Сколько механизмов правопреемства существует в международной практике. Правопреемство государств в международном праве: понятие, виды, международно-правовое регулирование


Под правопреемством государств в международном праве понимается переход прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-преемнику.

Выделяются следующие виды правопреемства: правопреемство территории, правопреемство государственных границ, правопреемство международных договоров, правопреемство государственных долгов, правопреемство государственной собственности, в том числе государственной собственности за границей, правопреемство государственных архивов.

Правопреемство возникает:

В случае социальной революции;

В случае отделения части территории государства;

В случае распада государства и образования новых независимых государств.

Международно-правовое регулирование правопреемства осуществляется Венской конвенцией 1978 г. о правопреемстве государств в отношении международных договоров (вступила в силу в 1992 г.) и Венской конвенцией 1983 г. о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (в силу не вступила).

Правопреемство государств в отношении международных договоров предполагает, что договоры, находящиеся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединяющихся стран, продолжают действовать в отношении государства-преемника, если эти государства не договорились об ином. После отделения части территории от государства-предшественника и перехода ее к другому государству договор утрачивает силу к указанной территории.

При разделении государств и образовании нового государства недвижимая собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится. Недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника, переходит к государству-преемнику в справедливых долях. Движимая собственность, обслуживающая хозяйство вновь возникшего государства, переходит к соответствующему государству-преемнику в справедливых долях. При передаче территории от одного государства другому государственная собственность передается государству-преемнику по соглашению сторон. При отделении территории и образовании нового государства недвижимая собственность, размещенная на территории государства-предшественника, переходит к новому государству; движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой территории, также переходит к государству-преемнику.

Под государственным архивом Конвенция 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных активов и государственных долгов понимает совокупность документов разного рода и давности, необходимых для нормального управления государством или территорией. Архивы переходят от государства-предшественника по договоренности на основе компенсации, в иных случаях без таковой. При объединении государства к государству-преемнику переходят архивы государства-предшественника.

В случае объединения государств к вновь возникшему государству переходят все долги государств-предшественников. При разделении государств на несколько частей и если государства-преемники не договорились об ином, государственный долг переходит к ним в справедливых долях. Так, в Договоре о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 г. предусматривалось распределение долга СССР на основании единого агрегированного показателя: РСФСР - 61,34%; Украина - 16,37%; Республика Беларусь - 4,13%; Республика Узбекистан - 3,27% и т.д.

Предыдущая

Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

В международном праве государство понимается как единство трех элементов: население, территория, власть. Правопреемство связано с изменениями только одного элемента - территории. Изменение численности населения или организации власти таких последствий не порождают.

Правопреемство - давний институт международного права, который получил широкое распространение в международной практике последних десятилетий. О нем шла речь в 60-70-е годы применительно к независимым государствам, возникшим на месте бывших колониальных владений западных государств (около 80). Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованием общественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которой в 1917 г. возникла РСФСР, а в 1922 г. - СССР; Китай, ставший с 1949 г. Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 г. диктаторского режима.

В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его участниками, всегда различимы две стороны: государство-предшественник, которого полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственности за международные отношения, и государство-преемник , то есть государство, к которому эта ответственность переходит. Понятие «момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Объектом правопреемства является территория, применительно к которой сменяется государство, несущее ответственность за ее международные отношения. В то же время, переход территории – это лишь условие перехода прав и обязанностей, непоследственным же предметом правопреемства являются международные договоры, гос. собственность, гос. архивы и гос. долги.

Науке международного права известны следующие теории правопреемства государств: теория универсального правопреемства, теория частичного правопреемства, теория правопреемственности, теория «неправопреемственности», теория tabula rasa (чистого листа), теория континуитета.

Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, которые переходит к его правопреемнику (права и обязанности переходят в полном объеме).

Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении государственного строя. Новое юридическое лицо принимает на себя права и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.

Согласно теории «непреемственности» обязанности государства-предшественника не передаются государству-правопреемнику. Права же переходят в руки лица, стоявшего во главе государства.

В соответствии с теорией tabula rasa («чистой доски») (негативная теория) новое государство не связано международными договорами государства-предшественника.

По теории континуитета, наоборот, все существующие договоры остаются в силе. При континуитете, в отличие от случая правопреемства, под­тверждается, что государство продолжает существовать, нет факта смены Объектов МП, нет перехода прав и обязательств.

Концепция «континуитета» была использована в международно-пра­вой практике, в частности, при объединении Занзибара и Танганьики в Низанию; Народной Демократической Республики Йемен и Республики Йемен - в одно государство Йемен. Прибалтийские государства (Латвия, Литва, Эстония) после выхода из СССР в 1991 году заявили о восстановлении независимости своих государств в том виде, в каком она существовала до 1940 года, и не признали себя правопреемниками СССР.

Многие случаи правопреемства говорят о том, что государства не придерживались единых правил, все решалось с учетом конкретных условий, в соответствии со сложившейся политической обстановкой. Иногда государства расходятся по коренным аспектам правопреемства. Так после Второй мировой войны власти ФРГ исходили из того, что германский рейх как субъект права и историко-политическая реальность никогда не переставал существовать. ФРГ рассматривалась как воплощение этого факта. В отличие от этого, другие правительства, в том числе и советское, придерживались того мнения, что в результате войны германский рейх прекратил свое существование, а ФРГ является лишь одной из правопреемниц прежней Германии.

Таким образом, как правило, вопросы правопреемства решаются на основе междуна­родных обычаев или путем соглашений заинтересованных сторон. Прак­тика правопреемства была кодифицирована Комиссией международного права ООН, которая приняла две Венские конвенции:

- о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года

(вступила в силу в 1996 г.);

О правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года (пока не вступила в силу).

Нормы Венских конвенций являются в большинстве своем диспозитивными, т. е. применяются, если государства не договорились об ином. Эти конвенции определяют различные правила правопреемства в зависимости от способов перехода территории и образования нового государства, к которым можно отнести следующие ситуации:

- одно государство распадается на два или более новых государств.

Так произошло в 1992 году с СФРЮ, на территории которой возникли Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Союзная Республика Югославия - СРЮ и др.; в 1993 году Чехословакия распалась на Чехию и Словакию; в 2006 году завершился процесс «распада» СРЮ на Сербию и Черногорию;

- два или более государств объединяются в одно новое государство.

В 1958 году Египет и Сирия предприняли попытку объединиться в единенную Арабскую Республику (ОАР распалась уже в 1961 г.). В 1990 году Народная Демократическая Республика Йемен и Республика Йемен объединились в одно государство Йемен;

- на части территории государства «А» создается новое государство «Б».

В 1947 году из состава Индии выделился Пакистан; в 1971 году из Пакистана выделилось государство Бангладеш; в 1991 году из СССР выделились Латвия, Литва, Эстония; в 1993 году из состава Эфиопии выделилась Эритрея.

Одно государство (государство «А») входит в состав другого (государства «Б»), в том числе на правах субъекта федерации.

В 1990 году Германская Демократическая Республика (ГДР) вошла в состав Федеративной Республики Германии (ФРГ);

- часть территории одного государства переходит к другому.

Примером может служить продажа Российской империей территории Аляски Соединенным Штатам Америки;

Вместо одного государства (государство «А1») в результате определенных изменений в его положении возникает другое государство (государство «А2»).

Примером может служить образование вместо Российской империи в 1917 году Советской России, РСФСР, в 1922-м - СССР, в 1991 году в место СССР - РСФСР, впоследствии – РФ.

- на месте колонии (зависимой территории) «К» путем приобретения ею суверенитета возникает государство «А».

Таким путем появились десятки государств (развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки.

Общие принципы при правопреемстве в отношении международных договоров сводятся к следующему:

При объединении государств и создании таким образом одного государства любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединившихся стран, про­должает действовать в отношении государства-преемника;

При разделении государства и образовании на его месте нескольких государств любой его договор, на­ходившийся в силе в отношении всей его территории, продолжает действовать в отношении каждого образованного в результате разде­ления государства-преемника;

Если отделившаяся часть одного государства становится частью другого государства, договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении этой территории и вступают в действие договоры государства-преемника;

Право­преемство не может иметь место, когда из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отно­шении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменяло бы условия его действия.

Общие принципы при правопреемстве в отношении государственой собственности сводятся к следующему:

Состав «государственной собственности» и принадлежность имущества данному государству определяются внутренним правом это­го государства ; при этом положения Венской конвенции не приме­няются к ядерному оружию;

Переход государственной собственности осуществляется без ком­пенсации, если стороны не договорились об ином;

Собственность объединяющихся государств переходит к объеди­ненному государству;

При передаче части территории, разделении государства или образовании государства на отделившейся территории недвижимая собственность переходит к государству-преемнику, если стороны не договорились об ином. Движимая собственность (транспортные средства, вооружения и т. п.) переходит, если была связана с дея­тельностью на передаваемой территории;

При разделении государства его собственность за рубежом перехо­дит к государствам-преемникам «в справедливых долях»; допуска­ется возможность компенсации;

В случае создания нового независимого государства к нему перехо­дит вся недвижимая собственность государства-предшественника (в том числе за границей, если она была приобретена предшествен­ником в период колониальной зависимости). Движимая собствен­ность переходит к государству-преемнику.

Общие принципы при правопреемстве в отношении государственных долгов с водятся к следующему:

- правопреемство не должно наносить ущерба кредиторам;

Долг государства-предшественника переходит к государству-преемни­ку в справедливой доле, определяемой на основе учета имущества, прав и интересов, которые переходят к преемнику в связи с долгом;

Никакие долги государства-предшественника не переходят на но­вое независимое государство, если стороны не договорились об ином.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Правопреемство в международном праве
Рубрика (тематическая категория) Право

Под правопреемством понимается переход международных прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-преемнику. Момент правопреемства означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении ответственности за определенную территорию.

Основаниями для правопреемства признают˸

Возникновение нового государства в результате социальной революции;

Возникновение нового государства в результате национально-освободительной борьбы;

Объединение государств;

Разделение государства;

Отделение части или частей территории государства.

Объектами правопреемства являются˸ 1) государственная территория; 2) государственная собственность; 3) права и обязанности, вытекающие из международных договоров; 4) государственные долги; 5) государственные архивы; 6) членство в международных организациях.

Институт правопреемства в отличие от международно-правового института признания кодифицирован. Вопросы правопреемства государств урегулированы в двух международных конвенциях˸

Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 года.

Венской конвенции о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов1983 года.

В Венских конвенциях о правопреемстве нашли отражение важные положения, сложившиеся в международной практике. В частности они исходят из принципа, в силу которого вопросы правопреемства прежде всего решаются путем соглашения между заинтересованными сторонами, а положения конвенций применяются в случае ᴇᴦο отсутствия. Кроме того, нормы конвенций применяются только к правопреемству, осуществляемому на базе действующего международного права, т.е. не должна быть правопреемства в случае агрессии, аннексии или оккупации. Не регулируют данные конвенции и вопросы правопреемства в случае возникновения нового государства в результате социальной революции.

Однако, несмотря на то, что институт правопреемства кодифицирован, нормы названных конвенций применяются лишь в качестве международных обычаев, отражающих общепризнанную практику, т.к. данные соглашения пока не вступили в силу . Они не ратифицированы необходимым для вступления в силу количеством государств.

Российская Федерация в них также не участвует. Распад СССР повлек за собой принятие ряда соглашений по вопросам правопреемства между странами СНГ. К их числу можно отнести Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего СССР, представляющих взаимный интерес 1992 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР 1992 г., Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР 1992 г., Решение глав СНГ по вопросам правопреемства 1992 г. и другие. Принимая эти соглашения, государства-преемники СССР руководствовались нормой Венской конвенции 1978 г., установившей, что вопросы правопреемства могут решаться по договоренности между заинтересованными сторонами.

Правопреемство в международном праве - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правопреемство в международном праве" 2015, 2017-2018.

  • - Тема 5. ПРИЗНАНИЕ И ПРАВОПРЕЕМСТВО В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

    Цели и задачи изучения темы: 1. Дать понятие признания в современном международном праве. 2. Рассмотреть различные теории международно-правового признания. 3. Изучить виды и формы признания, его юридические последствия и значение. 4. Выявить проблемы... .


  • - Правопреемство в международном праве

    Для укрепления мира и международного сотрудничества особую важность имеет последовательное соблюдение субъектами междуна­родного права, прежде всего государствами, заключенных ими меж­дународных договоров, международных обязательств в отношении территории,...

  • Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому. Правопреемство – это сложный международный правовой институт, нормы данного института были кодифицированы в Венской конвенции от 1978 г. о правопреемстве государств в отношении договоров и в Венской конвенции от 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

    Существуют две основные теории по поводу правопреемства государств.

    Согласно универсальной теории правопреемства государств государство-преемник полностью наследует права и обязанности, которые принадлежали государству-предшественнику. Представители данной теории (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли) считали, что все международные права и обязанности государства-предшественника переходят к государству-преемнику, так как личность государства остается неизменной.

    Негативная теория правопреемства. Ее представитель А. Кейтс считал, что при смене власти в одном государстве на другую международные договоры государства-предшественника отбрасываются. Разновидностью данной теории является концепция tabula rasa, которая означает, что новое государство начинает свои договорные отношения заново.

    Таким образом, в правопреемстве государств выделяют правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов и в отношении государственных долгов.

    Правопреемство в отношении международных договоров предполагает, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16 Венской конвенции от 1978 г.).

    Правопреемство в отношении государственной собственности предполагает, что переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсаций, если иное не предусмотрено соглашением между сторонами.

    Правопреемство в отношении государственных архивов предполагает, что государственные архивы переходят к новому независимому государству от государства-предшественника полностью.

    Правопреемство в отношении государственных долгов зависит от того, какое государство является правопреемником: часть государства-предшественника, два объединившихся государства или новое независимое государство. Долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику, размер долга зависит от вида государства-правопреемника.

    Вопрос №11 Роль Комиссии международного права ООН в кодификации международного права

    Важную роль в кодификации международного права играет Комиссия международного права ООН, деятельность которой регулируется Положением 1947 г. (с последующими изменениями), утвержденным Генеральной Ассамблеей ООН. Комиссия имеет своей целью содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты в области права международных договоров, права международных организаций, права внешних сношений, международного права в период вооруженных конфликтов.

    В пункте 1 статьи 1 Положения о Комиссии международного права говорится: «Комиссия международного права имеет своей целью содействовать прогрессивному развитию международного права и его кодификации». В статье 15 Положения «для удобства» употребления делается различие между выражением «прогрессивное развитие», употребляемым в смысле «подготовки проекта конвенции по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаочно развито в практике государств», и выражением «кодификация», употребляемым в смысле «более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины».

    В пункте 2 статьи 1 Положения говорится, что Комиссия «занимается преимущественно вопросами международного публичного права, но она может рассматривать вопросы и международного частного права». Однако на первых сорока шести сессиях Комиссии работа проводилась исключительно в области международного публичного права.

    Вопрос № 12. Международные договоры России и их реализация в российской правовой системе.

    В настоящее время Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч действующих международных договоров. Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение ею международных договоров. Одним из важнейших актов российского законодательства в этой области является Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г.

    Международный договор Российской Федерации определяется как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Существенным моментом в этом определении является то, что соглашение должно регулироваться международным правом, в отличие от соглашений, обязывающих государства политически, но не порождающих юридических обязательств как, например, многие соглашения в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    межгосударственные,

    межправительственные и

    договоры межведомственного характера.

    Межгосударственные договоры заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями, как правило, на самом высоком уровне - от имени Российской Федерации. Например, договоры о дружбе и сотрудничестве, заключенные Российской Федерацией в 1991-1996 гг. с Болгарией, Венгрией, Венесуэлой, Францией и другими странами.

    Во вторую категорию международных договоров России входят договоры, заключаемые на уровне Российского Правительства. В преамбуле таких договоров упоминается Правительство РФ, и от его имени подписываются договоры. Примерами таких договоров могут служить: Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежание двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества 1994 г.;

    Договоры третьей категории заключаются федеральными органами исполнительной власти - министерствами, государственными комитетами и другими подведомственными Российскому Правительству органами с аналогичными органами других государств по вопросам, входящим в их компетенцию.

    По числу участников международные договоры бывают двусторонними и многосторонними. В соответствии с нормами международного права категория, вид и наименование договорного акта (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и т.д.) не влияют на его юридическую силу. Договор обязателен для его сторон, которыми являются государства, правительства или ведомства и которые осуществляют права и несут по нему обязанности. Согласно Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора (п.4 ст.15).

    В постановлении Пленума Верховного Суда России от 31 октября 1995 г. N 8 судам при осуществлении правосудия рекомендуется принимать во внимание тот факт, что общепризнанные принципы и нормы международного права наряду с международными договорами являются составной частью правовой системы Российской Федерации (п.5).

    Закон о международных договорах Российской Федерации распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства-продолжателя СССР. Данное понятие является новым в российской договорной практике.

    Заключение международного договора обычно представляет собой длительный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий.

    Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются МИДом России или по согласованию с ним другими федеральными органами исполнительной власти, как правило, на рассмотрение Президенту. Решения о проведении переговоров и о подписании договоров принимаются согласно Закону, как правило, либо Президентом - в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, либо Правительством - в отношении договоров заключаемых от имени последнего.

    Согласно Закону и в соответствии с международной практикой Президент, Председатель Правительства и Министр иностранных дел могут вести переговоры и подписывать международные договоры без необходимости предъявления полномочий.

    Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры публикуются в Бюллетене международных договоров, издаваемом Администрацией Президента. Публикация сопровождается сведениями о дате вступления договора в силу, если он вступает в силу не с даты подписания. Там же публикуются сведения о прекращении действия международных договоров России. Международные договоры, обязательность которых для Российской Федерации зафиксирована в форме федерального закона, публикуются по представлению МИДа в Собрании законодательства Российской Федерации.

    Обеспечение выполнения обязательств и осуществления прав России по международным договорам, вытекающих из этих договоров, возложено на федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые договорами. Главными гарантами выполнения договоров являются Президент и Правительство. Общее наблюдение за выполнением международных договоров осуществляет МИД.

    Вопрос №13. Основания и условия освобождения государств от ответственности.

    Согласно общим принципам международной ответственности государств, рассмотренным ранее, всякое международно-противоправное деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства. Из этих основополагающих принципов не может быть каких-либо исключений до тех пор, пока международное обязательство действительно для данного государства. Однако существуют обстоятельства, которые приостанавливают в конкретном случае действие соответствующего обязательства или обуславливают его невыполнимость. Отсутствие в таком случае противоправности деяния государства исключает как следствие международную ответственность государства, не влечет таковой.

    Обстоятельства, исключающие противоправность деяния, должны быть юридически значимыми и, соответственно, определяться юридическими правилами, которые и сформулированы в ст. 29-34 Проекта об ответственности государств.

    Так встатье 29 речь идет о международном соглашении между государствами - субъективно управомоченным международным правом и субъективно обязанным. Это соглашение касается, естественно, не изменения или отмены данного международного обязательства, а лишь неприменения его в установленном конкретном случае.

    по общему правилу, управомоченное государство вправе давать согласие на деятельность другого государства в пространственной сфере действия своих исключительных правомочий, каковой является его территория, а также применительно к своим суверенным правам и юрисдикции, действующим в пределах негосударственной территории (шельф, экономическая зона, открытое море, космос и т.д.). Иными словами, давая рассматриваемое согласие, управомоченное государство распоряжается своими территориально обозначенными правомочиями, с исключениями, предусмотренными общим международным правом.

    Статья 30, озаглавленная «Ответные меры в отношении международно-противоправного деяния», предусматривает: «Противоправность деяния государства, не соответствующего обязательству этого государства в отношении другого государства, исключается, если это деяние является закономерной в соответствии с международным правом мерой в отношении этого другого государства, вызванной его международно-противоправным деянием».

    Речь, следовательно, в данном случае идет о закономерных «ответных мерах» - санкциях, являющихся предметом рассмотрения последующих разделов этой главы.

    Статья 31, озаглавленная «Форс-мажор и непредвиденный случай», устанавливает:

    Речь идет об обстоятельствах, сделавших для государства материально невозможным действовать в соответствии со своим международным обязательством.

    Ситуациям форс-мажора или непредвиденного случая достаточно близка ситуация, изложенная в ст. 32, озаглавленной «Бедствие», которая предусматривает исключение противоправности деяния государства, если субъект поведения, составляющего деяние этого государства, в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных ему лиц.

    Однако в некоторых исключительных случаях возможны также ситуации, когда крайней опасности подвергаются существенные интересы государства. Им посвящена ст. 33, озаглавленная «Состояние необходимости». Ее п. 1 гласит:

    «Государство не может ссылаться на состояние необходимости как на основание для исключения противоправности деяния этого государства, не соответствующего его международному обязательству, за исключением тех случаев, когда:

    a) это деяние являлось единственным средством защиты существенного интереса этого государства от тяжкой и неминуемой угрозы и

    b) это деяние не нанесло серьезного ущерба существенному интересу государства, в отношении которого существует указанное обязательство».

    При этом в п. 2 этой статьи указываются случаи, когда государство не может ссылаться на состояние необходимости, а именно: международное обязательство проистекает из императивной нормы общего международного права; установлено договором, прямо или косвенно исключающим такую возможность; государство, о котором идет речь, способствовало возникновению состояния необходимости.

    Статья 34 об обстоятельствах, исключающих противоправность деяния, озаглавленная «Самооборона», гласит: «Противоправность деяния государства, не соответствующая международному обязательству этого государства, исключается, если это деяние является законной мерой самообороны, принятой в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций».

    1) наличие вооруженного нападения на государство другого государства, создающего исключительно серьезную и явную угрозу его территориальной целостности и политической независимости, как это следует из комментария Комиссии международного права;

    2) самооборона осуществляется до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности;

    3) Совет Безопасности должен быть немедленно поставлен в известность о предпринятых мерах самообороны;

    4) такие меры не затрагивают полномочий и ответственности Совета Безопасности в деле поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

    Вопрос №14. Санкции в международном праве.

    Каждое государство имеет право охранять свои интересы всеми допустимыми правом средствами, в том числе мерами принудительного характера. Одной из форм принуждения в МП являются международно-правовые санкции. Исторически санкции первоначально применялись в порядке самопомощи. По мере усложнения системы международных отношений появилась потребность в более тесной интеграции государств. Создается система международных организаций, имеющих функциональную правосубъектность, поэтому их право на принуждение носит вторичный и специальный характер. Будучи элементом правосубъектности международной организации, право на принуждение означает возможность применять принудительные меры только в тех сферах межгосударственных отношений, которые относятся к компетенции организации и лишь в определенных уставом пределах. Санкции - это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами МП в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя. Санкции не могут иметь превентивного действия; их цель - защита и восстановление уже нарушенных прав субъектов МП. Никакие ссылки на национальные интересы государства в качестве оправдания применения санкций не допускаются. Нужно отметить, что характер международно-правовых санкций могут носить лишь меры, применяемые только в ответ на правонарушения. Ответные меры, являющиеся реакцией субъекта на недружественный акт, пусть даже и совпадающие по форме с санкциями, санкциями не являются.

    Соотношение ответственности и санкций в МП

    Международно-правовые санкции (в отличие от большинства видов внутригосударственных санкций) не являются формой международной ответственности: категории МП не всегда идентичны понятиям национального законодательства. Санкции в МП отличаются от ответственности следующими чертами: санкции - это всегда действия потерпевшего (потерпевших), применяемые к правонарушителю, в то время как ответственность может выступать в форме самоограничений правонарушителя; санкции, как правило, применяются до реализации мер ответственности и являются предпосылкой ее возникновения. Целью санкций является прекращение международного правонарушения, восстановление нарушенных прав и обеспечение осуществления ответственности; санкции применяются в процессуальном порядке, отличном от того, в каком осуществляется международно-правовая ответственность; санкции являются правом потерпевшего и выражаются в формах, свойственных этим правомочиям. Их применение не зависит от воли правонарушителя; основанием применения санкций является отказ прекратить неправомерные действия и выполнить законные требования потерпевших субъектов. Таким образом, международно-правовые санкции - это дозволенные МП и осуществляемые в особом процессуальном порядке принудительные меры, применяемые субъектами МП для охраны международного правопорядка, когда правонарушитель отказывается прекратить правонарушение, восстановить права потерпевших и добровольно выполнить обязательства, вытекающие из его ответственности.

    Круг субъектов международных отношений постоянно меняется. Возникают новые государства, другие прекращают свое существование, в связи с чем возникает вопрос правопреемства.

    Во правопреемством в международном праве принято понимать переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования первого или изменения суверенитета над территорией. Чаще правопреемство возникает в случае прекращения государств, поэтому мы сосредоточим свое внимание именно на правопреемстве государств. Хотя в истории известны случаи правопреемства международных организаций и других субъектов международного права. Так, ООН является правопреемницей Лиги Наций.

    Как указано выше, правопреемство чаще возникает в случаях прекращения существования государства, его разделения, выделения из него другого государства, передачи части территории другому государству, объединение государств. Некоторые ученые сюда также относят и случай, когда в государстве происходит социальная революция, а также в случае капитуляции последней.

    В правоотношениях правопреемства принято выделять два основных субъекта: государство-предшественницы (вследствие прекращения, отделения или разделения которой ее права и обязанности переходят к другому субъекту) и государство правопреемницу (которая приобретает вышеназванные права и обязанности).

    Что касается объектов правопреемства, то, как правило, выделяют: правопреемство в отношении международных договоров; правопреемстве в отношении государственной собственности; Правопреемство по долгам, правопреемство в отношении государственных архивов и ряд других.

    На протяжении существования этого института международного права ученые произвели несколько концепций правопреемства, в частности:

    1. Универсального (полного) правопреемства - согласно которой государство отождествляют с юридическим лицом, состоит из единства трех элементов: территории, населения и публичной власти. Соответственно, в случае правопреемства к новому государству переходят все права и обязанности, связанные с ними элементами.

    2. Частичного правопреемства - согласно которой государство-предшественник сохраняет все права и обязанности, которые не связаны с суверенитетом над определенной территорией, все остальные обязательства переходят к государству-правопреемнику.

    3. "Tabula rasa" ("чистой доски" или "чистого листа") - согласно которой новообразованная государство не отвечает по обязательствам государства-предшественника, поскольку переход прав и обязанностей не происходило.

    Кроме того, существуют и другие подходы, в частности "континуитета", при котором одно государство считается продолжателем другой. При этом вопрос правопреемства вообще может не возникать. Так, например, Россия получила прав и обязанностей СССР в ООН именно как государство - продолжательница Советского Союза.

    Теперь вопрос правопреемства регулируются обычным правом. Хотя и были разработаны два договора в этой сфере, а именно: Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 p., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8квитня 1983 p., Однако ни один из приведенных документов не вступил удию, поскольку не набрал достаточного количества ратификаций.

    Выбор редакции
    Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

    У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

    © Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

    Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
    В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
    Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
    АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
    Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
    Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...