Проект по пожарной безопасности «Огонёк» Старшая группа компенсирующей направленности. Проект по формированию правил пожарной безопасности дошкольников


Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Составитель: Воспитатель Перминова Е.М. 2017, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» городского округа Краснотурьинск.

Актуальность

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Первостепенными задачами ДОУ и семьи является охрана психофизиологического здоровья детей, их безопасность жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развития понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять.

Проект посвящен актуальной проблеме : формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий.

Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Участники проекта - воспитанники 6-7 лет, педагоги, родители.

Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Задачи проекта:

Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о правилах пожарной безопасности;
- формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы).
- Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
- формировать умение реально оценивать возможную опасность; воспитывать в детях уверенность в своих силах, чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях;
- развивать творческие способности дошкольников;
- показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
- вовлечь родителей в образовательную деятельность ДОУ.

Работа с родителями

В работе с родителями применяются как традиционные и нетрадиционные формы работы :

Консультация: «Правила пожарной безопасности в лесу;
. родительское собрание: «Профилактика пожарной безопасности»
. анкетирование родителей
. выпуск газеты: «Пожарная безопасность»
. родительская гостиная: «Играя, учим детей»

Формы и методы реализации проекта:

Образовательные области:

Социально - коммуникативное развитие :

  • Экскурсия в пожарную часть;
  • Экскурсия по детскому саду;
  • Составление творческих рассказов «Спичка - невеличка и большой пожар» ;
  • Беседы «Если вдруг случился пожар» , «Дым» и «Пожар» - по рассказам Б. Житкова, «Почему профессия пожарного - героическая профессия?».
  • Диалоги, рассказы о пожарной безопасности на тему «Что делать, если»;
  • Решение и обыгрывание проблемных ситуаций с детьми :
    • если в доме что-то загорелось;
    • если в квартире много дыма;
    • если звучит пожарная сирена;
  • Сюжетно-ролевые игры «Спасатели» , «Наш дом» , «Мы пожарные» .
  • Дидактические игры «Раньше и теперь» , «Горит - не горит» , «Пожароопасные предметы» , «Что для чего?» , «Что необходимо пожарному?, «Как действовать при пожаре».

Познавательное развитие :

  • НОД Тема: «Огонь друг или враг» , « Пожарные - смелые, храбрые, отважные, умелые» , «Огонь в жизни человека» .
  • НОД с элементами экспериментирования «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию» , «Водой масло не затушишь» .
  • Беседы «Важная профессия - пожарный» , «Откуда может прийти беда» .
  • Создание альбома «Пожарная безопасность» .
  • Презентация по правилам пожарной безопасности «Огонек всегда такой - и хороший, и плохой» .

Речевое развитие :

  • Составление рассказа по картинкам «Мальчик - спички - пожар - пожарная машина» ;
  • Составление рассказов по пословицам «Солома с огнем не дружит» , «Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин» ;
  • Беседы «Пожары случаются …» , «Огонь добрый, огонь злой» ; «Эта спичка невеличка» , «Электричество в вашем доме» .
  • Проведение литературной викторины «Твоя безопасность»
  • Чтение литературных произведений: С. Я Маршак «Пожар» , Л. Н. Толстой «Пожар» , «Пожарные собаки» ; Б. Житков «Пожар в море» , И. Тверабукин «Андрейкино дежурство» , Е. Хоринская «Спички-невелички» , Т. Фетисова «Куда спешат красные машины» , А. Шевченко «Как ловили угольки» .

Художественное-эстетическое развитие :

  • Лепка «Огнетушитель» ,
  • Рисование «Пожарная спецтехника всегда придет на помощь» , «Береги свой дом от пожара», «Нельзя разводить костры в лесу» .
  • Рисование по памяти «Что интересного мы увидели в музее пожарной безопасности».
  • Аппликация «Пожарная машина»
  • Конструирование «Пожарная часть»
  • Выставка детских рисунков «Пожар глазами детей»
  • Драматизация сказки «Кошкин дом» и стихотворения «Спичка-невеличка» .
  • Развлечение «Помнить все должны о том, что нельзя играть с огнем» .

Физическое развитие :

  • Утренняя гимнастика (комплекс) «Мы пожарными растем» .
  • Физкультурный досуг «Пожарная дружина»
  • Игры - эстафеты: «Кому что нужно», «Чья машина доедет быстрее», «Кошкин дом», «Спасение малыша».

Итоговое мероприятие: Интеллектуальный блиц-турнир «Юные пожарные» 24.11. 2017

Планируемый результат

  • Сформировать у детей элементарные знания о правилах пожарной безопасности.
  • Пополнить развивающую среду.
  • Формировать у родителей ответственное отношение к правилам пожарной безопасности.

Интеллектуальный блиц-турнир «Юные пожарные»

Заключительный этап проекта «В гостях у Дракоши-Огонёши»

Ведущий: Вот наконец-то настал тот день, который мы с вами очень ждали. Сегодня мы примем участие в интеллектуальной игре блиц-турнире «Юные пожарные», по результатам которой вы, ребята, должны получить настоящие удостоверения «юных пожарных».

Это очень знаменательный и волнующий день и я волнуюсь вместе с вами. Но я уверена, что вы отлично справитесь со всеми заданиями на этапах блиц-турнира, потому мы все очень серьезно готовились к нему: изучали правила пожарной безопасности, освоили приемы поведения в опасных и экстремальных ситуациях, узнали много нового и интересного о профессии пожарных, прочитали много художественной литературы о пожарных, проводили опыты, тренировки на выносливость и ловкость, выпустили стенгазету «С огнем не шути!» и много другое.

Думаю, что мы с вами готовы получать удостоверения «юных пожарных». Но вы знаете, удостоверение это настоящий документ и вручать его должен настоящий пожарный. Поэтому сегодня к нам в гости пришёл _______, который хочет проверить, заслуживаете вы эти удостоверения или нет. Ну что вы готовы? (ДА!)

Блиц- турнир - это соревнование, а раз это соревнование, то обязательно должно быть жюри. И я представляю председателя жюри, это_______________ Представление членов Жюри

Ведущий: Для проведения игры ребята поделились на две команды. Попрошу команды построиться, чтобы поприветствовать друг друга. (команды выходят). Ребята, чтобы у вас все получилось, улыбнитесь друг другу и пожмите другу руки. (Молодцы. Вы пожелали удачи соперникам, а теперь пожмите руку и улыбнитесь друг другу в команде). Ну вот, теперь можно начинать!

1 команда (хором) «Искорки» ваш девиз: «При пожаре как один набираем 01».

2 команда (хором) «Огоньки» ваш девиз: «Знает мальчик и девчушка: спички детям - не игрушка».

Ведущий: Ребята, занимайте свои места. Как вы уже догадались, я буду ведущей нашего блиц-турнира. А помогать мне будут наши друзья: - Это Инспектор Пожаркин.

Пожаркин: Здравствуйте, ребята!

Ведущий и старший инспектор Академии Юных Пожарных - Огнетушитель.

Огнетушитель: Здравствуйте, ребята! Мы очень рады, что вы решили стать юными пожарными, потому что мы знаем, что вы очень много знаете о правилах пожарной безопасности.

Ведущий: А теперь начнём наш первый конкурс «Литературная викторина».

Конкурс 1: Внимательно слушай, вникай.

Правильно ты на вопрос отвечай.

Из каких произведений эти строчки?

И первыми будут отвечать команда «Искорки»

А) Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами.
(К. Чуковский. «Путаница»)

Следующий отрывок для команды «Огоньки»

Б) Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
Поросенок- с решетом
И козел - с фонарем.
(С. Маршак «Кошкин дом»)

«Искорки»

В) Спички лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт-
Вот и маленький костер
(Г.Остер «Вредные советы»)

«Огоньки»

Г) «Что за дым над головою?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом
Сто зевак стоит кругом.
Ставит лестницы команда
От огня спасает дом»
(С. Михалков «Дядя Степа»)

«Искорки»

Д) Заклубился дым угарный
Гарью комната полна
На руках Кузьма - пожарный
Вынес Лену из окна.
(С. Маршак. «Пожар»)

«Огоньки»

Е) Третий этаж,
И четвертый,
И пятый…
Вот и последний,
Пожаром объятый.
Черного дыма
Висит пелена,
Рвется наружу
Огонь из окна.
(С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»).

Ведущий: А теперь, слово жюри.

Жюри: Ребята, за каждый правильный ответ каждая команда получала жетон. Команда «Искорки» набрала 3 жетона, а команда «Огоньки» … тоже 3 жетона.

Ведущий: А теперь следующий этап блиц-турнира под названием «Не играй с огнем».

Пожаркин: можно этот конкурс проведу я?

Ведущий: Я не против.

Пожаркин: Нужно собрать картинку из пазлов и объяснить правило пожарной безопасности, которое будет на вашей картинке.

(А) Нельзя играть спичками! Б) Не играй с электричеством)

Ведущий: А теперь вновь мы даем слово нашему жюри.

Жюри: (оценивает)

Ведущий: А теперь - третий этап конкурса - конкурс загадок. Каждой команде по очереди будет загадываться загадка, за правильный ответ жюри дает команде жетон.

И в этот раз начнёт команда «Огоньки»…… Внимание на экран, потому что загадки приготовил для вас и собрал в сундучок Старший инспектор Огнетушитель.

Огнетушитель: Вот волшебный сундучок

В нём находятся отгадки,

Отгадайте-ка загадки.«Огоньки»

1. Шипит и злится,
А воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (огонь)

«Искорки» 2. Висит - молчит, а перевернешь - шипит, и пена летит. (огнетушитель)

«Огоньки» 3 Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы.
(пожарная машина)

«Искорки» 4.Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома,
Всем пожарным так знакома.
(лестница на пожарной машине)

«Огоньки» 5. Заклубился дым угарный, гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя?
(противогаз)

« Искорки» 6. Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его...
(водой)

«Огоньки» 7.Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими …
(спичками)

«Искорки» 8.Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать!
(пожарные)

Днем ли, ночью, утром рано
Если что - то загорится,
То пожарная охрана
На подмогу быстро мчится
Крепко помните друзья,
Что с огнем шутить
НЕЛЬЗЯ!

Ведущий: Слово жюри.

Ведущий: Мы достойно прошли три этапа блиц-турнира, поэтому я предлагаю провести физкульт-паузу

Игра «Не ошибись»

Ведущий: Я буду называть вам разные предметы. Если я называю предмет, которым можно тушить пожар, вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши, а если называется предмет, которым нельзя тушить пожар, то вы топаете ногами.

(вода, пироги, земля, пена, бумага, огнетушитель, спички,компьютер, песок, блины, рваные галоши, пироги, вода, птички, компот,бабочка, песок, грибы).

Ведущий: Ну вот, наша разминка закончилась и мы продолжаем наш блиц-турнир.

Конкурсное задание «Составь номер».

Пожаркин: Ребята, у вас на ковре перед командами лежат карточки с цифрами; из них нужно правильно и быстро составить номер телефона пожарной охраны. (дети выполняют)

Пожаркин: Знает каждый гражданин
Этот номер - 01,
Если к вам придет беда -
Позвони скорей туда.
А если нет телефона -
Позови людей с балкона.

Ведущий: Слово жюри. Жюри оценивают. Наш блиц-турнир подходит к концу.

Последний этап - интеллектуальная викторина и проведет ее с вами наш друг Огнетушитель.

Огнетушитель: Я буду задавать вопросы каждой команде, а вы четко и коротко отвечайте.

Ведущий: И первый вопрос к команде «Искорки»

1. Почему при пожаре набирают номер «01»?

Ответ: «01» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь

Ведущий: Следующий вопрос для команды «Огоньки»

2 Вспомните ребята, какого цвета пожарная машина и почему она такого цвета?

Ответ: Красная, чтобы из далека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет - цвет огня.

3. Какую одежду надевают пожарные, выезжая на пожар?

Ответ: Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от удара защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

4. Чем опасен пожар, кроме огня?

Ответ: страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.

5. Ребята, представьте, что вам на Новый год подарили пиротехнические изделия: замечательные фейерверки, бенгальские огни, хлопушки. Где их зажигать? Кто может зажигать?

Ответ: Бенгальские огни можно зажигать только со взрослыми и подальше от елки, а еще лучше вне дома.

6. Что надо делать, если в квартире много дыма? Ответ: Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.

7. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? Ответ: необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя, и что горит.

8. Люди какой профессии борются с пожарами?

9. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками? Ответ: Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара

10. Какую пользу приносит огонь?

Ответ:Сегодня без огня не обойтись: он согревает и кормит нас.

Ведущий: Наша игра подошла к концу. И сейчас жюри подведет итоги этого конкурса.

Жюри: Вы доказали, что много знаете о правилах пожарной безопасности и в опасной ситуации вы не растеряетесь. Давайте подсчитаем количество жетонов за этот конкурс.

Ведущий: Очень хочется узнать, какая же команда победила. И пока жюри подводит итоговый подсчет жетонов, ребята прочтут нам стихи.

1-й РЕБЕНОК: Вы запомните, ребята, то, что скажем вам сейчас.
Не берите в руки спички, очень-очень просим вас.
Да, огонь бывает добрым, помогает тут и там,
Ужин сделает горячим и тепло подарит нам.

2-й РЕБЕНОК: Но в детских руках непослушен огонь,
И ты потому крошки-спички не тронь,
Моргнуть не успеешь, как вспыхнет пожар,
С огнем не шути, не то будет кошмар!

3-й РЕБЕНОК: Фен, компьютер, газ на кухне,
Телевизор и утюг,
Пусть включает только взрослый -
Наш надежный старший друг!

Ведущий: С нетерпением ждем результатов от членов жюри.

Слово предоставляется председателю жюри……………

Пожарный: Ребята, мне очень понравилось, что все вы знаете правила противопожарной безопасности. (объявление результатов) Сегодня вы, ребята, выдержали экзамен по пожарному мастерству. Я с чувством гордости посвящаю вас в юные пожарные. Растите сильными, смелыми и здоровыми! (вручает удостоверения)

Огнетушитель и Пожаркин:

А мы на прощанье хотим вам дать один совет:
Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен.
Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём!

Презентация к проекту

Елена Мозговая

Актуальность проекта.

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Цель проекта:

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта:

Формировать умение реально оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила пожарной безопасности, прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;

Показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе реализации проекта, вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.

Прогнозируемые результаты:

Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного, и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения;

Создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ;

Координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Первый этап проекта «Подготовительный»

Изучение методической литературы по проблеме пожарной безопасности

Второй этап проекта «Этап активной деятельности»

Подборка рассказов, стихов и загадок о пожаре.

1. С. Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое";

2. Т. Юрмин "Кто плохой? ";

3. В. Ровицкий "Друзья в твоём доме";

4. И. Демьянов "Коробок – чёрный бок";

5. К. Паустовский "Барсучий нос";

6. Е. Хоринская "Спичка-невеличка";

7. С. Михалков "Дядя Стёпа";

8. Л. Толстой "Пожарные собаки".

9. Т. Фетисов "Куда спешат красные машины".

10. А. Шевченко "Как ловили уголька"

11. Драматизация сказки: «Кошкин дом»

Уходя тушите свет!

Знай, любые провода

Повреждённые – беда!

Ведь они опасны слишком

Замыкание как вспышка!

Дать друзьям такой совет

Просто каждый может:

Уходя тушите свет

И приборы тоже.

Мы – пожарные

На машине ярко-красной

Мчимся мы вперёд.

Труд тяжёлый и опасный

Нас, пожарных, ждёт.

Не берите в руки спички!

Чтобы лес, звериный дом,

Не пылал нигде огнём,

Чтоб не плакали букашки,

Не теряли гнёзда пташки,

А лишь пели песни птички,

Не берите в руки спички!

А вот смотри- пожарный щит,

Что при пожаре защитит!

На нём багор, топор, лопата,

Огнетушитель и ведро,

Есть даже свой железный лом,

И ящик красненький с песком!

Работа с родителями.

Информация в родительском уголке «Из истории пожарной службы».

Памятка для родителей «О мерах пожарной безопасности». Оказание помощи в создании развивающей среды (иллюстрации, предметы быта, средства пожаротушения, дидактические и сюжетные игры) .

Газета для родителей «Огонь – опасная игра».

Участие в создании игры «Служба спасения».

Папка – передвижка «Советы доктора Градусника»

«О необходимости обучения детей правильному поведению во время пожара». «Чтобы не было беды». «Ребёнок один дома»

Третий этап «Презентация»

1. Презентация проекта по противопожарной безопасности «Неделя пожарной безопасности»

2. Объявление детско-родительского конкурса поделок «Неопалимая Купина»

3. Анкета для родителей по теме.

4. Проведение эстафеты «Пожарные - люди отважные»

5. Учебная тревога - игра «Эвакуация»

6. НОД по познавательному развитию по пожарной безопасности

для детей старшей группы «Огонь да вода»

Понедельник

«Спички детям не игрушка».

Беседа с воспитанниками по теме «Спички не тронь – в спичках огонь!»;

Викторина по теме: «Юный пожарный»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о пожарах и о тех, кто с ними борется. Как называются такие люди? Правильно пожарные.

Огонь – наш друг и враг. Без огня мы не смогли бы жить, но если не соблюдать правила пожарной безопасности, то огонь становится очень опасен и может натворить много бед.

А сейчас послушайте пословицы и поговорки и объясните их.

1. Спички не тронь – в спичках огонь!

2. Человек без огня не живёт ни дня.

3. Огонь – друг и враг человека.

Я знаю, что вы любите отгадывать загадки и решила их вам загадать.

1. Что за лестница такая

Из машины вырастает,

Поднимаясь выше дома,

Всем пожарным так знакома.

(лестница на пожарной машине)

2. Я мчусь с сиреной на пожар

Везу я воду с пеной.

Потушим вмиг огонь и жар

Мы быстры, словно стрелы.

(пожарная машина)

3. Что за тесный, тесный дом?

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестричек

Может вспыхнуть, как костёр.

(спички)

4. Выпал на пол уголёк

Деревянный пол зажёг.

Не смотри, не жди, не стой,

А скорей залей (водой)

5. Крепко помните, друзья,

Что с огнём шутить (нельзя)

А сейчас мы проведём викторину «Юный пожарный».

Вы будете отвечать на вопросы и за каждый правильный ответ получите фишку. Если ответ будет неверный, то можете фишку потерять.

Тот, кто больше всех, наберёт фишек, станет Юным пожарным и ему будет вручена медаль.

А теперь начинаем!

1. Представители какой профессии борются с огнём?

2. Какой номер телефона предназначен для вызова пожарной команды? Почему?

3. Почему пожарная машина красная?

4. Какая форма одежды у пожарных?

5. В каких литературных произведениях упоминается о пожаре?

6. Чем опасны пожары?

7. Опасен ли пожар ещё чем-нибудь кроме огня? (2 балла)

8. Чем можно потушить начинающийся пожар?

9. Что может стать причиной пожара?

10. Как надо вызывать пожарных? (2балла)

11. Чем пользуются пожарные, чтобы потушить пожар?

Выбирается ребёнок, набравший наибольшее количество фишек, ему вручается медаль «Юный пожарный», всем детям вручаются поощрительные призы.

Пожарный

Если вдруг беда случится

Где-то что-то загорится,

Там пожарный нужен срочно,

Он погасит – это точно!

Подвижная игра «Земля, вода, огонь воздух»

Закрепить знания об окружающем мире.

Совершенствовать навыки ловли мяча.

Ход игры:

Участники становятся в круг, в середине - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий называет слово «земля», тот, кто поймал мяч, должен в ответ быстро назвать какое – либо домашнее или дикое животное; на слово «вода!» - играющий называет какую-нибудь рыбу; на слово «воздух!» - птицу.

При слове «огонь!» все должны несколько раз повернуться кругом, взмахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ребенок, сделавший ошибку, делает шаг назад и продолжает участвовать в игре.


Дидактическая игра «Лабиринты»;


Сюжетно-ролевая игра «Отважные пожарные»;

Чтения и обсуждения литературных произведений:

- С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Вторник

«Огонь наш друг и враг»


НОД «Огонь да вода».

Цели: с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня; развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность; развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.

Оборудование : грамзапись, картинки с изображением чрезвычайных ситуаций, свечки, средства пожаротушения (стакан с водой, пустой стакан, баночки с песком.)

Ход занятия:

Воспитатель: отгадайте, пожалуйста, загадки.

Дремлют в домике девчонки

Красные шапчонки (спички)

Шипит и злится, воды боится,

С языком, а не лает

Без зубов, а кусает (огонь)

Что бывает, если птички

Зажигают дома спички? (пожар)

Воспитатель: Я сейчас прочитаю вам сказку, которая называется «Хитрый Огонь и Вода».

Хитрый Огонь и Вода

Жил да был Огонь - неприрученный, как дикий леопард. А еще жила смирная, но сильная Вода. И были они в постоянной войне и соперничестве. Только Огонь задумает какую-нибудь проделку - сжечь лес, посевы или жилище людей, как только начнет разгораться в полную мощь, льется Вода и тушит его. Огонь, конечно, сердится, но ничего сделать не может: уходит прочь и задумывает новые проказы.

И вот однажды ясным утром Огонь задумал вот что: он решил поселиться у людей в очаге, чтобы потом спалить их жилище. Сначала люди были рады, что у них в доме живет Огонь - ведь они еще не знали, что он хитер и коварен, поэтому не закрывали его заслонкой. И решил Огонь осуществить свой план в одном доме, где готовили обед мать с дочерью. Вырвался Огонь из своей тесной тюрьмы на деревянный пол и думает: «Сейчас я спалю дом, и никто мне не помешает». Но девочка отпрыгнула в сторону, где стояла полная кадка с Водой, Вода расплескалась и затушила пламя.

Ярости Огня не было границ: Вода опять его опередила! И ночью он решил сбежать, но не успел - люди прикрыли свой очаг заслонкой.

Прошло время, и люди решили использовать Огонь не только для тепла, но и для освещения - на праздниках, которые проходили ночью. Вот как-то люди развели Огонь и начали вокруг него танцевать. А когда устали и легли отдохнуть, не заметили, как он пробрался к лесу. Лес заполыхал так, что ночью стало светло, как днем, и все люди сразу проснулись. Они знали, что пожар нужно тушить Водой, но рядом не было, ни реки, ни озера. И Огонь был рад - радехонек, что наконец-то вырвался на свободу. А люди лишь стояли и молились, чтобы пошел дождь. И он хлынул - даже не дождь, а ливень, который затушил пламя.

После этого случая люди стали гораздо осторожнее и предусмотрительнее и на все случаи жизни запасали Воду. А Огонь немного присмирел, но так и остается диким, хитрым и коварным, как леопард.

Когда огонь без контроля – доброе действие огня превращается во зло. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаются с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот мы сейчас и проведем несколько экспериментов с огнем.

Экспериментальная лаборатория.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем проводить опыты с огнем. Воспитатель знакомит детей с огнем, его свойствами.

Воспитатель: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались во зло. Пожары происходят, и по сей день. И очень часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаются с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.

Эксперимент первый:

Воспитатель зажигает свечи.

Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.) Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Эксперимент второй:

Воспитатель: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Песка, земли, воды, снега.) А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня.

Вы узнаете их? (Да) Проведем опыт: горящую свечу посыпаем песком.

Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится песка).

Эксперимент третий:

Аналогичные опыты проводятся с другими материалом: водой.

Эксперимент четвёртый:

Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Воспитатель: На этом наша работа в лаборатории окончена.

Все мы силы приложили

И пожар мы потушили

Было трудно, тяжело

Но умение и ловкость

Нас от бедствия спасло.

Физкультминутка.

“Пламя костра”

под музыку «звуки костра» на коврике.

Огонь только родился, он ещё слабый и неуверенный. (дети садятся на корточки, голову на колени, руки вдоль туловища.)

Огонь набирает силу, растёт. (Медленно поднимаемся, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой.)

Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец. (Произвольные движения руками.)

Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле.

Но тут с неба полил сильный дождь, и язычки стали плясать, то на одной ноге, то на другой, всё ниже и ниже приседая к земле. (Прыжки поочерёдно на одной ножке.)

И огонь превратился в пепел и разлёгся по земле. (Дети ложатся на коврик.)

Воспитатель: Понравилось вам быть огоньками?

Воспитатель: Но бывает и так, что детей подстерегают опасности, и они могут случиться с каждым ребенком. Как их избежать:

Игра «Доскажи словечко»

Упал на пол уголек,

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его. (водой).

Раскалился если вдруг

Электрический утюг

Что должны вы делать, детки?

Вынуть вилку из. (розетки).

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что должны вы предпринять?

Сразу спички. (отобрать).

Если вдруг пожар возник,

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить,

О пожаре. (сообщить).

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен.

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с. (огнем).

Если хочешь ты гулять,

Вскачь не надо убегать,

Закрывая в доме дверь,

Все ли выключил. (проверь).

Воспитатель: Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли, но когда люди забывают об осторожности в обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Чтобы сделать жизнь безопасной во все времена люди передавали советы своим детям.

Пословицы.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Кто огня не бережется, то скоро обожжется.

Спички не игрушка – огонь не забава.

Берегись бед, пока их нет.

От малой искры, да большой пожар.

Воспитатель: Люди, какой профессии тушат огонь. Ответы детей.

Воспитатель: Людей, которые тушат пожар, называют пожарными. Дети, какими качествами должен обладать пожарный? (Смелыми, храбрыми, сильными, находчивыми, сообразительными).

Воспитатель: Каких людей не возьмут в пожарные? (Ленивых, трусливых, слабых).

Воспитатель: Что необходимо делать, чтобы стать пожарным (Заниматься спортом, быть добрым, много знать приемов по спасению людей).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Еще раз послушайте правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:

не играй со спичками

выключай электроприборы

не зажигай газ

Итог занятия: Подведем итог нашему занятию. О чем мы сегодня с вами


Беседа инспектора пожарной части с детьми.


Показ кукольного театра «Кошкин дом».


Дидактическая игра «Азбука безопасности».

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Пожар».

Цель: - закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о

том, как пожарные тушат огонь;

Рассказать о пожарах, которые возникают от шалости детей

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям, в каких случаях на помощь вызывают пожарных.

Раньше, когда не было телефона, пожарные день и ночь дежурили на вышке, с которой просматривалась вся местность. Как только заметили огонь или дым, бойцы спешили туда.

Теперь о пожаре сообщают по телефону. Помните ли вы номер, по которому вызывают пожарную команду? Это - номер 01. Теперь послушайте стихотворение С. Я. Маршака «Пожар». В нем поэт рассказывает про службу пожарных и о том, как горел дом.

После чтения следует задавать детям вопросы.

От чего начался пожар в доме, где жила Лена? (Пожар начался потому, что она не послушалась матери и открыла дверцу печи. Тлеющий уголь выпал на пол, который загорелся.)

Кто спас Лену? (Лену спас пожарный Кузьма. Он много лет тушил пожары, спас немало взрослых и детей.)

На пожаре Кузьме надо было подняться по стене, пробраться сквозь пламя. Ничего не боялся Кузьма - ни высоты, ни огня. Что можно сказать об этом человеке? (Это - смелый человек.)

Как видите, неосторожность Лены привела к беде. Кузьма и его товарищи, рискуя жизнью, спасли девочку. После этого Лена с матерью остались без жилья. Так что детям надо быть осторожными с огнем.

Анна Лобанцева
Проект по пожарной безопасности для детей подготовительной к школе группе «Чтобы не было беды»

Актуальность

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара .

Первостепенными задачами ДОУ и семьи является охрана психофизиологического здоровья детей , их безопасность жизнедеятельности , формирование потребности в здоровом образе жизни, развития понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять.

Проект посвящен актуальной проблеме : формированию у детей пожарной безопасности .

Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий.

Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами , в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности . Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии .

В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности . Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности .

Цель проекта : формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности .

Задачи проекта :

Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о правилах пожарной безопасности ;

Способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар ;

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения;

Воспитывать в детях уверенность в своих силах, чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях;

Формировать умение реально оценивать возможную опасность;

развивать творческие способности дошкольников ;

Показать родителям знания и умения детей , приобретенные в ходе реализации проекта .

Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.

Участники проекта

Дети 6-7 лет (подготовительная группа )

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей .

Сроки реализации проекта

Долгосрочный.

Работа с детьми.

В своей работе я применяю разнообразные методы и формы по ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности . В ходе НОД использую наглядный дидактический материал, позволяющий воспитаннику выбрать наиболее значимые для него вид и форму изучаемого содержания материала. Поощряю стремление ребенка находить свой способ решения проблемы, анализировать ситуации, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Так же использую исследовательскую деятельность (опыты, эксперименты, практические упражнения, игры – тренинги. Большой интерес вызывают развлечения, досуги, в ходе которых у детей формируются личностные качества, дисциплинированность, внимание.

Работа с родителями

В работе с родителями применяются как традиционные и нетрадиционные формы работы :

консультация : «Правила пожарной безопасности в лесу ;

родительское собрание : «Профилактика пожарной безопасности »

выпуск газеты : «Пожарная безопасность »

родительская гостиная : «Играя, учим детей »

Семейный праздник «Сохраним наш дом от огня» .

Формы и методы реализации проекта :

Образовательные области :

Социально – коммуникативное развитие :

Экскурсия в пожарную часть .

Составление творческих рассказов «Спичка – невеличка и большой пожар » .

Беседы «Если вдруг случился пожар » , «Дым» и «Пожар » – по рассказам Б. Житкова.

Диалоги, рассказы о пожарной безопасности на тему «Что делать, если?.»

Решение и обыгрывание проблемных ситуаций с детьми :

Если в доме что-то загорелось,

Если в квартире много дыма,

Если звучит пожарная сирена .

Сюжетно – ролевые игры «Спасатели» , «Наш дом» , «Мы пожарные » .

Дидактические игры «Раньше и теперь» , «Горит – не горит» , «Пожароопасные предметы » , «Что для чего?» , «Что необходимо пожарному

Познавательное развитие :

НОД Тема : «Огонь друг или враг» , «Пожарные – смелые , храбрые, отважные, умелые» , «Огонь в жизни человека» .

НОД с элементами экспериментирования «Знакомьтесь огонь» , «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию» , «Водой масло не затушишь» .

Беседы «Важная профессия – пожарный » , «Откуда может прийти беда» .

Создание альбома «Пожарная безопасность » .

КВН «Чтобы не было беды » .

Презентация по правилам пожарной безопасности «Огонек всегда такой – и хороший, и плохой» .

Речевое развитие :

Составление рассказа по картинкам «Мальчик – спички – пожар - пожарная машина » ;

Составление рассказов по пословицам «Солома с огнем не дружит» , «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин» ;

Беседы «Пожары случаются … » , «Огонь добрый, огонь злой» ; «Эта спичка невеличка» , «Электричество в вашем доме» .

Проведение литературной викторины «Твоя безопасность »

Чтение литературных произведений :

С. Я Маршак «Пожар » , Л. Н. Толстой «Пожар » , «Пожарные собаки » ; Б. Житков «Пожар в море » , И. Тверабукин «Андрейкино дежурство» , Е. Хоринская «Спички-невелички» , Т. Фетисова «Куда спешат красные машины» , А. Шевченко «Как ловили угольки» .

Художественное – эстетическое развитие :

Лепка «Огнетушитель» ,

Рисование «Пожарная спецтехника всегда придет на помощь» , Береги свой дом от пожара ». «Нельзя разводить костры в лесу» .

Рисование по памяти «Что интересного мы увидели в музее пожарной безопасности ».

Аппликация «Пожарная машина »

Конструирование «Гараж для пожарных машин »

Выставка детских рисунков «Труд пожарных »

Драматизация сказки «Кошкин дом» и стихотворения «Спичка-невеличка» .

Развлечение «Помнить все должны о том, что нельзя играть с огнем» .

Физическое развитие :

Утренняя гимнастика (комплекс) «Мы пожарными растем » .

Физкультурный досуг «Пожарная дружина »

Игры – эстафеты :

«Кому что нужно»

«Чья машина доедет быстрее»

«Кошкин дом»

«Спасение малыша»

Проектная деятельность в старше-подготовительной группе.

Автор: Колосова Ольга Николаевна, воспитатель.
Место работы: МДОУ - детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратова

Планирование проектной деятельности по пожарной безопасности в старше-подготовительной группе.

Проект «Не шути с огнем!» был начат 6 ноября 2012года и завершен 6 декабря 2012года.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный (4 недели)
Предметно-содержательная область:
повышение компетентности дошкольников по основам противопожарной безопасности.
Участники: дети старше-подготовительной офтальмологической группы «Семицветик», педагогический состав группы, родители воспитанников.
Проблема:
Несформированность у детей четкого понимания скрытой опасности огня, игр со спичками, взрывоопасными и легко воспламеняющимися предметами.
Актуальность проекта:
Увеличение за последние годы количества стихийных бедствий, в том числе пожаров;
60% процентов пожаров, по статистике, происходят по вине детей дошкольного возраста;
отсутствие у детей защитной реакции в экстремальных ситуаций, несформированность элементарных навыков самосохранения
Цель проекта:
Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях, связанных с огнем.
Задачи проекта:
1.Развивающие

Развивать:
* умение реально оценивать возможную опасность;
* познавательную активность;
* навыки самостоятельной работы
* навыки коммуникативного общения;
* творческие способности детей.
*Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности
Обучающие
Обучать:

*навыкам безопасного поведения в быту;
* правилам ведения диалога при вызове пожарной службы;
*уважение к труду пожарных.
Предполагаемые результаты проекта.
* Изменение отношения детей к своей безопасности и здоровью;
*овладение навыками правильных действий в случае пожара и грамотного ведения диалога с диспетчером службы «01»;
*повышение заинтересованности родителей данной проблемой.
План работы по проекту
1.этап-подготовительн ый.
*На родительском собрании, состоявшемся 2 октября 2012года,прозвучало сообщение о предстоящей разработке проекта. Была предложена, как вариант для рассмотрения, тема противопожарной безопасности, которую все единогласно одобрили.
*Следующим шагом стало диагностическое исследование знаний детей в области пожарной безопасности(в форме интервью).Опрос проводился в форме индивидуальной работы в первой и второй половине дня.
*Параллельно шло изучение анкет, предложенных для заполнения родителям воспитанников.
*Полученные данные опроса и анкетирования подтвердили существование в группе обсуждаемой проблемы. Цели и задачи проекта были поставлены с учетом результатов диагностики.

Результаты изучения уровня знаний детей по противопожарной безопасности:
было опрошено 9 детей
высокий уровень - не выявлено
средний - у трех ребят.
Низкий - у шести воспитанников.

2 этап-разработка проекта.
*Составление плана деятельности по достижению цели:
к кому обратился за помощью, определение источников информации, подбор материала и оборудования для работы.
Решено было осуществлять проектную деятельность в трех направлениях, задействовав ребят, родителей и педагогов.
На этом этапе подбирался материал для занятий: плакаты на противопожарную тему, раздаточный материал, игры, стихи, загадки, произведения художественной литературы.



Предполагалось обращение за помощью к Клюсовой Г.И, (инженеру по технике безопасности)в проведении экскурсии по детскому саду с целью знакомства с противопожарной системой оповещения и средствами тушения пожара.


*Определение продукта проекта
Продуктом проекта должно было стать развлекательное мероприятие и буклет для родителей.


Отобранный материал для организации занятий, индивидуальной работы, дидактических игр:
1.Учебные плакаты на противопожарную тему.
2.Раздаточный материал и карточки для индивидуальной работы.
3.Настольная игра «Знаю все профессии».
4.Т.А.Шорыгина. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8лет» (конспекты занятии).
5.Т.Н.Гарнышева. «ОБЖ для дошкольников» (конспекты занятий).
6.Е.Ю.Иванова. «100игр, сценариев, праздников».
7.С.Маршак «Кошкин дом».
8.С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
9.С.Маршак. «Пожар».
10.А.Гимадеева. «Не надо играть с огнем».
11.Л.билалов. «Пожарные».
12.Т.Фетисова. «Куда спешат красные машины»?

3 этап- непосредственно образовательная деятельность, или Реализация проекта та.
*проведение цикла занятий информационного содержания.
*работа с плакатами и раздаточным материалом;
*знакомство с произведениями детской литературы, в которых затрагивается тема огня;
* драматизация отрывков из текстов;
* экскурсия по детскому саду с целью знакомства с противопожарной системой оповещения и средствами тушения огня;
*работа с родителями в форме консультаций;
*совместная деятельность с родителями: подготовка рисунков.

№ Проводимые мероприятия (Дата проведения, Время проведения(режимные моменты).
1. Занятие «Огонь добрый и огонь злой».(воспитатели) 7 ноября 2012г. Групповое занятие.
2. Занятие «Спички-не игрушка, огонь не забава».(воспитатели) 8 ноября Групповое занятие.
3. Занятие с элементами дидактической игры «Что нужно делать при пожаре?» (воспитатели) 12ноября Вторая половина дня
4. Цикл занятий на тему «Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование».(воспитатели) 19-26нобяря Групповое занятие.
Индивидуальная работа во второй половине дня и во время утренних бесед.
5. Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Пожар» и беседа по его содержанию.(воспитатели) 15 ноября Групповое занятие
6. Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое.(воспитатели) 22 ноября Групповое занятие
7. Чтение стихотворения С.Маршака «Пожар» (воспитатели) 16 ноября Вторая половина дня
8. Экскурсия по ознакомлению уголком пожарной безопасности в детском саду (Клюсовой Г.И.) 26 ноября Первая половина дня
9. Просмотр DVD мультфильма «Кошкин дом» с последующим обсуждением содержания.(воспитатели) 23 ноября Вторая половина дня
10. Цикл занятий в творческой мастерской на тему «При пожаре звони 01!»(педагог –дополнительного воспитания Литвинова И.Н.) 20-27ноября Групповое занятие по расписанию



11. Цикл занятий на тему «Правила противопожарной безопасности при обращении с бытовыми электроприборами» (Педагог- деффектолог Филиппова Е.В.) 29ноября-4декабря Подгрупповые занятия по расписанию



12. Знакомство с противопожарными знаками (Филиппова Е.В) 28ноября
Групповое занятие по расписанию
13. Консультация родителей по материалу проекта.(воспитатели) В течение всего месяца При утренних встречах и вечером.
14. Драматизация отрывка из стихотворения С.Маршака «Кошкин дом» 30ноября -5 декабря. Втора половина дня.
Приложение

«Азбука пожарной безопасности» Проект с детьми старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности

Программное содержание проекта.
- Систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности; учить осторожному обращению с огнём; воспитывать уважение к профессии пожарный, их нелёгкому труду.
- Продолжать развивать умение вступать в общение с педагогом, со сверстниками своей группы, проявлять способность разговаривать доброжелательным тоном, слышать и слушать сверстников, взрослого. Совершенствовать навыки сотрудничества. Способствовать накоплению социального опыта. Побуждать детей логично и связно высказывать суждение, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Цель проекта: Формировать у старших дошкольников элементарные представления о пожарной безопасности на природе и дома.
Основные задачи проекта:
1. Расширять знания детей о правилах поведения во время пожара.
2. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к окружающему миру и своему здоровью.
3. Создание условий для изучения и соблюдения правил безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
4. Развитие навыков коммуникативного общения.
5. Развитие познавательной и активной речи через наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
6. Развивать творческие способности (рисование, аппликация, лепка).
Коррекционно-развивающие задачи:
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о пожарной безопасности. Помогать детям употреблять слова в точном соотнесении со смыслом.
З.К.Р. отрабатывать интонационную выразительность речи. Продолжать развивать правильное диафрагмальное дыхание.
Грамматический строй речи. Продолжить формировать умение составлять простые и сложные предложения. Помогать детям правильно употреблять существительные в роде.
Связная речь. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Основные этапы проекта:
1. Выбор и постановка проблемы.
2. Поиск возможных вариантов решения проблемы.
3. Сбор материалов (книги, иллюстрации, фото, рисунки, стихи)
4. Работа с родителями.
5. Выставка детского творчества.
6. Инсценировки, игры.

«Азбука безопасности»
- Учебные занятия
- Беседы
- Инсценировка сказки «Лесной пожар»
Художественное творчество:
- рисование;
- аппликация;
- лепка;
- выставка детского творчества.
Работа с родителями:
- ширма-передвижка
- конкурс рисунков «Чтобы не случилось беды»
Игра:
- дидактическая;
- подвижная;
- сюжетно-ролевая;
- пальчиковая.
Художественное слово:
- стихи;
- загадки;
- литературные произведения: С.Я.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Н.Афанасьев
«Как сгорел дом», «Кошкин дом» и т.д.

История спичек
Спички относительно недавнее изобретение человечества, они пришли на смену огниву около двух веков назад, когда уже работали ткацкие станки, ходили поезда и пароходы. Но только в 1844 году было объявлено о создании безопасных спичек.
Прежде чем в руках человека вспыхнула спичка произошло много событий, каждое из которых внесло свою лепту на долгом и сложном пути создания спички.
С незапамятных времён огонь играл важную роль в развитии человечества. Древне-греческие философы Платон и его ученик Аристотель отводили огню особое место. Платон изучал различные природные явления и передавал свой опыт ученикам во время прогулки по парку среди деревьев, которые иногда загорались от небесного огня. Представления Платона о мире сформировались в философскую систему, которая господствовала более двух тысяч лет. В основе системы мироздания лежали четыре стихии: огонь, вода, воздух, земля.
Древние учёные рассматривали огонь как некий феномен. но при этом совершенно исключили его практическое применение.
В греческой мифологии боги ревниво оберегают огонь для себя. они не торопятся отдать его людям, и более того, всячески этому противостоят. Могучий Прометей выручает человечество, он похищает огонь с Олимпа и передаёт его людям.
Использование огня и умение добывать огонь составили одну из характерных особенностей человеческой культуры даже на ранних этапах развития. Нельзя точно установить, когда первобытные люди стали пользоваться огнём.
Когда же люди научились добывать огонь, то в истории человечества это оказалось крупнейшим событием, которое по сути своей сделало человека человеком. Огонь согрел жилище человека, изменил способ приготовления пищи, научил выплавлять железо и медь, золото и серебро. Изготовление первой глиняной и керамической посуды обязано огню.
Первый огонь был добыт человеком примитивным способом - трением двух кусочков дерева, причём древесная пыль и опилки нагревались настолько сильно, что происходило их самовозгорание.
На смену деревянным палочкам пришло знаменитое огниво. Это очень простое устройство: куском стали или медным колчеданом ударяли о кремень и высекали искры, которые воспламеняли какое - то горючее вещество. Как это не удивительно, но всего лишь чуть более 200 лет назад в России. Да и во всём мире стальное огниво и фитиль были практически единственными спичками человека, сумевшего не только построить египетские пирамиды, но и создать паровую машину Джеймса Уатта. Первый пароход Роберта Фултона, ткацкие станки и множество других великих изобретений, но только не спички.
Древние греки и римляне знали ещё один способ добывания огня - при помощи солнечных лучей, сфокусированных линзой или вогнутым зеркалом. Великий древнегреческий учёный Архимед ловко воспользовался этим способом и поджёг, как утверждает легенда, вражеский флот с помощью громадного зеркала.
После 1700 года было изобретено значительное количество средств для получения огня, наиболее интересное из них - зажигательный аппарат Дёберайера, созданный в 1823 году. Изобретатель аппарата использовал свойство гремучего газа воспламеняться в присутствии губчатой платины. Однако это устройство было малопригодным.
Первая в мире спичка появилась в 1826 году благодаря английскому химику и аптекарю Джону Уокеру. Важную роль в рождении спички сыграло открытие белого фосфора, сделанное отставным солдатом из Гамбурга Хеннингом Брандом в 1669 году. Изучив труды известных алхимиков того времени, он решил получить золото. В результате опытов, случайно получился некий светлый порошок. Это вещество имело удивительное свойство светиться, и Бранд назвал его фосфор, что в переводе с греческого означает светоносный.
В Россию спички пришли в 30-х годах 19 века и продавались по рублю серебром за сотню. Позже появились и первые спичечные коробки, сначала деревянные, а затем жестяные. Причем, уже тогда на них клеили этикетки, что привело к появлению целой ветви коллекционирования филумении. Этикетка несла в себе не только информацию, но украшала и дополняла спички.

Беседа «Эта спичка невеличка»
Цель: довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если попадут в неумелые руки невнимательного и безответственного человека; познакомить с репродукциями о бедствиях, которые могут причинить спички.
Пособия: коробок со спичками, тематические картины.
Ход занятия.
Мы знаем, дети, что огонь может принести большие бедствия, если допустить пожар. Он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные просторы.
-От чего происходят пожары?
-От молнии, от искры, от не затушенной спички.
-Посмотрите на эту картину. Что вы на ней видите?
-Здесь нарисован пожар. Горит дом.
-А как вы думаете, почему случился пожар?
-А может кот-то из детей брал спички и пытался зажигать их?
-А вы умеете зажигать спички? Кого папа или мама учили пользоваться спичками? А ну-ка покажите, как зажигать. Не надо торопиться. Спичку надо держать так, чтобы она, загораясь, не обожгла пальцы. Иначе её приходиться бросать, когда она ещё не погасла. А к чему это может привести?
-Правильно, это может привести к пожару. Как в стихотворении, которое написала Елена Хортинская. Послушайте, какую историю затеял непослушный мальчик Вова:
Можем мы костёр разжечь
Поиграем, а потом
Всё затушим и уйдём…
Вова быстро чиркнул спичкой,
И вспорхнуло пламя птичкой.
Красной стружкой завилось,
Дунул ветер - и по стружкам,
По дощечкам, по кадушкам.
По дровам огонь разнёс…
Больше пламя, выше пламя!
«Ой, боюсь, сгорим мы сами…»
И ребята со всех ног
Поскорее наутёк…
-Почему убежали ребята? Как в этом случае мальчикам нужно было поступить?
-Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. А номер вы знаете? И пожар был бы затушен, не причинив дому большого вреда. А то чуть-чуть не пострадала маленькая Тома:
Дымом комната полна,
На полу у батареи
Плачет жалобно и тонко,
Пламя мечется кругом…
Командир схватил ребёнка,
Пробирается ползком…
Вот мелькнул он на балконе,
Ношу бережно храня…
Вынес Тому из огня…
-Много пришлось поработать пожарным, чтобы справиться с огнём. Но дом всё-таки пострадал. И всё от чего?
-Правильно, ребята со спичками играть нельзя. Хорошо запомните:
Ростом спичка невеличка,
Не смотрите, что мола,
Эта маленькая спичка,
Может сделать много зла
Крепко помните друзья,
Что с огнём шалить нельзя.

Экологическая сказка «Лесной пожар»
Действующие лица
1-й мальчик Волк
2-й мальчик Медведь
Зайка Сова
Лиса

Сценка 1
Лесная полянка, два мальчика шалят.
1-й мальчик. О-го-го, э-ге-гей! Где ты, эхо!
2-й мальчик. О-го-го! Э-ге-гей! Распугаем всех зверей.
1-й мальчик. Видишь хворост на полянке? Спички у тебя в кармане?
2-й мальчик. Да!
1-й мальчик. Давай костер разожжем, поиграем с огоньком (зажигают хворост).
2-й мальчик. Видишь, искры полетели? Ветер их несет на ели, может загореться лес, по¬бежим, опасно здесь.
Появляется сова.
Сова. Нехорошие мальчишки, хулиганы, шалунишки! Потушите свой костер, огонь ужас¬но скор. Бросите костер, тогда будет от него беда.
Мальчики дразнят сову.
1-й мальчик. Здравствуй, Совушка-сова, очень мудрые слова. Улетай-ка ты отсюда, а то будет тебе худо.
Сова. Как не стыдно хулигану!
2-й мальчик. Вверх взлетела, не достать. Надо быстро убегать. Дым клубится до небес. Это загорелся лес.
Мальчики убегают.

Сценка 2
На полянке появляется зайчонок.
Зайчонок (испуганно). Ой, беда! Пожар в лесу. Надо бы позвать лису. Побегу к ней (бежит), нет, вернусь (останавливается). Очень я ее боюсь. Как же быть, ведь лес в огне... Стыдно так бояться мне (ищет лису). Эй, лиса, ты где, лиса?
Появляется лиса.

Сценка 3
Лиса. Серый зайка! Неужели? Есть лисята захотели. Кстати, ты сюда пришел! (Хищно.) Будет что накрыть на стол. (Идет к нему.)
Зайка. Видишь, дым под небеса? Это лес горит, лиса.
Лиса. Кто зажег его?
Зайка. Не знаю.
Лиса. Лес горит - беда большая. Время нечего терять - надо волка разыскать. Знаю я его жилище. Побежали, там поищем.
Убегают.

Сценка 4
Лиса. Здесь живут они с волчицей. Крикнем вместе: Волк! Беда!
Появляется волк.
Волк. Кто пожаловал сюда? Что за чудеса в лесу? Вижу с зайцем я лису.
Лиса. Оттого мы вместе здесь, что горит зеленый лес. Мы пришли к тебе, волчок, чтоб пожар тушить помог.
Волк. Нам не справиться одним. За медведем побежим. Он хозяин наш лесной, побежали все за мной.
Убегают.

Сценка 5
Медведь поливает огород. Появляются звери.
Волк. Вот и Мишин огород, вот он воду в бочку льет.
Все. Миша! Лес горит, беда!
Медведь (идет к ним). Кто зажег его, когда?
Лиса. Мы не знаем ничего... Как нам потушить его? У тебя спросить хотели.
Медведь. Верно, вовремя успели. Главное, вода нужна. Бочка у меня полна.
Волк. Ведра тоже надо взять, чтобы пламя заливать.
Медведь. Вот вам ведра, получайте. Медлить нам никак нельзя. Бочка полная воды. Лес избавим от беды.

Сценка 6
Медведь. Давайте, все цепочкою вставайте. Волк, у бочки становись!
Воду черпай, не ленись.
Тушат пожар.
Все. Подавай, заливай, лес от пламени спасай. Лес - наш дом. Мы в нем живем. Дружно справимся с огнем.
Медведь. Всё, огонь погас совсем. Вам, друзья, спасибо всем.
Волк. Мы всю ночь пожар тушили. От огня не отходили.
Лиса. До чего измучил нас, наконец-то он погас.
Медведь. Посидим и отдохнем, а потом домой пойдем.
Все садятся в кружок.

Сценка 7
Появляются мальчишки.
Сова. Посмотрите, тут ребятки, что огонь в лесу зажгли, а потом домой ушли. Здесь опять они гуляют и грибочки собирают.
Медведь. Мы сейчас без лишних слов в круг возьмем озорников.
Мальчики собирают грибы.
1-й мальчик. Здесь осинки и дубочки, под дубочками грибочки. Мы грибочки соберем и домой их отнесем.
2-й мальчик. Посмотри-ка, гриб какой - в шляпе красной и большой.
1-й мальчик. Ядовитый мухомор!
Сзади появляется медведь.
Медведь. Это вы зажгли костер?
1-й мальчик. Здесь медведь! Бежим домой.
2-й мальчик. На дороге волк с лисой!
Медведь (загораживает дорогу). Не пытайтесь убежать, будете ответ держать!
Сова. Посмотрите, сосны, ели здесь пылали и горели. Это вы костер зажгли, а потом до¬мой ушли? Клюну в нос и клюну в ушки, клюну в глупые макушки (ходит вокруг ребят). Накажу, ребята, вас, чтоб не делали проказ.
Мальчики. Вы нас, звери, пощадите? Пожалейте, не губите! Слово честное даем: будем лес беречь, как дом. Все мы поняли отлично - отдаем мы вам все спички!
Зайка. Может, нам ребят простить? Может, лучше всем дружить?
Медведь. Кто других прощать умеет, может сделать мир добрее. Я за мир! А вы соглас¬ны?
Заяц, волк, лиса, сова. Слово "мир" звучит прекрасно!
Все вместе встают в полукруг.
Лиса. Всегда шумите, сосны, ели!
Волк. Всегда живи, зеленый лес!
Медведь и сова. Не умолкайте, птичьи трели!
Зайка и мальчики. Свети нам, солнышко, с небес!

Дидактическая игра «Да - нет»
-Можно спичками играть?(нет)
-На скакалочке скакать?(да)
-А петарды поджигать?(нет)
-Не затушенный в лесу костёр бросать?(нет)
-А конструктором играть?(да)
-Траву сухую поджигать?(нет)
-Газ без взрослых зажигать?(нет)
-А с трансформером играть?(да)
-Электроприборы включать?(нет)
-Фломастерами рисовать?(да)
-Можно свечи зажигать?(нет)
-Можно в кубики играть?(да)
-С зажигалкой играть?(нет)

Дидактическая игра «Школа пожарников»
Цель. Ознакомить детей с правилами противопожарной безопасности, учить их быстро принимать правильные решения в экстремальных ситуациях. Воспитывать чувство ответственности перед товарищами.
Игровое задание. Не допускать пожара.
Правила игры. Не повторять предложенные детьми варианты разрешения ситуации. Правильно оценивать ответы.
Материалы. Картинки, изображающие разнообразные случаи возникновения пожара, например, от неправильного пользования спичками, электроприборами, от костров в поле, лесу и т.д. Разработайте проблемные ситуации, ставящие детей перед выбором: 1) предупредить пожар, 2) гасить его, звать на помощь взрослых, 3) ничего не делать. Фишки под такими же номерами.
Игра. Картинки по одной выставляют на доске, задают проблемные ситуации. Дети, решившие, как надо поступать, подходят к ведущему и по секрету сообщают о своём решении. Ведущий оценивает его одной из трёх фишек. Когда желающих больше нет, каждый вслух называет ответ и показывает фишку. Дети убеждаются в разнообразии или единстве вариантов разрешения данной ситуации, сверяют правильность предложенных ими решений с решением ведущего.
Затем выставляется другая картинка и игра продолжается.
В конце игры на доске нужно записать, сколько и каких фишек набрал каждый ребёнок.

Подвижная игра «Кто быстрее»
Группа делится на две команды.
На земле лежат два отрезка пожарного рукава. Вёдра с водой, пустые вёдра и маленькие ведёрки.
Задание 1.Скатать пожарный рукав в рулон. Кто быстрее выполнит задание – тот победил.
Задание 2. Маленьким ведёрком, передаваемым по цепочке, перенести воду из одного ведра в другое. Кто больше перенесёт за 3-5 минут – тот победил.

Сюжетно-ролевая игра «Пожарные»
совместное сюжетное сложение и активизация воображения;
введение игровых ситуаций типа «В горящей квартире остались дети», «Дима увидел пожар в лесу» и т.п.;
побуждение участников игры к проявлению фантазии и выдумки в реализации замысла;
поддержание ролевого диалога;
смена ролей в ходе игры.

Пальчиковая игра «Кошкин дом»
Тили-тили-тили, хлопки
бом! шлепок по коленям
Загорелся помахать кистями
кошкин «ушки на макушке», руки ладошками вперёд
дом. руки «домиком» над головой
Кошка выскочила! топнуть ножкой
Глаза «бинокль»
выпучила. ладошки около глаз
Бежит пальчики «бегут»
курочка большой и указательный пальцы сложить в клювик
с ведром ладошки горсточкой
заливать пальчики как бы брызгают
кошкин дом. руки «домиком» над головой

Стихи
Ребята, вам твердят не зря:
Играть со спичками нельзя!
Огонь опасен, к сожаленью,
Для всех людей без исключенья!
Его так трудно потушить –
Он может всё вокруг спалить!
И вот уже в огне – весь дом…
Опасны шалости с огнём!
Без взрослых с огнём развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся серьёзной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнёт полыхать, разбегаться, искриться –
Его потушить невозможно тогда…
Пожары лесные – большая беда!
Погибнут деревья и звери, и птицы…
Без взрослых костёр зажигать не годится!
Весна! В поход спешат ребята!
Но знать туристам юным надо:
Чтоб не страдали звери, птицы,
Природу портить не годится!
С поляны мусор соберите
И на костре его сожгите!
Костёр в лесу не оставляйте –
Песком, землёю засыпайте,
Чтоб не дымился, не искрил,
Беды в лесу не натворил…

Загадки
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой…(пожар)
В маленькой коробке – сестрички-невелички;
Лежат – молчат, чиркнешь – горят. (спички)
В коробке лежат сестрички –
Очень маленькие…(спички)
Долго я стою в шкафу,
Но когда отключат свет,
И меня выводят в свет.
Поджигают – я пылаю
И тихонько убываю. (свеча)

Список используемой литературы:
1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.- Москва, Просвещение, 1992г.
2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, мальчик. – Издательский дом «Карапуз», 2004г.
3. Бурдина С.В. Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности.- Киров, 2004г.
4. Карисова Ж.М. Сценарии мероприятий по пожарной безопасности.- Издательский торговый дом Корифей, Волгоград, 2010г.
5. Маршак С.Я. Пожар. Рассказ о неизвестном герое.- Москва, Детская литература, 1989г.
6. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чюдо- всюду. Мир людей.- Академия развития, 2000г.
7. Шорыгина Т.А. Основы безопасности. – Москва, 2006г.
8. Шпагин М. Что было до… - Москва, Детская литература, 1989г.

Выбор редакции
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...

Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...

Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...

Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...
Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...
В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...