Школьное образование в финляндии особенности. принципов «средней» ступени финского образования


Специально отправился в Хельсинки, чтобы встретиться с финскими экспертами образования и выяснить суть грядущих перемен.

Финляндия уже несколько лет занимает лидирующие позиции в . Именно поэтому взоры мировой образовательной общественности уже третий год прикованы к финской системе образования в попытке определить причины успеха и перенести положительный опыт в свои реалии.

Здание одной из старейших средних школ в Хельсинки (Эйлантарха). Источник: flickr

Поэтому новость о том, что Финляндия собирается провести самую радикальную реформу учебных программ в истории своего образования, и стала такой ошеломительной.

Лииза Пойхолайнен, руководитель направления образования детей и взрослых в Хельсинки, говорит об этой реформе:

Мы стоим перед началом важнейшей перемены в образовании Финляндии.

Как мы привыкли видеть школьную систему образования? Урок истории утром, урок географии ближе к полудню, два урока алгебры и английский язык в завершение дня. По сорок минут разрозненных знаний. Финские реформаторы поставили себе задачу разрушить эту привычную структуру, верой и правдой прослужившую не одно столетие. Уже сейчас из старших классов школы постепенно уходит традиционная урочная система - шестнадцатилетние подростки изучают не предметы, а «феномены», или явления, или процессы, или как угодно. Суть в чём: в течение курса профориентационной подготовки юные будущие специалисты, выбравшие, к примеру, занятия по обслуживанию в сфере общественного питания, проходят комплексную подготовку по «всему сразу» - элементы математики, иностранного языка, навыки делового письма и общения. Иными словами, всё то, что непосредственно понадобится для полноценного овладения будущей профессией.

Кабинет труда в средней школе г. Ювяскюля, Финляндия. Источник: flickr

Паси Силандер, руководитель департамента по вопросам городского развития г. Хельсинки, объясняет:

Современному обществу нужен совсем иной подход к образованию, чтобы подготовить людей к будущей профессии. Сейчас молодёжь использует достаточно продвинутую компьютерную технику. В прошлом тем же банковским клеркам было необходимо оперировать большими объёмами цифр, а сейчас необходимость в этом отпадает. Вот почему нам нужно менять образование таким образом, чтобы удовлетворить общественные и промышленные нужды.

Конечно, это не означает, что Финляндия на выходе хочет получить исключительно представителей рабочих специальностей или квалифицированных специалистов сферы услуг. Нет, во внимание принимаются и академически одарённые ученики, активно интересующиеся наукой. Судя по всему, предполагается, что учебная программа будет разбита на отдельные учебные темы - например, тема «Евросоюз» будет включать в себя элементы экономики, истории стран-участниц, изучение иностранных языков и географии.

Так изучают предметы естественнонаучного цикла в школе г. Ювяскюля, Финляндия.

Школьное образование

Финская система школьного образования лидирует в европейских рейтингах последние 16 лет. Когда в начале XXI века Финляндия превратилась в мирового лидера в области школьного образования, это стало неожиданностью и для всего мира, и для самих финнов. Сейчас средний балл финских старшеклассников по чтению, математике и научной грамотности — один из самых высоких среди стран-участниц PISA

В Финляндии сумели провести реформы образования, результатом которых, по мнению многих, стала «школа будущего». Там произвольно комбинируют предметы и пропагандируют «расслабленную концентрацию внимания». Никакого принуждения, только стимулирование тяги к знаниям. Ева Резван рассказывает об одной из самых модных и обсуждаемых систем среднего образования в мире.

Еще тридцать лет назад система образования Финляндии была не просто отстающей, но и вовсе не рассматривалась как нечто достойное внимания. Сегодня это одна из самых эффективных образовательных моделей в мире. Ее изучают, ей следуют. Ее даже почти не критикуют, что случается крайне редко в нашем беспокойном информационном пространстве, ведь вся критика легко разбивается о высочайшие показатели авторитетных рейтингов. Почти десять лет Финляндия занимала лидирующие позиции в главном мировом мониторинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).

Даже радикально настроенные оппоненты финской образовательной системы признают, что ее главное преимущество состоит в том, что она relaxed («расслабленная»). Правда, дальше они добавляют, что главный недостаток ее же в том, что она too relaxed («слишком расслабленная»). Парадоксально, но для того, чтобы добиться ощутимых успехов в реформе образования, Финляндия применила мудрость, заимствованную из культуры своего идейного антипода — Китая. В восточных единоборствах есть понятие «расслабленная концентрация внимания».

Это значит, что для достижения максимальной эффективности, человек не должен быть напряжен. Ведь напряжение — это стресс, когда ресурсы организма направлены не на развитие, а на выживание

Комфортная среда, построенная на принципах гуманизма, предполагающих равенство и уважение ко всем участникам процесса, — вот отправная точка финского успеха. Психологическая безопасность, создание возможностей и штучное отношение к индивидуальности открывают в детях поразительный потенциал, который в масштабах нации дает удивительные результаты.

Однако внутри страны эйфорию разделяют не полностью. Местные считают всемирные дифирамбы, восхваляющие финскую школу, правомерными примерно на 75%. Определяющая цель финской системы — обязательно довести всех до среднего уровня. И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим.

Если вы помните, в советской школе двойки в качестве итоговой оценки были исключением. Но не потому, что учителя были такими добрыми и внимательными, а потому что им не хотелось портить отчетность. Здесь фактор отчетности не так важен, но в систему заложен определенный средний уровень, и если ребенок не успевает, делается все, чтобы ему помочь. Организуют дополнительные занятия, помогают с домашней работой. В общем, всеми силами дотягивают слабенького до среднего уровня.

Однако если ребенок выше среднего уровня, умный, способный и учеба ему дается легко, то здесь и выплывают 25%, которые условно относятся к недостаткам системы. Одаренный ребенок, как правило, получает недостаточную нагрузку. Его потенциал оказывается невостребованным, и дальнейшее развитие уже находится полностью в компетенции родителей. В столице и крупных городах детям, планирующим карьеру в медицине или юриспруденции, обязательно нанимают репетиторов для подготовки к поступлению в вузы.

Среднего школьного уровня далеко не достаточно, чтобы претендовать на высшее образование, и родителям приходится организовывать дополнительные занятия самостоятельно

Кстати, стоимость таких занятий совсем недешевая — средняя цена часа с репетитором составляет 40-60 евро. Тут же проявляется еще одно достоинство финской школы (да и государства в целом): проблемы не замалчиваются. Сейчас идет широкая дискуссия о том, как можно улучшить ситуацию. Причем учителя на местах не ждут готовых решений «лучших умов», чтобы потом взять под козырек и приступить к исполнению. Поскольку финский учитель обладает достаточной свободой в выборе методики преподавания, корректировка начинается практически сразу, как выявляется проблема.

Успешная модель не была бы таковой, не имей она своеобразного системного подхода к решению непростых задач. Вместо того чтобы загрузить способных учеников до потери пульса, как сделали бы, например, в Китаеили Южной Корее, школа «переформатирует» учебные предметы таким образом, чтобы стимулировать самостоятельную познавательную активность детей.

Прежде всего, учебный день перестают делить на уроки. Жесткая схема, когда 45 минут отводятся на, допустим, математику, следующие — на родной язык и так далее, заменяется единым обучающим пространством.

У учителя есть план того, чему он должен научить детей. Но как именно он это сделает, педагог выбирает сам, произвольно комбинируя предметы

Природоведение легко может объединиться с родным языком или литературой. Тут же могут быть сделаны акценты на математику и искусство. Таким образом, давление на школьника уменьшается. Зато происходит вовлечение в миросозерцание, развитие умственных способностей и умения думать комплексно.

Эта практика уже сегодня широко используется в начальной школе. Параллельно обсуждается идея применять ее и в старших классах. Собственно, таким образом достигается ненасильственная диверсификация учеников согласно их способностям и возможностям. Не принудительным делением на сильные и посредственные группы, а путем создания возможностей, когда пытливый ум сам в состоянии взять столько знаний, сколько ему нужно.

Модель, в которой не нужно применять сверхусилий для достижения результата, не всегда понятна тем, кто вырос в иной системе координат. «Боже, какой ужас!» — вот характерное впечатление от школы русских родителей, живущих в Финляндии. Даже выдающиеся результаты на всемирных школьных Олимпиадах не могут конкурировать со сложившимся мировоззрением.

Анна Данцева, мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании

В Советском Союзе был такой слоган: «Не можешь — научим, не хочешь — заставим». В Америке он звучит иначе: «Не можешь — твоя проблема, не хочешь — твоя проблема». А для Финляндии актуальное третье прочтение: «Не можешь — научим, не хочешь — твоя проблема». Вот это желание учиться, отданное на откуп самому ребенку, и есть самое сложное для принятия взрослыми. Мне, честно говоря, совершенно непонятно, каким образом у меня дети ухитряются учиться. Домашних заданий не так много. Но ребята отлично ориентируются в школьных предметах, плюс еще находят время на спорт и иностранные языки.

Иностранные языки в финской школе начинают учить с третьего класса. Каждый ученик может выбрать язык на свое усмотрение. Но чтобы обучение началось, должна набраться группа не менее 12 человек. Самыми распространенные, как и везде, английский, немецкий и французский. Если первым языком выбран не английский, то в четвертом классе его нужно будет учить уже принудительно.

Вообще, английский не считается таким уж «иностранным»: Финляндия занимает 7-е место в мире по уровню владения английским языком среди неанглоязычных стран

Многие директора школ настраивают родителей, что английский — это второй родной язык. Или даже третий, потому что в шестом классе начинается обязательное изучение шведского языка. Финляндия считается страной двуязычной, хотя шведский язык — родной лишь для 6% населения.

В восьмом классе можно взять еще один язык. Тут школьники обычно выбирают испанский, русский или китайский. Русский язык в последние годы набирает популярность: если раньше им владело около 3% финнов, то сейчас прослеживается тренд на увеличение числа изучающих его школьников.

Родной язык плюс четыре иностранных — вот набор, с которым покидает учебное заведение финский школьник

Конечно, не все смогут свободно рассуждать о литературе и философии на любом из выученных языков, но на бытовые темы разговор поддержать может каждый.

Анна Данцева, мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании

Для меня мистика, как они это учат. Для меня изучение языка — это бесконечная долбежка, отработка произношения, заучивание и повтор лексики. Здесь же я зубрежки вообще не вижу. И гораздо меньше упора на грамматику. Я даже не вижу, чтобы дети начинали учить язык с алфавита. Начинают с элементарных вещей, близких к твоей жизни. И в процессе как-то наращивается словарный запас. По моим наблюдениям, каждый следующий язык, по крайней мере в индоевропейской группе, дается все легче и легче.

Чтобы добиться таких потрясающих результатов, финская методика использует принцип познания родного языка младенцами. Ведь никому из родителей не приходит в голову учить новорожденного буквам или грамматике. Ребенок просто погружается в разговорную среду и в течение приблизительно двух лет осваивает устную речь. Примерно так же поступают и финские учителя, создавая прикладной контекст, который в ненавязчивой форме дает необходимые навыки. Кроме того, свою лепту в поразительное финское многоязычие вносит телевидение. Все программы и фильмы, как правило, не дублируются, а идут на языках оригинала.

Любая мировая система образования не живет в вакууме. Она, прежде всего, служит целям общества, в котором существует. Финская система на самом деле довольно прагматична и не тратит деньги на то, в чем не нуждается.

Если советская педагогика готовила всех поголовно «для Оксфорда», что до сих пор считается ностальгическим идеалом в нашей стране, то финская задача состоит в том, чтобы подготовить всех для профессиональной жизни.

Вряд ли кто-то вел подсчеты, но ни одна экономика не нуждается в большом количестве «Эйнштейнов»

Более того, специалистов высокого класса — врачей, ученых, юристов — нужно лишь определенное количество. А кассиры, продавцы, уборщики, сантехники и медсестры даже в постиндустриальном обществе востребованы гораздо больше. К тому же без этих специальностей цивилизованное общество быстро потеряет человеческий облик.

Для выживания социуму нужно разнообразие. Но для того, чтобы это разнообразие обеспечить, нет необходимости в поголовном высшем образовании. Зато есть необходимость в твердом интеллектуальном среднем уровне и грамотно привитых гуманистических ценностях. А также в возможностях достичь большего при наличии потенциала и желания. И это как раз то, что прекрасно обеспечивает финская модель.

Дошкольное образование

В Финляндии дети идут в школу только когда им исполняется семь лет. Но то, что происходит с ними до этого момента, — не менее важно. И нет, они не учатся читать, писать и решать уравнения. Они строят башни из кубиков и играют во дворе. На каких принципах строится финское дошкольное образование, выяснил редактор The Guardian Патрик Батлер .

Тесты PISA оценивают результаты школьного образования. Но работа над этими результатами начинается задолго до того, как дети поступают в первый класс.

Главное в раннем обучении в Финляндии — то, что оно начинается поздно. В финских детских садах акцент делают не на математику, чтение или письмо, а на творческие игры.

Дети не получают никакого формального образования, пока им не исполнится семь и они не пойдут в начальную школу. Это может удивить родителей, которые считают, что образование — это конкурентная гонка. «Мы считаем, что дети до семи лет не готовы к школе, — говорит Тина Марджониеми (Tiina Marjoniemi), глава детского центра Franzenia в Хельсинки. — Им нужно время, чтобы играть, бегать и прыгать. Это время для творчества».

Главная цель первых лет образования — здоровье и благополучие каждого ребёнка

В дошкольных центрах детей готовят к школе, но не в академическом смысле. Их учат общаться, дружить, уважать других, подходяще одеваться.

Можно подумать, что воспитатели в финских садах бездельничают: не учат детей читать и писать, а просто позволяют им играть сколько захочется. На самом деле нужно проделать большую работу, чтобы правильно организовать процесс игры. «Свободная игра» чередуется с играми под руководством воспитателя. Сотрудники центра наблюдают за тем, какие навыки дети проявляют, как развиваются. В детском саду Franzenia с детьми работают 44 сотрудника. В младшей группе (до трёх лет) — по одному взрослому на четырёх детей, в старшей — на семерых.

«На раннем этапе развития игра должна вовлечь ребёнка в процесс обучения, — говорит Дэвид Уайтбрэд, директор Центра по изучению игры в области образования, развития и обучения Кембриджского университета. — Однажды, увлёкшись заданием, которое ему нравится, будь это ролевая игра или сборка конструктора, он почувствует мотивацию совершенствоваться. Ему захочется в следующий раз справиться с более сложной задачей».

В детском саду ребёнок хочет построить более высокую башню, а в школе — написать диктант без ошибок

Во время игры ребёнку приходится быть внимательным и настойчивым, он учится принимать решения и справляться с проблемами. В четыре года эти навыки больше говорят о будущих академических успехах ребёнка, чем умение читать.

В Финляндии у каждого ребёнка есть законное право на качественное дошкольное образование. В Franzenia, как и в других детских садах, есть дети из семей с разным достатком. Максимальная плата — 290 € в месяц, для малообеспеченных семей — бесплатно. В дошкольные центры ходят 40% детей до трёх лет и 75% детей от трёх до пяти лет. В необязательный подготовительный класс при школе поступают 98% детей. Эта система сформировалась в 70-х годах, изначально — чтобы матери могли быстро вернуться к работе после рождения ребёнка. Сейчас детский сад стал важным элементом непрерывного образования. «Время, которое дети проводят в подготовительных центрах, концентрируясь на играх и социализации, — самые важные годы», — говорит Яаакко Сало, специальный советник Союза финских учителей (OAJ).

Идея о равенстве лежит в основе образовательной системы Финляндии. Финны убеждены, что их маленькая страна не может позволить себе неравенство или сегрегации в школе или здравоохранении. В Финляндии один из самых низких показателей детской бедности в Европе и один из самых высоких уровней благосостояния. «Цель состоит в том, что мы должны развиваться все вместе», — объясняет Гунилла Холм, профессор образования в Университете Хельсинки.

Финская система решительно противостояла модным течениям в образовании, принятым в развитых странах в 1980-90-х годах. Из соображений равенства здесь запрещены выбор школы, формальные экзамены (до 18 лет) и разделение по способностям. Гимназии отменили несколько десятилетий назад. В школах нет конкуренции, нет рейтингов, нет натаскивания на тесты. И родители дошкольников могут не беспокоиться о том, что их ребёнка не возьмут в школу, потому что он не успел до семи лет освоить чтение, математику и английский.

Российские родители очень рано начинают беспокоиться о том, попадёт ли ребёнок в хорошую школу и получит ли потом высокие баллы на ОГЭ и ЕГЭ, чтобы поступить в хороший вуз. В Финляндии различия в результатах образования между отдельными школами небольшие, и родители редко посылают своих детей дальше, чем в ближайшую общеобразовательную школу. Ученики, как правило, тоже нервничают меньше. Подход «качество, а не количество» означает, что школьные часы короче, а домашняя работа легче. Репетиторы после школы — очень редкое явление. В результате финские дети меньше устают и с радостью ходят в школу.

Удовольствие от процесса — единственная верная мотивация к учёбе.

Несмотря на то что Финляндия как независимое государство существует всего 100 лет, её образовательная система заслуженно считается одной из самых лучших в мире. Эта страна традиционно занимает первые места по индексу образованности населения, а обладатели дипломов её высших учебных заведений пользуются большим спросом во всех странах Западной Европы. Качественное и, что очень важно для молодёжи, бесплатное образование привлекает в Финляндию студентов со всего мира. Не являются исключением и граждане России. Особенно популярно обучение в Финляндии среди жителей Северо-Западного региона, в отношении которых действует упрощённая система выдачи виз.

Особенности финского образования

Каждый этап обучения позволяет повысить уровень образования

Действующая сегодня в Финляндии образовательная система была сформирована в 60-х годах прошлого века. Она включает в себя 4 ступени:

  • дошкольное образование;
  • общеобразовательная школа;
  • средние учебные заведения;
  • высшие учебные заведения.

На каждой ступени обучение ведётся на двух государственных языках: финском и шведском. В северных районах страны к ним прибавляется язык коренных народов – суоми.

Дошкольное обучение

Детские сады Финляндии принимают детей с 9 месяцев до 5 лет. Их главная задача – уход за детьми в течение дня и помощь родителям в воспитание ребёнка. В отличие от всех остальных ступеней образования этот этап стоит денег. Причём размер оплаты зависит не от престижности или лучшего оснащения детского сада, а от размеров дохода родителей ребёнка. Максимальный платёж равен 254 евро, а минимальный – 23 евро.

В детских садах Финляндии есть всё необходимое для развития детей

В группе детского сада может быть от 12 до 21 ребёнка в зависимости от их возраста. Чем младше дети, тем больше воспитателей с ними работают. В больших городах часто встречается нехватка мест в дошкольных учреждениях, поэтому государство выплачивает пособие тем родителям, которые самостоятельно занимаются ребёнком.

В 6 лет начинается подготовка к школе, которая длится один год. Её посещение бесплатно и обязательно для всех детей. Группы для занятий формируют в детском саду или школе.

Общеобразовательная школа

Школьное образование в Финляндии состоит из двух уровней и продолжается 9-10 лет. Причём ученики не сдают экзамены даже после окончания школы. Дневников у них тоже нет. Родители могут узнать об успехах ребёнка из электронного классного журнала в национальной системе Wilma. Кроме того, один раз в месяц куратор класса передаёт им табель, где зафиксированы все оценки ученика.

Видео: обзорная экскурсия с директором общеобразовательной школы в Финляндии

Учебный год начинается в середине августа (точную дату назначает администрация школы) и продолжается до конца мая или начала июня. За это время школьники три раза уходят на каникулы. Все школы страны работают в первую смену, 5 дней в неделю.

Начальный уровень

В 7 лет дети идут в начальную школу (alakoulu), обучение в которой длится 6 лет. Младшие классы всё время проводят в одном кабинете с постоянным преподавателем. Первые два года школьники изучают четыре основных предмета:

  • математика;
  • чтение;
  • родной язык;
  • природоведение.

Дополнительно с ними занимаются физкультурой. Большое внимание уделяют и творческому развитию детей: их обучают игре на различных музыкальных инструментах, хоровому пению, рисованию и лепке. На одном уроке малыши могут одновременно изучать несколько дисциплин.

Детям предоставляется огромное количество возможностей для развития

С каждым годом прибавляются новые уроки, и к окончанию шестого класса ученики имеют начальные знания по всем основным предметам, в число которых обязательно входят финский, шведский и два иностранных языка. Оценки в финской начальной школе появляются после 3 класса и выносятся только в устном виде.

Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, всем финнам ещё с раннего возраста объясняют, что детки с дефектами речи, инвалиды - это полноценные люди, к которым надо относиться на равных.

Верхняя ступень

С 7 класса ученики переходят в старшую школу. Обычно она находится в отдельном здании. На этом этапе каждый учитель преподаёт отдельный предмет. В классе он находится вместе с помощником, что значительно упрощает процесс обучения.

Старшеклассники вправе самостоятельно выбирать дополнительные дисциплины. Обучение на этом уровне длится 3 года. При желании дети могут улучшить свои знания, посещая дополнительный десятый класс. После окончания старшей школы её выпускники могут продолжить образование или пойти работать. Их знакомству с профессиями уделяют достаточно много внимания в девятом классе. Ученики самостоятельно выбирают себе желаемое место для трудоустройства и знакомятся с его особенностями.

Школьникам практически не задают домашних заданий. Финские педагоги считают, что для детей полезнее гулять и проводить свободное время с родителями, а не сидеть над уроками.

В старшей школе принята десятибалльная система оценок, в которой самой низкой является четвёрка. Если ученик получил такую оценку в качестве итоговой, то он должен в начале следующего учебного года доказать, что его знания улучшились.

Принципы финского школьного образования

Согласно исследованиям международной организации PISA, финские школьники стабильно занимают первые места по уровню образованности. Специалисты всего мира пытаются разгадать загадку такой эффективности обучения. Большинство из них считает, что во многом это стало возможным благодаря ряду принципов, на которых основано финское образование.

  1. Равенство. В Финляндии нет элитных или простых школ. Все общеобразовательные учреждения одинаково хорошо финансируются и имеют одинаковые возможности. Финны не разделяют детей на разные классы в зависимости от их способностей и финансовых возможностей родителей. В одном коллективе обучаются и гении, и заметно отстающие. Учителям нельзя задавать детям вопросы, связанные с местом работы и уровнем дохода родителей.
  2. Бесплатность. В финских школах категорически запрещены любые сборы денег с родителей. Помимо самого обучения, ученикам бесплатно предоставляются: обеды, экскурсии и любая внеклассная деятельность, учебники и все необходимые принадлежности, включая планшеты или электронные книги; транспорт, который развозит детей, если расстояние от дома до ближайшей школы более 2 км.
  3. Индивидуальность. Для каждого ребёнка учителя разрабатывают особый учебный план. Ученик может попросить дополнительного объяснения материала в конце урока. Репетиторов в Финляндии не существует. С их обязанностями отлично справляются учителя. Для детей, у которых постоянно возникают проблемы в усвоении материала, существует коррекционное обучение. Его проводят в небольших группах или индивидуально.
  4. Добровольность. Педагоги стараются заинтересовать ребёнка изучением тех или иных предметов, но если у него отсутствует желание или не хватает способностей, то его сориентируют на получение хорошей рабочей специальности. Выявлением склонностей к определённой деятельности занимается особый школьный специалист – «учитель будущего».
  5. Практичность. Финские школы готовят учеников к жизни, а не к экзаменам. Важно не запомнить формулы, а научиться пользоваться справочниками и правильно применять полученную информацию. Детей не вызывают к доске, учитель объясняет тему урока и вместе с помощником контролирует выполнение заданий.

Среднее образование - лицеи и колледжи

После школы финны могут продолжить образование в лицее (lukio) или профессиональном колледже (ammattikoulu). Отбор в учебные заведения этой ступени происходит по среднему школьному баллу. Слабые ученики поступают колледж, в котором получают рабочую специальность, а более сильные – в лицей, где совершенствуют свои знания в различных дисциплинах.

В зависимости от будущей профессии обучение в колледжах длится от одного года до четырёх лет. В них можно получить специальность практически в любой отрасли: от сельского хозяйства до искусства или спорта. Во время обучения особое внимание уделяют практическим знаниям. Выпускники при желании могут поступить в любое высшее учебное заведение.

Видео: система профессионального образования в Финляндии

В лицее обучение продолжается в течение 3 лет. Оно ведётся по курсовой системе, поэтому обычного разделения на классы не существует. После окончания лицея выпускники сдают экзамены по следующим дисциплинам:

  • родной язык (финский или шведский);
  • второй государственный язык;
  • иностранный язык;
  • математика или гуманитарные предметы (по выбору).

После успешного прохождения этих испытаний выпускники в торжественной обстановке получают белые фуражки, которыми очень гордятся, и начинают считаться абитуриентами. Сдача экзаменов позволяет выбирать для дальнейшего обучения любой институт или университет страны.

Высшее образование

ВУЗы Финляндии делятся на две категории:

  • университеты (yliopisto)
  • политехнические институты, или если дословно переводить их название с финского языка «институты прикладных наук» (ammattikorkeakoulu).

Главное отличие политехнических институтов – большое количество практических занятий, которые вводятся в учебный план уже в начале первого курса.

Финская система научных степеней включает в себя следующие уровни:

  1. Бакалавр (kandidaatti). Присваивается после 3-4 лет обучения в любом ВУЗе страны. На некоторых факультетах необходима защита выпускной работы или углублённое изучение нескольких предметов.
  2. Магистр (maisteri). Для получения степени магистра необходимо учиться ещё 2 года в университете. Выпускники политехнических институтов, решившие стать магистрами, должны отработать три года по выбранной специальности и посетить годичные подготовительные курсы.
  3. Доктор наук (tohtori). Обладателем этого звания студент становится после 4 лет обучения в докторантуре, проведения научного исследования и защиты диссертации. В середине этого срока соискателям присваивается степень лецинциата, не имеющая аналогов в других странах Европы.

Основные языки и принцип бесплатного обучения

Обучение в ВУЗах страны ведётся на финском и шведском языках. Но существуют программы для иностранных студентов и на английском языке. Большинство из них рассчитано на получение степени магистра в области бизнеса и IT-технологий. В зависимости от программы, преподавание на английском может длиться весь курс или только первые два года.

Все этапы финского высшего образования бесплатны как для местных жителей, так и для иностранцев, включая граждан России, Украины и Казахстана.

Популярные учебные заведения и образовательные программы для русских

Долгое время финские родители не имели права выбирать школы. Несмотря на то, что сейчас этот запрет снят, большинство учеников продолжает ходить в ближайшие школы, так как все они практически одинаковы. Но есть учебные учреждения, в которых программа заметно отличается от других. Так, среди иммигрантов из нашей страны популярна Русская Школа Восточной Финляндии, основанная в 1997 году. Её филиалы расположены в трёх городах: Йоэнсуу, Лаппеэнранте и Иматрее.

Обучение в этой школе ведётся на финском языке, но некоторые предметы преподают на русском. Кроме того, дети иммигрантов получают помощь на родном языке во время уроков и могут посещать дополнительные занятия для изучения финского языка.

Выпускники Русской Школы без экзаменов поступают в её гимназию, где из них формируют особые группы, обучающиеся в лицеях города. Профильные предметы они изучают отдельно от остальных лицеистов, а обязательные – на общих занятиях.

В Финляндии расположено около 50 высших учебных заведений. Самый большой и престижный из них – университет города Хельсинки. В нём преподают только высококлассные специалисты. Здесь изучают практически все возможные дисциплины, особенно ценится образование, полученное на медицинском факультете этого университета. Обучение на бакалавриате проходит только на финском и шведском языках, но многие магистерские и докторские программы преподаются на английском.

Старейший и крупнейший университет в Финляндии, основан в 1640 году

Большинство российских студентов выбирает для себя программы, ориентированные на бизнес, информационные технологии и туризм. Это обусловлено тем, что именно данные направления обычно преподаются на английском языке. В некоторых вузах существуют программы, в которых часть предметов читают на русском языке. Так, университет прикладных наук Миккели (Ammattikorkeakoulu) обучает на курсе гостиничного бизнеса и туризма. Здесь можно получить как степень бакалавра, так и магистра.

Университет прикладных наук Миккели очень популярен среди русских

Как поступить в вуз?

Прежде всего необходимо определиться с выбором университета и узнать о действующих в нём правилах приёма абитуриентов. Все вузы самостоятельно определяют сроки подачи документов, их список и способ сдачи вступительных экзаменов.

Видео: как поступить в университет прикладных наук Финляндии

Большинство университетов принимает документы с начала декабря по конец марта. Чаще всего будущие студенты должны представить следующие бумаги:

  • заполненное заявление с просьбой о приёме в вуз (образец можно найти на сайте Universityadmissions.fi – для университетов или Admissions.fi – для политехнических институтов);
  • копия аттестата о полученном среднем образовании, переведённая на финский язык;
  • сертификат, подтверждающий успешную сдачу международного экзамена по английскому языку (TOEFL или IELTS);
  • мотивационное письмо на английском языке, в котором абитуриент рассказывает, почему он выбрал именно этот университет.

Некоторые вузы самостоятельно проверяют уровень знания английского языка на очном экзамене.

Ученики 11 класса, ещё не получившие аттестат, могут поступить в финские университеты по программе discretionary admission. Для этого им потребуется приложить к пакету документов справку, подтверждающую обучение в 11 классе и табель с оценками за первое полугодие.

При положительном результате рассмотрения документов абитуриент получает письменное приглашение на вступительные испытания. На основании этого документа будущий студент получает разрешение на въезд в Финляндию.

В некоторые вузы необходимо сдать экзамены по профильным предметам, а в другие – достаточно успешно пройти собеседование. В приграничные области России часто приезжают приёмные комиссии из Финляндии и проводят вступительные испытания на месте.

После получения подтверждения о зачислении в ВУЗ, необходимо оформить студенческую визу. Для этого необходимо предоставить в посольство Финляндии пакет документов, в который входят:

  • анкета, заполненная по форме OLE_OPI (её можно скачать на сайте migri.fi);
  • две фотографии размером 47 мм на 36 мм;
  • действующий заграничный паспорт;
  • справка, подтверждающая зачисление в финское учебное заведение;
  • свидетельство о полученном в России образовании;
  • справка из банка о наличии средств, достаточных для проживания в Финляндии (не менее 560 евро в месяц);
  • медицинский страховой полис;
  • свидетельство о рождении и разрешение родителей на выезд в Финляндию (для студентов младше 18 лет).

Студенты, приехавшие в Финляндию на срок более года, обязаны получить регистрацию в полицейском отделении. Она включает в себя предоставление основных анкетных данных и продлевается каждый год.

Стоимость обучения в Финляндии для иностранцев

Высшее образование в Финляндии бесплатно, но потратиться студентам все же придётся. Во время обучения в университете необходимо оплачивать учебные пособия и обязательные членские взносы в профсоюз. Обычно эти платежи не превышают 90 евро в месяц. Кроме того, студент самостоятельно оплачивает жилье и питание.

В каждом городе Финляндии есть организация, занимающаяся распределением общежитий. Желающих получить в них жильё очень много, поэтому обращаться к ним лучше сразу после поступления. Заявки подают на сайт организации. Стоимость отдельной комнаты в трехкомнатной квартире составляет от 150 до 300 евро в зависимости от размера города.

Иностранным студентам, получающим первое высшее образование, никаких стипендий не предоставляется. На различные гранты могут рассчитывать только соискатели степени магистра или доктора наук.

Студенческая виза даёт право работать не более 20 часов в неделю. На время каникул это ограничение снимается. В крупных городах Финляндии найти работу студенту, свободно владеющему финским языком, достаточно легко. Без этого умения часто приходится довольствоваться должностью уборщика или разнорабочего.

С тех пор как я приехала в страну тысячи озер я постоянно слышу от местных жителей, что у них лучшее в мире образование. Постоянно хотелось спросить: «Кто это решил?». Мне это заявление слегка напоминает слоган: «Корм для собак становится вкуснее и вкуснее!»…. А кто это решает, сами собаки, или люди пробуют каков он на вкус? Итак….. Образование.

Начну с того, что я работаю учителем, поэтому не просто вилами по воде вожу и теоретически предполагаю что и как происходит в финских школах, а знаю систему изнутри. Сразу хочу предупредить, что мнение свое я никому абсолютно не навязываю, это мой личный взгляд на вещи, я не соц.бюро, не провожу опросы, не сопоставляю таблицы, не записываю данные исследований.

Слышали когда-нибудь от знакомых, или бабушек и дедушек, что надо было ребенка отдать учиться в Россию, там бы из него сделали человека. А то в вашей Финляндии ничему не научится, загубили умную голову!!! Я слышала… что же на деле?

1. Образование в Финляндии я не считаю лучшим. Оно среднее. Однако огромным плюсом является то, что оно реально приближено к жизни. Я со времен своей школы помню как пыталась справиться с физикой и химией, хотя была отличницей, но просто абстрактные формулы гуманитарию давались очень тяжело. В Финляндии очень широко используются принципы Дьюи, учимся на практике и играя. Тут дети не просто учат что такое плотность предметов, а пытаются понять почему камень, например весит меньше в воде. Они не тупо зазубривают от чего зависит скорость маятника, а на уроках физики проводят эксперименты и сами записывают полученные результаты.

2. Программа не является сверхъестественной, но когда приезжают ребята из России, при том, что учатся они, судя по описаниям их родителей и их самих с утра до вечера, и с вечера до утра, уровень знаний оказывается одинаковым. Значит что то здесь работает лучше, чем в России, раз с меньшим количеством прилагаемых усилий удается добиться такого же результата.

3. Из плохого: сужу только по своим детям, плохо развивают память. В начальной школе, когда дети впитывают все как губка, можно и нужно задавать на дом учить стихи наизусть. Ну правда, очень хорошо для дальнейшего процесса, чтобы ребенок хорошо все запоминал.

4. Очень разнородный преподавательский состав. И в России, конечно это есть, но здесь просто бывают неконтролируемые кадры. Моей дочери очень не повезло в начальной школе. Учительница так кричала, что ее боялись переспросить. В результате пришлось в скайпе брать дополнительного учителя по нескольким предметам, а также к 5 классу мы заработали нервный срыв, попали в больницу с жуткими головными болями, отнялись ноги, и некоторое время после этого наблюдались у невропатолога. Мы перевелись в другую школу... Там картинка изменилась до с точностью наоборот. Учительница настолько не справлялась с классом, что вместо того, чтобы учить детей, пол урока снимала их с парт. И ничего особо не сделать. Если у учителя «virka», то его не сдвинуть. Профсоюз очень сильный и все в результате сводится к вашим словам, против слов учителя. Поверьте, вы проиграете в этом сражении (бывают учителя с диагнозом… у нас в одной из школ, в начальных классах есть учительница с диагнозом шизофрения.юю ничего, пару недель осенью, пару весной отдыхает, а остальное время бодрячком).

При этом есть огромное количество профессионалов своего дела, действительно учителей от Бога, у которых надо учиться вести уроки, держать внимание учеников.

5. Учитель на замену. Наверняка ваши дети, если они учатся в школе, рассказывали, что у них сегодня был замещающий. А вы знаете, что для того, чтобы замещать в школе не нужно специальное образование. Меня сначала удивляли рассказы о том, что мы смотрели фильм, мы ничего не делали, замещающий же был. Теперь я знаю. Задача учителя на замену не учить, а следить за тем, чтобы физически все сохранились в первозданном виде… расшифрую: чтобы дети друг друга не переубивали. Провести пару уроков это отличный способ подработки для студентов, или только что закончивших 11 класс.

6. С точки зрения работы учителя очень напрягает полное отсутсвие субординации учитель-ученик. Причем то ли от избыточного желания получить ваше внимание, то ли по глупости, многие стараются говорить явные пошлости, или ругаться матом, вполне даже по-русски, если знают что ты русский (а это тяжело спрятать).

7. Однако мне нравится, что в Финляндии равные шансы на одинаковое образование у всех. В России уж слишком явное нынче разделение на элитные школы и простые, в рабочих районах. Есть деньги, есть хорошие учителя, возможности, учебники. Нет, ну на нет и суда нет. В Финляндии все могут подняться до той ступени образования, до которой захотят… Все что для этого надо, это приложить немного усилий. Поступление в университет обычно не составляет большого труда… Для этого не нужен блат, деньги и знакомства. Все что нужно, немного подготовиться.

8. Финны очень гордятся тем, что в их стране есть возможность учиться всю жизнь. Можно получить сто профессий. Не подошла одна, иди переучивайся. За партой сидят разновозрастные ученики и это норма. Могу только из своего опыта учебы в высших учебных заведениях сказать, что все более расслабленно. Нам, после учебы в России, (я, кстати до сих пор вижу кошмары по ночам, что завтра экзамен), очень тяжело понять, как так учиться то можно.

9. Финское образование очень адаптировано. Если ребенок отстает, его не отправляют в специальную школу, они есть, но их мало, в основном стараются построить процесс так, чтобы все учились вместе. А если кто-то не понимает чего-то по одному предмету, именно этим предметам по упрощенным книгам с ним занимаются специальные преподаватели. Остальное же время он находится в классе.

10. Кстати, еще одна интересная находка финской школы, система отсидок. Если ты провинился, грубо разговаривал с учителем, мешал на уроке окружающим, ты получаешь штрафной час, или отсидку. Для молодых час их жизни это очень много, поэтому это серьезное наказание. С педагогической точки зрения мне не очень понятно почему надо час сидеть молча и ничего не делать. Более продуктивно было бы выдать дополнительные задания, например, можно было бы отсиживать с пользой для головы)))) Нет, просто сидят……

11. Очень хорошо работают школьные психологи. Чаще всего в каждой школе есть свой, штатный психолог. Если ребенок провинился, с ним проводят беседу. Там обычно разбирается каждый конкретный случай. Дальше вашему чаду предложат рассказать о случившемся родителям дома (кстати, эта часть чаще всего бывает самой сложной для подростка). А потом еще позвонит учитель, уточнит, что вы в курсе, и что дома тоже ситуация будет проговариваться.

Подведу итог. Думаю финское образование далеко не лучшее в мире. Но оно одно из самых приближенных к реальной жизни. Дети здесь учатся без стресса, у них много свободного времени после школы, которое можно потратить на различные секции или просто на общение с друзьями, при этом кто хочет, тот учится и знает. Идиотами финских подростков точно не назовешь. Развитые, веселые ребята. Не всегда с ними просто, но однозначно всегда зажигательно и интересно.

С любовью из Финляндии,
Alina Suomalainen

Главной задачей системы образования Финляндии является обеспечение всех граждан равноправными возможностями в получении доступного образования. Образовательная система работает с постоянной прогрессией от самого низкого к более высокому уровню.

В Финляндии акцент делаю на самом процессе обучения, а не на экзаменах. Уровень среднего образования в Финляндии исключает национальные тесты для учащихся. Вместо этого, преподаватели самостоятельно оценивают знания учащихся по своему предмету, включенному в учебную программу.

Единственный национальный экзамен в Финляндии — экзамен на аттестат зрелости, который проводится в конце общего среднего образования. Дальнейший переход к более высокому уровню образования осуществляется на основе результатов экзамена на аттестат зрелости и вступительных экзаменов в следующее учебное заведение.

Большей частью образование в Финляндии бесплатное. Исключением является начальный или дошкольный уровень образования. Все детские сады в Финляндии платные. Школьное образование не предполагает плату за обучение и питание учеников. Профессиональное образование также является бесплатным, но за питание и учебную литературу студенты уже платят самостоятельно. Высшее образование в Финляндии представлено университетами и политехникумами. В университетах студенты получают углубленные теоретические знания. В политехникумах упор делается на получение практических навыков работы. Обучение в государственных ВУЗах происходит также на бесплатной основе.

Система образования в Финляндии признана одной из лучших в мире. Качество образования и отсутствие платы за обучение всегда привлекало много студентов из разных стран, в том числе и из России. C середины 2016 года Финляндия вводит платное образование для всех иностранных студентов, обучение которых будет проходить на английском языке. Для тех кто поступает учиться в Финские учебные заведения на финском и шведском языках, обучение по-прежнему остается бесплатным! Студенты, образовательные программы которых ведутся на английском языке обязаны оплачивать обязательный взнос в размере 100 евро за подачу документов, а также оплачивать каждый последующий год своего обучения в Финляндии. Финское законодательство разрешает учебным заведениям самостоятельно устанавливать плату за обучение иностранных студентов. Минимальная ставка на сегодняшний день составляет 1500 евро в год.

Уровни образовательной системы Финляндии выстроены в следующей последовательности:

Ясли и детские сады в Финляндии

В Финляндии существуют муниципальные, частные и семейные детские сады. Все детские сады в Финляндии платные и родители сами решают в каком детском садике будет воспитываться их ребенок. В ясли в Финляндии принимают детей уже с 9 месяцев. Обычно ребенок посещает садик 5 дней в неделю с 7:00 до 17:00. Плата за садик определяется для каждой семьи индивидуально, в зависимости от совокупного дохода семьи и может варьироваться от 30 до 300 евро в месяц. Группы в детских садах обычно формируются по 10 — 20 детей, а для того чтобы каждый ребенок получил достаточное внимание, количество воспитателей составляет примерно 3-4 человека на группу.
В некоторых крупных городах Финляндии мест в детских садах может не хватать. В случае если ребенок не попадает в садик и временно воспитывается родителями дома, государство предлагает материальную компенсацию в размере 500 евро на семью.

Подготовительное обучение в Финляндии

За год до начала общеобразовательной школы, когда ребенку исполняется 6 лет, каждый воспитанник может пройти дополнительную годовую подготовку к школьной жизни. Дошкольное обучение длиться год и предоставляется абсолютно бесплатно по предварительной заявке родителей. Во время подготовительного обучения ребенок также может продолжать посещать детский сад. Подготовительное обучение происходит в подготовительных школах, которые располагаются на территории детских садов или общеобразовательных школ. В подготовительной школе дети знакомятся с азами школьной жизни и начинают изучать такие предметы как природоведение, математика и искусство.

Общеобразовательная школа в Финляндии

В общеобразовательную школу в Финляндии дети идут с 7 лет и продолжают там своё обучение до 16 — 17 лет. Общее образование в Финляндии обязательно для всех проживающих в этой стране детей. Общее образование в финских школах предоставляется абсолютно бесплатно. Государство полностью обеспечивает учеников учебниками, тетрадями, необходимыми канцелярскими принадлежностями и питанием. Общеобразовательная школа длится 9 лет и делится на два периода: нижняя ступень (классы с 1 по 6) и верхняя ступень обучения (классы с 7 по 9). В школе нижней ступени школьный день короче, чем в школе верхней ступени. Уроки обычно длятся 45 минут. Система оценки знаний в финских школах отличается от российской. Знания оцениваются от 4 до 10 баллов, где 4 - неудовлетворительная оценка, а 10 - наивысший балл. Учебный год в Финляндии начинается в середине августа и заканчивается в конце мая.

Лицеи и Профтехучилища в Финляндии

После окончания общеобразовательной школы начинается второй уровень образования — этап когда выпускник принимает решение получить профессиональное образование в профессионально-техническом учебном заведении, после которого можно сразу начать работать по свой специальности, либо продолжить учебу в лицеи, где акцент делается на подготовку к поступлению в высшее учебное заведение.
Профессионально-технические учебные заведения предлагают учебные программы длительностью 2 и 3 года. После сдачи экзаменов выпускники получают аттестат о среднем профессиональном образовании, после чего каждый может либо начать трудовую деятельность, либо продолжить специализированное обучение в других учебных заведениях. Выпускники профтехучилищ также имеют возможность поступить в высшее учебное заведение, но лишь после прохождения специализированных курсов дополнительного образования и сдачи обязательного экзамена на аттестат зрелости.
Обучение в лицее длится 3 года и заканчивается сдачей экзамена на аттестат зрелости. При поступлении в лицей, необходимо показать достаточно высокую степень подготовленности (учитывается средний балл полученных оценок в общеобразовательной школе). Лицеи в Финляндии обязаны подготовить своих учеников к поступлению в высшие учебные заведения, поэтому имеют академическую направленность и акцент делается на теоретические знания.

Высшее образование в Финляндии

Получить Высшего образование в Финляндии можно либо в профессиональном вузе либо в университете.
Обучение в профессиональном высшем учебном заведении предполагает обучение профессиям, которые требуют углубленных профессиональных знаний и достаточной практики. Профессии приобретаемые в области образования, бизнеса, управления, технологии, транспорта, здравоохранение, культуры, социальной сферы, туризма и сферы обслуживания являются сегодня более востребованными. Обучение длится 3,5-4 года и включает достаточное количество практической деятельности будущих специалистов. По окончанию выпускник получает степень бакалавра. В случае, если выпускник решает продолжить обучение и получить степень магистра в университете, ему необходимо пройти годичный подготовительный курс и после этого отучиться 2 года в университете защитив в конце обучения дипломную работу. Магистратура доступна и на базе политехникумов, но поступить в нее можно только после 3х лет работы в выбранной сфере деятельности.
Университеты же предлагают своим студентам академическое образование. Процесс обучения направлен на приобретение углубленных теоретических знаний и требует изучения большого количества образовательной литературы. Начальной ученой степенью финских университетов также является степень бакалавра, получение которой занимает минимум 3 года. Для получении следующей степени магистра, студент может продолжить обучение в университете еще в течении двух лет. Студенты, отучившиеся в Университете 5 лет и получившие степень магистра, могут продолжить академическое образование в докторантуре. После степени магистра можно получить степень лиценциата, которая потребует еще 2 года обучения. Получение высшей ученой степени в Финляндии - доктора наук, — займет еще 2 года и потребует проведения индивидуального научного исследования и защиты диссертации.
Академический год в высших учебных заведениях Финляндии длится с сентября по май с каникулами с 1 июня по 31 августа.

Выбор редакции
Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...

Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...

Безусловно, гадание по теням берет свое начало еще в Древнем Египте и с большим успехом продолжает использоваться в наши дни. С давних...

1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....
Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...
НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...