Русская пехота на Балканах: штык и боевой дух. Русская пехота на Балканах: штык и боевой дух «В такое просто не поверишь, пока своими глазами не увидишь


Сразу же после президентских выборов 25 мая сего года Петр Порошенко заявил, что Донецкое движение сопротивления будет подавлено в считанные часы. Однако этого не случилось. Эксперты и журналисты, побывавшие в зоне столкновений, сходятся в одном: украинская армия имеет крайне низкий боевой дух.

Что же это такое — боевой дух? Некая литературная абстракция или устоявший психологический термин, с набором критериев? На этот вопрос мы и попробовали ответить.

Боевой дух, как феномен

В городском округе Арлингтон (США) находится Пентагон, а чуть поодаль — знаменитое Арлингтонское национальное кладбище, на котором похоронены солдаты, погибшие в 1-й и 2-й мировых войнах. Там же — памятник «Могила неизвестного солдата». Каждый американский военнослужащий, побывавший в этих местах, чувствует прилив патриотических чувств и гордость за свою страну.

Наверное, неслучайно, что именно здесь, в Арлингтоне, расположен специальный армейский институт поведенческих и социальных наук, который занимается изучением военной психологии. «Эта тема находится в центре внимания наших исследований, — заявляют ведущие ученые института Такер, Синклер и Томас. — Успешность любой армии проявляется через индивидуальные качества каждого бойца в отдельности и организационную сплоченность всех солдат».

В то же время, они отмечают, что боевой дух — переменная величина, которая может меняться в зависимости от обстоятельств.

Немцы против американцев

Вторая Мировая война оказалась полна алогизмов, опровергающих строгость военной науки. Так, историки и эксперты Франции и Англии были вынуждены констатировать, что войны не выигрываются одним военным потенциалом.

В частности, изучая свое поражение в 1939—1940 годах, они признали, что войска Гитлера имели более высокий боевой дух, который вкупе с организационным немецким гением, был способен решать самые непростые боевые задачи. И даже после открытия Второго фронта, союзники, имея многократное превосходство, вели тяжелые бои с переменным успехом. Например, 6 июня 1944 года, в день высадки десанта союзников в Нормандии, по словам немецкого адмирала Вильгельма Маршалля, против 319 немецких самолетов действовали 6700 истребителей и бомбардировщиков экспедиционных сил. Всего до 24 июля 1944 года на побережье Франции высадились 2 876 439 солдат США, Англии и Канады, им противостояли чуть больше миллиона немцев.

Об этих днях американский генерал Омар Брэдли в своих воспоминаниях написал: «наш рывок к Рейну оказался неудачным, и вместе с ним развеялась наша заветная мечта на скорую капитуляцию Германию». Причины он видел в «низкой психологической подготовке к боевым действиям американских солдат» и в «боевом духе» германцев.

Русский боевой дух

Те же самые немцы, о боевом духе которых с нескрываемым уважением отзывался Омар Брэдли, считали, что именно это качество русского солдата переломило ход восточной компании 1941−1945 годов. В частности, генерал Гюнтер Блюментритт, начальник штаба 4-й армии, описывая начало войны с СССР, признал факт высокого боевого духа советских войск: «Поведение русских даже в первом бою разительно отличалось от поведения поляков и союзников, потерпевших поражение на Западном фронте. Даже оказавшись в кольце окружения, русские стойко оборонялись». Таких высказываний в мемуарной литературе немецких участников восточной компании 1941−1945 годов — масса.

Однако вопреки сложившимся стереотипам о русском боевом духе, он не всегда был на высоте. Россия имеет свою историю проигранных баталий по этой причине, например, крымскую войну 1853—1856 гг. Анализируя её итоги, военный министр Д.А. Милютин писал: «В деле военном, которым Николай I занимался с таким страстным увлечением, занимались не существенным благоустройством войска, не приспособлением его к боевому назначению, а гонялись за внешней только стороною, за блестящим видом на парадах, педантизмом, соблюдением бесчисленных мелочных формальностей, притупляющих человеческий рассудок и убивающих истинно воинский дух».

В то же время Милютин уточнял, что устранение этих недостатков, сразу же сказывается на боевом духе российской армии. В этой связи военный министр приводил пример французского вторжения в Россию в 1812 году.

Наследники Наполеона

Уже в первой половине 20 века французы считали себя абсолютными рационалистами и большими поклонниками комфорта. Именно поэтому им, по мнению самих же французских экспертов, для мобилизации боевого духа нужны яркие примеры, такие, как Жанна Д’Арк, Наполеон и Шарь де Голь. Но в начале Второй мировой войны такого лидера у французов не было.

Даже легендарный Шарь де Голь, которого 14 мая 1940 года из полковника произвели в бригадного генерала, действовал крайне осторожно. Например, 19 мая его многочисленные танки не смогли захватить в лесу Олно штаб 19-го моторизованного корпуса немцев, охраняемого только несколькими 20-мм зенитками. В целом же, при виде первых убитых среди своих, французы отступали. Спустя всего три дня после того, как немцы вступили в Париж, маршал Петен обратился к немцам о перемирии, и это окончательно сломило боевой дух французов.

Верность императору

В отличие от многих европейцев, японцы воевали иначе. Так, в сражении за атолл Кваджалейн пять японских офицеров, после того, как у них кончились боеприпасы, атаковали американский танк мечами. Американец С. Э. Мирисон, участник тех событий, вспоминал: «когда экипаж оправился от изумления, самураи были преданы почетной смерти, которой они, по своей видимости, искали».

Дело в том, что на японскую воинственность и боевой дух в значительной мере влияет кодекс Бусидо («путь воина»). В этом учении, весьма почитаемом в Японии, в одно целое объедены основные положения буддизма, синтоизма, Конфуция и Мэн-цзы. Именно поэтому большинство постулатов Бусидо заключаются в самопожертвовании в бою. Например, одно из них гласит: «На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг».

Одним из первых русских журналистов, кто в «Иллюстрированной летописи русско-японской войны», издаваемой в 1904—1905 году, написал об этом качестве японцев, был Федор Ильич Булгаков. «Уже в первые месяцы войны стали появляться указания, что, помимо общих свойств народного характера, японская армия проникнута еще началами неписанного кодекса воинской чести, выработанной бывшей военной кастой самураев, — констатировал Булгаков. — Моральному элементу принадлежит первое место в ряду прочих причин, породивших выдающуюся дееспособность японских войск на театре войны».

Война до первой крови

Изучая опыт Второй мировой войны, многие военные психологи призывают несколько иначе смотреть на современный боевой дух, прежде всего с учетом возросшей ценности жизни солдата. В частности, следует учитывать психологический предел, после которого резко падает способность к подвигу и к сопротивлению. Речь идет о потерях. Оказывается, если они превышают некий условный процент от развернутых сил, то ухудшается психологическое состояние солдат.

Причем такие уровни имеют ментальные особенности разных национальных армий.

Так, в компании «Шок и трепет», в которой потери не превышали одно сотой процента, военнослужащие США чувствовали себя психологически комфортно. А в Афганистане, напротив, резко возросло число случаев депрессии и посттравматического стресса. И это притом, что, согласно статистике, из 90 тысячного американского контингента число погибших солдат составило на текущий момент 2 320 человек, то есть 2,5% за весь срок операции, начиная с 2001 года, или усреднено 0,2% за год.

Особо остро эта проблема проявилась во вьетнамской войне. Например, в 1968-м году, когда американцы потеряли погибшими 16 тысяч человек, резко увеличилась статистика не исполнения приказов и уклонения подразделений от боевых столкновений. Между тем, речь шла о 3% потерь за год от численности американских войск.

Именно поэтому на первый план вышла концепция «бесконтактной» войны, когда сухопутные войска вступают в боестолкновение с противником после того, как он был деморализован авиацией.

Признак упадка духа

Первым показателям упадка боевого духа является спонтанное дезертирство. Эти проблемы по-прежнему волнуют всех военных экспертов, в том числе и американских. В частности, военный психолог Келли С. Эрвин, который изучал острейшую проблему армии США — аффективное дезертирство, опросил по специальному тесту 649 офицеров. В результате анализа этих сведений было установлено влияние тех или иных событий или качеств военнослужащих на спонтанное желание солдата уйти из армии. В итоге Келли С. Эрвин пришел к выводу, что главным фактором, сдерживающим дезертирство, является авторитет командира.

«Все наши военные организации заинтересованы в сохранении качества персонала, — считает Келли С. Эрвин, — ни в какой другой армии мира нехватка качественных кадров, возникшая в кризисную ситуацию, так остро не влияет на боеспособность, как в США».

В этой связи вспоминают проблему дезертирства во время войны во Вьетнаме. Так, до сих пор считают, что президент Джеральд Форд поступил неправильно, когда в 1974 году помиловал всех дезертиров и тех, кто уклонился от призыва. Речь идет о 27 тысячах военнослужащих, которые в связи с этим законом явились с повинной и были освобождены от ответственности. Военные психологи убежденны, что в будущем это может сослужить плохую службу американскому обществу.

Китайский дракон и другие

До недавнего времени американские ответственные эксперты не видели реального противника в неядерной войне. Однако в последние годы все чаще говорят о том, что армия Китая по своей структуре и, главное, патриотическому воспитанию не уступает вооруженным силам бывшего Советского Союза. Считается, что китайские солдаты имеют достойный боевой дух и способны к массовому самопожертвованию.

По мнению экспертов Арлингтонского института, среди солдат других стран высокими индивидуальными качествами обладают израильтяне, северные корейцы, индусы, кубинцы.

С другой стороны, огромное значение имеет характер войны. Так, специалисты в области военной психологии индийские ученые Свати Мукерджи и Манас Мандал утверждают, что войска, защищающие рубежи своих стран, движения национального сопротивления, созданные на справедливых принципах, психологически сильнее солдат, выполняющих карательные приказы.

Снимок на открытии: два немецких солдата устроили соревнования, сидя на коровах.

Та легкость, с которой германская армия в 1914 и в 1940 г.г. разгромила французов и англичан, армии которых считались до этого самыми сильными в Европе, и итоги боев на Восточном, русско-германском, фронте в 1914-1917 и 1941-1945 г.г., заставляют профессионалов и любителей истории задаваться вопросом: в чем же истинная причина исходов этих сражений? По мнению автора, причину поражений армий европейских государств в двух мировых конфликтах, как и причину побед русского оружия над, без сомнения, самой сильной армией и нацией в Европе, следует искать не в военной доктрине, не в талантах полководцев, не в тактике и стратегии, не в качестве и количестве винтовок, патронов, танков, самолетов, а в психологии и особенностях солдат и офицеров противостоявших друг другу армий.

И.В. Ладыгин

От автора. Та легкость, с которой германская армия в 1914 и в 1940 г.г. разгромила французов и англичан, армии которых считались до этого самыми сильными в Европе, и итоги боев на Восточном, русско-германском, фронте в 1914-1917 и 1941-1945 г.г., заставляют профессионалов и любителей истории задаваться вопросом: в чем же истинная причина исходов этих сражений? По мнению автора, причину поражений армий европейских государств в двух мировых конфликтах, как и причину побед русского оружия над, без сомнения, самой сильной армией и нацией в Европе, следует искать не в военной доктрине, не в талантах полководцев, не в тактике и стратегии, не в качестве и количестве винтовок, патронов, танков, самолетов, а в психологии и особенностях солдат и офицеров противостоявших друг другу армий. Ибо Русская Армия практически во всех войнах по качеству и количеству оружия, а также по количеству воинов уступала армиям противника. Да-да, именно так. Давайте забудем мифы якобы о тотальном количественном и качественном превосходстве нашей армии на Куликовом поле, на реке Угре, в 1877 г., в 1904 г., 1914 г., 1941 г. и т.д. По мнению автора, причина русских побед кроется в русском боевом духе (ничуть не умаляя заслуг других народов России, отметим, что Русская Императорская Армия на 86% состояла из русских (в состав которых тогда включали великороссов, малороссов и белорусов). Пусть это понятие лежит за пределами рационального, но любой профессиональный военный подтвердит, что состояние боевого духа войск (моральный фактор) имеет очень важное значения для победы. Слабый духом не может победить.

Первая Мировая показала, что боевые качества войск зависят не только от уровня их выучки и насыщенности современными средствами ведения войны, но и от этнических особенностей солдат и офицеров, а также боевых традиций армии в целом и ее отдельных частей.

Долгие годы пропагандой нам усиленно вдалбливалось, что немцы - трусливые, жестокие, изнеженные и т.д. (кстати, подобная пропаганда велась не только в СССР, но и в других странах - бывших противниках Германии), однако любой здравомыслящий человек в таком случае задастся вопросом: если это так, то что же мы должны думать о русских, французах, англичанах, поляках и т.д., которым германцы в первое время нанесли такие тяжелые поражения??

Тем самым, принижая подобным образом врага, мы снижаем ценность наших побед. Вспомним слова Симонова о Великой Отечественной: "Да, враг был храбр, - тем больше наша слава!". Да, именно так! Со времен объединения Германии в XIX в. именно германская армия была самой сильной в Европе. Германские народывсегда отличались высоким боевым духом и мужеством. Их армии парадным маршем в 1914 и в 1939-41 г.г. прошли по Европе, в течение нескольких месяцев (а порой и недель) покорив все европейские государства. И одна лишь Россия смогла противостоять этой силе - прекрасно оснащенной, идеально вымуштрованной и высокоорганизованной.

Сейчас главенствует другая версия, обосновывающая победы русского оружия на полях сражений Первой и Второй мировых войн - "задавили мясом". Но так ли это? А может, все-таки дело не в нашем количественном превосходстве, которого почти никогда и не было? Может быть, дело все-таки в чем-то другом? Давайте попробуем разобраться на примере Первой Мировой войны.

Какими же они были, русские солдаты образца 1914 г.?

Предоставим слово очевидцам, современникам той далекой эпохи, зачастую смотревшим друг на друга через прорези прицела.

Не раз бывавший в России германский офицер Гейно фон Базедов писалв 1911 г.: «Русские по своей природе в сущности не воинственны и напротив, вполне миролюбивы…».

«Он (русский солдат - авт.) выдерживает потери и держится еще тогда, когда смерть является для него неизбежной» - написал очевидец гибели ХХ-го корпуса Русской Армии в Августовских лесах С. Штайнер в газете «Локаль Анцайгер».

Солдаты и офицеры ХХ-го корпуса, расстреляв почти весь боезапас, 15 февраля пошли в последнюю штыковую атаку и были почти в упор расстреляны немецкой артиллерией и пулеметами. Более 7 тысяч их погибло в один день, остальные были пленены. Немецкий военный корреспондент Р. Брандт писал: «Попытка прорваться была полнейшим безумием, но святое безумие — геройство, которое показало русского воина таким, каким мы его знаем со времен Скобелева, штурма Плевны, битв на Кавказе и штурма Варшавы! Русский солдат умеет сражаться очень хорошо, он переносит всякие лишения и способен быть стойким, даже если ему неминуемо грозит при этом верная смерть!»

«Русский солдат отличается без сомнения большой храбростью… весь социальный быт приучил его видеть в солидарности единственное средство спасения… Нет никакой возможности рассеять русские батальоны: чем опасность грознее, тем крепче держатся солдаты друг за друга…» (не потеряли ли мы это качество? - авт.), - отмечал Ф. Энгельс в своем фундаментальном труде «Может ли Европа разоружиться».

Военный обозреватель австрийской газеты « Pester Loyd » в номере от 27 октября 1915 г. писал: «Было бы смешно говорить с неуважением о русских летчиках. Русские летчики более опасные враги, чем французские. Русские летчики хладнокровны. В атаках русских, быть может, отсутствует планомерность также, как и у французов, но в воздухе русские летчики непоколебимы и могут переносить большие потери без всякой паники. Русский летчик есть и остается страшным противником».

Германский военный историк генерал фон Позек в работе «Немецкая кавалерия в Литве и Курляндии» отмечал: «Русская кавалерия была достойным противником. Личный состав был великолепен… Русская кавалерия никогда не уклонялась от боя верхом и в пешем строю. Русские часто шли в атаку на наши пулеметы и артиллерию, даже когда их атака была обречена на поражение. Они не обращали внимания ни на силу нашего огня, ни на свои потери».

Офицер Австро-Венгерской армии фон Ходкевич писал:«Русские - противник упорный, доблестный и чрезвычайно опасный…Русская кавалерия великолепна своими доблестью, выучкой и конским составом, но, также как и мы, склонна к излишне самонадеянным действиям… Русский пехотинец неприхотлив, вынослив, и, как правило, при хорошем командовании, чрезвычайно стоек. В наступлении русская пехота крайне нечувствительна к потерям. Под Дзивулками атака сибирских стрелков произвела на меня неизгладимое впечатление. Смотря на то, как они держатся под нашим огнем, мне хотелось аплодировать им: «Браво, господа!»… Русские артиллеристы вообще выше всяких похвал. Вспомнилось, как они прижали наш полк к земле у Лиманова».

Вальтер Бекман, доброволец2-го Конно-Егерского полка Гвардейской кавалерийской стрелковой дивизии германской армии, в своей книге «Немцы о Русской Армии» писал: «Полки, побывавшие на востоке, сохраняли надолго, на всех театрах военных действий, куда бы ни бросала их судьба, прочное воспоминание o лишен и ях и тяжких боях на этом фронт е и o необычайном упорств е русск о го солдата ».

Такая оценка качеств русского солдата со стороны самого непредвзятого и нелицеприятного исследователя - потенциального противника - стоит многого.

Приведем отрывок из секретной аналитической записки германского Генерального Штаба, составленной накануне Первой Мировой войны.

«…Своеобразие русского народа. Этот подъем военного дела в России (после Русско-японской войны - авт.) ограничивается недостатками русского народа, которые невозможно устранить ни при помощи денег, ни путем организационной работы. Эти недостатки заключаются в нежелании заниматься всякой методической работой и любви к удобствам, в недостаточном чувстве долга, боязни ответственности, отсутствии инициативы и полной неспособности правильно определить и использовать время. Надо признать, что наряду с этими недостатками русский народ обладает также хорошими военными качествами. В первую очередь эти качества объясняются тем, что русский народ на девять десятых является народом крестьянским.

Людской материал. Людской материал надо, в общем, считать хорошим. Русский солдат силен, непритязателен и храбр, но неповоротлив, несамостоятелен и негибок умственно. Он легко теряет свои качества при начальнике, который лично ему незнаком, и соединениях, к которым он не привык. Поэтому хорошие качества русской пехоты при прежнем методе боя в сомкнутых соединениях могли проявиться лучше, чем теперь. Русский солдат сравнительно мало восприимчив к внешним впечатлениям. Даже после неудач русские войска быстро оправятся и будут способны к упорной обороне.

Боевая пригодность казаков по сравнению с прошлыми временами значительно уменьшилась. Казакипозволяют государству создать дешево крупную массу конницы, воинские качества которой, однако, отстают от качеств регулярной кавалерии; в особенности казаки малопригодны для боя сомкнутыми соединениями. В частности, это относится к казакам второго и третьего ополчения.

В последние годы в армии имели значительный успех революционные стремления, особенно в технических войсках. Но в общем русский солдат еще верен царю и надежен…

…Преимуществами русских офицеров являются хладнокровие и крепкие нервы, не сдающие даже в самых затруднительных положениях…».

Стойкость русских солдат в обороне, нечувствительность к артиллерийскому огню, лихой порыв в наступлении отмечались как немецкими солдатами в 1914-м, так и их потомками в 1941-м.

Среди русских солдат всегда выделялись и выделяются сибиряки. Вот что писал о них, например, генерал А.В. Туркул - ветеран Первой Мировой и Гражданской войн: «Я помню, как эти остроглазые и гордые бородачи ходили в атаку с иконами поверх шинелей, а иконы большие, почерневшие, дедовские… Из окопов другой норовит бабахать почаще, себя подбодряя, а куда бабахает - и не следит. Сибирский же стрелок бьет редко, да метко. Он всегда норовит стрелять по прицелу… Губительную меткость их огня и боевую выдержку отмечают, как известно, многие военные, и среди них генерал Людендорф».Русский военный историк Кернсновский писал: «Репутация сибирских стрелков, созданная уже на сопках Шахэ и на верках Порт-Артура, была с кровавым блеском подтверждена в бурях Мировой войны».

«Тот, кто в Великую войну сражался против русских», - писал майор Курт Гессе, «сохранит навсегда в своей душе глубокое уважение к этому противнику. Без тех крупных технических средств, какие мы имели в своем распоряжении, лишь слабо поддерживаемыесвоейартиллерией, должныбылисынысибирских степей неделями и месяцами выдерживать с нами борьбу. Истекая кровью, они мужественно выполняли свой долг… »

Тяжелые природные условия Сибири закаляют сибиряков с детства. К тому же большинство сибиряков - потомки каторжан, ссыльных, беглых и просто смелых крестьян-переселенцев, ехавших неизвестно куда за тридевять земель в поисках «Беловодья» - отчаянных и сильных людей. Все эти факторы делают сибирских стрелков опасными противниками.

Вспомним знаменитый бой под Пясечно 27 сентября 1914 г., когда привезенная под Варшаву 1-я Сибирская стрелковая дивизия прямо из эшелонов, не дожидаясь поддержки и артиллерии, бросилась в штыковую атаку и остановила рвавшийся к Варшаве германский 17-й армейский корпус, укомплектованный пруссаками (впоследствии этот корпус был практически уничтожен стрелками из 4-й «Железной» дивизии генерала Деникина).

В 1915 г. Восточный фронт был фактически спасен бойцами 11-й Сибирской стрелковой дивизии, которые полегли почти все, но не дали значительно превосходящим частям немцев прорвать фронт и окружить русские армии в ходе Праснышского сражения.

Один из примеров того, как дрались сибирские стрелки - события 18 сентября 1915 г. В этот день команды конных разведчиков всех 4-х полков 11-й Сибирской стрелковой дивизии, команда пеших разведчиков и полурота 44-го Сибирского стрелкового полка под командованием томича штабс-капитана А.Н. Пепеляева получили приказ об отступлении с занимаемых позиций. Однако данный приказ выполнен не был, вместо этого сибиряки по собственной инициативе контратаковали немцев и взяли у нихд. Боровую, отбросив противника за р. Неман.

При этом нужно иметь в виду, что Сибирские стрелковые полки не состояли на 100 % из сибиряков. Согласно «Расписанию распределения новобранцев призыва 1913 г.», например, в 41-й Сибирский стрелковый полк (место дислокации г. Ново-Николаевск Томской губернии) было определено следующее число новобранцев: из Акмолинского уезда (современный Казахстан) 80 чел., из Барнаульского уезда (Сибирь) - 230, из Гродненской губернии - 65, из Пермской губернии - 50, из Ломжинской губернии - 165, из Омска (Сибирь) - 189 чел. Т.о. из новобранцев 1913 г. только 54 % были сибиряками. Остальные бойцы, восприняв боевые традиции сибиряков и сибирских полков, приобрели такие же боевые качества уже в ходе службы.

Также противники России отмечали среди русских войск казачьи части. Один из немецких солдат 341-го пехотного полка, вспоминал: «… В то время как мы собирались и готовились к обороне, появились внезапно из-за фольварка Кобылин группы лошадей, как-будто бы без всадников... две, четыре, восемь... все в большем и большем числе... Тут вспомнилась мне вдруг Восточная Пруссия, где мне уже приходилось сталкиваться с казаками, и я закричал: «Стреляй! Казаки! Казаки! Конная атака!» В это время раздались крики: «Они висят на боку лошадей! Огонь! Держись во что бы то ни стало!» Кто только мог держать винтовку, не ожидая команды, открыл огонь. Кто стоя, кто с колена, кто лежа. Стреляли и раненые... Открыли огонь и пулеметы, осыпая атакующих градом пуль... Всюду — адский шум... Теперь мы могли уже яснее рассмотреть противника. Справа и слева от Кобылина появлялись всадники в сомкнутых строях, рассыпались, как развязавшийся сноп, и неслись на нас. В первой линии были казаки, повиснувшие по боку лошадей, с пиками в руках... Полевым галопом неслись на нас всадники. Можно было уже разглядеть их дикие, темные, сарматские лица и острия страшных пик. Ужас овладел нами; волосы буквально стали дыбом. Охватившее нас отчаяние подсказывало одно: стрелять до последней возможности и как можно дороже продать свою жизнь. Напрасно подавалась офицерами команда „ложись!" Непосредственная близость грозной опасности заставила всех, кто мог, вскочить на ноги и приготовиться к последне му бою. В не скольких шагах от меня казак пробил пикой моего товарища; пронзившее предплечье острие волокло его, пока не упал с лошади пораженный несколькими пулями русский всадник...»

Тяжелые кровопролитные бои трех лет войны, в ходе которых многие полки по 10 и более раз сменили свой состав, не сломили боевой дух Русской Армии — летом 1917 года готовилось генеральное наступление по всему фронту, которое обязательно принесло бы окончательный успех и победу - войска были насыщены оружием и боеприпасами. Как писал артиллерийский офицер Э. Гиацинтов о 1917-м году, - «Снарядов у нас было очень много… открывали ураганный огонь по требованию любого пехотного прапорщика,которому казалось что происходит какое-то оживление, похожее на наступление немцев…». Но пришла революция, в управлении страной и умах ее граждан поселился хаос, и боевой дух русских солдат оказался сломлен — Русская Армия, не побежденная в боях, разрушилась сама собой.

1. Кернсновский А. История Русской Армии. Сайт "Военная литература" (http://militera.lib.ru/)
2. Брусилов А.А. Мои воспоминания. Харвест. Минск 2003 г.
3. Леонов О., Ульянов И. История Российских войск. Регулярная пехота. 1855-1918. АСТ. Москва: 1998 г.
4.Копылов В.А., Милюхин В.П., Фабрика Ю.А. Сибирский военный округ. Первые страницы истории (1865-1917). Новосибирск, 1995 г.
5.Корольков Г. Праснышское сражение 1915. Москва-Лениград 1928 г.. Сайт А. Лихотворика (www.grwar.ru)
6. Свечин А.А. Искусство вождения полка. Сайт "Военная литература" (http://militera.lib.ru/)
7. Ладыгин И.В. 41-й Сибирский стрелковый полк. Сайт "Анатомия Армии" (www.armor.kiev.ua/army)
8. Гейно фон Базедов. Путевые впечатления о военной России. Быт Русской армии XVIII-начала XX века. Военное издательство. Москва. 1999 г.
9. Смирнов А. Сибирский удар и саксонская сталь. Журнал Родина № 9-2004 г.
10. В.Литтауэр. Русские гусары. Центрполиграф. Москва. 2006г.

11. Новониколаевск в военном мундире. 1904-1920// www.novonikolaevsk.com/index.htm

12. Бекман В. Немцы o Русской Армии. — Прага, 1939.

Ладыгин И.В.

Существенно возросли, и управлять войсками на поле боя стало труднее. Несмотря на это, русская пехота шла вперёд, иногда одерживая победы, иногда терпя поражения. Вопреки всем трудностям, русское командование нередко добивалось успеха в наступлении - важную роль в этом играло моральное состояние войск.

Перед боем

Очевидно, что приготовления к бою в 1877–1878 годах мало отличались от таковых в более раннее время. Ещё меньше было разницы в настроениях и мыслях солдат. Известие о скором сражении вызывало смешанные чувства - тревога и страх соседствовали с нетерпением. Перед боем, по старой русской традиции, солдаты надевали чистое бельё, молились и готовились ко сну. Многие участники Русско-турецкой войны вспоминали, что сон накануне боя был краток и беспокоен. «Я задремал, - вспоминал один из офицеров, - Но это не был сон, а лихорадочная забывчивость; тихий возглас «ох, Господи," меня разбудил, кто-то тихо плакал» . Вставали обычно затемно, так как к рассвету всё должно было быть готово к сражению.

Русские гвардейцы на бивуаке, рисунок с натуры.

После побудки начиналось построение и проверка амуниции, начальство отдавало последние распоряжения, генералы выступали с напутственным словом. Например, часто следовало предупреждение, что сигнала отступления не будет, и если солдаты его услышат, то это будет означать, что турки пытаются их обмануть. Постоянным лейтмотивом было напоминание о необходимости беречь патроны. В качестве образца приведём слова генерала И.В. Гурко, сказанные солдатам перед боем за Горный Дубняк :

«Помните, ребята, что вы - гвардия русского Царя и что на вас смотрит весь крещёный мир. Турки стреляют издалека и стреляют много, - это их дело, а вы стреляйте, как вас учили: умною пулею, метко, а когда придётся до дела в штыки, то продырявь врага. Нашего ура враг не выносит. О вас, гвардейцы, заботятся больше, чем об остальной армии, у вас лучшие казармы, вы лучше одеты, накормлены, обучены; вот вам минута доказать, что вы достойны этих забот».

Затем офицеры Генерального штаба начинали разводить части на места, определённые диспозицией, с которой предварительно знакомили всех начальствующих лиц. К тому моменту солдаты уже успевали плотно поесть. Кроме того, бойцам нередко выдавали мясо в качестве пайка.

Наступление

Во время боя солдаты должны были преодолеть три зоны: зону артиллерийского огня и неприцельных выстрелов (примерно 3000–800 шагов); зону прицельного огня (800–300 шагов); зону непосредственного контакта с противником. Батальон наступал четырьмя колоннами, имея цепь впереди. Существовало несколько вариантов колонны: ротная (две линии по 80 человек), полуротная (четыре линии по 40 человек), взводная (восемь линий по 20 человек).

Слово «колонна» не должно вводить в заблуждение. Первые два строя имели по фронту больше человек, чем в глубину, а взводная колонна представляла собой квадратную «коробку» примерно 20 на 20 шагов. Ротный командир сам выбирал построение в зависимости от обстоятельств - чаще всего это была ротная колонна. При выборе построения офицеры руководствовались свойствами пуль и снарядов, которые гораздо чаще давали недолёт или перелёт, чем промах по фронту. Таким образом, чем глубже было построение, тем больше неприятель имел шансов в него попасть. Взводная колонна несла от огня куда бо́льшие потери, чем полуротная и особенно ротная, но зато ею было гораздо проще управлять и маневрировать.


Варианты построения колонны. Схема автора

В целом боевое построение было весьма густым. Сомкнутые роты чаще всего выстраивались в шахматном порядке, образуя 1-ю и 2-ю боевые линии позади цепи. Во времена Николая I требовалось очень строгое соблюдение дистанций и интервалов между колоннами, но после Крымской войны эти требования смягчились. Во-первых, стройность было очень трудно соблюсти, во-вторых, она мешала приспосабливаться к местности. Поэтому в 1877–1878 годах колонны «гуляли», наползали друг на друга и отклонялись в сторону от общего направления атаки. В колонне полковника О.-Ф. К. Гриппенберга при наступлении на Горный Дубняк роты 2-й линии держали привычную дистанцию в 100–150 шагов от первой линии - это обещало лишние потери, но ещё до подхода к зоне обстрела части удалось развести на более разумные расстояния.

В теории считалось, что чем быстрее часть преодолеет расстояние до противника, тем лучше - меньше потерь у русских, сложнее стрелять туркам. В.Л. Чебышёв, брат известного математика и неординарный военный писатель, особенно упирал на фактор быстроты. Исходя из экспериментов, проведённых на стрелковом полигоне, он отмечал, что для перестановки прицела на 100 шагов требуется минута, а за это время атакующие успеют пройти ещё 100 шагов. Если противник абсолютно точно определит расстояние до цели в 1500 шагов, то уже через 7 секунд средняя траектория пуль будет проходить поверх голов атакующих - это значит, что лучше мерно идти вперёд без остановок.

Однако выводы Чебышёва были сделаны на основе слишком отвлечённых опытов и после войны подверглись суровой критике. Во-первых, Чебышёв брал в расчёт только ружейный огонь, но не артиллерийский. Во-вторых, все участники войны из собственной практики знали, что провести часть 3000 шагов без остановки невозможно - паузы в движении были необходимы хотя бы для того, чтобы подготовить атаку огнём. Пехота наступала главным образом перебежками не более сотни шагов, причём часть войск перебегала, а другая прикрывала их. Например, сражение у Горного Дубняка 12 октября 1877 года велось с излишней поспешностью и стоило больших потерь, поэтому многие офицеры склонялись к более планомерному и осторожному стилю наступления.


Лагерь 3-й гвардейской пехотной дивизии под Ярым-Бургасом, июль 1877 года. На заднем плане две роты выстроены во взводные колонны.
andcvet.narod.ru

Впечатления от вражеского огня

Турки делали большую ставку на массу выпущенных пуль - есть немало воспоминаний участников Русско-турецкой войны 1877–1878 годов о силе огня, с которым им приходилось столкнуться при наступлении в сомкнутых колоннах. Огонь описывали как «дьявольский» , «свистел свинец », турки «лепили пуля в пулю» , стояла «сплошная барабанная дробь выстрелов» , «земля стонала» и т.п. Мы приведём более спокойное описание впечатлений от огня, которое дал полковник Ю.В. Любовицкий, участник боя у Горного Дубняка:

«Под слабым ружейным огнём (я разумею такой, если в продолжение 5-10 минут кого-нибудь заденут) части стоят вообще прекрасно. Конечно, направленные на вас выстрелы производят всегда тяжёлое впечатление, и никто не может сказать, чтобы он был к этому вполне равнодушен; бывают люди более или менее спокойные, более или менее одарённые самообладанием; но и они не могут быть совершенно равнодушными; вопрос о жизни и смерти слишком важен».

Чтобы дать понятие об ощущениях под огнём, приведём такую забаву, бытовавшую в русской армии. Попав под обстрел, офицеры предлагали друг другу скрутить папиросу - непривычному человеку это было трудно сделать из-за дрожи в руках. Впрочем, если верить рассказу анонимного мемуариста, даже новички в конце концов брали себя в руки, и у них получалось совершить это нехитрое действие.

Когда часть входила в зону более сильного огня, люди уже падали беспрестанно, и в рядах сомкнутых колонн начиналось расстройство. Как на примечательное исключение участники боя за Горный Дубняк указывали на наступление лейб-гвардии Измайловского полка. Полк подошёл к противнику на дистанцию 1500 шагов, неся большие потери от огня, но «оба батальона продолжали движение с замечательною стройностью и порядком, с подсчитыванием ноги и спокойным смыканием рядов, для заполнения промежутков, образуемых в строю неприятельскими пулями» . Впрочем, чаще наблюдалась другая ситуация - вновь обратимся к полковнику Любовицкому:

«Обыкновенно картина представляется в таком виде: сначала вся масса идёт довольно стройно, затем сомкнутость уменьшается, является какая-то куча, принимающая в плане форму треугольника, голову которого составляют люди более храбрые; но наконец приостанавливаются и ложатся и эти даже люди: движение вперёд таким образом окончательно приостановилось».

Как заставить солдат наступать?

Итак, сомкнутые колонны попадали под обстрел, начиналось расстройство, и наступление грозило остановиться. Считалось, что моральные силы должны заставить солдат идти вперёд, несмотря на убийственный огонь. Генерал М.И. Драгомиров , один из ярчайших военных авторитетов эпохи, полагал, что ключевым фактором является подготовка мирного времени. Внутри солдата происходит борьба двух начал - инстинкта самосохранения и инстинкта самоотвержения. Помимо ознакомления с военным ремеслом, смысл подготовки состоял в том, чтобы по возможности подавить самосохранение и развить самоотвержение. Исходя из этих соображений, русская военная мысль, как и иностранная, не спешила объявлять штык устаревшим оружием и делать ставку исключительно на огонь. Подчёркивалось, что несмотря на прогресс стрелкового вооружения, судьбу сражения будет решать именно штык. В противном же случае будет почти невозможно остановить перестрелку, двинуть солдат в атаку и добиться какого-либо результата. Но как заставить бойцов наступать?


Сцена во время штурма Горного Дубняка 12 октября 1877 года.
Сборник военных рассказов. СПб., 1879

Уставы требовали от офицеров умения пользоваться малейшим прикрытием, будь то строение, изгородь, растительность или складка местности. Офицер давал своей части укрытие, солдаты начинали чувствовать, что они в безопасности, а желание идти вперёд ослабевало. Характерен эпизод атаки Серпуховского полка во время второго штурма Плевны 18 июля 1877 года. Солдаты укрылись за возвышенностью и получили приказ залечь. Вскоре посыпались шутки, из карманов было извлечено мясо, розданное солдатам накануне. Более чем странная картина - пикник посреди боя! Офицер Серпуховского полка так описывал этот эпизод:

«Странно, среди грома и всей боевой обстановки явились мысли самые мирные. Голубое небо и ясный полдень как-то успокоительно действуют на нервы, и мысль далеко перенеслась в Россию, под кров семьи, родных и знакомых. Вспомнились лучшие минуты жизни, любви, спокойствия, веселья; потом стали мелькать мимолётные картины, какие-то отрывочные мысли, потом сладкие мечты перенесли меня в забвение и вдруг я заснул крепким сном…»

Что это? Следствие бессонной ночи? Не только. В 1870-е годы военная психология делала лишь свои первые шаги, и многое из того, что объяснилось исследованиями ХХ века, в то время знали, скорее, из практики и наблюдений. Во время боя под влиянием страха и стресса солдат получает мощное вливание адреналина, когда же опасность отступает, организм даёт резкое ослабление, появляется вялость, и человек действительно может уснуть.

Основным способом вновь поднять солдат в атаку было придать им импульс сзади за счёт подкреплений. Этим приёмом в совершенстве владел генерал М.Д. Скобелев . При атаке Зелёных гор во время третьего штурма Плевны «Белый генерал» выстраивал нечто вроде конвейера из частей, и когда импульс наступления слабел, вводил в дело очередную роту, которая «подталкивала» замешкавшихся товарищей вперёд. Почувствовав поддержку подкреплений, солдаты приобретали уверенность и готовность к новому усилию. Несомненно, многое зависело и от авторитета командиров.

Печальный опыт трёх штурмов Плевны не всех убедил в невозможности выбить неприятеля с позиций прямой атакой. Полковник Генерального штаба Д.С. Нагловский, которого трудно подозревать в наивности взглядов, решительно заявлял:

«Положительно можно сказать, что внимательные и расторопные ротные и батальонные командиры почти всегда могут довести свои части без сколько-нибудь чувствительных потерь на довольно близкие дистанции от турецких позиций и расположить за местными укрытиями».

Обобщая всё искусство управления войсками в бою, Нагловский писал:

«Не должно торопиться с атакою и прежде чем начать её, следует возможно лучше и сильнее обстрелять неприятельские позиции. Когда же будет признано, что атака подготовлена основательно, тогда не вести войска в атаку по частям, а сразу пускать довольно сильные части, причём предварительно подводить их постепенно настолько близко к позиции, насколько свойства местности позволят подойти скрытно и незаметно».

Рукопашная

Примерно на дистанции 400–200 шагов от противника 1-я, 2-я боевые линии и цепь смыкались и начинали усиленно обстреливать его, подготавливая атаку огнём. Если действия пуль было недостаточно, чтобы заставить врага отступать, часть устремлялась в штыки.

Бытует мнение о том, что во второй половине XIX века штыковая атака стала редкостью, а штык - анахронизмом. В подтверждение этому приводят данные по раненым во время Франко-прусской войны 1870–1871 годов . Из 96 473 раненых немцев пулевые ранения получили 91,6%, а штыковые - лишь 0,7%. Однако эта статистика ничего не доказывает.

Штыковые схватки были редкостью и в эпоху гладкоствольного оружия. В далёком 1762 году в парижском Доме инвалидов подсчитали, что со штыковыми ранами содержалось только 2,4% раненых ветеранов. Хирург Доминик Жан Ларрей указывал, что в Наполеоновскую эпоху на 100 огнестрельных ран приходилось только 4–5 штыковых.

Главная задача штыка сводилась к тому, чтобы внушить врагу страх и обратить его в бегство. Угроза применения штыка была гораздо важнее самого применения. Характерный пример того, как это происходило на Балканах, даёт бой 4 июля 1877 года у деревни Уфлани, в ходе которого 4-я стрелковая бригада разбила турок решительным наступлением. В отчёте бригады говорилось:

«Но заметно было, что мы имели дело с отборными турецкими войсками. Смельчаков человек 100 остались на месте и столкнулись штыками с нашими. Но перед ними были и количеством и качеством сильнее войска, так что мало кто из смельчаков остался в живых».


Сцена из сражения при Горном Дубняке 12 октября 1877 года.
Сборник военных рассказов. СПб., 1879

Настоящая рукопашная схватка происходила, если оба противника демонстрировали одинаковое мужество, а это бывало лишь в исключительных случаях. Редкий пример - бой колонны генерал-лейтенанта князя Н.И. Святополка-Мирского у деревни Шейново 27 декабря 1877 года. «Дрались в рукопашную и с крайним остервенением. Бросали ружья и хватались руками. У одного солдата были вырваны глаза. Мы понесли громадную потерю, в общем превосходившую 1800 человек. Это была настоящая штыковая атака», - писал один из участников боя.

Впрочем, штыку находилась работа в условиях ограниченной видимости или пересечённой местности - например, в ночном бою при переправе через Дунай 15 июня 1877 года:

«[…] штык был главным орудием борьбы, так как занятая неприятелем местность, чрезвычайно пересечённая, дозволяла туркам укрываться и вытеснять их оттуда невозможно было иначе, как только штыками».

Порой штыковая атака сводилась к избиению турок, которые оказывали лишь слабое сопротивление. После боя у переправы военный министр Д.А. Милютин записал в своём дневнике: «В числе раненых в госпитале было и несколько турок, но, кажется, вообще их не щадили; солдаты наши дерутся с каким-то озлоблением» . Не давалось пощады и после взятия Горного Дубняка - здесь русские солдаты больше действовали прикладами, нежели штыками.

Несмотря на редкость рукопашных схваток, штыковая атака в целом сохраняла большое значение. Д.С. Нагловский рассказывает об одном из боёв Передового отряда генерала Гурко, в ходе которого стрелки два с половиной часа осыпали турок самым губительным огнём, включая перекрёстный, но не могли сбить их с позиций. Когда же русские солдаты бросились в штыки, турки дали тыл. Полковник подводил итог:

«Это дело […] показало, что и в настоящее время штык остался таким же молодцом, как и во времена Суворова, но что теперь следует пускать его в ход умно, подготовив атаку хорошим огнём и подведя людей на близкие дистанции, мало-по-малу, пользуясь всяким укрытием местности».

После атаки

По завершении боя наступал опасный момент - люди, испытавшие эмоциональное напряжение огромного накала, резко расслаблялись. Есть немало свидетельств о том, что, выйдя из огня, люди валились с ног и засыпали. Это было чревато новыми проблемами - неприятель мог произвести контратаку свежими частями либо попросту пригрезиться. Во сне люди ещё раз переживали моменты боя и иногда, не отдавая себе отчёта, начинали кричать «ура». В таких случаях поднималась тревога, стоившая нервов, патронов, а порой и жизней. Впрочем, забытьё наступало не всегда - иногда у бойцов случался выплеск накопившихся эмоций. Один из таких случаев описал участник боя у Горного Дубняка:

«[…] говорили все сразу, бросались в объятия к незнакомым, плакали от счастья. В первые минуты наслаждались только успехом и не замечали даже стонов раненых, положение которых было не особенно радостное, а страдания подчас раздирающие душу».

Находилось время и для определённых забот. Стоит признать, что в 1877–1878 годах старинная традиция военной добычи оставалась для русской армии в силе, особенно в случаях, когда в её руки попадал город. Большинство городов Болгарии делилось на турецкую и болгарскую части - при приближении русской армии турки старались покинуть свои дома (отчасти из-за опасения погрома со стороны болгар). Были разграблены Систово, Ловча и некоторые другие места боёв, причём не всегда было ясно, дело это болгарских или русских рук. Адъютант цесаревича Александра Александровича граф С.Д. Шереметев писал члену Государственного совета К.П. Победоносцеву:

«Ген[ерал] Драгомиров, въехавший в Систов каким-то римским триумфатором с венком из роз на голове и усыпанный цветами, теперь живёт там в своё удовольствие и, кажется, мало заботится о дисциплине своих войск, кот[орые] на первых же порах порядком погуляли в завоёванном городе. Многое свалили на болгар, что было делом наших солдат, и если подобные бесчинства будут повторяться в прочих городах Болгарии, то я не знаю, много ли мы выиграем во мнении этого народа».

Если города под рукой не оказывалось, можно было поживиться за счёт убитых - особенно ценились сапоги. Хорошо известна картина В.В. Верещагина «Победители», на которой изображены турецкие солдаты, обирающие погибших русских воинов, но после боя за Шейново художник наблюдал и противоположную картину. Ординарец Скобелева есаул П.А. Дукмасов как истинный сын Дона первым делом собрал конскую сбрую и несколько бесхозных коней, которых намеревался отослать на родину. Тем временем рядовые солдаты стаскивали с мёртвых сапоги и потрошили карманы. Подобная картина повторилась при взятии Германлы 6 января 1878 года.

Катастрофа трёх штурмов Плевны заслонила собой успехи русского оружия вообще и русского штыка в частности. Было бы преувеличением говорить, что штыковые атаки стали невозможны в условиях скорострельных винтовок и нарезной артиллерии - как и прежде, многое зависело от искусства офицеров и подготовки солдат. Во второй половине XIX века шквал огня ещё не был непреодолимой преградой и, скорее, усиливал значение морального фактора на войне.

Источники и литература:

  1. «Военный сборник», 1878-1900
  2. Драгомиров М. И. Учебник тактики. СПб., 1879
  3. Сборник военных рассказов. Т. I-VI. СПб., 1879
  4. Свечин А. А. Эволюция военного искусства. М.-Жуковский, 2002
  5. Сборник материалов по Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Вып. 5, 10, 88, 93
  6. Аргамаков В. Ф. Воспоминания о войне 1877-1878 гг. // Журнал ИРВИО. – Кн.6, 7. – 1911
  7. Присненко, подполк. Первая Плевна и 19-й пехотный Костромской полк в Русско-турецкую войну 1877-1878 года. СПб., 1900
  8. Соболев Л. Н. Последний бой за Шипку. По поводу воспоминаний В. В. Верещагина. 1877-1878 гг. // Русская старина. – 1889. – №5
  9. Верещагин В. В. Воспоминания художника. Переход через Балканы. Скобелев. 1877-1878 гг. // Русская старина. – 1889. – №3

ДУХ РУССКИХ СОЛДАТ. Непридуманная история

Волею судеб Вася попал служить в войска МВД и после непродолжительного пребывания в учебке оказался в Чечне. Он был маловоцерковленным человеком и нечасто ходил в храм, несмотря на то, что дед и бабушка с самого детства привили ему уважение к вере и научили самым необходимым молитвам. Зато Василий всегда носил в нагрудном кармане маленькую икону благоверного князя Александра Невского, подаренную ему дедом накануне ухода в армию.

Жизнь – курьезная штука, и при первой же зачистке чеченского села их подразделение попало в засаду. Свист пуль, взрывы, кровь и пронзительные крики раненых вперемежку с гортанным криком «аллах акбар!» на протяжении нескольких часов перевернули все стереотипы о романтичности войны, о которой Вася знал лишь по фильмам. По остальным ребятам также было видно, что и они ошеломлены, сломлены таким резким поворотом событий, в одночасье оказавшись в совершенно неведомом доселе суровом мире войны.

– Занять круговую оборону! – надрывно закричал их командир, капитан, прошедший горнило первой чеченской кампании. – Нас окружают!

Прячась за подбитые, дымящиеся БТРы оставшиеся в живых солдаты расположились кольцом. В это же время показались и организаторы засады.

– Аллах акбар! – истошно кричали они, стреляя, короткими перебежками все туже и туже затягивая кольцо окружения. Между тем помощь, которую периодически вызывал по рации капитан, почему-то медлила.

– Русские свиньи, сдавайтесь. Резать будем! – неслось со всех сторон.

– Ну, что, славяне? – обратился к солдатам капитан и неожиданно улыбнулся. – Будем ждать, покуда они нас перережут, как баранов, или идем на прорыв?

– Убьют ведь, товарищ капитан! – невпопад ляпнул чудаковатый и вечно думающий о чем-то своем рядовой Митрошкин.
Это заявление вызвало такой взрыв смеха, что даже чеченцы растерялись и прекратили стрельбу. Первым пришел в себя капитан. Все еще всхлипывая от смеха, вытирая слезы на закопченном, потном лице, он скомандовал:

– Уходите в лесной массив. И помните: если кто повернет назад или заляжет – пристрелю. Старшим в группе назначаю, – он окинул взглядом бойцов и, остановившись на Василии, приказал, – тебя.

– А вы, товарищ капитан!? – недоуменно вскинул брови Вася.

– Мы остаемся здесь и будем прикрывать ваш отход, – сказал, как отрезал, командир, давая понять, что разговор окончен и вопросительно посмотрел на раненых бойцов.

Ребята, которые не могли двигаться, согласно кивнули, морщась от боли.

– Там, за перевалом, – наши. Если дойдете, – он опять обратился к Василию, – поставь свечку за раба Божьего Александра. И берегите себя, мальчишки, – добавил он. – Вам еще жить и жить.

– Возьмите себе, – Вася вытащил из кармана подарок деда – иконку благоверного князя Александра Невского.

– О, да ты, оказывается, свой! – улыбнулся капитан и, расстегнув карман, вытащил оттуда точно такую же. – Вторую кампанию ношу на груди. Святый княже Александре, моли Бога о нас! – перекрестился он.

Глядя на него, перекрестился и Василий, а за ним и остальные солдаты.

– Аллах акбар! – раздалось совсем рядом.

– Христос Воскресе! – во всю мощь легких закричал капитан. – Русские не сдаются! – и, выпустив по нападавшим длинную очередь из пулемета, заставил тех залечь. – С Богом, сынки, – перекрестил он бойцов. – Пошли!

– Христос Воскресе! – закричал Василий, поднимаясь с земли. – За мной!

– Христос Воскресе! – подхватили бойцы и пошли в прорыв. – Христос Воскресе! – неслось над полем боя, перекрывая свист пуль и стоны раненых.

Слова молитвы словно окрылили ребят. Как рукой сняло всю усталость и страх, и – удивительно – дух российских солдат взял верх над такими недавно страшными чеченцами. Боевики побежали, открывая место для прорыва.

До леса дошла примерно половина личного состава. Переведя дух, Василий собрал около себя солдат.

– Убьют ведь! – снова некстати вставил Митрошин.

Но на этот раз никто не засмеялся. Оставшиеся в живых ребята по очереди простились с Василием и цепочкой двинулись по направлению к перевалу.

Боевики не рискнули идти в лес, так как подход к нему отлично простреливался. Они сосредоточили все усилия на уничтожении группы, прикрывавшей отход. Видимо, потери у них тоже были ощутимые, и поэтому чеченцы не спешили замыкать кольцо, боясь оказаться оторванными друг от друга. Это обстоятельство помогло Василию без особых проблем добраться до своих.

– Спасибо, что не подстрелил! – хлопнул он по плечу сослуживца-калмыка, у которого были прострелены ноги.

– Я видел тебя, – вымученно улыбнулся тот, и они пожали друг другу руки.

Прикрывавших отход оставалось всего трое. Василий подполз к капитану и тронул его за плечо. Не отрываясь от прицельного ведения огня, тот кивнул Василию и прокричал.

– Я знал, что ты вернешься, брат! Я вызвал вертушку, они услышали нас!

Но помощь не приходила. Более того, у них заканчивались боеприпасы. Калмык и еще один паренек из Самары погибли. Василий и капитан остались вдвоем. Начинало смеркаться. Поняв, что ночью солдатам будет легче уйти, чеченцы пошли на штурм.

– Аллах акбар! – опять поднялись они в атаку, но капитан с Василием вновь положили их на землю.

– Аллах акбар! – взметнулась вторая волна атаки и тут неожиданно у капитана заглох пулемет.

Василий автоматной очередью подавил прорыв и, заметив, что их начинают обходить слева, снова нажал на курок. Автомат молчал. Навечно замолчал и капитан, приткнувшись к стволу пулемета. По виску его стекала алая струйка крови.

– Аллах акбар! Бараны, сдавайтесь!

Видимо, чеченцы поняли, что у оборонявшихся кончились патроны, и они уже не таясь, открыто приближались к Василию.

– Святый княже Александре, моли Бога о нас! – прошептал Василий, поднимаясь с колен, но удар приклада, пришедшийся в лицо, положил его на землю.

– Сейчас ты умрешь, собака!

Василий открыл глаза и увидел, что над ним стоит араб с длинным кинжалом в руке.

– Погоди, Махмуд! – остановил араба чей-то голос. – Я не вижу в глазах этого барана страха, так убивать неинтересно.

– Ты прав, Али, – ответил араб, и приказал Василию. - Поднимайся!

Василий медленно встал и огляделся. Он находился в узком кольце озлобленных, черных, бородатых людей, с ненавистью смотревших на него. Его обыскали и найдя икону отдали Али. Тот, плюнув на нее, бросил под ноги Василию.

– Как звать тебя, откуда родом? – спросил Али.

– Александр, – сам не зная отчего, сказал Василий. – С Волгограда.

– Вах, знаю! – пригладил бороду Али. – Хороший город. Слушай, неужели ты не хочешь жить? Ведь ты еще совсем молод. Прими ислам, стань нашим братом, и я дарую тебе жизнь!

– Нет, – еле ворочая языком, отозвался Василий.

– Тогда сними с себя крест, растопчи икону, и ты будешь жить!

– Нет, – еле слышно прошептал Василий.

– Не трать напрасно время, Али, – вмешался араб. – Это ортодокс, фанатик, я встречал таких в Сербии. Дай я перережу ему глотку.

– Святый княже Александре, моли Бога о нас! – перекрестился Василий и подняв с земли иконку приложил ее к губам.

– Собака! – взбешенный тем, что Василий осенил себя крестным знамением в его присутствии, араб выпустил автоматную очередь прямо в грудь Василию.

Однако пули срикошетили от иконы, которая в этот момент воссияла ослепительно ярким светом, и угодили в группу чеченцев. Те, не поняв в чем дело, открыли ответный огонь по арабам.
Боевики передвигались двумя группами. В одну входили чеченцы, а вторую составляли арабы, которые не всегда ладили между собой. И теперь две группы в кромешной тьме открыли шквальный огонь друг по другу. Разгоревшийся бой прекратили долгожданные «вертушки», массированным ударом с воздуха разметавшие боевиков.

– Вставай, Александр, – разбудил Василия чей-то тихий и ласковый голос.

Василий с трудом открыл глаза и наткнулся взглядом на старика в длинном белом одеянии, склонившегося над ним. Медленно поднялся и увидел, что за стариком, в такой же белой одежде, стоит капитан.

– Товарищ капитан! – кинулся было к нему Василий, но старик одним движением руки остановил его.

– Не прикасайся к нему, тебе еще рано. Ты не закончил свой земной путь, отмеренный тебе Творцом.

– Но меня же убили! – запротестовал Василий и хотел было сделать еще один шаг навстречу капитану, как внезапно почувствовал, что земля уходит у него из-под ног, и потерял сознание.

Очнувшись, он ощутил сильную боль в груди и услышал грохот вертушки, уносившей его от страшного места. Уже в госпитале Василию рассказали, что к вертолету его принес на руках какой – то странный старик в необычной одежде. Он утверждал, что Василий жив, но врач не потвердил это. Когда же старик трижды перекрестил Василия и положил на грудь маленькую иконку - тот ожил. Пока врач и все присутствовавшие пребывали в состоянии шока, старичок непостижимым образом исчез - как в воду канул. Захваченные в плен боевики, на следствии, также, рассказывали эту невыдуманную историю с рикошетом, но им тогда никто не поверил. Когда же один из чеченцев попросил себе в камеру православного священника и принял от него святое крещение, следователь задумался. Он навестил Василия и попросил показать иконку. Василий выполнил его просьбу. Говорят, что когда следак увидел на иконе выбоины от пуль, у него дыбом поднялись волосы на голове..

Время все расставляет по своим местам. Через год следователь стал примерным прихожанином одного из православных храмов. Чеченца, принявшего Православие, задушили в камере его соплеменники. Ну, а Василий принял монашеский постриг с новообретенным именем – Александр...

Сергей Пахалянц, г. Волжский

Древняя Таврида столь прекрасна и многолика, что, приезжая сюда погостить в очередной раз, непременно делаешь для себя новое открытие. Прошедшим летом мы замечательно отдыхали в Алупке в пансионате им. святителя Луки Крымского, в нашу путевку входили запланированные поездки по священным местам чудного полуострова. Многие из них мы уже прекрасно знали и не раз там бывали. Однако порог алуштинского, единственного в мире, музея писателя Ивана Сергеевича Шмелева никогда не переступали. Поэтому ожидали экскурсию с особенным чувством.

Искренний интерес к этому знаковому для меня месту вызывали почтительная любовь к самому «распрерусскому» художнику слова и его трепетным творениям и даже тот факт, что появился музей в 1991 году, накануне развала СССР, не в Москве, на родине писателя, а в Крыму. В конце экскурсии мы зашли в небольшое помещение, где на полках стояли произведения Ивана Сергеевича, изданные в разное время и на различных языках.

Тут я услышала удивительные слова экскурсовода о том, что фильм «Баллада о солдате» Григория Чухрая был поставлен по мотивам рассказа Ивана Шмелева, и его главный герой, новобранец Степан Жданов, - прототип Алеши Скворцова. Признаться, неожиданное переплетение судеб солдат Первой мировой и Великой Отечественной меня удивило и заинтересовало. Но я не расслышала названия рассказа, а переспросить не удалось, так как после экскурсии Нину Николаевну срочно вызвали на совещание.

Вернувшись в Москву, захотела написать о музее И.С. Шмелева и прочитать рассказ, ставший прообразом любимого в нашем народе фильма о простом русском солдате.

Так как в Москве среди моих знакомых, связанных с литературой, никто не слышал о связи рассказа Шмелева с фильмом Чухрая, стала искать сведения об этом в биографии режиссера. Оказалось, что Григорий Чухрай родился в 1921 году и вряд ли был знаком с дореволюционным творчеством Ивана Шмелева, к тому же запрещенного в СССР. Тогда я подумала, что, возможно, сценарист Валентин Ежов был старше его и мог знать о военном рассказе Шмелева. Однако Валентин Ежов тоже был 1921 года рождения. Так и не узнав название рассказа, решила, что за разъяснениями нужно обратиться в музей Шмелева.

Позвонила в Алушту. Трубку сняла, как показалось по голосу, девушка. На мою просьбу позвать экскурсовода Нину Николаевну молодая особа ответила, что у нее сегодня выходной, и она будет в музее завтра. Тогда я решила спросить у нее, какой рассказ Ивана Шмелева послужил прообразом фильма Чухрая «Баллада о солдате». Она сказала: “Три часа”. - “А как это выявилось? Есть какие-то подтверждения режиссера в его дневниках или изустно?” - “Прочтите рассказ, и вы сами все поймете”, - ответила девушка.

Рассказ «Три часа» был опубликован в восьмом томе дореволюционного издания собрания сочинений Ивана Шмелева. В нем говорится о Степане Жданове - рядовом солдате императорской армии, ехавшем на фронт Первой мировой войны. В рассказе портрет его описан очень кратко. У Жданова светлые глаза, нежное розовое лицо, как у девушки. Он наивен, ласков, исполнителен и очень смирен. Старый запасной унтер-офицер называет его «сынок».

Эшелон, в котором находится призывник Жданов, должен проезжать мимо его родной деревни, а на узловой станции будет долгая остановка. Под честное слово Жданова прапорщик отпускает его домой и дает сроку три часа. И солдатик четыре версты бежит в свою деревню. Вместе с ним проделывает путь и читатель. Короткими, емкими, отрывистыми фразами автор передает реальное ощущение бега, непрерывно происходящего движения: «Жданов бежит по рельсам… Перемахивает канаву, скатывается с откоса, к тропке… Вот и мостик через Черпейку… А вот и дорога, в кустах… Тут сейчас верстовой столбик и дорога на графский сад... а вон и поля Настасьина, а вон и само Настасьино, с синей церковью. Жданов бежит наперекоски… А вот и лавочка против церкви, у лавочки взъерошенная лошаденка…»

Сцена в доме Жданова, где его встречает только мать (отец невовремя уехал за дровами), действительно напоминает кадры из фильма «Баллада о солдате»: «Уже и соседи сбираются, уже и полно. Теперь не дадут посидеть с глазу на глаз, в тишине, - поглядеть. Они спрашивают про своих. Но он мало знает. Двоих ставили в последний набор - малолюдна Скворча. Замков? Замков в другом эшелоне пойдет, попозже. А ходики идут да идут. Сидят рядом Жданов и мать, скинувшая платок и будто помолодевшая […].

И никто не догадается уйти, оставить одних. А ходики уже подошли к двум.

– Пора, мамаша… - с подбирающейся оторопью говорит Жданов. - Погоню на почтовых, ждут меня все…

И все целуются, все. Тянутся целоваться девчонки».

Мать, желая побыть с сыном наедине, проводить его, бежит за ним следом, пока позволяют силы. Степан возвращается в свой эшелон. Дальнейшая его судьба нам неизвестна.

В фильме «Баллада о солдате» главный герой Алеша Скворцов, замечательно сыгранный Владимиром Ивашовым, - вчерашний школьник, рядовой солдат Красной Армии, с мальчишеской непосредственностью и светлым открытым взглядом. Он, отказываясь от ордена, к которому представлен за совершенный подвиг, просит отпустить его в отпуск повидаться с мамой. Алеша Скворцов в фильме успевает проявить себя больше, чем солдат Степан Жданов, так как на побывку ему дается целая неделя. Во время своего отпуска, за несколько дней без войны, он успевает прожить целую жизнь и даже встретить свою первую и единственную любовь. Лишь на несколько минут успевает Алеша увидеть мать, коротко обнять ее и со словами: “Я вернусь, мама!” - уйти навсегда. «Он мог бы стать замечательным гражданином. Он мог бы строить или украшать землю садами. Но он был и навечно останется в памяти нашей солдатом. Русским солдатом», - звучат с экрана завершающие «балладу» авторские слова.

Чиновники от искусства посчитали фильм «провальным», пришли к выводу, что он «порочит честь Советской Армии и напрасно печалит зрителей». Но уже после того, как он завоевал десятки международных призов, стал всемирно известным и к тому же самым титулованным фильмом за всю историю советского кинематографа (101 премия!), критика писала: «В этой короткой и простой истории авторы фильма увидели большой и современный смысл. [...] Простой солдат, всё движимое и недвижимое имущество которого - вещевой мешок и скатка, он оказывается вдруг сказочно, баснословно богат. В нём нуждаются все: и девушка-сирота, едущая невесть куда к тётке, и безногий инвалид, и бабы в родном селе, засыпавшие его вопросами - как там, на фронте. И этот девятнадцатилетний паренёк с великолепной щедростью оделяет всех своим временем, своей жизнью. Он раздаёт себя людям. Это нравственный подвиг. Подвиг в том обычном человеческом, житейском смысле, что порой считается не стоящим внимания. Правы ли были Валентин Ежов и Григорий Чухрай, поднимая эти поступки Алёши на такую высоту? Безусловно. Авторы фильма понимали всё значение нравственных истин, которые хотел растоптать фашизм и которые наш народ отстаивал в войне, как и самые высокие идейные ценности. Потому что без этих простых человеческих установлений тоже нельзя жить».

Кинокритик Н. М. Зоркая сделала интересное наблюдение. «Баллада о солдате» появилась на Каннском фестивале в 1960 году, когда Федерико Феллини показал «Сладкую жизнь», Антониони - «Приключение», Ингмар Бергман - «Источник». Некоммуникабельности, отчуждению - этим главным мотивам западного искусства - «Баллада о солдате» противопоставила свою веру; сложности - простые истины, оплаченные жизнью; всеобщей относительности - верное знание того, что хорошо, а что плохо; изображению трагического одиночества человека - добро, любовь и людские связи, возникающие даже в аду войны, ибо они есть естественная потребность человека». В этом суть «нашей русской» и «их западной» жизни вплоть и до сего дня.

Отметим еще одну общую художественную деталь в рассказе Шмелева и кинофильме Чухрая: главным героем этих творений, кроме солдат Степана и Алеши, стала бесконечная русская дорога.

Едет на запад эшелон, в нем сидят солдатики-призывники императорской армии, разговаривают, шутят, пекут картошку в печке. «Густо от махорки и новых сапог, парит. Топят жарко. Трое сидят перед печкой на карточках, будто у костерка, и глядят в огонь. Усиков еще нет, глаза детские, словно порядились солдатами и балуются у огонька. Пекут картошку. Насовал кой-кому в карманы старичок-лавочник, у вокзала, когда закупали ситного и махорки. Стали было на штыке печь, но Курочкин не дозволил.

Штык на неприятеля береги, пуще глазу! Ну-ка, как у вас спеклось, дай-ка…»

Морозное утро. Смотрит в окно Жданов: «Багровое солнце глядит в окно. Много морозного грохота. Леса, леса… А какие яркие снега! Едет кто-то полем, по вешкам. Куда едет? На базар, домой… а то за дровами… Приглядывается Жданов к придорожным деревушкам - бегут, бегут. Они закутаны в соломенные шубы, дымят розовыми дымками – дышат. В инее ветлы, рыхлые, нежные, розовые против солнца. Да как красиво! А лед на речке зеленый, как на Чолкне. Бабы болтают у проруби. Мимо, все мимо. Остались висеть на прясле мерзлые рубахи. Прощай, дед! Куда-то идет с салазками…»

Большая часть действия фильма «Баллада о солдате» тоже происходит в эшелоне, на железнодорожных путях. Одинаково смонтированы куском - тот же паровоз, те же колеса, вагоны, те же березовые рощицы, проносящиеся мимо. Алешина дорога входит в сердце иным - не только монтажом, ритмом, не движением на экране. «Поэзия самых простых вещей берет над нами власть. Атмосфера «Баллады» в своем роде единственна. На экране, высветленный памятью, предстает солдатский военный мир: серый, махорочный, полный каких-то передвижений и трудной работы, из пропотевших гимнастерок и тяжелых скаток».

Григорий Чухрай с Валентином Ежовым - бывшие фронтовики. Поэтому им доподлинно было известно, что на войне дорога - это одно из главных действующих лиц. И спасительница, и мучительница: ведь оно как - в распутицу артиллеристам с пушками, да по грязи? Но для меня осталось тайной, откуда об этом узнал Иван Шмелев, никогда на войне не бывавший. Да так живо описал, будто мы сами вместе с ним в этом эшелоне побывали.

Одним словом, признаков сходства между рассказом и фильмом нашлось очень много. Но мне хотелось знать, кто первый это заметил и рассказал любознательным? И я продолжила поиски истоков. В биографиях режиссера Григория Чухрая и сценариста Валентина Ежова ничего не нашла о писателе-эмигранте Шмелеве. Только у вдовы Валентина Ежова Натальи Готовцевой в интервью вдруг прочла, что больше всего муж любил фильм «Баллада о солдате»: «Им с Чухраем хотелось сделать фильм о сокровенном. Тогда солдатских картин не было, только генеральские. […] Решили, что он поедет в отпуск к маме - отличится в бою, и его поощрят. У него трое суток. Но он добрый парень и не может отказать людям. На встречу с матерью остается всего минута».

У меня возникли вопросы: «Почему Наталья Готовцева сказала «трое суток», когда в кинофильме на отпуск дали неделю? Что вдруг всплыло в ее памяти? В конце концов, в театральной библиотеке, или вгиковской, или у кого-то из знакомых вполне могло оказаться дореволюционное собрание сочинений Ивана Шмелева, и сценарист прочел том и о Первой мировой войне...»

И вдруг в книге «Московиана» Ольги Сорокиной, американской исследовательницы, прочла: «Многие любители кино помнят фильм 1959 года, получивший приз на фестивале в Каннах, - «Баллада о солдате», темой которого тоже была история молодого солдата, спешившего во время Второй мировой войны в деревню на свидание к матери. Вполне вероятно, что сценарист «Баллады о солдате» во многом оттолкнулся от рассказа Шмелева «Три часа», в котором уже изначально заложены возможности для создания фильма: здесь и элементы живого диалога, и мелькающие картины природы, и прощание матери с сыном среди полей, и мотив драгоценного времени, раздробленного различными преградами-вмешательствами, и сжатость, многозначность стиля изложения - все это приметы кинематографического языка». Думаю, что именно отсюда берет начало «шмелевская» версия, возможно, Ольга Сорокина что-то об этом знала? Хотя можно допустить, что и не читали Ежов и Чухрай писателя Шмелева, но творческая интуиция, основанная на едином душевном устроении этих авторов, подсказала родственные сюжеты. Самое главное то, что эти творческие люди были единомышленниками: «из одного колодца воду пили».

Творческая интуиция, основанная на едином душевном устроении авторов, подсказала родственные сюжеты

Лишь под конец своих поисков я вдруг уразумела, что ведь эти два явления русского искусства - рассказ и кинофильм - принадлежат абсолютно противоположным эпохам, где одна пыталась разрушить другую, описывают две разные войны... Правда, враг был тот же, да и герои в них остались единородными... Рядовой Красной Армии Алеша Скворцов со своей юношеской искренностью, любовью к маме, готовностью идти на страшную войну, чтобы родную землю защищать, ничем не отличался от призывника императорской армии Степана Жданова...

Самым поразительным для меня в этой небольшой истории оказалось свидетельство о несокрушимости благородного и жертвенного духа русского солдата.

Ведь между Первой мировой и Великой Отечественной войнами произошли две революции, пагубная гражданская война, красный террор, невиданное доселе гонение на христианство, слом вековых устоев, коллективизация... Русский народ прошел через такую мясорубку, которой не вынесла бы ни одна нация. Но заступничеством Богородицы и кровью новомучеников он не только все выдержал, но, пройдя тягчайшие испытания, стал рассудительнее, опытнее, не предал забвению память о высшем смысле своего бытия. Одним словом, химера мировой интернациональной революции изгибла в бескрайних русских землях, так же как все предшествующие ей поработители Руси. Мало того, наш народ, пропустив через себя чуждые его миросозерцанию идеи и переосмыслив их по-своему, создал новую сверхдержаву с огромным политическим, экономическим, военным и культурным потенциалом, одержал победу в тяжелейшей войне ХХ века, запустил первую ракету в космос - и при этом остался самим собой, сохранив свой русский характер. О чем живым свидетельством для меня стало проведенное сравнение рассказа писателя-эмигранта Ивана Шмелева, открывшего западному миру русского Христа и свет православной веры, и фильма советского режиссера Григория Чухрая, заставившего этот же мир плакать о судьбе русского солдата, не вернувшегося с Великой войны.

Русский солдат остался таким же, как и во все времена, скромным и жертвенным

Параллели можно, не кривя душой, проводить и дальше. В конце ХХ века, несмотря на убийственную для нашего Отечества «перестройку», лихие 1990-е годы, развращавшие народ идеологией «купи-продай», русский солдат остался таким же, как и во все времена, скромным и жертвенным. О чем могу свидетельствовать, так как во время второй Чеченской войны мы с подругой навещали наших молодых бойцов-защитников в военном госпитале Бурденко. В то время народ жил невозможно плохо, и не всякая мать могла приехать из провинции в Москву и ухаживать за раненым сыном. К чести москвичей надо сказать, что сердобольных помощников у наших солдат оказалось не мало. А нам, приходившим в госпиталь, было чему поучиться у этих мальчиков, увидевших войну глаза в глаза.

Мужественный дух ушедших отцов и дедов, отдавших единственное, что у них было - собственную жизнь - за други своя, в русском человеке неистребим. На том стояла и будет стоять земля наша.

В памяти моего сердца хранится немало тому героических примеров.

Подполковник Константин Иванович Васильев. Вечером 23 октября 2002 года, услышав о захвате чеченскими террористами зрителей «Норд Оста» в качестве заложников, он в военной форме, со служебным удостоверением прошел через оцепление и, войдя в здание, вступил в переговоры с террористами. Константин Иванович надеялся, что террористы захотят иметь в заложниках чиновника юстиции, и, видимо, хотел ценой своей жизни спасти других. Боевики не поверили, что он пришел сам, чтобы предложить себя в качестве заложника за других, и расстреляли его. 26 октября 2002 года, после штурма театрального центра, тело Васильева с шестью пулевыми ранениями нашли в подвальном помещении. Про Константина Васильева снят фильм «Русский офицер», рассказывающий о его подвиге.

Командир батальона майор Сергей Александрович Солнечников в марте 2012 года ценой собственной жизни спас солдат своего батальона. Во время учений на полигоне боевая граната без чеки попала в окоп. Сергей Солнечников закрыл ее своим телом. Через полтора часа майор скончался на операционном столе от полученных ранений, несовместимых с жизнью. В памяти друзей, сослуживцев и подчиненных он навсегда остался Солнцем. Его так называли друзья за глаза. 3 апреля 2012 года Указом Президента Российской Федерации майору Солнечникову С.А. за героизм, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

На Дальнем Востоке в 2013 году во время наводнения люди собою закрывали город Комсомольск-на-Амуре. Чтобы сдержать напор воды, приходилось днем и ночью стоять по пояс, а то и по грудь в ледяной воде. Те, кто на передовой, буквально своими телами держали дамбу, практически все были молодыми людьми, не старше 20-22 лет. Это курсанты Ивановского института МЧС РФ, Санкт-Петербургского института ГПС МСЧ РФ, солдаты Восточного военного округа. Город удалось спасти.

Последние события в Сирии показали, что герои живут рядом с нами, только мы об этом узнаем из сводок военных новостей, рассказывающих об этой стране, истерзанной общенародной распрей.

Александр Александрович Прохоренко - военнослужащий Сил специальных операций Вооруженных Сил Российской Федерации, старший лейтенант. Российский офицер в Сирии 17 марта 2016 года повторил подвиг героев Великой Отечественной войны. Окруженный врагами, он вызвал огонь на себя и геройски погиб, но вместе с ним были уничтожены боевики Исламского государства. Город Пальмиру освободили, что вселило в сирийский народ надежду на победу. Александру было только 25 лет! 11 апреля 2016 года также Указом Президента Российской Федерации ему посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации и медаль «Золотая Звезда».

Мы можем вспомнить еще очень многих наших героев-современников… Остается только сказать: жива Россия, а наш народ непобедим, во что всегда верил и этой верой жил русский писатель Иван Сергеевич Шмелев. Он говорил о душе своей Родины: «Народ не знает, что такое его Россия, какие пути ее. Чувство Родины узко, мелко, свое у каждого. Но из этих мельчайших нитей скручена великая пуповина: она вяжет народ в одно. Придет время, и народ свое скажет».

Выбор редакции
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...

© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...

Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...

Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...
Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....
В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...