Соотношение понятий правовое государство и гражданское общество. Соотношение понятий «гражданское общество» и «правовое государство Гражданское общество и правовое государство их взаимосвязь


Основы социологии и политологии: Шпаргалка Автор неизвестен

57. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ

Гражданское общество – самостоятельная, самоорганизующаяся и самоуправляющаяся часть общества. Государство включает свободные отношения между людьми, порождаемые этими отношениями социальные институты – семью, ассоциации рабочих, крестьян, врачей; церковные, молодежные, экологические движения. Критерием гражданского общества становятся свободные действия и взаимоотношения людей в соответствии с их личными желаниями и интересами. Они поддерживаются и осуществляются на правовой основе.

Гражданское общество – это сфера общественной жизни, в которой главным действующим лицом является сам человек, личность с ее индивидуальными потребностями и целями. Люди стремятся к воплощению различных целей и интересов. В целях сохранения гражданских основ общества все стремления людей оформляются в виде правовой системы и регулируются ею.

Соотношение правового государства и гражданского общества отмечено следующими особенностями:

Понятия «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, внутренне взаимосвязанные и определяющие стороны общества в целом. Гражданская жизнь пронизана элементом политического в той же мере, в какой политическая жизнь не изолирована от гражданского общества:

Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий социально-экономическую и духовную сферы, с одной стороны, и политическую – с другой;

Гражданское общество – первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство, его правовой характер. В свою очередь государство как политический институт – система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества:

Гражданское общество противоположно любой анархии и представляет собой форму общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество – сфера проявления и осуществления индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство – сфера выражения и защиты общих интересов:

Развитие гражданского общества как самодеятельности его членов, выражающих и защищающих индивидуальные и групповые интересы, дает большой простор для развития демократических устоев государства. Степень демократичности государства определяет возможности для развития гражданского общества.

Невозможно полное и всецелое объединение гражданского общества и правового государства в силу специфики их предназначения и функционирования Однако существует тесная взаимосвязь между развитием правовых основ и гражданских традиций общества.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гражданское общество Гражданское общество – в особом смысле, употребляемом некоторыми юристами, обозначает совокупность всех лиц, которые в данное время и на данной территории участвуют в образовании Г. права. Члены Г. общества выступают или в качестве субъектов Г. прав,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СР) автора БСЭ

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Лекция № 18. Гражданское общество Гражданское общество – термин, которым, начиная с XVIII в., обозначали общественные, а в узком смысле – имущественные отношения. Недостаток теории гражданского общества у английских и французских материалистов проявлялся в непонимании

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

25. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА. ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Признаки общества: целостность; устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий); динамизм (смена поколений, преемственность, замедление,

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

46. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений: политических, экономических, социальных и религиозных.Признаки гражданского общества: в гражданском обществе главное – не общество

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

12. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА Идея относительной самостоятельности гражданского общества от государства получила развитие в эпоху буржуазных революций. Затем она была развита в немецкой философии, в частности у Г.Ф.

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Гражданское общество ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - совокупность лиц, обычно называемых «частными»; совокупность межличностных отношений, интересов; совокупность социальных/экологических, культурных, информационных, религиозных, семейных, территориальных и иных структур,

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

2. Является ли Россия многоконфессиональным государством? Существующее ныне в России положение является не отражением мирового опыта, а всего лишь слепым копированием американской модели равенства прав вероисповеданий. Для США это естественно, ибо они были основаны

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - понятие ряда гуманитарных дисциплин, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе. Г.О. - область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О.

Из книги автора

4.6. Гражданское общество и государство Гражданское общество – 1) совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, культурно-творческих, нравственных, религиозных; 2) социальное, экономическое и

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

соотношение гражданского общества и государства Гражданское общество и государство представляют собой понятия которые отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства поскольку именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Соотношение гражданского общества и государства характеризуется тем что их нельзя ни отождествлять ни противопоставлять друг другу тем более...

26. соотношение гражданского общества и государства

Гражданское общество" и "государство" представляют собой понятия, которые отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу.

Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д.

Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Поэтому гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей. Кроме того, противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечить условия для реализации прав и свобод автономной личности также невозможно без государства.

Соотношение гражданского общества и государства характеризуется тем, что их нельзя ни отождествлять, ни противопоставлять друг другу, тем более отрывать одно от другого.

Гражданское общество и государство, обладая относительной самостоятельностью по отношению друг к другу, вместе с тем составляют единое, не лишенное противоречий целое. Ни государство, ни гражданское общество не способны к самостоятельному, более того — взаимоисключающему сосуществованию. Государство—закономерный продукт развития общества, оно появляется тогда, когда в недрах этого общества объективно назрела потребность в таком образовании как государство.

История показывает, что государство может подчинить себе гражданское общество (практика авторитарных, тоталитарных государств). В главном проблема их соотношения сводится к замене подчинения гражданского общества государству подчинением ему государства, несмотря на то, что подчинение общества государству даже может характеризоваться положительной ролью последнего в обеспечении экономического процветания и социальной защищенности личности (например, Чили в период диктатуры Пиночета; современный Китай, где социально-экономическому развитию свойствен синтез социализма и капитализма, но политическая система является однопартийной).

Разрешение проблемы соотношения общества и государства связано с пониманием государства как неотъемлемой подсистемы гражданского общества, имеющей в нем собственный сектор деятельности. Например, так называемое "государство всеобщего благоденствия", в частности, проводит в жизнь государственные социальные программы (строительство, финансирование больниц, школ для бедных; в США существует очередь на получение жилья в государственном фонде).

Содержание направлений взаимодействия государства и гражданского общества в целом может характеризоваться наличием у последнего права на невмешательство государства в определенную сферу жизнедеятельности личности, права на участие в формировании определенных органов государства, управлении некоторыми его делами, права на определенные услуги государства.

Следует различать понятия «общество» и «гражданское общество», «государство» и «общество».

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости и зависит от развитости общества. Какое общество, такое и государство. По мере развития общества, перехода его от низшей ступени к высшей, меняется и государство. С совершенствованием общества государство становится демократическим (в нем осуществляются народовластие, экономическая свобода, свобода личности), а с формированием гражданского общества государство становится правовым.

Что такое общество?

Обществом можно назвать общность людей, которая создается на основе взаимных интересов, взаимного сотрудничества. Правда, не всякая совокупность людей, объединенных общими интересами, является обществом. Студентов в аудитории или зрителей в театре также объединяет общий интерес, но это не общество. Само общество не является простой совокупностью индивидов. Это социальная система.

Общество — система взаимодействия людей, которые связаны между собой интересами в сфере производства, обмена, потребления жизненных благ и устанавливают границы поведения в общих интересах с помощью социальных норм (в том числе — юридических).

К каждому обществу надо подходить конкретно-исторически. У каждого общества имеется своя система отношении:

— экономических: формы собственности, производство, распределение, обмен и др.;

— социальных: отношения между разными группами населения

Политических – отношение групп населения к политической власти., участие граждан и их объединений в политике.

Идеологических-культура, характер и мировоззрения

Общество – сложная динамическая система взаимоотношения людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми, национальными отношениями. Основными элементами, определяющими обществами являются собственность, труд, семья.

Гражданское общество – система взаимодействия в границах права свободных и равноправных граждан государства, их добровольно сформировавшихся объединений, которые находятся во взаимоотношениях конкуренции и солидарности. Вне непосредственного вмешательства государства призванного создавать условия для их свободного развития. Не каждое общество можно назвать гражданским, то есть с достаточно развитыми экономическими культурными правовыми и политическими отношениями между его членами; независимым от государства, но взаимодействующим с ним.

Начало формирования гражданского общества" в странах Европы и Америки приходится на XVI—XVII вв.

Можно выделить три этапа становления гражданского общества, каждый из которых сопровождался существенными изменениями экономических отношений, общественного и государственного строя, развитием сознания индивида и общества, культуры народа и нации, преобразованиями общественной идеологии:

I (XVI—XVII вв.): процесс вызревания предпосылок (экономических, политических, идеологических) развития буржуазного общества, устранения юридического неравенства, ограничения политической власти правом;

II (конец XVII — конец XIX вв.): формирование гражданского общества в наиболее развитых буржуазных странах на началах всеобщего юридического равенства, свободного предпринимательства и частной инициативы.

Формальное равенство открывает возможности для проявления индивидуальности: появляется гражданин как самостоятельный субъект, который осознает себя индивидуальным членом общества. Он конституционно наделен определенным комплексом прав, свобод и в то же время несёт ответственность перед обществом. Государство все более отдаляется от выполнения функций собственника. Развиваются правовые механизмы, сдерживающие политическую власть, подчиняющие ее закону. Происходит становление представительной демократии — постоянно действующих представительных общенациональных учреждений парламентского типа со строго обозначенными полномочиями утверждать налоги и принимать законы;

III (рубеж XIX — XX вв.): развитие постиндустриального общества с машинным производством, фабричной организации. Понятис «гражданское общество» появилось в XVII веке в трудах Г. Греция, Т.Гоббса, Дж.Локка и получило фундаментальное развитие в последующих веках в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье, Гегеля и др. Гегель, напр., рассматривал гражданское общество как единство лиц, его составляющих. Он считал, что поскольку зги лица имеют разные интересы, нередко противоположные, возникает потребность в государстве как организации общей связи каждого с каждым. Диалектически объясняя их взаимосвязь, Гегель называл государство абсолютной целью гражданского общества, ему (государству) подчиненного.

Сформировались три подхода к соотношению гражданского общества и государства:

1) государство и гражданское общество — совпадающие социальные системы;

2) государство и гражданское общество — разные социальные системы, первичным (ведущим) есть государство, которое контролирует гражданское общество;

3) государство и гражданское общество — разные социальные системы, государство выполняет служебную (подчиненную) роль по отношению к гражданскому обществу.

Признаки (черты) гражданского общества — в его соотношении с государством:

1) не существует до государства и вне государства;

2) не включает государство, развивается самостоятельно — без непосредственного вмешательства государства;

3) состоит из субъектов — свободных и равноправных граждан и добровольно сформировавшихся объединений, находящихся в отношениях конкуренции и солидарности;

4) обладает определенным приоритетом перед государством, однако заинтересовано в благосостоянии государства и способствует его развитию;

5) оказывает влияние на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах;

6) вправе требовать от государства защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, не допуская его вмешательства в их частные интересы;

7) формирует право, которое формулируется государством в законах и иных нормативно-правовых актах", гарантирует и защищает его от нарушений со стороны кого бы то ни было. Все потребности гражданского общества реализуются посредством воли государства, выраженной в форме правового акта;

" Первоначально в течение длительного времени гражданское общество вырабатывает норму права в рамках фактических отношений. Благодаря признанию нормы государством фактические отношения доводятся до статуса «юридических».

8) развивается и взаимодействует с государством в границах права, которое выступает как равный и справедливый масштаб свободы и справедливости, а не как способ навязывания государственной воли.

Государство способно содействовать развитию общества либо препятствовать ему.

В функционировании гражданского общества роль цивилизованного государства должна выражаться в том, что оно:

— служит формой, организующей гражданское общество и создающей условия для его развития;

— является относительно самостоятельным

по отношению к гражданскому обществу и осуществляет солидарные публичные интересы всех членов общества;

— устанавливает «правила игры», которых должны придерживаться граждане и их объединения, создаёт благоприятные условия для их существования и развития;

— не вмешивается в частную сферу семьи, быта, культуры (первый уровень гражданского общества): такое вмешательство может иметь место только в целях обеспечения личной или общественной безопасности;

— оказывает необходимую защиту гражданскому обществу, функционирующему в пределах его территории, в том, что относится к социальной безопасности граждан;

— выступает орудием социального компромисса гражданского общества, смягчает социальные противоречия между различными социальными группами;

— юридически обеспечивает возможности гражданина быть собственником, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации, принимать активное участие в политической жизни общества;

— имеет пределы регулирования отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, стандартами в области прав и свобод человека, закрепленными в международных актах.

И гражданское общество, и государство функционируют для удовлетворения потребностей и интересов человека. Гражданским обществом можно назвать такое общество, в котором главным действующим лицом является гражданин как автономная личность:

Субъект, который осознает себя свободным членом общества; свободным экономически — имеющим право выбора форм и видов трудовой деятельности, в том числе предпринимательской; свободным идеологически и политически;

Субъект, который наделен правами и свободами, в том числе правом частной собственности («субъект-собственник»);

Субъект, который осознает ответственность перед обществом;

Субъект, который защищен законом от прямого вмешательства и произвольных ограничений со стороны государства.

Гражданское общество базируется на многообразии форм и видов собственности.

Каждая из них призвана: (1) обеспечить благосостояние всех; (2) открыть экономический простор для приумножения собственности на основе большей интенсивности труда, способностей, творческой инициативы и предприимчивости. Соотношение труда и различных форм собственности в гражданском обществе должно быть таким, чтобы труд позволил создать для каждого достойный общественному прогрессу стандарт жизни. Преобладание в государстве так называемого «среднего класса» — один из показателей сформированного в нем гражданского общества.

Современная концепция гражданского общества исходит из того, что оно является предпосылкой социального правового государства (см. главу «Социальное правовое государство»). Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства сложна и противоречива, поскольку между ними происходит своеобразное разделение организационно-управленческого труда. Гражданское общество как саморазвивающаяся система всегда ощущает давление со стороны государственной власти. В свою очередь государство не может развиваться без свободного развития гражданского общества, которое контролирует действия политической власти. Слабость гражданского общества толкает государство к узурпации его прав, в результате чего происходит перераспределение функций государства и гражданского общества. В таком случае государство, кроме собственных функций, присваивает еще и функции гражданского общества, заставляет его выполнять исключительно государственные решения. Государство и общество существуют в виде противоречивого непрерывного взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность которых в значительной степени зависят от уровня развитости гражданского общества и его институтов.

Государство должно ориентироваться в первую очередь на интересы гражданского общества. Конфронтация интересов государства и гражданского общества является показателем неэффективности государственного управления и самого механизма государства.

57. инкорпорация законодательства понятие, цели, виды

Инкорпорация законодательства - это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, системно-предметном). Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.

Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации - сохранение неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации и консолидации.

Примеры издания разного рода официальных сборников и собраний законодательства в истории права довольно многочисленны. Так, знаменитый Свод законов Юстиниана, как основной источник древнеримского права, представлял собой форму инкорпорации действовавших в тот период в Риме норм. Ныне изданы и постоянно поддерживаются в контрольном состоянии своды (собрания) законодательства в США, ФРГ и ряде других государств.

История создания различного рода сборников и собраний правовых актов в России имеет древние корни и довольно интересна и поучительна.

Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России были предпринята еще в XI - XII веках, в первом сборнике древнерусского права - в Русской Правде. Позднее Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства. Созданное в середине XVII века Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX века оставалось основным сборником законодательных норм в России. К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX века, проведенной под руководством известного юриста того времени М.М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 года.

Свод законов в России был издан в 1832 году и состоял из 15 томов. В него было включено около 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. В него вошли все действующие законодательные акты, исходящие от царя, нормативные акты, принятые Сенатом, министерствами, Святейшим Правительственным Синодом.

В 60 - 70-х годах были подготовлены и изданы Систематическое Собрание законодательства СССР в пятидесяти томах и соответствующие собрания в союзных республиках. В них вошли расположенные по предметному принципу все действующие на момент издания собраний законодательные акты и нормативные решения правительств соответственно СССР и союзной республики. На их базе были подготовлены и изданы в 80-х годах Свод законов СССР (11 томов) и Свод законов РСФСР (8 томов).

Свод законов РСФСР был издан в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие законодательные акты и важнейшие постановления Правительства РФ общенормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку.

Как известно, период издания Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х годов, характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве. Поэтому содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему и ныне он превратился в исторический памятник, непосредственно не влияющий на развитие законодательства и правоприменительную практику.

Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям (см. схему 27). В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т.е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрание нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х годах Свод законов РСФСР.

Подготовка официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части, в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.

Официозная (полуофициальная) инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х годах.

Неофициальная инкорпорация осуществляется федеральными министерствами, организациями, государственными либо частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т.д.). Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.

По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические. В хронологических собраниях нормативных акты располагаются последовательно по датам их издания. В хронологическом порядке издаются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях (например, в "Собрании законодательства Российской Федерации", газетах "Парламентская газета", "Российская газета", "Российские вести", бюллетенях нормативных актов органов исполнительной власти или муниципальных органов и др.

В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.).

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.

Очевидно, что систематические собрания более удачны и эффективны для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания. В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания.

Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

В современных условиях, когда в Российской Федерации темпы правотворческой деятельности на всех уровнях, и в первую очередь в законодательной сфере, неизмеримо выросли, назрела острая потребность в подготовке и издании нового Свода законов РФ. Его издание - это необходимая предпосылка создания стройной, внутренне согласованной и удобной для пользования правовой системы Российского государства. Как известно, подготовительные работы по подготовке вышеуказанного Свода уже начались. Принят Указ Президента РФ от 6 февраля 1995 г. № 94 "О подготовке к изданию Свода законов РФ"376. В соответствии с ним Свод законов должен быть официальным, систематизированным и полным собранием действующих нормативных правовых актов РФ, поддерживаемым в контрольном состоянии. В Свод законов должны быть помещены все действующие нормативные акты (разумеется, кроме официально признанных секретными). Только при этом условии он может быть достоверным источником законодательства.

Большая работа по созданию систематизированных официальных сборников нормативных актов осуществляется также и в ряде субъектов РФ. Так, на основе Распоряжения Мэра г. Москвы от 4 августа 1998 г. № 799-РМ "О подготовке и издании Собрания действующего законодательства города Москвы"377 начата интенсивная работа по отбору нормативных актов для помещения в Собрание. Ныне уже издан первый том Собрания.

Такое Собрание создается как официальное издание нормативных актов г. Москвы, включающее законы г. Москвы, нормативные постановления Московской городской Думы и Правительства г. Москвы, правовые акты нормативного характера Мэра столицы. В него должны быть помещены также подлежащие применению нормативные акты, изданные ранее существовавшими органами представительной и исполнительной власти г. Москвы. Собрание создается как систематизированный, полный, постоянно обновляющийся сборник нормативных актов столицы.

88. понятие правопорядка. Соотношение категорий законность, правопорядок, общественный порядок.

Правопорядок – это устойчивая и согласованная связь правоотношений, которая основывается на законности. Правопорядок предполагает правомерное поведение субъектов. По своей сути правопорядок – это реализованная законность, так как правовая упорядоченность общественных отношений полагает повсеместную реализацию правовых норм. Правопорядок, можно сказать, является результатом законности.

К особенностям правопорядка относят также следующее:

Он строго запланирован в нормах права;

Правопорядок обеспечивается государством;

Правопорядок возникает в результате реализации норм права;

Правопорядок делает человека более свободным, организует общественные отношения, значительно облегчает жизнь.

Соотношение понятий «правопорядок» и «общественный порядок»

Общественный порядок, в отличие от правопорядка, является системой упорядоченных устойчивых общественных отношений, которые сложились под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.

Соотношение законности, правопорядка и демократии заключается в следующем:

Истинная демократия будет невозможна без законности и правопорядка, так как она превратится в хаос, злоупотребления;

Законность и правопорядок не несут людям пользу без демократических институтов, механизмов и норм, с помощью которых можно будет урегулировать нормативную основу законности и правопорядка.

Считается, что укрепление правопорядка в обществе не может произойти без осуществления законности в работе самого государственного аппарата, без устранения коррупции. Основным условием укрепления законности и правопорядка будет служить всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни.

Правопорядок - это порядок в общественной жизни, который создается в результате строгого и неуклонного соблюдения норм права всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами. Он представляет собой результат действия правовых норм, их неуклонного соблюдения.

Законодательство является нормативной основой правопорядка. Законность есть средство, условие создания правопорядка. Законность и правопорядок являются непременными условиями и выступают в качестве основы:

Нормального функционирования жизни общества;

Четкой, эффективной деятельности государственных, хозяйственных, общественных организационных структур;

Обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, исполнения им своих обязанностей, надежной охраной законных интересов и прав физических и юридических лиц;

Уверенность населения в справедливости действий власти.

Практика соблюдения принципа равенства всех перед законом в других государствах давно стала обычным явлением. Например, выдающийся американский боксер, неоднократный чемпион мира в тяжелом весе среди профессионалов Майкл Тайсон более трех лет отсидел в тюрьме. Только суд присяжных признал всемирно известного певца Майкла Джексона (США) невиновным в предъявляемых ему обвинениях сексуального характера.

В современной России также стали нередкими случаи привлечения к уголовной ответственности влиятельных (политики) и экономически состоятельных (бизнесмены) людей. О конкретных случаях привлечения к юридической ответственности известных людей в различных странах красноречиво свидетельствует следующая таблица.

Важная роль в обеспечении законности принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Он является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. "Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей" (Конституция РФ. Статья 125. Часть 1). "Судьи Конституционного Суда Российской Федерации... назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации" (Конституция РФ. Статья 128. Часть 1).

В 1996 г. в Конституционный Суд РФ поступило 10 000 заявлений. Из них 97% не было принято. Ежегодно Конституционный Суд РФ рассматривает 20-24 дела с вынесением итогового решения (постановления, заключения). В этой связи высказывается предложение предоставить право конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации, судам общей и арбитражной юрисдикции рассматривать дела о признании недействующими законов субъектов Федерации путем "распространения" на них правовых позиций Конституционного Суда.

К сожалению, многие решения судов, в том числе и Конституционного Суда Российской Федерации, не выполняются. Этим грешат и федеральные органы законодательной и исполнительной власти. Например, в период с 1997 по 2005 г. Государственной Думой РФ не исполнено 10 постановлений и 1 определение Конституционного Суда РФ. Действенный механизм реализации состоявшихся решений суда в стране пока не создан. Еще в 1992 г. в Федеральное Собрание Российской Федерации был внесен проект Закона "Об обеспечении исполнения решений Конституционного суда Российской Федерации". Пройдя первое чтение, он так и не был принят (по состоянию на июль 2006 г.).


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35054. Геохимия 96.5 KB
Ферсмана: Геохимия изучает историю химических элементоватомов в земной коре и их поведение при различных термодинамических и физикохимических условиях природы. Геохимия наука изучающая распространение атомов химических элементов в космосе и на Земле историю их существования происхождение а также поведение в различных природных условиях. Понять историю атомов в земной коре и вообще на Земле и в космосе можно лишь изучив свойства этих атомов так как различные природные процессы связанные с распределением и миграцией химических...
35055. Геохимия ОС 456 KB
Таблица 1 Классификация химических элементов по декадам В. Таблица 2 Геохимические группы ХЭ по их участию в геохимических циклах по Вернадскому 1934 В этой таблице п число химических элементов. Массы т групп геохимических химических элементов в земной коре Первая группа группа благородных газов включает элементы которые вопервых не принимают участия в главнейших химических земных процессах и вовторых в исключительных случаях дают соединения с другими атомами. В них мы наблюдаем остатки космической истории нашей...
35056. Объектно-ориентированное программирование. Технология ООП 82 KB
Инкапсулированные в объект данные (переменные и константы) Непосредственно изменяются редко, служат, обычно для инициализации объекта. Необходимо избегать прямого обращения к полям, создавая и используя вместо этого соответствующие свойства.
35057. Психология ответы к экзамену 405.5 KB
В дальнейшем стало очевидно что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какаято активная переработка поступающей информации что это процессы без учета которых не удается объяснить реакцию животного или человека на наличные стимулы. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями ускользающими от ясного сознания. Фрейд создал метод психоанализа с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Корни поведения человека в его детстве.
35058. Общий психологический практикум 233 KB
Предисловие 5 Требование ГОС 7 Учебная программа 8 Расчет часов учебного времени 16 Методические рекомендации по изучению дисциплины 17 Планы групповых занятий 19 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы 25 Методические рекомендации по выполнению контрольных заданий 27 Темы и направления контрольных заданий 31 Методические рекомендации по подготовке к зачету 33 Вопросы для подготовки к зачету 34 Методические рекомендации по проведению экспериментальнопсихологического исследования 39 Рекомендуемая...
35059. Права и их защита 142.42 KB
Понятие прав и свобод человека и гражданина и их классификация. права и свободы подразделяют на индивидуальные и коллективные относятся право на объединение ст. 31 право на забастовку Права и свободы можно разделить на основные и дополнительные посредством которых реализуются основные в управлении делами государства ч. 32 Конституции РФ реализуется в том числе и через право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления участвовать в отправлении правосудия поступать на...
35060. Организация сельскохозяйственного производства в ООО «Редькинское» Дзержинского района Калужской области 127 KB
Обоснование фактической и перспективной специализации хозяйства Планирование качественных показателей хозяйства на перспективу Планирование урожайности сельскохозяйственных культур Планирование продуктивности сельскохозяйственных животных Установление типа кормления животных Расчет площади условной пашни Расчет посевной площади необходимой для обеспечения внутрихозяйственных нужд и выполнения договоров по растениеводческой продукции Расчет кормовых площадей для производства единицы животноводческой продукции Планирование...
35061. Осложнения при кастрации 22.54 KB
С лечебной целью кастрируют животных при интравагинальных грыжах орхитах периорхитах при ранениях семенников и заболеваниях семенного канатика. Наиболее часто наблюдаются: кровотечение выпадение общей влагалищной оболочки культи семенного канатика сальника и кишечной петли. К ним относят: воспалительные отеки воспаление общей влагалищной оболочки воспаление и некроз культи семенного канатика и др. Источником кровотечения могут быть артерии и вены мошонки семенного канатика и семяпровода.
35062. Организация строительного производства 154.47 KB
Разработчики: проектировщики. Состав ПОС: Календарный план строительства или комплексный укрупненный сетевой график Календарный план работ выполняемых в подготовительный период График производства СМР Ведомость основных объемов работ Ведомость потребности в конструкциях изделиях и оборудовании Организационнотехнологические схемы возведения зданий и сооружений Строительные генеральные планы для подготовительного и основного периодов Ситуационный план района строительства График потребности в основных машинах и транспорте по...

1. Характерные черты правового государства и гражданского общества. Соотношение понятий государство, правовое государство и гражданское общество

Гражданское общество - система негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. В России сегодня насчитывается свыше 300 тыс. различных самодеятельных, относительно автономных организаций, объединяющих 2,5 млн. наиболее активных граждан. Плюс многочисленные коммерческие образования, корпорации собственников, предпринимателей, субъектов рынка. Между властью и бизнес-сообществом налаживается конструктивный диалог - они не антиподы.

Россия провозгласила цель построения гражданского общества и правового государства. Следовательно, их пока еще нет. Однако общие контуры возводимого здания ясны, известны основные элементы (узлы, блоки, несущие конструкции). Но одно дело - проект, другое - его реальное воплощение в жизнь. Сложился пока только некий идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления. К тому же реализация замысла осуществляется в труднейших условиях российской действительности.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции, многопартийности;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество - не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в основном функции «по ведению общих дел» (К. Маркс). Его задача - не мешать нормальному течению экономической жизни.

Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание «гражданин» в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус «подданных», крепостных был унизительным или по крайней мере ущемленным, не говоря уже о положении рабов.

Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личностьСоставными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной власти.

В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено».

Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.

Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле «права человека», которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.

Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

Именно в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.

В условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством - утверждается верховенство первого и право возвышается над государством.

Итак, правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);

2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

Принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;


Государство и право являются продуктом развития общества. Именно этим объясняются их взаимосвязь и взаимозависимость. Каждое из этих понятий имеет отличительные признаки. На протяжении всей истории развития цивилизации лучшие умы человечества в силу переживаемой эпохи пытались в виде учений или практической деятельности создать общество справедливости и равных возможностей. Всемирный опыт революций, социальных открытий, народовластия, новых систем управления обществом аккумулировался буквально по крупицам. Его разумное использование с учетом системных условий в виде форм государства и национальных систем права является гарантом постоянного прогресса человечества в настоящем и будущем.

Государство, руководя обществом, обязано считаться с законами природы, закономерностями социального развития, общественной моралью, уровнем развития экономики и множеством других необходимых для обязательного учета обстоятельств. В противном случае, как свидетельствует зарубежный и богатый отечественный опыт в период строительства социализма, ее действия обречены на неудачу. Отрицательный результат может быть известен сразу или спустя определенный исторический период времени.

Ни одну из стоящих перед государством задач нельзя успешно решить "без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества" .

Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей. Основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности.

Частная собственность, как свидетельствует исторический опыт, побудила человека к развитию производства. Она способствовала созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.

Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства. Правовое государство, как отмечают исследователи, фактически является политической ипостасью гражданского общества, соотносясь друг с другом как форма и содержание. Их единство олицетворяет целостность общества как системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление.

В духовной сфере гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей. Одним из главных идеалов гражданского общества (как и правового государства) является стремление к созданию условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека. Именно отсюда проистекает возрастающее значение прав и свобод личности.

Отвечая на вопросы журналистов в преддверии главного праздника православных христиан Святой Пасхи - Воскресения Христова (27 апреля 2008 года) Святейший Патриарх Алексий II среди особо значимых перемен, происходящих в российском обществе, заметил, что "общество становится мудрее" <1>. Открытость, прозрачность действий и наличие реального механизма подотчетности действий государства перед гражданским обществом являются одним из эффективных способов получения государственной властью кредита доверия от граждан.

Понятие "гражданское общество" человечеству известно давно. Несмотря на весьма солидный возраст этому понятию не грозит забвение. Разве может быть отправлен в отставку искомый идеал оптимальной организации жизни в определенных государственных границах?

В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других выдающихся мыслителей гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно. Процитируем некоторые из них.

Макиавелли : Сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный суверенитет является высшим по отношению к государству. Он имеет право на свержение абсолютизма.

И. Кант : Гражданское общество основано на следующих принципах: свобода каждого члена общества; равенство его с каждым другим как подданного; самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Гегель : Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан. Гражданское общество - это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.

К. Маркс : В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.

Как видим, в различные эпохи существовал свой подход к содержательной характеристике гражданского общества. Иногда люди, совершая общественно значимые поступки, искренне не считают свои действия элементами гражданственности. Думается, действия великих россиян Минина и Пожарского по объединению населения России для защиты Отечества являются ярким показателем определенного уровня развития гражданского общества в России того периода. Государственные институты не были готовы к объединительному действию. Тогда население по внутреннему убеждению, не имея представления о понятии гражданского общества, посчитало необходимым встать на защиту самого государства.

Законодательно закрепленных универсальных критериев содержания гражданского общества на международном и национальном уровнях нет и не должно быть. Это нормальное явление. Также не может быть и единого подхода к понятию демократии. Поэтому обречены на неудачу попытки "сверхдержав" насильственно навязать другим народам демократию собственного приготовления и понимания.

Наличие гражданского общества может проявляться, по крайней мере, трояким образом. С одной стороны - инициативное выступление граждан в виде поддержки или защиты государства (его государственного строя, территориальной целостности или защиты суверенитета). Наиболее ярким примером может служить массовое стремление населения СССР защитить страну от нападения фашистской Германии в 1941 - 1945 годах. В определенной степени показателем наличия гражданского общества являются и протестные выступления населения против проводимой политики государства.

С другой стороны - выступлением (в том числе и вооруженным) против государства. Наиболее ярко это проявляется в революционные периоды. Например, атаманщина в годы гражданской войны в России (1917 - 1922 гг.) далеко не обычное низменное "своеволие любителей половить рыбку" в мутной войне на фоне массового беззакония. Это также один из способов самосохранения и вариант самоорганизации некоторых групп населения и народностей в условиях смуты. Авторитет и сила атаманов заключались в их близости к народным массам. Каждый атаманский отряд представлял собой локальное явление со своей социальной базой. Белые атаманы Восточной Сибири Семенов, Калмыков, Анненков и Красильников формировали свои отряды из бурят, калмыков, казаков, других народностей и сословий.

С третьей стороны - создание государством населению реальных условий и возможностей для самовыражения в виде предоставления прав и свобод, а также гарантий (политических, правовых, организационных, экономических, идеологических и иных) их осуществления. Президент России Д.А. Медведев считает, что "гражданское общество - это неотъемлемый институт любого государства. Институт обратной связи. Организация людей, находящихся вне постов, но активно участвующих в жизни страны" .

В этой связи представляется не лишенным глубокого смыслового содержания афористичное выражение о том, что гражданское общество - это самодеятельность общества, но обязательно под контролем государства . Степень самостоятельности общества, равно как и степень самостоятельности государства, обязательно должны находиться в состоянии динамического равновесия, предусматривающего учет взаимных интересов.

По-настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. В различных источниках понятие "гражданское общество" представлено по-разному.

При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству. Согласно этатической модели гражданское общество разделено с государством и ему подчиняется. В либерально-демократической - оно независимо от государства и в определенных сферах имеет перед ним приоритет. Общепризнаваемыми типовыми признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).

2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

Принципы гражданского общества

Понятие гражданского общества предполагает наличие у него соответствующих принципов, признаков, характеризующих его как гражданское - свободное и независимое от государственной власти.

1. Гражданское общество - открытое социальное образование. Суть данного принципа состоит в свободе действий индивида, во всеобщей информированности и, прежде всего, в реальном осуществлении права человека на информацию, в возможности взаимодействия с такими же образованиями: обмен информацией, знаниями с зарубежными образовательными учреждениями и т. д.

2. Гражданское общество - сообщество свободных индивидов. Данный принцип означает наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, свободу индивида во всех сферах жизни общества. Гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей ценностей.

3. Гражданское общество - это правовое демократическое общество. В основе этого принципа лежит наличие в гражданском обществе, как условие его существования - правового государства и его основных принципов. Суть которых заключается в обеспечении и защите прав и свобод граждан, приоритете права и разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, а так же наличие справедливого и гуманного правосудия.

4. Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, взаимодействуя друг с другом, реализуя свои интересы и потребности, объединяясь в различные организации (партии, профсоюзы и так далее) - обеспечивают развитие гражданского общества без вмешательства политической силы государства. Тем самым можно сказать, что здесь гражданское общество имеет собственные источники развития, независимые от государства.

5. Гражданское общество - это плюралистическая и сложно-структурированная система. Говоря об этом принципе, следует указать на то, что любое социальное явление обладает определёнными качествами, однако гражданское общество составляет более полное, воспроизводимое и устойчивое их содержание. Объясняется это тем, что гражданское общество содержит в себе множество различных общественных форм и институтов, которые позволяют реализовать самые разнообразные и необходимые интересы и потребности индивидов.



Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу. Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений, через которые реализуются эти отношения. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

Соотношение правового государства и гражданского общества

О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить не так давно. Так как гражданское общество - это спутник правового государства. Точнее, правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создаёт для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержаться гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путём, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного развития общества. Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Развитость гражданского общества определяется уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе. Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство и политическая власть господствуют над обществом и его членами, а общество имеет безусловное господство по отношению к государству. Такое общество и называется гражданским, а государство - правовым. Следовательно, наличие гражданского общества может расцениваться как важнейший признак правового государства, в котором власть обеспечивает надёжную защиту прав и свобод человека и гражданина. Гражданское общество на пути к правовому государству развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан. Гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством, то есть там, где и государство в целом, и каждый гражданин в отдельности находится в одинаковом положении перед законом, где установлены чёткая иерархия законов, главенство конституции. Таким образом, можно выделить взаимоотношения правового государства и гражданского общества:

1. Гражданское общество является одним из важнейших условий формирования правового государства, а правовое государство, по сути дела, - политическая сущность гражданского общества.

2. Противоречия правового государства снимаются наличием развитого гражданского общества, а столкновения между членами гражданского общества регулируются справедливыми законами правового государства.

3. Правовое государство - это такое государство, которое обеспечивает реализацию потребностей гражданского общества, а оно, в свою очередь служит показателем развития личности в таком государстве.

4. Правовое государство и личность связаны взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе, что служит основанием для развития других прав, закреплённых в законодательстве.

5. Необходимость создания правового государства в гражданском обществе, обуславливается желанием людей защитить свои права и свободы.

6. Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры, но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние.

7. В паровом государстве все его граждане, то есть члены гражданского общества, и государственные органы, в лице должностных лиц, одинаково равны перед законом и за совершение правонарушений несут ответственность в строго установленных законом рамках. Таким образом, правовое государство и гражданское общество - вполне соотносимые понятия, взаимосвязанные между собой и зависящие напрямую друг от друга.

Выбор редакции
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...

Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...

Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...

И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...
Штат Джамму и Кашмир приютился на склонах Гималаев. На западе он граничит с Пакистаном, на севере с Китаем и Тибетом. Штат включает в...
Алябьев Александр Александрович - известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих, очень любимых в свое время,...
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 32 Причины возникновения: У восточных славян родоплеменные, кровнородственные отношения сменяются на военные,...
Русь - исторически сформировавшееся название, которое получили земли восточных славян. Впервые оно употреблялось как название...