Старинный мост святого ангела в риме. Полезная информация о мосте Святого Ангела в Риме


В период 134–139 годов, чтобы обеспечить кратчайший путь к Марсовому полю, император Адриан соединил свой Мавзолей мостом. Его построили из гранита с покрытием травертина. Изначально трёхарочный мост имел спуск по пандусам, которые в свою очередь поддерживались тремя меньшими арками на левом берегу и двумя на правом. В 1893 году во время строительства набережной реки они были заменены современными аркадами. По обеим сторонам дороги были устроены высокие тротуары с балюстрадами из травертина.

Изначально новый мост называли по имени императора «Мост Элия» (полное имя Адриана - Публий Элий Траян Адриан), однако после постройки Собора святого Петра в XVI веке, когда паломники стали использовать мост как главную дорогу к храму, его переименовали в «Мост святого Петра».

Бытует мнение, что своё современное название достопримечательность получила в связи со статуями десяти ангелов. Но это мнение не верно, потому что установили скульптуры намного позже. Согласно легенде в VI веке во время понтификата папы Григория I, ему было видение Архангела Михаила, который находясь на самом верху Мавзолея Адриана, вкладывал меч в ножны. Григорий I истолковал событие как знак об окончании эпидемии бубонной чумы. Чума действительно вскоре отступила, а мост, как и Мавзолей, стали называть в честь Ангела.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

С конца XIV века Замок святого Ангела (в прошлом Мавзолей Адриана) начали использовать как тюрьму (казни заключённых проводили во внутреннем дворе), а мост стал инструментом для устрашения населения - изуродованные труппы узников вывешивались в передней части моста.

Статуи на Мосту святого Ангела

В 1450 году во время празднования «юбилейного года» (святой год, в течение которого допускалась возможность особого отпущения грехов) из-за большого скопления паломников на Мосту святого Ангела не выдержали балюстрады, и 172 человека погибли в давке и водах Тибра. После этого, чтобы обеспечить широкий проход к мосту были снесены несколько домов и старая Триумфальная Арка. В память о трагическом событии по обе стороны моста были сооружены две капеллы, освящённые именем Марии Магдалены и святых младенцев. В 1535 папа Климент VII заменил капеллы на скульптуры апостолов Петра и Павла, к которым впоследствии были добавлены статуи Адама, Ноя, Авраама и Моисея (до наших времён не дошли). Павел изображён с мечом и книгой, а Пётр - с книгой.

В XVII веке папа Клемент IX предоставил выполнение большого заказа на изготовление декора для моста великому Бернини. В 1668 году Бернини и его ученики создали новый парапет и десять статуй ангелов, каждый из которых олицетворял Крёстные Страдания Спасителя. В руках у каждого ангела находится по одному из орудий, которые вызвали страдания Христа. Также на каждой скульптуре присутствует по одной цитате из священных писаний. Две скульптуры из десяти выполнил сам мастер Бернини, однако они были настолько прекрасны, что папа приказал установить их в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, а на мосту установить копии.

Статуи Бернини

  • Ангел с Терновым венцом - надпись на скульптуре: In aerumna mea dum configitur spina (я согбен в моём страдании, в то время как шипы крепятся на мне);
  • Ангел с картушем с надписью INRI - аббревиатура расшифровывается как «Иисус Назарянин Сын Иудейский». Надпись на скульптуре: Regnavit a ligno deus (Бог царствовал с древа).

Статуи учеников Бернини

  • Ангел с колонной бичевания - в руках у ангела фрагмент колонны, к которой Христос был привязан во время допроса у Понтия Пилата. Надпись на скульптуре: Tronus meus in columna (И престол мой на колонне);
  • Ангел с кнутом - в руках у ангела кнут, которым бичевали Христа во время допроса у Понтия Пилата. Надпись на скульптуре: In flagella paratus sum (Я готов к кнуту);
  • Ангел с крестом - в руках у ангела крест, на котором распяли Спасителя. Надпись на скульптуре: Cuius principatus super humerum eius (Чье правление будет на плечах его);
  • Ангел с губкой - вместо воды для утоления жажды Христу подавали губку смоченную уксусом. Надпись на скульптуре: Potaverunt me aceto (И в жажде моей поили меня уксусом);
  • Ангел с копьём - в руках у ангела копьё, которым солдат умертвил Христа. Надпись на скульптуре: Vulnerasti cor meum (Ты предавший сердце моё);
  • Ангел с гвоздями - в руках у ангела гвозди, которыми был распят Христос. Надпись на скульптуре: Aspiciant ad me quem confixerunt (И они воззрят на Него, которого пронзили);
  • Ангел с Судариумом - в руках у ангела кусок материи, которым отёрли и накрыли лицо Спасителя после снятия с Креста. Надпись на скульптуре: Respice faciem Christi tui (Посмотри на лицо Христа твоего);
  • Ангел с игральными костями и одеянием - у ангела в руках одежда Христа, которую солдаты поделили между собой игрой в кости. Надпись на скульптуре: Super vestem meam miserunt sortem («На одеждах моих бросали жребий).

Мост Святого Ангела в Риме (Италия) имеет очень давнюю историю. Сегодня же туристов привлекают шедевральные статуи десяти ангелов, изображающих Страсти Христовы. В разные годы мост, имеющий сакральное значение, вел к усыпальнице римского императора, темнице, в которой заключали неугодных католическому духовенству, папской резиденции, сокровищнице. В настоящее время в замке Ангелов расположен музей.

Римские мосты через реку Тибр

Римская цивилизация была основана в восьмом веке до нашей эры на восточном берегу Тибра. По реке переправляли товары, в ней искали пропитание, она служила пограничной линией между воюющими латинами и этрусками. Первые переправы находились в той части течения, где было относительно спокойно, то есть ниже, чем остров Тиберина. Здесь же построили свайный мост из дерева без использования железа и гвоздей. Приблизительно на этом месте сейчас стоит мост Субличио. Первый мост был возведен в период правления четвертого древнеримского царя Анка Марция. По разным причинам Субличио в Риме неоднократно разрушался, но раз за разом его восстанавливали.

Первые мосты через Тибр возводили так, чтобы сооружения можно было легко разрушить или поджечь при приближении противника. Ведь переправиться через быструю реку было довольно сложно. Первый каменный мост на сваях из дерева построили здесь в 179 году до нашей эры, а в 142 году деревянные сваи заменили на каменные арки. В 109 году был построен Мульвиев мост, через который в столицу въезжали многие победители крупных войн и завоеватели, среди которых Гай Юлий Цезарь и Карл I Великий. Вообще, в Риме было четыре типа мостов: частные - для повозок и людей, проходящих через город по пути следования куда-то в другое место, поддерживающие акведуки и общественные. Мост Ангела в Риме, Италия, относится как раз к последнему типу.

Строительство архитектурной достопримечательности

Мост Ангелов в Риме начинает свою историю со времен римского императора Элия Адриана, который был не чужд любви к самому себе (как и все римские правители). Имея достаточно ресурсов, он выражал свой нарциссизм путем сооружения величественных строений, одним из которых стал мавзолей, возведенный на берегу Тибра по его приказу. Чтобы восхищенные подданные могли поклоняться богоподобному царю, был построен мост, ведущий к мавзолею Адриана (сейчас это замок Святого Ангела) от Марсова поля. Окончание строительства датируется 134 годом.

Особенности конструкции и материалы

Основной строительный материал, который использовался при возведении моста Ангела (на фото выше видна часть сооружения), - травертин с внешней стороны и туф с внутренней. Плотный известняк был более долговечным и менее пористым, чем туф. Полностью построить мост из травертина не удалось, потому что этот материал дороже и тяжелее. Работы значительно затянулись бы, да и средств потребовалось бы намного больше.

Никаких свидетельств о том, как именно строили мост Ангела в Италии времен Элия Адриана, не сохранилось. Очевидно, что рабочие использовали стандартные методы строительства каменных мостов, применявшиеся во втором веке. Там, где планировалась установка опор, делали кольца из жердей, обмазанных глиной. Это кессоны для подводных работ. После в дне реки делали углубления для фундаментов. Обычно копали, пока не доходили до определенного слоя почвы, а когда это было невозможно по какой-то причине, просто вбивали деревянные жерди. Деревянные основания могут быть неожиданно надежными и достаточно долговечными, потому что без кислорода патогенные бактерии не способны выживать и размножаться.

Ромбовидные водозащитные барабаны, угол которых направлен против течения, устанавливались, чтобы уменьшить его разрушительную силу. Вода более плавно обтекала опоры сооружения. Арки собирали из камня трапециевидной формы. Вся конструкция была очень неустойчива до того момента, пока не были установлены все камни (верхние, то есть самые крупные), поэтому весь период строительства активно использовались сложные леса. В тех местах, где арки доходили до берегов, строились целые стены или большие колонны, способные выдержать такое значительное давление. В данном случае это были две 12-метровые стены.

Стоимость постройки и монументальность моста

Строительство дорого обошлось императору, потому что требовалось много квалифицированных рабочих. Мост Святого Ангела (Италия) строили без цемента, так что камни нужно было обточить так, чтобы они идеально подходили друг к другу. Непростой задачей было и строительство лесов. Сами материалы и их подвозка к месту возведения памятника были очень дорогостоящими. Когда строительство было окончено, длина моста составила 90 метров. Мост Ангелов состоит из пяти арок диаметром в девять метров.

Дальнейшая история памятника

Мост Святого Ангела в Риме, Италия, упоминался в части "Ад" "Божественной комедии" Данте, которая была написана в период с 1308 по 1320 годы. Описываются два нескончаемых потока паломников, которые шли по мосту в первый Юбилейный год (1300 год) в истории в святой город - Ватикан. К раннему Средневековью настоящее название моста - Элия - было забыто. Паломники, которые после обрушения моста Виктора Эммануила II (тогда он назывался мостом Нерона) шли по этому сооружению к базилике Святого Петра, начали называть его мостом Святого Петра.

В середине 15 века, когда в толпе паломников, стремившихся в Ватикан, возничий потерял контроль над лошадью, началась паника. Люди продавили балюстраду. Почти 200 человек упало с моста и утонуло. В результате последовавших за этим беспорядков несколько домов были разрушены, пострадала и арка, которая перегораживала путь к мосту. Во второй половине того же столетия по левой стороне моста на обозрение горожан выставляли тела тех, кто был казнен на соседней площади.

изображающих Страсти Христовы

Мост Святого Ангела в Риме обзавелся первыми двумя статуями в 1535 году. Скульптуры заказал папа Климент VII. Скульптор Лоренцетто получил заказ на статую апостола Петра, держащего в руках книгу, Паоло Романо - апостола Петра, держащего книгу и сломанный меч. При папе Павле III Раффаэлло да Монтелупо создал еще четыре статуи, а также скульптуры Авраама, Адама, Ноя и Моисея. В 1669 году по распоряжению папы Климента IX крошащиеся скульптуры из гипса заменили новыми. Эта работа была поручена для которого она оказалась одной из последних. По его проекту, все десять скульптур должны были держать орудия Страстей Христовых. Скульптор успел сделать только две статуи, которые Климент IX забрал в свою личную коллекцию.

Сакральное значение достопримечательности

Неоднократно упоминалось, что по мосту Святого Ангела в Риме верующие пересекали Тибр на пути к главной католической достопримечательности, а именно - базилике Святого Петра. Перейти реку по этому мосту означало направиться из мирского города в Святой город. Этот отрезок пути имел для верующих символическое значение очищения, приближающего грешника к божественному миру. Мост Святого Ангела символизирует общение человека с Богом. Так, неудивительно, что достопримечательность украшают статуи ангелов, которые являются посредниками между земным и небесным мирами. Не случайны статуи Петра и Павла, которые встречают путников. Они обозначают начало искупления.

Десять статуй ангелов

Мост Ангелов украшают десять фигуры которых представляют собой Страсти Христовы. Лица кажутся то удерживающими рыдания из сострадания к Спасителю, то умиротворенными верой в воскресение. Скульптору Бернини принадлежит ангел, в чьих руках находится терновый венец, и тот, который держит табличку с надписью Inri. Работу над другими скульптурами мастер доверил своим единомышленникам. В 1670 году работы самого Бернини по причине их высокой художественной ценности были заменены копиями. Подлинники украшают церковь Сан-Андреа-делле-Фратте.

Первый ангел приподнимает колонну, к которой привязывали Христа во время допроса Понтия Пилата. Эта скульптура создана Антонио Раджи. Раота авторства Ладзаро Морелли грустно смотрит на кнуты, которые напоминают о ранах Спасителя. Ангел, созданный Паоло Нальдини, держит венец из терна как символ людской жизни. Лик Христа, отпечатавшийся кровью на плате Вероники, рассматривает ангел, выполненный Козимо Фанчелли. Скульптура, высеченная Паоло Нальдини, держит игральные кости на одеянии Христа.

Скульптура Джироламо Лученти показывает гвозди, которыми были пронзены руки и ступни Спасителя. Следующий ангел держит крест - символ веры в Христа и распятия. Эта скульптура создана Эрколе Феррата. Табличку с надписью Inri держит следующий ангел. Скуптура, выполненная Антонио Джоржетти, смотрит на губку, прикрепленную к концу трости. Последнего ангела высек из камня Доменико Джули. Ангел обращает взгляд на острие копья, чтобы напомнить об ударе, который пронзил грудь Спасителя.

Современный облик моста

Мост Ангелов в Риме неоднократно перестраивали и добавляли новые детали. Нескольким масштабным модернизациям памятник подвергся во времена Ренессанса. В 1450 году снесли триумфальную арку, вместо которой поставили фигуры апостолов Петра и Павла. В 1669 году мост украсили фигурами ангелов, посмотреть на которые сегодня съезжаются толпы туристов со всего мира. Эту скульптурную группу местные жители остроумно прозвали маньяками на ветру, потому что ангелы держат в руках предметы казни и поношения Христа. Мост Святого Ангела является пешеходной зоной, так что ничего не помешает туристам неспешно прогуляться по нему и рассмотреть все шедевральные фигуры.

Замок (мавзолей, тюрьма и музей) в Риме

Мост Святого Ангела ведет к замку на другом берегу реки. Последнее пристанище римского императора, резиденция понтификов, которая успела побывать фортом и темницей, в итоге получила статус музея и сокровищницы. Усыпальница Адриана к 14 столетию стала резиденцией римских пап, а Николай III соединил замок с базиликой. В ходе вторжения Карла V защиту в стенах замка нашел папа Климент VII. В замке был заключен монах-доминиканец Джордано Бруно. В 1901 году замок Святого Ангела был объявлен музеем. Сегодня это место желают посетить сони туристов. Осмотреть достопримечательность можно прогулявшись по мосту Святого Ангела.

Как добраться до достопримечательности

Чтобы найти мост Святого Ангела, стоит ориентироваться на замок, расположенный на востоке от площади Петра. Пешая прогулка от одной достопримечательности до другой займет максимум пять минут. К подножию замка подвезет городской рейсовый автобус № 271 или № 6. Выходить нужно на остановке Piazza Pia. Ближайшая станция метро называется Ottaviano-San-Pitro (это линия А). Мост открыт круглосуточно, плата за проход не требуется.

Несколько интересных фактов

Мост несколько раз менял название. Свое современное наименование мост Святого Ангела получил только благодаря распространенной легенде о том, как в шестом веке Рим просто вымирал от чумы. Считается, что тогда на вершине мавзолея по ту сторону реки появился архангел Михаил с мечом в руках. Папа Григорий I расценил это, как знак скорого окончания беды. После этого события сооружение, оставшееся со времен Древнего Рима, было переименовано в замок Святого Ангела, а ведущий к нему мост - в мост Святого Ангела соответственно. Позже на крыше мавзолея установили огромную статую спасителя архангела Михаила.

Знаменитые узники замка, к которому ведет мост

С 14 века замок, к которому ведет мост Ангелов в Риме (фото в статье), бывший мавзолей римского императора, служил тюрьмой для особых преступников. В разные годы узниками замка были Джованни Батиста Орсини, Бенвенуто Челлини, Беатриче Ченчи, Джузеппе Бальзамо и другие.

Кардинал, принадлежавший к одной из самых состоятельных римских семей, Джованни Батиста Орсини был обвинен в тайном заговоре против папы и попытке отправления. Семья пыталась выкупить заключенного, но папа Александр VI отравил узника (хотя принял в дар огромную жемчужину).

Скульптор и ювелир, участвовавший в осаде крепости в 1527 году, Бенвенуто Челлини был обвинен в воровстве. Челлини досконально знал расположение коридоров и помещений замка, что позволило ему совершить побег. Кстати, это единственный побег за всю историю замка.

Молодая Беатриче Ченчи стала жертвой интриг. Обвиненная в убийстве собственного отца, неоднократно насиловавшего девушку, была казнена в 1599 году. Папа отказался смягчить приговор. Считается, что отказ был вызван тем, что после смерти прямой наследницы все огромное состояние семьи перешло в пользу Святого престола.

Граф Калиостро (он же известен под именем Джузеппе Бальзамо) был арестован в 1789 году. Это известный авантюрист и мошенник. Против него были выдвинуты тяжкие обвинения, а именно - масонство и богохульство. Смертную казнь, однако, заменили помилованием. Джузеппе Бальзамо был заключен в тосканской провинции Эмилья-Романия, где провел остаток своих дней.

Мост Святого Ангела — пешеходный мост через реку Тибр, построенный в 134-139 гг. н. э. римским императором Адрианом (76 — 138 гг. н. э.) — является одним их древнейших сооружений в Риме, сохранившимся до наших дней.

Длина моста составляет 106 метров и пять пролетов, ширина — 20 метров. Сооружение строилось из твердого материала травертина снаружи, более мягкого туфа внутри и облицован мрамором.

Мост был построен для того, чтобы соединить центр города с мавзолеем Адриана, сегодня известным под названием замок Святого Ангела. Мавзолей был построен в 139 году императором для себя и членов своей семьи. За долгие годы замок успел побыть и мавзолеем, и крепостью, и тюрьмой, сейчас в его стенах располагается военно-исторический музей.

Мрачная страница в средневековой истории моста: с конца XIV века, когда Замок Святого Ангела стали использовать как тюрьму, на левой стороне моста, в виде меры по устрашению населения, вывешивали на обозрение трупы преступников, казненных на площади неподалеку.

Скульптуры на мосту Cвятого Ангела

Сегодня мост Святого Ангела известен своими скульптурами в стиле Барокко, именно они являются его визитной карточкой и отличительными знаками. Однако, изначально мост украшен скульптурами не был, а перед въездом на мост была возведена Триумфальная арка.

Трагедия, которая произошла в 1450 году привела к тому, что облик моста был изменен.1450 год считался особым годом — «годом отпущения грехов», в связи с этим количество паломников в Ватикан резко увеличилось, и во время одного из религиозных праздников на мосту образовалась большая давка, под напором толпы сломались перила, и 172 человека погибли в водах Тибра. После этого, Триумфальная арка, затруднявшая проход по мосту, была разрушена, а в память о трагическом событии по обе стороны моста были сооружены две капеллы, во имя Марии Магдалены и Святых младенцев.

В 1535 папа Климент VII заменил капеллы у моста на скульптуры апостолов Петра (работы скульптора Лоренцетто) и Павла (работы скульптора Паоло Романо) Апостол Петр был изображен с книгой, апостол Павел — со сломанным мечом и книгой. Сегодня эти скульптуры мы можем видеть при входе на мост Святого Ангела, на стороне, противоположной замку. Позже при папе Павле III, к этим двум скульптурам мастером Рафаэлло да Монтелупо (1505—1567 гг.) были добавлены еще фигуры Адама, Ноя, Авраама и Моисея.

Эти фигуры были выполнены из гипса, и простояли на мосту до 1669 года, когда папа Климент IX решил изменить декор моста, и заменить гипсовые скульптуры на новые. Выполнение этого заказа было поручено известному скульптору и архитектору Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680 гг.) и его сыну Паоло. По замыслу Бернини, декор моста должен был состоять из 10 статуй, по 5 с каждой стороны моста. Бернини разработал эскизы 10 статуй ангелов из мрамора, скульптура каждого символизировала страдания Иисуса Христа.

В руках у каждого ангела находится по одному из орудий, олицетворяющих страдания Христа. На каждой скульптуре нанесена надпись — цитата из священного писания. Две скульптуры из десяти изготовил сам мастер Бернини совместно с сыном, остальные скульптуры были выполнены его учениками, согласно эскизам. Но скульптуры Бернини никогда не были установлены на мосту Святого Ангела, так как по приказу папы Климента IX они были перенесены в церковь Сант-Андреа-делле-Фратте, а на мосту установлены их копии.

Скульптуры ангелов и сегодня украшают балюстраду моста Святого Ангела:

  • Ангел с Терновым венцом олицетворяет эпизод из страстей Христовых, когда римские солдаты надели на голову Христа терновый венец, перед тем, как распять. Надпись на скульптуре гласит: In aerumna mea dum configitur spina (шипы крепятся на мне) . Оригинал авторства Бернини заменила копия, выполненная его учеником Пьетро Паоло Нальдини.
  • Ангел со свитком и надписью I.N.R.I. — табличка с такой надписью была прибита к кресту над головой Иисуса. Надпись расшифровывается как «Иисус Назарянин Сын Иудейский». Надпись на скульптуре: Regnavit a ligno deus (Господь царствовал с древа) . Оригинал этой скульптуры тоже был выполнен Бернини, затем перенесен в церковь Сант-Андреа-делле-Фратте, но копия, установленная вместо нее, изготовлена также Джованни Лоренцо и Паоло Бернини.
  • Ангел с колонной — в руках у ангела фрагмент колонны, к которой Христос был привязан во время допроса у Понтия Пилата. Надпись на скульптуре гласит: Tronus meus in columna (и престол мой на колонне); скульптор — Антонио Раджио.
  • Ангел с кнутом, которым бичевали Христа во время допроса у Понтия Пилата. Надпись на скульптуре: In flagella paratus sum (Я готов к ранам); скульптор — Ладзаро Морелли.
  • Ангел с крестом, на котором распяли Спасителя. Надпись на скульптуре: Cuius principatus super humerum eius (чье правление будет на плечах его); работа Эрколэ Фэррата.
  • Ангел с губкой — Христу подавали губку смоченную уксусом вместо воды для утоления жажды. Надпись на скульптуре гласит: Potaverunt me aceto (и в жажде моей поили меня уксусом); автор скульптуры — Антонио Джорджетти.
  • Ангел с копьём, которым солдат умертвил Христа. Надпись на скульптуре: Vulnerasti cor meum (Ты предавший сердце моё); скульптор — Доменико Гуиди.
  • Ангел с гвоздями, которыми был распят Христос. Надпись на скульптуре гласит: Aspiciant ad me quem confixerunt (И они воззрят на Него, которого пронзили); скульптур — Джироламо Лученти.
  • Ангел с судариумом (вуалью Вероники) символизирует эпизод из Страстей, когда Иисус нес крест, женщина по имени Вероника, отерла ему лицо куском ткани, и его лик отпечатался на материи. Надпись на скульптуре: Respice faciem Christi tui (Посмотри на лицо Христа твоего); автор скульптуры — Козимо Фанчелли. В постаменте статуи можно увидеть след от пушечного ядра, которое попало в скульптуру в 1870 году, во время боев за объединение Рима и Италии. Силой удара фигура ангела была сброшена в Тибр, но затем, после реставрации, вновь заняла на мосту свое место.
  • Ангел с игральными костями и одеянием — в руках у ангела одежда Христа, которую солдаты разыграли между собой в кости. Надпись на скульптуре: Super vestem meam miserunt sortem («На одеждах моих бросали жребий), автор скульптуры — Пьетро Паоло Нальдини.

История названия моста

За свою долгую историю мост был известен под несколькими именами. Первоначально мост назывался по имени императора «Мост Адриана» и «Мост Элия», полное имя которого звучало как Публий Элий Траян Адриан.

В 590 году, согласно легенде, мост и мавзолей Адриана получили названия «Святого Ангела». В то время, когда в Риме свирепствовала эпидемия чумы, на вершине мавзолея Адриана Папе Григорию I привиделся архангел Михаил, вкладывающий меч в ножны. Этот знак был расценен как благая весть, и, действительно, вскоре эпидемия чумы отступила. После этого события, замок был переименован в замок «Святого Ангела», а мост, соответственно, в мост «Святого Ангела». Позднее на крыше замка была установлена фигура Архангела Михаила.

А в XVI веке, когда в Ватикане был построен собор Святого Петра и тысячи паломников устремились к нему по мосту Адриана, стало использоваться новое название моста — «Мост святого Петра»

Как добраться

Месторасположение достопримечательности — центр Рима. Пешеходная прогулка по этой части города может включить в себя осмотр многих привлекательных туристических мест поблизости: конечно же, замок Святого Ангела, или расположенная рядом площадь Навона. Ближайшая станция метро линии, А — Оттавиано или Лепанто (Ottaviano, Lepanto линия A).

На автобусе также можно добраться до моста Святого Ангела:

Автобус № 280 следует до остановки Lungotevere Tor Di Nona — Rondinella.

Автобусы № № 5, 15, 20, 34, 46, 62, 64, 190 °F, 916, 916 °F — до остановки Corso Vittorio Emanuele — Ponte Vittorio.

Автобус 40 — до остановки Borgo Sant’Angelo.

Географические координаты моста Святого Ангела — 41°54’6″N 12°27’59″E

Остановка туристического автобуса, следующего по самым важным местам столицы Италии — Vaticano.

Вообще, конечно же, центр Рима стоит исследовать именно пешком, потому что буквально на каждой улице можно обнаружить просто невообразимое количество достопримечательностей, невероятных древностей, живописных кафе, зеленых парков или просто интересных мест, не указанных в путеводителях.

Кажется, что подробный путеводитель по Риму сделать и вовсе невозможно, потому как Рим — Вечный город — можно исследовать до бесконечности, постоянно открывая и оставляя на завтра множество неизведанного.

Мост Святого Ангела в Риме на панораме Google maps

Эта знаменитая достопримечательность Рима является излюбленным местом для свадебных фотосессий. Нельзя не отметить тот факт, что город, как и Италия в целом, стал одним из популярных направлений так называемого «свадебного туризма». Учитывая, что не такое уж хлопотное дело (благодаря, конечно же, посредникам в лице свадебных агентств), вполне объясним большой поток желающих сделать этот памятный день еще более особенным.

Мост святого ангела – разве можно представить себе более романтичное и непритязательное название? Заглянув в Рим даже на денек, туристы стремятся побывать здесь, чтобы увидеть воочию, чем так притягивает это место. Величие итальянской столицы в ее исторической подоплеке: тут можно прикоснуться к красоте древнейшего мегаполиса, прочувствовать атмосферу прошлого тысячелетия. Недаром путешественники утверждают, что все дороги ведут именно сюда. А вот очутившись в Риме, обделить вниманием Замок Святого Ангела не представляется возможным, как и мост, через который проложен путь к нему.

История моста в Риме

Этот архитектурный объект представляет собой дорогу, ведущую к замку. С его помощью можно пройти к строению через реку Тибр. Длинна одного из самых старинных мостов составляет целых 106 метров, а ширина – 20 метров. Кстати, местные жители называют его «мостом Адриана» в честь того императора, который отдал приказ на строительство в далеком 134 году. Тогда требовалось соединить замок с Марсовым полем, а внешний вид этого «пути» напоминал дорогу из гранита и травертина. Основой же стали три огромные арки с несколькими меньшими, так как именно они поддерживали спуски к берегам Тибра.

Уже в 4 веке создали базилику Святого Петра, после чего Мост Ангелов превратился в тропу, по которой следовали к собору паломники (на тот момент это была самая большая в Европе христианская церковь). С этим периодом и связано его нынешнее название. Существует предание, гласящее, что Григорию I, папе Римскому, явился архангел по имени Михаил. Он стоял на вершине Мавзолея, а в руках его был меч. Истолкован этот сон был, как предстоящее окончание смертельной эпидемии чумы, бушевавшей в те времена на просторах Европы.

Не обошлось и без печальных событий. В 1450 году наплыв паломников в сторону храма был настолько массивным, что случилась трагедия, повлекшая за собой гибель 172 человек. Из-за нагрузки балки и перекрытия моста не выдержали и просто свалились в реку вместе с находящимися там людьми. В память о погибших в тот день паломниках сначала установили часовни, а затем, в 1534 году, заменили их скульптурами апостолов (Петра и Павла). Позже, с конца 16 века, судьба этого святого места в Риме сильно изменилась: внутри замка располагалась тюрьма, а на заднем двое было место для казни. Тела приговоренных к смертной казни заключенных вывешивали на мосту, чтобы их лицезрели люди.

Видоизменил архитектурный памятник Климент XI. Он принял решение украсить путь к замку скульптурами-ангелами. По задумке каждый из них должен был держать в руках один атрибут казни, применявшихся на Голгофе против Спасителя. Работу выполнял мастер Бенини совместно со своими учениками. После воплощения задумки Климента XI это место приобрело иной сакральный смысл.

Статуи ангельского Моста в Риме

Помимо скульптур Петра и Павла, поставленных папой Климентом XI, были добавлены также статуи Ноя, Адама, Авраама, Моисея (они не сохранились до наших времен). Апостол Павел на мосту изображен с книгой и мечом, а Петр – только с книгой. Именно в связи с трагическими событиями 1450 года (гибелью паломников) пришлось снести Триумфальную Арку и несколько ближайших домов. Это позволило расширить путь и облегчить прохождение паломников к собору.

Когда в семнадцатом веке Климент XI решил видоизменить мост, он отдал большой заказ известному в те времена мастеру Бернини. В 1668 году он вместе с учениками создал новый парапет и десять разных статуй – это были ангелы, изображавшие различные страдания Иисуса перед казнью. Обогатили скульптуры надписями из священных писаний. Две статуи сделал лично сам мастер, но они настолько понравились папе, что он приказал установить на Мосту Ангелов копии, а оригинальные творения были установлены в церкви под названием Сант-Андреа-делле-Фрате.

Мост украшают ангелы с такими предметами:

  • Бичи – ими били Иисуса в процессе допроса;
  • Колонна – к ней был привязан Спаситель;
  • Терновый венец – символ страданий Христа;
  • Крест – его нес Иисус на Голгофу;
  • Игральные кости, которыми солдаты разыгрывали одежды Христа между собой;
  • Гвозди – орудие, которым были пробиты его руки;
  • Табличка с именем.
  • Губка – ее протягивали Спасителю, чтобы он утолил жажду;
  • Копье – им один из стражей убил Иисуса.

Среди учеников, помогавших творить в Риме тогда великому Бернини, такие скульпторы, как Антонио Раджио, Козимо Фанчелли, Эрколэ Феррата, Пауло Нальдини, Лаццаро Морэлли,Антонио Дроржетти, Доменико Гуиди, Джироламо Лученти.

Современный вид

В 1893 году была произведена реконструкция набережной Тибра. Арки моста были заменены на новые либо отреставрированы, а брег самой реки несколько подняли. Именно с этих пор мост, хранящий тепло ангелов, приобрел современный вид. Он, как и прежде, остался пешеходным. По нему постоянно прогуливаются туристы. Это место самых удачных фотосессий не только с ангелами, но и на фоне прекрасных пейзажей Тибра. У моста выгодное расположение – всего в нескольких минутах легкой ходьбы Ватикан, а также пьяцца Навона.

Здесь в любом случае стоит побывать хоть раз в жизни. Судьба моста поистине завораживает: он столько был и одним из самых священных мест, и превращался в выставку казненных преступников. Тут погибло столько людей, стремившихся к божественному началу, чтобы еще большее число паломников смогло спешить сюда каждый год. Противоречивая история? – Возможно, но чтобы ощутить величие атмосферы святого места, здесь нужно побывать.

Замок Святого Ангела в Риме (Castel Sant’Angelo) имеет грандиозный вид и не менее внушительную историю. Цилиндрический мавзолей, выстроенный на заре христианства на берегу , в ходе своей долгой жизни успел побывать последним пристанищем для , резиденцией понтификов, превратиться в форт, затем в темницу, а в последствие получить статус музея и сокровищницы .

Мавзолей Адрина

Усыпальница императора Адриана Публия (лат. Publius Hadrianus) была воздвигнута на высоком берегу реки около 139 года нашей эры. В оригинале мавзолей имел цилиндрическую форму и был богато украшен. Плоскую крышу здания украшал декоративный сад, по центру которого была установлена позолоченная квадрига. В 138 г. прах императора Адриана был помещен в гробницу , совместно с урнами его жены Сабины и приемного сына. Также по приказу Адриана был построен Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), ведущий из центра Рима к усыпальнице.

Упадок

К 5-му веку н.э. мавзолей Адриана растерял свой былой блеск и торжественность , поскольку постепенно был превращен в военное укрепление. Во времена нашествия готов, большая часть бронзовых украшений, урн и статуй были украдены или разрушены.

Существует легенда, которая гласит о том, что Архангел Михаил появился над мавзолеем, вкладывая свой меч в ножны . Таким образом, было ознаменовано окончание эпидемии чумы в 590 г. н.э. В честь этого знамения усыпальница получила свое нынешнее имя.

Еще один любопытный факт : в Италии, да и во многих других европейских странах человеку, только что чихнувшему, говорят «Благословенен, будь!», аналог нашего «Будь здоров!». Так вот, в средневековье считалось, что чума начинается с приступов чихания. А уж заболевшему чумой человеку мог помочь только Бог!

Крепость, папская резиденция и тюрьма


К 14-ю столетию Замок Святого Ангела в Риме превратился в резиденцию римских пап. Николай III (лат. Nicolaus III), соединил замок с (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano) при помощи крытого коридора названного Пассето (Passetto di Borgo). В ходе вторжения армии Карла V (Carolus V) в 1527 г. в Рим, папа Климент VII (лат. Clemens VII) нашел убежище в стенах замка. Обитатели осажденного форта активно атаковали нападающих, через окна-бойницы. Среди славных защитников был замечен скульптор-ювелир Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini).

Чуть позже понтификат обустроил на территории мавзолея комфортные апартаменты, на случай, если повторится история с осадой столицы. Как ни печально, но католической церкви также пришлось организовать в стенах укрепленного замка темницу.

Так, знаменитый средневековый ученый, астролог и монах-доминиканец Джордано Бруно (Giordano Bruno) был заточен в стенах Кастело Сан-Анджело 6 лет!

Примечательно, что защитник форта Бенвенуто Челлини, спустя некоторое время впал в немилость понтификата и также угодил за решетку. Ловкий и умелый скульптор, Челлини, сумел совершить побег из замка.

С 1901 года Замок Святого Ангела был официально объявлен национальным музеем (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo).

Архитектура


Еще при императоре Адриане сложился основной архитектурный ансамбль Замка Святого Ангела. Мощное кубическое основание было облицовано дорогостоящим мрамором. Сверху на пьедестале возвышалась «шайба» мавзолея, исполненная из вулканического камня. Снаружи строение было облицовано травертином и украшено резными пилястрами в виде голов крупного рогатого скота (Bucrani). Усыпальница была окружена стеной, имевшей декоративное и фортификационное назначение.

В наши дни, замок выглядит гораздо скромнее, чем это было при Адриане. Травертин, мрамор, пилястры и бронза растерялись в веках. Однако внешняя структура мавзолея осталась практически без изменений. Гораздо сильнее строение было преобразовано изнутри. Древние усыпальницы, в которых покоился император и его семья, а также Антоний Пий, Марк Антоний и приближенные к ним лица, были сильно разрушены. Урны с пеплом - утеряны.


Уже в 14 столетии мавзолей был превращен в крепость. Папа Бонифаций IX (лат. Bonifacio IX) поручил архитектору Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti) усилить стены замка, оборудовать бастионы и создать единственный вход в виде подъемного моста. В самом здании появилось новое помещение - капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo).

В 15 веке папа Александр VI (Alessandro VI) из рода Борджиа поставил перед архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) задачу, превратить замок в полноценный боевой оплот. Четыре бастиона укрепили здание, так же вокруг построек был вырыт ров. Крепость была обустроена папскими апартаментами, в которых писал фрески сам Пинтуриккьо (Pinturicchio). Новый дворец Александр VI служил для роскошных приемов и торжеств.


В 1536 г. Рафаэлло де Монтелупо (Raffaello da Montelupo) создал статую Архангела Михаила с мечом. Мраморный святой с бронзовыми крыльями напоминает римлянам о событиях, описанных в легенде, и охраняет замок. В 17 столетии на территории Замка появляется Дворик Ангела, в котором обрел свое место архангел в исполнении де Монтелупо.

Во второй половине 17 столетия Урбан VIII (лат Urbano VIII) уничтожил большую часть военных и декоративных построек 15-16 века, чтобы создать новый вариант форта с мощной защитной стеной и укреплениями. В 1667 году мост Сант-Анджело (Ponte Sant’Angelo), ведущий к замку, начали украшать статуями ангелов. В течении 2-х лет (Giovanni Lorenzo Bernini) и его ученики выполнили 10 скульптур в барочном стиле, которые охраняют мост и по нынешнее время.


В 18 веке каменный архангел Михаил получил продолжение в бронзе. Работа фламандского скульптора Петера Антона фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) до сих пор украшает собой крышу замка.

Что посмотреть

Для современных посетителей, Замок Святого Ангела предстанет в виде достопримечательности, разделенной на 6 уровней:

  1. Дворик Спасителя , рабочие комнаты Бонифация XI, внутренний дворик , в котором ранее проводилась казнь осужденных, часовня Святого распятия , служившая для последней молитвы обреченных на смерть узников, римский атриум - древняя арка, ведущая к гробнице Адриана и спиральный спуск к усыпальнице.
  2. Коридор и зал , в котором хранился прах императора и его семьи, тюремные помещения , кладовые для зерна и продуктов, созданные в 16 веке, помещения для хранения масла - универсального средства на случай осады.
  3. Дворик Ангела, зал Климента III (лат. Clemens III) - красивый камин и украшенная резьбой дверь, зал Суда украшают средневековые пушки и ядра, на стене - часть фрески, изображающей ангела, зал Аполлона - место для светских приемов, служившее понтификам, капелла святых Косьмы и Дамиана (Capella dei SS. Cosma e Damiano), зал Климента VII , дворик Александра VI, снабженный колодцем, дворик и часовня Льва X (лат. Leone X), красиво оформленная купальня Климента VII работы Джованни да Удине (Giovanni da Udine).
  4. Крытая галерея , по которой в средние века паломники совершали свое шествие на встречу с Папой Римским, комнаты Пия IV (лат. Pio IV), лоджия Юлия II (Giulio II), с видом на город и мост Элио, приписывается к работам Джулиано да Сангало (Giuliano da Sangallo), обширный арсенал , в котором собрана коллекция оружия и военного обмундирования 15-20 веков, лоджия Павла III , находится на противоположной стороне относительно лоджии Юлия (смотрит на Виа Фламиния (Via Flaminia), зал Паолины - часть наиболее богато убранных апартаментов Павла III Фарнезе (лат. Paulus III), зал Персея тематически украшен по мотивам одноименной легенды, продолжает тему мифологии зал Амура и Психеи.

  5. - круглая комната, вмещавшая в себя в 15-16 веках богатства понтификата, библиотека , начало которой положил Павел III, залы Адрианео и Гирлянд богато украшены фресками 16 века, тройные комнаты, носящие название Калиостара (Cagliostra) некогда служили апартаментами для самого графа Калиостро, между библиотекой и залом Аполлона расположился коридор Помпеано, украшенный затейливой потолочной росписью, комната смотрителя замка 18 века.
  6. Круглый зал, колонный зал , построенный и украшенных мраморными колоннами по заказу Бенедикта XIV сейчас служит хранилищем для знамен итальянской пехоты. Через круглый зал можно попасть на Террасу Ангела (Terrazzo dell’Angelo), с которой открывается незабываемый вид на весь Рим.

Как добраться

  • Адрес : Lungotevere Castello, 50
  • На : линия А (станции: Lepanto, Ottaviano-San Pietro).
  • Автобусом : №62,40,23,271,982,280 (остановка: Piazza Pia), №34 (остановка: via di Porta Castello), №49,87,926,990 (остановка: пересечение Piazza Cavour и via Crescenzio), №46,64 (остановка: Santo Spirito).
  • Часы работы : с 9:00 до 19:30; касса закрывается в 18:30.
  • Цена билета : 10 евро, льготный для граждан Евросоюза с 18 до 25 лет - 5 евро. Для групп, начиная с 20 человек, предусмотрено бронирование в размере 1 евро с каждого посетителя.
  • Первое воскресенье каждого месяца посещение музея в Замке Святого Ангела - бесплатное.
  • Телефон : +39 06 32810
  • Официальный сайт : www.castelsantangelo.com
Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...