Принципам гражданства в рф относятся. Сохранение паспорта при ПМЖ за границей


Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Устойчивая связь заключается в том, что отношения гражданства носят бессрочный характер. Как правило, они длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек не пожелает выйти из гражданства своего государства. Правовая связь означает юридическое оформление отношений гражданства. Документами, подтверждающими гражданство РФ, являются паспорт гражданина РФ; свидетельство о рождении; иной документ, содержащий указание на гражданство.

Принципы гражданства в РФ:

1. В РФ каждый человек имеет право на гражданство . Суть этого принципа сводится к тому, что иностранные граждане, лица без гражданства в установленном законом порядке могут приобрести гражданство РФ.

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований приобретения. Раскрывая содержание данного принципа, необходимо указать на то, что законодательство РФ не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве, по рождению, в порядке регистрации гражданства и др.

3. Гражданство РФ является единым . граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики.

4. Сокращение безгражданства . Статья 7 Закона о гражданстве устанавливает, что РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства.

5. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права его изменить .

6. Принцип двойного гражданства . Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.

7. Гражданство РФ сохраняется за лицами, проживающими за пределами РФ

8. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ).

9. Сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака .

10. К числу принципов гражданства РФ может быть отнесен такой институт, как почетное гражданство, которое предоставляется Президентом РФ лицу, не являющемуся гражданином РФ, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом.

Основания и порядок приобретения гражданства в РФ Гражданство РФ приобретается:

1) в результате его признания; Гражданами РФ признаются:

1) все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу Закона о гражданстве

2) лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению, если они родились на территории РФ или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РФ. Под территорией РФ в данном случае понимается территория РФ по состоянию на дату их рождения.

2) по рождению; принцип «права крови»:

1) ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения;

2) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоит гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства, приобретает гражданство РФ независимо от места рождения.

Принцип «права почвы» применяется в отношении гражданства детей, находящихся на территории РФ:

1) родители которых неизвестны;

2) родители которых являются лицами без гражданства или же состоят в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства.

3) в порядке его регистрации; В порядке регистрации гражданство РФ приобретают:

1) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ;

2) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но они приобрели иное гражданство по рождению - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

3) дети бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

4) лица без гражданства, на день вступления в силу Закона о гражданстве постоянно проживающие на территории РФ или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ;

5) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу Закона о гражданстве заявят о своем желании приобрести гражданство РФ;

6) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 г., если они до 31 декабря 2000 г. заявят о своем желании приобрести гражданство РФ. Необходимо отметить, что данное положение Закона о гражданстве

4) в результате приема в гражданство; Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве РФ, может ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. В качестве условия приема в граждаство РФ требует постоянного проживания на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства всего 5 лет или 3 года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством. Для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое.

5) в результате восстановления в гражданстве РФ; В порядке регистрации в гражданстве РФ восстанавливаются:

1) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства;

2) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с изменением гражданства родителей - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.

В результате признания факта восстановления гражданство РФ приобретают бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления.

Лицо, ранее состоявшее в гражданстве РФ, но которое не имеет оснований для восстановления в гражданстве в первых двух формах, приобретает гражданство РФ но ходатайству о восстановлении.

6) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории; При изменении границы РФ в порядке, определенном законодательством РФ, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определяемые международным договором РФ.

7) по иным основаниям, предусмотренным Законом. усыновление, опекунство, институт почетного гражданства

Прекращение гражданства в РФ

1) вследствие выхода из гражданства; это его утрата лицом по собственному волеизъявлению.

1. Выход из гражданства может быть реализован двумя способами:

1) по ходатайству гражданина;

2) в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке), если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке.

2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство; единственный случай возможного прекращения гражданства РФ без волеизъявления самого лица.

Отмена решения о приеме в гражданство применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности.

Отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна в течение пяти лет после приема.

3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории; Основанием прекращения гражданства является оптация в случаях, когда гражданин РФ при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство.

4) по иным основаниям, предусмотренным Законом. прекращение гражданства РФ у детей в возрасте до 14 лет, родители которых приобрели иное гражданство.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

Является гражданство - устойчивая правовая связь лица с данным государством, выра­жающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Со­стояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

В монархических государствах употребляется термин «поддан­ство», который формально устанавливает личную верность мо­нарху, но фактически равнозначен гражданству.

Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государ­ства, всех обязанностей, установленных конституцией и закона­ми. В то же время обладают в отношении государстваопределенными правами и могут требовать от него защиту своих прав.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Для подавляющего большинства людей в каждой стране уста­новление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рожде­ния и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализа­ции экономики, возникают различные миграционные потоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в дру­гую. Такие передвижения - индивидуальные и групповые, рас­пространенные и в РФ, а также браки, за­ключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных го­сударствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, а кроме того, имеются некоторые различия в между субъектами федерации (например, в сфере действия нало­гового, уголовного, семейного законодательства). Такое положе­ние характерно и для РФ.

В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жите­лей всегда являются гражданами данного государства, но значи­тельные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признает­ся двойное гражданство - такие лица называются бипатридами . Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.

Гражданам РФ, находящимся за пределами РФ, предоставляются защита и покровительство РФ. Органы государственной власти, дипломатические представительства и консульские учреждения, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содейство­вать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нор­мами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств прожива­ния или пребывания граждан РФ, а также возможность защи­щать свои права и охраняемые законом интересы.

Правовое регулирование российского гражданства

Вопросы гражданства в РФ регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Гражданство РФ, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции, является единым. Об этом снова напоминает п. «в» ст. 71 Конституции, который отно­сит гражданство в РФ к ведению РФ.

Договором о создании Союзного государства России и Бело­руссии от 8 декабря 1999г. установлено, что граждане этих госу­дарств являются одновременно гражданами Союзного государст­ва (ст. 14). Однако до принятия союзного нормативно-правового акта правовое положение граждан регулируется национальными нормативно-правовыми актами и соглашениями.

Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего условия приобретения и прекращения гражданства РФ. В нем за­креплены полномочия государственных органов, ведающих дела­ми о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Двойное гражданство

Такое правовое состояние возможно, когда, например, жен­щина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком же состоянии находится ребенок, родители которого имеют разное гражданст­во. Частыми стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ желают одновременно состоять в гражданстве России.

Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только пра­ва, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам (если двойное налогообложение не исключа­ется двусторонним соглашением), в каждом из них нести воин­скую службу, лишается права занимать некоторые должности (судья, адвокат). Ни одно государство, признающее двойное гра­жданство, не делает каких-либо послаблений таким лицам в от­ношении их гражданских обязанностей.

Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойное граж­данство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором. Следовательно, и иностранный гра­жданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между дан­ным государством и РФ). Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекра­щение гражданства РФ.

Конституция ясно указывает, что приобретение граждани­ном РФ иного гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из россий­ского гражданства. Однако в этом же тексте (ч. 2 ст. 62) допуска­ются отступления от этого общего правила в соответствии с фе­деральным законом или международным договором РФ. Но пока таких законодательных норм или договор­ной практики нет.

Гражданство и брак

Заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, может породить для них и их детей извест­ные трудности. Значительные трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. в целях защиты интере­сов женщин предусматривает, что заключение или расторжение брака с иностранцем, как и перемена гражданства мужем во вре­мя существования брачного союза, не должны автоматически от­ражаться на гражданстве жены.

Для современной России данные нормы весьма актуальны. Если в СССР долгое время браки с иностранцами были просто запрещены, то с переходом к демократии и в связи с растущими связями между людьми разных стран они становятся все более распространенными. В связи с этим Федеральный закон «О гра­жданстве РФ» (ст. 8) закрепил три важные нормы:

    1. Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.
    2. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.
    3. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

На защиту интересов детей направлены положения Закона на случай изменения родителями своего гражданства. Установлено общее правило: гражданство ребенка при приобретении или пре­кращении гражданства РФ одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяет­ся в соответствии с рассматриваемым Законом. Для приобрете­ния или прекращения гражданства ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства. Граж­данство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, ли­шенных родительских прав.

Ряд норм гарантирует право на гражданство детей по усынов­лению, при и попечительстве.

1. Право каждого на гражданство . Сущность этого принципа состоит в том, что каждый человек в Российской Федерации, независимо от каких бы то ни было условий, имеет право на гражданство, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, которые могут приобрести гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке.

2. Запрет на лишение гражданства и права его изменить . Данный принцип является новым в институте гражданства. Предшествующие законы о гражданстве предусматривали возможность такого лишения. Так, в соответствии с Законом о гражданстве СССР 1978 г. в исключительных случаях допускалась возможность лишения советского гражданства, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР.

3. Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. Этот принцип сформулирован в ст. 61 Конституции РФ. В п.3 ст. 1 Закона о гражданстве он сформулирован иначе, чем в Конституции: гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора. Данное положение вытекает из общеправового принципа ответственности гражданина перед своим государством. В силу этого гражданин РФ, совершив правонарушение за границей, подлежит ответственности по законам Российской Федерации.

4. Недопустимость высылки гражданина России за ее пределы. Конституция закрепила этот принцип в ст. 61. Предшествующее законодательство и ранее не устанавливало возможности высылки, хотя в истории нашего государства такие случаи были. Данный принцип глубоко гуманен и означает, что ни при каких условиях человек не может быть лишен Родины.

5. Равенство гражданства как принцип закреплен в ст. 6 Конституции РФ и включен в содержание основ конституционного строя. Он означает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства.

6. Единство гражданства . Этот принцип обусловлен федеративным характером национально-государственного устройства России, в которой наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик как субъектов федерации. Принцип также закреплен в ст. 6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе Российской Федерации одновременно является гражданином России.

7. Допущение двойного гражданства . Ранее действовавшее законодательство СССР и РСФСР запрещали возможность двойного гражданства. Статья 62 Конституции РФ 1993 г. внесла серьезные коррективы, установив, что “гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации”.

8. Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей. Статья 4 Закона устанавливает, что проживание гражданина Российской Федерации за пределами государства не прекращает его гражданства.

9. Защита государством граждан РФ за границей . Данный принцип устанавливает, что государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан России.

10. Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака . Статья Закона о гражданстве устанавливает, что заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

11. Сокращение безгражданства . На территории Российской Федерации проживает категория лиц, именуемых лицами без гражданства. Основываясь на гуманизме и общей направленности международно-правовых актов в этой области, в частности, Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г., ст. 7 Закона о гражданстве РФ устанавливает, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Кроме этих принципов в первой главе Закона о гражданстве нашли свое закрепление и другие положения, имеющие общеправовой характер и назначение. В частности, статья Закона вводит институт почетного гражданства . Согласно этой статьи лицам, не являющимся гражданами РФ, имеющим выдающиеся заслуги перед РФ или мировым сообществом, может быть с их согласия предоставлено почетное гражданство РФ.

Предыдущая

Гражданство является важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, призна­ваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

В настоящее время все отношения, связанные с граждан­ством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 г. На основе данного Закона Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. в редакции Указа от 27 де­кабря 1993 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Действует По­ложение об Управлении по вопросам гражданства Админи­страции Президента Российской Федерации.

Отношения, связанные с гражданством республик Россий­ской Федерации, регламентируются в их Конституциях и соот­ветствующих законодательных актах.

Действующая Конституция расширила число норм, регули­рующих гражданство Российской Федерации. Причем наибо­лее важные нормы в этой области отнесены к основам кон­ституционного строя (ст. 6).

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федера­ции». Оно определяется какустойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Устойчивый характер отношений гражданства за­ключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого по­рядка их прекращения, не допускающего расторжения граж­данином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания примата общечеловече­ских ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

Среди принципов гражданства надо выделить следующие.

1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства Россииэтот принцип является важнейшим и закрепляется в Конституции (ст. 6). Конституция не определяет понятие единого гражданства Российской Федерации. В законе о гражданстве оно раскры­вается следующим образом: граждане Российской Федера­ции, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики (ст. 2).

Значение этой нормы состоит не только в установлении единого российского гражданства, но и в определении усло­вий принадлежности граждан Российской Федерации к граж­данству республики. Тем самым восполняется пробел, кото­рый был в прошлом союзном законодательстве. Единое гражданство в федеративном государстве являет­ся необходимым условием его суверенного статуса, сохране­ния целостности.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Это выражается в за­креплении законом нормы о том, что «в Российской Федера­ции каждый человек имеет право на гражданство», в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осу­ществляемый к тому же на достаточно доступных для челове­ка основаниях. В соответствии с принципами международных документов о правах человека, призывающих государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Рос­сийская Федерация проводит в этом отношении активную по­литику. Ст. 7 Закона о гражданстве Российской Федерации называется «Сокращение числа лиц без гражданства». В ней закреплено, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. В ст. 17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на тер­ритории Российской Федерации от лиц без гражданства, яв­ляется гражданином Российской Федерации.

Свободный характер гражданства Российской Федерации выражается, во-вторых, в тем, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина Российской Федерации из­менить гражданство.

4. Конституция Российской Федерации и Закон закрепляют, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Все предшествующее - вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г. - закрепляло такую форму утраты гражданства.

Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не пред­усматривающее в качестве условия согласие гражданина.

Запрет на применение лишения гражданства в Конститу­ции Российской Федерации и в Законе о гражданстве Россий­ской Федерации вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связей по гражданству между чело­веком и государством, предполагающего недопустимость рас­торжения этих связей как той, так и другой стороной без вза­имного согласия.

5. Конституционным принципом гражданства является предоставляемая гражданину Российской Федерации воз­можность иметь гражданство иностранного госу­дарства (двойное гражданство) в соответствии с феде­ральным законом или международным договором Российской Федерации.

Это новая норма в законодательстве о гражданстве. Ранее такое право отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически. А такие основания появле­ния у гражданина Российской Федерации иностранного граж­данства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего таких лиц своими гражданами, ав­томатическое распространение гражданства мужа на его жену и т. д. Такого рода двойного гражданства российское законо­дательство не признает. В ст. 3 Закона Российской Федерации указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве Россий­ской Федерации, не признается принадлежность к граж­данству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Признание двойного гражданства, которое закреплено в Конституции, основывается на определенных условиях: тре­буется ходатайство лица; разрешение на это государства; наличие соответствующего договора Российской Федерации с тем государством, в гражданстве которого состоит или хочет его принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Фе­дерации. Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или осво­бождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

6. Российское законодательство исходит из принципасо­хранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пределами Российской Федерации. Такого рода норма вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвра­щаться. Эта свобода закреплена в ст. 27 Конституции Россий­ской Федерации. Отрицание такого права в прошлом явля­лось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство Российской Федерации основано на от­рицании автоматического его изменения при заключе­нии или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, а также при изменении граж­данства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без должного волеизъявления лица и соблюде­ния установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допус­кающим безусловного следования жены (мужа) гражданству мужа (жены).

В равной мере, брак, заключенный гражданином Россий­ской Федерации с иностранным гражданином, не предостав­ляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.

8. Принципы защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Рос­сийской Федерации закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе о гражданстве (ст. 5). В послед­нем закреплено, что государственные органы Российской Фе­дерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защи­щать их права.

9. Закон Российской Федерации о гражданстве впервые вводит такой принцип как почетное гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являю­щемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сооб­ществом, с его согласия. Почетное гражданство предостав­ляется Президентом.

Логично, что разбор основополагающих вопросов не будет полным без понимания самой сути явления, поэтому для начала разберем, что такое гражданство в РФ. Под ним принято понимать устойчивую юридическую связь между Россией как государством и физическими лицами как ее гражданами. Такая связь выражается в совокупности взаимных прав и обязательств, возложенных на каждого гражданина и государство. Они возникают с момента приобретения и прекращаются с момента его утраты.

Виды гражданства и их особенности в Российской Федерации закреплены законодательством: Россия признает как единственное, так и множественное и даже но при отсутствии соответствующего международного соглашения на нашей территории признается лишь российский паспорт.

Кроме того, законодатель оговаривает ограниченный перечень оснований для получения гражданства, включая в него , натурализацию, и ряд других причин.

Принципы приобретения гражданства

Не новость, что российское гражданство приобретается на основаниях, условиях и в порядке, установленном отечественным законодательством. Предпосылками для этих оснований стали правовые принципы, пришедшие в российское законодательство из древнеримского частного права.

Главный в данном случае принцип получения гражданства – так называемое «право земли» (Jus soli): гражданином, согласно пункту «а» статьи 11 Закона «О гражданстве Российской Федерации » № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года, является любой, кто родился на территории РФ, независимо от его расовых, этнических и иных признаков. Параллельно действует принцип Jus sanguinis, дословно переводимый с латинского как «право крови». Речь идет о праве на российский паспорт любого ребенка, рожденного россиянами или от одного из россиян, независимо от места их рождения.

Не менее важным является принцип натурализации: смысл термина в том, что паспорт выдается любому иностранцу или апатриду по его желанию и при выполнении установленных законом условий. Кроме того, российский законодатель позволяет восстанавливать российский паспорт или получать его в результате оптации, как было, например, в Крыму.

Главные принципы российского гражданства

Теперь же предлагаем разобраться, на каких принципах основано гражданство РФ, где они отражены и что из себя представляют.

Так, первое, что устанавливает законодатель, – это принципиальный запрет на дискриминацию в любых правилах, основах и началах, которые регулируют вопросы, связанные с выдачей российского паспорта. То есть законодатель исключает внесение в законодательство о гражданстве норм, дискриминирующих кого-либо: сущность и элементы гражданства не могут содержать положений, ограничивающих право физических лиц по расовым, религиозным, этническим, социальным и иным признакам. Учитывая это, можем выделить главные принципы, в число которых вошли:

  1. Право каждого на гражданство.
  2. Единство и неделимость статуса.
  3. Равенство в вопросах регулирования гражданства.
  4. Недопустимость лишения российского паспорта.
  5. Недопустимость экстрадиции россиян в другие государства.
  6. Недопустимость высылки россиян за пределы России.
  7. Принцип бипатризма.
  8. Принцип сохранения паспорта для выехавших на .
  9. Защита россиян заграницей.
  10. Сохранение паспорта в браке.
  11. Принцип сокращения безгражданства.

Выяснив, каковы основные принципы российского гражданства, предлагаем подробнее остановиться на нормативно-правовой базе, содержащей эти основные начала.

Принципы гражданства в российском законодательстве

Очевидно, что вопросы гражданской принадлежности к Российской Федерации находятся в компетенции самой РФ, ее законодательного органа и других государственных институтов, полномочных на принятие решений относительно гражданства. Законодательство относительно принципов российского гражданства достаточно обширно и включает в себя, как минимум, несколько нормативно-правовых актов. Безусловно, основой законодательства в данном случае является Конституция. В частности, согласно статье 6 Основного закона, российское гражданство является единым и равным, действует на всей территории РФ и позволяет его обладателю пользоваться всеми связанными с ним правами и свободами.

Кроме того, конституционные принципы определены в статьях 61 и 62, запрещающих экстрадицию и высылку россиян, а также разрешают проживать с российским паспортом за пределами России или даже с паспортом другой страны. Однако они носят лишь базовый характер, куда более детальная регламентация принципов гражданской принадлежности отражена в Законе «О гражданстве РФ». Основные принципы, в частности, закреплены в статье 4 данного нормативно-правового акта.

Однако и это далеко не все источники нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с гражданством. К их числу также стоит относить Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», некоторые другие федеральные законы, указы, издаваемые президентом, а также некоторые международные договоры (например, Конвенция ООН о сокращении безгражданства).

Определив, на основании какого акта действуют те или иные принципы российского гражданства, предлагаем остановиться на каждом из этих принципов подробнее. Далее мы рассмотрим их сущность, основы и причины, в результате которых они появились.

Иметь гражданство – право каждого

Первый и базовый принцип, вытекающий из пункта 1 статьи 4 Закона «О гражданстве РФ», запрещает дискриминацию в вопросах гражданской принадлежности. Сразу напомним о том, какой принцип определения гражданства действует в России: оно определяется по рождению, включая возможность получить паспорт в результате рождения на территории РФ или от родителей, где хотя бы один из них россиянин. Однако помимо приобретения его по рождению, российский индигенат (статус гражданина) также можно и приобрести, что и следует из данного принципа: каждый иностранец или апатрид может получить российский паспорт в установленном отечественным законодательством порядке.

Все, кто проживает на территории РФ, имеют право, но отнюдь не обязаны приобретать гражданскую принадлежность, что означает свободный характер гражданства РФ – никто не принуждается к его приобретению. Более того, право каждого на российский паспорт отнюдь не означает, что он предоставляется любому желающему.

Речь, в частности, идет о следующих положениях основного принципа:

  • недопустимость применения дискриминационных условий (на основе расы, религии, национальности и так далее);
  • право на обращение за гражданством повторно, если в нем уже было отказано;
  • добровольность приобретения двусторонней юридической связи с Россией;
  • обязанность государства нормативно закреплять возможность отказа в статусе, даже если он содержит момент усмотрения.

О принципе единства и нераздельности

Согласно статье 6 Конституции, гражданство России является единым и неразделимым. Единство и неделимость индигената выполняет важнейшую функцию: оно стоит на страже сохранения российской государственности и является одной из основ конституционного строя. Единство гражданской принадлежности заключается в принадлежности к конкретному народу, а не к отдельной нации или народности, исключая двойное гражданство внутри страны. Разберемся в этом подробнее.

Проявление единства

Чтоб понять, в чем проявляется единый характер российского гражданства, необходимо обратиться к статьям 1 и 5 Конституции России. Данные статьи определяют федеративное устройство России, в состав которой входят субъекты Федерации, среди которых 22 республики, 9 краев, 46 областей, 4 автономных округа, 3 города федерального значения и 1 автономная область. Действующим прежде законодательством они были наделены правом иметь собственное гражданство (например, согласно ст. 21 Конституции Татарстана, эта республика также имеет свое гражданство). Однако это было их право, а не обязанность, поэтому его и использовали далеко не все субъекты. Проведенный нами анализ региональных конституций показал, что собственное гражданство ввела лишь Республика Татарстан.

В контексте действующего ранее Закона «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 года № 1948-1 (отмененного нынешним законом), конституционный принцип единого гражданства предполагает, что даже при наличии регионального индигената, он действует лишь в рамках общенационального статуса (гражданин Татарстана является одновременно и гражданином России). Однако в несоответствие с данной трактовкой вступают конституции ряда других субъектов, например, Республики Алтай и Республики Бурятия, запрещающие региональное гражданство как таковое, что противоречит Конституции РФ.

В любом случае действующий ранее закон отменен, поэтому единство гражданства в трактовке современного российского законодательства основывается на мировой практике федерализма, исключающей возможность существования некоего «внутреннего индигената». Впрочем, действующее ныне законодательство не исключает республиканского паспорта, поэтому Конституция Республики Татарстан продолжает содержать норму о собственной гражданской принадлежности.

К слову, единое гражданство характерно для всех федеративных государств. При этом единый характер имеет и внутреннюю, и внешнюю стороны: напомним, что даже при наличии иностранного паспорта, лицо, имеющее российский паспорт, рассматривается исключительно как гражданин России.

О принципе равного гражданства

Согласно статье 6 Конституции РФ, российское гражданство является равным независимо от оснований, по которым оно было получено. Данная норма определяет равенство конституционно-правового статуса для всех россиян, независимо от его получения: в результате рождения, вследствие натурализации, в форме его восстановления после возврата на родину или в качестве поощрения, например, если оно было предоставлено в государственных интересах.

Принцип равного гражданства означает, что все россияне наделены равным объемом прав, свобод и, следовательно, обязательств, вытекающих из законодательства. Длительность состояния в юридической связи с Россией не может служить основанием для определения каких-либо преимуществ. Становясь гражданином РФ, с этого же момента человек приобретает весь комплекс прав и обязанностей, которым обладают все остальные граждане. Это, однако, не запрещает установление специальных требований для реализации конкретных гражданских прав (например, права на пенсионное обеспечение, права быть избранным и т.д.).

Недопустимость лишения гражданства и права на его изменение

Принцип недопустимости лишения гражданства установлен пунктом 4 статьи 4 Закона «О гражданстве РФ»: никто не может быть лишен российского индигената или права на изменение страны гражданской принадлежности. Данная норма является новеллой российского законодательства, введенной только в 2002 году: все прошлые нормативно-правовые акты, предусматривали возможность лишения. Например, подобный закон СССР от 1 декабря 1978 года № 8497-IX позволял делать это в исключительных случаях, когда действия лица «порочили высокое звание гражданина СССР», а по сути, власти вегетариански избавлялись от опасных для нее людей, таким образом были лишены гражданства поэт Иосиф Бродский, писатель Александр Солженицын, музыкант и дирижер Мстислав Ростропович и многие другие.

Исходя из этого принципа лицо, независимо от его действий, ни при каких обстоятельствах не может быть лишено российского паспорта.

Единственный вариант – отмена решения о приеме в гражданство вследствие выявления предоставления кандидатом ложных сведений, поддельных документов или вследствие осуждения за терроризм и экстремизм.

Тут речь идет не о лишении, а об аннулировании ранее принятого решения в силу того, что оно было принято без надлежащих на то оснований.

Кроме того, никто не может запретить россиянину получить паспорт другой страны, в том числе в результате отказа от российских документов, однако это возможно лишь в случае, когда гражданин погасил все обязательства перед страной и не привлекается к уголовной ответственности.

Невозможность экстрадиции россиян в другие страны

Запрет на выдачу граждан своей страны другим странам установлен статьей 61 Конституции РФ, а также статьей 4 Закона «О гражданстве». Согласно этим нормативным актам, ни один гражданин России не может быть экстрадирован в иностранное государство, даже если он совершил на его территории преступление или по каким-либо иным причинам. Государство руководствуется в первую очередь интересами своих граждан, следовательно, и граждане в первую очередь ответственны перед своим государством. В силу такого принципа, даже если гражданин РФ совершил преступление за пределами России, отвечать за его совершение он будет лишь на территории России и лишь по российскому законодательству.

Невозможность высылки

Согласно тем же статьям тех же указанных выше источников, никто не может быть выслан из России независимо от оснований, которыми руководствуются лица, осуществляющие высылку. Законодательство и ранее не разрешало такой высылки, однако в силу распространенной во времена СССР практики высылки оппозиционеров и последующего лишения их советского паспорта, данную норму решили прямо закрепить в законодательстве.

Подобные решения хоть и носили индивидуальный характер, тем не менее принимались. Чтоб исключить подобную практику применения высылки в качестве «дополнительного наказания», законодательством введен прямой запрет на такие действия. Гуманность данного принципа не вызывает сомнений: он означает, что никто не может быть лишен Родины, что бы ему ни вменяли.

Хотя многие все же могут быть высланы: узнайте более детально о .

Разрешение бипатризма

Принцип двойного гражданства, как и множественного, ранее не был предусмотрен советским законодательством, более того, законодатель вообще запрещал иметь иной паспорт, кроме советского. С принятием новой российской конституции ситуация кардинально изменилась: с 1993 года российские граждане, в соответствии со статьей 62, имеют полное право получать паспорта других стран. Каких-либо санкций или наказаний последовать за этим не может, однако некоторые ограничения в гражданских правах и дополнительные обязательства все же возникают: бипатриды, например, не могут работать на госслужбе, занимать высшие государственные должности, участвовать в выборах и т.д.

Но даже наличие иностранного паспорта не меняет сущности юридической связи, установленной между Россией и ее гражданином. Так, согласно статье 6 Закона «О гражданстве», приобретение иного паспорта не влечет за собой прекращения действия российских документов. Сам бипатрид признается государством во всех их отношениях исключительно как россиянин, но с момента получения такого паспорта бипатрид обязан сообщить об этом в российские государственные органы.

Сохранение паспорта при ПМЖ за границей

Все та же статья упоминаемого ранее закона гласит о том, что выезд и дальнейшее постоянное проживание россиянина на территории другого государства не лишает его правовой связи с Россией – российский паспорт сохраняется даже при выезде на ПМЖ. Что, впрочем, вполне логично: данное право продолжит действовать даже в случае натурализации в стране своего постоянного проживания.

Дипломатическая защита россиян

По Конституции РФ, в случае выезда для проживания за границу россиянину все равно гарантируется право на защиту и покровительство со стороны РФ. «Содействие в такой защите и покровительстве, а также содействие в полноценной реализации гражданских прав и свобод, – вторит ей Закон «О гражданстве», – обязаны оказывать сотрудники диппредставительств и консульств, находящихся в странах постоянного проживания россиян». Кроме того, они обязаны содействовать в восстановлении нарушенных гражданских прав россиян, находящихся за границей, независимо от цели и длительности их нахождения.

Сохранение паспорта в браке

Принцип сохранения паспорта в браке и при его расторжении закреплен статьей 8 Закона № 62-ФЗ, по которой ни факт заключения россиянином или апатридом, ни факт расторжения такого брака не может менять гражданства указанных лиц. Интересно, что расторжение брака не отражается и на статусе рожденных или усыновленных в браке детей: они также останутся россиянами. Аналогичное основание действует, если иностранный супруг меняет гражданство. На паспорт российского супруга эта ситуация абсолютно никак не влияет. Принцип, однако, не исключает возможности применения упрощенного порядка получения российского паспорта, если супруг россиянина – иностранный гражданин.

Сокращение безгражданства (привлечение апатридов)

Суть данного принципа: РФ поощряет приобретение гражданства апатридами, которые постоянно проживают в пределах страны (п. 6 ст. 4 Закона № 62-ФЗ). Данное правило действует во исполнение Конвенции ООН о сокращении безгражданства, принятой 30 августа 1961 года, участником которой является и Россия. К слову, этот документ является базой для множества иных правил, содержащихся в российском законодательстве о гражданстве. Речь идет о невозможности лишения паспорта, если лицо станет апатридом, о предоставлении российского индигената всем, кто рождается на территории РФ, в том числе от апатридов и т.д.

Выход из гражданства

Как уже было сказано, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Конституцией и Законом «О гражданстве». Однако если возникнуть автоматически оно может, то автоматическое прекращение гражданства невозможно. Согласно статье 18 закона, это возможно лишь в случае целенаправленного выхода из индигената или (выбора страны принадлежности вследствие изменения государственных границ). Статья 19 дополняет: выход возможен лишь в результате добровольной подачи заявления о таком выходе – принудить к выходу невозможно. Более того, такой выход возможен лишь в случае приобретения другого гражданства: стать апатридом, аннулируя российский паспорт, невозможно.

Прекращение носит разрешительный характер и должно быть одобрено. В статье 20 сформулированы основания, по которым в выходе из гражданства может быть отказано:

  • невыполнение обязательств перед Россией (военная служба, налоги);
  • привлечение к уголовной ответственности;
  • отсутствие второго паспорта или гарантий его получения.

Заключение СВЕРХНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. СЕРГЕЙ СУХОНОС. 2018 н.э. #РАССВЕТ

Отказ от "авантюры" по Карабаху: Армения меняет тактику

Выбор редакции
Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...

В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...

Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...

Иногда сны нас удивляют и даже шокируют. Например, к чему снятся роды – многим интересно, ведь такое бывает не каждый день! И одно дело,...
Самые ценные рецепты те, которые помогают варить консервацию очень быстро и в то же время получить вкусный продукт. Как раз с такого и...
Интересное сновидение, которое имеет довольно большое количество значений. Обычно рыжие волосы во сне олицетворяют стихию огня, буйный...
Частой закуской на праздничных и обыденных столах являются ароматные маринованные грибочки. Но что делать, если для сбора грибов нет...
Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...
Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...