Письмо минтруда от 04.04. Письмопо вопросам применения профессиональных стандартов


Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда Российской Федерации рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Министерства <...>, и по компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в Вашем обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

Согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно части 1 статьи 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 июня 2018 г. N 26-П (далее - Постановление N 26-П) постановил признать часть первую статьи 153 ТК РФ не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - она предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Выявленный в Постановлении N 26-П конституционно-правовой смысл части первой статьи 153 ТК РФ является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

Таким образом, статьей 153 ТК РФ предусмотрен минимальный размер повышения оплаты труда за работу в выходной или нерабочий праздничный день.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть 2 статьи 153 ТК РФ).

Согласно части 1 статьи 99 ТК РФ под сверхурочной работой понимается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 6 статьи 99 ТК РФ, а не часть 4.

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (часть 4 статьи 99 ТК РФ).

Согласно статье 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

При этом в соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Если работник за календарный месяц отработал меньше месячной нормы рабочего времени, установленной ему трудовым договором, то выплаты уменьшаются пропорционально. В то же время если в течение месяца работник отработал больше нормы рабочего времени, то выплаты должны быть увеличены.

Согласно части 1 статьи 96 ТК РФ ночным считается время с 22 до 6 часов.

Трудовое законодательство обязывает сокращать продолжительность работы в ночное время на один час без последующей отработки (часть 2 статьи 96 ТК РФ).

Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором (часть 3 статьи 96 ТК РФ).

Согласно статье 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В порядке реализации указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», в соответствии с которым минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Таким образом, когда условия труда отклоняются от нормальных, применяется повышенная оплата труда по каждому виду отклонения от нормальных условий. Если работник привлекался к работе сверхурочно и при этом в ночное время, такая работа должна оплачиваться и как сверхурочная, и как работа в ночное время.

По вопросу минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) сообщаем.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ (часть 3 статьи 133 ТК РФ).

При этом согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ при условии, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, которые по смыслу статьи 129 ТК РФ являются элементами заработной платы (ее составной частью), не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

Федеральным законом от 7 марта 2018 г. N 41-ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен с 1 мая 2018 г. в сумме 11 163 рубля в месяц.

При заключении трудового договора с работником ему необходимо предусмотреть заработную плату не ниже МРОТ.

Учитывая, что сверхурочная работа осуществляется за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, ее оплата также не включается в МРОТ. Аналогичного подхода, по нашему мнению, следует придерживаться при учете иных выплат компенсационного характера. Так, если работа в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время осуществлялась в пределах рабочего времени, то оплата за нее учитывается в составе МРОТ.

Заместитель директора Департамента

оплаты труда, трудовых отношений

и социального партнерства

Минтруда России

ПИСЬМО
По вопросам применения профессиональных стандартов

В Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 июля 2016 г. Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закон "Об образовании в Российской Федерации" поступают многочисленные вопросы организаций и граждан по применению профессиональных стандартов.

Минтрудом России подготовлены ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов и размещены на официальном сайте Минтруда России в системе Интернет.

Направляем Вам данные материалы для организации разъяснительной работы.

Минтруд России готов принять участие в данной работе, в том числе, в формате вебинаров.

Приложение: в 1 экз.

Л.Ю. Ельцова

Разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов

1. Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

2. Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?

Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46).

Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.

Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов? Как узнавать о планах разработки (актуализации) профессиональных стандартов, о внесении изменений в профессиональные стандарты или принятии новых профессиональных стандартов?

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же сайтах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

4. Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.

5. Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?

Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах? Согласно ст. 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) профессиональные стандарты применяются «в качестве основы для определения требований к квалификации работников». Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких - снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в следующих случаях:

согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Распространяется обязательность применения требований профессиональных стандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

Учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), государственным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

8. Утвержденные Минтрудом России профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Согласно части первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Означает ли данная норма, что содержащиеся в профессиональных стандартах требования являются обязательными для применения?

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются ввиду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

9. Требования профессионального стандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?

Работодатель самостоятельно определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ, должностные обязанности работников, при этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.
По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

10. Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу, измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта?

Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работникапо инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьей 72 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственным организациям следует не ограничиваться обязательными требованиями, а учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

Также обращаем внимание, что при применении квалификационных справочников лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

11. Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)? В ТК РФ нет такого основания.

12. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профстандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель? Допускается ли работник к работе до момента завершения обучения? Возможно ли предложить ему другую работу?

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Государственным организациям, учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

С целью установления соответствия уровня квалификации работника выполняемой работе работодатель вправе проводить аттестацию работника на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе, проводимой в порядке, установленном в соответствии с законодательством.

13. Если выполняемые обязанности работником шире, чем содержащиеся в профессиональном стандарте трудовые функции и трудовые действия, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?

Вопрос не связан с применением профессиональных стандартов.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений статьи 151 ТК РФ.

14. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

Согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, либо профессиональных стандартах, если ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям).

Таким образом, работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
В остальных случаях требования проверяющих органов неправомерны.

С 01.07.2016 Трудовой кодекс РФ дополнен двумя новыми статьями (ст. ст. 195.2 и 195.3). Они регулируют порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. В связи с этим Минтруд России ответил на часто задаваемые вопросы по применению профстандартов.

Для чего нужны профстандарты

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарт содержит перечень знаний и умений, необходимых для качественного выполнения работником своих обязанностей на определенных должностях, в определенной профессии. По мнению Минтруда России, соответствие работников этим стандартам поможет работодателям в выстраивании эффективной кадровой политики, а работникам - в адаптации при трудоустройстве.

Реестр профстандартов

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах:
- программно-аппаратного комплекса "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru);
- Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России (http://vet-bc.ru).
На этих же ресурсах размещается вся информация о профстандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке. Например, недавно Минтруд России дополнил перечень проектов профстандартов, разработка которых предусмотрена в 2016 г. В список проектов внесли профессиональные стандарты по профессиям в области транспорта.
Кроме того, утвержденные профстандарты размещаются в справочных системах правовой информации.
Работодатели вправе разрабатывать проекты профстандартов с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (п. 3 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23).

Применение квалификационных справочников

Сейчас при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов применяются:
1) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Он состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих:
- характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов;
- требования к профессиональным знаниям и навыкам рабочих (п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.10.2002 N 787);
2) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС). Он включает в себя квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих. В характеристиках приведены:
- должностные обязанности;
- требования к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профстандартами. Однако, по мнению Минтруда России, такая замена будет происходит в течение достаточно длительного периода.

Применение профстандартов

С 01.07.2016 профстандарты станут обязательными к применению работодателями, если это будет установлено Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативными актами (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ):
- постановлениями и Распоряжениями Правительства РФ;
- приказами федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, Приказы Минтранса России и др.).
Обязательность применения профстандартов не будет зависеть от формы собственности организации (частной, государственной или муниципальной) или статуса работодателя.
Если обязательность применения стандартов не закрепят законодательно, то работодатели будут самостоятельно решать, что им использовать: квалификационный справочник или профстандарт. Прописанные в профстандартах характеристики квалификации можно будет использовать как основу для определения требований к квалификации работников. При этом придется учитывать особенности трудового процесса, обусловленные применяемыми технологиями, организацией производства и труда.
Если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или федеральным законом с выполнением работ по каким-либо должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, то:
- наименование этих должностей, профессий, специальностей;
- квалификационные требования к ним;
- требования к образованию и стажу работников
должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профстандартах (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
При определении содержания трудового договора профстандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, за исключением случаев, когда он обязателен к применению.

Что изменится для работников

Обязанности работников не могут автоматически изменяться в связи с принятием профстандарта. Основанием для изменения обязанностей работника является соглашение между работником и работодателем об изменении условий трудового договора (ст. 72 ТК РФ).
Если выполняемые работником обязанности шире, чем содержащиеся в профстандарте, то он не вправе требовать у работодателя доплату за совмещение профессий.
Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения. Ведь решение о допуске работника к выполнению трудовой функции принимает работодатель.
Работодатель вправе проводить аттестацию работников. Например, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" квалификационных справочников и профстандартов, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Необходимость обучения работников в связи с применением профстандартов определяет работодатель. Условия и порядок подготовки работников в рамках профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования определяются коллективным договором, соглашениями с работниками, трудовым договором (ст. ст. 196, 197 ТК РФ).

Санкции по профстандартам

Санкции возможны, если профстандарты не применяются или применяются неправильно в ситуациях, когда их применение обязательно. Работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. Кроме того, работодателя могут оштрафовать (ст. 5.27 КоАП РФ):
- должностное лицо - на сумму от 1000 до 5000 руб.;
- индивидуального предпринимателя - на сумму от 1000 до 5000 руб.;
- юридическое лицо - на сумму от 30 000 до 50 000 руб.
Если же обязательность применения профстандартов не установлена, то требования проверяющих органов в части применения профстандартов неправомерны.

В Департаменте государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрено обращение по вопросам командирования федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие).

1, 2, 3. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим гарантируется возмещение расходов, связанных со служебными командировками.

Порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих (далее - Порядок) утверждены Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813.

Пунктом 21 Порядка предусмотрено возмещение расходов на проезд гражданских служащих к месту командирования и обратно - к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданская служба), а также на проезд из одного населенного пункта в другой, если гражданский служащий командирован в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах, воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом.

Установленные данным пунктом Порядка перечень и нормативы возмещения расходов на проезд в служебную командировку и возвращение из нее, а также виды транспорта, расходы на который подлежат обязательному возмещению, являются исчерпывающими.

Следует отметить, что пунктом 21 Порядка установлены предельные значения нормативов возмещения транспортных расходов при направлении в служебную командировку.

В этой связи в случае, если стоимость проезда в поезде дальнего следования в вагоне категории «П» (плацкартный) являлась ниже, чем стоимость проезда в вагонах установленных данным пунктом Порядка категорий, такие расходы, по нашему мнению, относятся к расходам, подлежащим возмещению.

Возмещение расходов на проезд в месте командирования в городском общественном транспорте данным пунктом Порядка не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 22 Порядка командированному гражданскому служащему оплачиваются расходы на проезд до станции, пристани, аэропорта при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы. При этом данным пунктом Порядка не уточняется, при следовании в место командирования или из него подлежат возмещению указанные расходы.

Учитывая изложенное, в силу положений пункта 22 Порядка гражданскому служащему при следовании в служебную командировку и возвращении из нее подлежат возмещению расходы на проезд до станции, пристани, аэропорта при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы.

Возмещение расходов, связанных с проездом гражданского служащего различными видами общественного транспорта в месте командирования, Порядком не предусмотрено.

Вместе с тем согласно подпункту «д» пункта 11 Порядка гражданскому служащему возмещаются иные расходы, связанные со служебной командировкой (при условии, что они произведены гражданским служащим с разрешения или ведома представителя нанимателя или уполномоченного им лица).

Учитывая, что данным пунктом Порядка не раскрывается понятие иных расходов, расходы на проезд общественным транспортом, а также иные транспортные расходы, связанные со служебной командировкой, не предусмотренные пунктами 21 и 22 Порядка, могут быть отнесены к таким расходам.

Согласно пункту 36 Порядка возмещение иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения представителя нанимателя или уполномоченного им лица, осуществляется при представлении документов, подтверждающих эти расходы.

Таким образом, положения статьи 36 Порядка не исключают возможности возмещения гражданским служащим произведенных с разрешения представителя нанимателя транспортных расходов на проезд в месте командирования в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание соответствующего государственного органа.

4. В соответствии с подпунктом «в» пункта 11 Порядка при направлении гражданского служащего в служебную командировку ему возмещаются расходы по найму жилого помещения.

Согласно пункту 18 Порядка расходы по бронированию и найму жилого помещения возмещаются командированным гражданским служащим (кроме тех случаев, когда им предоставляется бесплатное жилое помещение) по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, по следующим нормам:

гражданским служащим, замещающим высшие должности гражданской службы категории «руководители», - не более стоимости двухкомнатного номера;

остальным гражданским служащим - не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.

Таким образом, гражданским служащим возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения в пределах норм, установленных пунктом 18 Правил. При этом положение о возмещении расходов на проживание по норме не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера является императивным.

В этой связи при наличии в гостиницах, расположенных в месте командирования, однокомнатных номеров расходы на проживание возмещаются в пределах их стоимости.

Одновременно, учитывая судебную практику, указанные расходы должны быть оправданными и обоснованными, в связи с чем размеры расходов по найму жилого помещения в период командировки, как правило, согласовываются между гражданским служащим и представителем нанимателя перед их произведением.

5. В соответствии с пунктом 22 Правил при отсутствии проездных документов (билетов) или документов, выданных транспортными организациями и подтверждающих информацию, содержащуюся в проездных документах (билетах), оплата проезда не производится.

На основании пункта 84 Приказа Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

Учитывая, что посадочный талон выдается авиаперевозчиком, в случае его утери справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем, может быть принята в качестве документа, подтверждающего расходы по осуществленному авиаперелету.

Следует также отметить, что именно посадочный талон или справка подтверждают факт использования приобретенного авиабилета.

6. Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что днем выезда в служебную командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от постоянного места прохождения гражданским служащим гражданской службы, а днем приезда из служебной командировки - день прибытия указанного транспортного средства в постоянное место прохождения гражданским служащим гражданской службы.

Таким образом, дни выезда в командировку и дни возвращения из нее считаются днями командировки.

В соответствии со вторым и третьим абзацами пункта 33 Порядка, если гражданский служащий специально командирован для работы в выходные или праздничные дни, компенсация за работу в эти дни производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае если по распоряжению представителя нанимателя или уполномоченного им лица гражданский служащий выезжает в служебную командировку в выходной день, по возвращении из служебной командировки ему предоставляется другой день отдыха в установленном порядке.

Вопросы, связанные с оплатой труда в выходной или праздничный день, урегулированы статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в соответствии с которой работа в указанные дни оплачивается не менее чем в двойном размере.

Однако предусмотренные данной статьей ТК РФ понятия «одинарная дневная или часовая ставка» и «месячная норма рабочего времени» для расчета оплаты труда гражданских служащих неприменимы, поскольку в соответствии с ними размер оплаты труда гражданского служащего за работу в выходной или нерабочий праздничный день получается ниже оплаты за рабочий день.

В этой связи вопрос расчета конкретного размера оплаты труда гражданского служащего в выходной или нерабочий праздничный день остается де-юре неурегулированным.

Вместе с тем абзацем третьим статьи 153 ТК РФ также предусмотрено, что по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Учитывая изложенное, в случае если день выезда гражданского служащего в служебную командировку или возвращения из нее приходится на выходной или праздничный день, а также если гражданский служащий специально командирован для работы в указанные дни, то по возвращении из командировки ему предоставляются другие дни отдыха. При этом день выезда в служебную командировку и нахождения в ней, выпадающие на выходные или праздничные дни, оплачиваются как служебные дни, а дни отдыха оплате не подлежат.

Указанные выходные дни предоставляется по желанию федерального гражданского служащего в удобное для него время посредством издания соответствующего приказа федерального государственного органа.

Заместитель директора

Департамента государственной политики

в сфере государственной и муниципальной службы,

противодействия коррупции

При выполнении работ на высоте квалификация работника не заменяет проведение обучения

Письмо

Письмо

Письмо Минтруда России от 25 мая 2016 г. № 15-2/ООГ-1916 «По вопросу обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте» и письмо Минтруда России от 29 марта 2016 г. № 15-2/ООГ-1695 «Об обучении работников, выполняющих работы на высоте»

Минтруд России разъяснил, что квалификация является одним из требований к работникам, допускаемым к работам на высоте, и не отменяет необходимость проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.

Работодатель (уполномоченное им лицо) обязан организовать до начала проведения работы на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников:

· допускаемых к работам на высоте впервые;

· переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения;

· имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.

Все работники, выполняющие работы на высоте, в случаях, указанных в пункте 9 Правил по охране труда при работе на высоте, утв. приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 155н, а также работники, отнесенные к определенной группе по безопасности работ на высоте, проходят соответствующее обучение (первичное, периодическое) в организации, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», по разработанной этой организацией программе.

Ежегодная проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте может проводиться в комиссии работодателя (пункт 15 Правил по охране труда при работе на высоте).

Подробнее как организовать обучение сотрудников при работе на высоте.

ПИСЬМО МИНТРУДА РФ ОТ 25.05.2016 № 15-2/ООГ-1916

Письмо

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.05.2016 № 15-2/ООГ-1916

ПИСЬМО

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по вопросу обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте согласно требованиям Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. N 155н, и сообщает, что ответ по данному вопросу направлен Департаментом письмом от 29 апреля 2016 г. N 15-2/ООГ-1695, копия которого прилагается.

Заместитель
директора департамента
условий и охраны труда
Т.М. Жигастова

ПИСЬМО МИНТРУДА РФ ОТ 29.04.2016 № 15-2/ООГ-1695

Письмо

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2016 № 15-2/ООГ-1695

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по вопросу о разъяснении отдельных положений Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. N 155н (далее - Правила), и сообщает следующее.

Исходя из требований пункта 7 Правил работники, выполняющие работы на высоте, должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ (например, рабочий люльки), уровень которой подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации.

Также поясняем, что работодатель (уполномоченное им лицо) обязан организовать до начала проведения работы на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников:

допускаемых к работам на высоте впервые;

переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения;

имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.

Таким образом, квалификация является одним из требований к работникам, допускаемым к работам на высоте, и не отменяет необходимость проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.

Одновременно сообщаем, что правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, в том числе вопросы квалификации работников установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 273-ФЗ организации осуществляют образовательную деятельность на основании лицензии.

На основании вышеизложенного поясняем, что все работники, выполняющие работы на высоте, в случаях, указанных в пункте 9 Правил, а также работники, отнесенные к определенной группе по безопасности работ на высоте, проходят соответствующее обучение (первичное, периодическое) в организации, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ, по разработанной этой организацией программе.

При этом в соответствии с пунктом 15 Правил ежегодная проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте может проводиться в комиссии работодателя.

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...