Понятие и сущность законности в обществе. Бошно С.В



Законность - это господство законов в общественной жизни, то есть правовой режим, при котором нормативные предписания осуществляются всеми участниками правовых отношений.
Законность - это соблюдение всеми субъектам права законов и подзаконных актов.
Сущность законности заключается в неуклонном и точном строгом соблюдении исполнении и применении законов и подзаконных актов действующих на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.
В содержание законности включают два элемента: наличие законов и реализацию законов. Однако законы как таковые не входят в содержание законности. Они являются нормативной основой законности. При этом законы должны иметь правовой характер, то есть выражать интересы всего населения, а не произвол властей.
Значение законности состоит в том, что законность противостоит деспотизму власти, охраняет личность от произвола, государство от анархии, общество от насилия. Отсутствие законности порождает широкий административный произвол и всеобщее беззаконие. Отказ от законности способствует росту коррупции, преступности, эскалации насилия во всех его формах и ведет к деградации общества.

§ 2. Принципы законности
Принципы законности - принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. К принципам законности относят всеобщность законности, верховенство закона, единство законности и целесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость ответственности и контроль за реализацией закона.
Всеобщность законностиозначает равенство всех перед законом независимо от социального положения, благосостояния, национальности и других признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа обеспечивает права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.
Единство законности- понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на территории всей страны. (Законность не может быть калужской или казанской, она должна быть единой всероссийской).
Верховенство законаозначает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общественных отношений. Все другие нормативные акты являются подоконными и принимаются на основе и во исполнение законов. Этот принцип направлен против создания ведомственных нормативных актов, не соответствующих законам, и самочинных распоряжений должностных лиц.
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности означает недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность заключается в неукоснительной реализации требований законов.
Неразрывная связь законности с культуройсостоит в том, что законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реализации.
Неотвратимость ответственности. Этот принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежностью наказания. На практике реализация этого принципа должна проявляться в повышении раскрываемости преступлений и своевременном рассмотрении административных, уголовных и гражданских дел. Виновные в совершении преступлений должны понести адекватное содеянному наказание.
Контроль за реализацией законов.Выполнение этого принципа заключается в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в форме прокурорского и конституционного надзора, ибо бесконтрольность во многих случаях порождает беззаконие.
Гарантированность прав и свобод личности– выражается в конституционной обязанности государства защитить прав и свободы человека и гражданина.
Юридические требования законности:
- справедливое наказание за неисполнение норм права;
- законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;
- возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов;
- законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, конституционное закрепление презумпции невиновности.

Еще по теме § 1. Понятие, сущность, содержание, значение законности:

  1. 5. Понятие и сущность прокурорского надзора за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • понятие законности;
  • признаки законности;
  • гарантии законности;
  • соотношение законности и правопорядка; уметь
  • анализировать правовую информацию о состоянии законности;
  • определять наличие гарантий законности;
  • пояснять связи нормативного правового акта, законности и правопорядка;

владеть навыками

Поиска в нормативных правовых актах принцип законности и его гарантии.

Понятие и сущность законности

Законность - понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов. Таким образом, законность - это неукоснительное, полное, точное соблюдение и исполнение нормативных правовых актов всеми субъектами права.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком.

Законность - совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; отмена закона только тем органом, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по эффективности реализации которой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. Если требования законности осуществляются на практике, то законность - реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в органическом соединении режима законности с демократией, с деятельностью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят свое социальное назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором их поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая ответственность за неисполнение предписаний закона следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность служит утверждению демократии, так как охраняет демократические права граждан и их объединений, обеспечивает приоритетное значение законодательных актов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само действующее законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения законодательной техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности, например, является принятие подзаконного акта (приказа, инструкции, положения и т.п.), противоречащего закону, поскольку законность есть исполнение именно закона как высшего акта, принятого представительным органом государственной власти. Из этого тезиса вытекает и необходимость соблюдения и исполнения правоприменительными органами подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.

Система охраны (защиты) законности включает в себя выявление нарушений закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие: всеобщность, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства.

Единство законности означает, что на всей территории действия закона понимание нормативных предписаний должно быть одинаковое и единообразное.

Верховенство закона предполагает соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания. Их конфликт может препятствовать эффективному правовому регулированию.

Законность характеризуется следующими признаками:

  • общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;
  • причинно-следственная зависимость от социально- нравственных и государственных процессов;
  • высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;
  • объективность.

Законность базируется на следующих принципах:

  • верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам;
  • равенство всех субъектов права перед законом и судом;
  • исключение произвола в деятельности властных органов и должностных лиц;
  • единство в понимании и применении закона на всей территории его действия и учет особенностей конкретных обстоятельств, предусмотренных законом;
  • осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц;
  • эффективная борьба с правонарушениями, надежная охрана и реальные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Несмотря на длительное использование в юридической науке понятия «законность», за ним не закрепилось однозначного понимания. Целостный анализ понятия «законность» требует его отделения от категории «реализация права».

Если реализация права представляет собой деятельность по претворению в жизнь требований норм права, то законность выражает степень соответствия этой деятельности закону.

Понятие «законность» является комплексной категорией, раскрытие которой возможно в рамках системного подхода. В контексте системного анализа законность характеризует все проявления права в обществе, результатом которых является урегулированность общественных отношений в целом на основе социальной справедливости и верховенства прав человека. Урегулированность общественных отношений означает состояние их соответствия праву, иначе говоря, их правомерность. В ней выражается позитивное отношение общества к праву, которое проявляется: во всеобщем уважении к закону и обязательном его исполнении всеми субъектами права; в реальных гарантиях прав и свобод человека и гражданина, их защиты от любого произвола. В этом случае законность можно определить как режим общественно-политической жизни, основанный на правовом характере ее организации и выражающийся в требовании точного, строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения действующих правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами. Сущность законности состоит в добросовестном и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов, которое и обеспечивает состояние правомерности общественных отношений.

Во-первых, оно может возникать только на основе общеобязательности права, которое состоит в соответствии поведения субъектов права предписаниям правовых норм. Правомерное поведение всех участников правоотношений должно опираться на идеи законности, осознание преимущества, выгодности, полезности законосообразного поведения, при котором не будут ущемляться права и законные интересы граждан.

Во-вторых, средства и методы реализации идеи законности должны носить правовой характер. Установление режима законности как состояния: правомерности общественных отношений, т.е. их полного соответствия праву, связано с деятельностью государства, которое само должно рассматривать законность как принцип деятельности государственных органов и должностных лиц. В этом смысле беззаконие и произвол, принятие волюнтаристских решений должны быть исключены из деятельности должностных лиц.

Вышеперечисленные элементы содержания законности выступают в качестве необходимого условия нормального функционирования общества и государства. Законность как режим общественной жизни, состоящий в требовании точного и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов, воплощена в гражданском обществе. Именно здесь идея законности опирается на всеобщность права, реальную гарантированность прав и свобод личности.

Еще по теме 10.1. Законность: понятие, сущность, содержание:

  1. Глава 2. Категория процессуального доказывания: понятие и содержание
  2. § 9. Понятие и содержание банковских правоотношений
  3. Тема 4 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ БАНКОВСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Законность представляет собой основополагающую категорию в юридической науке и практике. Законность является критерием оценки правомерности и демократичности деятельности государственных органов и должностных лиц и соответственно критерием оценки демократичности всей правовой системы государства.

Понятие законности представляет собой многоаспектное и многоплановое явление и интерпретируется (объясняется) с разных точек зрения.

Законность рассматривается:

– как непосредственно соблюдение и исполнение законов всеми субъектами права;

– как принцип или требование, состоящий в соблюдении нормативно-правовых актов всеми теми, к кому они обращены;

– как режим общественной и государственной жизни, основанный на соблюдении нормативно-правовых актов;

– как идея права, выраженная в законах государства;

– как метод государственного руководства обществом, основанный на строгом соблюдении нормативно-правовых актов органами и должностными лицами государства.

Однако какая бы точка зрения на понятие законности не рассматривалась неизменным остается сущность данного явления, то есть то глубинное и основное, что лежит в основе данного правового явления, что определяет его внутренне содержание, выраженное в единстве всех его многообразных свойств и отношений.

Сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении действующих в государстве законов.

Идеальным результатом воплощенной в жизнь законности должно быть абсолютно полное законопослушное поведение всех субъектов права. В Конституции Российской Федерации записано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Важно понимать, что законность – это желаемое идеальное состояние правовой системы государства, одна из характеристик существования правового государства, в реальной же жизни необходимо говорить о соответствии существующей политико-правовой системы государства идеальному состоянию законности.



В настоящее время понятие законности все чаще связывают не просто со строгим соблюдением законов, но именно правовых законов, то есть законов соответствующих общеправовым принципам, таким как гуманизм, социальная справедливость, равноправие граждан, демократизм.

Правовые законы принимаются в соответствии с демократическими процедурами и международным стандартам в области прав человека. Если законы демократичны по своему содержанию, то правовые нормы, содержащиеся в законах, обеспечивают действие демократических институтов в государстве, прежде всего, прав и свобод граждан. Если же в государстве происходит нарушение правовых законов, то необходимо говорить о нарушении законности.

Основным аспектом законности является ее связь с демократией. Законность основа существования демократии в государстве. Всякое нарушение законов влечет за собой нарушение прав и свобод граждан. В то же время реально существующая демократическая система государства способствует принятию только правовых законов, которые учитывают интересы населения государства, и гарантирует их исполнение компетентными государственными органами в рамках законных полномочий. Демократия обеспечивает заинтересованность граждан в строгом исполнении действующего в государстве законодательства и подконтрольность всего государственного аппарата.

Соблюдение законности – важнейшее проявление демократии, так как власть народа реализуется в установлении и надлежащем исполнении законов и соответствующих им подзаконных юридических актах, принятых в законодательно определенных формах и порядке.

При антидемократическом режиме воля должностных лиц, стоящих у власти, является определяющей в вопросе необходимости принятия и соблюдения тех или иных законов. В этом случае может не соблюдаться процессуальный порядок принятия законов, а подзаконные нормативные акты, которые должны приниматься в развитии и обеспечении законов, на самом деле противоречат им и порой даже подменяют собой законы. Такая противозаконность не возможна при демократическом режиме.

В проблеме законности важным является рассмотрение вопроса нормативной базы ее функционирования.

Как правило, понятие законности связывается с исполнением всех нормативных актов, действующих в государстве. Сюда относятся законы государства, указы президента, постановления правительства, ведомственные нормативные акты, законы субъектов федерации, постановления и распоряжения администрации субъектов федерации.

Такой широких круг нормативных предписаний, обязательных для исполнения субъектами законности, может быть оправдан только в случае полного соответствия и непротиворечивости всех перечисленных нормативных актов Конституции и федеральным законам, в противном случае говорить о соблюдении законности было бы неправильно.

В правовом, демократическом государстве сфера действия законности распространяется и на подзаконное правотворчество, так как в таком обществе действует развитая система демократических процедур, которая не позволяет принимать и применять нормативно-правовые акты, противоречащие Конституции и федеральным законом.

В обществе, в котором идет становление демократии, а государство находится в начале пути движения к правовому, подзаконные нормативно-правовые акты зачастую находятся в явном противоречии с действующим законодательством. В этом случае говоря о законности точнее и правильнее говорить только о соблюдении правовых законов, а не вообще всех нормативно-правовых актов.

Открытой остается в вопросе законности проблема определения круга субъектов законности. В соответствии с так называемым «широким» пониманием законности, субъектами законности выступают: государство, государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица, политические партии, общественные организации и граждане. Т.е. по сути, субъектами законности выступают все субъекты права. Таким образом, законность приравнивается к законопослушному поведению, а еще точнее, к правомерному поведению.

«Узкий» подход к пониманию законности связывается только с субъектами, наделенными властными полномочиями, т.е. это государственные, органы, органы местного самоуправления и их должностные лица.

Вообще понятию законности (легитимности) противостоит понятие нелегитимности (произвола), которое не может быть связано с гражданами, а связывается только с субъектами, обладающими властными полномочиями.

Несравним и вред, причиняемый государству и обществу в связи с нарушением законов гражданами, с одной стороны, и должностными лицами, облеченными властными полномочиями и действующими от лица и по поручению государства либо местного самоуправления – с другой стороны. Такой вред в первую очередь связан с обманом доверия к власти и способствует дискредитации идеи власти.

Подход к понятию законности, при котором субъектами законности признаются должностные лица, обличенные властными полномочиями, представляется более предпочтительным и с точки зрения дифференциации (разграничения) понятий законности, правопорядка и правомерного поведения. Нарушение законов гражданами не представляет собой нарушение законности, а является нарушением правопорядка и выступает следствием противоправного поведения. Вместе с тем нарушение гражданами законов, при таком подходе, само собой не освобождает их от юридической ответственности за правонарушение.

Таким образом, в «узком» смысле, законность - это точное и неуклонное соблюдение правовых, демократических законов государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В «широком» смысле законность - есть строгое и неуклонное соблюдение правовых, демократических законов, и соответствующих им подзаконных нормативных актов, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, иными юридическими и физическими лицами.

Принципы законности

Законность базируется на определенных качественных характеристиках, исходных положениях называемых принципами законности.

Принципы законности – это основные исходные положения, выражающие сущность и содержание законности и представляющие собой совокупность требований, выполнение которых способствует эффективности законности.

Выделяют следующие принципы законности: единство законности, всеобщность законности, неразрывную связь законности и культурности, гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина, возложение юридической ответственности за нарушение законности и недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Остановимся подробнее на перечисленных принципах.

Единство законности означает единообразное понимание, толкование, исполнение и применение законов государства на всей территории государства, недопущение попыток создания какой то особой законности в отдельно взятом регионе страны, законности, которая будет отличаться от общегосударственной и противопоставляться ей. Федеральные законы одинаково действуют во всех субъектах федерации, недопустимо различие в действии закона в разных субъектах государства.

Принцип единства законности предполагает существование в стране единой непротиворечивой правовой системы, все элементы (нормативно-правовые акты) которой иерархичны и логически взаимосвязаны между собой.

К сожалению, в нашей стране этот принцип достаточно часто нарушался, особенно в период становления современного российского государства, когда отдельные субъекты федерации принимали нормативно-правовые акты, противоречащие не только федеральным законам, но даже Конституции Российской Федерации. Соответственно урегулирование отношений, являющихся прерогативой федерального законодательства, осуществлялось в регионах в разрез с правовыми предписаниями государства.

Всеобщность законности предполагает соблюдение Конституции, законов и соответствующих им подзаконных нормативно-правовых актов всеми субъектами. Субъектами законности, исходя из «широкого» понимания законности: государство, здесь выступают государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, должностные лица частных предприятий и организаций, юридические лица, граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории государства.

В соответствии с этим принципом не допускается никакого изъятия из вышеперечисленного перечня субъектов. Особенно важное значение этот принцип приобретает по отношению к государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам, наделенным государственно-властными полномочиями, так как они не только являются субъектами законности, но и осуществляют контроль и надзор за ее соблюдением. Соответственно к ним, в первую очередь, обращено требование соблюдать законы государства.

Неразрывная связь законности и культурности означает, что уровень законности в государстве напрямую зависит от общего уровня культуры населения вообще и правовой культуры в частности.

В первую очередь, речь идет о правовой культуре должностных лиц, которые участвуют в правотворческом и правоприменительном процессе. Законодатели, деятельность которых дает старт всему процессу правового регулирования в обществе, должны обладать высоким уровнем правовой культуры, так как именно от них зависит качество принимаемых в стране законов.

В ходе правоприменительной деятельности должностные лица, обличенные властью применять правовые предписания по конкретному юридическому делу, опираются в своей работе, прежде всего, на определенный правовой багаж знаний и умений в совокупности своей образующих одну из основных составляющих правовой культуры.

Важное значение в этой связи приобретает и правовая культура всего населения. Наличие необходимой суммы правовых знаний у граждан государства в значительной степени способствует соблюдению и исполнению законов. Содержание законов, принятых в государстве, должно быть доведено до сведения его граждан, что также является одним из факторов повышения правовой культуры населения.

Высокий уровень правовой культуры предполагает: уважение к праву и законам; знание общих принципов права; привычку соблюдать установленный законами правопорядок; умение отстаивать свои права через процессуальные формы, предусмотренные законами государства и т.д.

Известно, что чем выше уровень культуры, тем ниже уровень коррупции и преступности в обществе. В свою очередь, состояние законности в обществе способствует повышению общего и правового уровня культуры граждан.

Гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина является, по сути, основополагающим принципом законности и предполагает защиту и обеспечение всеми доступными государству средствами прав и свобод своих граждан, а в конечном итоге воплощение идеи приоритета гуманитарных ценностей и интересов отдельно взятой личности. Данный принцип означает, что государство должно обеспечить своим гражданам весь комплекс прав и свобод, которые зафиксированы в международных правовых актах, признанных практически всеми государствами, в том числе и Российской Федерацией.

В основе этого принципа лежит исходное положение современного демократического государства – человек, его права и свободы являются высшей ценностью, целью государства и государство должно делать все возможное для реализации и защиты этих прав и свобод. То есть предполагается практическое использование гражданином предусмотренных правовыми нормами социальных возможностей, в результате чего человек получает разнообразные материальные, духовные и иные блага для удовлетворения индивидуальных потребностей. Для этого необходимо, прежде всего, наличие реально функционирующего в государстве механизма реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем права и свободы, которые гарантированы государством, неотделимы от обязанностей перед обществом и государством, возлагаемых на граждан в законодательном порядке.

Принцип возложение юридической ответственности за нарушение законности (или принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение) означает, что любое противоправное деяние должно быть раскрыто, а лицо, его совершившее должно претерпеть отрицательные последствия физического, материального или морального порядка. Принципиальным моментом здесь выступает то, что правовым основанием возложения юридической ответственности является только действующая норма права, содержащаяся в законе.

Наказание должно быть справедливым и не должно иметь своей целью унижение человеческого достоинства правонарушителя. Основными целями возложения юридической ответственности, как принципа законности, являются в данном случае, восстановление нарушенного права и возмещение причиненного материального или морального ущерба.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности как принцип законности основывается на том, что закон, принятый в соответствии с демократическими процедурами и соответствующий международным правовым стандартам, уже сам по себе целесообразен.

Целесообразность законности, означает здесь предоставление субъекту возможности действовать в рамках правовой нормы, содержащейся в законе, осуществлять выбор более целесообразного образа действия при применении закона. Но нельзя действовать под предлогом выгоды и пользы в обход закона, в противоречии с законом, даже если это может привести к сиюминутному выигрышу в борьбе с правонарушением, так как данное деяние само по себе уже является нарушением законности.

Любое отступление от законности, какими бы высшими интересами или благими намерениями оно не объяснялось, приводит к дестабилизации в обществе, нарушению правопорядка и росту правового нигилизма среди граждан.

Предполагается, что в развитом демократическом правовом государстве принимаются только целесообразные законы и при вступлении в конфликт, содержащихся в них норм права, с изменившимися жизненными обстоятельствами, вызванными изменением общественных отношений, необходимо их исполнение вплоть до отмены или изменения этих законов в строго установленном законодательном порядке.

Категория законности рассматривается по следующей формуле: принцип законности - метод законности - режим законности. Подлинная ценность законности для общества становится очевидной только тогда, когда она приобретает свою завершенную форму в виде режима социально-правовой жизни.

Законность является идеальной формой правоотношений, так как соблюдать нормы права должны все без исключения. В действительности же имеет место немало нарушений законности - отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются.

Основным носителем законности является деятельность, поведение людей. Но через нее свойство законности, т. е. соответствия праву приобретают и иные объекты - нормативные и правоприменительные акты, различные документы, отношения людей и др.

Для законности необходимы две стороны:

  • а) содержательная - это наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов;
  • б) формальная - это их выполнение, так как только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно.

Субъектами законности являются все участники общественных отношений, а именно: государство и его органы; общественные и иные организации; трудовые коллективы; должностные лица; граждане.

Объектом законности является поведение юридически обязанных лиц, их сознание, воля и поступки.

Законность является наиболее яркой характеристикой эффективности процесса построения правового государства.

Под законностью следует понимать не существующие законы. Сами законы составляют основу законности. Исторические реалии показывают, что законы издавались, а законность отсутствовала. Требование власти к населению соблюдать закон существует всегда. Конечно, в конкретных исторических условиях при различных режимах какая-то часть господствующего класса или верхушка государственного аппарата, обладая правом требовать от других соблюдения норм права, сами могли не придерживаться требований законности, нарушать правовые предписания. Так, в период культа личности требования законности были фактически не обязательны для определенной части партийного и государственного аппарата, вместе с тем с граждан жестко требовали обязательного соблюдения правовых предписаний. В цивилизованном государстве все равны перед законом.

Законность непосредственно зависит от социально-нравственных и государственно-правовых процессов, что позволяет поставить вопрос о ее юридической основе. Дать на него однозначный ответ сложно, так как он затрагивает самостоятельную проблему соотношения права и законодательства.

Законность имеет не только различные формы выражения, но и в определенные исторические периоды в зависимости от конкретных социальных условий различное содержание. В этой связи особый интерес представляет анализ структурных элементов, определяющих содержание законности. Традиционно в юридической литературе выделяют три стороны (элемента) содержания этого сложного социального явления: предметную, субъектную, нормативную, а в каждой из них, кроме того, идеальную и реальную составляющие.

Так, предметную сторону содержания законности образуют те объекты (явления, процессы), которые должны отвечать и реально отвечают критерию юридической правомерности. Прежде всего, это деятельность и поведение участников общественных отношений. Через них это свойство приобретают другие явления, например, разнообразные правовые акты, как нормативного, так и индивидуального характера, управленческие решения, документы и т. п.

Субъектная сторона содержания законности характеризует состав субъектов, обязанных соблюдать и действительно соблюдающих, правовые предписания, а также имеющих право и реальную возможность требовать такого соблюдения от других. Принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий. Законность едина и одинаково обязательна для всех субъектов права.

К числу дискуссионных в юридической науке относится вопрос, связанный с определением нормативной стороны содержания законности. Прежде всего этот вопрос связан с определением объема правовых норм, подлежащих неукоснительной реализации. В свете традиционного понимания законность предполагает строгое соблюдение и исполнение всех правовых норм, установленных либо санкционированных государством, включая нормы, содержащиеся в подзаконных актах органов государственного управления. Однако в научной литературе неоднократно высказывались предложения о сужении нормативной стороны законности. Суть подобных предложений сводится к тому, чтобы связать законность с необходимостью неукоснительной реализации законов и только законов. Как утверждают сторонники подобной концепции, процесс формирования правового государства требует отказаться от представлений о законодательстве как совокупности законов и нормативных правовых актов высшей исполнительной власти, поскольку неоправданно широкое понимание и трактовка понятия «законодательство» фактически нивелирует роль закона в системе нормативных правовых актов,а потому явно не способствует укреплению законности и правопорядка.

Проблема соотношения закона и подзаконных актов действительно существует. То обстоятельство, что в правовом государстве именно закон должен рассматриваться в качестве первичного базового регулятора общественных отношений, особых возражений не вызывает. Приоритет закона в процессе правового регулирования различных социальных отношений над подзаконными актами органов управления - основа основ правовой государственности. Но главная идея правового государства заключается все же не в том, чтобы разграничить, противопоставить требования законов и подзаконных нормативных правовых актов. Подзаконное нормотворчество имеет право на существование и государственную поддержку. Без подзаконных актов во многих случаях не обойтись, они просто объективно необходимы.

Поэтому реальная проблема в условиях формирования правового государства заключается в том, чтобы определенным образом упорядочить и систематизировать подзаконное нормотворчество, обеспечить соответствие принимаемых подзаконных актов положениям действующего закона. Для этого должны быть четко определены требования, предъявляемые к подзаконным актам, которые необходимо неукоснительно соблюдать в процессе правотворчества. В самом общем виде суть указанных требований заключается в том, что подзаконные акты должны: а) издаваться строго в пределах полномочий соответствующего органа, установленных законом; б) по своей форме соответствовать тем видам, которые определены в законе для данного органа или вида деятельности; в) приниматься для решения только тех вопросов, которые определены в законе. Кроме того, в случае внесения каких-либо изменений в закон положения подзаконных нормативных актов должны быть своевременно приведены в соответствие с требованиями закона.

Строгое следование указанным требованиям в процессе подзаконного нормотворчества позволит преодолеть противоречия между законом и подзаконным актом, обеспечит их взаимосвязь и взаимодействие в процессе правового регулирования общественных отношений. В последующем на этой основе должна быть обеспечена общеобязательность любой нормы права для всех участников определенного типа правоотношений независимо от формы ее выражения.

Таким образом, идеальная модель законности предполагает, что все субъекты права должны строго и неукоснительно следовать положениям всех правовых предписаний, которые регламентируют их деятельность.

Определение структурных элементов, определяющих содержание законности, позволяет выделять различные сферы ее проявления. Такую дифференциацию можно провести:

  • во-первых, применительно к реализации определенных норм, правовых институтов и отраслей права, вследствие чего становится возможным говорить о состоянии законности в сфере административных, гражданско-правовых, уголовных, трудовых и иных правоотношений;
  • во-вторых, по видам субъектов права, что позволяет оценивать состояние законности в деятельности государства в целом, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, физических лиц;
  • в-третьих, по сферам общественной жизни. Речь в данном случае может идти о состоянии законности в сфере экономики, политики и т. д.;
  • в-четвертых, исходя из условий места и времени деятельности различных социальных субъектов. Это позволяет оценивать состояние законности в конкретном регионе или в конкретный исторический период. Возможно также выделение сфер законности, основанных на группировках этих критериев.

В этой связи важное практическое значение имеет определение четких критериев, позволяющих дать оценку фактическому состоянию законности в различных сферах ее проявления. Как правило, в юридической литературе в качестве таких критериев рассматриваются определенные количественные показатели, которые могут быть сведены в три основные группы, характеризующие соответственно уровень, структуру и динамику нарушений законности. При этом уровень нарушений законности в той или иной сфере ее проявления определяется как соотношение общего числа допущенных нарушений законности к общей численности субъектов права, действующих в анализируемой сфере. Структуру нарушений законности характеризуют такие показатели, как соотношение преступлений и проступков, степень их тяжести, характеристику лиц, совершивших правонарушения, в зависимости от возраста, социального положения и т. д. Динамику нарушений законности определяют изменения уровня и структуры нарушений законности в той или иной сфере, регионе за определенные периоды времени.

Однако подобная оценка законности носит сугубо формальный, односторонний характер, поскольку в данном случае не учитывается содержание самих правовых предписаний, подлежащих неукоснительной реализации. Не трудно заметить, что методологическую основу подобной оценки составляет нормативная концепция понимания права. Идея «законности» в данном случае характеризует лишь одно из имманентных свойств любого права, его общеобязательность - категоричность, непременность строжайшего, неукоснительного соблюдения, претворения в жизнь действующих юридических норм, причем неважно каких, в том числе и самых реакционных.

Как определенная альтернатива сугубо формальному подходу к пониманию законности в юридической литературе последних лет некоторыми авторами развивается и последовательно отстаивается идея так называемой пра- возаконности, смысл которой заключается в том, чтобы связать законность с необходимостью соблюдения и исполнения не любых, а лишь правовых законов. Подобная идея, безусловно, несет в себе определенное рациональное зерно, поскольку не вызывает сомнений тот факт, что использование государством для регулирования общественных отношений «неправовых» законов находится в прямом противоречии с его правоохранительной функцией. Существование формальной законности возможно даже в условиях тоталитарных режимов, где в определенных сферах государственной жизни и деятельности за законность выдается возведенное в закон беззаконие.

Однако в этой связи возникает весьма сложный вопрос, решение которого имеет, прежде всего, огромное практическое значение. Что же следует понимать под «правовым законом», каким требованиям и критериям он должен отвечать?

Сам термин «правовой закон» является исключительно научной конструкцией, содержание которой не поддается четкой формализации. Существующие в юридической науке различные концепции правопонимания неизбежно порождают и различные подходы к определению данного понятия.

Следует отметить, что в обществе с разноречивыми интересами однозначная характеристика принятого закона как правового или неправового, если последний рассматривать лишь с точки зрения соответствия его нравственным критериям, невозможна. Закон, который претендует на то, чтобы называться правовым, должен отвечать не только нравственным, но целому ряду других требований, как социального, так и юридического характера. Взятые сами по себе идеи равенства и свободы, гуманизма и справедливости носят весьма абстрактный характер, допуская при оценке правовых явлений и процессов неоднозначное толкование, а потому не могут рассматриваться в качестве действенных регуляторов поведения и деятельности.

Подобная позиция отнюдь не означает, что консервативные, реакционные законопроекты и законы не могут подвергаться критике. Она лишь подчеркивает, что никакое пожелание, убеждение или мнение не могут рассматриваться как правовая норма, коль скоро они не выражены в юридическом акте, принятом надлежащим образом. Официальное решение вопроса о справедливости и легитимности законов и иных нормативных правовых актов может быть принято только компетентными органами государства (прежде всего, судебными органами) в законном порядке.

Попытки же искусственного противопоставления позитивного закона и правового закона, законности и правозаконности на практике ведут лишь к дестабилизации общественной обстановки. Во-первых, они ослабляют регулятивную роль закона, поскольку фактически устанавливают традицию «двойного» стандарта на уровне реализации юридических предписаний; во-вторых, создают определенные препятствия государству и его институтам в выполнении правоохранительной функции; в-третьих, формируют нигилистическое отношение к закону и праву.

Важно подчеркнуть, что признание различий между законом как установлением государства и правом как совокупностью идей равенства, свободы, гуманизма и справедливости, связывающих государство, не дает основания субъектам права, в том числе и правоприменительным органам, обходить законом со ссылкой на право. Несоблюдение позитивного закона не может быть признано правомерным поступком субъекта, даже в том случае, когда закон противоречит праву.

Интересы укрепления законности и правопорядка требуют не противопоставления понятий «законность» и «правозаконность», а, напротив, их сближения. Своеобразной же точкой сближения указанных понятий может и должна стать Конституция РФ, которая устанавливает четкие ориентиры и для правотворческих органов, и для субъектов реализации права. Так, в гл. 2 Основного закона РФ почти дословно воспроизводятся положения Всеобщей декларации прав человека, охватывающей, по сути, весь комплекс относимых к числу естественных прав и свобод и человека. В результате в области прав человека попытки проверки «правового» либо «неправового» характера принимаемых на базе Конституции РФ законов и подзаконных актов неизбежно сводятся к опирающейся ныне не на субъективный, а на объективный критерий - конституционные нормативные предписания - задаче проверки соблюдения принципа верховенства Конституции РФ и федеральных законов.

В научный оборот уже прочно вошло понятие «конституционная законность». Сама идея конституционной законности предполагает: 1) правовой характер самой Конституции; 2) верховенство Конституции в правовой системе страны; 3) прямое действие Конституции на всей территории РФ. Многие авторы говорят о том, что понятие «конституционная законность» в наибольшей степени соответствует юридическому правопониманию, закрепленному в Конституции РФ. С этим нельзя не согласиться, однако это не означает, что необходимо срочно менять терминологию. Законности разного уровня не должно быть в принципе, и все термины (законность, правозаконность, конституционная законность) должны выражать лишь одно содержание.

Представляется, что реальная, а не надуманная проблема заключается в том, чтобы научиться создавать актуальные, перспективные и справедливые законы и последовательно, настойчиво претворять эти законы в жизнь.

Обобщая изложенное, следует сделать вывод о том, что законность может рассматриваться как принцип, метод, режим соответствия правореализационной деятельности всех субъектов права положениям Конституции РФ, не противоречащих ей законов, подзаконных актов и иных источников права.

Выбор редакции
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...

Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...

В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...

Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...
Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...
В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...