Сказка не какой я горчицы не ел. Виктор Голявкин


сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Виктор Владимирович Голявкин
Никакой я горчицы не ел

Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.

Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело.

Смотрю – машина стоит, шофёр что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:

– Поломалась?

Молчит шофёр.

– Поломалась? – спрашиваю.

Он молчит.

Я постоял, постоял, говорю:

– Что, поломалась машина?

На этот раз он услышал.

– Угадал, – говорит, – поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

– Да я… не умею…

– Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам.

Вон двое стоят. Разговаривают. Подхожу поближе. Прислушиваюсь. Один говорит:

– Как с патентом1
Пате́нт – документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.

Другой говорит:

– Хорошо с патентом.

«Что это, – думаю, – патент? Никогда я про него не слышал». Я думал, они про патент ещё скажут. А они про патент ничего не сказали больше. Про завод стали что-то рассказывать. Один заметил меня, говорит другому:

– Гляди-ка, парень как рот раскрыл.

И ко мне обращается:

– Что тебе?

– Мне ничего, – отвечаю, – я просто так…

– Тебе нечего делать?

– Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?

– Пойди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.

– Как это?

– А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его.

И смеются оба.

Я что-то ответить хотел, но не мог придумать. По дороге придумал, вернулся к ним.

– Не смешно, – говорю, – а вы смеётесь.

Они как будто не слышат.

– Не смешно совсем. Что вы смеётесь?

Тогда один говорит:

– Мы совсем не смеём

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Разделы: Начальная школа

Цели: создать условия для:

  1. раскрытия смысла художественного произведения;
  2. формирования художественно - эстетического восприятия учащихся, развития речевых и мыслительных навыков;
  3. воспитания думающего ученика, стремящегося к развитию ученика.

Ход урока.

I. Орг. момент. (Слайд № 2-чистый)

У: Я улыбнусь вам,
Вы улыбнетесь мне,
Улыбнетесь друг другу
И мы начнем урок.

II. Актуализация знаний.

У: Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. (Его рассказывает подготовленный ученик)

Всё для всех

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

(Стихотворение Юлиана Тувима "ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ". А перевела это стихотворение с польского Елена Благинина.)

У: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Д: О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д.

III. Постановка учебной задачи. (Слайд № 3)

У: Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

Биографию писателя расскажет нам …(подготовленный ученик)

Д: Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: "Валька - Руслан и его друг Санька" (по повести "Ты приходи к нам, приходи"), "Мой добрый папа", "Боба и слон". Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя.

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

У: О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко.

  1. Виктор Голявкин – художник и писатель.(Слайд № 4)
  2. Сюжеты для рассказов брал из жизни.
  3. Героями чаще всего являются мальчики.

У: Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы.(Слайд № 5)

Д: Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.

Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.

У: Давайте сформулируем цель урока.

Д: Выявить причины грустного настроения героя. (Слайд № 6)

У: А какие есть предположения по этому поводу?

Д: Обидел кто-то. Не хотел учиться.

У: Давайте сформулируем цель урока и гипотезу.(Слайд № 7)

Д: Цель: Выяснить, почему мальчику грустно.

(Почему ему сказали, что он наелся горчицы?)

Гипотеза: Кто-то обидел.

Не хочет учиться.

IV. Работа с текстом.

Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи.»

У: Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте. (Слайд №8)

Д: Хотелось петь, испытывал радость.

Д: Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.

У: Что даст ему встреча?

Д: Его могут отругать, сделать замечание и т. д.

У: Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.

(Слайды №№ 8,9)

Название части. Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?
1 Прогульщик Хотел петь, радовался свободе.
2 Шофер Вздохнул и дальше пошел. Прогнал (Не умеешь, не надо). Делай то, что умеешь.
3 Изобретатели Удивление, обида, возмущение. Смеются над ним, Иронизируют. В мире много непознанного. Познай!
4 Дворник Нечем заняться, скучно, обида. Злится, прогнал. Метла для работы. Не мешай другим работать.
5 Строители Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Прогнали, накричали. Знай правила безопасного поведения.
6 Кондуктор Усталость, испуг, стыд, страх. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Тайное становится явным.
7 Экскаваторщик Удивление, желание работать на экскаваторе. Не захотел разговаривать. Учиться надо, чтобы стать профессионалом.

V. Вывод.

У: Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели?(Слайд №10)

Д: Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.

У: Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?(Слайд № 11)

Д: Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться.

VI. Творческая работа. (Слайд № 13)

У: Подумайте и скажите, какой рисунок подходит к этому рассказу? Кстати, это рисунки самого Виктора Голявкина к своим рассказам.

Д: Первый.

VII. Домашнее задание по выбору. (Слайд №14)

Нарисовать подробную карту маршрута мальчика.

Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика.

Подобрать пословицы или крылатые выражения.

Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»

VIII. Рефлексия. (Слайд № 15)

Литература.

  1. Виктор Голявкин. Никакой я горчицы не ел. Любое издание.

Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.

Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело.

Смотрю - машина стоит, шофёр что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:

Поломалась?

Молчит шофёр.

Поломалась? - спрашиваю.

Он молчит.

Я постоял, постоял, говорю:

Что, поломалась машина?

На этот раз он услышал.

Угадал, - говорит, - поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

Да я… не умею…

Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам.

Вон двое стоят. Разговаривают. Подхожу ближе. Прислушиваюсь. Один говорит:

Как с патентом?

Другой говорит:

Хорошо с патентом.

«Что это, - думаю, - патент? Никогда я про него не слышал». Я думал, они про патент ещё скажут. А они про патент ничего не сказали больше. Про завод стали что-то рассказывать. Один заметил меня, говорит другому:

Гляди-ка, парень как рот раскрыл.

И ко мне обращается:

Что тебе?

Мне ничего, - отвечаю, - я просто так…

Тебе нечего делать?

Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?

Пойди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.

Как это?

А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его.

И смеются оба.

Я что-то ответить хотел, но не мог придумать. По дороге придумал, вернулся к ним.

Не смешно, - говорю, - а вы смеётесь.

Они как будто не слышат.

Не смешно совсем. Что вы смеётесь?

Тогда один говорит:

Мы совсем не смеёмся. Где ты видишь, что мы смеёмся?

Они и правда уже не смеялись. Это раньше они смеялись. Значит, я опоздал немножко…

О! Метла у стены стоит. И никого рядом нету.

Дворник вдруг из ворот выходит.

Не тронь метлу!

Да зачем мне метла? Мне метлы не нужно…

А не нужно, так не подходи к метле. Метла для работы, а не для того, чтобы к ней подходили.

Какой-то злой дворник попался! Метлы даже жалко.

Эх, чем бы заняться? Домой идти ещё рано. Уроки ещё не кончились. Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно.

На леса строительные залезть?! Как раз рядом дом ремонтируют. Погляжу сверху на город. Вдруг слышу голос:

Куда лезешь? Эй!

Смотрю - нет никого. Вот это да! Никого нет, а кто-то кричит! Выше стал подниматься - опять:

А ну слезь!

Головой верчу во все стороны. Откуда кричат? Что такое?

Слезай! Эй! Слезай, слезай!

Я чуть с лестницы не скатился.

Перешёл на ту сторону улицы. Наверх, на леса, смотрю. Интересно, кто это кричит? Вблизи я никого не видел. А издали всё увидел - рабочие на лесах штукатурят, красят…

Сел на трамвай, до кольца доехал. Всё равно идти некуда. Лучше буду кататься. Устал ходить.

Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Ещё круг проехать, что ли? Не время пока домой идти. Рановато. В окно вагона смотрю. Все спешат куда-то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно.

Вдруг кондукторша говорит:

Плати, мальчик, снова.

У меня больше денег нету. Только три копейки было.

Тогда сходи, мальчик. Иди пешком.

Ой, мне далеко пешком идти!

А ты попусту не катайся. В школу, наверное, не пошёл?

Откуда вы знаете?

Я всё знаю. По тебе видно.

А чего видно?

Видно, что в школу ты не пошёл. Вот что видно. Из школы ребята весёлые едут. А ты как будто горчицей объелся.

Никакой я горчицы не ел…

Всё равно сходи. Прогульщиков я не вожу бесплатно. - А потом говорит:

Ну уж ладно, катайся. В другой раз не разрешу. Так и знай.

Но я всё равно сошёл. Неудобно как-то.

Место совсем не знакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника! Хорошо сидеть в будке. Куда лучше, чем в школу ходить. Сидишь себе, а он сам ходит, да ещё землю копает.

Один экскаватор остановился. Экскаваторщик слез на землю и говорит мне:

В ковш хочешь попасть?

Я обиделся.

Зачем мне в ковш? Я в кабину хочу.

И тут вспомнил я про горчицу, что кондукторша мне сказала, и стал улыбаться. Чтоб экскаваторщик думал, что я весёлый. И совсем мне не скучно. Чтоб он не догадался, что я не был в школе.

Он посмотрел на меня удивлённо.

В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись. Среди друзей-подростков, начинавших вместе с ним, - впоследствии стали известными художниками. Он окончил 2 художественных училища, прежде чем поступил в Ленинградскую художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (сейчас Академия художеств). Потом Виктор Владимирович поступил в этот институт и окончил его в 1960 году с дипломом театрального художника.

В то же время в Ленинграде и были написаны его первые рассказы для взрослых, но ни один из рассказов в то время напечатан не был.

А отдушиной для Голявкина стала детская литература. Когда вы будете читать его рассказы, обратите внимание на игру со словами. Слова двоятся и троятся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа. Поэтому произведения Голявкина для детей всегда хорошо принимаются читателями.

Работаем над рассказом.

  1. Словарно-лексическая работа.

ПАТЕНТ – документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.

  1. Из предложенных слов подберите синонимы (слова, близкие по значению) к словам:

Помочь Угадать

Дополни столбики своими вариантами.

  1. Подбери антоним (противоположное по смыслу слово) к слову весело.
  2. Прочитайте рассказ . Объясните выражения:

Гляди-ка, парень рот раскрыл.

Попусту не катайся.

  1. Ответь на вопросы:
  • От чьего имени ведётся рассказ?
  • Почему мальчик попадает в нелепые ситуации?
  • Как характеризуют мальчика его поступки?
  • Что о нём думают окружающие?
  • Как к герою относится автор?
  • Что бы вы посоветовали герою рассказа?
  • В чём основная мысль рассказа?
  • Почему автор так назвал рассказ? Что он хотел сказать своим читателям?
  1. Подготовьте выразительное чтение по ролям (в лицах) любого отрывка.
  1. Домашнее задание: написать мини-рассказ о прогульщике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виктор Владимирович Голявкин "Никакой я горчицы не ел"

Дети на этом уроке расширяют знания о творчестве В. В. Голявкина, учатся анализировать поступки гер...

Литературное чтение 4 класс В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Конспект - сценарий урока по литературному чтению В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел» 4 класс...

Открытый урок по литературному чтению. Тема: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Семинар 26.02.2015г.

Тема: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»Класс: 4.Предмет: литературное чтение.Тип урока: открытие новых знаний.Ресурсы: Учебник ««Литературное чтение» для 4 класса Л.Ф Климанова и др.,...

Ответы к школьным учебникам

Автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел». Это слова мальчика из текста. В рассказе говорится о прогульщике, которого разоблачила кондуктор трамвая: «Видно, что в школу ты не пошел. Из школы ребята веселые едут. А ты как будто горчицей объелся».

2. От чьего имени ведётся рассказ? Как ты думаешь, почему используется такой приём?

Рассказ ведется от лица мальчика, которому надоело ходить в школу.

3. Почему герой попадает в нелепые ситуации?

Мальчику было скучно. Ничем не занимаясь, он попадал в нелепые ситуации. Разглядывая витрины, вначале он пел песни и радовался свободе. В разговоре с шофером выяснилось, что он не умеет чинить машины. Двое изобретателей, увидев, что он слушает их с открытым ртом и ему нечего делать, пошутили над ним. На него рассердился и прогнал дворник, рабочие накричали и согнали со строительных лесов. Мальчик также катался «зайцем» на трамвае. Несмотря на то, что мальчик стал улыбаться экскаваторщику, тот назвал его вид дурацким. Оказалось, чтобы работать на экскаваторе, тоже нужно учиться.

4. Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нём думают окружающие? Как к герою относится автор? Что ты думаешь о мальчике? Можно ли использовать, рассказывая о нём, такие опорные слова: смелый, ленивый, разговорчивый, глупый, грустный, скучающий, весёлый, сердитый, равнодушный? Подтверди свою точку зрения примерами из текста.

В рассказе мальчик ленивый, глупый, скучающий, равнодушный. «Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест».
Шофер ответил мальчику: «Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе». - «Да я... не умею...».
Один из двух парней иронизировал над мальчиком: «Тебе нечего делать? Видишь, вон дом кривой? Пойди подтолкни его, чтоб он ровный был». И смеются оба. «Я что-то ответить хотел. По дороге придумал, вернулся к ним. Не смешно, - говорю, а вы смеетесь». «Эх, чем бы заняться? Ходить по улицам скучно. На леса строительные залезть?!»
Потом школьник, устав ходить, проехал несколько кругов на трамвае. Смотрел в окно вагона: «Все спешат куда-то то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно». Кондуктор определила, что он прогуливает школу.
Один из экскаваторщиков предостерег мальчика: «В ковш хочешь попасть?» - «Я в кабину хочу. Покатайте меня» - «Это машина рабочая». - «Я тоже хочу на нем работать» - «Учиться надо».
В. В. Голявкин не делает выводы, он лишь повествует, что школьник совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, так как не хочет учиться.

5. Прочитайте с друзьями рассказ по ролям.

При чтении по ролям надо расписать роли и запомнить реплики, те слова, после которых надо говорить следующему партнеру.

Выбор редакции
Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...

Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...

Безусловно, гадание по теням берет свое начало еще в Древнем Египте и с большим успехом продолжает использоваться в наши дни. С давних...

1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....
Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...
НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...