Понятие собственного я и его структура в психологическом познании.


«Не следует забывать, что фактически только благодаря
собственному опыту и ошибкам человек учится действовать осознанно».
Зигмунд Фрейд.

Как известно, цель психоанализа заключается в том, чтобы «бессознательное сделать сознательным» (Фрейд); однако, парадоксальным является тот факт, что место и роль сознания в этом процессе остаются за рамками психоаналитических исследований. Кажется, что «сознание» - это еще более загадочная вещь, чем «бессознательное», о которой мы не можем сказать ничего определенного, кроме того, что оно - есть.
Попытки исследовать сознание «как таковое», как «объект», приводят к чистой абстракции и познавательному тупику, в котором мысль обнаруживает свои границы. Но только в познании своих границ может быть открыта истина как постулат сознания или аксиома, не требующая доказательств. Интересно, что только в конце 19-го века были впервые сформулированы аксиомы арифметики, казавшиеся до смешного очевидными: существует нуль; за каждым числом следует еще число и т.д. Аксиомой психоанализа можно назвать открытие Фрейда: Бессознательное существует, Оно оказывает существенное влияние на жизнь человека, Оно требует осознания. К этому следует добавить утверждение, кажущееся самоочевидным: сознание развивается в процессе осознавания бессознательного (или неосознанного).
Противопоставляя систему Бессознательного и Сознания в начале своей деятельности, Фрейд считал сознание фактом индивидуального опыта, доступным непосредственной интуиции, «не поддающимся никакому определению и описанию», и не пытался дать ему какое-то другое определение. Позже, в «структурной модели», сознание получает четко очерченное место в топике, выступая как ядро «Я». Приблизительно в это же время (или чуть раньше) Гуссерль, основатель феноменологии, также определил сознание как ядро «Я», но не просто «переживающего Я», а «Я», осознающего свои переживания. То, что Фрейд назвал «бессознательным», в феноменологии Гуссерля представлено как «первый ярус» сознания, интенциональный поток переживаний, в котором «Я» растворено и неотличимо от «Оно». Осознается только содержание переживаний в контексте единичных ситуаций, и в этом аспекте сознание интерпретируется как «пережитое содержание». "Второй ярус" сознания - это осознавание самого акта переживания, "переживающее сознание". Вот это переживающее сознание, т.е. сознание, находящееся в состоянии (процессе) переживания, является ядром "Я".
Ядро "Я" - понятийно невыразимо, зато очевидно и достоверно. Содержание очевидности есть "сознание единства", которое должно лежать в основе, - считает Гуссерль. Очевидность имеет в себе различия, но не являет собой отдельности, это "неразрывное единство" восприятия предмета, это - "Перво-данное"; элементы очевидности отличаются друг от друга, но не разделены. Это не просто «диалектический процесс» анализа и синтеза, а одномоментное схватывание противоположностей - Tertium datur (третье дано). Сознание существует как осознавание, и эта функция «схватывания» переживаний во взаимодействии с миром названа Бионом психоаналитической функцией личности, «которая присутствует с самого начала жизни и развивается благодаря психоаналитическому методу».
Вопрос о том, «Что такое сознание» в аспекте «схватывания связей» звучит как «Кто это?», а наиболее очевидным и достоверным ответом, который не может быть ни доказан, ни опровергнут, является ответ «Это - Я». Иногда этот ответ сопровождается указательным жестом, который призван убедить собеседника в том, что это действительно так. Парадоксальным образом в таком диалоге ответ предполагает, что вопросы излишни, и «Я» знает, что его знают. Собственно, это и означает «со-знание», или совместное знание, «общность знания или причастность к чему-либо вместе с другими». (Именно такое определение дается в Оксфордском словаре).
Вопрос «кто это?» или «кто там?» - основная интенция (направленность) сознания матери, которая создается стремлением к узнаванию происходящего в ней изменения в период беременности, кормления и последующего развития ребенка, и, одновременно, предопределяет его «знание» о себе как объекте материнских устремлений. Это «узнавание» всегда происходит в контексте той или иной культурной традиции, так же, как «узнавание» пациента всегда происходит в контексте той или иной психоаналитической «теории». Конечно, такое стремление к определенности не может не оставлять свои «отпечатки» в сознании и психике познаваемого «объекта». В этом аспекте существенным являются этические составляющие познания, поэтому так называемое «научное» познание ради подтверждения существующей гипотезы и познание ради открытия неизвестной доселе истины - это разные пути приобретения знания об «объекте» или - познание «разных» объектов. Так, например, познать женщину, (или истину, или мир) возможно только в любовном акте, который производит трансформацию в существе самого познающего, иначе познание оборачивается насилием.
Выражение Фрейда «Там, где было Оно, должно стать Я» можно рассматривать как уровни осознания: от смутной интуиции «Это есть», через самоутверждение «Я есть», к осознанию «Я есть Это». По выражению Сергия Булгакова, в этом фундаментальном суждении «Я» - это подлежащее (или субстанция), которая обладает голосом (глаголом «есть» или «быть»), а «Это» (потенциальное Все) есть сказуемое для Я. «Наше Я есть ипостасное Я, абсолютный субъект, и ему присуще, как сказуемое, все, но, будучи не от мира сего, оно и не сливается с ним»./5/ Поэтому, с одной стороны, Я есть полное и окончательное НЕ по отношению ко всякому определению (Я - не есть тело, не есть душа - постоянно зыблющееся море состояний и т.д.), ибо оно вообще не есть, с другой стороны, Я есть все или Я есть не-Я. Троичность, таким образом, может быть выражена как: Я есть не-Я и вместе с тем Я, зараз и одновременно, где связка «есть» означает Бытие, реальность непрерывного осознавания и узнавания себя во всем сущем, согласования с ним. Это и является конечной целью всех человеческих устремлений, которую Балинт определил как «достижение ничем не нарушаемой гармонии с миром». Практически это означает присутствие сознания в каждом проявлении взаимодействия с неожиданным, непредсказуемым, иногда некрасивым, несовершенным, негармоничным миром и осознание этого взаимодействия.
В терапевтической ситуации непрерывное присутствие сознания (что синонимично присутствию духа) обеспечивается терапевтом, носителем «психоаналитической функции». «Превращение бессознательного в осознанное» и достижение инсайта пациентом в обычных обстоятельствах недостаточны, чтобы вызвать в его состоянии фундаментальные изменения. Для глубоких изменений необходимо как минимум два условия: осознанное намерение меняться, преодолевая сопротивление, и наличие человека, который уже имеет такой опыт, то есть терапевта. Присутствие осознающего «Я» аналитика и его способность к инсайту создает условия для развития такой способности у пациента. Значение «инсайта» в смысле способности терапевта «схватывать» связи между фрагментами материала или содержания сессии приближается к тому смыслу, который Оксфордский словарь называет устаревшим, т. е., «понимание, ум, мудрость», а в более техническом смысле, как способность пациента к осознанию, оно существует в формулировках Фрейда как отображающее процессы изменений, приводящих к «излечению».
Терапевтическая работа происходит в коммуникативном поле особого рода, характеризующемся принципом неопределенности и неполноты, открытости познанию принципиально нового. Свободно плавающее внимание терапевта при установках на нейтральность, пассивность и анонимность - это состояние «эпохэ?» (греч. ????? - «задержка, остановка, удерживание, самообладание», воздержание от суждений), которое означает отсутствие «своих» мыслей, сохранение особого состояния осознавания происходящего, включая наблюдение за своими реакциями, если такие появляются. Присутствие сознания при отсутствии мыслей - это состояние, в котором сознание фиксирует различные «кванты информации» и обнаруживает между ними связи, неочевидные при «направленном изучении». Техника свободных ассоциаций не отменяет присутствия сознания, а становится возможной только при его наличии, благодаря чему и достигается инсайт, или осознание связей.
В психоаналитической терапии работа происходит на нескольких интенциональных уровнях: во-первых, она направлена на содержание (события в прошлом и настоящем, сновидения, теоретические концепты и т.д.); во-вторых, на чувства и ощущения («сейчас» - в отношениях с аналитиком, но одномоментно - «тогда» - в воспоминаниях и ассоциациях); в третьих, на обнаружение связи между первым и вторым. Такое установление связей между содержательными, чувственными и временными аспектами психики происходит в акте мгновенного осознания (озарения, просветления), которое Лакан сравнивает с появлением смысла, подобного внезапному появлению на поверхности острия швейной иглы, пронизывающей и соединяющей несколько слоев пережитого. Это мгновенное понимание истины о самом себе, схватывание смысла происходящего, производит трансформацию в коммуникативном поле и необратимо, поскольку невозможно «забыть» то, что осознано. Терапевт не может „дать“ инсайт, но вся практика работы с пациентом ориентирована на достижение такого осознания и получение личного опыта переживания истины.
Осуществляя функцию воздержания от суждений или терапевтического не-знания, терапевт создает пространство, открытое познанию нового. Парадоксальным образом мы можем увидеть работу сознания в действии только там, где оно натыкается на невидимую преграду незнания или непонимания чего-то. Таким образом, сознание все время преодолевает свои собственные ограничения. Работа сознания проявляется только там, где ощущается сопротивление. Сопротивление - индикатор ограничения сознания какими-то рамками: устоявшимися правилами, мнениями, общепринятыми воззрениями и т.д. Непонимание чего-то, нетерпимость к «инакомыслию», реакции возмущения и протеста по отношению к каким-то фактам жизни - это манифестация ограниченности сознания, но в то же самое время указатель направления в его развитии. Твердо и раз и навсегда усвоенное «знание» освобождает от необходимости думать и осознавать, становится бессознательной защитой от появления чего-то, что может разрушить сложившиеся стереотипы.
Развитие сознания как развитие способности к осознанию или инсайту отличается от психического развития, которое традиционно считается объектом психоаналитических исследований при работе с детьми. Психическое развитие «в норме» происходит «естественным путем», то есть путем, обусловленным той или иной культурной традицией. Ребенок наполняет содержанием свое сознание, используя опыт взрослых и «впитывая» их способы взаимодействия с миром. Собственно, в этом и заключается «вос-питание» - передача опыта поколений, который может выражаться как в форме уже осознанных «истин» - того, что «общеизвестно и общепринято», так и в трансляции привычных патологических форм взаимодействия, приносящих страдание. Но если говорить о развитии сознания, то оно начинается с осознанного намерения «познать себя в мире и мир в себе», с вопроса «Кто Я?», стремления разобраться в «сумме идентификаций» и ложных отождествлений, а поэтому развитие сознания - процесс «противо-естественный», осуществляющий, по выражению Мамардашвили, «сумасшедший поворот глаз». Для того, чтобы прийти к осознанию собственного «Я» (или Самости), нужно пройти путь разотождествления с внутренними объектами или состояниями, с тем, чтобы принять их как свое «содержимое».
Пример. Клиентка, находившаяся в длительной симбиотической связи с матерью, на мою просьбу дать ассоциацию к слову «Я», ответила сначала «Вы», а потом «не знаю». На следующей сессии она сказала, что поняла, что не знает, кто она. Вместе с тем, она стала говорить о том, что преследующие ее состояния сильного гнева, нетерпимости и ненависти - это состояния ее матери. В течение некоторого времени это открытие позволяло ей более терпимо относиться к своим агрессивным импульсам, и, рассказывая о них, она повторяла, что это - не она, а ее мать в ней. Это был первый этап осознания: «это - не я», или наблюдения за повторяющимися состояниями, которые стали ей чуждыми, при одновременном разотождествлении с агрессивным первичным объектом. Идентификация со мной позволила ей однажды получить опыт такого состояния, про которое она сказала: «Это - я. Я - есть». Приступы агрессии продолжались, но окрепшее осознающее «Я» уже могло с ними справляться, хотя она все еще называла их «мамины состояния». Однажды, когда она описывала свою ярость, она опять сказала мне, будучи уверенной, что я ее поддержу, как я делала это прежде: «Но это – не я». Однако в этот раз я не согласилась с ней, а спросила: «А кто же это?». Она ответила, как обычно, «мама», но уже не была в этом уверена, так как я не выразила подтверждения. Наступила фаза осознания состояния или принятия: «И это - я». Осознание этого было довольно болезненным, но привело к тому, что приступы агрессии стали контролируемыми, не столь бурными, появлялись реже, быстрее проходили. Вместе с тем постепенно нормализовались отношения с матерью. Клиентка научилась понимать ее «как себя», выдерживать ее агрессию и управлять своей.
Работу по осознанию состояний можно назвать практикой развития сознания, которая имеет свои этапы: 1) получение опыта состояния; 2) накопление опыта состояния при повторах; 3) знание состояния; 4) удержание состояния (управление состоянием); 5) осознание состояния и прекращение его повторения, что ведет к какому-то иному, ранее неизвестному состоянию, т. е. производит глубокую трансформацию в психической структуре. Эти этапы могут сосуществовать, между ними нет четкой границы до момента осознания.
С «экономической» точки зрения можно предположить, что чем более аффективно нагружено получение опыта, например, детской травмы, тем сильнее будут защиты от его осознания, и тем большее количество повторов в терапии необходимо для того, чтобы накопить силы, достаточные для преодоления сопротивления осознанию.
Пример. Клиентка не могла дифференцировать чувства, она не могла ответить на вопрос «что вы чувствуете», например, когда начинала плакать по непонятной причине или испытывала сильнейший физический и психический дискомфорт. Сначала она говорила, что ничего не чувствует, потом - что чувствует какой-то «комок чувств». Потом смогла выделять из этого сплетения разные негативные чувства. Затем поняла связь чувства страха с определенными болезненными ощущениями в теле. Затем она начала отслеживать появление приступов страха и болезненных ощущений в повседневной жизни и связывать с сопутствующими обстоятельствами. Но все равно оставалось загадкой, почему эти обстоятельства вызывают такое состояние. Однажды, когда она рассказывала о своих наблюдениях, она испытала приступ страха в моем присутствии, и смогла его подробно описать. Попутно вспомнились некоторые эпизоды прошлого, и мы проработали негативный перенос. Стало легче в том смысле, что она перестала бояться этих приступов и могла осознавать их появление - «это страх», хотя оставалась непонятной его причина. В конечном итоге она смогла вспомнить детскую травму, которая была связана с сильнейшим аффектом страха и боли, и освободиться от симптома, место которого заняло осознанное воспоминание. Для этого понадобилось несколько лет. Однако это не значит, что мы занимались только этой проблемой. Были осознаны еще и другие состояния, которые портили жизнь, а точнее, делали ее невыносимой.
В заключении хочется сказать о том, что развитие сознания парадоксально и не может быть описано языком бинарных оппозиций. Осознание происходит: индивидуально - и при взаимодействии; мгновенно - и в процессе предварительного получения и накопления опыта; при условии сознательной установки или намерения осознавать - и спонтанно, непредсказуемо (никто не может предсказать, сколько времени понадобится человеку для того, чтобы осознать то, что ему кажется уже известным); в направлении проблемы - и в направлении преодоления этой проблемы; в стремлении к удовольствию (избавлению от болезненных чувств) - и в стремлении к повторению ситуаций неудовольствия для их осознания; с использованием мышления - и в воздержании от сужения; движется вспять (к осознанию прошлого) - и рожает будущее; всегда нравственно - и не выносит моральных суждений; связано с преступлением, но освобождает от наказания; стремится к причине, но обнаруживает следствие; познает Оно, но узнает Себя.

Я, эго. Основные понятия психоанализа.

Под Я (эго) 3. Фрейд понимал как особую психическую инстанцию, так и личность в целом. Если рассматривать человеческую психику под углом зрения функционирования в ней трех инстанций (сфер, частей, элементов) - Оно, Я и Сверх-Я , то Я - это такая психическая инстанция, которая стремится осуществить контроль над всеми процессами, протекающими в человеческой психике. Его психологическая функция состоит в приведении хода событий в Оно на более высокий уровень, его конструктивная функция заключается в регулировании между запросом инстинкта и действием.

Рассматривая взаимоотношения между Оно и Я, 3. Фрейд исходил из того, что Я является измененной частью Оно. В функциональном отношении Я - представитель внешнего мира. Если в своей деятельности Оно руководствуется принципом удовольствия, то Я старается заменить его принципом реальности. Оно - безрассудно. Я характеризуется осмотрительностью. 3. Фрейд сравнивал Я и Оно с тем положением, которое занимает всадник по отношению к коню. Всадник (Я) должен обуздать превосходящего его по силе коня (Оно). Всадник определяет цель, конь дает энергию для движения. В идеале между ними наблюдаются согласованные действия. Однако нередко всаднику не остается ничего иного, как вести коня туда, куда непослушный конь хочет направиться. Я идет на поводу Оно, хотя и полагает, что движение совершается им по собственной воле.

В Я не только самое глубокое, но и самое высокое может быть бессознательным. Речь идет о выделении в Я как личности еще одной ступени, инстанции, которую основатель психоанализа назвал Сверх-Я. Я черпает Сверх-Я из Оно. Это Сверх-Я царит над Я как совесть, как бессознательное чувство вины. Сверх-Я противостоит Я как представитель внутреннего мира Оно. Стало быть, конфликты между Я и Сверх-Я отражают противоположность внешнего и внутреннего мира, телесного и психического.

Между Оно, Я и Сверх-Я устанавливаются сложные отношения. Я обороняется от многочисленных требований Оно, направленных на удовлетворение бессознательных желаний человека. Я обороняется также и от укоров карающей совести, т. е. от суровых требований Сверх-Я. Но т. к. ему удается подавить только грубые посягательства со стороны Оно и Сверх-Я, то в Я наблюдаются бесконечные терзания по поводу своего бессилия. Таким образом, Я как бы «не является хозяином в своем собственном доме». С точки зрения 3. Фрейда, Я - это несчастное существо. Я страдает, поскольку подвергается опасностям и испытывает угрозы с трех сторон. Я подвергается воздействию со стороны внешнего мира, сексуальных влечений Оно и суровости Сверх-Я. Это означает, что Я оказывается «слугой трех господ».

Я реагирует на исходящие со всех сторон опасности проявлением страха. Так, согласно 3. Фрейду, если Я признает свою слабость, то в нем возникает страх - реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей в Оно. Стало быть, Я представляет собой очаг страха, способствующего его расщеплению и возникновению психических расстройств.

Терапевтические усилия психоанализа направлены на укрепление силы Я. В процессе психоаналитического лечения выявляются скрытые влечения Оно и строгие требования Сверх-Я. Выявленные с помощью психоаналитической техники бессознательные влечения и требования предстают перед сознанием человека. Тем самым открываются возможности для их осознания. Психоанализ нацелен на то, чтобы сделать Я более независимым от Оно и Сверх- Я. Поскольку Оно и Сверх-Я являются сосредоточением бессознательного, то их содержание необходимо перевести в сознание. Иными словами, там, где было Оно, должно стать Я . Такова, по словам 3. Фрейда, одна из основных задач психоанализа.

В конечном счете психоаналитическая терапия направлена на обогащение Я человека из его собственных глубин. Психоаналитик стремится к тому, чтобы предоставить Я пациента ранее недоступную ему энергию, которая из-за вытеснения лежит связанной в бессознательном, а также ту энергию, которую его Я непродуктивно растрачивало на поддержание вытеснений и других защитных механизмов. Что касается исхода лечения, то, как считал 3. Фрейд, многое зависит от того, насколько прочно и глубоко укоренены сопротивления изменению Я.

Психоанализ - особый метод терапии в практике лечения невро­зов, основы которого были заложены 3. Фрейдом. На базе психоана­лиза возник ряд научных течений в психологии и психиатрии XX в. Некоторые из них можно охарактеризовать не только как узко специ­ализированные в рамках соответствующих наук, но и как психоанали­тическую философию: идеи и открытия, сделанные в области психоло­гии и психиатрии, получили здесь культурологическое и философское обобщение. В первую очередь это относится к фрейдизму, неофрей­дизму и аналитической психологии.

Основным объектом исследования в психоаналитической философии является психика человека. Она рассматривается как имеющая собствен­ную природу, закономерности функционирования и развития, не сводимые к свойствам физического мира (как неорганического, так и органического, в том числе к физическим, химическим и т.п. качествам человеческого организма). Психика при этом понимается как состоящая из различных слоев, важнейшие из которых - сознание и бессознательное. Централь­ное место в психоаналитической философии занимает учение о бессозна­тельном: о его природе и происхождении, о взаимодействии с сознанием и о роли бессознательного в жизни отдельных людей и общества в целом.

Эволюция представлений о психике


Фрейд

Биографические сведения.

Зигмунд Фрейд (1856–1939) - австрийский психиатр и психолог (еврей по на­циональности). Окончил медицинский факультет Венского университе­та; несколько лет работал в физиологической лаборатории, занимаясь проблемами физиологии высшей нервной деятельности и невропатоло­гии. В 1881 г. получил степень доктора медицины. В 1886г. занялся меди­цинской практикой. Проходил стажировку во французских клиниках - сначала под руководством Ж.-М. Шарко, а затем под руководством И. Бернхейма, широко применявшими гипноз для лечения неврозов. Кон­цепция «психической травмы» Шарко и гипноз как метод лечения в тече­ние долгого времени были основой врачебной деятельности Фрейда.

К середине 1890-х гг. сформировалась собственная концепция Фрейда и основанный на ней метод лечения, получивший название «психоанализ». Согласно этой концепции существуют такие неврозы, причиной которых являются не органические повреждения и не «пси­хические травмы», а возникшие в период раннего детства и вытеснен­ные в подсознание сильные влечения, и прежде всего сексуальное - либидо. Позднее к понятию либидо у Фрейда добавляется понятие аг­рессивного (деструктивного) влечения.

Основные труды. «Толкование сновидений» (1899),«По ту сторону принципа удовольствия» (1920),«Пси­хология масс и анализ человеческого Я» (1921), «"Я" и "Оно"» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930).

Философские воззрения. Учение о бессознательном. До Фрей­да сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Поэтому одним из важнейших его достижений можно считать введение в область научного рассмотрения понятия «бессознатель­ного» (в более поздних работах Фрейд называет его «Оно»). С точки зрения Фрейда, бессознательное стоит за множеством наших действий, и, прежде всего, за такими, как фантазии, сны, оговорки, за забытыми впе­чатлениями (вытесненными из сферы сознательного).

Структура психики. В развитии представлений Фрейда о струк­туре личности четко выделяются два этапа. На раннем этапе в психике человека выделяются три основных составляющих: бессознатель­ное, предсознание, сознание.

Структура психики: «первая топика»

К 1920 г. у Фрейда формируется представление об иной структуре человеческой психики, в ней выделяются следующие области.

«Оно» (Ид) - сфера бессознательного, наполненная различными вытесненными из области сознательного («Я») желаниями и влечени­ями, главное место среди которых занимают сексуальные. Это амо­ральное и эгоистическое начало в человеке. Господствует в нем «принцип удовольствия».

«Сверх-Я» (Супер-Эго) - сфера моральных и поведенческих ус­тановок и запретов, налагаемых обществом на своих членов, это сфера долга и совести, внутренний цензор, которые формируются за счет пе­реноса «внутрь» различных внешних авторитетов (например, авторите­та отца). «Сверх-Я» формируется к пяти годам, когда у ребенка появля­ется чувство вины и стыда. «Сверх-Я» «перехватывает» агрессивные и сексуальные импульсы, идущие из «Оно», трансформируя их в угрызе­ния совести из-за несоответствия этих стремлений требованиям авто­ритетов.

«Я» (Эго) - сфера сознательного, находящаяся «между двух ог­ней»: с одной стороны, на нее давит «Оно», а с другой - «Сверх-Я». Именно «Я» направляет импульсы, идущие из «Оно» в приемлемые для общества рамки, позволяет их реализовывать цивилизованным путем. Если же это не удается, то тогда и возникают различные неврозы - как у личности, так и всего общества в целом. Для фрейдизма харак­терна трактовка социальных катаклизмов (войн, революций и т.п.) как проявлений общественных неврозов. Постижение с помощью психо­анализа тайн «Оно» позволяет «Я» взять над ним вверх, усмирить его. Отсюда лозунг Фрейда: «Там, где было «Оно», должно стать «Я»!».

«Оно», «Я» и «Сверх-Я» понимается Фрейдом не только как результат личного опыта человека, но и как «архаическое наследие индивида» от предков. Свое проявление они находят как в «комплексах» индивидов, так и на социальном уровне в религиях, искусстве и социальных чувствах.

Учение об Эросе и Танатосе. В основе человеческой природы, по Фрейду, лежит ряд «влечений», «энергий» или инстинктов. Суть этих «влечений» и их источник остаются у Фрейда неопределенными, и он сам пишет о них как о «мифических существах». В определенном смысле эти фрейдовские понятия близки к таким фундаментальным понятиям философии жизни, как «воля к жизни» (Шопенгауэр), «воля к власти» (Ницше), «жизненный порыв» (Бергсон). В своих работах (написанных после 1920 г.) Фрейд среди всех этих влечений в каче­стве основных выделил два: инстинкт жизни (влечение Эроса) и ин­стинкт смерти (влечение Танатоса).

Эрос и Танатос

Судьба учения. Постановка и исследование проблемы бессозна­тельного и сексуальных влечений, открытие явления сублимации, сама разработка основ метода психоанализа и многое другое являются бе­зусловной заслугой Фрейда. И хотя многие центральные идеи самого Фрейда (учение об «Эдиповом комплексе», архаическом убийстве отца, о доминировании сексуальных влечений и т.п.) были позднее отверг­нуты даже фрейдистами, тем не менее Фрейд оказал колоссальное вли­яние на развитие не только современной психологии, но философии и культуры Запада в целом.

Фромм

Биографические сведения. Эрих Фромм (1900- 1980)- немецко-американский философ и психоана­литик, виднейший представитель неофрейдизма. Родил­ся в Германии. Окончил Гейдельбергский университет, где научал социологию. С психоанализом познакомился в Берлинском психоана­литическом институте, работая там в качестве сотрудника Института социальных исследований. После прихода к власти фашистов в 1933 г. эмигрировал в США, затем работал в Мексике (1949-1974) в создан­ном им институте психоанализа. С середины 1970-х гг. жил в Швейца­рии.

Основные труды. «Бегство от свободы» (1941), «Человек для са­мого себя» (1947), «Забытый язык» (1951), «Здоровое общество» (1955), «Иметь или быть?» (1976).

Философские воззрения. Фромм считал, что в процессе истори­ческого развития человек утратил свою биологическую «первую» при­роду (сексуальные инстинкты являются биологическими и как таковые утрачены чело­веком. Так, Фромм обосновывает свое несогласие с Фрейдом по вопросу о влиянии ли­бидо и других влечений на психику человека). Взамен нее возникла «вторая», где решающую роль играют социальные связи и отношения. В основе этой «второй природы» (единой для всех людей) лежат не какие-то постоянные качества, а исходные и неразрешимые противоречия - экзистенциальные дихотомии.

Дихотомия - в буквальном переводе «деление на два». Деление объема любого понятия на две взаимоисключающие части всегда означает, что в рамках исходного де­лимого понятия мы получили два противоречивых понятия. Например, дихотомически поделив понятие «предмет», мы можем получить понятия «белый предмет» и «не белый предмет» или «круглый предмет» и «не круглый предмет» и т.д.

Похожая информация.


Психоаналитическая философия (Philosophy of Psychoanalysis)

Психоанализ – особый метод терапии в практике лечения неврозов, основы которого были заложены 3. Фрейдом. На базе психоанализа возник ряд научных течений в психологии и психиатрии XX в. Некоторые из них можно охарактеризовать не только как узко специализированные в рамках соответствующих наук, но и как психоаналитическую философию: идеи и открытия, сделанные в области психологии и психиатрии, получили здесь культурологическое и философское обобщение. В первую очередь это относится к фрейдизму, неофрейдизму и аналитической психологии.

Основным объектом исследования в психоаналитической философии является психика человека. Она рассматривается как имеющая собственную природу, закономерности функционирования и развития, не сводимые к свойствам физического мира (как неорганического, так и органического, в том числе к физическим, химическим и т.п. качествам человеческого организма). Психика при этом понимается как состоящая из различных слоев, важнейшие из которых – сознание и бессознательное. Центральное место в психоаналитической философии занимает учение о бессознательном: о его природе и происхождении, о взаимодействии с сознанием и о роли бессознательного в жизни отдельных людей и общества в целом.

Организационное становление психоанализа началось в 1902 г., когда в Вене вокруг Фрейда собрался кружок его единомышленников. В 1908 г. состоялся первый конгресс Международной психоаналитической ассоциации, первым президентом которой был избран К. Г. Юнг (в 1909 г.). Фрейдизм быстро получил распространение среди психологов и психиатров и стал весьма популярным среди образованных людей Запада.

Однако уже в 1911 г. ученик Фрейда Альфред Адлер (1870– 1937) выступил против нескольких центральных положений доктрины учителя . Адлер основал несколько своих институтов по социальной ориентации (социализации) детей.

В 1913 г. произошел разрыв Юнга с Фрейдом, и Юнг стал основателем "аналитической психологии" и юнгианской ассоциации психологов.

В 1920–1930 гг. начал развиваться неофрейдизм, наиболее выдающимся представителем которого стал Э. Фромм (1900–1980).

Рассматривая общее развитие западной философии XIX– XX вв., можно заметить, что в эволюции психоаналитической философии прослеживается некий "круг" и частичное возвращение к традиционной философии в трактовке человека, казалось бы, преодоленной классическим позитивизмом (широко распространенным во второй половине XIX в.) . Отказавшись от традиционного для всей идеалистической метафизики понятия "души" и дуализма "души" и "тела", классический позитивизм ввел представление о сознании как свойстве материи. Фрейд же пришел к выводу, что деятельность человеческой психики не может быть объяснена чисто физическими и химическими причинами, здесь необходимо учитывать специфически биологические или физиологические факторы.

Неофрейдисты и юнгианцы (каждые по-своему) начали преодолевать, в свою очередь, уже "биологизм" ("физиологизм") Фрейда. Если Фрейд считал, что ведущую роль в бессознательном играют различные и прежде всего сексуальные влечения (т.е.

Схема 162.

биологические или физиологические факторы), то неофрейдисты полагали культурные и социальные факторы более существенными. Юнгианцы же трактовали бессознательное в индивиде как проявление общечеловеческого коллективного бессознательного, имеющего онтологический статус (см. схему 162).

Психоаналитическая философия внесла большой вклад в развитие философской антропологии (учение о человеке).

Психоанализ в своем развитии оказался тесно связанным с лингвистикой и философией языка. Во-первых, интерпретация чувственных образов, эмоциональных переживаний и влечений ведется в нем с помощью речи; во-вторых, психоанализ принимает тезис о том, что язык – это вторая сигнальная система, и слова трактуются как символическое выражение внутренних переживаний . Воспользовавшись рядом достижений языкознания и философии языка, психоанализ внес свой оригинальный вклад в эту область. Отсюда, например, влияние психоанализа на Ясперса, Хайдеггера и философскую герменевтику в целом.

Особо надо отметить колоссальное влияние психоанализа на культуру Запада в целом: на культурологию, искусство (особенно сюрреализм) и искусствоведение, литературу и литературоведение, социологию и социальную психологию, этнографию, педагогику и т.д.

Фрейд (Freud)

Биографические сведения. Зигмунд Фрейд (1856–1939) австрийский психиатр и психолог (еврей по национальности). Окончил медицинский факультет Венского университета; несколько лет работал в физиологической лаборатории, занимаясь проблемами физиологии высшей нервной деятельности и невропатологии. В 1881 г. получил степень доктора медицины. В 1886 г. занялся медицинской практикой. Проходил стажировку во французских клиниках – сначала под руководством Ж.-М. Шарко, а затем под руководством И. Берихейма, широко применявшими гипноз для лечения неврозов. Концепция "психической травмы" Шарко и гипноз как метод лечения в течение долгого времени были основой врачебной деятельности Фрейда.

К середине 1890-х гг. сформировалась собственная концепция Фрейда и основанный на ней метод лечения, получивший название "психоанализ". Согласно этой концепции существуют такие неврозы, причиной которых являются не органические повреждения и не "психические травмы", а возникшие в период раннего детства и вытесненные в подсознание сильные влечения, и прежде всего сексуальное – либидо. Позднее к понятию либидо у Фрейда добавляется понятие агрессивного (деструктивного) влечения.

Постепенно свои открытия и выводы, сделанные в психиатрии па базе изучения больных неврозом, Фрейд распространяет па все общество, применяя метод психоанализа при исследовании различных социальных проблем. При этом он вышел иа уровень культурологических и философских обобщений, хотя сам не считал себя философом.

В 1938 г., после аншлюса Австрии фашистской Германией, Фрейд переехал в Лондон, где на следующий год умер.

Основные труды. "Толкование сновидений" (1899), "Литературное творчество и ожившее сновидение" (1907), "Леонардо да Винчи. Воспоминания детства" (1910), "Тотем и табу" (1913), "Моисей и Микеланджело" (1914), "Гёте: воспоминания детства в вымысле и реальности" (1917), "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), "Психология масс и анализ человеческого Я" (1921), ""Я" и "Оно"" (1923), "Будущее одной иллюзии" (1927), "Достоевский и отцеубийство" (1928), "Недовольство культурой" (1930), "Человек Моисей и монотеистическая религия" (1939).

Философские воззрения. Учение о бессознательном. До Фрейда сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Поэтому одним из важнейших его достижений можно считать введение в область научного рассмотрения понятия "бессознательного" (в более поздних работах Фрейд называет его "Оно"), С точки зрения Фрейда, бессознательное стоит за множеством наших действий, и, прежде всего, за такими, как фантазии, сны, оговорки, за забытыми впечатлениями (вытесненными из сферы сознательного).

Первым шагом к пониманию бессознательного стал для Фрейда анализ сновидений, когда сознательное "Я" наименее активно, а значит, деятельность бессознательного проявляется особенно свободно. В снах Фрейд различал два основных слоя. Первый из них – это явное, открытое содержание, именно его пересказывает человек, увидевший сон. Но за ним стоит второй – скрытый – слой, представляющий подлинное содержание сна, и его правильное понимание требует специальных усилий, применение метода психоанализа. Это связано с тем, что наше сознательное "Я" устанавливает цензуру на целый ряд желаний и влечений, поэтому, проявляясь во сне, эти желания и влечения обретают причудливую, символическую, зашифрованную форму.

Человеческая психика хранит в себе следы всех событий, всех желаний человека, которые он имел за свою жизнь. Однако на поверхности психики, в сознании, остаются далеко не все. Напротив, большая часть их уходит, а точнее, вытесняется в область подсознания. Там оказываются все желания и влечения, которые не прошли "цензуру" нашего "Я", т.е. оказались несовместимыми с этическими требованиями, которые человек осваивает в процессе своей социализации . Наиболее активно социализация протекает в детстве и юности, и именно в этот период происходит особенно сильное и "массированное" вытеснение в область подсознательного различных произвольных импульсов и побуждений, идущих от инстинктов самосохранения, продолжения рода и т.п. Особое место среди них занимает сексуальное влечение (либидо), которое общество оценивает как постыдное и греховное . Поэтому такого рода влечения вытесняются из области сознательного "Я" в область подсознания; при этом они заменяются (сублимируются) чем-то более "пристойным" с точки зрения общества. Отсюда "невинные", на первый взгляд, образы, посещающие нас во время сновидений, интерпретировались Фрейдом как символы "постыдных" эротических влечений. Специфическими видами сублимации он считал религию и искусство.

По Фрейду, либидо имеет место уже у ребенка. Обнаружение детской сексуальности и эротизма стало еще одним шокирующим общество открытием Фрейда . Он считал, что рождение ребенка, т.е. переход от единства с материнским организмом к самостоятельному существованию, есть психическая травма. И мать, являющаяся источником удовольствия (например, пищи – при кормлении грудью), становится первым объектом эротического влечения. В возрасте 3–5 лет у мальчиков формируется "Эдипов комплекс": желание овладеть своей матерью (как сексуальной партнершей) и стремление убить своего отца – "конкурента" в этом отношении . Страх перед наказанием со стороны отца (комплекс кастрации) приводит к вытеснению соответствующего влечения и его частичной замене. Поскольку ребенок не может избавиться от отца, то мальчик отождествляет себя с ним, перенимая тем самым черты мужского поведения и систему моральных запретов и предписаний, которые формируют его личность.

Как полагал Фрейд, когда-то на ранней стадии развития человечества (еще в человеческом стаде) сыновья действительно убивали своих отцов и завладевали своими матерями. После этого они раскаялись в совершенном, пережили чувство стыда и страха, и на место отца поставили тотем, которому стали поклоняться. Так люди обрели Бога, заменяющего отца. В результате в каждом мужчине – их потомке – имеется теперь не только сам "Эдипов комплекс", но и чувство вины и раскаяния по отношению к отцу, а в культуре появился Бог, у которого ищут защиты, но которого боятся .

Структура психики. В развитии представлений Фрейда о структуре личности четко выделяются два этапа. На раннем этапе в психике человека выделяются три основных составляющих: бессознательное, предсознание, сознание (схема 163).

Схема 163. Структура психики: "первая тоника"

К 1920 г. у Фрейда формируется представление об иной структуре человеческой психики (схема 164), в ней выделяются следующие области.

  • "Оно" (Ид) – сфера бессознательного, наполненная различными вытесненными из области сознательного ("Я") желаниями и влечениями, главное место среди которых занимают сексуальные. Это аморальное и эгоистическое начало в человеке. Господствует в нем "принцип удовольствия".
  • "Сверх-Я" (Супер-Эго) – сфера моральных и поведенческих установок и запретов, налагаемых обществом на своих членов, это сфера долга и совести, внутренний цензор, которые формируются за счет переноса "внутрь" различных внешних авторитетов (например, авторитета отца). "Сверх-Я" формируется к пяти годам, когда у ребенка появляется чувство вины и стыда. "Сверх-Я" "перехватывает" агрессивные и сексуальные импульсы, идущие из "Оно", трансформируя их в угрызения совести из-за несоответствия этих стремлений требованиям авторитетов.
  • "Я" (Эго) – сфера сознательного, находящаяся "между двух огней": с одной стороны, на нее давит "Оно", а с другой – "Сверх-Я". Именно "Я" направляет импульсы, идущие из "Оно" в приемлемые для общества рамки, позволяет их реализовывать цивилизованным путем. Если же это не удается, то тогда и возникают различные неврозы – как у личности, так и всего общества в целом. Для фрейдизма характерна трактовка социальных катаклизмов (войн, революций и т.п.) как проявлений общественных неврозов. Постижение с помощью психоанализа тайн "Оно" позволяет "Я" взять над ним вверх, усмирить его. Отсюда лозунг Фрейда: "Там, где было "Оно", должно стать "Я"!"

Если в "Оно" господствовал "принцип удовольствия", то в "Я" имеет место "принцип реальности".

Схема 164. Структура психики: "вторая топика"

"Оно", "Я" и "Сверх-Я" понимается Фрейдом не только как результат личного опыта человека, но и как "архаическое наследие индивида" от предков. Свое проявление они находят как в "комплексах" индивидов, так и на социальном уровне в религиях, искусстве и социальных чувствах.

Учение об Эросе и Танатосе. В основе человеческой природы, по Фрейду, лежит ряд "влечений", "энергий" или инстинктов. Суть этих "влечений" и их источник остаются у Фрейда неопределенными, и он сам пишет о них как о "мифических существах" .

В определенном смысле эти фрейдовские понятия близки к таким фундаментальным понятиям философии жизни, как "воля к жизни" (Шопенгауэр), "воля к власти" (Ницше), "жизненный порыв" (Бергсон). В своих работах (написанных после 1920 г.) Фрейд среди всех этих влечений в качестве основных выделил два: инстинкт жизни (влечение Эроса) и инстинкт смерти (влечение Танатоса) (табл. 98).

Таблица 98

Эрос и Танатос

Понятия "влечение Эроса" и "влечение Танатоса" Фрейд применял не только к отдельным людям, но и к целым обществам и культурам, классифицируя их но доминирующему в них влечению.

Судьба учения. Постановка и исследование проблемы бессознательного и сексуальных влечений, открытие явления сублимации, сама разработка основ метода психоанализа и многое другое являются безусловной заслугой Фрейда. И хотя многие центральные идеи самого Фрейда (учение об "Эдиповом комплексе", архаическом убийстве отца, о доминировании сексуальных влечений и т.п.) были позднее отвергнуты даже фрейдистами, тем нс менее Фрейд оказал колоссальное влияние на развитие не только современной психологии, но философии и культуры Запада в целом (схема 165).

Схема 165.

Неофрейдизм

В 1929–1930 гг. начал развиваться неофрейдизм , получивший особое распространение в США. Его наиболее выдающиеся представители: К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм. Иногда подлинным началом неофрейдизма считается выход в свет в 1941 г. книги Фромма "Бегство от свободы".

Неофрейдисты отказались от идеи Фрейда о господстве в бессознательном биологического начала и, в частности, сексуальных влечений. Они полагали, что на жизнь индивида и общества, а также формирование неврозов гораздо большее влияние оказывают социальные и культурные факторы. Каждая культура обладает собственным "идеологическим стержнем", и именно он оказывает решающее воздействие на воспитание детей и формы поведения взрослых. Поэтому основным объектом исследования у неофрейдистов стали межличностные отношения.

Неофрейдизм не является целостным учением, различные его представители существенно расходятся друг с другом во многих важных вопросах, связанных с трактовкой природы человеческой личности. Наиболее значимыми для философии являются идеи и выводы в учении Фромма.

Фромм (Fromm)

Биографические сведения. Эрих Фромм (1900–1980) – немецко-американский философ и психоаналитик, виднейший представитель неофрейдизма. Родился в Германии. Окончил Гейдельбергский университет, где изучал социологию. С психоанализом познакомился в Берлинском психоаналитическом институте, работая там в качестве сотрудника Института социальных исследований. После прихода к власти фашистов в 1933 г. эмигрировал в США, затем работал в Мексике (1949–1974) в созданном им институте психоанализа. С середины 1970-х гг. жил в Швейцарии.

Основные труды. "Бегство от свободы" (1941), "Человек для самого себя" (1947), "Забытый язык" (1951), "Здоровое общество" (1955), "Антология человеческой деструктивности" (1973), "Иметь или быть?" (1976).

Философские воззрения. Фромм считал, что в процессе исторического развития человек утратил свою биологическую "первую" природу . Взамен нее возникла "вторая", где решающую роль играют социальные связи и отношения. В основе этой "второй природы" (единой для всех людей) лежат не какие-то постоянные качества, а исходные и неразрешимые противоречия – экзистенциальные дихотомии (табл. 99).

Таблица 99

Экзистенциальные дихотомии

Человек является частью природы, и как таковой он подчинен ее законам и не в состоянии их изменить

Человек постоянно выходит за пределы природы, создает свой собственный "рукотворный" мир второй природы (культуры)

Человек отделен от мирового целого, лишен гармонии с миром и потому бездомен

Человек стремится к гармонии с миром (возвращению домой) и потому постоянно создает все новые формы соотнесенности с миром, которые никогда не бывают окончательными

Человек конечен и смертен

Зная о своей конечности и смертности, человек утверждает вечные ценности и идеалы, пытаясь реализовать себя за свой недолгий век

Человек одинок, осознает свое отличие от других людей

Человек стремится к солидарности с другими людьми, в том числе прошлых и будущих поколений

Экзистенциальные дихотомии не устранимы, каждый человек дает на них ответ всем своим существом. Природа человека проявляется в этом ответе, который может рассматриваться как осмысленное отношение человека к миру. В качестве таких ответов Фромм рассматривает как позитивные (стремление к свободе, истине, справедливости и т.д.), так и негативные (ненависть, садизм, конформизм, нарциссизм и т.д.). Эти характерные для человека черты не являются биологическими инстинктами, Фромм называет их "укорененными в характере страстями".

Характер же человека Фроммом определяется как "относительно стабильная система всех неинстинктивных стремлений, через которые человек соотносится с природным и человеческим миром" . Характер заменяет у человека инстинкты, он формируется в процессе социализации и оказывает значительно больше влияния на поведение человека, нежели такие унаследованные психофизиологические свойства, как, например, темперамент. Поэтому, станет ли человек альтруистом или садистом, зависит не от того, сангвиник он или меланхолик, а от того, какой характер у него выработался, т.е. какие страсти укоренились в его характере. В ситуациях, требующих решения, человек благодаря своему характеру автоматически или "инстинктивно" выдает типичное для себя поведение (скупец будет копить деньги, мот – проматывать их и т.п.).

Человек – социальное существо, он живет в обществе, принадлежа к какому-то роду, племени, этносу, клану, классу и т.п. Каждое такое общество вырабатывает в своих членах ряд специфических качеств, необходимых для сохранения и нормальной жизнедеятельности этого общества. Первичная социализация происходит в семье – "психическом агенте общества". Нормы и правила поведения, усвоенные в раннем детстве, позднее даже не осознаются индивидом. Поэтому, в каком бы обществе человек ни вырос (пусть даже это диктатура или тоталитарное общество), большинство людей воспринимает царящие в нем законы и правила как нормальные, естественные и положительные.

Каждая историческая эпоха вырабатывает свой "социальный характер". Так, например, современное индустриальное общество требует дисциплины, порядка, пунктуальности, поэтому у членов этого общества вырабатываются соответствующие качества. Но это произошло за счет утраты открытости, непосредственности, спонтанности, которые имели место у людей более ранней эпохи (до промышленной революции). В индустриальную эпоху люди начинают превращаться в автоматы и становятся все более опасными как для самих себя, так и для природы в целом.

Судьба учения. Идеи Фромма получили широкую известность в кругах политиков, социологов, художественной интеллигенции, но не оказали серьезного влияния на кого-либо из философов.

Юнг (Jung)

Биографические сведения. Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психолог и психиатр. Окончил медицинский факультет Базельского университета, затем работал в психиатрической клинике в Цюрихе, позднее начал преподавать психологию в Цюрихском университете. В 1902 г. защитил докторскую диссертацию "О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов". В 1907 г. он познакомился с 3. Фрейдом и стал активным приверженцем и пропагандистом психоанализа. Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации и главным редактором журнала этой ассоциации (1909–1913). В 1913 г. произошел разрыв Юнга с Фрейдом (причиной были как личные конфликты, так и теоретические расхождения).

В 1916 г. Юнг организует свой "Психологический клуб". Начиная с 1920 г. он много путешествовал с целью проверки своих представлений о сути человеческой психики . Разработанное им учение о коллективном бессознательном легло в основу "комплексной", или аналитической, психологии , получившей широкое распространение среди европейских и американских психологов.

В 1933 г. была создана юнгианская ассоциация (Международное психотерапевтическое общество) во главе с Юнгом, а в 1948 г. под Цюрихом – первый "Институт К. Г. Юнга", в настоящее время действует еще несколько таких институтов.

В поисках подтверждения своего учения Юнг обращался к различным мистическим и оккультным учениям, большое внимание уделял восточным религиозно-философским концепциям, в последние два десятилетия его особо интересовали гностицизм и алхимия. Поэтому не удивительно, что его идеи получили широкое распространение не только среди психологов, но и представителей других наук. Более того, они стали широко известны и далеким от науки людям, и Юнг приобрел у них репутацию "гуру" .

Как и Фрейд, Юнг разрабатывал свое учение на основе эмпирического опыта, полученного им при лечении больных, а затем вышел на уровень культурологических и философских обобщений.

Основные труды. "Очерки ассоциативной психологии" (1906), "Психология Dementia Praecox" (1907), "Метаморфозы и символы либидо" (1912), "Психологические типы" (1921), "Отношение между Я и бессознательным" (1928), "Проблемы души в наше время" (1931), "Психология и алхимия" (1944), "Символика духа" (1948), "Ответ Иову" (1952), "Комментарий к “Тайне Золотого Цветка”" (1929), "Психологический комментарий к “Бардо Тходол”" (1935).

Философские воззрения. Критика Фрейда. Высоко оценивая идеи и достижения Фрейда в целом, Юнг был принципиально не согласен со сведением всех явлений культуры и сознания к физиологическим факторам, в частности к сексуальным. Полагая, что Фрейд переоценивал роль сексуальности в жизни людей, Юнг считал необходимым "поставить сексуальность на место", считая сексуальные комплексы важными, но далеко не единственными: их значение не стоит преуменьшать, но не стоит и преувеличивать.

Учение о коллективном бессознательном. Базой для философских и культурологических идей Юнга послужили его исследования в области глубинной психологии, и особенно разработанное им учение о коллективном бессознательном ("Едином Духе", "Едином сознании"). Это некое психическое первоначало бытия, существующее наряду с физической реальностью .

Человеческая психика понимается Юнгом как некая энергетическая система, в которой постоянно взаимодействуют сознание – индивидуальное человеческое "я" ("эго"), наполненное различными комплексами, и коллективное бессознательное , представляющее собой систему архетипов (схема 166). Эта система является общей для всех людей, это сверхличностный психический субстрат, присутствующий в каждом человеке и наследуемый им от предков . И становление индивидуального сознания есть процесс обособления личного "я" от коллективного бессознательного, т.е. родовой человеческой сущности.

Схема 166.

Учение об архетипах. Архетипы, составляющие человеческую сущность, есть "автопортреты инстинктов", и они определяют схемы инстинктивного поведения, присущие всем людям. Реализуются архетипы в образах конкретной культуры и внутреннего опыта конкретных людей, т.е. каждый раз по-разному. На самых ранних этапах развития человечества они проявляются преимущественно в чувственно-образной форме; с ее спонтанными проявлениями имеет дело и современный человек, например во сне.

Однако природа архетипов остается не вполне понятной у Юнга. С одной стороны, эта система архетипов есть некая самостоятельная психическая субстанция, присущая человечеству на любой стадии его развития, с другой – результат "архаического познания природы", т.е. социальный опыт внешней и внутренней жизни, накопленный нашими предками и выраженный в символической форме, прежде всего в мифах и религиозных учениях (отсюда и интерес самого Юнга к этим учениям). К числу важнейших архетипов он относил такие, как "Великая Мать" и "Великий Отец", "Персона" и "Тень", "Самость" и т.д.

"Великая Мать" (Анима) есть архетип женственности, связанный с эмоциональным началом, "Великий Отец" (Анимус) – архетип мужественности, связанный с рациональным началом. Оба эти архетипа могут проявляться в различной степени как в женщинах, так и в мужчинах, влияя на их поведение (табл. 100, 101).

Таблица 100

Анима и мужчины

Таблица 101

Анимус и женщины

Персона – это совокупность социальных ролей, которые мы играем в своей жизни, тех масок, которые носим в различных ситуациях, но даже совокупность этих масок не есть еще подлинное "я" человека. Тень – это "низший человек в нас", т.е. совокупность наших комплексов (в том числе сексуальных), страхов, инфантильных желаний и агрессивных влечений. Обычно человек не хочет признать за собой эти неприятные качества (осуждаемые во всех культурах), поэтому проецирует их на других людей. Устранить Тень невозможно, выдержать с ней встречу – очень трудно. Но единственный способ избавиться от неврозов и страданий, связанных с Тенью, состоит в том, чтобы научиться принимать ее как данность, сосуществовать с ней. И только это позволяет прекратить приписывание другим людям собственных негативных качеств.

Важнейший из архетипов, по Юнгу, – Самость . Это психологический образ Бога, центр всеобщей личности, всеобщая основа всякой индивидуальности. Именно к пониманию и непосредственному восприятию Самости стремятся адепты большинства восточных религиозно-философских учений, отвлекаясь от собственной личности, своего индивидуального "я" в процессе медитации и йогической практики. Постижение Самости происходит в состоянии самадхи. Этот процесс интеграции Самости, т.е. родового человеческого "Я", в индивидуальное "я" (индивидуации) позволяет излечиваться от неврозов, разрешать внутренние противоречия и проблемы, позволяет человеку обрести внутреннюю целостность. Путь этот практически бесконечен, поэтому символом его может служить круг, вписанный в квадрат .

Трансформация архетипов. Архетипы обладают громадной, безличной, но при этом эмоционально заряженной энергией; ощущая ее, люди относятся к архетипам со страхом и трепетом. Ее прорывы могут привести к колоссальным разрушениям, поэтому так важно научиться ее контролировать и направлять в должное русло. В прошлом энергия архетипов чаще всего трансформировалась в религиозные священные символы, которые и приоткрывали архетипы людям, и одновременно скрывали их подлинную сущность от людей (делая тем самым "переносимыми" контакты с ними). Страх перед громадной силой архетипов заставлял людей на протяжении всей истории человечества развивать рациональное мышление, что особо характерно для западной цивилизации.

Трансформация архетипов играет важную роль в жизни как отдельных людей, так и всего человечества в целом. В прошлом она приводила к созданию картин прекрасного, гармоничного символического космоса (буддийского, христианского и т.п.), в котором человек имел свое определенное место и потому мог относительно нормально существовать. Рациональный анализ религиозных верований ("штурм священных стен"), начавшийся с протестантизмом, привел к появлению безбожной материалистической цивилизации (с ее "символической нищетой"), оказавшейся беззащитной по отношению к неожиданным прорывам коллективного бессознательного. А это ведет на социальном уровне к войнам, революциям, бунтам и другим актам насилия, а также к появлению тоталитарных идеологий, а на индивидуальном уровне – к психическим патологиям.

Однако Юнг вовсе не призывает к отказу от рациональности и бездумному копированию восточных учений и практик. Если в западной культуре недооценивается мир "Единого Духа" (коллективное бессознательное), то в восточной – "мир сознательного". Поэтому каждая из этих культур однобока, стремиться же следует к гармоничному слиянию обоих этих подходов.

Концепция "синхроничности". Еще одна интереснейшая концепция Юнга – это его учение о синхроничности, введенная им для объяснения феномена ясновидения (возможности "видеть" и переживать индивидом явления, которые он не может воспринимать непосредственно, например, события, происходящие на большом расстоянии ).

Согласно Юнгу, между психикой человека и реальностью существует особая связь – не причинная (каузальная), а смысловая, позволяющая одновременно (синхронично) проявляться событиям и в действительном (физическом) мире, и в психике людей (схема 167). Юнг предполагал, что это происходит благодаря обращению ясновидцев к коллективному бессознательному, а оно, в свою очередь, имеет непосредственный доступ к самой сути физической реальности.

Схема 167.

Причем для коллективного бессознательного пространство и время относительны, а архетипы как формы Мирового духа являются вечными, т.е. вневременными

подлинного бытия неподлинного бытия небытия - Представителями философии экзистенциализма являлись:

А. Шопенгауэр К. Ясперс М. Хайдеггер А. Камю Ф. НицшеГ. ЗиммельН. Бердяев

    Волю к власти считал основой и стимулом общественной жизни Ницше / Бергсон / Дильтей / Шпенглер / Зиммель

    Сверхчеловек Ницше – это

новый биологический вид, следующий за человеком / сильный человек, призванный господствовать над слабыми и неудачниками / идеал философа-художника, творца новых ценностей

Общее в философии Ницше и экзистенциалистов – мысль о вечном возвращении / идея сверхчеловека / тезис об отсутствии общезначимых высших ценностей

    Экзистенция с точки зрения экзистенциализма – это … б ытие человека. истинное, внутриличностное / природное / социальное

    Экзистенциализм – это учение о

основных модусах человеческого существования / бессознательном / происхождении Вселенной / невозможности познать мир / способах религиозной медитации

    Продолжение фразы З. Фрейда, характеризующей цель психоанализа: «Там, где раньше было Оно, должно стать …».

____Я________________

    Считал, что христианство это болезнь человечества

А. Камю / К. Маркс / Ф. Ницше / Н. Бердяев / К. Ясперс / Л. Фейербах

Представителем философии жизни является

М. Хайдеггер / Г. Гегель / Ф. Ницше / З. Фрейд

    «Человеку массы» противостоит «сверхчеловек», считал В. Шеллинг / Ф. Ницше / Ф. Энгельс / Г. Гегель

    Воля отождествляется с «неисповедимыми силами» космической первоосновы мира и философии

А. Шопенгауэра / В. Шеллинга / Г. Гегеля / И. Фихте

    Поворот от классической философии к философии неклассической связан с такими именами, как

Вольтер, Дидро, Гельвеций / Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше / Кант, Гегель, Фихте

      Декарт, Спиноза, Лейбниц

    Э. Гуссерль является создателем

психоанализа / персонализма / феноменоногии / герменевтики

    «Философия должна спуститься с «небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», – считают представители

феноменологии / прагматизма / персонализма / герменевтики

    «Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», – утверждал

А. Бергсон / К. Маркс / Ф. Ницше / О. Конт

    В бунте против абсурда видел смысл жизни человека

М. Хайдеггер / З. Фрейд / К. Маркс / А. Камю

Сторонник волюнтаризма –

Спиноза / Декарт / Шопенгауэр / Гоббс / Лейбниц

Проблема отчуждения и свободы является основной в

экзистенциализме / неотомизме / неопозитивизме / критическом рационализме / структурализме

8. Русская философия

Основная тема, объединяющая всех русских философов, независимо от направлений – критерии истинного знания / смысл истории / судьба России / доказательство бытия Бога

    Представители славянофильства полагали, что человек в своих поступках прежде всего должен руководствоваться

личным интересом / совестью / правовыми нормами / логикой

    Идея всеединства - исходный пункт философии

Соловьева / Белинского / Герцена / Писарева / Михайловского

Учение о грядущем переходе от биосферы к ноосфере развивал

В. И. Вернадский / Н. Ф. Федоров / Л. Н. Гумилев / К. Э. Циолковский / Н. К. Рерих

    Учение русских мыслителей о космическом всеединстве жизни называется универсализм / космизм / консерватизм / либерализм / почвенничество

    Основная способность, характерная для человека с точки зрения русской религиозной философии –

разум / воля / нравственность / способность к труду

    Основная проблема русской религиозной философии –

бытие / свобода / познание / всеединство

    Исходным пунктом становления русской религиозной философии была наука / богословие / литература / практика

    Течение, проповедовавшее сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе –

почвенники / славянофилы / западники / народничество / кадеты

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...