузе, анализу и конструированию учебных занятий, а также формированию культуры педагогического труда и профессиональной компетентности.

Перед началом работы была определена цель педагогической практики: знакомство со спецификой деятельности преподавателя в учреждении высшего учебного заведения, а также формирование к готовности преподавательской деятельности в высших педагогических учебных заведениях.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

    Закрепление, углубление, расширение профессиональных умений и навыков педагогической деятельности;

    Освоение умений отбора учебного материала, выбора формы методов организации изучение конкретной темы;

    Формирование профессиональной позиции, стиля поведения и профессиональной этики преподавателя.

    Ознакомление с должностными обязанностями преподавателя, направлениями деятельности, рабочей документации;

    Посещение учебных занятий преподавателей с целью ознакомления с методикой преподавания в высшем учебном заведении, в последующем написания анализа;

    Отбор учебного материала по дисциплинам «Философия и история образования», «История педагогики», «Педагогика», и остальные;

    Проведение лекционных занятий, практического занятия, воспитательного мероприятия;

    Посещения учебных занятий магистрантов с целью ознакомления и выявления неточностей в методике преподавания в высшем учебном заведении. В последующем написанием анализа;

    Сделать выводы и предложения по улучшению содержания и организации педагогической практики.

За время прохождения практики я познакомилась с профилем учебного заведения, его деятельностью, а также его руководителями и педагогическим коллективом. Изучила основные цели и задачи организации учебно- воспитательной деятельности. Изучила основные приемы организации образовательного процесса. Исследовала уровень развития учебного коллектива.

За время практики я приобрёла много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится. В данной работе были достигнуты все поставленные задачи.

Я считаю, что я справилась со своими задачами и с уверенностью могу сказать, начинающим преподавателям нужно равняться на старших коллег.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...