Сергей юльевич витте. Витте сергей юльевич


Среди крупных государственных деятелей России трудно найти личность сколь незаурядную, яркую, столь и неоднозначную, противоречивую, каким был С. Ю. Витте. Этому человеку было суждено испытать головокружительный взлет - подняться от третьеразрядного канцелярского чиновника до самого влиятельного министра; в переломные для судеб России годы - быть председателем Комитета министров, а затем стать главой осажденного революцией правительства.


Ему довелось ярко блистать на дипломатическом поприще, быть свидетелем Крымской войны, отмены крепостного права, реформ 60-х годов, бурного развития капитализма, русско-японской войны, первой революции в России. С. Ю. Витте - современник Александра III и Николая II, П. А. Столыпина и В. Н. Коковцова, С. В. Зубатова и В. К. Плеве, Д. С. Сипягина и Г. Е. Распутина.

Жизнь, политическая деятельность, нравственные качества Сергея Юльевича Витте всегда вызывали противоречивые, порой полярно противоположные оценки и суждения. По одним воспоминаниям его современников перед нами "исключительно одаренный", "в высокой степени выдающийся государственный деятель", "превосходящий разнообразием своих дарований, громадностью кругозора, умением справляться с труднейшими задачами блеском и силой своего ума всех современных ему людей". По другим - это "делец, совершенно неопытный в народном хозяйстве", "страдавший дилетантизмом и плохим знанием русской действительности", человек со "среднеобывательским уровнем развития и наивностью многих взглядов", политику которого отличали "беспомощность, бессистемность и... беспринципность".

Характеризуя Витте, одни подчеркивали, что это был "европеец и либерал", другие - что "Витте никогда не был ни либералом, ни консерватором, но иногда он был намеренно реакционером". Писалось о нем даже и такое: "дикарь, провинциальный герой, наглец и развратник с провалившимся носом".

Так что же это была за личность - Сергей Юльевич Витте?

Родился он 17 июня 1849 г. на Кавказе, в Тифлисе, в семье провинциального чиновника. Предки Витте по отцовской линии - выходцы из Голландии, переселившиеся в Прибалтику, - в середине XIX в. получили потомственное дворянство. По линии матери его родословная велась от сподвижников Петра I - князей Долгоруких. Отец Витте, Юлий Федорович, дворянин Псковской губернии, лютеранин, принявший православие, служил директором департамента государственных имуществ на Кавказе. Мать, Екатерина Андреевна, была дочерью члена главного управления наместника Кавказа, в прошлом Саратовского губернатора Андрея Михайловича Фадеева и княжны Елены Павловны Долгорукой. Сам Витте очень охотно подчеркивал свои родственные узы с князьями Долгорукими, но не любил упоминать, что происходил из семьи малоизвестных обрусевших немцев. "Вообще вся моя семья, - писал он в своих "Воспоминаниях", - была в высокой степени монархической семьей, - и эта сторона характера осталась и у меня по наследству".

В семье Витте было пятеро детей: три сына (Александр, Борис, Сергей) и две дочери (Ольга и Софья). Детские годы Сергей провел в семье своего деда А. М. Фадеева, где получил обычное для дворянских семей воспитание, причем "первоначальное образование, - вспоминал С. Ю. Витте, - мне дала бабушка...она выучила меня читать и писать".

В Тифлисской гимназии, куда он был затем отдан, Сергей учился "очень плохо", предпочитая заниматься музыкой, фехтованием, верховой ездой. В результате в шестнадцать лет он получил аттестат зрелости с посредственными отметками по наукам и единицей по поведению. Несмотря на это, будущий государственный деятель отправился в Одессу с намерением поступить в университет. Но юный возраст (в университет принимали людей не моложе семнадцати лет), а ко всему - единица по поведению закрыли ему туда доступ... Пришлось снова поступить в гимназию - сначала в Одессе, потом в Кишиневе. И только после усиленных занятий Витте сдал экзамены успешно и получил приличный аттестат зрелости.

В 1866 г. Сергей Витте поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. "... Я занимался и днем, и ночью, - вспоминал он, - и поэтому все время пребывания моего в университете я действительно был в смысле знаний самым лучшим студентом".

Так прошел первый год студенческой жизни. Весной, отправившись на каникулы, по дороге домой Витте получил известие о кончине отца (незадолго до этого он потерял деда - А. М. Фадеева). Вышло так, что семья осталась без средств к существованию: незадолго до смерти дед и отец вложили весь свой капитал в компанию Чиатурских копей, которая вскоре потерпела крах. Таким образом, Сергей получил в наследство лишь отцовские долги и был вынужден взять на себя часть забот о матери и маленьких сестрах. Продолжить учебу ему удалось лишь благодаря стипендии, которую выплачивало Кавказское наместничество.

Студентом С. Ю. Витте мало интересовался общественными проблемами. Его не волновали ни политический радикализм, ни философия атеистического материализма, будоражившие умы молодежи 70-х годов. Витте не принадлежал к числу тех, чьими кумирами были Писарев, Добролюбов, Толстой, Чернышевский, Михайловский. "... Я всегда был против всех этих тенденций, ибо по моему воспитанию был крайним монархистом... а также и человеком религиозным", - писал впоследствии С. Ю. Витте. Его духовный мир складывался под влиянием родных, в особенности дяди - Ростислава Андреевича Фадеева, генерала, участника покорения Кавказа, талантливого военного публициста, известного своими славянофильскими, панславистскими взглядами.

Несмотря на свои монархические убеждения, Витте был избран студентами в комитет, заведовавший студенческой кассой. Эта невинная затея чуть было не закончилась плачевно. Эта так называемая касса взаимопомощи была закрыта как. опасное учреждение, а все члены комитета, в т. ч. Витте, оказались под следствием. Им грозила ссылка в Сибирь. И только случившийся с ведшим дело прокурором скандал помог С. Ю. Витте избежать судьбы политического ссыльного. Наказание свелось к штрафу в 25 рублей.

Окончив в 1870 г. университет, Сергей Витте задумался о научной карьере, о профессорской кафедре. Однако родные - мать и дядя - "очень косо смотрели на мое желание быть профессором, - вспоминал С. Ю. Витте. - Главный их довод заключался в том, что... это не дворянское дело". К тому же научной карьере помешало пылкое увлечение актрисой Соколовой, после знакомства с которой Витте "не желал больше писать диссертации".

Избрав карьеру чиновника, он был причислен к канцелярии одесского губернатора графа Коцебу. И вот через два года первое повышение - Витте был назначен столоначальником. Но неожиданно все его планы изменились.

В России бурно развивалось железнодорожное строительство. Это была новая и перспективная отрасль капиталистического хозяйства. Возникали различные частные общества, которые вкладывали в железнодорожное строительство суммы, превышавшие капиталовложения в крупную промышленность. Атмосфера ажиотажа, сложившаяся вокруг строительства железных дорог, захватила и Витте. Министр путей сообщения граф Бобринский, знавший его отца, уговорил Сергея Юльевича попытать счастья в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог - в чисто коммерческой области железнодорожного дела.

Стремясь досконально изучить практическую сторону предприятия, Витте сидел в станционных кассах, исполнял обязанности помощника и начальника станции, контролера, ревизора движения, побывал даже в роли конторщика грузовой службы и помощника машиниста. Полгода спустя он был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги, вскоре перешедшей в руки частного общества.

Однако после многообещающего начала карьера С. Ю. Витте чуть было не оборвалась совсем. В конце 1875 г. недалеко от Одессы произошло крушение поезда, повлекшее за собой много человеческих жертв. Начальник Одесской железной дороги Чихачев и Витте были преданы суду и приговорены к четырем месяцам тюрьмы. Однако пока тянулось расследование, Витте, оставаясь на службе, сумел отличиться в перевозке войск к театру военных действий (шла русско-турецкая война 1877-1878 гг.), чем обратил на себя внимание великого князя Николая Николаевича, по велению которого тюрьма для обвиняемого была заменена двухнедельной гауптвахтой.

В 1877 г. С. Ю. Витте становится уже начальником движения Одесской железной дороги, а после окончания войны - начальником эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Получив это назначение, он переехал из провинции в Петербург, где принял участие в работе комиссии графа Э. Т. Баранова (по исследованию железнодорожного дела).

Служба в частных железнодорожных обществах оказала на Витте чрезвычайно сильное влияние: дала опыт управления, научила расчетливому, деловому подходу, чувству конъюнктуры, определила круг интересов будущего финансиста и государственного деятеля.

К началу 80-х годов имя С. Ю. Витте было уже достаточно хорошо известно в среде железнодорожных дельцов и в кругах русской буржуазии. Он был знаком с крупнейшими "железнодорожными королями" - И. С. Блиохом, П. И. Губониным, В. А. Кокоревым, С. С. Поляковым, близко знал будущего министра финансов И. А. Вышнеградского. Уже в эти годы проявилась многогранность энергичной натуры Витте: качества превосходного администратора, трезвого, практичного дельца хорошо сочетались со способностями ученого-аналитика. В 1883 г. С. Ю. Витте опубликовал "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов", принесшие ему известность среди специалистов. Это была, кстати, не первая и далеко не последняя работа, вышедшая из-под его пера.

В 1880 г. С. Ю. Витте был назначен управляющим Юго-Западными дорогами и поселился в Киеве. Удачная карьера принесла ему и материальное благополучие. Как управляющий Витте получал больше любого министра - свыше 50 тысяч рублей в год.

Активного участия в политической жизни в эти годы Витте не принимал, хотя и сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом, был хорошо знаком с известным славянофилом И. С. Аксаковым и даже опубликовал в его газете "Русь" несколько статей. Серьезной политике молодой предприниматель предпочитал "общество актрис". "... Я знал всех более или менее выдающихся актрис, которые были в Одессе", - вспоминал он впоследствии.

Убийство народовольцами Александра II резко изменило отношение С. Ю. Витте к политике. После 1 марта он активно включился в большую политическую игру. Узнав о гибели императора, Витте написал своему дяде Р. А. Фадееву письмо, в котором подал идею создания дворянской конспиративной организации для охраны нового государя и борьбы с революционерами их же методами. Р. А. Фадеев подхватил эту идею и с помощью генерал-адъютанта И. И. Воронцова-Дашкова создал в Петербурге так называемую "Священную дружину". В середине марта 1881 г. С. Ю. Витте был торжественно посвящен в члены дружины и вскоре получил первое задание - организовать в Париже покушение на известного революционера-народника Л. Н. Гартмана. К счастью, вскоре "Священная дружина" скомпрометировала себя неумелой шпионско-провокаторской деятельностью и, просуществовав чуть более года, была ликвидирована. Надо сказать, что пребывание Витте в этой организации отнюдь не украсило его биографию, хотя и дало возможность продемонстрировать горячие верноподданические чувства. После смерти Р. А. Фадеева во второй половине 80-х годов С. Ю. Витте отходит от людей его круга и сближается с контролировавшей государственную идеологию группой Победоносцева-Каткова.

К середине 80-х годов масштабы Юго-Западных железных дорог перестали удовлетворять кипучую натуру Витте. Честолюбивый и властолюбивый железнодорожный предприниматель упорно и терпеливо стал готовить свое дальнейшее продвижение. Этому немало способствовало то, что авторитет С. Ю. Витте как теоретика и практика железнодорожного хозяйства привлек внимание министра финансов И. А. Вышнеградского. И, кроме того, помог случай.

17 октября 1888 г. в Борках произошло крушение царского поезда. Причиной этого было нарушение элементарных правил движения поездов: тяжелый состав царского поезда с двумя товарными паровозами шел с превышением установленной скорости. С. Ю. Витте ранее предупреждал министра путей сообщения о возможных последствиях. С присущей ему грубоватостью он сказал как-то в присутствии Александра III, что императору сломают шею, если будут водить царские поезда с недозволенной скоростью. После крушения в Борках (от которого, впрочем, ни император, ни члены его семьи не пострадали) Александр III вспомнил об этом предупреждении и выразил желание, чтобы на вновь утвержденный пост директора департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов был назначен С. Ю. Витте.

И хотя это означало сокращение жалованья в три раза, Сергей Юльевич без колебаний расстался с доходным местом и положением преуспевающего дельца ради манившей его государственной карьеры. Одновременно с назначением на должность директора департамента он был произведен из титулярных сразу в действительные статские советники (т. е. получил генеральский чин). Это был головокружительный скачок вверх по бюрократической лестнице. Витте попадает в число ближайших сотрудников И. А. Вышнеградского.

Вверенный Витте департамент сразу становится образцовым. Новому директору удается на практике доказать конструктивность своих идей о государственном регулировании железнодорожных тарифов, проявить широту интересов, недюжинный талант администратора, силу ума и характера.

В феврале 1892 г., удачно использовав конфликт двух ведомств - транспортного и финансового, С. Ю. Витте добивается назначения на пост управляющего Министерством путей сообщения. Однако пробыл он на этом посту совсем недолго. В том же 1892 г. тяжело заболел И. А. Вышнеградский. В околоправительственных кругах началась закулисная борьба за влиятельный пост министра финансов, в Которой Витте принял самое активное участие. Не слишком щепетильный и не особенно разборчивый в средствах для достижения цели, пустив в ход и интригу, и сплетню о психическом расстройстве своего покровителя И. А. Вышнеградского (который совсем не собирался оставлять свой пост), в августе 1892 г. Витте добился места управляющего Министерством финансов. А 1 января 1893 г. Александр III назначил его министром финансов с одновременным производством в тайные советники. Карьера 43-летнего Витте достигла своей сияющей вершины.

Правда, путь к этой вершине был заметно осложнен женитьбой С. Ю. Витте на Матильде Ивановне Лисаневич (урожденной Нурок). Это был не первый его брак. Первой женой Витте была Н. А. Спиридонова (урожденная Иваненко) - дочь черниговского предводителя дворянства. Она была замужем, но не была счастлива в браке. Витте познакомился с ней еще в Одессе и, полюбив, добился развода.

С. Ю. Витте и Н. А. Спиридонова обвенчались (видимо, в 1878 г.). Однако прожили они недолго. Осенью 1890 г. супруга Витте скоропостижно скончалась.

Примерно через год после ее смерти Сергей Юльевич встретил в театре даму (тоже замужнюю), которая произвела на него неизгладимое впечатление. Стройная, с серо-зелеными грустными глазами, загадочной улыбкой, чарующим голосом, она показалась ему воплощенным очарованием. Познакомившись с дамой, Витте стал добиваться ее расположения, убеждая расторгнуть брак и выйти замуж за него. Чтобы добиться от ее несговорчивого мужа развода, Витте пришлось заплатить отступные и даже прибегнуть к угрозам административными мерами.

В 1892 г. он женился-таки на горячо любимой женщине и удочерил ее ребенка (своих детей у него не было).

Новый брак принес Витте семейное счастье, но поставил в крайне щекотливое социальное положение. Сановник высшего ранга оказался женатым на разведенной еврейке, да еще в результате скандальной истории. Сергей Юльевич даже был готов "поставить крест" на карьере. Однако Александр III, вникнув во все подробности, сказал, что этот брак только увеличивает его уважение к Витте. Тем не менее Матильда Витте не была принята ни при дворе, ни в высшем обществе.

Надо заметить, что отношения и самого Витте с высшим светом складывались далеко не просто. Великосветский Петербург косо смотрел на "провинциального выскочку". Его коробили резкость Витте, угловатость, неаристократичность манер, южный выговор, плохое французское произношение. Сергей Юльевич надолго стал любимым персонажем столичных анекдотов. Его быстрое продвижение вызывало неприкрытые зависть и недоброжелательство со стороны чиновников.

Наряду с этим к нему явно благоволил император Александр III. "... Он относился ко мне особливо благосклонно", - писал Витте, - "очень любил", "верил мне до последнего дня своей жизни". Александру III импонировали прямота Витте, его смелость, независимость суждения, даже резкость его выражений, полное отсутствие подобострастия. Да и для Витте Александр III остался до конца жизни идеалом самодержца. "Истинный христианин", "верный сын православной церкви", "простой, твердый и честный человек", "выдающийся император", "человек своего слова", "царски благородный", "с царскими возвышенными помыслами", - так характеризует Витте Александра III.

Заняв кресло министра финансов, С. Ю. Витте получил большую власть: ему теперь были подчинены департамент железнодорожных дел, торговля, промышленность, и он мог оказывать давление на решение самых важных вопросов. И Сергей Юльевич действительно показал себя трезвым, расчетливым, гибким политиком. Вчерашний панславист, славянофил, убежденный сторонник самобытного пути развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца и заявил о своей готовности в течение короткого срока вывести Россию в разряд передовых промышленных держав.

К началу XX в. экономическая платформа Витте приобрела вполне законченные очертания: в течение приблизительно десяти лет догнать более развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, обеспечить ускоренное промышленное развитие России путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты промышленности от конкурентов и поощрения вывоза. Особая роль в программе Витте отводилась иностранным капиталам; министр финансов выступал за их неограниченное привлечение в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя лекарством против бедности. Вторым важнейшим механизмом он считал неограниченное государственное вмешательство.

И это была не простая декларация. В 1894-1895 гг. С. Ю. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 г. сделал то, что не удавалось его предшественникам: ввел золотое денежное обращение, обеспечив вплоть до первой мировой войны стране твердую валюту и приток иностранных капиталов. Кроме того, Витте резко увеличил налогообложение, особенно косвенное, ввел винную монополию, которая вскоре стала одним из основных источников правительственного бюджета. Еще одним крупным мероприятием, проведенным Витте в начале его деятельности, было заключение таможенного договора с Германией (1894 г.), после чего С. Ю. Витте заинтересовался даже сам О. Бисмарк. Это чрезвычайно льстило самолюбию молодого министра. "... Бисмарк... обратил на меня особое внимание, - писал он впоследствии, - и несколько раз через знакомых высказывал самое высокое мнение о моей личности".

В условиях экономического подъема 90-х годов система Витте работала превосходно: в стране было проложено небывалое количество железных дорог; к 1900 г. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти; облигации русских государственных займов высоко котировались за границей. Авторитет С. Ю. Витте вырос неизмеримо. Министр финансов России стал популярной фигурой среди западных предпринимателей, привлек благосклонное внимание иностранной прессы. Отечественная же печать резко критиковала Витте. Бывшие единомышленники обвиняли его в насаждении "государственного социализма", приверженцы реформ 60-х годов критиковали за использование государственного вмешательства, русские либералы восприняли программу Витте как "грандиозную диверсию самодержавия", отвлекавшую внимание общества от социально-экономических и культурно-политических реформ". Ни один государственный деятель России не был предметом столь разнообразных и противоречивых, но упорных и страстных нападок, как мой... муж, - писала впоследствии Матильда Витте. - При дворе его обвиняли в республиканизме, в радикальных кругах ему приписывали желание урезать права народа в пользу монарха. Землевладельцы его упрекали в стремлении разорить их в пользу крестьян, а радикальные партии - в стремлении обмануть крестьянство в пользу помещиков". Обвиняли его даже в дружбе с А. Желябовым, в попытке привести к упадку сельское хозяйство России, чтобы доставить выгоды Германии.

В действительности же вся политика С. Ю. Витте была подчинена единственной цели: осуществить индустриализацию, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы, ничего не меняя в государственном управлении. Витте был ярый сторонник самодержавия. Неограниченную монархию он считал "наилучшей формой правления" для России, и все, что им делалось, делалось с тем, чтобы укрепить и "сохранить самодержавие.

С этой же целью Витте начинает разработку крестьянского вопроса, пытаясь добиться пересмотра аграрной политики. Он сознавал, что расширить покупательную способность внутреннего рынка можно только за счет капитализации крестьянского хозяйства, за счет перехода от общинного землевладения к частному. С. Ю. Витте был убежденным сторонником частной крестьянской собственности на землю и усиленно добивался перехода правительства к буржуазной аграрной политике. В 1899 г. при его участии правительством были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки в крестьянской общине. В 1902 г. Витте добился создания специальной комиссии по крестьянскому вопросу ("Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности"), которая ставила целью "водворить личную собственность в деревне".

Однако на пути Витте встал его давний противник В. К. Плеве, назначенный министром внутренних дел. Аграрный вопрос оказался ареной противоборства двух влиятельных министров. Реализовать свои идеи Витте так и не удалось. Однако инициатором перехода правительства к буржуазной аграрной политике был именно С. Ю. Витте. Что же касается П. А. Столыпина, то впоследствии Витте неоднократно подчеркивал, что тот "обокрал" его, использовал идеи, убежденным сторонником которых был он сам, Витте. Именно поэтому Сергей Юльевич не мог вспоминать о П. А. Столыпине без чувства озлобления. "... Столыпин, - писал он, - обладал крайне поверхностным умом и почти полным отсутствием государственной культуры и образования. По образованию и уму... Столыпин представлял собою тип штык-юнкера".

События начала XX в. поставили под сомнение все грандиозные начинания Витте. Мировой экономический кризис резко затормозил развитие промышленности в России, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Востоке обострила русско-английские противоречия, приблизила войну с Японией.

Экономическая "система" Витте явно пошатнулась. Это дало возможность его противникам (Плеве, Безобразову и др.) постепенно оттеснить министра финансов от власти. Кампанию против Витте охотно поддержал Николай II. Надо заметить, что между С. Ю. Витте и Николаем II, вступившим на российский престол в 1894 г., установились довольно сложные отношения: со стороны Витте демонстрировались недоверие и презрение, со стороны Николая - недоверие и ненависть. Витте теснил собой сдержанного, внешне корректного и прекрасно воспитанного царя, постоянно оскорблял его, сам того не замечая, своей резкостью, нетерпеливостью, самоуверенностью, неумением скрыть свое неуважение и презрение. И было еще одно обстоятельство, которое превращало простое нерасположение к Витте в ненависть: все-таки без Витте никак нельзя было обойтись. Всегда, когда требовались в самом деле большой ум и изворотливость, Николай II, хоть и со скрежетом зубовным, обращался к нему.

Со своей стороны, Витте дает в "Воспоминаниях" весьма резкую и смелую характеристику Николаю. Перечисляя многочисленные достоинства Александра III, он все время дает понять, что его сын ни в коей мере ими не обладал. О самом же государе он пишет: "... Император Николай II... представлял собою человека доброго, далеко не глупого, но неглубокого, слабовольного... Основные его качества - любезность, когда он этого хотел... хитрость и полная бесхарактерность и безвольность". Сюда же он добавляет "самолюбивый характер" и редкую "злопамятность". В "Воспоминаниях" С. Ю. Витте немало нелестных слов досталось и императрице. Автор называет ее "странной особой" с "узким и упрямым характером", "с тупым эгоистическим характером и узким мировоззрением".

В августе 1903 г. кампания против Витте увенчалась успехом: он был снят с должности министра финансов и назначен на пост председателя Комитета министров. Несмотря на громкое название, это была "почетная отставка", так как новый пост был несоизмеримо менее влиятелен. Вместе с тем Николай II не собирался окончательно удалять Витте, ибо тому явно симпатизировали императрица-мать Мария Федоровна и брат царя великий князь Михаил. Кроме того, на всякий случай Николай II и сам хотел иметь под рукой такого опытного, умного, энергичного сановника.

Потерпев поражение в политической борьбе, Витте не вернулся к частному предпринимательству. Он поставил себе целью отвоевать утраченные позиции. Оставаясь в тени, он добивался того, чтобы не потерять окончательно расположения царя, почаще привлекать к себе "высочайшее внимание", укреплял и налаживал связи в правительственных кругах. Начать активную борьбу за возвращение к власти позволила подготовка к войне с Японией. Однако надежды Витте на то, что с началом войны Николай II призовет его, не оправдались.

Летом 1904 г. эсером Е. С. Созоновым был убит давний противник Витте министр внутренних дел Плеве. Опальный сановник приложил все усилия, чтобы занять освободившееся место, но и здесь его ждала неудача. Несмотря на то, что Сергей Юльевич успешно выполнил возложенную на него миссию - заключил новое соглашение с Германией, - Николай II назначил министром внутренних дел князя Святополка-Мирского.

Пытаясь обратить на себя внимание, Витте принимает самое активное участие в совещаниях у царя по вопросу о привлечении выборных от населения к участию в законодательстве, пытается добиться расширения компетенции Комитета министров. Он использует даже события "Кровавого воскресенья", чтобы доказать царю, что без него, Витте, тому не обойтись, что если бы Комитет министров под его председательством был наделен реальной властью, то такой поворот событий был бы невозможен.

Наконец 17 января 1905 г. Николай II, несмотря на всю свою неприязнь, все-таки обращается к Витте и поручает ему организовать совещание министров по "мерам, необходимым для успокоения страны" и возможным реформам. Сергей Юльевич явно рассчитывал на то, что это совещание ему удастся преобразовать в правительство "западноевропейского образца" и стать во главе его. Однако в апреле того же года последовала новая царская немилость: Николай II совещание закрыл. Витте вновь оказался не у дел.

Правда, на сей раз опала длилась недолго. В конце мая 1905 г. на очередном военном совещании окончательно прояснилась необходимость скорейшего прекращения войны с Японией. Вести нелегкие переговоры о мире было поручено Витте, который неоднократно и весьма успешно выступал в качестве дипломата (вел переговоры с Китаем о постройке КВЖД, с Японией - о совместном протекторате над Кореей, с Кореей - о русском военном инструктаже и русском управлении финансами, с Германией - о заключении торгового договора и др.), проявляя при этом недюжинные способности.

На назначение Витте чрезвычайным послом Николай II пошел с большой неохотой. Витте давно подталкивал царя начать мирные переговоры с Японией, чтобы "хотя немного успокоить Россию". В письме к тому от 28 февраля 1905 г. он указывал: "Продолжение войны более нежели опасно: дальнейшие жертвы страна при существующем состоянии духа не перенесет без страшных катастроф...". Он вообще считал войну гибельной для самодержавия.

23 августа 1905 г. был подписан Портсмутский мир. Это была блестящая победа Витте, подтверждавшая его выдающиеся дипломатические способности. Из безнадежно проигранной войны талантливому дипломату удалось выйти с минимальными потерями, добившись при этом для России "почти благопристойного мира". Несмотря на свое нерасположение, царь по достоинству оценил заслуги Витте: за Портсмутский мир ему был присвоен графский титул (кстати, Витте тут же издевательски прозовут "графом Полусахалинским", обвинив тем самым в уступке Японии южной части Сахалина).

Вернувшись в Петербург, Витте с головой погрузился в политику: принимает участие в "Особом совещании" Сельского, где разрабатывались проекты дальнейших государственных преобразований. По мере нарастания революционных событий Витте все настойчивее показывает необходимость "сильного правительства", убеждает царя, что именно он, Витте, сможет сыграть роль "спасителя России". В начале октября он обращается к царю с запиской, в которой излагает целую программу либеральных реформ. В критические для самодержавия дни Витте внушает Николаю II, что у того не осталось иного выбора, кроме как либо учредить в России диктатуру, либо - премьерство Витте и сделать ряд либеральных шагов в конституционном направлении.

Наконец, после мучительных колебаний, царь подписывает составленный Витте документ, который вошел в историю как Манифест 17 октября. 19 октября царь подписал указ о реформировании Совета министров, во главе которого был поставлен Витте. В своей карьере Сергей Юльевич достиг вершины. В критические дни революции он стал главой правительства России.

На этом посту Витте продемонстрировал удивительную гибкость и способность к лавированию, выступая в чрезвычайных условиях революции то твердым, безжалостным охранителем, то искусным миротворцем. Под председательством Витте правительство занималось самыми разнообразными вопросами: переустраивало крестьянское землевладение, вводило исключительное положение в различных регионах, прибегало к применению военно-полевых судов, смертной казни и других репрессий, вело подготовку к созыву Думы, составляло Проект Основных законов, реализовывало провозглашенные 17 октября свободы.

Однако возглавляемый С. Ю. Витте Совет министров так и не стал подобным европейскому кабинетом, а сам Сергей Юльевич пробыл на посту председателя всего полгода. Все более усиливавшийся конфликт с царем вынудил его подать в отставку. Это произошло в конце апреля 1906 г. С. Ю. Витте пребывал в полной уверенности, что выполнил главную свою задачу - обеспечил политическую устойчивость режима. Отставка по сути стала концом его карьеры, хотя Витте и не отошел от политической деятельности. Он все еще являлся членом Государственного совета, часто выступал в печати.

Надо заметить, Сергей Юльевич ожидал нового назначения и старался приблизить его, вел ожесточенную борьбу сначала против Столыпина, занявшего пост председателя Совета министров, затем против В. Н. Коковцова". Витте рассчитывал, что уход с государственной сцены его влиятельных противников позволит ему вернуться к активной политической деятельности. Он не терял надежды вплоть до последнего дня своей жизни и даже был готов прибегнуть к помощи Распутина.

В начале первой мировой войны, предсказывая, что она закончится крахом для самодержавия, С. Ю. Витте заявил о готовности взять на себя миротворческую миссию и попытаться вступить в переговоры с немцами. Но он был уже смертельно болен.

Скончался С. Ю. Витте 28 февраля 1915 г., немного не дожив до 65 лет. Хоронили его скромно, "по третьему разряду". Никаких официальных церемоний не было. Более того, рабочий кабинет покойного был опечатан, бумаги конфискованы, на вилле в Биаррице произведен тщательный обыск.

Смерть Витте вызвала довольно широкий резонанс в русском обществе. Газеты пестрели заголовками типа:"Памяти большого человека", "Великий реформатор", "Исполин мысли"... Многие из тех, кто близко знал Сергея Юльевича, выступили с воспоминаниями.

После смерти Витте его политическая деятельность была оценена крайне противоречиво. Одни искренне считали, что Витте оказал родине "великую услугу", другие утверждали, что "граф Витте далеко не оправдал возлагавшихся на него надежд", что "он ни в чем не принес стране действительной пользы", и даже, напротив, деятельность его "скорее должна считаться вредной".

Политическая деятельность Сергея Юльевича Витте была действительно крайне противоречива. Порой она сочетала в себе несоединимое: стремление к неограниченному привлечению иностранных капиталов и борьбу против международно-политических последствий этого привлечения; приверженность неограниченному самодержавию и понимание необходимости реформ, подрывавших его традиционные устои; Манифест 17 октября и последующие меры, которые свели его практически к нулю, и т. д. Но как бы ни оценивались итоги политики Витте, несомненно одно: смыслом всей его жизни, всей деятельности было служение "великой России". И этого не могли не признать как его единомышленники, так и оппоненты.

ВИТТЕ, СЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ (1849–1915) – выдающийся русский государственный деятель, реформатор.

Родился 17

(29) июня 1849 в Тифлисе в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Предки Витте по отцу, немцы, переселились в Прибалтику из Голландии в 17 в. По матери – дочери члена главного управления наместника на Кавказе – родословная Витте велась от потомков князей Долгоруких. Двоюродной сестрой С.Ю.Витте по этой линии была Е.П.Блаватская , основательница теософского учения. Мальчик рос в семье деда со стороны матери и получил обычное для дворянских семей воспитание в монархическом духе.

В 1860-е был студентом физико-математического факультета Новороссийского университета в Одессе. Учился на средства Кавказского наместничества, поскольку после смерти отца семья нуждалась, увлекался теорией бесконечно малых величин в математике, но ввиду нехватки средств для продолжения занятий, после университета был зачислен в отдел службы движения железных дорог в канцелярию генерал-губернатора Одессы. Там он работал кассиром билетной кассы, контролером, ревизором движения, конторщиком грузовой службы, помощником машиниста, помощником и начальником станции, досконально знал коммерческую сторону железнодорожного дела.

начале 1870-х при покровительстве министра путей сообщения графа Бобринского С.Ю.Витте был назначен начальником конторы движения Одесской ж.д. В годы русско-турецкой войны 1877–1878 отличился организацией перевозки войск к театру военных действий, за что получил должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западных ж.д. в Петербурге. Здесь он проявил себя как прекрасный аналитик в комиссии графа Э.Т.Баранова по исследованию железнодорожного дела в России, поражая всех прекрасной памятью. Изданная С.Ю.Витте в 1883 книга Принципы ж.д. тарифов по перевозке грузов принесла ему известность в кругах русской буржуазии.

По политическим взглядам С.Ю.Витте сочувствовал тогда позднему славянофильству, писал для газеты И.С.Аксакова «Русь», сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом. Но

– по его признанию – в те молодые годы политике предпочитал «общество актрис».

После событий 1

марта 1881 выдвинул идею создания конспиративной организации для охраны государя и борьбы с террористами их же методами. Идея была воплощена монархистами, создавшими в Петербурге «Святую дружину», и сам С.Ю.Витте получил задание организовать в Париже покушение на одного из народников. Террориста из него не вышло, общество было распущено, пребывание же в нем Витте продемонстрировало его верноподданнические чувства царской семье.

Новому продвижению по службе Витте помог случай

– сход с рельсов из-за превышения скорости царского поезда в Борках на Юго-Западной ж.д. 17 октября 1888. До этого Витте неоднократно предупреждал министра путей сообщения о возможных последствиях превышения скоростей машинистами царских поездов. В докладе Александру III в связи со случаем в Борках вспомнили о предупреждениях С.Ю.Витте. Царь назначил его на вновь утвержденный пост Директора департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов, произведя из титулярных в действительные статские советники.

40-летний директор департамента желал быть замеченным: вскоре после назначения он обосновал на практике необходимость урегулирования железнодорожных тарифов. В

феврале 1892 – преодолев интриги против него в транспортном и финансовом ведомствах – С.Ю.Витте назначили на пост Министра путей сообщения, а спустя полгода (в связи с отставкой по болезни И.А.Вышнеградского) он стал уже тайным советником, почетным членом Академии наук и министром финансов России. При своем министерстве С.Ю.Витте создал впервые в истории России Государственное агентство печати (1902).

Пост министра финансов С.Ю.Витте занимал до августа 1903, руководствуясь теоретическим наследием предшественников

– Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградского. Большое влияние на его экономические взгляды оказали труды немецкого экономиста Ф.Листа, анализу которых посвящена работа С.Ю.Витте Национальная экономика Фридриха Листа . Поставив целью вывести Россию в разряд передовых промышленных держав, догнать развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, С.Ю.Витте разработал концептуальные и тактические подходы к проблеме формирования рыночных отношений и создания независимой национальной экономики. Для ускоренной индустриализации страны и накопления внутренних ресурсов он выдвинул задачи активного привлечения иностранных капиталов, обосновал необходимость таможенной защиты промышленности от конкурентов, поощрения экспорта. За время его пребывания на посту министра финансов в Россию было привлечено не менее чем 3 млрд. руб. иностранных капиталов. Важным шагом к укреплению внутреннего рынка России было введение протекционистского тарифа 1891 и заключение таможенных договоров с Германией в 1894 и 1904.

Важнейшим механизмом в реализации внутренней перестройки страны он считал неограниченное государственное вмешательство – комплекс финансовых, кредитных и налоговых мер, в том числе ограничение эмиссионной деятельности Государственного банка, конверсионные займы за границей и др. Инициатор

денежной реформы 1897, он добился стабилизации рубля, ввел золотое обращение, обеспечив абсолютную устойчивость золотого рубля до 1914.

Способом обогащения российской казны было и введение винной монополии (откупную систему – по инициативе С.Ю.Витте – сменили акцизные сборы с каждого градуса), ставшее одним из устоев бюджета царской России и дававшее до четверти всех поступлений в казну.

Модернизацию экономики страны С.Ю.Витте связывал также с опережающим развитием транспортных коммуникаций. Начав деятельность министром финансов, он принял 29

тыс. верст железных дорог, уйдя же с этого поста, оставил 54 тыс. верст (70% их них были казенными). По его инициативе была сооружена Транссибирская магистраль (1891–1901), вдоль которой на срубленных скалах пассажиры видели надпись: «Вперед к Тихому океану!». По мере строительства дороги возникали новые города (Новониколаевск, ныне Новосибирск); строились корабли для торгового судоходства по Северному морскому пути (ледокол «Ермак»).

Имевший университетское образование, понимавший значимость науки для экономического прорыва, С.Ю.Витте

пригласил Д.И.Менделеева заведовать Палатой мер и весов, был инициатором открытия новых вузов – 3 политехнических институтов, 73 коммерческих и множества иных учебных заведений.

Витте был признан в предпринимательских кругах на Западе как один из творцов российского торгово-промышленного мира. Его головокружительная карьера вызывала зависть в среде российской бюрократии. Великосветский Петербург не мог смириться с «провинциальным выскочкой», его прямолинейностью, манерой держаться. Нападки на успешного министра финансов усиливал факт его женитьбы на еврейке М.Лисаневич (урожденной Нурок), разведенной с мужем после скандальной денежной истории. Защитником министра стал сам император Александр II

I . Разговоры утихли, однако супругу Витте не принимали ни при дворе, ни в высшем свете. Разговоры в высшем свете влияли на отношения Витте с царским двором, и Николай II , сменивший Александра III во главе государства, не единожды раздумывал о смещении Витте с поста министра финансов, обвиняемого недоброжелателями в республиканизме.

В леворадикальных кругах Витте приписывали желание урезать права народа в пользу автократического государства. Либералы же полагали, что его программа отвлекает общество от социально-экономических и культурно-политических реформ. Ходили даже разговоры о насаждении им «государственного социализма». В реальности же этот сторонник сильной России весьма прохладно относился к социалистическим идеям и полагал, что марксисты «сильны

отрицанием и ужасно слабы созиданием».

Землевладельцы упрекали Витте за предпринятую им попытку пересмотра аграрной политики, видя в ней стремление разорить их в пользу крестьян. Он же добивался перехода к буржуазным методам хозяйствования через расширение рыночных отношений, покупательной способности внутреннего рынка, переход от общинного землевладения к частному. Принятый еще в

1899 закон об отмене круговой поруки в общине был первым шагом министра-реформатора к аграрной реформе; другим таким шагом стало создание – при поддержке министра внутренних дел Д.С.Сипягина – «Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности» (1902). «Особое совещание» ставило задачей «возродить личную собственность в деревне» и предвосхитило, таким образом, многие идеи и действия П.А.Столыпина. Для реализации программы, намеченной «Особым совещанием», было создано 82 губернских и 536 уездных дворянских комитета, собиравших ответы «знатоков» в аграрных делах (помещиков, земцев и т.д.) и призванных проанализировать их и ответить на вопрос, необходима ли сельская община.

Аграрный вопрос стал ареной противоборства С.Ю.Витте с министром внутренних дел

В.К.Плеве, сменившим Д.С.Сипягина. На стороне В.К.Плеве был сам царь, министерство же финансов в 1903 испытывало трудности. Экономический кризис тормозил развитие промышленности, сократил приток иностранных капиталов, нарушил бюджетное равновесие. Экспансия России на Востоке приблизила войну с Японией. Комитеты, созданные «Особым совещанием», становились центрами либеральной оппозиции правительству, высказываясь за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Летом 1903 всеобщие рабочие стачки на время парализовали жизнь десяти крупных городов на юге России.

В конечном счете, В.К.Плеве удалось «подставить» С.Ю.Витте, свалив на него ответственность за нестабильность в стране. В

августе 1903 успешному министру финансов была предложена «почетная отставка». Он был снят с должности и пожалован постом председателя Комитета министров. За бортом остались все программы, включая «Особое совещание». Его работа была свернута, а 30 марта 1905 царь закрыл его. Однако «Особое совещание» вскрыло причины застоя сельского хозяйства и бедственного положения крестьян, определив возможные направления будущей аграрной реформы, затормозившей развитие революции 1905–1907.

Как председатель Комитета министров, С.Ю.Витте продолжил осуществление программы закрепления России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Еще ранее он стремился противодействовать агрессивной политике Японии на Дальнем Востоке, проводя курс на сближение с Китаем и Кореей. При его участии было заключено соглашение с Китаем о строительстве Китайско-Восточной

ж.д. на территории Маньчжурии. Война с Японией, считал он, потребует больших средств, необходимых стране на другие нужды. Но его позиция резко расходилось с курсом на «маленькую победоносную войну» статс-секретаря царя А.М.Безобразова, который поддерживали морской, военный министры, да и сам Николай II. С.Ю.Витте много сделал для защиты монархии. Проявив себя категорическим противником расширения земских учреждений, как «не соответствовавших самодержавному строю», он настоял на том, чтобы из указа от 12 декабря 1904. О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка был вычеркнут пункт об участии выборных в Государственном совете. Этим он заслужил временное расположение царя. Он доказывал Николаю II , что, если бы Комитет министров был наделен реальной властью, то такой поворот событий, как «Кровавое воскресенье» был бы невозможен. В конце января 1905 царь поручил С.Ю.Витте организовать совещание министров по «мерам, необходимым для успокоения страны».

Витте рассчитывал на преобразование совещания в правительство «западно-европейского образца», но это вызвало очередную царскую немилость. И

только в конце мая 1905 в связи с назревшей необходимостью скорейшего прекращения войны с Японией, царь вновь призвал Витте в качестве чрезвычайного посла для ведения нелегких переговоров о мире. 23 августа 1905 им был подписан Портсмутский мир с Японией. Из безнадежно проигранной войны С.Ю.Витте-дипломату (при активном участии как посредника американского президента Т.Рузвельта ) удалось извлечь максимум возможного, за что ему и был пожалован графский титул. (Недоброжелатели в высшем свете прозвали С.Ю.Витте графом «Полусахалинским», обвиняя его в уступке Японии южной части Сахалина). обстановке нарастания революции осенью 1905 С.Ю.Витте удалось убедить Николая II , что у того не осталось выбора, кроме учреждения в России либо диктатуры, либо конституционной монархии. Настаивая на необходимости создания «сильного правительства» во главе с ним самим, С.Ю.Витте добился того, что – после мучительных колебаний – царь подписал Манифест 17 октября Об усовершенствовании государственного порядка . Этот шаг спас самодержавие от краха. 19 октября царь подписал и указ о реформировании Совета министров во главе с С.Ю.Витте, имевшего программу либеральных реформ, составленных им ранее совместно с А.Д.Оболенским и Н.И.Вуичем и изложенных в записке к Николаю II еще в начале октября.

Став главой правительства России, С.Ю.Витте достиг вершины своей карьеры. Демонстрируя удивительную гибкость и оставаясь твердым охранителем самодержавия, он провел подготовку к созыву Государственной думы. Руководимое им правительство составило проект Основных законов , реализуя провозглашенные 17

октября свободы, занималось вопросами переустройства крестьянского землевладения.

В то же время в борьбе с развитием революционных настроений правительство Витте проявляло твердость и даже жесткость, вводя чрезвычайное положение в районах, охваченных революционным движением, прибегая к военно-полевым судам и смертной казни. Для стабилизации внутреннего положения Витте добился получения крупных европейских займов, которые пошли на подавление революции.

Спад революционного движения предопределил устранение первого российского премьера. Он

стал не нужен царю и 14 апреля 1906 вынужден был подать прошение об отставке. Конец его карьеры был скрашен специальным рескриптом царя, наградившего его орденом Александра Невского с бриллиантами. конца своих дней Витте оставался председателем комитета финансов Государственного совета, часто выступал в печати. В 1912 он завершил свои Воспоминания , остающиеся и по сей день ценным свидетельством очевидца бурных событий начала 20 в. Последние годы жизни С.Ю.Витте провел в Петербурге и за границей. В начале 1914 он предсказывал, что вступление России в войну кончится крахом самодержавия, готов был взять на себя миротворческую миссию в переговорах с немцами, но был уже смертельно болен. Скончался 28 февраля (13 марта) 1915. Похороны его были скромными, официальных церемоний не было. Его рабочий кабинет опечатали, бумаги конфисковали. Смерть Витте вызвала широкий резонанс. Газеты пестрели заголовками: Памяти большого человека , Великий реформатор… Деятельность Витте была противоречива, сочетая приверженность неограниченному самодержавию и понимание необходимости реформ, подрывавших его устои. Но смыслом жизни С.Ю.Витте было служение Родине, это признавали и его единомышленники, и недоброжелатели. Зарубежные историки именуют С.Ю.Витте «поборником государственного капитализма».

Труды С.Ю.Витте: Воспоминания . В

3-х тт. М., 1960; Воспоминания. В 2-х тт. СПб, 2003.

Ирина Пушкарева

ЛИТЕРАТУРА

Струве П. Памяти С.Ю. Витте. // Русская мысль: март 1 915
История России в портретах, т. 1. М., 1998
Карелин А.П., Степанов С.А. С.Ю.Витте – финансист, политик, дипломат . М., 1998
Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. С.Ю.Витте и его время . СПб, 1999
Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России . М., 2002

Начало 20 века подарило России не только множество потрясений, но и большое количество талантливых людей, которые были способны на созидательную деятельность.

В всегда был очень сильный кабинет министров, состоящий из талантливых политиков, знающих толк в своем деле.

Самыми яркими представителями русского правительства были, бесспорно, и пожалуй Витте. О последнем и пойдет речь. Помимо политических успехов, Витте был успешным интриганом, и человеком вообще весьма интересным.

Сергей Юльевич родился в 1849 году в Тифлисе. Предки его по отцовской линии имели некие голландские корни. Отец - Юлий Федорович, был членом совета кавказских наместников. Мать - Екатерина Фандеева, был дочерью саратовского губернатора, её происхождение относится к фамилии князей Долгоруких.

Образование Сергей Витте получал в кишиневской гимназии и в Новороссийском университете. В Новороссийском университете, он окончил физико-математический факультет, и был представлен к получение степени кандидата физико-математических наук.

Вследствие определенного стечения обстоятельств, он все же отказался от карьеры ученого. Свою карьеру, молодой и талантливый Сергей Юльевич решил начать в канцелярии Одесского губернатора.

В канцелярии Витте проработал недолго, решил попробовать себя в железнодорожном деле, которое достаточно быстро развивалось в Российской Империи.

Новым местом работы стало Управление Одесской железной дороги. Службу свою он знал хорошо, и вскоре стал большим начальником. Работа Витте была плодотворна, и не могла остаться не замеченной.

В 1886 году Сергей Юльевич стал главным управляющим «Сообщества юго-западных дорог». За годы работы в этом предприятии, он увеличил в несколько раз его доходы, проводя грамотную управленческую политику. В эти же годы Витте познакомился лично с .

В марте 1889 года Сергей Юльевич был поставлен во главу нового департамента при министерстве финансов - «департамент железнодорожных дел». Быстро освоился на новом месте, набрал свою команду высококлассных специалистов, работал не покладая рук, и добился максимальной эффективности от департамента. Коллектив его считался образцово показательным для остальных департаментов Российской Империи.

Через три года, (в 1892 году) Сергей Юльевич был назначен министром финансов Российской Империи. Он считал очень важным, как можно быстрее закончить строительство . По его мнению, данная железная дорога, должна была дать мощный толчок экономическому развитию Российской Империи.

В подвластном ему министерстве проводили свою, особую, кадровую политику. Сергей Юльевич привлекал на работу много молодых людей, имеющих высшие образование. Проводил протекционистскую экономическую политику, благодаря этому промышленность России динамично развивалась еще долгие годы, после его отстранения от государственных дел.

Он заключил ряд выгодных торговых соглашений с Европейскими странами, ввел винную монополию, которая обеспечивала большой процент всех доходов государства. В 1897 году Сергей Витте провел денежную реформу, благодаря которой рубль стал самой крепкой валютой в Европе.

Витте принадлежит и идея строительства Китайской - Восточной железной дороги, соединившей Читу с Владивостоком и Порт-Артуром, через территорию Китая. Такой проект выглядел удачно с экономической точки зрения. Как показала история - то, что выгодно экономически, не всегда выгодно политический.

Строительство КВЖД через Китай стало одной из причин русско-японской войны. После этой войны Читу и Владивосток пришлось еще раз соединять железной дорогой, но на этот раз уже через территорию Российской Империи. В реализации этого проекта Витте показал себя замечательным интриганом. Ведь если бы не взятка одному китайскому чиновнику, никакой КВЖД не было бы и помине.

В 1899 году он перестает вести политику протекционизма, отменяет множества пошлин. Российская промышленность знатно пошатнулась. Вскоре стал участником очередной знатной интриги с Саввой Мамонтовым. - известный русский меценат и предприниматель. Умелый интриган Витте без труда присвоил себе большую часть акций предприятий Мамонтова, коих было великое множество.

В 1903 году сместил Витте с должности министра финансов Российской Империи. После отставки Сергей Юльевич еще долго работал госслужащим. Правда посты были менее заметны, а сам он, как всегда на высоте. В 1905 году он заключал в США мир с Японии. За добытые выгодные условия мира, Витте был пожалован графский титул.

Стоит отметить, что и тут без интриги не обошлось. По утверждению некоторых историков и любителей «грязного белья», для того что бы отправиться на переговоры, Витте отвалил кругленькую сумму денег чиновникам. Сергей Юльевич знал, что сулили ему успешные переговоры. Графский титул - давняя его мечта.

Сергей Юльевич продолжал активно участвовать в политической жизни страны. Он активно подавлял революцию, был инициатором царского манифеста от 17 октября. Годом позже попал в опалу, и уже не был одной из ключевых фигур политической жизни Российской Империи. Однако не отчаивался и продолжал строить всяческие интриги, кои отмечали даже иностранные послы.

Умер Сергей Юльевич 28 февраля 1915 года. Витте ярчайший пример талантливого политического деятеля и человека невысоких моральных устоев. О роли Сергея Юльевича в истории спорят, и будут спорить. Личность уж больно колоритная.


(1849-1915) российский государственный деятель

Граф Сергей Юльевич Витте оставил заметный след в истории государства Российского. Его деятельность пришлась как раз на тот период, когда в России начали складываться капиталистические отношения. Сергей Витте оказался на своем месте, так как в его характере успешно сочетались качества крупного организатора промышленности, хватка предпринимателя и изворотливость опытного придворного.

Сергей Юльевич Витте родился в Тифлисе в семье крупного правительственного чиновника. Его отец был директором департамента государственных имуществ. Мать происходила из семьи известного генерала и писателя Александра Фадеева .

Казалось, благосостояние и связи семьи открывали Сергею и его брату блестящие перспективы. Но в 1857 году неожиданно умирает отец, и почти все семейное состояние уходит на выплату его многочисленных долгов. Семью выручил наместник на Кавказе, который предоставил сыновьям Витте стипендию для обучения в Новороссийском университете.

Сергей Витте заканчивает физико-математическое отделение естественного факультета. После блестящей защиты магистерской диссертации ему предложили остаться для подготовки к получению профессорского звания. Но, по мнению семьи, дворянину не следовало делать научную карьеру, поэтому Сергей выбирает другой путь.

Он становится секретарем одесского губернатора графа Коцебу. Пребывание в канцелярии Витте использует для завязывания необходимых связей и уже через несколько месяцев становится доверенным лицом министра путей сообщения графа В. Бобринского.

Сергей Витте очень быстро включился в работу и за короткое время хорошо изучил систему работы железнодорожного транспорта. В течение шести месяцев он работал на разных станциях в качестве помощника и начальника станции, контролера и диспетчера движения. Как раз в это время он собирает материал для своих первых трудов по организации работы железных дорог. Одним из первых, Сергей Витте понял, что железнодорожные тарифы являются весьма удобным инструментом для извлечения прибыли и стимулирования развития железнодорожного транспорта.

Исполнительного и аккуратного юношу заметило начальство, примерно через год его назначают начальником движения Одесской железной дороги.

Вступая в должность, Витте пришлось мобилизовать все свои способности и знания. Всего через несколько месяцев после его назначения началась русско-турецкая война, и Одесская железная дорога стала основной стратегической магистралью России. Молодой чиновник смог разработать систему организации перевозок, при которой военные грузы доставлялись практически без задержек.

После окончания войны, Сергей Витте переезжает в Киев и становится начальником службы эксплуатации всех юго-западных дорог России. Теперь он получил возможность для реализации накопленного опыта. Витте реформирует систему оплаты перевозок, разрабатывает порядок предоставления ссуд для перевозки особо важных грузов и единую тарифную сетку для всех видов перевозок. Его нововведения позволили превратить юго-западные дороги из убыточного в прибыльное предприятие.

Сергей Витте начинают приглашать в различные частные компании для консультаций, многие фирмы предлагают ему высокооплачиваемые посты. Но он отклоняет все предложения, поскольку не хочет покидать государственную службу, понимая, что только здесь сможет полностью реализовать свои разработки.

Впоследствии он даже гордился тем, что стал первым и единственным управляющим самой большой дороги в России, не являясь по образованию инженером путей сообщения.

В Киеве, Сергей Витте завязывает связи среди местной аристократии. Одновременно он нащупывает пути для переезда в Петербург. Решающую роль в дальнейшем продвижении по службе сыграла его женитьба. В 1878 году, Сергей Витте познакомился с женой одного из киевских богачей Н. Спиридоновой. Она была намного моложе своего мужа и увлеклась Витте.

После развода Спиридоновой Витте не мог оставаться в Киеве из-за своего двусмысленного положения. Он мобилизует все свои связи и добивается перевода в Петербург, где занимает должность помощника председателя железнодорожной комиссии в Министерстве путей сообщения.

Сергей Юльевич Витте разрабатывает единый устав для всех российских железных дорог. Но главной сферой его деятельности становится организация движения всех царских поездов по России. Он сопровождает Александра III в его поездках, причем однажды ему удалось быстро устранить последствия крушения царского поезда. В благодарность император назначает Витте директором департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов, практически, Сергей Витте становится министром путей сообщения России. Тогда ему только исполнилось сорок лет.

Он поселяется в государственном особняке и начинает обширную программу реорганизации железнодорожных перевозок. Через два года Александр III назначает его министром финансов России. Витте провел на этом посту одиннадцать лет и за это время внедрил в практику множество начинаний. Ему удалось реформировать порядок оплаты перевозок, систематизировать налогообложение.

В 1884 году, Сергей Юльевич Витте добивается введения винной монополии, существенно повысившей доходную часть бюджета. Она стала подготовительным этапом к денежной реформе 1897 года. Витте вводит в обращение золотые монеты и добивается стабилизации курса российского рубля.

Одновременно проявляются и его дипломатические способности. В 1886 году он разрабатывает условия русско-китайского договора о строительстве Китайской Восточной железной дороги.

Осознав, что развитие капитализма в России невозможно без введения собственности на землю, Сергей Витте продумывает земельную реформу. Но его идея о свободном землевладении вызывает жесткое сопротивление. Отдельные положения этой реформы удалось осуществить Петру Столыпину только через несколько лет.

В 1889 году умирает первая жена Витте, и вскоре он женится на М. Лисаневич. Но этот брак расценили как вызов обществу, так как жена Витте была разведенной, да вдобавок еще и еврейкой. Однако Александр III выступил в защиту Сергея Витте: он не только не принял его отставку, но и публично выразил ему свое доверие. Вскоре у Витте родилась дочь, ставшая его единственной наследницей.

Пользуясь доверием императора, Сергей Юльевич Витте продолжает намеченные реформы. Но неожиданная смерть Александра III нарушает его планы, хотя вступивший на престол Николай II тоже на первых порах поддерживает Витте. Правда, в 1903 году его все же увольняют с поста министра финансов. Это было связано с тем, что Витте, осторожный и дальновидный политик, понимал опасность укрепления Японии на Дальнем Востоке и стремился к соглашению, которое не допустило бы войны. Но эта линия шла вразрез с планами ближайшего окружения царя. Тем не менее его назначают председателем Кабинета министров, он остается членом Государственного совета и выполняет важнейшие поручения императора. В конце русско-японской войны 1904-1905 гг. Сергея Витте направляют в Америку, где он добивается заключения Портсмутского мирного договора с Японией. Россия признала Корею сферой влияния Японии, утратила Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, была вынуждена отдать половину острова Сахалин. Витте, возведенного за подписание договора в графское достоинство, стали за глаза называть графом Полусахалинским.

Звездный час в карьере Сергея Юльевича Витте наступает после событий 1905 года. Он становится одним из составителей манифеста от 17 октября. Николай II назначает его председателем совета министров России. В новой должности Витте проявил себя как изворотливый политик, сумевший договориться и с правыми, и с левыми.

В 1906 году он добивается получения займа во Франции. Средства, полученные по этому договору, позволили стабилизировать финансовое положение России после войны и первой русской революции. Но по своим убеждениям Витте оставался ярым монархистом, поэтому он не мог осознать необходимости реформирования политической системы в России.

С середины 1906 года, Сергей Юльевич Витте выступает против наметившегося расширения полномочий Государственной думы и Государственного совета, что привело к его отставке.

Он переходит на консультативную работу и занимается публицистикой. Витте приобретает виллу в Биаррице, где работает над своими книгами и воспоминаниями. Там он и умирает весной 1915 года.

Витте Сергей Юльевич (17/29.06. 1849, Тифлис - 28.02/13.03.1915 гг., Петроград) - российский государственный деятель. Министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903), председатель Комитета министров (1903-1906), председатель Совета министров (1905-1906). Член Государственного совета (с 1903). Граф (с 1905 года). Действительный тайный советник (1899).

Биография

Первые 16 лет жизни С. Витте прошли в Тифлисе, где он учился в Тифлисской гимназии, затем в Кишинёве, где он продолжил обучение в 1-й Кишинёвской русской гимназии и где им был получен гимназический аттестат.

В 1866 году он (вместе с братом) поступил в только что открывшийся Новороссийский университет (в Одессе) на физико-математический факультет. После смерти отца и остальные члены семьи перебрались в Одессу. В 1870 году Витте окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получив степень кандидата физико-математических наук.

С 01.05.1870 г. Витте стал работать в управлении Одесской железной дороги в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог.

Во второй половине 1870-х годов Витте возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги. Он сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н. М. Чихачева, в ведении которого была и Одесская железная дорога.

В 1879 году Витте переехал на жительство в Петербург, где получил должность начальника эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог (в состав которого, помимо Одесской, входило ещё четыре дороги - Харьковско-Николаевская, Фастовская, Киево-Брестская и Брестско-Граевская).

В это же время Витте становится одним из участников Барановской комиссии, созданной указом Александра II «для исследования железнодорожного дела в России» и разрабатывает проект устава русских железных дорог.

В феврале 1880 года Витте был назначен начальником службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог и переехал на жительство в Киев.

В 1886 году Витте занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог.

10 марта 1889 назначен начальником только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов.

В феврале-августе 1892 года - министр путей сообщения.

В конце 1892 С. Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.

С 1896 - статс-секретарь.

В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 года не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, В. К. Плеве). Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя совета министров.

С 1903 года - член Госсовета, назначался к присутствию на 1906-1915.

С 1903 года - член комитета финансов, с 1911 по 1915 год - его Председатель.

С октября 1905 года по апрель 1906 года - Председатель реформированного Совета министров.

Был отправлен в отставку 22 апреля 1906 года; интриговал, даже пытался использовать Григория Распутина, чтобы вернуться к власти. Последняя его опала длилась вплоть до смерти. Умер 28.02.1915 года в Петрограде от менингита. Вынос тела и отпевание состоялись 2 марта; богослужение в Свято-Духовской церкви Александро-Невской лавры возглавил епископ Гдовский Вениамин (Казанский) в сослужении настоятеля Казанского собора протоиерея Ф. Орнатского и иных; присутствовали Председатель Совета министров И. Л. Горемыкин и ряд министров. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Основание ТТИ и визит в Томск

Идея создания самостоятельного института в Томске принадлежала графу С. Ю. Витте, в то время министру финансов Российской империи. В 1895г. он писал министру народного просвещения о необходимости продумать и решить проблему подготовки инженеров в Сибири из ее уроженцев. С. Ю. Витте в своем письме министру народного просвещения И. Д. Делянову сообщал 14.10.1895 г., что он дал согласие на дополнительное увеличение кредитов МНП в текущем году на 400 тыс. руб. с тем, чтобы эти суммы были использованы на расходы по учреждению в Томске технологического института.

2. Гагарин А.В. «Томский политехнический университет 1896-1996: Исторический очерк». Томск: ТПУ, 1996. – 448с.

3. И.Т. Лозовский «В.А. Обручев в Томске». – Томск: изд-во НТЛ, 2000. – 180с.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...