Правовая подготовка сотрудников полиции онлайн. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) Правовая подготовка сотрудника полиции онлайн


Билет № 3

1. Обязан ли сотрудник войск национальной гвардии, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, сообщать непосредственному командиру (начальнику) о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

а) обязан в течение 24 часов;

б) обязан в течение 12 часов;

в) не обязан.

2. Кого сотрудники войск национальной гвардии имеют право задерживать.

а) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности войск национальной гвардии - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

б) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

в) оба варианта верны.

3. Индивидуальная оценка сотруднику по правовой и служебной подготовкам определяется:

а) "Удовлетворительно" - не менее 80% положительных ответов,

"Неудовлетворительно" - менее 80% положительных ответов;

б) "Удовлетворительно" - не менее 85% положительных ответов,

"Неудовлетворительно" - менее 85% положительных ответов;

в) "Удовлетворительно" - не менее 90% положительных ответов,

"Неудовлетворительно" - менее 90% положительных ответов.

4. Транспортировка пострадавшего с травмой позвоночника?

а) пострадавшего с травмой позвоночника транспортировать лежа на спине с фиксацией на щите (двери);

б) пострадавшего с травмой позвоночника транспортировать лежа на носилках;

в) пострадавшего с травмой позвоночника транспортировать лежа на животе с фиксацией на щите (двери).

5. При сборе личного состава, привлекаемого к розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров), в соответствии с приказом МВД России от 24.03.2015 № 363дсп, вводится сигнал оповещения:

а) «Тайфун»; б) «Сирена»; в) «Вулкан-4».

6. Основной задачей для ГЗ ПЦО является:

а) раскрытие преступлений и выявление административных правонарушений;

б) реагирование на сигналы «тревога»;

в) охрана общественного порядка и общественной безопасности на маршрутах патрулирования.

7. Всоответствии с пунктом5наставления к приказу МВД России№ 825-2013всостав комплексных сил входят:

а) строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции;

б) строевые подразделения полиции дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;

в)строевые подразделения вневедомственной охраны полиции;

г) строевые подразделения полиции по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов МВД России;

д) верно «а», «б», «в», «г».

8. При отработке сигнала «тревога» с квартиры, расположенной на 1-3 этаже, полицейский-водитель должен действовать следующим образом:

а) блокирует подъезд, ведет наблюдение за дворовой частью здания и проверяет документы у выходящих из подъезда лиц;

б) блокирует ту сторону дома, где расположена квартира, не давая возможности правонарушителю покинуть охраняемую квартиру через балкон или окно;

в) находится рядом со служебным автомобилем на радиосвязи.

9. При отказе гражданина подвергнуться личному осмотру при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся массовые мероприятия, сотрудник полиции должен:

а) принять меры к задержанию и доставить в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции;

б) не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;

в) принудительно провести осмотр с использованием технических средств.

10. Приказ МВД России от 23.12.2011 № 1298 утверждает:

а) инструкцию об организации взаимодействия органов внутренних дел РФ с ФГУП «Охрана» МВД РФ;

б) инструкцию о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;

в) порядок учета рабочего времени и численности сотрудников полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, необходимой для закрытия поста и маршрута патрулирования.

11. Полномочия должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию регламентируются приказом МВД России:

а) от 02.06.2005 № 444; б) от 05.05.2012 № 403; в) от 26.02.2002 № 174дсп.

12. Сотрудник воск национальной гвардии, приняв решение о проверке документов, должен представиться и потребовать предъявления документов. Проверку документов нужно производить:

а) в хорошо освещенном месте на расстоянии от проверяемого не ближе 1- 1,5 метров . Если проверяемое лицо уронило документы, отойти на шаг назад и поднять документы. Документы держать на таком уровне, которой позволяет одновременно контролировать поведение проверяемого и изучать документы;

б) в хорошо освещенном месте на расстоянии от проверяемого 1- 1,5 метров . Если проверяемое лицо уронило документы, предложить ему отойти на 2 шага назад и самому поднять документы. Документы держать на таком уровне, который позволяет одновременно контролировать поведение проверяемого и изучать документы;

в) в хорошо освещенном месте на расстоянии 1- 1,5 метров от проверяемого. Предложить проверяемому вынуть из документов ценные бумаги, если они там находятся, и взять документы в руки. Если проверяемое лицо при этом уронило документы, отойти на шаг назад, предложить ему поднять документы. Документы держать на таком уровне, который позволяет одновременно контролировать поведение проверяемого и изучать документы, не допуская при этом их порчи.

13. Задачи войск национальной:

а) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений;

б) охрана особо важных и режимных объектов, объектов подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии;

в) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

г) охрана физических и юридических лиц по договорам;

д) все вышеперечисленное

е) верно «а», «б», «г».

14. Войска национальной гвардиинаделены полномочиями:

а) требовать от граждан соблюдения общественного порядка;

б) пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия;

в) осуществлять производство по делам об АП в соответствии с законодательством РФ об АП;

г) все вышеперечисленное;

д) верно «а» и «б».

15 . Кто может вводить план обороны «Крепость» в ОВО?

а) начальник ОВО, в экстренных случаях дежурный;

б) начальник ОВО или ответственный по ОВО;

в) любое должностное лицо при наличии служебного удостоверения.

16. В соответствии с пунктом 48 наставления к приказу МВД России № 825дсп-2013 продолжительность совместного инструктажа нарядов комплексных сил, заступающих на службу в составе суточного наряда не должна превышать:

а) 30 минут; б) одного часа; в) 45 минут.

17. Скорость движения наряда осуществляющего охрану транспортируемого имущества собственников вне населенного пункта не должна превышать:

а) 40 км/час;

б) 60 км/час;

в) скорость регламентируется в соответствии с требованиями правил дорожного движения.

18. Полицейский-водитель, осуществляющий транспортировку охраняемого имущества при себе обязан иметь:

а) водительское удостоверение, путевой лист;

б) путевой лист, справку о закреплении за ним служебного автомобиля;

в) себе водительское удостоверение, путевой лист, на автомобиль - технический паспорт, ОСАГО, талон о прохождении технического осмотра.

19. Сотрудниквойск национальной гвардии имеет право применять огнестрельное оружия согласно ст. 21 ФЗ № 226 от 3.07.2016 г.?

а) для обезвреживания животного угрожающего жизни или здоровью граждан;

б) для обезвреживания дикого животного угрожающего жизни или здоровью граждан или сотрудникавойск национальной гвардии ;

в) для обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью граждан или сотрудникавойск национальной гвардии .

20. Имеет ли право сотрудниквойск национальной гвардии применить огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении лица с явными признаками инвалидности согласно ст. 21 ФЗ № 226 от 3.07.2016 г.?

а) имеет, в случае вооруженного сопротивления с его стороны;

б) имеет, в случае совершения тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться;

в) имеет в любом случае.

1. Полиция Российской Федерации это:

составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. Задачами полиции являются:

защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности

3. Полиция Российской Федерации не предназначена:

для защиты государственной безопасности

4. Кто осуществляет руководство деятельностью полиции:

Министр внутренних дел Российской Федерации, руководители территориальных органов МВД России и руководители подразделений;

5. Сотрудникам оказывается материальная помощь в размере:

не менее одного оклада денежного содержания в год;

6. Сотруднику полиции запрещается:

состоять в политических партиях

7. Сотрудники полиции имеют право беспрепятственно посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан:

по предъявлении служебного удостоверения в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции

8. В каких случаях полиции предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность граждан:

если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске

9. На какой срок полиция может подвергнуть задержанию лицо:

не более 48 часов

10. Полиция имеет право задержать лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, на срок:

до выяснения личности, но на срок не более 3 часов

11. Задержанное полицией лицо имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц:

в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания

12. Кому из задержанных лиц не предоставляется право на телефонный разговор:

лицу, задержанному за совершение побега из-под стражи

13. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет:

его родителей или иных законных представителей

14. Задержанному лицу сотрудником полиции вручается: копия протокола о задержании

15. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол о задержании:

в протоколе о задержании делается соответствующая запись

16. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение

17. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение:

18. Что должен сделать сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения его законных

19. В каком случае сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие:

1.если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни гражданина или сотрудника полиции

2.если промедление в их применении может повлечь иные тяжкие последствия

3.если промедление в их применении создает непосредственную угрозу здоровью гражданина или сотрудника полиции

4.во всех перечисленных случаях.

20. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия:

подлежит аттестации на соответствие замещаемой должности, а до вынесения решения комиссии - отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

21. Обязан ли сотрудник полиции уведомить прокурора о причинении гражданину ранения либо наступлении его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

да, обязан уведомить в течение 24 часов с момента наступления одного из указанных последствий

22. О каких случаях сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции о применении физической силы с представлением соответствующего рапорта в течение 24 часов с момента применения указанных мер:

о каждом случае применения физической силы, если причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации.

23. Какие из указанных действий не имеет права выполнить сотрудник полиции для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки преступления средней тяжести против собственности, и пытающегося скрыться:

применить огнестрельное оружие

24. Обязан ли сотрудник полиции периодически проходить специальную подготовку со сдачей зачета на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия:

да, сотрудник полиции обязан проходить периодическую специальную подготовку и периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в указанных условиях;

25. Может ли сотрудник полиции обратиться по служебным вопросам к прямому начальнику:

может, поставив при этом в известность непосредственного начальника

26. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя:

государственной власти

27. Обязан ли сотрудник полиции в выходной день, не находясь на службе, оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев:

обязан, независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток

28. Не является препятствием для прохождения службы в полиции:

членство в профессиональном союзе (ассоциации)

29. Распространяется ли на сотрудников полиции действие трудового законодательства Российской Федерации:

распространяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и Федеральным законом «О полиции»

30. Финансовое обеспечение деятельности полиции осуществляется:

за счет средств федерального бюджета

31. Средства, получаемые полицией по договорам об охране имущества и объектов граждан и организаций и о предоставлении иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходами:

федерального бюджета

32. Каким образом могут быть обжалованы действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина:

в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд

33. Оплата труда сотрудника полиции производится в виде:

денежного довольствия, включающего в себя должностной оклад, оклад по специальному званию, а также дополнительные выплаты

34. К каком из перечисленных случаев гражданин Российской Федерации может быть принят на службу в полицию, если:

в отношении него осуществляется производство по делу об административном правонарушении

35. Сотрудник органов внутренних дел – это:

гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

1. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются:

б) Президентом Российской Федерации;

2. На какой срок устанавливается испытание для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует:

б) от 2 до 6 месяцев;

3. Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии с принципами:

а) добровольности;

4. Временное отстранение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей обязательно в случае:

в) избрания в отношении сотрудника меры пресечения в виде домашнего ареста.

5. Народным дружинником может быть:

б) гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка;

6. В соответствии с ФЗ № 247-ФЗ ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, составляет:

а) до 65% должностного оклада;

7. Понятие служебной дисциплины в органах внутренних дел определено:

в) варианты «а» и «б».

8. Заключение служебной проверки утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки в срок:

б) не позднее чем через три дня со дня представления заключения;

9. Финансирование службы в органах внутренних дел, включая гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, обеспечивается:

б) за счет средств федерального бюджета;

10. Государственный надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о службе в органах внутренних дел осуществляют:

б) Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры;

11. Увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности или пребывания в отпуске:

а) не допускается;

12. Оплата труда сотрудника полиции производится в виде:

в) Денежного довольствия, включающего в себя должностной оклад, оклад по специальному званию, а также дополнительные выплаты.

13. В ведении Российской Федерации находятся:

а) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

14. Сотрудник полиции не несет ответственность:

а) за действия правонарушителя;

15. Верховный суд Российской Федерации является:

б) высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом;

16. Засчитывается ли испытательный срок в стаж службы в полиции?

г) засчитывается в полном объеме.

17. Приостанавливает ли обжалование приказа о наложении дисциплинарного взыскания его исполнение?

б) не приостанавливает.

18. Судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть, является:

а) Конституционный Суд Российской Федерации;

19. Датой принятия федерального закона считается:

а) день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции;

20. Руководство деятельностью МВД России осуществляет:

а) Министр внутренних дел Российской Федерации;

Правовые основы деятельности полиции. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения. Порядок прохождения и прекращения службы в органах внутренних дел. Нравственно-этические основы службы, морально-психологическая подготовка сотрудников.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Правовые основы государственной службы в органах внутренних дел РФ. Правовой статус сотрудника органов внутренних дел. Условия прохождения и Прекращение службы в органах внутренних дел РФ. Аттестация сотрудников ОВД.

    книга , добавлен 03.06.2008

    История развития государственной службы в ОВД. Ее задачи, функции и принципы. Характеристика элементов прохождения госслужбы в органах внутренних дел. Порядок аттестации сотрудников. Их социально-правовая защита, меры поощрения, дисциплинарное взыскание.

    дипломная работа , добавлен 19.02.2015

    Совокупность социальных и организационно-технических факторов, в которых протекает служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел. Внутренний распорядок, виды отпусков и порядок их предоставления. Денежное довольствие сотрудников органов.

    лекция , добавлен 16.08.2009

    Обзор правовых основ и порядка прохождения гражданской службы. Анализ оснований для прекращения службы в органах внутренних дел, порядка увольнения сотрудников. Составление списка документов для предоставления отпусков сотрудникам органов внутренних дел.

    контрольная работа , добавлен 05.05.2011

    Понятие и особенности государственной службы, ее прохождение в органах внутренних дел. Правовое положение сотрудника полиции. Юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел: дисциплинарная, материальная, административная и уголовная.

    дипломная работа , добавлен 09.01.2014

    История становления и развития российской полиции. Понятие и структура органов внутренних дел Российской Федерации на современном этапе Специфика государственной службы в ОВД. Конституционные основы правового обеспечения правоохранительной службы.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Правовые и организационные основы государственной службы в органах внутренних дел. Управление внутренними делами. Прохождение службы в ОВД. Социальная защита и права сотрудника. Поощрение и ответственность государственных служащих и сотрудников ОВД.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2008

Тема 1 . Право. Определение, признаки, виды. Право вое положение личности в России

Понятие, сущность и значение Конституции РФ. Сущность и назначение права. Основные направления строительства правового государства в России.

Основные отрасли российского законодательства.

Российское гражданство. Основные права, свободы и обязанности граждан РФ.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Конституция Российской Федерации -- основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Право как один из видов регуляторов общественных отношений представляет собой особую категорию, в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что универсальное определение права не может быть дано и всегда зависит от конкретной правовой системы.

Согласно дореволюционному Словарю Брокгауза и Ефрона:

Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение П. указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе П., его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем.

Большая советская энциклопедия, выражая нормативно-позитивистскую позицию марксистско-ленинской науки, определяет, что

Право -- это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Американские юристы могут говорить о том, что

Право -- это система норм, обеспеченная системой институтов

Согласно либертарно-юридическому подходу, выражающему правопонимание одной из наиболее авторитетных философско-правовых школ России:

Право -- единство равной для всех нормы и меры, свободы и справедливости.

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удается добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

В некоторых определениях или контекстах право может сливаться с системой права (объективным правом), либо правовой системой. При этом право как система права находит выражение в источниках права, а её правовое содержание составляется нормами права. Когда же говорится о праве как о правовой системе, помимо системы права будут подразумеваться и другие правовые явления: правовая культура и правореализация.

Представления о праве и понятия права

Чтобы систематизировать представления различных учёных о существе права (правопонимание разных учёных) составляются классификации правопониманий и понятий, которые (понятия) создаются в рамках этих правопониманий.

Большая часть этих классификаций заключается в делении правопонимания на позитивистское и философско-правовое. В.А. Четвернин называет их как потестарное и непотестарное, О.Э. Лейст как правопонимание нормативистской и нравственной школы права, В.С. Нерсесянц как легистское и юридическое правопонимание.

Позитивистское правопонимание.

Для позитивистов правом являются принудительные нормы, которые устанавливаются властью, имеющей возможность обеспечить их выполнение. Именно принудительность этих норм, а не их особое содержание является сущностным признаком права по мнению позитивистов.

Для позитивистов пра мво -- это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения. Так Марксистская школа, например, говорит о возведённой в закон воле господствующего класса и вместе с тем совокупности правовых норм.

Так как согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения, право и закон (точнее, право и его источник, форма) для позитивистов -- суть одно и то же.

С точки зрения позитивистов властная принудительность является единственной отличительной особенностью права. Показательным тут является высказывание Томаса Гоббса «Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена». Подобные представления в XIX веке развивали Д. Остин, Ш. Амос, Г.Ф. Шершеневич.

Правопонимание философско-правовых школ.

Для философско-правовых школ право обладает самостоятельной сущностью.

Соответственно, о социальной норме (например, содержащейся в законе) можно сказать, что данная норма является правовой или неправовой в зависимости от её соответствия принципам права.

В естественно-правовых учениях неправовыми являются те нормы, которые противоречат надпозитивным, естественным правам человека. В российской либертарно-юридической школе (В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин) неправовыми принято считать те нормы, которые нарушают принцип формального равенства -- равенства всех людей в правосубъектности

Школами, следующими философско-правовому правопониманию право рассматривается как форма общественного сознания.

Для таких правовых школ характерна та или иная версия различия права и закона (права и формы, источника права). При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола власти.

Учитывая, что права человека признаны большинством современных правовых систем, можно говорить о преобладании философско-правового подхода в официальных представлениях о природе права.

В рамках философско-правовых правопониманий среди прочих существуют естественно-правовой и либертарно-юридический подходы.

Естественно-правовая школа.

С точки зрения естественно-правового подхода, право -- это право, извне переданное человеку и приоритетное к человеческим установлениям.

Либертарно-юридическая школа.

Основным разработчиком либертарно-ю ридического подхода является В.С. Нерсесянц. Согласно данному подходу под правом понимается нормативное выражение принципа формального равенства, который, в свою очередь, включает единство трех компонентов: равной для всех нормы и меры, свободы и справедливости.

Правовая система Российской Федерации

Во второй половине 1980-х -- первой половине 1990-х годов в России началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 22 ноября 1991 года в РСФСР была ратифицирована Декларация прав и свобод человека и гражданина. С распадом СССР в 1991 году образовалась Российская Федерация как суверенное государство.

Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.

В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются законы о поправках к Конституции РФ (не принимались).

Частное право и Публичное право.

Частное право регулирует отношения, возникающие на началах равенства сторон, а Публичное право регулирует властные отношения на началах подчинения.

Материальное и процессуальное право.

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Гражданское право.

Гражданское право -- термин, использование которого очень разнилось и разнится в разных правовых системах.

Для России актуально значение «гражданского права» как отрасли права, которая регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. При этом другие частно-правовые отрасли, такие как трудовое право и семейное право (в первую очередь те, у которых имеются свои кодификации, отдельные от ГК РФ) как правило не считают частью гражданского права, однако, пока что эта терминология не устоялась так как долгое время термин «частное право» в России вообще не использовался. Использование термина «гражданское право» в советской науке вместо «частного права» было обусловлено в первую очередь позицией марксистско-ленинской науки, отрицавшей всё «частное» в сфере хозяйства.

Конституционное право.

Конституционное право регулирует базовые отношения в сфере статуса личности, организации публичной власти и институтов гражданского общества.

Уголовное право.

Уголовное право -- это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.

В странах романо-германской правовой семьи преступлениями признаются только правонарушения, имеющие наибольшую общественную опасность.

Российское гражданство. Основные права, свободы и обязанности граждан РФ. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Конституция РФ

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 47

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 48

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 49

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 50

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 51

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Статья 52

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 53

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 54

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 55

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 60

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 61

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 62

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 63

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Тема 2. Гарантии законности и обеспечение прав граждан в деятельности милиции

Понятие и принципы законности. Международно-правовые акты о свободах и правах человека.

Деятельность милиции по соблюдению прав, свобод и обязанностей граждан РФ

Виды и формы контроля, осуществляемого за деятельностью милиции.

Надзор за законностью деятельности милиции.

Право обжалования неправомерных действий сотрудников милиции.

Ответственность сотрудников милиции за нарушение законности.

Ответственность сотрудников милиции за совершение противоправных деяний: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная ответственность.

Законность (лат. aequitas) -- один из основных правовых признаков и принципов правового государства, выражающий режим реального действия права в государстве, то есть, буквально понимая, когда все действия совершаются согласно нормативно-правовому акту, то есть закону или подзаконному правовому акту.

Иногда законность отождествляют с признаком верховенства закона, согласно которому государственные органы и должностные лица, а также граждане должны неукоснительно исполнять закон, другие правовые акты и судебные решения.

Таким образом, законность выступает в трёх значениях:

1. как метод государственной власти;

2. как принцип права;

3. как общественно-политический режим.

Формы законности

· Воплощение в законодательстве лучших правовых идей, приоритета прав и свобод человека, справедливость Конституции и законов, их соответствие реальным общественным отношениям.

· Верховенство основного закона - иерархия законов (подчинение всех подзаконных актов законам, а законов конституции).

· Неукоснительное соблюдение нормативно-правовых актов всеми членами общества и государственными органами и должностными лицами, обязанными воплощать право в жизнь.

· Эффективная государственная и общественная защита действия конституции и законов

Для применения принципа законности на практике должна быть обеспечена возможность эффективного судебного обжалования гражданами.

Функции милиции

В «Законе о милиции» указаны следующие функции милиции: обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению; применение оружия, физической силы и спецсредств допускается только в особых случаях, указанных в законе. Также в законе «О милиции» говорится о равных правах человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Внутренняя организация.

Милиция подразделяется на милицию общественной безопасности и криминальную милицию. Отличия между ними заключаются в функциях, управлении и финансировании: численность для первой из них определяется по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, для второй -- Правительством РФ.

В основные функции милиции общественной безопасности входят обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности и общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие некоторых видов преступлений, розыск лиц. Оказывает содействие криминальной милиции.

В состав милиции общественной безопасности входят подразделения дознания, участковых уполномоченных милиции, по делам несовершеннолетних, по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, исполнения административного законодательства, патрульно-постовая служба, органы вневедомственной охраны, отряды милиции особого назначения и государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по большей части тяжких и особо тяжких, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, лиц без вести пропавших. Органы криминальной милиции осуществляют борьбу с организованной преступностью.

Милиция общественной безопасности и криминальная милиция являются органами дознания. В обеих категориях могут существовать отдельные подразделения милиции для охраны особо важных и режимных объектов, закрытых административно-территориальных образованиях, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления:

· Министерство внутренних дел -- центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел и внутренними войсками в стране. Во главе -- Министр внутренних дел Российской Федерации, воинское (специальное) звание, соответствующее штатной должности -- генерал-полковник -- генерал армии.

· Департамент -- подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами и войсками внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Департамент уголовного розыска, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент, Департамент тыла, Финансово-экономический департамент, Главное командование (Главкомат) внутренних войск МВД РФ (на правах департамента). Департамент осуществляет руководство подчинёнными подразделениями органов и войск внутренних дел: Округами внутренних войск, Главными управлениями, Управлениями и отделами внутренних дел.

· Главное управление внутренних дел (ГУВД) -- осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУВД по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями -- подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУВД стоят над управлениями (УВД) или отделами внутренних дел. В Субъектах РФ, имеющих численность населения более 2-х млн. человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления внутренних дел (ГУВД г. Москвы, ГУВД Московской области и т. п.). Округа внутренних войск приравниваются по оргштатной структуре ГУВД. Руководитель ГУВД, как правило, имеет воинское (специальное) звание генерал-лейтенант -- генерал-полковник.

· Управление внутренних дел (УВД) -- орган управления в системе внутренних дел, имеет статус ниже ГУВД, но выше отделов внутренних дел. Бывают территориальные (субъектов федерации, например: УВД по Тульской области, или территориальных единиц субъектов федерации, в этом случае подчиняются вышестоящему УВД или ГУВД: например УВД по Новомосковскому району Тульской области, УВД ЮЗАО г. Москвы), функциональные в составе Министерства или ГУВД. По своей штатной структуре приравниваются, как правило дивизии внутренних войск, во главе: генерал-майор (редко -- генерал-лейтенант). Если УВД входит в состав вышестоящего УВД, тогда по штату равны бригаде, начальник УВД -- полковник.

· Отдел внутренних дел (ОВД). Основной орган управления в системе внутренних дел РФ. Подчиняется УВД, бывает: территориальное (ОВД района, города областного подчинения: РОВД или ГОВД), в этом случае осуществляет руководство всей деятельностью по обеспечению правопорядка в пределах компетенции органов внутренних дел в пределах административной территории; функциональное: например отдел уголовного розыска УВД.

· Отделение внутренних дел или Отделение милиции (ОМ) -- территориальное (реже -- функциональное) подразделение внутри отдела или управления внутренних дел.

· Министерство внутренних дел по субъекту Российской Федерации -- осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта федерации. В зависимости от штатной структуры, определяемой численностью населения и прочими факторами, приравнивается ГУВД или УВД.

В состав милиции входят также отряды милиции особого назначения и специальные отряды быстрого реагирования.

Преступность среди сотрудников милиции

Российская милиция, как и большинство силовых ведомств России, не обходится без фактов произвола над личностью и организациями и случаев коррупции.

По данным пресс-службы департамента собственной безопасности МВД России, число преступлений, совершённых сотрудниками милиции, в 2005 году составило почти 45 тысяч.

Насилие:

Пытки.

Пытки в России запрещены законом (Статья 21 Конституции Российской Федерации, ст. 117 УК РФ). Однако по данным на 1999 год, избиения и пытки, совершаемые сотрудниками милиции имели массовый характер (по разным оценкам, до 50 %--80 % подозреваемых).

Насилие при задержании

6 апреля 2006 года три милиционера избили в Москве 12-летнего мальчика, после чего тот был госпитализирован в НИИ неотложной детской хирургии. По свидетельствам матери: «Избивали жестоко руками, ногами. Прежде чем надеть на него наручники, его повалили. Один милиционер держал, другие наносили удары», после чего они угрожали задушить Никиту и закопать его на ближайшем стадионе. «И никто тебя искать не будет», -- пообещали хранители порядка. Чтобы скрыть правонарушения милиции начальник ОВД предлагал взятку родителям ребёнка, но те отказались и подали на милиционеров в суд.

Взяточничество.

Мнение о взяточничестве в органах милиции широко распространено среди граждан России. Источником слухов о сильной коррумпированности органов милиции являются небольшое количество судебных процессов по факту злоупотребления сотрудниками милиции своими полномочиями на фоне высокого уровня коррупции на постсоветском пространстве в целом. Среди сотрудников МВД бытует мнение, что в действительности коррупция среди сотрудников милиции явление не настолько распространённое, как принято считать. Некоторые из них считают, что у большинства сотрудников милиции отсутствуют достаточные полномочия, чтобы принудить кого-либо к даче взятки. Данное мнение основано на том, что факт получения взятки якобы представляет большую опасность для сотрудника милиции, т. к. якобы очень велик риск быть привлеченным к ответственности.

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" Раздел VIII Гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции

Статья 37. Контроль за деятельностью милиции

Контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.

Статья 38. Надзор за законностью деятельности милиции

Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Статья 39. Право обжалования неправомерных действий сотрудников милиции

Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.

Статья 40. Ответственность сотрудников милиции

За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность.

Вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Тема 3. Административное правонаруш ение. Понятие, признаки, состав

Понятие административного правонарушения, его признаки, отличие от преступления.

Состав административного правонарушения, объективные и субъективные признаки.

Виды составов. Их характеристика.

Административное правонарушение -- противоправное, виновное действие (бездействие) лица (физического или юридического), за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д.

Отличия от иных видов правонарушений

Административные преступления отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением, в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.

Состав административного правонарушения

Как и состав преступления, состав административного правонарушения образуют четыре элемента:

· Объект правонарушения -- те общественные отношения, которые оно нарушает.

· Объективная сторона правонарушения -- признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.

· Субъект правонарушения -- физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России -- 16-летнего) возраста или юридическое лицо.

· Субъективная сторона правонарушения -- вина в форме умысла или неосторожности

Ответственность за административное правонарушение.

Совершение административного правонарушения служит основанием для применения особых мер ответственности: административного наказания. Основной формой такого наказания является штраф, но могут предусматриваться и иные меры: предупреждение, лишение специальных прав (например, права управления транспортным средством), приостановление деятельности организации, административный арест и другие.

Тема 4. Административное наказание. Понятие, виды и порядок

Административная ответственность. Ее признаки.

Административное наказание. Виды административного наказания.

Круг должностных лиц, уполномоченных налагать административные наказания.

Административная ответственность представляет собой один из двух видов административного принуждения и в то же время один из видов юридической ответственности наряду с дисциплинарной, уголовной, гражданской т. д. В этом своем качестве административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юридической ответственности: государственное осуждение поведения правонарушителя, выражающее в наступлении для него отрицательных последствий в виде санкций, штрафов, конфискаций.

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...