Положение о земских учреждениях 1864. Высочайше утвержденное положение о губернских и уездных земских учреждениях


Суть земской реформы, ставшей частью преобразований во внутренней жизни страны, вызванных отменой крепостного права состояла в введении выборного местного самоуправления. Земская реформа имела историю, уходящую к правлению Александра I. М.М. Сперанский по заказу императора подготовил проект системы самоуправления, ориентированный на нужды населения. Избиратели для выборов волостных дум отбирались не по сословному принципу, а по имущественному цензу. На волостных собраниях избирались делегаты в уездную думу. В свою очередь уездные думы выбирали делегатов в губернию, а губернские - в Государственную думу. Но в реформе Александра II данный проект претерпел значительные изменения. Она не предусматривала ни волостных дум, ни Государственной думы. Земство кончалось на уровне губернии. То есть отсутствовала преемственность, хотя именно это подразумевалось. Ведь главным аргументом в поддержку реформы было то, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона. Власть ограничивала земство только определенными задачами, а общие вопросы жизни страны затрагивать земствам запрещалось вплоть до роспуска собрания.

До 1860-х годов местное управление в России было прочно привязано к централизованной бюрократии самодержавной системы. Ущербность этого осознал к концу своего правления даже Николай I. В 1859 г. началась подготовка земской реформы. Ведущую роль играли граф Петр Александрович Валуев, занимавший в конце 1950-х годов пост директора департамента в министерстве государственных имуществ, и товарищ министра внутренних дел Николай Алексеевич Милютин. 29 июня 1862 г. ставший министром внутренних дел П.А. Валуев предложил увенчать земскую систему общероссийским органом, но царь выступил против, так как, по его убеждению, это привело бы к распаду России. Аналогичной была его аргументация и в ответ на конституционные проекты московского губернского дворянского собрания и великого князя Константина.
«Положение об уездных и губернских земских учреждениях» было принято после долгих дебатов 1 января 1864 г. Согласно документу, земства утверждались как всесословные органы местного самоуправления, депутаты в которые избирались по принципу имущественного ценза по 3-м куриям. Первая (землевладельческая) курия была представлена владельцами 200 – 800 десятин земли или недвижимости в сельской местности на сумму свыше 15 тыс. руб. Вторая (городская) курия состояла из собственников городских промышленных и торговых предприятий, с оборотом не ниже 6 тыс. руб., или владельцев недвижимости на сумму не менее 2 тыс. руб., а также из представителей владельцев, обладавших имуществом не менее 1/20 ценза. По 3-й курии (сельских крестьянских обществ) были многоступенчатые выборы: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, которые, в свою очередь, выбирали выборщиков, и только последние участвовали в уездном съезде. Как видим, формально земские учреждения состояли из представителей всех сословий, но избирательное право обусловливалось имущественным цензом.
Выборы гласных в уездное земское собрание проводились на уездных съездах курий, а губернских гласных – на уездных земских собраниях. Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства. Проводились земские выборы один раз три года, и численность гласных была определена свыше – 13329 человек. В 1865 – 1867 гг. среди земских гласных было 46,7% дворян, 34,3% крестьян, 10,2% купцов, 6,1% представителей духовенства и 2,7% от других сословий. Земские органы делились на распорядительные (собрание гласных, собираемое 1 раз в год) и исполнительные (земские правления и управы). Губернское земское собрание в количестве 50 гласных собиралось 1 раз в год на 20 дней, а уездное – на 10 дней. Губернское земское правление и уездная земская управа состояли из нескольких человек во главе с председателем.
При этом у земств не было центрального органа. Более того, были запрещены всякие контакты между губернскими земствами. Полиция находилась в ведении губернатора и не подчинялась земским органам. Земское обложение (доходы от земель, лесов, недвижимости, торговых и промысловых документов) затрагивало все слои российского общества. На крестьян возлагались еще и земские повинности: дорожная, квартирная, подводная и другие. Земские бюджеты были ничтожными: по закону земские сборы составляли 2,2 млн. руб. Для сравнения, государственный бюджет Российской империи в 1864 г. составлял 392 млн. руб.
Земства не имели политических функций. Они решали в основном хозяйственные вопросы: содержание путей сообщения; строительство и содержание школ и больниц; наем врачей и фельдшеров; устройство курсов для обучения населения и устройство санитарной части в городах и деревнях; «попечение» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечение народного продовольствия, забота о скотоводстве и птицеводстве; взимание налогов на местные нужды и т.п. Но и в этом они контролировались губернаторами и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.
К концу 1870-х годов земские органы были образованы в 34 губерниях Европейской части России (всего 59 губерний и 16 областей). Не были введены земства там, где влияние дворянства было незначительным (в Архангельской и Астраханской губерниях) или позиции дворянства существенно расходились с установками центральной власти (на Правобережной Украине, в Белоруссии и Прибалтике). В 1911 г. земства были введены в 6-ти западных губерниях, в 1913 г. – в 3-х юго-восточных. Всего в 1917 г. земские органы работали в 43 губерниях. На Дону же земства просуществовали с 1876 по 1882 г.
Уже с 1866 г. началось ограничение прав земств: губернатор и другие административные органы получили право отменять решения земских собраний, чиновники земских органов были переведены в ранг государственных, а земские школы в 1867 г. переданы в ведение Министерства народного просвещения. Законом от 13 июня 1867 г. «О порядке производства дел в сословиях и общественных собраниях» земствам было запрещено обсуждать не относящиеся к их ведению вопросы, а земские доклады и журналы должны были проходить губернаторскую цензуру.
Тем не менее, деятельность земств сыграла важную роль в развитии регионов. Если до введения земств сельских школ не было вообще, то за 50 лет после реформы было создано около 30 тыс. школ с трёхгодичной программой. Земствами было подготовлено и 45 тыс. учителей. Впервые в сельской местности были созданы больницы (около 2 тысяч) и фельдшерские пункты, расширилась сеть аптек, пунктов оспопрививания и медицинских курсов, произошло становление ветеринарной службы. Помимо борьбы с эпидемиями, земские органы дали толчок развитию местной общественной и хозяйственной инициативы. Земская служба стала настоящей альтернативой «хождению в народ». Создание земских учреждений было успехом сторонников конституционного правления. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная и демократически настроенная интеллигенция. На плечи земств легла организация института агрономических смотрителей, работа в области кооперации и кустарных промыслов. С 1880-х годов земства начинают заниматься продовольственными вопросами, проявляют инициативу в деле снижения выкупных платежей и создания Крестьянского банка.
Следует признать, что земская реформа была актуальной для России. Земская система самоуправления добилась определенных положительных результатов, но, не поддерживаемая и сильно ограничиваемая правительством, она постепенно вырождалась, теряя свою актуальность. В 1889 г. сельская крестьянская администрация была подчинена земским начальникам, которые назначались из потомственных дворян и контролировали жизнь русской деревни. Земские участковые начальники имели весьма широки полномочия относительно поземельного устройства крестьян, ревизии крестьянского общественного самоуправления, руководство нижними чинами уездной полиции, утверждения волостных старшин и волостных судей и пр.
В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. Съезд цензовых избирателей был разделен на два отделения (дворянское и недворянское), причем дворянское отделение выбирало большинство гласных в 30 губерниях. Тем самым число дворян среди гласных увеличилось от 42% до 57%. Усиление государственного начала в жизни земств определялось: введением в состав земских собраний членов по должности от правительства и, прежде всего, предводителей дворянства; предоставлением председателям и членам земских управ права государственной службы; расширением полномочий министра внутренних дел и губернаторов по контролю за земствами.

Ляпунов А.М._

Положение "О губернских и уездных земских учреждениях". 1 января 1864 г.

С сокращениями

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим положением.

7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел; посему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постановленное признается не действительным.

9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам... Министр внутренних дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания может остановить постановление, противное законам или государственным пользам; сообщая о том собранию в первое назначенное для его заседаний время.

13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа .

14. Уездное земское собрание составляется из земских гласных , избираемых: а) уездными землевладельцами, б) городскими обществами, в) сельскими обществами.

23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса: а) лица , владеющие в уезде на праве собственности пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом расписании;

б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом ценою не ниже 15 тысяч рублей , а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением, не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее 6 тысяч рублей;

в) назначенные... поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли или имуществом, указанным в двух предшедших пунктах а) и б) сей статьи, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного;

г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного;

д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею в размере, определенном в 462- 465 ст. Свода законов . <...>

28. В городских избирательных съездах участвуют: а) лица, имеющие купеческие свидетельства;

б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6 тысяч рублей;

в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оцененною для взимания налога в городских поселениях, имеющих более 10 тысяч жителей, не ниже 3 тысяч рублей и во всех прочих городских поселениях - не ниже 500 рублей;

г) назначенные... поверенные от частных владельцев и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б) и в) сей статьи. <...>

30. Съезды для избрания уездных гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих выборщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя. <...>

43. В уездном земском собрании председательствует уездный предводитель дворянства . <...>

48. Избранный земским собранием председатель уездной управы... утверждается в этой должности начальником губернии. В случае отсутствия председателя место его заступает один из членов управы, также с утверждения начальника губернии. <...>

50. Губернские земские учреждения суть: губернское земское собрание и губернская земская управа.

51. Губернское земское собрание составляется из гласных, избираемых уездными земскими собраниями на три года. <...>

53. В губернском земском собрании в тех случаях, когда государю императору не угодно будет назначать для председательствования в оном особое лицо, председательствует губернский предводитель дворянства. <...>

56. Губернская земская управа состоит из председателя и шести членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своей среды... Избранный земским собранием председатель губернской управы утверждается в должности министром внутренних дел.

Утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях

1 (13) января 1864 г. было утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях, вводившее всесословное выборное местное самоуправление в уездах и губерниях.

Земская реформа явилась частью преобразований во внутренней жизни страны, вызванных отменой крепостного права, и осуществлённых в 60-е-70-е гг. XIX в. Крестьянская реформа неизбежно вела к необходимости изменений в области центрального и местного управления.

Подготовительные работы по проведению земской реформы начались с 1859 г. В марте при Министерстве внутренних дел была создана особая комиссия о губернских и уездных учреждениях. В её состав входили крупные чиновники из министерства юстиции, государственных имуществ, иностранных дел; председателем комиссии был Н. А. Милютин . В мае 1861 г. работу комиссии возглавил граф П. А. Валуев .

Целью разработки новых принципов самоуправления стала необходимость «призвать к ближайшему участию в заведывании делами, относящимися до хозяйственных польз и нужд каждой губернии и каждого уезда, местное их население посредством избираемого от оного лиц». В основу земской реформы были положены два новых принципа - всесословность и выборность.

В губернии и в уезде органы, заведующие делами земского хозяйства, были разделены на распорядительные и исполнительные. Распорядительными органами являлись земские собрания, образуемые из гласных, которые избирались по трём куриям: частных землевладельцев, городских избирателей, сельских обществ. В первую курию входили землевладельцы, имевшие не менее 200 дес. земли, или обладавшие недвижимой собственностью на сумму более 15 тыс. рублей, или имевшие годовой доход более 6 тыс. рублей. Вторую курию составляли купцы всех трёх гильдий, владевшие недвижимым имуществом на сумму не менее 500 рублей, а также владельцы промышленных предприятий с годовым доходом более 6 тыс. рублей. В третьей курии не было имущественного ценза, но выборы по ней были многостепенными: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а они уже избирали гласных в уездные земские собрания. Исполнительными органами земства являлись земские управы - губернские и уездные, состоявшие из председателя и нескольких членов каждая. Выборы земских органов проводились раз в три года.

Круг дел, подлежащих ведению земских учреждений, включал в себя заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земств; устройство и содержание принадлежащих земству зданий и сооружений; содержание путей сообщения; меры обеспечения народного продовольствия; заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; управление делами взаимного земского страхования имуществ; попечение о развитии местной торговли и промышленности; участие, преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах; содействие к предупреждению падежей скота; назначение, раскладка, взимание и расходование местных сборов для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда. В Положении особо указывалось: «Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам».

Действие Положения распространялось на 33 губернии и не затрагивало такие регионы как Сибирь, Прибалтийский край, западнорусские губернии, Кавказ, Среднюю Азию и ряд других. В 1865 г. земства были открыты в 19 губерниях, в 1866 г. - еще в 9, к 1871 г. - в остальных. В 1875 г. земство было введено в Уфимской губернии. В 1876 г. было открыто земство в Области Войска Донского, однако в 1882 г. оно было упразднено. Ещё в 9 губерниях земское самоуправление было введено в 1911-1913 гг.

С 1866 г. правительство приняло ряд законодательных актов и правил, ограничивавших земскую деятельность, таких как установление цензуры для земских изданий, запрет губернским земствам поддерживать отношения между собой, требование к земствам оплачивать всю свою корреспонденцию и т. д. 12 (24) июня 1890 г. вступило в силу новое Положение о земских учреждениях, которое изменило избирательный порядок и усилило опеку над земством со стороны губернатора и министра внутренних дел.

Несмотря на то, что компетенция земств была ограничена хозяйственной сферой, политические вопросы в их деятельности занимали важное место. Земские собрания, стремясь к расширению и укреплению земского самоуправления, активно обсуждали вопросы о мелкой земской единице, центральном земском учреждении, участии земства в законодательных работах, выступали с ходатайствами о созыве всероссийского земского съезда и т. д.

Финансовой основой деятельности земств служили налоги на доходы с торгово-промышленных заведений, лесов, земель, а также доходы с имуществ и капиталов земства, пошлины за пользование учреждениями и услугами земства и т.д., к ним присоединялись пособия из казны и частные пожертвования. Основной статьей расходов являлось выполнение обязательных повинностей и финансирование органов образования и здравоохранения. Недостаточность местных средств и ограниченность источников доходов, а также административный надзор связывали работу земств. Однако и в этих условиях они успешно решали стоявшие перед ними социальные, экономические и культурные задачи, привлекая профессионально подготовленных специалистов - врачей, учителей, агрономов, техников, страховых агентов, статистиков.

Лит.: Верещагин А. Н. Земский вопрос в России: Политико-правовые отношения. М., 2002; Гармиза В. В. Подготовка земской реформы 1864. М., 1957; Захарова Л. Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1968; Морозова Е. Н. У истоков земской реформы. Саратов, 2000; Пирулова Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе. М., 1986.

См. также в Президентской библиотеке:

ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Рубрика (тематическая категория) Право

ʼʼПоложение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.ʼʼ ‑ составная часть буржуазно-демократических реформ 1860 – 70-х гг. Состоит из 56 статей. Определяло функции земских учреждений, вводило выборное и бессословное земское самоуправление.

(Извлечение)

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным поль­зам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются на­стоящим Положением.

2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть˸

I. Завелывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых на счёт земства.

Ш. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие ме­ры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церк­вей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имущества.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здра­вии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными...

7. Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, при­надлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постанов­ленное, признается недействительным.

9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого поста­новления земских учреждений, противного законам или общим государствен­ным пользам. ... Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить поста­новление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для ᴇᴦο заседаний время...

13. Уездные земские учреждения суть˸ Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.

14. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избирае­мых˸ а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.

ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ" 2015, 2017-2018.

«Положением о земских учреждениях» (1864, 1 янв.) имелось ввиду заменить господствовавшую до тех пор в областных учреждениях систему бюрократического управления, в царствование императора Николая I получившую особенно широкое применение. Опыт показал полную непригодность руководства областной жизнью по директивам из центра (из столицы). Потребности местной жизни чрезвычайно разнообразны и, сравнительно, мелочны, у каждой местности эти потребности, а равно и средства для их удовлетворения зачастую столь отличны от потребностей и средств других областей, что разобраться в них могут только местные люди, близко знакомые с ними. Русская империя разбросалась на необъятном пространстве, включила в свои пределы десятки губерний и областей с разнообразным климатом, населением, и с большого расстояния эти местные особенности стушевывались; из министерского окошка, очень от них удаленного, зачастую их совсем даже не было видно, и потому распоряжения, посылавшиеся оттуда, при всем добром желании исполнительных органов, сплошь и рядом оказывались непрактичными или ошибочными, несоответствующими ни целям, ни средствам, а кроме того еще и запоздалыми. Условия местной жизни могут хорошо знать только постоянные жители края; между тем чиновник, посылаемый в провинцию (губернатор, исправник), в лучшем случае только временный гость, несвободный в своих действиях, заинтересованный, прежде всего, в точном исполнении отданных ему предписаний; ему, наконец, прямо не усмотреть за всем. Вот почему новое Положение было построено на том, чтобы выделить дела исключительно областного характера, земские, от государственных, и передать их в ведение местных людей: лучше с ними знакомые, непосредственно заинтересованные в благополучии своего края, они, предполагалось, легче найдут средства и изыщут способы для удовлетворения его нужд.

В самом деле, центральные государственные учреждения (сенат, государственный совет, министерства) дают общие директивы, указывают направление, по какому должна идти жизнь государства во всем его целом; они дают, так сказать, политический камертон народной жизни; поэтому меры, принимаемые центральным правительством, всегда будут мерами общими, одинаковыми для всех частей государства.

Положение о земских губернских и уездных учреждениях было недостаточно совершенным. Он отражал борьбу, которая шла тогда между старыми и новыми силами российского общества. Правительство всегда держало земства на почтительном расстоянии от политической власти в строго очерченных рамках «польз и нужд уездов и губерний» Земская реформа и созданные ею органы всесословного местного самоуправления уже в 60-е гг. XIX в. привлекли к себе внимание общественности, стали объектом исследований историков и правоведов, а земская тематика прочно заняла место на страницах газет и журналов того времени. В дореволюционный период были опубликованы тысячи работ, совершенно неоднородных по характеру и объему: от небольших -- в несколько десятков строк -- заметок в популярных периодических изданиях до многотомных научных монографий..

Земские учреждения не были включены в систему государственных органов, служба в них относилась к общественным обязанностям.

Авторы Положения 1864 г. исходили из негосударственной природы земств, поэтому в нем нет указания, на какие бы то ни было государственно-властные полномочия земских учреждений. Вместе с тем, поскольку в их задачу входило решение вопросов местного самоуправления, земства наделялись правом издавать обязательные для населения постановления, облагать его сборами. Но для эффективного осуществления таких полномочий нужно было обладать властью. Авторитет же власти по-прежнему принадлежал государственным органам, прежде всего полиции. Несмотря на то, что полиция финансировалась из земских средств, она не подчинялась земствам, которые могли осуществлять меры принуждения только через полицию, одновременно решавшую вопрос о целесообразности таких мер. Ковешников Е. M. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия.- M.: Издательство НОРМА, 2001.- С. 94

Ситуацию не изменило Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г. Хотя земские учреждения стали рассматриваться как часть государственного управления и служба в земских должностях приравнивалась к государственной, но взаимоотношения с полицией остались прежними. Вероятно, правительство, опасаясь политической активности представительных учреждений на местах, не стремилось давать в их руки реальные властные механизмы.

Как показывает история, земства оказались весьма жизнеспособными. В 1865 г. они начали свою деятельность в 19 губерниях, в 186,6 - еще в девяти. К моменту Февральской революции земства действовали уже в 43 губерниях, в их орбиту было вовлечено 110 млн. россиян.

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...