Российские правила каталогизации. Национальный информационно-библиотечный центр либнет


Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д. Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета - есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика - государственными доходами. Бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования.

Сбор - в соответствии со статьей 8 НК РФ обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, т.е. главная особенность сбора заключается в его индивидуальной возмездности, так как, уплачивая сбор, плательщик всегда преследует определенные цели (предоставление ему каких-либо прав либо получение лицензии) и, следовательно, всегда индивидуально возмезден (поскольку в качестве эквивалента получает юридически значимые для него действия определенных органов и должностных лиц).

Обязанность по уплате сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о сборах в зависимости от «уровня» сбора.

Раскрывается понятие функции сбора как финансово-правового института.

Обосновывается тезис о том, что размер пошлины (ставка сбора), установленный государством, может варьироваться в зависимости от регулирующих целей.

Впервые в финансовой науке России делается вывод о том, что важная роль и значение института сбора в системе фискальных платежей (назначение сбора) определяется не столько его фискальными, сколько его регулятивными проявлениями. Таким образом, сбор должен служить барьером кс к получению права, а к недопущению злоупотреблений гражданами своими правами.

Указывается, что нарушение принципа эквивалентности сбора в сторону превышения ставки сбора над затратами государства может быть оправдано лишь в исключительных случаях регулирующими целями. В ином случае фискальная функция сбора приобретает характер фискальной функции налога.

Исследуется вопрос о соотношении регулятивной и фискальной функции в финансово-правовом институте сбора и делается вывод о том, что в процессе эволюции финансово-правового института сбора, его фискальная функция постепенно утрачивает свое доминирующее значение, тогда как роль регулирующей функции сбора возрастает.

В ходе исследования места сбора в системе фискальных платежей автором обосновывается отсутствие объективных оснований для разграничения Конституционным Судом РФ понятий «сбор» и «фискальный сбор», а также отсутствие правовых оснований для установления фискальных сборов за рамками Налогового кодекса.

В отличие от налогов, которые взимаются в целях удовлетворения коллективных потребностей людей, пошлины взимаются за оказание плательщику государством «специальной услуги». Смысл «специальной услуги» состоит в предоставлении плательщику дополнительных мер защиты его прав и законных интересов. Одновременно, оказание уполномоченными органами и должностными лицами плательщику «специальной услуги» содействует защите интересов неограниченного круга лиц, т.е. «специальная услуга» оказывается в итоге в интересах всего общества. Именно в публичных целях государство зачастую силой закона обязывает плательщика обратиться в государственное учреждение за «специальной услугой».

Субъекты, уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые взимается государственная пошлина, характеризуются как уполномоченные органы и должностные лица, исполняющие возложенные на них нормативными правовыми актами публично-правовые обязанности и реализующие властные полномочия в отношении плательщиков пошлины.

Признак обязательности государственной пошлины характеризуют мотивы, побуждающие плательщика пошлины обращаться к уполномоченным органам и должностным лицам за совершением юридически значимых действий. Преимущественно необходимость такого обращения предписывается законом, в некоторых случаях - зависит исключительно от воли плательщика. Обязательность уплаты государственной пошлины неразрывно связана с ее принудительным характером, т.е. с возможностью использования государством специальных средств воздействия на нарушителей норм о порядке уплаты государственной пошлины. В качестве таковых средств рассматривается механизм принуждения к уплате государственной пошлины и возможность применения мер ответственности, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, за неуплату или неполную уплату государственной пошлины.

Уплата государственной пошлины является лишь одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий; другим обязательным условием является обращение заинтересованного лица, сделанное в надлежащей процессуальной форме.

В качестве цели взимания государственной пошлины выделяется цель - повышение сознательности плательщиков пошлины. Выделяют две функции государственной пошлины: дисциплинирующую - в качестве основной функции, и фискальную - в качестве второстепенной функции. Дисциплинирующая функция совпадает по содержанию с целью взимания государственной пошлины и выполняется в процессе достижения этой цели. Фискальная функция состоит в финансовом обеспечении деятельности государства и (или) муниципальных образований

Неналоговые доходы, равно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений:

  • · порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах;
  • · не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;
  • · большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;
  • · нет жесткого планирования; на практике оно осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.
  • · в группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания. Всех их объединяет тот факт, что они не являются налогами.

Неналоговые доходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров, а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.

Итак, к неналоговым доходам - по законодательству Российской Федерации относятся:

  • - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • - доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • - доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия;
  • - доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

а также иные неналоговые доходы. Это следует из ст. 51 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Основным источником неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В рассматриваемой группе неналоговых доходов учитываются:

  • · средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • · средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • · средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
  • · плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  • · доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
  • · часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • · другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Научная обоснованность налоговых форм зависит от профессионализма лиц, занимающихся реформацией налоговых отношений, и от степени демократической, правовой зрелости граждан, полноты их участия в распределении созданной стоимости, а также от организационно-правовой формы собственности. Множественность форм налогов позволяет в большей мере охватить все многообразие форм доходов налогоплательщиков, определенным образом воздействовать на различные стороны их деятельности, реализовать функции в процессах регулирования и управления и в то же время заметно снизить психологическое воздействие налогового пресса за счет определенного перераспределения совокупного налога, направляемого в бюджет налогоплательщиками, по нескольким частным налогам, направляемым в бюджеты различных уровней государственной власти и социальные фонды.

Четыре обязательных неналоговых платежа, которые Минфин разрешил включать в налоговые расходы (Вайтман Е.)

Дата размещения статьи: 27.01.2016

Плата за проезд большегрузов относится к прочим расходам.
Учет утилизационного сбора зависит от категории плательщика.
Экологический сбор за 2015 г. платить не нужно.

При расчете налога на прибыль организация вправе учесть в расходах не только другие налоги и сборы, но и обязательные неналоговые платежи. Самые распространенные из них - страховые взносы в фонды, ввозные и вывозные таможенные пошлины (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В Налоговом кодексе не говорится о прочих неналоговых платежах. Например, о новом дорожном сборе с владельцев большегрузных автомобилей, утилизационном или экологическом сборе. Лишь указано, что в налоговые расходы не включаются те обязательные сборы, которые перечислены в ст. 270 НК РФ (см. таблицу ниже).

Таблица

Учет налоговых и неналоговых платежей при расчете налога на прибыль

Вид налога, сбора или иного платежа

Учитывается или нет при расчете налога на прибыль

Налоги и сборы

Налог на прибыль

Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

НДС, предъявленный покупателю

Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

Акциз, предъявленный покупателю

Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

Налог на имущество

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Транспортный налог

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Земельный налог

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Водный налог

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Торговый сбор

Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

Налог на игорный бизнес

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Государственная пошлина

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Сбор за пользование объектами животного мира

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Пени и штрафы по налогам и сборам

Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

Неналоговые платежи

Страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Страховые взносы в ФСС РФ на травматизм

Да (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Пени и штрафы по страховым взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ

Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

Пени и штрафы по страховым взносам на травматизм

Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

Ввозные и вывозные таможенные пошлины

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобилями с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (новый дорожный сбор с большегрузных автомобилей)

Утилизационный сбор за автомобили

Да (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки

Да (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов

Да (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ)

Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду сверх допустимых нормативов, но в пределах установленных лимитов

Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

Плата за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду

Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

1. Новый дорожный сбор с владельцев большегрузных автомобилей

С 15 ноября 2015 г. организации, имеющие в собственности автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, обязаны перечислять плату в счет возмещения вреда автодорогам (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").

Плата составляет 3,73 руб. за 1 км пройденного пути (п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 N 504). С 18 ноября 2015 г. предусмотрены понижающие коэффициенты (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191):

Организация вправе учесть эту плату при расчете налога на прибыль (подробнее читайте во врезке на с. 54). Так считает Минфин России (Письмо от 06.10.2015 N 03-11-11/57133). Но не как налоги и сборы. Ведь плата за проезд большегрузов к ним не относится (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). А как прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Важно. "Упрощенцы" не учитывают в расходах плату за проезд большегрузов

Перечень расходов, которые вправе признать "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы минус расходы", является закрытым (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В него включены уплаченные налоги и сборы (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Плата за проезд большегрузных автомобилей не является ни налогом, ни сбором (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). В перечне учитываемых расходов она также не упоминается. Поэтому "упрощенцы" не могут учесть ее при расчете "упрощенного" налога. Аналогичного мнения придерживается Минфин России (Письмо от 06.10.2015 N 03-11-11/57133).

Но только при условии, что организация использует большегрузный автомобиль в деятельности, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).

2. Утилизационный сбор за автомобили

За каждый автомобиль, произведенный в России или ввезенный из-за границы, уплачивается утилизационный сбор (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", далее - Закон N 89-ФЗ). Когда автомобиль придет в негодность, за счет средств этого сбора он будет утилизирован. Без взимания с собственника дополнительной платы за утилизацию.

Плательщиками утилизационного сбора являются (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ):

Российские автопроизводители;

Импортеры автомобилей;

Покупатели автомобилей у лиц, которые освобождены от уплаты утилизационного сбора или не уплатили его в нарушение действующих норм.

Утилизационный сбор является обязательным платежом. Но не относится к налогам и сборам, установленным налоговым законодательством (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). Порядок отражения утилизационного сбора в налоговом учете зависит от категории плательщика и целей использования автомобиля. Минфин России разъяснил этот порядок лишь для производителей и покупателей автомобилей.

Организация является автопроизводителем

Утилизационный сбор она включает в прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Так рекомендует Минфин России (Письма от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.2014 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650 (это Письмо ФНС России разослала по нижестоящим инспекциям Письмом от 25.03.2014 N ГД-4-3/5347@)).

Сбор отражается в расходах того периода, в котором у автопроизводителя возникла обязанность по его уплате (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Организация купила автомобиль у лица, не уплатившего утилизационный сбор

Она обязана сама заплатить этот сбор. Если автомобиль куплен не для перепродажи, компания учитывает его как основное средство (п. 1 ст. 257 НК РФ). При условии, что его стоимость составляет более 40 000 руб. (с 2016 г. - более 100 000 руб.).

Утилизационный сбор включается в первоначальную стоимость основного средства (подробнее читайте во врезке на с. 56). Организация списывает его в налоговые расходы по мере начисления амортизации автомобиля (Письма Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650).

Минфин России не пояснил, как учитывать утилизационный сбор, если организация купила автомобиль для перепродажи. Считаем, что компания вправе поступить одним из двух способов:

Включить утилизационный сбор в покупную стоимость автомобиля. В этом случае она учтет сумму сбора только в том месяце, когда продаст автомобиль;

Отразить его как прочие расходы. Организация признает эти расходы в месяце, когда у нее появилась обязанность по уплате утилизационного сбора.

Примечание. Если покупатель авто сам уплатил утилизационный сбор, его включают в первоначальную стоимость ОС .

3. Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки

Это еще один новый обязательный сбор. Его плательщиками являются производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают утилизацию отходов от их использования (п. 7 ст. 24.2 и п. 2 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ). Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р.

Планировалось, что впервые экологический сбор нужно будет уплатить за 9 месяцев 2015 г. (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ). Но на 2015 г. Правительство РФ установило нулевые нормативы утилизации отходов от использования товаров. Это означает, что за 2015 г. экологический сбор платить не нужно (разъяснения Минприроды России без номера и даты, размещены на сайте этого ведомства www.mnr.gov.ru 20 октября 2015 г.). Возможно, обязанность по уплате сбора появится с 2016 г.

Минфин России подтвердил, что экологический сбор не является налоговым платежом. Он отличается от сборов, установленных налоговым законодательством (Письмо от 13.04.2015 N 03-02-07/1/20823).

Ведомство не уточнило, как отражать экологический сбор в налоговом учете. Но этот сбор аналогичен утилизационному. Оба сбора введены одним нормативным актом - Законом N 89-ФЗ.

Автопроизводители включают утилизационный сбор в прочие расходы (Письма Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.2014 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650). Эту же логику можно распространить на учет экологического сбора.

4. Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, но лишь в пределах нормативов

В налоговом учете платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ относятся к материальным расходам (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ и Письмо Минфина России от 20.01.2009 N 03-03-06/2/6). Организация признает их на дату начисления платежа (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Плата за сверхнормативные выбросы в налоговые расходы не включается (п. 4 ст. 270 НК РФ). Но организациям устанавливаются не только нормативы допустимых выбросов, а еще и лимиты (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Лимиты на выбросы устанавливают тем компаниям, которые не в состоянии придерживаться допустимого уровня загрязнения. Но предпринимают меры для поэтапного снижения выбросов до этого уровня (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Минфин России считает, что плату за выбросы сверх допустимых нормативов, но в пределах лимитов нельзя включать в расходы (Письма от 01.12.2005 N 03-03-04/403 и от 03.12.2004 N 03-03-01-04/1/169). Такие выбросы являются сверхнормативными. Хотя и находятся в пределах лимитов.

Выбор редакции
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...

Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...

Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...

Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Как должен выглядеть фирменный бланк организации и как его создать? Об этом читайте в нашей статье. Из статьи вы узнаете: В каких...
ХРИСТОФОР КОЛУМБ Загадка происхождения Всемирно известный мореплаватель Христофор Колумб родился в небогатой генуэзской семье в Италии...
Детально: молитва ангелу хранителю за детей - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте сайт для наших уважаемых...
Умение красиво и правильно разговаривать пригодится на протяжении жизни каждому человеку. Грамотная поставленная речь указывает на то,...