Профессиональные опасности и их виды. Понятие об опасности


Безопасность труда -- это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, а уровень риска деятельности не превышает приемлемый уровень.

Поэтому под безопасностью следует понимать комплексную систему мер защиты человека и среды его обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью. Комплексную систему безопасности формируют нормативно-правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические меры.

Невозможность достижения абсолютной производственной безопасности предопределило введение понятия приемлемого (допустимого) риска.

Приемлемый (допустимый) риск -- это такая минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям. Таким образом, приемлемый риск представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения.

Экономические возможности повышения безопасности технических систем и снижения величины приемлемого риска ограничены. Затрачивая большие финансовые средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере производства. Уменьшая соответственно средства, выделяемые на приобретение спецодежды, медицинское обслуживание, заработную плату и т. д. Уровень приемлемого риска определяется в результате учета всех обстоятельств -- технических, технологических, социальных и рассчитывается в результате оптимизации затрат на инвестиции в техническую и социальную сферу производства.

Величина приемлемого риска зависит от вида отрасли производства, профессии, вида негативного фактора, которым он определяется. Для потенциально опасных отраслей производства (например, угольной промышленности), опасных профессий (горноспасателей, пожарных и т. д.) величина приемлемого риска выше, нежели для отраслей и профессий, где количество опасных факторов меньше и уровень вредных факторов ниже.

Производственная деятельность -- совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Вредный производственный фактор -- производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к травме. Средства индивидуальной защиты и коллективной защиты работников -- технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Безопасность производственной деятельности персонала зависит от состояния организации рабочего места, оборудования, технологической оснастки (приспособлений, штампов и др.) и приемов труда работающего.

Безопасность производственного процесса -- это свойство данного процесса сохранять его безопасное состояние при протекании в заданных режимах в течение установленного времени.

Безопасность человека в процессе производственной деятельности обеспечивается применением максимально безопасных вариантов технологических процессов, выбором (или созданием) максимально безопасных оборудования и средств защиты, максимально безопасными вариантами организационно-технических мероприятий и правил личного поведения.

В соответствии со стандартом безопасности труда опасные и вредные производственные факторы в зависимости от природы возникновения делят на 4 группы: физические, химические, биологические, психофизиологические.

Физические факторы:

  • * движущиеся машины и механизмы, подвижные элементы машин и оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;
  • * запыленность и загазованность воздушной среды; отклонение от нормы параметров микроклимата;
  • * повышенный уровень шума, ультразвука, инфразвука;
  • * повышенный уровень вибрации;
  • * электрический ток и статическое электричество;
  • * электромагнитное излучение, повышенный уровень магнитной и электрической составляющих;
  • * ионизирующее излучение;
  • * недостатки освещения, его пульсация, повышенное инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.

Химические факторы:

  • * обще токсические;
  • * раздражающие;
  • * сенсибилизирующие;
  • * канцерогенные;
  • * мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию человека.

Биологические факторы -- это макро - и микроорганизмы, воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания.

Психофизиологические факторы:

  • * физические перегрузки (статические, динамические, гиподинамия);
  • * нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, эмоциональные перегрузки, монотонность труда).

Потенциальная опасность и риск. Любая деятельность, как производственная, так и бытовая, потенциально опасны.

Потенциальная опасность -- это скрытая от человека опасность, которая в определенных условиях реализуется в виде травм или заболеваний.

Несчастный случай или авария на производстве -- сложное причинно-следственное событие, являющееся результатом недостаточно четко проработанных решений технологов, конструкторов, проектировщиков, организаторов производства и ошибочных действий непосредственных исполнителей. Опасности и вредности в производственной, так же как и в природной и бытовой сферах, локализованы в пространстве и времени. Потенциально они существуют независимо от человека. Зону действия опасных факторов называют опасной зоной, а средства, позволяющие исключить или уменьшить действие на человека опасностей и вредностей при его нахождении в опасной зоне, называют средствами защиты. Вероятность превращения потенциальной опасности в реальную зависит от взаимного расположения в пространстве и времени человека и опасной зоны.

При этом возможны три основных варианта:

  • * зона действия опасностей не совпадает с местонахождением человека;
  • * зона действия опасностей частично совпадает с местонахождением человека;
  • * зона действия опасностей совпадает с местонахождением человека.

Если за критерий возможных негативных последствий принять риск, определяемый вероятностью проявления опасности во время пребывания человека в опасной зоне, то в первом случае риск исключен полностью, так как человек не имеет контакта с опасностями; во втором случае риск повреждения здоровья человека возможен только в случае совпадения зоны действия опасностей по месту и по времени с местом пребывания человека или его органов; в третьем случае можно говорить о 100%-м риске повреждения здоровья человека.Во втором и в третьем случаях снизить уровень опасности, исключить или уменьшить риск можно, применяя специальные средства защиты, проводя организационные мероприятия и обучая персонал специальным приемам труда и правилам личного поведения. Данные принципы делятся на следующие группы:

  • * ориентирующие -- основополагающие принципы, направляющие технологов, конструкторов, проектировщиков и организаторов производства на определение области поиска и методологии решения задач безопасности производственной деятельности персонала;
  • * управленческие -- предоставляющие возможность руководству предприятия на основе законодательных и нормативных актов построить организационную структуру и систему управления безопасностью с четким распределением обязанностей, контролем, обратной связью и ответственностью должностных лиц за работу по обеспечению безопасности производственной деятельности персонала предприятия;
  • * организационные -- включающие подбор и обучение кадров, нормирование труда и отдыха, организацию рабочих мест с учетом эргономики;
  • * технические -- предусматривающие комплекс типовых технических решений обеспечения максимальной безопасности функционирования оборудования и технологических процессов.

поражение электрический ток освещение

Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяют на потенциальные, реальные, и реализованные.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем. Вся деятельность человека потенциально опасна.

Условия реализации потенциальной опасности называют причинами. Они характеризуют совокупность обстоятельств, в результате которых появляются и возникают те или иные нежелательные последствия, убытки (ущербы): травматизм разной тяжести, заболевания, ущерб окружающей среде и т.д.

Опасность, причины и последствия являются основными характеристиками таких обстоятельств, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и др.

Триада «опасность – причина – нежелательное последствие» - это логический процесс развития, который реализует потенциальную опасность и реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс имеет несколько причин, т.е. много причинный. Поэтому за основу берут поиск причин.

Например, электрический ток (опасность) – короткое замыкание (причина) – пожар или ожёг (нежелательное последствие); алкоголь – чрезмерное потребление – смерть.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована а пространстве и во времени. Например, движущаяся по шоссе цистерна с надписью «огнеопасно» представляет собой реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только цистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности к этому человеку.

Реализованная опасность – факт воздействия реальной опасности на человека и среду обитания, приведшие к потере здоровья, или летальному исходу, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привёл к её разрушению, гибели людей или возгоранию строений, то это реализованная опасность.

Реализованные опасности принято разделять на:

Происшествия;

Чрезвычайные происшествия (аварии, катастрофы, стихийные бедствия).

Происшествие – это событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людьми. Природным и материальным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) – событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы.

К чрезвычайным происшествиям относят:

Катастрофы;

Стихийные бедствия.

Чрезвычайные происшествия сопровождаются:

Смертельными случаями;

Уменьшением продолжительности жизни;

Потерей здоровья;

Ущербом природной и техногенной среды;

Дезорганизующим влиянием на общество или жизнедеятельность отдельных людей.

После чрезвычайных происшествий, как правило, возникают чрезвычайные ситуации.

Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту.

Опасность. Основные понятия и определения.

Опасность – это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно . Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др. Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр. Существует несколько способов классификации опасностей :- по природе происхождения :а) природные;б) технические;в) антропогенные;г) экологические;д) смешанные.- по локализации :а) связанные с литосферой;б) связанные с гидросферой;в) связанные с атмосферой;г) связанные с космосом.- по вызываемым последствиям :а) утомление;б) заболевание;в) травма;г) летальный исход и др. Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические,биологические и психофизические. Физические опасности (рис.2) – движущиеся машины и механизмы, повышеннаязапыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температуравоздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д.Химические опасности – общетоксичные, раздражающие, канцерогенные, мутагенныеи т.д. Биологические опасности – патогенные микроорганизмы (в т.ч. вирусы) и продукты их жизнедеятельности.Психофизические опасности – физические и нервно-психические перегрузки. Указанные классификации носят частный характер, поскольку осуществляют классификацию только по какому-либо одному признаку. Поэтому более объемлющей представляется следующая классификация. Все опасности (факторы, приводящие к появлению опасности), по объекту воздействия, времени и пространству представляется целесообразным разделить на три группы: 1 - факторы, непосредственно влияющие на оператора, степень воздействия которых может накапливаться или релаксировать во времени – факторы инкубационного действия;2 - факторы мгновенного действия, носящие случайный характер, воздействие которых распространяется на оператора или локализовано ноксосферой;3 - факторы экологического воздействия, как правило, опосредственного действия, проявляющиеся вне оператора, вне данного производства, но являющиеся следствием реализации конкретного технологического процесса на данном производстве. Такая классификация является наиболее удобной при анализе конкретного производства, т.к. позволяет выявить, спрогнозировать и дать количественную оценку возможным опасностям еще на ранних стадиях технологической подготовки производства.

Бытовая электричество. Любой, даже самый мелкий ремонт электрооборудования (например, замена лампочки в люстре или настольной лампе, плавких предохранителей в аппаратуре или на инструменте) необходимо выполнять

отключив напряжение в электросети квартиры (если невозможно выключить устройство, выньте вилку из розетки). Следовательно, такая, казалось бы, мелочь, как вкручивания (или выкручивания) электрической лампочки в патрон под напряжением, может привести к травме рук, лица, даже потере зрения. Ремонт выключателя, розеток требует обязательного отключения напряжения на входном электрическом щитке квартиры, для чего нужен свободный доступ к нему или специальный ключ, если щиток заперт. Ситуация. Выкручивая перегоревшую электрическую лампочку, безопаснее воспользоваться обычной перчаткой, поскольку стеклянный баллон лампочки может треснуть в руках. Часто стеклянный баллон лампочки скручивается в цоколе, и в этом случае нужно быть особенно осторожным. Выкрутить цоколь удается лишь с помощью плоскогубцев. С целью предотвращения таких случаев металлические контакты в патроне необходимо подогнуть так, чтобы электрический контакт достигался легким, без нажима, вкручивания электролампочки. Особенно внимательным следует быть при выполнении этой простой операции в ванной комнате, где влажность воздуха часто повышена или может быть мокрый пол.

В каждой квартире целесообразно иметь такой минимальный набор инструментов: два-три отвертки разной величины, молоток, плоскогубцы, стамеску, изолирующую пленку, паяльник (с канифолью и припоем), разводной или муфтовый ключ (например, для замены крана или прокладки в нем). Такая предусмотрительность всегда оправдана.

Во избежание короткого замыкания, нужно периодически проверять надежность контактов в соединительных устройствах (вилках, розетках, выключателях и т.п.). Не следует забывать выключать электрооборудование после использования, а также когда вы выходите из квартиры. Часто причиной пожара в квартире бывает оставлена включенной без присмотра электрическая утюг.

Газ. Газовые плита, колонка и система отопления (котел или печка) являются дополнительными потенциальными источниками опасности, а часто и чрезвычайных ситуаций. Избежать опасности можно при соблюдении правил пользования этим оборудованием, поддерживая его в исправном состоянии.

Ситуация. Если вы, войдя в квартиру, почувствовали запах газа (до природного газа, который почти не имеет запаха, добавляется бутилмеркаптан - газ, который имеет сильный специфический запах даже в малых концентрациях) - это первый сигнал возможной опасности. Помните, что в этом случае запрещается включать свет - появление искры в выключателе может привести к взрыву. Запрещается также зажигать спички или зажигалку. Прежде всего нужно открыть окно (или форточку), двери, сделав сквозняк, и перекрыть газ (если вы забыли сделать это вовремя). Если возможно, выясните причину утечки газа и ликвидируйте ее. Если это вам не под силу - вызывайте мастера-газовика. Следует также знать, куда обращаться за помощью и звонить. К этому вопросу мы еще вернемся.

Большое значение для безопасности проживания в доме имеет рациональное расположение в ней мебели и оборудования. Здесь важна не только и не главное комфортность, а прежде безопасность.

Мебель не должна мешать передвигаться по комнате. Иначе человек может споткнуться, упасть и травмироваться. Попутно заметим: дома не стоит выполнять самостоятельно работу, несет в себе повышенную опасность. Например, ремонтировать электрооборудование, мыть окна или красить рамы.

Целесообразно напомнить, что над плитой (газовой или электрической) не следует навешивать полок, а тем более хранить там легковоспламеняющиеся предметы. Обычное желание достать с полки над плитой может закончиться не только ожогами, но и пожаром и даже смертью.

Можно привести еще много примеров опасностей в доме человека. Стоит задуматься и проанализировать хотя бы один день, проведенный в квартире, выделив правильные и неправильные действия в каждой конкретной ситуации.

Рассмотрим различные ситуации, в которых оказывается каждый человек, выйдя за пределы дома. Сразу отметим, мы стремимся сформировать в сознании каждого мотивацию к разумной, взвешенной и безопасного поведения как в быту, так и в рабочей среде, то есть в повседневной жизни. Первые неприятности, а с ними и опасность могут ожидать человека уже за порогом его квартиры.

Ситуация 1. Допустим, не работает лифт. Вам придется спускаться (подниматься) лестнице. Темное время можно споткнуться и упасть, вывихнуть или сломать ногу или руку. А потому следует быть предусмотрительным и всегда иметь при себе фонарик, чтобы избежать таких неприятностей.

Ситуация 2. Лифт работает. Нажав кнопку и немного подождав, вы заходите в кабину. Однако, сдвинув с места и проехав один-два этажа, лифт вдруг останавливается. Что делать? Самое главное - не нервничайте и не пытайтесь выбраться из кабины самостоятельно. Прежде всего - нажмите кнопку "Вызов" (если она есть) или позовите кого-то помочь.

Информация

Заметим, если в кабине лифта или на первом этаже вблизи лифта не установлено средства связи с диспетчером технической службы, то, чтобы помочь человеку выбраться из кабины лифта, остановился между этажами, целесообразно обратиться к дворнику или консьержа. Надеемся, со временем этот вопрос будет решен и каждый будет знать: в чрезвычайной ситуации нужно звонить по телефону 01 или 999, или... Такой номер будет всем известен. Его рекламировать.

Теперь рассмотрим опасные случаи, которые могут случиться с человеком на улице. Даже спеша, никогда не выбегайте из подъезда, то можно попасть под колеса автомобиля, отъезжающего со двора.

Нужно соблюдать правила безопасности также на остановке. В салон маршрутного транспорта следует заходить осторожно, ни в коем случае не висеть на ступеньках.

Так же внимательно нужно выходить из транспорта, чтобы не попасть в открытый канализационный люк, или в выбоину, особенно зимой.

Рассматривая транспортную проблему, уместно еще раз напомнить о том, что технический прогресс кроме удобств и улучшения условий жизни несет в себе потенциальные угрозы здоровью и жизни человека, его безопасности в целом. Скажем, первобытный человек не мог погибнуть под колесом, поскольку его тогда еще не было (колесо изобретено около 5 тыс. лет назад).

Вряд ли кто когда-то подсчитывал, сколько людей погибло под колесами различных транспортных средств (от колесницы к "Мерседесу") на протяжении истории человечества колесо постоянно совершенствуется, чтобы предоставить транспорта еще большей мощности и скорости. В настоящее время установлено, что больше всего людей погибает в дорожно-транспортных происшествиях.

Какой выход? Как сделать статистику менее ужасающей, избежать трагедии?

[Информация]

В 68% ДТП со смертельным исходом виноваты нетрезвые участники дорожного движения. Подавляющее большинство таких ДТП происходит в местах, где не установлено перехода через проезжую часть. Часто происшествия случаются с детьми, играют на дороге, катаются на велосипедах или выскакивают на дорогу на санках. Итак, большинство ДТП не неотвратимы - они обусловлены нарушением элементарных правил безопасности, включая правила дорожного движения.

Странное дело, несмотря на правила дорожного движения изучают не только будущие водители на курсах, но и дети в детсадах, школьники в школах, ситуация в целом не улучшается. Почему?

Напрашивается неутешительный вывод: такие знания имеют для большинства людей пока пассивный характер, и для того чтобы перевести их в активную форму, форму безусловной поведения, требуется длительное время. Формировать в человеке взвешенную поведение нужно с первых ее шагов, в детстве, тогда, возможно, взвешенность поступков взрослого человека станет генетически детерминированной. Находясь за границей, вы, вероятно, замечали: когда горит красный свет светофора, даже если транспорта нет, пешеходы ждут зеленого света. Для цивилизованных людей такое поведение является нормой.

На льду и воде. Зимняя рыбалка, катание на коньках по ледовому зеркалу водоема иногда заканчиваются трагически. Причем, несчастье может случиться и ясной морозной дня, когда, казалось бы, лед не должна треснуть. Дело в том, что большинство отечественных водоемов (рек, озер, прудов) зарегулировано, то есть плотина или дамба, что позволяет пропускать воду. Следовательно, по каким-либо причинам (объективным или субъективным) уровень воды может быстро измениться и взорвать лед. Это не значит, что мы совсем отказаться от зимней рыбалки или катание на коньках, однако нужно быть осторожным и знать определенные признаки, предшествующие ломке льда - шум, треск льда и т.п..

Летом водоемы становятся массовыми местами отдыха. В жарко-ний день на пляжах много отдыхающих. И чтобы предотвратить опасность, нужно соблюдать правила поведения на воде и на солнце.

Известно, что злоупотреблять солнечными ваннами не рекомендуется даже здоровому человеку. Тем более, если есть определенные предостережения со стороны врачей. В первый день выхода на пляж находиться длительное время на солнце особенно опасно. После зимы кожа особенно чувствительна к солнечной радиации. Передозировка солнечного облучения может привести не только к покраснению кожи, но и к многочисленным солнечных ожогов с поражением глубоких слоев кожи и появлению язв. Особенно опасно спать на солнце.

По купания. Вспомним общеизвестную поговорку: "Не зная броду - не суйся в воду". В воде так же следует придерживаться определенных правил поведения. Перед тем как погрузиться в воду, следует смочить водой ноги, руки, лицо, на мели адаптировать свое тело к температуре воды. Эти процедуры выполняют для того, чтобы предотвратить возможные судороги при резком погружении в воду. Особенно опасно нырять людям со слабым сердцем или повышенным артериальным давлением. Нельзя прыгать в воду с кладок или крутого берега, не зная глубины водоема или реки. Существует опасность натолкнуться на кол, который забивают рыбаки, прикрепляя на него сад, на камень или корягу. Полезный совет: перед тем как нырять, обязательно изучите место, где собираетесь купаться. И еще: не заплывайте далеко от берега, полагаясь на силу и выносливость. Помните: во многих случаях тонут люди, которые умеют хорошо плавать.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности»

уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций:
  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
  • применять первичные средства пожаротушения;
  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
  • оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
  • основы военной службы и обороны государства;
  • задачи и основные мероприятия гражданской
  • способы защиты населения от оружия массового поражения;
  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям: технического и экономического профилей специальности.

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная общеобразовательная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Изучение дисциплины достигается формированием у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.

Основная задача дисциплины - вооружить обучаемых теоретическими знаниями, необходимыми для:

· создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

· идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

· разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.

Форма итоговой аттестации дифференцированный зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Наименование разделов и тем Кол-во часов при заочной форме обучения
Всего В т.ч. п/з Самостоят. работа Всего В т.ч п/з Самостоят. работа
Раздел 1 Человек и среда обитания -
ТЕМА 1.1. Основные виды потенциальных опасностей -
Раздел 2 ЧС мирного и военного времени и организация защиты населения -
ТЕМА 2.1. Организационные основы по защите населения от ЧС мирного и военного времени - - -
ТЕМА 2.2. ЧС мирного времени: природного и техногенного характера -
ТЕМА 2.3 ЧС военного времени -
ТЕМА 2.4. Организация защиты населения от ЧС мирного и военного времени -
Раздел 3 Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи - -
ТЕМА 3.1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни - -
ИТОГО: -

Раздел 1 Обеспечение устойчивости объектов экономики

ЗНАТЬ:

· принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

· основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

· о воздействии негативных факторов на организм человека и среду обитания;

· основные методы защиты от вредного воздействия негативных факторов в быту и на производстве;

  • о воздействии негативных факторов на организм человека и среду обитания;

· источники негативных факторов.

УМЕТЬ:

· организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций:

· предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

· применять первичные средства пожаротушения;

Тема 1.1. Основные виды потенциальных опасностей в профессиональной деятельности и в быту

Общая характеристика среды обитания человека в быту, на производстве. Формы деятельности человека в производственной среде. Классификация негативных факторов. Виды, источники негативных факторов. Профессиональные заболевания, меры профилактики.

Травма, повреждение, несчастный случай. Причины травматизма. Основные правила техники безопасности. Основные технические мероприятия по предотвращению травматизма. Электро и пожаробезопасность. Первичные средства пожаротушения, правила пользования ими.

Методические указания

При изучении темы необходимо обратить особое внимание на классификацию негативных факторов, виды, источники, уровни негативных факторов производственной среды. Запыленность и загазованность воздуха, вибрация, акустические колебания, шум; электромагнитные поля и излучения. Движущиеся машины и механизмы, падающие предметы. Производственные яды, смазочно-охлаждающие жидкости, повышенная или пониженная температура воздуха, повышенная влажность, физические и нервно-психические перегрузки, умственные перенапряжения.

Необходимо знать о воздействии негативных факторов на человека и среду обитания, при этом надо рассмотреть характеристику нервной системы человека, условные и безусловные рефлексы, характеристику анализаторов: кожный анализатор, осязание, ощущение боли, вибрационная чувствительность, обоняние, слух, зрение. Вредные вещества, их классификация. Комбинированное действие вредных веществ. Хронические отравления, профессиональные заболевания и методы их предупреждения.

При изучении факторов воздействующих на человека в процессе его жизнедеятельности необходимо обратить особое внимание на классификацию основных форм деятельности человека и характеристику среды обитания человека.

Основная литература:

1. СВ. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков, и др. «Безопасность жизнедеятельности», учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Высшая школа, ИМЦ СПО, 2000г-343 с.

Дополнительная литература:

1. СВ. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. «Безопасность жизнедеятельности», учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2002-352 с.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные требования, предъявляемые к системам освещения, отопления, вентиляции на рабочем месте?

2. Как классифицируются негативные факторы?

3. Назовите основные факторы риска и методы их преодоления.

4. Что такое вибрация и можно ли её использовать в медицинских целях?

5. Вследствие чего происходит утомление и переутомление? Основные пути снижения усталости.

6. Современная классификациятрудовой деятельности человека.

7. Какие критерии используются при классификации трудового процесса по тяжести и напряженности? Приведите примеры трудовой деятельности человека с различной тяжестью и напряженностью труда.

8. Назовите основные правила безопасного поведения при пожарах.

9. Назовите основные причины травматизма.

РАЗДЕЛ 2 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация зашиты населения

ЗНАТЬ:

· российскую систему предупреждения и действий в ЧС, ее предназначение, структуру и задачи;

· классификацию чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

· правила пользования средствами индивидуальной защиты;

· роль и место ГО и ЧС мирного и военного времени;

· виды оружия, краткая характеристика поражающих факторов;

· основной способ оповещения населения в случаях угрозы или возникновения стихийных бедствий, аварий и катастроф;

· спасательные и другие неотложные работы при ЧС мирного и военного времени;

· способы защиты себя и окружающих от поражающих факторов современных средств поражения;

· способы сооружения простейших защитных сооружений;

· основные правила выполнения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах;

· способы проведения санитарной обработки людей, одежды, обуви, а также дегазации, дезактивации.

УМЕТЬ:

· Пользоваться СИЗ

ТЕМА 2.1. Организационные основы по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи. Основные понятия и определения. Основные задачи системы и её основные органы управления; государственное управление в чрезвычайных ситуациях; специализированные формирования на аварийных и экологически опасных объектах; Задачи системы гражданской безопасности в условиях регламентированного и нерегламентированного состояния.

Роль и место Гражданской обороны в российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Функции и задачи гражданской обороны в условиях чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон «О гражданской обороне»

(Извлечения)

Настоящий Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы ох осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации независимо от их организационно правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также силы и средства гражданской обороны.

Глава 1. Общие положения

статья 1. Основные понятия .

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечения действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Выбор редакции
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...

Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...

В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...

1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...
Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...
Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...