Проведению спецопераций. Способы тактических действий при проведении специальных операций


К средствам обеспечения специальных операций полиции относят специальные окрашивающие и маркирующие вещества, световые и акустические специальные средства, служебных собак, средства разрушения преград, средства принудительной остановки автотранспорта, средства сковывания движения, водометы, бронемашины,

Специальные окрашивающие и маркирующие средства

(спецчернила, люминесцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина и т.п.) применяются для выявления

лиц, совершающих или совершивших преступления. На объектах собственности специальные окрашивающие средства («химические ловушки») устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица.

Специальные окрашивающие и маркирующие средства, используемые полицией МВД России, применяются:

Для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

Световые и акустические специальные средства, применяемые органами внутренних дел МВД России, предназначены для подавления психоволевой устойчивости вооруженных преступников путем воздействия на них световым и акустическим импульсами. К ним относятся: световые и акустические средства отвлекающего воздействия, а также светозвуковые гранаты.

Световые и акустические специальные средства, используемые полицией МВД России, применяются в следующих случаях:

Для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Светозвуковая граната - специальное средство нелетального действия, предназначенное для оказания светозвукового воздействия на противника или правонарушителя с целью временного психофизиологического (отвлекающего и ошеломляющего) и механического иммобилизующего действия для временного вывода его из строя.

Как правило, светозвуковые гранаты применяются ОВД в ходе задержания особо опасных преступников, освобождения заложников, пресечения групповых хулиганских проявлений или массовых беспорядков.

Служебные собаки, используемые полицией МВД России, применяются в следующих случаях:

Для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

Для пресечения преступления или административного правонарушения;

Для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

Для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

Для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

Для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

Для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.

Средства принудительной остановки транспорта («Еж», «Диана», «Гарпун» и др.) используются для принудительной остановки колесного легкового и грузового автотранспорта.

Средства принудительной остановки транспорта, используемые полицией МВД России, применяются:

Для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться;

Для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Средства принудительной остановки транспорта запрещается применять в отношении автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров), автотранспорта, принадлежащего дипломатическим представительствам, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.

Средства сковывания движения предназначены для ограничения возможностей вооруженного нарушителя по передвижению и не позволяют оказывать активное сопротивление при задержании.

Водометы («Лавина», автоцистерна пожарная АЦ-40) используются для рассредоточения участников массовых беспорядков и ликвидации пожара с помощью струи воды под давлением.

Водометы и водометные машины предназначены для ликвидации очагов пожара и воздействия на участников массовых беспорядков, бесчинствующую толпу водяными струями с целью ее рассеивания с помощью струи воды под давлением.

Водометы и водометные машины применяются полицией МВД России:

Для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

Для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

Для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Запрещается применение водометов при температуре ниже нуля.

Бронемашины (боевая машина десанта (БМД-1), бронетранспортеры (БТР-60ПБ, БТР-80 и др.), боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ-2), боевая машина пехоты (БМП)) предназначены для сопровождения колонн, могут перевозить личный состав и грузы, служить базой для вооружения, для перевозки лиц в условиях обеспечения усиленной охраны.

Бронемашины, кроме того, применяются для проведения операций по задержанию вооруженных преступников, блокирования возможных путей движения бесчинствующих групп правонарушителей, образования проходов в заграждениях, доставки личного состава в труднодоступные районы.

Водометы и бронемашины применяются только по указанию начальника органа внутренних дел, начальника криминальной полиции, начальника полиции общественной безопасности с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения.

Средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс» и др.), состоящие на вооружении органов внутренних дел МВД России, применяются:

Для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

Освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.

Запрещается применение средств разрушения преград в помещениях, где находятся заложники, и на расстоянии ближе двух метров от человека.

Еще по теме Средства обеспечения специальных операций:

  1. 2. Размещение привлеченных денежных средств физических и юридических лиц во вклады, от своего имени и за свой счет
  2. § 4. Медицинское обеспечение и торгово-бытовое обслуживание военнослужащих161
  3. $3. Истоки международного сотрудничества в сфере международного контроля над оборотом наркотических средств
  4. §1. Обеспечение международной безопасности как основной путь совершенствования международного правопорядка на современном этапе

Термин “специальная операция” появился в нормативных актах министерства внутренних дел сравнительно недавно. Этим термином подчеркнута исключительность подобного вида оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Специальные операции осуществляются на основе законов Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск.

Специальная операция представляет собой совокупность основанных на законах и нормативно-правовых актах, согласованных и взаимосвязанных по цели (задачам), месту и времени оперативно-розыскных, режимных и иных мероприятий и силовых (боевых) действий, проводимых в определенном регионе или на важном объекте территориальными органами внутренних дел совместно с частями (подразделениями) внутренних войск и другими взаимодействующими силами по единому замыслу и плану под руководством старшего оперативного начальника в целях восстановления нарушенного чрезвычайными обстоятельствами общественного порядка, правопорядка и нормального функционирования государственных и иных органов и учреждений, нейтрализации условий, угрожающих здоровью и жизни граждан, нанесением ущерба материальным и культурным ценностям. Она характеризуется применением определенной системы тактических и оперативных действий различных сил и средств, привлекаемых для решения задач в специальной операции, в результате которых достигается ее конечная цель.

К общим целями специальных операций можно отнести:

· защиту жизни и здоровья людей;

· предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу;

· обнаружение преступников и пресечение (нейтрализация) их преступных действий.

Специальная операция имеет свои черты , существенно отличающие ее от повседневной деятельности органов внутренних дел:

· проводится она в более напряженной обстановке, чем в обычных условиях;

· проведение специальных операций объективно требует массированного использования значительного количества разнообразных по правовому положению (предназначению) и тактике действий сил и средств милиции, других служб ОВД, а также внутренних войск и учебных заведений МВД России, которые выступая лишь в качестве единого цельного комплекса и под единым руководством, в состоянии оказать действенное влияние на негативные тенденции развития оперативной обстановки и добиться намеченного конечного результата;



· действия могут проводиться в значительных пространственных границах, размер которых зависит от вида и масштабов ЧО, объема причиненных им отрицательных последствий;

· проведение специальной операции осуществляется строго на плановой основе;

· осуществляемая деятельность проводится под руководством специально образованного органа оперативного управления (объединенного оперативного штаба, оперативного штаба или группы управления), так как ее целенаправленность, размах, интенсивность, разнообразие участвующих в ней сил и средств, реализуемых ими действий, настоятельно требуют выполнения большого объема работ по управлению (организации, регулированию, прогнозированию, планированию, контролю и т.п.).

К категориям (понятиям) специальной операции можно отнести следующие: масштабность, цели, единое руководство (единоначалие), интенсивность и адекватность действий, взаимодействие, законность действий. Рассмотрим основные из этих категорий (понятий).

Масштабность или размах специальной операции характеризуется количеством и составом сил и средств, привлекаемых к выполнению задач в специальной операции, объемом этих задач и важностью объекта преступного посягательства, а также величиной территории, на которой проводится комплекс мероприятий специальной операции.

Объем служебно-боевых задач может характеризоваться величиной территории или важностью объекта, количеством, вооруженностью и агрессивностью преступников, шириной и глубиной задачи. Под территорией понимается зона (регион), в административных границах которой проводится специальная операция, а под важным объектом - летательный аппарат, аэродром или часть его, административное или иное важное задание, транспортное средство, захваченное и удерживаемое преступной группой (одиночным вооруженным преступником).



Ширина и глубина задачи имеет значение при ведении поиска преступников или рассредоточении правонарушителей и определяется руководителем специальной операции в зависимости от способов и характера действий в конкретной специальной операции.

Цель специальной операции должна быть четко выражена и направлена на достижение определенных, конкретных результатов. В зависимости от поставленных целей специальные операции отличаются по способам проведения и способам действий привлекаемых сил, а также и по порядку привлечения оперативных и войсковых резервов выполнения задач в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Цели специальных операций могут быть общие и частные.

К общей цели - цели верхнего уровня - можно отнести восстановление нарушенного чрезвычайными обстоятельствами общественного порядка на объекте, районе, городе, определенной территории и обеспечить защиту жизни и здоровья людей, предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу и культурным ценностям, обнаружение преступников и пресечение (нейтрализацию) их преступных действий.

Частная цель в конкретной специальной операции будет определяться и зависеть от характера и вида чрезвычайных обстоятельств, по ликвидации которых организуются и проводятся весь комплекс мероприятий специальной операции. Сложность задачи для руководителя специальной операции и состоит в том, чтобы правильно определить частные цели, на основе которых принять целесообразное решение и поставить задачи тем управляемым подсистемам, которые смогут эффективно реализовать его в отношении объекта воздействия (одиночного вооруженного преступника или вооруженной преступной группы).

Частными целями специальных операций могут быть следующие:

Розыск и задержание (обезвреживание) вооруженных и иных особо опасных преступников, в том числе скрывающихся или скрывшихся с места совершения преступления, бежавших из мест содержания под стражей или из под охраны конвоя, караула, а также вооруженных дезертиров;

Освобождение заложников в различных ситуациях;

Пресечение захвата воздушных судов и других транспортных средств;

Пресечение захвата важных объектов: зданий, помещений, сооружений и участков местности, захваченных преступниками;

Разоружение незаконных вооруженных формирований, ликвидация бандитских формирований, пресечение деятельности преступных сообществ (преступных организаций) и изъятие оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых веществ и предметов военного имущества;

Поиск и задержание нарушителей, проникших на территорию важного государственного охраняемого объекта;

Пресечение террористического акта;

Пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах;

Пресечение массовых беспорядков в местах содержания под стражей и учреждениях исполнения наказания;

Борьба с диверсионно-разведывательными группами и воздушными (морскими) десантами противника при выполнении задач территориальной обороны.

Анализ опыта проведенных специальных операций, служебно-оперативной деятельности органов внутренних дел, служебно-боевой деятельности внутренних войск свидетельствует о том, что они проводятся для достижения более широкого круга частных целей. Так, например, специальные операции проводились при задержании сотрудников органов внутренних дел, оказывающих вооруженное сопротивление после совершения тяжкого преступления или по розыску и задержанию преступников, совершивших групповой побег из исправительно-трудовых колоний или следственных изоляторов.

Под единоначалием , как категорией специальной операции, понимается такая форма организации управления, при которой во главе органа управления специальной операцией стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные для всех участвующих в специальной операции сил, решения. Нормативные акты министерства внутренних дел определяют, что руководят специальными операциями старшие оперативные начальники, к категории которых отнесены министры (начальники управлений) внутренних дел, начальники городских и районных отделов (управлений) внутренних дел, лесных исправительно-трудовых учреждений или по их поручению компетентные должностные лица. В зависимости от этого и определяются уровни управления, к компетенции которых отнесены прерогативы организации и руководства силами в специальных операциях.

Под уровнями управления в специальных операциях понимаются определенные подсистемы МВД России, на которые возлагаются обязанности реагирования на то или иное чрезвычайное обстоятельства, возникшее на обслуживаемой территории. Анализ проведенных специальных операций показывает, что они могут проводиться на тактическом, оперативном и оперативно-стратегическом уровнях управления.

Тактический уровень управления предполагает городской, районный, линейный отдел внутренних дел, в обязанности которого входит реагирование на чрезвычайные обстоятельства, возникшие на обслуживаемой территории.

Под оперативным уровнем управления понимается министерство внутренних дел республики в составе Российской Федерации, управление внутренних дел края (области), управление внутренних дел на транспорте, управление лесных исправительно-трудовых учреждений и воинской части внутренних войск, дислоцированной на территории данной республики, края, области, которые обязаны реагировать на чрезвычайные обстоятельства и принимать все меры по нормализации обстановки на обслуживаемой территории.

Под оперативно-стратегическим уровнем управления - министерства внутренних дел нескольких республик, управлений внутренних дел краев, областей, на транспорте и соединения (округа) внутренних войск, воинские части которых дислоцируются на территории этих республик, краев, областей, зон ответственности УВДТ при проведении специальных операций в условиях чрезвычайных обстоятельств.

В понятие интенсивности как категории специальной операции входят такие показатели: продолжительность, динамичность, напряженность.

Продолжительность действий должна быть подчинена одному из основных требований необходимости проведения специальной операции в сжатые, минимально короткие сроки. Нельзя допустить, чтобы сложная оперативная обстановка, характеризующаяся как чрезвычайное обстоятельство, сохранялась на обслуживаемой территории длительное время. Опыт оперативно-служебной деятельность свидетельствует о том, что специальные операции могут проводиться в пределах от нескольких часов до нескольких суток. Для сокращения сроков проведения специальной операции руководителям различных уровней управления необходимо в совершенстве знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, возможности своих сил и средств по выполнению сложных задач, оперативно анализировать поступающую информацию и принимать целесообразные решения по адекватному и своевременному реагированию на то или иное чрезвычайное обстоятельство. Нерешительность руководителя при принятии решения на применение необходимых, в рамках требований законов и других нормативных актов, мер может повлечь тяжелые последствия и увеличить продолжительность противоправных действий, а, следовательно, и продолжительность специальной операции.

Динамичность в специальной операции может проявляться в скоротечности развития оперативно-служебных и служебно-боевых действий, частых и резких изменения положения как группировки сил и средств, так и участников противоправных действий в районе проведения специальной операции, требует своевременного и широкого маневра силами и средствами. Для достижения динамичности действий необходимо оснащать силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск высокоманевренным транспортом большой проходимости, так как нередко специальные операции проводятся в трудно доступной местности. Часто при проведении специальных операций возникает необходимость в срочном перекрытии новых направлений и рубежей, наращивания усилий на важных и угрожаемых направлениях, ввод в действие резервов в кратчайшие сроки, что требует оснащения войсковых сил вертолетами.

Напряженность действий в специальной операции характеризуется тем, что силы органов внутренних дел и внутренних войск проводят мероприятия специальной операции днем и ночью, с полной отдачей моральных и физических сил. Выполнение служебно-боевых и оперативно-служебных задач может быть прекращено только тогда, когда они будут выполнены или поступит распоряжение старшего начальника о прекращении силовых действий.

Взаимодействие должно быть организовано на всех этапах проведения мероприятий специальной операции и на всех уровнях управления. Взаимодействие организует руководитель специальной операции между подразделениями органов внутренних дел и всеми приданными на период проведения специальной операции силами. Взаимодействие в специальной операции заключается в согласовании по задачам, направлениям (рубежам, районам, объектам) и временным интервалам действий группировки сил в интересах достижения цели (выполнения задачи), поставленной старшим начальником. Основанием для организации взаимодействия служит соответствующее указание руководителя специальной операции.

При проведении специальных операций и особенно при ведении силовых (боевых) действий важнейшее значение имеет и такая ее категория, как законность , выступающая в качестве основополагающего средства обеспечения правомерности поведения сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск при выполнении служебно-боевых задач в условиях чрезвычайных обстоятельств. Руководитель специальной операции, начальники органов внутренних дел, командиры внутренних войск и их подчиненные, действующие в специальной операции, должны твердо знать и неукоснительно выполнять законы и основанные на них нормативные акты, регламентирующие применение сил, оружия, специальных средств, боевой и специальной техники. Забота об обеспечении законности занимает важное место при подготовке личного состава органов внутренних дел и внутренних войск, а соблюдение ее является долгом каждого сотрудника и военнослужащего. Это достигается проведением воспитательной работы, правовой пропаганды и неуклонным соблюдением уставных требований.

Анализ проведенных специальных операций и учений позволяет сделать вывод о том, что они проводятся по определенным периодам (этапам), к которым можно отнести: первоначальный или подготовительный (он может стать и завершающим); силовых (боевых) действий в совокупности с проведением и других мероприятий комплекса специальной операции; заключительный или завершающий.

В ходе проведения подготовительного или первоначального этапа проводится весь комплекс воспитательных, оперативно-розыскных, режимных и иных мероприятий в целях разложения, деморализации и, в конечном итоге, склонения преступников или преступной группы к отказу от проведения противоправных действий. При достижении положительных результатов этих мероприятий необходимость проведения остальной части комплекса специальной операции, т.е. проведение силовых (боевых) действий, отпадает. В ходе этого периода могут действовать отдельные служебные наряды органов внутренних дел по выявлению и нейтрализации организаторов преступных акций, а также по убеждению граждан (осужденных) в неправомерности действий отдельных лиц; войсковые (служебные) наряды могут брать под охрану караулами важные объекты, осуществлять охрану общественного порядка путем проведения патрулирования населенных пунктов или улиц, прилегающих к объектам (районам) проведения специальной операции.

Одновременно проводится планирование (уточнение планов) силовых (боевых) действий и создается достаточная для выполнения задач группировка сил и средств. Так, при проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований в Чечне основная часть личного состава войсковых частей внутренних войск и подразделений органов внутренних дел прибыли из других регионов страны.

Период силовых (боевых) действий характеризуется тем, что этот этап проводится лишь тогда, когда все проведенные мероприятия комплекса специальной операции не привели к положительным результатам. На этом этапе созданная группировка сил и средств выполняет поставленные задачи по пресечению противоправных акций путем проведения силовых действий с применением боевой и специальной техники, специальных средств, иных законных средств воздействий, вплоть до применения оружия, как крайние меры нейтрализации преступников. Силовые (боевые) действия обеспечиваются проведением оперативных, режимных и иных мероприятий комплекса специальной операции.

Завершающий или заключительный период может иметь цель проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий и силовых (боевых) действий по поддержанию общественного порядка, разоружения незаконных вооруженных формирований, рассредоточения участников противоправных действий. Основными способами выполнения задач в этот период будут патрулирование района проведения специальной операции, задержание и конвоирование организаторов, активных участников противоправных действий и исполнителей преступлений, а также обеспечение действий следственно-оперативных групп.

Органы внутренних дел и части (подразделения) внутренних войск МВД России, выполняя задачи в сфере правоохранительной деятельности, применяют различные, на основании законов и подзаконных актов, приемы и методы оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Наиболее сложные задачи выполняются путем проведения операций, в ходе проведения которых концентрируются достаточно большие силы и средства. По масштабам эти операции могут иметь довольно внушительные показатели. Одной из разновидностей операций вообще являются специальные операции, проведение которых связано с наиболее сложными событиями особых условий. К участию в них привлекаются не только силы и средства органов внутренних дел, но и внутренние войска МВД России. Как

правило, при этом используются все находящиеся на вооружении органов

внутренних дел и внутренних войск средства воздействий на преступников: оружие, боеприпасы, боевая и специальная техника, специальные средства и т.п. По количеству и качеству привлекаемых сил и средств, способам их применения специальные операции заслуживают отдельного исследования в теории и практике правоохранительной деятельности. Для решения задач, связанных с возникновением чрезвычайных обстоятельств, проводятся специальные операции, которые являются одним из организационно-тактических способов экстренного массированного реагирования органов внутренних дел, внутренних войск и сил других ведомств на указанные процессы и явления. Специальные операции осуществляются на основе законов Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск. Никто не вправе отдавать личному составу органов внутренних дел и

внутренних войск, участвующих в специальной операции, приказы, распоряжения и указания, противоречащие этим законам и правовым актам. Некоторой спецификой отличается и управленческая деятельность руководителей органов внутренних дел, выступающих в роли руководителей специальной операции, организация совместных действий сил органов внутренних дел и внутренних войск.



Понятие, виды специальных операций

Термин “специальная операция” появился в нормативных актах инистерства внутренних дел сравнительно недавно. Этим термином подчеркнута исключительность подобного вида оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Исходя из результатов анализа нормативных актов и литературных источников можно сделать вывод о том, что в теоретическом плане специальные операции могут характеризоваться определенными специфическими категориями (понятиями). При этом под категориями понимаются научно выраженные общие свойства и связи явлений действительности.

Специальные операции – это один из наиболее сложных видов деятельности органов и войск МВД. Характерным для них является привлечение сравнительно большого количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств ОВД, внутренних войск, федеральной службы безопасности (ФСБ) и др.; конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других, и различного рода боевых действий, отличающихся высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью. Боевые действия в операции могут развертываться на обширной территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают быстро.

Специальная операция – это комплекс оперативно-розыскных, разведывательных, контрразведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации террористического характера, а также иного криминального характера, не связанной с терроризмом. Подготовка и проведение таких операций охватывает большой круг разнообразных вопросов и требует высокой ответственности, твердого знания тактических приемов осуществления различных мероприятий и действий.

Виды специальных операций:

По задержанию вооруженных преступников в различных условиях;

По задержанию преступной группы, захватившей воздушное судно;

По обнаружению и ликвидации диверсионно-разведывательных групп противника;

По пресечению и ликвидации массовых беспорядков;

По ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых действий, в составе группировки сил и средств, в элементах ее боевого порядка, в организационной структуре группировки и т.д.

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ Специальная операция – это комплекс оперативнорозыскных, разведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или последовательно нескольких районах с целью задержания преступников (правонарушителей) и нормализации оперативной обстановки. Специальная операция является наиболее сложной формой выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач ОВД и ВВ МВД России.

Характерными чертами специальной операции являются: привлечение сравнительно большего количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств ОВД, ВВ, ФСБ и других силовых ведомств; проводимые мероприятия и действия отличаются высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью; конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий и действий (оперативных, предупредительных, силовых и др.); силовые действия в операции могут развертываться на обширной территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают скоротечно; силовые действия проводятся только тогда, когда оперативнорозыскные, предупредительные и другие мероприятия не привели к отказу преступника или преступной группы от противоправных действий.

Сущность и содержание мероприятий и действий, проводимых в специальной операции обуславливаются ее целями и конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью: Ш Ш Ш определения количества преступников (группы), характера их действий; выявления намерений преступников, их вооружения, оснащения и тактики действий, связей: установления мест укрытия; выявления заложников (количество, место нахождения, охрана, обращение с ними и др.); введения в заблуждение преступников относительно намерений сотрудников ОВД и получения других данных, необходимых для оценки обстановки при подготовке операции и принятия обоснованных решений на ее проведение. Они осуществляются путем проведения оперативных установок, наблюдения, использования специального аппарата, применения оперативно-технических средств и оперативных комбинаций и т. д.

Разведывательные мероприятия проводятся с целью получения достоверной информации о местонахождении, возможностях и действиях преступников (групп, организаций) и особенностях условий местности. Разведка осуществляется с земли, воздуха, с помощью радиотехнических средств, приборов радиационной и химической разведки. Предупредительные мероприятия проводятся различными приемами и способами для создания благоприятных условий и успешного проведения специальной операции на начальном этапе действий сил и средств. Предупредительные мероприятия включают в себя: переговорный процесс; режимные мероприятия; профилактические мероприятия; разъяснительные мероприятия.

Силовые действия включают в себя комплекс различных тактических приемов и способов, направленных в зависимости от целей специальной операции на недопущение или ограничение негативных последствий от действий преступников или на их ликвидацию. Они осуществляется с применением сотрудниками ОВД оружия, специальных средств, боевой и специальной техники и физической силы. Следственные действия направлены на установление и процессуальное закрепление преступной деятельности, конкретных участников, а также причин и условий возникновения ЧС техногенного характера. Если проведении оперативно-розыскных и предупредительных мероприятий достигнуты положительные результаты, то осуществление силовых действий становится нецелесообразным. В этот период могут действовать отдельные служебные или войсковые наряды от ОВД и ВВ. Одновременно может осуществляться планирование специальной операции с ограниченными целями и задачами.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов и способов ведения силовых действий, составе группировки сил и средств, элементов ее оперативного построения, организационной структуры группировки и т. д. Эти особенности находят свое отражение в заблаговременно разрабатываемых Планах действий ОВД при ЧО. Для руководства действиями группировки сил и средств в специальной операции создается оперативный штаб (ОШ). Организационная структура, персональный состав и должностные обязанности членов ОШ определяются начальником соответствующего ОВД и объявляются его приказом. Ш Ш В состав ОШ включаются: руководитель ОШ; заместители руководителя ОШ; члены ОШ; группы (организационно-аналитическая; связи; взаимодействия со СМИ; тылового и технического обеспечения и др.).

ОШ (оперативный штаб) возглавляет руководитель ОВД, а заместителями назначаются его штатные заместители, командир соединения (воинской части, подразделения) ВВ, дислоцированного на территории обслуживания и по согласованию руководители (заместители руководителей) взаимодействующих органов, а также командиры отряда милиции специального назначения и отряда милиции особого назначения (ОМСН, ОМОН). Исходя из оперативной обстановки и масштабов ЧО, руководитель ОШ может делегировать свои полномочия одному из своих заместителей. Членами ОШ могут назначаться руководители отраслевых подразделений ОВД, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления (по взаимной договоренности), силы и средства от которых привлекаются к действиям при выполнении задач на территории обслуживания. От органов и подразделений УВД (ОВД) на транспорте, подразделений, управлений (отделов) вневедомственной охраны, управлений (отделов) внутренних дел в ЗАТО, на особо важных и режимных объектах при возникновении ЧО вне объектов транспорта и охраняемых объектов в ОШ ОВД выделяются оперативные группы (сотрудники) для координации совместных действий.

При назначении руководителя территориального органа безопасности начальником ОШ, начальник ОВД назначается его первым заместителем в случаях: Ш пресечения террористического акта; Ш освобождения воздушного судна, судна водного транспорта, железнодорожного подвижного состава, захваченного преступниками; Ш захвата заложников при попытке достичь целей политического характера, а в СИЗО, ИВС - при попытках содержащихся там лиц достичь целей незаконной эмиграции из Российской Федерации. Основными задачами оперативного штаба являются: сбор, обобщение и анализ поступающей информации, подготовка материалов для оценки обстановки и выработка предложений для принятия решений руководителем ОШ; Ш подготовка распорядительных документов; Ш организация исполнения отдаваемых руководителем приказов и распоряжений, осуществление контроля за их практической реализацией; Ш управление силами и средствами, обеспечение согласованности действий привлекаемых сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск при проведении специальных мероприятий. Ш

Для работы ОШ и управления подразделениями в различных условиях в органах внутренних дел развертываются пункты управления: Ш центр оперативного управления (ЦОУ), в горрайлинорганах внутренних дел – пункт оперативного управления (ПОУ); Ш запасный пункт управления (ЗПУ); Ш подвижный пункт управления (ППУ); Ш вспомогательный пункт управления (ВПУ). Основным пунктом управления при выполнении задач при ЧО является ЦОУ (ПОУ), который развертывается непосредственно в здании ОВД, как правило, вблизи помещений дежурной части. Предназначенное для него помещение заблаговременно готовится и оборудуется всем необходимым (автоматизированными рабочими местами, средствами связи, оргтехникой, местами обеспечения жизнедеятельности). При выходе из строя ЦОУ (ПОУ) перебазируется на ЗПУ, который предназначен для повышения устойчивости и непрерывности управления.

Для управления группировкой сил и средств в районе ЧО, руководства силами и средствами проведении специальных операций выделяется ВПУ. На ВПУ ОШ может переместиться в полном составе либо на него выделяется группа управления ОШ. ВПУ разворачивается на базе специально оборудованных автомобилей повышенной проходимости, которые оснащаются необходимыми видами связи и имеют не менее 6 рабочих мест. Все пункты управления должны иметь возможность выполнять управленческие функции в полном объеме. К участию в контртеррористических операциях и минимизации последствий террористических актов привлекаются силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск согласно перечню, согласованному с руководством территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, утвержденному на заседании оперативного штаба в субъекте Российской Федерации. Состав сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск, привлекаемых к участию в контртеррористических операциях в субъектах Российской Федерации, утверждается приказом МВД России.

К действиям при чрезвычайных обстоятельствах привлекаются подразделения органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск, образовательные учреждения МВД России. Расчет сил, привлекаемых к действиям при ЧО, осуществляется, исходя из следующих норм: Ш органы внутренних дел в пункте постоянной дислокации – до 60%, за пределами пунктов постоянной дислокации – до 50% списочной численности личного состава, линейные органы внутренних дел на транспорте – 10%; Ш образовательные учреждения МВД России – 50% списочной численности личного состава. Основными способами действий ОВД и ВВ в специальной операции являются: Ш блокирование; Ш поиск; Ш преследование; Ш окружение; Ш оцепление; Ш засада; Ш рассредоточение; Ш изъятие (захват).

Вопрос 2: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ Каждая операция вне зависимости от вида и особенностей ее проведения состоит из трех этапов: Ш организация операции (подготовительный период); Ш ведение операции (период силовых действий); Ш завершение операции (заключительный период). Во время подготовительного периода (организация операции) проводится весь комплекс оперативно-розыскных, предупредительных и других мероприятий, в целях склонения к отказу отдельных преступников или преступной группы от противоправных действий. Первоначальные действия проводит оперативный дежурный по ОВД, наряды несущие службу в районе операции, группа немедленного реагирования (ГНР) и дежурная следственно-оперативная группа (СОГ) ОВД.

Если меры принятые территориальным ОВД не дали положительных результатов, то его руководитель докладывает оперативную обстановку старшему начальнику и с его разрешения проводит специальную операцию. Задача на проведение специальной операции может поступить в виде приказа, распоряжения или подачей установленного сигнала оповещения для сбора личного состава, привлекаемого к действиям при ЧО. Приказом МВД России от 25 мая 2009 года № 400 установлены следующие сигналы для сбора личного состава: № п/п Сигналы Действия по сигналам 1 2 3 Предупреждение и пресечение преступлений террористического характера 1. «ЭДЕЛЬВЕЙС» Сбор личного состава, оперативного штаба МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, личного состава подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, выделенных в состав группировки сил и средств оперативного штаба в субъекте Российской Федерации 1. 1 «Набат» на объектах воздушного транспорта 1. 2 «Вихрь» на объектах водного транспорта 1. 3 «Сигнал» на объектах железнодорожного транспорта

1 2 3 1. 4 «Тоннель» на объектах метрополитена 1. 5 «Циклон» на объектах автомобильного транспорта 1. 6 «Технология» на объектах промышленности 1. 7 «Молния» на объектах топливно-энергетического комплекса 1. 8 «Атом» на ядерных и радиационно-опасных объектах 1. 9 «Шторм» на гидротехнических сооружениях 1. 10 «Гроза» на объектах органов государственной власти 1. 11 «Арсенал» на военных объектах 1. 12 «Метель» на объектах массового пребывания людей 1. 13 «Дипломат» на объектах представительств иностранных государств Предупреждение и пресечение преступлений против общественной безопасности 2. «ВУЛКАН-1» Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, лагерях вынужденных переселенцев, изоляторах временного содержания (ИВС) и других специальных учреждениях милиции 3. «ВУЛКАН-2» Сбор личного состава, деятельности банды 4. «ВУЛКАН-3» Сбор личного состава, привлекаемого к розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров) 5. «КРЕПОСТЬ» Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению захвата собственных объектов органов внутренних дел и внутренних войск привлекаемого к пресечению

1 2 3 Предупреждение и пресечение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства 6. Сбор личного состава, привлекаемого к предупреждению и пресечению (подавлению) вооруженного мятежа «ЛАВИНА» Предупреждение и пресечение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 7. Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению блокирования транспортных коммуникаций «ТУМАН» Предупреждение и пресечение преступлений в учреждениях исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы 8. Сигнал определяется территориальными органами ФСИН России, ФСБ России и планами взаимодействия Сбор личного состава, привлекаемого к участию в пресечении действий по захвату заложников и дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций 9. «ТАЙФУН-1» «ТАЙФУН-2» Сбор личного состава, привлекаемого к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: а) техногенного характера; б) природного характера Мероприятия по защите государственной границы Российской Федерации 10. Сигнал определяется территориальными органами управления ПС ФСБ России и планами взаимодействия Сбор личного состава, привлекаемого к оказанию содействия органам и войскам ПС ФСБ России в воспрещении незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации в местах дислокации органов внутренних дел и внутренних войск

Силы и средства ОВД и ВВ, привлекаемые к действиям при ЧО, после оповещения и сбора могут приводиться в готовность № 2 и 1. При приведении в степень готовности № 2: проводится оповещение и сбор личного состава, который прибывает в места сбора (сосредоточения) боевая и специальная техника, транспортные средства выводятся на места построения средства связи и автоматизации управления готовятся к работе боеприпасы, подвижные запасы материальных средств, специальные и технические средства грузятся на транспортные средства боеприпасы на руки не выдаются задачи подразделениям не ставятся Время привидения личного состава в степень готовности № 2 составляет для ОВД, соединений и воинских частей ВВ 1 час 30 минут.

При приведении в готовность № 1: осуществляется экипировка личного состава производится посадка личного состава на транспорт личному составу выдаются оружие и боеприпасы (боеприпасы выдаются на руки или грузятся на транспортные средства в штатной упаковке) ставятся задачи группам Готовности № 1 может вводиться, минуя степень готовности № 2. В ОВД, соединениях (воинских частях) ВВ срок приведения в степень готовности № 1 из степени готовности № 2 составляет 30 минут, минуя степень готовности № 2 – 2 часа. Время перехода личного состава к действиям после выполнения мер по приведению в степень готовности № 1 осуществляется немедленно (с получением приказа).

С получением сигнала или доклада о возникновении чрезвычайных обстоятельств начальник территориального ОВД проводит мероприятия в соответствии с Планом действий при ЧО, информирует прокурора и местные органы власти и управления. Органом управления при резком осложнении оперативной обстановки и кризисных ситуациях являются дежурная часть и ОШ. Дежурная часть до сбора личного состава ОШ: Ш самостоятельно принимает необходимые решения; Ш отдает соответствующие распоряжения нарядам с последующим докладом начальнику ОВД. В дальнейшем все управление передается ОШ. В любом случае при организации операции руководитель ОШ: Ш Ш Ш Ш уясняет задачу; отдает предварительные распоряжения о подготовке сил и средств; производит расчет времени; оценивает обстановку; принимает решение; ставит задачи группам оперативного построения; организует взаимодействие, управление и всестороннее обеспечение операции.

В результате уяснения задачи и оценки обстановки формируются выводы из нее, которые и составляют основу решения руководителя ОШ на проведение специальной операции. В решении руководитель ОШ определяет: Ш замысел операции (район действий, способ проведения, привлекаемые силы, построение групп, направление основных усилий, время готовности); Ш задачи групп оперативного построения (состав, вооружение, экипировка, время и порядок занятия исходного рубежа, задачи и способы их выполнения); Ш порядок применения оружия, техники, специальных средств, меры безопасности; Ш порядок взаимодействия групп оперативного построения; Ш организацию управления и всестороннего обеспечения. Решение руководителя ОШ оформляется на карте или схеме, а к ней прилагаются планы оперативно-режимного и материальнотехнического обеспечения, а также необходимые расчеты.

Принятое и утвержденное старшим оперативным начальником решение руководитель ОШ объявляет своим заместителям и членам ОШ, дает им указание о постановке задач исполнителям и организации их выполнения непосредственно на местности. Поставленные устно задачи записываются в журнал распоряжений, а решение оформляется приказом. После объявления решения руководитель ОШ становится руководителем операции. Заместители руководителя ОШ ставят задачи подразделениям внутренних дел и частям (подразделениям) ВВ, которые им соответственно подчинены. После отдачи приказа руководитель специальной операции организует взаимодействие, управление, всестороннее обеспечение операции и осуществляет контроль за выполнением отданных распоряжений. Организация специальной операции (подготовительный период) завершается выходом подразделений в район операции и занятием исходных позиций группами оперативного построения.

На втором этапе операции (период силовых действий) созданная в первоначальный период группировка сил и средств по команде (сигналу) руководителя операции выполняет свои задачи по пресечению или ликвидации противоправных акций преступников. Силовые действия обеспечиваются оперативно-розыскными, предупредительными и иными мероприятиями комплекса специальной операции. Особое внимание в этот период уделяется управлению силами и средствами. Управление группировкой сил и средств осуществляется с основного (ЦОУ, ПОУ), а при необходимости и вспомогательного пунктов управления (ВПУ). В ходе силовых действий, по изменяющейся обстановке, руководитель специальной операции управляет силами и средствами путем отдачи коротких распоряжений лично и через заместителей (членов) оперативного штаба.

Заключительный период операции включает мероприятия по недопущению возникновения вновь ЧО (рассредоточение участников противоправных действий, разоружение незаконных вооруженных формирований), обеспечение работы следственно-оперативной группы и другие. Специальная операция прекращается по команде (сигналу) руководителя операции после получения данных (докладов командиров групп оперативного построения) о выполнении поставленной задачи. Основные действия заключительного периода: сбор сил и средств, участвующих в операции, в местах постоянной дислокации; Ш подведение итогов операции; Ш уточнение оперативных планов с учетом недостатков выявленных в ходе операции; Ш подготовка приказа о результатах операции; Ш подготовка и отправка донесения в вышестоящий штаб (ОВД, ВВ). Ш

В письменном донесении старшему оперативному начальнику о результатах операции указываются: Ш время и источник получения информации о месте нахождения и преступном поведении задержанных; Ш меры, принятые сотрудниками ОВД по блокированию преступников и обеспечению безопасности граждан; Ш меры, принятые по организации операции; Ш силы и средства, привлекавшиеся к проведению операции; Ш допущенные при организации и проведении операции ошибки и просчеты, а так же их отрицательные последствия; Ш данные о преступниках (их количество, вооруженность, характер действий); Ш список лиц, отличившихся при проведении операции и достойных поощрения. К донесению прилагается схема организации и хода операции. Таким образом, успех специальной операции зависит: Ш от знания основ ее организации и ведения; Ш качественной подготовки сил и средств; Ш рационального управления ими при выполнении поставленных задач.

Термин “специальная операция” появился в нормативных актах министерства внутренних дел сравнительно недавно. Этим термином подчеркнута исключительность подобного вида оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Исходя из результатов анализа нормативных актов и литературных источников можно сделать вывод о том, что в теоретическом плане специальные операции могут характеризоваться определенными специфическими категориями (понятиями). При этом под категориями понимаются научно выраженные общие свойства и связи явлений действительности.

Специальные операции – это один из наиболее сложных видов деятельности органов и войск МВД. Характерным для них является привлечение сравнительно большого количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств ОВД, внутренних войск, федеральной службы безопасности (ФСБ) и др.;

конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других, и различного рода боевых действий, отличающихся высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью.

Боевые действия в операции могут развертываться на обширной территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают быстро.

Специальная операция – это комплекс оперативно-розыскных, разведывательных, контрразведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации террористического характера, а также иного криминального характера, не связанной с терроризмом.

Подготовка и проведение таких операций охватывает большой круг разнообразных вопросов и требует высокой ответственности, твердого знания тактических приемов осуществления различных мероприятий и действий.


Виды специальных операций:

По задержанию вооруженных преступников в различных условиях;

По задержанию преступной группы, захватившей воздушное судно;

По обнаружению и ликвидации диверсионно-разведывательных групп противника;

По пресечению и ликвидации массовых беспорядков;

По ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых действий, в составе группировки сил и средств, в элементах ее боевого порядка, в организационной структуре группировки и т.д.

Цели специальных операций могут быть общие и частные.

К общей цели - можно отнести восстановление нарушенного чрезвычайными обстоятельствами общественного порядка на объекте, районе, городе, определенной территории и обеспечение защиты жизни и здоровья людей, предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу и культурным ценностям, обнаружение преступников и пресечение (нейтрализацию) их преступных действий.

Частная цель в конкретной специальной операции будет определяться, и зависеть от характера и вида чрезвычайных обстоятельств, по ликвидации которых организуются и проводятся весь комплекс мероприятий специальной операции. Сложность задачи для руководителя специальной операции и состоит в том, чтобы правильно определить частные цели, на основе которых принять целесообразное решение и поставить задачи тем управляемым подсистемам, которые смогут эффективно реализовать его в отношении объекта воздействия (одиночного вооруженного преступника или вооруженной преступной группы).

Частными целями специальных операций могут быть:

Розыск и задержание (обезвреживание) вооруженных и иных особо опасных преступников, в том числе скрывающихся или скрывшихся с места совершения преступления, бежавших из мест содержания под стражей или из под охраны конвоя, караула, а также вооруженных дезертиров;

Освобождение заложников в различных ситуациях;

Пресечение захвата воздушных судов и других транспортных средств;


Пресечение захвата важных объектов: зданий, помещений, сооружений и участков местности, захваченных преступниками;

Разоружение незаконных вооруженных формирований, ликвидация бандитских формирований, пресечение деятельности преступных сообществ (преступных организаций) и изъятие оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых веществ и предметов военного имущества;

Поиск и задержание нарушителей, проникших на территорию важного государственного охраняемого объекта;

Пресечение террористического акта;

Пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах;

Пресечение массовых беспорядков в местах содержания под стражей и учреждениях исполнения наказания;

Борьба с диверсионно-разведывательными группами и воздушными (морскими) десантами противника при выполнении задач территориальной обороны.

Сущность и содержание мероприятий и боевых действий, проводимых в специальной операции, обуславливаются ее целями и конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых действий, составе группировки сил и средств, элементов ее боевого порядка, организационной структуре группировки и т.д.

Специальная операция – сложный вид деятельности органов внутренних дел, включающий в себя не только широкомасштабные действия сил и средств ОВД и приданных сил ВВ МВД России, но и необходимый процесс организации и подготовки сил и средств к проведению мероприятий такого масштаба.

Этапы проведения специальных операций и их содержание

Вне зависимости от вида и особенностей, каждая специальная операция состоит из трех этапов:

1 этап – организация операции, 2 этап – ведение операции,

3 этап – завершение операции.

Получение задачи от старшего начальника включает:

Принятие решения на операцию;

Планирование операции;

Организация взаимодействия;


Организация боевого и материально-технического обеспечения;

Подготовка подразделений и сосредоточение сил и средств в районе предстоящих действий.

Этап. «Ведение операции»

Начинается с занятия элементами боевого порядка исходящих рубежей по установленному сигналу;

Каждый вид операции имеет свою строго определенную последовательность:

а) при захвате воздушного судна – в целях введения преступников в заблуждение и оказания на них психологического влияния – после чего преступники задерживаются или ликвидируются;

б) при нахождении преступника в укрытии – используется фактор внезапности;

в) в условиях активного сопротивления – операция осуществляется с оказанием на них психологического воздействия, т.е. с обращением к преступникам о немедленной сдаче, объявлением о применении против них оружия и спецсредств.

Этап. «Завершение операции»

Осмотр района операции;

Сбор подразделений;

Проверка личного состава, материальной части;

Подведение итогов;

Составление схемы боевых действий;

Подготовка донесений об окончании операции;

Разбор операции.

Для ведения боевых действий в специальной операции используются войсковые силы, в состав которых входят подразделения и части внутренних войск, специальные моторизированные части милиции, подразделения специального назначения, личный состав уголовного розыска, отделы борьбы с экономическими преступлениями (БЭП), работники исправительно-трудовых учреждений (ИТУ), подразделения противопожарной службы, сводные подразделения, временно сформированные из сотрудников различных органов и учреждений внутренних дел, а также учебных заведений.

По согласованию с местными органами власти и руководителями соответствующих министерств и ведомств, к действиям в специальных операциях могут привлекаться добровольные народные дружины, актов населения, подразделения Российской Армии, пограничных войск и Федеральная Служба Безопасности (ФСБ).


Состав (категории и виды) необходимых сил и средств определяется, исходя из характера предстоящих в операции действий (например, для захвата, оперативно-розыскных и следственных действий, конвоирования, применения специальных средств, лишения преступников возможности вести прицельный огонь и т.д.). Их количество определяется с учетом размера территории (объекта) проведения операции, количества преступников, возможного ущерба и т.д.

В специальных операциях войсковые силы используют оружие и боевую технику, стоящую на вооружении, средства защиты личного состава и принудительного воздействия.

Специальная операция может производиться на открытой местности, в лесу, в горах, населенном пункте, отдельном строении и т.д., в разное время суток и года, при различной погоде. Естественно, что эти факторы окажут существенное влияние на организацию и характер боевых действий при ведении операции.

Организация операции начинается с момента получения задачи от старшего оперативного начальника и включает:

Принятие решения на операции;

Планирование операции;

Организацию взаимодействия;

Организацию боевого и материально-технического обеспечения;

Подготовку подразделений и сосредоточение сил, средств в районе предстоящих действий.

В процессе принятия решения операции, при необходимости, по отдельным вопросам, начальник заслушивает подчиненных, проводит рекогносцировку, изучает и анализирует предшествующий опыт проведения подобных операции.

В решении руководитель операции определяет:

Замысел операции

Задачи подчиненных

Порядок взаимодействия

Организацию управления

Всестороннее обеспечение

На основании решения руководителя операции, разрабатываются различные оперативно-боевые документы. К ним относятся:

План операции

Боевой приказ

План сосредоточения подразделения в районе операции

План связи


Рабочая карта (схема) руководителя операции

Таблица сигналов взаимодействия и взаимного опознания.

План операции является основным планируемым документом. Он составляется текстуально или графически на карте (схеме), подписывается руководителем операции и утверждается старшим оперативным начальником, принявшим решение на проведение операции.

План состоит из следующих разделов:

Силы и средства, привлекаемые к операции

Организация взаимодействия

Режимные мероприятия в районе операции

Организация управления и связи

Всестороннее обеспечение боевых действий

Успех операции во многом зависит от взаимодействия сил и средств, участвующих в операции, которое организуется внутри подразделений, с соседями, по месту, времени и достижению цели. Наиболее тщательно должны быть согласованы действия подразделений в ночное время и в условиях ограниченной видимости. Взаимодействие, организованное руководителем подразделения в пункте дислокации, по прибытии в район операции подразделений уточняется. Все изменения, дополнения, сделанные на местности, наносятся на карту.

Большое значение в специализации операции имеет подготовка личного состава. Подготовка включает:

Подбор и экипировку личного состава

Подготовку оружия, боеприпасов, снаряжения, обмундирования, продовольствия, транспорта, средств

Связи, специальных средств, служебных собак

Инструктаж личного состава.

При наличии времени и если позволяет оперативная обстановка, могут проводиться тренировки на местности, приближенной к той, на которой будут осуществляться операции. Сосредоточение сил и средств в районе проведения операции осуществляется скрытно, преимущественно ночью или в условиях ограниченной видимости, по заранее определенным маршрутам. Исходные позиции (рубеж блокирования, место расположения) занимаются, как правило, с ходу. При невозможности подъезда к исходным позициям на автомобилях, назначается район спешивания, из которого группы без задержки выдвигаются пешим порядком на предназначенные им позиции. Независимо от способа передвижения, личный состав должен прибыть в назначенный район своевременно и в полной боевой готовности.


Все этапы подготовки и проведения специальной операции плавно вытекают один из другого. Нельзя отдавать явные приоритеты, какой- либо из стадий операций, нельзя недооценивать работу каждой группы, задействованной на всех стадиях специальной операции.

Состав группировки сил и средств, привлекаемых к подготовке проведению специальных

Привлечение сил и средств органов внутренних дел, находящихся в непосредственном подчинении, осуществляется при возникновении обстоятельств, обоснованно требующих проведения специальной операции и оформляется приказом начальника органа внутренних дел, в компетенцию которого входит необходимость реагирования на конкретное чрезвычайное обстоятельство. Силы и средства соседних и взаимодействующих органов внутренних дел (территориальных, на транспорте и т.п.) привлекаются на основе предварительно разработанных планов взаимодействия, силы и средства оперативных резервов используются только по решению старших оперативных начальников, в подчинении которых находятся эти силы и средства.

Подбор сотрудников и военнослужащих для участия в специальных операциях осуществляется начальниками органов внутренних дел и командирами соединений (частей) внутренних войск.

Состав группировки сил, привлекаемых к проведению специальных операций по чрезвычайным происшествиям:

Оперативный штаб (группа управления) (ОШ; Г Упр)

Связи (Г Со)

Разведки (РГ)

Взаимодействие со средствами массовой информации (ГВСМИ)

Ведения переговоров (ГВП)

Следственно-оперативная (СОГ)

Документирования (Г Док)

Поисковая (ПГ)

Экспертно-криминалистическая (ЭКГ)

Оцепления (Г Оц)

Блокирования (Г Блок)

Эвакуации (Г Эвак)

Разграждения (Г Разгр)

Рассредоточения (Г РСр)

Применения специальных средств (Г ПрС С)

Прикрытия (Г Пр)


Захвата (изъятия) (ГЗ или Гиз)

Конвоирования (сопровождения) (Г Конв или Г Сопр)

Разбирательства с задержанными (Г Ра)

Охраны объектов (Г Охр)

Патрулирования (Г Патр)

Регулирования дорожного движения (Г РД)

Пожаротушения и первоочередных спасательных работ (Г ПС)

Ликвидации угрозы взрывов (Г Лув)

Тылового обеспечения (ГТ)

Материально-технического обеспечения (ГМТО)

Медицинского обеспечения (ГМО)

Организации помощи пострадавшим (ГОПП)

Резерва (РЗ).

По выполняемым задачам эти группы можно объединить в более крупные группы:

ГРУППЫ УПРАВЛЕНИЯ предназначены для подготовки, организации выполнения решений руководителя операции (ОШ) и контроля за выполнением принятых решений и ходом специальной операции в целом, организации и контроля мероприятий по завершению операции;

ГРУППЫодин пробелОБЕСПЕЧЕНИЯодин пробелРЕЖИМНЫХодин пробелОГРАНИЧЕНИЙ

предназначены для изоляции района операции с целью недопущения в него и эвакуации из него посторонних граждан, ограничения действий противника, воспрещения его доступа к особо важным объектам и районам, а также создания благоприятных условий для проведения операции;

ГРУППЫ ДЛЯ СИЛОВЫХ ДЕЙСТВИЙ предназначены для подавления сопротивления, задержания или ликвидации преступников силой оружия;

ГРУППЫ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ предназначены для фиксации, выявления и закрепления следов преступления и их предварительного исследования;

ГРУППЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ предназначены для боевого, тылового и технического обеспечения формирований при проведении специальных операций;

РЕЗЕРВ предназначен для решения внезапно возникающих задач.

К средствам, применяемым в специальных операциях относятся:

Оружие и специальные средства;


Оперативная криминалистическая, специальная техника; Средства связи;

Автотранспортные средства; Служебно-розыскные собаки; Боевая и специальная техника;

Специальные средства и средства инженерного вооружения МВД России.

Численность и состав групп, привлекаемых к действиям при возникновении ЧС определяется начальником

По количеству и качеству привлекаемых сил и средств, способам их применения специальные операции заслуживают отдельного исследования в теории и практике правоохранительной деятельности.

Работа ОВД в условиях чрезвычайных обстоятельств требует знание вопросов по основам организации и ведению специальных операций, повышенной мобилизации личного состава, создания надежной системы управления всеми силами и средствами, задействованными в проведении операции.


ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ОВД ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬЯТВАХ

На современном этапе когда преступники обладают современным вооружением, специальными средствами и прекрасно технически оснащены, вопросы подготовки к проведению специальных операций и организация алгоритма их проведения ставиться на первое место.

Планирование придает деятельности органов внутренних дел целенаправленный характер, способствует своевременности решения наиболее сложных и актуальных задач, определяет пути и средства достижения цели, создает условия наиболее эффективного и полного использования сил, средств и времени, возможность своевременного маневра силами и средствами, дает возможность более четкого взаимодействия различных служб и ведомств.

Основы планирования действий органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах и в военной время

Основные принципы планирования:

законность; научность; системность;

целенаправленность и непрерывность.

Главная задача планирования заключается в распределении сил и средств по месту, времени, эффективном и согласованном их применении для достижении конечной цели.

Основными задачами планирования можно считать:

1. сокращение сроков приведения сил и средств в различные степени боевой готовности;

2. совершенствование подготовки личного состава к действиям в различных условиях обстановки;

3. повышение реальности планируемых мероприятий;

4. достижение более четкой организации по всестороннему обеспечению действий сил;

5. выработке мероприятий по более эффективному использованию сил и средств для выполнения поставленных задач.


Требования предъявляемые к планированию

Планы разрабатываются в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, образовательных учреждениях МВД России, горрайлинорганах внутренних дел.

Планы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации:

разрабатываются в соответствии с нормативными актами и учетом выполняемых задач;

подписываются начальником штабного подразделения (или подразделения, выполняющего его функции);

согласовываются с руководителями оперативных штабов в субъектах РФ, командирами соединений (воинских частей) внутренних войск и в части их касающейся представляются на согласование с командирами соединений (воинских частей) ВС РФ России, других войск и воинских формирований, руководителями федеральных органов исполнительной власти или их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

утверждаются соответствующими руководителями ОВД.

Планы горрайлинорганов, а также подразделений, непосредственно подчиненных ОВДРО:

разрабатываются в соответствии с положениями настоящего Наставления на основании плана МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, (ОВДТ) ОВДРО, в части, их касающейся;

подписываются начальником органа внутренних дел; согласовываются с командирами воинских частей внутренних войск

и в части, их касающейся представляются на согласование с командирами соединений (воинских частей) Минобороны России, других войск и воинских формирований, руководителями территориальных органов государственной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Планы горрайлинорганов, а также подразделений, непосредственно подчиненных ОВДРО, утверждаются руководителями МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, (ОВДТ) ОВДРО.

Расчёты сил и средств, привлекаемых к действиям при ЧО, по направлениям деятельности в установленные сроки представляются в структурные подразделения центрального аппарата МВД России.

В управлениях материально-технического снабжения МВД России обобщаются расчеты по тыловому и техническому обеспечению сил и средств МВД, ГУВД, УВД УВДТ (ОВДТ), ОВДРО, соединений (воинских частей) внутренних войск, принимаются меры по своевременному


выделению и пополнению оперативных запасов материальных средств (в пределах установленных норм положенности), необходимых для выполнения задач при ЧО.

Порядок применения внутренних войск при ЧО определяется главнокомандующим внутренними войсками МВД России.

Разработка Плана организуется лично руководителем МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, (ОВДТ) ОВДРО, образовательного учреждения МВД России, горрайлиноргана внутренних дел.

Организация работы по разработке плана осуществляется на основании приказа руководителя ОВД. В приказе указывается состав группы разработки, порядок работы и сроки предоставления Плана для утверждения.

Перед утверждением Плана осуществляется его изучение заместителями соответствующего руководителя, начальниками управлений (отделов, отделений) и структурных подразделений с последующим заслушиванием их докладов и докладов руководителей подчиненных органов внутренних дел (командиров, начальников) с обоснованием принятых решений и произведенных расчетов. При отсутствии недостатков План утверждается и вступает в силу. При наличии значительных недостатков организуется его доработка.

План согласовывается с руководителями (командирами) всех взаимодействующих органов, другими заинтересованными лицами и докладывается на утверждение. Запрещается подписывать и утверждать план лицам, исполняющим (временно исполняющим) обязанности тех руководителей (командиров, начальников), кому это право предоставлено нормативно-правовыми актами, за исключением случаев исполнения обязанностей по вакантной должности.

Выписки из Плана вышестоящих органов внутренних дел направляются подчиненным органам внутренних дел и образовательным учреждениям МВД России в части, их касающейся, а также в подразделения органов внутренних дел самостоятельно не разрабатывающие План действий и в соединения и воинские части внутренних войск.

В выписке указывается:

Задачи, к выполнению которых привлекается орган внутренних дел, соединение, воинская часть, военно-учебные заведения внутренних войск;

Привлекаемые силы и средства и их состав и численность; Задачи на которых необходимо сосредоточить основные усилия;

Порядок обеспечения действий органов внутренних дел и приданных


Организации взаимодействия, управления и связи.

Корректировка планов осуществляется:

после издания новых нормативных правовых актов МВД России по действиям при ЧО;

при изменении организационно-штатной структуры, табеля положенности вооружения, техники и материальных средств в горрайлинорганах, воинских частях, образовательных учреждениях;

при резких изменениях оперативной обстановки;

при изменении маршрутов выдвижения, мест дислокации пунктов управления, органов внутренних дел, воинских частей, учреждений, складов, баз снабжения материальными средствами;

после выявления недостатков в ходе инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов, штабных тренировок, командно-штабных и тактических (тактико-специальных) учений.

Во всех случаях в листе корректировки плана делается отметка в связи с чем внесены изменения с указанием даты, должности и фамилии исполнителя.

Уточнение планов в полном объеме производится на специальных занятиях (штабных тренировках) под руководством руководителя органа внутренних дел, для чего планом основных организационных мероприятий МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД ОВДРО, образовательного учреждения МВД России, планом работы горрайлиноргана предусматривается необходимое время.

За состояние плана и его хранение отвечает руководитель штабного подразделения, который определяет порядок пользования им. План действий при ЧО хранится, как правило, в помещении дежурной части в сейфе для секретных документов.

Разработка планов проводится заблаговременно, на основе реальной обстановки которая может сложиться на обслуживаемой территории, с использованием современных методов научного прогнозирования. Планирование осуществляется на каждом уровне управления системы МВД России под непосредственным руководством основного руководителя. К разработке привлекаются круг должностных лиц соответствующего органа.

Документы планов выполняются текстуально и графически с приложением к ним необходимых расчетных данных, которые отражают сведения о состоянии реальной и прогнозируемой обстановки.

Степень детализации документов плана определяется руководителем органа внутренних дел, исходя и масштаба и характера решаемых задач.

Все планы по своему содержанию должны быть предельно четкими, краткими, наглядными, по формату и оформлению - удобными для работы


водин пробелполевыходин пробелусловиях.один пробелМероприятия,один пробелкоторыеодин пробелвозможноодин пробелвыразить графически, следует отрабатывать на картах и схемах.

Разработка планов осуществляется на основе приказов и директив Министра внутренних дел России, в которых определены конкретные задачи возложенные на органы внутренних дел и внутренние войска при чрезвычайных обстоятельствах и в военное время.

Разработке специальных планов предшествует тщательное изучение соответствующих приказов, директив и указаний, исходных данных, оперативной обстановки и оценка имеющихся сил и средств для выполнения поставленных задач. Основой для разработки планов является решение руководителя органа внутренних дел, которое принимается после уяснения характера и объема возложенных на орган внутренних дел задач в особых условиях.

Для оценки обстановки, выработки решения и формирования документов плана осуществляется сбор, анализ и обобщение исходных данных, отражающих оперативную обстановку на обслуживаемой территории, ее возможные изменения связанные с конкретными обстоятельствами, готовится прогноз возможной остановки и ее развития анализируется накопленный опыт, осуществляется выработка вариантов решений начальника ОВД об использовании сил и средств, вопросы всестороннего обеспечения, порядок управления силами и средствами и их взаимодействия.

Исходные данные добываются посредством изучения, прогнозирования оперативной обстановки, а также получения (истребования) от других органов управления внутренних дел, МЧС, ФСБ, МО, государственного управления и других взаимодействующих учреждений и ведомств.

Для планирования необходимо иметь такие исходные данные: задачи возложенные на ОВД в условиях чрезвычайных обстоятельств и в военное время; характеристика ОВД (территория, численность, оснащенность, морально-психологическое состояние личного состава), вероятная обстановка; климатические и метеорологические условия; данные о местности, населении, оперативная обстановка на территории; потенциально опасные объекты и их характеристика; охраняемые объекты; зоны возможных землетрясений и наводнений; возможные зоны заражения (загрязнения) и другие необходимые данные.

Разработку плана условно можно разбить на три этапа:

Первый этап носит подготовительный характер - создание рабочей группы, сбор, обобщение и оценка исходных данных, которые могут влиять на деятельность ОВД, географическую, экологическую, санитарно-


эпидемиологическую характеристику региона, демографические данные о составе населения, силы и средства ОВД и взаимодействующих органов, наличие и состояние транспорта, технических средств, средств защиты и других материальных ресурсов, используемых в интересах ОВД, систему управления в республике, крае, области, районе, городе и т.д.

Второй этап - связан с практической разработкой и оформлением документов плана.

Третий этап - согласование разделов плана между собой и с планами вышестоящих органов управления, доработка, утверждение и доведение плана до исполнителей.

Планы подписываются начальниками штабного подразделения и утверждаются руководителем соответствующего органа внутренних дел. После утверждения специальные планы приобретают юридическую силу и предусмотренные в нем мероприятия становятся обязательными для исполнения всеми должностными лицами. В целях обеспечения постоянной боевой готовности сил и средств разработанные планы должны своевременно корректироваться.

Сроки корректировки устанавливаются соответствующими приказами для каждого вида плана, а также по мере необходимости:

Количествоодин пробелэкземпляроводин пробелодин пробелпланов,один пробелстепеньодин пробелиходин пробелсекретности определяется приказами, так например количество планов ГО на военное время должно быть по числу пунктов управления и дублирующих органов. Знаяодин пробелглавные задачи вопросов планирования, алгоритм проведения этапов специальной операцииодин пробелпозволит сократить сроки подготовки и проведенияодин пробелспециальныходин пробелоперацийодин пробелизбежатьодин пробелпотерьодин пробелодин пробелсредиодин пробелличного

состава, вооружения и техники.

Разработанный заблаговременно план будет являться основой для принятия руководителем оперативного штаба решения на проведение специальной операции.

Особенности разработки планов на военное время

Перед государством в военное время, встанет сложная задача не только в отражении массированного воздействия всех видов вооружения, но и противодействие силам специального назначения противника в глубоком тылу страны. Чтобы защитить объекты тыла и тыл страны в целом, создается система военных и общегосударственных мероприятий. В эту систему мероприятий входят такие понятия как гражданская оборона и территориальная оборона.

Гражданская оборона - это система общегосударственных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время, в целях защиты


населения и народного хозяйства государства от последствий крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения.

Территориальная оборона - это составная часть военных и общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты участков государственной границы, важных объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также установления и поддержания режима военного (осадного) положения.

Для выполнения задач органами внутренних дел в военное время разрабатывается целый комплекс планирующих документов. Особенности разработки некоторых из них будут рассмотрены в данном вопросе.

План гражданской обороны объекта и ГРОВД на военное время определяет организацию и порядок перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, обеспечения жизнедеятельности сотрудников объекта и членов их семей в условиях ведения гражданской обороны в начальный период войны и в военное время.

План ГО объекта и ГРОВД на военное время состоит из текстовой части и приложений.

Текстовая часть плана включает три раздела:

1. Оценка ожидаемой обстановки после нападения противника.

2. Выполнение мероприятий гражданской обороны при их планомерном проведении,

3. Выполнение мероприятий гражданской обороны при внезапном нападении противника.

К текстовой части плана ГО объекта разрабатываются формы документов в виде приложений, основными из которых являются:

1. Календарный план выполнения основных мероприятий ГО при переводе объекта на военное время.

2. План мероприятий по защите сотрудников, рабочих и служащих и организации спасательных и других неотложных работ.

3. Расчет укрытия сотрудников, рабочих и служащих в защитных сооружениях на объекте.

4. Расчет на проведение эвакомероприятий.

5. Состав сил и средств гражданской обороны объекта.

6. Расчет обеспеченности сотрудников, рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты

7. Схема управления, связи, оповещения объекта (в рабочее и не рабочее время).


8. План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в военное время.

Дополнительно могут разрабатываться различные справочные документы.

Для выполнении задач территориальной обороны органами внутренних дел и внутренних войск разрабатывается план участия органов внутренних дел и внутренних войск в выполнении задач территориальной обороны.

Такой план разрабатывается на карте с пояснительной запиской на основе выписки из плана территориальной обороны военного округа.

На карте отображается:

Пункты постоянной дислокации, районы расположения (дислокации) органов внутренних дел, частей внутренних войск.

Пункты постоянной дислокации, районы расположения частей Вооруженных Сил.

Охраняемые органами внутренних дел, частями внутренних войск объекты.

Места расположения (дислокации) федеральной службы безопасности.

Станции (аэропорты, порты, пристани) погрузки (разгрузки), маршруты выдвижения к ним.

Расположение объектов атомной энергетики, объектов с ядерными установками, химически опасных промышленных объектов.

Возможные районы (объекты, направления) действий диверсионно- разведывательных групп противника.

В пояснительной записке указываются расчеты сил и средств органов внутренних, частей внутренних войск, взаимодействующих органов в выполнении задач территориальной обороны.

План подписывается руководителем органа внутренних дел и согласуется:

В МВД (УВД,) республики (края), с военным округом. В УВД области, с областными военными комиссариатами.

В зонах (районах) территориальной обороны к планированию привлекаются полномочные представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов федеральной службы безопасности и территориальных органов внутренних дел, а также представители соединений, воинских частей и учреждений, от которых и в интересах которых выделяются силы и средства для ведения территориальной обороны.


Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...