Реформа атомных госзакупок. Реформа системы государственных закупок


Для групп 4 человека 126400 - 99 500 рублей (включая удостоверение о повышении квалификации)

В стоимость включены: питание, раздаточный и методический материал, свидетельство.


Участники могут получить удостоверение о повышении квалификации по 223-ФЗ (108 ак.ч.) , продолжив обучение в дистанционном модуле.
Дополнительная оплата — 4000 руб/чел.

223-ФЗ в новой редакции. Регламентация способов и этапов электронных закупок. Ограничения на указание товарных знаков.
Алгоритм и особенности закупок у СМСП в 2018г.

09 апреля 2018 года
09:30-10:00- РЕГИСТРАЦИЯ
10.00-17.00 Регламентация способов и этапов электронных закупок. Ограничения на указание товарных знаков. Алгоритм и особенности закупок у СМСП в 2018г.

223-ФЗ в редакции 505-ФЗ от 31.12.2017, 496-ФЗ от 31.12.2017, 481-ФЗ от 31.12.2017, 470-ФЗ от 29.12.2017, 249-ФЗ в ред. от 29.12.2017):

  • Обязанность проводить конкурентные закупки в ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ;
  • Сроки обязательной корректировки Положения и пункты, подлежащие включению/изменению;
  • Установление ПРЕДЕЛЬНОГО минимального и максимальный срока заключения договора;
  • Ограничение способов конкурентных закупок;
  • ЗАПРЕТ указания Товарных знаков, Наименования страны происхождения;
  • Случаи исключения - когда можно указывать товарные знаки в редакции «или эквивалент»;
  • Случаи исключения - когда можно указывать товарные знаки без указания «или эквивалент»;
  • Сроки/Порядок/ Особенности применения 44-ФЗ Заказчиками, не выбравшими объем у СМСП;
  • Новые основания и порядок обжалования действий(бездействия) заказчика в Суде и ФАС;
  • Обязанность заказчика отвечать на запросы о разъяснении документации;
  • Требования к содержанию протоколов, составляемых в ходе конкурентной закупки;
  • Требования к содержанию протокола, составляемого по итогам конкурентной закупки;
  • Новые сроки проведения конкурентных закупок;
  • Требования к обеспечению заявок - случаи и порядок предоставления, размер, порядок

возврата, основания удержания;

  • Право заключения договора с несколькими участниками закупки;
  • Проведение электронных закупок:
  • - возможность проведения только через операторов электронных площадок;
  • - аккредитация участника на электронной площадке;
  • - электронный документооборот между Заказчиком, Участником и Оператором.
  • Особенности проведения электронных закупок у СМСП;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного конкурса;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного аукциона;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного запроса предложений;
  • Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного запроса котировок;
  • Операторы электронных площадок для проведения электронных закупок;
  • Требования к составу и содержанию заявок на участие в электронных закупках;
  • Сроки, основания и порядок отмены закупки;
  • Требования к Форме заявки в запросе котировок в электронной форме;
  • Порядок подачи, изменения, отзыва заявки участником закупки;
  • Требования к сроку хранения заказчиком документов, относящихся к закупке (в том числе заявок);
  • Обязанность закрепить в Положении порядок закупки у единственного поставщика;
  • Обязанность указания НМЦД в Извещении и Документации;
  • Новые требования к содержанию ежемесячной отчетности;
  • Требования к корпоративным информационным системам в сфере закупок;
  • Ведомственный контроль;
  • Новые исключения определенных закупок из под регулирования 223-ФЗ;
  • Особенности закупок у взаимосвязанных лиц;
  • Новый порядок рассмотрения жалоб в ФАС;
  • Типовые положения о закупках и основания обязательности их применения;
  • Изменение понятия «участник закупки»;
  • Возможные основания проведения закупок не в электронной форме;
  • Право Правительства обязать отдельных заказчиков проводить закупки у СМСП;
  • Установление Правительством особенностей проведения закрытых закупок;
  • CРОКИ и порядок вступления изменений в силу.

Обзор практики и актуальных разъяснений законодательства:

  • Расширение случаев закупок бюджетными учреждениями в рамках 223-ФЗ.
  • ТОП 5 нарушений при подготовке технических заданий по версии ФАС.
  • Переход через «0» - право поставщика доплатить заказчику за право бесплатно поставить

товары, выполнить работы, оказать услуги. Особенности заключения и исполнения договора

при переходе через «0» в закупках по цене единицы.

  • Новый порядок применения КАТАЛОГА товаров/работ/услуг - закрытый набор

характеристик и параметров товаров/работ/услуг, порядок описания в ТЗ позиций

отсутствующих в каталоге и многопозиционных закупок, новый порядок обоснования

использования иных характеристик.

  • Поправки в КОАП - случаи инициирования ФАС расторжения договора.
  • Двойные штрафы за нарушения 223-ФЗ - организация и должностное лицо.
  • НДС в составе цены - как проводить оценку предложений и можно ли уменьшать цену при

победе организации работающей на УСНО (позиция Судов, ФАС, Минфина).

  • Цессия - практика применения в 223-ФЗ.
  • В каких случаях можно ограничить/запретить субподряд.
  • В каких случаях можно проводить закупку на строительство «под ключ».
  • Возможность поставщика отказаться от оказания услуг при условии возмещения убытков.
  • В каких случаях можно оплатить работы, выполненные до подписания договора - позиция

Минэкономразвития и Судов.

  • Аффилированность и конфликт интересов - понятия, практика, риски.
  • Право заказчика запросить информацию и документы о фактических расходах поставщика и

о привлечении субподрядчиков для исполнения договора - позиция ФАС и судов.

  • Можно ли требовать у банка неустойку за счет средств банковской гарантии.
  • Расчет начальной (максимальной) цены договора с учетом референтных цен.
  • Регламентация в Положении и Документации порядка участия коллективного участника.
  • Право Заказчика требовать от участника налоговую декларацию.
  • Ограничение предельного размера авансов по всем закупкам.

Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами…» - ПРАКТИКА применения.

Правила подготовки и требования к содержанию Технического задания.

  • Практические рекомендации по применению ТР и национальных стандартов.
  • Порядок и особенности формирования лотов.
  • Правила описания Товаров/Работ/Услуг:
  • - когда можно не указывать «или эквивалент» - примеры решений ФАС и судов;
  • - когда можно указывать требование к поставке товара заводом изготовителем/дилером;
  • - термин «новый товар»;
  • - указание max и min значений параметров, особенности требований к диапазонным показателям и др.;

Национальная система стандартизации Российской Федерации. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» - условия и порядок проведения стандартизации.

  • Декларация о соответствии и сертификат соответствия :

Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;

Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

  • Регистрация продукции- регистрационные удостоверения

Технические регламенты и национальные стандарты.

  • Требования к продукции - ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и т.д..
  • Лицензирование деятельности участников.
  • Термины - товарный знак и страна происхождения товара.
  • Ловушки технических заданий не нарушающие действующее законодательство.
  • Типовые ошибки заказчиков при формировании Технических заданий.

Разъяснения ФАС и Министерства экономического развития по проблемным вопросам подготовки Технических заданий, в том числе:

  • в каких типах закупок можно выделять лоты;
  • порядок определения улучшенных характеристик товара;
  • возможность покупки товара бывшего в употреблении;
  • можно ли предусмотреть возможность заранее осмотреть место работ;
  • можно ли заменять предусмотренные договором виды работ;
  • виды работ, услуг, которые должны быть предусмотрены в лицензии;
  • когда можно закупить строительные работы вместе с оборудованием.

Обзор результатов обжалований по сложным и спорным вопросам подготовки технических заданий за 2017г., в том числе:

  • установление положений ТЗ - ограничивающих количество участников закупки;
  • установление требований к продукции на основании устаревших ГОСТов;
  • перечисление ГОСТов без соотнесения к конкретным позициям ТЗ;
  • указание требований к химическому составу товара;
  • установление коротких сроков поставки/выполнения/оказания;
  • избыточное укрупнение и усложнение ТЗ;
  • избыточные требования о наличии лицензий и допусков.

Особенности подготовки Технического задания на закупку.

  • Продуктов питания, организация питания/Лекарственных средств/Услуг связи/Образовательных услуг/Информационных услуг/Программного обеспечения/Компьютерной и оргтехники, /Расходных материалов/Услуг по сопровождению и работ по техническому обслуживанию/Услуг охраны/Транспортных средств (в том числе ремонта и технического обслуживания)/Страхования/Услуг субъектов естественных монополий/Работ по строительству, капитальному и текущему ремонту.

Примеры ТЗ и Типовые ошибки заказчиков!

Повышение эффективности подготовки Технических заданий:

  • разработка технологической карты типового технического задания по видам Т/Р/У;
  • разработка типовых технических заданий;
  • эффективное разделение обязанностей между закупщиками и инициаторами;
  • введение в КПЭ инициаторов показателя - «качество и своевременность подготовки ТЗ»;
  • схемы, примеры, образцы!

Закупка по цене единицы товара/работы/услуги:

  • в каких случаях можно проводить;
  • тонкости при подготовке документации;
  • как правильно сформировать и обосновать цену договора, цену единицы, единичные расценки;
  • как правильно опубликовать и провести закупку;
  • обязательные условия договора при проведении закупки по цене единицы.

ПРИМЕРЫ и ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТАЦИИ для проведения закупки по цене единицы!

Стандарт закупочной деятельности от ФАС:

  • порядок формирования критериев и подкритериев оценки заявок;
  • порядок обоснования начальной (максимальной) цены договора;
  • установление антидемпинговых мер;
  • порядок формирования требований к обеспечению заявок/договора/гарантий;
  • порядок формирования лотов при составлении технических заданий;
  • публикуемые и не публикуемые разделы положения о закупке.

Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

  • Новая форма отчетности о закупках у СМСП.
  • Обязательность закупок у СМСП для новых категорий заказчиков.
  • Новые условия закупок у СМСП - реестр СМСП/новые объемы/новые критерии отнесения

к СМСП/новая декларация/новый порядок подтверждения статуса СМСП.

  • Обязанность проводить закупки у СМПСП в электронном виде.
  • 30-дневный срок оплаты по всем договорам с малым бизнесом (ПП РФ от 14.12.2016 N 1355).

Договора и приемка товаров, работ, услуг.

  • Новый порядок внесения сведений в реестр Договоров;
  • Договора с пролонгацией - возможность продления без проведения новой закупки.
  • Обеспечение Гарантий.
  • Требования к порядку приемки.
  • Как правильно расторгнуть договор при нарушении поставщиком условий.
  • Неправомерные условия проектов договоров!
  • Обжалование в ФАС и суд действий организатора торгов по 223-ФЗ.
  • Порядок рассмотрения жалоб по 223-ФЗ - ст. 18.1 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  • Реестр недобросовестных поставщиков (ПП РФ от 22.11.2012 N 1211).
  • Обзор решений и постановлений о наложении штрафов ФАС за 2017г.
  • Штрафные санкции по 223-ФЗ.

Ответы на вопросы участников семинара. Индивидуальные консультации.

Лектор: Бабунов Сергей Валерьевич - опыт работы Главным государственным инспектором в Управлении контроля размещения государственного заказа Центрального аппарата ФАС России, Заведующий кафедрой государственных и корпоративных закупок в ФГБОУ ДПО «ИРДПО», опыт проведения семинаров по методикам электронных площадок (более 8 лет преподавательской деятельности), эксперт-практик с 13 летним опытом по организации и сопровождению торгов, автор статей журнала «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги».


« Реформа корпоративных закупок в 2018 году »

1. Изменения, вступившие в силу с 31.12.2017 (Федеральные законы N 481-Ф3 от 31.12.2017, N 505-Ф3 от 31.12.2017).

1.1. Новые полномочия Правительства РФ, связанные с регулированием закупочной деятельности.

1.2. Новые исключения из сферы регулирования 223-ФЗ. Изменение Положения о закупках в связи с принятыми изменениями.

1.3. Изменения в целях регулирования 223-ФЗ.

1.4. О типовых Положениях о закупке. Порядок разработки и применения.

1.5. О присоединении к Положению о закупке основного хозяйственного общества.

1.6. Изменения в основаниях обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки.

1.7. Изменения в полномочиях Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданных ими организациями в части обжалования действия (бездействие) заказчиков.

1.8. Новые случаи неразмещения информации о закупке в ЕИС.

1.9. О реестре заказчиков по 223-ФЗ.

1.10. О корпоративных информационных системах.

1.11. О региональных и муниципальных информационных системах.

1.12. О ведомственном контроле закупочной деятельности.

1.13. О последствиях неразмещения Положения о закупках в ЕИС.

2. Изменения, вступившие в силу с 09.01.2018 (Федеральный закон N 470-Ф3 от 29.12.2017)

2.1. Новые исключения из сферы регулирования 223-ФЗ.

3. Изменения, вступающие в силу с 30.06.2018 (Федеральный закон N 496-Ф3 от 31.12.2017).

3.1. Изменения в сфере действия 223-ФЗ, связанной с реализацией инвестиционных проектов с государственной поддержкой.

3.2. Особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) заказчиками - государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия российской федерации превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам.

4. Изменения, вступающие в силу с 01.07.2018 (Федеральный закон N 505-Ф3 от 31.12.2017) и изменения в Положениях о закупках.

4.1. Новые требования к составу Положения о закупках.

4.2. Понятие «конкурентной закупки».

4.3. Способы проведения конкурентных закупок. Схемы проведения способов закупок.

4.4. Неконкурентные закупки. Примеры неконкурентных способов закупки, а также случаев закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

4.5. Изменение в понятии «участник закупки».

4.6. Требования к участникам закупки. Примеры формулирования.

4.7. Требования к описанию предмета закупки. Примеры административной практики по тождественной ситуации в 44-ФЗ.

4.8. Новые полномочия Правительства РФ, связанные с регулированием закупочной деятельности.

4.9. Новые полномочия Корпорации развития малого и среднего предпринимательства.

4.10. Изменения в основаниях обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки.

4.11. Порядок осуществления конкурентной закупки:

  • Порядок направления запроса на разъяснение положений документации о конкурентной закупке.
  • Порядок отмены конкурентной закупки заказчиком.
  • Об определении требований к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке в документации о закупке.
  • О сроках хранения документов по закупке.
  • О составе протоколов, составляемых в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки) и по итогам конкурентной закупки.
  • О сроках заключения договора по результатам конкурентной закупки.

4.12. Изменения в порядке проведения конкурса и аукциона.

4.13. Особенности проведения запроса котировок и запроса предложений.

4.14. Об обеспечении заявок на участие в конкурентной закупке. Случаи удержания обеспечения.

4.15. Случаи заключения договоров с несколькими участниками.

4.16. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки.

  • Новые термины в 223-ФЗ.
  • Условия участия в электронных закупках.
  • Порядок использования электронных документов при закупках в электронной форме.
  • Действия и обязанности оператора электронной площадки при проведении закупки в электронной форме.

4.17. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

  • Сроки размещения извещений о проведении закупок в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
  • Этапы в электронном конкурсе и порядок их применения.
  • Этапы в электронном аукционе.
  • Порядок подачи участниками электронного аукциона предложений о цене договора.
  • Требования к составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме.
  • Особенности запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.
  • Об обеспечении заявок.
  • Порядок блокирования денежных средств на специальном банковском счете участника закупки, вносимых в качестве обеспечения заявки.
  • Порядок подачи заявок, в том числе состав первых и вторых частей.
  • Порядок проведения «переторжки» при проведении электронного конкурса.
  • Порядок взаимодействия заказчика и оператора при проведении закупок в электронной форме.
  • Последствия невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов.

4.18. Требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом

  • Случаи проведения закрытых способов закупок.
  • Порядок направления приглашения принять участие в закрытой конкурентной закупке.

4.19. Требования к закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе порядок размещения информации в ЕИС о такой закупке.

4.20. Изменения в составе извещения и документации об осуществлении конкурентной закупки. Порядок внесения изменений в извещение и документацию.

4.21. Изменения в ежемесячной отчетности заказчиков.

- эксперт федерального уровня, профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ГОУ "Институт развития дополнительного профессионального образования", член-корреспондент РАЕН

1. Практические аспекты реализации Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Административная и судебная практика. Прокурорский надзор (итоги обзора за 5 лет + 2017 год):

Нарушения обязательного порядка информационного обеспечения закупки.
1.1. Нарушения сроков размещения информации в ЕИС или неразмещение информации.
1.2. Нарушения порядка размещения информации в ЕИС.
1.2.1. Нарушения в форме плана закупок товаров, (работ, услуг).
1.2.2. Нарушения состава извещения о закупке, документации о закупке, протоколов, составленных по результатам закупки.
Нарушения в положении о закупке.
2.1. Формальные (технические) нарушения.
2.2. Содержательные нарушения.
2.2.1. Транспарентные содержательные нарушения.
2.2.2. Контроверзные содержательные нарушения.
Нарушения в практических действиях заказчиков.
3.1. Уклонение от проведения конкурентных процедур закупок.
3.2. Уклонение от проведения закупок в электронной форме.
3.3. Нарушения в документации о закупке.
3.4. Нарушения в действиях закупочной комиссии.
3.5. Нарушения при заключении и исполнении договоров.
3.6. Неправильное применение Закона № 223-ФЗ.

2. Практика применения Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".

2.1. Примеры расчета соотношения долей российского и иностранного товара (работ, услуг) в смешанном предложении участника.
2.2. Примеры изменения Положения о закупке.
2.3. Примеры документации о закупке, учитывающей требования Постановления.
2.4. Административная практика применения Постановления.
2.5. Обзор разъясняющих писем Федеральных органов исполнительной власти.

3. Подходы к сопоставлению ценовых предложений участников, применяющих УСН и являющихся плательщиками НДС: административная и арбитражная практика.

4. Примеры по порядку оценки и сопоставления заявок, в том числе по критериям «цена договора», «квалификация участника», «срок поставки», «срок гарантии», «отрицательный опыт работы с заказчиком».

5. Иные возможные изменения законодательства.

  • Конфликт интересов и его профилактика.
  • Нормирование закупок.
  • Особенности заявок субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • Реестр банковских гарантий.
  • Участие в закупках социально ориентированных некоммерческих организаций.

Лектор: Трефилова Татьяна Николаевна - эксперт федерального уровня, профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ГОУ "Институт развития дополнительного профессионального образования", член-корреспондент РАЕН

Бронирование номеров в гостинице «Измайлово»
Одноместный/ двухместный номер -3640 руб./сутки; завтрак 700 руб.

Реформа госзакупок в последний год была одной из наиболее детально обсуждаемых в Белом доме. Решение о переводе всех закупок в электронную форму было принято правительством еще в конце 2013 года, совещания по теме практически в еженедельном режиме проводил первый заместитель премьера Игорь Шувалов, в периметре реформы работают Минфин, Минэкономики, ФАС, Росимущество и Федеральное казначейство, госкорпорации, крупнейшие госкомпании и инвестбанки. "Ъ" изучил, чего хотят чиновники и участники рынка от новой системы, какие видят в ней риски и почему на решение технического в целом вопроса у правительства ушло - и еще уйдет - несколько лет.

"Лучший закон о закупках"

Исторически регулирование сферы госзакупок вызывало межведомственные трения еще при разработке первого закона о них (94-ФЗ). Документ серьезно расширил функционал ФАС в контроле процедур размещения госзаказа - однако позднее ведомства начали добиваться реализации в системе закупок государства более сложного функционала для того, чтобы более эффективно обеспечить закупки технически сложной, наукоемкой, нестандартной и тому подобной продукции, а также работ и услуг. Это требовало использования механизмов предварительной квалификации и подтверждения способности подрядчиков выполнить заказ - однако усложнение системы, по мнению ФАС, увеличивало вес неценовых критериев при оценке предложений, а значит, снижалась экономия бюджетных средств и возрастал риск коррупции. В службе до сих пор вспоминают 94-ФЗ как "лучший закон о закупках".

Разногласия по вопросу регламентов поведения государства и его поставщиков при госзакупках сохранились и на следующем этапе реформы - при разработке закона о контрактной системе (44-ФЗ). Идеологически Минэкономики, которое возглавляла тогда Эльвира Набиуллина, добивалось того, чтобы закон 44-ФЗ регулировал не только размещение заказа, но и этапы планирования и последующего исполнения контракта. ФАС же при этом настаивала на сохранении в законе прозрачности самих процедур закупок, которые были присущи 94-ФЗ. В результате закон о контрактной системе получился существенно шире и описывал весь закупочный цикл - от планирования до приемки результатов. Были установлены новые способы определения поставщика (двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений). Появились антидемпинговые меры, реестр банковских гарантий, контракты жизненного цикла, банковское сопровождение контрактов.

Крупнейшие закупки стали предметом общественного обсуждения, но прозрачность процедур оформления госзаказа ФАС по-прежнему не устраивала - и в итоге многие аспекты процедур закупок были приведены к тем, что были изначально в 94-ФЗ. В частности, за 2016 год решением правительства заключение всех "несложных" строительных контрактов было возвращено в форму аукциона, а для оставшейся части "сложных" проектов значимость неценовых критериев была сокращена с 40% до 20%.

Цифровая революция

Нынешний этап реформы закупочной деятельности государства должен по идее снять сохранившиеся в контрактной системе противоречия за счет существенного прогресса в информатизации правительства. Успехи ФНС в контроле налоговых платежей, Минэкономики и ФАС - в объединении всех торгов на едином сайте, Федерального казначейства - в информатизации бюджетной сферы и Минфина - в области бюджетного планирования предполагается объединить в рамках единой информационной системы госзаказа (ЕИС). Это позволит решить одновременно все задачи, интересующие ведомства, участвующие в планировании, размещении, контроле и оплате всех товаров и услуг, которые закупает государство на 8 трлн руб. в год. Рабочие места в ЕИС должны обеспечить Минфину возможность планировать бюджетные расходы и оценивать адекватность цен поставщиков, ФАС - предоставить данные о соблюдении процедур размещения заказа обеими его сторонами и о состоянии конкуренции в этой сфере, для Минэкономики же ЕИС де-факто является инструментом мониторинга развития отраслей экономики и источником данных о госучастии в ней.

Методическим обеспечением госзаказа до весны 2017 года занималось Минэкономики - идеологически этим блоком руководил замглавы ведомства Евгений Елин, курировавший запуск контрактной системы, всю нормотворческую работу, выработку требований к функционалу ЕИС, работу с заказчиками и поставщиками. Однако, как признают и в министерстве, и в Минфине, и в ФАС, к концу процесса передача работы над ЕИС Минфину и подконтрольному ему Федеральному казначейству выглядела все более обоснованной. Оставшиеся технические задачи, по словам главы казначейства Романа Артюхина, являются для оператора ЕИС рутинными, а решать вопросы тонкой настройки и методического сопровождения удобнее в связке "казначейство-Минфин".

"Казначейства существуют в каждом субъекте. Информационно они обеспечены в самой высшей степени. Если казначейство будет следить за системой, то у ФНС будет возможность отслеживать деятельность фирм-однодневок и факты неуплаченного НДС. Именно так они должны работать в рамках государственного заказа",- отмечает куратор реформы в Белом доме, первый вице-премьер Игорь Шувалов. Техническое обеспечение работы ЕИС передано госкорпорации "Ростех" - она выбрана единственным поставщиком, что в Минфине объясняют уникальностью задачи: по словам замглавы ведомства Алексея Лаврова, "другую такую систему государство вряд ли соберется заказывать". Сейчас контракт Минфина с "Ростехом" находится в стадии подготовки, говорит господин Артюхин, корпорация "погружается в проблематику".

Что делать

"Ростеху" предстоит обеспечить работоспособность ЕИС в довольно сложной конфигурации: система должна содержать и постоянно обновлять данные единого каталога (де-факто прейскуранта всех закупок), включая спецификации и цены всех товаров и услуг, которые интересуют власти. Также в ЕИС будут храниться все данные о контрактах - от их планирования (в идеальном представлении Минфина - на трехлетний период), извещения о закупках, проведения процедур выбора поставщиков (запроса котировок, аукциона, конкурса и т. д.), заключения госконтрактов, контроля их выполнения и до окончательной фиксации в системе актов выполненных работ или документов о поставках и расчетах за них. Эта база данных должна давать ФАС возможность проверять конкурентность сделок и соблюдение участниками процедур в режиме онлайн, выдавать агрегированную статистику о числе и стоимости товаров, работ и услуг, а также об участниках торгов, их репутации, квалификациях и т. д. Для Минфина и казначейства ЕИС станет источником данных о госзаказчиках, состоянии бюджетных расчетов с ними и эффективности расходования казны.

Более того, возможность сопряжения ЕИС с информационными системами ФНС, в частности реестром юрлиц и системой контроля уплаты налогов, позволяет ведомствам как проверять частных контрагентов государства в случае крупных госконтрактов, так и "выглядывать" за пределы бюджетной сферы - в частности, проверяя цепочки субподрядчиков и контролируя их на предмет распределения между ними налогооблагаемой прибыли,- и учитывать эти данные при выборе поставщиков для будущих госконтрактов. "Казначейство и электронные площадки будут связаны таким электронным протоколом, мимо которого даже мышь не должна будет прошмыгнуть",- говорит господин Шувалов. "Когда ЕИС заработает, непрозрачных участков в госзаказе не останется в принципе",- поддерживают первого вице-премьера в казначействе.

Сейчас нерешенными остаются в основном периферийные вопросы работы ЕИС - например, продолжается теоретический спор ведомств о том, насколько глубоко необходимо изучать деятельность контрагентов государства при реализации казначейского сопровождения. Даже в самом казначействе признают, что хотели бы избежать "чрезмерного вмешательства в частный деловой оборот" - однако не готовы и допустить ситуации, при которой в цепочке посредников оседает 30-50% стоимости госконтракта. Среди видов закупок наибольшие сложности у ведомств вызывает контроль заказа работ и услуг: ФАС настаивает на установлении качественных и квалификационных показателей в качестве обязательных требований и снижении веса неценовых критериев при оценке предложений, конкретные же заказчики отмечают, что им часто важнее привлечь исполнителя, который оценит работу дороже, но выполнит ее качественно и в срок.

Также у ведомств нет единства в вопросе контроля закупок госкомпаний. В Минэкономики и Минфине воспринимают их закупочную политику как антиконкурентную, но признают, что такие экономические агенты должны пользоваться большей свободой в расходах, чем распорядители бюджетных средств. В ФАС же больше обеспокоены процедурными вопросами и рассчитывают постепенно ужесточить регулирование закупок госкомпаний, сблизив его с требованиями закона о контрактной системе. Так, по словам замглавы службы Рачика Петросяна, идеальной в ФАС воспринимают модель, в которой заказчики по 44-му и 223-му законам заполняют в ЕИС одни и те же формы извещений и процедур - но при этом контрактные менеджеры госкомпаний могут игнорировать поля, относящиеся к бюджетным ограничениям. Таким образом, подрядчики не будут путаться в процедурных особенностях, которые изобретаются от заказчика к заказчику, а сконцентрируются на предложении лучших условий для заказчика.

Кто виноват

Сложность ЕИС и отсутствие головного ведомства-исполнителя, однако, вызвали неоднократные задержки и сбои в работе над ней. Так, в начале года работа системы была де-факто парализована. В Минэкономики это объясняют тем, что введенное в систему требование проверки казначейством публикации заказчиками планов-графиков закупок было блокирующим, при этом алгоритма автоматизированной проверки еще не было. В казначействе добавляют: не понимали, как работать с планами, и заказчики. В результате казначейство вручную контролировало поток новых данных, что регулярно вызывало отказы в публикации извещений о закупках. Проблема была решена смягчением контроля - в казначействе говорят, что темпы публикации извещений о закупках уже восстановлены, а алгоритм проверки планов будет доработан и введен в действие позже.

Ужесточение же контроля над рыночным поведением АО с госучастием вызывает отчетливое противодействие. Так, по словам федерального чиновника, сейчас можно говорить о "тихом ползучем саботаже", с которым сталкивается исполнительная и законодательная власть в этой сфере. "Многие участники процесса построили свои площадки, все сделали, как будто закон исполняют - а по сути, никакой конкуренции. Есть хорошо организованные связи, - продолжает собеседник "Ъ".- Когда подают документы на участие в тендере, то машина не читает предложения - оказывается, они в большей части в фотографическом виде направляются на электронную площадку! Это все фикция".

При этом чиновники отмечают - субподрядчики должны понимать, что за ними действует особый контроль со стороны казначейства и ФНС. "Мы можем легко оформлять им крупные авансы, вплоть 60-70%, если нужно, но каждый раз надо смотреть движение средств, приемку работ, списание оплаты, хотя отчетность об этих средствах можно сделать значительно легче,- говорит господин Шувалов.- К тому же надо научиться контролировать, чтобы выделенные средства были направлены на выполнение контракта. Новое законодательство должно обеспечить способность к конкуренции, которой до этого фактически не наблюдалось".

Дайте срок

Уже на финальном этапе обсуждения реформы - в апреле 2017 года - в Белом доме возникла еще одна интрига, связанная со сроками запуска системы. Обсуждение инициировал глава Федерального казначейства Роман Артюхин, осторожно высказавшийся о том, что ведомство считает разумным перенести окончательный срок "электрификации" всех закупок на год. Казначейству, выступающему расчетной системой для всех госзаказчиков, сдвиг сроков необходим для отработки всех процедур, которые в ежедневном режиме придется выполнять 200 тыс. госзаказчиков - в отрасли работает около 1 млн специалистов по закупкам, и для бесперебойного перехода на новые правила IT-системы придется перенастраивать, а людей - переобучать. Это решение 4 мая поддержал своим поручением и президент Владимир Путин: с 1 июля 2018 года заказчики получат право на определение поставщиков в электронной форме, и только с 1 января 2019 года оно станет обязанностью.

При "цифровизации" закупок применяется принцип "погружения" опробованных в пилотных проектах методов и функций в "большую" систему контроля госзаказа - как в случае с системой контроля закупок лекарств, ряд наработок которой также войдет в ЕИС. Также президент уже поручил до 1 июля 2017 года перевести на электронные площадки, на которых закупается государство, обязательные закупки госкомпаний у малого бизнеса (напомним, последнему выделена квота в 10-18% таких закупок). По словам Игоря Шувалова, эту поправку к закону о закупках госкомпаний поддерживало правительство. "Чтобы торги по квоте МСП шли не на их корпоративных площадках, а на федеральных. Это даст совсем другой, более высокий уровень прозрачности",- говорит он.

Отметим, что, несмотря на передачу полномочий по окончательной настройке ЕИС Минфину и казначейству, Белый дом решил сохранить и накопленный опыт Минэкономики, поручив ведомству заняться завершением работы над проблемными законопроектами о переводе закупок в электронный формат (такое решение было принято на совещании в правительстве 10 мая). Само рассмотрение документов во втором чтении предварительно запланировано на конец июня. Основной проблемой, которую предстоит решить за это время, будет подготовка более тридцати подзаконных актов и расчет тарифа, который будут вправе взимать операторы электронных площадок за свои услуги.

Начальник управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев

Два направления реформы госзакупок
В настоящее время реформа системы госзаказа в России развивается по двум основным направлениям. Первое - это переход на электронные аукционы, а второе - повышение качества государственного заказа. Надо отметить, что у реформы, которая сейчас проводится в России, нет аналогов в мире, ее неоткуда скопировать - ни у европейских стран, ни у США. Мы действительно сейчас идем впереди, и законодательное регулирование системы госзаказа в России было разработано именно с учетом специфики нашей страны.
Электронные аукционы
С 1 июля вступили в силу поправки в Федеральный закон №94-ФЗ, в частности, глава 3.1 "Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме" (в редакции Закона № 93-ФЗ), о введении новой системы электронных аукционов на ограниченном числе площадок. В соответствии с постановлением Правительства РФ №755 3 электронных площадки - Москва, Татарстан и Сбербанк - были определены как пилотные для проведения электронных аукционов.
Мы ставим перед собой простую задачу: в течение 1,5 - 2 лет вывести около 80% всех процедур по размещению заказов на электронные аукционы. Конечно, сразу не получится выйти на эту цифру, но она вполне достижима.
Ключевая задача реформы при переходе к электронным аукционам - это введение режима конфиденциальности и анонимности участия в аукционах, именно поэтому мы предъявляем очень высокие требования к площадкам. Это не только ответственность, которую они будут нести в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). В первую очередь, это те технологические требования, которые предъявляются к программному обеспечению, информационной безопасности, чтобы исключить возможность манипулирования аукционами, в т.ч. со стороны площадок, в связи с чем все происходящее на электронной площадке должно параллельно отражаться у третьего лица. Таким образом, рассмотрение жалоб на действия площадки будут основываться не только на информации от нее самой, но и так же от третьей стороны, которая будет фиксировать в постоянном режиме действия площадки и всех участников электронного аукциона. При этом крайне важно, чтобы площадки были надежными, а проводимые торги прозрачными. Именно это и лежит в основе определения требований к площадкам со стороны ФАС и Минэкономразвития.
На мой взгляд, электронные аукционы являются хорошим лекарством от сговора, они позволят уйти от этой проблемы, так как в первую очередь обеспечивается анонимность участников на торгах. Ни участники не знают друг друга, ни заказчики не знают участников. И только после того, как аукцион уже проведен, заказчик осуществляет процедуры допуска, смотрит, соответствует ли победитель тем условиям, которые изначально были установлены заказчиком в соответствии с законом. На обычных торгах большая редкость, когда удается доказать факт сговора. При обсуждении этой проблемы в ФАС мы пришли к выводу, что неэффективно бегать и ловить каждого за сговор, нужно изменить саму систему, чтобы сговор стал принципиально невозможен.
В соответствии с главой 3.1 Федерального закона №94-ФЗ введена новая процедура электронных аукционов. Конечно, когда разворачивается новая система размещения госзаказа по всей стране, понятно, что нужно время для отработки всех механизмов.
Также мы рассчитываем, что электронные аукционы приведут к существенному развитию конкуренции и к резкому, значительному росту экономии бюджетных средств. По итогам 2008 г. экономия бюджетных средств составила порядка 214 млрд руб., и мы планируем, что через 1,5-2 года мы будем получать экономию около 1 трлн руб ежегодно. И это не просто какая-то непонятная цифра, это конкретные деньги, которые останутся в бюджете, на которые можно реализовывать социальные программы, строить дороги, развивать инфраструктуру.
При этом неправильно было бы считать, что вся разница между 214 млрд и 1 трлн - это чисто коррупционная составляющая. Если не будет настоящих конкурентных процедур, то не будет конкурентной цены вне зависимости от того, есть злоупотребления или нет. Просто здоровая конкуренция дает серьезное снижение цены, при этом без потери качества. Наша задача - полностью уйти от человеческого фактора и сделать по-настоящему конкурентные торги. Если это удастся, то мы выйдем на качественно иную систему госзаказа.
Проблема качества в госзаказе
Второе важнейшее направление реформы - это повышение качества государственного заказа. 3 июля 2009 г. Госдумой был принят Федеральный закон №164-ФЗ, который вступил в силу с 23 августа 2009 года. Этот федеральный закон внес изменения в закон о размещении госзаказа, и теперь на электронных аукционах страхование ответственности как форма обеспечения контракта применяться вообще не может.
Почему было исключено страхование ответственности? Данная форма страхования себя не оправдала, так как очень часто при обращении заказчиков страховые компании отказывали на основании как собственных правил, так и на основе несовершенства действующего законодательства. Получается, что страхование превратилось в раздачу за деньги пустых бумажек, что недопустимо. Поэтому на электронных аукционах страхование ответственности применяться не будет. Что касается обычных торгов - конкурсов и аукционов, то с 23 августа у заказчика появилось право устанавливать в документации торгов норму о том, что они не принимают страхование ответственности по контракту.
В то же время введена новая форма обеспечения ответственности по контракту - это поручительство крупных юридических лиц, у которых собственные средства (третий раздел баланса - капиталы и резервы) составляют не менее 300 млн руб., и такие юридические лица смогут давать обеспечение по контрактам в размере не более 10% от стоимости собственных средств. Соответственно, чем больше объем собственных средств, тем более крупный контракт компания может гарантировать. Мы считаем, что это будет хорошее подспорье для предпринимателей в предоставлении финансового обеспечения заказчикам.
Также у заказчиков появилось право устанавливать в требованиях торгов, на что распространяется финансовое обеспечение, которое представляет предприниматель (не от кого оно должно быть получено, а на что оно распространяется, какие риски, какие убытки заказчиков обеспечение покрывает). Эти меры должны серьезно изменить ситуацию, в результате чего на госзаказе должны остаться только надежные компании, так как ни одно крупное юридическое лицо не будет давать финансовое обеспечение неизвестным компаниям.
И еще один из видов обеспечения контрактов - денежные средства компании, которые так же могут предоставляться в качестве обеспечения контракта.
При этом и у субъектов федерации, и у муниципальных образований есть возможность через отобранные банки, через специальные фонды поддержки, в том числе малого предпринимательства, предоставлять компаниям финансовое обеспечение для участия в госзаказе. Естественно, принимая за такую компанию все финансовые риски. Это дополнительная возможность увеличения доступа предпринимателей к госзаказу.
Также часто заказчиками поднимается проблема профессионального выставления требований к товарам, работам и услугам, а также вопросы, связанные с приемкой. Это один из наиболее ключевых вопросов. Мы рассчитываем, что в дальнейшем появятся типовые спецификации, которые будут разработаны федеральными ведомствами, а также на уровне регионов, с тем, чтобы заказчики не ломали голову, какие требования им предъявить по той или иной продукции или услугам, а чтобы были установлены определенные типовые стандарты качества. Это процесс непростой, но в любом случае мы к этому придем, так как другого пути просто нет. В то же время важно отметить необходимость централизации функции по размещению заказов на всех уровнях власти - только таким образом можно добиться сосредоточения профессиональных кадров как в товароведении, так и в законодательстве о размещении заказов. Не должна каждая школа, поликлиника или больница выступать самостоятельным заказчиком на суммы свыше 100 тысяч рублей. Надо поставить товар в 10 школ - проходят централизованные торги с указанием 10 мест поставки, и школа занимается лишь тем, что по доверенности принимает товар по качеству от имени заказчика.
Есть и проблема приемки по качеству - приемка товара должна происходить на серьезном уровне, чтобы в случае, если заказчик принял некачественный товар, то ему уже некого было бы винить, кроме себя самого. В данном случае многое зависит от квалификации должностных лиц заказчиков. Так же необходимо обязательно применять штрафы к поставщикам в случае, если в результате исполнения контракта качество не соблюдается.
Изменения в КОАП
Важно обратить внимание, что с 23 августа вступил в силу еще один закон - №160-ФЗ, это изменения в Кодекс об административных правонарушениях, по которому становятся более справедливыми прежние составы и вводятся дополнительные составы за нарушения в сфере госзаказа. Например, за несоблюдение заказчиком нормы по проведению специальных торгов для субъектов малого предпринимательства не менее 10 и не более 20% от годового объема госзаказа по номенклатуре для СМП установлен штраф в размере 50 тыс руб. для должностного лица, ответственного за размещение заказа. По итогам 2009 г. ФАС должна будет провести массовую проверку всех заказчиков, причем на всех уровнях власти - федеральном, региональном и местном - на предмет соблюдения данной нормы (проведения спецторгов для малого предпринимательства). По этой норме впервые будет проводиться такая массовая проверка.
Также введен штраф за несвоевременный возврат обеспечения предпринимателям - сейчас весьма распространены такие случаи, поэтому предусмотрен штраф до 15 тыс руб. для должностных лиц. Введены также специальные составы для электронных площадок - за несоблюдение режима конфиденциальности предусмотрен штраф в размере 250 тыс. руб. для электронной площадки (юридического лица).
Также введены специальные штрафы для второй стороны контракта, юридических лиц - тех, кто выиграл торги, заключил контракт, а потом произошло незаконное изменение условий контракта. Например, было заключено дополнительное соглашение, и в результате цена стала выше. Так вот, штраф будет не только для должностного лица, которое подписало дополнительное соглашение, как это было ранее, но и для юридического лица, исполнителя по контракту. Причем в случае, если были дополнительно израсходованы бюджетные средства, штраф установлен в двойном размере от них. Например, первоначальная цена контракта была 100 млн руб., а в результате допсоглашения она увеличилась на 50 млн руб. Значит, штраф составит 50 млн руб. * 2 = 100 млн руб. Думаю, что это серьезно мотивирует поставщиков не провоцировать должностных лиц на заключение таких допсоглашений.
Многие штрафы стали более справедливыми, например, установлена процентная зависимость от стоимости контракта - по небольшим контрактам - небольшие штрафы, по большим - пропорционально большие, но не выше ранее установленных. Таким образом, мы провели своеобразную реформу Кодекса об административных правонарушениях в части госзаказа.
Наиболее распространенные нарушения
Надо сказать, что количество жалоб существенно растет. Если посмотреть в динамике, то в 2006 г. было зарегистрировано 2400 жалоб, в 2007 г. - 10 тыс., в 2008 г. - 14 тыс., в 2009 г. ожидаем, что будет около 25-30 тыс. При этом, количество обоснованных жалоб падает: если начинали мы с 58% обоснованных жалоб, то сегодня это 43%. Это значит, что повышается качество работы государственных заказчиков.
При этом количество жалоб растет не потому, что стало больше нарушений, а потому, что предприниматели увидели - появился эффективный механизм защиты своих прав и стали им пользоваться.
Если говорить о нарушениях, с которыми мы чаще всего сталкиваемся, это выставление дополнительных требований к участникам заказа, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах и проведение конкурса вместо аукциона. Есть специальное распоряжение Правительства № 236-р, где дан перечень тех товаров, работ и услуг, которые должны размещаться исключительно путем проведения аукциона. Мы планируем, что в течение года электронные аукционы вытеснят обычные аукционы. Сейчас выход на электронные торги является добровольным, но когда будут отработаны все механизмы проведения электронных торгов, мы сделаем проведение электронных торгов не добровольным, а обязательным для государственных и муниципальных заказчиков. Предположительно - уже с 1 января 2010 года по определенной номенклатуре федеральные заказчики должны будут проводить электронные аукционы, а для региональных заказчиков такая обязанность появится с 1 января 2011 года.
Так же хотелось бы обратить внимание на разъяснения, разработанные совместно ФАС и Минэкономразвития, они опубликованы 20 августа на сайтах www.сайт (в левой колонке "контроль за размещением госзаказа") и www.zakupki.gov.ru, и направлены всем руководителям федеральных органов исполнительной власти, губернаторам, руководителям муниципальных органов власти. Приведу один пример. Очень часто случаются ситуации, когда заказчики не устанавливают в документации требования о необходимости декларирования, что компания не находится в состоянии ликвидации, банкротства и т.д. непосредственно в форме заявки. Предприниматели заполняют форму заявки, но не декларируют этот факт, поскольку форма этого не содержала, в результате происходит отказ в допуске, и количество жалоб от предпринимателей в этой связи очень большое. Чтобы четко урегулировать данную ситуацию, мы выпустили специальные разъяснения, а в будущем планируем, что это станет нормой Федерального закона №94-ФЗ.
Надеюсь, наступит такое время, когда не надо будет давать разъяснений, а все нормы будут четко прописаны в федеральном законе. Но пока это время не наступило, обращаю внимание, что обязательно в той форме, которую заказчик устанавливает для подачи заявки, должен быть пункт о необходимости декларирования, что компания не находится в стадии ликвидации, банкротства и т.д.
При этом есть свои особенности по декларированию крупной сделки - этой декларации требовать в принципе нельзя. Если участник подал заявку и не продекларировал, что сделка для него крупная, следовательно, она априори к таким не относится. Но лучше всего внимательно прочитать разъяснения на сайте.
Разъяснения также касаются того, что заказчик не имеет права разбираться в экономике предпринимателя - сколько и на чем он планирует сэкономить при реализации контракта, главное - чтобы данный контракт был исполнен качественно, в соответствии с требованиями, установленными документацией, в срок, установленный заказчиком. Мы надеемся, что данные разъяснения существенно облегчат жизнь и заказчикам, и предпринимателям.
Некоторое время назад широкую огласку получило явление, получившее название "использование латиницы", когда заказ размещался с намеренными искажениями в названии лота. Эта проблема решается двумя путями: во-первых, на системном уровне - ведется доработка официального портала, чтобы на нем невозможно было разместить заказ с искажениями знаков в названии лота. В тех случаях, когда это все-таки произошло, эта информация автоматически поступает к нам, в контролирующий орган, и мы проводим специальные проверки. Второе направление - это уже работа непосредственно контролирующего органа. Было выявлено в общей сложности около 2 тыс. подобных фактов. В случае, когда контракт еще не был заключен, были отменены итоги торгов, применены административные санкции в виде штрафов, направлены письма руководителям органов власти, в ведении которых находились учреждения, с требованием привлечь к ответственности должностных лиц, в т.ч. рассмотреть вопрос о занимаемой должности, и во многих случаях это произошло. В тех ситуациях, когда это носило не разовый, а постоянный характер, мы передали дела в правоохранительные органы, в частности, в Генпрокуратуру, для рассмотрения вопроса о возбуждения уголовных дел. Мы считаем, что эти факты необходимо рассматривать как мошенничество, что уже подпадает не под административное правонарушение, а уголовное. Мы в постоянном режиме отслеживаем все подобные ситуации и надо отметить, что после проведения массовой проверки количество таких случаев резко снизилось.
Единые критерии оценки заявок
Еще одно важное новшество произошло в системе госзаказа совсем недавно. Отсутствие единого порядка оценки заявок на конкурсах зачастую приводила к манипулированию критериями конкурсного отбора как со стороны государственных заказчиков, так и со стороны недобросовестных участников размещения госзаказа. 10 сентября 2009 года было принято постановление Правительства РФ №722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд". Благодаря этому постановлению существенно упорядочится вся процедура конкурсов в нашей стране.
В постановлении много новелл и защитных механизмов как для заказчиков, так и для предпринимателей. Даны единицы измерения для каждого критерия и формулы, по которым определяется победитель - это всегда прямая пропорция по отношению к начальной цене контракта, начальному объему гарантии и т.д. Введен защитный механизм для заказчика от предложений, не имеющих под собой экономической основы. Например, за срок гарантии 500 лет после определенного момента дополнительный балл будет получить невозможно. Установлена минимальная значимость критерия "цена контракта" на уровне 35%, введен механизм разрешения конфликтных ситуаций - если чего-либо из того, что должно быть установлено по критериям нет, данные критерии не применяются, а их значимость уходит к цене контракта. Таким образом, не надо думать, какое решение примет контролирующий орган - оно уже предопределено. В будущем, для унификации практики контролирующих органов, аналогичный подход будет разработан для всех видов нарушений.
На сегодняшний день в реформе госзаказа пройдена большая дорога, но еще и многое предстоит сделать. И это не только повышение качества госзаказа и переход на электронные аукционы - это и введение мотивации для заказчиков и членов комиссии стремиться к экономии бюджетных средств. Необходимо поощрять людей, работающих добросовестно, и получающих значимые результаты. Без этого система работать не будет.

Необходимость масштабной реформы законодательства о госзакупках сегодня осознают практически все. Динамика его изменения и так остается очень высокой, однако речь идет о пересмотре основ правового регулирования в этой сфере. Уже почти год в правительстве не могут определиться, как именно будет проходить реформа: по варианту, предлагаемому Минэкономразвития России, или по варианту ФАС России.

На этой странице мы собрали сведения об этих альтернативных законопроектах, о хронологии событий, происходящих вокруг реформы. Это сделано для того, чтобы лучше понять разницу между двумя подходами, оценить их перспективы, а также выразить собственную позицию по этой теме на открытом нами .

Хронология событий

В конце ноября 2010 года Президент РФ в своем потребовал закона о госзакупках, поскольку ситуация ухудшается: потери государства достигают 1 трлн руб. В новой редакции закона глава государства предлагал предусмотреть норму о заблаговременном информировании об открытии закупок и планировании закупок минимум на 3 года.

24 февраля глава ФАС России Игорь Артемьев и начальник Управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа Михаил Евраев представили . В концепции предлагает не создавать новый закон, а внести изменения в закон N 94-ФЗ.

5 марта на сайте Минэкономразвития России проекта Федерального закона "О федеральной контрактной системе (ФКС)". Авторы документа предлагают создать в России новую систему государственных (муниципальных) закупок, заменив закон 94-ФЗ новым законом. И новый закон посвятить всему процессу госзакупок, а не только стадии размещения (как сейчас в 94-ФЗ). Тогда Минэкономразвития России по вопросу перехода на федеральную контрактную систему в сфере государственных закупок. Об этом сообщил глава палаты Сергей Степашин. Он считает, что перерабатывать Федеральный закон N94-ФЗ больше нельзя. Позднее заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев сообщил, что концепцию создания федеральной контрактной системы поддерживают все министерства и ведомства страны, за исключением ФАС РФ и Минфина России.

24 марта с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова прошло обсуждение вариантов изменений в законодательство о госзакупках, в котором приняли участие и Минэкономразвития России, и ФАС России. На совещании было закона N 94-ФЗ. Поэтому ни проект нового закона "О федеральной контрактной системе" от Минэкономразвития, ни поправки к закону N 94-ФЗ, предложенные ФАС России, не были рассмотрены Президиумом Правительства РФ в течение лета 2011 г.

Однако на прошедшем 28 марта совещании от Правительства РФ доклад о ходе разработки законодательства, повышающего эффективность системы государственных закупок. Президент РФ подчеркнул необходимость внятных, прозрачных и эффективных правил действия в сфере проведения закупок и отметил, что особое внимание нужно уделить планированию обеспечения государственных нужд, обоснованию начальных цен закупок, управлению исполнением контрактов, мониторингу этих контрактов.

В связи с этим 21 апреля был подписан . Поправки прежде всего касаются определения начальной цены контрактов, повышения гарантий качества товара и финансовых гарантий на этапе допуска к торгам.

В законе о госзакупках появилась новая ст. 55.3 "Особенности размещения заказов по решению Правительства РФ", наделяющая Правительство РФ правом устанавливать особенности размещения конкретных госзаказов. Также кабинет министров наделен правом по конкретному заказу определять необходимость установления в контракте условия о предъявлении встречных требований при исполнении государственного контракта. Помимо этого, размещать заказ у единственного поставщика теперь смогут лица, привлекаемые бюджетными учреждениями, заключившими контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), бюджетные учреждения в случае выполнения НИОКР за счет полученных грантов, художники-постановщики, декораторы и др. Внесены поправки о порядке подачи жалоб на положения конкурсной документации. Установлен минимальный и максимальный размеры общего годового объема поставок товаров для заказчиков, размещающих заказы у субъектов малого бизнеса - 10% и 20% соответственно. Определены дополнительные требования к товару, поставляемому по госзаказу. Он должен быть новым, не бывшим в употреблении, с неистекшим сроком годности. В основу принятых поправок легла концепция, предложенная Минэкономразвития России, в части позиций, по которым у ФАС России и министерства не было разногласий.

Как отмечал заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев, поправки "носят характер (решения) неотложных задач". В частности, они направлены на обеспечение максимально эффективного расходования бюджетных средств и повышение качества закупаемых товаров, работ, услуг, а также на создание более гибкой и корректной процедуры закупок. Закон о госзакупках пообещали продолжить дорабатывать .

И вот 1 сентября глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина федерального закона "О федеральной контрактной системе". Им хотят заменить действующий закон о госзакупках 94-ФЗ.

15 сентября начальник управления контроля госзаказов ФАС России Михаил Евраев федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа". Это тот же законопроект, что ведомство представляло весной этого года, но несколько доработанный с учетом представленных предложений общественности и бизнеса. Как сообщили представители ФАС России, данная концепция уже получила одобрение Минфина России, Генпрокуратуры, Московской ассоциации предпринимателей, Опоры России, а также более чем 50 субъектов РФ.

Уже 15 сентября заработала рабочая группа по реформированию законодательства о госзакупках при Правительстве РФ. В нее вошли представители ФАС России, Минфина России и Минэкономразвития России. Именно на этой площадке и будет принято решение о судьбе госзакупок в РФ. А пока оба проекта находятся на стадии общественного обсуждения.

29 сентября на совещании "О совершенствовании законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок и формировании федеральной контрактной системы" глава Правительства РФ Владимир Путин заявил, что взамен 94-ФЗ . Также им были обозначены ключевые положения, которые должны найти отражение в законодательстве о госзакупках.

Сравним эти два законопроекта:

ФАС России Минэкономразвития России

В чем ключевые различия?

Минэкономразвития России предлагает установить общественный контроль за государственными закупками - граждане смогут участвовать в заседаниях комиссий заказчиков, а общественные объединения будут наделены правом представлять свои предложения по совершенствованию госзакупок. В проекте ФАС России соответствующих положений нет. Их предложение - публиковать как можно больше сведений о закупках, заказчиках, поставщиках на официальных сайтах и пусть общественность смотрит, а в случае чего - жалуется.

Минэкономразвития России предлагается признавать несостоявшимися аукционы в случае снижения начальной цены на 25%. При этом если цена в заявке занижена по отношению к начальной более чем на 25%, заказчик вправе при проведении конкурсных процедур потребовать обоснование цены участником. А вот в ФАС России считают, что при снижении цены контракта на торгах более чем на 30% нужно просто в 1,5 раза увеличивать размер обеспечения - такая защитная мера.

Хоть в Минэкономразвитии России и говорили о перспективе создания особого института контрактных офицеров , эта инициатива в законе о ФКС реализации не нашла. А вот в ФАС России идею взяли на вооружение и предусмотрели создание уполномоченного органа по госзакупкам на федеральном и региональном уровнях, а также в крупных муниципальных образованиях. Речь идет о так называемых контрактных управляющих . При этом и контрактные управляющие, и контрактные офицеры призваны помогать заказчикам и заниматься обеспечением самой процедуры госзакупки.

Помимо этого, ФАС России предлагает :

  • утвердить на федеральном уровне типовые контракты и требования к продукции;
  • заменить запрос котировок процедурой короткого электронного аукциона с порогом закупки до 7 млн руб.;
  • включать в реестр недобросовестных поставщиков не только компании, но и физических лиц, осуществляющих управление такими компаниями;
  • расширить перечень сфер, где возможна предквалификация поставщиков;
  • предусмотреть новые особенности госзакупок для НИР (оценивать предложения и принимать результаты работ будут экспертные советы);
  • ввести принцип платности за необоснованные жалобы.

Минэкономразвития России в свою очередь особое внимание уделяет созданию практически с нуля самой системы ФКС в России - вводятся новые понятия, прописываются полномочия уполномоченного органа по контролю в ФКС и предполагается создание Совета по ФКС, подробно описывается каждая стадия госзакупки.

В частности, министерство предлагает :

  • создать библиотеки типовых контрактов;
  • установить особенности организации поставок продукции в зависимости от предмета и объема контракта, существенных контрактных условий;
  • регламентировать действия по прогнозированию и планированию обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ежегодные планы-графики закупок и сводные прогнозы госнужд);
  • расширить способы размещения заказа и учета специфики закупок товаров, работ и услуг различных видов;
  • ввести новые способы размещения заказа (конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытые способы осуществления закупок);
  • регламентировать действия госзаказчиков и госзакупщиков по обеспечению надлежащего исполнения условий контракта;
  • регламентировать действия заказчика по приемке и учету контрактных результатов (в том числе сопоставление полученных результатов запланированным контрактным целям);
  • предусмотреть правовые механизмы предупреждения демпинга (отклонение заявок с демпинговой ценой).

Несмотря на все разногласия, и Минэкономразивития России, и ФАС России хотят охватить новыми положения все этапы госзакупок - от планирования закупок до контроля их результатов. Кроме того, в обоих законопроектах говорится о прогнозировании закупочной деятельности и создании типовых контрактов.

Создается впечатление, что ФАС России, лучше зная все проблемы и тонкости госзакупок, хочет избавиться от мелких и не очень пробелов в регулировании, которые выявлены антимонопольщиками в процессе работы. Это, в большинстве своем, такие важные "технические" поправки - прописать нормативы, размеры, сроки, ускорить процедуру рассмотрения жалоб и заявок. А вот Минэкономразвития России мыслит глобальнее - предлагает концептуальные изменения системы, но не очень разбирается в мелочах. Так, например, предложения министерства насчет требований к участникам закупок, внесения изменений в положения контракта, одностороннего расторжения контракта уже раскритикованы практиками из ФАС России.

12:48 — REGNUM Законодательные инициативы, направленные на создание более конкурентной и прозрачной системы государственных закупок, вызвали острую критику со стороны государственных компаний, которые считают, что государство должно выработать по этому вопросу более дифференцированный подход. Как передает корреспондент ИА REGNUM , вопросы поправок в закон о закупках и создания системы оценки поставщиков обсуждались 14 июля на заседании комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок, в котором приняли участие руководители отделов по закупкам крупнейших государственных компаний и корпораций.

Наиболее существенной новацией проводимой реформы системы закупок стало принятие 3 июля 2016 года поправки в 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» и 44-ФЗ «О контрактной системе», согласно которой до 31 декабря 2016 года государственные и муниципальные унитарные предприятия должны создать контрактную службу и зарегистрироваться в Единой информационной системе.

Таким образом, новые правила обязывают планировать ГУПы и МУПы закупки в соответствии с требованиями закона 44-ФЗ вместо 223-ФЗ, как это было до последнего времени. Это позволяло заказчикам заключать контракты с единственным поставщиком и использовать иные неконкурентные способы ведения закупок.

Большие споры вызывают также поправки, направленные на ограничение способов закупки у государственных компаний. Первоначально соответствующий законопроект, принятый Госдумой в первом чтении еще в сентябре 2015 года, предлагал ограничить способы закупок госкомпаний: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика для закупок до 200 млн рублей.

При этом в первоначальной редакции законопроекта ограничения предлагалось распространить на все закупки, переведя их полностью в электронный вид. В поправках, внесенных ко второму чтению, условия заметно смягчились. Теперь в электронной форме конкурентную закупку заказчик обязан осуществлять в случае, если начальная максимальная цена договора не превышает пяти миллионов рублей.

Перевод унитарных предприятий на новые правила ведения закупок грозит серьезно подорвать нормальный ход деятельности хозяйствующих субъектов, отметил начальник отдела организации закупок ГУП «Петербургский метрополитен» Михаил Павлов:

«Мы являемся ГУПом, соответственно, с 1 января 2017 года должны осуществлять закупки по требованиям 44-ФЗ. В соответствии с его требованиями, мы должны начать планировать деятельность на 2017 год в соответствии с новыми нормами. Нормы этого закона в части планирования достаточно жесткие, изначально требуется много информации, чтобы заполнять графики закупок. Нормы планирования четко заточены под целевое бюджетное финансирование», — заявил он

«В нашем случае метрополитен является эксплуатирующей организацией, осуществляющей закупки за счет собственных средств. Основная масса денежных средств тратится не на капитальные вложения и ремонтные работы, а на эксплуатацию метрополитена. Эти закупки оперативные, потребность в них появляется в течение года. С учетом всех этих обстоятельств хотелось бы привести в соответствие порядок планирования, предусмотренный 44-ФЗ, специфике деятельности эксплуатирующих организаций», — продолжил Павлов.

Резкий переход на новые правила уже к 1 января 2017 года также грозит предприятиям срывом большого числа важнейших контрактов, подчеркнула начальник отдела сопровождения торгов Управления по обеспечению закупок ГК «Росатом» Елена Титова:

«Перевод ГУПов в 44-ФЗ приведет к потере той гибкости, что была при проведении закупок по 223-ФЗ. Мы понимаем, что многие договоры будут вовремя не исполнены. Те договоры, которые мы заключили с «Роснефтью», «Газпромом» и так далее — они могут быть не исполнены в срок, поскольку комплектующие, которые мы будем закупать, придется закупать именно по 44-му закону», — сказала Титова.

Кроме того, предприятия, которые выполняют государственный оборонный заказ, будут обязаны также проводить по 44-му закону конкурентные закупки, заметила она. В таких условиях практически невозможно уложиться в те сроки, которые предусматриваются по оборонному заказу, пояснила Титова.

Отдельные вопросы вызывают новые требования по публикации информации: «44-й закон предусматривает только государственную тайну, но есть закупки с коммерческой тайной, есть закупки, которые включают сервисы ограниченного доступа, такие как охрана и защита объектов атомной энергии», — пояснила представитель ГК «Росатом».

В конечном счете законопроект должен предусматривать оговорки для отдельных отраслей, заключила Титова:

«Общий подход по всем ГУПам в стране не должен быть. Должны быть исключения и нюансы, которые учитывают отраслевые положения, например, те же оборонные направления. Этих всех нюансов в законе не предусмотрено».

Как отметили в ходе заседания представители государственных компаний, срок проведения конкурсных процедур слишком мал. Самая длинная из них составляет 20 дней — за это время участник в том числе должен подготовить свое коммерческое предложение и всю необходимую документацию.

В конечном счете остается непонятным, в каком направлении будет двигаться реформа сферы госзакупок в дальнейшем, подчеркнули участники мероприятия: введение четкого перечня способов организации торгов для закупок до 5 млн рублей государственные компании воспринимают как первый шаг на пути к более глобальным переменам.

Ужесточение правил особенно болезненно воспринимается в высокотехнологичных отраслях, таких как оборонная промышленность, где предполагается длительное «выращивание» собственных поставщиков. В связи с этим на заседании прозвучал призыв в дальнейших инициативах в области 223-ФЗ учитывать специфику конкретных отраслей.

Регулирование закупок распространяется в ряде случаев даже на те субъекты, которые являются полностью частными предприятиями, отметил директор по ресурсному обеспечению ООО «Сибирская генерирующая компания» Герман Мустафин.

«Наша компания полностью частная, но попадает под 223-ФЗ, поскольку имеет в своем составе регулируемые виды деятельности. Мы живем под 223-ФЗ, но я искренне не понимаю, зачем пытаются зарегулировать таких, как мы. Мы и так регулируемся тарифами, зачем контролировать операционную деятельность и контролировать изменения, которые мы можем вносить в свои договоры? Наше предложение состоит в том, чтобы ограничить круг тех субъектов, на кого будут распространяться ужесточающие поправки», — заявил он.

Комментируя это замечание, председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Антон Емельянов отметил, что цель поправок заключается в необходимости установить общие правила игры для субъектов малого и среднего бизнеса при заключении контрактов с крупными заказчиками, и форма собственности здесь роли не играет:

«Если предприятие является монополистом в каком-то сегменте рынка или на какой-то территории, то это ключевой субъект, на который могут опираться представители малого бизнеса как поставщики. Понимание правил и способов закупок в этом отношении крайне важно. Для многих предприятий в меньшей степени важна форма собственности и подход к управлению, но более важны правила, по которым они могут играть на этом рынке», — заявил Емельянов.

«В условиях, когда есть крупное предприятие, которое, может быть, даже по объективным причинам занимает монопольное положение, поставщики должны каким-то образом быть поддержаны. Есть вопрос единообразия правил», — продолжил он.

В свою очередь, вице-президент ТПП РФ, председатель комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова отметила, что, несмотря на все несовершенства, новые правила являются необходимым шагом по наведению порядка в отрасли, заработавшей репутацию абсолютно непрозрачной системы.

«Несмотря на то что запросы в 44-ФЗ прописаны достаточно жесткие, они все еще не отвечают требованиям бизнеса», — заявила Дыбова.

«Перевод на 44-ФЗ — это попытка заставить и производителей, и поставщиков вернуться к нормальной работе, когда, осуществляя плановые ремонты и закупки, предприятие имеет право привлечь к себе гораздо большее количество поставщиков, которые будут предлагать более конкурентные цены», — продолжила она.

ГУПы и МУПы на сегодняшний день демонстрируют очень тяжелую статистику — более 60% непрозрачных закупок, закупок у единственного поставщика. Это сфера, куда средний и малый бизнес вообще практически попасть не может, напомнила вице-президент ТПП РФ.

«Ситуация с ГУПами возникла не сразу. На протяжении последних 3 лет это были постоянные и серьезные жалобы. Цифры ФАС указывают на то, что сфера все более непрозрачная. Тонны жалоб со стороны бизнеса, и никакого прогресса там нет», — сказала она, добавив, что под прикрытием закрытых конкурсов производятся закупки стандартной продукции по завышенным ценам, при этом «ненужные» производители часто отсеиваются под надуманными предлогами.

«223-й закон не устраивал бизнес, который работает в закупках. Он был общий и неконкретный, и интересов поставщиков не отражал. Теперь мы должны работать в более цивилизованных стандартах», — подчеркнула она.

В ответ на критику Дыбова призвала определиться заказчиков с тем, какой потребуется их предприятиям переходный период, чтобы приспособиться к новым требованиям. «Сколько вам нужен переходный период? Для чего? Просьба формулировать конкретные сроки, обоснованную позицию, какой переходный период нужен и зачем он нужен», — сказала она.

По итогам развернувшейся дискуссии председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Антон Емельянов призвал в течение двух недель подготовить замечания и предложения в отношении законодательства по госзакупкам. По его словам, следующее заседание будет проводиться уже с участием регуляторов, где вопросы будут обсуждаться более предметно, опираясь на консолидированную позицию сторон.

Замечания со стороны крупных заказчиков возникли и в отношении совместного с АО «Корпорация МСП» проекта ТПП РФ «Автоматическая система оценки поставщиков». Подобная рейтинговая система сама по себе не предполагают никаких преференций или штрафов, в связи с чем ряд участников заседания высказали опасение, что если предприятия не смогут отклонять предложения на основе полученных данных, это серьезно ограничит практическую пользу от новой рейтинговой системы и сделает ее не более чем аналогом уже существующих, такой как СПАРК.

Однако в настоящее время надежного и проверенного механизма определения добросовестности поставщиков по госзаказам просто не существует — поэтому первоочередная задача состоит в том, чтобы такой рейтинг сформировать, отметил председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Антон Емельянов.

«Чтобы аргументированно вести разговор, нужно иметь данные за достаточный период и по достаточному числу участников. Пока что нельзя мотивированно показать, что определенный набор цифр и критериев ведет к подбору добросовестного участников, и наоборот. Вопрос в том, чтобы получить эти цифры», — заявил председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок.

Новый рейтинг будет опираться на два основных критерия: благонадежность и деловую репутацию. Первый признак оценивается исходя из соответствия данного поставщика требованиям закона, что предполагает, например, отсутствие большого количества штрафов или недоимок по налогам. Он будет определяться по пяти факторам: имущественной, временной, финансовой, правовой и кредитной благонадежности.

Блок деловой репутации, в свою очередь, устанавливает перечень процедур, в которых субъект участвовал, регистрирует успешное закрытие контрактов и призван определить все те негативные факторы, которые могут свидетельствовать о неблагонадежности поставщика или явной коррупционной составляющей в его деятельности.

В рамках этого блока будет существовать два типа оценки: статистическая и динамическая. Первая будет определять объем и активность участия в закупочной деятельности, в то время как вторая демонстрирует эффективность и активность организации за разные периоды времени.

Существующие рейтинговые системы не дают достаточной и комплексной оценки хозяйствующих субъектов, подчеркнул Емельянов. Однако новая система не потребует дополнительных финансовых вложений, поскольку ее смысл заключается в грамотной организации уже собранных по различным реестрам данных, подчеркнул он:

«У нас все данные уже есть, поскольку мы одновременно занимаемся электронными торгами. Таким образом, перед нами стоит задача определенным образом сформулировать запрос к нашим базам данных, которые мы и так обязаны хранить по закону 10 лет».

«Отдельный вопрос — работа с другими государственными реестрами. Понятно, что с арбитражами проще, с налоговой посложнее, с кем-то пока это сделать невозможно. Но это не говорит о том, что мы не сможет получить общую картину. Основной вопрос — собрать и грамотно эту информацию представить», — сказал председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок.

В соответствии с этими соображениями было решено закрепить идею в качестве пилота, судьба дальнейшей реализации которой будет определяться тем, какие получаются в соответствии с новой системой оценки рейтинги, и как соотносятся результаты методики с реальным поведением участников заказа.

Напомним, что вопрос реформы госзакупок имеет уже весьма длительную историю. С декабря 2015 года в Госдуму наиболее радикальные поправки правительства к законам о переводе на электронные торги и госзакупок, и закупок госкомпаний внесены так и не были. Хотя весной 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев призвал ускорить реформу госзакупок, рассмотрение соответствующих законопроектов идет крайне медленно и непоследовательно, при этом сопровождаясь внесением смягчающих поправок.

Между тем ограничение способов закупки — одна из самых актуальных инициатив по реформированию сферы госзаказа. Сейчас государственные компании могут выбирать практически любой способ закупки, в результате чего на не предусмотренные прямо законом способы приходится 47,73% всего заказа. Минэкономразвития и ФАС утверждают, что под широко распространенными «иными» способами скрываются обычные закупки у единственного поставщика. По данным Минэкономразвития, без конкуренции проходит фактически более 96% закупок госкомпаний.

История вопроса

Система государственных закупок была введена в РФ в 2013 году и распространяется на все госучреждения, министерства и ведомства, а также госкомпании. Основной целью введения госзакупок было обеспечение прозрачности процедуры и возможности исполнителей конкурировать.
Государственные закупки проходят в форме аукциона и конкурса через единую информационную систему. По закону, госструктура должна выбрать наиболее бюджетный вариант исполнения своего заказа.
В определенных законом случаях госзакупки могут быть проведены без конкурентной процедуры. Так, госзакупки могут осуществляться у единственного поставщика на основании соответствующего распоряжения президента РФ или правительства РФ. Кроме того, такие правила касаются, например, закупки товаров, работ и услуг для нужд естественных монополий, для выполнения работ по мобилизационной подготовке в стране, для по ставок оружия и военной техники, оказания услуг по водо- и теплоснабжению, сохранению памятников культуры и для других, указанных в законе, нужд.
Сюжет содержит новости, касающиеся эффективности работы системы госзакупок, а также ее изменения.

Выбор редакции
1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....

Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...

Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...