Сравнение общих черт и отличий вотчины и поместья. В чем разница между вотчиной и поместьем


Нам остается проследить еще одну сторону этой регрессивной эволюции - уже не экономическую, а социально-юридическую.

Торжество помещиков в 1612 году должно бы, казалось, закончить процесс, начатый опричниной, и закрепить его результаты - превратить всю обрабатываемую землю в поместную.

На первый взгляд так оно и было. Не успела смолкнуть канонада под Московским Кремлем, как дворцовые и "черные", крестьянские земли массами стали переходить в дворянские руки: до весны 1613 года было уже роздано не меньше 45 000 десятин земли дворцовой и до 14 000 десятин земли "черной" - роздано преимущественно вождям помещичьей рати, ее генералитету и офицерству.

Несколько позже дошла очередь до рядовых; около 1627 года имело место "верстанье новиков всех городов", раздача поместий дворянской молодежи, в службу поспевшей, но еще землею не наделенной и потому сидевшей на шее у старших родственников. Материалом для этого большого верстанья и для многих других мелких, происходивших в промежутки, послужили опять дворцовые и "черные" земли, а отчасти и земли, конфискованные у других владельцев; только теперь конфисковали уже не "княженецкие" вотчины - их почти и не оставалось, - а земли, данные побитыми политическими противниками тех, кто торжествовал в 1612 году: тушинским "вором", а в особенности "королем и королевичем", т.е. польско-боярским правительством 1610 - 1611 годов.

Более жалостливое отношение к тушинским грамотам, сравнительно с королевскими, чрезвычайно характерно: правительство царя Михаила не могло забыть, что и Тушино когда-то было "дворянским гнездом", из которого вылетели Романовы. Оттого "воровские дачи" и не отбирались с такою неуклонностью, как дачи "королевские". Общая цифра розданных мелкими участками земель, конечно, далеко превышала то, что крупными кусками расхватали "пришедшие в первый час" немедленно после победы.

Раздавались целые волости, иногда по 300 поместных участков сразу, в одном известном случае количество розданной в одном месте пашни доходило до 4500 десятин, в другом даже до 7500. Сколько-нибудь точного итога подведено быть не может - нам не все случаи верстанья известны, но общую сумму пришлось бы считать сотнями тысяч, если не миллионами десятин. Интересно, однако же, не это само собою разумеющееся последствие дворянской победы, интересен более другой факт эта розданная помещикам земля поколением позже оказалась владеемой не на поместном, а на вотчинном праве. Это явление достаточно намечается уже в 20-х годах.

В это время в одном из станов Дмитровского уезда можно было насчитать 6 старинных вотчин и 10 выслуженных, пожалованных за две московские осады, при царе Василии и при Михаиле Федоровиче, "в королевичев приход", когда стоял под Москвой королевич Владислав. В отдельных станах Звенигородского, Коломенского и Ростовского уездов соотношение "старинных" (наследственных) и выслуженных вотчин было такое же. В Углицком уезде из 114 вотчин 59, т.е. опять-таки большинство, появились в первой четверти XVIII столетия.

В Московском уезде вотчинные земли составляли почти 2/3 всех имений, поместные - немного более одной трети. В одном уезде, Лужском, вотчинное землевладение впервые появляется в эту эпоху. При этом в вотчину имели тенденцию превращаться лучшие поместные земли. Уже в 20-х, опять-таки годах, т.е. еще задолго до подъема конца столетия, отношение пашни и перелога на вотчинных землях гораздо выгоднее, чем на поместных: иногда в вотчинах относительно в десять раз больше пашни паханой, нежели в поместьях соответствующего уезда.

Что, конечно, не значит, как думает тот автор, у которого мы заимствовали эти статистические данные, будто вотчинное хозяйство было устойчивее поместного: экономически оба типа ничем друг от друга не отличались, при одинаковых размерах. Даже юридически отличие не было так велико, как привыкли думать мы, следуя историкам русского права, с большою легкостью переносившим в феодальную Русь нормы современных буржуазных отношений.

Поместья почти всегда передавались по наследству и переходили из рук в руки даже через специальные запреты. Правительство, например, очень старалось изолировать поместные участки, дававшиеся служилым иностранцам, число их все увеличивалось в XVII веке, тем не менее по документам можно насчитать целый ряд несомненно русских людей, владевших ино-земцевскими поместьями*. Все, чего удавалось более или менее достигнуть, - это, чтобы "земли из службы не выходили".

Но, во-первых, служить обязаны были и вотчинники, после Грозного "не служить никому" было уже нельзя. А, во-вторых, провести и этот принцип на практике было нелегким делом. Помещик, как и всякий православный человек, стремился "устроить свою душу" - обеспечить молитвы церкви за него после его смерти и, как всякий землевладелец, достигал этого, жертвуя тому или другому монастырю часть своих земель. Бывало это и в XVI веке, а в XVII столетии сделалось обиходным явлением, несмотря, опять-таки, на ряд форменных запретов, и целый ряд поместных участков сливался таким путем с монастырскими вотчинами.

Втолковать московскому человеку разницу между "собственностью" и "владением " было далеко не легким делом, в особенности, когда право собственности на каждом шагу нарушалось не только верховной властью, как это было при всякой опале времен Грозного или Годунова, но и любым сильным феодалом**. "То, чем я владею, мое, покуда не отняли" - такое, юридически неправильное, но психологически совершенно понятное представление существовало у каждого древнерусского землевладельца, был ли он вотчинник или помещик.

И разницу между вотчиной и поместьем мы поймем легче всего, беря их не со стороны обязательств, лежавших на том и на другом типе землевладения по отношению к государству, а со стороны хозяйственного интереса владельцев. С этой точки зрения мы легко поймем, почему излюбленным типом второй половины XVI века было поместье, а следующего века - вотчина. В период лихорадочной, хищнической эксплуатации захваченной земли ее стремились использовать возможно скорее, чтобы затем бросить и приняться эксплуатировать новую. И когда отношения снова приняли средневековую устойчивость, естественно было появиться тенденции закрепления за собой и своей семьей занятой земли: и не менее естественно, что раньше всего эта тенденция обнаружилась по отношению к более ценным имениям. В поместье брали теперь то, что не жалко было бросать.

Мало-помалу, однако же, закреплять за собою имение стало такою же привычкой землевладельца, как и закреплять крестьянина в этом имении, и тогда "поместный элемент" в московском, и особенно подмосковном, землевладении "стал очень близок к исчезновению". В Боровском, например, уезде в 1629 - 1630 годах поместные земли составляли 2/5; всех земель, а вотчинные - 3/4 а в 1678 году первые давали лишь одну четверть всех имений, а вторые - 3/4. В Московском уезде в 1624 - 1625 годах поместные земли составляли еще 35,4%, а в 1646-м всего 4,4%***.

На вопрос В чём разница между вотчиной и поместьем? заданный автором старость лучший ответ это Ветчина вкусная/

Ответ от Ганин Вячеслав [активный]
Ничем, просто вотчина это родовое поместье.


Ответ от самосохранение [гуру]
Первые поместья стали появляться в XV веке, но ещё в XIII веке некоторые князья стали награждать военных или дворцовых слуг земельными наделами, если они выполняли свою службу.
Более ранняя форма собственности, чем поместье, - вотчина.
Поместье предоставляли дворянам (боярским детям). Поместье не было личной собственностью, любые манипуляции с ним были запрещены.
Таким образом, поместье - это собственность государства, которая выдаётся на время службы. Это крупное феодальное владение, большую часть его площади занимали различные барские угодья, которые обрабатывались крепостными крестьянами.
В русской истории поместьем называлось недвижимое имущество, которое отдавалось государством в пользование в качестве жалованья за службу.
Происхождение поместья связано с обычаем, который существовал в период Киевской Руси - содержание княжеской дружины. Тогда княжеской дружине предоставлялись в пользование разные источники дохода князя.
Поместья раздавались за службу до XVвека из дворцовых и княжеских земель (не государственных). Со времён правления Иоанна IIIпоместья стали раздавать не только из дворцовых, но и из государственных земель высшим и низшим разрядам служилого класса. Постепенно поместье стало переходить в разряд государственного права, поместья начали раздавать в основном за службу государству.
К середине XVIIвека поместье приблизилось к вотчине - общему типу недвижимой собственности. Поместьем называлось любое недвижимое имущество в уезде, а также места разных сельских промыслов (звериная и рыбная ловля и т. д.). Право собственности на поместье осталось за государством, тот, кто получал поместье, имел право только пользоваться им. Владеть поместьем могли те люди, которые состояли на службе у государства, городские жители, которые несли общественную службу, а так же гости, которые оказали какую-либо услугу государству.
Сначала право владения поместьем прекращалось одновременно с прекращением государственной службы, но по мере развития прав помещика на собственность постепенно утвердилось право наследования поместья. Сначала после отставки служилого человека поместье оставляли за ним в качестве пенсии до того, когда его сыновья станут совершеннолетними, затем же оно шло им в раздачу. К началу XVIIвека установилось право наследования поместья, но сначала по мужской линии. Впоследствии при Михаиле Фёдоровиче определили постоянный размер поместья, которое выдавали жене и дочерям: жене от седьмой части до трети, дочерям - меньше в два раза. Сначала эти участки выдавали только до нового замужества (жене) и дочерям до совершеннолетия, но после было решено не отнимать поместье у жён и дочерей, они же получили право сдавать их посторонним лицам.
При Петре Первом после установления рекрутской повинности и подушной подати поместья слились с вотчинами.
Указ о единонаследии в 1714 году оформил процесс их слияния юридически, оба этих вида земельной собственности были объединены в один вид - недвижимое имущество.
Помимо поместий, которые были пожалованы из казны, существовали поместья, которые назначались от духовного ведомства. Эти поместья раздавали из земель духовного ведомства тем, кто служил во время войны с земель данного ведомства и тем, кто занимал в этом ведомстве какую-либо должность.
Вотчина
Первые вотчины появились во времена Киевской Руси (X-XII века) когда формировалась частная феодальная собственность на землю. В это время вотчина была одной из основных форм земельной собственности и принадлежала крупным землевладельцам (князьям, боярам).
Князья получали вотчины в наследство от отца - это и являлось основным отличием вотчины от других форм земельной собственности. Сам термин вотчина происходит от древнерусского слова «отчина» - т. е. отчая, собственность отца.
Как правило, владения знатных


Ответ от Двутавровый [новичек]
Вотчиной называли родовое поместье


Ответ от Александр Савенок [гуру]
(В) отчина - индивидуальная (в) отчизна людей именитых, родовитых, знатных (через отца обретаемая)
Поместье - Уже по значению, специализированней: место обитания и "кормления" представителя служилой знати: наделы, само жильё, покои, подсобные службы, чёрные людишки... Изначально временное, в знак поощрения служебного рвения...
По мере централизации власти и деградации родовой знати различия устремлялись к нулю...


  • Семинар № 4.
  • Семинар № 5.
  • Семинар № 6.
  • Дополнительная литература:
  • 1. Лядащева-Ильичева м.Н.Этапы становления системы общих гражданских законов в России 1649-1833 годов. // История государства и права №8 – 2010.
  • Методические рекомендации:
  • Семинар № 7. Тема «Развитие государственной системы России в период абсолютизма (XVII-XVIII в.В.)» (4 часа). Вопросы для обсуждения:
  • Основная литература:
  • История государства и права России: Учебник / Под ред. Титова ю.П. - 2-е изд., перераб. И доп. – м., 2009. – 576 с.
  • Дополнительная литература:
  • Семинар № 8. Тема «Формирование системы права в период абсолютной монархии» (4 часа). Вопросы для обсуждения:
  • Основная литература:
  • Семинар № 9.
  • Семинар № 10.
  • Семинар № 11. Тема «Государство и право России в период утверждения и развития капитализма (вторая половина XIX века)» (2 часа). Вопросы для обсуждения:
  • Основная литература:
  • 1. Исаев и.А. История государства и права России. - м., 2009. – 336 с.
  • История государства и права России: Учебник / Под ред. Титова ю.П. - 2-е изд., перераб. И доп. – м., 2009. – 576 с.
  • Дополнительная литература:
  • 1. Афанасьев и.Н. Деятельность губернских органов по сокращению питейных заведений во второй половине XIX века (на примере Новгородской губернии) // История государства и права №5 – 2010.
  • Семинар № 12.
  • Семинар № 13.
  • Дополнительная литература:
  • 2. Редких с.В. Правовые предпосылки законотворческой деятельности Временного правительства 1917 года// История государства и права №1 – 2010. Методические рекомендации:
  • Семинар № 14.
  • Дополнительная литература:
  • 1. Кудряшова е.В.Правовое регулирование государственного планирования в советский период.// История государства и права №21 – 2009.
  • 2. Печникова о.Г. Становление советской системы здравоохранения.// История государства и права №16 - 2009 Методические рекомендации:
  • Семинар № 15.
  • Семинар № 16.
  • Семинар № 17.
  • Дополнительная литература:
  • Семинар № 18.
  • Семинар № 19.
  • Дополнительная литература:
  • Семинар № 20.
  • Проблемные задания
  • 15. Какая разница между вотчиной и поместьем?
  • 16. Отраслевые органы центрального управления в Русском государстве в xyi - xyii вв.
  • 38. Что говорилось о пытках в Соборном Уложении Алексея Михайловича?
  • 39. Когда была издана Правда Ярослава?
  • 11. При Петре 1дела о государственных преступлениях находились в ведении
  • 4. В правительство в начале правления Николая II входили люди разных взглядов. Кто из них был активным сторонником либерального курса?
  • 12. Русские либеральные партии зародились в недрах земской оппозиции. Назовите эти партии.
  • 22. После реорганизации Совета министров в октябре 1905 г. Он стал постоянно
  • 41. Большую роль в победе большевиков сыграли Советы. Где и когда возник Первый Совет рабочих депутатов?
  • 42. В 1889 г. Прошел I съезд Российской рсдрп. Где он происходил, сколько делегатов в нем участвовали?
  • 43. 27 Февраля 1917 г. Победило восстание. Вскоре установилось двоевластие. Какие это были две власти?
  • 44. Александр II создал всесословное земское самоуправление, которое а. Солженицын
  • 45. В. И. Ленин называл Первую мировую войну (справедливо) всемогущим режиссером и устроителем революции. Какую позицию заняли большевики по отношению к этой войне?
  • 46. Парламент в России возник гораздо позже, чем в других странах Европы. Когда был издан избирательный закон по выборам в I Государственную Думу?
  • 4. Первым наркомом по делам национальностей был
  • 10. Арестованным по "Делу врачей" вменялось в вину
  • 18. Ссср прекратил свое существование как государство в
  • 27. Основные проявления "хрущевской оттепели" - это
  • 28. Вся полнота власти в дни Великой Отечественной войны была сосредоточена в
  • 29. Укажите первую некоммунистическую партия, возникшую в годы перестройки?
  • 30. Каков был порядок обложения промысловым налогом в период нэПа?
  • 31. Какая высшая мера наказания была предусмотрена в Уголовном кодексе рсфср 1922 г.?
  • 32. Преемником в. И. Ленина на посту председателя Совнаркома стал
  • 33. По Гражданскому кодексу 1922 г. Могли быть не в государственной собственности
  • 34. В 1985 г. Была провозглашена большая антиалкогольная кампания. Кто из послевоен­ных советских руководителей пытался это сделать раньше, хотя и в меньших масштабах?
  • 45. Какой стала избирательная система согласно Конституции 1936 г.?
  • Вопросы для текущего и итогового контроля:
  • Хронологическая таблица
  • 15. Какая разница между вотчиной и поместьем?

    А. Не было никакой существенной разницы между вотчиной и поместьем. То и другое

    были крупным и феодальным и имениями, во много раз превышавшим и крохотные

    крестьянские наделы.

    В. Поместья были больше вотчин. Помещики постоянно жили в своих поместьях, и

    старались как можно больше получить от крестьян. Бояре же покидали свои вотчины,

    чтобы исполнять государеву службу.

    С. Вотчины, как правило, были по размерам крупнее поместей и являлись

    наследственной собственностью (обычно бояр). Поместье давалось на срок, под

    условием службы. Помещики (дворяне) стремились больше выжать из поместья и более

    интенсивно эксплуатировали крестьян. Крестьянские переходы в Юрьев день чаще

    происходили из поместей в вотчины. С середины XYI в. начался процесс

    постепенного сближения статуса вотчин и поместей.

    D. Дворяне владели вотчинами, которые передавались от отца к сыну. Бояре - помещики

    могли передавать поместье сыновьям, если те тоже поступали на службу.

    16. Отраслевые органы центрального управления в Русском государстве в xyi - xyii вв.

    А. Министерства.

    В. Приказы.

    С.Губные избы.

    D. Коллегии.

    17. Когда была издана Краткая Правда?

      Нe позднее 1072 г.

      В. В 1113 г.

    18. Долгое время договор на Руси скреплялся произнесением определенных ритуальных формул в присутствии послухов - поручителей. Постепенно стал усиливаться контроль государства за оформлением договора. Договорная грамота стала приобретать законную силу лишь после заверения в офицальнои инстанции. Когда и какой документ впервые закрепил обязательную запись договора в регистрационную книгу?

    А. Судебник 1550 г.

    В. Судебник Ивана III.

    С. Указ 1558 г., изданный в дополнение к Царскому Судебнику.

    D. Псковская судная грамота.

    19. Когда появился Устав Владимира Мономаха?

    В. Не ранее 1113 г.

    20. Сан главы Русской Православной церкви в XYII в.

    А. Архиепископ.

    В. Митрополит.

    С. Протопоп.

    D. Патриарх.

    21. Кто впервые собрал Земский собор?

    А. Иван IY.

    В. Михаил Романов.

    D. Святой Владимир.

    22. Самый бесправный субъект права по Русской Правде.

    С. Наемный работник.

    D. Рядович.

    23. Когда образовалось Древнерусское государство со столицей в Киеве?

    24. Когда произошел первый, «временный» запрет перехода крестьян в Юрьев день?

    В. Под властью монголов.

    25. Когда широко распространилась система иммунитетов для боярских вотчин?

    А. В XII - XIII вв.

    В. Во времена Киевской Руси.

    С. После объединения Руси вокруг Москвы.

    D. В годы опричнины.

    26. В каких русских государствах сложился республиканский строй?

    А. В Новгороде и Пскове.

    В. В Новгород - Северском и Переяславле.

    С. В Твери и Рязани.

    D. В Киеве и Чернигове.

    27. Наиболее известный памятник русского права времен феодальной раздробленности.

    А. Новгородская судная грамота.

    В. Псковская судная грамота.

    С. Правда Ярослава.

    D. Судебник 1497.

    28. Какие наказания полагались по Соборному Уложению за убийство своего ребенка и какие за убийство постороннего человека?

    А. За убийство своего ребенка грозило тюремное заключение, за убийство постороннего

    человека - смертная казнь.

    В. За любое убийство карали смертной казнью.

    С. В обоих случаях убийце грозило тюремное заключение.

    D. Убийство постороннего человека каралось смертной казнью, убийство своего ребенка церковным покаянием.

    29. Местные сословно - представительные органы с середины XYI в.

    А. Приказы.

    В. Сельские советы.

    С. Земские и губные избы.

    D. Муниципалитеты.

    30. Какой русский государь был впервые офицально провозглашен царем?

    А. Иван III.

    В. Иван IY.

    С. Ярослав Мудрый.

    31. Какие русские княжества подчинились Литве?

    А. Московское. Звенигородское.

    В. Киевское, Смоленское.

    С. Новгородское, Псковское.

    D. Рязанское, Тверское.

    32. Какой из старинных обычаев полностью сохраняет Русская Правда?

    А. Круговая порука.

    В. Умыкание невест.

    С. Многоженство.

    D. Кровная месть.

    33. Как наказывалась кража по Соборному Уложению?

    А. Смертной казнью.

    В. За 1 - ю кражу - отсечение руки, за 2 - ю - смертная казнь.

    С. За первую кражу - битье кнутом, урезание уха, 2 года тюрьмы и ссылка, за вторую -

    битье кнутом, урезание уха, 4 года тюрьмы, за 3 - ю - смертная казнь.

    D. Возмещение ущерба в двойном размере.

    34. Монгольские ханы не раз жгли Москву. Последний раз они это совершили уже после свержения монгольского ига. Войска какого татаро - монгольского ханства сожгли Москву в последний раз? Когда это было? Какая причина помешала дать отпор?

    А. Войска Золотой Орды в 1382 г. Причина - потери русского войска в Куликовской битве.

    В. Войска Казанского ханства в 1563 г. Причина - измена А. Курбского и других бояр.

    С. Войска Крымского ханства в 1571 г. Причина - трусость Ивана IV и его опричников.

    D. Войска Тимура в 1505 г. Причина - феодальная раздробленность на Руси.

    35. Кто из революционеров назвал свою программу Русской Правдой?

    А. Троцкий.

    С. Пестель.

    D. Бухарин.

    36. Какие преступления были вынесены на первое место в системе преступлений в Соборном Уложении?

    А. Преступления против религии.

    В. Действия, направленные против личности государя и его семьи.

    С. Умысел против государя.

    D. Фальшивомонетничество.

    37. Правовое положение подростка по достижении 15 - летнего возраста в XYII в.

    А. В 15 лет мужчина мог жениться. 15 - летний дворянин начинал реальную службу и

    мог наделяться поместьем. Но при этом дети не выходили полностью из - под власти

    отца. Родители имели право по достижении детьми 15 - летнего возраста отдавать

    их « в люди «, в услужение, на работу, даже записывать в кабальное холопство.

    В. 15 - летний мужчина становился совершеннолетним. Он мог жениться, начать военную

    службу, получить поместье. Он выходил из - под власти родителей.

    С. 15 - летний мужчина становился совершеннолетним. Он мог жениться, начать военную

    службу, получить поместье, имел право принимать крестное целование (присягу) в суде.

    D. Подросток в 15 лет оставался во власти родителей. Они могли его отдать « в люди

    «, на работу, даже на кабальное холопство. Таким образом, правовое положение

    подростка в 15 лет не менялось.

    Собственность существовала со времен первой пойманной и разделенной добычи. Изначально она была общинной. Как понятно из названия, принадлежала не конкретному человеку, а группе людей. Земля, как добыча, породила частную собственность. Одна из которых появилась в 11 веке.

    В самом начале формирования частной земельной собственности знати в Киевской Руси, доля ее была совсем незначительной. Стали появляться вотчины, как награда родовитым людям, за подвиги. Расширение государственных земель, привело к необходимости привлекать людей для службы, чтобы сохранить новые границы. Для этих целей, князь наделял своих приближенных землями, под ограниченное владение, как правило, пожизненно, на время службы государству. Позже, эти два понятия объединились и приобрели единственную форму владения - наследственную. Это означало, что они могли передавать имения по наследству.

    Возникновение вотчины

    Это ранняя форма собственности в древней Руси, причем такое право распространялось на землю, постройки, другое имущество, в том числе, и на крепостных крестьян. Само понятие произошло от однокоренного слова отче (отец). Во времена Киевской Руси владелец мог передать свои владения от отца к сыну, продать, поменять, поделить его между родственниками. В 9-11 веках большинство знати получали земельную награду за заслуги перед великим князем. Как правило, это были князья, дружинники и земские бояре, то есть люди знатные.

    После крещения Руси, появились церковные вотчины - земли и хозяйства, принадлежащие церковным служителям высших чинов и монастырям. Монастырское и церковное землевладение развивалось параллельно княжеским и боярским. Крестьянский труд использовался также, как и при знати, посредством оброка и барщины. Но развитие церковных угодий было достаточно слабым, так как владений было не так уж и много.

    Появление поместья

    Русское государство расширяло свои владения. Для укрепления своих границ, Иван III награждал своих людей (зарождавшееся дворянство) земельными наделами за доблесть в ратных делах. Так с конца 15 века появилась новая форма собственности - поместье. Владения предоставлялись приказным людям (атаманам, сотникам), как средство для службы или же, за военные отличия, в пожизненное пользование.

    Размер зависел от значимости положения, размеров вотчин, происхождения. Мог увеличиваться за храбрость или понижаться за проступки. Право помещиков распоряжаться такими землями было ограничено государством. Им было запрещено распоряжаться имением, в том смысле, что ни продать, ни унаследовать его владельцы не могли.

    Что общего между ними?

    Рассматривая два способа владения землей, однозначно можно сказать о том, что обе формы принадлежат к феодальному строю . Правящее сословие, эксплуатирует зависящих от них крестьянское сословие.

    На начальном этапе возникновения вотчин, земля на которой стояло имение, принадлежало определенному князю, ему то и должен был служить вотчиник. И без его одобрения передать или продать свои владения не представлялось возможным (правда, такое положение быстро поменялось, земля стала наследуемой). Также, и помещик был ограничен государством в своих правах на недвижимость. Ему нельзя было ни продать, ни заложить, ни унаследовать ее, так как право собственности принадлежало великому князю (государю).

    Какие отличия?

    Главным отличием между этими видами землевладения - это вопрос о наследовании . Вотчина образовалась на несколько веков раньше, и у ее владельца было больше прав на имущество. То есть, можно было проводить различные манипуляции со своим хозяйством. При их возникновении, формировался и аппарат правления (администрация, судебный орган). Поместье же, напротив, принадлежало государству, и помещик не мог ни наследовать, ни продавать свою недвижимость и крестьян.

    Владения бояр были обычно больше, чем помещичьи, так как первые были заинтересованы в развитии и процветании своих земель. Когда, как помещики старались выжать максимум из своих угодий и нещадно эксплуатировали своих крепостных, особо не вкладывая в развитие своего поместья. Так, при Крестьянских переходах, раз в году, народ большей частью переходил из поместья к вотчинику.

    Разница сословий в основном определяло и право на владение. Вотчиной владели, как правило, князья и бояре. Поместьем владели служилые люди, проходившие обязательную службу у государя.

    Еще, нужно учесть такую особенность, как церковные и монастырские вотчины , когда как поместий таких быть не могло.

    Подытоживая различия и сходства двух видов землевладения, нужно сказать, что в 1556 году документ «Уложение о службе» одинаково обязывал вотчиников и помещиков проходить военную службу. Окончательно эти два понятия уровнял Петр I своим указом о единонаследии. Теперь и поместье могло оставаться в роду и передаваться по наследству. Также Петр Великий установил запрет на отчуждение — это означало, что дворянин не мог проиграть в азартные игры свое имение, то есть раздробить имущество на части. Также, право наследования было только у старшего сына. А значит, что другие сыновья должны были служить государю исправно, ведь за хорошую службу государь даровал им новые поместья.

    ), что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция , манора и поместья .

    Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена , типа феодальных повинностей крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные).

    В Древней Руси

    Во времена Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству (отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность), продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX-XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре - наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии (митрополиты , епископы) и большие монастыри .

    Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной . Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю , на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё.

    В удельный период

    Также термин отчина притяжательным местоимением) применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» (см. Лествичное право).

    В великом княжестве Литовском

    После того, как значительная часть западных русских земель попала под власть Литвы и Польши , вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних малорусских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи и Посполитой по итогам войны 1654-1667 годов . На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины.

    В великом княжестве Московском

    В XIV-XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси , где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства . Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и вольностями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться (например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее). Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву . Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр (законы 1551 года и 1562 года), а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья. Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью («служба по отечеству»). В XVII столетии продолжился процесс юридического сближения вотчины с поместьем, который завершился изданием Петром I 23 марта 1714 года указа о единонаследии, объединившего вотчину и поместье в единое понятие имение . С тех пор понятие Вотчина иногда употреблялось в России в XVIII-XIX веках для обозначения дворянской земельной собственности.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Вотчина"

    Литература

    • Ивина Л. И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV - первой половины XVI в. / Л. И. Ивина; Под ред. Н. Е. Носова ; Ленингр. отд-ние Института истории СССР АН СССР. - Л. : Наука . Ленингр. отд-ние, 1979. - 224 с. - 2 600 экз. (обл.)

    Отрывок, характеризующий Вотчина

    Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
    Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
    Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
    Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
    Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
    Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.
    – Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.
    – Ты устала – постарайся заснуть.
    – Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.
    – Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья.
    Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.
    «Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
    – Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.
    И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
    С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
    Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
    Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
    Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
    Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
    Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему.
    Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

    После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны.
    Люди русского войска были так измучены этим непрерывным движением по сорок верст в сутки, что не могли двигаться быстрее.
    Чтобы понять степень истощения русской армии, надо только ясно понять значение того факта, что, потеряв ранеными и убитыми во все время движения от Тарутина не более пяти тысяч человек, не потеряв сотни людей пленными, армия русская, вышедшая из Тарутина в числе ста тысяч, пришла к Красному в числе пятидесяти тысяч.
    Быстрое движение русских за французами действовало на русскую армию точно так же разрушительно, как и бегство французов. Разница была только в том, что русская армия двигалась произвольно, без угрозы погибели, которая висела над французской армией, и в том, что отсталые больные у французов оставались в руках врага, отсталые русские оставались у себя дома. Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения, и несомненным доказательством тому служит соответственное уменьшение русских войск.
    Вся деятельность Кутузова, как это было под Тарутиным и под Вязьмой, была направлена только к тому, чтобы, – насколько то было в его власти, – не останавливать этого гибельного для французов движения (как хотели в Петербурге и в армии русские генералы), а содействовать ему и облегчить движение своих войск.

    Выбор редакции
    В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

    Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

    Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

    Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
    Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
    Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
    В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
    Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
    Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...