Порядок рассмотрения заявления в прокуратуру. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений


5.1. Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.

5.2. Парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со дня получения или в иной установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации срок.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.3. Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (депутатский запрос) разрешается не позднее 30 дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.4. Обращения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, разрешаются безотлагательно, а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней со дня получения обращения.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если обращение требует проверки, не позднее 7 дней со дня получения обращения о ее проведении сообщается автору в письме за подписью начальника главного управления, управления, начальника отдела (на правах управления) Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо лиц, их замещающих, заместителя Главного военного прокурора, заместителя прокурора субъекта Российской Федерации, прокурора нижестоящей прокуратуры.

(см. текст в предыдущей редакции)

Если проведение проверки по обращению не требуется, ответ дается в 15-дневный срок, без предварительного уведомления автора.

Такой же порядок рассмотрения обращений депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается в прокуратурах субъектов Российской Федерации.

Ответы депутату, обратившемуся в пользу гражданина, и заявителю направляются одновременно только после доклада по существу руководителю, давшему поручение (кроме уведомлений о продлении срока проверки). Направление ответа заявителю раньше, чем подписан ответ депутату, не допускается.

5.5. Согласно ст. 34 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" запрошенные Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации материалы, документы и иная информация направляются ему не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в запросе не установлен иной срок.

(см. текст в предыдущей редакции)

Заключение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, содержащее его рекомендации, рассматривается в соответствии со ст. 35 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" в месячный срок и о принятых мерах в письменной форме сообщается Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

5.6. Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" ответ на запрос Общественной палаты Российской Федерации направляется не позднее 30 дней со дня его получения, а в исключительных случаях, определяемых Общественной палатой Российской Федерации, - не позднее 14 дней. Ответ подписывается должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности.

Решения Общественной палаты Российской Федерации и органов Общественной палаты Российской Федерации, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, рассматриваются в соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" в течение 30 дней со дня их регистрации, а в исключительных случаях - с правом продления срока не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом Общественной палаты Российской Федерации.

5.7. Поручения, в том числе содержащиеся в указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, и указания Президента Российской Федерации исполняются в установленные в них сроки.

Срок исполнения поручений, содержащихся в указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, исчисляется в календарных днях со дня вступления этих актов в силу.

Срок исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации, не содержащего конкретной даты исполнения, исчисляется в календарных днях с даты подписания поручения или с даты резолюции Президента Российской Федерации, оформленной в виде указания.

В случае если в ходе исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации возникли обстоятельства, препятствующие его надлежащему исполнению в установленный срок, исполнитель представляет на имя Генерального прокурора Российской Федерации докладную записку и проект информации в Администрацию Президента Российской Федерации с изложением причин, препятствующих его своевременному исполнению, указанием конкретных мер, принимаемых для обеспечения его исполнения, и предложениями о продлении срока исполнения.

При поступлении от Президента Российской Федерации документов указанной категории, срок исполнения которых на момент поступления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации истекает или уже истек, в Администрацию Президента Российской Федерации незамедлительно направляется соответствующий запрос с целью его продления либо установления иного срока исполнения.

Если окончание срока исполнения поручений Президента Российской Федерации, в том числе содержащихся в указах, распоряжениях, указаниях, приходится на нерабочий день, то последним днем срока их исполнения считается предшествующий ему рабочий день.

Обращения помощников Президента Российской Федерации, высших должностных лиц Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также обращения, разрешение которых взято на особый контроль, разрешаются безотлагательно, но не позднее сроков, указанных в п. 5.1 настоящей Инструкции, если не установлен другой срок разрешения.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.8. В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации срок разрешения обращений, не взятых на особый контроль, продлевается заместителями Генерального прокурора Российской Федерации, а в Главной военной прокуратуре - заместителями Главного военного прокурора Российской Федерации.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Главной военной прокуратуре продление срока проверки запросов и обращений, рассмотрение которых взято на особый контроль, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации, о чем сообщается в организационное управление Главного организационно-аналитического управления.

5.10. При возвращении проекта ответа на доработку устанавливается конкретный срок исполнения. Если указанный срок превышает 5 дней, то автору обращения (запроса) за подписью начальника отдела незамедлительно направляется соответствующее уведомление.

ФЗ "О прокуратуре" (ст. 10) обязывает прокуроров рас-сматривать и разрешать заявления, жалобы и иные об-ращения , содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации " требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разре-шению обращений граждан подчинять решению задач за-щиты и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетен-ции которой относится решение вопроса. Генеральный про-курор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпы-вающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объе-ме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.

Порядок приема и регистрации обращений установлен "Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации", утв. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. N 450.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Органы прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан:

    1. Управ-ление по рассмотрению писем и приему граждан - в составе Генеральной прокуратуры РФ (см. Положение об управлении);
    2. отделы, группы или старшие по-мощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан - в проку-ратурах субъектов РФ.

Функции органов прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан:

    • непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граж-дан;
    • оказание помощи по рассмотрению и разрешению обращений начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и горо-дов, оперативным работникам;
    • осуществление кон-троля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы.

Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в орга-нах прокуратуры занимаются в той или иной мере все про-курорские работники и следователи .

Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институ-тов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны госу-дарственных интересов.

Виды обращений в органы прокуратуры:

    1. индивидуальные (поданы самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными);
    2. коллективные.

Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в органы прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Порядок приема, учета, регистрации обращений в органах прокуратуры

Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, иными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры - организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия.

Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры Российской Федерации.

Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений:

    • принять заявление или жало-бу к своему производству;
    • поручить ее рассмотрение конк-ретному оперативному работнику;
    • передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру;
    • приобщить к материалам ра-нее поступившей жалобы или заявления;
    • направить в суд для приобщения к материалам судебного дела;
    • направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.

Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в орга-ны и должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются . О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходи-мых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокура-туру о результатах разрешения.

Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:

    • о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в ре-гионе;
    • о преступлениях и других общественно опасных пра-вонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;
    • об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;
    • об органах и должностных лицах, не выполняющих тре-бования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

Не менее важным является и то, что в органы прокурату-ры поступает информация от граждан о недостатках и нару-шениях в работе самой прокуратуры и органах следственного комитета, в частности:

    1. о процессуальных нарушениях, допускаемых следова-телями в ходе ведения предварительного следствия по уго-ловным делам;
    2. о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов;
    3. о несогласии с ранее принятыми органами прокурату-ры решениями по жалобам и обращениям;
    4. о недостойном, по мнению граждан, поведении работ-ников прокуратуры как в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в быту) и иная информация.

Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных обращениях граждан, существенным обра-зом пополняет информационную базу органов прокуратуры, что в свою очередь:

    • способствует организации их работы на научной основе с учетом состояния законнос-ти, в том числе и состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан;
    • помогает улучшению всей де-ятельности прокуратуры путем устранения недостатков и упущений в работе.

Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жало-бы и заявления граждан, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение, складывающе-еся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане совершенствования деятельности прокуратуры.

Организация работы по рассмотрению и разрешению обращений в органах прокуратуры

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организу-ет и контролирует прокурор — руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руко-водитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечива-лось правильное и своевременное рассмотрение и разреше-ние обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, пол-ностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица, допустив-шие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следо-вателей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устране-нию имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на засе-даниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления опера-тивными работниками недобросовестного отношения к это-му участку работы.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было извест-но, когда, где и кто из прокурорских работников принима-ет. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вы-вешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетите-лей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В соответствии с требованиями Генерально-го прокурора РФ руководители прокуратур обязаны прини-мать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах, приня-тых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое ре-шение.

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и при-казами Генерального прокурора РФ. В соответствии с дей-ствующей инструкцией в каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для обраще-ний и заявлений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной ре-гистрации.

После регистрации все поступившие в орган прокурату-ры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жа-лобы.

Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в по-рядке и в сроки, установленные федеральным законодатель-ством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разреша-ются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной срок не предус-мотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокурату-ру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разре-шаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со дня их поступления.

Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководите-ля Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопастности РФ, председателей палат РФ и их заместителей, членов Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам чело-века в РФ, Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а так-же обращения, взятые на особый контроль.

Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины про-дления срока разрешения обращения.

Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в них обстоя-тельств и доводов. При необходимости к проверкам, прово-димым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соот-ветствующие специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения со ссыл-кой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заяв-ления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжало-вания принятого прокурором решения в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются разрешенными.

По требованию заявителя ему предоставляются для озна-комления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требо-ваниям законодательства об охране государственной (воен-ной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, вра-чебной).

В отдельных случаях после проверки по жалобе исполни-тель по указанию прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя.

По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесе-нии протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуж-дении производства по делу об административном правона-рушении или уголовного дела.

В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обра-щения, не связанные с вопросами исполнения или наруше-ния законов. Что касается обращений по вопросам, подве-домственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.

(кликните, чтобы открыть)

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре

Какой срок рассмотрения жалобы в прокуратуре ? Регламент установленного подзаконного акта предусматривает, что срок рассмотрения жалобы в прокуратуре при общем порядке составляет 15 рабочих дней. Если ситуация требует более детального углубления в суть проблемы, а значит, и дополнительного времени на рассмотрение, тогда период увеличивается по стандарту до одного календарного месяца.

При необходимости принятия мер срочного реагирования срок рассмотрения заявления в прокуратуре исчисляется от 1 до 3-х дней, но подобное практикуется только при наличии ходатайства прокурору. В большей степени это касается уголовных дел при проведении досудебного расследования. Максимально допустимый контрольный рубеж может устанавливаться в зависимости от характера и сложности дела.

При проведении масштабных оперативно-розыскных мероприятий для всестороннего рассмотрения заявления и при согласовании этого вопроса с инициатором, допускается мотивированное увеличение срока на разбирательство до получения исчерпывающих данных. Возможно и привлечение Генеральной Прокуратуры, когда жалоба находится на особом контроле у высшего руководства и рассматривается по срокам в особом порядке.

При несоответствующем написании жалобы, обращение оставляется без рассмотрения по существу с предоставлением заявителю письменного разъяснения причин такого отказа. Зачастую это распространенные ошибки: неполнота обязательных персональных данных, неподдающийся прочтению почерк, употребление нецензурной лексики, неподконтрольность территории, не относящийся к компетенции прокуратуры вопрос. Касательно последнего момента, жалоба пересылается по принадлежности для ее последующего разрешения с одновременным извещением заявителя.

После регистрации заявления следственно-прокурорский отдел берет материал в разработку, а именно выполняется ряд действий:

  • Определяется основная суть проблемы с дачей ситуации правовой оценки;
  • проводится запрос необходимых документов в подтверждение или опровержение полученной информации;
  • предоставляются выездные проверки с привлечением квалифицированных экспертов;
  • принимаются иные вспомогательные меры для максимально объективного принятия решения.

Кроме этого, в обязательном порядке, обеспечивается прокурорский контроль по соблюдению законности, срочности и полноты проведенных мероприятий. При выявлении каких-либо неточностей или нарушений в процессе заявления виновные лица призываются к административной или уголовной ответственности.

Нюансы, что имеют значение

При личной подаче жалобы срок рассмотрения начинает свой отсчет со дня входящей регистрации документа в канцелярии. В случае с отправкой обращения почтовой корреспонденцией (рекомендуется воспользоваться заказным вариантом с обратным извещением о вручении письма адресату), первым днем будет считаться дата получения заявления уполномоченным сотрудником прокуратуры. Но не факт, что регистрация корреспонденции произойдет в тот же день, а заинтересованной стороне крайне важно держать «руку на пульсе». Также жалоба может быть приобщена к уже открытому схожему делу (усматривается коллективная форма) или прикрепляется к более раннему заявлению при условии незавершенного дела.

Подпишитесь на свежие новости

Выбор редакции
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...

© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...

Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...

Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...
Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....
В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...