Сочинение роль образования в жизни человека. Сочинение на тему «Образование в жизни человека Эссе ваш взгляд на современное образование


Эссе

«Современное образование: необходимость, деятельность, результативность»

Боярская Мария Николаевна – зам. директора по ВР

МОУ Барсовская СОШ

Владимирская область, Киржачский район, п. Барсово

На протяжении все своей жизни, начиная с рождения, человек чему-то учиться – выражать свои эмоции, желания, ходить, говорить, читать, писать, решать проблемы и т.д., получает образование сначала дошкольное, потом школьное, высшее, профессиональное, дополнительное. « Образование - процесс, свойственный личности в течение всего периода активной социальной жизнедеятельности, и как таковой он совершается в самых различных формах».

В настоящее время функции образования, школы и профессиональный статус педагога усложняются под воздействием происходящих в обществе изменений. Прежде всего, новые условия, связанные с изменениями в образовании и в школе выдвигают новые требования, и ключевые компетенции педагогов и учащихся формулируются, как ответ на эти требования.

Современный человек находится в контексте всеобщей интеграции, интегрируется все: экономики, науки, культура, подходы и концепции. В связи с этим возрастает необходимость в развитии самой личности, ее качественных изменений, ответственности и готовности к самореализации, способности социализироваться и адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Одним из ключевых качеств компетентной личности в связи с новыми задачами образования становится такое личное свойство, как инициативность и готовность к переменам. Сразу вспоминается мысль Чарльза Дарвина: «Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликнется на изменения». Высокий уровень инноваций, быстрота происходящих в обществе изменений, сам “взрыв информации” приводят к ускорению процесса старения знаний. Отсюда потребность в развитии работника нового типа: образованного, предприимчивого, настроенного на обучение в течение всей своей жизни (повышение квалификации). Таким образом, развитие «многомерного человека» необходимо и возможно в информационном обществе, где производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда, от человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Так как информационное общество предъявляет более высокие требования ко всей системе образования, включая все ее этапы, то в условиях современного образования необходимо обеспечение перехода к фундаментальному образованию – базе, которая впоследствии позволит варьировать виды деятельности, менять профессии, повышать квалификацию в зависимости от интересов личности. Кроме того, просто необходимо формирование электронной грамотности личности, освоения компьютерных технологий.

В условиях современного образования наиболее актуальным становится деятельностный характер и является залогом повышения эффективности образования, так как «способности проявляются и развиваются в деятельности». При этом личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Актуален переход на личностно-ориентированную и компетентностную модели. Реализация личностно-ориентированной модели в нашей школе имеет положительные, довольно высокие результаты. Ведь творческий, постоянно самосовершенствующийся учитель без труда проводит дифференциацию содержания учебных заданий (по уровню творчества; по уровню трудности; по объёму) с учетом возрастных особенностей и склонностей учащихся, применяет различные технологии формы занятий для активизации учебной деятельности, здоровье сберегающие технологии в процессе обучения. Кроме того успешно реализуется исследовательская и проектная деятельность по всем учебным дисциплинам. Для обеспечения индивидуальной траектории развития учащихся введена профильная старшая школа (последовательный переход к которой предусмотрен Федеральной программой развития образования). А это и есть, я думаю, реальная организационная форма реализации компетентностной модели образования.

Любая деятельность сопровождается взаимодействием с различными людьми, субъектами образования, информационными потоками. Необходимостью умением правильно строить взаимодействие с различными людьми, эффективно общаться обусловлено осуществление диалоговых форм общения, т.е. умение сопоставлять и анализировать разные точки зрения, подходы к проблеме; вступать в диалог с автором (соглашаться или нет, уточнять, выявлять условия правоты автора или своей позиции…); представлять сложную природу мира (неоднозначность). На основании диалогичности формируются различные компетенции, которыми должен обладать учащийся в условиях современного образования: формирование собственного мнения, личностной оценки (субъективность), способность опираться на личный опыт и заинтересованность учащихся в обсуждении проблемы (личностность знания), способность видеть проблему, готовность находить различные пути решения увиденной проблемы (компетенция в решении проблем), способность соотнести себя с миром ценностей, толлерантность (аксиологическая компетенция), работа с информацией, восприятие и интерпретация информации, восприятие авторской позиции и формулирование своей точки зрения на обсуждаемую проблему в виде целостного текста, отвечающего заданным требованиям (коммуникативная компетенция) и т.д. Поэтому в процессе обучения ученики не только слушают мой рассказ, но и постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывая свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают то содержание, которое закреплено научным знанием.

Результаты ученика  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. На мой взгляд важным результатом является личностное знание, которое должно быть выведено самим учеником, учитель выступает лишь в роли наставника, который учит приобретать знания, применять их в различных жизненных ситуациях, создавая проблемные ситуации в виде учебных задач, побуждая учащегося к самостоятельному поиску решений. Формирование личностного знания необходимо начинать с заинтересованного отношения к предмету познания, мотивации на успех, кроме того необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности обучаемого в процессе познания. Наиболее результативным приемом формирование личностного знания считаю создание проблемной ситуации в виде учебной задачи, пробуждающей интерес учащегося, вовлекающей его в самостоятельный поиск решений, поиск новой информации – добывание знаний.

Качество образования не сводится к отдельным свойствам объекта, а выражает целостную характеристику функционального единства его существенных свойств. Внутреннюю основу качества образования составляют степень удовлетворения потребностей и ожиданий (запросов) государства, родителей и детей; уровень достижения образованием поставленных целей; соответствие его определенным нормам. Семья (являясь социальным институтом государства) и само государство заинтересованно в высоком качестве образования. Чтобы удовлетворить это заказ необходимо, прежде всего, сформировать такие базовые качества, как самореализация, способность решать проблемы, адаптивность, социализация, гражданственность, толерантность, диалог культур, культуросообразность, духовность. Формируя базовые качества, тем самым развиваем необходимые компетенции ведущих идей образования (субъектность, диалогичность, личностное знание) и метапредметных компетенций (компетенции в решении проблем, когнитивность, коммуникативность, аксиологичность, гражданская позиция, культуроведение), которыми должен научиться владеть учащийся для достижения высоких личностных, метапредметных и предметных результатов.

Стремительное развитие информационного общества, переход к фундаментальному образованию, развитие «многомерного человека» в идеале находятся, все-таки, в противоречии с действительностью, задача формирования всестороннеразвитой личности, потребность в которой испытывает информационное общество, полностью не реализована, лишь некоторый процент учащихся проявляют способность к планированию, самоконтролю, самооценке, коррекции, у некоторых действия носят не активный характер, не сознательный, в некоторых случаях наблюдается недоразвитие способности к саморазвитию, самореализации, а часть учащихся и вовсе пассивны, проявляют способности репродуктивного характера.

Таким образом, самосовершенствование – есть путь к достижению поставленной перед обществом и личностью целью. Да, как много сегодня ложится на плечи педагога. Но, как утверждает народная мудрость, дорогу осилит идущий…


«Проблемы образования в российских школах»

Качественное ли образование получают наши дети? Этот вопрос встал очень остро именно в последнее время.

Мы учителя, всегда говорим своим ученикам, да и своим детям дома: «Учитесь хорошо. Будете хорошо учиться - будете много знать. Это поможет вам получить хорошее образование и найти хорошую работу в будущем». Но так ли это?

Но мой взгляд, система образования в настоящее время имеет множество проблем.

Процесс формирования и воспитания общества нелегкий и требует много сил и затрат. На каждом этапе возникают сложности, которые необходимо преодолеть.

Во-первых, в образование пытаются внедрить новые стандарты, понятия, методы, технологии. В основном они заимствованы с Запада и не совсем подходят нашей системе обучения. Смешивание элементов разных систем обучения приводит к внутреннему конфликту и отсутствию эффективности. Все нововведения в образовании не тестируются, а сразу внедряются на практике в масштабных размерах. Это приводит часто к нежелательным последствиям. Самый яркий пример стандарты второго поколения, которые внедрили в школы в 2011 году.

Во-вторых, остро стоит проблема получения хорошего образования. Еще в школе детей делят на учеников обычных школ, гимназий и лицеев. С лицеистами больше занимаются физикой, иностранными языками, математикой и другими предметами в зависимости от профиля. Общеобразовательные школы получают меньше финансирования и им сложнее дать достойное качественное образование, которое требует много средств, а значит, снижаются шансы, чтобы каждый мог учиться и получить достойное образование, потому что у него недостаточно для этого денег. И даже если отлично окончить школу, успешно сдать ЕГЭ, это еще не значит, что дети смогут поступить и обучаться в Вузе. Это связано с тем, что затраты на обучение и проживание студентов несоизмеримы с доходами семьи. Выпускники школ сталкиваются с тем, что за высшее образование надо платить. Государство учит бесплатно только самых умных выпускников, инвалидов и сирот. Чем престижнее вуз, тем труднее в него поступить на «бюджет». И тем дороже в нем стоимость обучения. Если выпускник еще и приехал из другого города или села, ему придется решать проблемы с жильем. Примеров много, когда одаренные дети поступили на «бюджет» в престижные университеты нашей страны. Но им не дали общежития. И все они возвращаются домой, так как снимать квартиру в Москве или другом городе их родителям не по карману.

В-третьих, сложная программа обучения - еще один недостаток современного образования. Несмотря на то, что современные дети более продвинутые, им все равно приходится достаточно сложно запомнить, усвоить учебный материал. Проблемой является и система оценки знаний путем тестирования и проведения контрольных, результаты являются не объективными (правильные ответы можно угадать). Еще одно проблема связана с тем, что появилось большое количество учебных программ и разнообразных линий учебников по одному и тому же предмету. Это ведет к отсутствию единых требований к оценке системы знаний.

В-четвертых, современные школы, не дают нужного объема знаний, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ. Будущие выпускники, желающие успешно сдать экзамены, вынуждены прибегать к услугам репетиторов, что является достаточно затратным в финансовом плане. Из этого вытекает проблема так называемой стратификации общества. Образование, традиционно являясь социальным лифтом, в современных условиях способствует усилению социальных контрастов. В обществе формируются страты – члены общества, которые не могут достаточно свободно перемещаться из одной группы в другую. И это не значит, что в наших школах не дают нужных знаний, просто те требования, которые предъявляет наше государство (в лице Министерства образования) и те возможности, которыми располагает школа, не соответствуют друг другу. Простой пример, раньше в советские времена, на изучение предмета физики отводилось 4 часа в неделю, сейчас 2 часа, при больших требованиях. А физика необходимо при поступлении во все технические Вузы нашей страны.

В-пятых образование мало получить, его необходимо применить. Получаешь диплом, а работы нет. Или приходишь на работу, а тебе говорят: «Вот это умеешь делать? В этом разбираешься? Нет? Чему вас только учили?!». Или еще лучше: «Без стража не берем, без опыта не нужен».

Раньше, если человек получал образование, он был уверен в своем будущем, а теперь этого нет. Успех в жизни стал больше зависеть от денег и связей, чем от образования. Честно говоря, меня это пугает.

Образование делает человека умнее и дает профессию, хотя и не гарантирует «светлое будущее». В современном мире мало просто учиться по учебникам, надо самому проявлять инициативу в жизни, познавать новое и преодолевать препятствия.

Проблем в образовании много, но они все, на мой взгляд, решаемы.

Очень хотелось бы видеть во главе нашей системы образования человека опытного, компетентного, знающего все проблемы обычной школы изнутри, человека, который прошел сам этот нелегкий путь от простого учителя до директора школы и далее до министерства образования.

Образование вчера — это, прежде всего, советское образование. Некоторое время назад образование совмещало в себе и культуру, и просветительскую работу, и общественные взаимоотношения и, конечно, обучение. Хотя эта система несла идеологический окрас, ее нельзя назвать несовершенной. Нынешние взрослые, рожденные и выросшие в советском союзе, взращенные и воспитанные советскими учителями, знают наизусть многие стихотворения классиков, столицы стран и многое другое. Образ учителя имел высокие моральные принципы и всесторонние знания. Ученики всегда были уверены в том, что их наставник не подведет и всегда придет на помощь, даст совет. В свою очередь, учащиеся советского образования были активными и идейными, отзывчивыми и ответственными. Это диктовала идеология советского государства, в рамках этой доктрины можно было отдать и получить качественное образование. Один момент, который обуславливает такое качество — это статус учителя. В то время, чтобы стать учителем, нужно было успешно проходить все испытания. Ведь учить детей будут лучшие из лучших. Работник в сфере образования по праву гордился своим званием — учитель.

Нельзя сказать, что нынешнее образование стало хуже. Оно просто стало другим. Современные образовательные учреждения стали больше ориентироваться на западную модель образования. Этой причиной служит тот факт, что дипломы наших школ и высших учебных заведений не котируются за рубежом. Образование сегодня имеет много недочетов и проблемных вопросов. Одна из них не самая главная, но имеет немалое влияние на получение образования. Так, например, не все учреждения образования модернизированы. Начиная с элементарно оборудованного помещения для занятий, заканчивая использованием дополнительных мультимедийных средств. Сегодня невозможно уследить за постоянными изменениями в программе, нет оптимальной и общей программы, что вызывает сложности у учащихся. Зачастую, некоторые из них вынуждены нанимать репетиторов, так как они просто не успевают за учебной программой. Неоднократно многие учителя и преподаватели жалуются на нехватку времени на просто общение с детьми. Ученики имеют очень плотный график. После уроков они торопятся к репетиторам, затем на занятия по интересам. Учителя загружены бесполезным написанием бумаг, что тоже влияет на их интерес к работе. Конечно, современное образование разноплановое, оно дает по окончанию знания из различных областей науки и культуры, но насколько задержатся все эти знания, весь заученный материал в головах учеников.

Будущее образования видится в светлых, тонах, так как процесс его преобразования не стоит на одном месте. Постоянная изменчивость программы не очень хорошо отражается на качестве, но эти изменения, однозначно, нужны. В конце концов, через какое-то время будет найден оптимальный курс на хорошее образование. Многим будущее видится как кадры из фильма, где ученикам преподают безликие роботы или, вовсе, будут существовать такие чипы, где будет храниться весь материал, и им можно будет воспользоваться в любое время. Не исключен и такой прогресс, но это все может быть в необозримом будущем.

Очень много изъянов имеет нынешнее образование. Оно все меньше занимается воспитанием учеников. Поэтому главной целью нужно ставить ее усовершенствование. И делать это нужно не с упором на охватывание всевозможных предметов, а на качество их изучения. Кроме того, это усовершенствование должно включать и просветительскую деятельность, направленную на культурное и духовное обогащение учеников. Нельзя игнорировать успехи образования в прошлом, нужно их использовать сейчас, для усовершенствования его в будущем.

В данном высказывании философ рассматривает проблему образования, его функции в обществе и образование как лифт социальной мобильности. Данная проблема является актуальной в условиях дифференциации общества.

Нельзя не согласиться с мнением публициста, в современном обществе наблюдаются такие тенденции развития образования, как увеличение профилизации среднего образования, что означает более глубокое познание профилирующих предметов, возникает сотрудничество между школами и ВУЗами для помощи в поступлении.

Все это говорит о том, что сейчас образование играет важную роль в жизни успешного человека.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Что же означает образование? Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний и навыков. Одной из функций этого института является статус образовательный, выделенный К. Марксом, который предполагает человек с низким уровнем образованности не сможет передать своему потомству ценные знания и умения, что стимулирует процесс соц. неравенства. Образование является одним из каналов социальной мобильности, то есть путем, по которому происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие.

Обратимся к примерам из русской литературы, например, Д. И. Фонвизин в произведении «Недоросль» рассматривает проблему образования, лени и глупости. В центре сюжета семья Простаковых, где мать семейства- невежа и ее сын, Митрофанушка, точно такой же наглый, глупый лентяй. У него отсутствует цель в жизни, весь день он ест и гоняет голубей. Мать наняла ему учителей, но не для развития и получения образования, а потому что так делали все дворянские семьи. В результате Митрофан вырастает абсолютно не приспособленным к жизни человеком. Ведь функцию воспитания выполнять должны такие институты как семьи и образование.

Множество примеров из истории нашей страны подтверждают мысль автора, доказывающих, что человек, вне зависимости от материального положения своей семьи, от пола и возраста может стать великим человеком благодаря своей образованности. М. В. Ломоносов был разносторонне развитым человеком, учёным-естествоиспытателем мирового значения, энциклопедистом, химиком и физиком, поэтом, положившим начало созданию русского литературного языка, русской поэзии. Жизнь этого великого человека является примером того, что знания – сила, что благодаря образованию можно достичь высот. Он совершил подвиг ради науки, его тяга к знаниям была так велика, что он не побоялся один отправиться в Москву.

Таким образом, образование в современном мире выполняет важные функции для формирования личности и является одним из критериев неравенства общества.

Эссе на тему: «Качественное образование и воспитание»

Если запастись терпением и проявить старание, то

посеянные семена знания непременно дадут добрые

всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.

Леонардо да Винчи

На сегодняшний день современному обществу необходимы, образованные, культурные, творческие, нестандартно-мыслящие люди, которые умеют прогнозировать свою деятельность, планировать ее в перспективе, люди, стремящиеся к саморазвитию, самосовершенствованию.

И чтобы этого достичь, необходимо начинать с самой первой ступеньки - это, на мой взгляд, общение, как средство установления контакта между людьми, ребёнком и взрослым. Ребёнок развивается тогда, когда общается.

Поэтому, первоочередная задача педагогов – развитие личности ребёнка, побуждение ребенка к деятельности, стимулирование поиска, любознательности, создание эмоционально-положительного психологического климата в процессе его воспитания.

Человек постоянно стремится к чему-то новому, неизведанному. Он так устроен. Жизнь меняется, и человек тоже. Но он всегда будет испытывать потребность в другом человеке, в его любви и дружбе, в душевном тепле, умном слове. Только человек может воспитать человека. У каждого из нас был в жизни первый учитель. «… Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель». И каждый человек, мечтающий стать учителем должен раствориться в памяти народа, с которым и для которого он жил» - это слова В. Астафьева.

На мой взгляд, качественное образование и воспитание – система непрерывного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов их усвоения и передачи.

Эти инструменты следует рассматривать с точки зрения организации познавательной деятельности учеников (учения) и профессиональной деятельности учителя (обучения), которые реализуются внутри конкретной образовательной технологии. В этой области реальное положение дел, с моей точки зрения, значительно сложнее, так как средств передачи образовательных стандартов можно разработать огромное количество: как правило, у одной задачи существует множество вариантов решения, и найти наиболее эффективный из них крайне сложно.

Немаловажную роль в воспитании детей, безусловно, играет взрослый: дома – это родители, в детском саду – воспитатель, в школе – учитель. Ребенка можно сравнить с нераспустившимся цветком. Он развивается по своим природным законам. Для его полноценного развития и созревания необходимы плодородная почва (благоприятная развивающая среда) и защита от негативных внешних воздействий. У растения главное – корень, у ребенка – душа. Педагог должен помочь раскрыться его душе для эмоционального, духовно-нравственного восприятия мира. Ребенку нужны не абстрактные знания, а практические,необходимые для участия в реальной жизни и профессиональном труде.

Образование является фундаментом для каждого человека, стремящегося состояться как личность и достичь определенных успехов на том, или ином поприще. Исходя из этого, предоставляется исключительно важным понимание того, что же следует считать качественными характеристиками процесса получения знаний, каковы его функции и тенденции.

Так исторически сложилось, что уровень образования является барометром стабильности и процветания общества, на протяжении долгого периода времени прослеживается прямая зависимость благосостояния страны от эффективности образования. На мой взгляд, мерилом его качества служит способность отвечать на вопросы времени, предлагать возможность перспективы в индивидуальном и государственном масштабах. Каждое поколение сталкивается с вопросом: где и как получать знания, будут ли они востребованы и если да, то на какой промежуток времени.

В современном мире информационные потоки опережают человеческие способности их осмысливать, поэтому очень часто весьма затруднительно принять верное решение, особенно, если оно касается будущего. Когда мы говорим о качестве образования, то начинать следует не с проблем поднятия престижа той или иной профессии, а с другого: дать человеку возможность понять себя, не выполнять социальный заказ, выбирая востребованные профессии. Таким образом, качественный уровень образования напрямую связан с уровнем и качеством жизни. Только образованный и компетентный человек способен достигнуть высокого качества жизни, соответствующего его личным запросам, тем самым становясь ориентиром и примером для своих товарищей, сподвигая их на изменение и повышение уровня образованности.

Нельзя достичь совершенства, необходимо постоянно получать новые знания и применять их в жизни.

Именно к такому виду обучения, при котором конкретизируется каждый школьник, ведет нас государственная программа образования РК. Она в полной мере даёт ребенку возможность получения образования и воспитания высокого качества, ориентированного на результат, спрогнозированный в зоне ближайшего развития ученика, исходя из его максимальных возможностей

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...