Положения о международной аудиторской проверке. Положения по международной аудиторской практике


Международные стандарты аудита (ISAs) издаются Международным комитетом по аудиторской практике (IAPC). IAPC представляет собой" постоянный комитет Совета Международной федерации бухгалтеров (IFAC), который был учрежден в 1977г. и находится в Нью-Йорке. IFAC объединяет более 125 организаций-членов, представляющих свыше 1.7 млн. бухгалтеров, и членство в IFAC автоматически дает право на членство в Комитете по международным бухгалтерским стандартам (IASC), основанном в Лондоне, Две организации независимы друг от друга, первая имеет дело с аудитом, последняя - с бухгалтерским учетом.

В Предисловии к Международным стандартам аудита и сопутствующих ycлугуказывается, что Международный комитет по аудиторской практике (IAPC) занимается двумя направлениями: Международными стандартами аудита и Международными положениями по аудиторской практике.

Международные стандарты аудита - это общие руководящие материалы для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по аудиту финансовой отчетности. В них рассмотрены профессиональные качества аудиторов (такие, как компетентность и независимость), требования к аудиторским отчетам и свидетельствам.

Международные положения по аудиторской практике предоставляют аудиторам практическую помощь в применении стандартов и хорошей практики. Эти положения не имеют статуса стандартов.

Международные стандарты аудита включают в себя общие стандарты (два), рабочие стандарты (четыре) и стандарты отчётности (четыре).

Эти стандарты применимы ко всем аудиторским соглашениям. Соответствие этим стандартам очень важно для аудита. Стандарты предусматривают минимальные требования, которые должны быть соблюдены для того, чтобы аудитор мог объявить о проведении аудиторской проверки в полном соответствии с международными стандартами аудита.

Общие стандарты

Аудиторская проверка должна быть проведена объективно и с должным вниманием профессионально подготовленных людей.

Рабочие стандарты

§ Работа должна быть верно спланирована и выполнена. Если у аудитора есть помощники, их необходимо должным образом контролировать.

§ Для планирования аудиторской проверки необходимо получить информацию о структуре внутреннего контроля. В случае оценки контрольного риска ниже его максимального значения необходимо при помощи тестирования собрать достаточные соответствующие доказательства для подтверждения оценки.

§ Основой для оценки проверяемых финансовых отчётов должна быть существенная информация, полученная в ходе проверок, наблюдений, опросов, подтверждений, вычислений и анализа.

Стандарты отчётности

§ Отчёт должен содержать перечень финансовых отчётов, подверженных аудиторской проверкой, и упоминание об ответственности руководства и аудитора.

§ Отчёт должен сообщать объём охвата аудиторской проверки.

§ В аудиторском отчёте либо должно содержаться мнение аудитора о финансовых отчётах в целом, либо должны быть отражены причины, по которым это мнение не может быть выражено.

§ Заключение должно указывать на то, точно ли представлены все существенные аспекты финансового положения, результатов хозяйственной деятельности и движения денежных средств в финансовых отчётах. Заключение должно быть основано на международных стандартах финансовой отчетности или, в особых случаях, на соответствующим образом раскрытых бухгалтерских принципах. Отчёт должен ясно объяснять какие-либо оговорки в заявлении.

100- 199Вступительные аспекты

100 Предисловие к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг

110 Глоссарий терминов

120 Концептуальная основа Международных стандартов аудита

200 – 299 Ответственностъ

200 Цель иобщие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности

210 Условия соглашений по аудиту

220 Контроль качества аудиторской работы

230 Документация

240 Мошенничество и ошибки

250 Рассмотрение законов и нормативных актов при аудите финансовой отчётности

300-399 Планирование

300 Планирование

310 Знание бизнеса

320 Существенность в аудите

400-499 Внутренний контроль

400 Оценки риска и внутренний контроль

401 Аудит в среде компьютерных информационных систем

402 Вопросы аудита субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций

500 -599 Аудиторское доказательство

500 Аудиторское доказательство

501 Аудиторское доказательство - дополнительные вопросы, касающиеся конкретных статей

510 Первоначальные соглашения - начальные сальдо

520 Аналитические процедуры

530 Аудиторская выборка и другие выборочные процедуры тестирования

540 Аудит бухгалтерских оценок

550 Связанные стороны

560 Последующие события

570 Непрерывная деятельность

580 Представления руководства субъекта

600 - 699 Использование работы других

600 Использование работы другого аудитора

610 Рассмотрение работы службы внутреннего аудита

620 Использование работы эксперта

700- 799 Аудиторские выводы и представление отчётности

700 Аудиторский отчет по финансовой отчётности

710 Сравнительные показатели



720 Прочая информация в документах, содержащих аудированную финансовую отчётность

800 - 899 Специализированные области

800 Аудиторский отчет по соглашениям на аудит специального назначения

810 Проверка перспективной финансовой информации

900 - 999 Сопутствующие услуги

910 Соглашение по обзору финансовой отчётности

920 Соглашение по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации

930 Соглашение по компиляции финансовой информации

1000 - 1100 Положения по международной аудиторской практике

1000 Межбанковские процедуры подтверждения

1001 Среда КИС - автономные микрокомпьютеры

1002 Среда КИС – интерактивные компьютерные системы

1003 Среда КИС - системы баз данных

1004 Взаимодействие инспекторов банковского надзора с внешними аудиторами

1005 Особенности аудита малых предприятий

1006 Аудит международных коммерческих банков

1007 Взаимоотношения с руководством субъекта

1008 Оценки риска и внутренний контроль – характеристики КИС и связанные с ними вопросы

1009 Методы аудита с использованием компьютеров

1010 Рассмотрение вопросов среды в аудите финансовой отчетности

1011 Применение для руководства и аудиторов 2000 года

Международные положения по аудиторской практике оказывают практическую помощь аудиторам при внедрении стандартов и содействуют внедрению хорошей практики. Указанные положения не выполняют функций стандартов.

921 Соглашение по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации

931 Соглашение по компиляции финансовой информации

2. Характеристика Международных стандартов аудита

В целом стандарты по аудиту регламентируют организацию и осуществление аудиторской деятельности. Каждый из стандартов регламентирует конкретный либо участок, либо вид аудиторской деятельности.

Стандарты аудита раскрывают цель и общие принципы аудита финансовых отчетов. В связи с тем, что важнейшим из всех видов аудиторских работ является подтверждение достоверности финансовой отчетности, то это носит социальный характер, т.к. публикация абсолютно достоверной финансовой отчетности является очень важной в целом для общества.

Стандарт «Контроль качества аудиторской деятельности». Данный стандарт регламентирует порядок осуществления контроля за качеством аудиторской деятельности как со стороны клиента, так и со стороны самих аудиторских организаций. Кроме того, определенный контроль в этом плане осуществляют палаты аудиторов. Наибольшую заинтересованность в контроле за качеством аудиторской деятельности должны проявлять сами аудиторские организации. В первую очередь это должно проявляться в подборе кадров, привлекаемых для выполнения аудиторских работ.

Для того, чтобы постоянно контролировать профессиональный уровень своих работников, каждая аудиторская организация обязана обеспечивать их всеми изменениями в области законодательной базы, а также в организации и ведении бухгалтерского и налогового учета.

Контроль за качеством аудиторской деятельности со стороны клиента предполагает, что клиент оценивает действия аудиторов в ходе выполнения работ с точки зрения соблюдения действующих нормативов, а главное – это отсутствие штрафных санкций со стороны налоговых служб после проведения аудиторской проверки.

Контроль за качество аудиторской деятельности со стороны палат аудиторов заключается в том, что именно они в первую очередь обязаны обеспечивать аудиторские организации всеми изменениями в законодательной базе. Кроме того, Республиканская палата аудиторов, ответственная за выдачу сертификатов, несет ответственность за уровень профессиональной подготовленности аудиторов.

Стандарт «Документация». Данным стандартом регламентируются требования, предъявляемые к работе с документами. Всю документацию, используемую в процессе проведения аудита, можно подразделить на документацию клиента и документацию, составляемую непосредственно аудиторами в процессе аудиторской деятельности – эта документация носит название рабочих документов аудиторов.

Вся документация должна быть использована аудиторами таким образом, чтобы была обеспечена ее полная сохранность и конфиденциальность содержащейся в ней информации. Поэтому в зависимости от организации проведения аудита эти условия обеспечивает либо клиент, если проверка производится непосредственно на предприятии, либо аудиторская организация, если проверка производится непосредственно в ней.

В тех случаях, когда проверка документов клиентов производится в аудиторской организации, документы должны быть переданы в нее на основании акта, подписанного сторонами. Возврат проверенных документов также должен быть произведен на основании акта.

Передаваемые для проверки документы должны быть подготовлены к передаче. Это значит, что они должны быть пронумерованы, систематизированы и переплетены таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность. На каждой передаваемой папке должно быть указано фактическое количество документов, а в акте поименованы все передаваемые папки с указанием количества документов в них.

Рабочие документы аудиторов создаются ими и используются для соответствующих выводов и заключений по результатам проверки. Разные аудиторские фирмы могут использовать создаваемые ими специальные бланки таких рабочих документов.

Рабочие документы аудиторов представляют собой:

· текущие записи,

· результаты наблюдений,

· результаты полученных ответов на запросы,

· письменные объяснения должностных лиц на вопросы аудиторов и т.д.

Как правило, рабочие документы аудиторов должны храниться вместе с ксерокопиями отдельных документов клиента в специальных файлах, создаваемых на каждого клиента, с которым аудиторская организация осуществляет аудиторскую деятельность.

Стандарт «Соблюдение законов и положений при аудите финансовых отчетов. В соответствии с этим стандартом соблюдение законов и положений в равной степени относится как к аудируемому субъекту, так и к самой аудиторской организации.

По отношению к аудиторской организации важнейшим условием ее деятельности является соблюдение положений закона «Об аудите». В связи с тем, что аудиторская организации являются обычными хозяйствующими субъектами, то на них в равной степени распространяются действия всех законодательных актов в сфере экономики. Поэтому аудиторские организации в первую очередь сами обязаны соблюдать требования этих законов.

Проведение аудиторской проверки на хозяйствующих субъектах предполагает, что аудиторы обязаны установить, на сколько проверяемый ими субъект соблюдает положения действующего законодательства в своей деятельности. Поэтому в случае установления каких-либо нарушений, аудиторы обязаны довести до сведения руководства этого субъекта информацию о выявленных нарушениях. Поскольку речь идет о нарушениях законов, то аудиторы обязаны сослаться на подпункт, пункт, статью соответствующего закона с обязательным указанием того, к каким последствиям может привести выявленное нарушение. В зависимости от того, является ли это нарушение со стороны клиента умышленным или неумышленным, будут находиться действия как аудитора, так и аудируемого субъекта.

При неумышленном нарушении и наличии возможности его устранения аудитор может выдать клиенту рекомендации по устранению этих нарушений.

В случае, если нарушение допущено клиентом умышленно и клиент не воспринимает рекомендации аудитора, то в зависимости от реальной ситуации аудитор имеет право либо выдать отрицательный аудиторский отчет, либо отказаться от выдачи отчета.

Стандарт «Планирование». Этот стандарт регламентирует вопросы планирования аудиторской деятельности как со стороны аудиторской организации, так и со стороны клиента.

Со стороны клиента планирование должно предполагать возможные сроки проведения аудита, а также период времени, в течение которого должен быть проведен аудит.

Со стороны аудиторской организации планирование ее деятельности предполагает, во-первых, перспективное планирование, т.е. на один год или на более отдаленные перспективы, а также на квартал, месяц и на конкретный объект.

При планировании должны учитываться имеющийся состав работников, уровень их профессионализма, а также те виды аудиторских работ и услуг, которые должны быть выполнены.

По каждому конкретному объекту аудита в зависимости от того, каким составом исполнителей будет выполняться работа, необходимо предусмотреть распределение объемов работ между исполнителями с учетом того, чтобы весь объем работы был выполнен в срок, предусмотренный договором. При таком распределении работ необходимо учесть, что аудиторская проверка может быть подразделена на самостоятельные этапы ее проведения, например такие, как:

Стандарт «Знание бизнеса клиента». Знание бизнеса клиента необходимо аудиторской организации практически при выполнении любых видов аудиторских работ или оказании услуг. Это проявляется в том, что в процессе проведения аудита необходимо знать специфику деятельности клиента, специфическую особенность налогообложения в этой деятельности, законодательно-нормативные акты, регламентирующие эту деятельность, и т.д. Однако, уровень знания бизнеса клиента должен быть разным в зависимости от того, какие именно виды услуг оказывает клиенту аудиторская организация.

Наиболее высоким уровень этих знаний должен быть в том случае, если аудиторская организация выполняет для своего клиента расчеты, связанные с экономическим прогнозированием. В такой ситуации в дополнение к общим сведениям о знании бизнеса клиента необходима дополнительная информация о том, кто является важнейшими конкурентами, о реальном их финансовом положении, о тех методах управления, технологии производства, научно-технических достижениях, которые используются конкурирующими фирмами. Необходимо изучить информацию о возможных рынках сбыта.

Расчеты, связанные с экономическим прогнозированием в основном выполняются при помощи экономико-математических методов. Важнейшими из них являются корреляционно-регрессионный анализ, а также методы теории игр и массового обслуживания. При использовании метода корреляционно-регрессионного анализа, прежде всего, изучается теснота взаимосвязи между разными экономическими показателями, оказывающими влияние как друг на друга, так и на конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Спецификой этого метода является тот факт, что результаты расчетов могут быть наиболее достоверными только при условии массовости исходной информации, используемой для расчетов. Поэтому количество наблюдений, на основе которых можно приступать к выполнению расчетов, должно составлять не менее 8-10.

Стандарт «Оценка рисков и внутренний контроль» . В связи с тем, что проверка хозяйственной деятельности аудируемого субъекта во многих случаях производится выборочным путем, то возникает вероятность возникновения аудиторского риска.

    Юридическую и организационную структуру клиента, копии юриди­ческих документов, соглашений и протоколов, информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой клиент осуществляет свою деятельность.

    План и программу аудиторской проверки и любые изменения к ним, доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, доказательства, подтверждающие оценку рисков и любые корректировки данной оценки, доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы внутреннего аудита и сделанные выводы.

    Юридическую и организационную структуру клиента

    копии юриди­ческих документов, соглашений и протоколов

    Ответы А и В

2. Какой орган в мфб занимается разработкой и опубликованием стандартов и положений по аудиту и сопутствующим услугам:

    комитет государственного сектора;

    совет по международным стандартам аудита и уверенности;

    совет по международным стандартам финансовой отчетности.

    совет по международным стандартам статистической отчетности.

    комитет аудиторского сектора

3.Положения по международной аудиторской практике имеют:

    обязательный характер к исполнению всеми странами-членами МФБ;

    обязательный характер к исполнению международными аудиторскими организациями

    необязательный характер

    нет правильного ответа

4.Какими документами определены национальные стандарты аудита:

    нормативными актами;

    законами;

    уполномоченным органом данной страны;

    все ответы верны;

    нет верного ответа

5. Определите термин «аудиторская выборка» в соответствии со стандартом 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочной проверки»:

    отбор статей финансовой отчетности для проверки;

    применение аудиторских процедур в отношении менее чем 100% статей, включенных в сальдо счета или класс операций;

    определенный отбор статей, включенных в сальдо счета или класс операций

    применение аудиторских процедур в отношении менее чем 100% статей, включенных в сальдо счета

    применение аудиторских процедур в отношении менее чем 100% статей, включенных в сальдо счета или класс операций;

6.Согласно МСА-540, какие оговорки в аудиторском заключении возможны по выявленным существенным оценочным значениям?

    мнение аудитора о допущениях (утверждениях) руководства проверяемого лица используемых для расчета (определения) оценочных значений;

    мнение аудитора о правильности расчетов оценочных значений;

    Ответы А и В

7. В чем сущность взаимосвязи МСА с МСФО:

    единство терминологии;

    между МСА и МСФО нет взаимосвязи.

    МСФО не является критерием соответствия проверяемой отчетности установленным требованиям, подтверждаемого в процессе аудита;

    МСФО является критерием соответствия проверяемой отчетности установленным требованиям, подтверждаемого в процессе аудита;

    Ответы А и D

8. В каких случаях разрешается не соблюдать МСА при проведении аудита:

    по усмотрению аудиторской организации;

    согласно действующему национальному законодательству в области учета и аудита;

    в исключительных случаях, ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами, но при этом аудитор должен аргументировать такое отступление от МСА;

    в исключительных случаях, ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами;

    Нет верного ответа

9. Согласно международным правилам термин «степень надежности» при оценке применения аналитических процедур означает:

    степень, в которой следует полагаться на результаты аналитических процедур;

    степень надежности аудиторских доказательств;

    надежность выводов аудитора при использовании аналитических процедур

    способность аудитора выполнить аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах;

    Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-30

    Заказать написание уникльной работы

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 13. Положения по международной аудиторской практике (ПМАП)

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В теме 13 « ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Положения по международной аудиторской практике (ПМАП) " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">» рассматриваются шесть положений:

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Среда ИТ - автономные персональные компьютеры (1001) " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Среда ИТ - онлайновые компьютерные системы (1002) " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Средства ИТ - системы баз данных (1003).

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. Оценка рисков и системы внутреннего контроля - характеристика КИС и связанные с ними вопросы (1008).

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Методы аудита с помощью компьютеров (1009).

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Особенности аудита малых предприятий (1005).

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Главное назначение ПМАП заключается в предоставлении практической помощи аудиторам в соблюдении стандартов и обеспечении надлежащей аудиторской практики.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В настоящее время действуют 11 ПМАП. Пять из них (1001, 1002, 1003, 1008, 1009) посвящены вопросам использования компьютеров при проведении аудита; три (1000, 1004, 1006) - особенностям проведения банковского аудита; одно положение (1005) касается особенностей аудита малых предприятий; одно (1012) относится к аудиту производственных финансовых инструментов и одно (1011) посвящено аудиту экономических вопросов при аудите финансовой отчетности.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тот факт, что почти половина (пять ПМАП) посвящена вопросам использования компьютеров в процессе проведения аудита, объясняется широким распространением ПК в различных областях научной практики, включая бухгалтерский учет, анализ и аудит. Три положения (1001, 1002, 1003) посвящены влиянию ПК на систему бухгалтерского учета, одно (1008) относится к системе рисков и системе внутреннего контроля в условиях компьютерной информационной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля и еще один ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(1009) - к проведению аудита с помощью компьютеров.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Положение ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">« ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Среда ИТ ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">— ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">автономные персональные компьютеры (1001)» ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">посвящено описанию влияния автономных ПК на систему бухгалтерского учета и связанные с ней средства внутреннее контроля, а также на процедуры аудита. Положение включает пять разделов: введение; автономные ПК; средства внутреннего контроля в среде автономных ПК; влияние автономных ПК на систему бухгалтерского учета и связанные с ней средства внутреннего контроля; влияние среды автономных ПК на процедуры аудита.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Автономные персональные компьютеры используются для обработки данных бухгалтерского учета и подготовки отчетов как одним, так и несколькими пользователями. Для оценки рисков и объема средств контроля, которые необходимы для снижения рисков, существенное значение имеет организационная структура, в которой используются ПК.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ПК ориентированы на отдельных конечных пользователей. Степень точности и надежности производимой ими финансовой информации будет частично зависеть от средств внутреннего контроля, применяемых пользователем добровольно или по предписанию руководства.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Аудитор должен рассматривать организационную структуру субъекта и особенно распределение обязанностей по обработке данных, а также другие вопросы: как хранятся ПК (есть ли у них защита от физического воздействия, установлен ли блокирующий механизм, контролирующий доступ к включателю), как обеспечивается безопасность программ и сведений по бухгалтерскому учету и отчетности. Обращается внимание на непрерывность функционирования компьютерной системы.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Влияние ПК на систему бухгалтерского учета и связанные с ней риски зависят от степени использования ПК, типа и значимости обрабатываемой финансовой информации, типа используемых программ.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Влияние среды автономных ПК на процедуры аудита состоит в том, что применение достаточных средств контроля по сокращению рисков невыявления ошибок до минимального уровня может оказаться для руководства непрактичным или неэффективным по затратам. Данное положение используется наряду с другими для создания национальных стандартов по компьютеризации аудиторской деятельности

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Среда ИТ - ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">онлайновые компьютерные системы (1002)» ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - положение, которое не устанавливает новых базовых принципов или необходимых процедур. Его основная цель - оказание помощи аудиторам и развитие хорошей практики посредством представления руководящих указаний по применению МСА в случаях, когда для создания информации, являющейся существенной для финансовой отчетности субъекта, используются автономные персональные компьютеры (ПК).

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Данное положение позволяет аудиторам применять профессиональное суждение о том, в какой мере процедуры аудита, описанные в данном положении, соответствуют принципам МСА и конкретным обстоятельствам аудируемого лица. Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) одобрил данное положение по международной аудиторской практике в июле 2001 г.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В положении рассмотрено влияние онлайновых компьютерных систем на систему бухгалтерского учета и связанные с ней средства внутреннего контроля, а также на процедуры аудита. Оно включает шесть разделов: онлайновые компьютерные системы; виды онлайновых компьютерных систем; характеристика онлайновых компьютерных систем; внутренний контроль онлайновых компьютерных систем; влияние онлайновых компьютерных систем на систему бухгалтерского учета и связанные с ней средства внутреннего контроля; влияние компьютерных систем на процедуры аудита.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Онлайновые компьютерные системы позволяют пользователю получить доступ к данным и программам непосредственно через терминальные устройства. Эти системы используют различные типы терминальных устройств. Выполняемые ими функции весьма разнообразны и зависят от заложенных в них возможностей по логике работы, передаче, хранению и обработке данных.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Средства ИТ - системы баз данных (1003)» ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - данное положение, как и предыдущее, посвящено применению персональных компьютеров в аудиторской деятельности. В нем описывается влияние систем баз данных на систему бухгалтерского учета, связанные с ней средства внутреннего контроля и процедуры аудита. Положение включает пять разделов: систем баз данных; характеристики системы базы данных; внутренний контроль в среде баз данных; влияние баз данных на систему бухгалтерского учета и соответствующие средства внутреннего контроля; влияние баз данных на процедуры аудита.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">База данных представляет совокупность данных, совместно используемых в различных целях разными пользователями. Каждый пользователь имеет доступ к информации, которая представляется для него существенной. Система баз данных включает два компонента: базу данных и систему управления базой данных (СУБД). Системы баз данных взаимодействуют с другими техническими средствами и программным обеспечением, входящими в общую компьютерную систему.

    При использовании субъектом системы базы данных разрабатываемая технология является довольно сложной и должна увязываться со стратегическим бизнес-планом объекта. Аудитору могут потребоваться специальные умения в области ИТ, для того чтобы сделать необходимые запросы и понять смысл полученных результатов. В этом случае он может рассмотреть возможность привлечения эксперта (см. МСА 620 «Использование работы эксперта»).

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Положение «Оценка рисков и системы внутреннего контроля - ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">характеристика КИС и связанные с ними вопросы (1008)» ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">— ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">описывает различные среды компьютерных информационных систем (КИС) и их воздействие на системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также на аудиторские процедуры. В свою очередь среда компьютерных информационных систем определяется в МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем».

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На основе данного положения разработано российское правило (стандарт) «Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем», которое успешно применяется в российской аудиторской практике.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Международное положение «Оценка рисков и система внутреннего контроля - характеристика КИС и связанные с ними вопросы» включает девять разделов: организационная структура; характер обработки; структурные и процедурные аспекты; внутренний контроль в среде КИС; общий контроль КИС; контроль применения КИС; обзор общего контроля КИС; обзор контроля применения КИС; оценка. Данное положение целесообразно применять для крупных хозяйственных субъектов, где используются сложные системы внутреннего контроля и персональные компьютеры.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Внутренний контроль компьютерной обработки данных, который помогает достигать общих целей внутреннего контроля, включает как процедуры, проводимые с помощью ручной обработки, так и процедуры, встроенные в компьютерные программы.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Методы аудита с помощью компьютеров (1009)» ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - положение, призванное оказать помощь аудиторам при использовании персональных компьютеров для проведения аудиторских проверок на различных экономических субъектах. Положение включает четыре раздела: описание методов аудита с помощью компьютеров (МАПК); рассмотрение использования МАПК; использование МАПК; использование МАПК в среде ИТ малого субъекта.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На основании данного положения разработано российское правило (стандарт) «Проведение аудита с помощью компьютеров», которое успешно применяется в российской аудиторской практике.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">С помощью МАПК можно повысить эффективность процедур аудита, а также использовать их в качестве реальных тестов средств контроля и процедур проверки по существу в ситуациях, когда отсутствуют входящие документы или видимые документальные свидетельства аудита либо когда генеральная совокупность или объемы отобранной совокупности достаточно велики.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В данном положении рассмотрены методы проведения аудита с помощью компьютеров, в том числе компьютерных инструментов, получивших общее название МАПК. В свою очередь методы аудита с помощью компьютеров могут быть использованы при выполнении различных процедур аудита, включая:

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> детальные тесты операций и сальдо;

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> аналитические процедуры;

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тесты общих средств контроля;

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> программы отбора совокупности, обеспечивающие выбор данных для аудиторских тестов;

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> тестирование прикладных средств контроля;

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> пересчет данных, ранее осуществленных системами бухгалтерского учета субъекта.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Использование МАПК необходимо учесть аудиторам при составлении плана и программы проведения аудита.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Особое внимание в положении уделено использованию МАПК в среде информационных технологий малых экономических субъектов. Это связано с тем, что на этих субъектах:

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> уровень общих средств контроля может быть таковым, что аудитору придется в меньшей степени полагаться на систему внутреннего контроля;

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> применение МАПК может оказаться нецелесообразным;

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> определенные программы не смогут работать на устаревших моделях компьютеров этих субъектов.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Краткий обзор положений, посвященных использованию персональных компьютеров, компьютерных информационных систем (КИС) и компьютерной обработки данных (КОД) в аудиторской деятельности показал, что эти аспекты в период всеобщей компьютеризации и использования информационных технологий являются наиболее существенными.

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Из других положений по международной аудиторской практике, используемых для проведения аудиторских проверок небольших организаций и предприятий России, представляет интерес положение ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Особенности аудита малых предприятий (1005)» ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. В нем приводятся основные характеристики малых предприятий, комментарии по применению Международных стандартов аудита (особенности планирования, документирования, выбора аудиторских процедур и др.), что позволяет учесть эти аспекты в аудиторской практике. На основании этого положения в России разработано правило (стандарт) «Особенности аудита малых экономических субъектов».

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для изучения этой темы необходимо проработать главу 2 учебного пособия: Стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» /В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова; Под ред. проф. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТ-ДАНА, 2004.-286 с., а также главы 8 и 16 учебника, подготовленного преподавателями кафедры «Аудит» ВЗФЭИ: Аудит: Учебник для вузов/ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; под ред. проф. В.И. Подольского.-3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003.- 583 с.

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для самоконтроля и проверки усвоения материалов данной темы и в целях подготовки к экзаменационному зачету, студенту необходимо ответить на следующие вопросы:

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Какое количество ПМАП существует в настоящее время?.

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Какое количество ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">посвящено вопросам использования компьютеров при проведении аудита?

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Какое количество ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">посвящено особенностям проведения банковского аудита?

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Какое количество ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">посвящено особенностям аудита малых предприятий?

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Какое количество ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">посвящено аудиту производственных финансовых инструментов?

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Какое количество ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">посвящено аудиту экономических вопросов при аудите финансовой отчетности?

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Контрольные задания (тесты)

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Какой номер имеет ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Среда ИТ - автономные персональные компьютеры " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(1001);

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) (1002);

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) (1003).

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Сколько ПМАП действуют в настоящее время.

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) 10;

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) 11;

    ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) 12.

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Сколько ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">посвящено аудиту экономических вопросов при аудите финансовой отчетности.

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) 1;

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) 3;

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) 5.

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. Как называется ПМАП под номером ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(1012).

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">особенности аудита малых предприятий " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">;

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">аудит производственных финансовых инструментов " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">;

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) с ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">редства ИТ - системы баз данных " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Какой номер имеет ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Особенности аудита малых предприятий (1005).

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) (1002);

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) (1005);

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) (1009).

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Как называется ПМАП под номером ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(1002).

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) с ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">реда ИТ - автономные персональные компьютеры " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">;

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">оценка рисков и системы внутреннего контроля - характеристика КИС и связанные с ними вопросы " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">;

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) с ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">реда ИТ - онлайновые компьютерные системы " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">7. Сколько ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">посвящено вопросам использования компьютеров при проведении аудита;

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) 1;

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) 3;

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) 5.

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">8. Какой номер имеет ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Средства ИТ - системы баз данных.

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) (1002);

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) (1003);

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) (1005).

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">9. Как называется ПМАП под номером ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(1008).

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">оценка рисков и система внутреннего контроля " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">;

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">влияние ПК на систему бухгалтерского учета " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">;

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) проведение аудита с помощью компьютеров.

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">10. Какой номер имеет ПМАП ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Методы аудита с помощью компьютеров.

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) (1001);

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) (1008);

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) (1009).

    Проведение процедур межбанковского подтверждения

    Рекомендации по проведению названных процедур, изложенные в ПМАП 1000 "Процедуры межбанковского подтверждения", адресованы внешним аудиторам, внутренним банковским аудиторам и инспекторам банков. Подтверждение представляет собой ответ на просьбу подтвердить информацию, содержащуюся в бухгалтерских записях, и является ценным видом аудиторских доказательств, полученных от независимого источника. При этом источниками выступают:

    Другие банки в стране, резидентом которой является проверяемый банк;

    Другие банки в зарубежных странах;

    Клиенты проверяемого банка.

    Подтверждения могут потребоваться в отношении:

    Показателей бухгалтерского баланса;

    Забалансовых статей;

    При составлении запроса аудитор учитывает следующие факторы, касающиеся проверяемой стороны:

    Существенность размера остатков по счетам;

    Объем деятельности;

    При проведении процедур межбанковского подтверждения не практикуется форма запроса в виде предложения направлять ответ только в том случае, если предоставленная в письме информация является неверной или неполной; аудитору важно получить ответы на все запросы.

    Аудитору рекомендуется направлять запрос в головной офис банка, а не в какие-либо подразделения, которые предположительно владеют необходимой информацией, так как предположения аудитора могут оказаться неправильными. Запрос обязательно авторизуется проверяемым (запрашивающим) банком. Письма-запросы могут направляться в разное время в зависимости от степени срочности требуемой информации. Для лучшего понимания запроса в письмо включаются:

    Описание характера запрашиваемой статьи, операции, информации, а также указание суммы и валюты;

    Дата возникновения и погашения обязательства, условия проведения операции.

    Взаимодействие внешних аудиторов с инспекторами по банковскому надзору

    В 1989 г. Комитетом по международной аудиторской практике (КМАП) и Базельским комитетом инспекторов, включающим представителей центральных банков и надзорных органов из стран Европы и США, было утверждено ПМАП 1004 "Взаимодействие инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов".

    Обязанности руководства банка, помимо непосредственно касающихся ведения бизнеса, заключаются в:

    Организации надлежащих систем контроля;

    Осмотрительности при проведении операций;

    Руководство банка несет ответственность за:

    Подготовку финансовой отчетности и обеспечение аудитора банка и органов надзора информацией, влияющей на содержание отчетности;

    Организацию и эффективность работы подразделения внутреннего аудита, его кадровое и технические обеспечение;

    Функции инспектора по банковскому надзору состоят в защите интересов банковских вкладчиков путем проверки соблюдения предъявляемых требований, таких, как:

    Честность, высокая квалификация и опыт лиц, осуществляющих контроль и управление деятельностью банка;

    Достаточность капитала для покрытия банковских рисков; создание резервов на покрытие возможных убытков по безнадежной и сомнительной задолженности;

    Методы, применяемые для выполнения этих функций инспекторами, могут быть следующими:

    Проведение регулярных интервью с руководством банка;

    Периодические выездные проверки;

    Инспектора могут воздействовать на банки с помощью следующих мер:

    Отзыв лицензий у банков, нарушающих установленные требования.

    В дополнение к обязательным требованиям по оформлению выводов аудитору банка рекомендуется составить для руководства письменный отчет, который будет содержать замечания о недостатках внутреннего контроля, других упущениях, не влекущих за собой модификацию аудиторского заключения.

    Взаимоотношения инспектора и аудитора банка складываются на основе аналогичных интересов и объектов исследования.

    Инспектор, используя проверенную аудитором отчетность, должен учитывать цели работы аудитора и некоторую субъективность аудиторских суждений. Информация, предоставляемая аудитором в письмах и отчетах руководству банка, может эффективно использоваться инспектором для получения более широкого представления о различных сторонах деятельности банка. Сведения, поступающие от органа надзора руководству банка, могут использоваться аудиторами в следующих целях:

    Независимая оценка инспекторов подтверждает достаточность резервов для покрытия убытков по безнадежной и сомнительной задолженности;

    Установленные инспектором специальные нормативы могут быть использованы при проведении аналитических процедур;

    Могут возникнуть обстоятельства, при которых аудитор или инспектор сочтут необходимым довести информацию до сведения другой стороны. В частности, аудитор может выразить мнение о соблюдении:

    Условий лицензирования, установленных требований и нормативов, включенных в отчеты;

    Требований законодательства при проведении банком операций, проверенных аудитором;

    Применение МСА при аудите международных коммерческих банков

    Рекомендации по применению МСА при проверке коммерческих банков, деятельность которых выходит за национальные границы, отражены в ПМАП 1006 "Аудит международных коммерческих банков" (в настоящее время это положение носит название "Аудит финансовых отчетов банков").

    При формировании условий договоренности об аудите международного коммерческого банка аудитор должен принять во внимание следующие факторы:

    Наличие достаточных специальных знаний в важных для аудита областях банковского дела;

    Адекватность специальных знаний в области используемых проверяемым банком компьютерных информационных систем и систем электронного перевода денежных средств;

    При оценке неотъемлемого риска аудитор должен учесть, что деятельности банка присущи риски, связанные с банковскими продуктами и услугами, а также операционные риски.

    1 Риски, связанные с банковскими продуктами и услугами:

    Кредитный риск (1) это - риск невыполнения клиентом или партнером обязательств в полной сумме в установленный срок или когда-либо в будущем.

    Страновой (2)(трансфертный) риск это - риск того, что иностранный контрагент или клиент не покроет свое обязательство из-за различных внешних факторов, присущих иностранному государству.

    Риск замещения (3) это - риск возникновения убытков в результате замещения операции по невыполненному клиентом или контрагентом контракту другой операцией по рыночной цене

    Риск расчетов(4) это риск потери основной суммы долга в полном объеме при погашении операции без получения суммы от клиента или контрагента.

    Риск процентной ставки (5) это - риск убытка, возникающий в результате зависимости прибыли от будущих изменений процентных ставок

    Риск ликвидности (6) это- риск убытка, возникающего в результате отсутствия достаточных средств для погашения своих обязательств

    Валютный риск (7) это- риск убытка, возникающего в результате изменений в курсах валюты, в которой исчисляются активы и обязательства

    Рыночный риск (8) это- риск убытка вследствие изменения рыночных цен инвестиций

    Фидуциарный риск (9) это -риск убытка, возникающего в результате неспособности обеспечить сохранность собственных активов или доходность доверенного другой стороной имущества

    Организационная структура (10) это- персонал, занимающийся обработкой данных, может иметь неограниченный и неконтролируемый доступ к программному обеспечению, вносить несанкционированные изменения в программы и данные учета.

    Отсутствие первичных документов (11) - это данные могут вводиться без сопроводительных документов и письменного разрешения на проведение операции.

    Отсутствие визуальных следов операций (12) - это данные существуют только в компьютерных файлах; невозможно проследить этапы проведения операции.

    Отсутствие визуального результата (13) - это результаты обработки не всегда распечатываются, что затрудняет контроль правильности оформления операции в учете.

    Последовательность выполнения (14) - это большая надежность результатов обработки данных в случае введения в систему всех операций и обстоятельств; отрицательное воздействие, оказываемое недостаточно отлаженной программой, допускающей систематические ошибки.

    При выражении мнения о финансовой отчетности международного коммерческого банка аудитор должен учитывать необходимость:

    Следования специальным формам и терминологии, определенным законодательством;

    Корректировки счетов иностранных филиалов и дочерних компаний в соответствии с принципами учета, применяемыми головным банком;

    Любая человеческая деятельность должна протекать в определенных рамках и руководствоваться определенными правилами. Стандарты и нормативы аудита относятся ко второй группе документов, регулирующих аудиторскую деятельность. Стандарты выполняются независимо от условий, в которых проводится аудит, не меняются в зависимости от времени аудиторской проверки, а процедуры могут быть разными при различной сложности системы учета (компьютерная или нет), видах проверяемого предприятия и при других конкретных условиях. Поэтому в аудиторских отчетах указывается, что проверка выполнена в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами.

    Под стандартами в теории и практике аудита понимают основные правила или основополагающие принципы аудиторских процедур. Данный минимум правил помогает аудитору определить масштаб аудиторских процедур и методику их проведения, является критерием оценки результатов аудиторской проверки. Стандарты аудита позволяют поддерживать аудиторскую деятельность на должном уровне, заставляют аудиторов постоянно повышать свои знания и квалификацию, обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций, рационализируют и облегчают аудиторскую работу. Они состоят из четырех взаимозависимых последовательных частей: основных постулатов, общих стандартов, рабочих стандартов и стандартов отчетности. Эти стандарты являются скелетной схемой, которой следует придерживаться при проведении аудиторской проверки, в том числе и автоматизированных систем.

    Международные стандарты аудита (МСА) подготовлены в целях унификации подходов к аудиту в международном масштабе и повышения уровня профессионализма в тех странах, где уровень аудита ниже общемирового. Разработкой МСА занимается Комитет по международной аудиторской практике, который действует на правах постоянного автономного комитета при Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

    Для регулирования аудита МСА используют 153 профессиональных ассоциаций из 113 ассоциаций. Некоторые страны официально приняли МСА в качестве национальных стандартов. Большинство стран, в том числе и Россия, применяют МСА как методологическую основу создания национальных стандартов. Подобный подход обеспечивает учет мирового опыта аудиторской деятельности, сопоставимость результатов аудита, выполненного в различных странах, способствует повышению качества аудиторской деятельности и профессионального уровня аудиторов.

    Международная федерация бухгалтеров - МФБ (IFAC), была создана в 1977 г. Эта организация действует на основании конституции.

    В конституции МФБ записано, что ее основная цель - развитие бухгалтерской профессии на основе гармонизированных стандартов и предоставление обществу качественных услуг в области бухгалтерского учета и аудита.

    С этой целью Совет МФБ учредил Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который должен заниматься разработкой стандартов и положений в области финансового аудита и сопутствующих ему услуг. аудиторский бухгалтерский стандарт

    Для оказания аудиторских услуг в международном масштабе МФБ создала объединение, которое называется "Форум фирм". В эту компанию вошли представители 23 транснациональных аудиторских фирм. Целью образования "Форума фирм" является надзор и разработка нового международного режима регулирования аудита с помощью нового глобального стандарта качества, создаваемого на основании существующих МСА и Кодекса этики.

    Для ускорения работ по развитию МСА Совет МФБ финансирует работы, проводимые КМАП. Важнейшими направлениями этой работы являются: 1) пересмотр отдельных МСА и Положений по международной аудиторской практике (ПМАП); 2) разработка стандартов по услугам, предусматривающим выдачу аудиторских гарантий, которые должны отразить переход аудиторской практики с "подтверждения" на "гарантирование"; 3) пересмотр рекомендаций в отношении аудиторских проверок коммерческих банков; 4) публикация МСА по производным ценным бумагам.

    Международные стандарты аудита (МСА) - это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг МСА предназначены для аудита финансовой отчетности, а также сопутствующих услуг, которые проводятся в ходе аудита.

    МСА представляют собой сборник документов, в который входят: введение, Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, глоссарий терминов и собственно международные стандарты аудита, которые состоят из 10 разделов. Эти 10 разделов четко структурируют финансовый аудит по основным аспектам, ориентируясь на процедуру как важнейший элемент аудита. МСА классифицированы по следующим основным разделам: I. Вводные аспекты. II. Обязанности. III. Планирование. IV. Внутренний контроль. V. Аудиторские доказательства. VI. Использование работы третьих лиц. VII. Аудиторские выводы и подготовка отчетов. VIII. Специализированные области. IX. Сопутствующие услуги. X. Положения по международной аудиторской практике (ПМАП).

    МСА охватывают все основные, существующие в настоящее время аспекты финансового аудита. Здесь представлены системно и в соответствующей последовательности все процедуры аудита, состав аудиторских услуг, специфические области аудита и порядок составления аудиторских отчетов.

    С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран и превращением отдельных аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе.

    В условиях рынка предприятия кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций.

    Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию.

    Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

    Собственники и, прежде всего, коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

    Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

    Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

    Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

    • - возможность поступления необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
    • - зависимость последствий принятых решений (они могут быть весьма значительными) от качества информации;
    • - необходимость специальных знаний для проверки информации;
    • - частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

    Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.

    Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.

    Для качественного и успешного проведения аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

    Правила (стандарты) аудита - это общие руководящие нормы и правила, которые помогают аудиторам выполнять их обязанности по проведению проверок, и регламентирующие основные принципы и особенности аудиторской деятельности.

    Кроме того, в некоторых странах, наряду со словом "Стандарт", используются другие словосочетания, например, "Положения по практике аудита" (Англия) или "Профессиональные нормы и комментарии" (Франция).

    В аудиторских стандартах подробно описаны все требования, которые нужно выполнять в ходе аудита; как планировать работу, правильно знакомиться с бизнесом клиента, изучать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, также определяется степень существенности для ошибок, объясняется, как собирать и оценивать аудиторские доказательства, проводить выборочную проверку, наконец, делать аудиторские заключения.

    Применение стандартов является своеобразной гарантией качества аудиторских услуг.

    На западе проведение аудита без стандартов исключено, поскольку там аудит рассматривается как процедура подтверждения достоверности отчетности, и такая процедура должна быть именно стандартизирована, а не сводиться к бессистемному поиску отдельных, часто мелких и незначительных решений.

    Разработкой, внедрением и продвижением этих стандартов непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) - Международное объединение бухгалтеров.

    Международная федерация бухгалтеров и крупнейшие международные компании выступили с новой инициативой, направленной на повышение качества стандартов финансовой отчетности и аудита во всем мире, что позволит защитить интересы международных инвесторов и будет способствовать более активному перемещению капитала между странами.

    В соответствии с данной инициативой планируется создать новое объединение фирм под эгидой Международной федерации бухгалтеров, которое совместно с Федерацией будет разрабатывать международные стандарты бухучета и аудита и оказывать содействие в их внедрении в практику.

    Кроме того, предлагается установить систему независимого контроля за деятельностью МФБ в сфере защиты интересов общества. В объединение фирм под эгидой МФБ может вступить любая компания, клиентами которой являются транснациональные корпорации, при этом компания должна соблюдать жесткие требования в отношении качества, в том числе:

    • - руководствоваться международными стандартами аудита и Кодексом этики МФБ при проведении аудиторских проверок;
    • - обеспечивать наличие эффективной системы внутреннего контроля, в том числе анализ организации работы внутри фирмы;
    • - проводить обучение в области международных стандартов бухучета и аудита, в том числе в сфере Кодекса этики;
    • - не препятствовать внешним аудиторам проводить регулярные проверки качества своей деятельности;
    • - оказывать содействие в становлении профессиональных объединений и внедрении международных стандартов учета и аудита в развивающихся странах.

    В целях повышения качества отчетности государственных учреждений Комитет МФБ по государственному сектору приступил к осуществлению многолетнего проекта, в рамках которого планируется разработать стандарты и методические указания по бухгалтерскому учету, удовлетворяющие требованиям правительств, министерств, налогоплательщиков и рейтинговых агентств.

    Значение стандартов состоит в том, что они:

    • - обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
    • - содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений и помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
    • - устраняют необходимость контроля со стороны государства;
    • - помогают аудиторам вести переговоры с клиентом;
    • - обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса;
    • - заставляют аудиторов постоянно повышать свои знания и квалификацию;
    • - обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций;
    • - рационализируют и облегчают аудиторскую работу.

    Вместе с тем правила аудита не являются подробными правилами и нормативами, охватывающими всю аудиторскую работу.

    Эти стандарты в дальнейшем получили международное призвание.

    Аудиторские правила (стандарты) и нормы могут использоваться юридическими инстанциями в качестве руководства, ориентира при рассмотрении компетентности и работы аудитора.

Выбор редакции
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....