Право и организация социального обеспечения на примере пенсионного обеспечения. Учебная практика по модулю: «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты Отчет по право и организация социального обеспечения


Как показывает практика рассмотрения судами дел в сфере социального обеспечения, то лидирующее положение в количественном отношении занимают дела связанные с реализацией прав граждан по пенсионному обеспечению. Чаще всего это споры между физическими лицами и Пенсионным фондом РФ, а именно:

  • - об установлении трудовой пенсии;
  • - об отказе в установлении трудовой пенсии;
  • - об отказе в назначении досрочной пенсии;
  • - о выплате пенсии.

В качестве ответчиков могут выступать государственные органы (в частности, органы Пенсионного фонда РФ), должностные лица данных органов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обычно подают иски в арбитражный суд.

Иски физических лиц по защите пенсионных прав подаются в:

  • - мировой суд - дела имущественным спорам при цене иска, не превышающей 100000 руб. К данной категории относятся, например, иски о взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии, иски о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии и др.;
  • - суд общей юрисдикции - дела по искам, не подлежащим оценке (например, иски о признании незаконным отказа об установлении трудовой пенсии). По искам, объединяющим связанные между собой требования, не подлежащие оценке и требования имущественного характера, подлежащие оценке (например, иски о признании незаконным отказа об установлении трудовой пенсии). По искам, связанным с взаимоотношениями гражданина, пенсионные права которого нарушены и его работодателем и др.

В качестве примера рассмотрим одно из гражданских дел рассмотренного Верховным Судом РФ.

Гражданка К. обратилась в Верховный Суд РФ о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца первого ст. 16 «Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами « в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 16/19па.

П. 16 указанного Перечня гласит: «В качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальными органами Федеральной миграционной службы».

Итак, «К. обратилась в суд с указанным заявлением, полагая, что оспариваемая ею часть нормативного правового акта противоречит действующему законодательству, препятствует ее законному праву на получение пенсии.

В обоснование своих требований она указала, что не получает пенсию с ноября 2003 года с момента выезда из г. Ташкента Республики Узбекистан на постоянное жительство к мужу, гражданину России, имеет разрешение на временное проживание с сентября 2004 года. При обращении в декабре 2003 года в Управление пенсионного фонда г. Мелиуз по вопросу перевода пенсионного дела из г. Ташкента ей было отказано со ссылкой на оспариваемую часть нормативного правового акта, предусматривающую необходимость предоставления иностранным гражданином для подтверждения факта постоянного проживания вида на жительство.

Она полагает, что такое требование вида на жительство противоречит ст. 7 и ч. 1 ст. 6 «Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 и ч. 2 ст. 13 Определения Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Адамян Жульетты Семеновны», имеющим большую юридическую силу. А поэтому ее заявление следует удовлетворить и признать недействующей оспариваемую ею часть нормативного правового акта.

В судебное заседание К. не явилась, настаивая на своих требованиях, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации С.С. Решетникова и Пенсионного фонда Российской Федерации Л.Т. Тимофеева просили суд заявление оставить без удовлетворения, поскольку нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной исполнительной власти, действующему законодательству не противоречит.

Заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Е.Л. Воскобойниковой, полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства, Верховный Суд Российской Федерации считает заявление подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 года) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 18) и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (с изменениями от 25 июля 2002 года) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 24) Правительству Российской Федерации предлагалось определить Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, Правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 «О реализации Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (п. 4) поручено Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации разработать и принять Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами « в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами « в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Во исполнение этого Постановления Правительства Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации приняли 27 февраля 2002 года оспариваемый К. "Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 2002 года, N 3488 и опубликован 5 июня 2002 года в «Российской газете» N 100 и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 1 июля 2002 года.

В соответствии с абзацем первым ст. 16 Постановления от 27 февраля 2002 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» обратившимся с заявлением за назначением пенсии в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации.

Статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Из этого следует, что иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на законном основании, имеют равные права с гражданами России, включая право на пенсию, а также несут такие же обязанности, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями) и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию имеют иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Из данной нормы Федерального закона следует, что при определении правового положения иностранных граждан в Российской Федерации изложенные в нем требования являются обязательными, в том числе и в области пенсионного законодательства.

Понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона, раскрываются в статье 2 и под находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином на законных основаниях понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. А постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство.

Исходя из положений вышеизложенных Федеральных законов, иностранный гражданин, находящийся на законном основании на территории Российской Федерации, вправе получать в Российской Федерации пенсию на основании названных Федеральных законов только при условии постоянного проживания. А постоянно проживающим иностранным гражданином является лицо, имеющее вид на жительство, на необходимость предоставления которого указывает оспариваемая часть нормативного правового акта.

Вопросы, связанные с пенсионным обеспечением граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, имеют правовое регулирование в "Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Москва, 13 марта 1992 года), в соответствии со ст. 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

К. полагает, что указание в Перечне на необходимость предоставления вида на жительство противоречит ст. 7 и ч. 1 ст. 6 Соглашения.

В то же время в указанных К. статьях Соглашения говорится о том, что пенсия назначается по месту жительства (п. 1 ст. 6). А в случае переселения в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ст. 7).

Таким образом, условие постоянного проживания иностранного гражданина для назначения пенсии не противоречит указанным нормам Соглашения.

В заявлении К. обращает внимание, что оспариваемая ею часть нормативного акта противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 4 марта 2004 года N 146-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Адамян Жульетты Семеновны на нарушение ее конституционных прав положениями Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Однако такое противоречие отсутствует, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации указывает на наличие пенсионных прав у иностранных граждан на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, а названными выше Федеральными законами назначение пенсии иностранным гражданам связано с постоянным проживанием в Российской Федерации.

В своем определении Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на возможность установления факта постоянного проживания иностранного гражданина судом.

Требование вида на жительство от иностранного гражданина в подтверждение факта постоянного проживания для назначения пенсии не исключает возможности установления такого факта судом при наличии законных к тому оснований.

Отсутствие такого указания в оспариваемом нормативном правовом акте на возможность судебного установления факта постоянного проживания иностранного гражданина не может являться основанием к признанию этого акта недействующим. Так как установление юридических фактов производится судом в соответствии с главой 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из пункта 10 ч. 1 ст. 264 ГПК РФ, конкретным перечнем не ограничено. Органы исполнительной власти, исходя из конституционного принципа разделения властей, не вправе в своих нормативных правовых актах указывать на возможность установления юридических фактов судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ч. 1 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление К. о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца первого ст. 16 «Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 16/19па, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме» (42).

2.1. Общие положения 7

2.2. Компетенции, формируемые в результате прохождения

учебной практики по изучению деятельности Пенсионного фонда 8

и социальной защиты 10

2.4. Документы, необходимые для защиты учебной практики 11

2.5. Защита отчетов учебной практики 11

2.6. Список литературы по I разделу 12

2.7. Список литературы по II разделу 13

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Учебная практика студентов факультета непрерывного образования специалистов для судебной системы (далее ФНО) является составной частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения(углубленная подготовка).

1.2. Учебная практика предполагает получение студентами первичных профессиональных умений, их подготовку к осознанному и углубленному изучению отдельных специальных дисциплин, приобретение обучающимся первичных умений по избранной специальности.

1.3.Учебная практика проводится в соответствии с учебными планами. Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с графиком учебного процесса. Продолжительность учебной практики – 2 недели. Студенты проходят практику в Пенсионном фонде и его подразделениях.

1.4. Студенты направляются на учебную практику на основании приказа Ректора Академии (в Филиале – директор).

1.5. Перед прохождением учебной практики заместитель декана по практике (в Филиале - специалист по учебной работе) (совместно с групповыми руководителями практики – преподавателями кафедр) проводит со студентами установочную конференцию. На конференции студентам разъясняются цели и задачи практики, даются методические советы по выполнению программы практики, обращается внимание на содержание и форму отчетной документации, представляемой студентами для защиты практики, выдаются направления на практику, дневник и программа практики.

1.6. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении учебной практики составляет:

В возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю;

В возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю.

1.7. Привлечение студентов, для выполнения заданий, не предусмотренных программой практики, или их освобождение от прохождения практики ранее установленного срока, не допускается.

1.8. Студент, не выполнивший программу практики и (или) получивший отрицательную характеристику или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется вторично на практику или отчисляется.



ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

2.1. До начала практики студент обязан:

Ознакомиться с методическими и инструктивными материалами о практике и пройти собеседование у группового руководителя практики;

Принять участие в установочной конференции по вопросам прохождения практики.

2.2.Во время прохождения практики студент обязан:

Максимально использовать отведенное для практики время, в установленные сроки, в полном объеме и с высоким качеством выполнять все задания предусмотренные программой практики;

Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности работников соответствующей организации;

Вести дневник практики, в котором ежедневно кратко записывать определенные сведения о проделанной в течение дня работе;

Перед окончанием практики составить отчет о прохождении практики и заверить у руководителя практикой от организации дневник практики.

2.3. После прохождения практики студент обязан:

Своевременно представить на кафедру групповому руководителю отчетную документацию о практике.

3. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ

3.1. Групповой руководитель обязан:

Принять участие в работе установочной;

Контролировать прибытие студентов к месту прохождения практики;

Изучить отчетную документацию студента о практике и принять решение о допуске (или не допуске) студента к экзамену по модулю;

Представить на факультетах отчет об итогах прохождения студентами практики.

3.2. Руководитель практики от организации обязан:

Провести инструктаж студента по технике безопасности, общий инструктаж по пожарной безопасности, а также инструктаж по правилам внутреннего распорядка и отдельнымособенностям режима работы организации (учреждения);



Обеспечить соблюдение установленной продолжительности рабочего дня студента;

Осуществлять систематический контроль за текущей работой студента;

Создавать условия для выполнения студентом программы практики;

Обеспечивать эффективное использование студентом рабочего времени, не поручать студенту задания, не связанные с программой практики;

По окончании практики заверить заполненный дневник практики;

Поддерживать связь с руководителями практики от Академии.

Учебная практика по модулю:

«Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»

Общие положения

2.1.1. Цели учебной практики:

· Улучшение качества профессиональной подготовки обучающихся;

· Закрепление и систематизация полученных знаний по защите прав на социальное обеспечение граждан путем изучения деятельности Пенсионного фонда и его подразделений, или иных органов (организаций), избранных в качестве места прохождения практики;

· Получение обучающимися представления о практической деятельности Пенсионного фонда и его подразделений, или иного органа (организации), избранного в качестве места прохождения практики;

· Овладение первичными профессиональными умениями и навыками по защите прав на социальное обеспечение граждан в сфере профессиональной деятельности работников Пенсионного фонда и иных органов (организаций), избранных в качестве места прохождения практики;

· Закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения;

· Формирование у обучающихся нравственных качеств личности;

· Повышение мотивации к профессиональному самосовершенствованию, расширение профессионального кругозора;

· Приобретение опыта работы в коллективах при решении ситуационных социально-правовых задач: изучение принципов построения информационно-правовых баз данных, применяемых на практике, а также приобретение практического опыта их применения: изучение дополнительного материала публикуемого в периодической печати, с целью актуализации знаний полученных в процессе обучения.

2.1.2. Задачи учебной практики:

· Получение обучающимися информации о будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой прав граждан на социальное обеспечение;

· Ознакомление с нормативными правовыми актами, приказами, инструкциями, регламентирующими деятельность Пенсионного Фонда или иного органа (организации), принимающих студентов на практику;

· Получение учащимися навыков работы с правовыми документами;

· Ознакомление с системой, структурой, полномочиями Пенсионного Фонда, формами его взаимодействия с иными государственными органами по вопросам, касающимся прав граждан на социальное обеспечение;

· Ознакомление с деятельностью Пенсионного Фонда по рассмотрению и разрешению конкретных дел, связанных с защитой прав граждан по социальному обеспечению, а также с порядком делопроизводства;

· Ознакомление с практикой применения Пенсионным Фондом законодательства по праву на социальное обеспечение граждан;

· Сбор материалов, необходимых для составления отчета о прохождении практики в соответствии с дневником практики.

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость учебной практики составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

№ п/п Название этапа практики и виды учебной работы Форма контроля
1. Подготовительный этап , включающий: выбор места прохождения практики; организационное собрание; инструктаж по поиску информации в соответствии с целями и задачами практики в организации; составление плана прохождения практики; получение материалов для прохождения практики (дневник, программа). Собеседование с руководителем практики от кафедры
2. Основной этап , включающий: выполнение заданий программы практики; изучение информационных справочно-правовых систем; ознакомление со структурой и работой Пенсионного фонда; изучение материалов и документов по месту прохождения практики; сбор, обработка и анализ полученной информации; ведение дневника прохождения практики. Контроль со стороны руководителя практики по месту ее прохождения
3. Подготовка отчета по практике : обработка и анализ полученных материалов по результатам практики с учетом рецензии преподавателя подготовка к экзамену по модулю. Рецензирование преподавателем отчета по практике
4. Дисциплинарный экзамен по модулю

2.3. Компетенции, формируемые в результате прохождения учебной практике по изучению деятельности пенсионного фонда:

Иметь практический опыт:

· анализа действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;

· приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;

· определения права, размера и сроков установления трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;

· пользование компьютерными программами для назначения пенсий, пособий и других социальных выплат;

· определение права на перерасчет, перевод с одного вида пенсии на другой, индексацию трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, индексацию пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;

· определение права на предоставление услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

· установления психологического контакта с клиентами;

· адаптации в трудовом коллективе;

· общения с лицами пожилого возраста и инвалидами;

· публичного выступления и речевой аргументации позиции;

уметь:

· анализировать и применять действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите, с использованием информационных справочно-правовых систем;

· принимать документы, необходимые для установления пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;

· определять перечень документов, необходимых для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;

· разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления;

· определять право, размер и сроки назначения трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат с использованием информационных справочно-правовых систем;

· формировать пенсионные (выплатные) дела; дела получателей пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;

· составлять проекты ответов на письменные обращения граждан, используя информационные справочно-правовые системы;

· пользоваться компьютерными программами для назначения и выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат;

· консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы;

· составлять проекты решений об отказе в установлении пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат, используя информационные справочно-правовые системы;

· осуществлять оценку пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе с учетом специального трудового стажа;

· использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности;

· объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;

· правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);

· давать психологическую характеристику личности, применять приемы делового общения и правила культуры поведения;

· следовать этическим правилам, нормам и принципам в своей профессиональной деятельности;

знать:

· понятие и виды трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, дополнительного материального обеспечения, других социальных выплат, условия их назначения, размеры и сроки;

· структуру трудовых пенсий;

· понятие и виды социального обслуживания и помощи, нуждающимся гражданам;

· государственные стандарты социального обслуживания;

· порядок предоставления социальных услуг и других социальных выплат;

· порядок формирования пенсионных (выплатных) и личных дел получателей пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;

· компьютерные программы по назначению пенсий, пособий и других социальных выплат;

· способы информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;

· основные понятия общей психологии, сущность психологических процессов;

· основы психологии личности; особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;

· современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;

· основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе;

· понятие девиантного поведения, различные виды и формы девиации, их социальные и социально-психологические причины.

Студенту, проходящему практику в подразделениях Пенсионного фонда, необходимо ознакомиться со структурой Пенсионного фонда РФ, его задачами, основными функциями деятельности, а также с практикой применения нормативной базы.

Знакомство с практической деятельностью Пенсионного фонда РФ включает в себя:

· ознакомление со структурой Пенсионного фонда, должностным составом, распределением обязанностей в области делопроизводства между сотрудниками фонда;

· ознакомление с нормативно-методическими документами, регламентирующими ведение делопроизводства в Пенсионном фонде и иных органах и организациях, избранных в качестве места прохождения практики;

· ознакомление с организацией и ведением документооборота районного отделения Пенсионного фонда: понятие документооборота, его этапы и особенности. Порядок приема дел и корреспонденции. Регистрация поступивших дел и документов, ознакомление с подлежащими рассмотрению делами, изучение особенности организации правовой работы в соответствующих подразделениях Пенсионного фонда и иных органов и организаций, избранных в качестве места прохождения практики;

· ознакомление с решениями, вынесенными по конкретным делам, ознакомление с юридическими документами соответствующих подразделений Пенсионного фонда и иных органов и организаций, избранных в качестве места прохождения практики;

· ознакомление с порядком текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив

Содержание учебной и производственной практик по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» регламентируется Федеральным образовательным стандартом и утвержденными методической комиссией учебного заведения учебным планом и программой практики за подписью ректора. Каждый из видов практики является неотъемлемой частью плана подготовки студентов по специальности и призван закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и семинарских и практических занятиях. Рассмотрим подробнее, что должен содержать отчет по практике, и в соответствии с какими требованиями этот документ оформляется?

Отчет по практике право, что это?


По структуре отчет по практике право и организация социального обеспечения представляет собой научную работу, состоящую из стандартных разделов – титульный лист, введение, основная часть, заключение, библиографический список и приложения. Оформляется документ в соответствии с общими требованиями, которые предъявляются к рефератам, курсовым, дипломным работам.

В большинстве учебных заведений существуют собственные методические разработки по оформлению отчета, где указаны объем, размеры полей и междустрочного интервала, тип шрифта, правила оформления заголовков, таблиц и рисунков. Если перед началом практики вам выдадут журнал, который и будет отчетом. Это еще лучше, тогда вы точно не ошибетесь с его оформлением, но появится один нюанс, заполнять его вам придется вручную. Если ни журнала, ни методички у вас в руках не оказалось, следуйте нашим рекомендациям.

База практики организация социального обеспечения

Базой практики называется учреждение, где студент будет овладевать практическими навыками по своей будущей специальности. Для студентов по направлению обучения 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» это может быть районное или городское отделения пенсионного фонда, социальной защиты, правозащитные организации.

Один из наиболее часто задаваемых вопросов – можно ли проходить практику индивидуально, не в той организации, которая рекомендована деканатом? Можно, но оформить все необходимые документы надо вовремя, не менее, чем за 30 дней до начала практики. От студента требуется заявление с просьбой разрешить проходить практику на другом предприятии (организации) на имя декана факультета и гарантийное письмо, подписанное руководителем выбранной вами базы практики о том, что они обязуются предоставить вам условия для прохождения практики. Таким образом, базой практики для вас будет то предприятие, которое согласилось принять вас.

Задание на практику

В период практики вы не просто знакомитесь с работой специалистов по месту прохождения практики, а действуете по плану. Все, что вам нужно будет делать в период практики, будет перечислено по пунктам в задании. Например, ознакомиться с механизмом начисления компенсаций в период временной нетрудоспособности в связи с болезнью, изучить правовую базу по обеспечению прав граждан в сфере пенсионного обеспечения, нормативно-правовые основы и административные процедуры при работе с обращениями граждан в органах соцобеспечения. Приведенные выше пункты могут быть указаны, как цели практики, для их достижения необходимо решить задачи.

Задачами могут быть определены следующие мероприятия

  • уяснить понятие социальной защиты и социального обеспечения населения,
  • получить представление, что включает в себя государственная система социального обеспечения, каковы ее виды и источники финансирования;
  • ознакомиться с порядком работы, структурой и основными направлениями деятельности органа социальной защиты по месту прохождения практики;
  • изучить перечень документов, необходимых для назначения пенсий по возрасту, инвалидности, потере кормильца,
  • сроки подачи и правила заполнения документов и формирования личных дел получателей помощи;
  • получить навыки общения с лицами пожилого возраста, инвалидами, получателями материальной помощи.

Введение, основная часть, заключение

Если в вашем задании определены цели и задачи вашей стажировки, можно считать, что введение к отчету уже написано. Достаточно добавить несколько общих фраз, и готово.

Глава первая основной части отчета содержит теоретические положения, касающиеся темы. Определения, перечень подзаконных актов, требования к организации процесса социального обеспечения.

В практическом разделе основной части расскажите об организации работы, что вам было поручено сделать, и успешно ли вы справились с заданием, как был оценен результат ваших усилий?

Заключение – глава-антипод введения. Если во введении ставятся задачи, в заключении следует написать, удалось ли их выполнить, и чему вы научились за время практики.





Отчет
практика по профилю специальности
(производственная практика)


Руководитель практики
От техникума Яковлева В.В.

Руководитель практики

                      Выполнил студент гр.
г.Новокузнецк, 2011

1. Введение………………………………………………………… ……………………………………3
2. Основная часть:
2.1. История развития социальной службы Центрального района города Новокузнецка…………4
2.2. Структура УСЗН…………………………………………………………………… ……………....8
2.3. Основные задачи деятельности УСЗН……………… …………………………………………….9
2.4. Основные функции УСЗН……………………………………………… …………………………10
3. Дневник практики………………………………………………………… …………………………17
4. Специальная часть
«Социальное обеспечение детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию»... …19
4.1. Содержание…………………………………………………… …………………………………….20
5. Заключение…………………………………………………… ………………………………………37
6. Список литературы…………………………………………………… ……………………………...38

1. Введение

Производственная практика проходила в Управлении социальной защиты населения Центрального района города Новокузнецка. Период прохождения практики с 19.09.2011 по 21.10.2011 г. Был закреплен за отделом социальной поддержки, назначения и выплаты субсидий под руководством Топильской М. Б.

Руководителями практики являются:
1. Волкова Т.Е. – начальник УСЗН Центрального района г.Новокузнецка;
2. Яковлева В.В. – руководитель практики от техникума.

Цели практики:
1. расширение и систематизация знаний на основе изучений деятельности конкретных правовых органов;
2. приобретение практических навыков в сфере социальных правоотношений.

Задачи практики:
1. Овладение практическими навыками;
2. Развитие профессионального мышления;
3. Проверка профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности специалиста.

2. Основная часть

2.1. История развития социальной службы Центрального района г.Новокузнецка

1945 год В 1945 году из состава Горсобеса выделился Молотовский райсобес, который разместился на втором этаже в кинотеатре «Коммунар». Пенсионные дела перевозились на лошади. Штат работников состоял из четырех человек: Зав. райсобесом – фронтовик Сапелкин Петр Андреевич, главный бухгалтер – фронтовик Горовенко Иван Карпович, инспектор – Бабинов Василий Петрович и счетовод – Морозова Людмила Ивановна.
1950 - 1960 –ые годы В августе 1957г. Молотовский райсобес переименован в Центральный райсобес и переведен в здание Куйбышевского райкома партии (бывшая типография газеты «Кузнецкий рабочий»), позднее – на улицу Курако, 8, затем на улицу Орджоникидзе, 25. Со слов старейших работников, самые трудные годы работы – это послевоенные годы. Основной контингент пенсионеров того времени – это инвалиды Великой отечественной войны и члены семей погибших на фронте, люди, прошедшие войну, видевшие смерть, потерявшие своих родных и близких.
Несмотря на все трудности, коллектив работал слаженно и состоял из 16 человек. Все перерасчеты пенсии, в том числе и массовые, делались вручную, заработок подсчитывался на счетах. Только в 70-ых годах появились первые счетные машины.
1970-ые годы В 1974г. Кемеровская область перешла на централизованный способ выплаты пенсий и пособий. В областном отделе соцобеспечения был создан Центр по начислению и выплате пенсий и пособий. В этом же году Центральный райсобес переводится на проспект Металлургов, 44, где и находится по сей день.
1980-ые годы В 1983г. вступил в действие закон о начислении 20% надбавки к пенсии за непрерывный стаж работы на одном предприятии. В связи с этим от работников требовались максимум терпения и профессионализма. Перерасчеты не успевали делать в рабочее время и сумками носили домой неоконченную работу.
1991 год Отдел социального обеспечения Центрального района реорганизован в отдел социальной защиты населения Администрации Центрального района.
1993 год В 1993г. Кемеровская область перешла на децентрализованный способ выплаты пенсий и пособий. Это потребовало выделения помещений, подбор кадров, обеспечение компьютерной техникой. В связи с этим была установлена жесткая норма – не менее 300 пенсионных дел ежедневно. Начиная с сентября 1993г. по февраль 1994г. производилась доплата пенсии за прошлое время. И опять напряженная, кропотливая работа – днем и ночью.
Так же, с этого года начали практиковаться информационные встречи с населением в кинотеатре «Октябрь» по разъяснению социально значимых вопросов.
1994 год Отдел социальной защиты населения Администрации Центрального района преобразован в Управление социальной защиты населения Администрации Центрального района.
1997 год Управление социальной защиты населения Администрации Центрального района реорганизовано в Управление социальной защиты населения Центрального района Комитета социальной защиты населения Администрации г. Новокузнецка. Осуществлен переход на единую компьютерную программу «Link», создана единая компьютерная база данных льготных категорий граждан (персонифицированный учет).
Во 2-ом полугодии 1997 года начата активная работа по взаимодействию с социальными учреждениями района.
1998 год Для реализации закона РФ № 13 специалисты подготовили базу работающих пенсионеров и с 1 февраля 1998г. пересчитали по новому закону пенсии 11351 человеку. Создан отдел помощи семье и детям, назначения и выплаты детских пособий.
В целях профилактики безнадзорности и беспризорности положено начало проведению рейдов.
1999 год Международный год пожилых людей – уделяется пристальное внимание нуждам и потребностям пожилых граждан. Выделяется гуманитарная, материальная помощь, проводятся обследования на дому. Создано программное обеспечение для проведения автоматических сверок с организациями, предоставляющими льготы.
2000 год В целях усиления материального обеспечения нуждающегося населения производится выдача продуктовых наборов. Налажены деловые отношения с РВК, Советом ветеранов, УВД, ведомствами юстиции, отделом государственной пожарной службы для решения проблем предоставления льгот ветеранам.
Создан клуб для граждан пожилого возраста «Огонек», «Клуб матерей» для повышения мотивации матерей к решению семейных проблем и социального статуса семей.
2001 год В ходе реализации Российско-Британского проекта разработана и организована принципиально новая система управления процессом социального обслуживания и реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов. Выделяется новый отдел - отдел социального обслуживания и реабилитации. Организовано активное межведомственное взаимодействие, что является залогом оперативного воздействия на каждую нуждающуюся семью с целью поддержки и реабилитации.
2002 год Получило развитие направление работы с военнослужащими, уволенными в запас с военной службы, и членами их семей, создана база данных «VVS». Новая функция Управления - начисление жилищных субсидий.
Разработаны новые методики для обеспечения контроля эффективности и качества социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Для более продуктивного решения социальных задач в районе организована волонтерская деятельность.
Внедрено программное обеспечение « Socials», позволяющее иметь полномасштабную информацию о клиентах социальной службы.

2003 год
Завершена реализация проекта Российско-Европейского фонда по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов.
Отработана и совершенствована система профилактических и реабилитационных мероприятий, проводимых с семьями, находящимися в социально опасном положении, а также семьями, имеющими детей-инвалидов;
В районе создан клуб общения инвалидов-колясочников «Клин».
Совершенствована система оказания комплексной социальной помощи военнослужащим, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Производится выплата компенсации расходов по оплате занимаемых жилых помещений, коммунальных и иных видов услуг членам семей умерших (погибших) военнослужащих.
Внедрено программное обеспечение «Outlook», обеспечивающее контроль и своевременность исполнения заданий начальника Управления.
2004 год Окончательно внедрено и совершенствовано программное обеспечение « Scais». Проведена кампания по оказанию адресной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате весеннего паводка.
Осуществлена полномасштабная работа по формированию личных дел льготных категорий граждан и корректировке баз данных.
Совершенствована система конструктивного межведомственного взаимодействия в вопросах профилактики социального неблагополучия.
Проведен мониторинг социально- экономического положения семей, имеющих детей-инвалидов.
Внедрено программное обеспечение АРМ «Навигатор» по назначению субсидий в едином информационном пространстве.
Освоена система контроля за целевым использованием бюджетных средств, усилен контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Управления и целевым использованием финансовых ресурсов.

2005 год
Нововведения в работе Управления связаны с передачей части федеральных полномочий на областной уровень - в значительной степени изменилось областное законодательство, регулирующее права граждан на различные меры социальной поддержки, компенсационные выплаты и пособия. Осуществлен переход на систему замены части льгот денежными компенсациями. Реализация мер социальной поддержки граждан регионального уровня ответственности стала самой значимой задачей, как по количеству обслуженных клиентов, так и по объему выполненных работ. Введена в действие непрерывная система информирования населения. Организована работа «прямой» телефонной линии, консультативно- справочного пункта, проведена широкая информационная кампания в СМИ, организована работа по микроучасткам.
Конструктивно налажены отношения со смежными организациями: ОАО АБ КББ, ОАО «Сибирьтелеком». УПФ.
Особое внимание уделено организации контрольно-ревизионной деятельности. Главный приоритет - контроль за целевым использованием бюджетных средств.
На должном уровне проведена инвентаризация личных дел получателей мер социальной поддержки и корректировка баз данных.


6
2006 год Основные направления деятельности были ориентированы на четкую и грамотную реализацию норм действующего законодательства, что дало возможность нашему обществу быстрее адаптироваться к социальным изменениям. Среди основных и новых направлений деятельности можно выделить:
    Отработка технологии по перечислению мер социальной поддержки в форме ежемесячной денежной выплаты на личные счета граждан.
    Проведение мониторинга социально-экономического положения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
    Внедрение технологии присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверений «Ветеран труда» гражданам, имеющим трудовой стаж не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин и достигшим возраста, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости.
    Отработка технологии оказания малообеспеченным гражданам и семьям района государственной социальной помощи.
    Организация приема граждан для признания малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
    Реализация Закона Кемеровской от 14.11.2005г. №123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области».
    Систематизация контрольно-ревизионной деятельности Управления.
    Отработка технологии по выявлению и обмену несоответствий информации, содержащейся в электронных базах данных УСЗН и УПФ, УСЗН и паспортного стола.
    Создание программного обеспечения по электронному архивированию.
    Модернизация и изменение топологии локальной сети УСЗН на участке начисления пособий на детей и компенсаций.

2.2. Структура УСЗН

Структура Управления социальной защиты населения:

    зам. председателя КСЗ – начальник УСЗН Центрального района
    2 зам. начальника Управления
6 отделов:
    отдел социальной поддержки населения
    отдел помощи семье и детям, назначения и выплаты детских пособий
    отдел социального обслуживания и реабилитации
    отдел учета, контроля и выплаты пособий и компенсаций
    отдел автоматизации и технического обслуживания
    отдел обеспечения деятельности управления

2.3. Основные задачи деятельности УСЗН

В целях реализации государственной и местной политики в области социальной защиты населения основными задачами Управление являются:
    Участие в разработке федеральных, областных программ социальной защиты населения, в разработку муниципальных программ и реализация на территории города программ социальной защиты населения всех уровней.
    Организация работы по оказанию социальной помощи и поддержки населению, обеспечению своевременного и правильного предоставления мер социальной поддержки.
    Осуществление функций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством. Работа с семьей и детьми.
    Обеспечение своевременного и правильного назначения, перерасчета и выплаты установленных законодательством пенсий Кемеровской области, доплат государственным и муниципальным служащим к государственной пенсии, пособий, компенсаций субсидий и иных выплат.
    Управление процессом социального обслуживания и реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов, несовершеннолетних, иных лиц, нуждающихся в социальном обслуживании.
    Разработка мероприятий, направленных на улучшение качества предоставления социальной помощи населению, социальными учреждениями, находящимися на территории района.
    Организация работы по исполнению отдельных государственных полномочий в сфере социальной поддержки.
    Организация контрольно-ревизионной работы Управления в пределах своей компетенции.

2.4. Основные функции УСЗН

Для выполнения поставленных задач Управление осуществляет следующие функции:

В сфере обеспечения населения пенсией Кемеровской области, ежемесячными доплатами к трудовой пенсии по старости (инвалидности), пособиями и компенсациями, ежемесячными денежными выплатами, государственной социальной помощи, выплачиваемых через Управление:

    Осуществляет назначение, перерасчет и выплату пенсии Кемеровской области, ежемесячными доплатами к трудовой пенсии по старости (инвалидности), пособий и компенсаций, государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, ежемесячных денежных выплат в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством. Оформляет дела получателей пенсии Кемеровской области, детских пособий, иные документы.
    Ведет базу данных получателей пенсий, пособий и компенсаций района, своевременно вносит изменения выплачиваемых сумм, адресных и иных данных.
    Оказывает помощь в оформлении документов на пенсию Кемеровской области, пособия, компенсации, истребовании недостающих документов, подготовке запросов по подтверждению стажа и по другим вопросам в соответствии с компетенцией.
    Проверяет достоверность сведений и основания выдачи справок о трудовом стаже, заработной плате, составе семьи и пр.
    Ведет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам, относящимся к компетенции Управления, принимает по ним необходимые меры.
    Организует и проводит методическую учебу по вопросам назначения, перерасчета и выплаты пенсий Кемеровской области, пособий и компенсаций с привлечением КЦСОН, иных учреждений района.
    Составляет заявки расходов на выплату пенсий Кемеровской области, доплат государственным и муниципальным служащим к государственной пенсии, пособий и представляет их вышестоящей организации.
    Оформляет и выдает предприятиям федеральной почтовой связи, учреждениям банка документы на выплату пенсий Кемеровской области, доплат государственным и муниципальным служащим к государственной пенсии, пособий и компенсаций (платежные ведомости, почтовые переводы, разовые поручения, списки для зачисления пенсий, пособий и компенсаций на лицевые счета граждан в учреждениях банка и т. д.).
    Выдает плановую и отчетную информацию с учетом анализа ошибок и принятых мер по их устранению.
    Ведет прием документов для признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
    Осуществлять контроль:
      за поступлением и целевым использованием бюджетных средств по Управлению и учреждениями социальной защиты, находящихся на территории района в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством;
      за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;
      за своевременным и обоснованным назначением пенсий Кемеровской области, пособий и компенсаций;
      за погашением выявленных переплат по пенсиям Кемеровской области, пособий и компенсаций.
    Проверяет достоверность представленных сведений выдачи справок о заработной плате, составе семьи и пр. в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. Ежегодно проводит инвентаризации личных дел получателей пенсий Кемеровской области, пособий и компенсаций, ежемесячной денежной выплаты.
В сфере социальной поддержки семьи, материнства отцовства и детства:
    Осуществляет реализацию федеральных законов и законов Кемеровской области и других нормативных актов, регулирующих социальную защиту семьи, материнства, отцовства и детства.
    Обеспечивает своевременное и правильное назначение и выплату установленных законодательством пособий и компенсаций на детей.
    Ведет базу данных получателей пособий и компенсаций района.
    Ведет работу в районе по выявлению и учету семей с детьми, нуждающихся в оказании социальной помощи, в том числе: оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в социально опасном положении, малообеспеченных и многодетных семей с детьми-инвалидами. Оказывает им содействие в получении социальной помощи и поддержки.
    Работа по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в пределах своей компетенции, в том числе:
    выявление и учет безнадзорных, беспризорных детей на территории района;
    разработка и реализация программ индивидуальной социальной реабилитации несовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации;
    разработка и реализации программы индивидуальной работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении либо в трудной жизненной ситуации, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на выход семьи из трудной жизненной ситуации.
    Внедряет в деятельность учреждений социальной защиты, находящихся на территории района, и осуществляет реабилитацию несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении и членов их семей, современные методики и технологии социальной реабилитации.
    Проводит анализ эффективности форм и методик профилактической и социально-реабилитационной работы учреждений социальной защиты, находящихся на территории района, с неблагополучными семьями, детьми и подростками.
    Контролирует и координирует работу КЦСОН района, социальных учреждений, находящихся на территории района, в части соблюдения законодательства об охране материнства и детства, профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков.
    Осуществляет контроль за проводимой социальными учреждениями, находящимися на территории района, профилактической работы в отношении беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, из законных представителей.
    Оказывает методическую помощь социальным учреждениям, находящимся на территории района, в организации досуга детей и подростков, развития их творческих способностей, в создании условий полноценного отдыха, занятий спортом, доступа к культурным ценностям.
    Взаимодействует с органами системы профилактики детской безнадзорности (в том числе школами, КДН, ИДН, районными инспекторами по опеке и попечительству, социальными учреждениями района, КЦСОН района и т. д.), Комитетом, районными Управлениями социальной защиты населения по вопросам оказания социальной поддержки малообеспеченных детей и семей «группы риска», проведения совместных совещаний, мероприятий, подготовке предложений по улучшению социальной помощи семье и детям.
    Ведет базу данных (учет) многодетных, неполных семей, детей в них, семей, находящихся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации, беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, детей инвалидов.
    Обеспечивает предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям.
    Осуществляет содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних.
    Взаимодействует с учреждениями здравоохранения и образования по заболеваемости и занятости детей-инвалидов.
В сфере социальной помощи, предоставления мер социальной поддержки, субсидии и иных социальных выплат:
    Организует и осуществляет реализацию Федеральных законов, Кемеровской области, правовых актов Главы города и Новокузнецкого городского Совета народных депутатов и других нормативных актов, регламентирующих социальную защиту граждан, участвует в разработке и реализации социальных программ города.
    Оказывает содействие в получении престарелыми гражданами, инвалидами и другими нуждающимися категориями всех видов социальной помощи.
    Обеспечивает предоставление мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам, реабилитированным гражданам, гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, а также иным категориям граждан имеющим право на меры социальной поддержки по федеральному, областному и местному законодательству. Выдает документы, гарантирующие право на получение мер социальной поддержки.
    Обеспечивает предоставление населению района жилищных субсидий.
    Осуществляет контроль за законностью и обоснованностью предоставления населению района мер социальной поддержки и субсидий поставщиками услуг, реализующими меры социальной поддержки.
    Ведет персонифицированный, автоматизированный учет граждан имеющих право на меры социальной поддержки
    Ведет базу данных ветеранов, тружеников тыла, других граждан имеющих право на меры социальной поддержки.
    Организует совместно с КЦСОН работу по вопросам оказания социальной поддержки и помощи престарелым гражданам, ветеранам, инвалидам, вдовам, малообеспеченным, многодетным семьям, гражданам, оказавшимся в кризисной ситуации, лицам «бомж», беженцам, лицам, освобожденным из мест лишения свободы.
    Осуществляет контроль работы КЦСОН района по обеспечению углем населения, проживающего в частном секторе, выдачи продуктовых наборов.
    Составляет плановую и отчетную информацию о численном составе граждан имеющих право на меры социальной поддержки, социально-незащищенных категорий граждан, о размере, видах оказываемой им помощи.

    Осуществляет контроль за льготным отпуском угля населению района, ведет персонифицированный учет малоимущих граждан и граждан имеющих право на меры социальной поддержки, проживающих в частном секторе и использующих для отопления уголь. Составляет отчетную информацию о численности получателей угля.
    Организует и осуществляет реализацию законов РФ и других правовых актов, регламентирующих социальную защиту военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей. Оказывает помощь по вопросам их социальной адаптации. Ведет персонифицированный учет, составляет отчетную информацию о ходе мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей.
    Ведет учет граждан региональной ответственности нуждающихся в санаторно-курортном лечении.
    Осуществляет взаимодействие с банком по вопросам предоставления мер социальной поддержки населению, заключению договоров на открытие социальных персональных счетов для перечисления компенсаций и субсидий.
    Осуществляет взаимодействие по предоставлению мер социальной поддержки, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг с поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
В сфере социального обслуживания и реабилитации:
    Ведет работу в районе по выявлению и учету граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и социальной реабилитации. Изучает и анализирует сведения о нуждаемости престарелых граждан и инвалидов в социальном обслуживании и социальной реабилитации; ведет банк данных.
    Осуществляет контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания и социальной реабилитации престарелых граждан и инвалидов. Организует методическую работу по совершенствованию различных форм реабилитации, социально-бытового обслуживания инвалидов, престарелых граждан; разрабатывает и внедряет современные методики реабилитации и обслуживания.
    Изучает вопросы эффективности медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, готовит предложения (в рамках своей компетенции) по совершенствованию их реабилитации.
    Оказывает практическую помощь в создании условий полноценного отдыха, занятий спортом, доступа к культурным ценностям пенсионеров, инвалидов, ветеранов, а также иных категорий граждан.
    Совместно с отделом занятости населения оказывает помощь в трудоустройстве, обучении и переобучении инвалидов, подростков.
    Ведет базу данных инвалидов района.
    Взаимодействует с предприятиями, учреждениями и общественными организациями и проводит благотворительные акции, мероприятия с целью изыскания дополнительных источников, средств для осуществления социальных программ.
    Участвует в работе Попечительского Совета, в создании и работе клубов для инвалидов, ветеранов, малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей с целью проведения реабилитационных мероприятий.
    Координация и планирование волонтерской деятельности.
    Обеспечение специальными техническими средствами реабилитации и средствами по уходу за инвалидами.
    Определяет право граждан согласно законодательству Кемеровской области на получение протезно-ортопедических изделий.
    Оказание содействия в социальной реабилитации ранее осужденных лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
    Контролирует и координирует деятельность муниципальных учреждений социальной защиты по вопросам социальной адаптации и реабилитации лиц БОМЖ в пределах своей компетенции.
    Осуществление контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима социальными учреждениями, находящимися на территории района.
    Ведет прием граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы, принимает по ним необходимые меры.
    Осуществляет контроль за качеством социального обслуживания и реабилитации населения.

В сфере финансовой деятельности Управления:

    Ведет бухгалтерский учет денежных средств, поступающих на счет Управления для выплаты пенсии Кемеровской области, доплат государственным и муниципальным служащим к государственной пенсии, пособий и компенсаций.
    Информирует сотрудников Управления и граждан района по вопросам финансирования и выплаты пенсии Кемеровской области, доплат государственным и муниципальным служащим к государственной пенсии, пособий и компенсаций.
    Предоставляет отчетность вышестоящим организациям по установленным формам, в установленные сроки. Несет ответственность за их недостоверность.
    Контролирует своевременность и правильность целевого использования средств федерального, областного и местного бюджетов.
    Осуществляет финансовый контроль социальных учреждений, находящихся на территории района.
    Осуществляет проверки поставщиков услуг, предоставляющих меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, включая абонентскую плату за телефон, на предмет верности расчета и предоставления мер социальной поддержки.
    Обеспечивает сохранность, выдачу и учет бланков строгой отчетности, денежных средств и материальных ценностей в пределах своей компетенции.
    Ежеквартально проводит балансовые комиссии по персонифицированному учету, начисленным субсидиям и выплате детских пособий и готовит материалы для их проведения на уровне Комитета.
    Производит сверку взаиморасчетов с Почтамтом г. Новокузнецка по выплате пенсий, пособий и компенсаций.
    Составляет заявки-расчеты, финансируемые Пенсионным фондом России, областным и местным бюджетами.
В сфере обеспечения деятельности Управления:
    Обеспечивает методическое руководство по организации работы с документами.
    Контролирует своевременное исполнение приказов и других документов.
    Ведет кодификацию действующего законодательства и периодических изданий. Разрабатывает методические пособия.
    Ведет прием граждан, консультирует, рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам относящимся к компетенции Управления, принимает по ним необходимые меры. Обобщает и анализирует обращения граждан.
    Разрабатывает и составляет сводные планы и отчеты о работе Управления.
    Ведет учет и свод всей аналитическо-статистической отчетности Управления.
    Ведет учет наличия имущества, обеспечивает его сохранность и содержание в исправном состоянии.
    Организует учет личного состава, создает условия по соблюдению трудовой и производственной дисциплины. Ведет и обеспечивает хранение установленной документации по кадрам.
    Организация и ведение работы по защите прав и интересов Управления во всех судебных, иных органах, учреждениях и организациях.
    Разрабатывает и проводит правовую экспертизу документов, обеспечивающих деятельность Управления. Обеспечивает правовое сопровождение деятельности Управления.
    Оказание методической помощи юридическим службам социальных учреждений, находящихся на территории района.
    Обеспечивает выполнение противопожарных мероприятий.
В области связей со средствами массовой информации и общественностью Управления:

Ведет информационно-разъяснительную работу для населения района по вопросам законодательства в области социальной защиты граждан. Разъясняет действующее законодательство посредством наглядной агитации, СМИ, публичных выступлений, проведения информационно-тематических встреч с населением.

В сфере технического и программного обеспечения Управление:

    Обеспечивает непрерывную работу автоматизированного процесса назначения, перерасчета и выплаты пенсии Кемеровской области, доплат государственным и муниципальным служащим к государственной пенсии, пособий и компенсаций, выдачи форм статистической отчетности.
    Контролирует правильность применения программных средств по операциям ведения, корректировки, хранения баз данных, ведения архива информации и формирования выплатных документов.
    Разрабатывает программные модули, повышающие степень контроля достоверности информации баз данных.
    Разрабатывает и внедряет новые программы необходимые для повышения эффективности работы Управления. Обеспечивает установку программ на рабочие места в отделах Управления.
    Принимает участие в тестировании программных средств, вносит предложения по их изменению и совершенствованию.
    Осуществляет строгий учет движения компьютерной техники.

Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Кузнецкий металлургический техникум»

                    специальность 030504 «Право и организация социального обеспечения»
Дневник
производственной практики

Время прохождения практики с 19.09.2011 по 21.10.2011 г.
Место прохождения практики Управление социальной защиты населения г.Новокузнецка

Руководитель практики
От техникума Яковлева В.В.

Руководитель практики
В УСЗН г.Новокузнецка Волкова Т.Е.

                      Выполнил студент гр.
г.Новокузнецк, 2011

Дневник практики

Дата Содержание работы Отметка выполнения
19.09.2011 – 21.09.2011 Ознакомление со структурой, положением, уставом УСЗН, должностными инструкциями специалистов отдела социальной поддержки. Ознакомление с техникой безопасности.
22.09.2011 – 29.09.2011 Работа с личными делами получателей мер социальной поддержки (ПМСП), в частности получателей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (брошюровка в личные дела распоряжений о назначении субсидий)
30.09.2011 – 05.10.2011 Расстановка дел ПМСП в архиве по их индентификационному номеру.
06.10.2011 – 17.10.2011 Работа с личными делами получателей мер социальной поддержки: составление описи документов, находящихся в личных делах. Расстановка личных дел получателей жилищных субсидий по дислокации мест их хранения.
18.10.2011 – 21.10.2011 Работа с недействующими личными делами получателей мер социальной поддержки: составление электронной описи, сортировка дел в алфавитном порядке.

4. Специальная часть

«Социальное обеспечение и защита детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.»

Содержание

Введение………………………………………………………… ……………………………………..21
Дети и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, как объект социальной защиты……………………………………………………………… ………………………………...…22
Международная Конвенция «О правах ребенка»……………….……………………………………. 23
Организация социальной - правовой защиты детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию в современной России………………………… ………………………………………….…28
Заключение…………………………………………………… ………………………………………….33
Список литературы………………………………… ……………………………………………………35

Введение
Глобальные преобразования в России в конце XX века привели к серьезному обострению социально-экономических проблем, к усилению социальной дифференциации, изоляции, исключению (эксклюзии) или ограничению доступа социально незащищенных групп населения к полноправному участию в реальной общественной жизни Дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться вповседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления - в социальной защите Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей защита от невзгод и опасностей всегда были и остаются естественной потребностью и обязанностью человека, общности людей человеческого общества, государства. Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую, многоаспектную систему социальной защиты детства. Сегодня в России насчитывается около 30 миллионов детей, и практически все они в разной степени, в разных аспектах нуждаются в социальной защите. Обусловливается это многими факторами. Ежегодно численность населения России сокращается на 600-800 тысяч человек, в значительной степени - за счет превышения смертности над рождаемостью населения. Расходы на рождение содержание, обучение и воспитание детей все более превышают материальные возможности родителей и все больше влияют на планирование семьи.

Дети и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, как объект социальной защиты

Подходы к феномену «трудная жизненная ситуация» различны. Особенности специфики трудной жизненной ситуации в детском возрасте наиболее полно раскрыты в исследованиях социально- психологического и социально-педагогического планов. главным фактором, нарушающим условия нормальной жизнедеятельности ребенка, является отсутствие заботы о нем со стороны взрослого человека. Дефицит заботы ведет к формированию особых форм жизнедеятельности ребенка, проявляющихся в дезадаптивном и деструктивном поведении. Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они переживают состояния стресса, фрустрации, конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в психике. Исследуя возрастные особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отечественные психологи выявили личностные характеристики, которые не позволяют ребенку стать субъектом жизнедеятельности. Это проявляется в нарушении коммуникативных способностей, задержке эмоционального развития, в искажении социальных потребностей, в проявлении предрасположенности к невротическим срывам, в повышенном уровне агрессивности, в формировании базового недоверия к миру, утрате чувства ответственности за свое будущее, веры в себя и социальное окружение, в закреплении чувства страха, одиночества.
Опираясь на вышесказанное, мы определяем трудную жизненную ситуацию детей как ситуацию, порождающуюся совокупностью факторов объективного и субъективного характера, специфических для данной возрастной группы. Отсутствие объективных возможностей проявляется в нарушении ценностного отношения к ребенку со стороны взрослых, ослаблении необходимых социальных связей. Дефицит субъективных возможностей становления ребенка как полноценного субъекта своей жизнедеятельности находит свое отражение в искажениях представлений детей о способах жизнедеятельности людей, в доминировании отрицательных эмоциональных состояний, в неадекватном характере взаимодействия с социумом .

Международная Конвенция «О правах ребенка»

Конвенция ООН «О правах ребенка» разрабатывалась несколько лет Комиссией ООН по правам человека. В состав рабочей группы входили юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий из многих стран. Конвенция развивает и конкретизирует положения Декларации и других принятых ранее документов ООН о правах и социальной защите детей. В 54 статьях Конвенции отражены практически все наиболее существенные моменты, связанные с жизнью, положением ребенка в обществе и его социальной защитой. Самое главное отличие Конвенции от разного рода деклараций в том, что, подписывая Конвенцию, государства заявляют о своих обязательствах соблюдать ее положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед мировым сообществом.
Государства, присоединившиеся к Конвенции, обязались привести свои законодательства в соответствие с положениями Конвенции. Устанавливая общие нормы, Конвенция учитывает также различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных регионов и государств, что позволяет каждой стране выбрать собственные национальные средства зашиты детства. В этом универсальность Конвенции.
Достоинством Конвенции является и то, что в ней сведены воедино права ребенка, которые раньше можно было отыскать только путем изучения большого числа документов, относящихся к различным отраслям права. Это значительно облегчает реализацию практических аспектов социальной защиты детства.
и т.д.................

Правовые основы государственного социального страхования в Российской Федерации.

Нормативные документы, регулирующие деятельность органов социального обеспечения.

Социальная защита инвалидов в Российской Федерации.

Общий трудовой стаж.

Страховой стаж.

Специальный трудовой стаж.

Непрерывный трудовой стаж.

Порядок назначения и перераспределения пособий.

Организация выплаты пособий.

Понятие пособия по временной нетрудоспособности и общие правила его назначения.

Пособие по временной нетрудоспособности осуждённых к лишению свободы лиц, привлечённых к оплачиваемому труду.

Порядок назначения и выплаты обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, размер выплат.

Понятие и виды государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Пособия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пособие беженцам и вынужденным переселенцам.

Пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по кон тракту.

Ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска, отпуска по уходу за ребёнком до 3-х лет и жёнам рядового и начальствующего состава.

Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

Компенсационные выплаты лицам, обучающимся в государственных и муниципальных учебных заведениях.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.

Социальное обслуживание детей и подростков.

Оформление документов для направления пожилых людей и инвалидов в учреждения социального обслуживания.

Порядок оказания помощи гражданам по вопросам протезирования и предоставления инвалидам специальных транспортных средств.

Структура управления учреждения социального обслуживания, функции его подразделений.

Организация работы с обращениями граждан.

Планирование работы управления и его структурных подразделений.

Льготы для многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Льготы для ветеранов и жертв политических репрессий.

Организация и порядок юрисконсульта.

Порядок взаимодействия с внебюджетными фондами, организациями, предприятиями, общественными объединениями и гражданами в вопросах социальной защиты.

Порядок регистрации доказательств безработных граждан.

Понятие и основание назначения пособия по безработице.

Размеры и продолжительность выплаты пособия по безработице.

Приостановка, снижение размера и прекращение выплаты пособия по безработице.

Материальная помощь безработным.

Практика в окружных управлениях гу Пенсионного фонда рф.

    Порядок оформления досрочных пенсий безработным органами социального обеспечения по предложению органов службы занятости.

    Порядок представления и оформления документов для назначения пенсии.

    Порядок исчисления государственных пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

    Судебная практика по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособия.

    Порядок назначения пенсии федеральным государственным служащим.

    Назначение пенсии военнослужащим и членам их семей.

    Пенсии участникам Великой Отечественной войны.

    Порядок назначения пенсии нетрудоспособным гражданам.

    Назначение пенсии по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», перерасчёт её размера и перевод с одного вида пенсии на другой, индексация, выплата и доставка пенсий.

    Порядок назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях.

    Назначение пенсии по старости, по достижении общеустановленного пенсионного воз- раста.

    Трудовая пенсия по инвалидности.

    Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

    Порядок определения, перерасчёт, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий.

    Порядок назначения, перерасчёт размеров, выплата и доставка трудовых пенсий.

    Порядок назначения пенсии за выслугу лет.

    Выплата пенсии по инвалидности согласно закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в ОВД, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

    Выплата пенсии по случаю потери кормильца согласно закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в ОВД, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

    Исчисление, повышение, изменение размера пенсии по закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в ОВД, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

    Назначение и выплата пенсий по закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в ОВД, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

    Пенсионное обеспечение судей Российской Федерации.

    Дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение граждан, осуществляющих трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

    Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

    Порядок расчёта общего трудового стажа.

    Порядок расчёта страхового стажа.

    Понятие специального трудового стажа.

    Непрерывный трудовой стаж.

    Пособие на погребение.

Студент имеет право предложить свою тему индивидуального задания по профилю специальности при условии, если она имеет отношение к направлению его профессиональной деятельности и базе практики. Тема индивидуального задания должна быть согласована с руководителем практики от института.

Выбор редакции
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...

В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....

Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...

АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...
Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...
И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...