Соглашение о разделе продукции. Соглашения о разделе продукции (СРП)


Крайне важным и значимым для России достижением Владимира Путина стала ликвидация, отмена так называемого Соглашения о разделе продукции (федеральный закон № 225-ФЗ от 30 декабря 1995).

Соглашение о разделе продукции было подписано в 1995 году Б. Ельциным под влиянием США. Согласно ему, 264 важных и крупных месторождения природных ресурсов (нети, газа, меди и других) России попали в международную юрисдикцию.

Суть соглашения

Целью Соглашения о разделе продукции стало привлечение в экономику РФ иностранных инвестиций. В соответствии с данным документом, право собственности на имеющиеся в РФ газовые и нефтяные ресурсы сохранялось за Россией, а разработка месторождений велась компаниями-инвесторами. Россия получала долю прибыли от эксплуатации инвесторами природных ресурсов. Но лишь после возмещения инвесторами своих затрат. Никаких налогов иностранные компании, добывающие российские природные ресурсы, не платили.

Подписав Соглашение о разделе продукции, Россия надеялась на рост иностранных инвестиций и, следовательно, на увеличение денежных поступлений в бюджет.

Как на практике действовало Соглашение

Россия не получала практически никаких денег от добычи нефти на её территории. Почему? Потому что иностранные компании-инвесторы предоставляли отчёты об огромных затратах, которые вряд ли были правдоподобными. Содержание офисных помещений, оплата проживания и перелёта сотрудников, юридические услуги – согласно предоставляемым компаниями-инвесторами документам, их расходы были огромны, и постоянно увеличивались. В бюджет Российской Федерации с 1 доллара поступало менее 20-ти центов – ничтожно малые суммы. Фактически российская нефть и прочие природные ресурсы не принадлежали нашей стране. На протяжении долгих лет деньги от продажи нефти утекали за границу.

Действия В. Путина по отмене Соглашения о разделе продукции

С самого первого года вступления в должность Президента РФ В.В. Путин начал борьбу с действующим Соглашением (законом). На это потребовалось немало времени. В 2004 году, при помощи внесения соответствующих поправок в действовавшее на тот момент Соглашение, удалось отменить его практически полностью. Из 262 соглашений отменены были 260. Лишь проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» по-прежнему действуют на условиях Соглашения о разделе продукции. Но это – сложные проекты, находящиеся в отдалённых районах, и требующие огромных денежных инвестиций.

Отмена соглашения: итоги для России

Благодаря отмене документа, в российский бюджет стали поступать денежные средства от добычи полезных ископаемых (прежде всего, нефти) в полном объёме. Если бы соглашение продолжило своё существование, огромные деньги от продажи нефти, газа и других ресурсов продолжали бы поступать за границу, минуя российский бюджет.

Отмена Соглашения позволила увеличить бюджет России более чем в 3 раза.

Ликвидация Соглашения о разделе продукции позволила Российской Федерации встать на путь независимого развития, а не колониального, как это фактически было раньше.

Серьёзная прибыль, полученная в результате добычи и продажи газа и нефти, в результате отмены Соглашения, стала, наряду с увеличением цен на энергоносители, основой для значительного роста российской экономики.

Личная заслуга Владимира Путина заключается в том, что внутри России он пошёл против созданной иностранцами системы. В частности, против системы экономики, государственной власти, управления. Его действия по отмене Соглашения о разделе продукции стали переломом развития Российской Федерации в сторону независимого свободного государства.

) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определённой области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения. Нередко СРП объемлет в себе положения о разведке, добыче и разделе ресурсов (Exploration and Production Sharing Agreement ). Существуют также отдельные специфические разновидности . СРП, как правило, заключаются на продолжительный срок (от двадцати до пятидесяти лет) или же бессрочно. К настоящему времени практически все страны мира имеют действующие СРП с теми или иными корпорациями или группами корпораций. В мировой практике зафиксирован ряд случаев пересмотра условий СРП в связи с теми или иными обстоятельствами, случаи расторжения СРП являются из ряда вон выходящими .

История

Впервые соглашение о разделе продукции было заключено транснациональными нефтегазодобывающими синдикатами с правительством Боливии в начале 1950-х гг. С тех пор такие соглашения заключались ими с правительствами различных третьих стран, попутно были ратифицированы местными законодательными органами (парламентами) и утверждены главами государств (президентами, королями, шейхами и др.). Именно СРП регулируют правовые отношения в сфере добычи ресурсов транснациональными корпорациями в странах Ближнего Востока , Азии , Африки , Южной Америки , стран Карибского бассейна и Канады .

Субъекты

СРП за редким исключением являются договорами международного характера, в которых договаривающимися сторонами являются государство с одной стороны и транснациональные субъекты хозяйственной деятельности (корпорации) с другой.

Исключением из этого ряда являются СРП, заключавшиеся между Советским Союзом и странами соцориентации , где государствами являлись обе договаривающиеся стороны. Другим редким исключением можно считать СРП, заключённое между правительствами США и Великобритании с одной стороны и правительством Бельгии с другой о разделе продукции, добываемой в Бельгийском Конго .

По ряду СРП арбитрами выступают Лондонский международный арбитражный суд (LCIA) и Международная торговая палата в Париже (ICC). Последняя в частности выступала арбитром в спорах между ливийской госкорпорацией NOC (ответственной за предоставление лицензий на добычу ливийских ресурсов иностранным компаниям) и американской нефтедобывающей корпорацией Sun Oil (зарегистрированной в штате Делавэр) в период правления М. Каддафи .

Случаи расторжения

Случаи одностороннего разрыва СРП:

  • 1985 - Катар . Расторжение СРП привело к прямым убыткам консорциума во главе с Wintershall AG (32,5%), в который входили компании Koch Qatar Inc. (35%), Veba Oel AG (12%), Deutsche Schactbau -Und Tiefbohrgesellschaft MBH (10,5%) и Gulfstream Resources Canada Ltd. (10%) на сумму $60 млн (вложенные инвестиции). Впоследствии, СРП были возобновлены на новых условиях.
  • 2008 - Украина . Было расторгнуто СРП относительно разведки и добычи полезных ископаемых Черноморского шельфа, заключенное ранее с Vanco International . 16 июля 2008 года соответствующий иск был подан украинской стороной в Стокгольмский арбитражный суд.

СРП в СССР

Основная статья: Торговые договоры и соглашения СССР

Если не брать во внимание иностранных концессий в СССР в ленинское время и сталинскую эпоху , где речь шла о предоставлении территорий вместе с недрами в распоряжение иностранных субъектов, то СРП, как предоставление только лишь недр или других природных ресурсов, назывались соглашениями о товарообороте и платежах или соглашениями о взаимных поставках товаров. По состоянию на 1953 год СССР имел более двадцати пяти действующих соглашений такого рода. Указанные соглашения содержали в себе ряд правовых условий, связанных с осуществлением товарооборота между договаривающимися странами и производством платежей . В довоенное и послевоенное время основной объём таких соглашений имел краткосрочный характер, практически все они были одногодичными, требовали продления на каждый последующий год. С 1960 года стали заключаться трёхлетние соглашения, а в брежневский период стали заключаться пятилетние соглашения, сначала в экспериментальном порядке (как бизнес-модель для отработки механизма двустороннего взаимодействия для всех последующих договоров такого рода), а затем по отработанному шаблону. Первое пятилетнее СРП между СССР и Японией было заключено в 1966 году (на русском языке официально называлось «Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии о товарообороте и платежах в 1966 - 1970 гг.»), став первым в истории СССР и истории Японии, - советская сторона предоставила в распоряжение японских нефтедобывающих компаний сахалинские недра. С советской стороны в подготовке соглашения участвовал Государственный комитет по экономическим связям СССР (ГКЭС), с японской - Министерство внешней торговли и промышленности Японии . СРП предполагало поставку в СССР оборудования газотранспортной инфраструктуры в обмен на участие в японских газодобывающих компаний в добыче газа из советских месторождений на Сахалине . Одновременно с заключением первого СРП были оговорены положения последующих соглашений о совместной разведке и освоении японской стороной

Соглашение о разделе продукции (СРП) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Данное определение, содержащееся в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» (далее - Закон о СРП), позволяет выделить следующие существенные условия СРП: 1.

Договор заключается между Российской Федерацией как государством и субъектом предпринимательской деятельности. 2.

Отношения носят возмездный характер. 3.

СРП заключаются на определенный срок. 4.

По соглашению инвестору предоставляются исключительные права на участок недр, т. е. государство не имеет права предоставлять данный участок недр другому пользователю. 5. Предоставляются права на поиск, разведку и добычу минерального сырья. Если проводить аналогию с лицензионной системой недропользования, такие права предоставляются недропользователю на основе совмещенной лицензии. 6.

Права предоставляются на конкретный участок недр. 7.

Инвестор действует за свой счет и на свой риск.

СРП наряду с лицензионной системой является одной

из форм предоставления прав пользования недрами. Если проанализировать выделенные нами условия СРП, можно сделать вывод, что единственным отличием СРП от лицензионной системы предоставления прав пользования недрами является слово «договор». Однако именно договорная форма взаимоотношений государства и инвестора является новацией в недропользовании и позволяет осуществлять его на условиях, учитывающих особенности каждого предоставляемого участка. Основной вопрос, который решает инвестор, отдавая предпочтение СРП, - это особый налоговый режим, применение которого делает рентабельным разработку самых сложных месторождений. Именно особенности налогообложения и являются предметом договоренностей сторон, что выделяет СРП из остальных форм предоставления прав пользования недрами.

Кроме особого налогового режима, который выражается в замене части налогов и сборов разделом добытой продукции, соглашения определяют все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в частности: порядок определения объема производимых работ, компенсации затрат инвестора, право собственности на добываемую продукцию, порядок раздела продукции и ее передачи сторонам, взаимоотношения сторон по поводу создаваемого и приобретаемого в рамках соглашения имущества и пр.

Российская Федерация не стала первопроходцем в реализации СРП. Самые первые соглашения появились в Индонезии, Перу, в ближневосточных странах Персидского залива в 70-х годах прошлого века.

В Российской Федерации Закон о СРП был принят в 1995 г. в условиях формирования и систематизации законо дательства о налогах и сборах, о недропользовании. Поскольку процесс формирования предполагает нестабильную правовую ситуацию, Закон о СРП был призван привлечь в первую очередь иностранных инвесторов, обладающих необходимыми финансовыми и производственными возможностями, выделив СРП из действующей правовой и налоговой системы и обеспечив стабильность условий договора. 11.2.

Еще по теме 11.1. Понятие соглашения о разделе продукции:

  1. Соглашение о разделе продукции 7.2.1. Механизм раздела продукции
  2. § 3. Недропользование на условиях соглашений о разделе продукции

Недавно я опубликовал первую статью из серии "Что сделал Владимир Путин": , где я указал, помимо всего прочего, на то, что действовавшее в 90-х Соглашение о разделе продукции (СРП) было подкорректировано таким образом, что он смог добиться "исключения большинства месторождений полезных ископаемых" из этих Соглашений.

Чуть позже вышла статья Сергея Брекотина , где автор утверждает, что "Кто - то уверен, что их было больше. Но всего было заключено 3 СРП с 1994 по 1995 год." и "На самом деле, тексты СРП не менялись. Остались и сами СРП. Но был введен более жесткий контроль за расходами в рамках СРП плюс введены в состав акционеров российские компании (Газпром, Роснефть)."

Поэтому, чтобы уточнить сведения, я решил заняться детальным исследованием самого закона, и не только.

Сам закон можно почитать здесь: "О соглашениях о разделе продукции" , в базе Госдумы он тоже есть: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/94801413-1

Итак, приступим. В аннотации к закону нас интересуют 4 момента:

Аннотация, важная часть №1

Федеральный закон принят в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности и устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции . Закон регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений.

Таким образом, подчеркивается необходимость в иностранном инвесторе, который бы осуществлял поиск, разведку и добычу минерального сырья, то бишь нефти, газа и других полезных ископаемых, на условиях особых соглашений.

Аннотация, важная часть №2

Отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом, регулируются соглашением о разделе продукции, заключаемым в соответствии с Законом.

То есть действие всех остальных законов России на эти процессы и указанные участки прекращается или ограничивается, приоритет имеет Соглашение.

Аннотация, важная часть №3

Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона , проводимых в порядке, установленном законодательством РФ, и в сроки, согласованные сторонами, но не позднее чем через год со дня объявления результатов конкурса или аукциона. В отдельных случаях по совместному решению Правительства РФ и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ соглашения могут заключаться без проведения конкурсов или аукционов .

То есть Соглашения могут проводиться на основании конкурса или аукциона , а могут и без них . Как решит Правительство России и правительство региона России.

Аннотация, важная часть №4

Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением. Компенсационная продукция, а также часть прибыльной продукции, являющаяся в соответствии с условиями соглашения долей инвестора, принадлежат ему на праве собственности.

Продукция, добытая из недр, делится между государством и инвестором. При этом некоторые части этой продукции являются собственностью инвестора.

Сам закон о СРП подписан 30 декабря 1995 г. , №225-ФЗ. Опубликован в январе 1996 г., и тогда же вступил в силу (см. данные по закону в архиве Госдумы, я выше приводил). Закон о СРП несколько раз изменялся и дополнялся: 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря 2004 г., 30 декабря 2008 г., 19 мая 2010 г., 19 июля 2011 г.

Перейдем к основной части.

Глава 1. Общие положения.

Глава 1, ст. 1.4:

В случае, если законодательными актами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, в сфере регулирования отношений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, применяются правила настоящего Федерального закона.

Это то, о чем я говорил выше, разбирая аннотацию.

Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Ну тут тоже все очевидно.

Перечни участков недр , право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, устанавливаются федеральными законами.

Ну тут уже больше ясности появляется. То есть Соглашение - это основа, а по каждому отдельному участку с месторождением принимается отдельный закон.

Тут же есть пояснение:

Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.

Наверное, для начала и это было неплохо. Международные инвесторы только нагуливали аппетит.

Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами , отличных от условий раздела продукции.

Тут обосновывается (якобы) полезность и необходимость СРП. В нашей истории что-то подобное уже было, например, концессии "Лена-Голдсмит".

Соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения настоящего Федерального закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.

Проведено юридическое разделение соглашений на те, которые были подписаны до принятия закона, и после. Часть норм нового закона применяется и к старым соглашениям, если это не противоречит старым соглашениям.

инвесторы - юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и(или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения .

Чем-то это напомнило приватизацию 90-х, когда приходили молодые люди с чемоданчиками долларов, полученных неизвестным путем, и путем нехитрых манипуляций становились владельцами месторождений, заводов, фабрик и т.д. Ну и знаменитые "залоговые аукционы" тоже, когда деньги правительства, размещенные в коммерческих банках, эти банки предоставляли в кредит бизнесменам, которые скупали на них имущество.

Право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Участок недр предоставляется в пользование инвестору в соответствии с условиями соглашения. При этом лицензия на пользование участком недр, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении, выдается инвестору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах, в течение 30 дней с даты подписания соглашения. Указанная лицензия выдается на срок действия соглашения и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями соглашения.

То есть п.1 прямо говорит о том, что помимо данного закона, должно быть заключено отдельное соглашение на право использования участком недр.
П. 2 разъясняет, что на участок выдается лицензия, которая может быть продлена, либо утрачивает силу по истечении соглашения.

Ст. 5, пп. 1-2:

1. Срок действия соглашения устанавливается сторонами в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на день заключения соглашения.

2. Действие соглашения по инициативе инвестора , а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр. При этом условия и порядок такого продления определяются соглашением. При продлении действия соглашения указанная в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на срок действия соглашения органами, выдавшими данную лицензию.

Хитрая формулировка, позволяющая эксплуатировать месторождение практически неограниченное время.

Глава 2. Заключение и исполнение соглашений.

Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения.

Условиями аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определенных Правительством Российской Федерации.

Первое предложение понятно. Второе позволяет Правительству хоть как-то контролировать со своей стороны этих "инвесторов".

Соглашения заключаются на основе положений, установленных законодательством Российской Федерации. Соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации , а также изменения и дополнения, вносимые в указанные соглашения, утверждаются отдельными федеральными законами .

Тут еще одна расшифровка. Оказывается, возможно и в рамках отдельных законов утверждать и проводить разработку месторождений на шельфе и т.д.

Разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией ...
В состав указанной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе представители федерального органа управления государственным фондом недр и (или) его территориального подразделения, представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Комиссия частично представлена людьми из правительства, возможно, из Росимущества или подобных структур, и правительства региона.

Подписание соглашения со стороны государства осуществляется Правительством Российской Федерации .

Закон о СРП был принят Госдумой и Совфедом, подписан Президентом, а дальше как по конвейеру - каждое отдельное соглашение можно заключать напрямую с Правительством - и быстро, и удобно. А еще мы помним, что в первой части было уточнение, что Соглашения могут проводиться на основании конкурса и аукциона или без них.

Ст. 6.6 о том же:

Решение о подписании соглашения со стороны государства принимается Правительством Российской Федерации.

Ст. 7. Условия выполнения работ.

Работы по соглашению выполняются при соблюдении требований законодательства Российской Федерации, а также при соблюдении утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей среды и здоровья населения. При этом соглашением предусматриваются обязательства инвестора по:

и далее указано, что у российских юрлиц преимущественное право участия в качестве подрядчиков, поставщиков и т.д.; количество работников - граждан России на работах должно быть не менее 80%; не менее 70% оборудования должно быть российским или собранным на территории России из комплектующих не менее чем на 50%; экологическая ответственность, возмещение ущерба очистка территории по завершении работ.

Есть отдельный пункт по ВТО:

Положения настоящей статьи, вступающие в противоречие с принципами Всемирной торговой организации , в случае присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации теряют свою силу или должны быть приведены в соответствие с этими принципами в сроки и порядке, которые предусмотрены документами Всемирной торговой организации и соглашением о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

что нивелирует полностью или частично указанные выше положительные вещи.

Ст. 8. Раздел продукции.

Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением , которое должно предусматривать (за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей статьи) условия и порядок:

определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;
определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (далее - компенсационная продукция).
При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75 процентов, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации - 90 процентов общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации;
раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых , и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;

Вот и ответ на вопрос, сколько забирал себе инвестор - от 75% до 90%. Плюс компенсации. Плюс отдельно раздел прибыльной продукции, из которой вычитается та ее часть, которая используется для уплаты НДПИ.

П. 2 определяет альтернативное распределение:

раздела между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68 процентов;

П. 3 объясняет, что вариант придется выбирать только один:

Соглашение может предусматривать только один способ раздела продукции , предусмотренный настоящей статьей. Соглашение не может предусматривать переход с одного способа раздела продукции , установленного настоящей статьей, на другой , установленный настоящей статьей, а также замену одного способа раздела продукции на другой .

Ст. 9. Право собственности инвестора на произведенную продукцию.

1. Часть произведенной продукции, являющаяся по условиям соглашения долей инвестора, принадлежит на праве собственности инвестору.

2. Минеральное сырье, поступающее в соответствии с условиями соглашения в собственность инвестора, может быть вывезено с таможенной территории Российской Федерации на условиях и в порядке, которые определены этим соглашением, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

Все добытое, которое теперь собственность инвестора, можно вывозить за рубеж беспрепятственно и без количественных ограничений, то есть в любых объемах и весах.

Ст. 10 рассказывает, что государственная доля, то есть оставшиеся 32%, 20% или 10%, в зависимости от типа месторождения и способа раздела, зачисляется в федеральный бюджет. Доля инвестора, то есть 68%, 80% или 90%, как уже было сказано выше, отходит ему и может быть вывезена за рубеж беспрепятственно и в любых объемах и весах.

Ст. 11 - Право собственности на имущество и информацию - говорит о том, что результаты геологоразведочных работ и прочие данные, включая физические образцы, остаются в России, и предоставляются при необходимости.

Ст. 12. Транспортировка, хранение и переработка минерального сырья

1. Инвестор имеет право свободного доступа на договорной основе к объектам трубопроводного транспорта , а также право на свободное использование на договорной основе объектов трубопроводного и иных видов транспорта, объектов по хранению и переработке минерального сырья без каких-либо дискриминационных условий.

2. Инвестор в рамках выполнения работ по соглашению имеет право на сооружение объектов по хранению, переработке и транспортировке минерального сырья, право собственности на которые определяется соглашением с учетом положений статьи 11 настоящего Федерального закона.

Инвестор может беспрепятственно перевозить или перемещать свою продукцию по территории России, используя инфраструктуру, принадлежащую России, может использовать мощности хранения, принадлежащие России, и мощности по переработке, принадлежащие России, а также любых частных компаний, осуществляющих деятельность на территории России, и не может быть ни в чем ущемлен в части этих своих прав, то есть ему нельзя отказать в этих правах или поставить ему цены выше, чем у других, кто использует эти права. Также у него есть право самому создавать объекты хранения, переработки и транспортировки сырья на территории России.

Ст. 13. Налоги и платежи при выполнении соглашения.

1. При выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов , установленный Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.

2. При выполнении соглашения инвестор уплачивает разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в соглашении и лицензии (бонусы), ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна , уплачиваемые в порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации на дату подписания соглашения, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии, регулярные платежи за пользование недрами (ренталс), компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Суммы указанных платежей, а также сроки их уплаты определяются условиями соглашения.

Инвестордоговаривается о выгодных для себя суммах, и государство не вправе в одностороннем порядке эти суммы менять, ни увеличивать, ни уменьшать. Только по согласованию с инвестором.

Ст. 14. Учет и отчетность.

1. Учет финансово-хозяйственной деятельности инвестора при выполнении работ по соглашению осуществляется по каждому отдельному соглашению , а также обособленно от такого учета при выполнении им иной деятельности, не связанной с соглашением. Порядок этого учета определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Передача прав и обязанностей по соглашению.

1. Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.

Небольшое регулирование со стороны государства этого аукциона невиданной щедрости.

Статья 17. Стабильность условий соглашения.

1. Условия соглашения сохраняют свою силу в течение всего срока действия. Изменения в соглашении допускаются только по согласию сторон, а также по требованию одной из сторон в случае существенного изменения обстоятельств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Изменения в условии соглашений, внесенные по согласованию сторон, вводятся в действие в том же порядке, что и исходные соглашения.

Один раз условился - и до конца срока ничего нельзя изменить. Напоминает какую-то кабалу... Если одна из сторон против изменений, то изменить ничего нельзя. Единственная "лазейка" - существенное изменение обстоятельств, но она играет в обе стороны, может как улучшить, так и ухудшить.

Указанное положение об изменении условий соглашения не применяется в случае, если законодательством Российской Федерации вносятся изменения в стандарты (нормы, правила) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей среды и здоровья населения, в том числе в целях приведения их в соответствие с аналогичными стандартами (нормами, правилами), принятыми и общепризнанными в международной практике.

Небольшие ограничения от государства.

Статья 18. Государственные гарантии прав инвестора.

1. Инвестору гарантируется защита имущественных и иных прав , приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением.

2. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением , за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности.

Инвестор еще и получает от государства гарантии своих прав.

Статья 21. Прекращение действия соглашения.

1. Действие соглашения прекращается по истечении срока его действия или досрочно по согласованию сторон , а также по другим основаниям и в порядке, которые предусмотрены соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на дату подписания соглашения. Прекращение действия соглашения по согласованию сторон вводится в действие в том же порядке, что и исходное соглашение, за исключением процедуры аукциона.

2. Соглашение, положения которого о способах налогообложения инвестора в соответствии со и настоящего Федерального закона не вступили в силу в течение одного года с даты подписания соглашения, прекращает свое действие по истечении одного года с даты его подписания без соблюдения условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Участок недр, в отношении которого соглашение прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, может быть предоставлен в пользование на условиях раздела продукции только после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, и признания аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников, а также при соблюдении положений статей 2 и настоящего Федерального закона.

Напомнило мне статью о законе о ЦБ, конкретно о причинах, по которым глава ЦБ может быть освобожден от должности. Сухие перечисления всего из нескольких пунктов, выполнить которые очень сложно, причем один сложнее другого.

Статья 23. Иммунитет государства.

В соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.

Добровольный отказ государства от иммунитета в таких делах - все равно что заранее признание вины.

Ну и вишенка на торте:

Глава III. Заключительные положения

Статья 24. Международные договоры Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора .

Это страховка на тот случай, если что-то пойдет не так у "инвесторов". Достанут договор, ткнут пальцем: - А у вас тут написано... , поэтому извольте... платить и каяться.

И, наконец, статья 25 раскрывает нам всю бездну этого махинаторства:

Статья 25. Вступление настоящего Федерального закона в силу.

3. Правительству Российской Федерации в I квартале 1996 года внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об утверждении перечня месторождений , на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

То есть у нас тут налицо вагон и маленькая тележка законов, принятых в основание СРП.
Я покопался в базе Госдумы и нашел около 100 (!) федеральных законов "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции":
http://www.duma.gov.ru/systems/law/?name= продукции&law-type=38&status=7&stage=10&sort=date_asc

Вот только некоторые из них, и это не считая тех, которые приняты по упрощенке, через соглашения Правительства с региональными правительствами, а также без аукционов и конкурсов:

1. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Нежданинском золоторудном месторождении): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99062715-2
2. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Харампурском нефтегазоконденсатном месторождении): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99062717-2
3. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Комсомольском нефтегазоконденсатном месторождении): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99062720-2
4. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ванкорском газонефтяном месторождении): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99070945-2
5. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Штокмановском газоконденсатном месторождении): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99072702-2
6. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ковыктинском газоконденсатное месторождение): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99078755-2
7. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Лугинецком, Федоровском и других нефтегазоконденсатных месторождениях): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/98100194-2
8. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Киринском перспективном блоке проекта "Сахалин-3"): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99001861-2
9. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (участок недр "Северные территории"): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99038814-2
10. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Тянском нефтяном месторождении): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99038821-2
11. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Приобском (северном лицензионном участке) нефтяном месторождении): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99038822-2
12. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Северо-Астраханском перспективном участке): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99059528-2
13. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Тасеевском месторождении золота): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99062706-2
14. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Майском месторождении золота): http://sozd.parlament.gov.ru/bill/99062710-2

А вот материнский закон, на основании СРП, положивший основу всем остальным законам этого типа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=15224&fl...
Он же в базе Госдумы: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/97028175-2

Федеральный закон от 21.07.1997 N 112-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ УЧАСТКАХ НЕДР, ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ КОТОРЫМИ МОЖЕТ БЫТЬ

ПРЕДОСТАВЛЕНО НА УСЛОВИЯХ РАЗДЕЛА ПРОДУКЦИИ

Государственной Думой

Советом Федерации

Настоящий Федеральный закон определяет участки недр, в том числе месторождения полезных ископаемых (далее - объекты), право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции в соответствии с положениями Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".

Статья 1. Отнести Самотлорское нефтегазоконденсатное месторождение, расположенное на территории Ханты - Мансийского автономного округа, к объектам, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Пользователи недр на момент принятия настоящего Федерального закона - акционерное общество открытого типа "Черногорнефть", акционерное общество открытого типа "Нижневартовскнефтегаз".

Статья 2. Отнести Красноленинское нефтяное месторождение, расположенное на территории Ханты - Мансийского автономного округа, к объектам, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Пользователи недр на момент принятия настоящего Федерального закона - государственное предприятие - производственное объединение "Красноленинскнефтегаз" ("Кондпетролеум"), акционерное общество открытого типа "Хантымансийскнефтегазгеология", акционерная нефтяная компания "Югранефть".

Статья 3. Отнести Куранахскую группу месторождений золота, расположенную на территории Республики Саха (Якутия), к объектам, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Пользователь недр на момент принятия настоящего Федерального закона - закрытое акционерное общество "Куранахская золотодобывающая компания".

Статья 4. Отнести Яковлевское месторождение железных руд, расположенное на территории Белгородской области, к объектам, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Пользователь недр на момент принятия настоящего Федерального закона - акционерное общество "Яковлевский рудник".

Статья 5. Отнести Ромашкинское нефтяное месторождение, расположенное на территории Республики Татарстан (Татарстан), к объектам, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Пользователь недр на момент принятия настоящего Федерального закона - производственное объединение "Татнефть".

Статья 6. Отнести месторождения острова Сахалин, расположенные на территории Сахалинской области (Астрахановская морская структура, Восточное Эхаби, Западное Сабо, Катангли, Набиль, Северный купол месторождения Одопту - море, Уйглекуты, Центральная Оха), к объектам, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Пользователь недр на момент принятия настоящего Федерального закона - открытое акционерное общество "Роснефть - Сахалинморнефтегаз".

Статья 7. Отнести Приразломное нефтяное месторождение, расположенное на континентальном шельфе Российской Федерации и находящееся в ведении Российской Федерации, к объектам, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Пользователь недр на момент принятия настоящего Федерального закона - акционерное общество "Российская компания по освоению шельфа" (компания "Росшельф").

Статья 8. Объекты, указанные в статьях 1 - 7 настоящего Федерального закона, относятся к перечню участков недр, в том числе месторождений полезных ископаемых, в отношении которых начиная с даты вступления в силу настоящего Федерального закона могут проводиться переговоры об условиях пользования недрами и заключаться соглашения о поиске, разведке и добыче минерального сырья на условиях раздела продукции.

Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль.

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности - инвестору возмездно и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется выполнить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. В соглашении определяются все необходимые условия рационального и эффективного использования недр, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между участниками соглашения. При этом содержание соглашения должно соответствовать ФЗ РФ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

Перечни участков недр, правололь-зования которыми возможно на условиях раздела продукции, устанавливаются ФЗ. Проекты их вносятся в ГД совместно Правительством РФ и представительными органами государственной власти субъектов РФ, на территории которых расположены соответствующие участки недр. В пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и ФЗ, субъекты РФ осуществляют законодательное регулирование своего участия в С. о р.п. Сторонами соглашения являются:

а) РФ, от имени которой в соглашении выступает Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченные им органы, например территориальные органы управления государственным фондом недр;

б) инвесторы, которыми вправе быть граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица, объединения юридических лиц, создаваемые на основе до-roвоpa о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица.

Лицензия на пользование участком недр выдается инвестору органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением в течение 30 дней со дня подписания соглашения на срок его действия и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями соглашения. Если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, то лицензия выдается одному из участников такого объединения с указанием на то. что данный участник выступает от имени всего объединения. В лицензии указываются все инвесторы (участники объединения).

Соглашение заключается органом, уполномоченным государством, с инвестором - победителем конкурса или аукциона. Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности выполняются в соответствии с программами, проектами,планами и сметами,которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением. Помимо общих требований о рациональном использовании и охране недр, природной среды,безопасном ведении работ соглашением должны предусматриваться дополнительные обязательства инвестора:предоставлять юридическим лицам РФ при прочих равных условиях преимущественное право на участие в выполнении работ в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков и т.п. на основании отдельных договоров с инвесторами; страховать ответственность в связи с возмещением убытков в случае аварий; вывезти все сооружения и иное имущество после завершения работ. Стороны должны предусмотреть в соглашениях условие: не менее определенной части технологического оборудования для добычи полезных ископаемых и их переработки,закупаемого инвестором с последующей компенсацией затрат компенсационной долей продукции, должно производиться на территории РФ.

В соглашении определяются условия и порядок раздела произведенной продукции между государством и инвесторами. Распределение продукции, полученной государством после раздела с инвесторами, между РФ и субъектами РФ осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами. Инвестор уплачивает налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и платежи за пользование недрами: разовые (бонусы) при заключении соглашения, ежегодные - за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), регулярные (роялти), установленные в процентном отношении от объема добычи или от стоимости произведенной продукции. Инвестор освобождается от других обязательных платежей: налогов, сборов, акцизов и т.п. За пользование землей и другими природными ресурсами плата производится в соответствии с законодательством РФ. Инвестор не освобождается от обязательных платежей по социальному и медицинскому страхованию своих работников - граждан РФ, а также от платежей в Государственный фонд занятости населения РФ.

Закон "О соглашениях о разделе продукции" разрешает инвестору передавать (полностью или частично) свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или гражданину только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по данному соглашению. Для этого требуется составление письменного акта и переоформление лицензии. С согласия государства инвестор может использовать принадлежащие ему имущество и имущественные права в качестве залога для обеспечения своих обязательств по договорам, заключаемым в ходе реализации соглашения. Государство гарантирует защиту имущественных и иных прав инвесторов: на него не распространяется действие нормативных актов, которые устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных в соответствии с С. о р.п., за исключением предписаний органов надзора за безопасностью работ,охраной недр, природной среды, здоровья населения, а также общественной и государственной безопасностью. Кроме этого, Закон обеспечивает стабильность условий соглашения:

если в течение срока действия С. о р.п. законодательством РФ, субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, то в соглашение вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действующих на момент заключения соглашения законодательных актов. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением. Споры между государством и инвестором разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде. в арбитражном суде или в третейском суде, в том числе в международных арбитражных институтах.

Лит..-Теплов О.,Клюкин Б;Не-дра и право. М., 1994.

Жариков Ю.Г.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Выбор редакции
1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....

Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...

Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...