Психология развития и возрастная психология: предмет, задачи, основные понятия. Возрастная психология как отрасль психологии


Возрастная психология как особая область психологических знаний

Возрастная психология изучает процесс развития психического отражения на протяжении всей жизни человека от рождения до смерти. Она выявляет возрастные закономерности психического развития личности.

Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологического знания, – акцент на динамике развития.

  • В общей психологии изучаются психические функции: восприятие, память, воображение, речь, мышление. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах.
  • В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д. Возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.
  • Связь возрастной психологии с социальной психологией дает возможность проследить зависимость развития и поведения человека от специфики тех групп, в которые он входит: семьи, детского сада, школьного класса, подростковых компаний и т.д. Целенаправленное воздействие взрослых, обучающих и воспитывающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии.

Итак, возрастная психология – особая область психологических знаний. Основной категорией этой области является понятие возраста.

Согласно В. И. Слободчикову возраст не есть объективная реальность, он не существует сам по себе. Эта категория имеет значение только в соединении с понятиями развития и периодизации. Возраст – это стадия развития индивида в онтогенезе. Именно поэтому его определение сильно зависит от принятых концепций развития и периодизации.

Психологический возраст очень часто нс соответствует хронологическому, паспортному возрасту человека. Он может нс совпадать и с биологическим возрастом.

Долгое время возрастная психология изучала исключительно психическое развитие ребенка, поэтому и заслуживала название детской психологии.

"Предмет детской психологии – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому" (Л. Ф. Обухова).

Поступательное психическое развитие детей не вызывает сомнений. Психика же взрослого человека долгое время воспринималась как обладающая лишь индивидуальными, но не возрастными изменениями. С увеличением продолжительности жизни обнаружилось, что при выходе на пенсию люди сталкиваются с особыми проблемами и соответствующие психологические изменения можно считать возрастным развитием. К тому же в проводившихся под руководством Б. Г. Ананьева исследованиях были обнаружены существенные различия в функционировании отдельных психических процессов в возрасте от 18 до 40 лет. Тем более трудно ожидать постоянства личностных факторов на данном возрастном отрезке, когда социальная ситуация человека меняется очень существенно.

. Даже далекий от научности взгляд способен заметить, что психическая жизнь человека от рождения до старости вносят много изменений, влияющих на получение ней и обогащения социального опыта, формы и способы самореализации, функционирования в социуме. На рубеже XVIII- XIX в был основан научный подход к психологии развития, методологически укоренен в эволюционное учение английского естествоиспытателя. Чарльза-Роберта . Дарвина (1809-1882) и развитый многими психологами, которые занимались проблемами эволюции психической жизни и психической деятельности человека. Со временем возрастная психология выделилась в самостоятельную отрасль пси ихологичнои науки, в лоне которой выкристаллизовались различные направления, концепции, теории, школи.

11 Возрастная психология как отрасль психологической науки

Возрастная психология является многоотраслевой академической наукой, которая изучает психическое развитие человека от рождения до старости, имея четко очерченный предмет

исследования, используя общенаучными и специфическими методами, методиками, критериями истины, описывая свой предмет в специальных терминах, отделяя его от предметов других наук, даже родственных, например от общей психологии, психофизиологии, генетической психологии, также в определенной степени изучают возраст - своеобразный биологические часы, начинает свой ход с момента зарождения я человека. Эти часы неуклонно и необратимо движется от рождения до смерти. Направление этого движения определен природой, каждый человек подчиняется йомму.

Объект, предмет и источники возрастной психологии

Как и любая отрасль психологической науки, возрастная психология сосредоточена на проблемах психической жизни человека, выделяя в нем обусловлены возрастным развитием особенности, тенденции, процессы

. Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая особенности психического и личностного развития человека на разных этапах его жизни

Объектом исследования возрастной психологии является человек на всех этапах ее жизни. Его специфика заключается прежде всего в том, что в течение жизни в психике человека происходят различные качественные преобразования, исследования я которых требует системного выяснения общих закономерностей возрастного развития. Предметом исследования возрастной психологии является возрастная динамика, закономерности, факторы, условия, механизмы становления, фор мирования и развития личности. Возрастная психология изучает общие закономерности, особенности возникновения и развития психических процессов и свойств у детей, подростков, юношей, взрослых и обусловленную в. ИКОМ динамику соотношения между ними, причины и закономерности перехода от одного возрастного периода к следующему; становления различных видов деятельности (игры, учебы, труда, общения) формирование психических качеств (возрастных возможностей усвоения знаний) и свойств (самосознания, побудительной и эмоциональной сфер, характера, способностей) личностисті.

Возрастная психология выявляет структурные изменения, новообразования, которые формируются с возрастом в психике и деятельности человека, знаменуя собой переходы к все новых степеней ее развития. Раскрывает она предпосылки т и условия, определяющие процесс развития, соотношения в нем естественных (наследственность, физиологическое созревание организма) и общественных факторов, благодаря которым и через которые реализуются возможности психи ческого развития человека, а также роль исторически сложившихся обществом ценностей (языка, достижений науки, техники, искусства, общественных норм поведения и т.д.) в становлении личности. Особое внимание н. Эрта она на движущие силы индивидуального развития человеческой психики, индивидуально-типологические различия в психическом развитии детей, подростков, молодежи, взрослых и стариков, факторы, которые дете рминують, тощщо.

Теоретические открытия в возрастной психологии расширяют возможности ее практического применения. Например, объективная необходимость активизации и оптимизации процессов обучения и воспитания детей обусловила в возникновения такой сферы психологической практики, как контроль над процессами детского развития. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог выясняет, правильно решение иваеться и функционирует психика ребенка, в чем заключаются возможные отклонения в его развитии и как можно предупредить или компенсировать йїх.

Особенность возрастной психологии состоит в том, что она имеет дело со специфическими единицами анализа, каковы возраст, возрастной период развития и т.п.. При этом возраст не сводится к сумме отдельных психических проц процессов, не рассматривается как календарная дата. Он, по определению российского и украинского психолога. Льва. Выготского (1896-1934), является относительно замкнутым циклом развития человека, имеет свою структуру т а динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием, ибо, как известно, есть периоды развития, даже своеобразные"эпохи", равные одному, трем, пяти годам. Хронологический (паспортный) возраст и психическое возраст не являются тождественными феноменами. Хронологический возраст - лишь координата отсчета и внешняя граница, на фоне которой происходит психическое развитие личноститок особистості.

В возрастной психологии отчетливо проявляются различия в методологии исследований, языке описания. Например, швейцарский психолог. Жан. Шаже (1896-1980) пользовался языком математики и биологии ("Группировка ния"ння ",

"операция","ассимиляция","адаптация"и др.), австрийский невропатолог, психиатр, основатель теории и практики психоанализа. Зигмунд. Фрейд (1856-1939) использовал язык биологии, медицины и философии й ("бессознательное","сознательное","страдающее. Я"и др.). В психоаналитическом смысле;, "страждаюче. Я" та ін.).. У психоаналітичному сенсі . Я - психическая инстанция личности, которая стремится контролировать все его психические процессы. В психике оно представляет передусвидомлене, контролирует требования инстинктов (Оно)

Психическое развитие изучает также генетическая психология, сосредотачиваясь на процессах зарождения новых психических явлений в недрах предыдущих периодов, становление новых психических механизмов, формирование знаний о них на основе анализа перспектив и развития. В отличие от нее классическая возрастная психология занимается общими закономерностями психического развития личности независимо от ее индивидуальности и. Не обходя вниманием особенности развития конкретного индивида как целостного феномена, исследователи стремятся к анализу роли наследственности, культуры, мотивации, познавательного развития и поведения, а также отношений в различных социальных общностях (в семье, группах сверстников, учебных и профессиональных коллективахх).

Возрастная психология выясняет наличие и суть закономерностей развития психики здорового человека, степень их обязательности (всеобщности) для всех, исследует суть психического развития и особенностей его течении. Изучая психику человека на определенном этапе развития, она исходит из того, что может произойти в жизни человека вообще, ведь развитие психики длится от рождения до глубокой старостиі.

Как наука возрастная психология начинается с момента встречи двух людей, которые преследуют разные цели: психолога-исследователя, имеет своей задачей получение истинного, точного знания о закономерностях п психического развития, а также человека любого возраста, которую психолог считать объектом исследования.

Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской).

Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии:
- Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.
- Периодизация психического развития в онтогенезе.
- Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.
- Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.
- Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
- Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.
- Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.
- Возрастная и клиническая диагностика.
- Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.
- Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко).

Связь возрастной психологии с другими науками:
- медициной;
- ;
- этнографией;
- искусствоведением;
- социологией;
- ;
- ;
- ;
- ;
- и др.

Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития:
Метод наблюдения
- Эксперимент:
- лабораторный;
- естественный;
- констатирующий;
- формирующий;

Вспомогательные методы исследований:
- беседа;
- интервью;
- анкетирование;
- тестирование;
- анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества);
- проективные.

Сравнительные методы исследования:
- близнецовый;
- сравнение нормы и патологии;
- кросс-культурный;
- биографический.

Социометрические методики

Схема построения исследования:
Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста).
Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.
Ключевое понятие возрастной психологии - понятие « ». Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Созревание - важнейший фактор развития. Созревание - психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. Разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития.

Различают нормативное психическое развитие и индивидуальное.

Возрастная психология сформировалась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX века. Во II половине XIX века сложились объективные предпосылки для выделения детской психологии как самостоятельной отрасли психологической науки:
- потребности общества в новой организации системы образования;
- прогресс идеи развития в эволюционной биологии;
- разработка объективных методов исследования в психологии.

Возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением ребёнка, однако запросы современного общества, новые достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать с позиции развития, сделали очевиднойнеобходимость целостного анализа онтогенетического процесса и междисциплинарных исследований.

Исторический анализ понятия «детства» дан в трудах П.П. Блонского, Л.С. , Д.Б. . Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Так, в средневековой Европе взрослые относились к детям, как к младенцам, вплоть до 6-7-летнего возраста. После этого детей уже считали маленькими взрослыми и приучали к взрослым разговорам, шуткам, еде и др. (Г. Крайг). Детство, будучи социально-культурным феноменом, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства состоит в подготовке человека к взрослой самостоятельной жизни и труду (Д.И. Фельдштейн).

В.Т. Кудрявцев выделяет три исторических периода детства (исходя из схемы Д.И. Эльконина):
1. Квазидетство - на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность (первобытное детство).
2. Неразвитое детство - мир детства выделен и перед детьми возникает новая социальная задача - интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию моделирования деятельности взрослых (детство в Средние века и Новое время).
3. Развитое детство - складывается тогда, когда смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны (современное детство). Современное развитое детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной структуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

по предмету: Психология развития и возрастная психология (курс 1)

на тему: Психология развития и возрастная психология как отрасль современной психологической науки

Выполнила:

Марченко Елена Сергеевна

Введение

1. Возрастная психология

1.2 Связь возрастной психологии с другими науками

2. Основные задачи психологии развития и возрастной психологии как прикладной отрасли науки

3. Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии

3.5 Метод тестирования

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Возрастная психология - это серьезная, академическая наука, содержащаяся из нескольких разделов отраслей, каждый из которых изучает какой-то возраст от младенческого до старческого. Она делится на несколько разделов: детская психология, психология дошкольника, геронтопсихология - исследование психики людей пожилого возраста. Возрастная психология изучает проблему о своей дисциплине, схемах, технологиях, критериях истины, доказывает о существовании этой истины в той или иной теории, старается обрисовать свой предмет в особых терминах - научных точек зрения, отделить его от предметов других наук. Всем известно линия течения этих часов - от рождения к смерти. Ход их неумолим, он определен самой природой, и очевидно, что каждый человек подчиняется этому ходу. Но это скорее лирическое отступление, чем отображение предмета возрастной психологии. Возрастная психология старается освоить закономерности психического формирования человека, обычного человека. Таким образом, она ставит основные вопросы о наличии самих закономерностей, о уровне их всеобщности, то есть обязательности для всех.

Теоретические задачи возрастной психологии:

Изучение движущих сил, источников и устройств, психического формирования на всем протяжении жизненного пути человека;

Периодизация психического развития в онтогенезе;

Изучение возрастных свойств и закономерностей протекания; (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, возмещения) психических процессов (восприятия, памяти, внимательности и др.);

Определение возрастных потенциалов, свойств, закономерностей реализации разных видов деятельности, овладения знаниями;

Изучение возрастного формирования личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Практические задачи возрастной психологии:

Нахождение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и созидательного возможности человека;

Организация сферы регулярного контроля над течением психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных обстоятельствах;

Возрастная и клиническая диагностика;

Выполнение функции психологического поддержания, помощи в кризисные этапы жизни человека;

Наиболее лучшая система учебно-образовательного движения, постоянного формирования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

В данной работе ставится задача отразить редкость любого возрастного времени. Рассматриваются противоречия на каждом возрастном этапе, уделяется интерес онтогенетическому формированию человека. Основное место при освещении любого возрастного времени, каждой стороны психического развития захватывает круг вопросов, объединенных с характеристикой самого течения формирования, определенного предпосылками и ситуациями развития, а также духовного взгляда самой личности.

1 . Возрастная психология

1.1 Возрастная психология как сфера науки

Возрастная психология - это особая отрасль психологии, которая изучает закономерности возрастного развития.

Предмет исследования возрастной психологии - возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности подрастающего и формирующегося человека. Онтогенез - это вырабатывание психики от появления на свет до конца жизни человека.

Возрастная психология осваивает факты и закономерности формирования психики человека, а также вырабатывание его личности на разнообразных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология.

Главная задача возрастной психологии - вопрос становления личности. В отечественной психологии личность рассматривается как единая психологическая строение, складывающаяся в ходе жизни человека на базе постижения им коллективных форм разума и поведения. Становление личности возникает с первых минут жизни и идет вместе с психическим формированием ребенка

Ученые применяют такие понятия для изображения своей экспериментальной и теоретической работы: практическая и теоретическая актуальность, предмет, задачи, технологии и гипотезы проведения исследований. Это очень важные моменты порядка научной работы, так как именно они разрешают уточнить отношение их персонального труда с тем, что делают в этом линии - отечественные и зарубежные. Остановимся на характеристике соображений, обусловливающих занятие в области возрастной психологии.

Практическая актуальность - это обрисовка тех лиц или сфер занятий, где на практике может быть применено обретаемое знание. Например, при системе обучения людей конкретного возраста или при устройстве готовности многообразных лиц к какому-то виду занятия (предпочтению профессии, школьному обучению, к семейной жизни и т.д.).

Теоретическая актуальность предполагает выражение задачи с точки зрения самой науки, закономерностей ее формирования как специализированного явления в жизни общества, как особенного явления в жизни самого ученого. В момент осмысления теоретической актуальности своего труда ученый с необходимостью адресуется к своим волнениям по поводу ценности, истинности приобретаемого им знания, что может обострить его связи с коллегами, даже со всем научным сообществом.

Понять философское убеждение в осмыслении жизни человека и конкретизировать ее в виде собственной теории помогает ученому личный взгляд на проблемы и теоретической актуальности проясняющей законы людской жизни. История науки в наше время дают массу образцов персонального научного мужества ученых, сумевших сказать о присутствии своего личного теоретического убеждения в осмыслении человека.

Формирование человеческой мысли это натуральный ход, так как мысль всегда возникает у одного человека, но находясь и изображенная другим, с движением периода она может восприниматься как несомненное, не призывающее доказательств знания, разрешающее удерживать и обсуждать многообразные факты бытия как задачи.

1.2 Разделы возрастной психологии

Выделены следующие разделы возрастной психологии:

Психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

Роль возрастной психологии весомо и в теоретическом плане. Проведение исследований психологии ребенка является источником к постижению психологии зрелого человека. Л.С. Выготский отводил детской психологии фундаментальное значение в заключение вопроса сотворения «новой» психологии, подчеркивая, что «исключительно верный путь -- подходить в прохождении психики от ребенка к взрослому». Дорога реорганизации психологии -- «из описательной и фрагментарной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обобщающую организацию сведения о поведении человека, о устройствах его течения и формирования, о воспитательном управлении движениями его вырабатывания, развития и роста».

Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью задач о нормативном воспитании здорового ребенка, о характерных возрастных проблемах, линиях и методах их ответа, этапах становления взрослой значительной личности, гражданина, профессионала, родителя.

Возрастная психология близко сплочена с иными областями психологической науки. Она основывается на мнения о психике человека, разработанные в общей психологии, применяет организацию главных взглядов совместной психологии. В то же время изучение происхождения и первых этапов становления высших психических функций повергает к более совершенному осмыслению раскрученных форм сложных психических течений. психология развитие возрастной кризисный

Проведение исследования преобразования психических процессов у детей выдвигается как своеобразный способ постижения устройств - генетический метод. Психическое развитие человека происходит внутри разнообразных социальных единств: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Соотношение рядового и персонального, общего и оригинального, обычного и аномального, отходящего рядов формирования организовывает совместные поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии. В книге Эриксона «Детство и общество» (Erikson, 1963) показана его модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, все люди в своем формировании осваивают через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии вырабатывания, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда -- коренным образом. (см. Приложение А)

1.3 Связь возрастной психологии с другими науками

Биология, генетика, физиология развития. Эти дисциплины значительны для постижения пренатального развития, а также для последующих этапов онтогенеза с точки зрения его ранних основ. Они имеют существенное значение при анализе адаптивных потенциалов новорожденных, а также общего вещественного и моторного (двигательного) созревания, особенно в его взгляде к модификациям поведения и волнения. Особенное внимание имеет здесь формирование основной нервной системы, органов чувств и эндокринных желез.

Культурная антропология и этнология. Объектом проведения исследований культурной антропологии и этнологии приходят надкультурные универсалии и межкультурные отличия в поведении и волнении. Эти предметы разрешают, с одной стороны, обследовать закономерности, раскрытые в американо-европейской культурной среде, на прочих культурах (например, восточно - азиатской) и, с другой стороны, благодаря расширению культурной среды раскрыть межкультурные отличия, обуславливающие многообразное протекание течений формирования.

Социология и социальные дисциплины. Эти дисциплины имеют важность для возрастной психологии как в теоретическом плане (ролевая теория, теория социализации, теории образования установок и норм и пр.), так и за счет анализа течений социального взаимодействия в семье, школе, группе сверстников, а также за счет изучения социально-экономических обстоятельств формирования.

Психологические дисциплины. Общая психология разрешает лучше понять психические процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т.д. Педагогическая психология запирает возрастную психологию на педагогическую практику, процессы обучения и воспитания. Клиническая (медицинская) психология направляет осмыслить воспитание детей с патологиями многообразных сторон психики и сплачивается с возрастной психологией по направлениям детской психотерапии, психологической профилактике, психогигиены

2 . Основные задачи психологии развития и возрастной психологии как прикладной отрасли науки

2.1 Задачи возрастной психологии

Возрастная психология является фундаментальной теоретической дисциплиной, но приобретенные в ней сведения и сформированные технологии употребляются в прикладных сферах. Л. Монтада предлагает выделять 6 ключевых задач, затрагивающих сферу употребления психологии формирования на практике:

Ориентация в жизненном пути. Данный вопрос рассчитывает определение уровня формирования на основе статистических возрастных показателей. Зная, какие задачи автономно решает ребенок 7 лет, можно установить, отрывается ли конкретный ребенок ниже, выше или вровень с нормой. Вместе с тем можно определить, отвечают ли учебные и воспитательные требования данной норме самостоятельности.

Определение условий развития и изменения. Эта задача предполагает исследование причин и условий, приведших к предоставленной степени развития. Познание ситуаций позволяет задержать помеху хода развития и начать соответствующие меры для его оптимизации.

Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности. Данная тема предполагает прогноз не только хода формирования, но и предпринятых критериев вмешательства. Чтобы вырабатывать подобные прогнозы, нужны сведения о стабильности или нестабильности качеств и условий развития как личности самой по себе, так и личности в группе. Ввиду неисчислимости моментов такого рода психологические прогнозы часто бывают неверными».

Объяснение целей развития и коррекции. Эта задача устанавливает, что может быть, реально, а что должно быть опущено. Возрастная психология, в отличие от педагогики, типична по касательству к социальному заказу, общественному и субъективному мнению. Вследствие этого она способна и должна им противостоять, если это возражает поставленным фактам и закономерностям.

Планирование коррекционных мероприятий. Данная задача предполагает разработку конкретных мер в случаях, когда обстоятельства формирования ведут к нежелательному его течению. Целью намеченной коррекции может быть профилактика патологий развития, коррекция формирования или оптимизация хода развития.

Оценка коррекции развития. Эта задача предполагает синтез коррекционных действий. Нынешняя возрастная психология полагает, что настоящая оценка результативности коррекционных влияний может быть обретена только в результате длительного надзора за индивидом, в ходе которого обязаны быть найдены как положительный эффект, так и побочные воздействия. Так же считается, что оценка эффективности определяется во многом той научной парадигмой, которой следует психолог.

С приходом в детский сад, а далее в школу ребенок оказывается в новых социальных условиях. Привычный образ жизни меняется, возникают новые отношения с людьми. Смена среды сопровождается нежеланием общаться с окружающими, повышением беспокойности, отгороженностью, понижением энергичности. Предложенные для коррекции занятия позволят ребенку свободнее приспособиться среди детей, образуют безопасное пространство для общения, ситуации для самовыражения, объединят всех детей общим делом, что содействует повышению уверенности в своих силах, появлению единства.

Так как именно игра является ключом формирования дошкольника и младшего школьника, образовывает «зону ближайшего развития» -- потенциал перехода ребенка от того, что он уже умеет делать независимо, к тому, что он умеет сооружать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику формирования и успешности ребенка.

Основная цель коррекции -- через формирование области ближайшего развития содействовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помочь ему приспосабливаться к условиям дошкольного и школьного учреждения.

Цель данного цикла -- на бессознательно-символическом уровне отработать с подростками темы Любви, одиночества, поиска Смысла, подлинных мотиваций, понятий Душевного покоя, Детства и Взрослости, Жизни и Смерти, Сна и Яви. На разные вопросы, затрагиваемые в сказках, подростки неосознанно ищут ответы. Тем не менее, есть предмета, на которые почему-то с ними мало беседуют. Однако разговор о ценностях, исходящий в ненавязчивой сказочной форме, позволяет поправить деструктивные аспекты поведения, понизить степень беспокойности и агрессивности, отработать внутриличностные конфликты, поправить связи с близкими людьми. Данный цикл рассчитан на 7 встреч-занятий по 1,5 часа (и более).

Для преодоления кризиса у лиц среднего возраста можно применять тренинг самопознания и личностного роста.

Основные задачи тренинга:

Самопонимание;

Саморегуляция;

Понимание других людей в ситуации общения;

Коррекция неадекватных и приобретение новых, адекватных, навыков общения.

Надлежит назвать принципы организации тренинга.

Первый -- принцип добровольности. Все участники обязаны автономно принимать решение об участии в тренинге, в общем, и в каждом уроке в отдельности. В данном вопросе принуждение не даст никаких результатов, так как личностные видоизменения допустимы только благодаря внутренней заинтересованности человека.

Второй принцип -- принцип взаимоотношений, полновесное межличностное общение между участниками группы должно быть основано на взаимном уважении участников, на их глубоком доверии друг другу.

Третий принцип -- принцип самодиагностики. Он состоит в том, что в первую очередь клиент должен сам осознать и сформулировать свою личностную проблему, иными словами, раскрыть самого себя.

Четвертый принцип -- принцип информированности. Он предполагает, право клиента знать все, что с ним, возможно, произойдёт на занятиях.

Наиболее наилучшим возрастом для участия в тренинговой группе является возраст от 16 до 40 лет.

Психолог на основании своих наблюдений, тестов, анкет, анализа просмотра видеозаписей тренинга анализирует итоги работы каждого члена тренинговой группы.

В качестве утилитарных назначений по преодолению кризиса у лиц пожилого и старческого возраста можно применять элементы арттерапевтических методик. Арттерания в первую очередь показана, в эпизодах тяжелых эмоциональных патологий, а также в случае трудностей в общении, стеснительности и замкнутости клиента.

Она содержит такие направления, как рисуночная терапия, драмтерапия, библиотерапия, музыкотерапия.

Музыкотерапия.

Музыкотерапия -- метод применения музыки для лечения расстройств нервной системы. Исследованиями было доказано, что музыка воздействует на различные системы человеческого организма. Благодаря тому, что процессы, совершающиеся в вегетативной и двигательной системе человека, протекают ритмично, а музыка может их стимулировать как ритмичный раздражитель. Приложение Б.

Благоприятный эффект дает сочетание музыкотерапии с ароматерапией.

Ароматерапию часто используют на групповых занятиях. Используют ее как способ предотвращения раздражительности, переутомления, депрессий. Ароматы увеличивают устойчивость к неблагоприятным моментам, помогают саморегуляции, саморазвитию личности. Для проведения ароматерапии, необходимо недобрать лица с учетом их совместимости их восприятий ароматов и личной совместимости.

Также на групповых занятиях можно использовать точечный массаж. Для этого масло для массажа смешивают с эфирным маслом и наносят на рефлексогенные точки. Психолог фиксирует чувства каждого клиента, обозначая ухудшение состояния, антипатичные ассоциации.

Кризис новорожденности - Резкие изменения условий жизни.

До рождения плод находится в достаточно комфортных условиях:

Благоприятные факторы- питание, давление, температура. В момент рождения изменяются мгновенно все условия.

Кризис одного года - появляется потребность в новых впечатлениях и общении, а потенциал ограничен -- навыки в ходьбе отсутствуют, не может говорить.

Л.С. Выготский связывал переживание кризиса первого года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля.

Кризис трех лет, это возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному. Он характеризуется резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу. Проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!"", Это первое рождение личности.

Выделяют две линии протекания кризиса - 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.

Кризис шести-семи лет - В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к обучению. Л.С. Выготский выделил кризис 6-7 лет. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. В данный период времени у ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л.С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. Также возникает осмысленность собственных переживаний. Ребенок начинает понимать, что у него присутствуют собственные переживания, появляется чувство, что они принадлежат только ему, сами переживания приобретают для него смысл. Это связано с чрезвычайно специфическим новообразованием - обобщением переживания, т. е. трансформируется отношение ребенка к окружающему миру. Появляется собственная воля и активность, неустойчивость настроения, Теряется детская непосредственность, появляется осмысленная ориентировка в личных переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, страстью стать школьником, но отношение пока сохраняется как к дошкольнику.

Кризис подростковый - кризис характера и отношений, притязания на взрослую независимость, но возможности их реализации отсутствуют. Кризис подросткового возраста это трудности в поведении детей возраста 12-15 лет, результат их борьбы за независимость. В это время у подростка появляется желание доказать, что он может все сам без помощи родителей. Ему важно не вмешательство в его жизнь. Ему хочется независимости от родительского контроля. Промежуточный этап положения - «уже не ребенок, еще не взрослый». Психические и социальные изменения по причине бурной физиологической перестройки. Кризис юности 16-18 лет - период возникновения вопросов самоопределения в профессии, встают вопросы цели жизни, планирование дальнейшего жизненного и профессионального пути.

Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека.

В современных исследованиях принято опираться на следующую возрастную периодизацию или этапы развития:

Новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года);

Первое детство (4-7 лет);

Второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год);

Зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины;

Второй период: 36-60 лет - мужчины, 36-55 лет - женщины);

Пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины);

Старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше).

Однако, психическое развитие человека индивидуально, и оно условно, поэтому не может укладываться в жесткие рамки периодизации.

3 . Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии

3.1 Методы исследования возрастной психологии

Методы -- это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний об их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования.

Учение о принципах и методах организации и осуществления исследовательской и практической деятельности, которыми руководствуются ученые, называют методологией.

Психология - наука, имеющая свои методы научных исследований -- это приемы и средства, с помощью которых получают необходимые сведения, для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.

Таким образом, человек -- это многоплановое явление. Исследование его должно носить целостный характер. Поэтому одной из основных методологических концепций, используемых для изучения человека, подходит концепция системного подхода. Она отражает системность мироустройства.

Особое внимание заслуживает специфика -- принципов детерминизма, единства психики и деятельности, объективности и развития. Реализации в возрастной и педагогической психологии методологических принципов психологического исследования.

3.2 Классификация методов возрастной психологии

Рассматривая методы исследования, используемых в возрастной психологии, следует обратить особое внимание на специфику их применения в работе с детьми.

Данная специфика определена тем, что психологические изучения в возрастной психологии сориентированы на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развития и формирования психологических состояний, процессов и свойств человека, определения зависимости этих явлений от условий деятельности, общения, воспитания и обучения человека.

Каждое психологическое исследование имеет несколько общих этапов.

Первый -- подготовительный. Это собрание предварительных сведений, которые дают возможность выдвинуть гипотезу -- догадку о каких-либо психологических закономерностях, проверяемых на следующем этапе.

Второй -- набор данных исследования. Путь применения разных конкретных методик для получения данных, которые определяются характером установленной задачи. Для сбора данных обычно используются в сочетании несколько методов.

Третий этап -- Обработка данных. Проводится количественный и качественный анализ данных исследования. Он дает возможность выявить существующие связи и закономерности. В обработке материала выделяют следующие моменты: первичный анализ (анализ каждого отдельно зафиксированного факта); первичный синтез (установление связей между данными первичного анализа и выдвинутой ранее гипотезой); сравнительный (вторичный) анализ (выделение тех фактов, которые устойчиво повторяются); вторичный синтез (объединение этих факторов, сопоставление их с гипотезой и нахождение существенных закономерностей). Четвертый этап -- Интерпретация, трактовка полученных данных на основе психологической теории.

Исходный момент комплексной работы по определению индивидуально-психологических характеристик личности -- набор первичной информации о личности, поведении и деятельности диагностируемого субъекта.

В отечественной психологии выделяются четыре группы методов по Б.Г. Ананьеву (см. Приложение В.)

3.3 Организация и методы исследования возрастной психологии

Наблюдение как наиболее известный метод изучения в психологии развития

Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии -- это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое развертывается во времени.

Под наблюдением осмысливается целеустремленное и планомерное восприятие объекта созерцания с последующим группированием фактов и реализацией выводов. Как научный, объективный, метод наблюдения полагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в натуральных условиях обыденной жизни. Наблюдение как научный метод исследования не должно быть сдвинуто к простой регистрации фактов, его ключевая цель -- научное объяснение причин того или иного явления. В ходе наблюдения исследователь фиксирует только внешние проявления поведения ребенка, признаки (действия с предметами, высказывания), а интересуют его кроющиеся за ними психические процессы, состояния, о которых он может основывать только гипотезы, догадки. Наблюдатель должен быть осмотрителен в заключениях и принимать во внимание тот фактор, что у испытуемого в ходе деятельности может определиться особенная мотивация, способная повлиять на результат.

3.4 Эксперимент как метод исследования возрастной психологии

Эксперимент предполагает энергичное вторжение исследователя в занятие испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь умышленно организовывает ситуации, в которых проходит дело человека, ставит проблемы и по итогам определяет психологические свойства испытуемого.

Выделяют лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в умышленно построенных обстановках, с применением специальной аппаратуры; поступки испытуемого обусловливаются инструкцией. В лабораторном эксперименте реализовывается строгий контроль зависимых и независимых переменных. Изъяном лабораторного эксперимента является крайняя затруднительность переноса итогов на обстановку настоящей жизни.

Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент сориентирован на раскрытие наличного уровня психологического явления или свойства. Примером констатирующего экспериментального изучения может служить тестовое исследование интеллекта детей, проводимое с поддержкой разнообразных методик (тест А. Бине, тест Векслера, ШТУР и др.).

Метод обучающего эксперимента основывается на сопоставлении итогов испытуемых, вначале похожих во всех взглядах, но отличающихся по объему опыта, приобретенному группами в течение занятия, что позволяет выставить более содержательную догадку о факторах, действующих на развитие.

Цель -- проведение исследований обстоятельств и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования.

3.5 Метод тестирования

Тестирование -- это метод психологической диагностики, употребляющий стандартизированные проблемы и вопроса (тесты), обладающие установленную шкалу смыслов. Имеются три основные сферы тестирования: а) образование -- в связи с ростом длительности учебы и усложнением учебных планов; б) профессиональная подготовка и отбор -- в связи с темпом увеличения и усложнением производства; в) психологическое консультирование -- в связи с форсированием социодинамических процессов.

Тестирование дозволяет с ведомой возможностью определить жизненный уровень формирования у индивида нужных навыков, познаний, личностных характеристик. Сам ход тестирования может быть разбит на следующие этапы: 1) выбор теста с учетом цели и уровня его достоверности; 2) его проведение обусловливается правилом к тесту; 3) интерпретация итогов. На всех трех этапах нужен профессионализм, участие или консультация психолога.

Имеются многообразные классификации тестов. Они могут подразделяться:

1) по свойствам используемых тестовых задач на тесты вербальные и тесты практические;

2) по формам операции исследования -- на тесты групповые и индивидуальные;

3) по направленности -- на тесты интеллекта и тесты личности;

4) в зависимости от наличия или отсутствия преходящих ограничений -- на тесты скорости и тесты результативности;

5) тесты отличаются также по взглядам конструирования, например, в последние десятилетия энергично разрабатываются компьютерные тесты.

Вербальные тесты -- тип тестов, в которых материал тестовых вопросов изображен в словесной (вербальной) форме. Ключевым содержанием труда испытуемого появляются операции с взглядами, мыслительные операции в словесно-логической форме.

Практические (невербальные) тесты -- тип тестов, в которых вещество тестовых проблем изображено задачами в наглядной форме (например, составление фигур, приложение изображения, назначенные шаги по примеру, собирание изображения из кубиков или перерисовывание).

Тесты групповые -- предопределены для синхронной проверки группы испытуемых. Типично максимально возможное число лиц в исследуемой группе -- 20--25 человек. Такая форма обследования для детей является рядовой, так как напоминает природные ситуации занятия и исполнения проверки сведений в классе, и потому часто употребляется школьными психологами.

Следующая разновидность тестов -- индивидуально-ориентированные; они исполняют персональный подход к диагностике психологических свойств поведения испытуемого.

Тесты интеллекта (лат. intellectus -- понимание, познание), или тесты совокупных способностей, предопределены для измерения степени умственного развития и являются наиболее популярных в психодиагностике.

Тесты специальных способностей -- группа психодиагностических методик, предопределенных для измерения уровня формирования некоторых аспектов разума и психомоторных функций, главным образом обеспечивающих эффективность в конкретных, довольно узких участках деятельности. Обычно различают следующие группы способностей: сенсорные, моторные, технические (механические) и профессионализированные (счетные, музыкальные, скорости чтения и понимания прочитанного и др.). Максимальное распространение приобрели комплексные тестовые батареи способностей.

Тесты личностные -- группа тестов, адресованных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Объективные тесты операции сравнительно элементарные, ясно структурированные процедуры, направляющие на выполнение какой-либо проблемы. Свойством ситуационных тестов является помещение для клиента, обследуемого в условиях, близких к подлинным условиям.

Компьютерные тесты, несмотря на их обширное распространение и на присутствие найденных плюсов (автоматизация обработки, понижение эффекта влияния экспериментатора), малогибкие в интерпретации предоставленных и не могут целиком подменить труд профессионального психолога.

Тесты скорости (англ. speed tests) -- тип психодиагностических методик, в которых ключевым показателем плодотворности занятия испытуемых приходит время выполнения (объем) вопросов тестовых. Такие тесты, как правило, содержат крупное число однородных задач. Тесты достижений направлены на оценку достигнутого уровня развития навыков, знаний и умений индивида, как правило, после завершения обучения. Они относятся к наиболее многочисленной группе психодиагностических методик (по числу конкретных тестов и их разновидностей).

Заключение

Сложный и богатый, глубокий поисков и колебаний ход формирования человека - продукт общего шага многих масс: смешения биологического и культурного начал, переплетения мыслей и эмоций, синтеза духовных побуждений и наружных влияний. Этот процесс возникает с поры зачатия и продолжается всю жизнь. Характер его протекания во многом обусловливается охватывающей средой, но вместе с тем, он самобытен, как человеческая личность.

Возрастная психология разбирает линии, закономерности и движения формирования на протяжении всего человеческого существования, применяя для этого опыт нескольких областей знаний.

Предполагается, что модификации, которые испытывает человек в процессе жизни, являются плодом совместного воздействия биологических, психологических, социальных, исторических и эволюционных факторов, а также зависят от времени их влияния.

Таким образом, проанализированы ключевые задачи возрастной психологии - закономерности психического развития человека в онтогенезе, свойства психических процессов и личности на многообразных периодах жизненного цикла от рождения и до конца жизненного пути.

Эти знания ориентируют выстраивать более благополучные связи со своими учениками, их родителями, с коллегами, помогают осмыслить окружающих людей и, главное, себя.

В начале жизни человека это очень значительное событие -- встреча с другим человеком, событие, обусловливающее переживание возраста. В популярном значении можно сказать, что на повседневном уровне возрастная психология живет как волнение людей по поводу влияния на них иных лиц, так как собственно эти волнения, задают самому человеку образ и место психической действительности в картине мира.

Итак, что такое возрастная психология и каковы её основные проблемы? Ответов пока получилось несколько:

1. Это наука о фактах и закономерностях психического формирования типичного здорового человека.

2. Это концепция другого человека, которая есть у любого человека, который проживает среди людей.

3. Это связи между людьми различного возраста, которые разрешают каждому человеку испытывать существование своего места в строю взаимоотношений, то есть существование дома для своей души.

4. Это стремления измерить модификации в жизни человека единицами времени.

5. Это природный ход биологических часов, который понимается благодаря другим людям самим человеком.

6. Наконец, это проекция индивидуального формирования исследователя на осмысление им закономерностей постигаемой жизни.

Труд ученого сплочен с пониманием им средств личного мышления, он базирует понятийную картину мира. Обыватель может при этом следовать не только понятийным мышлением, но и ощущениями. Поэтому, испытав одно и то же, они не все время могут понять друг друга. Тогда возникают специализированные вопросы использования научного познания, это тоновое в связях людей, которое возникло в наш период времени и живет сегодня, к примеру как практическая психология.

Возрастная психология, открыв закономерности возрастного становления психики, производит их общим достоянием.

Глоссарий

Определение

Возрастная психология

Сфера психологической науки, постигающая закономерности этапов психического формирования и развития личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Констатирующий эксперимент

Эксперимент, определяющий присутствие какого-либо бесспорного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь устанавливает проблему раскрытия наличного состояния и уровня сформированности кое-какого качества или изучаемого параметра, иначе говоря, обусловливается жизненный уровень развития осваиваемого качества у испытуемого или группы испытуемых.

Методика

База приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения труда, хода, или же практического выполнения чего-либо.

Тесты специальных способностей

Группа психодиагностических методик, предопределенных для измерения уровня формирования некоторых аспектов интеллекта и психомоторных функций, большей частью обеспечивающих результативность в конкретных, довольно узких областях деятельности.

Эксперимент

Энергичное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью организации условий, в которых выявляется психологический факт.

Стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предопределенное для установления количественных или качественных индивидуально-психологических различий.

Геронтопсихология

Раздел возрастной психологии, занимающийся изучением психики людей пожилого возраста.

Онтогенез

Индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до конца жизни.

Музыкотерапия

Метод применения музыки для лечения расстройств нервной системы.

Самопонимание

Точность самооценки человека, процесс саморефлексии, сориентированный на исследование причинно-следственных связей в собственной духовной жизни.

Акселерация -

Активизированное психическое и физическое развитие.

Список использованных источников

1. Возрастная психология. Г.С.Абрамова - М.:Academia, 1999 г.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: Учеб. пособие/С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720с. - ISBN 5-314-00016-4.

3. Что такое психология. Ж.Годфруа. / пер. с фр. - М.:Мир, 1996 г. Ч.I, II.

4. Э. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / пер. с англ.- С-П., М.:Университетская книга., 1998 г.

5. Сатир В. Как строить себя и свою семью./ пер. с англ.- М.: Проспект, 1992 г.

6.Р. Кочюнас. Основы психологического консультирования. - М.:Академический проект, 1999 г.

7. Грейс Крайг. Психология развития./ пер.с англ. - С-П.:Питер - 2000 г.

8. Физиология высшей нервной деятельности. Л.Г.Воронин - М.:Высшая школа, 1979 г.

9. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин. -- 3-е изд. -- СПб.: Питер, 2004. - 558с. -- ISBN 5-94723-290-1.

10. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. -- 10-е изд., перераб. и доп. -- М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608с. -- ISBN 5-7695-2648-3.

11. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология[Текст]: Учеб. пособие/И.В. Шаповаленко. -- М.: Гардарики, 2005. -- 349 с. -- ISBN 5-8297-0176-6 (в пер.).

12. Пак Т.С. Психология развития и возрастная психология // Издательство: Человек, 2010 г., - 48с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности возрастной психологии как науки, изучающей закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении жизни человека. Предмет исследования возрастной психологии, ее основные разделы. Главные задачи возрастной психологии.

    презентация , добавлен 11.02.2015

    История развития возрастной психологии, ее основные понятия. Методы развития этой науки. Периодизация психического становления человека, его факторы и предпосылки. Возрастная характеристика Эльконина. Описание каждого из периодов жизни человека.

    презентация , добавлен 15.02.2015

    Характеристика психологии развития и возрастной психологии как науки. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность в младенчестве. Развитие сенсорных процессов и их связь с моторикой. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

    шпаргалка , добавлен 03.02.2011

    Предмет, задачи и принципы возрастной психологии. Стратегии, методы и схема организации исследования в психологии развития и возрастной психологии. Детство как предмет психологического исследования. Анализ психосоциальных стадий развития личности.

    презентация , добавлен 27.01.2016

    Методологические основы изучения психологии человека, классификация и организация исследования в возрастной психологии. Анализ наиболее популярных методов исследования в психологии развития; наблюдение, эксперимент, тестирование и проективные методы.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Возрастная психология как сфера науки. Проблемы возрастной психологии. Роль формирующего эксперимента в получении психологических фактов. Картина мира как человеческая позиция. Обратимость - важнейшее свойство психической реальности. Тест Бине-Симона.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2010

    Разделы возрастной психологии: младенчество, дошкольный и младший школьный, подростковый, юношеский, средний возраст и старость. Предмет возрастной психологии, ее теоретические и практические задачи. Взаимосвязь педагогической и возрастной психологии.

    презентация , добавлен 12.07.2011

    Предмет, характеристика, теоретические и практические задачи возрастной психологии как науки. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии, наблюдение и эксперимент как методы эмпирического исследования психики ребенка.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2010

    Задачи, методы возрастной психологии. Генетическая теория Ж. Пиаже. Культурно-историческая теория Л. Выготского. Факторы и принципы психического развития. Периодизация психического развития Д. Эльконина. Неравномерность психического развития, ее причины.

    курс лекций , добавлен 13.10.2010

    Объект современной психологии. Развитие и поддержка психологической науки. Интерес физиков к психологии. Отрасли современной психологии. Основы психологических знаний. Направления практической психологии. Общая психология и социальная психология.

Предмет возрастной психологии

Определение 1

Возрастная психология – это область психологии, которая изучает и формирует представление о психическом развитии детей различных возрастных этапов и переходе между ними.

В возрастной психологии определяются психологические характеристики каждого из возрастных этапов развития ребенка. Каждый возрастной этап обладает специфическими характеристиками и внутренними условиями развития. Возрастная психология занимается изучением процессов психики в динамике. Возрастная психология рассматривает понятие «возраст», которое по Выготскому, определяется как цикл в развитии человека, имеющий собственную структуру и динамику. В каждом цикле развития происходят психологические, физиологические изменения, зависящие от индивидуальных отличий и присущие всем людям.

Разделы возрастной психологии

Существует несколько разделов возрастной психологии:

  • детская психология, изучающая условия и факторы, способствующие развитию психики детей, законы функционирования ребенка- личности;
  • психология юности, занимающаяся изучением особенностей старших подростков, кризиса данного периода, исследованием жизненных позиций подростков и их стремления к самоопределению;
  • психология зрелого возраста, изучающая закономерности развития человека на этапе его зрелости, а также исследованием кризисов, которым подвержены люди зрелого возраста;
  • геронтопсихология, изучающая психические процессы, обусловленные старением организма, выявляющая притупления и затухания определенных психических функций, снижение активности и психической устойчивости.

Развитие возрастной психологии

В развитии возрастной психологии существует ряд проблем, в частности:

  • развитие психики и поведения ребенка обусловлено внешней средой и физиологическим формированием организма;
  • влияние на развитие психики детей стихийного и специально организованного обучения и воспитания;
  • возможности ребенка, наличие у него задатков и способностей;
  • сравнение и выявление изменений наиболее сильно влияющих на психическое развитие ребенка (эволюционные, революционные, ситуационные);
  • выявление основной компоненты определяющей психическое развитие.

Методы исследования в возрастной психологии

Основными методами исследования в возрастной психологии являются:

  • наблюдение;
  • моделирование;
  • эксперимент;
  • опрос.

Наблюдение может быть внешним и внутренним. При этом внешнее наблюдение реализуется посредством наблюдения за субъектом с фиксацией результата. Внутреннее наблюдение подразумевает самонаблюдение, исследование психологом явлений, происходящих в его сознании. Метод наблюдения заключается в познании индивидуальных особенностей психики индивида посредством изучения его поведения. Особенность метода наблюдения заключается в том, что изучение внешних проявлений психики происходит в естественных условиях жизнедеятельности. Наблюдения при этом необходимо проводить систематически по плану или программе.

Опросы проводятся для изучения ответов на ряд вопросов. Опросы могут быть двух видов: устный и письменный. Письменный опрос может быть проведен в виде теста. Существует два типа тестовых заданий: тест-опросник, тест-задание.

В экспериментальном методе исследования для проявления определенных качеств, необходимых для исследователя, ситуации, в которых проходит эксперимент, создаются искусственно. Если исследователь при наблюдении пассивно ожидает проявления определенных психических процессов, то в эксперименте он сам создает требуемые условия, чтобы вызвать эти процессы у объекта. Существуют две основные разновидности экспериментов:

  • естественный,
  • лабораторный.

Преимущество эксперимента в первую очередь заключается в том, что можно многократно повторять опыт для осуществления контроля и вмешиваться в психические процессы. Экспериментатор может изменять условия опыта и наблюдать последствия данных изменении.

Метод моделирования используют в случае невозможности проведения исследования другим методом.

Развитие в возрастной психологии

Развитие - это процесс не только количественных изменений. Говоря о психическом развитии нельзя говорить о том, что с возрастом что-то увеличивается или уменьшается. Развитие, прежде всего, это появление в определенные возрастные периоды в психике нечто качественно нового.

К таким новообразованиям можно отнести, например, субъективную готовность к школьному обучению ребят семилетнего возраста, подростковое чувство взрослости.

Определение 2

Возрастное психическое развитие – процесс становления психики ребенка от момента рождения до его личностного созревания и наступления его социальной зрелости.

В человеческом социуме нет процессов развития, действующих по уже сложившемуся образцу, кроме процессов развития в онтогенезе. Процесс развития человека не подчиняется биологическим законам, а подчинен общественно-историческим законам. Формы поведения человека складываются с течением времени, под воздействием социума и его законов.

Возрастная психология занимается изучением движущих сил, условий и законов самого психического развития.

Периоды развития человека

Возрастные классификации делятся на две группы:

  • частные классификации, которые описывают отдельные отрезки жизни;
  • общие классификации, которые охватывают всю жизнь человека.

К частным относится классификация интеллекта по Пиаже, согласно которой выделяется два основных периода становления человека:

  • период сенсомоторного интеллекта, длящийся от $0$ до $2$ лет;
  • период конкретных операций, длящийся от $3$ до $15$ лет.

Согласно частной классификации Эльконина существует три периода жизни:

  • раннее детство;
  • детство;
  • подростковый возраст.

Общая классификация Биррена включает все фазы жизни от младенчества до старости:

  • юность – от $12$ до $17$ лет;
  • ранняя зрелость – от $18$ до $25$ лет;
  • зрелость – от $51$ до $75$ лет;
  • старость – от $76$ лет и старше.

Общая классификация Эриксона включает 8 стадий жизни человека, обладающих специфическими особенностями:

  • от $0$ до $12$ месяцев – начальная стадия, которая характеризуется доверием и недоверием;
  • от $2$ до $3$ лет – вторая стадия, особенностью которой является проявление самостоятельности и нерешительности;
  • от $4$ до $5$ лет – третья стадия с появлением предприимчивости, чувства вины;
  • от $6$ до $11$ лет – четвертая стадия, на которой появляется ощущение неполноценности у ребенка, и формируются умения;
  • от $12$ до $18$ лет ребенок начинает осознавать личностью, путая при этом социальные роли;
  • с $19$ лет - начало зрелого возраста и появление ощущений близости и одиночества;
  • зрелый возраст, которому присуще поглощение собой и социумом;
  • пожилой возраст, в котором человек сформирован уже как цельная личность, но рождается чувство безнадежности.
Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...