Проверка требований пожарной безопасности. Как проходят проверки пожарной безопасности Прокурорская проверка мчс


Это не сложно. Есть два способа.

Способ первый – узнать заранее. Подходит для тех, кто не любит неизвестности и все предпочитает планировать заранее.

Заходим на сайт Генеральной прокуратуры РФ: http://www.genproc.gov.ru/

Крутим колесо «мыши» и спускаемся по странице вниз:

Нажимаем на кнопку «Сводный план проверок субъектов предпринимательства» и оказываемся на следующей странице:

Жмем «Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2012 год» и переходим в следующий раздел:

Вводим в соответствующие поля данные своей организации.
Достаточно ввести только идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Наименование контролирующего органа вводить бессмысленно – все равно система выдаст абсолютно все виды проверок, запланированные различными надзорными органами. Если не вводить период проверок, то система выдаст результаты поиска за весь год. Выбирать регион имеет смысл только если организация имеет развитую филиальную сеть в различных субъектах Российской Федерации.

Введем, например, вот такие данные:

И узнаем, что проверка ОАО «АвтоВАЗ» Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Самарской области, продолжительностью 20 рабочих дней, запланирована с 29.04.2012 г.

Заодно увидим, что одновременно с проверкой ОАО «АвтоВАЗ» органом ГПН будут проводиться проверки того же объекта Росприроднадзором и Роспотребнадзором. А также проверки трех различных объектов ОАО «АвтоВАЗ», расположенных на территории Шигонского района Самарской области, Комитетом по управлению муниципальным имуществом одноименного муниципального района, в котором не знают как правильно пишется наименование проверяемой организации.

Есть еще два пути получить ту же информацию:

1. На официальном сайте МЧС России: Деятельность > Планы и результаты проведения плановых проверок > Планы проведения плановых проверок на 2012 год > Наименование территориального органа (Регионального центра) МЧС России: http://www.mchs.gov.ru/activities/?ID=703877 . В результате будет скачан архив файлов MS Excel, с графиками проверок по каждой области, входящей в состав соответствующего федерального округа.

2. На сайте Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Например, для Самарской области – на сайте Главного управления МЧС России по Самарской области (http://www.63.mchs.gov.ru/): Направления деятельности > Планы и результаты проведения плановых проверок > План проведения плановых проверок. В результате будет скачан архив с файлом MS Excel План плановых проверок на 2012 год.xls. В частности, по Самарской области на 2012 год запланированы проверки 5 375 объектов.

В этом случае Вы дополнительно узнаете:
— перечень и адреса всех объектов, подлежащих проверке,
— цель проведения проверки (проверка соблюдения требований пожарной безопасности, либо в области ГО и ЧС, либо – и то и другое);
— основание для проведения проверки;
— вид проверки (документарная или выездная).

И еще: если данные трех источников расходятся, то верить следует Генеральной прокуратуре РФ.

Способ второй – Вам сообщат, незадолго до того, как. Подходит для тех, кто любит сюрпризы.

О проведении плановой (документарной и выездной) орган государственного пожарного надзора обязан уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения органа ГПН о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Под «не позднее чем в течение трех рабочих дней» чаще всего понимается «не позднее чем, за три рабочих дня».

Проходим проверку пожарной безопасности – пошаговая инструкция

Проверка пожарной безопасности - неотъемлемая составляющая любого вида предпринимательской деятельности, без разницы - связана она с производством или с обслуживанием клиентов. Если у вас есть помещения, использующиеся в бизнесе, то пожарный инспектор обязательно нанесет вам визит, а в ряде случаев от его решения будет зависеть сам факт осуществления вашей деятельности в качестве ИП, ООО или ОАО. Поэтому перед началом регистрационных действий обязательно ознакомьтесь с действующими противопожарными нормами и постарайтесь их соблюдать уже на этапе создания производства или организации обслуживания клиентов.

Законодательное обеспечение проверок пожарной безопасности

Проверки пожарной инспекции регламентируются принятым в 2004 году №820-ФЗ «О государственном пожарном надзоре». Этот нормативный акт устанавливает порядок проведения проверок, полномочия инспекторов, права и обязанности проверяемого лица или организации, периодичность проведения проверок. В соответствии с этим законом пожарная инспекция обязана

  • заблаговременно уведомить проверяемого о факте предстоящей проверки,
  • а саму проверку проводить не чаще одного раза в 2 года , с продолжительностью не более 1 месяца (увеличение этих сроков возможно только в исключительных случаях).

Более частый визит проверяющего допускается при условии контроля за исполнением предписаний инспекции по ранее выявленным нарушениям.

Основываясь на другом нормативном акте - №294-ФЗ «О защите прав юр.лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении гос. контроля…» органы государственной власти, а именно - Генеральная прокуратура и сама контролирующая организация - не только направляют в адрес проверяемого уведомление о проверках, но и публикуют во всеобщем доступе план их проведения, в том числе и план пожарных проверок.

В частности, по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2018/ размещен план проверок контролирующими организациями юр. лиц и ИП на 2018 год. Любой предприниматель может ввести наименование своей организации (или ИП), ИНН и в результате узнать будет ли проведена проверка пожарной безопасности в предстоящем году.

Мораторий на плановые проверки для субъектов малого бизнеса

На период 01.01.2016 - 31.12.2018 объявлен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства.

Этот запрет имеет свои исключения - он не распространяется на некоторые ИП, которые работают в особо значимых сферах, например:

  • здравоохранение,
  • образование,
  • социальная сфера,
  • электроэнергетика и другие.

В этих организациях плановые проверки разрешается проводить и два и три раза в три года. Виды деятельности и допустимая периодичность проверок определены Постановлением Правительства Российской Федерации.

Несмотря на мораторий, всем организациям без исключения, нужно неукоснительно выполнять все правила пожарной безопасности, начиная от проектирования и строительства зданий и оборудования помещений и заканчивая наличием огнетушителей в должном количестве и заправленных, проверенных на работоспособность. Огонь не прощает халатности, расхлябанности и упрощений всего и вся! Тому есть немало трагических примеров с массовыми человеческими жертвами.

Шаг 1: Начало пожарной проверки

Итак, начало проверки пожарной безопасности - это получение уведомления о дате визита проверяющих, сроках и порядке проведения проверки. В указанную в уведомлении дату к вам придет пожарный инспектор и первое, что он должен сделать - предъявить вам письменное распоряжение начальника пожарного управления (или его заместителя).

Без предъявления этого документа никакой проверки пожарной безопасности проводиться не может.

В этом документе обязательно должна присутствовать

  • информация о дате проведения проверки,
  • ее виде,
  • наименовании проверяемой организации (или ИП)
  • и самое главное - о Ф.И.О. и звании инспектора.

Всю эту информацию вам необходимо проверить самым тщательным образом и при обнаружении несоответствий потребовать замены документа на достоверный (например, к вам пришел другой инспектор). Кроме этого, проверяющие не вправе превышать сроки проверки, заявленные в данном распоряжении.

Не лишним будет снять ксерокопию распоряжения о проверке пожарной безопасности, чтобы вы могли всегда обратиться к его содержанию и проконтролировать действия инспектора на предмет нарушения.

Шаг 2: Проверка документов

После того, как пожарный инспектор подтвердит свои полномочия, он в первую очередь попросит вас предъявить документы, которые необходимы для соблюдения режима пожарной безопасности контролируемого объекта. Перечень таких документов может варьироваться в зависимости от вида осуществляемой деятельности, опасности производства, размеров помещения, количества работников и так далее. Тем не менее в этот перечень обязательно войдут:

  • внутренние приказы о противопожарных мероприятиях (назначении ответственных лиц, о проведении инструктажей, указании и оборудовании мест для курения);
  • план эвакуации сотрудников на случай пожара (на следующем шаге проверки пожарной безопасности инспектор обязательно сравнит предъявленный план с реальным планом здания);
  • журнал проведения противопожарных инструктажей (необходимо, чтобы в журнале были отражены факты регулярных инструктажей всех работников);
  • договоры с организациями, устанавливающими и проводящими техническое обслуживание средств пожарной сигнализации и систем пожаротушения (в большинстве случаев у вас также спросят и копии лицензий этих организаций, которые вы должны затребовать до подписания соответствующих договоров);
  • акты проверок пожарных гидрантов или водопроводов (если они, конечно, есть в вашем здании).

Необходимость наличия в помещении средств пожарной сигнализации и пожаротушения зависит от площади и специфики использования здания. Уточнить подпадает ли используемое вами здание или помещение под действующие нормы можно в так называемом НБП 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», а скачать его - в конце данной статьи.

Шаг 3: Проверка пожарной безопасности помещения

После контроля документов инспектор приступит к непосредственному осмотру здания (или помещения), в ходе которого проконтролирует:

  • соответствие плана эвакуации реальной конфигурации помещений;
  • материалы отделки стен, полов и потолков;
  • наличие, правильное расположение и состояние аварийных выходов;
  • состояние решеток на окнах - они должны обязательно открываться изнутри, если все окна в помещении зарешечены;
  • наличие, количество, состояние и правильное расположение огнетушителей и противопожарного оборудования;
  • общее состояние помещения, проходов и эвакуационных путей на предмет захламления;
  • наличие информационных табличек о путях эвакуации, пожарных выходах, обозначении огнетушителей и указание номера телефона при пожаре;
  • наличие и состояние систем оповещения о пожаре (для тех помещений, где работают более 10 человек);

Шаг 4: Составление акта проверки пожарной безопасности


По итогам проведенных контрольных мероприятий инспектор должен составить акт о проведенной проверке пожарной безопасности. Еще в процессе осмотра помещения и проверки документов, он может попросить дать объяснения о каких-либо выявленных нарушениях или недочетов в организации противопожарной безопасности. Учитывая эти комментарии, а также основываясь на общепринятой практике, составляется Акт пожарной проверки. Как правило, его составление занимает 2-3 дня, после чего пожарный инспектор предъявляет его руководителю проверяемого юр. лица или ИП под подпись.

В Акте пожарной проверки содержится:

  • информация о составителе (инспектор) и проверяемой фирме, дате проведения проверки;
  • описание текущего пожарно-технического состояния проверенного помещения;
  • перечень выявленных нарушений с апелляцией к действующим нормам противопожарной безопасности;
  • меры воздействия на нарушителя, возложенная на него ответственность;
  • объяснения ответственных за выявленные нарушения лиц;
  • отметки об ознакомлении проверяемого лица (или его представителя) с актом, а также о согласии или несогласии с его содержанием и информацией о нарушениях;
  • в случае выявления серьезных нарушений, к акту прикладываются протоколы, составленные в ходе проверки на ответственных за противопожарную безопасность лиц.

Если вы не согласны с содержанием Акта пожарной проверки, в нем не зафиксированы ваши объяснения, вы считаете нарушения или меры воздействия необоснованными, то обязательно в форме акта указывайте «Не согласен» и подробно аргументируйте свою позицию.

Из существующей практики можно утверждать, что проверка пожарной безопасности дело серьезное, но редко приводящее к серьезной ответственности в случае первоначального обнаружения несерьезных нарушений. В большинстве случаев пожарный инспектор ограничивается предупреждением и составляет соответствующее предписание с рекомендациями по устранению нарушения, а также с указанием сроков проверки соблюдения этих предписаний. Если же вы злостно нарушаете противопожарные нормы, либо не соблюдаете предписания пожарных инспекторов, то вам не избежать административной ответственности, а в крайних случаях - и возбуждения уголовного дела.

Видео по теме

  • ФИО, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.
Помните, вам обязаны вручить под роспись копию распоряжения (приказа), заверенную печатью.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. В нем указывается:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;
  • ФИО и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица (индивидуального предпринимателя), ФИО и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки; о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица (ИП) указанного журнала;
  • подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К данному акту прилагаются объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки. По результатам проверки при выявлении нарушений инспектор вправе вынести предписание с требованием устранить допущенные нарушения и указать срок для их устранения.

Что интересует инспектора при проведении проверки

Объектом внимания любого пожарного инспектора будет соблюдение проверяемым Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Помимо этого организация или предприниматель обязаны соблюдать еще целый ряд нормативов пожарной безопасности, однако мы остановимся на основных моментах, которые интересуют инспектора.

  • порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
  • порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • места курения;
  • порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
  • предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
  • обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;

Порядок аварийной остановки технологического оборудования;

Порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

Правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

  • порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.
Так как все сотрудники организации обязаны пройти противопожарный инструктаж (п. 7. ППБ 01-03), то при проверке инспектор может потребовать предъявить журнал ознакомления с правилами пожарной безопасности .

Схематический план эвакуации людей при пожаре и система оповещения предусмотрены Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности , утвержденным Федеральным законом N 123-ФЗ от 22.07.2008 и Нормами пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России N 323 от 20.06.2003.

В местах массового скопления людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть инструкция для персонала по безопасной и быстрой эвакуации.

Кроме того, необходимо соблюдать следующее:

  • в каждом помещении на видных местах вывешивать таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, чтобы при возникновении опасности любой сотрудник учреждения мог с ней связаться (п. 13 ППБ 01-03);
  • чтобы двери на путях эвакуации могли открываться свободно и по направлению выхода из здания за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03);
  • рядом с оборудование, имеющим повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности (п. 33 ППБ 01-03)
  • обеспечить помещения огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03). Количество, типы и виды средств тушения пожара в зависимости от площади и видов помещений определены в Приложении № 3 к Правилам.
  • держать свободными дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, а в зимний период очищать их от снега (п. 23 ППБ 01-03).

Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) , утвержденные Приказом МЧС, устанавливают правила установки автоматических систем пожаротушения в зависимости от типа помещения.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

За нарушение этих правил предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Ст. 20.4. КоАП РФ "Нарушение требований пожарной безопасности" в зависимости от степени и вида нарушения предусматривает наказание начиная от штрафа в 500 рублей и заканчивая приостановлением деятельности сроком до 90 суток.

Ст. 219 УК РФ "Нарушение требований пожарной безопасности" применяется в случае причинения в результате пожара вреда здоровью средней тяжести или смерти одного или более человек. Санкции этой статьи варьируются от штрафа в размере 80 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 7 лет.

Обжалование результатов проверки

Если вы не согласны с результатами проверки, то вы вправе их обжаловать. Жалобу следует направить либо в суд, либо в вышестоящий орган. При этом в жалобе следует обратить внимание как на процессуальные ошибки (например, участие неуполномоченного лица со стороны предпринимателя), так и нарушения норм материального права (неправильное их применение, применение недействующих нормативных актов и т.д.). Обратите внимание, разные документы, составленные в ходе проверки, имеют свой порядок обжалования, так, предписание обжалуется в порядке главы 25 ГПК , а постановление по делу об административном правонарушении - в порядке гл. 30 КоАП РФ .

Помните, что не стоит выражать свое несогласие молчанием, дожидаясь, когда вас еще раз привлекут к административной ответственности, но уже по одной из следующих статей: ст. 19.5. КоАП РФ "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", ст. 19.6. КоАП РФ "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" или ст. 20.25. КоАП РФ "Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

При осуществлении предпринимательской деятельности любому хозяйствующему субъекту, будь то индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, приходится вступать во взаимоотношения с различными государственными органами. К ним относится и Го сударственный пожарный надзор. Пожарные инспекторы «балуют» своими посещениями чаще других контролеров, поскольку невыполнение или ненадлежащее выполнение установленных правил пожарной безопасности может привести не только к материальному ущербу, но и причинить вред жизни и здоровью граждан. Одним из ярких примеров можно назвать пожар в декабре 2009 года в пермском клубе «Хромая лошадь», в результате которого погибли 155 человек.

В своей статье мы постараемся максимально полно осветить вопросы, касающиеся проведения пожарной инспекцией проверок соблюдения правил пожарной безопасности в организациях, в частности:

Какими нормативными документами следует руководствоваться, чтобы обеспечить пожарную безопасность в организациях;
- какие нарушения могут выявить пожарные инспекторы;
- кем могут проводиться пожарные проверки, их виды, сроки и периодичность, оформление результатов;
- что такое пожарная декларация, где и в каких случаях она применяется;
- кто несет ответственность, какие виды ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности предусмотрены законодательством РФ.

Пожарная безопасность предприятий в любой стране регламентируется и контролируется государством. Так и в России пожарная безопасность обеспечивается системой, основными элементами которой являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия и граждане. Это важное понятие места и роли предприятия как одного из элементов системы обеспечения пожарной безопасности. Другими словами, государство наделило предприятия всеми правами в данной области и возложило на них соответствующие обязанности по предотвращению пожаров и противопожарной защите.

В частности, в Российской Федерации все без исключения организации обязаны строго соблюдать «Правила пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03) (далее - ППБ 01-03) , утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.

Это отправной документ, на основании которого должна строиться стратегия обеспечения пожарной безопасности организации. Также одними из основных нормативных документов в области пожарной безопасности, действующими в настоящее время на территории Российской Федерации являются:
. Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 (далее Закон N 69-ФЗ).
. Федеральный закон N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 (далее Закон N 123-ФЗ).

Эти внушительные по объему нормативные акты представляют собой свод правил о том, как должно быть и чего допускать не следует, чтобы огненная стихия не стала бесконтрольной хозяйкой.

Обязательному исполнению подлежат и нормы специальных правил, принимаемых в соответствии с Законом N 123-ФЗ , например, Свода правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (СП 9.13130.2009), и некоторые строительные правила (СНиП) и нормы пожарной безопасности (НПБ) , которые продолжают действовать до дня вступления в силу регламентов, предусмотренных Законом N 123-ФЗ.

Продолжают действовать, в частности:
- СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
- НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утверждены приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315;
- НПБ 253-98 «Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость», утверждены приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 N 39.

Конечно, все мельчайшие детали, установленные многочисленными актами, учесть невозможно, но основных правил стоит придерживаться.

Что является объектом проверки?

Сразу отметим, что основная задача пожарного инспектора - проверить соблюдение ППБ 01-03.

Перечень нормативов пожарной безопасности , которые должны соблюдать организации и учреждения, достаточно большой, поэтому мы остановимся лишь на тех нормативах, на которые обращают внимание пожарные инспекторы .
Общие правила, которые приведены в разделе I ППБ 01-03, касаются и обязательны для исполнения всеми без исключения организациями, независимо от отраслевой принадлежности.

Первое, что потребует у проверяемой организации пожарный инспектор, - приказ руководителя организации и инструкцию о мерах пожарной безопасности , которая в соответствии с п. 6 ППБ 01-03 должна быть в каждом учреждении (организации).

В инструкции о мерах пожарной безопасности должны быть отражены следующие сведения (приложение 1 к ППБ 01-03):
1) порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
2) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
3) порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
4) места курения;
5) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
6) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
7) обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;
- порядок аварийной остановки технологического оборудования;
- порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
- правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
8) порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.

В соответствии с п. 7 ППБ 01-03 все сотрудники организации должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа , а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров. Порядок проведения, периодичность и перечень вопросов инструктажей определен приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (с изменениями от 27.01.2009). Если в проверяемой организации какой-либо сотрудник не прошел противопожарный инструктаж, государственный пожарный инспектор отметит данное нарушение в акте.

В зданиях и сооружениях, где на этаже одновременно находятся более 10 человек, должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система оповещения людей о пожаре , соответствующая нормам пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденным Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации, по которой как минимум раз в полгода следует проводить практические тренировки по эвакуации всех работников - учебные тревоги . При этом необходимо учитывать, что планы (схемы) эвакуации должны совпадать с планом здания (сооружения).

Кроме того, в каждом помещении на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны , чтобы при возникновении опасности любой сотрудник учреждения мог с ней связаться (п. 13 ППБ 01-03). Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания , за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03).

Согласно п. 33 ППБ 01-03 около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности .
Следующий момент, на котором контролеры заострят свое внимание, - обеспечение помещений организации огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03). Количество, типы и виды средств тушения пожара в зависимости от площади и видов помещений определены в приложении 3 к ППБ 01-03.

Перечень помещений и оборудования, которые должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения (АУП) и пожарной сигнализации (АУПС) , приведен в нормах пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315. Руководителям организаций не следует забывать о своевременном обслуживании и проверке таких установок . Они должны постоянно содержаться в рабочем состоянии (п. 34 ППБ 01-03).

Согласно п. 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой очищаться от снега и льда .

Полномочия лиц, осуществляющих пожарный надзор в Российской Федерации

Согласно ст. 6 Закона N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в России осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора , находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Наряду с Законом N 69-ФЗ, нормативным актом, в соответствии с которым действуют органы пожарного надзора, является Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 «О государственном пожарном надзоре» (далее - Постановление N 820), которым утверждено и введено в действие Положение «О государственном пожарном надзоре» (далее - Положение)

Например, в п. 9 Положения перечислены права государственных инспекторов городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и государственных инспекторов закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору. Согласно положениям этого пункта они имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами, проводить обследования и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (в том числе в нерабочее время), входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей.

Кроме того, пожарные инспекторы вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки, давать руководителям юридических лиц и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В отдельных случаях они могут приостанавливать на короткий срок (до рассмотрения дела судом в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях) деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг. Такая мера принимается ими, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно (п. 9 Положения).

В результате проведения контроля над пожарной безопасностью пожарные инспекторы вносят в соответствующие организации и представляют соответствующим должностным лицам в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушения РФ (далее - КоАП РФ), представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности, а также составляют протоколы, рассматривают дела об административных правонарушениях и назначают в соответствии с законодательством РФ административные наказания.

Следует обратить внимание, что в целях регулирования отношений в области защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора) действуют положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон N 294-ФЗ). В частности, установлено ограничение прав должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю . Так, согласно ст. 15 Закона N 294-ФЗ должностные лица органов пожарного надзора при проведении мероприятий по контролю не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, осуществлять плановые проверки, если при их проведении не присутствуют должностные лица или работники проверяемых организаций либо их представители, распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю;
- требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если таковые не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки, требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами.

Виды, сроки и периодичность проведения проверок

Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля
(надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также устанавливает основные принципы проведения таких контрольных мероприятий .

В частности, органы пожарного контроля вправе проводить плановые, повторные и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, независимо от их формы собственности. Плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями, ежегодным планом, который доводится до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.

Кроме того, в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановой проверки, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок должны быть направлены в органы прокуратуры, которые рассматривают их на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с ч.4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ею ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, который также размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

Согласно ч.8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.

В соответствии со ст. 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях , связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органов пожарного надзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.

В соответствии со ст. 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проводится внеплановая выездная проверка, основаниями которой являются:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В начале проверки проверяющие обязаны предъявить удостоверения и распоряжение о проверке, в котором должны быть указаны дата, сроки и вид проверки, перечислены инспекторы. Распоряжение должно быть выписано на предпринимателя или организацию. Контрольная проверка без распоряжения незаконна, детальный порядок организации проверок определен ст.14 Закона N 294-ФЗ.

Оформление результатов пожарных проверок

После проведения проверки должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора составляется акт установленной формы в двух экземплярах (ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

В нем указывается следующая обязательная информация: дата, время и место составления акта, наименование проверяющего органа пожарного надзора, дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), его осуществлявшего, наименование проверяемой организации, должность его представителя, присутствовавшего при данном процессе, дата, время, продолжительность и место проведения.

Кроме того, в акте должны быть перечислены выявленные в ходе проведения контроля результаты, в том числе нарушения, их характер, лица, допустившие указанные нарушения.

При отказе в ознакомлении с актом проверки представителем организации, а также лицом, присутствовавшим при ее проведении, этот факт необходимо зафиксировать в данном в акте.

Акт подписывается должностным лицом, проводившим контроль.

К акту о проведении пожарной проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Обратите внимание: согласно п. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридические лица обязаны вести журнал учета проверок , который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен. В нем должностным лицом органа государственного пожарного надзора производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного надзора, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете данного мероприятия, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего проверку, и его (их) подпись.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю, или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного пожарного надзора.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки учреждения нарушений в соблюдении обязательных требований противопожарной безопасности, должностные лица органа государственного пожарного надзора в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны:
- выдать предписание юридическому лицу об устранении нарушений с указанием сроков их устранения;
- принять меры по контролю за устранением нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших данные нарушения, к ответственности.

Декларация пожарной безопасности

С 1 мая 2009 года вступил в силу Закон N 123-ФЗ, в соответствии с которым, в целях повышения уровня пожарной безопасности объектов защиты, у руководителей юридических лиц появилась обязанность представить в МЧС России до 01.05.2010 декларацию пожарной безопасности , утвержденную Приказом МЧС РФ от 24.02.2009 N 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (далее - Приказ МЧС N 91), и выбирать в добровольном или обязательном порядке форму оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности технических регламентов, нормативных документов по пожарной безопасности или условиям договоров .

Под объектом защиты в названных нормативных актах подразумевается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) и декларирование пожарной безопасности по сути своей являются мерами, позволяющими обеспечить общие требования пожарной безопасности, предъявляемые Законом N 123-ФЗ к объектам защиты.

В соответствии со ст. 144 Закона N 123-ФЗ декларация пожарной безопасности и независимая оценка пожарного риска являются формами оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности изложены в ст. 6 Закона N 123-ФЗ.

Правила оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем оценки пожарного риска регламентированы постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 304.

Рассмотрим отдельно вопросы, касающиеся обязательного представления декларации пожарной безопасности в органы МЧС России и независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности).

Декларация пожарной безопасности - это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Закона N 123-ФЗ, декларация пожарной безопасности представляется не позднее одного года после вступления в силу Технического регламента, т.е. до 01.05.2010 .

Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.
Составляют декларацию пожарной безопасности:
- застройщик либо лицо, осуществляющее подготовку проектной документации;
- собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному Законом N 123-ФЗ или договором, или орган управления многоквартирным домом.

Декларация пожарной безопасности составляется для следующих объектов защиты:

1) объектов капитального строительства, для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением:
- жилых домов высотой не более трех этажей;
- отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв.м., которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности; отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв.м., которые предназначены для осуществления производственной деятельности;
2) зданий детских дошкольных образовательных учреждений;
3) специализированных домов престарелых и инвалидов;
4) больниц;
5) спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

Декларация пожарной безопасности может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

В случае изменения требований пожарной безопасности, а также изменения содержащихся в ней сведений, декларация разрабатывается вновь или уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации, и регистрируется в порядке, установленном для регистрации декларации.

Ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, несет лицо, составившее и подписавшее ее в соответствии с законодательством РФ.

Декларация составляется по установленной форме в двух экземплярах и подписывается лицом, ее составившим, после чего направляется в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения территориального органа МЧС России непосредственно либо по почте. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и, в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям, осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.

При несоответствии заполнения декларации установленным к ней требованиям должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.

Декларация пожарной безопасности состоит из трех разделов:
раздел I - Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты;
раздел II - Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара;
раздел III - Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты.

Раздел I заполняется в случае, если проводился расчет пожарного риска. В разделе указываются расчетные значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска.

Раздел II заполняется исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо приводятся сведения из договоров страхования.

Раздел III заполняется на основании выполняемых требований федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты.

К декларации прилагаются расчеты по оценке пожарного риска, самостоятельная оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара либо копия страхового полиса.

Самостоятельное заполнение собственником объекта защиты декларации пожарной безопасности определяет, какие требования противопожарной безопасности он будет выполнять без дополнительных согласований с какими-либо государственными органами .

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) является так же, как и декларирование пожарной безопасности, формой оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Целью независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) является достижение приемлемого уровня безопасности объектов. При этом в сферу оценки состояния объектов наряду с органами государственного надзора включаются негосударственные организации и эксперты по оценке рисков.

Если на объекте защиты проведен аудит пожарной безопасности, то контроль со стороны государства в виде проверок пожарным инспектором уже не планируется.
В отличие от декларирования пожарной безопасности эта форма оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности является добровольной или обязательной в порядке, установленном законодательством РФ.

Порядок оценки пожарного риска установлен:
- Федеральным законом от 04.07.2009 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 304 «Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем оценки пожарного риска»;
- приказом МЧС России от 10.07.2009 N 404 «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах»;
- приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382 «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной безопасности».

Аудит пожарной безопасности проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска, и включает в себя:

Анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
- обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
- в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, - проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Законом N 123-ФЗ, - расчетов по оценке пожарного риска;
- подготовку вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения - разработку мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Подтверждением проведения аудита пожарной безопасности является заключение о независимой оценке пожарного риска, которое вручается собственнику или иному законному владельцу объекта защиты. Оно подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации.

В течение пяти рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.

Ответственность за нарушения противопожарной безопасности

Прежде чем начать разговор об ответственности в области пожарной безопасности, следует определить, на кого она распространятся.

Так, на основании ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности может возлагаться на собственников имущества, на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе на руководителей организаций, на лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, а также на должностных лиц в пределах их компетенции.

За нарушения правил пожарной безопасности должностные лица подвергаются дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Административная ответственность

Административная ответственность может реализоваться как правами надзорных органов, так и в судебном порядке в соответствии со статьями КоАП РФ.

Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей, на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей, на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей, на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 рублей, на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 рублей (п. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей, на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей (п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 20.4 КоАП РФ несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленным для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей, на должностных лиц - от 500 до 1 000 рублей, на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 рублей.

Последствия проведенной пожарными инспекторами проверки напрямую зависят от ее результатов (выявленных нарушений).

Так, например, если в ходе проверки проверяющие выявили мелкие нарушения ППБ, то они могут не привлекать организацию или индивидуального предпринимателя к ответственности, а ограничиться лишь предупреждениями и рекомендациями по устранению данных нарушений. Например, запасные выходы из здания заставлены коробками, в таком случае контролеры могут в предписании потребовать убрать коробки, и на этом все закончится. Однако если по результатам повторной внеплановой проверки контролеры обнаружат, что их требования не исполнены, то, скорее всего, штрафных санкций не миновать

За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) для граждан в размере от 300 до 500 рубей, для должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей, для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей. А также для должностных лиц КоАП РФ установлена дисквалификация на срок до трех лет.

Обратите внимание: если проверяющие составили акт проверки и протокол об административном правонарушении в один день, то протокол можно признать незаконным в судебном порядке, благо практика, подтверждающая это, имеется. Так, в Постановлении ФАС СКО от 27.09.2006 N Ф08-4766/2006-2045А судьи не поддержали пожарных инспекторов, указав, что составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в один день лишили фирму возможности надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого ей правонарушения.

Другими словами, в данном случае организация была лишена предоставленных КоАП РФ гарантий защиты своих прав.
Также следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При этом истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (пп. 6 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

За нарушение правил пожарной безопасности, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью человека, виновное лицо несет ответственность: минимальную - штраф до 80 000 рублей, максимальную - до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности (п. 1 ст. 219 УК РФ). Если же нарушения данных правил повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то виновник может лишиться свободы на срок до пяти или семи лет соответственно (п. 2, 3 ст. 219 УК РФ).

В заключение хотелось бы сказать: для того, чтобы исключить неприятную необходимость уплаты штрафа, а тем более для того, чтобы избежать более серьезных последствий допущенных нарушений пожарной безопасности, необходимо не так уж и много условий. Главное - это досконально изучить и строго выполнять требования, закрепленные в действующих правилах пожарной безопасности, соблюдать необходимые нормы пожарной безопасности. Надеемся, что настоящая статья внесла свою посильную лепту в освещение этого вопроса и послужила простым и наглядным материалом в выработке позиции.

Полезно также помнить, что пожарная инспекция, как и любой другой контролирующий орган, занимается не только проверками и наложением взысканий, но и может оказать ценную консультационную помощь в правильной организации пожарной безопасности вашего предприятия.

Нарушение пожарной безопасности (ПБ) приводит к самым серьезным последствиям. Именно по этой причине компании часто проверяются на предмет ПБ. Проверками занимается государственный пожарный надзор. В ходе контрольных мероприятий устанавливается соответствие деятельности фирмы всем нормативным актам. Ответственность за пожарную безопасность в нежилом помещении несет как его собственник, так и арендатор. Если будут обнаружены правонарушения, на лицо накладывается немалый штраф. По этой причине рекомендуется тщательно готовиться к проверкам.

Основания для контрольных мероприятий

Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:

  • Ввод в эксплуатацию новой постройки.
  • Изменение класса пожарной безопасности.
  • Предыдущая проверка была проведена более трех лет назад.

Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения. Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.

Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:

  • Завершение срока выполнения положений предписания, выданного пожарным надзором раньше.
  • Введение специального противопожарного режима.
  • Ввод в эксплуатацию помещения после строительства здания.
  • Завершение капитального ремонта.
  • Поступление жалоб.
  • Стало известно, что компания нарушает правила ПБ.

Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.

Разновидности пожарных проверок

Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:

  • Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
  • Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.

Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:

  • Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
  • Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.

И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.

Какие компании освобождены от проверок

Существует Постановление Правительства №294, действующее до завершения 2018 года. Согласно ему, субъекты малого и среднего бизнеса освобождены от плановых контрольных мероприятий. То есть проверки осуществляются только при поступлении жалоб на компанию. Однако данные льготы не относятся к помещениям, где предполагается массовое скопление людей. В частности, это:

  • Образовательные учреждения.
  • Субъекты здравоохранения.
  • Цеха, промышленные предприятия.
  • Места организации культурно-массовых мероприятий.

Данные исключения связаны с повышенной опасностью для большого количества людей.

Что проверяется при проверке пожарной безопасности

Существуют нормативные акты, регулирующие именно пожарную безопасность. Они устанавливают определенные требования по отношению к компании. Фирма проверяется на соответствие этим требованиям. Пожарный надзор проверяет следующие аспекты:

  • Наличие приказа управленца о назначении сотрудников, ответственных за соблюдение пожарной безопасности, и исполнение положений этого документа.
  • Приказ управленца о назначении инструктажа специалистов касательно вопросов пожарной безопасности.
  • Приказы о периодичности инструкций и тренировок.
  • Порядок отключения электроэнергии в ситуации возгорания.
  • Помещения, которые предназначены для курения, отдыха, хранения материалов.
  • Финансовый план на организацию пожарной безопасности.

Надзорные органы проверяют наличие табличек с указанием аварийных выходов, доступность последних, наличие огнетушителей.

Перечень проверяемых документов

Рассмотрим бумаги, которые, скорее всего, будут проверены надзорными органами:

  • Приказы о назначении ответственных лиц, утверждении плана обучения пожарной безопасности.
  • Инструкции по действиям при возгорании, по проверке рабочего места по окончании дня, по эксплуатации техники.
  • Журналы по вводному инструктажу, пожарной безопасности на рабочем месте, контролю над состоянием помещения.
  • Учет инструментов, нужных для тушения возгорания.
  • Разрешение на осуществление деятельности, аренду.
  • Сертификаты на технику, инструменты для тушения возгораний.

Полный перечень бумаг, касающихся пожарной безопасности, можно уточнить у представителей противопожарных структур.

Противопожарные требования к помещениям

К нежилым помещениям предъявляются следующие требования:

  • Наличие инструментов для тушения возгораний.
  • Наличие схем эвакуации, расположенных на видных местах.
  • Наличие табличек, обозначающих пути эвакуации при пожаре, расположение огнетушителей, кранов.

Все обозначения предназначены для обеспечения успешной эвакуации при возгорании.

Требования к прилегающим участкам

Противопожарные требования предъявляются не только к самим помещениям, но и к прилегающим к ним территориям. Рассмотрим эти требования:

  • Отсутствие мусора и прочего сора, который может легко воспламениться.
  • Незагороженные эвакуационные выходы.
  • Качественное освещение.

На прилегающих территориях нельзя разжигать костры ближе 50 метров от зданий.

Длительность контрольных мероприятий

Общая длительность проверки должна составлять не более 20 дней. Продолжительность мероприятий для субъектов малого бизнеса (число сотрудников не больше 100) составляет не более 50 часов в год, для микропредприятий (число сотрудников не больше 15) – 15 часов.

Результаты контрольных мероприятий

По завершении мероприятия составляется акт. Один из его экземпляров передается руководителю компании. Также проставляются отметки в журнале пожарных проверок. Если журнал отсутствует, оформляется акт. В нем прописывается следующая информация:

  • ФИО инспектора.
  • Информация о компании, которая проверяется.
  • Дата мероприятия.
  • ФИО участников проверки.
  • Список обнаруженных недочетов.

Если выявляются нарушения пожарной безопасности, оформляется предписание. В документе прописываются перечень недочетов, а также сроки, отпущенные на их исправление. Если руководитель не исполнит предписание, он будет привлечен к административной ответственности. Решение надзорного органа можно обжаловать. На протяжении 15 дней разрешается подать свои возражения в орган ЕПН. Обжаловать решение в суде можно в течение 3 месяцев.

Нарушения, которые часто выявляются в ходе проверки

Рассмотрим нарушения, которые часто обнаруживают во время контрольных мероприятий:

  • Наличие в помещениях взрывоопасных и огнеопасных веществ.
  • Хранение бумаг около потенциальных очагов возгорания.
  • Курение в неположенных местах.
  • Загораживание эвакуационных выходов.

Нарушения могут быть легкими и тяжкими, рецидивными (то есть повторяющимися несколько раз). Руководителя также могут наказать за правонарушения, которые стали причиной причинения вреда людям. Штраф для ЮЛ за недочеты в области пожарной безопасности составляет от 90 000 до 500 000 рублей.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...