Подача жалобы в уфас по 44 фз. Жалоба в ФАС: порядок подготовки и подачи жалобы по госзакупкам


×

Ваша заявка принята. Спасибо!

Жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Как написать жалобу в ФАС по 44-ФЗ

Несправедливые или некорректные действия заказчика причиняют прямой ущерб поставщику. Минимизировать ущерб от таких действий могут только профессионалы, которые грамотно обжалуют действия заказчика в ФАС. Профессионально подготовленная жалоба в ФАС по 44-ФЗ - это больше чем написание очередного формального документа.

Наш подход к составлению жалоб в ФАС по 44-ФЗ

Написание жалобы - это как лечение у врача:

«Сначала вы рассказываете врачу о своей проблеме»

Наши юристы внимательно выслушают суть вашей жалобы;

«Потом врач изучает вашу историю болезни»

Наши юристы тщательно изучат предоставленную вами документацию;

«Врач ставит диагноз»

Наши юристы определят вероятность положительного решения ФАС по вашей жалобе;

В случае малой вероятности выигрыша в деле по жалобе честно предупредят об этом, но решение о подаче жалобы в ФАС по 44-ФЗ останется за вами;

«Лечит оперативно»

Максимум за 2 дня наши юристы составят аргументированную жалобу в ФАС, руководствуясь положениями ФЗ-44 и другими правовыми документами.

Вот что из себя должен представлять профессиональный процесс написания жалобы.

Стоимость услуги

Стоимость нашего подхода к подготовке жалобы в ФАС всего от 5000 руб. Доверяя эту работу нам, Вам останется всего лишь подписать готовую жалобу.

Чтобы бесплатно получить консультацию и анализ Вашей ситуации по составлению жалобы в ФАС, оставьте заявку. Наш специалист свяжется с Вами и обсудит перспективы подачи жалобы.

Для кого эта услуга?

Услуга по составлению жалоб в ФАС (44-ФЗ) предназначена для поставщиков, попавших в спорную ситуацию в сфере госзакупок. Жалоба в ФАС может быть подана поставщиком на заказчика или оператора электронной площадки.

Кто может подать жалобу в ФАС? Жалобу на положения документации о закупке может подать любое юридическое или физическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, при этом не имеет значения участвует ли такое лицо в обжалуемой закупке или нет. Если же уже состоялось рассмотрение заявок на участие в электронной закупке, обжалование может осуществляться только участником, подавшим заявку на участие в электронной закупке.

В какой срок можно подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ? Жалобу на положения документации о закупке можно подать до окончания срока подачи заявок. Жалобу на действия или бездействия заказчика, связанные с рассмотрением заявок, можно подать не позднее чем через 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов. Жалобу на действия оператора электронной площадки (ЭП), связанные с аккредитацией на площадке, можно подать в течение 30 дней с момента совершения оператором ЭП нарушения, на любые другие действия - в течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

В какой форме можно подать жалобу в ФАС? Жалобу в ФАС можно подать в бумажной форме или в электронной с использованием электронной подписи. Для этих целей подходит электронная подпись, полученная для участия в торгах. Жалобу в электронной форме можно подать на официальный электронный ящик территориального управления антимонопольной службы.

В какие сроки проходит рассмотрение жалобы в ФАС? ФАС обязана рассмотреть жалобу в течение 5 рабочих дней с даты поступления жалобы и опубликовать свое решение в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты его принятия.

С 2013 года нами успешно обжалованы неправомерные действия против наших клиентов в территориальные управления ФАС Краснодарского края, Ростовской области, г. Санкт-Петербурга, Москвы и многих других. Мы работаем по всей России.

Из отзыва нашего благодарного клиента:

(который среди прочих нашёл время написать отзыв, за что ему отдельное спасибо)

г. Ростов-на-Дону
«Руководство ООО «Сфера» желает выразить свою благодарность специалистам Единого центра консультаций по госзакупкам за их профессиональную и своевременную помощь, оказываемую нашей организации в решении различного рода юридических вопросов, возникающих при участии в госзакупках, а также за высокое качество выполняемой работы, проявленную внимательность и корректное отношение...»

Из нашей практики:

Электронный аукцион - необоснованное отклонение 1 части заявки:
комиссия признала 1 часть заявки несоответствующей требованиям инструкции по заполнению заявки, так как участник удалил слова «не более», «не менее» в неизменных показателях, а также содержащей указания на несуществующий товарный знак. В ходе рассмотрения жалобы мы доказали, что указание конкретных показателей товара не может повлечь негативных последствий для заказчика в отношении приобретения и использования товара, а также предоставили документы, подтверждающие правильность указания товарного знака. Заказчику было выдано предписание о пересмотре 1 частей заявок, заявка нашего клиента была допущена к аукциону. (Номер закупки в ЕИС 0858300003317000016).

Электронный аукцион - необоснованное отклонение заявок по 2 части:
комиссия признала 2 часть заявки участника электронного аукциона, сделавшего лучшее ценовое предложение, несоответствующей требованиям документации, сославшись на то, что участником предоставлены копии исполненных контрактов, не относящихся к той же группе строительных работ, на выполнение которых заключается контракт (то есть на отсутствие подтвержденного опыта выполнения аналогичных работ). В рамках жалобы мы доказали, что участником предоставлен соответствующий контракт, подтверждающий опыт выполнения аналогичных работ. Заказчику было выдано предписание о пересмотре вторых частей заявок, контракт был подписан с нашим клиентом. (Номер закупки в ЕИС 0358300312817000012).

Ограничение конкуренции при участии в закупках:
заказчик установил в качестве критерия оценки наличие действующего сертификата соответствия системы менеджмента безопасности пищевой продукции ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ИСО 22000:2005). Нами была подана жалоба на положения конкурсной документации. В результате рассмотрения жалобы нами было доказано, что установленный заказчиком критерий оценки ограничивает права и законные интересы участников закупки, поскольку в документации отсутствует объективное влияние значимости данного критерия на качество оказания услуг. Заказчику выдано предписание о внесение изменений в документацию. (Номер закупки в ЕИС 0318100047918000183).

Порядок подачи и рассмотрения жалобы в ФАС

Подача и рассмотрение жалобы в ФАС происходит в соответствии с требованиями следующих документов:

  • Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • Приказа Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Жалоба должна подаваться в территориальное Управление ФАС того региона, где находится заказчик, разместивший спорную закупку, либо в ФАС России, если жалоба подается на действия оператора площадки.

Не нужно волноваться, если жалоба подана не в то УФАС - в течение 2 рабочих дней жалоба и все материалы, приложенные к ней, будут переданы самой службой по подведомственности в УФАС, которое должно ее рассматривать. О передаче жалобы в другое УФАС заявителя обязаны уведомить в течение 1 рабочего дня с момента принятия такого решения.

Если проводилась совместная закупка и ее участниками были заказчики из разных регионов, то жалобу нужно подавать в УФАС по месту нахождения организатора совместной закупки.

В ЕИС в разделе «Контроль и аудит» ведется реестр самих жалоб, плановых и внеплановых проверок заказчика, их результатов и выданных предписаний (http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/aggregate-feedback.html).

Сроки на принятие и рассмотрение жалобы в ФАС по 44 ФЗ:

  • в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы территориальное управление ФАС назначает дату и время заседания, уведомляет об этом всех участников рассмотрения жалобы и заинтересованные стороны, а также размещает в ЕИС текст жалобы и уведомление.

    В это же время УФАС приостанавливает процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, продлевается на срок рассмотрения жалобы;

  • в течение 5 рабочих дней с даты поступления жалобы территориальное управление ФАС обязано рассмотреть жалобу по существу;
  • в течение 3 рабочих дней со дня рассмотрения жалобы территориальное управление ФАС (УФАС) обязано изготовить полный текст решения, разместить его в ЕИС и отправить сторонам.

Особенности рассмотрения жалобы по существу

  • жалоба должна рассматриваться коллегиально комиссией, состоящей из 3 представителей УФАС;
  • на заседание также приглашаются представители заказчика и поставщика, но даже при их неявке жалоба в любом случае будет рассмотрена;
  • на заседании могут присутствовать представители и заказчика, и поставщика только с документами, подтверждающими их полномочия;
  • также к участию в рассмотрении жалобы могут быть привлечены необходимые эксперты, представители органов государственной власти и даже свидетели (лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, относящиеся к поданной жалобе);
  • на заседании комиссии ведется аудиозапись, которая должна храниться в течение срока не менее трех лет. Аналогично любое лицо, которое явилось на заседание, может осуществлять аудио- и (или) видеозапись, но только предварительно уведомив об этом сотрудников УФАС;
  • рассмотрение жалобы в ФАС приводит к тому, что одновременно с рассмотрением жалобы должна проводиться внеплановая проверка действий лица, на которого подана жалоба, то есть заказчика, оператора площадки за нарушения законодательства о контрактной системе, в том числе тех, которые не указанны в жалобе;
  • процедура заседания предусматривает возможность объявления перерыва для выяснения обстоятельств, которые имеют значение для принятия решения, а также по заявлению сторон. Продолжение рассмотрения жалобы по 44 ФЗ в этом случае происходит в другое время и дату.

В упрощенном виде ход заседания комиссии УФАС выглядит следующим образом: заявитель сообщает о сути своих претензий, поясняет в чем, по его мнению, произошло нарушение законодательства о контрактной системе, заказчик высказывает свои возражения на жалобу, комиссия УФАС задает вопросы (при наличии) каждому из участников рассмотрения жалобы.

Решения по результатам рассмотрения жалобы

По результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки комиссия УФАС выносит единое решение. Именно поэтому бывают случаи, когда жалоба признается необоснованной, но заказчику выдается предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе и применении к нему административных штрафов.

Решения УФАС могут быть следующими:

  • признание жалобы необоснованной без выдачи предписания об устранении нарушений заказчику или оператору площадки;
  • признание жалобы необоснованной с выдачей предписания об устранении нарушений заказчику или оператору площадки;
  • признание жалобы обоснованной (частично обоснованной) с выдачей предписания об устранении нарушений заказчику или оператору площадки;
  • признание жалобы обоснованной (частично обоснованной) без выдачи предписания об устранении нарушений заказчику или оператору площадки.

В первом случае следует, что УФАС не увидело нарушений законодательства о контрактной системе ни из текста жалобы, ни в ходе внеплановой проверки закупки заказчика.

Второй случай описан выше.

В третьем случае выдача предписания может быть вызвана доводами жалобы, результатами проверки или того и другого. В этом случае заказчика привлекут к административной ответственности.

В последнем случае комиссия УФАС согласится с доводами жалобы, но может сделать вывод о том, что нарушение заказчика не повлияло на ход проведения закупки и на ее результаты (ввиду отсутствия сведений о том, что выявленные нарушения повлияли на определение поставщика). Например, участник подал жалобу на положения документации о проведении закупки. При этом заявитель жалобы принял участие в закупке, согласился с условиями, изложенными в спорной документации, и в результате стал ее победителем. В этом случае подтвержденные комиссией УФАС нарушения не стали препятствием для заявителя жалобы к участию в закупке, напротив, заявитель жалобы в этой закупке победил. В такой ситуации УФАС может не выдавать предписание об устранении нарушений, поскольку выявленные нарушения не привели к нарушению прав и законных интересов подателя жалобы, не повлияли на результат закупки.

Жалоба может быть признана частично обоснованной, то есть с частью доводов УФАС согласилось, с частью - нет. Заказчика привлекут к административной ответственности только за те нарушения, с которыми согласилось УФАС. Предписание в данном случае также может быть или не быть.

Вынесенное решение УФАС может быть обжаловано заявителем в течение 3 месяцев с даты принятия такого решения в Арбитражном суде.

Предписание УФАС

Предписание УФАС - это документ, который изготавливается на основании принятого решения и содержит следующие данные и сведения:

  • дата и место выдачи предписания;
  • состав Комиссии УФАС
  • сведения о решении, обосновывающем выдачу предписания;
  • наименование, адрес заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки, которым выдается предписание;
  • указание действий, которые необходимо осуществить с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе;
  • сроки, в течение которых должно быть исполнено предписание;
  • сроки, в течение которых в УФАС должны поступить копии документов и сведения об исполнении предписания.

За нарушение сроков исполнения предписания лицо, которому оно направлено, несет административную ответственность в виде штрафа.

Для жалоб на положения документации чаще всего выдаются предписания о внесении изменений в документацию с целью устранения допущенного нарушения, реже - об аннулировании закупки. В последнем случае заказчик вынужден разместить новую закупку.

Для жалоб о незаконном отклонении заявки по результатам рассмотрения первых или вторых частей заявок выдаются предписания об аннулировании составленных в ходе закупке протоколов, пересмотре заявок, проведении повторного аукциона.

То есть настоящей «победой» в ФАСе нужно считать не факт признания жалобы обоснованной, а выдачу предписания заказчику или оператору площадки.

Обжалование нарушений Закона №223-ФЗ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) - очень активный регулятор в сфере закупок. Участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган или в судебном порядке (ч. 9 и 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Жалобы в ФАС по закупкам подают очень многие участники, считающие, что их права или законы нарушены. Подавать жалобы в ФАС по закупкам на участника вправе потенциальный поставщик, признанный участником закупки в порядке, предусмотренном положением о закупках самого заказчика. Однако на практике антимонопольные органы принимают жалобы как от участников закупки, признанных таковыми официально, так и от тех поставщиков, «которые могли бы стать участниками закупки, если бы не нарушения, допущенные заказчиком».

Жалоба инициирует полную проверку спорной закупки. А потому не редки случаи, когда жалоба поставщика признаётся необоснованной, но заказчику всё равно инкриминируется нарушение, пусть даже не упомянутое в жалобе. Но и фиксация антимонопольной службой нарушения ещё не самое страшное для поставщика - даже констатировав нарушение, УФАС может не выдавать предписание. Такая ситуация возможна при незначительном нарушении, не повлиявшем на выбор победителя, либо если заказчик успел заключить и исполнить договор с победителем закупки.

Совет. "Я всегда советую поставщикам стараться не доводить ситуацию до жалоб в ФАС, судов с заказчиками. Вы можете это делать, только если на 100% уверены в своей правоте. Нередки ситуации, когда поставщик жалуется, не зная всех тонкостей законов и не понимая, что он сам неправ. Как вы думаете, будет ли потом заказчик рад работать с таким поставщиком? Постарайтесь разрешить возникшие противоречия в ходе общения, донести до заказчика свою точку зрения" Андрей Бойко, коммерческий директор B2B-Center.

Как решить спорный вопрос с заказчиком? Когда стоит обращаться в ФАС? Как правильно составит жалобу? В каком случае обращаться в ФАС уже поздно? На эти и другие вопросы отвечают эксперты B2B-Center в сфере регулируемых закупок.

Для участников закупок, проводимых по Закону 223-ФЗ, статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» предусмотрена сокращённая процедура обжалования в антимонопольном органе, все действия в рамках которой укладываются в неделю. Такая оперативность необходимо для того, чтобы у антимонопольной службы была возможность отменить результаты неправильно проведённой закупки до заключения договора между заказчиком и победителем этой закупки. Если же договор уже подписан, то расторгнуть его может лишь суд, а антимонопольной службе останется лишь вынести предписание о наложении на нарушителя штрафа (о размерах штрафов подробнее будет сказано в следующей лекции). Судебная процедура, урегулированная АПК, длится куда дольше сокращённой внесудебной и может занимать месяцы.

Законом не запрещено параллельно подать жалобу в УФАС и иск в суд. Однако целесообразнее сперва воспользоваться внесудебным порядком обжалования, дабы в случае необходимости ходатайствовать в суде и об отмене решения антимонопольного органа, и о взыскании с заказчика компенсации за допущенные по отношению к поставщику нарушения. Хотя по общему правилу и судебный, и внесудебный механизм обжалования рассчитан на поставщиков, права которых нарушены действиями заказчика, но оба пути открыты и для жалоб самого заказчика в том исключительном, но всё же встречающемся на практике случае, когда он сам столкнулся со сговором участников поставщиков, и этот сговор привёл к ограничению конкуренции в закупке, организованной добросовестным заказчиком.

Согласно положениям ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, участник процедуры вправе обжаловать действия заказчика в случаях, установленных закрытым перечнем: это неразмещение в ЕИС положения о закупке, изменений, вносимых в положение, информации о закупке, или нарушение сроков такого размещения; предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией; осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утверждённого и размещённого надлежащим образом положения о закупке и без применения положений Закона «О контрактной системе»; а также неразмещение или размещение в ЕИС недостоверной информации о годовом объёме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Жалобы в ФАС по закупкам подаются не позднее чем через 10 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, протокола подведения результатов аукциона, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, а также протокола проведения аукциона в электронной форме, если он по какой либо причине был признан несостоявшимся. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке допускается в течение 30 дней. В жалобе должны содержаться сведения о действиях (бездействии) заказчика, специализированных организаций или уполномоченных органов, оператора площадки, членов аукционной комиссии, которые были совершены в указанный выше период.

До окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе заявитель может подать жалобу на положения документации о проведении аукциона в электронной форме. Обжаловать действия или бездействие уполномоченных лиц, совершенные с момента начала рассмотрения заявок, может только участник, подавший свою заявку на участие в электронном аукционе.

До момента заключения контракта участник электронного аукциона может обжаловать действия или бездействие заказчика или уполномоченных лиц, совершенные ими во время рассмотрения вторых частей заявок или во время заключения контракта.

По окончании срока обжалования закупок в ФАС, обжалование действий заказчика или уполномоченных лиц, принимавших участие в организации и проведении электронного аукциона возможно только в судебном порядке.

В соответствии с требованиями ч. 11 ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» до рассмотрения жалобы процедура закупки приостанавливается. Согласно ч. 12 указанной статьи ответчик - организатор процедуры, оператор ЭТП, закупочная комиссия - в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязан известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения. УФАС выносит соответствующее распоряжение о приостановлении процедуры. Если по результатам рассмотрения жалобы не вынесено предписания об отмене процедуры или о её возвращении на одну из предыдущих стадий, то после подписания решения ФАС о результатах рассмотрения жалобы процедура закупки возобновляется с того момента, на котором она была приостановлена, а все строки сдвигаются на количество дней приостановки процедуры.

Как оформить жалобу в ФАС

Жалоба в ФАС должна содержать:

  • подробную информацию о заявителе;
  • указание на закупку;
  • указание на обжалуемые действия (бездействия) заказчика;
  • документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы;
  • документы, подтверждающие полномочия участника закупки, подписавшего жалобу;
  • перечень представленных в составе жалобы приложений.

Обжалование нарушений Закона «О контрактной системе» №44-ФЗ

Частью 1 ст. 18.1 предусмотрено, что жалобы на нарушения законодательства о контрактной системе не рассматриваются в антимонопольном органе по сокращённой процедуре. Для таких жалоб остаётся основная административная процедура, урегулированная гл. 9 Закона «О защите конкуренции», либо судебная процедура, урегулированная АПК.

Основная административная процедура (гл. 9 Закона «О защите конкуренции»)

В порядке, установленном положениями гл. 9 Закона «О защите конкуренции», Федеральная антимонопольная служба России и её территориальные управления рассматривают дела о нарушениях антимонопольного законодательства как таковые и дела о нарушении Закона «О контрактной системе» в частности. Основаниями для возбуждения дела, согласно ч. 2 ст. 39 Закона «О защите конкуренции» могут служить поступившие из государственных органов материалы, свидетельствующие о признаках нарушения, заявление юридического или физического лица, сообщения СМИ, обнаружение признаков правонарушения антимонопольным органом в ходе проверки. Но дабы не дожидаться сообщения из государственных органов или из СМИ, жалобу на нарушение всё же надёжнее подать самостоятельно.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства может быть возбуждено в течение трёх лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения (ст. 41.1 Закона «О контрактной системе»). Возбуждённое дело рассматривается антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства ответчика. В том редком случае, если дело рассматривается не в территориальном управлении антимонопольной службы, а сразу в ФАС России, место нахождения ответчика или место совершения нарушения роли не играет. Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган утверждены приказом ФАС РФ от 1 июля 2007 г. № 244.

Для рассмотрения дела антимонопольный орган создает и утверждает состав комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, которая впоследствии выступает от имени антимонопольного органа.

Участниками дела о нарушении антимонопольного законодательства являются заявитель, ответчик, заинтересованные лица. Все они могут участвоватьв деле лично или через представителя. Личное участие гражданина в деле не лишает его права иметь по этому делу представителя. Дела организаций ведут в антимонопольном органе их сотрудники или представители, действующие в пределах своих полномочий.

Возможно привлечение к рассмотрению дела экспертов, переводчиков, лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах.

Подача заявления

Заявление подается в антимонопольный орган в письменном виде. Оно должно содержать сведения о заявителе, сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения, существо заявленных требований, перечень прилагаемых документов, свидетельствующих о признаках нарушения. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены. Важно соблюсти требования этой нормы, так как согласно положениям ст. 44 Закона «О защите конкуренции» в случае отсутствия в заявлении или материалах перечисленных сведений, антимонопольный орган оставляет заявление без рассмотрения, о чём уведомляет в письменной форме заявителя в течение десяти рабочих дней со дня их поступления.

Предварительное рассмотрение заявления

В случае принятия заявления о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, уполномоченный орган в течение одного месяца рассматривает заявление и относящиеся к заявлению материалы. Стадия рассмотрения заявления является предварительной стадией работы с жалобой - по результатам этого процесса должно быть принято решение о возбуждении на основании жалобы дела или о том, что оснований для возбуждения такого дела нет. В ходе рассмотрения антимонопольный орган вправе запрашивать с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.

На стадии предварительного рассмотрения жалобы ответчик имеет шанс убедить УФАС не возбуждать дело. Для этого необходимо, в частности, максимально развёрнуто, ясно и аргументированно отвечать на запросы УФАС.

Решение по итогам предварительного рассмотрения

Срок рассмотрения может быть продлён на два месяца в случае необходимости сбора и анализа дополнительных доказательств, о чём заявитель уведомляется в письменной форме (ч. 4 ст. 44 Закона «О защите конкуренции»).

Таким образом, в течение одного месяца заявитель получает уведомление о возбуждении дела, либо об отказе в возбуждении дела, либо о продлении сроков рассмотрения заявления. Согласно положениям ст. 44 Закона «О защите конкуренции», решение об отказе направляется заявителю в течение десяти дней, в случае же принятия решения о возбуждении дела антимонопольный орган издает приказ о создании комиссии по его рассмотрению, копия такого приказа направляется сторонам дела в течение трёх дней со дня издания.

В течение пятнадцати дней со дня издания приказа председатель комиссии выносит определение о назначении дела к рассмотрению и направляет копии определения лицам, участвующим в деле.

Рассмотрение дела по существу

Рассмотрение дела является основной стадией антимонопольного разбирательства. Возбуждённые дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются антимонопольным органом в течение трёх месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случае недостаточности информации срок может быть продлён органом, но не более чем на шесть месяцев, с обязательным уведомлением сторон. При возникновении необходимости во временной остановке комиссия вправе приостановить или отложить процесс рассмотрения дела. Отложение рассмотрения практикуется в случаях необходимости сбора доказательств, привлечения лиц, если в ходе рассмотрения дела в действиях ответчика по делу обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело. Приостановление используется в случаях рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами пред- варительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства, проведения экспертизы (ст. 45 Закона «О защите конкуренции»).

При подготовке решения по делу ответчик может присылать свои возражения на заявления, дабы убедить комиссию УФАС не принимать решение о наличии правонарушения или по крайней мере не выдавать предписание и не налагать штраф.

Решение по результатам рассмотрения дела

При принятии решения по делу комиссия оценивает доказательства и доводы, пояснения и заключения экспертов и лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах, устанавливает права и обязанности сторон, разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании. В случае принятия решения о признании жалобы обоснованной комиссия может выдать ответчику предписание. Неисполнение в срок предписания влечёт за собой административную ответственность. Возможно продление срока исполнения предписания на срок не более чем шесть месяцев. Ходатайство о продлении срока исполнения, как устанавливает ст. 51 Закона «О защите конкуренции», подается в антимонопольный орган не позднее чем за двадцать рабочих дней до истечения срока его исполнения.

Комиссия по заявлению лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе вправе дать разъяснение решения и (или) предписания без изменения их содержания, такое определение направляется комиссией лицам, участвующим в деле, в течение трёх рабочих дней со дня изготовления определения, но не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления, согласно положениям ст. 51.1 Закона «О защите конкуренции».

Решения ФАС по закупкам могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания на основании ст. 52 Закона «О защите конкуренции». До дня вступления решения суда в законную силу действие акта антимонопольного органа приостанавливается.

В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки 1 . Контрольным органом в сфере закупок является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России и территориальные органы УФАС) 2 .

Жалобу можно подать в любое время после размещения заказчиком плана закупок в единой информационной системе (ЕИС), но не позднее чем через 10 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС (на электронной площадке) итогов закупки (соответствующего протокола). Исключением из этих сроков является случай, когда участник закупки намерен обжаловать положения документации о закупке - сделать это можно только до окончания установленного срока подачи заявок. После 10 дней с даты размещения в ЕИС итогов закупки обжаловать действия (бездействие) заказчика можно только в судебном порядке. Кроме того, обжалование действий (бездействия) заказчика, связанных с рассмотрением вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или с заключением контракта, допускается не позднее даты заключения контракта.

Жалоба должна подаваться в письменной форме 3 . Она подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего жалобу.

Внимание!

Жалоба, подаваемая посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной подписи, не будет соответствовать нормам 44-ФЗ 4 . Если заявитель намерен подать жалобу в электронном виде, то он должен использовать электронную подпись 5 .

Жалоба должна содержать:

  1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика;
  2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии) участника закупки, подающего жалобу;
  3. указание на закупку, в отношении которой подается жалоба;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, доводы жалобы.

К жалобе должны прикладываться документы, подтверждающие ее обоснованность, при этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Жалоба возвращается заявителю без рассмотрения в следующих случаях:

  1. жалоба не соответствует установленным требованиям;
  2. жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
  3. жалоба подана по истечении установленного срока;
  4. по жалобе на те же действия (бездействие) заказчика уже принято решение суда или ФАС.

Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы. ФАС в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы. Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия ФАС решения по существу, но при этом этот участник уже будет не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) того же заказчика. В течение 2 рабочих дней с даты отзыва жалобы ФАС направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в ЕИС.

Рассмотрение жалобы и принятие решения

После подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению ФАС в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы должен разместить в реестре жалоб ЕИС информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направить заявителю и заказчику, действия (бездействие) которого обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы 6 . Если жалоба касается электронного аукциона, то соответствующее уведомление направляется и оператору электронной площадки.

После получения уведомления заказчик направляет в ФАС возражения на жалобу и вправе участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу может быть направлено не позднее чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.

Антимонопольный орган обязан на коллегиальной основе (специальной комиссией) рассмотреть жалобу и возражения на жалобу (если они направлены заказчиком) в течение 5 рабочих дней с даты поступления жалобы. По результатам рассмотрения жалобы ФАС принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, а также при необходимости - о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений в определенный срок и о составлении протокола об административном правонарушении. Копия такого решения и в случае выдачи предписания - об устранении допущенных нарушений, - копия такого предписания в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются заявителю, заказчику, действия (бездействие) которых обжалуются, а также при необходимости другим вовлеченным лицам (например, оператору электронной площадки). Информация о принятом решении (выданном предписании) размещается в реестр жалоб ЕИС в этот же срок.

Отметим, что для размещения информации о поступивших в ФАС жалобах и принятых ФАС решениях в реестре жалоб ЕИС согласие на обработку персональных данных не требуется.

Непосредственное участие заявителя и заказчика при рассмотрении жалобы не является обязательным (решение принимается вне зависимости от явки сторон), но ФАС вправе направлять сторонам (а также иным вовлеченным лицам - например, оператору электронной площадки) запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы. При этом не допускается запрашивать у заявителя информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо органов, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления (например, государственных или муниципальных учреждений). В таком случае ФАС должен запрашивать такую информацию и документы самостоятельно. Кроме того, заказчик обязан представить в ФАС на рассмотрение жалобы документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

После принятия жалобы к рассмотрению ФАС вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику соответствующее требование, которое является для него обязательным. Однако сразу же отметим, что в административном регламенте ФАС (см. ниже) это приостановление является обязательным. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы, а также устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев с даты его принятия.

В случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, рассматривались жалобы на одни и те же действия (бездействие) заказчика, и принятое этими органами решение не соответствует решению ФАС, то должно выполняться решение, принятое ФАС.

Внимание!

Участнику закупки необходимо отдавать себе отчет в том, что по закону ФАС не должен рассматривать жалобу, если участник закупки обжалует то, как заказчик произвел оценку заявок по таким критериям оценки как «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» 7 . В эти нюансы закупки ФАС вмешиваться не будет и в рассмотрении жалобы будет отказано 8 .

Дополнительные особенности обжалования в соответствии с административным регламентом ФАС

Описанная выше процедура подачи и рассмотрения жалобы в ФАС установлена указанными положениями федерального законодательства о контрактной системе. Однако у ФАС существует еще и отдельный ведомственный административный регламент, который также регулирует данную процедуру. В нем во многом повторяются положения законодательства, но также он содержит ряд следующих дополнительных норм, значимых для заявителей 9:

  1. Для должностных лиц ФАС установлена обязанность не разглашать полученную информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну за исключением случаев, установленных законодательством РФ.
  2. Установлены правила консультирования по вопросам обжалования действий (бездействия) заказчика. Консультации могут быть предоставлены по телефону или на личном приеме и могут касаться следующих вопросов:
  • входящем номере, под которым зарегистрированы в системе делопроизводства жалобы и иные документы, связанные с рассмотрением жалобы;
  • нормативных правовых актах, на основании которых ФАС принимает и рассматривает жалобы;
  • сроках рассмотрения жалобы;
  • месте размещения на официальном сайте ФАС (www.fas.gov.ru), портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) справочных материалов по вопросам приема и рассмотрения жалоб.

Консультирование по иным вопросам осуществляется только на основании письменного обращения.

  • Датой поступления жалобы является дата ее регистрации в ФАС в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству. Если жалоба передается другому органу ФАС по подведомственности (см. ниже), то датой поступления жалобы все равно считается день поступления жалобы в орган, в который она была подана заявителем первоначально.
  • Заявитель имеет право не только присутствовать на заседании комиссии ФАС, рассматривающей жалобу, но и выступить на этом заседании со своими доводами. При этом подтверждение полномочий физических лиц и индивидуальных предпринимателей не требуется, а вот полномочия руководителей юридических лиц подтверждаются решением (копией решения) о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности. Полномочия представителей заявителя должны быть подтверждены доверенностью или иным подтверждающим его полномочия документом. В случае если полномочия указанных лиц не подтверждены, такие лица вправе присутствовать на заседании комиссии без права давать пояснения по существу жалобы. Допуск на заседание комиссии осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
  • Определена подведомственность различных жалоб. ФАС России рассматривает жалобы в отношении закупок для федеральных нужд, осуществляемых федеральными заказчиками, например, федеральными министерствами. Территориальный орган ФАС рассматривает жалобы в отношении закупок для федеральных нужд, осуществляемых территориальными органами федеральных ведомств (например, региональными органами Федеральной службы государственной статистики и т.д.); закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, осуществляемых региональными органами государственной власти (например, региональными министерствами); закупок для обеспечения муниципальных нужд, осуществляемых органами местного самоуправления и органами местных администраций (например, городским департаментом образования и т.д.); закупок автономных и бюджетных учреждениями, закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий. Однако если заявитель подаст жалобу не по подведомственности, то получивший ее орган ФАС должен передать ее тому органу, который уполномочен ее рассматривать, не позднее следующего рабочего дня после поступления жалобы, проинформировав об этом заявителя. Причем если жалоба должна рассматриваться территориальным органом, но была подана в ФАС России, то ФАС России имеет право не передавать ее соответствующему территориальному органу, а рассматривать самому.
  • Если жалоба касается закупки, осуществляемой путем проведения совместного конкурса или аукциона, заказчики которых находятся в «зоне действия» нескольких территориальных органов ФАС, то жалоба должна рассматриваться территориальным органом по месту нахождения организатора совместного конкурса или аукциона.
  • В регламенте уточнен порядок проведения заседаний комиссии ФАС, рассматривающей жалобу. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов комиссии. К участию в рассмотрении жалобы могут быть привлечены эксперты, представители органов государственной власти, свидетели (лица, которым могут быть известны обстоятельства, относящиеся к рассмотрению жалобы). На заседании комиссии ведется аудиозапись, которая должна храниться не менее трех лет. Любое лицо, присутствующее на заседании Комиссии, вправе осуществлять аудио- и видеозапись заседания Комиссии, предварительно уведомив об этом комиссию. В заседании комиссии может быть объявлен перерыв - при его объявлении лицам, присутствующим на заседании, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии, но письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается. После окончания перерыва заседание продолжается с момента, на котором заседание было прервано, но если после окончания перерыва изменился состав комиссии, то рассмотрение жалобы начинается заново.
  • В случае обнаружения нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе комиссия ФАС вправе не выдавать предписание об устранении допущенного нарушения только в случае, если это нарушение не повлияло или не могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Например, в ходже рассмотрения жалобы может выясниться, что заказчик нарушил требование закона о контрактной системе, касающееся размещения в ЕИС полной и достоверной информации 10 , разместив в ЕИС только текстовую часть проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту, но не разместив графической части этой документации. Однако поскольку в ходе рассмотрения жалобы комиссия ФАС не установила, что данное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты закупки, то предписание по этому поводу может не выдаваться 11 .
  • Регламент предусматривает возможность досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц ФАС (см. раздел V регламента). Для этого необходимо направить отдельное заявление либо на имя руководителя ФАС России (если обжалование касается должностных лиц ФАС России или территориального органа), либо на имя руководителя территориального органа (если обжалование касается должностных лиц этого органа). Поступившее заявление рассматривается в течение 30 дней с даты поступления и может быть при необходимости продлен, но не более чем на 30 дней. Решение по обращению оформляется в форме письма, направляемого заявителю.
  • 1 Ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    2 П. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

    3 Форму жалобы можно найти в справочно-правовой системе «Консультант Плюс» (раздел «Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок», подраздел «Обжалование действий заказчика участником»), а образец жалобы - в Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

    4 Письмо Минэкономразвития России от 06.05.2014 № 10073-ЕЕ/Д28и «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    5 Письмо Минэкономразвития России от 18.06.2015 № Д28и-1638

    6 Ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    7 Ч. 6 ст. 106, пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    8 См., например, Решение ФАС России от 24.05.2016 по делу № ВП-259/16.

    9 Приказ ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    10 Ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    На сайте проектов нормативных актов опубликовали законопроект об изменении 44-ФЗ в части совершенствования порядка обжалования действий (бездействия) субъектов контроля. Планируется, что масштабные изменения вступят в силу с 01.04.2019. Собрали в таблицу основные поправки.

    Суть изменений Почему меняют

    Урегулируют подачу жалобы в ФАС по 44 ФЗ в электронном виде через Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). Обжаловать действия (бездействие) субъектов контроля участники закупки смогут после регистрации в ЕИС.

    С 01.01.2019 в рамках ч. 5 ст. 24.2 44-ФЗ участвовать в электронных процедурах можно только после регистрации в ЕИС.

    Исключают:

    1. Необходимость дополнительной идентификации лица, которое подает жалобу.
    2. Возможность подачи электронной жалобы лицом, которое не зарегистрировано в ЕИС.

    Установят универсальную стоимостную предквалификацию. Если обжалуют закупку с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) свыше 20 млн рублей, участник закупки обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта по 44-ФЗ, независимо от предмета такого контракта, не менее 20% от НМЦК по закупке, на которую подается жалоба в ФАС.

    Исключают возможность недобросовестных поставщиков обжаловать закупки, в которых они участвовать не вправе.

    Установят срок подачи электронной жалобы до истечения половины срока подачи заявок.

    Снижают возможность умышленного затягивания процедур закупок, если электронная жалоба на положения документации о закупке подана непосредственно перед окончанием срока подачи заявок для ее рассмотрения в ФАС в период рассмотрения заявок, подведения итогов электронных процедур.
    Установят однократность подачи жалобы на положения документации о закупке. Минимизируют риски затягивания закупки посредством подачи нескольких электронных жалоб от одного лица.

    Обжалование действия и бездействия заказчиков допускается, если они совершены непосредственно в отношении заявки такого участника закупки.

    Исключают обжалование действий (бездействия) заказчика в отношении иных участников закупки.

    А вот еще какие изменения анонсировала ФАС.

    Природа документа

    Для участников закупки это основной действенный способ отстаивать интересы. Выделим такие виды нарушений:

    • некорректные положения планов и закупочной документации;
    • незаконные причины отклонения заявок;
    • противоправные действия, которые связаны с заключением контракта;
    • действия оператора электронной площадки при аккредитации и торгах.

    Жалуются в ФАС как в электронном виде, так и в бумажной форме. Электронное обращение составляется на русском языке в письменном виде, в нем указывают и прикладывают документы и информацию, которые предусмотрены ч. 8 ст. 105 44-ФЗ:

    • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), Ф.И.О (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (есть есть такая информация);
    • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, который подал жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
    • реквизиты закупки (объект, номер извещения). Исключение — обжалования действий (бездействий) оператора электронной площадки, которые связаны с аккредитацией участника закупки;
    • указание на обжалуемые действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы;
    • документы, которые подтверждают, что жалоба обоснованна;
    • список прилагаемых документов.

    Как подать жалобу в ФАС на почту

    Подавайте жалобу такими способами:

    • лично или через представителя в центральный аппарат или территориальное управление;
    • по почте;
    • через многофункциональный центр (МФЦ).

    Электронная подача доступна на сайте Антимонопольной службы и на портале Госуслуги. Вот инструкция, как подать жалобу в ФАС в электронном виде с электронной подписью:

    1. Подготовьте обращение и сопроводительное письмо. Укажите в нем наименование госоргана (ФАС или территориальное управление), контакты заявителя, почтовый или электронный адрес для ответа, причину и суть жалобы.
    2. Завизируйте его электронной подписью лица, который уполномочен обжаловать. Если есть необходимость, прикрепите документы, которые подтверждают полномочия.
    3. Отправьте на электронный адрес Объем вложений — до 8 Мб. Объедините одной темой или порядковыми номерами сообщений.

    Подведомственность подачи определена п. 3.9-3.14 Административного регламента ФАС, который утвержден приказом № 727/1 от 19.11.2014. К примеру, обжалование действий оператора электронной площадки производится Центральным аппаратом ФАС, а рассмотрение жалоб по закупкам для обеспечения нужд субъекта — его территориальными органами. Информация о жалобах включается в реестр ЕИС и доступна всем участникам процесса.

    Как подать жалобу через Госуслуги

    А вот инструкция, как подать жалобу в УФАС в электронном виде через портал Госуслуги.

    Шаг 1. Зайдите в личный кабинет.

    Шаг 2. Найдите услугу ФАС «Возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства».

    Шаг 4. Кликните на кнопку «Получить услугу».

    Шаг 5. Заполните пустые поля формы.

    Шаг 6. Подайте заявление.

    Сроки для обжалования

    Если эти сроки истекут, участник обжалует действия исключительно в суде. В ажно следить за ними. Собрали их в таблицу.

    Что обжалуете Кто обжалует Сроки
    Положения документации о закупке до окончания приема заявок. Любой участник, общественное объединение. До окончания срока подачи заявок.
    Положения документации о закупке после окончания приема заявок.
    Решение комиссии, которое указано в протоколе проведения процедуры. Только участник, который подал заявку. Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом, с даты подписания соответствующего протокола.
    На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта.
    Противоправные действия, которые произошли после признания победителя торгов на стадии заключения контракта. Участник, с которым заключается контракт. До совершения сделки.
    Порядок аккредитации оператором электронной площадки. Заявитель. 30 дней от даты отказа.
    Нарушения, которые связаны с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой площадки. Участник торгов. 5 дней с даты размещения на торговой площадке протокола проведения аукциона.

    Как рассматривается

    За два рабочих дня после поступления жалобы контрольный орган решает, вернуть ее из-за несоответствия требованиям 44-ФЗ (ч. 11 ст. 105) или рассмотреть. В ЕИС публикуют уведомление и сообщают заказчику, поставщику и оператору торгов о решении.

    Не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения спора его участники направляют в Антимонопольную службу возражения и обоснования. Контрольный орган на коллегиальной основе рассматривает информацию по делу в течение пяти рабочих дней с даты поступления документа о противоправных действиях. Он блокирует процесс заключения контракта, остальные действия заказчик обязан делать в срок, который определен законом о контрактной системе. Например, публиковать протоколы рассмотрения вторых частей заявок.

    По результатам рассмотрения контролеры решают признать жалобу:

    1. Необоснованной.
    2. Частично обоснованной.
    3. Обоснованной.

    В последних двух случаях, как правило, выдают предписание устранить нарушения, которые обнаружили в ходе разбирательства. Например, изменить закупочную документацию, пересмотреть итоги закупки или аннулировать их.

    Решение и предписание ФАС публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты принятия и направляет их поставщику, заказчику и оператору. Если решение ФАС не удовлетворяет участников, они в течение трех месяцев обращаются в суд с заявлением (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

    Выбор редакции
    Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...

    Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...

    В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...

    Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
    Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...
    Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...
    В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...
    1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
    Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...