Правоотношения в сфере социального обеспечения. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению


— это не просто совокупность общественных отношений, которые регулируются нормами права, — это система, с присущими ей признаками — целостности, наличия компонентов и устойчивых связей между этими компонентами.

Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие по поводу предоставления материального обеспечения или услуг гражданам в случаях наступления социального риска и отношений, тесно связанные с ними (процедурные, процессуальные, социально — страховые).
Главным принципом классификации правоотношений является то, результатом реализации которой нормы права они выступают. В связи с этим различают материальные, процедурные и процессуальные правоотношения в области социального обеспечения.
Определяющее место занимают материальные правоотношения. Именно в них удовлетворяются социально — экономические потребности престарелых, нетрудоспособных, потребности в здравоохранении, поддержке материнства и детства.

Процедурные правоотношения имеют производный характер и выполняют обслуживающую миссию: способствуют реализации прав граждан в данной области.
Процессуальные правоотношения возникают, если есть спор о праве. Их смысл заключается в субъективном праве лица на возобновление нарушенного права и обязанности соответствующего государственного органа рассмотреть спор по существу и принять решение. Все эти правоотношения являются относительными (а не абсолютными), поскольку правами и обязанностями наделены обе их субъекты, по характеру действия субъектов социально — обеспечительных отношения является активным.
Все социально — обеспечительные правоотношения по своему экономическому содержанию являются распределительными, заключаются в удовлетворении потребностей за счет специально созданных фондов и бюджета.

Особенности социально обеспечительных правоотношений
1. Как правило, правоотношение имеют ВНЕДОГОВОРНЫЙ характер. Правовой статус субъектов, т.е. объем прав и обязанностей почти всегда определяется законом. Лицо (или семья) при соблюдении установленных законом требований имеет субъективное право на получение пенсии, пособия или льготы, а государственный орган обязан ее предоставить. При этом границы этого обязательства определяются пределами требования, которая регламентирована в законе. В одностороннем порядке, или по соглашению сторон границы обязательства изменены быть не могут. В силу государственного характера социального обеспечения в нормах права устанавливается такая процедура предоставления пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, которая запрещает нецелевое использование средств внебюджетных или бюджетных средств. Эта особенность в той или иной степени пронизывает все нормы права социального обеспечения.
2. Персонификация социально — обеспечительных отношений. Объем права на социальное обеспечение конкретного лица обусловливается суммарным периодом его трудовой деятельности, размером его заработка, семейным положением, количеством иждивенцев.
3. Реализации материальных правоотношений предшествуют (или возникают одновременно) процедурные правоотношения. Процедурные правоотношения возникают в связи с установлением юридических фактов (продолжительность трудового стажа, установление группы инвалидности, установление факта нахождения на иждивении и др.), а также в связи с принятием решения о предоставлении или отказе в предоставлении определенного вида социального обеспечения. Процедурные правоотношения также являются относительными. Кроме того, это продолжающиеся правоотношения, прекращаются вместе с вынесением решения о наличии или отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение.
Другие критерии классификации правоотношений по социальному обеспечению.

Наиболее традиционная и классификация по видам обеспечения:
— Пенсионное обеспечение
— По предоставлению пособий, льгот
— По социальному обслуживанию.

По сроку действия правоотношения бывают:
— Правоотношения, прекращаются однократным выполнением обязательств (все правоотношения по поводу выплаты единовременных пособий (при рождении ребенка, на погребение), правоотношения по поводу медицинской экспертизы временной нетрудоспособности, по поводу экспертизы частичной или полной потери трудоспособности и др.).
— Правоотношения, срок осуществления которых совершенно определенный (все виды правоотношений по поводу предоставления помощи семьям с детьми, помощи по уходу за ребенком до достижения нее 1,5 летнего возраста и др.).
— Правоотношения с относительно неопределенным сроком осуществления (правоотношения по социальному страхованию, подавляющее большинство пенсионных правоотношений).
Правоотношения по социальному обеспечению можно классифицировать по объекту, источником финансирования, социальными рисками и т.д.

Социально страховые правоотношения
Это отдельный вид социально обеспечительных правоотношений.
Это отношения в сфере обязательного социального страхования, то есть:
— Отношения по сбору и аккумуляции страховых взносов;
— Отношения по распределительной деятельности страховых фондов при определении вида и размера социальных выплат и социальных услуг.
— Отношения по организации социального страхования (управление социальным страхованием, распорядительная и надзорная деятельность).
Этим отношениям характерны определенные признаки финансовых или управленческих. Но они обеспечивают аккумуляцию целевых социальных средстве, которые исключительно направлены на финансирование социальных выплат или услуг лицам в случае наступления социального риска.

Субъекты социально обеспечительных правоотношений
Социально — обеспечительные правоотношения имеют простой субъектный состав, то есть их участниками являются две стороны, которые имеют права и обязанности. Уполномоченным стороной правоотношений являются физические лица, а обязанной стороной являются уполномоченные государством органы и учреждения.

Физические лица, как субъекты социально — обеспечительных отношений:
— Граждане Украины;
— Иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Украины;
— Иностранцы и лица без гражданства, как и временно проживающих на территории Украины.
Нужно подчеркнуть, что инициатором материальных, процедурных или процессуальных социально — обеспечительных отношений являются граждане. Как субъект правоотношений физическое лицо характеризуется правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность означает право лица иметь права и обязанности. Под дееспособностью в праве социального обеспечения понимают способность лица своими действиями приобретать права на отдельные виды социального обеспечения, осуществлять права и исполнять обязанности, а также нести ответственность за неправомерное поведение. В праве социального обеспечения дееспособность характеризуется некоторыми особенностями. Зависимости от социальных рисков, которые определяют содержание дееспособности различают общих и специальных субъектов социально — обеспечительных отношений.
К общим субъектов относят тех физических лиц, дееспособность которых обусловлена общеобразовательных социальными (возраст, потеря трудоспособности) или профессиональными (несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание) социальными рисками.
В отдельных правоотношениях (обеспечение в случае потери кормильца) субъектом правоотношений может выступать семья.

К специальным субъектов относятся:
— Ветеранов войны;
— Ветеранов труда;
— Военнослужащих и членов их семей и ветераны военной службы;
— Жертв нацистских репрессий;
— Реабилитированных репрессированных граждан;
— Лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы.
Правовой статус каждого определяется отдельным законодательным актом.

Второй стороной правоотношений по социальному обеспечению являются уполномоченные государственные органы и учреждения:
— Министерство труда и социальной политики;
— Областные и районные управления труда и социальной защиты населения;
— Социальные фонды;
— Учреждения здравоохранения;
— Территориальные центры социального обслуживания;
— Медико-социальная экспертная комиссия.

В результате воздействия норм права социального обеспечения на общественные отношения возникают правоотношения по социальному обеспечению. Фактически они являются формой реализации норм этой отрасли права. Схематически этот процесс представлен на рис. 6.


Таким образом, правоотношения по социальному обеспечению —
это урегулированные правовыми нормами общественные отношения между физическими лицами и соответствующими государственными органами (уполномоченными организациями) в связи с предоставлением материальной помощи, денежных выплат, услуг и иных видов социальной поддержки граждан в случаях, установленных законодательством.
Структуру правоотношений по социальному обеспечению составляют следующие элементы:
— субъекты;
— объекты;
— юридическое содержание;
— предпосылки (основания) возникновения правоотношений по социальному обеспечению.
Субъектами (участниками) правоотношений по социальному обеспечению выступают, с одной стороны, государственные и муниципальные органы социальной защиты населения, здравоохранения, службы занятости, образования, внебюджетные социальные фонды и иные уполномоченные организации; с другой стороны, физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства. Как правило, это престарелые, нетрудоспособные, инвалиды, вынужденные переселенцы, дети, а также семья в целом (например, при потере кормильца по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом является семья).
Для того чтобы субъект стал участником социальных правоотношений, он должен обладать так называемой правосубъектностью, которая, в свою очередь, включает в себя правоспособность (т.е. возможность иметь права и обязанности) и дееспособность (возможность осуществлять свои права и обязанности). Дееспособность, как правило, связана с деликтоспособностью — способностью нести ответственность за причинение вреда, ущерба и т.п.
Объектами правоотношений по социальному обеспечению являются конкретные социальные блага, относительно которых устанавливается юридическая связь между вышеуказанными субъектами. Каждому виду правоотношений по социальному обеспечению свойственен определенный объект — конкретное благо (например, предоставление ежемесячных денежных выплат участнику ВОВ).
Юридическое содержание правоотношений по социальному обеспечению составляют субъективные права и обязанности участников данных отношений. Субъективное право — это обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина для достижения определенного социального блага. Юридическая обязанность — это мера должного поведения, принятия решения для удовлетворения обращения заинтересованного лица. Особенность рассматриваемого юридического содержания заключается в том, что хотя все участники правоотношений имеют определенные права и обязанности, установленные нормативными актами, все же гражданин (семья) как субъект правомочен требовать предоставления конкретного, полагающегося ему социального блага, а другой субъект в лице государственного органа (иной уполномоченной организации) обязан предоставить его в установленном порядке.
Предпосылками (основаниями) для образования отношений по социальному обеспечению являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с наступлением которых связано возникновение, изменение либо прекращение права на определенный вид социального обеспечения (например, старость, инвалидность и другие, как правило, факты-события). Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение со дня своего рождения. Однако его правосубъектность (способность иметь и осуществлять свои права) по конкретному виду социального блага возникает лишь при проявлении юридического факта.
Как видим, структура правоотношения по социальному обеспечению весьма сложная. Принято различать правоотношения в сфере социального обеспечения по различным признакам. Прежде всего по своему характеру правоотношения в сфере социального обеспечения подразделяются на:
— регулятивные, возникновение которых связано с наступлением юридических фактов, не противоречащих правовым нормам; либо
— охранительные, возникающие в связи с действиями, нарушающими соответствующие нормы права.
В первом случае — это, например, наступление возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости. Во втором случае — это рассмотрение спора гражданина с территориальным пенсионным подразделением в связи с его отказом в назначении пенсии по случаю потери кормильца (например, матери в связи с гибелью сына при прохождении военной службы по призыву).
По совокупности отличительных свойств и целям, правоотношения по социальному подразделению принято разделить на три группы:
1) материальные правоотношения, возникающие в связи с выплатой пенсий, пособий, компенсаций, оказанием социальных услуг и других мер социальной поддержки;
2) процедурные правоотношения, которые предшествуют основным и связаны с установлением юридических фактов для определения права гражданина (семьи) на конкретное социальное благо и принятием решения по этим вопросам;
3) процессуальные правоотношения, которые возникают в ходе разрешения споров по поводу предоставления того или иного социального блага (решение принимается вышестоящими органами в порядке подчиненности либо в судебном порядке)1;
4) вместе с тем, исходя из новых подходов к классификации социальных отношений, обозначенных в предыдущей главе, следует выделить ряд общественных отношений, возникающих в связи с социальной реабилитацией, восстановлением социального статуса личности и предоставлением отдельным категориям граждан «не монетизированных» льгот, преимущественных прав (инвалидам, престарелым, ветеранам войны) в самостоятельную группу — нематериальные правоотношения. При этом, бесспорно, материальные правоотношения представляют собою основную среди других групп. Схематически это представлено в рис. 7.


Материальные правоотношения являются основными, так как
составляют «сердцевину» отношений по социальному обеспечению.
Основные материальные правоотношения делятся на виды по:
— пенсионному обеспечению;
— выплате денежных пособий и компенсаций;
— предоставлению социальных услуг;
— предоставлению мер социальной поддержки.
В свою очередь каждый из указанных видов согласно систематике подразделяется на подвиды. Например, правоотношения по пенсионному обеспечению подразделяются на отношения по выплате государственных и страховых пенсий, а каждое из данных правоотношений у нас делится на конкретные, персонифицированные виды пенсионных отношений. Скажем, правоотношения по государственному пенсионному обеспечению образуются при назначении:
— пенсий по выслуге лет;
— пенсий по старости;
— пенсий по инвалидности;
— социальных пенсий;
— пенсий по случаю потери кормильца.
Все конкретные виды материальных правоотношений будут рассмотрены в последующих главах учебного издания. Отметим лишь, что основным материальным правоотношениям предшествуют и соответствующие процедурные правоотношения.
Правоотношения можно также рассматривать и по срокам, в течение которых они существуют:
а) постоянные, долгосрочные (например, правоотношения по выплате пенсии по старости);
б) периодические, до определенного срока (правоотношения по выплате пенсии в связи с потерей кормильца детям до достижения ими установленного законом возраста);
в) единовременные, разовые (такие правоотношения проявляются при выплате пособия на погребение).
Значительный интерес вызывает и вопрос, в рамках каких организационно-правовых форм могут существовать правоотношения по социальному обеспечению. Об этом и пойдет речь далее.

Система права социального обеспечения представляет со­бой совокупность объективно взаимосвязанных правовых инсти­тутов и норм, расположенных в определенной структурирован­ной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают ре­альные предпосылки для удовлетворения жизненно необходи­мых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособнос­ти, потере кормильца и в других случаях. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

К общей части отрасли права социального обеспечения от­носятся нормы, выражающие принципы и задачи правового ре­гулирования, основные права граждан в области социального обеспечения, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию социального обеспечения.

Особенную часть составляют нормы, определяющие усло­вия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; по­собий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр. Внутри институтов нормы права также располагаются по опре­деленной системе с учетом структуры правоотношений, един­ства и дифференциации норм, выделяемых по различным ос­нованиям, В частности, внутри института пенсий по старости можно выделить трудовые и социальные пенсии. В свою оче­редь, среди норм, регулирующих условия предоставления тру­довых пенсий по старости, есть общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юриди­ческие факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, и специальные нормы, зак­репляющие льготные основания обеспечения трудовыми пен­сиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда, а также за выслугу лет.

7. Виды правоотношений по социальному обеспечению.

Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулиро­ванные нормами права социального обеспечения социально-обеспечи­тельные отношения граждан (семей) с органами социального обеспе­чения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пен­сий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социаль­ных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов пра­ва социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект - орган социального обеспечения - обязан обеспечить эту реализацию.

Все правоотношения по социальному обеспечению следует класси­фицировать по следующим основаниям:

1) по характеру правоотношения, определяемому целями правоотно­шения (для назначения или для получения вида обеспечения, для рас­смотрения спора о социальном обеспечении);

2) по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, по­собий, социальных компенсаций и социальных услуг, являющихся объ­ектом правоотношений);

3) по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенно­го срока и разовые).

Можно также классифицировать их и по формам социального обес­печения;

а) государственное социальное страхование;

б) социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджета;

в) дополнительные виды добровольного страхования (дополнительные пенсии, услуги, пособия).

Исходя из характера и целей правоотношений все правоотношения по социальному обеспечению делятся на три вида:

1) основные материальные правоотношения по выплате назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных ус­луг действиями в натуральном виде;

2) предшествующие, как правило, основным процедурные правоот­ношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обес­печения или отказ в нем;

3) процессуальные правоотношения по разрешению споров о соци­альном обеспечении.

Процессуальное правоотношение может быть двух видов в зависимо­сти от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор:

а) правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом соци­альной защиты, которому обжалуются действия нижестоящего органа;

б) правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора, если гражданин (семья) обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение.

Все основные материальные правоотношения можно классифициро­вать по видам обеспечения следующим образом:

1) пенсионные;

2) по выплате пособий, социальных компенсаций;

3) по предоставлению социальных услуг.

Каждый из указанных трех видов правоотношений следует класси­фицировать по конкретным видам социального обеспечения.

Так, существуют пенсионные правоотношения по выплате назна­ченной пенсии:

а) по старости;

б) за выслугу лет или военной службы;

в) по инвалидности;

г) по случаю потери кормильца;

д) социальной.

Все правоотношения по выплате пособий и социальных компенсаций можно классифицировать по видам пособий и компенсаций и срокам их выплаты следующим образом:

единовременного характера по выплате:

1) пособия при рождении ребенка;

2) пособия на погребение;

3) пособия нуждающемуся работнику на проезд для санаторно-курортного лечения;

4) пособия беременной женщине, вставшей а ранние сроки беремен­ности на учет в женской консультации; периодические по выплате:

1) пособия по беременности и родам;

2) пособия по временной нетрудоспособности; ежемесячные по выплате:

1) пособия пострадавшим от радиации;

2) пособий семьям на детей до 16-летнего возраста;

3) ежемесячного пособия за отпуск по уходу за ребенком до полуто­рагодичного возраста;

4) пособий по безработице и др.

Правоотношения по выплате разовых или ежемесячных социальных компенсаций нуждающимся в них могут быть классифицированы на следующие виды:

а) по выплате работнику компенсаций за время вынужденного неоп­лачиваемого отпуска;

б) по компенсации за неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 3-летнего возраста;

в) по выплате компенсаций беженцам и вынужденным переселенцам;

г) по выплате компенсаций лицам (семьям), пострадавшим от ра­диации и аварии на ЧАЭС и др. Эти виды правоотношений по компенсациям появились лишь в последние годы.

8. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению .

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Среди физических лиц как субъектов правоотношений по социальному обеспечению прежде всего следует назвать граж­дан Российской Федерации. Помимо них, субъектами данных правоотношений могут быть также лица без гражданства, бе­женцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно нахо­дящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматри­ваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений.

Семья является субъектом при возникновении пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессу­альных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обес­печении они являются юрисдикционными правоохранительными, право-восстановительными органами.

1 2 4 7 8 9

Правовые отношения представляют собой волевые общественные отношения, урегулированные нормами нрава. Именно с помощью правовых отношений устанавливается связь между их участниками, которые наделяются соответствующими правами и обязанностями.

Правоотношения но социальному обеспечению являются разновидностью правовых отношений, существующих в обществе, и обладают основными признаками, характерными для них: определяются экономическим базисом общества; носят волевой, идеологический характер; возникают на основе норм права; связь между участниками правоотношения осуществляется через субъективные юридические права и обязанности; имеют индивидуальный характер; они гарантируются государством и охраняются им от нарушений.

В то же время правоотношения по социальному обеспечению имеют ряд признаков, которые отличают их от иных правовых отношений.

В основе правоотношений по социальному обеспечению лежат экономические отношения по распределению материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения.

Правоотношения по социальному обеспечению являются такими юридическими отношениями, которые возникают при реализации гражданами своего конституционного права на различные виды социального обеспечения.

Специфика правоотношений по социальному обеспечению проявляется в особой форме связей их участников.

Особенность данных отраслевых правоотношений проявляется в их составе, который включает следующие элементы: субъекты, объекты, содержание правоотношений.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению может быть произведена по различным основаниям. В зависимости от того, результатам реализации какой нормы является правоотношение - материальной или процедурной или процессуальных, различаются материальные, процедурные и процессуальные правоотношения.

Материальные правоотношения являются основными, так как с их помощью происходит распределение материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения. Процедурные же и процессуальные правоотношения относятся к правоотношениям второго порядка и играют второстепенную роль.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению производится и по видам обеспечения, т.е. по объектам правоотношения. При предоставлении каждого вида обеспечения возникают соответствующие правоотношения: пенсионные, по обеспечению пособиями, по медицинской помощи, социальному обслуживанию и др. Имея общие признаки, каждое из указанных правовых отношений обладает специфическими свойствами (субъектом, объектом, содержанием).

Говоря о правоотношениях, нельзя не остановиться на предпосылках их возникновения. Таковыми признаются нормы права, правосубъектность и юридические факты.

Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению

7). Субъекты правоотношений - это граждане и организации, которые могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей.

Для правоотношений по социальному обеспечению характерен особый состав субъектов, а также особые взаимоотношения между ними. В качестве управомоченной стороны здесь, как правило, выступают физические лица. Однако это не просто граждане. В большинстве случаев это работники организаций, военнослужащие, студенты и др. Обязанные субъекты здесь - органы государственной власти, органы местного самоуправления, организаций. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению - граждане - обладают таким юридическим свойством, как правосубъектность. Правосубъектность граждан - это юридическая способность лица быть субъектом права. Основными элементами правосубъектности являются: правоспособность, дееспособность и правовой статус (обладание конкретными права и обязанностями).

Правоспособность граждан в области социального обеспечения представляет собой общественно-юридическое качество - способность лица быть участником отраслевых правоотношений. Она выступает в качестве предпосылки, условия приобретения участником правоотношения субъективного права на какой-либо вид социального обеспечения. Поэтому элементами правоспособности являются права на пенсию, пособие, медицинскую помощь и др.

Правоспособность возникает у граждан с момента рождения и является для всех равной. Однако ее не следует смешивать с субъективным правом на конкретный вид обеспечения. Субъективное право на пенсию, пособие и т.д. является результатом реализации лицом своей правоспособности при наличии определенных юридических фактов. Отсюда субъективное право на отдельные виды обеспечения не может быть равным для всех граждан. Не все граждане имеют одинаковый трудовой стаж, заработок и др.

Следующим элементом отраслевой правосубъектности граждан является их дееспособность. Дееспособность - это способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее их осуществление.

Реализуя свои полномочия, граждане обращаются в соответствующие органы за назначением пенсий, пособий, и т.д., а также за защитой своих нарушенных прав. Кроме того, граждане собственными действиями приобретают для себя новые права и обязанности и осуществляют их лично или через своих представителей.

Наконец, граждане несут ответственность за неправомерное осуществление своих прав и обязанностей: за достоверность сведений в представленных ими документах, сокрытие изменений в составе семьи и др. Законодательство о социальном обеспечении, в отличие от гражданского и трудового законодательства, как правило, не содержит норм о времени наступления дееспособности. В одних случаях она совпадает с возникновением трудовой праводееспособности (пенсия по инвалидности, пособие по временной нетрудоспособности и др.), в других - с наступлением гражданской дееспособности (пенсия по случаю потери кормильца).

Правовой статус гражданина - это признанная Конституцией и законами совокупность его прав и обязанностей. Речь идет о разновидностях субъективного права отдельных видов: право на получение пенсии, право на выбор вида обеспечения; право на перевод с одного вида обеспечения на другой и т.д. Вторую сторону этого качества составляют конкретные обязанности граждан: соблюдать установленные правила, воздерживаться от их нарушения и т.п.

Субъектами правоотношения по социальному обеспечению наряду с гражданами являются юридические лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило, возникают одновременно и составляют единое качество праводееспособности.

Правосубъектность юридического лица, в отличие от правосубъектности физического лица, является специальной и выступает в виде компетенции, т.е. совокупности прав, обязанностей и полномочий. Так, правосубъектность органов социальной защиты населения складывается из административно-правовой и специальной (например, пенсионной). В материальных правоотношениях осуществляется их специальная правосубъектность, а в нематериальных - административно-правовая. Поэтому органы социальной защиты населения выступают и как органы государственной власти или местного самоуправления, и как субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

Из конкретных субъектов следует назвать управления ПФР, отделы (управления) социальной защиты населения, управления внутренних дел, военные комиссариаты, органы местного самоуправления, учреждения здравоохранения и социальной защиты населения и др.

8). Объекты правоотношений - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего возникают правоотношения. Объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению выступают материальные блага и услуги, т.е. виды обеспечения; объекты же нематериальных правоотношений - действия и их результаты (назначение пенсий, пособий, установление факта нахождения на иждивении, временной нетрудоспособности, инвалидности и т.д.).

Объектом пенсионного правоотношения является пенсия. Что же следует понимать под пенсией, каковы ее природа и назначение? Вопрос о природе пенсии следует рассматривать в нескольких аспектах: экономическом, социальном, моральном и юридическом. Как экономическая категория пенсия является частью средств ПФР или федерального бюджета, находящиеся в федеральной собственности РФ. Уже по этому формальному признаку она отличается от оплаты труда, которая производится либо за счет фондов потребления организаций, либо за счет средств бюджета РФ или ее субъектов, местного бюджета (в учреждениях и организациях бюджетной сферы).

Пенсия имеет общие признаки с оплатой труда, так как обе эти выплаты связаны с трудом (исключение составляют социальные пенсии). Означает ли это, что пенсия но своей природе имеет черты вознаграждения за труд либо является продолжением заработной платы или в основе пенсии лежит алиментарное начало, заключающееся в обязанности органа материального обеспечения предоставить пенсионное обеспечение в связи с достижением гражданином пенсионного возраста или его нетрудоспособностью бесплатно, т.е. не в качестве вознаграждения за труд?

Связь между пенсией и трудом проходит по различным параметрам. Во-первых, через условия пенсионного обеспечения. Пенсии назначаются при наличии общего страхового стажа определенной продолжительности (по старости, инвалидности), либо специального трудового стажа (пенсий по старости в связи с особыми условиями труда) либо при наличии стажа профессиональной деятельности определенной продолжительности (выслуги лет).

Во-вторых, связь между пенсией и трудом существует в области исчисления размера пенсии. Здесь несколько видов взаимосвязи. Трудовая пенсия исчисляется из заработка, который определяется по нескольким периодам работы: страховым взносам, начисляемым с заработной платы. Размер пенсии зависит и от продолжительности трудового стажа, выслуги лет.

Нельзя не отметить также то обстоятельство, что трудовая пенсия выплачивается из Пенсионного фонда, который образуется из взносов работодателей.

Из условий и норм в области пенсионного обеспечения, не связанных с трудом, но влияющих на размер пенсии, можно назвать лишь несколько: инвалидность I группы, достижение 80-летия, необходимость постоянного постороннего ухода, наличие нетрудоспособных иждивенцев.

Тесная связь с оплатой по труду обусловливает не только учет трудового вклада гражданина в условиях и нормах пенсионного обеспечения, но и постоянную взаимозависимость пенсии и оплаты труда. Пенсия назначается и выплачивается вместо оплаты труда (когда имеет место ее утрата полностью или частично), в дополнение к ней (когда пенсионер получает заработок и пенсию) или взамен нее (когда инвалид с детства не работал).

Отсюда идет совпадение главной функции пенсии и заработной платы. Обе они являются источниками средств существования.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что пенсия имеет двойственную природу. С одной стороны, она может рассматриваться как мера прошлого трудового вклада гражданина на производство. С другой же стороны, в природе пенсии заложены социальные факторы. Она предназначена для граждан, которые еще или уже не могут работать, т.е. являются нетрудоспособными, либо достигли установленной законом возрастной границы, при которой их нетрудоспособность предполагается, имеют нетрудоспособных иждивенцев и др.

Пенсия может рассматриваться и в моральном аспекте. В ее природе заложено гуманистическое начало, так как она гарантирует гражданам обеспеченную старость, социальную защищенность.

Исследование понятия пенсии в юридическом аспекте следует проводить в плане соотношения конституционных и субъективных прав граждан, конституционного и текущего законодательства. Конституционные нормы о праве на пенсию относятся к числу таких норм, которые реализуются не непосредственно в правоотношениях, а через законодательство о социальном обеспечении. Право на пенсию как конституционное право не обусловлено требованиями наличия трудового стажа (ст. 39 Конституции РФ). Другое дело, что оно появляется, как правило, лишь при наличии трудового стажа (выслуги лет) или факта состояния в трудовых (служебных) отношениях, а также иных обстоятельств юридического значения: достижение пенсионного возраста, инвалидность, смерть кормильца.

Природа пенсии определяет ее основные признаки:

Периодичность выплаты;

Выплата из ПФР или федерального бюджета;

Учет трудового вклада граждан и социального фактора;

Назначение в случае достижения установленного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, при наличии трудового стажа определенной продолжительности, выслуги лет;

Государственно-правовой характер;

Выплаты пенсии вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней;

Соизмеримость ее размера с размером заработка;

Главная функция пенсии - быть основным или одним из основных источников средств существования.

Таким образом, пенсия - ежемесячная выплата, производимая государством из ПФР или федерального бюджета при наступлении у граждан пенсионного возраста, инвалидности, в случае потери кормильца, выслуги лет и при наличии других условий, установленных законодательством. Пенсия назначается с учетом трудового вклада гражданина и социального фактора, выплачивается вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней, соизмеряется и является основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.

Видовая классификация пенсий производится по нескольким признакам. По источникам финансирования и виду трудовой деятельности: трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Следующая классификация пенсий производится по специфике события, лежащего в основе возникновения права па пенсию. Отсюда основными видами пенсий являются: пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет. Трудовые пенсии выступают как пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

В связи с военной и т.п. службами назначаются пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Социальные пенсии могут быть пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Исходя из видов пенсий, существуют и виды правоотношений: правоотношения в связи с обеспечением пенсиями по старости, в связи с обеспечением пенсиями по инвалидности и т.д.

Другими объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению являются пособия различных видов, натуральное обеспечение (протезно-ортопедические изделия, специальные средства передвижения, средства, облегчающие жизнь инвалидов), услуги (медицинская помощь, лекарственная помощь, санитарно-курортное лечение и др.), социальная поддержка (по проезду на транспорте, по оплате коммунальных услуг и т.д.).

Субъективное право - это вид и мера возможного поведения лица. Оно выражается в следующих возможностях:

а) совершать определенные действия;

б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношений;

в) обращаться за защитой своего нарушенного права. Юридическая обязанность - необходимое поведение

субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права. Она проявляется в необходимости:

а) совершения определенных обязательных действий;

б) воздержаться от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц;

в) нести ответственность за совершение правонарушения.

Субъективные права граждан в правоотношениях включают их правомочия требовать предоставления тех или иных видов обеспечения (пенсий, пособий и т.д.) в определенном законодательством размере и в установленные сроки. Если говорить более конкретно, то определенный гражданин, например, имеет право на выбор вида пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет), а сделав выбор - на получение пенсии в размере, соответствующем его личному трудовому стажу и заработку. К этому можно добавить, что каждый пенсионер вправе требовать, чтобы его пенсия повышалась в связи с ростом стоимости жизни. Имеет он право и на перерасчет пенсии.

Правомочиям граждан в правоотношениях по социальному обеспечению соответствуют обязанности органов, представляющих обеспечение: своевременно и в установленном размере выплачивать пенсию, пособие, осуществлять их перерасчет, индексацию, предоставлять медицинские услуги, производить выдачу протезно-ортопедических изделий, специальных средств передвижения и т.д.

Наряду с правомочиями граждане несут и юридические обязанности. Так, они должны предоставлять надлежаще оформленные документы, извещать органы, выплачивающие пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и др.

Организации обязаны выдавать надлежаще оформленные документы для назначения и выплаты пенсий и пособий, назначать пособия по обязательному социальному страхованию.

Органы, представляющие обеспечение, обладают и правомочиями. Они могут потребовать от граждан представления всех необходимых документов, сообщения различных сведений, явки па прием к врачу на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, надлежащего использования переданных им специальных средств передвижения, соблюдения правил внутреннего распорядка в доме-интернате и т.п.

2). К элементам правоотношений относятся субъекты, объекты и содержание урегулированного нормами права общественного отношения.
Субъекты материальных правоотношений по социальному обеспечению - это граждане и государственные органы, которые являются носителями прав и обязанностей.
К числу граждан относятся лица, достигшие пенсионного возраста, инвалиды, работники определенных профессий, временно нетрудоспособные, родители с детьми, безработные, женщины- работницы, ушедшие в отпуск по беременности и родам, вынужденные переселенцы и беженцы, другие лица, имеющие право на социальное обеспечение. Следует отметить, что в одном случае в правоотношении выступает коллективный субъект - семья, потерявшая кормильца и имеющая право на пенсионное обеспечение по этому поводу.
В качестве государственных органов-субъектов правоотношений по социальному обеспечению выступают органы социальной защиты населения, образования, государственной службы занятости, пенсионные службы Министерств обороны и внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры, органы юстиции, суды.
Кроме государственных органов, субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются работодатели, которые предоставляют работникам социальную помощь на основании локальных нормативных актов.
Объектом данных правоотношений является определенное материальное благо, по поводу которого они возникают.
В каждом конкретном случае - это определенный вид социального обеспечения (пенсия, пособие, протезирование и др.).
Пенсия как объект правоотношения по социальному обеспечению обладает рядом отличительных особенностей. Согласно определению В. С. Андреева, пенсия от других социальных выплат отличается тремя признаками.
Во-первых, это платежи по старости и при нетрудоспособности, которые назначаются, когда лицо освобождается от обязанности трудиться или не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает платеж на свое содержание, имеющий алиментарное назначение.
Во-вторых, платеж этот осуществляется из государственной казны или специальных фондов, созданных государством или при его содействии.
В-третьих, это платеж за прошлую службу или иную деятельность.
Конституция РФ 1993 г. отказалась от принципа всеобщности труда. Ст. 37 Конституции РФ закрепляет право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Ст. 39 гарантирует каждому социальное обеспечение и предоставляет право на государственную пенсию, которая устанавливается законом.
Пенсии являются родовым объектом правоотношений по социальному обеспечению. Объектами видовых пенсионных правоотношений признаются, во-первых, трудовые (страховые) пенсии; по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; во-вторых, социальные пенсии; по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Пособия назначаются с целью краткосрочного замещения утраченного по уважительной причине заработка либо с целью социальной поддержки. Следовательно, в отличие от пенсии продолжительность выплаты пособий ограничена заранее известным сроком. Поэтому в зависимости от сроков выплаты пособия делятся на единовременные (например, при рождении ребенка), ежемесячные (например, ежемесячное пособие по безработице) и периодические (например, пособие по временной нетрудоспособности).
Следующий объект правоотношений по социальному обеспечению - компенсационные выплаты.
Они могут служить основным источником средств существования (например, компенсационные выплаты лицу, осуществляющему уход за престарелым или инвалидом I группы) либо назначаться в качестве дополнительной социальной помощи (например, пенсионерам в связи с ростом цен на потребительские товары).
Услуги в области социального обеспечения также являются объектом рассматриваемых правоотношений. Виды услуг подразделяются на полезные действия (медобслуживание и лечение, экспертиза временной нетрудоспособности, установление причины и группы инвалидности, социальное обслуживание на дому и др.) и натуральное содержание (детей - в детских дошкольных учреждениях; престарелых и инвалидов - в домах-интернатах; лиц, не имеющих места жительства, - в домах ночного пребывания; безнадзорных подростков - в детских приемниках- распределителях и др.).
Содержание материальных правоотношений по социальному обеспечению заключается в субъективных правах гражданина на пенсионное или иные виды социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки и в соответствующих этим правам обязанностях надлежащих государственных органов предоставить эти права.
Содержанием процедурных социально-обеспечительных отношений являются субъективные права гражданина на установление тех юридических фактов, которые необходимы для возникновения права на конкретный вид социального обеспечения и соответствующая этому праву обязанность государственного права или об отказе в этом (например, обращение за назначением пенсии).
Субъективное право на восстановление нарушенного права и соответствующая обязанность юрисдикционного органа рассмотреть существо спора и принять решение составляют содержание процессуального правоотношения (например, спора по вопросам назначения и выплаты пенсии).

4).Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект - орган социального обеспечения - обязан обеспечить эту реализацию.

Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений.

Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект - гражданин (семья) - правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект - орган социального обеспечения - обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению - на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению - у органа социального обеспечения.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

Правовые отношения представляют собой волевые общественные отношения, урегулированные нормами нрава. Именно с помощью правовых отношений устанавливается связь между их участниками, которые наделяются соответствующими правами и обязанностями.

Правоотношения но социальному обеспечению являются разновидностью правовых отношений, существующих в обществе, и обладают основными признаками, характерными для них: определяются экономическим базисом общества; носят волевой, идеологический характер; возникают на основе норм права; связь между участниками правоотношения осуществляется через субъективные юридические права и обязанности; имеют индивидуальный характер; они гарантируются государством и охраняются им от нарушений.

В то же время правоотношения по социальному обеспечению имеют ряд признаков, которые отличают их от иных правовых отношений.

В основе правоотношений по социальному обеспечению лежат экономические отношения по распределению материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения.

Правоотношения по социальному обеспечению являются такими юридическими отношениями, которые возникают при реализации гражданами своего конституционного права на различные виды социального обеспечения.

Специфика правоотношений по социальному обеспечению проявляется в особой форме связей их участников.

Особенность данных отраслевых правоотношений проявляется в их составе, который включает следующие элементы: субъекты, объекты, содержание правоотношений.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению может быть произведена по различным основаниям. В зависимости от того, результатам реализации какой нормы является правоотношение - материальной или процедурной или процессуальных, различаются материальные, процедурные и процессуальные правоотношения.

Материальные правоотношения являются основными, так как с их помощью происходит распределение материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения. Процедурные же и процессуальные правоотношения относятся к правоотношениям второго порядка и играют второстепенную роль.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению производится и по видам обеспечения, т.е. по объектам правоотношения. При предоставлении каждого вида обеспечения возникают соответствующие правоотношения: пенсионные, по обеспечению пособиями, по медицинской помощи, социальному обслуживанию и др. Имея общие признаки, каждое из указанных правовых отношений обладает специфическими свойствами (субъектом, объектом, содержанием).

Говоря о правоотношениях, нельзя не остановиться на предпосылках их возникновения. Таковыми признаются нормы права, правосубъектность и юридические факты.

Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению

Субъекты правоотношений - это граждане и организации, которые могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей.

Для правоотношений по социальному обеспечению характерен особый состав субъектов, а также особые взаимоотношения между ними. В качестве управомоченной стороны здесь, как правило, выступают физические лица. Однако это не просто граждане. В большинстве случаев это работники организаций, военнослужащие, студенты и др. Обязанные субъекты здесь - органы государственной власти, органы местного самоуправления, организаций. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению - граждане - обладают таким юридическим свойством, как правосубъектность. Правосубъектность граждан - это юридическая способность лица быть субъектом права. Основными элементами правосубъектности являются: правоспособность, дееспособность и правовой статус (обладание конкретными права и обязанностями).

Правоспособность граждан в области социального обеспечения представляет собой общественно-юридическое качество - способность лица быть участником отраслевых правоотношений. Она выступает в качестве предпосылки, условия приобретения участником правоотношения субъективного права на какой-либо вид социального обеспечения. Поэтому элементами правоспособности являются права на пенсию, пособие, медицинскую помощь и др.

Правоспособность возникает у граждан с момента рождения и является для всех равной. Однако ее не следует смешивать с субъективным правом на конкретный вид обеспечения. Субъективное право на пенсию, пособие и т.д. является результатом реализации лицом своей правоспособности при наличии определенных юридических фактов. Отсюда субъективное право на отдельные виды обеспечения не может быть равным для всех граждан. Не все граждане имеют одинаковый трудовой стаж, заработок и др.

Следующим элементом отраслевой правосубъектности граждан является их дееспособность. Дееспособность - это способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее их осуществление.

Реализуя свои полномочия, граждане обращаются в соответствующие органы за назначением пенсий, пособий, и т.д., а также за защитой своих нарушенных прав. Кроме того, граждане собственными действиями приобретают для себя новые права и обязанности и осуществляют их лично или через своих представителей.

Наконец, граждане несут ответственность за неправомерное осуществление своих прав и обязанностей: за достоверность сведений в представленных ими документах, сокрытие изменений в составе семьи и др. Законодательство о социальном обеспечении, в отличие от гражданского и трудового законодательства, как правило, не содержит норм о времени наступления дееспособности. В одних случаях она совпадает с возникновением трудовой праводееспособности (пенсия по инвалидности, пособие по временной нетрудоспособности и др.), в других - с наступлением гражданской дееспособности (пенсия по случаю потери кормильца).

Правовой статус гражданина - это признанная Конституцией и законами совокупность его прав и обязанностей. Речь идет о разновидностях субъективного права отдельных видов: право на получение пенсии, право на выбор вида обеспечения; право на перевод с одного вида обеспечения на другой и т.д. Вторую сторону этого качества составляют конкретные обязанности граждан: соблюдать установленные правила, воздерживаться от их нарушения и т.п.

Субъектами правоотношения по социальному обеспечению наряду с гражданами являются юридические лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило, возникают одновременно и составляют единое качество праводееспособности.

Правосубъектность юридического лица, в отличие от правосубъектности физического лица, является специальной и выступает в виде компетенции, т.е. совокупности прав, обязанностей и полномочий. Так, правосубъектность органов социальной защиты населения складывается из административно-правовой и специальной (например, пенсионной). В материальных правоотношениях осуществляется их специальная правосубъектность, а в нематериальных - административно-правовая. Поэтому органы социальной защиты населения выступают и как органы государственной власти или местного самоуправления, и как субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

Из конкретных субъектов следует назвать управления ПФР, отделы (управления) социальной защиты населения, управления внутренних дел, военные комиссариаты, органы местного самоуправления, учреждения здравоохранения и социальной защиты населения и др.

Объекты правоотношений - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего возникают правоотношения. Объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению выступают материальные блага и услуги, т.е. виды обеспечения; объекты же нематериальных правоотношений - действия и их результаты (назначение пенсий, пособий, установление факта нахождения на иждивении, временной нетрудоспособности, инвалидности и т.д.).

Объектом пенсионного правоотношения является пенсия. Что же следует понимать под пенсией, каковы ее природа и назначение? Вопрос о природе пенсии следует рассматривать в нескольких аспектах: экономическом, социальном, моральном и юридическом. Как экономическая категория пенсия является частью средств ПФР или федерального бюджета, находящиеся в федеральной собственности РФ. Уже по этому формальному признаку она отличается от оплаты труда, которая производится либо за счет фондов потребления организаций, либо за счет средств бюджета РФ или ее субъектов, местного бюджета (в учреждениях и организациях бюджетной сферы).

Пенсия имеет общие признаки с оплатой труда, так как обе эти выплаты связаны с трудом (исключение составляют социальные пенсии). Означает ли это, что пенсия но своей природе имеет черты вознаграждения за труд либо является продолжением заработной платы или в основе пенсии лежит алиментарное начало, заключающееся в обязанности органа материального обеспечения предоставить пенсионное обеспечение в связи с достижением гражданином пенсионного возраста или его нетрудоспособностью бесплатно, т.е. не в качестве вознаграждения за труд?

Связь между пенсией и трудом проходит по различным параметрам. Во-первых, через условия пенсионного обеспечения. Пенсии назначаются при наличии общего страхового стажа определенной продолжительности (по старости, инвалидности), либо специального трудового стажа (пенсий по старости в связи с особыми условиями труда) либо при наличии стажа профессиональной деятельности определенной продолжительности (выслуги лет).

Во-вторых, связь между пенсией и трудом существует в области исчисления размера пенсии. Здесь несколько видов взаимосвязи. Трудовая пенсия исчисляется из заработка, который определяется по нескольким периодам работы: страховым взносам, начисляемым с заработной платы. Размер пенсии зависит и от продолжительности трудового стажа, выслуги лет.

Нельзя не отметить также то обстоятельство, что трудовая пенсия выплачивается из Пенсионного фонда, который образуется из взносов работодателей.

Из условий и норм в области пенсионного обеспечения, не связанных с трудом, но влияющих на размер пенсии, можно назвать лишь несколько: инвалидность I группы, достижение 80-летия, необходимость постоянного постороннего ухода, наличие нетрудоспособных иждивенцев.

Тесная связь с оплатой по труду обусловливает не только учет трудового вклада гражданина в условиях и нормах пенсионного обеспечения, но и постоянную взаимозависимость пенсии и оплаты труда. Пенсия назначается и выплачивается вместо оплаты труда (когда имеет место ее утрата полностью или частично), в дополнение к ней (когда пенсионер получает заработок и пенсию) или взамен нее (когда инвалид с детства не работал).

Отсюда идет совпадение главной функции пенсии и заработной платы. Обе они являются источниками средств существования.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что пенсия имеет двойственную природу. С одной стороны, она может рассматриваться как мера прошлого трудового вклада гражданина на производство. С другой же стороны, в природе пенсии заложены социальные факторы. Она предназначена для граждан, которые еще или уже не могут работать, т.е. являются нетрудоспособными, либо достигли установленной законом возрастной границы, при которой их нетрудоспособность предполагается, имеют нетрудоспособных иждивенцев и др.

Пенсия может рассматриваться и в моральном аспекте. В ее природе заложено гуманистическое начало, так как она гарантирует гражданам обеспеченную старость, социальную защищенность.

Исследование понятия пенсии в юридическом аспекте следует проводить в плане соотношения конституционных и субъективных прав граждан, конституционного и текущего законодательства. Конституционные нормы о праве на пенсию относятся к числу таких норм, которые реализуются не непосредственно в правоотношениях, а через законодательство о социальном обеспечении. Право на пенсию как конституционное право не обусловлено требованиями наличия трудового стажа (ст. 39 Конституции РФ). Другое дело, что оно появляется, как правило, лишь при наличии трудового стажа (выслуги лет) или факта состояния в трудовых (служебных) отношениях, а также иных обстоятельств юридического значения: достижение пенсионного возраста, инвалидность, смерть кормильца.

Природа пенсии определяет ее основные признаки:

  • - периодичность выплаты;
  • - выплата из ПФР или федерального бюджета;
  • - учет трудового вклада граждан и социального фактора;
  • - назначение в случае достижения установленного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, при наличии трудового стажа определенной продолжительности, выслуги лет;
  • - государственно-правовой характер;
  • - выплаты пенсии вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней;
  • - соизмеримость ее размера с размером заработка;
  • - главная функция пенсии - быть основным или одним из основных источников средств существования.

Таким образом, пенсия - ежемесячная выплата, производимая государством из ПФР или федерального бюджета при наступлении у граждан пенсионного возраста, инвалидности, в случае потери кормильца, выслуги лет и при наличии других условий, установленных законодательством. Пенсия назначается с учетом трудового вклада гражданина и социального фактора, выплачивается вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней, соизмеряется и является основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.

Видовая классификация пенсий производится по нескольким признакам. По источникам финансирования и виду трудовой деятельности: трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Следующая классификация пенсий производится по специфике события, лежащего в основе возникновения права па пенсию. Отсюда основными видами пенсий являются: пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет. Трудовые пенсии выступают как пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

В связи с военной и т.п. службами назначаются пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Социальные пенсии могут быть пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Исходя из видов пенсий, существуют и виды правоотношений: правоотношения в связи с обеспечением пенсиями по старости, в связи с обеспечением пенсиями по инвалидности и т.д.

Другими объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению являются пособия различных видов, натуральное обеспечение (протезно-ортопедические изделия, специальные средства передвижения, средства, облегчающие жизнь инвалидов), услуги (медицинская помощь, лекарственная помощь, санитарно-курортное лечение и др.), социальная поддержка (по проезду на транспорте, по оплате коммунальных услуг и т.д.).

Субъективное право - это вид и мера возможного поведения лица. Оно выражается в следующих возможностях:

  • а) совершать определенные действия;
  • б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношений;
  • в) обращаться за защитой своего нарушенного права. Юридическая обязанность - необходимое поведение

субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права. Она проявляется в необходимости:

  • а) совершения определенных обязательных действий;
  • б) воздержаться от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц;
  • в) нести ответственность за совершение правонарушения.

Субъективные права граждан в правоотношениях включают их правомочия требовать предоставления тех или иных видов обеспечения (пенсий, пособий и т.д.) в определенном законодательством размере и в установленные сроки. Если говорить более конкретно, то определенный гражданин, например, имеет право на выбор вида пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет), а сделав выбор - на получение пенсии в размере, соответствующем его личному трудовому стажу и заработку. К этому можно добавить, что каждый пенсионер вправе требовать, чтобы его пенсия повышалась в связи с ростом стоимости жизни. Имеет он право и на перерасчет пенсии.

Правомочиям граждан в правоотношениях по социальному обеспечению соответствуют обязанности органов, представляющих обеспечение: своевременно и в установленном размере выплачивать пенсию, пособие, осуществлять их перерасчет, индексацию, предоставлять медицинские услуги, производить выдачу протезно-ортопедических изделий, специальных средств передвижения и т.д.

Наряду с правомочиями граждане несут и юридические обязанности. Так, они должны предоставлять надлежаще оформленные документы, извещать органы, выплачивающие пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и др.

Организации обязаны выдавать надлежаще оформленные документы для назначения и выплаты пенсий и пособий, назначать пособия по обязательному социальному страхованию.

Органы, представляющие обеспечение, обладают и правомочиями. Они могут потребовать от граждан представления всех необходимых документов, сообщения различных сведений, явки па прием к врачу на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, надлежащего использования переданных им специальных средств передвижения, соблюдения правил внутреннего распорядка в доме-интернате и т.п.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...