Ст 291.1 посредничество во взяточничестве субъект преступления. Посредничество во взяточничестве


1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, —

наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, или в размере от пятидесятикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве —

наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, или в размере до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Комментарий к Ст. 291.1 УК РФ

1. Комментируемая статья, устанавливающая ответственность за посредничество во взяточничестве как за самостоятельное преступление, введена в УК Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ. Ранее по УК это деяние оценивалось как соучастие в совершении преступления и ответственность за него наступала по ст. ст. 33 и 290 или 291 УК.

Посредничество во взяточничестве, так же как получение взятки и дача взятки, посягает на авторитет и осуществляемую в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления. Предмет рассматриваемого преступления аналогичен предмету такого преступления, как получение взятки (см. комментарий к ст. 290).

2. Объективная сторона преступления выражается в посредничестве во взяточничестве, а именно в совершении следующих альтернативных действий: 1) непосредственной передаче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (взяткополучателю) по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК значительным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 25 тыс. руб. Таким образом, сумма предмета взятки отнесена законодателем к числу составообразующих признаков. Иными словами, согласно действующей редакции комментируемой статьи состав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать, если сумма предмета взятки не выходит за пределы 25 тыс. руб.

В этой связи возникает вопрос о том, какова должна быть квалификация посредничества в ином случае, когда сумма предмета взятки составляет 25 тыс. руб. или менее.

В таких случаях состав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать.

Иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки может заключаться в разнообразных действиях. В частности, к числу таких действий могут быть отнесены передача предложения о даче (получении) взятки за оказание услуги, ведение переговоров по поручению взяткодателя или взяткополучателя, подыскание соответствующего должностного лица, склонение его к оказанию содействия взяткодателю и другие действия. В характеристике таких действий главное заключается в их направленности на способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними.

Состав преступления является формальным. Посредничество во взяточничестве является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей.

В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, передающего предмет взятки, следует расценивать как покушение на совершение преступления. Такая же правовая оценка должна быть дана и действиям посредника, если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от его воли.

Принятие предмета взятки субъектом данного преступления для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава посредничества во взяточничестве и, в случае задержания лица, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 291.1 УК).

При посредничестве во взяточничестве в виде иного способствования взяткодателю и (или) взяткополучателю оконченный состав преступления будет иметь место с момента совершения действий, образующих указанное способствование.

От посредничества во взяточничестве следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает взятку должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным образом способствует взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, и желает совершить указанные действия.

4. Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) либо лицом с использованием своего служебного положения. Следует отметить, что субъект должен осознавать, что передает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация посредничества во взяточничестве по данному признаку исключается и ответственность наступает по ч. 1 комментируемой статьи.

6. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены такие квалифицирующие признаки, как совершение посредничества во взяточничестве:

— п. «а»: группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК);

— п. «б»: в крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 150 тыс. руб.

7. Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 комментируемой статьи) является посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере (если сумма предмета взятки превышает 1 млн. руб.).

8. В ч. 5 комментируемой статьи предусмотрен самостоятельный состав преступления — обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Обещание посредничества означает выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них. Обещание, как правило, имеет место при обращении к посреднику взяткодателя или взяткополучателя, когда инициатива исходит от них.

Предложение посредничества во взяточничестве означает инициативные действия со стороны посредника, раскрывающего свои возможности договориться с соответствующими лицами о совершении необходимых действий (бездействия) в интересах дающего взятку или интересах представляемых им лиц.

И обещание, и предложение посредничества во взяточничестве относятся к формальным составам и являются оконченными с момента совершения действий, указанных в законе.

Анализируя данный состав преступления, следует обратить внимание на то, что, на наш взгляд, и в данный состав в качестве обязательного признака включается признак суммы предмета взятки. Так же как и применительно к другим видам посредничества в случае, если эта сумма не превышает 25 тыс. руб., состав преступления, предусмотренный ч. 5 комментируемой статьи, отсутствует, а действия виновного надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 33 и, соответственно, ст. ст. 290 или 291 УК.

9. Примечание к комментируемой статье содержит специальное условие об освобождении от уголовной ответственности лица, являющегося посредником во взяточничестве. Оно освобождается от уголовной ответственности, если после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

Условия освобождения от уголовной ответственности посредника во взяточничестве аналогичны за некоторыми исключениями условиям освобождения лица, совершившего дачу взятки (см. комментарий к ст. 291).

Новеллой Уголовного кодекса РФ в 2011 году стало появление новой статьи - 291.1, которая предусматривает ответственность за посредничество во взяточничестве.

Действия пособника выражаются, как в передаче материальных ценностей от взяткодателя взяткополучателю, так и в совершении других действий, которые способствуют реализации соглашения между сторонами преступления, предусмотренного ст. 290 и 291 УК РФ. Посредник может представлять интересы любой из сторон.

В зависимости от конкретных действий пособника преступление будет считаться оконченным в разные моменты. Так, если речь идет непосредственно о передаче денежных средств, то моментом окончания будет получение должностным лицом, хотя бы части материальных ценностей. В другой ситуации, когда преступник обещает договориться о даче/получении взятки, преступный замысел будет завершен в момент достижения договоренности, независимо от того произошла в последующем фактическая передача взятки или нет .

Обязательным условием наступления ответственности является размер взятки — он должен быть значительным, то есть не меньше двадцати пяти тысяч рублей.

Важно! Если сумма взятки составляет меньше 25 тысяч, то деяние не образует состава преступления, предусмотренного ст.291.1.

Преступление совершается только с прямым умыслом. В качестве мотива чаще всего выступает корысть, либо желание получить продвижение по службе. Ответственность за пособничество во взяточничестве наступает с 16 лет.

Ответственность за пособничество во взяточничестве

По ч.1 данной статьи Уголовный кодекс предусматривает такие виды наказания:

  1. штраф в размере от 10 до 20 кратной суммы взятки. В данном случае посреднику также запрещается в течение 3 лет занимать определенную должность или заниматься конкретной деятельностью.
  2. лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом в 20 раз, превышающим сумму взятки.

Если посредник заведомо знал, что передаваемые средств передаются с целью совершения взяткополучателем незаконных действий, либо лицом с использованием служебного положения, то его действия образуют состав преступления, указанного в ч.2 ст.291.1 Уголовного кодекса РФ.

За совершение данного преступления суд приговаривает виновного к штрафу, который в 30-60 раз превышает сумму взятки и лишению права заниматься определенной деятельностью или занимать должность на срок до 3 лет. Также преступник может оказаться в местах лишения свободы на срок от 3 до 7 лет. В данном случае он будет обязан также заплатить штраф в размере в 30 раз превышающим сумму взятки.

В качестве квалифицирующих признаков законодатель выделяет следующие составы преступления (ч.3 ст.291.1 Уголовного кодекса РФ):

  1. совершение преступления группой лиц;
  2. крупный размер взятки;

Важно! В соответствии со ст.290 УК РФ крупный размер — это сумма больше 150 тысяч рублей.

Если лицо будет признано виновным с квалифицирующими признаками, то оно будет наказано, либо штрафом в 60-80 раз больше суммы взятки с лишением права заниматься деятельностью или занимать определенную должность в течение 3 лет, либо будет направлено в места лишения свободы на срок от 7 до 12 лет. При лишении свободы на преступника также накладывается штрафная санкция в виде 60-кратной суммы взятки .

Ч.4 ст.291.1 предусматривает особо квалифицирующие составы посредничества по взяточничестве в особо крупном размере (сумма больше 1,5 миллиона рублей)

За совершение данного преступного деяния законодатель предусмотрел два наказания:

  1. штраф, в 70-90 раз, превышающий взятку с лишением права заниматься определенной деятельностью или занимать должность в течение 3 лет;
  2. лишение свободы от 7 до 12 лет со штрафом в 70 раз больше суммы взятки.

Ответственность за предложение посредничества во взяточничестве

В качестве отдельного состава в ч.5 ст.291.1 выделено обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Опасность данного деяния кроется в том, что лицо, которое ранее собиралось дать или получить взятку, но сомневалось и не знало, как практически осуществить свой преступный умысел, укрепляется в своих намерениях после получения от преступника такого предложения.

За обещание посредничества виновному грозит одно из 2 альтернативных видов наказания:

  1. штраф, превышающий сумму взятки от 15 до 70 раз или в размере от 25 тысяч до 500 миллионов рублей с лишением права в течении трех лет занимать конкретную должность или заниматься определенной деятельностью в течение 3 лет;
  2. лишение свободы до 7 лет со штрафом, который больше взятки в 10-60 раз.

Следует помнить, что добровольное сообщение правоохранительным органам, имеющим право возбудить уголовное дело о взяточничестве, о посредничестве во взяточничестве, либо активное действие следствие в раскрытии преступления является основанием для освобождения от уголовной ответственности.

Для того, чтобы не оказаться на скамье подсудимых, для консультаций и выбора правильной линии поведения следует обратиться к профессиональным защитникам по уголовным делам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 30] [Статья 291.1]

1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, —

наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения —

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве —

наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Примечание. Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.


3 комментария к записи “Статья 291.1 УК РФ. Посредничество во взяточничестве”

    Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве

    Комментарий к статье 291.1

    1. Комментируемая статья, устанавливающая ответственность за посредничество во взяточничестве как за самостоятельное преступление, введена в УК Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ. Ранее по УК это деяние оценивалось как соучастие в совершении преступления и ответственность за него наступала по ст. ст. 33 и 290 или 291 УК.
    Посредничество во взяточничестве, так же как получение взятки и дача взятки, посягает на авторитет и осуществляемую в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления. Предмет рассматриваемого преступления аналогичен предмету такого преступления, как получение взятки (см. комментарий к ст. 290).
    2. Объективная сторона преступления выражается в посредничестве во взяточничестве, а именно в совершении следующих альтернативных действий: 1) непосредственной передаче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (взяткополучателю) по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.
    Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК значительным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 25 тыс. руб. Таким образом, сумма предмета взятки отнесена законодателем к числу составообразующих признаков. Иными словами, согласно действующей редакции комментируемой статьи состав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать, если сумма предмета взятки не выходит за пределы 25 тыс. руб.
    В этой связи возникает вопрос о том, какова должна быть квалификация посредничества в ином случае, когда сумма предмета взятки составляет 25 тыс. руб. или менее.
    В таких случаях состав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать.
    Иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки может заключаться в разнообразных действиях. В частности, к числу таких действий могут быть отнесены передача предложения о даче (получении) взятки за оказание услуги, ведение переговоров по поручению взяткодателя или взяткополучателя, подыскание соответствующего должностного лица, склонение его к оказанию содействия взяткодателю и другие действия. В характеристике таких действий главное заключается в их направленности на способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними.
    Состав преступления является формальным. Посредничество во взяточничестве является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей.
    В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, передающего предмет взятки, следует расценивать как покушение на совершение преступления. Такая же правовая оценка должна быть дана и действиям посредника, если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от его воли.
    Принятие предмета взятки субъектом данного преступления для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава посредничества во взяточничестве и, в случае задержания лица, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 291.1 УК).
    При посредничестве во взяточничестве в виде иного способствования взяткодателю и (или) взяткополучателю оконченный состав преступления будет иметь место с момента совершения действий, образующих указанное способствование.
    От посредничества во взяточничестве следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.
    3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает взятку должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным образом способствует взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, и желает совершить указанные действия.
    4. Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
    5. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) либо лицом с использованием своего служебного положения. Следует отметить, что субъект должен осознавать, что передает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация посредничества во взяточничестве по данному признаку исключается и ответственность наступает по ч. 1 комментируемой статьи.
    6. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены такие квалифицирующие признаки, как совершение посредничества во взяточничестве:
    — п. «а»: группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК);
    — п. «б»: в крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 150 тыс. руб.
    7. Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 комментируемой статьи) является посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере (если сумма предмета взятки превышает 1 млн. руб.).
    8. В ч. 5 комментируемой статьи предусмотрен самостоятельный состав преступления — обещание или предложение посредничества во взяточничестве.
    Обещание посредничества означает выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них. Обещание, как правило, имеет место при обращении к посреднику взяткодателя или взяткополучателя, когда инициатива исходит от них.
    Предложение посредничества во взяточничестве означает инициативные действия со стороны посредника, раскрывающего свои возможности договориться с соответствующими лицами о совершении необходимых действий (бездействия) в интересах дающего взятку или интересах представляемых им лиц.
    И обещание, и предложение посредничества во взяточничестве относятся к формальным составам и являются оконченными с момента совершения действий, указанных в законе.
    Анализируя данный состав преступления, следует обратить внимание на то, что, на наш взгляд, и в данный состав в качестве обязательного признака включается признак суммы предмета взятки. Так же как и применительно к другим видам посредничества в случае, если эта сумма не превышает 25 тыс. руб., состав преступления, предусмотренный ч. 5 комментируемой статьи, отсутствует, а действия виновного надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 33 и, соответственно, ст. ст. 290 или 291 УК.
    9. Примечание к комментируемой статье содержит специальное условие об освобождении от уголовной ответственности лица, являющегося посредником во взяточничестве. Оно освобождается от уголовной ответственности, если после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.
    Условия освобождения от уголовной ответственности посредника во взяточничестве аналогичны за некоторыми исключениями условиям освобождения лица, совершившего дачу взятки (см. комментарий к ст. 291).

    Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве

    Комментарий к статье 291.1

    1. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ в УК РФ включена данная статья, предусматривающая ответственность за посредничество во взяточничестве.
    2. По объекту и предмету преступления см. комментарий к ст. 290 УК.
    3. Законодатель весьма подробно обозначил признаки деяния, которое альтернативно может быть совершено в двух формах: 1) непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. При этом четко обозначены параметры взятки — в значительном размере. Далее, в трех частях комментируемой статьи (части 2, 3, 4) ответственность дифференцируется в зависимости от размера взятки, которые закреплены в примечании к ст. 290 УК, и иных квалифицирующих признаков (за совершение незаконных действий, с использованием своего служебного положения, групповое совершение преступления), с использованием наказания в виде штрафа, исчисляемого исходя из величины, кратной размеру взятки.
    4. В части 5 данной статьи предусмотрена ответственность за самостоятельное деяние, которое обозначено законодателем как обещание или предложение посредничества во взяточничестве. На первый взгляд, такие действия можно признать приготовлением к даче или получению взятки, а также подбору соучастников преступления. Возможно, такие термины при установлении уголовно-правового запрета лучше не использовать.
    5. Следует сказать, что ответственность за посредничество в получении и даче взятки сохранена в ст. ст. 290 и 291 УК. В этом случае может возникнуть коллизия соответствующих статей УК РФ. Требуется разъяснение Пленума Верховного Суда РФ по вопросам разграничения указанных деяний, по толкованию таких действий, как обещание или предложение посредничества. Отсутствие подобных разъяснений может привести к ошибкам в квалификации и к случаям объективного вменения.
    6. Если посредник после совершения преступления активно способствовал раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщил органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве, он может быть освобожден от уголовной ответственности.

    Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве

    Комментарий к статье 291.1

    1. О понятии и признаках взяточничества см. комментарий к ст. ст. 290 и 291 УК.
    2. Посредничество заключается в оказании содействия (помощи) взяткодателю или взяткополучателю в даче (получении) взятки. По своей юридической сущности посредничество является пособничеством в даче (получении взятки), специально выделенным законодателем в силу повышенной общественной опасности в самостоятельный состав. Передавая предмет взятки от взяткодателя взяткополучателю, посредник способствует совершению обоих преступлений.
    Законодатель называет следующие формы посредничества:
    1) непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя;
    2) обещание передачи взятки;
    3) предложение передачи взятки;
    4) иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении или реализации ими соглашения о даче (получении) взятки.
    Непосредственная передача взятки представляет собой чисто техническую функцию по перемещению предмета взятки от одного лица к другому.
    Обещание передачи взятки представляет интеллектуальный вид пособничества. В этом случае посредник заявляет взяткополучателю (взяткодателю) о своем согласии передать предмет взятки, что укрепляет уже созревшую у них решимость участвовать в преступлении. Иное способствование в передаче взятки может охватывать все иные разновидности содействия при пособничестве (дачу советов, информации, средств передачи взятки, устранение препятствий и т.п.).
    Посредник может представлять интересы как взяткодателя, так и взяткополучателя. В отличие от взяткодателя посредник, действующий от его имени и по его поручению, не добивается за счет передаваемой взятки совершения или несовершения должностным лицом каких-либо действий в своих интересах; он представляет не свои, а чужие интересы. Решение о передаче взятки принимает взяткодатель. Посредник выполняет его волю, в силу чего он не может выступать инициатором дачи взятки.
    Посредник, действующий от имени взяткополучателя, получает предмет взятки не для себя, а для последнего. Посредник не берет на себя обязательства совершения или несовершения каких-либо действий. Они лежат на взяткополучателе. Взяткополучатель определяет условия получения взятки.
    3. Размер предмета взятки должен быть значительным, т.е. он должен быть не менее 25 тыс. руб.
    4. Момент окончания посредничества наступает неодинаково в разных отмеченных его формах. При непосредственной передаче предмета взятки оно будет окончено, если должностное лицо примет предложенную ему взятку. В противном случае действия посредника и взяткодателя должны квалифицироваться как покушение соответственно на посредничество и дачу взятки.
    При обещании передачи взятки и предложении ее передачи посредничество окончено непосредственно с момента их совершения независимо от того, передана взятка или нет.
    Момент окончания посредничества в других формах способствования взяткодателю (взяткополучателю) зависит от их особенностей. При этом следует учитывать, что помощь посредника может заключаться не только в содействии передаче взятки, но и в достижении соглашения об этом и его реализации.
    5. Посредничество во взяточничестве нужно отличать от так называемого мнимого посредничества, при котором лицо получает предмет взятки с целью присвоения им самим без намерения передачи его должностному лицу. Такие действия должны квалифицироваться как мошенничество.
    6. С субъективной стороны посредничество является умышленным преступлением.
    7. Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет.
    8. О понятии незаконных действий, использовании служебного положения см. комментарий к ст. ст. 201, 285, 290 УК.
    9. Размеры значительного, крупного и особо крупного взяточничества определены в примечании 1 к ст. 290 УК.
    10. В примечании к комментируемой статье установлен специальный вид освобождения от уголовной ответственности при деятельном раскаянии.

Посредничество понятие само по себе не имеющее негативного значения. Данное действие следует понимать, как помощь и содействие в осуществлении тех или иных сделок. А вот посредничество во взяточничестве это уже способствование коррупции и провокация на совершение коррупционных действий. В связи с этим данное деяние карается в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

В Российской Федерации полным ходом идет борьба с коррупцией, одна из составляющих которой - взяточничество. Это явление при проверке было выявлено во всех эшелонах власти и аппаратах госструктур. Вопиющее беззаконие и массовость данного явления поставили под угрозу российское государства. Влияние взяточничества и коррупции на подрыв уважения к государству у простых граждан оказалось достаточно велико. Нередко дача и получение взятки осуществлялась с помощью посредников. В связи с этим Федеральным законом от 04.05.2011 года за номером 97-ФЗ в Уголовный кодекс была введена ст. 291.1 Посредничество во взяточничестве.

Cогласно ст. 291.1 посредничество во взяточничестве определяется, как личная передача взятки по поручению взяткополучателя или взяткодателя, а так же любое другое способствование в достижении соглашения между данными лицами. Так как привлекать посредника при небольших суммах взяток не целесообразно (предполагается, что действия посредника обусловлены не альтруистическим желанием помочь, а вполне реальным - получить свою долю за оказание услуг), то наказание за посредничество во взяточничестве предусмотрено начиная со значительного размера. На сегодняшний день значительным размером считается сумма взятки 25-150 тысяч рублей.

Сроки наказания за посредничество во взяточничестве (значительный размер)

Преступление карается:

  • штрафом в 20-40-кратном размере от суммы взятки, а также на виновное лицо накладывается запрет на занятие определенной деятельностью, также ему запрещено занимать определенные должности;
  • лишением свободы на срок до пяти лет и штрафом в 20-ти кратном размере от суммы взятки.

Дача взятки осуществляется за действия или бездействие должностного лица. Такие действия или бездействия могут иметь законный и незаконный характер. Законные действия основываются на возможности должностного лица в силу действующего законодательства и его должностных обязанностей, поспособствовать решению проблемы взяткодателя. Незаконные действия сопряжены с нарушением действующего законодательства, нормативных актов, предписаний и др. Совершение данного деяния помимо уголовного наказания за получение взятки влечет за собой наказание за должностное преступление.

Посредничество во взяточничестве с использованием служебного положения или за совершение заведомо незаконных действий (незаконное бездействие также подпадает под данную категорию) карается:

  • штрафом

минимальный размер штрафа - 30-ти кратный размер от взятки;

максимальный размер штрафа - 60-ти кратный размер от взятки.

Помимо штрафа данное наказание включает в себя запрет в течение максимум 3-х лет осуществлять определенную деятельность и занимать должности в госструктурах и других организациях.

  • лишением свободы на срок от 3-х до 7-ми лет и штрафом в 30-ти кратном размере от суммы взятки.

Отягчающими обстоятельствами, квалифицирующими посредничество во взяточничестве, как особо тяжкое экономическое преступление, являются:

  • крупный размер взятки (от 150.000, до 1 миллиона рублей);
  • осуществление посредничества во взяточничестве организованной группой или группой лиц по предварительному сговору.

Преступление, которое было отягощено вышеперечисленными обстоятельствами карается:

  • штрафом:

минимальный размер штрафа - 60-ти кратный размер от взятки;

максимальный размер штрафа - 80-ти кратный размер от взятки.

Виновное лицо теряет право на занятие определенной деятельностью и не может занимать определенные должности. Ограничение накладывается на срок не более 3-х лет.

  • лишением свободы на срок от 7-ми до 12-ти лет и штрафом в 60-ти кратном размере от суммы взятки.

Осуществление посредничества во взяточничестве в особо крупном размере (более 1 миллиона рублей) карается:

  • штрафом в 70-90-то кратном размере от суммы взятки (как и в предыдущих случаях, штраф сопровождается лишением права на занятие определенной деятельностью, а так же запретом занимать должности определенного ранга. Срок ограничения - до 3 лет.);
  • лишением свободы на срок от 7-ми до 12-ти лет.

Штраф составляет 70-ти кратную сумму от взятки.

Особенности преступления

Уголовно наказуемым деянием является не только передача взятки непосредственно по поручению взяткодателя или взяткополучателя и способствование достижению договоренности о взятке, а и предложение посредничества или обещание его. Исходя из понимания оконченности преступления, казалось бы, в данном случае, преступление еще не совершено, а значит не окончено, но законодатель, в данном случае преследуя цели искоренения коррупции и взяточничества, сделал исключение. То есть преступление посредничество во взяточничестве согласно ст. 291. 1 считается оконченным уже после предложения содействия в получении или передаче взятки.

В п. 5 ст. 291. 1 предусмотрено наказание за предложение и обещание посредничества во взяточничестве:

  • штраф от 15-ти до 70-ти кратной суммы от взятки.

Суммы штрафа:

минимальная сумма - 25 тысяч рублей;
максимальная сумма - 500 миллионов рублей.

Виновное лицо лишается права занимать должности в госструктурах и других организациях (список должностей можно посмотреть в соответствующих законах), также ему запрещается заниматься определенной деятельностью.

Как и в статье 290, статья 291.1 содержит примечание, в котором говорится о том, что лицо, являющееся посредником при передаче взятки, освобождается от уголовной ответственности при условии, что оно после совершения преступления активно способствует раскрытию преступления или, желая пресечь совершение преступления, сообщило в соответствующие органы о нем.

Защита прав и интересов клиента - это прямая обязанность адвоката по уголовным делам. В сложной жизненной ситуации, только помощь адвоката по уголовным делам , позволит найти наиболее правильное решение. Полномочия адвоката распространяются на посещение подозреваемого или обвиняемого в следственном изоляторе, участие в следственных действиях и допросах, присутствие на аресте, сбор доказательной базы, предоставление характеристик клиента и многое другое. Помощь правозащитника не только обеспечит контроль за действиями силовых структур, но и позволит обжаловать решения суда в случае необоснованности обвинения.

Вряд ли найдется в современном мире взрослый человек, который никогда не слышал о взяточничестве и коррупции. С этим явлением сталкивается практически каждый гражданин, ведущий активную социальную жизнь.

К сожалению, довольно часто в современном обществе возникают ситуации, когда какое-либо важное решение в жизни человека зависит от некоего должностного лица. Это особенно актуально для сферы предпринимательства и экономики, торговли, строительства и т. д. Ограничения налогового законодательства, таможенные законы, Уголовный и Административный кодекс, ПДД касаются всех граждан страны, и порой неукоснительно соблюдать закон бывает проблематично. Кроме того, возникают ситуации, когда должностные лица сами вымогают взятки за те действия, которые они должны предпринимать по закону. Многим людям кажется, что во всех этих случаях взятка должностному лицу - норма, и благодаря этим факторам коррупция с каждым годом все больше расцветает. «Не подмажешь - не поедешь…» - со вздохом признают граждане и соглашаются с требованием должностного лица. Между тем дача и получение взятки - экономическое преступление, карающееся законом.

291 статья. Дача взятки

Уголовный кодекс, действующий в данный момент в был принят в 1996 году. В нем предусмотрено наказание за два вида правонарушений - дача взятки должностному лицу и получение взятки. Под взяткой понимают материальное вознаграждение для должностного лица, обещанное ему или полученное им за выполнение его непосредственных обязанностей. Взятка должностному лицу - это двустороннее преступление. Получатель взятки называется взяткополучателем, а тот, кто дает взятку - взяткодателем.

Как гласит дача взятки должностному лицу с использованием услуг посредника или лично - это уголовно наказуемое деяние, которое наказывается штрафом в сумме от пятнадцатикратной до девяностократной по отношению к взятке, или лишением свободы от двух до двенадцати лет в зависимости от обстоятельств преступления и от размеров взятки. считаются значительный размер взятки, дача взятки должностному лицу за то, чтобы он совершил заведомо противозаконные действия (бездействие). В этих случаях наказание за совершенное преступление будет значительно строже. Преступление - взятка должностному лицу - считается совершенным в момент получения взяткополучателем хотя бы части материальных ценностей от взяткодателя или его посредника. за дачу взятки наступает, начиная с 16 лет. Наказания за преступление и уголовного преследования можно избежать, если взяткодатель добровольно обратился за помощью в правоохранительные органы, способствовал раскрытию преступления или доказал, что взятку у него вымогали. В этом случае уголовное преследование распространяется только на взяткополучателя.

Получение взятки. Статья 290 УК РФ

Взятка, как мы выяснили, является уголовно наказуемым деянием. Получение взятки служащими считается одним из самых тяжких экономических преступлений. В этом случае госслужащий получает от граждан, пользуясь своим служебным положением, за выполнение или невыполнение непосредственных обязанностей в пользу взяткодателя. За этот вид преступления предусматривается наказание в виде штрафа, вплоть до девяностократного размера взятки, лишения свободы сроком до двенадцати лет или отстранение от должности, в зависимости от размеров взятки и других отягчающих обстоятельств преступления. Например, неоднократное получение взятки наказывается строже, чем единичный случай. Под неоднократным получением взятки понимают получение материальной выгоды более двух раз одним и тем же лицом. В любом случае, корыстное злоупотребление своими служебными полномочиями карается по закону.

Вымогательство взятки

Вымогательство взятки является отягчающим обстоятельство при расследовании взяточничества. Если факт вымогательства доказан, взяткодатель может быть освобожден от уголовной ответственности при содействии и оказании помощи следственным органам. Вымогательство должностного лица означает, что требует вознаграждение за выполнение своих служебных обязанностей в интересах взяткодателя, или, напротив, за то, что он не предпримет необходимых мер, которые должен предпринять по закону. Угроза может выражаться в том, что должностное лицо ссылается на занятость, отсутствие необходимых документов или материалов, искусственно создает всевозможные препятствия для принятия решения, в котором заинтересован взяткодатель. Или должностное лицо предупреждает о том, что создаст условия, препятствующие деятельности заинтересованного лица, или условия, приносящие вред взяткодателю, которых можно избежать, если оплатить старания дополнительно. Оплата - это и есть взятка. УК РФ предусматривает наказание только для взяткополучателя при добровольном содействии взяткодателя.

История взяточничества

Термин "коррупция" происходит от слова corrumpire - злоупотреблять должностью, подкупать, портить. Это слово впервые стало использоваться в римском праве - еще Юлий Цезарь боролся со взяточничеством, запрещая чиновникам получать золотые венки от городов, которые им предлагали за покровительство. Во времена Средневековья в Европе чиновники не стеснялись получать материальную выгоду, используя свое служебное положение, взяточничество было распространено повсеместно. В России государственным служащим предоставлялось «кормление» - некоторая плата от заинтересованных в успехе своего дела граждан. Помимо этого, чиновники получали жалованье из государственной казны. За взяточничество наказывали цари Иван III, Иван Грозный, Петр Первый. Были годы, когда мздоимство каралось смертной казнью.

На Востоке взяточничество было повсеместно распространено, но там оно имело характер дароподношения. В средние века и Восток тоже начал бороться со взяточничеством, корыстные чиновники отстранялись от должностей и наказывались.

Начиная с конца XIX века, государственная власть получала все большие полномочия, контроль государства стал повсеместным и охватил все сферы жизни граждан. Это привело к разрастанию взяточничества, чиновники и политики всех уровней стали почти в открытую пользоваться своим служебным положением и не только брать, но и вымогать взятки у граждан. В некоторых странах такое вымогательство приняло вид партийных взносов - то есть взятку брали не отдельные чиновники и должностные лица, а представители партий.

Коррупция в последнее время занимает одно из первых мест в сфере экономических преступлений по всему миру. Коррумпированные чиновники и правительства представляют огромную угрозу для любого государства, так как тормозят развитие страны и подрывают авторитет власти, а иногда и угрожают безопасности своих граждан. Так, в 70-е годы прошлого века громкий скандал произошел из-за американской фирмы «Локхид», которая продавала некачественные самолеты ФРГ и Японии. Чиновники этих стран получали материальную выгоду от фирмы.

Явление коррупции во многом зависит от уровня жизни в отдельной стране и от ее национальной культуры. К примеру, доказано, что в Японии и Китае, где культивируется мудрость и преданность чиновников и руководителей своему государству, взяточничество распространено немного меньше, чем в других странах. Это связано также и с законами стран - там наказание за взятки строже.

Посредничество

Посредничество во взяточничестве - это действия третьих лиц, способствующие достижению договоренности между взяткодателем и взяткополучателем, или сама передача взятки от одного участника преступления другому. Считается, что брать или давать взятку через посредника проще - взяткополучатель и взяткодатель не всегда знакомы между собой, и в этом случае посредник привлекается для большей безопасности и надежности. Чаще всего посредник тоже имеет некоторое материальное вознаграждение за свои услуги - иногда даже процент от общей суммы передаваемой взятки.

Посредничество во взяточничестве карается законом только при наличии взятки большого размера (статья 291.1 УК РФ). Значительным размером принято считать сумму свыше 25 000 рублей. За посредничество предусмотрено наказание в виде штрафа, вплоть до сорокакратного размера взятки, или лишением свободы сроком до пяти лет. Наказание также зависит от размера взятки и от других отягчающих обстоятельств - к примеру, использование служебного положения посредника или особо крупный размер материальной выгоды.

Причем содействие или соучастие в преступлении может караться по закону не только тогда, когда преступление уже совершено и окончено, но и в тот момент, когда посредник предложил свои услуги участникам взятки. Одно только обещание посредничества уже является экономическим преступлением.

Основные проблемы при расследовании взяточничества

Расследование взяточничества не всегда бывает легким. Самым важным моментом, препятствующим расследованию преступления, является тот факт, что в случае взяточничества нет так называемых пострадавших - все участники взятки заинтересованы в том, чтобы об этом факте не стало известно правоохранительным органам. Коррупция является обоюдовыгодным деянием, и взяткодатель также в большинстве случаев не заинтересован в том, чтобы преступление раскрылось - его заинтересованность объясняется личным участием в преступлении и преследованием своих собственных интересов. Особенно это важно в тех случаях, когда взяткодатель является нарушителем закона, налогового кодекса, правил дорожного движения, уголовного или административного кодекса РФ.

Одной из самых опасных, с точки зрения общества, является постоянная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем, которая возникает в случае покровительства должностного лица, планомерно оказываемого нарушителю закона.

Все большее распространение получают случаи, когда чиновники, помимо занимаемой должности, имеют свои экономические организации и предприятия. Материальная заинтересованность их удваивается и подкрепляется должностными полномочиями и возможностями.

Распространение взяточничества в различных сферах

По данным статистики, самое сильное распространение получило взяточничество в правоохранительных органах. Зачастую представители полиции и прокуратуры сами являются коррумпированными, так как воспринимают взятки как компенсацию за свой тяжелый труд, недостаточно высоко оплачиваемый государством. Взятка полицейскому, как и любому другому должностному лицу - уголовно наказуемое деяние. Сотрудники ГАИ довольно часто не только берут взятки, но и вымогают их. В последние годы это явление стало совсем привычным и почти нормальным - несмотря на все усилия со стороны государства, направленные на то, чтобы искоренить коррупцию. К сожалению, большинство граждан принимают условия должностных лиц и не препятствуют получению взятки.

Представители чиновничества, работники различных администраций и управлений также часто имеют возможность получения взятки. Чиновников много, и некоторые проблемы невозможно решить без их содействия и участия, а отдельные недобросовестные сотрудники этим пользуются.

Иногда возникают случаи взяточничества также и у медицинских работников. Подарки от благодарных пациентов зачастую принимают вид настоящей взятки, особенно в случаях взаимодействия с медицинскими работниками, занимающими высокие должности - главврачами, заведующими поликлиник и больниц, и т. д. Ни для кого не секрет, что при помощи небольшого подарка или вознаграждения можно получить более высокий уровень обслуживания, лечения и ухода практически в любой больнице или медицинском учреждении.

Представители сферы образования тоже бывают задействованы и замечены во взяточничестве. Получение зачетов и сессий, поступление в образовательное учреждение, успешное его окончание и просто процесс получения образования - все это имеет свои расценки в среде отдельных преподавательских коллективов.

Одним словом, практически не найдется ни одной сферы государственной службы, в которой не встречались бы сотрудники, практикующие взяточничество. К сожалению, меры, предпринимаемые государством по отношению к коррумпированным должностным лицам, не всегда дают ожидаемый результат.

Борьба с коррупцией

Согласно законодательству, обязаны вести все государственные комитеты и управления. Для предупреждения случаев взяточничества разрабатываются законы и правовые акты. Существуют специальные телефоны доверия, на которые можно позвонить анонимно и оставить информацию о коррумпированных должностных лицах или о случаях вымогательства. В целях борьбы с коррупцией государственным служащим постоянно прибавляют заработные платы, контроль над этими людьми ведется всеми возможными способами. Например, во многих автомобилях инспекторов ГАИ устанавливаются видеокамеры, которые помогают предотвратить получение взятки. Всячески поощряется обращение граждан в правоохранительные органы в связи с коррупцией. Год от года ужесточается отбор лиц, имеющих допуск к государственной службе, особенно на высокие должности. В некоторых государственных учреждениях строго пресекается возможность трудоустройства через родственников или знакомых, вплоть до отказа от вакансии из-за наличия родственных связей.

Все эти методы дают определенный результат, но все равно процветает во многих сферах коррупция. Взятка принимает более завуалированные формы. Доходы должностных лиц скрываются, и доказать факт преступления становится все труднее. Меняются способы, с помощью которых осуществляются дача и получение взятки.

Взаимосвязь коррупции с другими преступлениями

Как правило, взяточничество очень редко встречается само по себе - чаще всего, факт взятки тесно связан с другими преступлениями, которые совершает взяткополучатель. Взятка должностному лицу нередко сопутствует другим правонарушениям. Хищение предметов, имеющих особую ценность - статья 164 УК РФ, превышение должностных полномочий - ст. 286 УК РФ, злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285 УК РФ, незаконное участие в предпринимательской деятельности - ст. 289 УК РФ, коммерческий подкуп - ст. 204 УК РФ. Все эти статьи часто применяются к одному и тому же лицу при расследовании фактов взяточничества. Стоит понимать, что наказание за взяточничество не исключает уголовного наказания по каким-либо другим статьям из перечисленных, если правонарушение имело место.

Что делать, если у вас вымогают взятку?

На страже интересов каждого гражданина стоит Уголовный кодекс. Взятка для должностного лица не должна считаться обычным явлением. Если такая ситуация возникла, можно действовать тремя способами:

Если вы соглашаетесь на это, нужно помнить о том, что уголовная ответственность за взятку, в случае раскрытия данного факта, коснется не только получателя, но и вас лично.

Отказавшись дать взятку и предупредив недобросовестного служащего о своих намерениях, можно не только не решить свою проблему, но и усугубить плохие отношения - должностное лицо имеет определенную власть, иначе такой ситуации просто не возникло бы. Положительного решения в этом случае ждать не стоит, скорее наоборот - сотрудник сделает все возможное, чтобы решение вашего вопроса было максимально затруднено. Не исключено, что над вами просто посмеются и выпроводят восвояси.

Самое разумное - дать понять должностному лицу, что вы согласны дать взятку. Постарайтесь при этом полочить как можно больше гарантий в том, что ваша проблема будет решена и содействие оказано. После этого надо уточнить, о какой сумме идет речь, как именно вы должны оплатить услуги, кто берет у вас взятку, в какое время и где. После этого нужно обратиться в правоохранительные органы, написать заявление о факте вымогательства. Можно обратиться за помощью в ФСБ, МВД, Следственный комитет прокуратуры, таможенные органы и т. д. Согласно законодательству, такие обращения обязаны зафиксировать в любом государственном органе - вплоть до обращения в Правительство или к Президенту РФ. Заявление должно быть в письменной форме, один экземпляр остается у вас на руках. Лучше выяснить и запомнить, кто будет заниматься вашим заявлением и чего стоит ожидать. Чем более подробно ситуация будет описана, тем больше шансов на то, что вопрос решится в вашу пользу.

Коррупция - это болезнь современного общества. Бороться с ней необходимо не только государственным органам, но и простым гражданам, ведь страдают от коррумпированных чиновников обычные люди. По статистике, шансы победить коррупцию в отдельно взятой стране составляют 1:250, а если соответствующие меры принимаются во многих странах, шансы увеличиваются - 1:23. Таким образом, эту проблему лучше решать сообща, «всем миром».

Выбор редакции
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...

Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....

Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...