Сколько правил василий 3. Трагедия и тайна царицы соломонии


Василий III Иванович в крещении Гавриил, в монашестве Варлаам (рожд. 25 марта 1479 г. - смерть 3 декабря 1533 г.) - великий князь владимирский и московский (1505-1533 гг.), Государь всея Руси. Родители: отец Иоанн III Васильевич Великий, мать византийская царевна Софья Палеолог. Дети: от первого брака: Георгий (предположительно); от второго брака: и Юрий.

Василий 3 краткая биография (обзор статьи)

Сын Иоанна III от брака с Софьей Палеолог, Василий Третий отличался гордостью и неприступностью, наказывал подвластных ему потомков удельных князей и бояр, дерзавших ему прекословить. Он «последний собиратель русской земли». После присоединения последних уделов (Псков, северное княжество), он полностью уничтожил удельную систему. Он два раза воевал с Литвой, по научению поступившего к нему на службу литовского вельможи Михаила Глинского, и, наконец, в 1514 г., смог отобрать у литовцев Смоленск. Война с Казанью и Крымом были трудными для Василия, однако окончились наказанием Казани: Торговля была отвлечена оттуда на макарьевскую ярмарку, перенесенную впоследствии в Нижний. Василий развелся со своей женой Соломонией Сабуровой и женился на княжне , чем еще сильней возбудил против себя недовольных им бояр. От этого брака у Василия родился сын Иван IV Грозный.

Биография Василия III

Начало правления. Выбор невесты

Новый великий князь московский Василий III Иванович начал правление с решения «тронного вопроса» с племянником Дмитрием. Сразу же после смерти отца он велел заковать того «в железа» и посадить в «в палату тесну», где тот скончался через 3 года. Теперь у царя не было «законных» противников в соперничестве за великокняжеский престол.

Василий вступил на московский престол в 26 лет. Показав себя в дальнейшем искусным политиком, он еще при отце готовился к роли самодержца в Русском государстве. Не напрасно он отказался от невесты из числа иноземных принцесс и впервые были устроены при великокняжеском дворце смотрины русским невестам. 1505 год, лето — на смотрины привезли 1500 знатных девиц.

Специальная боярская комиссия после тщательного отбора представила наследнику престола десять во всех отношениях достойнейших претенденток. Василий выбрал Саломонию – дочь боярина Юрия Сабурова. Этот брак окажется неудачным – у монаршей четы детей, и, в первую очередь сына-наследника, не было. В первой половине 20-х годов проблема наследника у великокняжеской четы обострилась до предела. При отсутствии наследника престола основным претендентом на царство автоматически становился князь Юрий. С ним у Василия отношения сложились неприязненные. Известный факт, что и сам удельный князь и его окружение были под бдительным присмотром осведомителей. Переход к Юрию высшей власти в государстве вообще сулил масштабную перетряску в правящей элите России.

По строгости соблюдавшейся традиции второй брак православного христианина в России был возможен лишь в двух случаях: смерти или добровольного ухода в монастырь первой жены. Государева жена была здорова и, вопреки официальному сообщению, вовсе не собиралась добровольно перейти в монастырь. Опала на Саломонию и насильственный постриг в конце ноября 1525 г. завершили этот акт семейной драмы, который надолго расколол русское образованное общество.

Великий князь Василий III Иванович на охоте

Внешняя политика

Василий Третий продолжил политику отца по созданию единого Российского государства, «следовал тем же правилам в политике внешней и внутренней; являл скромность в действиях монархической власти, но умел повелевать; любил выгоды мира, не страшась войны и не упуская случая к приобретениям важным для державного могущества; меньше славился воинским счастьем, больше опасной для врагов хитростью; не унизил Россию, даже возвеличил оную…» (Н. М. Карамзин).

В самом начале правления им был предпринят в 1506 г. неудачный поход на казанского хана, закончившийся бегством русского войска. Такое начало очень вдохновило короля Литвы Александра, который, понадеявшись на молодость и неопытность Василия III, предложил ему мир с условием возврата земель, завоеванных Иоаннам III. На такое предложение был дан довольно суровый и краткий ответ – русский царь владеет только собственными землями. Зато, в посланной Александру грамоте о восшествии на престол, Василий отверг жалобы литовских бояр на русичей, как несправедливые, и напоминал про недопустимость склонения Елены (супруги Александра и сестры Василия III) и других христиан проживавших на территории Литвы к католичеству.

Александр понял, что на престол взошел молодой, но сильный царь. Когда же в августе 1506 г. Александр скончался, Василий пытался предложить себя в качестве короля Литвы и Польши, что бы прекратить противостояние с Россией. Однако на престол взошел брат Александра Сигизмунд, не хотевший мира с Россией. С досады государь попытался отвоевать Смоленск, однако после нескольких сражений не оказалось победителей, и был заключен мир, по которому за Россией оставались все завоеванные при Иоанне III земли и Россия пообещала не покушаться на Смоленск и Киев. В результате этого мирного договора в России впервые появились братья Глинские – знатные литовские вельможи, у которых был конфликт с Сигизмундом и которые перешли под покровительство Русского царя.

К 1509 году были урегулированы внешние отношения: получены грамоты от давнего друга и соратника России – крымского хана Менгли-Гирея, которые подтверждали неизменность его отношения к России; заключен 14-ти летний мирный договор с Ливонией, с обменом пленными и возобновлением: безопасности передвижения по обеим державам и торговли на прежних взаимовыгодных условиях. Важным было и то, что согласно этого договора немцы разрывали союзные отношения с Польшей.

Внутренняя политика

Царь Василий считал, что власть великого князя ничто не должно ограничивать. Он пользовался активной поддержкой Церкви в борьбе с феодальной боярской оппозицией, круто расправляясь с теми кто выражал недовольство.

Теперь Василий Третий мог заняться внутренней политикой. Он обратил свое внимание на Псков, гордо носивший имя «брата Новгорода». На примере Новгорода государь знал, куда может привести вольность боярская, а поэтому хотел, не доводя до мятежа покорить город своей власти. Поводом к этому стал отказ землевладельцев платить дань, все перессорились и наместнику ничего не оставалось как обратиться к суду великого князя.

Молодой царь в январе 1510 г. отправился в Новгород, где и принял многочисленное посольство псковитян, которое состояло из 70-ти знатнейших бояр. Разбирательство закончился тем, что все псковски бояре были посажены под стражу, т. к. царь был недоволен их дерзостью против наместника и несправедливостью против народа. В связи с чем государь потребовал от псковичей отказа от вече и принятия государевых наместников во все их города.

Знатные бояре, чувствуя свою вину и не имея сил для противостояния великому князю, написали письмо народу псковскому, с просьбой согласиться с требованиями великого князя. Грустно было вольным псковичам последний раз собираться на площади под звон вечевого колокола. На этом вече и было объявлено государевым послам о своем согласии покориться царской воле. Василий III прибыл в Псков, навел там порядок и посадил новых чиновников; принял присягу в верности всех жителей и заложил новую церковь Святой Ксении, поминовение этой святой приходилось как раз на день конца вольности города Пскова. 300 знатных псковичей отправил Василий в столицу и спустя месяц уехал домой. Вслед за ним в скором времени повезли и вечевой колокол псковичей.

К 1512 г. обострились отношения с крымским ханством. Умный и верный хан Менгли-Гирей, который был надежным союзником Иоанна III, сильно постарел, одряхлел и политику стали вести его сыновья, молодые царевичи Ахмат и Бурнаш-Гирей. Сигизмунд, ненавидевший Россию еще сильнее, чем Александр, смог подкупить смелых царевичей и подбить их на походы на Русь. В особенности неистовствовал Сигизмунд лишившись в 1514 г. Смоленска, который уже в течении 110 лет был под Литвой.

Сигизмунд жалел, что отпустил в Россию Михаила Глинского, который старательно служил новой земле, и стал требовать вернуть Глинских. Особо М. Глинский старался во время взятия Смоленска, им были наняты искусные иностранные воины. У Михаила была надежда, что из благодарности к его заслугам государь сделает его владетельным князем Смоленска. Однако великий князь не любил и не верил Глинскому – однажды изменивший изменит и второй раз. И вообще Василий боролся с уделами. Так и произошло: обидевшись, Михаил Глинский переметнулся к Сигизмунду, но к счастью, его быстро смогли поймать воеводы и по приказу царя в цепях отправили в Москву.

1515 год — скончался крымский хан Менгли-Гирей, и его трон наследовал сын Муххамед-Гирей, который, к сожалению, не унаследовал многих добрых качеств своего отца. Во времена его правления (до 1523 г.) крымское войско выступало то на стороне Литвы, то России – все зависело от того, кто больше заплатит.

Могущество России той эпохи вызывало уважение различных стран. Послы из Константинополя привезли грамоту и ласковое письмо от знаменитого и страшного для всей Европы турецкого султана Солимана. Добрые дипломатические отношения с ним устрашили вечных противников России – Муххамет-Гирея и Сигизмунда. Последний даже не споря о Смоленске, заключил мир на 5 лет.

Соломония Сабурова. Картина П. Минеевой

Объединение русских земель

Такая передышка дала великому князю время и силы исполнить давнее намерение свое и своего великого отца – окончательно уничтожить уделы. И ему это удалось. Рязанский удел, управляемый молодым князем Иоанном, чуть не отложился от России, при активном участии хана Муххамета. Посаженный в темницу, князь Иоанн сбежал в Литву, где и умер, а Рязанское княжество, которое было 400 лет отдельным и независимым, влилось в 1521 г. в государство Российское. Оставалось Северское княжество, где княжил Василий Шемякин, внук знаменитого Дмитрия Шемяки, баламутившего власть во времена . Этот Шемякин, так похожий на деда, давно подозревался в дружбе с Литвой. 1523 год — вскрылась его переписка с Сигизмундом, а это уже открытая измена отечеству. Князя Василия Шемякина кинули в темницу, где он и скончался.

Так была осуществлена мечта соединить раздробленную на удельные княжества Русь в единое целое под властью одного царя.

1523 год — был основан на казанской земле русский город Васильсурск, и это событие означало начало решительного покорения Казанского царства. И хоть во все время правления Василию Третьему доводилось воевать с татарами и отражать их набеги, в 1531 году казанский хан Еналей стал послушником российского царя, признав его власть.

Развод и женитьба

Все хорошо складывалось в державе Российской, но не появилось наследника у Василия III за 20 лет супружества. И стали составляться различные боярские партии за и против развода с бесплодной Сабуровой. Царю нужен наследник. 1525 год — состоялся развод, и Соломонида Сабурова была пострижена в монахини, а в 1526 г. царь Василий Иванович взял в жены Елену Васильевну Глинскую – племянницу изменника Михаила Глинского, которая и родила в 1530 г. первого сына и наследника престола Иоанна IV (Грозного).

Елена Глинская — вторая жена великого князя Василия III

Результаты правления

Первыми признаками процветания Русского государства явилась успешно развивавшаяся торговля. Крупнейшими центрами помимо Москвы стали Нижний Новгород, Смоленск и Псков. Великий князь заботился о развитии торговли, о чем постоянно указывал своим наместникам. Развивались и ремесленные промыслы. Во многих городах возникли ремесленные пригороды – слободы. Страна обеспечивала себя, по тем временам, всем необходимым и была готова вывозить товаров больше, чем ввозить то, в чем нуждалась. Богатство Руси, обилие пахотных земель, лесных угодий с драгоценной пушниной, единодушно отмечают иностранцы, посещавшие Московию в
те годы.

При Василии III продолжает развиваться градостроительство, возведения православных храмов. Итальянец Фиораванти строит в Москве, по образцу Успенского собора во Владимире, кремлевский Успенский собор, который становится главной святыней Московской Руси. Собор будет образом для русских мастеров храмового дела на многие десятилетия.

При Василии III завершается постройка Кремля – в 1515 году возводится стена вдоль реки Неглинной. Московский Кремль превращается в одну из лучших крепостей Европы. Являясь резиденцией монарха, Кремль становится символом Российского государства вплоть до наших дней.

Смерть

У Василия III всегда было завидное здоровье и он ничем серьезно не болел, наверное потому, так неожиданно было то, что нарыв на ноге привел его спустя 2 месяца к смерти. Он скончался в ночь с 3 на 4 декабря 1533 г., успев отдать все распоряжения по государству, передав власть 3-х летнему сыну Иоанну, а опекунство матери его, боярам и братьям своим – Андрею и Юрию; а уж перед последним вздохом успел принять схиму.

Василия называли добрым и ласковым государем, а потому и не удивительно, что смерть его была так горестна для народа. Все 27 лет своего княжения великий князь упорно трудился во благо и величие своего государства и смог многого достичь.

Той ночью для истории государства Российского ушел из жизни «последний собиратель земли Русской».

Согласно одной из легенд, во время пострига Соломония была беременной, родила сына Георгия, и передала его «в надежные руки», а всем было объявлено, что новорожденный умер. В последствии этот ребенок станет знаменитым разбойником Кудеяром, который со своей ватагой будет грабить богатые обозы. Эта легенда очень заинтересовала Ивана Грозного. Гипотетический Кудеяр был ему старшим сводным братом, а это означает что он мог претендовать на царский трон. Эта история, скорей всего, народный вымысел.

Во второй раз Василий III взял в жены литовку, юную Елену Глинскую. Лишь спустя 4 года Елена родила первенца — Ивана Васильевича. Как гласит легенда, в час рождения младенца будто бы разразилась ужасная гроза. Гром грянул среди ясного неба и потряс землю до основания. Казанская ханша, узнав о рождении наследника, сказала московским гонцам: «Родился у вас царь, а у него двои зубы: одними ему съесть нас (татар), а другими вас».

Ходил слух, что Иван — незаконнорожденный сын, но это маловероятно: экспертиза останков Елены Глинской показала, что у нее были рыжие волосы. Как известно, Иван также был рыжим.

Василий III был первым из русских царей, который сбрил волосы на подбородке. Как гласит легенда, он подстриг бороду, чтобы выглядеть моложе в глазах молодой жены. В безбородом состоянии он проходил недолго.

Василий III Иванович (1479 — 1533) — великий князь владимирский и московский с 1505, сын Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог — племянницы последнего византийского императора. Отец Ивана IV Грозного.

Великий князь Василий III

Согласно существующим брачным договоренностям дети великого московского князя и византийской царевны Софьи не могли занимать московский престол. Но Софья Палеолог не хотела смириться с этим. Зимой 1490 года, когда наследник престола Иван Молодой (старший сын от 1-го брака) заболел, по совету Софьи был призван лекарь, но через 2 месяца он умер. При дворе заподозрили отравление, но казнили лишь лекаря. Новым наследником престола стал сын умершего наследника — Дмитрий.

Накануне 15-летия Дмитрия Софья Палеолог и ее сын задумали заговор с целью убийства официального наследника престола. Но бояре разоблачили заговорщиков. Некоторых сторонников Софьи Палеолог казнили, а Василия Ивановича посадили под домашний арест. Софье удалось с большим трудом восстановить хорошие отношения с мужем. Был прощен отцом и его сын.

Вскоре позиции Софьи и сына так окрепли, что уже сам Дмитрий и его мать Елена Волошанка подверглись опале. Наследником престола был провозглашен Василий. До смерти великого князя московского, Василий Иванович считался великим князем новгородским, а в 1502 году получил от отца еще и великое владимирское княжение.

Брак Василия III и Соломонии Сабуровой

В 26 лет княжича Василия решили женить. Для выбора невесты его отец, великий князь Иван III, приказал собрать в Москву первых красавиц из всех русских княжеств, поскольку ему не удалось найти невесту Василию среди иностранных владетельных домов. В Москву прибыли 1500 девушек — очень красивых, знатных и незнатных, из них поэтапно выбрали 300 оучших, затем 200, 100 и 10 лучших показали Василию, который выбрал дочь именитых московских бояр Соломонию Сабурову.

Сабурова, Соломония Юрьевна

В 1505 г. состоялась свадьба, через 4 месяца Иван III умер, Василий стал великим князем. Брак был долгим и счастливым, но не было детей. Великокняжеская чета ездила по монастырям, делала богатые вклады, но детей все равно не было, брак оставался бездетным. У Василия III были четыре брата, которым он не хотел оставлять престол, не разрешил им жениться. По завещанию отца в свое владение братья получили 30 городов, а Василий — 66. Василий III чуть ли не ненавидел братьев, считавших завещание отца несправедливым, ждавшим его кончины и перехода верховной власти к одному из них.

Заболев, Василий III даже собрался передать право наследования престола мужу сестры Евдокии — татарскому царевичу Куйдакулу, в православии Петру, но он внезапно скончался (скорее всего, его отравили). Василий III узнал о слухах о его собственном бесплодии. Стало ему известно и то, что жена несколько раз обращалась к гадалкам и колдуньям, чтобы они избавили великокняжескую чету от бездетности. Церковь категорически запрещала (и запрещает) обращаться к гадалкам, колдунам, оценивает подобные действия как большой грех.

Тогда подобные действия царицы оценили не только как грех, но и вред ее супругу, оказавшемуся жертвой порчи. Одна из гадалок уверенно царице сказала, что детей у них не будут никогда. Василий III стал думать о неизбежности их развода, для решения этого вопроса собрал совет из духовных лиц и бояр. Московский митрополит Даниил изъявил готовность взять грех развода князя на свою душу. Некоторые бояре и священнослужители открыто выступали против развода (князь Патрикеев — инок Вассиан Косой, монах Макрсим Грек, князь Семен Курбский), все они за это были жестоко наказаны, заточены. Большинство людей было против развода, осуждали намерение Василия III, но боялись его гнева и молчали.

Василий III руководствовался государственными интересами в личной жизни. После тяжелых раздумий Василий III решился на развод. С разрешения митрополита Даниила он развелся и получил право вступить в новый брак. Бывшую жену Соломонию Сабурову Василий III заключил в 1525 г. в московский Рождественский монастырь, затем ее отвезли в суздальский Покровский монастырь, где она прожила 14 лет и скончалась, пережив бывшего мужа и его новую жену.

Преподобная София, в миру Соломония, великая княгиня,

Легенда утверждает, что оставленная царем Соломония якобы тайно родила сына и его тайно воспитали в обном из боярских домов. По другой версии, он якобы стал знаменитым разбойником Кудеяром.

Василий III Vasiliy III 1505-1533.

Василий III, вероятно, в душе жалел свою разведенную жену, хотя бы отчасти корил себя за грех развода, как мог (в рамках приличия) проявлял заботу о ней и городе, монастыре, где она оказалась. Так, в суздальском кремле в 1528-1530 гг. по велению и на пособие Василия III провели реставрацию Рождественского собора. На должное содержание разведенной царицы в суздальском Покровском монастыре он выделил обители село Вышеславское с крестьянами. В Покровском монастыре по велению Василия III построили в надвратной церкви небольшое помещение для отдельного престола, предназначавшееся только для одной монахини — Софьи, его разведенной жены. Вообще Василий III каким-то образом заранее выделил Покровский монастырь из других женских обителей, чуть ли не догадался о его особой роли в судьбе великокняжеской четы. В период первого десятилетия семейной жизни с Соломонией Сабуровой он приезжал в Покровский монастырь, выделил значительные средства, заложившие основу монастырского благосостояния и позволившие начать обстоятельное каменное строительство в нем.

Брак Ивана III с Еленой Глинской

Второй женой царя стала Елена Васильевна Глинская (1509-1538), в жилах которой текла литовская кровь. Ее дядя Александр бежал из Литвы в Россию. А это значило, что избранница царя происходила из рода беглецов и изменников, обесславивших себя на родине, в Литве.

Елена Глинская Великая княгиня Московская

Факт весьма неприятный: великие князья обычно выбирали себе жен из славных боярских семейств или из уважаемых родов — королевских, царских — вне России. Современники писали, что царь Василий III страстно влюбился в молодую Елену Глинскую, чтобы нравиться ей, он решился на невиданное дело: стал молодиться и даже сбрил бороду, использовал косметические средства.

Через два месяца после развода и пострижения Соломонии Сабуровой царь Василий III обвенчался с Еленой Глинской (ему было 48 лет, ей- 18). Влюбленный в молодую жену царь не разглядел в ее свите ее прежнего любовника князя Ивана Федоровича Телепнева-Оболенского-Сабурова-Овчину (тот вскоре был возведен в знатные чины государства и, возможно, является отцом следующего царя — Ивана IV, родившегося в 1530 г.).

Василий III Иванович

Семь лет царь наслаждался жизнью с молодой женой, родившей ему сыновей Ивана и Юрия (первый затем стал царем Иваном Грозным). Судьба молодой царицы вряд ли была завидной.

Только после смерти мужа она смогла, добавив еще почетных должностей И.Ф.Телепневу-Оболенскому, как бы узаконить его в роли своего практически официального фаворита, такое в великокняжеской семье случилось на Руси впервые.

Е.В.Глинская.ю ее братья-князья и И.Ф.Телепнев-Оболенский после смерти Василия III стали управлять Москвой и Россией. Но судьба их всех сложилась плохо: Глинскую в 1538 г. отравили, Телепнева-Оболенского уморили в заточении голодом и т.д. Это была расплата за притворную любовь к царю и стремление к власти, наживе, богатству любыми средствами.

КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ III ИВАНОВИЧ

Василий III Иванович. Миниатюра из Царского титулярника. 1672 год

В 1505 г. умирающий отец просил сыновей помириться, но едва Василий Иванович стал великим князем, он сразу же приказал посадить Дмитрия в подземелье, где тот и умер в 1508 году. Вступление Василия III Ивановича на великокняжеский престол вызвало недовольство среди многих бояр.

Как и его отец, тот продолжил политику «собирания земель», укрепления великокняжеской власти. За время его правления к Москве отошли Псков (1510), Рязанское и Угличское княжества (1512, Волоцк (1513), Смоленск (1514), Калуга (1518), Новгород-Северское княжество (1523).

Успехи Василия Ивановича и его сестры Елены, отразились в договоре Москвы с Литвой и Польшей в 1508 году, согласно которому за Москвой были сохранены приобретения его отца в западных землях за Москвой.

С 1507 года начались постоянные набеги крымских татар на Русь (1507, 1516-1518 и 1521). Московский правитель с трудом договорился с ханом Менгли-Гиреем о мире.

Василий III Иванович.

Позже начались совместные набеги казанских и крымских татар на Москву. Князь московский в 1521 году принял решение о строительстве городов-крепостей в районе «дикого поля» (в частности, Васильсурска) и Большой засечной черты (1521-1523гг.) с целью укрепления границ. Также он приглашал татарских царевичей на московскую службу, давая им обширные земли.

Летописи свидетельствуют о том, что князь Василий III Иванович принимал послов Дании, Швеции, Турции, обсуждал с папой римским возможность войны против Турции. В конце 1520-х гг. начались отношения Московии с Францией; в 1533 году прибыли послы от султана Бабура, индусского государя. Торговые отношения связывали Москву с Италией, Австрией.

Великий князь Василий III Иванович

ПОЛИТИКА В КНЯЖЕНИЕ ВАСИЛИЯ III ИВАНОВИЧА

В своей внутренней политике он в борьбе с феодальной оппозицией пользовался поддержкой Церкви. Также увеличилось земельное дворянство, власти активно ограничивали привилегии бояр.

С боярами Василий III обращался осторожно; ни один из них, кроме сравнительно незнатного Берсеня Беклемишева, не подвергся смертной казни, и опал было немного. Зато и внимания большого Василий III боярству не оказывал, советовался с боярской думой, по-видимому, более для формы и «встречи», т. е. возражений не любил, решая дела преимущественно с дьяками и немногими доверенными людьми, среди которых виднейшее место занимал дворецкий — Иван Шигона, подьячий из тверских бояр.

Годы правления Василия III Ивановича ознаменовалось подъемом русской культуры, широким распространением московского стиля литературного письма. При нем московский Кремль превратился в неприступную крепость.

По рассказам современников, князь был крутого нрава и не оставил благодарной памяти о своем правлении в народной поэзии.

Великий князь московский и всея Руси Василий Иванович умер 4 декабря 1533 года от заражения крови, которое было вызвано нарывом на левом бедре. В агонии он успел постричься в монахи под именем Варлаама. Был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. Наследником престола был объявлен 3-летний Иван IV (будущий царь Грозный), сын Василия Ивановича, а регентшей назначена Елена Глинская.

Василий был женат дважды.
Его жены:
Сабурова Соломония Юрьевна (с 4 сентября 1506 года по ноябрь 1525 года).
Глинская Елена Васильевна (с 21 января 1526 года).

Детей было 2 (оба от 2-го брака): Иван IV Грозный (1530 -1584) и Юрий (1532-1564).

С возведением Даниила в сан митрополита московского можно было ожидать, что иосифлянство окончательно утвердится в Московии. И действительно, вскоре Даниил устранил своих основных противников. Когда появлялась вакансия на то или иное важное место в церковной администрации, Даниил назначал иосифлянина. Следует согласиться с тем, что он знал, как подбирать квалифицированных помощников, и некоторые из его назначений были вполне удачны. Именно Даниил возвел в 1526 г. Макария в сан архиепископа новгородского. Макарий проявил себя одним из просвещенных русских священнослужителей, и ему предстояло сыграть важную роль первой половине царствования Ивана Грозного. Даниил поддерживал самодержавие Василия разными способами и увеличил подчинение русской церкви власти великого князя. В свою очередь, Василий III вынужден был отказаться от своих и претензий на церковные земли.

Поскольку церковные земли не подлежали конфискации в местный фонд, у Василия III не было иного выбора, кроме как извратить часть государственных (черных) земель поместьям, хотя он пользовался каждым случаем для расширения фонда государственной земли через аннексию, как это было с Псковом и Рязанью. К 1523 г. Василию удалось присоединить также и Северскую землю. Двое северских князей, потомки прежних врагов Василия II – Василий Шемячич Новгород‑Северский и Василий Стародуский, внук Ивана Можайского – признали господство Ивана III в 1500 г. и были оставлены в Северской земле как удельные князья. Они ненавидели друг друга и плели друг против друга интриги. Василий Стародубский умер около 1518 г., и его удел отошел к Москве. В 1523 г. великий князь Василий III призвал князя Василия Шемячича в Москву для объяснений, поскольку тот подозревался в тайной связи с королем Сигизмундом. Шемячич боялся появляться в Москве, но митрополит Даниил поручился за его безопасность, дав клятву на иконе Богоматери. Сначала Шемячич был хорошо принят в Москве, но вскоре арестован и заключен в тюрьму. Там он и умер шестью годами позже, а его удел был включен в состав московских земель.

Даниил не встал на защиту Шемячича, что возмутило многих русских, особенно тех, кто следовал заповедям Нила Сорского. Великий князь Василий, однако, был доволен действиями Даниила или, скорее, отсутствием всяких действий. Вскоре Даниил помог Василию с решением его семейных дел. Как уже упоминалось Василия огорчало бесплодие его жены Соломонии (урожденной Сабуровой). Соломония была доброй и добродетельной женщиной, и Василий был всем доволен, кроме отсутствия наследников. Для Василия III это было делом не только семейным делом, но и государственным. Если бы он умер бездетным, ему наследовал бы брат Юрий, а Василий Юрию не доверял; если быть точнее, он презирал его.

Ведущие московские бояре, руководствуясь государственными соображениями, поддержали решение Василия III развестись с Соломонией и жениться снова. Все дело теперь зависело от митрополита, без чьего позволения Василий III не мог начать бракоразводный процесс. Развод в подобном случае противоречил евангельским заповедям и обычаям греко‑православной церкви. Сначала Даниил не решался дать разрешения на развод. Вероятно, под влиянием Максима Грека он посоветовал Василию III проконсультироваться с восточными патриархами и с монахами горы Афон. Так и было сделано, но положительного ответа Василий не получил. Тогда Даниил все‑таки дал санкцию на развод. 28 ноября 1525 г. Соломонию, несмотря на ее протесты, постригли в монашенку под именем София и отправили в Покровский монастырь в Суздале. Вскоре после этого Даниил благословил второй брак Василия с молодой княжной Еленой Глинской и сам совершил богослужение в день свадьбы 21 января 1526 г.

Пособничество Даниила разводу и повторному браку Василия III вызвало негодование многих выдающихся русских людей, особенно – противников Василия III и иосифлянства. В одной из редакций Псковской летописи второй брак Василия назван прелюбодеянием. Таковым же было и мнение Вассиана Патрикеева. Максим Грек также полагал, что развод и новый брак с церковной точки зрения незаконны. Некоторые бояре, включая князя Семена Федоровича Курбского и Ивана Никитича Берсень‑Беклемишева (долго находившегося в немилости у великого князя), резко критиковали как митрополита, так и великого князя.

Большинство из тех, кто выступал против развода и повторного брака Василия, были наказаны тем или иным образом под разными предлогами. Князь Курбский попал в опалу и умер в немилости в 1527 г. Берсень‑Беклемишев был обвинен в нанесении оскорблений великому князю и в феврале 1525 г. вместе со своим другом взят под стражу и подвергнут пытке. Берсеня приговорили к смерти, а его друга дьяка – к отрезанию языка. Берсень был другом Максима Грека и часто навещал его. Это обстоятельство было раскрыто во время суда над Берсенем, и Максим был вызван для дачи показаний перед особым собором, на котором председательствовал сам великий князь, и который включал в себя не только епископов и монахов, но и бояр.

О религиозных и политических взглядах Максима Грека будет идти в другом томе. Здесь же будет нелишним сказать несколько слов о его положении на Руси до 1525 г. В свое время его пригласили в Москву с предложением переводить толкования псалмов и некоторых других греческих трудов, а также опровергать ересь жидовствующих. Максим считал, что его миссия только временная. Проблема заключалась в том, что когда он покидал гору Афон, он не знал ни славянского (использовавшегося русскими в их церковных книгах), ни русского. Он сразу же взялся за изучение обоих языков. Поскольку он был хорошим лингвистом (знавшим в совершенстве греческий и латынь), задача эта была не слишком трудной, но, естественно, выполнение ее требовало времен Двум ученым русским, в том числе Дмитрию Герасимову, было поручено работать с Максимом. Они не знали греческого; так образом, Максим вынужден был переводить оригинальный греческий текст на латынь, а Герасимов и его коллега уже перевод ли его на русский. Позднее Максим уже мог самостоятельно пер водить непосредственно с греческого на русский. Конечно же, ошибки в переводе были неизбежны и в конце концов эти ошибки стали причиной нападок на него иосифлян.

Максим был принят митрополитом Варлаамом с большим уважением. Под влиянием Варлаама Василий III также сначала благожелательно отнесся к нему; на Грека смотрели как на крупного реформатора, ученого и талантливого человека, который призвав был давать государю и митрополиту советы, как построить идеальное государство и общество. Духовные и этические взгляды Максима на христианство были созвучны воззрениям заволжские старцев (не следует забывать, что корни духовности Нила Сорского также уходили в мудрость ученых‑монахов горы Афон). Последователи нестяжателей, такие, как Варлаам и Вассиан Патрикеев, лучше могли понять и оценить Максима, нежели иосифляне. Поэтому вполне естественно, что Вассиан Патрикеев и его друзья близко сошлись с Максимом и стали часто навещать его. Большинство бесед Максима с гостями носило религиозный характер, но иногда, особенно в разговорах с опальным боярином Берсень‑Беклемишевым, поднимались и политические вопросы. Сам Максим готов был всем сердцем поддерживать тех, кто выступал против права монастырей владеть земельными угодьями.

Как только Варлаам был смещен с московского престола и митрополитом стал Даниил, противники монастырской собственности утратили свое влияние при великокняжеском дворе. Сначала Даниил терпимо относился к Максиму, уважая его ученость, вскоре его отношение изменилось, и после суда над Берсенем решил взяться и за Максима.

На соборе 1525 г. Максима обвинили в резкой критике русских церковных книг, в восхвалении авторитета патриарха константинопольского и в допущении некоторых догматических ошибок. Последнее обвинение возникло из‑за того, что Максим, когда писал на славянском, иногда ошибался, и был неверно понят. Что касается авторитета патриарха константинопольского, то Максим никогда не скрывал своего мнения, что митрополиту московскому нужно благословение от патриарха. Максим считал себя членом греческой церкви, а не подчиненным властям русской церкви. Максиму вынесли суровое наказание. Он был заключен в Волоцкий монастырь «для покаяния и исправления»; ему запретили учить кого‑либо, сочинять что‑либо и вести с кем бы то ни было переписку.

В заключении Максим испытывал тяжелые физические и духовные страдания. Несмотря на жесткий режим, он сумел написать несколько писем, в которых защищал себя и резко нападал и недостатки русской церковной иерархии. Это стало известно Даниилу, и в 1531 г. Максим еще раз предстал перед судом. На сей раз часть обвинений против него носила политический характер На основании дружбы с турецким посланником, греком Скиндером, который к тому времени уже умер (1530 г.), Максиму предъявили обвинения в симпатиях к туркам. Кроме того, Максим был признан виновным в богохульстве и искажении Писания, и ему на этой почве было запрещено принимать Святое причастие, что стало для него суровым ударом. Его перевели из Волока в Отрочь монастырь в Твери. Тверской епископ прежде был монахом Волоцкого монастыря, и Даниил мог быть уверен, что Максиму будет выказано никакого благоволения.

Решив судьбу Максима, собор 1531 г. перешел к рассмотрению «так называемых» преступлений Вассиана Патрикеева. В частности, митрополит Даниил вменил ему в вину следование доктринам дохристианских греческих философов, таких, как Аристотель и Платон. Гнев Даниила вызвала также острая полемика Вассиана с иосифлянами по вопросу о монастырской земле. Более того, Вассиан высказывал сомнения по поводу предполагающегося причисления к лику святых митрополита Ионы и Макария Калязинского, каждый из которых должен был быть официально канонизирован в 1547 г. В ряде своих писаний Вассиан выражал определенные неортодоксальные взгляды, особенно на божественную природу тела Христова. Это дало возможность Даниилу объявить Вассиана последователем ереси Евтихия и Диоскора, то есть, мо‑нофиситом и манихеистом. Собор признал Вассиана еретиком и приговорил к заключению в Волоцкий монастырь. Там осужденный был брошен в ту же тюремную келью, что раньше занимал Максим Грек, который теперь находился в Твери. Вассиан был заточен в монастырь бессрочно, и дата его смерти нам неизвестна. Вероятно, это случилось около 1532 г. Знаменитый противник Ивана Грозного Андрей Михайлович Курбский говорит, что Вассиана по приказу Василия III «вскоре уморили голодом» волоцкие монахи. Курбский мог ошибаться относительно причин смерти Вассиана, но то, что Вассиан умер «вскоре» после прибытия в Волок, представляется правдоподобным.

Повторная женитьба Василия III повлекла за собой немало религиозных, политических, династических и психологических изменений. С религиозной и политической точек зрения, Василий порвал со многими близкими ему людьми. Среди этих людей, как мы знаем, были духовное светило православного христианства Максим Грек и искатель религиозной правды Вассиан Патрикеев. Однако боярская дума, как и большинство бояр в целом, продолжала поддерживать общую политику Василия III. Положение боярского совета оставалось прежним. Дядя новой великой княгини Елены – князь Михаил Львович Глинский – вскоре был прощен Василием, вернулся и стал важной фигурой при великокняжеском дворе. В думе Глинский занимал третье место после князя Бельского и князя Шуйского.

В 1526 г. Запад снова попытался примирить Москву с Литвой. В Москву отправился посланник императора Карла V, которого в качестве представителя его брата, короля Фердинанда, сопровождал барон Герберштейн. Папа также послал своего легата. На сей раз западное посредничество в московско‑литовском конфликте отчасти удалось, и перемирие продлили еще на шесть лет, условии, что Смоленск останется под властью Москвы.

Крымские татары несколько раз совершали набеги на приграничные московские области, но всякий раз получали отпор. Ода ко им удалось доставить Москве немало неприятностей. Московские позиции по отношению к Казанскому ханству сильно укрепились благодаря строительству новой русской крепости – примерно на полпути между Нижним Новгородом и Казанью на правом берегу Волги в устье реки Суры, притока Волги (1522 г.). крепость, известная как Васильсурск (в честь Василия), служил аванпостом в дальнейших русских походах на Казань. В 15321 казанцы согласились на то, чтобы Василий III выбрал им нового хана, при условии, что им не будет Шах‑Али. Василий отправил в Казань брата Шаха‑Али, касимовского царевича Яна‑Али (Эналея). Таким образом, московский сюзеренитет над Казанью был восстановлен.

С династической точки зрения второй брак Василия III реши проблему престолонаследия. 25 августа 1530 г. великая княгиня Елена родила первого сына, крещеного под именем Иван; он станет будущим царем Руси – Иваном Грозным. Три года спустя на. свет появился еще один царевич – Юрий. Рождение Ивана сильно укрепило дух Василия и придало ему уверенности в решении как семейных, так и политических вопросов. Теперь он согласился на брак своего младшего брата, князя Андрея Старицкого, с княжной Ефросиньей Хованской, которая оказалась очень честолюбивой женщиной. (Князья Хованские были потомками Гедимина). Свадьба Андрея и Ефросиньи состоялась 22 февраля 1533 г.

Для Василия рождение сына, вопреки мнению тех, кто критиковал его второй брак, было знаком милости Господней, и это делало его более смелым в общении с противниками. В 1531 г. он безжалостно уничтожил как Вассиана Патрикеева, так и Максима Грека.

К моменту повторной женитьбы Василию III было сорок сем" лет, а его невеста Елена была молодой девушкой. По всей вероятности, Василий был страстно влюблен в нее; рядом с ней он чувствовал себя моложе и стремился соответствовать своей супруге. Елена провела юность в Литве и впитала многие понятия и обычаи западной цивилизации и западного образа жизни. Василий III стал следовать некоторым западным обычаям. Он начал брить свою бороду, что шло вразрез с давней московской традицией. Современному читателю это может показаться незначительным фактом, во ввиду крайнего консерватизма московского образа жизни в XVI веке это имело символическое значение. Нам не следует забывать, что Петр Великий начал эру своих коренных реформ с того, что в 1698 г. стал лично стал резать бороды русским дворянам.

Василию III нравилось общаться с западными людьми, особенно с врачами и инженерами. Образ жизни на Западе был тесно связан с религией. Для русских того времени – и не только для русских – религия являлась сердцевиной культуры. Вассиан, наученный горьким опытом Максима Грека, в значительной степени поддался западному влиянию. Как раз во времена Василия III власть римско‑католической церкви в Европе перестала быть монолитной, и голову поднял протестантизм. Магистр Тевтонского ордена стал лютеранином и в 1525 г. основал новое светское государство – Пруссию. Новое протестантское государство стремилось влиять на отношения Москвы и Польши, таким образом, религиозные изменения в Пруссии определенным образом повлияли на международную политику . Однако на протяжении некоторого времени протестантизм на Руси не имел особенного значения – символом Запада оставался римский католицизм. Все время, пока Василий III пребывал у власти, папа надеялся обратить Русь в «римскую веру». Его постигло разочарование, но несомненно, что Василий и некоторые русские из его окружения благосклонно воспринимали западное учение, в том виде, в котором оно подавалось католиками, хотя и не были готовы к обращению в католицизм.

Любимым врачом Василия был немец из Любека, Николай Булев. В русских источниках его называют «Николай Немчин» или «Николай Латинец» (т.е. римский католик). Николай провел много лет на Руси и преуспел в русском языке. Он был человеком живого ума и интересовался не только медициной, но и астрономией и астрологией. Что касается религии, то он выступал за унию между восточной и западной церквями. Он излагал свои взгляды в письмах многим влиятельным русским и беседах с боярами и священнослужителями. Среди его поклонников был владевший латынью боярин Федор Карпов, которого мы можем называть русским «западником» XVI века (в терминах истории русской интеллектуальной жизни XIX века). Короче говоря, Николай Булев стал популярной фигурой среди русской интеллектуальной элиты времен Василия III. О мнениях Николая Булева мы можем судить практически только по высказываниям его противников – Максима Грека и Филофея из Пскова.

21 сентября 1533 г. Василий III вместе со своей супругой и двумя детьми отправился паломником в Сергиево‑Троицкий монастырь. Оттуда Василий поехал в Волок на охоту, но вскоре заболел. Его болезнь началась с нарыва на левом бедре, который стал вскоре угрожающе расти и вызвал воспаление. Сначала Василий требовал, чтобы его болезнь и заражение крови держали в секрете. Он вызвал в Волок лишь своих врачей и нескольких бояр. Когда прибыл Николай Булев, Василий сказал ему: «Брат Николай! Ты знаешь о моей большой милости к тебе. Не можешь! ты сделать что‑нибудь, применить какое‑нибудь лекарство, чтобы облегчить мою болезнь?» Врач ответил: «Государь, я знаю о твоей милости ко мне. Если бы это было возможно, я бы искалечил с собственное тело, чтобы помочь тебе, но я не знаю никаких, карсте для тебя, кроме Господней помощи».

Лицом к лицу с надвигающейся смертью, Василий III проявил великую силу духа. Он говорил тем, кто был вокруг него: «Брал Николай был прав, когда он назвал мою болезнь неизлечимой. Теперь мне нужно думать о том, как спасти свою душу». Перед смер1 Василий Ш хотел закрепить трон за сыном Иваном и принять монашеский постриг. Он был перевезен в Москву, где в великокняжеском дворце собрались его жена с детьми, его братья, митрополит Даниил и многие бояре. Даниил и высшие бояре были единодушны в признании Ивана наследником трона и обязались провозгласить его новым великим князем, как только Василий III умрет. Однако желание Василия Ш стать перед смертью монахом вызвало у многих протест. Эту запутанную ситуацию разрешил митрополит Даниил, и находящийся в полубессознательном состоянии Василий был пострижен) монахи. Он умер 3 декабря 1533 г.

Таким образом, трехлетний мальчик Иван стал государем Всея Руси. До его совершеннолетия управлять страной должно бы. регентство, состоявшее из великой княгини Елены, митрополита Даниила и ведущих бояр. Это правление могло бы быть успешным при условии согласия и сотрудничества регентов. Но согласие длилось недолго, затем начались раздоры, которым суждено было болезненно повлиять не только на мальчика Ивана, но и на стабильность Великой Руси.

Конечный успех объединения русских земель в едином государстве явился достижением великого князя Московского Василия III Ивановича (1505-1533). Не случайно австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, дважды посетивший Россию в первой трети XVI века и оставивший знаменитые «Записки о Московии», писал, что Василий III превосходил властью «едва ли не всех монархов целого мира». Тем не менее, государю не повезло - причудливая историческая память, по заслугам отдав должное его отцу и не менее справедливо закрепив жестокий образ его сына Ивана Грозного, не оставила достаточно свободного места самому Василию III. Словно бы «зависший» между двух державных Иванов, Василий III всегда оставался в их тени. Ни его личность, ни методы правления, ни формы преемственности во власти между Иваном III и Иоанном Грозным до сих пор не изучены достаточно полно.

Детство, юность

Василий III родился 25 марта 1479 года и был наречен в честь исповедника Василия Парийского, унаследовав одно из традиционных для московского княжеского рода Даниловичей имя. Он стал первым сыном от второго брака Ивана III с Софьей Палеолог, которая происходила из морейской линии правившей до 1453 года династии в Византии. Прежде Василия у великокняжеской четы рождались только девочки. В поздние летописи даже было записано чудесное предание о том, как страдавшая от отсутствия сына Софья получила знамение от самого преподобного Сергия о рождении будущего наследника престола. Однако долгожданный первенец не был главным претендентом на престол. От первого брака Иван III имел старшего сына - Ивана Молодого, который как минимум за восемь лет до рождения Василия был объявлен соправителем Ивана III. Но в марте 1490 года Иван Молодой умер, и у Василия появился шанс. Исследователи традиционно говорят о борьбе двух придворных группировок, особенно усилившейся во второй половине 1490-х годов. Одна из них делала ставку на сына Ивана Молодого - Дмитрия Внука, другая продвигала Василия. Расклад сил и страсти этой борьбы нам неизвестны, но мы знаем ее итог. Иван III, первоначально объявивший наследником Дмитрия Внука и даже на некоторое время посадивший Василия «за приставы на его же дворе», сменил гнев на милость в марте 1499 года: Василий был провозглашен «государем великим князем».

Правление (1505-1533)

Соправительство Василия продолжалось более шести лет. 27 октября 1505 года ушел из жизни Иван III, и Василий становится самостоятельным государем.

Внутрення политика

Борьба с уделами

Большая часть владений умершего великого князя перешла именно Василию: 66 городов против 30, доставшихся остальным четырём сыновьям, причём Москва, которая прежде всегда дробилась между сыновьями, теперь целиком переходила старшему наследнику. Новые принципы передачи власти, установленные Иваном III, отражали одну из основных тенденций политической жизни страны - стремление к единовластию: удельная система являлась не только главным источником усобиц, но и серьёзным препятствием экономическому и политическому единству страны. Василий III продолжил централизаторскую политику своего отца. Около 1506 года великокняжеский наместник утвердился в Перми Великой. В 1510 году была упразднена формальная независимость Псковской земли. Поводом к этому послужило крупное столкновение между псковичами и великокняжеским наместником князем Репниным-Оболенским. Удовлетворения жалобы псковичей на самоуправство наместника не состоялось, но последовало ошеломляющее требование: «Ино бы у вас вечье не было, да и колокол есте сняли вечевой». Псков уже не имел сил его отклонить. По распоряжению Василия III из Пскова были выселены многие боярские семьи и «гости». В 1521 году к великому княжеству Московскому присоединяется и Рязанское княжество, шедшее в русле московской политики более полувека. Псковская земля и Рязанское княжество являлись стратегически важными окраинами на северо-западе и юго-востоке соответственно. Резкое усиление позиций Москвы здесь крайне осложнило бы её отношения с соседями. Василий III полагал, что существование буферных вассальных земель, находящихся на стратегически важных окраинах, целесообразнее, нежели их непосредственное включение в состав державы, пока у государства нет достаточных сил для надёжного закрепления за собой новых территорий. Борьбу с уделами великий князь вел, используя различные методы. Иногда уделы уничтожались целенаправленно (например, упразднение Новгород-Северского удела в 1522 году, где правил внук Дмитрия Шемяки князь Василий Иванович), обычно же Василий просто запрещал жениться братьям и, следовательно, иметь законнорожденных наследников. После смерти самого Василия III в 1533 году сохранялись уделы за его вторым сыном Юрием, а также братом - Андреем Старицким. Оставалось и несколько незначительных уделов Верховских князей, располагавшихся в верхнем течении Оки. Но удельная система по сути была преодолена.

Поместная система

При Василии III упрочивается поместная система - механизм, который позволял решить две насущные проблемы, стоявшие перед государством: в то время потребности обеспечения боеспособной армии тесно переплетались с необходимостью ограничений политической и экономической независимости крупной аристократии. Сущность механизма поместного землевладения заключалась в раздаче земель «помещикам»-дворянам во временное условное владение на срок несения «княжей службы». «Помещик» был должен исправно нести службу, мог лишиться земли за нарушение своих обязанностей и не имел права распоряжаться данными ему угодьями, которые оставались в верховной собственности великих князей. В то же время вводились и социальные гарантии: если «помещик»-дворянин погибал на службе, государство брало на себя заботу о его семье.

Местничество

Важнейшую роль в работе государственной машины при Василии III стал играть и принцип местничества - система иерархии, в соответствии с которой высшие должности в войске или на гражданской службе могли заниматься исключительно в соответствии с родовитостью князя или боярина. Хотя этот принцип и препятствовал доступу в администрацию талантливых управленцев, он во многом позволял избежать борьбы в верхах политической элиты страны, стремительно наводнившейся разнородными выходцами из разных русских земель в период образования единого русского государства.

" " и "нестяжатели"

В эпоху Василия III активно обсуждалась проблема монашеского имущества, в первую очередь, обладания землями. Многочисленные пожертвования в монастыри привели к тому, что к концу XV века значительная часть обителей стала богатыми землевладельцами. Одно решение проблемы было предложено : использовать средства для помощи страждущим, в самих же монастырях сделать более строгие уставы. Другое решение исходило от преподобного Нила Сорского: монастырям вовсе отказаться от имущества, а монахам жить «своим рукоделием». Великокняжеская власть, заинтересованная в земельном фонде, необходимом для раздачи в имения, также выступала за ограничение монастырских имуществ. На церковном соборе 1503 года Иван III сделал попытку провести секуляризацию, но получил отказ. Однако время шло, и позиция власти изменилась. «Иосифлянская» среда приложила много усилий для разработки концепции сильного государства, и Василий III отвернулся от «нестяжателей». Окончательная победа «иосифлян» состоялась на соборе 1531 года.

Новые политические теории

Успехи в государственном строительстве, крепнувшее московское самосознание, политическая и идеологическая необходимость дали толчок появлению в эпоху Василия III новых политических теорий, призванных объяснить и обосновать особые политические права великих князей Московских. Самыми знаменитыми являются «Сказание о князьях владимирских» и послания Василию III старца Филофея о Третьем Риме.

Внешняя политика

Русско-литовские войны (1507-1508; 1512-22)

В ходе русско-литовских войн Василию III удалось покорить в 1514 году Смоленск, один из крупнейших центров русскоязычных земель Великого княжества Литовского. Смоленские походы возглавлялись лично Василием III, а в официальном летописании триумф русского оружия будет выражен фразой об освобождении Смоленска от «злыа латыньскиа прелести и насилиа». Последовавшее за освобождением Смоленска сокрушительное поражение русских войск в битве под Оршей осенью 1514 года приостановило московское продвижение на Запад. Тем не менее, во время военных походов 1517 и 1518 годов, русским воеводам удалось нанести поражение литовским силам под Опочкой и Кревом.

Отношения с православными народами

Правление Василия III отмечено углублением контактов России с православными народами и землями, покоренными Османской империей, в том числе с Афоном. Постепенно смягчается и острота церковного раскола между митрополией всея Руси и Константинопольским патриархатом, начавшегося в середине XV века после избрания без санкции Константинополя русского митрополита Ионы. Ярким подтверждение тому служит послание патриарха Феолипта I митрополиту Варлааму, составленное в июле 1516 года, в котором патриарх ещё задолго до официального приятия русскими государями царского титула, удостаивал Василия III царским достоинством - «наивысшего и кратчайшего царя и великого краля всея православныя земли, Великия Руси».

Русско-крымские отношения

Непросто складывались русско-крымские отношения. Они достигли своего пика, когда в июле 1521 года хан Мухаммед-Гирей совершил опустошительный поход на Русь с целью «положить конец возмутительным мятежам идолопоклонников, ожесточённых против ислама». Южным и центральным волостям Московского княжества (передовые силы крымчаков дошли до окраин Москвы) был причинён огромный урон. Мухаммед-Гирей захватил огромный полон. С тех пор оборона Берега - южной границы, которая проходила по реке Оке - становится важнейшей задачей обеспечения безопасности государства.

Отношения с Западом

Начавшиеся еще во времена Ивана III попытки и добиться союза с Великим княжеством Московским против Османской империи продолжались и при Василии III. Государи неизменно подчёркивали ненависть к неверному «поганству» и «врагам Христовым», но не заключали договора. Они в равной степени отказывались становиться в подчинённое положение к «латинянам» и не желали портить ещё вполне дружественные отношения с Османской империей.

Личная жизнь

В 1505 году Василий III женился на Соломонии Сабуровой. Впервые супругой великого князя Московкого стала представительница боярского, а не княжеского рода. У прожившей в браке двадцать лет четы не рождались дети, и нуждавшийся в наследнике Василий III решил сочетаться браком вторично. Соломония была отправлена в монастырь, новой женой государя стала Елена Глинская, происходившая из рода литовских бояр, выехавших на московскую службу. От этого брака родился будущий царь всея Руси Иван Грозный.

3 декабря 1533 года Василий III умер вследствие прогрессирующей болезни, проявившейся во время охоты. Перед смертью он принял иночество с именем Варлаам. Вскоре после кончины великого князя была создана интереснейшая «Повесть о болезни и смерти Василия III» - хроника последних недель жизни государя.

Отношения с боярами

При Василие III исчезают простые удельные отношения подданных к государю.

Барон Сигизмунд фон Герберштейн, германский посол, бывший в ту пору в Москве , замечает, что Василий III имел власть, какой не обладал ни один монарх, и затем добавляет, что когда спрашивают москвичей о неизвестном им деле, они говорят, равняя князя с Богом: "Мы этого не знаем, знает Бог да государь ".

На лицевой стороне печати великого князя имелась надпись: «Великий Государь Василий Божией милостью царь и господин всея Руси ». На оборотной стороне значилось: «Владимирской, Московской, Новгородской, Псковской и Тверской, и Югорьской, и Пермской, и многих земель Государь ».

Уверенность в собственной исключительности была внушена Василию как его дальновидным отцом, так и хитрой византийской царевной, его матерью. Византийскую дипломатичность, действительно, можно почувствовать во всей политике Василия, особенно в международных делах. Подавляя сопротивление его власти, он использовал жесткую силу, или хитрость, или и то другое. Следует отметить, что он редко прибегал к смертной казни, чтобы расправиться со своими противниками, хотя многие из них по его приказу были заключены в тюрьму или изгнаны. Это резко контрастирует с той волной террора, которая захлестнул Русь во время царствования его сына, царя Ивана IV .

Василий III правил посредством дьяков и людей, не выдававшихся знатностью и древностью рода. По отзывам бояр, Иван III еще советовался с ними и позволял себе противоречить, но Василий не допускал противоречий и решал дела без бояр со своими приближенными - дворецким Шигоной Поджогиным, да пятью дьяками.

Выразителем боярских отношений был в то время И.Н. Берсень-Беклемишев - человек очень умный и начитанный. Когда Берсень позволил себе противоречить великому князю, последний прогнал его, сказав: :"Ступай, смерд, прочь, не надобен ты мне ". Позже за речи против великого князя Берсень-Беклемишеву отрезали язык.

Внутрицерковные отношения

Таким образом так называемые "уделы" были упразднены и в Московском государстве остались только простые служилые и князья.

Война с Литвой

Сигизмунд 14 марта писал в Рим и просил организовать против русских крестовый поход силами христианского мира.

Кампания началась 14 июня. Армия под началом Василия III двинулась в направлении Смоленска через Боровск . Осада длилась четыре недели, сопровождалась интенсивным артиллерийским обстрелом города (было привлечено нескоько итальянских специалистов по осаде крепостей). Однако Смоленск вновь выстоял: осада была снята 1 ноября.

В феврале года Василий III отдал распоряжение готовиться к третьему походу. Осада началась в июле. Город был буквально расстрелян ураганным артиллерийским огнем. В городе начались пожары. Горожане набивались в храмы, молили Господа о спасении от московских варваров. Была написана специальныя служба покровителю города Меркурию Смоленскому . Город был сдан 30 или 31 июля.

Торжество взятия Смоленска было омрачено сильным поражением у Орши . Однако все попытки литовцев отвоевать Смоленск окончились неудачей.

В году было заключено перемирие с уступкой Смоленска Москве до "вечного мира" или "докончания". В году, по данному им 9 лет назад обету, великий князь основал близ Москвы Новодевичий монастырь в благодарность за взятие Смоленска.

Войны с Крымом и Казанью

Во время литовской войны Василий III был в союзе с Альбрехтом, курфюрстом бранденбургским и великим магистром Тевтонского ордена, которому помогал деньгами для войны с Польшей ; князь Сигизмунд со своей стороны не щадил денег, чтобы поднимать на Москву крымских татар.

Поскольку теперь крымские татары вынуждены были воздерживаться от набегов на украинские земли, принадлежащие великому князю литовскому, они направили свои алчные взоры в сторону Северской земли и приграничных областей Великого княжества Московского . Это стало началом затяжной войны между Русью и крымскими татарами, в которой на стороне последних позднее приняли участие оттоманские турки.

Василий III пытался сдержать крымцев, стараясь заключить союз с султаном турецким, который как верховный повелитель мог запретить крымскому хану вторгаться на Русь. Но у Руси с Турцией не было никаких общих выгод и султан отклонял предложение союза и отвечал прямым требованием, чтобы великий князь не трогал Казани . Разумеется, великий князь не мог выполнить этого требования.

Летом г. сыну и наследнику Менгли-Гирея, хану Мухаммед-Гирею удалось добраться до окраин самой Москвы . Наместник Черкасс, Евстафий Дашкевич, во главе войска украинских казаков, находившихся у него на службе, совершил набег на Северскую землю. Когда Василий III получил известия о вторжении татар, он, чтобы собрать побольше войск, отступил в Волок, оставив Москву на православного татарского князя Петра, мужа сестры Василия Евдокии (+ 1513). Муххамед-Гирей упустил удобное время и не занял Москву, лишь опустошив окрестности. Слухи о враждебных замыслах астраханцев и движении московского войска заставили хана удалиться на юг, захватив с собой огромный полон.

Казанский хан Мухаммед-Эмин выступил против Москвы вскоре после смерти Ивана III. Весной г. Василий III послал на Казань русские войска, но поход не удался - русские потерпели два серьезных поражения. Однако два года спустя Муххаммед-Эмин вернул Москве пленников и подписал с Василием дружественный договор.После смерти Мухаммед-Эмина Василий III направил в Казань касимовского царевича Шаха-Али. Казанцы сначала приняли его как своего хана, но вскоре, под влиянием крымских агентов, восстали и пригласили на казанский трон Сахиб-Гирея, брата крымского хана ( г.). Шаху-Али было позволено со всеми его женами и имуществом возвратиться в Москву .Как только Сахиб-Гирей воссел в Казани , он приказал часть русских, проживающих в Казани, уничтожить, других обратить в рабство.

Строительство

Правление Василия III отмечено в Москве размахом каменного строительства.

  • Были построены стены и башни Кремля со стороны р. Неглинной.
  • В году освящены Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот .
  • Весной года в Москве были заложены каменные церкви Благовещения в Воронцове , Благовещения на Старом Хлынове , Владимира в Садех (Старосадский переулок), Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором , Варвары против Панского двора и др.

Строились по указу царя храмы и в иных частях русской земли. В Тихвине в году для чудотворной

Выбор редакции
Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...

Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...

Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...

Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...
В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...
Иногда сны нас удивляют и даже шокируют. Например, к чему снятся роды – многим интересно, ведь такое бывает не каждый день! И одно дело,...
Самые ценные рецепты те, которые помогают варить консервацию очень быстро и в то же время получить вкусный продукт. Как раз с такого и...
Интересное сновидение, которое имеет довольно большое количество значений. Обычно рыжие волосы во сне олицетворяют стихию огня, буйный...