Российское государство как федерация, принципы ее построения. Информационные учебно-познавательные материалы Основополагающим принципом федеративного устройства российского государства является


До революции 1917 года Россия существовала и развивалась, как унитарное государство. Федеративная форма государственного устройства впервые в истории России была официально закреплена «Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа», принятой в январе 1918г. Основные положения этого документа затем вошли в Конституцию РСФСР (июль 1918 г.).

Длительное время Россия находилась в составе иного государства -- СССР (1922--1991). Это была многослойная федеративная система, элементами которой являлись союзные и автономные республики. При формальном равенстве они по многим показателям своего фактического статуса были неравноправными.

Политика центра по отношению к своим регионам, как правило, строилась лишь на принципах жесткой административной подчиненности, силового налогового прессинга, остаточного формирования местного бюджета и урезанного финансирования ряда государственных программ отраслевого развития. В конце концов, такая политика потерпела крах.

После распада Советского Союза Россия оказалась в ситуации, угрожающей ее целостности. В этих условиях обострился вопрос о необходимости заключения нового Федеративного договора, который был подписан в 1992 г. Радикально не изменив своего национально-государственного устройства, Россия, тем не менее, пошла по пути постепенного, основанного на добровольности и всеобщем согласии совершенствования федеративных отношений.

В русле этого процесса Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская автономные области получили статус республик. Ряд других национальных образований, краев и областей по существу также повысили свой статус. Практически они стали административно-государственными образованиями, получив право на собственную региональную политику.

Такого рода перемены получили закрепление и дальнейшее развитие в новой Конституции Российской Федерации (1993). В соответствии с частью 1 ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация является федеративным государством.

Современное федеративное устройство страны представляет собой разграничение государственной власти по вертикали, установление системы сдержек и противовесов в отношениях федеральных государственных органов, с одной стороны, и государственных органов субъектов Федерации -- с другой.

Российская Федерация, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции РФ состоит из равноправных субъектов РФ. Перечень субъектов РФ приведен в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ. В настоящее время (с 1 марта 2008 года) в состав Российской Федерации входят 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Часть 4 ст. 5 Конституции РФ утверждает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Федерализм выступает одной из ведущих основ конституционного строя России, допускает сочетание принципов централизации и децентрализации в условиях разнообразия субъектов РФ.

Черты, определяющие сущность российского федерализма определяются его принципами.

В соответствии с Конституцией РФ федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничений предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Причем понятие «федеральные законы» в контексте данной статьи следует понимать в его широком значении, т. е. и как собственно федеральные законы, и как федеральные конституционные законы.

Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции РФ или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Часть 1 ст. 5 Конституции РФ закрепляет, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Это равноправие также состоит в предоставлении всем субъектам РФ права принятия законов.

Объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для защиты интересов всего многонационального народа России.

Если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего исторически сложившегося государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений, то защита будет невозможна.

Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность.

Равноправие субъектов Российской Федерации состоит также в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти).

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.

Российская Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности Российской Федерации.

Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории, а также единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Кроме того государственная целостность Российской Федерации обеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, единым гражданством Российской Федерации, отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций.

Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. О важности территориальной целостности Российского государства говорит сам факт помещения данного конституционного положения в гл. 1 Конституции РФ.

Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция РФ в то же время подчеркивает, что федеративное устройство РФ основано на единстве системы государственной власти (ст. 10 Конституции РФ).

Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти означает, что Российская Федерация берет на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на принадлежащие им и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций. Единство системы государственной власти - одна из гарантий государственной целостности РФ. Единство системы государственной власти выражается в наличие единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

Федеральная государственная власть распространяется на всю территорию РФ и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной власти в рамках Конституции и законов РФ обеспечивают единство системы государственной власти в РФ.

Необходимо отметить, что государственная власть субъектов РФ является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в РФ и распространяется на территорию субъектов РФ. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность за соблюдение Конституции РФ и законов РФ, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в РФ.

Единство государственной власти в системе законодательных органов государственной власти обеспечивается правом участия представительных и законодательных органов субъектов РФ в федеральном законодательном процессе; правом участия местных представительных органов в законодательном процессе субъектов РФ; правом отмены Федеральным Собранием РФ по заключению Конституционного Суда РФ законов субъектов РФ, нарушающих Конституцию РФ и законы РФ; правом отмены представительными и законодательными органами субъектов Российской Федерации по заключению конституционных (уставных) судов субъектов Федерации решений местных представительных органов, нарушающих Конституцию РФ и законы РФ, конституции (уставы) и законы субъектов РФ.

Единство государственной власти в системе исполнительных органов государственной власти обеспечивается: подчинением органов исполнительной власти субъектов РФ решениям федеральных органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией и законами РФ; подчинением местных органов исполнительной власти решениям органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ несут конституционную ответственность за действия, нарушающие единство системы государственной власти в РФ. Формы ответственности органов государственной власти субъектов РФ за действия, нарушающие единство системы государственной власти в РФ устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Вообще характерная черта всякой федерации - разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов.

Конституция РФ указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий - собственно конституционный, договорный и законодательный. Конституция РФ определяет предметы ведения РФ, предметы совместного ведения, а также полноту государственной власти субъектов РФ.

Статья 71 Конституции РФ устанавливает предметы исключительного ведения РФ. Эти предметы не могут быть переданы в ведение субъектов РФ или в сферу их совместного с РФ ведения только через внесение изменений в Конституцию РФ.

Следовательно, по предметам ведения РФ к полномочиям федеральных органов государственной власти должна относиться вся полнота, прежде всего, регулятивных и контрольных полномочий.

Исключительность предметов ведения РФ выражается, прежде всего, в том, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Поэтому органы государственной власти субъектов РФ могут осуществлять по предметам ведения РФ лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией.

Статьей 72 Конституции РФ также определены предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Конституционно федеративное устройство РФ основано на равноправии и самоопределении народов в РФ.

Федеративное устройство РФ исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.

Право на самоопределение оправданно, когда конкретный народ или народы подвергаются угнетению или дискриминации по национальному признаку, вследствие чего граждане не имеют возможности реализовывать свои права и пользоваться свободами, принадлежащими им в соответствии с общепризнанными нормами международного права, в том числе, если нарушается право каждого гражданина участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через избранных представителей.

Как известно, многие народы, проживающие на территории РФ, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия и, при поддержке государственных органов РФ.

Закрепленный частью 3 статьи 5 Конституции РФ принцип равноправия народов в РФ означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Тем самым действующая Конституция положила конец претензиям руководителей отдельных субъектов Федерации на особое положение этих субъектов в Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 68 Конституции РФ Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Серьезное внимание должно обращаться на обеспечение свободного развития языков в местностях компактного проживания национальных меньшинств. Здесь наряду с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Так, в ст. 4 Закона «О языках народов Республики Хакасия» определяется, что республика создает условия для сохранения и развития языков малочисленных народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований.

Новой формой самоопределения народов в РФ является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Самоопределение в составе Российской Федерации помогло становлению, как самоопределившихся народов, так и Российской Федерации как суверенному государству.

Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируются ФЗ «О национально-культурной автономии».

Данный федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в РФ, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов РФ, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

РФ, регулируя правовой статус коренных малочисленных народов, обязалась исходить из принципов и норм, содержащихся в международном праве, и заключенных ею международных договоров.

В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на коренные малочисленные народы принципы равноправия и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Наряду с федеральным законодательством в РФ действует также законодательство субъектов Федерации, регламентирующее статус национальных административно-территориальных единиц и статус родовых общин и родовых угодий малочисленных народов Севера и Дальнего Востока.

Конституционно-правовой институт государственного устройства закреплен в главе 3 Конституции России 1993 года и носит наименование «Федеративное устройство». Федеративное устройство Российского государства – это национально-территориальная организация и структура России, форма государственных связей между Российской Федерацией в целом и ее субъектами, разграничение предметов ведения и полномочий между ними и их правовое положение.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных в главе 1 Конституции Российской Федерации.
Этими принципами являются:
– принцип единства системы государственной власти;
– равноправие субъектов Российской Федерации;
– государственная целостность России;
– единство системы государственной власти;
– разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
– равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.
Рассмотрим каждый из этих принципов в отдельности.

Принцип единства системы государственной власти.
Данный принцип является одним из важнейших принципов федеративного государства, прямо вытекающим из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию и закреплен в ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России должно обеспечивать единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Верховенство федеральных конституционных и федеральных законов предполагает их точное соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72 и 76 Конституции РФ). Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции и феде­ральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Это правило действует на всей территории Российской Федерации. Предыдущая Конституция наделяла правом принятия законов только республики в составе РФ.
К числу нововведений Основного закона, делающих федеративную правовую систему более логичной, относится предоставление права всем субъектам в составе РФ издавать законы. Это не только соответствует закрепленному в Конституции РФ принципу равноправия субъектов, но и предполагает более высокие требования к качеству правотворчества краев, областей, городов федерального значения, автономных образований.
В Конституции Российской Федерации установлено важное право
(ч. 4 ст. 76 Конституции РФ) субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Такое регулирование может устанавливаться вне пределов ведения Российской Федерации и ее совместного ведения
с субъектами Федерации. Кроме того, общее положение о недопустимости противоречий принятых субъектами законов и иных правовых актов федеральным законам по предметам исключительной или совместной компетенции Федерации сочетается с новым конституционным правилом
о юридической силе нормативных правовых актов субъектов РФ в случае, если федераль­ный закон противоречит им по вопросам, не отнесенным
к ведению Федерации или совместному ее ведению с субъектами (ч. 6
ст. 76 Конституции РФ). Такого ясного признания приоритета нормативных правовых актов субъектов Федерации не содержалось в текстах прежних российских конституций. Ныне, если федеральный закон противоречит нормативному право­вому акту субъекта Федерации, изданному им по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Федерации или совместному ведению, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Таким образом, впервые на конституционном уровне признаются случаи, когда нормативный правовой акт субъекта Федерации обладает юридическим верховенством по сравнению с федеральным законом.
Принцип равноправия субъектов Российской Федерации
Конституция Российской Федерации 1993 года отразила то реальное соот­ношение сил, которое сложилось между Российской Федерацией и ее субъ­ектами на момент принятия. Результат этого соотношения выразился в закреплении принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации (ч. 1 и 4 ст. 5 Конституции РФ).
Эти правовые нормы, закрепляющие данный принцип, – новшество
в российском конституционном праве. Ведь до принятия Конституции полностью действовал федеративный договор, составные части которого, в частности договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенные Российской Федерацией с республиками, краями, областями, городами федерального значения, имели весьма существенные различия. Теперь все субъекты Российской Федерации поставлены в равные правовые условия. Это равноправие прежде всего определяется:
– в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Российской Федерации;
– в предоставлении всем субъектам прав в принятии законов (ст. 76 Конституции);
– в самостоятельном определении системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации (ст. 72 Конституции);
– в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания России (ст. 95 Конституции).
В то же время имеются различия в государственной организации субъектов Федерации.
Так, за республиками закрепляется право на принятие конституций, в то время как края, области принимают уставы. Однако, если исходить из конституционного принципа равноправия субъектов, то по своему содержанию конституции республик и уставы краев, областей, городов феде­рального значения, автономных областей, автономных округов должны ох­ватить одни и те же сферы регулирования, а отличия – составить исклю­чения из правила.
Только республики наделены в соответствии со ст. 68 Конституции РФ правом устанавливать свои государственные языки. Это обусловлено национально-государственной природой данных субъектов РФ и
не относится к вопросам, составляющим специфику регулирования на уровне края, области1.
В целом же конституционное значение равноправия субъектов Федерации – еще один шаг вперед на пути становления нового российского федерализма.



Принцип государственной целостности России
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Кроме того, принцип целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации , закрепленный в ч. 3 ст. 4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.
Государственная целостность означает, что Российская
Федерация – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность – естественная черта независимых государств.
В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, охватывающую территорию всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность.
В целях обеспечения единства и целостности России в новых истори­ческих условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов народов Правительство РФ утвердило Концепцию Государственной национальной политики Российской Федерации2.
Нельзя не отметить, что в международном и конституционном праве камнем преткновения в разрешении межнациональных конфликтов является кажущаяся несовместимость между провозглашенным
в международно-правовых пактах и конституциях правом народов на самоопределение и недопустимостью расчленения целостности или политического единства суверенных и независимых государств. Некоторые ученые высказывают мнение, что проблема соотношения указанных принципов в определенной мере решается положением декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами
в соответствии с уставом ООН», принятой ГА ООН 24 октября 1970 г.,
в которой недопустимость или нарушение территориальной целостности суверенных государств ставится в прямую зависимость от соблюдения ими в своих действиях принципа равноправия и самоопределения народов3.

Принцип единства системы государственной власти
Принцип разделения властей в Конституции РФ гласит, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Но наряду с этим в основах конституционного строя подчеркивается,
что федеративное устройство Российской Федерации основано
на единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5
Конституции РФ).
Единство государственной власти в России обеспечивается следующим:
1. Деятельность всех органов государственной власти в Российской Федерации осуществляется на основе ее Конституции, имеющей верховенство на всей территории России. К ведению Российской Федерации и ее субъектов относится в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 и ст. 77 Конституции РФ определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
2. Конституция предусматривает организационные условия, обеспечивающие единство системы государственной власти. Ч. 2
ст. 77 Конституции РФ закрепляет положение, по которому в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения России и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти
в Российской Федерации.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).
4. Целям укрепления единства государственной власти и единообразного принятия федеральных законов служит положение
ч. 1 ст. 129 Конститу­ции РФ, устанавливающее, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему
с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
5. В обеспечении единства и согласованности в функционировании органов государственной власти в Российской Федерации важная роль отводится Президенту Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
6. Конституция России особое значение придает обеспечению единства действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
7. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с ч. 4 ст. 78 Конституции РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России.
8. В целях обеспечения единства власти Президент РФ наделен Конституцией РФ (ч. 2 ст. 85) правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
9. В отличие от прежних Конституций России, Конституция РФ
1993 года не предусматривает единой системы представительных органов государственной власти. Кроме этого, представительные органы в административно-территориальных единицах не входят в систему органов государственной власти, а выступают как органы местного самоуправ­ления (ст. 12 Конституции РФ).
Расширение численности субъектов Федерации до 89 после подписания федеративного договора от 31 марта 1992 года создало определенные сложности в управляемости Российским государством.
В этот период возникли массовые прецеденты нарушения федерального законодательства, в том числе Конституции РФ со стороны субъектов Федерации. Актуализировался вопрос о единстве государственной власти и единстве правового пространства. Слабая координация взаимодействия между федеральными органами государственной власти субъектов РФ обнаружила проблемы несоответствия законодательства; несогласованной политики по линии исполнительной власти; неэффективного взаимодействия между территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Федерации4.
Реализуя свои конституционные полномочия по повышению эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствованию системы контроля за исполнением их решений, Президент РФ Указом от 13 мая 2000 г. № 849 преобразовал институт полномочных представителей Президента РФ в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах
и утвердил соответствующее положение о них. Данным Указом были определены перечень и структура семи федеральных округов, охватывающих все пространство России.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации
Как и во всякой федерации, в Российской Федерации разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Мировая практика федерализма показывает: от того, как разграничены по своему существу предметы ведения между федерацией и ее субъектами, зависит роль, которую играет федеративное государственное устройство в жизни народа данного государства, то есть федеративное устройство или будет служить объективным экономическим, политическим, социальным и иным потребностям общественного развития, или будет тормозить это развитие, играть отрицательную роль в общественно-политической жизни страны5.
В Российской Федерации 31 марта 1992 года был подписан Федеративный договор – Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга». Этот договор был подписан представителями всех субъектов Федерации, кроме Татарстана и Чечено-Ингушской Республики (она потом преобразовалась
в Ингушскую Республику в составе Российской Федерации и Чеченскую Республику в составе Российской Федерации). В настоящее время между органами государственной власти Татарстана и федеральными органами Российской Федерации заключен договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, в котором отражены особенности отношений с этой республикой6.
В данный момент Федеративный договор действует в той мере,
в какой соответствует нынешней Конституции РФ. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов рассматривается в ряде статей Конституции РФ. Часть 3 статьи 11
Конституции РФ устанавливает, что разграничение указанных предметов ведения и полномочий осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Данной норме не противоречит идея развития конституционных и договорных отношений между федеральными органами власти и субъектами Федерации в части разделения предметов ведения и полномочий, которая получила в свое время признание и заинтере­совала некоторые республики, края и области.
По какому же принципу проведено разделение предметов ведения
в Конституции РФ? К ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) отнесено лишь то, что необходимо и, вместе с тем, достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства Российской Федерации, распространяемого на всю ее территорию, и для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал и где бы ни находился. Надо отметить, что содержащийся в ст. 71 Конституции РФ перечень вопросов, относящихся к исключительному ведению Российской Федерации, является исчерпывающим. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ) отнесено то, что исходя из объективных условий существования нашего Российского государства, не может решаться только Федерацией без участия государственных органов ее субъектов. Перечень вопросов, установленный ст. 72 Конституции РФ, также является исчерпывающим.
Все то, что не указано в перечнях, содержащихся в ст. 71 и 72 Конституции РФ, а также не отнесено договорами между Федерацией и ее субъектами к ведению Российской Федерации, отнесено Конституцией к ведению субъектов Федерации. Это четко определено ст. 73 Конституции РФ. Данная статья имеет принципиальное значение и
не содержит перечень предметов ведения исключительно субъектов Федерации. Конституция Российской Федерации предусматривает также возмож­ность перераспределения сфер ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами с помощью отдельных соглашений.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ такие соглашения возможны между федеральными ор­ганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъек­тов Федерации.
По вопросам определения предметов ведения Федерации и ее субъектов не исключается возможность возникновения споров.
В принципе, эти споры должны разрешаться при помощи согласительных процедур, наличие которых предусмотрено ч. 1 ст. 85 Конституции РФ.
В случае же недостижения согласованного решения Президент РФ может передать рассмотрение спора на рассмотрение соответствующего суда. Кроме того, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ споры
о компетенции между органами государственной власти ее субъектов вправе решать и Конституционный Суд России.

  • 2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
  • 21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.
  • 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
  • 8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые
  • Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций
  • Различают следующие виды общественных объединений:
  • Общественная организация
  • Общественный фонд
  • 24. Принципы экономической основы конституционного строя рф.
  • 25. Принципы социальной основы конституционного строя рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.
  • 27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
  • 28. Политические права и свободы граждан рф: общая характеристика.
  • 29. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина рф.
  • 30. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и
  • 33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,
  • 35. Принципы российского гражданства.
  • 36. Основания и порядок приобретения гражданства рф.
  • 37. Органы, решающие вопросы гражданства.
  • 38. Прием в гражданство рф в общем порядке.
  • 39. Прием в гражданство рф в упрощенном порядке.
  • 40. Гражданство детей при различном гражданстве родителей.
  • 41. Восстановление в гражданстве рф, оптация.
  • 42. Основания и порядок прекращения российского гражданства.
  • 45. Право и порядок въезда и выезда из рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 46. Беженцы: понятие, статус.
  • 47. Вынужденный переселенец: понятие, статус.
  • 48. Понятие и формы государственного устройства.
  • 49. Принципы федеративного устройства рф.
  • 50. Компетенция Российской Федерации.
  • 51. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации.
  • 52. Республика в составе рф, ее правовое положение.
  • 53. Область, край как субъекты рф.
  • 56. Система органов местного самоуправления.
  • 57. Принципы избирательной системы Российской Федерации.
  • 58. Понятие и виды избирательных систем.
  • 59. Избирательный процесс в рф: понятие и основные стадии.
  • 60. Голосование как основная стадия избирательного процесса.
  • 61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
  • 62. Правовой статус Президента рф.
  • 63. Порядок избрания Президента рф.
  • 64. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф.
  • 65. Компетенция Президента рф.
  • 66. Правительство Российской Федерации в системе органов
  • 67. Законодательный процесс в рф: понятие, основные стадии.
  • 68. Состав и структура Государственной думы рф.
  • 69. Право и порядок выдвижения кандидатов в депутаты
  • 70. Определение результатов выборов в Государственную думу рф.
  • 71. Компетенция Государственной думы рф.
  • 72. Гарантии деятельности депутата Государственной думы рф.
  • 73. Помощник депутата Государственной думы: порядок назначения,
  • 74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
  • 75. Совет Государственной думы: состав, полномочия. Полномочия совета государственной думы Глава 2 Регламента Государственной Думы:
  • 76. Право и основания роспуска Государственной думы рф.
  • 78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.
  • 81. Правовое положение члена Совета Федерации фс рф.
  • 82. Парламентское расследование Федерального собрания рф.
  • 83. Счетная палата Федерального собрания рф: порядок формирования, состав, полномочия. Статус
  • Структура и порядок формирования
  • 84. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации.
  • 85. Принципы деятельности Конституционного суда рф.
  • 86. Полномочия Конституционного суда рф.
  • 87. Акты Конституционного суда рф, их юридическая сила.
  • 88. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда рф.
  • 89. Правовой статус судьи Конституционного суда рф.
  • 90. Гарантии деятельности судьи Конституционного суда рф.
  • 49. Принципы федеративного устройства рф.

    Федеративному устройству России посвящена гл. 3 Конституции РФ, однако основополагающие принципы федеративного устройства закреплены в ст. 4 и 5 гл. 1 «Основы конституционного строя», что предопределяет их значимость и неизменность при существовании действующей Конституции РФ. Большинство из закрепленных принципов лежат в основе конституционно-правового статуса Российской Федерации.

    Конституция РФ закрепляет следующие принципы федеративного устройства России (схема 8).

    Схема 8. Принципы федеративного устройства России.

    Государственная целостность. Данный принцип означает, в частности, единство территории РФ, распространение суверенитета РФ на всю территорию, единое экономическое пространство, единое правовое пространство и т. п.

    Единство системы государственной власти. Это единство проявляется в единстве природы власти (источник, цели деятельности), однотипности в институциональной организации власти на федеральном и региональном уровнях, иерархии и взаимодействии различных органов государственной власти и т. д.

    Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации и вытекающее отсюда равноправие субъектов РФ. Употребляемый в ч. З ст.5 Конституции РФ термин «народы» может трактоваться в двух значениях: во-первых, как представители определенной этнической группы, проживающие в различных составных частях России (чеченский народ, татарский народ, народы финно-угорской группы, белорусская диаспора, азербайджанская диаспора, немцы, караимы и т. п.); во-вторых, как все население, проживающее на определенной территории без этнической, национальной окраски (народ Дагестана, народ Самарской области, жители Москвы и т. п.). В любом случае принцип самоопределения народов не может трактоваться как право выхода какой-либо территории из состава РФ: Конституция прямо говорит о самоопределении народов в Российской Федерации, следовательно, народы, реализуя этот принцип, могут, в частности, изменить статус субъекта РФ, на территории которого они проживают, объединиться с другим субъектом РФ или разъединиться на несколько территорий, создать национально-культурную автономию и т. п., но, во-первых, в существующих границах РФ и, во-вторых, не посягая на основы конституционного строя России (форму правления, экономический строй, идеологические, духовные основы и т. д.). Принципиальной новеллой российского конституционализма является положение о том, что все субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) являются равноправными, обладают одинаковым юридическим статусом.

    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (между федеральными и региональными органами государственной власти). Мера разделения власти между центром и составными частями государства, как отмечалось, является одним из основных признаков федеративного устройства. Именно этот вопрос оказался ключевым в становлении российского федерализма, и его необходимо рассмотреть более подробно.

    Когда идет речь о разграничении властных полномочий между федеральным центром и составными частями государства, употребляются термины «разграничение предметов ведения» и «разграничение полномочий (компетенции)». Иногда эти понятия употребляются как тождественные, что является не вполне точным. Под предметами ведения (Российской Федерации, ее субъектов, совместного ведения, муниципальных образований) понимаются сферы общественных отношений, по которым соответствующие органы государственной власти (органы местного самоуправления) осуществляют правовое регулирование, а под полномочиями – права и обязанности соответствующего органа публичной власти, которыми он наделен для реализации задач и функций по предметам соответствующего ведения. Компетенция же – это совокупность всех властных полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления) по соответствующему предмету ведения. Полномочия, как и компетенция, – это свойство, присущее только государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу.

    Основополагающие принципы разграничения властных полномочий между федеральным центром и субъектами РФ закреплены в Конституции РФ, а детализация содержится в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с изм. и доп.

    Разграничение предметов ведения и властных полномочий возможно двумя основными способами: нормативным (конституционным, уставным, законодательным) и договорным. При этом договорный способ разграничения не противопоставляется конституционному, он не является «неконституционным» и должен применяться только в рамках действующей Конституции РФ. Различие между данными способами заключается лишь в том, что при нормативном способе властные полномочия закрепляются за соответствующим субъектом непосредственно в нормативном акте (Конституции РФ, конституции (уставе) субъекта РФ, федеральном или региональном законе), а при договорном – в договоре (соглашении). Возможно применение какого-либо одного из указанных способов, а также их сочетания.

    Конституция РФ, исходя из наиболее распространенного в практике федеративных государств принципа трех сфер полномочий, закрепляет:

    1) предметы исключительного ведения Российской Федерации;

    2) предметы совместного ведения (сфера так называемой совпадающей, конкурирующей компетенции);

    3) предметы собственного ведения субъектов РФ.

    Перечень предметов ведения Российской Федерации определен в ст. 71 Конституции РФ как закрытый и, следовательно, не подлежит расширительному толкованию. Базовый критерий отнесения перечня вопросов к ведению Российской Федерации (как и в большинстве федеративных государств) – закрепление за ней прав, в совокупности обеспечивающих реализацию государственного суверенитета, единства прав и свобод человека и гражданина и единую государственную политику. Перечень предметов совместного ведения, так же как и перечень предметов ведения Российской Федерации, является по Конституции РФ закрытым (ст. 72). Перечень предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения, как правило, воспроизводится в конституциях и уставах субъектов РФ. Предметы ведения субъектов РФ в федеральной Конституции четко не определяются, Конституция РФ закрепляет лишь отдельные сферы правового регулирования субъектов РФ: установление системы органов государственной власти (ч. 2 ст. 11,ч. 1 ст. 77), принятие конституций, уставов (ч. 1, 2 ст. 66), установление государственных языков республик (ч. 2 ст. 68) и др. Поэтому по остаточному принципу сюда относятся все те вопросы, которые не вошли в первые две сферы (ст. 73 Конституции РФ), а это значит, что сфера правового регулирования субъектов РФ достаточно широка.

    Конституция РФ закрепляет и иерархию нормативных актов Российской Федерации и субъектов РФ: по предметам совместного ведения верховенство имеет федеральный закон, а по предметам ведения субъектов РФ приоритет перед федеральными законами имеют нормативно-правовые акты субъектов РФ (ч. 5, 6 ст. 76 Конституции РФ). Приоритет федеральных актов в сфере исключительного ведения РФ очевиден, поскольку в этой сфере региональные акты, по общему правилу, издаваться не должны (ч. 1 ст. 76). Следует иметь в виду, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов могут приниматься не только федеральные законы (такой вывод может возникнуть исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 76 Конституции РФ), но и федеральные нормативно-правовые акты подзаконного характера (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты). Правовую позицию по данному вопросу высказал Конституционный Суд РФ в Постановлениях от 09.01.1998 № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» и от 27.01.1999 № 1-П «По делу о толковании статей 71 (пункт „г“), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации».

    Соотношение федерального и регионального законодательства по предметам совместного ведения в ст. 76 (ч. 2 и 5) Конституции РФ определено следующим образом: в данных сферах общественных отношений могут приниматься как федеральные законы и иные федеральные правовые акты, так и законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. Однако последние должны приниматься в соответствии с федеральными законами, в случае же противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ действует федеральный закон.

    Отсутствие федерального закона по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов не является препятствием для урегулирования данного вопроса субъектом РФ. Однако возможность опережающего правового регулирования в субъекте РФ весьма ограничена. Во-первых, конституционное предписание о необходимости соответствия нормативных правовых актов субъектов РФ федеральному закону предполагает в том числе и приведение правового акта субъекта РФ в соответствие с федеральным законом, принятым позднее. Во-вторых, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» после внесения изменений и дополнений 4 июля 2003 г. содержит закрытый перечень полномочий органов государственной власти субъектов по предметам совместного ведения, которые они могут осуществлять самостоятельно.

    Договорный способ разграничения властных полномочий по вертикали в федеративном государстве следует рассматривать как вспомогательный, так как во всех основных сферах общественных отношений предметы ведения и полномочия должны быть разграничены нормативно.

    В конце 1990-х гг. в России «парад суверенитетов» перерос в «парад заключения договоров», для субъектов РФ стало «непрестижным» не заключить договор с центром. Договорный процесс в этот период справедливо вызывал неоднозначную оценку и тревогу, так как нормы заключаемых договоров вторгались в сферу федерального конституционного и законодательного регулирования, стала фактически утверждаться договорная модель Российской Федерации («договорное право»). К весне 1999 г. было заключено уже 42 договора с органами государственной власти 46 субъектов РФ и более 250 конкретных соглашений к ним. Субъекты РФ, заключившие договоры, занимали большую часть территории страны, в них проживало более 50 % населения, было сосредоточено свыше 60 % экономического потенциала России. При этом большинство из подписанных в это время договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ изменяли схему разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, установленную в Конституции РФ.

    Укрепление вертикали государственной власти в России способствовало тому, что к концу 1999 г. заключение новых договоров было приостановлено, а с 2002 г. начался процесс прекращения действия заключенных договоров по соглашению сторон (в настоящее время большая часть из заключенных договоров отменена).

    Действующее законодательство изменило и порядок реализации договорного способа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», во-первых, закрепляет предметный ограничитель, т. е. предмет договора могут составлять лишь конкретные полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, обусловленные исключительно экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ и в той мере, в какой этими особенностями определено иное, чем это установлено в федеральных законах, разграничение полномочий (предметом соглашений между федеральными и региональными органами исполнительной власти может быть только делегирование части имеющихся полномочий). Во-вторых, Законом закрепляется временной ограничитель, т. е. договор (соглашение) не может быть бессрочным, предельный срок действия договора составляет десять лет с возможностью досрочного расторжения (прекращения действия) как по соглашению сторон, так и по решению суда. В-третьих, Закон закрепляет концепцию несамоисполняющегося договора во внутрифедеративных отношениях, что предопределяет усложнение процедуры заключения и вступления в силу договоров и соглашений – договоры подлежат предварительному (до подписания договора Президентом РФ и главой региона) одобрению в законодательном органе субъекта РФ и утверждению подписанного договора федеральным законом. Таким образом, двусторонними такие договоры можно называть с большой долей условности, так как по существу имеет место согласованная (преобладающая) воля десятков субъектов законодательного процесса, включая все субъекты РФ. Соглашения между федеральными и региональными органами исполнительной власти вступают в силу после их утверждения постановлениями Правительства РФ. Такая процедура позволит исключить из договоров и соглашений положения, нарушающие принцип равноправия субъектов РФ (органы государственной власти любого субъекта РФ вправе по своему запросу получить проект договора или соглашения и высказать свои предложения и замечания).

    Для заключенных ранее и пока действующих договоров и соглашений установлено, что если до 8 июля 2005 г. они не будут утверждены федеральным законом или постановлением Правительства РФ соответственно, то прекратят свое действие.

    С разграничением властных полномочий между центром и регионами нормативно смысл заключения договоров в значительной степени утрачивается. Основное назначение внутригосударственных (равно как и внутрирегиональных) договоров и соглашений – конкретизация, уточнение, делегирование нормативно разграниченных властных полномочий при безусловном приоритете нормативного способа разделения власти по вертикали.

    План

    2 Государственная целостность Российской Федерации.

    3 Единство системы государственной власти.

    4 Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.


    субъекта Российской Федерации.

    Студент должен:

    - иметь представление об основных принципах федеративного устройства базирующих на конституции Российской Федерации;

    - знать формы государственного устройства, принципы федерализма, систему единства государственной власти, принципы равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

    1 Конституционные принципы федеративного устройства РФ.

    Форма государственного устройства России определена в Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация является федеративным государством. В настоящее время в мире существует немало различных федераций, включая такие крупные федерации, как США, ФРГ, Бразилия, однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, которые отличают её от других федераций.

    Федерация обычно образуется вследствие объединения нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло иным путём. Россия как федерация не является объединением нескольких государств, она была образована путём создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населявших её территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования были признаны субъектами РФ.

    Такой порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта Федерация носила не договорный, а конституционный характер. Конституция РФ 1993 года, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, подтвердила их выбор. Все субъекты РФ изначально находятся в её составе, сохраняя исторически сложившееся государственное единство Российской Федерации.

    В России федерализм – это, прежде всего, государственная организация национальных отношений. Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации, он означает свободное развитие наций и народностей. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов РФ – республик, автономной области, автономных округов.

    Однако российский федерализм – не только форма разрешения национального вопроса, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти, распределение её по регионам – существенная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в этом случае теряет монополию на власть и потому не может употребить её произвольно. Предоставляется больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам другого.



    Федеративное устройство РФ базируется на ряде принципов, которые являются исходными началами территориального устройства не только Федерации, но и её субъектов. Согласно ч.3 ст.5 Конституции РФ таковыми являются:

    Государственная целостность РФ;

    Единство системы государственной власти;

    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов;

    Равноправие и самоопределение народов в РФ;

    Равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

    2 Государственная целостность Российской Федерации

    Данный принцип означает, что Российская Федерация – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования, которые не имеют права выхода из состава Федерации.

    В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет общую, единую территорию, охватывающую:

    Территории всех субъектов;

    Осуществляет территориальное верховенство;

    Обеспечивает свою неприкосновенность.

    В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; единое гражданство. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.



    3 Единство системы государственной власти

    Этот принцип тесно связан с государственной целостностью и ею обусловлен. Целостная, но в то же время федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их.

    В РФ государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент РФ, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

    Конституция РФ определяет:

    Перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;

    Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, ч.1 Конституции РФ).

    Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы.

    Разграничение компетенции базируется на добровольном признании субъектами приоритета задач и целей Федерации, а, следовательно, и на ограничении субъектов в правах.

    4 Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации

    Все народы в РФ пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культур и других областях.

    Народы РФ пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. В настоящее время согласно Конституция РФ (ст.65)

    Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

    Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

    Это равноправие, прежде всего, проявляется:

    В равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;

    В конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;

    В равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.

    Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.

    Принципы государственного устройства РФ тесно взаимосвязаны между собой. Их главная цель и практическое назначение – способствовать успешному государственному строительству в стране.

    5 Принципы административно-территориального устройства
    субъекта Российской Федерации

    Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации, как целостная система, имеет определенным образом упорядоченную структуру и содержание, определяющееся свойствами и закономерностями, присущими системе в целом.

    Принципы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации – основные, исходные, единые начала, лежащие в основе строения и развития данной системы территориальной организации, обеспечивающие условия реализации ее социального предназначения.

    Отнесение того или иного фактора, влияющего на территориальную организацию, к числу принципов административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации должно основываться на определенных общих методологических посылках, отражающих содержание самого понятия «принцип» применительно к организации социальных процессов и явлений, исходить из понимания сущности административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации как подсистемы территориальной организации государства.

    Общие положения, характеризующие принципы административно-территориального устройства:

    Общий характер принципов, выражающийся в их влиянии на организацию административно-территориального устройства в целом, а не отдельных его сторон или звеньев;

    Неразрывная взаимосвязь и взаимообусловленность принципов, необходимость их реализации в единстве;

    Конкретно-исторический характер принципов, обусловленность их особенностями определенного этапа развития общества и государства.

    Наряду с этим исходной позицией в исследовании принципов административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации должно быть понимание социального предназначения административно-территориального устройства как механизма обеспечения управляемости общественных процессов, достижения, посредством территориальной организации, целей государственного управления и местного самоуправления как разновидностей социального управления. Создание территориальных условий, необходимых для эффективного публичного управления на территории субъекта Российской Федерации, – это главная целевая направленность административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации. Именно задачами ее реализации определяются принципы административно-территориального устройства, их практическая значимость и социальная ценность.

    Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации является результатом правотворчества, т.е. сознательно-волевой деятельности людей.

    В основе административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации лежат следующие принципы:

    1. Соответствия системе расселения населения.

    2. Многоуровневой территориальной организации.

    3. Соответствия условиям экономического развития территории (экономический принцип).

    4. Учета природно-географических условий.

    5. Учета национального состава, культурных и бытовых особенностей населения.

    Только взятые и действующие в совокупности, в комплексе данные принципы позволяют обеспечить рациональную, научно обоснованную территориальную организацию публичной власти в субъекте Российской Федерации, условия ее эффективной реализации.

    Эффективность, действенность государственного регулирования в данной сфере, условия достижения его социального эффекта определяются степенью адекватности отражения в нем объективных, существующих как данность и несущих в себе закономерности последующего развития социально-экономических и иных условий жизнедеятельности населения региона.

    Контрольные вопросы для самопроверки

    1 На основе чего струятся все принципы устройства Российской Федерации? Почему?

    2 Зачем необходим принцип единства системы государственной власти?

    3 Что означает равноправие народов в Российской Федерации?

    4 Какова структуру и содержание, Административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации?

    5 Региональное развитие в Российской Федерации?

    Тесты

    Какой принцип означает, что Российская Федерация – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования, которые не имеют права выхода из состава Федерации:
    а) в)
    б) г)
    Где предусмотрены гарантии государственной целостности РФ:
    а) Гражданском кодексе РФ. в) Жилищном кодексе РФ.
    б) Конституции РФ. г) Земельном кодексе РФ.
    Какие федеральные государственные органы РФ входят в государственная власть и реализуется системой:
    а) Президент РФ. в) Законодательные.
    б) Государственные органы всех субъектов Федерации. г) Исполнительные и судебные органы, а также.
    Главная цель и практическое назначение принципов государственного устройства РФ:
    а) Способствовать равноправию и самоопределению народов в РФ. в) Способствовать успешному государственному строительству в стране.
    б) Обеспечивает неприкосновенность РФ. г) Обеспечивать суверенитет наций.
    Форма государственного устройства России определена в:
    а) Гражданском кодексе РФ. в) Жилищном кодексе РФ.
    б) Конституции РФ. г) Земельном кодексе РФ.
    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации определяются:
    а) Гражданском кодексе РФ. в) Жилищном кодексе РФ.
    б) Конституции РФ. г) Земельном кодексе РФ.
    Какие принципы являются исходными началами территориального устройства не только Федерации, но и её субъектов:
    а) Государственная целостность РФ. в) Государственная неприкосновенность РФ.
    б) Равноправие и самоопределение народов в РФ. г) Единство системы государственной власти.
    В основе административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации лежат принципы:
    а) Соответствия системе расселения населения. в) Учета природно-географических условий.
    б) Многоуровневой территориальной организации. г) Учета национального состава, культурных и бытовых особенностей населения.
    Какие пути развития предполагают многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития:
    а) Инновационно-ориентированный. в) Психологически-ориентированный.
    б) Политически-ориентированный. г) Социально-ориентированный.
    В какой период региональное развитие будет определяться, в основном, уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста:
    а) До 2020 г. в) До 2017 г.
    б) До 2007 г. г) До 2015 г.

    В основе федеративного устройства России заложена система принципов , которые обусловлены её демократической сущностью. Данные принципы выступают исходными началами в территориальном устройстве не только в целом государства, но и субъектов РФ.

    Согласно статье 5 Конституции РФ к принципам федеративного устройства России относятся:

    Принцип государственной целостности России;

    Принцип единства системы государственной власти;

    Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

    Принцип равноправия и самоопределения народов в России;

    Принцип равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях со всеми федеральными органами госвласти.

    1. Государственная целостность России . Данный предполагает, что РФ состоит из государственно-территориальных и государственно-национальных образований, которые сформированы для достижения общих целей при помощи федеральной власти. Данный принцип предполагает общее стремление всех субъектов РФ к государственному, политическому, экономическому и социальному единству, что находит выражение в государственной целостности России. Она обеспечивается:

    Принципом целостности и неприкосновенности территории страны;

    Единством экономического пространства, которое не разрешает устанавливать таможенные границы, вводить пошлины и сборы, создавать какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и денежных средств;

    Принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов на территории всей России;

    Единым гражданством Российской Федерации;

    Лишением субъектов РФ права на выход из состава Федерации либо иного изменения собственного статуса без согласия Российской Федерации, так как одностороннее решение подобного рода вопросов создает угрозы для государственной целостности России и единства системы государственной власти.

    2. Единство системы государственной власти . Этот принцип федеративного устройства выступает одной из гарантий государственной целостности России. Единство системы госвласти находит выражение в наличии единого органа либо системы органов, которые в своей совокупности составляют высшую госвласть.

    Все юридические признаки единства системы государственной власти проявляются в том, что совокупность компетенций госорганов включает все полномочия, которые нужны для реализации функций государства. А определенные органы данной системы не вправе предписывать одним и тем же субъектам при одинаковых обстоятельствах взаимоисключающие правила для поведения.

    В России государственная власть осуществляется системой, в которую включены следующие федеральные госорганы - Президент РФ, исполнительные, законодательные и судебные органы, а также все госорганы субъектов РФ.

    3. Разграничение предметов ведения и полномочий между отдельными органами государственной власти РФ и субъектов РФ . Согласно данному принципу федеративного устройства России построение системы органов госвласти основывается на принципе разделения властей не только по горизонтали (между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти), но и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий разных видов органов РФ и субъектов РФ). В Конституции установлены границы полномочий для каждого федерального органа и характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации. За пределы границ своих полномочий госорганы выходить не вправе.

    4. Равноправие и самоопределение народов России . Данный принцип федеративного устройства предполагает, что все народы в Российской Федерации наделены одинаковыми правами. Равноправие народов предполагает равенство их прав и свобод во всех вопросах государственного устройства, в развитии своей культуры и т.д.

    Народы России имеют равные права на определение формы своей государственности. В настоящее время в РФ имеется 85 субъекта: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, одна автономная область и 4 автономных округа. Все они являются формой объединения многих народов.

    Таким образом, все народы России наделены правом на самоопределение, но оно может реализовываться только в рамках РФ или в любой иной форме, но лишь с согласия РФ.

    5. Равноправие субъектов России во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти . Этот принцип федеративного устройства предполагает, что все субъекты РФ имеют одинаковые права во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, а также что в составе Федерации не должно быть субъектов, которым в данных взаимоотношениях предоставлены какие-либо преимущества относительно правового статуса других её субъектов. В данном смысле все субъекты РФ характеризуются равноправностью.

    Однако данное равноправие не означает, что все субъекты РФ обладают полностью одинаковыми правами. Так, республики в составе России имеют несколько больше самостоятельности в сравнении с областями в решении определенных вопросов. При этом равноправие характерно всем республикам в составе РФ, также равноправны все области и края, города федерального значения, автономные округа.

    Все принципы государственного устройства России весьма тесно взаимосвязаны. Ключевой целью и практическим назначением принципов федеративного устройства выступает содействие эффективному государственному строительству в России. Важно подчеркнуть, что закрепление в Конституции федеративного устройства государства вовсе не означает, что формы и основы сложившейся федеративной организации страны полностью неизменны. Так может изменяться состав субъектов РФ, объем их полномочий и компетенций и т.д.

    • Вперёд
    Выбор редакции
    Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

    У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

    © Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

    Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
    В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
    Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
    АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
    Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
    Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...