Практическая работа по химии "приемы обращения с лабораторным оборудованием". Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете
Практическая работа № 1
ОБОРУДОВАНИЕМ
В а р и а н т I
Ц е л и:
без изучения инструкции.
схеме в отчете.
пробирке.
1) получение газа;
2) смешивание двух твердых веществ.
ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
АЛГОРИТМ
1. Запишите название практической работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2. Запишите цели практической работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Продумайте и запишите план выполнения работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4. Продумайте и запишите правила техники безопасности при работе с
данными реактивами и оборудованием.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
№
задания
Рисуноксхема
Вид химической
операции
Практическая работа № 1
ПРИЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЛАБОРАТОРНЫМ
ОБОРУДОВАНИЕМ
Ц е л и:
знать и применять правила обращения с лабораторным
оборудованием, ТБ при работе в химическом кабинете; учиться наблюдать за
химическими явлениями.
П л а н р а б о т ы: 1) работа со схемами;
2) работа с таблицейотчетом согласно заданиям.
ТБ: аккуратно обращаться с лабораторной посудой; использовать
минимальные количества вещества; зажигать спиртовку от спички; тушить
пламя, накрывая колпачком; держать пробиркуреактор с помощью
пробирочного зажима (лапками зажима в штативе); при нагревании пробирку
держать под углом 45о к полу; перед нагреванием содержимого пробирки
прогреть всю пробирку.
№
задания
1
Х о д р а б о т ы
Рисуноксхема
Варианты: пробирка, штатив лабораторный,
зажим пробирочный, стакан химический,
колба плоскодонная, воронка делительная,
спиртовка, прибор для получения газа,
мерный цилиндр и др. (по усмотрению
учителя)
2
3
Схема пламени
спиртовки
Исследование t°
пламени с помощью
лучинки
Вариант I
1. Рис. прибора Кирюшкина.
2. Рис. ступки с пестиком.
Вид химической
операции
Монтаж приборов, закрепление
пробирокреакторов, других
приборов для собирания газа,
проведения реакции; смешивание
веществ, разделение неоднородной
смеси, нагревание веществ,
приготовление растворов заданной
концентрации и т. д.
Открыть спиртовку и поджечь
фитиль от спички.
Нагревание веществ производят в
верхней части пламени спиртовки.
Нагревание реакционной смеси:
сначала прогреть всю пробирку,
затем ее нижнюю часть, закрепив
пробирку под углом 45° к полу
Получение и собирание газа.
Измельчение и перемешивание
твердых веществ.
Вариант II
1. Рис. фарфоровой чашки для выпаривания.
Выделение растворимых веществ из
№
задания
Рисуноксхема
Вид химической
операции
2. Рис. воронки и химического стакана,
стеклянной палочки, фильтра
раствора.
Выделение нерастворимых веществ
из смеси
В а р и а н т II
Ц е л и:
знать и применять правила обращения с лабораторным
оборудованием, правила техники безопасности при работе в химическом
кабинете; учиться наблюдать за химическими явлениями.
Внимание! Никогда не приступайте к работе с химическими реактивами
без изучения инструкции.
З а д а н и е 1 . Знакомство с химическим лабораторным оборудованием.
1. Прослушайте учителя, определите на схемахтаблицах лабораторное
оборудование (посуду), демонстрируемое учителем.
2. Зарисуйте в виде схемы наиболее часто используемое, с вашей точки
зрения, лабораторное оборудование из представленного и подпишите названия.
З а д а н и е 2 . Правила работы со спиртовкой.
1. Применяя правила ТБ, приготовьте спиртовку к работе.
2. С помощью лучинки определите самую горячую зону пламени, отметьте на
схемеотчете.
3. Используя лабораторное оборудование, нагрейте до кипения воду в
пробирке.
З а д а н и е 3 . Подберите лабораторное оборудование для выполнения
нижеследующих операций и зарисуйте его:
1) выпаривание раствора;
2) отделение твердого вещества от раствора.___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
5. Получив разрешение учителя, приступайте к выполнению работы.
6. Оформите отчет о выполнении в виде таблицы:
№
задания
Рисуноксхема
Вид химической
операции
7. Выполните задания, данные в вашем варианте.
Практическая работа
Тема: "Приемы обращения с лабораторным оборудованием"
Цель: ознакомить с правилами техники безопасности. Научиться правильно, обращаться с лабораторным оборудованием.
Задачи:
Образовательная: Ознакомить учащихся с химическим оборудованием, научить им пользоваться, знать технику безопасности.
Развивающая: Способствовать развитию мышления, умению пользоваться химическим оборудованием.
Воспитательная: Воспитать чувство ответственности при выполнении практической работы.
Оборудование:
инструкция «Правила техники безопасности при работы в химическом кабинете»;
образцы химической посуды, лабораторный штатив;
презентация PowerPoint.
План урока.
Химическая посуда.
Лабораторный штатив.
Организационный момент.
Ознакомление с правилами техники безопасности.
Знакомство с лабораторным оборудованием.
Выполнение практической работы, оформление.
Итоги урока.
Перечень слайдов.
Правила техники безопасности.
Инструкция, перед выполнением опыта.
Запрещается пробовать химические вещества на вкус.
Правила определения запаха вещества.
Лабораторное оборудование.
Назначение лабораторного оборудования.
Устройство штатива.
Ход урока
1. Организационный момент.
Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность - хорошо,
А халатность - плохо!
Опыт люби - основу предмета,
Читай, думай, наблюдай,
Умей найти на все ответы,
Жизнь цени, твори, мечтай.
Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай.
Учащиеся (конспектируют в рабочих тетрадях):
Прежде чем приступить к работе, необходимо ознакомить с инструкциями и порядком ее проведения.
Учитель:
(слайд на доске
Учащиеся (конспектируют):
Опыт необходимо проводить в чистой посуде.
Учитель:
Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
для еды условий нет.
Учащиеся (конспектируют): Запрещается прием пищи в кабинете химии
Учитель:
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад.
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.
Учащиеся (конспектируют): Запрещается пробовать химические вещества на вкус
Учитель:
Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться!
Учащиеся (конспектируют): При определении запаха веществ нельзя наклоняться и вдыхать пары. Нужно легким движением руки над горлом сосуда направить газ к носу.
Учитель:
Сердца ваши пусть будут смелыми,
А руки пусть будут умелыми,
Движенья их будут быстрыми,
А помыслы только чистыми. Учащиеся
(конспектируют): Запрещается проводить самостоятельные опыты не предусмотренные работой и без разрешения учителя.
3. Знакомство с лабораторным оборудованием.
Учитель демонстрирует образцы химической посуды и их назначение:
(слайд на доске)
Учитель объясняет устройство лабораторного штатив, основные части.
(слайд на доске)
4. Выполнение практической работы, оформление.
Учащимся показываем химические знаки и оборудование, они объясняют значения знаков и характеризуют назначение различного оборудования.. Затем ребятам предлагается выполнить несложное задание – с помощью мерного цилиндра отмерить 50мл воды, перелить воду в пробирку, закреплённую в пробиркодержателе, и довести воду до кипения. Ребята описывают в тетради все выполненные операции и делают вывод.
5 Итоги урока
Лабораторное оборудование, посуда для проведения химического эксперимента
Разработка для проведения практических работ по химии
Чтобы работа в кабинете химии
была безопасной и плодотворной, юным и не очень юным исследователям,
почетным учёным и именитым химикам,
даже нобелевским лауреатам,
т.е. всем
необходимо соблюдать
правила техники безопасности!
Для проведения опыта, эксперимента используют специальную посуду
Лоток для проведения опыта
1. Посуда для хранения веществ
- Склянки
2. Посуда для проведения опытов
- Пробирки
- Колбы
- Химические стаканы (мензурки)
Лабораторная посуда
Пробирка
Колба
коническая
мерная посуда
цилиндр
Мензурка
мерная пробирка
И еще о посуде…
воронка
делительная
кристаллизатор
колба Вюрца
перегонная
Лабораторная посуда
воронка
колба круглодонная
Весы
технические
Мерный стакан
3. Лабораторное оборудование
штатив для пробирок
Лабораторный штатив
Специальные принадлежности
Ложечка для сжигания
щипцы
Держатель
для пробирок
Практическая работа №1
Тема: Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Изучение строения пламени.
Цель: Изучить устройство лабораторного штатива и спиртовки. Изучить строение пламени.
Оборудование: химическая посуда, лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка с водой, спички.
Ход работы:
Лабораторный штатив
Штатив - оборудование для установки лабораторной посуды и инструментов.
Что делал
- Изучили устройство лабораторного штатива.
Что наблюдал
Штатив состоит из…
Рисунок, выводы
2. Изучили устройство спиртовки.
Для чего служит штатив?
Спиртовка состоит из …
3. Изучили строение пламени.
Для чего служит спиртовка?
Пламя имеет три зоны:
В какой части пламени надо нагревать пробирку с веществом?
Задание:
1 . Изучите устройство лабораторного штатива (найдите подставку, стержень, муфты, лапку, кольцо)
2. Зарисуйте штатив и подпишите его части шифрами на рисунке, а рядом их расшифруйте.
3. Для служит штатив?
Нагревательные приборы
спиртовка
Изучение строения спиртовки
Задание:
1. Изучите устройство спиртовки (найдите сосуд, фитиль, колпачок)
2. Рассмотрите зоны пламени (нижняя, средняя, верхняя)
3. Поместите пробирку с водой в держатель и нагрейте до кипения над спиртовкой.
4. В какой части пламени нужно нагревать вещества?
Сделайте вывод по проделанной работе
Вывод:
В результате проведенной работы я изучил(а)
……………………………………………………………
Эти устройства используют для ………………..
Пробирку надо нагревать в ………… части пламени, т.к. эта часть пламени самая ………
Практическая работа №1
«Приемы обращения с лабораторным оборудованием».
Дата: 21 02.2011г, 8 «а» класс.
Образовательная цель : знать названия предметов лабораторного оборудования; освоить приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Развивающая цель: мышление через постановку вопросов в ходе работы и ответы на вопросы.
Воспитательная цель : воспитывать коммуникативные отношения при работе в паре согласно инструкции; соблюдать дисциплину при выполнении работы.
Оборудование : лабораторный штатив, спиртовка, посуда: пробирки, колбы, химические стаканы; фильтры, воронки, прибор для получения газов.
Дидактический материал: инструкция для работы в паре; таблица «Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории».
Этапы |
Цель учителя |
Цель ученика |
Действия ученика |
Форма |
Результат |
1.Актуализация |
Включить учащихся в деятельность |
1.Принять цель 2.Познакомится с планом работы |
1.Записывает тему урока. 2.Участвует в обсуждении темы. |
Фронтальная, индивидуальная |
Учащиеся готовы к работе. |
2.Практическая работа №1. 10мин. |
Знать названия предметов лабораторного оборудования; освоить приемы обращения с лабораторным оборудованием. |
1.Чертят таблицу в тетради. |
Индивидуальная. |
Таблица в тетради. |
|
2.1.Читают правила техники безопасности при работе в химической лаборатории на с.174 в учебнике. 2.2.Сравнивают с правилами в инструкции. 2.3..Задают вопросы. 2.4.Раписываются в журнале по ТБ. |
Парная |
Ознакомлены с правилами по ТБ. |
|||
3.1.Изучают устройство лабораторного штативы. 3.2.Выполняют задание, указанное в инструкции. 3.3.Делают схематический рисунок и подписывают части. |
Парная |
В таблице заполнены графы. |
|||
2.3.Читают ст. «Использование лабораторного штатива». Выполняют описанные в ней действия. |
Парная |
Собран штатив и закреплена пробирка. |
|||
3.1.Читают ст. «Приемы работы со спиртовкой». 3.2.Оформляют таблицу. |
Парная |
В таблице заполнены графы. |
|||
4.1.Читают ст. «Посуда». |
Парная |
В таблице заполнены графы. |
|||
3.Рефлексия |
Соотнести цель с результатами работы на уроке. |
Определить своё место в уроке и оценить свою деятельность. |
Фронтальная |
Результат соответствует цели урока. |
|
4.Итог урока |
Оценить деятельность учащихся |
Самооценка |
Выставляют оценки в карту знаний. |
Фронтальная |
1.Устная оценка деятельности всех учащихся. 2.Практическая работа оформлена в тетрадях. |
Инструкция для учащихся:
1.Прочитай инструкцию по технике безопасности при работе в химической лаборатории на с.174-175.
2.Обсудите вопросы, возникшие после чтения. Сформулируйте их для учителя. Задайте вопросы учителю.
3.Распишитесь в журнале по ТБ.
4.Начертите таблицу в тетради.
5.На с. 175 прочтите текст «Устройство лабораторного штатива».
6.Сделайте схематический рисунок и подпишите части.
7.Используя текст «Использование лабораторного штатива» закрепите в лапке штатива пробирку под углом в 45 градусов и на расстоянии 15см от стола. Ответьте на вопрос: Как правильно расположить винт муфты на стержне штатива? Как правильно закрепить пробирку?
8. Прочтите текст «Приемы работы со спиртовкой». Сделайте рисунок и подпишите части. Ответьте на вопросы: Как спиртовку зажигают? Как спиртовку гасят?
9. Прочтите текст «Посуда». Сделайте рисунок, подпишите название. Ответьте на вопросы: Сколько должно быть жидкости в пробирке при перемешивании? Что запрещается? Когда используют воронку? Как готовят фильтр к фильтрованию? Какой объем жидкости должен быть в чашке для выпаривания? Как готовится прибор для получения газов к работе?
10.Сделайте вывод по итогам работы.
Таблица №1
Название этапа работы |
Рисунок и название частей оборудования. |
Приемы работы с лабораторным оборудованием. |
|
Приемы работы с лабораторным штативом |
1.Винт, закрепляющий муфту находится справа от стержня штатива, а стержни лапки укреплялись бы так, чтобы их поддерживал не только винт, но и муфта. 2.Пробирку закрепляют ближе к горлышку. 3.Пробирка укреплена правильно, если ее можно повернуть в лапке без больших усилий. |
||
Приемы работы со спиртовкой |
1.Нельзя зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки. 2.Гасят спиртовку накрывая ее колпачком с боку. |
||
Приемы работы с посудой. |
1.Высота столбика жидкости при перемешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см. 3.Фильтр перед употреблением смачивают. 4.В чашку наливают 1/3 объёма для выпаривания. 5.Проверить прибор на герметичность. |
Вывод: освоил приемы работы с лабораторным оборудованием.
- Сонник: книги, книги на полках, старые книги, писать книгу
- К чему снится ива по соннику
- Биография, интересные факты
- К железам какой секреции относится поджелудочная железа
- Где находится кашмир. Кашмир — другая Индия. Территориальная структура Кашмира
- Родился александр александрович алябьев Сообщение о алябьев александр александрович
- Шпаргалка: Образование древнерусского государства
- Формирование древнерусского государства
- Заговоры от врагов и недоброжелателей Магия заставить замолчать завязать язык
- алоэ – амулет от всех бед на подоконнике
- Заговоры на красоту и привлекательность Заговор для красоты на мед и алой
- Национальный транс: Культура и магия гаитянского вуду Гаитянский культ 4 буквы сканворд
- Каша из топора кратко. Сказка Каша из топора. Русская народная сказка. Хитрая наука — русская народная сказка
- Яблоко от яблони недалеко падает
- Михаил Зощенко. Самое главное. Самое главное, зощенко для детей Михаил зощенко самое главное
- Великая дивеевская тайна
- Последняя тайна царицы тамары Грузинская царица тамара
- Владыка петр. Петр Воронежский, сщмч. «Что это вы так трудитесь, владыко святый?»
- Апостол иуда искариот - святые - история - каталог статей - любовь безусловная Критика неканонического восприятия Иуды Искариота
- Когнитивно-поведенческая психотерапия Бек когнитивная терапия и эмоциональные расстройства