Превышение должностных полномочий и отличие от злоупотребления должностными полномочиями. Что такое превышение должностных полномочий Что такое превышение должностных полномочий руководителя


Не редко в российской правовой действительности встречаются случаи совершения преступлений, закрепленных в уголовном законодательстве в смежных статьях 285 и 286 Уголовного кодекса России. Это следующие преступления: злоупотребление и превышение должностных полномочий.

В этой статье будет рассмотрено совершение этих преступлений сотрудниками органов внутренних дел, а именно сотрудниками полиции.

В первую очередь, злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий стоит отграничивать друг от друга. При этом важно отметить, что рассматриваемые в данной статье преступления могут быть совершены только в том случае, когда субъект этого преступления осуществляет исполнение соответствующих должностных полномочий. То есть сотрудник полиции, который превышает должностные полномочия, обязательно должен находиться при исполнении (не в отставке, в отпуске, на больничном и т.п.).

Злоупотребление должностными полномочиями в соответствии со статьей 285 УК РФ - использование сотрудником полиции своих служебных полномочий вопреки интересам службы и при этом обязательно совершенное из корыстной (иной личной) цели и в обязательном порядке повлекшее за собой существенное нарушение прав граждан (юридических лиц) либо законных интересов общества или государства. Это преступление наказывается максимально лишением свободы до 4 лет. В случае, если это преступление повлечет за собой тяжкие последствия, оно может наказываться максимально до 10 лет лишения свободы.


В данном случае имеется в виду совершение преступником таких действий или актов бездействия, которые были непосредственно связаны с осуществлением полицейским своих прав и должностных обязанностей, но не вызывались служебной необходимостью и противоречили целям и задачам, для достижения которых сотрудник полиции был наделен соответствующими полномочиями. Например, задержание лица на более длительный срок, чем предусмотрен законом (вместо 3 часов при административном задержании лицо было незаконно задержано сотрудниками полиции на срок в 48 часов без имеющихся на то законных оснований).

Превышение должностных полномочий (согласно статье 286 УК РФ) это, согласно закону, совершение сотрудником полиции активных действий, которые явно выходят за пределы полномочий полицейского и при этом существенно нарушают права граждан (юридических лиц) либо законные интересы общества или государства. Это преступление также может наказываться максимально в виде лишения свободы на срок до 4 лет, а в случае наличия факта незаконного применения оружия или насилия, срок назначаемого лишения свободы может доходить до 10 лет.

В отличие от злоупотребления (статья 285 УК РФ), рассмотренного ранее, превышение должностных полномочий полицейским это совершение активных действий, явно выходящих за пределы полномочий сотрудника полиции. Совершая преступление, сотрудник полиции осознаёт, что действует за пределами возложенных на него полномочий. Существенность нарушения прав и законных интересов устанавливается судом на основании разъяснений, данных в соответствующей Постановлении Пленума ВС РФ.

Важно! Превышением должностных полномочий, например, будет являться незаконное и необоснованное применение сотрудником полиции оружия. В данном случае стоит отметить, что основания и пределы применения оружия (специальных средств) определены в ФЗ „О полиции” (например, основания и условия применения оружия полицейским закреплены в статье 23 указанного закона).

Заявление о превышении должностных полномочий сотрудниками полиции

Расследованием данных дел согласно статье 151 УПК РФ занимаются следователи Следственного комитета России. Разрешением данных дел и привлечением к ответственности виновных занимаются суды общей юрисдикции.

Соответствующее заявление по факту злоупотребления или превышения должностных полномочий должно быть направлено в Следственный комитет России, в его территориальный следственный отдел. Оно может быть подано как непосредственно в данный орган, так и по почте либо через официальный сайт Следственного комитета РФ.

В заявлении в Следственный комитет указывается:

  • Наименование отделения следственного комитета, в которое подается заявление, адрес отделения с индексом (индекс указывается перед адресом)
  • ФИО заявителя и адрес регистрации заявителя с индексом (индекс указывается перед адресом)
  • Мобильный или домашний телефон заявителя для обратной связи (указание этих контактных данных не обязательно, но желательно.)
  • Дополнительно может быть указан адрес электронной почты для обратной связи
  • Название заявления: „Заявление о преступлении”
  • Текст заявления. В начале текста требуете возбудить уголовное дело по факту совершения преступления, а именно превышения (злоупотребления) должностных полномочий. В данном тексте указываете обстоятельства, при которых было совершено преступление сотрудником (сотрудниками) полиции. Необходимо максимально четко и сжато описать обстоятельства, при которых произошло преступление. Указываете все обстоятельства дела, обязательно следует указать в чем именно выразилось злоупотребление или превышение должностных полномочий, какие Ваши права были нарушены действиями (бездействием) сотрудников полиции. Также необходимо указать все данные, которые имеются у Вас о сотрудниках полиции, дату совершения преступления, доказательства, которые Вы можете представить против нарушивших Ваши права сотрудников полиции. Дополнительно можете указать ссылки на статьи 285 и 286 УК РФ.
  • В конце заявления указываете фразу: „Об ответственности за заведомо ложный донос по статье 306 Уголовного Кодекса РФ мне известно”
  • Приложение: перечисляете доказательства, которые Вы прилагаете к заявлению по данному делу. Все документы (доказательства) по делу прилагаются к заявлению в копиях.
  • Дата подачи заявления (число, месяц, год) и подпись заявителя с расшифровкой.

В течение 10 суток с даты регистрации Ваше заявление должно быть рассмотрено комитетом и по нему будет вынесено решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке, который предусмотрен статьями 144, 145, 148 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела по Вашему заявлению (обоснованный отказ придёт Вам по почте заказным письмом, зачастую в течение 14 суток с момента подачи заявления), Вы можете обжаловать данный отказ в порядке, предусмотренном статьями 124, 125, 148 Уголовно-процессуального кодекса РФ в прокуратуру, руководителю следственного органа или в суд. Самым действенным способом считается обжалование отказа в возбуждении уголовного дела в прокуратуру. В данной жалобе указываете, что Вы не согласны с доводами следователя следственного комитета, послужившими основанием для отказа в возбуждении уголовного дела по факту превышения должностных полномочий полицейским. При наличии, можете также приложить дополнительные доказательства (копии документов, видео- или фотоматериалы) по делу.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Одним из наиболее распространенных составов противоправных действий с участием должностных субъектов является превышение их официально установленных полномочий. Данный перечень преступлений напрямую подрывает престиж государственных и муниципальных органов, поэтому выделен в отдельную норму УК РФ.

Что такое должностное лицо

Для привлечения к возможным мерам наказания за превышение полномочий может привлекаться далеко не каждый субъект, работающий в официальных государственных структурах. Под определение должностных субъектов подпадают следующие лица:

  1. обладающие, на постоянной или временной основе, вмененным перечнем властных полномочий, либо получившие такие функции по специальному распоряжению;
  2. граждане, выполняющие организационно-распорядительные обязанности в государственных или муниципальных структурах;
  3. аналогичный перечень лиц, которым вменены административно-хозяйственные функции.

Таким образом, случаи выхода за рамки служебных полномочий напрямую связано с ведомственной подчиненностью, а совершение противоправных действий при исполнении обязанностей сотрудником коммерческого или некоммерческого юридического лица не порождает ответственность по правилам ст. 286 УК РФ.

Бесплатная юридическая консультация

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

Для определения превышения вмененных обязанностей необходимо провести сравнение с положениями ст. 285 УК РФ, которая регламентирует злоупотребление служебными полномочиями:

  1. под превышением понимается противоправное поведение, совершенное должностным субъектом, явно выходящее за пределы вмененных обязанностей и полномочий (злоупотребление находится в рамках обязанностей, но направлено во вред интересам службы);
  2. выход за рамки полномочий должен иметь негативные последствия в виде существенного нарушения интересов граждан, организаций или государства без корыстной заинтересованности (по ст. 285 УК РФ личная заинтересованность субъекта является обязательным условием).

Кого могут привлечь за превышение должностных полномочий

Так как обладание должностным статусом имеет непосредственное отношение к государственной или муниципальной службе, за совершение указанного противоправного действия не могут привлекаться следующие категории граждан:

  1. государственные и муниципальные служащие, не имеющие указанных выше полномочий и осуществляющие трудовую деятельность на общих основаниях;
  2. преступления, совершенные сотрудниками предприятий ЖКХ, управляющей компании, частным охранником ЧОП;
  3. действия со стороны руководящего состава юридических лиц.

Статья 286 УК РФ не позволяет привлечь к уголовной ответственности за нарушение условий трудового контракта, допущенных государственным или муниципальным служащим, так как для них возможна дисциплинарная ответственность, в том числе увольнение.

Таким образом, в состав лиц, которым может применяться наказание за превышение служебных обязанностей, входят:

  1. сотрудники ГИБДД, находящие при исполнении;
  2. противоправные действия, совершенные судебным приставом-исполнителем;
  3. превышение служебных функций директором школы;
  4. существенное превышение полномочий налоговым инспектором при проведении выездных и камеральных проверок.

Особый правовой статус военнослужащих в ряде случаев позволяет привлечь их к ответственности по рассматриваемой норме. Для этого необходимо, чтобы таким военнослужащим в действующей армии были предоставлены властные, организационные или административно-хозяйственные функции. Для рядовых военнослужащих, проходящих службу по контракту, уголовная ответственность будет наступать по специальным составам воинских преступлений.

Что грозит за совершение данного преступления

В состав возможных санкций, регламентированных статьей 286 Уголовного кодекса РФ, входят следующие виды наказаний:

  1. штраф;
  2. работы принудительного характера;
  3. арест;
  4. лишение свободы.

Особый правовой статус указанных субъектов позволяет применять к ним дополнительные меры наказания - запрет занимать определенные должности или заниматься осуществление определенной деятельности на период времени, указанный в приговоре суда.

Дополнительными факторами, напрямую на тяжесть совершенного виновным лицом противоправного деяния, являются:

  1. выход за рамки служебных функций лицом, занимающим государственную или муниципальную должность;
  2. действия с применением насилия (особенно характерно для сотрудников правоохранительных органов);
  3. совершение деяния с использованием оружия или спецсредств;
  4. наличие по итогам преступления тяжких последствий.

В чем может выражаться на практике явное превышение должностных обязанностей? Такие случаи могут возникать при выполнении действий, входящих в компетенцию иного должностного субъекта, в том числе вышестоящего лица. В отношении сотрудников правоохранительных органов такое деяние может заключаться в использовании оружия без возникновения особых обстоятельств, перечисленных в нормативных документах.

Помимо этого, в явное превышение входит совершение действий, которые не должно выполнять, ни при каких обстоятельствах, ни одно из должностных лиц. Также под определение такого состава будет включаться совершение властным сотрудников единоличных действий, тогда как нормативные акты предусматривают обязательный коллегиальный характер их выполнения.

Чтобы установить, какая мера ответственности грозит преступнику, нет необходимости выяснять мотив его действий. Рассматриваемая норма не обуславливает применение карательных санкций наличием или отсутствие мотивов нарушителя.

Этот оптимальный режим деятельности общества будет оставаться утопией до тех пор, пока против государственной власти будут совершаться преступления.

Каждое преступление этой категории ставит под удар развитие общественных, политических и экономических отношений внутри государства, а также – с её внешними партнёрами.

Понятие

Преступное превышение должностных полномочий связано с действиями должностного лица, которые не входят в круг его непосредственных обязанностей, но которые он, тем не менее, выполнил, что повлекло негативные последствия .

Должностные обязанности лица, которые он намеренно исказил, выполнил произвольно, с нарушением компетенции, квалификации и должностных инструкций, предусматривали определённый результат.

Виновный обязан был предусмотреть, что выполняемые им обязанности могут нанести существенный или иной вред, но проигнорировал это.

К негативным последствиям может быть отнесён как моральный , так и материальный ущерб , нанесённый отдельным лицам, группе лиц, предприятию или обществу .

От масштаба нанесённого ущерба будет, в определённой степени зависеть квалификация преступления.

В особом режиме рассматриваются преступления этой категории в том случае, когда они совершаются:

Преступление вменяется исключительно в соответствии с занимаемой должностью.

Поэтому определение факта преступления основано на рассмотрении должностного статуса лица.

Важную роль играют его должностные инструкции и функциональные обязанности . Если он проводил соответствующие действия в соответствии с вменяемыми обязанностями, состав данного преступления исключается.

В случае нарушений, им вменяется уголовная ответственность по другим параметрам.

За превышение должностных полномочий, предусмотрена ответственность и наказание в соответствии со статьёй 286 УК РФ .

Превышение должностных полномочий считается оконченным с момента наступления деструктивных последствий в отношении граждан или общественного благополучия.

При этом данное преступление рассматривается отдельно от наступивших последствий, если они повлекли деяние, предусматривающее ответственность по другим статьям УК.

Виды и формы

Превышение должностных полномочий имеет два вида:

  1. Преступное действие, превышающее должностные полномочия;
  2. Преступное бездействие, совершаемое умышленно, в целях достижения целей, которых должностное лицо не имело права ставить.

Кроме этого, превышение должностных полномочий различается по формам:


Уголовно-правовая характеристика преступления

Преступление считается совершённым лишь в том случае, если при превышении должностных обязанностей, произошли последствия , нанёсшие соответствующий урон.

В том случае, если превышения полномочий осуществились, например, при исполнении должностным лицом функций другого должностного лица – то ему могут вменить дисциплинарное взыскание, если это не повлекло каких-либо последствий.

Кроме этого, преступные последствия , которые наступили в результате превышения должностным лицом, своих полномочий, необходимо логически связать.

Без этой взаимосвязи, состав преступления определён не будет.

Для определения уголовно-правовой характеристики преступления используются методы сравнительного анализа и синтеза с целью констатации фактов:


Если к вашему ребёнку в школе (директор) или в детском саду (заведующая) относятся предвзято, с целью взимания платы для нужд учреждения, что привело его к нервному срыву или к снижению успеваемости, вы можете возбудить дело о превышении должностных полномочий.

Криминалистическая характеристика

Так как основой преступления является материальный состав, то криминалистическая экспертиза, в некоторых случаях, может носить характер правоустанавливающей базы при сборе доказательств, которые могут состоять из фактов нанесённого материальным объектам, ущерба.

Кроме этого, криминалистические характеристики важны в случаях насилия, которые совершались должностным лицом, а также – в случаях незаконного удержания.

Представленные криминалистами улики могут сформировать более чёткую картину преступления и определить причинно-следственную связь между деянием должностного лица и причинённым этим деянием, непосредственным вредом.

Состав преступления

Преступление рассматривается в общем контексте преступлений, совершаемых против государственной власти.

Государственная власть распределила должностные полномочия между ответственными лицами, с целью подведомственного контроля, за их исполнением.

Нарушая установленный порядок, должностное лицо совершает преступное деяние, если оно повлекло деструктивные последствия.

Объект преступления родовой – общественные отношения в интересах государственной власти.

Объект преступления видовой — предусмотренная соответствующими правовыми актами деятельность:

  1. Государственных органов;
  2. Органов местного самоуправления;
  3. Государственных и муниципальных учреждений;
  4. Вооружённых сил РФ.

Их деятельность регламентируется чётким номенклатурным производством, в соответствии с поставленными целями и задачами, имеющими приоритетное развитие для государственной власти.

Они должны осуществляться на законной и справедливой основе, а её представители обязаны сверять все свои действия с интересами граждан и общества в целом.

Нарушение этих интересов является причиной вменяемой ответственности за превышение служебных полномочий.

Субъект преступления (специальный) – должностное лицо, которое распространило незаконно свои полномочия за его пределы, что привело к нанесению вреда.

Субъективная сторона определяется прямым умыслом и нежеланием предвидеть опасность совершаемого им, деяния.

Доказательство превышения должностных полномочий

Как доказать превышение должностных полномочий?

В случае проведения следственных мероприятий, доказательством превышения должностных полномочий, будут, в первую очередь, считаться несоответствия действий должностного лица с его функциональными обязанностями.

Доказать это можно при тщательном рассмотрении и изучении трудового договора или контракта , должностных инструкций и функциональных обязанностей .

К доказательствам вреда, который произошёл по причине неправомерных действий должностного лица, могут относиться справки, счета о расходах, заключения независимой экспертизы.

Доказательство причинно-следственной связи между действиями виновного и наступившими последствиями устанавливаются путём выстраивания цепочки действий : от деяния должностного лица – к нанесённому этим деянием, ущербу.

К ним могут относиться как документальные подтверждения , так и свидетельские показания .

Если вы предполагаете, что вам нанесён вред действиями должностного лица, вы имеете право подать завяление в прокуратуру .

Для того чтобы подать жалобу в прокуратуру, вам необходимо собрать только те документы, которые подтверждают наличие причинённого вреда .

Неправомерность действий должностного лица, вы изложите в заявлении. Все остальные факты и соответствия – в компетенции прокурорского расследования.

Заявления (жалобы) о превышении должностных полномочий.

Особенности квалификации

Квалификация преступления зависит от тяжести наступивших последствий в результате деяния с превышением должностных полномочий.

Квалифицирующими признаками в соответствии со 2 и 3 частями , считаются:


основанием буде т применение предметов насилия: наручников, резиновых дубинок и других специальных средств.

Кроме этого, к ним будут относиться угрозы, в том числе угроза расправой, с демонстрацией оружия.

Последним квалифицирующим признаком будет являться:

  1. Нанесение особо крупного материального ущерба;

Каждый этап усиления квалификации преступления будет отягчаться, если жертвой преступления стал несовершеннолетний.

Сегодня к руководителям детских садов, школ, специальных детских учреждений привлечено особо пристальное внимание.

Превышение должностных полномочий в этой сфере вменяет серьёзную ответственность, при наступивших последствиях вреда для психического или соматического здоровья ребёнка.

Если должностным лицом совершено умышленное убийство, он будет отвечать в соответствии со статьёй 105 УК РФ.

Отграничение от смежных составов преступления

Данное преступление по составу очень близко преступному злоупотреблению должностными полномочиями, за которое вменяется ответственность в соответствии со ст. 285 УК РФ .

Они идентичны в том, что в обоих случаях служебное положение используется незаконно . Тем не менее, в них просматривается существенное различие.

Злоупотребление должностными обязанностями не предусматривает выхода за пределы функциональных обязанностей должностного лица, оно осуществляется в рамках предусмотренных полномочий, но искажает, гипертрофирует их функции, нарушает правомочность их применения.

При злоупотреблении должностные полномочия не превышаются, но используются не по назначению.

Рассмотрим примеры. Следователь в рабочее время проводит следственные мероприятия по своему личному вопросу, по просьбе друзей и т.п.

При этом, используя своё служебное положение, он может допрашивать граждан или совершать иные незаконные действия. Но эти действия были бы законны в том случае, если бы он выполнял их в отношении служебного задания.

Согласно ст. 286 УК РФ в составе преступления можно определить злоупотребление служебным положением.

Если следователь незаконно удерживает гражданина на основании собственных подозрений – он превышает свои полномочия, так как в данном случае подменяет функцию судьи, который имеет исключительное право на вынесение приговора о лишении свободы.сроком до 7 лет , с лишением (или без) права занимать определённые должности на срок до 3 лет .

В соответствии с частью 3 – лишение свободы сроком от 3 до 10 лет , с лишением (или без) права занимать определённые должности на срок до 3 лет .

Примеры из судебной практики

Следователь отдела по борьбе с экономическими преступлениями задержал подозреваемого в мошенничестве, который нанёс одной из компаний, крупный материальный ущерб.

На основании следственного материала, он заключил его в следственный изолятор, после чего передал материалы в суд.

В течение судебного разбирательства, до момента вынесения судебного приговора, виновный находился в заключении в следственном изоляторе незаконно , в общей сложности в течение трёх месяцев .

Капитан торгового судна РФ уличил одного из членов экипажа в краже. Он заключил его под арест и стал проводить дознание и следственные эксперименты.

Он имел такие полномочия в условиях, которые исключали доступ к органам правосудия. Но судно неоднократно заходило в порты российских городов, где он обязан был передать виновного в соответствующие органы.

В связи с длительным заключением в ненадлежащих условиях, здоровью матроса был нанесён значительный вред и он получил инвалидность .

В заключение необходимо отметить, что должностные преступления против государственной власти отличаются несанкционированной деятельностью , с использованием служебного положения.

Должностное лицо проявляет преступную недальновидность, действуя вопреки организованной системе, которая движется в своём развитии благодаря слаженной деятельности.

Любое действие, препятствующее её развитию и движению, вызывает противодействие, которое приводит к плачевным последствиям, в том числе – и для самого инициатора самодеятельности.

Полномочия каждого госслужащего детально описаны в законе или инструкциях по месту службы.

В ряде случаев недобросовестные сотрудники преступают черту. Но за превышение должностных полномочий предусмотрена ответственность, иногда - уголовная.

Какая ответственность по УК РФ предусмотрена за злоупотребление должностными обязанностями? Что значит превышение полномочий, и к кому обратиться за помощью - рассмотрим далее.

Что такое превышение должностных полномочий?

Понятие превышения полномочий дано в ст. 286 УК РФ. Им признается конкретное действие, явно выходящее за границы компетенции должностного лица.

Превышение может быть установлено только в действиях лиц:

  • наделенных полномочиями в государственных и муниципальных органах и ведомствах;
  • выполняющих организационные или распорядительные задачи в службах и ведомствах государственного подчинения;
  • наделенных административными и хозяйственными задачами.

Превышение полномочий - это совершение должностным лицом действий, выходящих за пределы его служебных обязанностей.

Особое внимание закон уделяет случаям злоупотребления полномочий лицами, которые состоят на должностях федерального, муниципального или регионального значения. В этом случае нужно руководствоваться нормами профильных законодательных актов. Например, рассматривается в рамках Федерального закона РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

Признаки превышения полномочий

Выделим характерные черты, в которых проявляется превышение полномочий:

  • действия, которые изначально входили в компетенцию иного должностного лица;
  • противоправное поведение в единоличной или коллегиальной форме. Например, если принимается коллективное решение органа местной власти;
  • действия, которые полностью запрещены законодательными актами.

В отдельных случаях недопустимость превышения полномочий прямо зафиксирована законодательным актом. Так, установлен прямой запрет на применение огнестрельного оружия против беременной женщины при отсутствии угрозы жизни сотруднику полиции.

Превышение полномочий не может выражаться в форме бездействия.

Превышая полномочия, должностное лицо всегда действует - издает распорядительные акты, дает обязательные указания, принимает правовые акты индивидуального характера и т.д.

При этом его действия существенно нарушают интересы граждан, предприятий и публичных органов власти. Такие нарушения устанавливаются в каждом конкретном случае. Например, причинение материального вреда государственному органу.

Превышение должностных полномочий всегда нарушают права граждан и и организаций.

Как доказать, что полномочия превышены?

Прежде всего, следует отличать понятия злоупотребление и превышение полномочий.

При злоупотреблении полномочиями должностное лицо умышленно действует вопреки своим обязанностям. Мотивом может выступать месть, корысть и т.д.

Превышение же соответствует общим интересам службы преступника, позволяя добиться цели незаконным способом. Например, избиение полицейским человека, который не оказывал сопротивления при задержании.

Поэтому очень важно различать эти составы. От этого зависит и доказательная база.

Должностное лицо, превышая полномочия, действует незаконно, но в интересах службы.

Достаточно просто доказывается превышение полномочий по доверенности. Она устанавливает точные пределы компетенции представителя.

Каждое неподтвержденное действие может рассматриваться как нарушение закона. Например, представитель получил за вас деньги, хотя в доверенности такой пункт отсутствует. Это явное превышение полномочий.

Не стоит путать злоупотребление и превышение должностных полномочий - это разные преступления.

Чтобы привлечь к ответственности госслужащего, который перешагнул за рамки своей компетенции, нужно подать заявление в правоохранительные органы - полицию, прокуратуру или Следственный комитет РФ.

Они рассмотрят ваше заявление, проведут проверку и вынесут решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе. В любом случае, заявить о преступлении нужно.

Доказывать превышение должностных полномочий обязаны правоохранительные органы.

Вы также можете обратиться за помощью к нашим адвокатам. Они помогут оценить обстоятельства событий при превышении должностным лицом своих полномочий, и предложить эффективную позицию доказывания и тактику защиты в суде.

Новая редакция Ст. 286 УК РФ

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Статье 286 УК РФ

1. Общественная опасность преступления определяется в основном двумя моментами: 1) сознательным и очевидным выходом должностного лица за пределы его служебной компетенции; 2) существенным нарушением в результате совершения данного деяния охраняемых законом интересов. Зачастую превышение должностных полномочий сопряжено с применением насилия или угрозой его применения к гражданам, применением в отношении их оружия или специальных средств. Это, безусловно, еще более увеличивает общественную опасность преступления.

2. Объект преступного посягательства рассмотрен в коммент. к ст. 285. В качестве дополнительного объекта преступления выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, честь, достоинство, здоровье людей.

3. Объективная сторона выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Между совершением должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена причинная связь.

3.1. Действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, могут выражаться в совершении: а) действий, которые входят в компетенцию другого должностного лица (например, начальник ОВД, не будучи на то уполномочен, дает санкцию на проведение обыска); б) действий, выполненных единолично, которые могут быть осуществлены только коллегиально (например, руководитель представительного органа местного самоуправления лично принимает решение, принятие которого возможно лишь коллегиально на заседании); в) действий, выполненных при отсутствии специальных полномочий или условий, необходимых в конкретной ситуации (например, применение работником милиции оружия в момент, когда это не было вызвано необходимостью); г) таких действий, которые ни одно должностное лицо не вправе совершать (например, унижение чести и достоинства подчиненного по службе путем производства его личного досмотра (при отсутствии законных оснований), глумление над личностью, рукоприкладство и т.п. (п. "а" ч. 3 коммент. статьи).

3.2. Необходимо, чтобы каждое из перечисленных действий должностного лица было явно, т.е. очевидно, выходящим за пределы прав и полномочий, предоставленных ему соответствующими нормативными актами (закон, устав, положение, инструкция, приказ и т.д.). При этом следует установить, какой именно правовой акт и какие конкретные его положения, определяющие компетенцию должностного лица, были нарушены.

3.3. Рассматриваемая норма является общей по отношению к некоторым специальным составам превышения должностных полномочий (например, некоторые преступления, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина: ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137 и др.; отдельные преступления против правосудия: ч. 3 ст. 294, ст. 299, 300 и др.). Согласно правилам квалификации в случае возникновения конкуренции между общей и специальной нормой предпочтение отдается последней.

3.4. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 1) в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (см. п. 3.5 коммент. к ст. 285).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Мотивы и цели не входят в число обязательных признаков состава преступления и не оказывают влияния на квалификацию деяния, однако они могут быть учтены при назначении наказания.

5. Субъект специальный - должностное лицо (см. п. 5 - 5.6 коммент. к ст. 285).

6. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий (ч. 2) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно должность главы органа местного самоуправления (см. п. 6 коммент. к ст. 285).

7. Особо квалифицированным видом рассматриваемого преступления (ч. 3) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 коммент. статьи, если оно сопровождалось: а) насилием или угрозой его применения; б) применением оружия или специальных средств; в) причинением тяжких последствий.

7.1. Под применением насилия следует понимать любое физическое воздействие вопреки воле потерпевшего или помимо нее, которое может выражаться в нанесении побоев, истязании, причинении физической боли, телесных повреждений (в форме легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью), а также состоящее в ограничении свободы.

Угроза применения насилия может быть выражена в действиях или высказываниях виновного, когда имеются реальные основания опасаться применения физического насилия.

7.2. В случаях причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 3 - 4 ст. 111, а также при умышленном лишении жизни потерпевшего (ст. 105) содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений (ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или 4 ст. 111 либо ст. 105).

Если убийство либо тяжкий или средней тяжести вред здоровью причинены должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, деяние надлежит квалифицировать только по ст. 108 или ст. 114.

7.3. Под применением оружия понимается его непосредственное использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего (см. п. 12 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4). К оружию следует относить огнестрельное, пневматическое, газовое или холодное оружие, предназначенное для поражения живой цели, для ношения и применения которого требуется специальное разрешение.

Применение оружия включает использование его поражающих свойств для причинения вреда потерпевшему. При этом не только выстрел, но и, например, удар прикладом огнестрельного оружия рассматриваются как его применение.

7.4. К специальным средствам относятся приспособления (устройства), предназначенные для пресечения нападений преступников, прекращения массовых беспорядков и иных преступных деяний (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта и т.д.) (ст. 14 Закона о милиции).

7.5. Причинение тяжких последствий - оценочный признак (см. п. 7 коммент. к ст. 285). К тяжким могут быть отнесены такие последствия преступного деяния, когда оно повлекло массовые беспорядки, крупные аварии, дезорганизацию работы государственного или муниципального органа или учреждения и др.

8. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории средней тяжести, в ч. 2 и 3 - к тяжким преступлениям.

Другой комментарий к Ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется тремя признаками: а) общественно опасное деяние в форме действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица; б) общественно опасные последствия, текстуально указанные в законе аналогично последствиям должностного злоупотребления; в) причинная связь между действием и последствиями.

В судебной практике выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий: а) совершение действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица; б) совершение действий, которые могли быть совершены только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации; в) совершение действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершить; г) совершение единолично действий, которые могли быть совершены только коллегиально или по согласованию с другим должностным лицом или органом (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19). Во всех этих случаях действия явно, очевидно для виновного выходят за пределы его полномочий, но при этом с ними связаны. В основе превышения всегда лежит осуществление должностным лицом своих прав и обязанностей по службе, но это осуществление выходит за рамки, установленные существующими правилами.

2. Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных полномочий в законе описаны аналогично ст. 285 УК РФ.

3. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. При этом весьма характерны, но не обязательны, ложно понимаемые служебные интересы.

4. Применение насилия (п. "а" ч. 3) означает нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, легкого и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы (например, связывание), истязание. Причинение смерти или тяжкого вреда здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий и требует квалификации по совокупности с соответствующими статьями УК РФ о преступлениях против личности. охватывается комментируемой нормой.

5. Судебная практика обоснованно исходит из того, что сам по себе факт незаконного применения оружия (п. "б" ч. 3) связан с существенным нарушением прав граждан, вне зависимости от наступления каких-либо иных последствий. Специальные средства - это средства, предназначенные для применения на определенных законом основаниях в целях пресечения правонарушений и нейтрализации правонарушителей (например, резиновые палки, водометы и т.п.). Под применением оружия и специальных средств следует понимать как фактическое их использование для физического воздействия на потерпевшего, так и угрозу их применения, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит опасность.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...