Памятка населению "оповещение населения в случае угрозы и возникновении чрезвычайной ситуации". Памятка порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Оповещение при чс


В настоящее время применяются различные методы оповещения и информирования населения с задействованием наиболее современных технических средств и возможностей. Применяются они, чтобы широкие слои в кратчайшие сроки узнали всю экстренную информацию о сложившейся обстановке, если возникает ЧС, угроза ЧС, связанная с особенностями природы, техногенными причинами, военной активностью. Используются оповестительные системы и при необходимости срочно сообщить о ЧС, спровоцированных упомянутыми факторами. В рамках сообщения обязательно упоминают по шагам, как человек должен вести себя, какие первичные защитные меры принять, чтобы снизить вероятность ущерба для здоровья, имущества.

А надо ли?

Оповещение населения об опасности - использование СМИ и иных информационных каналов для передачи сведений относительно ЧС, которые уже возникли либо могут произойти с высокой степенью вероятности. Дополнительно специальные службы сообщают, какими мерами можно защитить себя, какие приемы использовать, какие территории наиболее безопасны. Подобные мероприятия - важнейший способ пропаганды знаний относительно защиты участков, людей от ЧС. Раскрываются аспекты гражданской безопасности. Нередко актуальные сведения передаются относительно водных объектов. Оповещения необходимы при возникновении высокой вероятности возгораний с целью предупреждения пожаров.

Через сигналы оповещения населения можно оперативно предоставить широким слоям максимум сведений относительно правил поведения, а также привлечь внимание людей к сложившейся ситуации. Это особенно актуально в условиях доминирования стереотипов а-ля «само пройдет» и «меня не коснется». Массовое громкое уведомление о факторе опасности дает шанс всем и каждому осознать всю тяжесть обстоятельств, сложившихся в текущий момент, а четкое инструктирование касаемо действий предотвращает панику и хаос.

Как это работает?

Оповещение населения в условиях ЧС реализуется применением специализированного технического потенциала, организационных методов. Необходимо объединение сил, ресурсов нескольких госинстанций для обеспечения совместной работы разных путей передачи данных широкой аудитории. Применяя средства оповещения, технологии связи, вещательные сетки, общеиспользуемые каналы, можно довести жизненно важную информацию. Не стоит пренебрегать возможностями госструктур, госсистем, разработанных специально для ЧС. В настоящее время действует так называемое объединение РСЧС - единая госсистема, призванная предупреждать о ЧС и координировать работы при ликвидации последствий.

Существует несколько разноуровневых систем оповещения и эвакуация населения. Самый масштабный - это федеральный, то есть такая сеть передачи данных, посредством которой сведения распространяются по территории всей державы. Несколько менее масштабны межрегиональные оповестительные системы, работающие одновременно в нескольких субъектах в пределах одного федерального округа. Далее следуют региональные, охватывающие отдельные субъекты, муниципальные, ответственные за передачу сведений населению муниципального образования, и объектные. Последние (они же - самые мелкие) представляют собой такие локальные оповестительные системы, которые созданы для передачи срочной информации жителям районов, где находятся объекты, потенциально представляющие опасность для человека.

Своевременно и по назначению

Система централизованного оповещения населения разработана не только лишь для предоставления сведений широкой аудитории, но с целью своевременного привлечения внимания к сложившейся обстановке чиновников, федеральных органов исполнительной власти, властных субъектных инстанций. Через оповестительные системы сведения поступают в территориальные образования МЧС, открытые в регионах центры, ответственные за гражданскую оборону, ликвидацию последствий различных негативных событий. Данные оперативно разносятся между инстанциями, обязанными решать задачи ГО, принимать меры по предупреждению наступления тяжелых последствий.

Столь сложная, разветвленная, многоуровневая система централизованного оповещения населения позволяет быстро донести сигналы, данные о ГУ МЧС, исполнительной власти, которые затем уже передают переформатированные данные широкой аудитории. Региональные оповестительные системы также работают с ГУ МЧС (отделы, отвечающие за конкретный регион), руководством по ГО. Через системы регионального уровня сведения поступают диспетчерам, муниципальным службам, ответственным за защиту широкой аудитории органам, спецотрядам, обеспечивающим ГО. Наконец, данные направляются населению федерального субъекта.

Муниципальный уровень

В таких масштабах оповещение и информирование населения об опасности организовано с целью доведения информационных сводок до начальников расчетов ГО, спецсил, отрядов, привлеченных для работы в случае ЧС (включая предупреждение такой ситуации), диспетчеров, дежурных, а также простого населения, обитающего на территории этого муниципального формирования.

Локальный уровень

Такое оповещение населения о чрезвычайных ситуациях необходимо для предоставления данных о сложившейся обстановке лицам, живущим на территории, за которую оповестительная система отвечает, а также диспетчерам, дежурным, спасателям, аварийным службам, руководству, обеспечивающему ГО на этой территории.

Систематизированный подход - залог успеха

Чтобы оповещение населения о ЧС дало результаты, необходимо прибегать к комплексным мерам привлечения внимания к сложившейся обстановке. Если есть вероятность ЧС либо таковое уже случилось, необходимо применять программные, технические средства, оповестительные мощности, методы мониторинга техногенных, природных процессов, явлений. Важно иметь в распоряжении и уметь пользоваться функционирующими методами проведения сигналов и особенно важной информации к тем, кому эти сведения жизненно нужны. Таковые должны поступать и в госорганы, управляющие госсистемой предупреждения ЧС и борьбы с последствиями. Современные требования безопасности федерального уровня обязывают использовать автоматизированные, автоматические средства донесения сведений до широких кругов.

Специальные техсредства для передачи информации, оповещения населения о ЧС обычно устанавливаются в местах массового нахождения людей. Речь идет о технике, через которую можно транслировать звук, видео, сообщения в иной форме, уведомляющие о возможности ЧС. Через такой объявление обязательно инструктируют, как нужно вести себя в настоящий момент, какие первичные меры принимать при изменении обстоятельств.

Не бойся!

Современные способы оповещения населения были разработаны как первичная мера предупреждения панического настроения среди широких слоев населения при возникновении ЧС. Не секрет, что самые разные причины такой обстановки, что мирные, что военные - повод для страха. Испуганные многочисленные людские массы не менее опасны, нежели иные природные обстоятельства, расцениваемые как ЧС. Предсказать итоги паники в большом скоплении людей крайне сложно. Такой фактор сильно угнетает положение, усиливает негативные последствия ЧС. Минимизация его возможна через грамотно организованное оповещение, для чего и была разработана такая сложная система с большим количеством уровней. Сигналы оповещения необходимо транслировать заранее, четко соблюдая установленный законами порядок передачи информации. Корректная подача сведений - залог адекватной реакции широкой аудитории.

Оповещение населения предполагает своевременное донесение информации о возможности землетрясения, наводнения, иного стихийного явления. Если произошла катастрофа, авария, через специальные системы транслируются данные о событии. Проводная связь, телевидение, радио - все эти каналы необходимо применять для полноценного охвата максимально многочисленной аудитории.

Актуальность вопроса

Отличительная черта нашей державы - большая протяженность радиолиний. Нет таких более-менее крупных населенных пунктов, где бы ни была оборудована радиоточка, узел для ретрансляции. Предприятия, учреждения, заведения, сельскохозяйственные объекты оснащены радиоузлами. Не менее важны телевизионные центры, ретрансляционные станции, радиостанции разного уровня - от федеральных до местных. Посредством всей этой технической мощи оповещение населения можно произвести в короткий срок и высоким процентом охвата.

Очень сложно найти такое жилое строение, даже частный дом, где не было бы собственного приемника радио, точки для доступа к сети. В крупных населенных пунктах представлены электрические сирены, установленные на крышах строений и на производственных территориях. Столь разветвленная сетка дает возможность быстро передавать информацию о ЧС, объясняя, что произошло, как вести себя, в чем специфика условий.

Историческая сводка

Столь массовым оповещение населения в пределах нашей державы стало в период Великой Отечественной войны, когда актуальные сведения о возможности воздушного нападения стали залогом успешного выживания мирного населения. В тот период наибольшую ответственность за своевременную подачу информации несли сирены, радиотрансляционная сетка вещания. Подобный слаженный механизм соответствовал духу времени, техническим возможностям того периода.

Как можно узнать из исторических сводок, оповещение населения в период Второй мировой обычно позволяло своевременно сообщить о тревожной обстановке и дать отбой, а аудитория без проблем слышала звуки и правильно их идентифицировала. Если раздавался сигнал воздушной тревоги, необходимо было срочно покинуть место пребывания и направиться в ближайшее укрытие. Такой звук информировал, что нападение с воздуха возможно в ближайшие же минуты.

Все течет, все изменяется

В наши дни системы оповещения населения стали сложнее, технологичное, эффективнее. Многое связано с изменением условий их эксплуатации. Вторая мировая закончилась, международная обстановка существенно изменилась, общественность обнаружила новые потребности. Оповестительные системы, позволяющие предупреждать о ЧС, как оказалось, нужны намного более широкие, нежели были организованы в военное время. На основании этого в 1988 был издан официальный государственный документ, призывавший реорганизовать оповестительную систему.

В настоящее время информационный сигнал в большинстве случаев - сирена, блок новостей по радио, телевидению. Длительность передачи - до трех минут. Старт сообщения стандартизирован: «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». Благодаря такому началу удается быстро привлечь внимание широких слоев населения и добиться достаточной тишины, благодаря чему все люди в зоне действия источника информации могут в равной степени хорошо расслышать сведения. Далее диктор сообщает, какие нужно принять последовательные шаги в рамках обеспечения собственной безопасности.

Технические моменты

Современная система оповещения населения - это такой метод передачи информации о происходящем или возможном событии, основная задача которого - привлечь внимание даже самых рассеянных слушателей. Для этого начало информационного блока передается на завышенной громкости. Это обусловлено техническими особенностями: сиренный электрический двигатель девять секунд пребывает под напряжением, что становится причиной формирования широкодиапазонной мощной звуковой волны. Следующие шесть секунд напряжение блокируется, за счет чего звучание становится слабее. Одиннадцатикратное повторение цикла - достаточный период, чтобы привлечь внимание широкой аудитории; после этого сирена отключается. «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» представляет собой сообщение длительностью ровно 165 секунд.

В норме сирены ставятся в населенных пунктах, численность обитателей которых - от полутысячи и более. Чтобы звуковое покрытие было максимальным, установки монтируют на крышах высоких зданий. Один прибор стандартного типа С-40 позволяет покрыть звуком 300-700 м2 в условиях городской зашумленности и высокоэтажных строений. Для усиления эффективности звуковые сигналы могут дополняться прерывистыми промышленными, транспортными гудками.

Это важно

Чтобы вся описанная система действительно работала, необходимо довести до широкой аудитории информацию о значении всех звуков. Обычно значение сирен, гудков рассказывают в школе на уроках ОБЖ, в учебных заведениях других уровней в рамках курсов, связанных с безопасностью, особенностями социального устройства и безопасности. Необходимо помнить эти сведения, чтобы в случае ЧС быстро сориентироваться в происходящем и понять, что означают громкие резкие звуки.

Альтернативный вариант

Чтобы быстро донести сведения до людей, находящихся вне стен дома, в населенных пунктах продумана система громкоговорителей. Это универсальные приборы, через которые транслируются и сигналы сирен, и речевые сообщения. Обычно механизмы устанавливают там, где бывают толпы - крупные улицы, площади, транспортные, торговые объекты. Работоспособность громкоговорителя обеспечивается его связью с радиотрансляционной городской сетью. Включаются такие приборы через специальные устройства. Доступ к ним имеют только дежурные и ответственные лица, занимающиеся вопросами ГО.

В целом, как показывает практика, именно ответственность дежурных, компетентность сотрудников - залог успешного информирования населения. Настоящий ценный работник - тот, кто способен быстро проанализировать сложившуюся ситуацию и запустить оповестительную систему.

Кто обязан?

Правовыми нормативными актами ответственность за обеспечение связи и запуск оповестительных систем возложена на руководящий состав органов, созданных для защиты жителей страны. Непосредственные операции по исполнению - сфера ведения начальников служб регионального, районного уровня, отдельного объекта. Такие лица должны своевременно проверять и поддерживать аппаратуру в рабочем состоянии, контролировать качество кабелей, воздушных линий передачи данных. Если нужны восстановительные, аварийные мероприятия, начальствующий состав должен организовать их в кратчайшие сроки. Для этого должностной инструкцией и служебным положением даны различные средства и инструменты, включая человеческие силы - формирования профессионалов, способных исполнить конкретное сформулированное задание.

Чтобы в момент происшествия быстро реализовать оптимальную последовательность мероприятий по оповещению населения и направлению действий широкой аудитории, следует иметь заранее разработанный план действий. Его составление - сфера ответственности организаций, занимающихся ГО, ЧС. При информировании именно такой план становится главным документом. В нем фиксируется, какие методики использовать, чтобы эффективно распространить поступившую из центральных источников информацию. Население, в свою очередь, должно принять соответствующие меры, чтобы обезопасить себя лично, следует поступившим через передатчики инструкциям.

Для тех, кто дома

Информирование аудитории, находящейся в стенах дома, реализуется через информационные блоки по телевидению, радио и другим каналам передачи звука. Если в населенном пункте прозвучал привлекающий внимание описанный выше сигнал сирен, следует сразу включить телевизор или радио, иной ретранслятор, чтобы прослушать звуковое оповещение. Это даст доступ к официальной информации о ЧС и общее представление о мерах, посредством которых можно себя обезопасить.

Длительность речевого информационного блока - не более пяти минут. Для передачи этих сведений прерывают стандартные программы вещания с определенной периодичностью.

Сопутствующим фактором всех чрезвычайных ситуаций как мирного, так и военного времени является возникновение панических настроений среди населения. Результаты панических настроений среди большой массы населения трудно предсказуемы и существенно усиливают отрицательные последствия чрезвычайных ситуаций.

Для снижения отрицательных последствий возникшей ЧС и организации мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения и инфраструктуры населенных пунктов введены сигналы оповещения, которые передаются заблаговременно, и порядок информирования населения о чрезвычайных ситуациях

Оповестить население - значить предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе. Для этого используются все средства проводной радио- и телевизионной связи.

В Российской Федерации, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы не было радиотрансляционного узла. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций.

Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в ряде производственных помещений. Такая разветвленная сеть, густо насыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, дает возможность быстро проинформировать о случившемся, рассказать о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях.

До населения сигналы оповещения, как правило доводятся при помощи сирен, а также по сетям проводного вещания, радиовещания и телевидения в течение 2-3 минут. Сирены предназначены для подачи сигнала населению «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». Этот сигнал привлекает внимание населения на необходимость приема последующих основных и экстренных сигналов оповещения по гражданской обороне.

Предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» представляет собой завывающий звук сирены, который достигается периодическим снятием напряжения с электродвигателя сирены: 9 секунд сирена находится под напряжением и формирует мощный звук в широком диапазоне звуковых частот, на 6 секунд напряжение снимается с сирены и ее звучание ослабевает.

Такой цикл включения и выключения сирены повторяется 11 раз, после чего сирена автоматически прекращает свою работу. Таким образом, время передачи предупредительного сигнала для населения «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» составляет не более 165 секунд.

Сирены устанавливаются в населенных пунктах с населением более 500 человек. Для обеспечения сплошного звукового покрытия они размещаются на крышах высоких зданий. При этом одна электросирена типа С-40 обеспечивает эффективную площадь звукопокрытия в городе с высокоэтажной застройкой порядка 0,3-0,7 км 2.

Кроме того, для передачи предупредительного сигнала населению «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» могут быть использованы прерывистые гудки промышленных предприятий и транспортных средств. При этом население должно знать, что прерывистые гудки предприятий и транспортных средств, а также завывающее звучание сирен означает сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!».

Другим эффективным средством оповещения населения, находящегося вне дома, являются уличные громкоговорители. Их применение в целях оповещения населения более универсально: с помощью уличных громкоговорителей можно воспроизводить звук электросирен и затем транслировать передачу речевых информационных сообщений. Уличные громкоговорители устанавливаются в местах наибольшего скопления людей (площади и оживленные улицы, объекты транспорта и торговли, вокзалы, стадионы, промышленные и учебные заведения) и подключаются к специальным линиям радиотрансляционной сети города (населенного пункта). Включение уличных громкоговорителей для передачи информации населению о чрезвычайной ситуации осуществляется оперативных дежурным или специально уполномоченным по ГО ЧС через специальные устройства, размещенные на радиотрансляционном узле. Ответственность за организацию связи и оповещения несут руководители и специально уполномоченные в области защиты населения всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов экономики, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования (команды, группы, бригады, звенья). С целью организации своевременного оповещения и информирования населения о характере и возможных последствиях ЧС в период повседневной деятельности на всех объектах экономики и в организациях, в местных и территориальных звеньях управления по делам ГО и ЧС разрабатываются соответствующие планы оповещения населения.

План оповещения населения в зависимости от характера ЧС и условий их возникновения является основным документом для организации оповещения и информирования населения за минимально возможное время. При этом основная задача населения сводится к тому, чтобы знать и применять адекватные меры по обеспечению личной безопасности, соответствующие переданной - принятой информации о возникшей чрезвычайной ситуации. Основным способом оповещения и информирования населения, находящегося в жилых помещениях, о надвигающейся опасности является передача речевых сообщений по сетям звукового вещания и телевидения. Поэтому, услышав предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», люди должны включать приемники проводного и беспроводного вещания, радиовещания и телевидения и прослушать официальную информацию о чрезвычайной ситуации и мерах по обеспечению собственной безопасности. Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут.

На каждый случай чрезвычайных ситуаций, местные органы исполнительной власти, специально уполномоченные за безопасность населения и территории, совместно с управлениями МЧС РФ по делам ГО и ЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям.

В военное время при возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал "Внимание всем!", затем следует речевая информация. Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района, области. Во-вторых, ее можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное. Каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.

Сигнал " Наводнение" - оповещает об ожидании затопления местности, либо подтопления зданий населенного пункта в результате повышения уровня воды в водоеме. Населению необходимо отключить освещение, газ, воду, нагревательные приборы, сообщить о полученной информации соседям, собрать необходимые вещи, продукты питания, воду, отключить газ, электроэнергию и прибыть для регистрации на сборном эвакопункте и отправке в безопасные районы.

Сигнал "Радиационная опасность" - оповещение населенных пунктов и районов, к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при аварии на атомной установке или при взрыве ядерного боеприпаса. Услышав данный сигнал необходимо срочно надеть респиратор, ватно-марлевую повязку, при отсутствии данных предметов надеть противогаз. Собрать заготовленный заранее запас продуктов, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и спрятаться в убежище, противорадиационном е укрытии или подвале, погребе и т.п.

Сигнал "Химическая тревога" - оповещение данным сигналом свидетельствует об угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения. Услышав данный сигнал необходимо немедленно надеть противогаз, а в случае необходимости - и средства защиты кожи и при первой же возможности укрыться в защитном сооружении и оставаться в нём до получения разрешения на выход. Если защитного сооружения поблизости не окажется, то от поражения аэрозолями отравляющих веществ и бактериальных средств можно укрыться в жилых, производственных или подсобных помещениях. Все граждане, находящиеся вне убежища, должны немедленно надеть противогазы, защитную одежду и постараться как можно быстрее выйти из зараженного участка. Выход осуществляется в средствах защиты в сторону, которую укажут работники ГО, либо перпендикулярно направлению ветра. При использовании противником бактериологического оружия, по системам оповещения, население немедленно получит дополнительные сведения о дальнейших действиях. Следует соблюдать все требования органов гражданской обороны, а также выполнять их распоряжения и после того как опасность миновала.

Сигнал "Воздушная тревога" - оповещает об опасности поражения противником данного города. По радиотрансляционной сети передается текст: "Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!" Эта трансляция сопровождается звуком сирен, гудками заводов и транспортных средств. Продолжительность сигнала 2-3 минуты. По этому сигналу рабочие прекращают работу в соответствии с установленной инструкцией и указаниями администрации, исключающими возникновение аварий, но если по технологическому процессу или требованиям безопасности нельзя остановить производство, остаются дежурные, для которых строятся индивидуальные убежища. Сигнал "Воздушная тревога" может застать людей в любом месте и в самое неожиданное время. Во всех случаях следует действовать быстро, но спокойно, уверенно и без паники. Останавливается транспорт и все население укрывается в защитных сооружениях.

Сигнал "Отбой воздушной тревоги" - оповещается органами гражданской обороны. Передается следующий текст по радиотрансляции: "Внимание! Внимание! Граждане! Отбой воздушной тревоги! Отбой воздушной тревоги!" Вследствие чего населению разрешается покинуть убежища с разрешения комендантов (старших) убежищ, и рабочие могут приступать к продолжению оставленной работы .

Умение населения правильно действовать в условиях чрезвычайной ситуации и умение правильно использовать полученную информацию может сократить количество жертв до минимума. Поэтому сигналы оповещения ГО необходимо знать, и уметь правильно действовать по ним.

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения. Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал "Внимание всем!". Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке. Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан раньше зараженного воздуха или волны прорыва и чтобы осталось время для выполнения мер защиты. Кроме технической стороны дела здесь есть и другая - человеческая. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения - вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Основной задачей федеральной системы оповещения является доведение информации и сигналов оповещения до:

  • - федеральных органов исполнительной власти;
  • -органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • - территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации. Основной задачей межрегиональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
  • - органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • - главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

  • - руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;
  • - главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
  • - органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
  • - единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
  • - специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
  • - дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
  • - населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

  • - руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;
  • - специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
  • - дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;
  • - населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

В Положении о Единой государственной системе предупреж­дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определено, что в за­висимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возник­шей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и орга­нов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

режим повседневной деятельности - при нормальной произ­водственно-промышленной, радиационной, химической, биологи­ческой (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологи­ческой обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий;

режим повышенной готовности - при ухудшении производ­ственно-промышленной, радиационной, химической, биологиче­ской (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологиче­ской обстановки, при получении прогноза о возможности возник­новения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными мероприятиями, осуществляемыми при функцио­нировании РСЧС, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

Осуществление наблюдения и контроля за состоянием окру­жающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению воз­можных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономи­ки в чрезвычайных ситуациях;

Совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных си­туациях;

Создание и выполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Осуществление целевых видов страхования;

б) режиме повышенной готовности:

Принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвы­чайным ситуациям непосредственного руководства функциониро­ванием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходи­мости оперативных групп для выявления причин ухудшения об­становки непосредственно в районе возможного бедствия, выра­ботки предложений о ее нормализации;

Усиление дежурно-диспетчерской службы;

Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих в ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

Принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;

Приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предла­гаемый район чрезвычайных ситуаций;

в) режиме чрезвычайных ситуаций: - организация защиты населения;

Выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;

Организация ликвидации чрезвычайной ситуации;

Определение границ зоны чрезвычайной ситуации;

Организация работ по обеспечению устойчивого функциони­рования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизне­обеспечению пострадавшего населения;

1.2Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) области, города, района как орган оперативного диспет­черского управления и экстренного реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций на подведомст­венных территориях и объектах. Роль и задачи ЕДЦС в территориальной подсистеме РСЧС

Единая дежурно-диспетчерская служба области, города, рай­она представляет собой специальный орган повседневного управ­ления и предназначена для координации действий дежурно-диспетчерских служб различных ведомств и организаций (в пер­вую очередь, имеющих силы и средства постоянной готовности: экстренного вызова "01", "02", "03", "04"; жилищно-коммуналь­ного хозяйства Главного управления по делам ГОЧС области; предприятий и др.), а также дежурно-диспетчерских служб (ДДС) органов управления по делам ГОЧС городов и районов области.

Целью создания Единой дежурно-диспетчерской службы об­ласти является повышение оперативности реагирования органов управления и сил территориальной подсистемы Единой государст­венной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций (РСЧС) на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуа­ций и информирования населения по вопросам его защиты, а так­же повышение эффективности взаимодействия сил и средств, при­влекаемых для ликвидации ЧС.

Задачи ЕДДС

ЕДДС области призвана решать следующие задачи: - собирать и обобщать данные об экологической, техноген­ной, инженерной, медицинской и криминогенной обстановке, своевременно готовить и сообщать главе администрации, председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям и начальнику Главного управления по делам ГОЧС области прогнозы о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

При получении информации о возникновении ЧС оперативно определять ее масштабы и характер, состав ДДС и сил для экстренного реагирования, доводить до них информацию о чрезвычайной ситуации и ставить задачи по ее ликвидации;

Докладывать об угрозе или возникновении ЧС должностным лицам администрации области, организовывать сбор и приведение готовность необходимых органов управления, информировать вышестоящие и взаимодействующие органы управления, опове­щать ДДС и силы постоянной готовности непосредственного под­чинения;

Оценивать обстановку, при необходимости готовить вариан­ты возможных решений по совместным действиям служб и согла­совывать их с руководством области, ставить задачи ДДС и при­влекаемым силам, организовывать и контролировать исполнение принятых решений;

Оповещать население о возникновении ЧС;

Осуществлять информационно-техническое сопряжение ДДС городов, районов и ведомств с администрацией области, выше­стоящими и взаимодействующими органами управления.

ЕДДС функционирует круглосуточно, имеет полномочия при возникновении ЧС немедленно приступить к экстренным действи­ям по предотвращению или ликвидации последствий. Органы ЕДДС имеют право самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках решаемых задач), если возникшая об­становка не дает возможности для согласования экстренных дей­ствий с руководством области.

ЕДДС несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей при угрозе или возникновении ЧС.

ЕДДС области является вышестоящим органом для всех ДДС районов и ведомств по вопросам сбора, обработки обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий.

Геоинформационная система ЕДДС

Для повышения оперативности процессов принятия решений и их информационной поддержки с использованием цифрового плана (карты) области создается Геоинформационная система (ГИС) ЕДДС.

ГИС ЕДДС должна выполнять следующие функции:

Ввод и корректировка социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных по области, данных о ДДС и силах постоянной готовности;

Сбор данных об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;

Оценка и контроль сложившейся обстановки на основе сопоставления информации, поступающей из различных источников;

Подготовка данных для принятия решений по защите населения, локализации и ликвидации последствий ЧС, требующих совместных действий сил и средств различных организаций и служб;

Представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления.

Алгоритмическая, информационно-лингвистическая и программно-техническая совместимость ГИС ЕДДС обеспечивается на основе единых методик, классификаторов и словарей, однотипных технических и программных средств обработки и передачи данных.

Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.

Процесс оповещения населения обязательно сопровождается оповещением органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения на проведение конкретных мероприятий по защите населения и аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.

Оповещение предусматривает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС), а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации о возникающих угрозах и порядке поведения в создавшихся условиях.

Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности "Внимание всем!".

Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации - радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации наиболее рационального способа своего поведения в создавшихся условиях.

Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Сигналы оповещения и информация, доводимые до органов управления, должностных лиц и сил РСЧС носят характер и содержание, соответствующие решаемым задачам.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС различают несколько уровней, на которых должны создаваться системы оповещения - федеральный, региональный (областной, краевой, республиканский), местный (муниципальный) и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются региональный, местный и объектовый.

Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) данного уровня, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях.

Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами повседневного управления РСЧС данного уровня. Решение на применение системы оповещения любого уровня принимает соответствующий глава администрации (начальник гражданской обороны).

Следует подчеркнуть, что промедление с применением системы оповещения в значительной мере снижает эффективность защитных мероприятий и может привести к неоправданным жертвам и потерям среди населения. Это подтверждается трагическими событиями в первые сутки при аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Системы централизованного оповещения регионального уровня.

Системы централизованного оповещения регионального уровня являются основным звеном в ряду систем оповещения РСЧС. Именно с этого уровня планируется организация централизованного оповещения населения в масштабе субъекта Российской Федерации.

Задачами СЦО регионального уровня являются оповещение должностных лиц и сил данного уровня, органов управления местного и объектового уровней и их должностных лиц, а также населения, проживающего на территории, охватываемой СЦО этого уровня.

Информация, доводимая до органов управления и должностных лиц, носит оперативный характер, а до населения доводится информация о характере и масштабах угрозы, а также о действиях в создавшихся условиях.

СЦО территориального уровня должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное включение СЦО местных уровней. Передача сигналов и речевой информации в СЦО территориального уровня осуществляется по каналам связи на основе их перехвата на время передачи сигналов и речевой информации. Время перехвата каналов связи определяется техническими характеристиками аппаратуры управления, на основе которой построена СЦО данного территориального уровня и установленной длительностью передачи речевого сообщения.

Схема построения системы оповещения населения субъекта Российской Федерации

Верхние звенья СЦО регионального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям регионального уровня по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.

Элементы комплекса аппаратуры среднего звена СЦО территориального уровня устанавливаются на предприятиях местных органов связи (междугородные станции, городские и районные узлы связи).

Оконечные комплекты аппаратуры оповещения СЦО территориального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС, созданных при органах местного самоуправления, в органах управления сил, непосредственно подчиненных органам исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации.

Системы централизованного оповещения местного уровня.

К местному уровню относятся системы оповещения города и сельского района. Задачами систем оповещения местного уровня являются оповещение должностных лиц данного уровня и органов управления объектового уровня, а также населения, проживающего на территории, охватываемой системой оповещения этого уровня.

Управление системой оповещения местного уровня может осуществляться непосредственно от оперативно-дежурной службы органов управления ГОЧС, созданным при органах местного самоуправления, или через дежурную смену узла связи города (района), где установлена аппаратура управления системой оповещения.

В региональные системы централизованного оповещения включены только районные центры, а население в других населенных пунктах сельской местности оповещается, в основном, по сетям радио - и телевещания, сельской телефонной сети, мобильными звукоусилительными средствами отделов внутренних дел и путем подворного обхода.

Систем оповещения населения сельских населенных пунктов с организацией управления из районного центра, в полном виде, у нас в стране практически нет, хотя проектные решения на их создание имеются.

Системы оповещения объектового уровня.

Все системы оповещения этого уровня можно разделить на локальные системы оповещения, создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные электростанции, химически опасные объекты, гидросооружения), и системы оповещения, создаваемые на других объектах экономики, не отнесенных к потенциально опасным.

Локальные системы оповещения (ЛСО)

Создание локальных систем оповещения определено требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".

На территории субъектов Российской Федерации насчитывается несколько тысяч потенциально опасных объектов, аварии на которых представляют опасность миллионам людей.

При возникновении на потенциально опасном объекте аварии (катастрофы) оповещение проживающего вблизи его населения на основе задействования соответствующей территориальной системы централизованного оповещения связано с большими трудностями, так как в территориальной системе оповещения очень сложно, а подчас и невозможно, выделить требуемый для оповещения участок непосредственно в зоне потенциально опасного объекта. Поэтому оповещать приходится целый район или город, что связано со значительной задержкой во времени. В этих условиях более эффективной является организация оповещения населения непосредственно дежурным диспетчером самого предприятия.

Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных локальных систем оповещения с централизованным управлением от местных органов управления ГОЧС. Создание таких объединенных локальных систем оповещения позволяет объединить финансовые возможности объектов.

Особенностью организации оповещения населения при авариях на химически опасных объектах является чрезвычайно высокие требования по оперативности проведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже несколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям.

Зона ответственности (зона действия) в локальной системе оповещения для химически опасного объекта составляет 2,5 км. Если такой объект построен за пределами населенного пункта, то, как правило, радиофикация приобъектового поселка осуществляется на основе использования радиоузла самого объекта, что упрощает решение задачи оповещения населения от дежурного диспетчера объекта.

Но многие химически опасные объекты, построенные на дальних окраинах городов, со временем оказались окруженными жилыми массивами и зоны ответственности их ЛСО могут охватывать жилой массив, где проживают тысячи людей. Мощности радиоузла такого объекта, как правило, недостаточно для охвата такой территории. В этих условиях необходимо в максимальной степени использовать имеющиеся средства оповещения городской системы оповещения и радиотрансляционной сети. Целесообразно также организовать управление электросиренами, установленными в жилых массивах, как от центральной станции оповещения города, так и от дежурного диспетчера объекта.

Зона действия ЛСО на атомной электростанции определена в радиусе 5 км вокруг нее, с обязательным включением в нее поселка станции. Непосредственное управление ЛСО организуется от начальника смены, как правило, начальника смены первого блока. В случае аварии на станции, последствия которой могут выйти за ее пределы, начальник смены осуществляет самостоятельно и с помощью дежурной смены узла связи АЭС дистанционное включение средств оповещения должностных лиц и персонала станции, а также населения своего поселка и населенных пунктов, размещенных в 5-ти км зоне вокруг станции. По прямому телефону начальник смены оповещает соответствующий орган управления ГОЧС через его оперативного дежурного.

В случае выхода последствий аварии за пределы зоны ответственности ЛСО, оперативный дежурный органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации осуществляет выборочное оповещение городов и районов, попадающих в зону возможного радиоактивного загрязнения, по территориальной СЦО.

Для организации оповещения при чрезвычайных ситуациях гидродинамического характера на крупных гидроузлах также создаются ЛСО. Включение ЛСО осуществляется либо ручным способом непосредственно от диспетчера гидроузла, либо автоматически от аппаратуры аварийной сигнализации при внезапном быстром заполнении нижнего бьефа. Экстренному оповещению подлежат населенные пункты, расположенные ниже плотины по течению на удалении до 6 км, а также поселок работников данного гидроузла. Одновременно сигнал оповещения о катастрофическом затоплении поступает в ближайший к гидроузлу орган управления ГОЧС, где организовано оперативное дежурство и управление территориальной системой оповещения населения.

Средства оповещения.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Для этого используются сирены наружной установки типа С-40, которые обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 метров.

Другим эффективным средством оповещения людей вне дома являются сети уличных громкоговорителей, которые выступают в качестве непременного компонента практически всех радиотрансляционных сетей городов и населенных пунктов и являются важным элементом систем оповещения населения. Уличные громкоговорители устанавливаются в местах наибольшего скопления людей (оживленные улицы, торговые места, площади, остановки транспорта). Радиотрансляционные сети (сети проводного вещания) обеспечивают доведение информации по проводам до квартирных радиоточек (громкоговорителей) и уличных громкоговорителей. В отличие от электросирен, применение уличных громкоговорителей в целях оповещения более универсально. С помощью электросирен можно передать лишь условный сигнал опасности, а с помощью сетей уличных громкоговорителей можно транслировать и звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений.

В сельских населенных пунктах число сирен очень мало, поскольку для их электропитания нужна трехфазная сеть и сеть управления, что в сельской местности часто трудно обеспечить. Следует отметить, что в последнее время сельские радиотрансляционные сети в виду своей нерентабельности постоянно сокращаются, закрываются сельские радиоузлы, прекращают свою работу районные студии проводного вещания, многие небольшие сельские населенные пункты вообще остались без сети проводного вещания.

Для оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания (проводное, радио- и телевещание) на основе перехвата программ вещания, подаваемых на узлы проводного вещания, радиовещательные станции и передатчики звукового сопровождения телевещания. Этот перехват программ вещания осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры.

Сигналы и тексты оповещения записываются заранее на магнитные носители, которые хранятся в этих органах управления. В чрезвычайных, не терпящих отлагательства случаях, допускается "живая передача" из органа управления без предварительной записи.

В статье поговорим об оповещении населения о чрезвычайных ситуациях. Это довольно важная тема, так как происшествие может случиться в любой момент времени. Мы обсудим основные постулаты работы спасательных служб, а также наиболее частые сигналы, которые должно знать как можно большее количество людей.

Актуальность вопроса

В постановлении об оповещении населения о чрезвычайных ситуациях говорится о том, что при правильной работе можно добиться поразительных результатов. Однако почему может возникнуть подобная ситуация? Дело в том, что в последнее время в каждом городе сконцентрированы очень крупные точки промышленности. Из-за этого усложняется протекание технологических процессов. Очень часто могут возникать радиационные, взрывные, пожарные, химические опасности. Причиной катастрофы может стать банальный износ оборудования. Кстати, при статистическом рассмотрении данного вопроса можно заметить, что большинство аварий происходит именно из-за этого.

Также надо понимать, что катастрофы уносят человеческие жизни и наносят большой материальный ущерб. Не будем сюда относить оповещение населения о чрезвычайных ситуациях природного характера, так как в подобной ситуации немногое подвластно человеку. Всё, что в этом случае могут сделать люди, это принять все меры для своего спасения.

Но данный вопрос нуждается в рассмотрении потому, что на данный момент подобные ситуации происходят довольно часто. Кроме того, если правильно организовать систему оповещения, можно очень сильно сократить не только людские потери, но и ущерб. Однако что означает оповещение населения? Цель этого действия состоит в том, чтобы предупредить людей о приближающейся угрозе. Только так можно подготовить население и передать ему какую-то информацию.

Очень важно при этом рассказывать о последовательных действиях, которые надо выполнять для своего спасения. Особенно актуальна организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях, если опасный инцидент происходит в условиях военного времени. Надо понимать, что в таких случаях всё зависит от времени, так как спастись можно за считанные минуты.

Однако последние события показывают, что на данный момент система оповещения работает не так хорошо, как хотелось бы. Все чаще происходят ситуации, когда люди массово гибнут из-за того, что не были вовремя извещены о приближающейся катастрофе. Однако проблема состоит в том, что массовые средства вещания в небольших городах и сельских населенных пунктах очень часто отсутствуют. Но тем не менее проводится максимальное усовершенствование системы информирования людей. Работа проводится по нескольким фронтам и подразумевает определение основных задач и функций, исследование видов оповещения граждан, описание требований, которые применяются к современным спасательным службам.

Но надо понимать, что для того, чтобы хорошо работала система оповещения населения, должна отлично функционировать система оповещения органов гражданской обороны. Только при этом условии население вовремя получит все указания. При этом исполнительные органы должны сработать очень быстро и точно, для того чтобы составить максимально точное сообщение и передать в нём максимум информации. Также очень важен психологический момент, который заключается в том, что сведения нужно подавать спокойным и ровным голосом, чтобы воззвать к человеческому рассудку.

Сигналы оповещения

Сигналы оповещения необходимы для того, чтобы органы гражданской обороны могли незамедлительно передавать информацию о физическом или бактериологическом заражении, эвакуации, радиационной опасности, воздушном нападении или угрозе затопления. Благодаря современным приборам можно очень быстро определить направление движения, место и время определенного носителя угрозы. Благодаря этому существенно увеличивается скорость передачи сигнала в штабы гражданской обороны. Но чаще всего сигналы используются при нападении противника, когда реальное время для спасения ограничивается несколькими минутами. Особенно это важно, когда угроза касается не отдельных людей, а всего населения. В таком случае масштабы катастрофы могут быть огромны.

Важность

Сложно переоценить важность своевременного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Благодаря этой системе огромное количество людей успевает укрыться в течение первых 10-15 минут после предупреждения. В процентном соотношении потери людей снижаются с 90% до 5-7%. Особенно это актуально тогда, когда противник использует оружие массового поражения. Именно поэтому защита населения в основном зависит от качества организационной работы спасателей, а также от работы системы оповещения. Выполнение этих функций возлагается на штабы гражданской обороны.

Методы оповещения и информирования населения о чрезвычайной ситуации

Производится на всех уровнях связи. Это и телевидение, радиовещание, использование средств для подачи световых и звуковых сигналов, применение специальной аппаратуры. Одновременно с этим населению даются указания, которые требуют незамедлительного выполнения. Если это природный катаклизм, то заранее сообщается приблизительное время начала трагедии, время приближения зараженного воздуха например. Сигналы, которые поступают от высшего штаба, дублируются всеми остальными штабами. Есть ряд сигналов, которые используют в системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. О них мы и поговорим ниже.

Сигнальное оповещение

Специальная обработка

Порядок оповещения населения о чрезвычайной ситуации может включать специальную обработку. Это значит, что в результате использования противником оружия люди, транспортные средства, сооружения, территория, техника, продовольствие, вода, пищевое сырье могут оказаться зараженными при помощи бактериальных средств. Для того чтобы исключить дальнейшее распространение заражения, проводится специальная обработка. Она включает в себя обеззараживание различных предметов и полную санитарную обработку не только населения, но и личного состава спасательных отрядов. Обеззараживание подразумевает выполнение комплекса работ по дегазации, дезактивации и дезинфекции потенциально зараженных поверхностей.

Дезактивация — это удаление потенциально опасных радиоактивных веществ с различных поверхностей. При этом может обрабатываться техника, различные транспортные средства, одежда, здания и сооружения, вода. Обычно дезактивацию проводят в тех случаях, когда возможная степень заражения превышает предельные значения. Эта операция может быть частичной и полной. Также надо заметить, что она выполняется двумя способами, а именно физико-химическим и механическим. Последний подразумевает удаление радиоактивных элементов заражённых предметов. Физико-химический метод подразумевает использование различных растворов, при которых радиоактивные вещества уничтожаются.

Дегазация — это специальный метод, который используется для разложения ядовитых веществ до нетоксичных продуктов. Также этот процесс подразумевает удаление токсичных веществ с различных предметов для того, чтобы избежать зараженности. Проводится при помощи полировочных машин и других специальных технических приборов. Также используются органические растворители, моющие растворы и вода. Дегазация может быть частичной или полной.

Дезинфекция подразумевает полное уничтожение всех возбудителей заразных болезней при помощи бактериальных средств. Дезинфекция может быть профилактической, текущей и заключительной. Она проводится физическим, химическим, механическим способами. Санитарная обработка представляет собой целый комплекс мероприятий, которые направлены на ликвидацию последствий заражения населения и спасательных бригад. Если санитарная обработка проводится своевременно и на высоком уровне, то она позволяет предотвратить полное распространение инфекции за зоной заражения. Может быть частичной и полной.

Частичная санитарная обработка подразумевает исключительно механическую очистку наружных поверхностей, открытых участков кожи и так далее. Это временная мера, которая проводится в очаге поражения. Но главная цель состоит в предотвращении повторного инфицирования людей. Полная санитарная обработка подразумевает абсолютное обеззараживание тел и предметов при помощи дезинфицирующей жидкости. Сюда входит полная обмывка людей, их одежды. Цель такой обработки заключается в полном обеззараживании от отравляющих и радиоактивных веществ. Такой мере подвергаются спасательные бригады, служащие, рабочие и эвакуированное население. Она проводится после выхода из очага поражения. Обеззараживание личных средств, одежды и обуви может проходить несколькими способами в зависимости от конкретной ситуации. Это может быть газовый способ, когда очищение происходит в специальных камерах, камерный способ, кипячение, стирка с использованием специальных средств, замачивание в дезинфектантах.

Уровни системы

Рассмотрим пять основных уровней системы оповещения. Первый, самый важный уровень - это федеральный, на котором происходит оповещение всех наиболее важных служб на территории страны. Вторая важная ступень - межрегиональный уровень, на котором происходит оповещение в пределах федерального округа. Третья ступень - это региональное информирование, которое происходит в крупных регионах. Этот уровень очень важен, так как благодаря ему удаётся правильно скоординировать взаимодействие территориальных единиц. Следующий уровень системы оповещения - муниципальный, когда происходит оповещение на местном уровне. И самой последней ступенью становится объектовый уровень оповещения, когда людям доносят информацию о потенциально опасном объекте.

Но при этом надо понимать, что эффективность работы людей на всех этих уровнях зависит не только от того, насколько хорошо у них прописана должностная инструкция, но и от того, как они сами относятся к выполнению служебных обязанностей. Ведь очень часто происходят конфузы исключительно из-за того, что люди халатно относятся к выполнению своих профессиональных задач.

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...