Расширение и сужение значений слов. Подписаться на акции и бонусы
Понятие смысловой структуры слова. Моносемия и полисемия. Смысловая структура многозначного слова. Понятие лексико-семантического варианта (ЛСВ), семемы и семантемы. Полисемия как результат лексико-семантического варьирования. Способы изменения ЛЗ (семантической деривации). Сужение и расширение значения. Метафорический и метонимический типы переноса. Описание ЛЗ в современных толковых и семантических словарях. Понятие оттенка значения. Отличие полисемии от омонимии.
Мы познакомились с понятием ЛЗ и компонентами ЛЗ и отметили, что ЛЗ представляет собой совокупность лексических, грамматических и коннотативных компонентов, среди которых выделяются общие (родовые) и дифференциальные (различительные) компоненты (семы), основные и периферийные, потенциальные. Например: ДОМИШКО: предмет (имя сушествительное) - категориальная сема ; неодушевленный, мужского рода, единственного числа, именительного/ винительного падежа - грамматические семы (граммемы); строение, для жилья и работы, человека, небольшое, ветхое - денотативные семы (родовая и видовые); разговорное, пренебрежительное- коннотативные семы.
В лексикологии при анализе ЛЗ учитывают только лексические семы (денотативные и коннотативные), а грамматические рассматриваются в морфологии.
В толковых словарях каждое слово дефиниции (словарного определения) можно рассматривать как отдельную сему. Например:
СТОЛ: Предмет (КЗ) мебели (А) в виде широкой (b) горизонтальной (c) доски (d) на высоких опорах-ножках (e), предназначенный для еды (f) или занятий (k) - А b c d e f k.
Таким образом, значение слова, его семный состав можно представить в виде определенного (зашифрованного) набора сем, который в близких по смыслу словах может совпадать полностью или частично (интегральные семы).
СТУЛ: Предмет мебели (А) в виде широкой (b) горизонтальной (с) доски (d) на высоких опорах-ножках (е), со спинкой (z), предназначенный для сидения (f’) - A b c d e z f".
ТАБУРЕТ: Предмет мебели (А), в виде широкой (b), горизонтальной (c), доски (d), на высоких опорах, ножках (e), для сидения (f’) - А b c d e f’.
ШКАФ: предмет мебели (А) в виде высокого (b’) ящика (d’) для хранения одежды, посуды и др. мелких вещей (f"") - A b’d’ f’’.
В последнем случае мы видим, что совпадает только архисема (предмет мебели), а дифференциальные семы (внешний вид, назначение) разные.
Таким образом, ЛЗ слова представляет собой некую систему, определенную иерархию мельчайших компонентов смысла, иначе - семантичесую (смысловую) структуру ЛЗ слова . В этом смысле ее называют еще семема (ЛЗ) в отличие от граммемы (грамматического значения) и лексемы (слова в целом или только его плана выражения).
Однако большинство слов русского языка имеют не одно, а несколько ЛЗ. Такие слова традиционно называются многозначными . Например:
1. Предмет мебели… для еды и занятий. (Передвинуть стол )
2. Питание, пища. (Снимать комнату со столом )
3. Определенный вид питания; диета. (Рыбный стол )
4. Отдел в учреждении (Стол справок ).
5. (спец .) Горизонтальная плита в ледниках или скалах.
Способность слова соотноситься одновременно не с одним, а с разными предметами реальной действительности, выражать разные, но в чем-то сходные между собой или смежные понятия называется многозначночтью , или полисемией (греч.: poly - «много», sema - «значение»).
Многозначным слово (лексема) является как единица языка. В речи слово всегда выступает лишь в одном своем значении (т.е. как лексико-семантический вариант, ЛСВ ). Отдельное значение многозначного слова (как и единственное значение однозначного слова) называют семемой .
Совокупность сем образует смысловую структуру семемы. Совокупность семем (многозначного слова) образует в свою очередь смысловую структуру многозначного слова, которую иногда называют семантемой .
Таким образом, термины лексема и ЛСВ используют чаще для обозначения ПВ слова, а термины сема, семема и семантема - для обозначения ПС слова.
ЛСВ слова различаются своими лексическими значениями (семемами), как словоформы различаются грамматическими значениями. Иными словами, ЛСВ как элементарная лексическая единица - это совокупность всех грамматических форм слова, соотнесенных с одним из его значений: СТОЛ-1, стола, столы и т.д. («предмет мебели»: новый стол, у стола, под столом ); СТОЛ-2,стола, столу («пища»: от молочного стола не похудеешь ) и т.п.
Однако следует помнить, что ЛСВ одного слова могут отличаться системой форм: например, у СТОЛ-2 нет форм множественного числа (нельзя сказать: ему рекомендовали молочные столы ).
В отличие от ЛСВ, слово (лексема) - это совокупность всех его грамматических форм во всех имеющихся значениях, т.е. совокупность всех его ЛСВ, внутренне взаимосвязанных.
У однозначных слов понятие лексемы и ЛСВ совпадает, т. к. семантических вариантов попросту нет, или он всего (пока) один. Явление однозначности называется также моносемией (в отличие от полисемии).
Мы уже обращали внимание на то, что отдельные значения многозначного слова внутренне связаны, образуют некую иерархию значений, взаимосвязанных и взаимообусловленных, т.е. определенную систему отношений (о лексике как системе более подробно будет говориться в следующей главе). Однако отметим, что отношения взаимосвязанности и взаимообусловленности (см. пример со словом ДОМ в 2.1.1.) возникают потому, что значения плавно «вытекают» одно из другого, являются производными друг от друга или от основного значения. Эти отношения производности можно изобразить схематически.
1. В виде «цепочки» ЛСВ, когда все значения вытекают последовательно одно из другого. Например: ДОМ- 1 (строение для жилья человека, семьи ) > ДОМ- 2 (живущие вместе родственники , семья ) > ДОМ-3 (связанные родственными узами несколько поколений; род) > ДОМ- 4 (правящий род , династия).
Такая полисемия называется цепочечной . Зрительно ее так и изображают (см. рисунок 1):
2. В виде «гнезда» ЛСВ, когда все производные значения вытекают из одного, основного. Например: СТОЛ-1 (предмет мебели в виде горизонтальной плиты для еды ) > СТОЛ-2 (еда ); СТОЛ-1 > СТОЛ-3 (отдел в учреждении с таким предметом мебели ); СТОЛ-1 > СТОЛ-4 (горизонтальная плита ледника).
Такая полисемия называется гнездовой, или радиальной (см. рисунок 2):
3. Если ЛСВ всего два, такую полисемию можно назвать элементарной . Например: МУЖ-1 (мужчина) > МУЖ-2 (супруг; мужчина, состоящий в браке с женщиной). См. рисунок 3:
4. Но чаще всего многочисленные ЛСВ одного слова представляют собой соединение цепочек и гнезд, т.е. полисемия носит смешанный характер и потому так и называется - смешанной . Например, КАМЕНЬ-1 (горная порода), КАМЕНЬ-2 (отдельный кусок такой породы), КАМЕНЬ-3 (могильная плита), КАМЕНЬ-4 (тяжелое чувство), КАМЕНЬ-5 (болезненные образования). См. рисунок 4:
Таким образом, полисемия - явление вторичное, результат лексико-семантического варьирования, или производства (деривации). Поскольку это явление диахроническое, судить о нем можно лишь по его следам, результатам - т.е. реконструируя саму систему смысловой структуры слова. Так, мы спрашиваем: на основе чего у слова ДОМ возникло значение «семья»? На основе того, что в доме обычно живут члены одной семьи, вместе. А на основе чего у слова СТОЛ возникло значение «еда»? На основе того, что за столом прежде всего едят, на него ставят посуду (которую так и называют столовой ) и блюда, еду. Такие отношения называются отношениями смежности . А почему у слова СТОЛ возникло значение «горизонтальная плита ледника»? Потому что эта ледниковая плита похожа на крышку обеденного стола. Значит, новое значение возникло на основе сходства . Получается, что новые значения развиваются на основе каких-либо различительных (или потенциальных) сем основного значения, вытекает как бы из них:
Одно и то же название, таким образом, переносится на другое понятие, чем-либо близкое предыдущему.
Процесс изменения значений, лексико-семантического варьирования, образования новых значений - процесс открытый, т.е. предполагающий дальнейшее развитие и изменение семантической структуры слова (или забвения некоторых значений).
Возникновение и изменение значений происходит, как уже выяснилось, по-разному, разными способами.
Основными способами изменения ЛЗ , семантического производства (семантической деривации) являются: 1. смещение , или родовидовой сдвиг (сужение и расширение значения) и 2. перенос (по сходству или смежности).
1. Родовидовой сдвиг (смещение ) семантики слова заключается в том, что значение становится либо более общим (изменение от вида к роду: переход видового понятия в родовое), либо более частным (изменение от рода к виду: переход родового понятия в видовое). В первом случае происходит расширение значения, устраняются видовые, различительные признаки (семы); во втором - его сужение , добавляются видовые, различительные семы (для отличия от другого вида). Это можно выразить с помощью следующей формулы (компонентного состава): A b > A (расширение значения) и A > A b (сужение значения).
Пример расширения значения:
БЕЛЬЕ. 1) Изделия из ткани, нижняя одежда (Надеть чистое белье )
> 2) Изделия из ткани (Стирать белье )
Устраняется видовой компонент («нижняя одежда»), значение расширяется: A b > A
Пример сужения значения:
ПЛАТЬЕ. 1) Одежда (Магазин готового платья )
> 2) Одежда женская (Сшила дочке летнее платье )
Здесь добавляется видовой компонент («женская»), значение сужается: A > A b.
В некоторых случаях сужение значения происходит в результате семантического стяжения (конденсации) словосочетания и включения значения одного слова в другое: смертная казнь > казнь (в значении «смертная казнь»), нижнее белье > белье (в значении «нижнее белье»), высокая температура > температура (в значении «высокая температура»), драгоценный камень > камень (в значении «драгоценный камень»). Особенно характерно данное явление для разговорной речи, ср.: уже год как сидит (в тюрьме), хорошо готовит (еду), бежали (из заключения) двое и т.п. Сужение и расширение значения - очень активный процесс в русском языке, приводящий нередко к историческому изменению значений и утрате первичного (мотивированного) значения. Например, в современном русском языке произошло сужение значения в словах: ПИВО (первоначально - вообще «питье»), МУЖ (первоначально - вообще «мужчина»), КАЗНЬ (первоначально - вообще «наказание») и др. Расширение значения произошло в слове ЧЕРНИЛА (первоначально - «черная» «жидкость для письма»). При этом следует отметить, что сужение/расширение значения осуществляется в пределах того же самого понятия, в отличие от переноса названия на другое понятие, родовая сема (архисема) не изменяется.
2. Перенос названия - это всегда смена понятия А на понятие В (в отличие от родовидового сдвига, смещения). Например: СТОЛ-1 - «мебель» и СТОЛ-2 - «еда», ДОМ-1 - «здание» и ДОМ-2 - «семья», ЛИСА-1 - «животное» и ЛИСА-2 «человек». В русском языке продуктивны два типа переноса - метафора (перенос на основе сходства понятий) и метонимия (перенос на основе смежности понятий). При этом, как уже говорилось, меняется родовая сема (архисема): А > В.
Метафорический перенос (метафора) осуществляется на основе сходства понятий по какому-либо признаку. Это можно изобразить с помощью формулы: A c > B c.
Пример метафорического переноса:
ЛИСА 1) животное (хитрое ) А (с)
2) человек, хитрый В с
В ЛЗ этих ЛСВ есть интегральная (одинаковая) сема - «с» ; второе значение образовано от первого на основе метафорического переноса с А на В (по сходству признака «с» - «хитрость »).
Метафорический перенос может происходить на основе сходства: формы (нос лодки, гребень гор, языки пламени), цвета (золото волос), звучания (дождь барабанит, ветер воет), свойства (холодный взгляд, тяжелое чувство, железный характер), действия (открыть мир, играть словами, строить планы), функции (дворник автомобиля) и т.п. - последняя модель называется функциональной метафорой.
У одного и того же слова может быть несколько производных значений на основе переноса по сходству разных признаков разных понятий:
КАМЕНЬ 1) порода, тяжелая, твердая (бросить камень)
2) чувство, тяжелое (на душе камень)
3) характер, твердый (сердце не камень)
ЗОЛОТО 1) металл, желтый, драгоценный (кольцо из золота)
2) предмет, желтый (золото пшеницы)
3) качество, драгоценное (характер - золото )
Метонимический перенос (метонимия ) осуществляется на основе смежности понятий: пространственной, временной, логической, количественной, ассоциативной и т.п. При этом архисема первого значения становится дифференциальной (или потенциальной) семой второго (или наоборот). Это можно изобразить с помощью формулы: А b > B (a). Пример метонимического переноса:
СТОЛ 1) Мебель, для еды A b
2) (Застольная) еда B (а)
Метонимический перенос очень продуктивен в русском языке. Особенно часто встречаются следующие модели переноса на основе смежности:
место > лицо (светлый класс > дружный класс, просторная аудитория > внимательная аудитория, новая школа > вся школа смеялась );
действие > место (выполнить работу > приехать на работу, совершить остановку > выйти на остановке, посылка продуктов > тяжелая посылка );
материал > изделие (фарфор и бронза на столе, выставка акварели );
дерево > плод (компот из вишни, зеленый виноград, кислая слива );
часть > целое (голова коровы > в стаде сто голов ) и т.п. (Такую модель переноса по смежности называют еще синекдохой ).
Значение слова описывается (толкуется) в толковых и семантических словарях (см. список толковых и семантических словарей; о способах толкования говорилось в 1.2.2.) Многозначные слова представлены в толковых словарях всей совокупностью лексико-семантических вариантов, которые нумеруются (1, 2, 3 и т.д.). Однако, поскольку процесс лексико-семантического производства диахроничен, новые значения, появившиеся у слова, имеют разную степень самостоятельности, закрепленности их в языке. Поэтому часто наряду с самостоятельным значением некоторые словари выделяют оттенок основного значения (с помощью какого-либо лексикографического знака, чаще всего ||). Например:
СТОЛ. 1. Род мебели, на который ставят что-л. при работе, еде.
2. Такой предмет мебели со всем, что поставлено на нем для еды (Собирать на стол, приглашать к столу ).
|| То, что подается, ставится гостям для еды, угощенья (Богатый стол. Праздничный стол.)
|| Прием пищи, еда. (За столом не говорят .)
|| Столование, питание. (Снять комнату со столом .)
3. Пища, еда, съестное (Расходы на стол .)
|| Вид пищи, еды, режим питания. (Молочный стол .).
(«Словарь русского языка» АН в 4-х тт. под ред. А.П. Евгеньевой)
В кратких словарях (например, в однотомном «Словаре русского языка» С.И. Ожегова) оттенки значения (и некоторые производные значения) не выделяются. Ср.:
СТОЛ. 1. Предмет мебели…
2. Еда, пища.
В семантических словарях (например, в «Русском семантическом словаре» под ред. Н.Ю. Шведовой) каждое слово описывается только в его одном ЛСВ. Поскольку данный словарь является еше и тематическим, то ЛСВ оказываются распределенными по разным семантическим полям и ЛСГ. Например, ЛИСА-1 войдет в семантическое поле «животные», а ЛИСА-2 в семантическое поле «человек» на основе разницы их родовой семы (понятие А и понятие В), а ЛСГ объединяются на основе тождества интегральных видовых сем (с), например, «характеристика человека» (ЛИСА-2, ОСЕЛ-2, МЕДВЕДЬ-2 и т.п.). То же и со словом СТОЛ: СТОЛ-1 входит в ЛСГ «мебель», а СТОЛ-2 в ЛСГ «еда».
Многозначность слова, таким образом, является результатом лексико-семантического варьирования слова, процесса лексико-семантической производности, или семантической деривации. Первоначально каждое слово однозначно, многозначность - явление вторичное. «Провоцирует» появление новых значений компонентный характер ЛЗ, в котором все компоненты носят как бы потенциальный характер, но каждый из компонентов в зависимости от употребления в речи, контекста либо затушевывается, либо выдвигается на передний план, актуализируется. Например, сравните разные употребления слова ОКНО, значение которого складывается из следующих компонентов (многие из них - потенциальные): «отверстие » (А), «в стене дома» (b), «с рамой» (с) «и «стеклом» (d) , «для пропуска света»(e) «и воздуха» (f), «для связи с внешним миром» (k). В разных ситуациях актуальными оказываются разные семы: в комнате два окна (А b); поставить пластиковые окна (с); разбить окно (d); сядь поближе к окну, а то темно (е); закрой окно, дует (f); выгляни в окно ; выброси в окно (k). Таким образом, значение слова оказывается несколько расплывчатым, диффузным, а отдельные компоненты, становясь все более актуальными, могут приобретать самостоятельность и становиться сначала дополнительным оттенком значения, а затем и самостоятельным значением. Так, компонент А спровоцировал появление значения «пробел, пропуск» (окно в расписании ), а компонент k - переносное значение «связь с другим миром» (окно в Европу ).
Обусловленность производных значений первичными делает все значения многозначного слова тесно связанными друг с другом, что позволяет говорить в данном случае о тождестве слова (см. 1.1.3), т.е. об одном и том же, хотя и многозначном слове. Это позволяет отличать полисемию от омонимии, которая иногда (но не всегда) также является следствием лексико-семантического варьирования, но она уже - результат распада полисемии, разрыва внутренней связи между значениями, утраты связующих компонентов значения. Например, значения слова ЛИСТ (лист дерева и лист бумаги ) уже утратили внутреннюю связь, державшуюся на сходном образе «тонкой пластинки», и бывшее многозначное слово распалось на два разных слова-омонима. О том, что данное явление диахронично, свидетельствуют и материалы словарей: слово ЛИСТ трактуется в них неоднозначно - в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова ЛИСТ-1 и ЛИСТ-2 омонимы и приводятся в разных словарных статьях, а в «Словаре русского языка» А.П. Евгеньевой ЛИСТ рассматривается как многозначное слово, и ЛИСТ-1 и ЛИСТ-2 - ЛСВ одного слова.
Таким образом, при диахроническом подходе к значению выстраивается следующая цепочка связанных друг с другом понятий:
МОНОСЕМИЯ -> ПОЛИСЕМИЯ -> ОМОНИМИЯ
Моносемия - это потенциальная полисемия , т.к. у однозначных слов могут развиться (и разовьются) новые значения, а полисемия со временем может преобразоваться в омонимию , как это уже случилось со многими словами. Например, слово ДАЧА как отглагольное существительное первоначально обозначало лишь отвлеченное действие «давание». Это значение сохранилось до сих пор как основное (1) (дача показаний ). Затем значение конкретизировалось, произошел метонимический перенос по смежности понятий «действие» - «предмет, на который направлено действие», и у слова появилось несколько новых значений, зафиксированных историческими словарями (в частности, «Словарем русского языка XI-XVII вв.»), с интегральной семой «то, что дают»: «подарок , подношение» (2) (чтобы стрельцы на дачи не прельщалися ); «участок земли данный в чье-либо владение» (3) (эти места исстари в дачах ); «документ на право владения этой землей» (4); «дом, имение, построенное на этом участке» (5); «загородный дом» (6) (у него дача под Москвой ); «место за городом для летнего отдыха» (7) (летом детей вывезли на дачу ).
Как видно, постепенно утрачивалась связь с глаголом ДАВАТЬ, и значения развивались уже по смежности других понятий. Когда же некоторые из них устарели (например, 2-5), семантическая связь между 1 и 6-7 значениями утратилась, и последний ЛСВ обособился в самостоятельное слово-омоним, что мы и обнаруживаем в современном русском языке. Так, в «Большом толковом словаре русского языка» под ред. С.А. Кузнецова (1998 г.) мы находим:
1. ДАЧА. 1. к ДАТЬ. Дача взяток. Дача корма скоту. Дача ложных показаний. 2. Порция, даваемая в один прием. Две дачи овса .
2. ДАЧА. 1. Загородный дом для летнего отдыха. Снимать дачу. Приобрести дачу . 2. Загородная местность с таким домом (домами). Поехать на дачу.
(Подробнее разговор об омонимии будет в следующей главе).
Поскольку значения многозначного слова развиваются диахронически и разными способами, поскольку они неодинаково воспринимаются в языке (как системе, как языковой способности, довольно обобщенной) и речи (как реализации системы, как языка в действии, довольно конкретной), то они имеют разный характер и по способу производства, и по другим параметрам. Поэтому в семасиологии всегда актуален вопрос о типологии лексических значений, к которому мы и перейдем.
Семантические изменения слов (изменения значений) бывают лингвистического и экстра-лингвистического характера: семантические процессы происходят под влиянием культурных, исторических и социокультурных изменений в обществе.
Употребление слова в разных условиях общения приводит к обогащению семантической структуры слова и отдельных его значений. Происходит два противоположных семантических процесса;
· Расширение или обобщение лексического значения.
Сужение или специализация как один из типов семантического изменения.
Перенос значения как один из типов семантического изменения. (метафора,метонимия)
1) расширение значения слова (увеличение объема обозначаемого понятия, т.е. количества называемых предметов и явлений, в результате чего возникает новое значение слова: пльнити – "взять в плен" (др.- рус.); пленить – 1) "взять в плен" 2) "очаровать" (совр. рус. яз.);
2) сужение значения слова (ограничение объема обозначаемого понятия, т.е. количества называемых предметов и явлений, в результате чего возникает новое значение слова: в древнерусском языке слово "пиво" обозначало вообще любое питье – пищу и пиво; в современном русском языке "пиво" – это "напиток из ячменного солода".
3)Существует три основных вида мотивировки переносных значений слов:
1) метафорический перенос (метафора) – перенос названия по сходству: высокая гора - высокий порыв;
2) метонимический перенос (метонимия) – перенос названия по смежности, осуществляемый на основе постоянной связи во времени и пространстве двух предметов, их частей, действия и его результата: вкусное блюдо - блюдо из серебра;
3) функциональный перенос (изменение значения слова на основе общности или близости функций, выполняемых предметами и лицами: сердце человека (в значении "центральный орган кровообращения") – сердце новостройки (значение "центр чего-то" появилось в результате функционального переноса).
Лингвистического:
I расширение: barn- раньше только для хранения ячменя, сейчас любой сарай, амбар.
· 1)метафора
· 2)метонимия
II сужение wife раньше любая женщина, сейчас только жена, немец-раньше любой иностранец, сейчас житель германии.
III аммилиорация (улучшение значения слова) раньше nice-глупый, сейчас милый. marshal-раньше конюх, сегодня высший военный чин.
IV ухудшение значения слова vulgar -раньше обыкновенный, сейчас вульгарный.
Экстра-лингвистического:
Табуирование - ограничение или полный запрет словоупотребления, определяемый экстралингвистическими факторами: религиозные соображения, суеверия и предрассудки, цензурные и политические запреты, традиции. Так, у народов, находящихся на ранней стадии общественного развития (полинезийцы, австралийцы, зулусы, эскимосы и др.), табу слов возникает на почве мифологических верований. Подлежат запрету (табуированию) обозначение смерти, название болезней, имена богов и духов; часто табуируется название того животного, которое служит основным объектом охоты данного племени. Все это основано на наивном отожествлении этих «вещей» и слов, их называющих, что часто ведет к табуированию других созвучных слов или тех же слов в других значениях. Для замены табу слов нужны другие слова – эвфемизмы.
Эвфемизмы – это заменные, разрешенные слова, которые употребляют вместо запрещенных (табуированных). При внимательном наблюдении за речевыми актами современников можно понять, что сегодня табу накладывают не только на слова, предметы, понятия. Табу можно понимать и в более углубленном лингвистическом аспекте. А именно: табуирование лингвистических единиц – тона, интонации. Казалось, процессы табуирования и эвфемизации должны были изжить себя в цивилизационном обществе. Но они сохраняются и, более того, развиваются по сей день. Было бы тривиальным рассмотрение тем и сфер современных эвфемизмов таких, как «ритуальные услуги» вместо «похоронные», «физическое устранение» вместо «убийство».
Крючкова говорила «мотивация», но я еще нашла термин «мотивировка», вроде это одно и то же.
Мотивация – отношения, существующие между морфологической или фонетической структурой слова и с одной стороны, с его структурным паттерном, а с другой, с его значением.
Таким образом, понятие мотивации (мотивированности) является одним из основных понятий словообразования, как семантической обусловленности значения производного и сложного слов значениями их составляющих; в акте словообразования одни единицы выступают в качестве источника мотивации, в связи с чем другие - результативные - рассматриваются как обусловленные мотивированные (ср. «он носит письма» и «письмоносец»).
Существует 3 основных вида мотивации:
Фонетическая
Морфологическая
Семантическая
При естественной связи между значением слова и его звучанием говорят о наличии фонетической мотивировки. К примерам фонетически мотивированных слов относятся слова buzz, cuckoo, splash, gargle, purr и множество других так называемых звукоподражательных слов, звучание которых «объясняет» их значение.
Поскольку слова складываются по существующим в языке моделям из существующих морфем, можно выделить морфологическую мотивировку слова. Так, сложное слово loudspeaker мотивировано входящими в него морфемами loud - speak - еr (как - что делает - деятель, исполнитель); аналогично мотивированы prefabricate (pre - fabric - ate: заранее - изготовление - делать); bestseller, rewrite, employee и множество других.
Третий вид внутренней формы слова - семантическая мотивировка . В этом случае новое значение объясняется через старое той же формы; очень часто происходит метафорический или метонимический перенос значения: barking (cough) мотивируется звуковым сходством с собачьим лаем (barking of a dog). Семантически мотивированное слово часто имеет образный характер: snowdrop напоминает о сходстве цветка с комочком снега на весенней лужайке; buttercup отражает цвет и форму чашечки растения. Морфологически мотивированы здесь старые значения, послужившие основой для вторичной номинации; таким образом, нередко в одном слове переплетаются разные виды мотивировки. Глубина мотивировки также варьируется. Она может быть ярко выраженной, как в snowdrop; стертой, как в honeysuckle, volleyball, или wilful, или полностью утраченной, как в словахhome,read,alphabet,parachute,etc.
Мотивировка слова может отражать и национальное своеобразие языка; так, один и тот же предмет может получать в разных языках названия, исходя из его разных признаков. Сравним, например, русское слово «клеенка» и.английское oilcloth. Первое семантически мотивировано признаком «спо-соб изготовления», а второе - признаком «материал». Аналогичный пример - пара «очки» (мотивировка-«дополнительные глаза») и glasses (монтирующий признак - «материал»). Особенно ярко национальное своеобразие мотивировки проявляется в ее фонетической разновидности; достаточно сравнить английское cock-a-doodle-do и русское «кукареку».
26. Проблема конверсии в английской лексикологии
Конверсия – морфолого-синтаксический способ образования нового слова путем изменения его парадигмы.
Значит, конверсия не использует словообразовательных аффиксов, а использует лишь парадигму (систему грамматических изменений) слова. Например, существительное handотличается от глаголаtohandне какими-то аффиксами, а лишь формами изменения самого слова.
Конверсия очень распространена в современном английском языке, что в известной степени может объясняться бедностью в языке производительных словообразовательных аффиксов. Особенная производительность конверсии в английском языке объясняется существованием большого количества непроизводных слов, не закрепленных аффиксов за частью языка, сравнительно небольшой численностью словоизменяющих аффиксов и грамматических форм, а также простотой образования последних.
Основной предпосылкой образования новой языковой единицы путем конверсии является изменение синтаксического функционирования слова, которое сопровождается изменением значения. Для конверсии является необходимым изменение привычного синтаксического окружения.
Одна из проблем конверсии заключается в том, что многие думают, что при этом слово переходит из одной части речи. Это не так, старое слово не исчезает, только появляется новое.
Другая проблема – что является средством словообразования про конверсии .
Американские ученые считают, что - функциональное изменение, а русские ученые – форма.
На самом деле прав Смиринкий, он говорит, что словообразовательным средством выступает сама парадигма слова.
У слова появляется другая парадигма другой части речи, значит, это разные слова.
Значение РАСШИРЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ в Словаре лингвистических терминов
РАСШИРЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ
Увеличение семантического объема слова в процессе исторического развития. Чаще всего расширение значения происходит в результате переноса названия по функции, выполняемой двумя предметами. Перо (гусиное) — перо (орудие для письма чернилами). Дворник (человек, убирающий двор)— дворник (стеклоочиститель у автомобиля). Стрелять (выпускать стрелы из лука) — стрелять (производить выстрелы). ср. также: белье (изделия из ткани белого цвета) — белье розовое, голубое и т. д. (т. е. вообще изделия из ткани для нижней одежды и хозяйственных надобностей). Чернила (жидкость для писания черного цвета) — чернила синие, красные и т. д. (т. е. вообще красящая жидкость, предназначенная для писания). ср. : сужение значения.
Словарь лингвистических терминов. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РАСШИРЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- РАСШИРЕНИЕ
ДУЛЬНОЕ — см. раструб … - РАСШИРЕНИЕ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
— раструб на конце трубки духового ружья, через которое происходит зарядка … - РАСШИРЕНИЕ
ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ - строительство дополнительных производств на действующем предприятии (сооружении) , а тж. строительство новых и расширение существующих отдельных цехов … - РАСШИРЕНИЕ в Словаре экономических терминов:
ГРАНИЦ РЫНКА - стремление компании продвигать свои товары на новые рынки, увеличивать объем рыночных … - РАСШИРЕНИЕ в Энциклопедическом словаре:
, -я, ср. 1. см.. расширить,-ся. 2. Расширенная часть чего-н. Труба с расширением на … - РАСШИРЕНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
расшире"ние, расшире"ния, расшире"ния, расшире"ний, расшире"нию, расшире"ниям, расшире"ние, расшире"ния, расшире"нием, расшире"ниями, расшире"нии, … - РАСШИРЕНИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
- РАСШИРЕНИЕ в Тезаурусе русского языка:
1. Syn: продолжение, распространение, рост, развертывание, увеличение 2. Syn: растяжение 3. Syn: … - РАСШИРЕНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
Syn: продолжение, распространение, рост, развертывание, увеличение Syn: растяжение Syn: … - РАСШИРЕНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: расширить, расширять, расшириться, расширяться. 2) Состояние по знач. глаг.: расшириться, расширяться. 3) Более … - РАСШИРЕНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
расшир`ение, … - РАСШИРЕНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
расширение, … - РАСШИРЕНИЕ в Орфографическом словаре:
расшир`ение, … - РАСШИРЕНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
<= расширить, -ся расширение расширенная часть чего-нибудь Труба с расширением на … - РАСШИРЕНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
расширения, ср. 1. только ед. Действие по глаг. расширить-расширять. Расширение посевных площадей. Расширение границ. 2. только ед. Действие и состояние … - РАСШИРЕНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
расширение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: расширить, расширять, расшириться, расширяться. 2) Состояние по знач. глаг.: расшириться, расширяться. 3) … - РАСШИРЕНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
ср. 1. процесс действия по гл. расширить, расширять, расшириться, расширяться 2. состояние по гл. расшириться, расширяться 3. Более широкая, постепенно … - РАСШИРЕНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
ср. 1. процесс действия по гл. расширять, расширяться 2. Результат такого действия; более широкая, постепенно расширяющаяся часть чего-либо. 3. … - РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН в Словаре Терминов гендерных исследований.:
(усиление влияния женщин на характер власти) - политическая стратегия продвижения интересов женщин, выдвинутая женской сетью DAWN в ходе Третьей Всемирной … - РАСШИРЕНИЕ ВЕН ВАРИКОЗНОЕ в Медицинском словаре:
- РАСШИРЕНИЕ ВЕН ВАРИКОЗНОЕ в Медицинском большом словаре:
Варикозное расширение вен - стойкое и необратимое их расширение и удлинение, возникающее в результате грубых патологических изменений стенки вен, а … - РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
- ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ в Словаре постмодернизма:
("Philosophische Untersuchungen") - главное произведение позднего периода творчества Витгенштейна. Несмотря на то, что книга была издана лишь в 1953, через … - СИЛА И ОЗНАЧЕНИЕ в Словаре постмодернизма:
("Force et signification") - одна из ранних работ Деррида, опубликованная в "Письменности и различии" (1967). Обозначила сразу несколько важных тем … - ПУСТОЙ ЗНАК в Словаре постмодернизма:
- понятие постмодернистской философии, фиксирующее парадигмальную презумпцию постмодернизма на восприятие семиотических сред как самодостаточной реальности - вне какой бы то … - ГУМАНИЗМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА в Словаре постмодернизма:
- книга Левинаса ("Humanisme de l"autre homme", 1973), в которую включены три его автономные работы: "Значение и смысл", "Гуманизм и … - ГРАММАТОЛОГИЯ в Словаре постмодернизма:
- традиционно - область языкознания, которая устанавливает и изучает соотношения между буквами алфавита и звуками речи. Г. как отрасль языкознания … - ПОТЕБНЯ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
Александр Афанасьевич (1835-1891) Один из выдающихся ученых-лингвистов конца XIX в., оставивший глубокий след в различных областях научного знания: лингвистике, фольклористике, … - ГРАФИКА в Литературной энциклопедии:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. Совокупности систем акустически-артикуляционных знаков устной или произносимой речи, обозначаемой термином фонетика, противостоит Г., как совокупность систем оптических знаков, … - ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ
частицы. Введение. Э. ч. в точном значении этого термина - первичные, далее неразложимые частицы, из которых, по предположению, … - ФИЗИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
I. Предмет и структура физики Ф. v наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства … - СТАТИСТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
физика, раздел физики, задача которого - выразить свойства макроскопических тел, т. е. систем, состоящих из очень большого числа одинаковых частиц … - СССР. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
науки Авиационная наука и техника В дореволюционной России был построен ряд самолётов оригинальной конструкции. Свои самолёты создали (1909-1914) Я. М. … - СССР. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
науки Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной … - СССР. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
науки Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. … - КОСМОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(от космос и...логия) , учение о Вселенной как едином целом и о всей охваченной астрономическими наблюдениями области Вселенной … - КИБЕРНЕТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(от греч. kybernetike - искусство управления, от kybernao - правлю рулём, управляю), наука об управлении, связи и переработке информации. … - КВАНТОВЫЕ ЧИСЛА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
числа, целые (0, 1, 2,...) или полуцелые (1/2, 3/2, 5/2,...) числа, определяющие возможные дискретные значения физических величин, которые характеризуют квантовые … - КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
механика волновая механика, теория устанавливающая способ описания и законы движения микрочастиц (элементарных частиц, атомов, молекул, атомных ядер) и их систем … - АТОМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(от греч. atomos - неделимый), частица вещества микроскопических размеров и очень малой массы (микрочастица), наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем … - СЕМАСИОЛОГИЯ
(грамм.)отдел науки о языке, принадлежащий к наименее разработанным и рассматривающий значение слов и формальных частей слова (греч. ??????? = знак, … - ПАРОВЫЕ МАШИНЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
I) Общие понятия и история возникновения. — II) Действие пара. — III) Парораспределение и регулирование хода. — IV) Типы. — … - МНИМЫЕ ВЕЛИЧИНЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
результаты, происходящие от извлечения из отрицательных количеств такого корня, показатель которого есть четное число. Мнимые величины встречаются в математике при … - ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
Исчисление бесконечно малых, включающее так называемое Д. исчисление, а также ему обратное интегральное, принадлежит к числу наиболее плодотворных открытий человеческого … - ВЕНЫ, БОЛЕЗНИ ИХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
По своему строению вены отличаются от артерий лишь значительно менее развитым мышечным слоем. Воспалительные процессы в В. протекают так же, … - АВЕНАРИУС РИХАРД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(1843—96) — замечательный немецкий философ; был профессором в Цюрихе. Философскую свою систему А. назвал "эмпириокритицизмом" (см.). Из сочинений А. наиболее …
Почти любое явление может быть обозначено с помощью нескольких по крайней мере слов, различающихся степенью обобщенности. Различие в степени обобщенности можно определять по тому, какое число денотатов, т. е. реальных предметов, в состоянии вместить то или иное слово. Так, слово растение обладает большей обобщающей силой, чем дерево, но слово дерево значительно превосходит в этом отношении слова клен и береза. Крайней точкой конкретизации являются имена собственные как обозначения единичных, уникальных предметов.
Словом закрепляются мыслительные процессы, связанные с обобщением явлений, причем степень обобщенности может быть разной. Иерархически организованная система лексических единиц отражает существующую в природе типологию реалий:
растение
дерево кустарник хвойное лиственное
дуб тополь ясень липа
Мы вводим ребенка в мир слов, не всегда осознавая, что предъявляемое слово - лишь один из возможных знаков. Ребенку предстоит самому сориентироваться в этой иерархии и понять, насколько широк круг денотатов, на которых он может распространить это слово.
Иногда полагают, что в качестве первых слов, базовых для ребенка, выступают слова более низкой степени обобщенности, а затем (часто с сознательной помощью взрослых) появляются слова и более высокой степени обобщенности. Например, ребенок уже знает слова яблоко, слива, банан, а ему сообщают, что все это вместе называют фруктами.
Однако так бывает далеко не всегда. Так, слово яблоко действи- Т е1ъно усваивается раньше, чем слово фрукты, слово морковка - ланьше, чем слово овощ, а слово зайчик - раньше, чем слово животное. В то же время слово птичка ребенок узнает и начинает активно использовать раньше, чем синичка и воробей, дерево - раньше, чем сосна и дуб. Степень обобщенности и необходимость детализации определяются прежде всего факторами прагматическими, а именно тем, какая степень точности необходима для предметно-практической деятельности ребенка. Несомненно, что для него существеннее различать яблоки, бананы и сливы, чем сосны, дубы и ясени (можно без труда найти и взрослых, которые не отличают ясеня от вяза). Здесь достаточно сильны индивидуальные различия детей. Например, Антон Г. очень рано по сравнению со сверстниками усвоил слово обувь (в двухлетнем возрасте называл ее О) -раньше, чем разновидности названия обуви, потому что строгая мама приучила его, входя в квартиру, менять обувь. И это стало привычным, каждодневным ритуалом, сопровождаемым словами матери:« Обувь, давай снимем обувь. Принеси-ка мне мою обувь». Варьирование слов (то ботинки, то туфли, то тапки) создавало предпосылки для обобщения.
Какие же наиболее распространенные ошибки ребенка в процессе усвоения лексических единиц?
Одна из самых распространенных ошибок - расширение сферы использования слова, т.е. распространение его на больший, чем нужно, круг денотатов. В индивидуальном лексиконе ребенка семантическая структура слова несколько обеднена но сравнению с тем, какой она является в языке. Это касается как производных, так и непроизводных слов. В первом случае имеет место «нечувствительность» к морфемной (словообразовательной) структуре слова, которая содержит указание на определенные дифференциальные признаки, входящие в семантическую структуру слова. Так, посолить употребляют не в значении «вносить соль в какое-нибудь кушанье, посыпать солью», а в значении «посыпать каким-либо сыпучим веществом». Часто слышатся просьбы: «ПОСОЛИ САХАРОМ», «ПОСОЛИПЕСОЧКОМ». Даже просьба «ПОСОЛИ СОЛЬЮ» свидетельствует о расширении сфе-рьт референции глагола посолить - объект и инструмент действия (соль) исключен ребенком из смысловой структуры глагола, хотя должен там находиться.
Аналогичные примеры расширения сферы референции слова: «НАСОРИмне луку»; «РАЗГРЫЗИмне зернышки молотком»] «Мы Э Щ выкройку ПРИКЛЕИЛИ булавками»; «Как медведь МЯУЧИТ?». Слово мяукать использовано в расширенном значении - «изда-
вать звуки (любые), характерные для животного»; конкретное значение «мяу» оказалось неучтенным.
Много забавных недоразумений связано с использованием слолс-ных слов. Иногда ребенок удовлетворяется расшифровкой одного из корней, не учитывая другого. Отсюда рассуждения о КРИВОНОГИХ РУКАХ, ТОЛСТОПУЗОЙ ГОЛОВЕ и т.п.
Расширение референции слова, при котором не учитывается одна или несколько дифференциальных сем, характерно и для большого числа непроизводных слов. Ребенок не учитывает ограничений, налагаемых на сочетаемость слов с другими словами. На основании анализа речи взрослых ребенок делает заключение о возможностях того или иного употребления слов, но границы этих возможностей ему предстоит определить самостоятельно, поскольку никто не демонстрирует ему неправильных случаев словоупотребления, сопровождаемых оценкой «так говорить нельзя». В работах зарубежных специалистов это именуется «проблемой отсутствия свидетельств об отрицательном употреблении». Например, ребенок неоднократно слышал слово шофер в ситуациях, где речь шла о разных автомобилях, но если ему не встречалось другое слово в разговорах о поездах, трамваях и троллейбусах, то он вполне может соотнести с ними слово шофер. Чувство нормы (языковое чутье) складывается отнюдь не сразу. Для этого необходим достаточный объем речевого материала в соединении со способностью и склонностью к его неосознанному анализу. Вернемся, однако, к слову шофер. Дети часто используют его не в нормативном значении «водитель автомобиля», а в значении просто «водитель» (любого транспортного средства), отсюда возможность расширенного использования. Шофер оказывается у трамвая, троллейбуса, электрички и даже у повозки с лошадью: «Смотри: ШОФЕР лошадь погоняет, а она не едет».
Во многих случаях, когда не учитываются дифференциальные признаки, входящие в семантическую структуру слова, она становится равной семантической структуре слова-гиперонима и смещается на одну ступеньку вверх в иерархии слов. Так, многие дети называют любую монету КОПЕЙКОЙ, любой металл -ЖЕЛЕЗОМ. Нелли Н. в трехлетнем возрасте называла любую обувь сапогами, любое первое блюдо - супом. «Чтоу нас сегодня НА СУП? Куриный бульон?»] «Смотри, какая РОЗА на подсолнухе выросла», - говорит Тоня (3 г.). Слово РОЗА употребляется в значении «цветок вообще, любой цветок», т. е. остается одна родовая сема. Распространенная ошибка всех детенышей называют одинаково, т. е. какое-нибудь одно слово занимает позицию гиперонима: «У этого жука скоро будут ПТЕНЦЫ!»*
Дод кроватью живут мышкины ПТЕНЧИКИ»; «Плывет уточка, исне й-ЩЕНКИ».
Один день недели может обозначать любой день: «Какой сегодня ПОНЕДЕЛЬНИК: суббота или воскресенье! "» Слово воскресенье часто используется детьми расширительно - в значении «выходной день»: «У тебя ВОСКРЕСЕНЬЕ в субботу будет?» Расширительно используется многими детьми и слово шелуха. Оно может обозначать оболочку любого вида: «Вот ШЕЛУХА от куриного яйца» (вместо скорлупа), «Свари сосиски в ШЕЛУХЕ» (в полиэтиленовой оболочке), «Мандарин съела, а ШЕЛУХА в кармане» (вместо кожура).
Такие процессы соотносятся не только с существительными, но и с любой частью речи. Глагол включить многие дети используют в расширительном значении «сделать так, чтобы нечто начало функционировать»: «ВКЛЮЧИ ЗОНТИК», «ВКЛЮЧИ РУЧКУ», «ВКЛЮЧИ СПИЧКУ». Почти все дети путают в определенном возрасте слова писать и рисовать (вместе с приставочными производными). Глаголы чинить и починить употребляются в расширенном значении «вернуть исходное состояние, позволяющее нормально функционировать». Взрослые, употребляя этот глагол, имеют в виду лишь неодушевленные предметы. Дети этого ограничения не знают: «Почему доктор так долго ЧИНИТ маму?»; «Меня в больнице доктор починит». Во взрослом языке всегда есть ограничения в сочетаемости понятий: о птицах мы говорим стая, о коровах - стадо, о цветах - букет, о людях - толпа и т. п. Однако эти ограничения усваиваются ребенком не сразу. Поэтому в речи детей можно услышать о «СТАДАХ БАБОЧЕК», «ТОЛПЕ БАНАНОВ», «СТАЕ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ» и т. п.
Наряду с расширением сферы референции слова встречается и сужение. Возможно, случаев такого рода не меньше, но они с трудом поддаются регистрации, так как относятся к сфере перцептивной, а не продуктивной речи. Они обнаруживаются при противопоставлениях: «Это не для ЛЮДЕЙ, а для детей!» - заявляет пятилетний мальчик, не одобряя папиного намерения покататься на детских каруселях. Семантическая структура слова человек/люди приобрела новый окказиональный компонент значения, связанный с ограничением в возрасте. «Я просила у тебя яичницу, а ты ГЛАЗУНЬЮ сделала» - говорит девочка, из чего становится ясно, что значение слова яичница в языковом сознании ребенка сужено - слово яичница понимается как куша- н ье из разболтанных яиц. «К нам такая красивая тетя приходи- л #." ВОЛОС нет, одни кудри!» Слово волосы также стало беднее п о значению - предполагается, что они должны быть непременно п рямыми, не вьющимися.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Язык и ребенок. Лингвистика детской речи
С н цейтлин.. язык и ребенок.. лингвистика детской речи..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Цейтлин С.Н.
Ц32 Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
15ВЫ 5-691-00527-8.
В пособии рассмат
Лингвистика детской речи
Лингвистика детской речи - наука и молодая, и древняя одновременно. Интерес к тому, как ребенок говорит, не ослабевает в течение столетий. Особенно он усилился в середине XIX в. Конец XIX - перва
Языковые правила и их усвоение детьми
Чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. С точки зрения своей организации язык представляет собой совокупность языковых единиц
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность
риал (как сами языковые единицы, так и правила их использования и конструирования) должен быть определенным образом упорядочен, поскольку «речевая организация человека никак не может просто равн
Косериу Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике
мально-структурными (например, запрет на образование сравнительной степени прилагательных с суффиксом -СК типа дружеский}, лексико-семантическими (н
Детский лепет
Выражение «детский лепет» используется часто в переносном, метафорическом значении, когда говорят о какой-то несвязной, неясной речи, наивных, неубедительных рассуждениях. Что же представляет соб
^-число месяцев,
звуковой комплекс. Вначале, как было отмечено, слоги повторялись многократно, но каждому повторению предшествовала определенная пауза. Кроме да-д
Язык жестов
Жесты активно используются в нашем общении. В большинстве случаев они сопровождают устную речь, являясь ее атрибутом, свидетельствующим о раскованности, непринужденности поведения. С помощью жесто
Как мать говорит со своим ребенком
В данном случае рассматривается речь матери, бабушки, старшей сестры, няни, т.е. всех лиц женского пола, ухаживающих за детьми. В западных работах есть специальное слово саге§1уег - дословно «то
Имитация и ее роль в усвоении языка
Даже младенцы способны подражать движениям губ и языка взрослых. У них можно вызвать подражание определенным звукам. Но вначале они должны видеть мимику взрослого, а позже, если уже произошло соеди
Разные пути освоения языка
Каждый ребенок постигает родной язык своим собственным путем. Различия определяются объективными факторами.
К основным относятся факторы биологические. Недаром лот педы так подробно рассп
Начальный детский лексикон
Переход от доречевой стадии к первым словам - серьезнейший период в речевом развитии ребенка. К этому времени в его пассивном лексиконе насчитывается примерно 50-70 слов (по наблюде-
1
Андрюша А
0.10.03. НЯ-НЯ (ням-ням)- кушать. Произнес, когда его позвали есть.
0.10.10. НА - когда дает и когда
Просит что-нибудь
1-00. ПАПА, МАМА, Б А - о бабушке, ДИДЯ - о дедушке,
ПАЙ - просит что-нибудь (прежнее НА и
Таня К
0.11. МАМА, ПАПА, ДАТЬ. 1.00. НАДО, БАБА, НА.
1.03. ГЛГЛ - Саша (имя брата), АМ - кушать, БУХ, ПА -упало,НА - дай
Основные группы слов в речи маленького ребенка
14. Купанье
1. Окружающие ребенка
лица мама папа
баба - бабушка деда, дидя - дедушка
Низя, азя (с жестом), аи-аи
Низя, азя (с жестом), аи-аи
Обращает на себя внимание абсолютное преобладание слов из так называемого языка нянь, а в их составе - ономатопей, т. е. звукоподражательных слов. Некоторые слова, которые широко употребляются и
Овладение звуковой основой речи
Что мы понимаем под звуковой стороной речи? Когда говорим, ] производим в определенной последовательности звуковые единиц^, Самая длинная из них - фраза, границы которой обычно совпадают гра
КОСИ - косточка ДАНЯЙ - догоняй ГАЗИН - магазин
Трехсложные слова с ударением на первом и последнем слоге
е всего сокращаются в соответствии с правилом редукции, т. е.
1 ускается с
Усвоение морфологии
С появлением первых слов ребенок вступает в новую фазу своЛ го языкового развития. Первое слово есть одновременно и первое высказывание - голофраза. Оно служит для обозначения глобальной, никак ещ
Усвоение категории числа
Когда ребенок усваивает различие между один и не один! (Именно оно лежит в основе грамматической категории числа: для грамматики много - все, что больше одного.) Если принимать во в
Овладение падежами
Одна из трудностей, с которыми при освоении языка приходится столкнуться ребенку, - шестичленная система падежей, каждый из которых обладает большой и разветвленной системой значений. Так, творите
Преды сшллст «зсшюрилуеппыи ридигельпыи, а не
нительный падеж, здесь сдублированный в функции прямого объек-та). В это же самое время Таня К. еще продолжает использовать замороженный именительный для других существительных «МАМА, ДАЙИКА!» -
Склонение существительных
К двум - двум с половиной годам почти любой ребенок уже может, конструируя свое высказывание, выбрать верно одну из существующих в нашем языке падежных форм в соответствии с требуемой семантичес
Усвоение категории рода
Лингвист А.Мейе, рассуждая о категории рода в различных языках мира, назвал ее одной из наименее логичных и наиболее непредвиденных категорий. Это в наибольшей степени относится к русскому языку
Существительные существительные
Мужской род Женский род Мужской род Женский род
брат сестра стол парта
волк *заноз *орешка
лиса (Мне заноз (Хочешь
в палец вкусную
Прилагательные в речи ребенка
Что раньше появляется в речи ребенка: существительные, прилагательные или глаголы? Или, точнее сказать, - слова, обозначающие предметы, действия предметов или признаки предметов?
если
Цейтлин
ощутить эти глубинные языковые потенции и следовать им, не огщ, раясь ни на какие конкретные образцы. Знаменательно, что такой модификации может подвергнуться отнюдь не любое существительное, а ли
Усвоение категории принадлежности
«Чьиу тебя глазки?» - этот вопрос ставил в тупик не одного ребенка. Они обычно не знают, что отвечать, а если им сообщают, что глаза у них мамины или папины, то очень огорчаютс
Образование глагольных форм
В период голофраз ребенок использует некоторое число слов, обозначающих действия. В основном это аморфные слова из языка нянь (ТПРУА, БАЙ-БАЙ, БО-БО, БАХ, ТОП-ТОП и т. п.). К глаголам они и
Усвоение глагольного вида
Существование в русском языке категории глагольного вида I серьезная трудность для того, кто его осваивает. Очень многие де^, ствия представлены не одним глаголом, как в других языках, а так называ
Усвоение возвратных глаголов
Частица -СЯ служит в русском языке для образования одних глаголов от других, а также для создания формы пассивного залога. Механизм образования возвратных глаголов и прост,
Мы опираемся на теоретическую концепцию каузативности, изложенную в мо-н°графии «Типология каузативных конструкций» (1969)
ходный невозвратный глагол: «Кто это меня ПРОСНУЛ?» На вопрос взрослого: «Зачем ты тут уселась?» - следует ответ: «Это папа меня У СЕЛ». Еще примеры того же рода: «Куда ты
Усвоение каузативных отношений
«Кто лопнул мой шарик?», «Его ушли с работы», «Погуляй ребенка» - выражения, которые иногда доводится услышать в речи взрослых. Правилами речи они не разрешаются, поэтому мы и воспринимаем
Виды инноваций
Под детской речевой инновацией понимают любой языковой факт, зафиксированный в речи ребенка и отсутствующий в общем употреблении. В речи детей выявляются разные типы инноваций: словообразовательн
Конструирование новых слов
В 1911 г., обращаясь к матерям и призывая их быть внимательнее к речи собственных детей, К. И. Чуковский писал: «Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас -к
Посмотрюсь
Дети говорят:
Я гармонил.
Вагон деповал.
Носок дырявеет.
Он забыватель.
Я конфету защекала.
Ты меня всего
Велосипедист
Ребенок говорит:
лампажур
автовозилъ
катобус
Анечкин мост
рецептека
газон
неделъник
Колготки
вертилятор
виитолет
гребло, везло
{Дайте мне ВЕЗЛА, я буду
вас везти.}
гребесло
обвинительный
Свирепый сенокосилка
полусадик
паукина
палъчатка
пивала
пиджама (Став взрослой,
девочка объяснила, что это
слово в ее сознании ка
Шахматы шифоньер экскаватор якут
кирпичный (ключ) плюни сцеплер дыракан часикать толпучка
автоматный (сок) этажер топтутар трубдиспансер увраче пригробить Гуделъный парк вкол вошист
Словесные замены
Употребление одного слова вместо другого - явление, хорошо нам знакомое. Оно встречается и в речи взрослых, особенно в тех ситуациях, когда они чем-нибудь взволнованы или очень спешат и не могут со
Интерпретация производных слов
Производное слово отличается от непроизводного тем, что оно связано по форме и смыслу с другим словом современного языка, которое по отношению к нему является производящим. Формальная выводимость
Усвоение переносных значений слов
Крапива кусается?
А как же она тогда лает?
Вопрос ребенка в эпиграфе содержит упрек и даже скрытую полемику со взрослыми. Ребенок хочет сказать: «Эх вы, неразумные
Овладение фразеологией
Существование в языке фразеологизмов - словесных сочетаний, обладающих целостным значением, осложняет усвоение языка ребенком. Во-первых, фразеологизм по форме напоминает свободное сочетание обыкн
Средь бела дня на босу ногу сложа руки сломя голову
Устраняются и не вполне понятные предложно-падежные формы. Не совсем ясно, например, с точки зрения современного языка выражение отложить про запас (про + винительный падеж
Овладение синтаксическими конструкциями
Первые детские слова есть одновременно и первые высказывания ребенка. Он ведь не произносит слово просто так, а с помощью слов выражает определенные коммуникативные намерения, которые взрослый об
Субъект - время - предикат - прямой объект - объект-отправитель - локатив*
Из простых предложений мы строим сложные, когда требуется передать самые разные отношения между фактами - причинно-следственные, сопоставительно-противительные, временные, условные и т. п. Дети на
ментом самых различных по смыслу голофраз. Так, слово мама, произнесенное ребенком на этапе однословных высказываний, может иметь разный смысл:
призыв к общению;
Маленькие лингвисты
...Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает.
(К. И. Чуковский)
Одна и
Переконструирование текстов
Одна моя знакомая, сейчас уже имеющая внуков, вспоминает, что в детстве она горько рыдала, жалея бедного Рапунка (имя такое!), который чудился ей в строках А.С. Пушкина «И умер бедный РАБ У НО
Взяли мы домой
Вместо задумчивого дактиля - энергичный и четкий хорей. К.И.Чуковский привел в свое время пример перестройки «Онегина», где также знаменитый пушкинский ямб заменен веселым хореем: Дядя самых чес
Усвоение грамоты
Сколько пролито слез, сколько ссор и споров было в семьях по поводу ошибок в детских тетрадках! Дошкольнику еще что-то прощается, но если уж ты стал первоклассником, будь добр - пиши грамотно, вед
Заключение
Вот мы и закончили наше небольшое путешествие в мир речи ребенка.
Увы, многое еще в этом мире нам неведомо. Хотелось бы выяснить специфику овладения языком разных детей, но для этого нуж-
Лингвистика детской речи
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Зав. редакцией Т.Е. Слизкова
Редактор И.К. Свешникова Зав. художественной редакцией И.А. Пшеничников
- Рецепты приготовления кабачков со вкусом груздей на зиму
- Талисман денежная мельница
- Магия заклинания на латыни с транскрипцией и с переводом
- Гадание на тени от бумаги: правила ворожбы, толкование символов, варианты обрядов
- Характеристика княгини Трубецкой из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины
- Все книги про: «жизнь необыкновенные… Краткое содержание жизнь необыкновенных и удивительных
- Что известно о Викторе Золотове и его коррупционных связях
- Россиянам напомнили, как ненасытный "вор и лжец" золотов обкрадывает жителей страны
- Продукты на страже онкологии: полезное и вредное Е вызывающие раковые заболевания
- Крепость орешек Зело жесток сей орех был
- Серия - Русская фантастика
- К чему снится Снежная Лавина?
- Толкование сна мозоли в сонниках
- Гадание Таро: беременность - онлайн
- Коктейль «Куба Либре» — лучшие рецепты приготовления
- Вина из слив в домашних условиях
- Толкования Густава Миллера
- По эротическому соннику Даниловой
- Простое варенье из абрикосов без косточек на зиму — густое и очень вкусное
- Увидеть во сне рыжие волосы у себя