Полицейский досмотр: что нужно знать гражданину? Памятка гражданину. Всё, что необходимо знать при общении с полицией Что делать, если полицейские затягивают дело


1. Перечень специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, а также боеприпасов, состоящих на вооружении полиции, устанавливается:

а) Президентом Российской Федерации;

б) Правительством Российской Федерации;

в) Министром внутренних дел Российской Федерации;

г) Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

2. Что должен сделать сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

а) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить о своем намерении;

б) разъяснить ему причину и основания применения мер принуждения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина;

в) убедиться в нежелании гражданина выполнять его законные требования;

г) сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения его законных требований.

3. Каким способом сотрудник полиции обязан предупредить лицо, в отношении которого предполагается на законных основаниях применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

б) подать сигнал свистком;

в) сделать любой жест рукой;

г) Федеральный закон «О полиции» не определяет способ предупреждения лица, в отношении которого предполагается применение указанных мер.

4. В каком случае сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие:

а) если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни гражданина или сотрудника полиции;

б) если промедление в их применении может повлечь иные тяжкие последствия;

в) если промедление в их применении создает непосредственную угрозу здоровью гражданина или сотрудника полиции;

г) во всех перечисленных случаях.

Имеет ли право сотрудник полиции применить специальные средства для пресечения незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, если мероприятия носят ненасильственный характер, не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций

а) да, если нарушен установленный порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;

б) да, имеет право пресекать любые незаконные мероприятия с массовым пребыванием людей;

в) нет, применение специальных средств в указанной ситуации запрещено;

г) нет, только для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.


6. В каких случаях сотрудник полиции имеет право на применение средств принудительной остановки транспорта:

а) в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

б) при необходимости использования транспортного средства в служебных целях;

в) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке.

7. Для отражения нападения сотрудник полиции вправе использовать любые подручные средства, независимо от того, есть ли у него необходимые специальные средства или огнестрельное оружие:

а) да, имеет право с учетом того, чтобы используемые подручные средства не нанесли чрезмерный вред жизни, здоровью и имуществу граждан;

б) имеет право только при отсутствии у сотрудника полиции необходимых специальных средств или огнестрельного оружия;

в) да, имеет право, если позволяет складывающаяся оперативная обстановка;

г) Федеральным законом «О полиции» такое право для сотрудников полиции не установлено.

8. Какие виды специальных средств могут применяться сотрудником полиции только при наличии соответствующего допуска, полученного в установленном порядке:

а) светошоковые устройства;

б) световые и акустические специальные средства, средства разрушения преград;

в) средства принудительной остановки транспорта;

г) средства сковывания движения.

9. Какой сотрудник полиции имеет право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград:

а) сотрудник полиции, успешно прошедший периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств;

б) сотрудник полиции, имеющий служебное удостоверение установленного образца;

в) сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск;

г) сотрудник полиции, получивший в установленном порядке документ, подтверждающий прохождение им обучения по соответствующим учебным программам.

10. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия:

а) направляется на дополнительное обучение, по завершении которого повторно сдает проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

б) привлекается к дисциплинарной ответственности и повторно сдает проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

в) подлежит увольнению из органов внутренних дел по служебному несоответствию;

г) подлежит аттестации на соответствие замещаемой должности, а до вынесения решения комиссии - отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

11. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) лицо, в отношении которого предполагается на законных основаниях применение специальных средств или огнестрельного оружия, предупреждает об этом:

а) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает порядок действий в данном случае;

б) сотрудник полиции, который приготовил специальные средства или огнестрельное оружие к применению;

в) один из сотрудников полиции, входящий в состав подразделения (группы);

г) руководитель подразделения (старший группы)/

12. В каких случаях сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие:

а) если их применение выполняется по команде руководителя подразделения (старшего группы), в составе которого (которой) действует сотрудник полиции;

б) если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия;

в) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает такие случаи

г) если их применение не создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо не может повлечь другие тяжкие последствия;

13. Какие действия должен выполнить сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в случаях, когда такие действия являются обязательными:

а) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает порядок таких предварительных действий;

б) предупредить лица (лицо), в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о своих намерениях и законных требованиях;

в) сообщить лицам (лицу), в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения своих законных требований;

г) предоставить лицам (лицу), в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, минимально необходимое время для выполнения своих законных требований.

14. Что должен учитывать сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

а) создавшуюся обстановку;

б) характер и степень опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие;

в) характер и силу оказываемого ими сопротивления;

г) все перечисленное.

15. Какие действия обязан выполнить сотрудник полиции в отношении гражданина, получившего телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

а) незамедлительно доложить своему непосредственному начальнику (руководителю подразделения, старшему группы) об обстоятельствах произошедшего и пострадавших, в последующем действовать согласно полученным командам (приказам, поручениям);

б) вызвать соответствующую экстренную медицинскую службу, незамедлительно доложить дежурному по органу внутренних дел об обстоятельствах произошедшего, пострадавших и принятых мерах, в последующем действовать, согласно складывающейся ситуации;

в) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает особые требования для таких действий;

г) оказать первую помощь, а также принять меры по предоставлению пострадавшему медицинской помощи в возможно короткий срок.

16. Обязан ли сотрудник полиции уведомить близких родственников или иных близких лиц гражданина, которому причинены телесные повреждения в результате применения данным сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

а) да, обязан уведомлять, в случае, когда в результате применения физической силы, специальных средств и/или огнестрельного оружия пострадавший скончался;

б) да, обязан уведомить в возможно короткий срок, но не более 24 часов с момента причинения телесных повреждений гражданину;

в) да, обязан уведомить в кратчайший срок, но не более 4 часов;

г) Федеральный закон «О полиции» не устанавливает каких-либо обязательных предписаний для сотрудников полиции, применивших физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие на законных основаниях

17. Обязан ли сотрудник полиции уведомить прокурора о причинении гражданину ранения либо наступлении его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

а) нет, не обязан уведомлять, за исключением случаев, когда в результате применения физической силы, специальных средств и/или огнестрельного оружия пострадавший скончался;

б) да, обязан уведомить в течение 2 часов с момента наступления одного из указанных последствий;

в) да, обязан уведомить в течение 24 часов с момента наступления одного из указанных последствий;

г) да, обязан уведомить, если последствия наступили в результате превышения сотрудником полиции своих полномочий по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

18. О каких случаях сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции о применении физической силы с представлением соответствующего рапорта в течение 24 часов с момента применения указанных мер:

а) Федеральный закон «О полиции» не ограничивает каким-либо образом действия сотрудника полиции после применения им физической силы на законных основаниях;

б) после каждого случая применения физической силы, независимо от того причинен ли вред здоровью гражданина, а также материальный ущерб гражданину или организации;

в) после каждого случая применения физической силы, кроме случаев, когда причинен легкий вред здоровью гражданина либо малозначительный материальный ущерб гражданину или организации;

г) о каждом случае применения физической силы, если причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации.

19. О каких случаях применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции с представлением соответствующего рапорта в течение 24 часов:

а) о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия, независимо от того причинен вред здоровью гражданина либо материальный ущерб гражданину или организации;

б) только о случаях одновременного применения специальных средств и огнестрельного оружия;

в) только о случаях применения специальных средств или огнестрельного оружия в отношении лиц, совершивших преступление;

г) только о случаях причинения ранения или наступления смерти нескольких лиц, ставших результатом применения специальных средств или огнестрельного оружия.

20. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства:

а) во всех случаях, когда законом «О полиции» разрешено применение физической силы;

б) во всех случаях, когда законом «О полиции» разрешено применение огнестрельного оружия;

в) в отношении женщин, несовершеннолетних, лиц с явными признаками инвалидности, когда законом «О полиции» запрещено применение огнестрельного оружия.

21. В каком из указанных вариантов действий сотруднику полиции разрешено лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей:

а) во всех случаях, за исключением связанных с пресечением преступлений и административных правонарушений;

б) во всех случаях, если они не связаны с доставлением в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержанием этих лиц;

в) во всех случаях, когда Федеральным законом «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять специальные средства или огнестрельное оружие;

г) во всех случаях, за исключением вызванных физическим противодействием сотрудникам полиции.

22. Полиция Российской Федерации это:

а) орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска и осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других органов государственного управления;

б) подразделения, организации и службы органов внутренних дел Российской Федерации;

в) система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Федеральным законом;

г) государственный вооруженный орган исполнительной власти.

23. Полиция Российской Федерации не предназначена:

а) для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации;

б) для защиты личной, общественной, государственной безопасности;

в) для защиты жизни, здоровья, прав и свобод иностранных граждан, лиц без гражданства;

г) для противодействия преступности;

д) для охраны общественного порядка, собственности;

6. для обеспечения общественной безопасности.

24. Предназначением полиции является:

а) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений и административных правонарушений;

б) защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств с правом применения мер государственного принуждения;

в) защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

25. К основным направлениям деятельности полиции не относится:

а) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

б) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

в) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

г) осуществление оперативно-розыскной деятельности;

д) розыск лиц;

е) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

ж) обеспечение правопорядка в общественных местах;

з) обеспечение безопасности дорожного движения;

и) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

26. К основным направлениям деятельности полиции не относится:

а) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

б) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

в) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

г) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

д) производство предварительного следствия по уголовным делам.

Согласно ст. 1 ФЗ «О полиции», назначением полиции является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Однако в жизни случается разное, а сотрудники полиции — в первую очередь люди, которые порой могут вести себя некорректно и превышать пределы должностных полномочий.

Для того чтобы не дать себя в обиду недобросовестному полицейскому, следует хорошо знать свои права и обязанности сотрудников полиции.

Когда сотрудник полиции может проверить документы?

Условия, при которых сотрудник полиции имеет право проверить документы, удостоверяющие личность, четко регламентированы п. 2 ст. 13 ФЗ «О полиции». Безосновательная проверка документов запрещена. Также следует помнить о том, что вы не обязаны отдавать удостоверение личности работнику правоохранительных органов — будет достаточно предоставить его для ознакомления из ваших рук.

На каком основании сотрудники полиции могут задержать?

Закрытый перечень оснований для задержания представлен в п. 2 ст. 14 ФЗ «О полиции». В случае задержания следует обратить внимание не только на его обоснованность, но и на порядок — в дальнейшем несоблюдение установленных законом процедур может служить основанием для обжалования.

Какие права имеет задержанный?

Целью задержания является отнюдь не унижение чести и достоинства личности или ограничение прав и свобод, а пресечение противоправных действий отдельных лиц. К сожалению, сотрудники полиции иногда забывают об этом.

На какой срок полиция имеет право задержать?

Основная норма, регулирующая срок задержания, содержится в ст. 22 Конституции РФ: «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов». Подробнее данный вопрос раскрыт в КоАП и УПК.

В каких случаях сотрудник полиции имеет право применить физическую силу?

Иногда при задержании полицейские имеют право на применение силы, однако прибегнуть к физическому воздействию они могут лишь в том случае, когда «несиловые приёмы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей».

Когда полиция вправе применять огнестрельное оружие?

Однако иногда силовых приемов бывает недостаточно для сохранения общественного порядка. Закрытый перечень оснований для применения огнестрельного оружия содержится в ст. 23 ФЗ «О полиции».

Куда жаловаться на действия сотрудников полиции?

Если действия или бездействие сотрудников полиции нарушают ваши основные права и свободы, вы имеете право подать жалобу удобным для вас способом. Наиболее оперативным путем является звонок на горячую линию МВД, также вы можете обратиться в вышестоящий орган или к должностному лицу, в органы прокуратуры или суд.

На каком основании может быть проведен личный досмотр?

В соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, а также досмотр вещей физического лица является обеспечительной мерой, которая применяется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. При этом указывается, что такие действия осуществляются «в случае необходимости». Иными словами, при наличии достаточных оснований полагать что, например, лицо находится в состоянии наркотического опьянения в общественном месте (ст.20.20 КоАП РФ) и осуществляет незаконное хранение перевозку или пересылку наркотических средств (ч.3 ст.48 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»), досмотр будет законной мерой обеспечения порядка.

Достаточность оснований предполагает наличие сведений о событии административного правонарушения. Под этим могут пониматься как сообщения граждан, так и подтвержденный доказательствами, полученными законным путем, факт того, что имело место деяние, предусмотренное КоАП РФ или иным нормативным актом. Это значит, что если гражданин не нарушает общественный порядок, не оскверняет так или иначе общественную нравственность, то есть не совершает противоправных деяний, сотрудник полиции не имеет права применять к нему меры административного принуждения. Если поводом для их применения послужила ориентировка на подозреваемого в совершении преступления, гражданин вправе ознакомиться с ней, поскольку закон обязывает полицейского сообщать причину и цель обращения. В случае несоответствия параметров подозреваемого и данного лица, оно вправе обжаловать неправомерные действия полицейского.

В каком порядке проводится досмотр?

Закон «О Полиции» обязывает полицейского, применяющего меры административного принуждения, сообщить гражданину причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности (п.2 ч.4 ст.5 Закона). Порядок и правила, в соответствии с которыми должен проводиться досмотр, изложены в статье 27.7 КоАП РФ. Основные требования заключаются в том, что досмотр должен проводиться полицейским того же пола, что и досматриваемый, с участием двух понятых либо с применением видеозаписи. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Если велась видео- или фотосъемка досмотра, в протоколе об этом делается специальная отметка. Проведение досмотра без понятых допускается только в исключительных случаях, когда у сотрудника полиции есть основания предполагать, что гражданин имеет при себе оружие.

После составления протокол подписывается всеми участниками процедуры. Чтобы сотрудники полиции не могли исказить сведения, отраженные в протоколе, по требованию гражданина ему должна быть выдана копия протокола.

Как должны проверять документы?

Деятельность полиции регламентируется федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, ведомственными нормативными актами и должностными регламентами. Указанные документы содержат основания различных действий, которые сотрудник полиции вправе совершить по отношению к гражданину. Проверка документов, удостоверяющих личность, является одним из них и может осуществляться, когда:

  • имеются данные, из которых следует, что лицо является подозреваемым в совершении преступления или находится в розыске;
  • есть повод к возбуждению дела об административном правонарушении или основание для административного задержания;
  • гражданин осуществляет деятельность, проверка разрешений на которую возложена на сотрудников полиции (п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»).

Отсутствие паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, само по себе не может являться основанием для задержания, поскольку устанавливаемая Положением о паспорте гражданина РФ обязанность иметь паспорт не означает, что он должен всегда носить его с собой. Иными законодательными актами это также не предусмотрено.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, фамилию и предъявить служебное удостоверение (по требованию). Только после совершения этих действий он может сообщить причину и цель его обращения (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

Как проводится административное задержание?

Задержание может производиться по правилам ст. 14 Закона «О полиции», главы 12 УПК РФ и гл.27 КоАП РФ. Круг лиц, в отношении которых полицией может применяться данная мера, практически не ограничен. Однако в отношении многих категорий граждан она применяется до тех пор, пока они не будут переданы органам, учреждениям или должностным лицам, которые уполномочены на принятие соответствующих мер. Прежде всего, это относится к военнослужащим, лицам, которые должны отбывать наказание, а также гражданам с признаками выраженного психического расстройства.

В ч.1 ст. 23.3 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень административных правонарушений, на рассмотрение дел по которым уполномочены органы внутренних дел (полиция). Целью такого задержания является недопущение правонарушения, установление личности правонарушителя, своевременного и правильного рассмотрения дела или исполнение постановления об административном правонарушении. Задержание по основаниям, не предусмотренным законом, нарушает право личности на неприкосновенность.

По общему правилу срок административного задержания не может превышать трех часов. Они исчисляются с момента доставления в служебное помещение полиции для установления личности гражданина и составления протокола об административном правонарушении. Если осуществление этих действий, а также назначение наказания в виде предупреждения или штрафа, возможно в месте обращения полицейского к гражданину, то задержание будет незаконным. Если гражданин задержан в состоянии опьянения, срок задержания исчисляется с момента его вытрезвления. Задержанный имеет право на один звонок родственникам, чтобы сообщить о задержании и своем местонахождении, а также на юридическую защиту с момента задержания. Условия содержания задержанных лиц должны отвечать требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627.

Как обжаловать действия полицейского?

В соответствии со ст. 33 Закона «О Полиции» сотрудники ОВД, допустившие в отношении граждан неправомерные действия, несут ответственность. Не исключено возмещение причиненного вреда, в том числе и морального, если при применении мер административного принуждения были приняты решения и допущены действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ст. 1.6 КоАП РФ). Все доказательства, подтверждающие вину гражданина, если они получены с нарушением закона, не могут быть использованы (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

    Ст.5 Закона «О полиции» предписывает прекращение любой деятельности в отношении гражданина, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. В силу ст. 6 Закона в своих действиях полицейский должен руководствоваться только нормами закона. В случае установления факта нарушения закона прокурор или его заместитель выносит постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке главы 25 ГПК.

    Что делать, если в полиции не принимают заявление?

    Отказ оперативного дежурного полиции принять заявления о преступлении или об административном правонарушении - распространенная ситуация, с которой многие сталкивались. Часто в полиции пытаются объяснить заявителю, что, например, украденный у него мобильный телефон найти будет невозможно, или что у следователей есть дела поважнее, чем разбитые в школе стекла и сгоревшая дверь. Такие действия полицейских можно обжаловать, так как все заявления о преступлении или административном правонарушении подлежат обязательному приему в отделах полиции (ст. 12 закона «О полиции»).

    Написать заявление и подать его оперативному дежурному можно в любое время суток. Сотрудник регистрирует его в книге учета заявлений и сообщений о преступлении (КУСП), а на свободном от текста месте проставляет штамп, в оттиск которого вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату и наименование территориального органа МВД России, свои инициалы, фамилию и подпись.

    Когда заявление зарегистрировано, оформляется талон, который состоит из двух частей: талона-корешка, он остается в отделе полиции, и талона-уведомления, который отдается заявителю. Они имеют одинаковый регистрационный номер (Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736). Талон-уведомление является подтверждением того, что заявление принято.

    Если же в полиции принять заявление или сообщение о преступлении отказались, то такие действия правоохранителей можно обжаловать в прокуратуру (Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.09.2011 N 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия») или в отдел собственной безопасности (ОСБ) при районном ОВД.

    Что делать, если полицейские затягивают дело?

    Еще одно распространенное нарушение - это затягивание следствия. Полицейские могут принять заявление, но по каким-то причинам никаких следственных действий не проводить, а потом вообще отказать в возбуждении уголовного дела. Такие действия правоохранителей можно обжаловать в порядке ст. 124, 125 УПК РФ.

    Жалобу можно направить прокурору или руководителю следственного органа, который рассмотрит ее в течение трех дней (в исключительных случаях - 10 дней). Постановление дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а также иные решения и действия (бездействие) этих сотрудников, нарушающие права граждан на доступ к правосудию, могут быть также обжалованы в судебном порядке. Суд проверит законность действий уполномоченных сотрудников правоохранительных органов в судебном заседании с участием обеих сторон: заявителя (его законного представителя) и того лица, чьи действия обжалуются. Срок обжалования - пять дней.

    Что делать, если сотрудник полиции требует взятку?

    К сожалению, сотрудники полиции не только нарушают УПК РФ, но и сами нередко преступают закон, совершая преступления, среди которых распространены: незаконное задержание и арест, превышение полномочий, вымогательство взятки и т.д. Жалобу на противоправные действия сотрудников полиции с требованием возбудить в отношении них уголовное дело можно подать в отдел собственной безопасности (ОСБ) при районном ОВД, управление собственной безопасности (УСБ) субъекта Федерации и департамент собственной безопасности (ДСБ) МВД.

    Обращения о противоправных деяниях, совершенных сотрудниками, регистрируются в порядке, установленном Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 12.09.2013 №707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», и рассматриваются в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России - Приказ МВД России от 26 марта 2013 г. №161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации».

    Если речь идет о коррупции или личной заинтересованности полицейских, не совместимой с объективным расследованием, то такая информация подлежит обязательному рассмотрению в подразделениях собственной безопасности МВД.

    Кроме того, не стоит забывать, что лицо, пострадавшее от противоправных действий сотрудников полиции, имеет право на возмещение причиненного вреда в порядке ст. 1070 ГК РФ.

    По материалам сайта "9111ru "

    ____________________
    Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

1. В главе 2, которая начинается с настоящей статьи, изложены принципы деятельности полиции. Термин "принцип" означает обобщенное выражение какого-либо явления. Понятие "принцип" можно определять через слова "основное начало", "требование", "обязанность", "идея" и т.п. По латыни принцип - это первоначало, основа.

2. Принципы деятельности полиции - это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе "О полиции".

3. Принципы деятельности полиции объективно существуют и соответствуют определенным признакам (критериям).

4. Критерии принципов деятельности полиции следующие:

Положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым;

Принцип - это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции, правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными;

Несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого-либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения;

Принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм.

5. Комментируемая статья посвящена первому из основных принципов деятельности полиции - принципу уважения прав и свобод человека и гражданина.

6. Согласно ст. ст. 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Причем основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Однако осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

7. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение полицией законов и иных нормативных правовых актов, а также порядок осуществления и результаты ее деятельности.

8. Полиция не только обязана уважать права и свободы человека и гражданина. Она не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека. Иначе говоря, ее деятельность должна отвечать идеям гуманизма.

9. Какую бы деятельность ни осуществлял сотрудник полиции, он всегда исходит из того, что в процессе осуществляемого им правоприменения должен быть обеспечен необходимый уровень безопасности человека. Перед сотрудником полиции никогда не стоит задача причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства.

10. Никакие благородные цели не могут оправдать факт не предусмотренного законом нарушения прав, свобод и законных интересов гражданина, применения к человеку незаконных средств, пытки, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, а также непредусмотренного законом (необоснованного) насилия (принуждения).

11. Полиция должна с одинаковым вниманием относиться ко всем лицам, вовлеченным в сферу ее деятельности, обеспечивать возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие защиту прав и свобод человека и гражданина.

12. В части 3 комментируемой статьи закреплен прямой запрет осуществления сотрудниками полиции пыток, насилия, другого жестокого и (или) унижающего человеческое достоинство обращения в отношении кого-либо из вовлеченных в сферу их деятельности лиц. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Данное правовое положение касается деятельности любого и каждого сотрудника полиции, вне зависимости от того, какой именно вид правоприменения им реализуется. Независимо от того, осуществляется ли полицией производство по делам об административных правонарушениях, проверка заявления (сообщения) о преступлении, предварительное расследование или иного рода деятельность, никто из сотрудников полиции не вправе производить действия и (или) принимать решения, попирающие честь свидетеля (очевидца), потерпевшего (пострадавшего), обвиняемого (правонарушителя) и любого иного лица, а также унижать его человеческое достоинство либо создавать опасность для его жизни или здоровья.

13. Положения, закрепленные в ч. 3 комментируемой статьи, детализируются ст. 9, ч. 4 ст. 164, ч. 2 ст. 202 УПК РФ, ч. 3 ст. 1.6, ч. 2 ст. 3.1, ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ, а равно некоторыми другими нормативными правовыми актами. Так, согласно п. 13 Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21 июня 2003 года N 438, сотрудники полиции, исполняющие привод, не должны допускать действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу. Они обязаны проявлять бдительность, особенно при сопровождении подозреваемого и обвиняемого, с тем чтобы исключить случаи уклонения его от явки к месту вызова либо причинения себе или окружающим какого-либо вреда.

14. Определимся теперь с понятиями "насилие", "пытки" и "обращение, унижающее человеческое достоинство", использованными законодателем в комментируемой статье.

15. "Насилие" есть "принудительное воздействие на кого-нибудь, что-нибудь". Что же, сотрудники полиции не вправе осуществлять вообще никакого принудительного воздействия? Конечно же нет. Все те меры принудительного воздействия, право реализации которых сотрудниками полиции закреплено в нормативных правовых актах и прежде всего в комментируемом Федеральном законе, при наличии к тому фактических оснований и соблюдении предусмотренных законом условий, процедуры и т.п. полиция применять не только вправе, но в ряде случаев и обязана. Не разрешается сотрудникам полиции не вообще осуществление принуждения, а реализация такого насилия, которое не предусмотрено либо выходит за пределы их правового статуса.

Сотрудник полиции - это гражданин РФ, который исполняет свои служебные обязанности при несении государственной службы в рядах ОВД. После успешного зачисления на службу каждому сотруднику присваивается звание согласно установленному порядку.

Общие сведения о службе полиции

Сотрудник полиции исполняет свои обязанности на службе при нахождении в распоряжении федерального исполнительного органа, территориального подразделения, которое входит в структуру полиции.

В системе ОВД России, помимо специальных званий, существуют и звания внутренней службы и юстиции. В Федеральном законе под номером 3 приведены права, ответственность, обязанности и требования к гражданину, желающему устроиться на службу в ряды полиции. Каждому полицейскому гарантированно предоставляются различные льготы и субсидии.

Какая задача стоит перед полицией

Каждый сотрудник полиции обязан придерживаться законодательства РФ. Главным нормативным документом на территории нашей страны является Конституция. Помимо Федерального закона, деятельность сотрудника МВД регламентируется уставами о несении службы, должностными инструкциями, а также положениями. Кроме того, существует Закон «О полиции», где перечислено, что сотрудник полиции обязан делать на службе. Обязанности можно разделить на несколько групп:

  1. Охрана и обеспечение безопасности на территории страны. Это значит, что сотрудник силового органа, находясь при исполнении, обязан пресекать любые противоправные действия, обеспечивать порядок во время проведения массовых акций, например митингов, собраний и забастовок. Также любой служащий во внутренних органах обязан при необходимости проводить спасательные мероприятия, всеми силами реализовывать карантинные меры в случае возникновения эпидемии. Данная работа может осуществляться как самостоятельно, так и совместно с другими государственными структурами.
  2. Розыскная деятельность.
  3. Расследование правонарушений. В данную группу входят принятие заявлений от граждан о совершенном преступления или ином противоправном действии, организация и проведение дознания, открытие административного производства и прочее.
  4. Контроль и обеспечение безопасности на дорогах общего пользования. Эту задачу выполняют сотрудники ГИБДД.
  5. Контроль над оборотом оружия. В данный пункт входят такие обязанности, как оформление и выдача разрешений, проверка соблюдения правил хранения, перевозки и применения оружия.
  6. Принятие мер по предупреждению террористической угрозы, а также борьба с экстремизмом.

Права сотрудника МВД

Любой государственный служащий, работающий в полиции, наделяется дополнительными полномочиями. Также сотрудник полиции, выходя на службу, должен соблюдать ряд обязанностей. Согласно Федеральному закону номер 3, полицейскому разрешено:

  1. Проверять документы у граждан и юридических лиц при наличии оснований подозревать их в нарушении закона.
  2. Делать запрос и получать информацию, которая необходима сотруднику внутренних дел для выполнения в полной мере своих должностных и служебных обязанностей.
  3. Требовать от физических и юридических лиц прекращения действий, нарушающих закон РФ.
  4. Вызывать граждан для дачи показаний и объяснений в процессе расследования преступлений, административных дел, а также при осуществлении проверок поступивших в дежурную часть сообщений о совершении противоправных действий.

Служащий не имеет права осуществлять действия, помимо тех, что закреплены на законодательном уровне. Злоупотребление своим служебным положением влечет за собой уголовную и административную ответственность.

Обязанности полицейского

Помимо прав, у любого сотрудника полиции существуют и обязанности, которые он неукоснительно должен соблюдать. Они перечислены в списке ниже:

  1. Бережно относиться к государственному имуществу.
  2. Выполняя служебные обязанности, обращаться к вышестоящим по должности лицам.
  3. Хорошо знать, руководствоваться и соблюдать все законы, принятые в России.
  4. Беспрекословно выполнять законные требования руководства.
  5. Поддерживать и повышать уровень профессиональной квалификации.
  6. Отчитываться перед государством о своих доходах.
  7. Сообщать вышестоящему руководству о возможном или уже возникшем конфликте интересов других сотрудников, исполняющих служебные обязанности в государственных структурах.
  8. Уведомлять начальство, а при необходимости другие соответствующие структуры о попытках подкупа или вовлечения в коррупционную деятельность.
  9. Достойно выполнять все функции, возложенные на полицейского в рамках служебных обязанностей.
  10. Сохранять государственную тайну, конфиденциальную информацию, в том числе полученную от граждан в ходе допроса.
  11. Своевременно уведомлять государственные структуры о получении гражданства в другой стране, а также при отказе от гражданства своей страны.
  12. Придерживаться правил распорядка дня, принятых в месте несения службы.

Предписания

Сотрудники полиции обязаны исполнять свои обязанности не только в рабочее время, но и в выходные, праздничные дни и даже в отпуске, если того требует служебная необходимость. Каждый полицейский должен:

  1. Оказывать помощь людям, ставшим жертвой преступления или пострадавшим в результате несчастного случая.
  2. Предпринимать все возможные меры для прекращения неправомерного поведения, нарушающего законы РФ. В случае необходимости сотрудник полиции, даже будучи не при исполнении, имеет право задержать лицо, переступившее черту закона, и удерживать его до прибытия своих коллег для дальнейшего разбирательства. При этом сотрудник полиции обязан разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его права и причину ограничения свободы.

Обязанности участковых уполномоченных

Чаще всего граждане, обращающиеся в полицию по различным вопросам, взаимодействуют с участковым уполномоченным. Именно эти сотрудники полиции обязаны следить за соблюдением закона, обеспечивать правопорядок на своем участке, способствовать всеми силами прекращению действий, нарушающих закон. Участковый обязан выполнять общие обязанности сотрудника полиции, а именно:

  1. Хорошо изучить свой участок, знать номера домов, название улиц, дорожные развязки, пути объезда в случае проведения ремонтных работ на основной дороге. Полицейский должен быть в курсе актуальной информации о дорожной системе на вверенной ему территории, знать название предприятий, работающих поблизости. Также он должен знать возможные места совершения преступлений (закоулки, клубы, лесополоса, плохо освещенные парки и прочее). Сотрудник внутренних дел должен разбираться и определять запрещенные законодательством РФ растения и наркотические вещества.
  2. Знать жильцов, проживающих на вверенном полицейскому участке, особенно личностей, которые привлекались к административной и уголовной ответственности.
  3. Принимать и рассматривать обращения, полученные от граждан. Вести профилактические беседы с жителями о недопустимости нарушения закона. При этом во время обращения к гражданину сотрудник полиции обязан по требованию предъявить удостоверение, подтверждающее его службу в рядах МВД.
  4. Пресекать любые преступления и правонарушения.
  5. Знать, посещать, беседовать с людьми, вернувшимися из мест лишения свободы. Вести наблюдение за лицами, страдающими от алкогольной и наркотической зависимости.
  6. Работать, при необходимости, с другими подразделениями и отделами полиции.
  7. Своевременно докладывать начальству о совершенных или планируемых преступлениях на вверенном участке.

Работа участковых с населением

Участковый уполномоченный полиции обязан регулярно совершать обход территории. При этом он должен быть одет в служебную форму. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан представиться. Входить на частную территорию (на участок, в квартиру или дом) участковый вправе только с согласия собственников. При этом сотрудник полиции обязан оказывать любую посильную помощь людям, попавшим в экстренную ситуацию.

В обязанности участкового уполномоченного при исполнении входит прием устных и письменных заявлений граждан.

Проверка поступающих сведений

Многим жителям России интересно: обязан ли сотрудник полиции проверять поступающие к нему сведения от граждан? Когда сотруднику МВД поступила информация от гражданина о совершении преступления, он обязан проверить ее на достоверность. Для этого служащий может отправиться к заявителю, чтобы взять с него письменное подробное объяснение. При этом сотрудник полиции обязан разъяснить лицу цель визита и ответственность за дачу ложных показаний. Если гражданское лицо разрешит, то сотрудник силового ведомства может осмотреть жилье. Если у полицейского есть разрешение суда, он вправе без согласия жильца войти и провести осмотр в помещении.

Основные права полицейского

Жителей нашей страны интересует вопрос о том, обязан ли сотрудник полиции знать свои права. Каждый сотрудник МВД, находясь при исполнении, обладает определенными юридическими возможностями. В зависимости от занимаемой должности, сотрудник силового ведомства имеет право:

  1. Ознакомляться с правовыми актами, регулирующими права и обязанности полицейского.
  2. На достойные условия труда, которые позволили бы ему выполнять свои обязанности по службе.
  3. Получать зарплату дважды в месяц в размере, который указан в служебном контракте.
  4. Отдыхать в отпуске и на выходных согласно Трудовому кодексу РФ.
  5. Получить свободный доступ в государственные организации для выполнения своих служебных обязанностей.
  6. На защиту своих персональных данных.
  7. Получить профессиональную подготовку, ездить на стажировку, повышать свою квалификацию.
  8. Получать все необходимые сведения, в том числе относящиеся к государственной тайне.
  9. Ознакомиться с материалами своего личного дела и приобщенными к нему документами.
  10. На судебную защиту.

Как и гражданские лица, проживающие на территории РФ, полицейские имеют право на пенсионное обеспечение, а также на страхование жизни и здоровья.

Возможности на службе в полиции

Вне зависимости от занимаемой должности, любой полицейский, служащий на территории РФ, может:

  1. Требовать прекратить нарушать закон.
  2. Осуществлять проверку документов, подтверждающих личность человека. При обращении сотрудник полиции обязан представиться.
  3. Воспользоваться чужим транспортным средством, если нет другой возможности предотвратить преступление или доставить пострадавшего в больницу.
  4. Применить свое служебное оружие, физическую силу, спецсредства для защиты своей жизни и других мирных граждан.
  5. Задерживать подозреваемых в преступлении, доставлять их в ближайшую дежурную часть. При этом сотрудник полиции обязан разъяснять лицу, подвергшемуся задержанию, почему ограничивают его свободу передвижения.

Применение физической силы

Работа в полиции всегда была связана с повышенным риском для здоровья и жизни. Сотрудники МВД ежедневно встречаются с ситуациями, когда они вынуждены применять физическую силу, огнестрельное оружие и спецсредства (газовые баллончики и электрошокеры). Законодательство строго регламентирует применение физических мер полицейским в отношении других граждан. Сотрудник МВД имеет право применить силу против преступника в следующих случаях:

  1. При сопротивлении гражданина во время задержания. После того как предполагаемый преступник будет заключен под стражу, сотрудник полиции обязан разъяснять ему причину ареста.
  2. Для пресечения совершения преступления.
  3. Самозащита, а также защита других граждан или охраняемых объектов.
  4. Принудительная остановка транспорта, нарушившего ПДД. Помните, что по требованию сотрудника полиции водитель обязан остановиться.
  5. Прекращение незаконных массовых митингов или беспорядков.

Сотрудник МВД обязан руководствоваться предписаниями во время принятия решения о применении физической силы и оружия. Во-первых, он должен предупредить о применении оружия или спецсредств, дав нарушителям прекратить нарушать закон. Однако данное правило не действует, когда требуется незамедлительное вмешательство полицейского. В этом случае служащий обязан быстро оценить ситуацию и самостоятельно принять решение о дальнейших своих действиях.

В соответствии с законом РФ, силу, спецсредства и огнестрельное оружие сотрудник полиции не может применять против инвалидов, беременных и несовершеннолетних. Исключением является тот факт, если вышеперечисленные лица незаконно применяют оружие, угрожающее жизни и здоровью граждан. Также недопустимо применять средства защиты служащим, если это может нанести вред невинным гражданам.

Сотрудник МВД, приведший оружие в боевую готовность, вправе запретить гражданам приближаться к нему. В случае неисполнения данного указания сотрудник госоргана вправе открыть огонь.

Заключение

Служба в полиции - это опасная и ответственная деятельность. На сотрудников МВД возлагается огромная ответственность за соблюдением порядка и закона на территории нашей страны. Именно поэтому для поступления в ряды полиции нужно соответствовать самым высоким требованиям.

Для обеспечения безопасности на улицах городов сотрудники периодически проходят обучение для повышения квалификации. Также личный состав часто проверяют на соответствие профессиональных и личных качеств методом тестирования.

В том случае, если полицейский будет выполнять свои обязанности ненадлежащим образом, к нему будут применены строгие дисциплинарные наказания, вплоть до увольнения из органов. За грубые нарушения в ходе несения службы нерадивый работник МВД может попасть под суд.

Выбор редакции
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...

Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...

Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...

И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...
Штат Джамму и Кашмир приютился на склонах Гималаев. На западе он граничит с Пакистаном, на севере с Китаем и Тибетом. Штат включает в...
Алябьев Александр Александрович - известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих, очень любимых в свое время,...
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 32 Причины возникновения: У восточных славян родоплеменные, кровнородственные отношения сменяются на военные,...
Русь - исторически сформировавшееся название, которое получили земли восточных славян. Впервые оно употреблялось как название...