Применение специальных сигналов. Подписаться на сообщения о поступлениях в Каталог файлов на Email Езда с проблесковыми маячками


Казалось бы, избитая тема. Но рядовые водители (особенно малоопытные) очень часто впадают в ступор, наблюдая движение транспортных средств с включенными «мигалками» и «сиренами» (или «крякалками»).

При этом дорожная ситуация меняется мгновенно, и она требует четкого принятия решений, а не копания в знаниях, полученных при обучении в автошколе и сокрытых в укромных уголках памяти. В крупных городах подобное положение вещей – это бич водителя, мгновенно приводящий к пробке или затору.

Предлагаем детально разобраться в ситуации с применением спецсигналов – как в теории ПДД, так и в реальной практике дорожного движения. Отметим сразу то обстоятельство, что теория и практика организации дорожного движения несколько разнятся в подходах к решению проблемы «мигалок».

Типы «мигалок»

Правила знают только три типа проблесковых маячков («мигалок»).

1. Проблесковый маячок синего (или синего и красного) цвета

Знакомьтесь, это — самый привилегированный маячок. Водители транспорта, оснащенного такими «мигалками» — это короли дороги. Им позволительно игнорировать львиную долю ПДД.

Синие проблесковые маячки устанавливаются на специальных автомобилях «великолепной четверки» — служб 01, 02, 03, 04. на поверхностях таких авто наклеиваются специальные цветографические схемы (например, «03», «Скорая помощь»; «02», «Полиция» и пр.).

Подобными же счастливчиками являются транспортные средства, перевозящие правительственных чиновников и парламентариев федерального уровня, а также высших должностных лиц уровня субъектов Российской Федерации. Правда, цветографические схемы им не полагаются.

Как дополнительный к синему, красный цвет «мигалки» достался автомобилям ГИБДД, ВАИ, ФСО, ФСБ, которые предназначены (преимущественно) для выполнения функций сопровождения или участия в составе организованных транспортных колонн.

Узнать такие транспортные средства тоже не трудно: и на их поверхности наносятся специальные цветографические схемы (например, ДПС, ВАИ и пр.).

2. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета

Такая «мигалка» должна монтироваться на три типа специальных автомобилей, предназначенных для:

  • осуществления работ по содержанию, ремонту или строительству дорог;

  • эвакуации или перемещения транспортных средств;

  • перевозки крупногабаритных, опасных или тяжеловесных грузов (или сопровождения таких транспортных средств).

Данный проблесковый маячок тоже дает водителю некие права по игнорированию отдельных разделов ПДД именно из-за их неповоротливости или опасности перевозимого груза.

3. Проблесковый маячок бело-лунного цвета

Автомобили ФПС (Федеральной почтовой связи), а также транспорт, предназначенный для перевозки ценностей (например, инкассация) могут снабжаться «мигалкой» цвета чайной розы (или ряженки).

Это самый бесправный проблесковый маячок.

Королевские права «синих ведерок»

Иными словами, водитель спецавтомобиля с включенной синей (или синей и красной) «мигалкой» имеет законное право проигнорировать:

  • все линии разметки;
  • любые сигналы светофора;
  • правила маневрирования;
  • принципы расположения ТС на проезжей части;
  • любые скоростные ограничения;
  • требования, касающиеся обгона, опережения, встречного разъезда, остановки и стоянки;
  • правила проезда перекрестков (кроме тех, на которых действуют сигналы регулировщика);
  • правила проезда особых участков дороги (пешеходных переходов, железнодорожных переездов, жилых зон и пр.).

Иными словами, подавляющая часть требований, которые предъявляются к рядовому водителю, могут быть с легкостью проигнорированы владельцами включенного «синего ведерка».

Такие привилегии даруются водителю по одной причине: он наделен особыми государственными полномочиями при выполнении специального оперативного задания. Для максимально эффективного решения поставленных задач государство и выдает подобный карт-бланш, позволяющий столь фривольно относиться к требованиям ПДД.

«Синие ведерки» — почти Боги

Право водителей «синих ведерок» игнорировать добрую часть ПДД – это только одна сторона вопроса. Вторая часть проблемы – это преимущество перед другими участниками дорожного движения, которое даруется таким водителям.

Однако в процессе реального движения оперативные спецслужбы с включенными «мигалками» синего (или синего и красного) цвета вступают в неминуемый конфликт с другими участниками дорожного движения, которые в тот самый момент могут пользоваться преимуществом. К таким участникам можно отнести:

  • водителей, едущих по зеленому светофору или по главной дороге;
  • пешеходов, передвигающихся по пешеходному переходу;
  • вагоновожатых (водителей трамваев), которые в подавляющем числе случаев пользуются преимуществом перед безрельсовыми транспортными средствами и пр.

Кроме того, не заметить световой сигнал – «мигалку» — очень легко. Поэтому, для того чтобы воспользоваться своим преимуществом, водители спецавтомобилей должны включать (параллельно со световым) специальный звуковой сигнал – «сирену» или «крякалку». Только в этом случае – при сочетании обоих сигналов – простым смертным водителям и пешеходам предписывается уступать дорогу «синим ведеркам».

Некоторые водители полагают, что при появлении «сирены» и «мигалки» нужно немедленно остановиться на обочине или на краю проезжей части. Однако это далеко не так.

Согласно ПДД, водителю предписывается уступить дорогу таким спецавтомобилям и предоставить им возможность беспрепятственного проезда. И на многополосной дороге, к примеру, достаточным действием будет перестроение на соседнюю полосу с продолжением движения по намеченному маршруту.

Однако при наличии двухполосной дороги останавливаться как раз и придется, так как только в этом случае водитель сможет предоставить преимущество «синему ведерку».

И не стоит забывать, что преимуществом пользуется не только такой спецавтомобиль, но и все сопровождаемые им транспортные средства (например, в составе организованной транспортной колонны). Узнать такие ТС можно по включенному на них ближнему свету фар.

Не все «синие ведерки» запрещено обгонять

Пресловутый водительский стереотип – нельзя обгонять синюю «мигалку». А некоторые автолюбители, вообще, доходят до абсурда, когда отказываются от обгона автомобиля ДПС, на котором даже не включен проблесковый маячок. Внесем ясность.

Правила вводится однозначный запрет на обгон только следующих транспортных средств:

  • спецавтомобилей с цветографическими схемами, на которых включен синий (или синий и красный) проблесковый маячок, а также специальный звуковой сигнал;
  • транспортных средств, сопровождаемых указанным выше спецавтомобилем.

Следовательно, если поверхности автомобиля с «мигалкой» и «сиреной» не оснащены какими-то цветографическими схемами, выдающими его принадлежность к спецслужбам, то обгонять такие транспортные средства разрешается (например, машину депутата).

Правда, сделать это без нарушения скоростного режима, скорее всего, не получится.

И еще момент. Запрещается именно обгон, а не опережение спецавтомобилей, оснащенных световым и звуковым сигналами. Поэтому движение по соседней (не встречной!) полосе с целью опережения такого авто не будет считаться нарушением ПДД.

«Синее ведерко»: снижай скорость

Включенная «мигалка» говорит о какой-то нестандартной ситуации на дороге. И если спецавтомобиль спешит куда-то, ему должно уступать дорогу. Это нормально. Но вот он добрался до своей цели и расположился в пределах дороги с включенным проблесковым маячком. Что Правила говорят по этому поводу?

Рядовой водитель, приближаясь к таком транспортному средству, обязан снизить скорость до такой степени, чтобы иметь возможность незамедлительно остановиться при первой же необходимости. Это могут быть требования оказания помощи, участия в составлении протокола и многого другого.

Желтый (или оранжевый) проблесковый маячок

Отметим сразу же: никакого преимущества в движении такая «мигалка» своему обладателю не предоставляет. Возникает вопрос о смысле использования проблескового маячка. И он есть.

1. Проблесковый маячок желтого (или оранжевого) цвета предупреждает других участников движения об опасности перевозимого груза (в силу его химических свойств, размера или массы) или опасности при проведении работ, осуществляемых в пределах дороги.

2. Включенная «мигалка» желтого или оранжевого цвета на транспорте, осуществляющем выполнение работ по содержанию, ремонту или строительству дорог, а также эвакуации или перемещения транспортных средств, дает возможность водителю игнорировать ряд требований ПДД (при соблюдении мер безопасности):

а) предписания дорожной разметки;

б) предписания дорожных знаков (за исключением знаков 2.2 «Конец главной дороги»; 2.4 «Уступите дорогу»; 2.5 «Движение без остановки запрещено»; 2.6 «Преимущество встречного движения»; 3.11 «Ограничение массы»; 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства»; 3.13 «Ограничение высоты»; 3.14 «Ограничение ширины»; 3.17.2 «Опасность»; 3.20 «Обгон запрещен»);

в) предписания ПДД в части пунктов 9.4 — 9.8 (правила «полосности» движении), 16.1 (ограничение движения по автомагистрали).

При перевозке крупногабаритных грузов и сопровождении такой перевозки водителю разрешается отступать только от требований дорожной разметки.

Таким образом, «мигалка» желтого или оранжевого цвета позволяет, во-первых, предупредить об опасности транспортного средства; во-вторых, дарует некоторые привилегии своему обладателю, столь необходимые при выполнении профессиональных обязанностей.

Бело-лунная «мигалка» практически бесполезна

Бело-лунный проблесковый маячок – самый бесправный. Он не дает никакого преимущества водителю при движении. Да и включать его можно (вместе со звуковым спецсигналом) исключительно для привлечения внимания при совершении нападении на спецавтомобиль, перевозящий ценные грузы.

Наверное, поэтому некоторые водители таких транспортных средств просто-напросто демонтируют относительно бесполезную «мигалку» и отказываются от ее использования.

«Мигалки» в практике реального дорожного движения

Очень часто теоретические выкладки ПДД не укладываются в практику дорожного движения. И в целях достижения максимальной безопасности важно четко и быстро принимать решение в условиях появления на дороге различных «мигалок».

1. Синий (или синий и красный) проблесковый маячок

При появлении синего (или синего и красного) проблескового маячка нужно быть готовым к тому, что водитель спецавтомобиля будет намеренно и осознанно игнорировать требования ПДД и все мыслимые принципы безопасности движения. Поэтому даже при отсутствии специального звукового сигнала на таком транспорте желательно предоставлять ему преимущество. И не обгонять. И не опережать. Так спокойнее.



Спецсигналов существует только четыре. Это:


синий (или сине-красный) проблесковый маячок (мигалка);



оранжевый проблесковый маячок;



бело-лунный проблесковый маячок;



сирена.



Самое важное, что следует вынести из этого раздела.
Синий проблесковый маячок позволяет нарушать любые правила, ехать под любые знаки и игнорировать любую разметку. Ехать по встречной полосе, разворачиваться на магистрали и т.д. Ограничений немного: это здоровье водителя и внедорожные качества автомобиля.
Автомобиль с синим проблесковым маячком не может игнорировать только регулировщика и один-единственный знак:


Знак 3.17.2 "опасность"


Вот что может случиться, если поступить иначе: Ролик .

Вам необходимо знать, что синий проблесковый маячок, хоть и позволяет нарушать ПДД, но преимущества в движении не дает - водитель может нарушать ПДД, но ехать обязан со всеми предосторожностями, обеспечивая безопасность движения себе и окружающим.
Для того, чтобы получить преимущество в движении, водитель обязан включить и маячок, и сирену . Только в этом единственном случае все водители будут обязаны уступить ему дорогу).
Заметим, что так называемые "крякалки" сиреной не являются. Со всеми вытекающими последствиями - "крякалка" никакого преимущества не дает.
Следует знать, что если вы не уступите дорогу автомобилю с включенной синей "мигалкой" и сиреной - это грозит крупным штрафом, а в скором времени, возможно, будет и наказание в виде лишения "прав" на полгода.
Обгонять автомобиль с включенными маячком и сиреной Правилами запрещается .
Если вы подъезжаете к стоящему автомобилю с включенным синим маячком, следует снизить скорость и быть готовым остановиться по требованию инспектора.

Оранжевый проблесковый маячок никаких преимуществ в движении не дает. Такими маячками оборудуют автомобили, которые заняты ремонтом, обслуживанием дорог и т.д. Маячок нужен лишь для привлечения внимания - автомобиль с оранжевой мигалкой может находиться в необычном месте - например, в левой полосе МКАДа, а также может совершать маневры, которые вы от него не ожидаете - например, разворачиваться на автомагистрали через технологический разрыв разделительной полосы, так как ему разрешается отступать от некоторых требований Правил.

"Бело-лунный проблесковый маячок" используется только автомобилями инкассаторской службы и федеральной почтовой службы. Маячок включается в единственном случае - при нападении на автомобиль. Никаких преимуществ он не дает, служит лишь для привлечения внимания полиции. Если вы не вооружены, держитесь от автомобиля с включенным бело-лунным маячком подальше.


Цветографические схемы - это стандартное графическое изображение на автомобиле. Они используются для облегчения узнавания принадлежности транспорта (полиция, пожарная охрана, "Скорая помощь" и т.д.).

В схему входит цвет кузова, декоративные полосы, опознавательные знаки, информационные надписи.

Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки

Аварийная сигнализация использует штатные фонари указателей поворота, при ее включении загорается одновременно и правый, и левый поворот, все четыре лампочки, плюс дублеры на крыле или в зеркале. Кнопка включения "аварийки" всегда большая, часто красного цвета, и на ней изображен треугольник - знак аварийной остановки. Водитель обязан знать местоположение этой кнопки хорошо - он должен быстро найти и нажать ее на ощупь, вслепую.



Аварийная сигнализация должна быть включена:
- при ДТП;
- при вынужденной остановке там, где остановка запрещена (например, если заглох двигатель);
- при ослеплении светом фар;
- при буксировке - на буксируемом автомобиле;
- при посадке и высадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки "Перевозка детей";
- для предупреждения о какой-либо опасности.

Знак аварийной остановки выставляется:
- при ДТП;
- при вынужденной остановке в местах, где она запрещена;
- при вынужденной остановке в месте с ограниченной видимостью, когда автомобиль не могут увидеть другие водители.

Расстояние, на котором устанавливается знак, зависит от конкретной обстановки: он должен быть хорошо виден и вовремя предупреждать других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от автомобиля в населенных пунктах и 30 м - вне населенных пунктов.




При буксировке автомобиля, в случае, если аварийная сигнализация на буксируемой машине не работает, то знак аварийной остановки необходимо закрепить на его задней части.

Утверждение о том, что акустическая установка "vip-сигнал" по своим параметрам относится к категории специальных сигналов неверно. В отношении соответствия "vip-сигнала" ГОСТу Р50574.

С 1 января 2004 года действует новый ГОСТ Р50574-2002 "Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы, устанавливаемые на автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб", требования которого являются обязательными.

Стандарт ГОСТа устанавливает общие технические требования к специальным звуковым сигналам и распространяется на транспортные средства министерств, ведомств и организаций, на которые при отсутствии цветографических схем могут устанавливаться специальные световые и звуковые сигналы. Перечень таких организаций утвержден Правительством РФ и согласно ему не допускается использование цветографических схем, специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах, не относящихся к оперативным службам.

Требования стандарта направлены на выделение и идентификацию транспортных средств оперативных служб в транспортном потоке для обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении ими неотложных служебных заданий, а также на унификацию их цветового оформления.

В стандарте дано такое определение специального звукового сигнала: устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов определенного спектрального состава; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве звукового сигнала, отличаясь от него спектральным составом издаваемых звуков, и устанавливается в/на транспортное средство дополнительно по специальному разрешению; при этом допускается установка излучателей звука специальных звуковых сигналов в подкапотном пространстве передней части транспортного средства, а уровень звукового давления сигнального устройства при подаче специального звукового сигнала не должен быть ниже:

116 дБ(А) - при установке излучателя звука на крыше транспортного средства;

122 дБ(А) - при установке излучателя звука в подкапотное пространство, причем, уровень звукового давления специального звукового сигнала измеряют на расстоянии 2 м от излучателя звука по оси, перпендикулярной плоскости его выходного отверстия.

Также допускается подача одним звуковым сигнальным устройством нескольких специальных звуковых сигналов, отличающихся основными частотами, формой и продолжительностью изменения основных частот. Возможно применение специального звукового сигнала типа "кратковременная сирена" или "Air Horn".
Устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов должны быть сертифицированы согласно правилам и процедурам, утвержденным Госстандартом России.

Отсюда вывод: Основными критериями оценки звукового сигнала являются параметры тона и громкость звука. Спецсигналом согласно этому ГОСТу считается сигнал, меняющий свою тональность с некоторой частотой огибающей - частотой девиации, а звуковой сигнал акустической установки "vip-сигнал" производства ПК "Элина" - однотональный и не меняет свою частоту как сигнал сирены.

Согласно ГОСТ Р 41.28-99 (Правила ЕЭК ООН №28) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения звуковых сигнальных приборов и автомобилей в отношении их звуковой сигнализации" звуковой сигнальный прибор, который может быть установлен на гражданский автомобиль, должен издавать непрерывный и монотонный звук с уровнем акустического давления не более 118 дБ. Акустическая установка "vip-сигнал" обеспечивает подачу однотонального звукового сигнала, максимальный уровень звукового давления которого 116 дБ (при этом установка громкоговорителя производится под капотом). Уровень 116 дБ говорит лишь о громкости звука, ведь автомобильный клаксон должен иметь достаточную громкость. "vip-сигнал" имеет сертификат N POCC RU.ME87H00008, который говорит о его соответствии именно указанному ГОСТу, а этот ГОСТ применяют к звуковым сигнальным приборам, работающим на постоянном или переменном токе или сжатом воздухе, которые предназначены для установки на автотранспортных средствах, а также к звуковой сигнализации автотранспортных средств.

Таким образом, "vip-сигнал" по своим параметрам относится к категории автомобильных клаксонов. В паспорте акустической установки "vip-сигнал" ГО03.000РЭ указаны упомянутые характеристики, позволяющие идентифицировать "vip-сигнал" как соответствующий ГОСТу Р 41.28-99.

Также в отношении спецсигналов издан целый ряд нормативных актов, а именно: Постановление Правительства РФ от 04.01.2000 г. №2, которым утвержден перечень оперативных служб, на транспортные средства которых разрешена установка специальных сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих средства, а также при отсутствии таких схем, и перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, на служебные легковые автомобили которых разрешена установка специальных сигналов.

В соответствии с этим постановлением Приказом МВД от 10.03.2000г. №258 "О мерах по упорядочению установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков" утверждены Инструкция о порядке выдачи разрешений на установку специальных сигналов на транспортные средства, в которой, в частности, продекларирована необходимость обеспечить контроль за установкой и использованием специальных сигналов на транспортных средствах, а также демонтаж специальных сигналов, установленных на транспортных средствах органов внутренних дел, использующих их без соответствующего разрешения на их установку, и необходимость осуществить проведение мероприятий по выявлению транспортных средств, на которых установлены специальные сигналы без соответствующих разрешений.

Постановление Правительства РФ от 23 января 2002 г. №35 "Об особых государственных регистрационных и специальных сигналах, используемых на транспортных средствах" обязало МВД РФ обеспечивать выдачу разрешений на установку специальных сигналов на транспортные средства; контроль за установкой и использованием специальных сигналов на транспортных средствах, а также проведение соответствующих профилактических мероприятий.

Во всех этих нормативных актах дано такое определение специальных сигналов: проблесковые маячки синего или синего и красного цветов, специальные звуковые сигналы. Так как ни в одном нормативном документе не приведены конкретные параметры спецсигнала, обращаться нужно все к тому же ГОСТу Р50574-2002, а мы уже убедились, что "vip-сигнал", согласно этому ГОСТу не является спецсигналом.

В отношении ответственности:

П.2 ст. 12.4 Административного Кодекса предусматривает ответственность за установку на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов, использование при движении таких устройств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда с конфискацией указанных устройств или без таковой; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией указанных устройств или без таковой.

Т.к. "vip-сигнал" не является специальным сигналом, его установка не требует специального разрешения, то наложение административной ответственности за его использование является неправомерным, и в случае изъятия такого сигнала сотрудниками ГИБДД вы имеете право отстаивать свои права в административном или судебном порядке.

Статья 12.20. КоАП РФ за нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа в размере одной второй МРОТ.

Правила дорожного движения (Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090): п. 19.10. Звуковые сигналы могут применяться только для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов и в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Статья 12.5. ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа в размере одной второй МРОТ.

Статьей 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года №196-ФЗ запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации. Согласно "Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств", утвержденному все тем же Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090:

П. 7.18. устанавливает, что запрещена эксплуатация транспортного средства, если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Правила дорожного движения (Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090) предусматривает обязанность водителя перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации, которые утвержденны Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090. Согласно п. 3 этих Положений техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации. Пункт 11. запрещает эксплуатацию автомобилей, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, а также транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения специальными звуковыми сигналами, а выдачей разрешений на оборудование соответствующих транспортных средств специальными звуковыми сигналами производится в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. Сведения об оборудовании транспортных средств специальными звуковыми сигналами должны быть занесены в регистрационные документы на транспортные средства.

Статья 15.4. Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года №196-ФЗ устанавливает, что после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации. Т.о. для строгого выполнения закона после установки "vip-сигнала" на автомобиль необходимо зарегистрировать это в ГИБДД.

Однако соответствие транспортного средства предъявляемым к ним требованиям определяется в процессе прохождения технического осмотра. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ" устанавливает, что именно при государственном техническом осмотре осуществляется проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает меры наказания при ущемлении незаконными действиями прав гражданина на автомобиль и при управлении автомобилем:

Статья 12.35. За применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 12.36. За воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств, а именно применение к собственникам транспортных средств, водителям и другим участникам дорожного движения любых иных мер административного принуждения, за исключением прямо предусмотренных настоящим Кодексом, предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения и предметов административного правонарушения.

Каждый водитель попадал в ситуацию, когда в зеркале заднего вида появлялись тревожно пульсирующие лампы синего или красного цвета или на светофоре на запрещающий сигнал светофора проезжал автомобиль со включенными спецсигналами, который приходилось пропускать. Иногда световой сигнал сопровождался звуковым оповещением, иногда нет. Первая реакция в подобных ситуациях – уступить дорогу. Но всегда ли необходимо это делать? Однозначно – да, если речь идет об автомобилях спецслужб – пожарной охраны, полиции, МЧС или скорой медицинской помощи. Однако количество автомобилей со спецсигналами, не имеющих дополнительных опознавательных знаков, заставляет многих задавать себе этот вопрос.

Всегда ли необходимо уступать дорогу автомобилю со включенным спецсигналом?

Так в каком же случае необходимо немедленно освободить дорогу, а когда можно проявить свою гражданскую позицию и отказать в незаконном требовании освободить дорогу? Как правильно уступать дорогу, чтобы невольно не стать нарушителем? Какое предусмотрено наказание для водителя, не уступившего дорогу автомобилю со включенным спецсигналом?

Спецсигналы, их разновидности и применение

Спецсигнал – это сочетание светового (проблесковый маячок, мигалка) и звукового (сирена) оповещения о приближении спецтранспорта. Мигалки могут отличаться по цвету и конструкции. Так, ГИБДД использует красно-синие мигалки, а полиция – полностью синие. Как правило, это крупные блоки, установленные поперек крыши автомобиля. Скорая помощь и пожарные использует мигалки синего цвета различных конструкций – от классических «цилиндров» до крупных блоков.


Существуют также желтые и оранжевые мигалки, которые имеют особый правовой статус. В соответствии с ПДД, ими должны быть оборудованы транспортные средства, выполняющие работы по строительству или ремонту дорог, погрузке, выгрузке и транспортировке неисправных, поврежденных или перемещаемых транспортных средств (эвакуация), перевозящие негабаритные грузы, опасные вещества (легковоспламеняемые, взрывчатые, радиоактивные, ядовитые). Работающий желтый или оранжевый маячок не является призывом освободить дорогу и не сопровождается звуковым сигналом. Такие маячки необходимы для повышения заметности транспортного средства на дороге.

Желтые маячки используют, как правило, на спецтехнике

В соответствии с ПДД, водители транспортных средств, перевозящих крупногабаритные грузы, а также автомобили, сопровождающие перевозку, могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения. Такие автомобили в обязательном порядке должны быть оборудованы желтыми или оранжевыми проблесковыми маячками.

Еще одна категория спецтранспорта – это автомобили силовых структур и государственных служащих. Такие автомобили можно отличить лишь по наличию проблескового маячка синего цвета и, иногда, по особой серии номерных знаков. Эти автомобили не имеют особой цветографической схемы и, как правило, окрашены в темные цвета.

Когда нужно пропустить?

Автомобили специальных служб желательно пропускать даже тогда, когда проблесковые маячки и сирена выключены. Во-первых, это правильно с моральной точки зрения. Во-вторых, это обусловлено спецификой российских правил дорожного движения. Так, если за вами едет автомобиль ГИБДД с выключенными спецсигналами и вдруг включает их, водитель впередиидущего автомобиля может не отреагировать молниеносно и формально стать нарушителем, ведь он не пропустил спецтранспорт со включенными маячками и звуковыми сигналами. Не пропустившим грозит штраф или лишение права управлять автомобилем на срок 3 месяца.


Немного иначе обстоят дела с автомобилями силовых структур и государственных служащих. Водители этих автомобилей также имеют приоритет перед остальными участниками движения только при включенном проблесковом маячке и специальном звуковом сигнале. При этом воспользоваться приоритетом можно лишь убедившись, что дорогу уступают.

Основные ситуации, когда необходимо уступить дорогу автомобилю, со включенным спецсигналом:

  • При проезде перекрестков
  • При перестроении спецтранспорта в полосу, где находится водитель
  • При повороте или развороте спецтранспорта

Спорные ситуации

Не обошлось без правовых коллизий. Нередки случаи, когда автомобиль с включенным спецсигналом, находящийся позади, требует уступить дорогу. В этом случае другие участники движения смещаются в сторону. Это – сложившаяся, нормальная практика. Однако закон предписывает водителям вести себя иначе. В соответствии с ПДД водитель обязан уступить дорогу не создавая помех другим участникам движения. «Уступить дорогу (не создавать помех)» - это требование, подразумевающее, что водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Иными словами, перестроение в другой ряд не допускается, так как это создаст помеху водителям, движущимся в этом ряду и это будет являться нарушением ПДД.

Также законом не установлено, в течение какого периода времени водитель обязан уступить дорогу по требованию автомобиля со включенным спецсигналом. Это привело к практике, когда сотрудники ГИБДД считают, что дорога должна быть освобождена немедленно, что невозможно в подавляющем большинстве ситуаций.

Санкции

Законодательством предусмотрены различные санкции для водителей, не уступивших дорогу автомобилю со включенными спецсигналами.

В случае, если автомобиль имеет специальную цветографическую схему (полиция, скорая помощь, пожарная охрана), нарушителю грозит штраф 500 рублей или лишение права управления автомобилем на срок 3 месяца.

Не пропустить депутата недорого - штраф составляет от 100 до 300 рублей

Если автомобиль не имеет специальной цветографической схемы (силовые структуры, государственные служащие) – можно отделаться штрафом в размере 100-300 рублей. Интересно, что это наказание хотели отменить, но Государственная дума отклонила законопроект.

Вывод

В законодательстве немало пробелов и однозначно ответить на вопрос когда и как следует уступать дорогу автомобилям со включенными спецсигналами, нет. В подобной ситуации водитель обычного автомобиля может оказаться виноватым даже не желая нарушать правила. 

Вступил в силу Приказ МВД № 524, согласно которому работники ГАИ должны ездить с включенными маячками синего цвета не только на автотрассах, но и в городе. Как надо вести себя водителям при приближении такого авто?

О поведении водителей при появлении на дороге патрульного авто ГАИ с включенными проблесковыми сигналами мы уже писали («Автоцентр» № 25’2012). Однако, как оказалось, у наших читателей осталось немало вопросов на эту тему. Поэтому сегодня мы более подробно разберем ситуации, связанные с использованием спецсигналов на дорогах.

Внимание на цвет!

Наиболее «строгий» цвет на милицейских мигалках - красный. В Правилах дорожного движения (пункт 3.2) указано: если на патрульном автомобиле Госавтоинспекции включены проблесковые маячки только красного цвета или синего и красного цветов, водители всех машин обязаны остановиться возле обочины или правого края дороги независимо от направления их движения, сигналов светофора и дорожных знаков, дающих им право первоочередного проезда. Если это произошло на дороге, где встречные потоки разделены только прерывистой линией разметки, остановиться возле правого края проезжей части должны водители как попутных, так и встречных транспортных средств. Если же встречные потоки разделены сплошной разметкой, отбойником, трамвайными путями или бульварной частью посередине, остановиться возле правого края проезжей части должны автомобили попутного направления, а также другой транспорт, если направление его движения сливается или пересекается с тем, в котором едет патрульная машина.

Проблесковые маячки зеленого или зеленого и синего цветов включаются на патрульном автомобиле Госавтоинспекции, замыкающем колонну сопровождаемых транспортных средств, которые должны двигаться с включенными фарами ближнего света. После проезда такой патрульной машины все ограничения в движении снимаются. Важно знать и то, что вести автомобильную колонну должен патрульный автомобиль с включенными маячками красного и синего цветов либо только красного.

Что делать водителю

Самый либеральный

«Лояльнее» всех иных проблесковых сигналов - синий. Именно с такими маячками должны двигаться в потоке транспорта или стоять «при исполнении» патрульные авто ГАИ и на автотрассах, и по городским дорогам (Приказ МВД № 524).

В случае приближения «патрульки» с включенным синим проблесковым маячком и (или) звуковым спецсигналом водители авто, которые могут создавать ей препятствие, обязаны уступить дорогу и обеспечить проезд данного ТС и сопровождаемых им машин.

Если на дороге стоит патрульная машина ГАИ с включенными синими мигалками, то водители приближающихся транспортных средств должны снизить скорость до 40 км/ч, а если гаишник подаст жезлом соответствующий сигнал - остановиться (схема 1). Продолжать движение можно только с разрешения стража порядка (п. 3.5 ПДД).

Согласно п. 3.4 ПДД водителям запрещается обгонять или опережать транспортные средства с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов, или только красного, зеленого цвета, или зеленого и синего, а также сопровождаемые ими колонны машин, двигаться рядом с ними по соседним полосам или занимать место в колонне. Обгонять или опережать ТС с работающими маячками разрешается только в одном случае - когда они синего цвета, а скорость движения патрульной машины ниже, чем разрешено на данном участке дороги. В случае приближения сзади транспортного средства с включенным синим маячком следует уступить ему дорогу, если есть помеха его проезду. Когда нет возможности принять вправо, чтобы пропустить транспортное средство с синим маячком, а оно, в свою очередь, может перестроиться левее, водитель вправе не менять направление своего движения.

Подготовил Юлий Максимчук

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Выбор редакции
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...

Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...

Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...

И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...
Штат Джамму и Кашмир приютился на склонах Гималаев. На западе он граничит с Пакистаном, на севере с Китаем и Тибетом. Штат включает в...
Алябьев Александр Александрович - известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих, очень любимых в свое время,...
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 32 Причины возникновения: У восточных славян родоплеменные, кровнородственные отношения сменяются на военные,...
Русь - исторически сформировавшееся название, которое получили земли восточных славян. Впервые оно употреблялось как название...