Субъекты и участники международных инвестиционных правоотношений. Общие вопросы трансграничных отношений


Главным субъектом инвестиционных отношений*(764) , независимо от вида рынка, на котором осуществляются инвестиции, является инвестор. В действующем законодательстве отсутствует легальное определение инвестора, раскрытие этой категории осуществляется через понятие инвестиционной деятельности.

Инвесторы - это участники инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение определенных ценностей в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях достижения экономической или иной выгоды. Возникает интересный вопрос о соотношении категорий "инвестор" и "предприниматель". Понятно, что каждый предприниматель, развивающий бизнес, вкладывает в дело свои, заемные или привлеченные средства и, соответственно, в определенных правоотношениях выступает как инвестор. Но далеко не каждый инвестор должен быть предпринимателем, иначе, например, приобретатель акции или иной ценной бумаги должен был бы регистрироваться в качестве предпринимателя. Большинство специалистов склоняются именно к такой точке зрения*(765) .

Следует отметить, что и действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по кругу лиц, способных быть инвесторами. Так, согласно Закону об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические, юридические лица, а также объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица. К числу таких объединений принадлежат, например, консорциумы, специально создаваемые для осуществления крупномасштабного строительства. Среди юридических лиц можно выделить коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, органы местного самоуправления. Имея ряд особенностей, все названные группы инвесторов, выступая в качестве субъектов инвестиционных правоотношений, обладают правовым статусом, в значительной степени определяемым видом инвестиционных вложений и соответственно рынком, на котором они осуществляют инвестиции. Так, права, обязанности, гарантии и ответственность инвесторов, осуществляющих прямые инвестиции в форме капитальных вложений, регулируются Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а осуществляющих портфельные инвестиции в ценные бумаги - Законами о рынке ценных бумаг , об акционерных обществах и др. Принципиальным подходом к регулированию правового положения инвесторов является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Инвесторы, осуществляющие капитальные вложения, имеют, в частности, равные права на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений; владение, пользование и распоряжение объектами и результатами капитальных вложений; передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты другим лицам; осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений.

Права инвестора, осуществляющего портфельные инвестиции, определяются ценными бумагами, которыми он владеет. Так, например, обыкновенная акция удостоверяет имущественные права (на получение дохода в виде дивиденда, на ликвидационную квоту) и неимущественные права (на участие в управлении, на получение информации о деятельности общества).

Обязанности инвесторов, осуществляющих капитальные вложения, также закреплены на законодательном уровне и заключаются, в частности, в соблюдении стандартов (норм и правил); исполнении законных требований, предъявляемых компетентными государственными органами и их должностными лицами; в использовании средств по целевому назначению. Обязанности портфельного инвестора зависят от категории и количества принадлежащих ему ценных бумаг и заключаются, например, в обязанности испросить предварительное согласие у органов Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на приобретение свыше 20% голосующих акций (ст.18 Закона о конкуренции на товарном рынке) или уведомить акционерное общество с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000 о намерении приобрести самостоятельно или совместно с аффилированными лицами более 30% размещенных обыкновенных акций этого общества (п.1 ст.80 Закона об АО).

Гарантии инвесторов - важнейшая составная часть их правового статуса. Стабильность инвестиционного климата во многом определяется уровнем предоставляемых инвесторам гарантий. Основными гарантиями для всех категорий инвесторов является обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, защита инвестиций, в том числе от национализации и реквизиции (за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а при реквизиции - при наличии надлежащей компенсации), предоставление права на обжалование в суд действий государственных органов, организаций, должностных лиц, ущемляющих права инвесторов.

Для законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, характерна так называемая стабилизационная (или "дедушкина") оговорка, защищающая инвестора от изменений законодательства в ходе реализации инвестиционного проекта, ограничивающих его права. Такие оговорки имеются, например, в Законах об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений (п.2 , 3 ст.15 ), об иностранных инвестициях в РФ (ст.9 ), о соглашениях о разделе продукции (ст.17 ). Так, если при реализации приоритетного инвестиционного проекта, осуществляемого в форме капитальных вложений, изменяются федеральные законы и иные правовые акты, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора или устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений, такие законы и правовые акты не применяются к инвестору в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования проекта при условии, что товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, используются инвестором по целевому назначению для реализации приоритетного инвестиционного проекта.

Лица, осуществляющие инвестиционную деятельность в Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с приоритетно действующими международными договорами или законодательством РФ.

Наряду с инвесторами участниками инвестиционных отношений в зависимости от их специфики могут быть заказчики, подрядчики, пользователи - при осуществлении капитальных вложений, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг - при осуществлении портфельных инвестиций.

Особым правовым статусом в инвестиционных отношениях, безусловно, обладает государство, которое, с одной стороны, может выступать непосредственно как инвестор, а с другой стороны - как носитель властных полномочий. Правовое регулирование участия государства в инвестиционной деятельности осуществляется, в частности, Федеральным законом "О Бюджете развития Российской Федерации", Указом Президента РФ "О частных инвестициях в Российской Федерации", а также многочисленными постановлениями Правительства, принятыми в этой сфере.

Основным источником инвестиционной деятельности государства является Бюджет развития, являющийся составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Объем денежных средств, направляемых в Бюджет развития, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на финансовый год. Расходование средств Бюджета развития по сути определяет способы непосредственного участия государства в инвестиционной деятельности:

кредитование отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам;

прямые инвестиции в имущество коммерческих организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций;

предоставление инвесторам государственных гарантий в виде поручительства Правительства РФ под заемные средства для реализации инвестиционных проектов*(766) .

Использование денежных средств Бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности. Государственные гарантии предоставляются также на конкурсной основе. Условиями победы в конкурсе могут быть:

более высокий (относительно других инвестиционных проектов) уровень отдачи в федеральный бюджет, рассчитываемый как показатель бюджетной эффективности, определяемый отношением суммы дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии (п.8 Порядка предоставления государственных гарантий);

наличие у заемщика собственных денежных средств в размере не менее 20% полного объема финансирования инвестиционного проекта, а по крупным проектам (не более 50 млн долларов США) - не менее 10% указанного объема;

диверсификация риска государства с частным капиталом, выражающаяся в присутствии частных соинвесторов, кредиторов, а также в наличии у инвестора собственных средств, не покрытых государственной гарантией.

Таким образом, на законодательном уровне устанавливаются принципы, способствующие повышению ответственности частного инвестора и эффективности использования бюджетных средств.

Государство как носитель властных полномочий может оказывать воздействие на инвестиционную активность, осуществляя правовое регулирование различных сфер предпринимательской деятельности, в том числе финансовой, банковской, налоговой. Ряд новелл в Налоговом кодексе РФ напрямую касаются реализации инвестиционной политики государства.

С 1 января 1999 г. коммерческие организации могут воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом, который представляет собой отсрочку уплаты налога на прибыль, а также региональных и местных налогов на срок от одного года до пяти лет с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст.66 НК РФ). Проценты за пользование инвестиционным налоговым кредитом устанавливаются в размере не менее и не более ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговые платежи организации вследствие предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть уменьшены в каждом отчетном периоде не более чем на 50% платежей по соответствующему налогу. Сумма кредита при техническом перевооружении может составлять 30% стоимости приобретенного организацией оборудования.

Основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть, в частности, проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства; осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль в части, поступающей в федеральный бюджет, принимают федеральные органы исполнительной власти; в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, - финансовые органы этого государственного образования в части, поступающей в муниципальное образование, - органы местного самоуправления. Принятое решение оформляется договором об инвестиционном налоговом кредите, заключаемым между налогоплательщиком и уполномоченным органом.

"

Как следует из предыдущего изложения, трансграничный инвестиционный фонд - это особая коммерческая организация. Она осуществляет деятельность, санкционированную личным и территориальным правопорядками, на широкой международной основе.

Несмотря на общую с иными юридическими лицами корпоративную основу деятельности, указанная коммерческая организация характеризуется исключительной правосубъектностью в сфере коллективного инвестирования и получения прибыли от держания активов, а также осуществления трансграничных сделок .

В настоящем параграфе постараемся отразить особенности предмета права иностранных инвестиций в применимом контексте. Им выступают инвестиционные правоотношения, в составе которых один из элементов (субъект или объект) в качестве интегральной части содержит иностранный публичный порядок, характеризующийся уникальным подходом к вопросу признания и защиты субъективных прав.

Приведенный правовой элемент не оказывает влияния ни на природу, ни на содержание, ни на структуру инвестиционного правоотношения. Это
урегулированное нормами частного права общественное отношение по реализации прав собственности в отношении родовых (лат. - res genus) или индивидуальных (лат. - res species) вещей, которые могут быть средством извлечения выгоды или достижения иного значимого для собственника эффекта от включения в имущественный оборот при условии принятия определенной доли риска.

Однако указанный элемент не позволяет подчинить правоотношение прямому действию материальных норм одного государства. Его появление требует перед разрешением цивилистической проблемы уделить внимание коллизионной через обращение к механизму устранения конфликта правовых элементов.

Обращение к такому механизму оправдано и имеет место при наличии многообразия национальных законодательных актов, содержащих «разные нормы для одинаковых отношений» . Само же правоприменение строится на определенном наборе принципов. Схематично, в наиболее общем виде их можно представить следующим образом:

1) в основе правоприменения - цель отыскания наиболее тесной связи (фр. - le lien le plus etroit) с объективным правопорядком, компетентным в разрешении трансграничного частноправового спора;

2) при предписании на равной основе применяется как национальное, так и иностранное право;

3) применением иностранного права не нарушаются публичные интересы национального правопорядка.

Характерная особенность инвестиционных отношений, субъектом которых выступает трансграничный инвестиционный фонд, заключается в подчинении персональному, реальному либо обязательственному статуту в зависимости от условий реализации субъективных прав. Имеется в виду то, что выбор применимого права (привязка) определяется кругом и разнообразием реализуемых правоотношений (объем юридической нормы).

При этом не имеет значение характер состава субъектов правоотношений. Это связано с отстаиваемой нами концепцией недопущения наличия публично-правовых преференций в области международного частного права в связи с реализацией на общих основаниях частноправовой деятельности.

Инвестиции, или частный международный капитал, - это основа и цель деятельности трансграничных инвестиционных фондов.

Примечательно в этой связи то, что если периоду первой волны глобализации характерна национальная основа привлекаемого капитала, то начиная с середины XX столетия (вторая волна глобализации) имеет место трансграничная. Этому во многом способствовали меры финансовой либерализации. Их реализация открыла широкие возможности перед институциональными инвесторами в вопросе привлечения иностранного капитала.

При этом качество поступления обеспечивают квалифицированные инвесторы (англ. - qualified investors), в то время как объем составляют мелкие индивидуальные инвесторы (англ. - small individual investors). Их активность обусловливается стабильным правовым и экономическим положением. В этом случае речь идет о личных сбережениях, которые не накапливаются либо подвергаются изъятию при политических и экономических кризисах. Так, в период до Первой мировой войны, в промежутке между Первой и Второй мировыми войнами, а также в течение нескольких десятилетий, следующих за окончанием Второй мировой войны, экономическая отрасль коллективного управления активами претерпела существенный упадок ввиду предложения только интеллектуального капитала.

Такой капитал формируется из вкладов физических и юридических лиц, наделенных необходимым объемом правоспособности в личном правопорядке. В связи с осуществлением вложения в организационную форму коллективного инвестирования они становятся ее участниками, принимая на себя риски потерь в объеме вложенных средств.

При этом доля участия определяет объем прав и обязанностей. Если она образует мажоритарный интерес, подразумевающий наличие контрольного пакета акций, а также право оперативного контроля и управления деятельностью, к раскрытию дефиниции которого мы прибегаем далее, возникает фидуциарная обязанность. Она предполагает осуществление действий либо принятие решений, не нарушая интересы других участников.

В иностранной судебной практике в этом случае применяется термин «стандарты фидуциарной обязанности». Обращение к нему, в частности, имело место в деле Flying Disc Investments LP, et al. v. Baker Communications Fund II, L.P., et al and Flying Disc Investments LP, et al. v. Wine.com, et al. Детерминирующей в вопросе возникновения фидуциарной обязанности выступает функциональная дефиниция контроля, определяемая личным законом юридического лица (на лат. - lex societatis).

Как правило, в наиболее общем виде, функциональная дефиниция контроля раскрывается через право достижения, определения, принятия и утверждения решений в отношении состава управленческих кадров, выбора основной стратегии деятельности, распоряжения активами, изменения либо преобразования организационно-правовой формы целевой компании. Закрепленная во многих правопорядках такая функциональная дефиниция контроля имеет определяющее значение в вопросе санкционирования сделок, осуществляемых иностранными правительствами.

Речь идет о трансграничных инвестиционных сделках суверенных фондов благосостояния. В большинстве государств они являются объектом пристального внимания со стороны компетентных лиц личного правопорядка целевой компании. Это связано с потенциальной угрозой национальной безопасности. К примеру, в США концепция национальной безопасности предусматривает недопущение иностранных (публичных) инвесторов к инфраструктуре и технологиям, представляющим особое значение.

При этом, обращает на себя внимание тот факт, что контроль может быть приобретен как через традиционные сделки приобретения активов, так
и путем реализации альтернативных. Речь идет о структурированных сделках обеспеченного займа. В таком случае loan-to-own стратегия приобретения контроля целевой компании позволяет:

1) извлечь преимущества из автономии воли (англ. - party autonomy) и выбора оптимальной юрисдикции для определенной сделки (англ. - forum shopping);

2) снизить потенциальные риски и обеспечить достижение поставленных перед ее реализацией целей через право удовлетворения требований в «первых очередях» кредиторов.

Ввиду особенности юридической конструкции трансграничного инвестиционного фонда сбор и аккумулирование инвестиционного капитала, характеризующие первый уровень в структуре правоотношений, единым элементом которой выступает трансграничный инвестиционный фонд, осуществляются посредством выпуска ценных бумаг. Его цель состоит в приобретении средств в объеме, необходимом для эффективного вложения на трансграничной основе вне зависимости от того, будут ли они внесены многими или только одним или несколькими лицами.

В этом случае трансграничный инвестиционный фонд выступает эмитентом, то есть лицом, обязанным по ценным бумагам, удостоверяющим действительные взносы капитала физических и юридических лиц. При этом реализация гражданско-правовых сделок по отчуждению ценных бумаг трансграничными инвестиционными фондами в пользу первых и всех остальных владельцев, подчиняется действию материального права, избранного 1) волей сторон (лат. - lex electa) либо 2) на основе действия национально-правовых и международно-правовых коллизионных норм или

3) исходя из национально-правовой практики коллизионного регулирования.

Привлеченные средства вкладываются в иностранные активы в целях получения прибыли от международной диверсификации и ее дальнейшего распределения среди участников. В некоторых случаях преследуется цель поддержки наукоемких проектов в ходе реализации коммерческой
деятельности либо продвижения социальных программ в рамках социального предпринимательства.

Это составляет второй уровень в двухуровневой взаимосвязанной структуре правоотношений, общим элементом которых выступает трансграничный инвестиционный фонд. При этом характеризующие его капиталовложения осуществляются в пределах правомочий, закрепленных личным и территориальным правопорядками трансграничного инвестиционного фонда.

В качестве объекта трансграничных инвестиционных правоотношений с участием трансграничных инвестиционных фондов выступают родовые (лат. - genus) либо индивидуальные (лат. - species) вещи. Права на них, как и их содержание определяются по праву места их нахождения.

Примечательно в этой связи то, что понятия права «объект трансграничных инвестиционных сделок» и «объект трансграничных инвестиционных прав» признаются взаимозаменяемыми. Их содержание по российскому праву составляют вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Они характеризуются не ограниченным публичными интересами правопорядка места нахождения либо личными интересами собственника свойством оборотоспособности.

В свою очередь, объем понятия права «объект трансграничных инвестиционных прав» уже понятия «объект гражданских прав». В российском праве содержание понятия «объект гражданских прав» составляет открытый перечень имущества, имущественных и неимущественных прав, свободно отчуждаемых и переходящих от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства.

При этом объем понятия права «объект трансграничных инвестиционных сделок с участием трансграничных инвестиционных фондов» уже понятия «объект трансграничных инвестиционных сделок». Это связано с ограниченным составом имущества, которое может быть объектом доверительного управления.

Добросовестность приобретения, а также действительность прав на такое имущество определяются и защищаются на трансграничной основе правом места нахождения вещи в момент ее передачи, в том числе в случае ее дальнейшего перемещения. При этом коллизионно-правовой принцип lex rei sitae (или lex situs , в переводе с латинского языка обозначающий «закон местонахождения вещи») как в отечественной, так и зарубежной доктрине признается в качестве общепризнанного и безусловно применяемого при регулировании частных правоотношений на международной основе. Со времен упорядочения итальянской школой постглоссаторов достигнутых успехов в толковании кодификации Юстиниана залог неизменного обращения заключается в простоте, предсказуемости и определенности правоприменения.

Тем не менее, несмотря на единый (территориальный) подход к определению возникновения прав собственности, иных вещных прав на объект трансграничных инвестиционных сделок с участием трансграничных инвестиционных фондов по закону местонахождения вещи (лат. - lex rei sitae), а также вне зависимости от того, что содержание этих прав тоже определяется законом местонахождения вещи, их квалификация в качестве движимых либо недвижимых вещей детерминирует исключительный во всех случаях либо имеющий непосредственное отношение к сделке объективный правопорядок. Для вещей, являющихся по природе либо по назначению права недвижимыми, не имеет значение, где, при каких условиях и кем заключена сделка в отношении определения их судьбы. Возникающие из такой сделки права подчиняются действию территориального статута.

Тот же принцип, но в связи с имуществом, характеризуемым в качестве перемещаемого самостоятельно либо при посредстве внешней силы, дает иные результаты правоприменения. В силу широко развитой концепции
мобильности товаров, работ и услуг, вопросы определения возникновения и прекращения вещных прав, их содержание и защита подчиняются праву государства места нахождения имущества в представляющий значение для сделки момент. Это характеризует lex rei sitae одновременно в качестве жесткой и гибкой коллизионной привязки.

При этом в отношении ценных бумаг коллизионно-правовая привязка определяется введенной в практику правового регулирования концепцией, отражающей существо усложнившегося объема коллизионной нормы.

Ценные бумаги - особая разновидность объектов гражданских прав, роль которых в контексте настоящего исследования детерминируется обеспечением привлечения частного международного капитала и реализацией прав контроля иностранной собственности.

Речь идет о концепции несертифицированной (бездокументарной) ценной бумаги. Она воспринята системой американского права в 1977 г. для предоставления эмитентам возможности избрания альтернативного традиционному способа выпуска ценных бумаг. При нем передача так называемых «овеществленных прав» как юридический факт подтверждается записью в реестре эмитента. В этом случае связующим критерием, определяющим компетентный правопорядок, выступает место ведения такого реестра.

Условием дифференциации объема также послужило введение в ответ на бумажный кризис США 1960 г. системы трансфертов. Она связывает локализацию сертифицированных ценных бумаг с местом ведения реестра соответствующего депозитария, основного ответственного за их держание элемента системы.

Наконец, свое значение возымело введение системы опосредованного держания, предусматривающей фигуру посредника. С его местным правопорядком, определяемым на основе каскадной системы привязок (генеральной, субсидиарной и субсубсидиарных), связывается приобретение титула на ценные бумаги, права и обязанности посредника, допустимость
возложения обязанностей в отношении третьих лиц в связи с правом на ценные бумаги либо признания их требований. Таковыми выступают закон, избранный сторонами сделки (лат. - lex voluntatis), закон наиболее тесной связи (англ. - proper law), личный закон юридического лица (лат. - lex societatis).

Однако в отношении определенной разновидности индивидуальных вещей (лат. - res species), представляющих денежную, эстетическую и интеллектуальную ценность и являющихся в некоторых случаях объектом доверительного управления, обращение к закону местонахождения вещи должно быть ограничено.

Это связано с возможностью порождения нежелательных правовых последствий, таких как узаконение кражи, приводящей к дальнейшему переходу прав, в том числе добросовестному. К примеру, в деле Winkworth v. Christie, Manson &Woods, Ltd. у английского истца в Англии были похищены предметы искусства, которые затем были вывезены в Италию и проданы там добросовестному приобретателю. Последний по истечении определенного времени привез эти предметы искусства обратно в Англию для выставления на аукционе. В связи с тем, что титул на них был добросовестно приобретен в Италии, месте их нахождения, английский суд применением коллизионно-правового принципа lex situs признал их.

Ввиду этого для недопущения развития практики нарушения прав первоначальных собственников предметов искусства, незаконно вывезенных из страны, в качестве альтернативной предлагается использовать коллизионно-правовую привязку lex originis (закон происхождения) или renvoi (обратная отсылка). В вопросе определения правового титула эти инструменты международного частного права отсылают к государству происхождения. При этом, по мнению англо-американского исследователя Д.Финчема, выпустившего ряд статей, посвященных коллизионно-правовому регулированию трансграничного перемещения культурных ценностей, «renvoi - это уникальный коллизионно-правовой принцип, который
достаточно редко используется ввиду недостаточной определенности и согласованности» , присущей в рассматриваемом случае закону местонахождения вещи (на лат. - lex rei sitae).

В качестве правовой доктрины обратная отсылка характеризуется своей комплексностью. Это связано с широким толкованием понятия «иностранное право», предполагающим как материальное, так и коллизионное право иностранного государства, к которому отсылает коллизионно-правовая норма места рассмотрения трансграничного гражданско-правового спора.

Ввиду того, что выбор коллизионно-правовой привязки предполагает, по мнению Ф.Вишера, «политико-правовое решение» , обратная отсылка к национальному либо правопорядку третьей стороны, посягает на национальные интересы и предпочтения. В этой связи международными коллизионно-правовыми инструментами закрепляется правило запрета обратной отсылки, к примеру, Регламентом Европейского союза (Рим II) .

Как следует из вышеизложенного в целях территориальной локализации предмета трансграничной инвестиционной сделки с участием трансграничного инвестиционного фонда в качестве генеральной привязки предлагается использовать закон местонахождения вещи (лат. - lex situs). В свою очередь, закон происхождения (лат. - lex originis) - в качестве субсидиарной, чье действие обусловливается удовлетворением ratione materiae (дословно - ввиду обстоятельств, связанных с предметом
рассмотрения). Это находящиеся в доверительном управлении вещи, представляющие денежную, эстетическую и интеллектуальную ценность.

Для этого предлагается дополнить ст. 1205 Гражданского кодекса Российской Федерации положением следующего содержания: «Исключение составляет движимое имущество, подпадающее под правовую категорию «культурные ценности», право собственности и иные вещные права на которое определяются по праву страны его происхождения». Это позволит обеспечить надлежащее соблюдение частных и публичных интересов при обороте российских культурных ценностей в рамках трансграничной деятельности.

Все вышеизложенное свидетельствует об особом характере отношений с участием трансграничных инвестиционных фондов. Это обособленная разновидность осложненных иностранным элементом частноправовых отношений, самостоятельными признаками которых являются:

а) двухуровневая взаимосвязанная структура, в рамках которой трансграничный инвестиционный фонд - принимающая прямой или портфельный иностранный капитал сторона (первый уровень), и прямой или портфельный иностранный инвестор (второй уровень);

б) специальный субъект (трансграничный инвестиционный фонд) -

коммерческая организация, наделенная исключительной

правосубъектностью в сфере коллективного инвестирования;

в) своеобразная правовая кауза - поддержка наукоемких проектов, привлечение высокопотенциального капитала крупных иностранных институциональных инвесторов в национальную экономику, решение задач социального предпринимательства;

г) как частный, так и публичный характер состава субъектов;

д) усеченный состав объектов, исходя из особенностей доверительного управления имуществом.

В этой связи считаем необходимым ввести в доктрину международного частного права понятие инвестиционных отношений с участием
трансграничных инвестиционных фондов. Это урегулированные системой общих либо специальных норм прямого действия общественные отношения по трансграничному движению родовых или индивидуальных вещей на стадиях формирования и управления особыми коммерческими организациями международными портфелями инвестиций.

Такая дефиниция помимо цели обособления инвестиционных отношений с участием нового вида субъекта в ряду отношений, подчиняющихся праву иностранных инвестиций, имеет важное практическое значение. Оно заключается в отражении особенностей правового регулирования, определяемых элементным составом и условиями реализации указанных отношений.

трансграничный правоотношение юрисдикционный государство

К субъектам международного частного права традиционно относят физических лиц, юридических лиц и государства. Сегодня в этот список можно добавить также организации, не являющиеся юридическими лицами, и муниципальные образования.

Субъект трансграничного правоотношения - это участники гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом.

Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К субъектам трансграничного правоотношения относятся:

  • 1) физические лица;
  • 2) юридические лица (отечественные, иностранные, международные неправительственные организации);
  • 3) организации, не являющиеся юридическими лицами;
  • 4) государства;
  • 5) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов;
  • 6) международные межправительственные организации;
  • 7) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права.

Основным и, вероятно, наиболее значимым субъектом международного частного права выступает физическое лицо. Среди физических лиц в международном частном праве выделяют национальных граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов).

Граждане РФ могут участвовать в международных частноправовых отношениях. При этом на территории РФ их правовое положение регулируется материальным правом России. В то же время эта группа физических лиц может вступать в международные частноправовые отношения, находясь за пределами Российской Федерации. В этом случае они дополнительно попадают под действие иностранного права.

Чаще всего, говоря о физических лицах в МЧП, мы имеем в виду иностранцев, находящихся на территории РФ. Их можно разделить на три группы:

  • 1) лиц, постоянно проживающих на территории российского государства;
  • 2) лиц, временно проживающих на территории России;
  • 3) лиц, временно пребывающих на территории РФ. В Российской Федерации приоритетным вариантом определения личного закона физического лица является закон гражданства лица (п. 1 ст. 1195 ГК РФ).

Следующим значимым субъектом международного частного права выступают юридические лица. С точки зрения российского права, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Это независимый субъект, и его ответственность, как правило, не связана с ответственностью отдельных лиц, являющихся его учредителями.

Среди юридических лиц можно выделить национальные, иностранные и международные юридические лица.

Термин «национальность» к юридическим лицам все еще применяется, подчеркивая связь юридического лица с определенным государством, но становится все более условным.

К примеру, по итогам слияния авиакомпаний British Airways (Великобритания) и Iberia (Испания) новая авиакомпания International Consolidated Airlines Group SA была зарегистрирована в Испании. Главной площадкой размещения акций стала Лондонская фондовая биржа, дополнительной - Мадридская. IAG позиционируется как испанская компания с налоговой резиденцией в Испании, финансовым и операционным центром в Великобритании.

В собственность акционеров British Airways перешло 55% акций International Consolidated Airlines Group (IAG), а у акционеров Iberia оказалось 45% акций новой авиакомпании. Самолеты вновь образованной авиакомпании продолжают летать под британским и испанским брендами.

После объединения British Airways была вынуждена доказывать свою принадлежность Великобритании, чтобы ее акции смогли по-прежнему включаться в индекс ста крупнейших британских компаний FTSE 100.

Согласно правилам FTSE компания, зарегистрированная за пределами Великобритании, не может быть включена в список «голубых фишек» страны. Однако комитет FTSE International принял во внимание, что штаб-квартира объединенного перевозчика будет расположена на территории Великобритании, а больше половины акций новой корпорации получили акционеры British Airways. Таким образом, несмотря на то, что акционерами British Airways являлись не только подданные Великобритании и юридические лица, зарегистрированные в Великобритании, что новая компания прописана в Мадриде, на улице Веласкеса, 130, а британской компанией признаются только юридические лица, зарегистрированные на территории Великобритании, International Consolidated Airlines Group стала рассматриваться как британская компания.

В последние годы также ставится вопрос о существовании наднациональных юридических лиц Сошникова И.Р. О проблеме личного закона наднациональных юридических лиц // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Материалы Всероссийского VIII научного форума (Самара, 24 - 25 апреля 2009 г.) / Науч. ред. Н.А. Баринов; Отв. ред. С.В. Мартышкин. Самара: Самарский университет, 2009. С. 563 - 566.. Существенным преимуществом таких юридических лиц по сравнению с подобными национальными формами является возможность изменять свое место нахождения, т.е. переносить юридический адрес (и, соответственно, центральное управление) из одного государства в другое. В то же время, поскольку сфера их существования ограничена территорией Европейского союза, можно предположить, что дальнейшее политическое объединение Евросоюза приведет к изменению статуса таких юридических лиц.

В соответствии со ст. 1202 ГК РФ личный закон юридического лица определяется на основе закона инкорпорации - закона места учреждения юридического лица.

Но при совершении сделок иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.

В российском праве отдельное внимание уделяется национальным юридическим лицам с полным или частичным иностранным участием. Их правовой статус дополнительно определяется законодательством об иностранных инвестициях Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». //СЗ РФ. - 1999. - №3456. - Ст.234..

Среди юридических лиц выделяют международных юридических лиц. К ним в доктрине принято относить юридических лиц, которые создаются в силу соглашения двух или более государств либо в силу внутренних законов одного или нескольких государств, принятых в соответствии с международным договором Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2005. - С. 137.. Весьма спорным является вопрос об отнесении к международным юридическим лицам неправительственных организаций Морозов П.Е. Неправительственные организации как субъекты международного трудового права в условиях глобализации // Цивилист. - 2011. - №1. - С. 25 - 29.. Положение таких юридических лиц регулируется, как правило, международными соглашениями, на этих юридических лиц в случаях, установленных международными договорами, могут распространяться дипломатические иммунитеты (например, ООН). В остальном положение иностранных и международных юридических лиц в России является одинаковым.

Иностранные и международные юридические лица могут осуществлять свою деятельность в России через уполномоченных физических лиц либо через филиалы и представительства.

Особое место среди иностранных юридических лиц занимают офшорные компании, т.е. юридические лица, созданные на территории специализированных зон с целью осуществления своей деятельности вне государства регистрации.

В литературе офшорная компания определяется как «компания, являющаяся по отношению к стране регистрации нерезидентской и полностью освобожденной от налогов» Климовец О.В. Международный офшорный бизнес. Серия "Высшее образование". Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - С. 130 - 131.. В качестве одного из важнейших условий регистрации в офшорной зоне выступает неосуществление производственной, торговой или иной деятельности в стране регистрации Международное частное право: Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2010. - С. 236.. Например, зарегистрированный на Багамских островах офшорный банк не имеет права работать с резидентами страны регистрации банка, а регистрация безналоговых фирм происходит при условии, что не будет приобретаться на Багамах недвижимость и осуществляться коммерческая деятельность.

Существование офшорных компаний равноценно наличию физических лиц - граждан государства, которые не имеют права въезжать на территорию государства своего гражданства и там проживать.

В рамках международного частного права часто поднимается вопрос о транснациональных корпорациях. Главная особенность таких организаций - осуществление своей деятельности на территории нескольких государств и обладание огромными финансовыми ресурсами, зачастую превосходящими экономические возможности государств, где они осуществляют свою деятельность.

Выделение в качестве специального субъекта международного частного права организаций, не являющихся юридическими лицами, - новелла российского законодательства. В Российской Федерации в качестве примера таких организаций можно назвать простое товарищество, не зарегистрированные в качестве юридических лиц общественные и религиозные организации Дмитриева Г.К. Международное частное право (часть третья ГК РФ): Учебное пособие. М.: Юристъ,2010. - С. 163.. В Общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99 эти субъекты получили название "неюридические лица". В Великобритании в этот перечень входит, например, полное товарищество. В соответствии со ст. 1203 ГК РФ личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.

К деятельности такой организации, если применимым является российское право, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения. В то же время имеются примеры из судебной практики, говорящие о неоднозначном понимании статуса подобных образований.

Государства (государственные образования) являются особыми субъектами права в силу своего суверенитета. Вступая в отношения с частными лицами, государства сохраняют свою публично-правовую сущность, но зачастую государство вынуждено вступать и в частноправовые отношения: заключать договоры поставки, энергоснабжения, аренды, купли-продажи, решать вопросы реализации имущества государства, размещения ценных бумаг и т.д.

В международном публичном праве помимо государств в качестве субъектов права выступают международные организации, нации и народы, борющиеся за самоопределение, государственно-подобные образования Лукашук И.И., Шинкарецкая Г.Г. Международное право. Элементарный курс: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2009. - С. 46 - 49.. В международном частном праве эти субъекты получают иной статус: международные организации выступают как международные юридические лица, государственно-подобные образования можно рассматривать в частноправовых отношениях наравне с государствами, а вот нации и народы, борющиеся за самоопределение, не получают самостоятельный частноправовой статус.

К государству как субъекту международного частного права во многом применимы положения о юридических лицах, в частности, касающиеся порядка приобретения прав и осуществления обязанностей. Важнейшей особенностью государства, вступающего в частноправовые отношения, является наличие иммунитета, т.е. освобождения от юрисдикции другого государства при совершении каких-либо действий на территории этого государства.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам.

Международное частное право будет регулировать отношения как между двумя физическими или между двумя юридическими лицами, так и между физическим или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права - с другой.

Каждый вид субъекта МЧП имеет свою характеристику, которая дается посредством раскрытия специальных юридических категорий. Для физических лиц такими категориями будут дееспособность и правоспособность; для юридических лиц - личный статус и национальность»; для государственных образований являются государственный суверенитет, суверенитет народов и наций.

Таким образом, субъект трансграничного правоотношения - это участники гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом, под которым понимают имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Принцип национального режима. Правоспособность иностранных физических лиц. Юридические лица в международном частном праве, понятие статута. Правовые основания допуска юридических лиц на территорию иностранного государства. Применение принципа контроля.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2013

    реферат , добавлен 27.12.2011

    Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства. Личный статут (закон) юридического лица. Критерии определения его национальности. Особенности правового положения иностранных инвесторов в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2015

    Предпосылки для возникновения правоотношения. Субъекты права и участники правоотношений. Понятие правового статуса. Правосубъектность физических и юридических лиц, их правоспособность и дееспособность. Содержание правоотношения. Юридические факты.

    реферат , добавлен 08.05.2010

    Понятие иностранного гражданина и лица без гражданства. Общие вопросы правового положения иностранцев. Место жительства иностранного лица. Виды правовых режимов, применяемых при определении правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2013

    Понятие юридических лиц по законодательству Республики Разахстан. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений. Коммерческие и некоммерческие организации. Основания и последствия прекращения членства в кооперативе.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Понятие и основные элементы правового режима иностранных инвестиций (ИИ). Правовые механизмы допуска иностранных инвесторов к осуществлению инвестиционной деятельности в РФ. Система, структура и содержание международно-правового регулирования ИИ.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2018

1. Государство как субъект инвестиционной деятельности

2. Сравнительная таблица (схема) - Соглашения о разделе продукции как механизм привлечения инвестиций


1. Государство как субъект инвестиционной деятельности

Федеральный закон от 25.02.99 №39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет инвестиционную деятельность как «вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». При этом инвестициями выступают «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Государство как участник инвестиционной деятельности, выступая в качестве инвестора, равноправного субъекта гражданско-правовых отношений в инвестиционной деятельности, одновременно осуществляет верховенство в пределах государственной территории и организует свою законодательную, исполнительную и судебную власть путем принятия правовых предписаний. Такие предписания принимаются органами государственной власти в пределах их компетенции и обеспечиваются принудительными мерами.

В то же время государство выступает и собственником имущества. Управление государственной собственностью является административной, властной деятельностью, которую условно можно считать оболочкой. Содержанием ее могут быть гражданско-правовые отношения, как бы включенные внутрь кокона государственного регулирования, поскольку административная деятельность является проводником государственных велений.

Организация управления государственной собственностью представляет собой сложную совокупность действий органов государства. В нее включаются: определение государственной политики в области государственной собственности; образование институциональной основы управления (учреждение органов исполнительной власти и наделение их компетенцией); учреждение субъектов, осуществляющих непосредственное владение государственной собственностью (необходимо определить виды субъектов, установить их правовой статус, осуществить учет и регистрацию); учет объектов государственной собственности (инвентаризация, классификация объектов, учет в реестрах объектов и сделок с ними); распределение объектов государственной собственности между субъектами; осуществление непосредственного управления в различных формах (приватизация, разграничение государственной собственности, национализация, гражданско-правовые сделки, управление пакетами акций, банкротство и пр.). Такой подход к понятию управления государственной собственностью шире традиционного цивилистического и позволяет полнее охарактеризовать имеющие здесь особое значение публично-правовые элементы.

В настоящее время в Российской Федерации уделяется особое внимание совершенствованию бюджетного процесса в целом и по направлениям экономической деятельности в частности. В их ряду все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с совершенствованием механизма финансирования инвестиций, разработками эффективных методов минимизации бюджетных расходов в этой области экономической деятельности и получением от вложения государственных средств в осуществление инвестиционной деятельности максимального социально-экономического эффекта для страны.

Основным источником государственных инвестиций являются средства соответствующего бюджета. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом при условии включения таких инвестиций в федеральную или региональную целевую программу либо и в соответствии с решениями органов власти или местного самоуправления. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц. Бюджетные инвестиции в данном случае включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления и юридическим лицом. Отсутствие таких договоров служит основанием для заблокирована предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов (ст. 80 БК РФ). Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Выступая как собственник, государство должно решать задачу по эффективному управлению своим имуществом, что подразумевает в свою очередь наличие инвестиционных отношений, в которых оно выступает в качестве инвестора. Нередко государство выступает и в качестве реципиента инвестиций. Также остается открытым вопрос по определению правовых оснований, по которым осуществляется передача денежных средств от государства-инвестора при осуществлении инвестиционной деятельности.

В контексте этого вопроса необходимо установить определение понятия управления по отношению к собственному (в смысле - своему) имуществу государства. Как известно, оно не используется в ГК РФ вообще. Оно появляется, лишь когда отсутствует непосредственное взаимодействие собственника и имущества, субъекта и объекта управления. Существуют две его разновидности - управление имуществом собственника и управление деятельностью юридического лица.

При управлении имуществом государство-инвестор отстранено (физически и юридически) от своего имущества, не осуществляет триаду полномочий, предоставляя это другому лицу, т.е. существуют два субъекта, связанных отношениями по поводу объекта собственности. Соответственно, с управляющего субъекта можно спросить за «эффективность» управления. Когда же инвестор и пользователь (лицо, осуществляющее право собственности) совпадают, вопрос об эффективности управления не встает, оставаясь внутренним делом собственника. В управлении имуществом государства-собственника присутствуют признаки публичного (государственного) управления.

При управлении деятельностью юридического лица просматривается сходство с государственным управлением:

их деятельность регламентирована положением об органе управления и нормами гражданского законодательства;

построение органов управления юридического лица отвечает иерархии;

органы управления юридического лица имеют властную компетенцию

Для случаев неправомерного использования полномочий органами управления юридического лица предусматривается механизм контроля и ответственности (ревизионная комиссия, годовые отчеты, досрочное увольнение директора <#"justify">Материальные ресурсы находятся в ведении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. №200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом» основными функциями агентства в пределах установленных полномочий являются осуществление полномочий государства как собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества. Также данный орган осуществляет учет федерального имущества и ведет его реестр.

Согласно ст. 124, 125 ГК РФ Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти выступают в гражданских отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. В соответствии со ст. 71-73 Конституции РФ на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ.

Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. Соответственно, право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право собственности. Следовательно, и инвестиционные отношения с участием инвесторов - представителей органов местного самоуправления по своему характеру и юридической природе находятся в одном ряду с государственными инвесторами.

Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и значительные различия. Если субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности выступают муниципальные образования - население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления. Как сказано в ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а управляют муниципальной собственностью согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления.

Для участия государства в качестве инвестора ему необходимо иметь самостоятельную правосубъектность. Ведь государство в силу п. 3 ст. 126 ГК РФ либо вообще не отвечает по обязательствам своих юридических лиц, либо несет по ним только субсидиарную ответственность (бюджетные учреждения или казенные предприятия). С другой стороны, и сами эти юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам создавшего их публично-правового образования (п. 2 ст. 126 ГК РФ).

Это определяется в зависимости от того, в чьих интересах - публично-правового образования или его юридического лица (финансируемого им учреждения) - возникло то или иное инвестиционное правоотношение и, соответственно, в состав какого имущества - непосредственно государственного или другого имущества этого юридического лица - включается результат инвестиционной деятельности (полученные деньги, вещи, результаты работы или услуги, права и обязанности).

В соответствии с гражданским законодательством имущество юридического лица, которое принадлежит ему на самостоятельном вещном праве, должно служить для удовлетворения требований кредиторов по обязательствам, образовавшимся в результате указанной предпринимательской деятельности. Однако серьезное уменьшение ответственности по правилами БК РФ представляет угрозу имущественным интересам инвесторов, для которых реципиентом их инвестиций выступали бюджетные учреждения.

Отсутствие бюджетных средств становится безусловным основанием к отмене любых обязательств государства, хотя в гражданском праве отсутствие у должника необходимых денежных средств никогда не являлось и не могло стать основанием освобождения его от ответственности (п.3 ст.401 ГК РФ). Это само собой разумеющееся для обычного участника имущественного оборота правило, по сути, парализуется, а федеральное государство, используя законодательные возможности публичной власти, вновь поставило себя в привилегированное положение, нарушив принцип равенства в отношении других участников гражданского оборота (п.1 ст.124 ГК РФ).

Участие государства в инвестиционных правоотношениях связано с необходимостью реализации публичных задач, стоящих перед ним, и это не может не отражаться на его гражданской правоспособности. Это позволяет говорить о государстве как об особом субъекте права со специальной правоспособностью, определяемой нормами как частного, так и публичного права. В настоящее время большое значение приобретает вопрос о соотношении указанных норм и применении их на практике. Государство, являясь участником частноправовых и публично-правовых отношений, очень часто оказывается в таком положении, когда, с одной стороны, оно должно соблюсти публичные интересы, за которыми стоит все общество в целом, а с другой - подчиниться нормам гражданского права, отражающим интересы частного лица в конкретном деле, что часто приводит к конфликту указанных интересов. Поэтому согласимся с мнением О.Н. Алдошина о том, что государство, в отличие от других субъектов права, самостоятельно, через соответствующие законы, определяет объем своей гражданской правоспособности и свой имущественный статус.

2. Сравнительная таблица (схема) - Соглашения о разделе продукции как механизм привлечения инвестиций

Соглашения о разделе продукции - форма организации инвестиционной деятельности. Термин «соглашения о разделе продукции» впервые появился в российском законодательстве в Законе РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». С принятием Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами» был определен конкретный российский механизм СРП. В его основу положена так называемая индонезийская модель с добавлением платы за право пользования недрами.

В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995г. № 225-ФЗ5 ст. 4 ФЗ, соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями закона.

Нередко соглашения о разделе продукции (СРП) относят к группе компенсационных сделок на производственной основе, их рассматривают как разновидность подрядных контрактов, представляющих собой договор между государством и национальными и зарубежными инвесторами. Причем именно государство определяет перечень месторождений минерального сырья, подпадающих под СРП, и сохраняет за собой право собственности на эти месторождения. Как правило, СРП базируются на международном сотрудничестве.

Суть СРП состоит в том, что после подписания этого соглашения национальные инвесторы ведут и финансируют геологоразведку, обустройство и эксплуатацию месторождений (добыча полезных ископаемых и других ресурсов), принимая на себя всю ответственность за возможный риск в обмен на указанную в договоре долю (в разных странах мира - от 15 до 85%) от объема извлеченного сырья на этих месторождениях. Причем только в случае обнаружения и добычи полезных ископаемых инвесторы получают свою долю.

Преимущества экономико-правового режима СРП заключаются в том, что условия соглашения могут обеспечить инвестору должную правовую стабильность и защищенность в условиях непредсказуемой фискальной, макроэкономической среды и недостаточно эффективных рыночных институтов.

СРП значительно упрощают систему налогообложения, четко определяя на многие годы вперед порядок формирования доходов инвестора и государства. При этом на разработку месторождений государство ничего не тратит, все риски по освоению месторождения несет инвестор, а доходы в казну начинают поступать сразу же после начала работ на месторождении.

Статья 9 закона «О СРП» определяет также, что инвестору на праве собственности принадлежит компенсационная продукция и установленная в соглашении его доля «прибыльной продукции». Получив такие права собственности, имущественные права и права на эксплуатацию месторождений, инвестор стремится обратить вкладываемые им инвестиции по получение максимально возможной прибыли, и даже сверхприбыли.

Особенность соглашений о разделе продукции и соответствующего закона состоит в том, что достаточно сложно установить их отраслевую принадлежность. Российская Федерация в отношениях подобного рода выступает одновременно и как носитель высшего суверенитета, т.е. субъект публичного права, и как собственник недр, т.е. субъект частного права.

В настоящее время перечень месторождений, которые могут разрабатываться на условиях раздела продукции, закрепленный в соответствующих федеральных законах, включает 27 участков недр. Из них: 21 - нефтяные месторождения, 2 - газовые, 3 - золотоносные и 1 - железорудное месторождение.

Сторонами соглашений о разделе продукции могут быть:

государство, т.е. Российская Федерация совместно с ее субъектом, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр. От имени Российской Федерации в соглашении выступает Правительство РФ, а от имени ее субъекта - его уполномоченный исполнительный орган или уполномоченные ими иные органы исполнительной власти;

инвесторы - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

В случае если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению.

Участок недр предоставляется в пользование инвестору в соответствии с условиями соглашения. При этом лицензия на пользование участком недр, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении, выдается инвестору органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением в течение 30 дней с даты подписания соглашения.

В настоящее время срок, на который участок недр может быть предоставлен в пользование инвестора, определяется в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением ВС РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», и не может превышать 25 лет.

Для определения лица, с которым может быть заключено соглашение о разделе продукции, проводится аукцион. Следует отметить, что законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесение изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации», допускало проведение в этих целях конкурса.

Действие соглашения по инициативе инвестора, а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр. При этом условия и порядок такого продления определяются соглашением. При продлении действия соглашения лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на срок действия соглашения органами, выдавшими ее.

При выполнении соглашений произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с его условиями. Статья 8 Закона о СРП предусматривает два способа раздела продукции.

При первом способе существенными условиями соглашения являются:

определение общего объема произведенной продукции и ее стоимости. При этом произведенной продукцией признается количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия), добытое инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенное на количество технологических потерь в пределах нормативов;

определение части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (далее - компенсационная продукция). При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации - 90% общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством РФ;

раздел между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;

передача инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

получение инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

При втором способе соглашение должно предусматривать следующие существенные условия:

определение общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

условия раздела между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68%, а доля государства должна быть не менее 32%;

передача государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

получение инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

Заключение соглашения в соответствии с указанными условиями и порядком раздела продукции должно быть предусмотрено условиями аукциона.

Соглашение может предусматривать только один способ раздела продукции. Соглашение не может предусматривать переход с одного способа раздела продукции на другой, а также замену одного способа раздела продукции другим.

Действие соглашения прекращается в следующих случаях:

по истечении срока, на который оно было заключено;

досрочно по согласованию сторон;

если положения соглашения о способах налогообложения инвестора не вступили в силу в течение одного года с даты подписания данного соглашения;

по другим основаниям и в порядке, которые предусмотрены соглашением в соответствии с законодательством РФ, действующим на дату его подписания.

ФЗ «О СРП» вместо обязательной уплаты налогов ввел систему, при которой государство и иностранный инвестор заключают соглашение (договор), где на определенный срок оговариваются платежи инвестора, а произведенная продукция делится между ними в определенной пропорции. В соответствии со ст.13 ФЗ «О СРП», из всех налогов, сборов и пошлин инвестор платит только налог на прибыль и налог за право пользования недрами (раздел продукции для него - по сути налоговая льгота). Таким образом, с принятием ФЗ «О СРП» принцип налогообложения изменен, он не является чисто фискальным, но приобретает регулирующую роль, уравновешивая интересы государства и инвестора в получении нормы прибыли, что и достигается механизмом раздела продукции.

Соглашение о разделе продукции привлекательно для государства тем, что, в отличие от других форм заимствований или лицензионных режимов (типа концессий), раздел продукции не грозит стране усилением долгового бремени или потерей контроля над недрами и сырьевыми ресурсами. Суверенные права государства на владение недрами и их ресурсами сохраняются, поскольку речь идет не о приватизации недр, а об их аренде в течение определенного срока. Инвестиции и кредиты, связанные с СРП, привлекаются на коммерческой основе и, таким образом, не ведут к росту государственной задолженности. При этом разведку полезных ископаемых и другие работы инвестор проводит за свой счет, в случае неудачи затраты ему никто не компенсирует. Положительным моментом СРП является и то, что в результате реализации их положений происходит разработка новых и труднодоступных, трудоемких месторождений, обеспечивается рост занятости населения в отдельных районах, развитие инфраструктуры этих районов, расширяются возможности сбыта продукции отечественных производителей. Для инвесторов СРП привлекательно тем, что обеспечивает стабильность и предсказуемость, чрезвычайно важные для любых крупных инвестиций, хотя оно не гарантирует от коммерческого риска, в частности, связанного с изменением цен на нефть и спроса на нее.

Соглашение о разделе продукции имеет следующие отличительные черты (сравнительная таблица):

ПоказательСодержаниеСторона правоотношенийГосударство/ иностранная компания-инвесторФорма владенияМонополия государстваПредметДо 20% разведанных запасов страны, до 10% стратегических видов полезных ископаемых. Персонал80% - российские граждане.Оборудование70% - российского производства.Капитальное оборудованиеПереходит в собственность государства с момента его приобретения или постепенно по мере его амортизации.Доля собственность инвестора произведенной продукции для возмещения его затратДо 75%, при добыче на континентальном шельфе - до 90% общего объема произведенной продукцииНалогоплательщикИнвесторОбъект налогообложенияПрибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения.ПрибыльДоход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов.ДоходСтоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору в соответствии с условиями соглашения, а также внереализационные доходы.Стоимость прибыльной продукцииПроизведение объема прибыльной продукции и цены произведенной продукции, устанавливаемой соглашением, за исключением цены продукции (цены нефти), определяемой в соответствии с Налоговым кодексом.РасходыОбоснованные и документально подтвержденные расходы, произведенные (понесенные) налогоплательщиком при выполнении соглашения.Виды расходов - расходы, возмещаемые за счет компенсационной продукции (возмещаемые расходы); - расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.Налоги к возмещению инвесторуНДС, единый социальный налог, платежи за пользование природными ресурсами, плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за пользование водными объектами, государственная пошлина, таможенные сборы, земельный налог и акцизы (за исключением налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых).Дополнительные налоговые льготыДопускается освобождение от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного или представительного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.Не уплачиваются налоги - налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на его балансе и используются исключительно для осуществления предусмотренной соглашением деятельности; - транспортный налог в части принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения; таможенной пошлины в части товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также в части продукции, произведенной в соответствии с условиями соглашения и вывозимой с российской таможенной территории.

гражданско-правовую сделку, а не международный договор;

выплату рентных платежей и определенных налогов, а не установление льготного налогового режима;

предоставление права пользования недрами на срочной основе в аренду, а не их приватизацию;

привлечение инвестиций на условиях проектного финансирования, а не получение кредитов под государственные гарантии;

использование национального режима для любого инвестора, а не льготы для иностранных компаний.

В результате соглашение о разделе продукции позволяет:

Наиболее рационально использовать иностранные инвестиции при разработке месторождений с большими, но трудноизвлекаемыми запасами - особенно в районах с суровым климатом, где доразведка запасов сопряжена с высоким риском, а освоение этих месторождений требует колоссальных инвестиций. Законодательство о СРП в рамках действующей инвестиционной и лицензионной системы позволяет создать универсальный налоговый режим, механизм которого учитывал бы специфику проектов, находящихся как в разных природных условиях, так и на разных этапах развития. Причем из всех налогов, сборов и пошлин инвестор, работающий на основе СРП, платит только налог на прибыль и налог на право пользования недрами. Именно поэтому раздел продукции для инвестора - налоговая льгота.

Создать в нашей стране условия для дополнительных налоговых поступлений, привлечения инвестиции, образования новых рабочих мест и получения новых заказов.

Получить мультипликационный эффект и эффект синергизма.

Вовлечь в хозяйственный оборот дополнительные ресурсы минерального сырья.

Рационализировать налоговый режим, увеличить рост бюджетных поступлений в 2,5-3,5 раза по различным группам месторождений.

Заключение СРП в России сопряжено с рядом проблем:

Вовлечение конкретных месторождений в перечень объектов, разрешенных к освоению на условиях СРП, является в значительной степени политическим вопросом;

Процедура получения разрешения на разработку месторождений на условиях СРП чрезвычайно забюрократизирована и усложнена, что отпугивает инвесторов и оттягивает получение государством налоговых поступлений.

Политическая нестабильность в России, большое количество налогов и нечеткие условия доступа к экспортной трубе; информационная закрытость многих конкретных СРП; возможность возникновения противоречий между федеральными и региональными органами власти при реализации конкретных проектов на условиях СРП (именно поэтому вопросы СРП должны учитывать интересы как федеральных, так и региональных органов власти).

. Задача

государственный собственность управление инвестиция

1.ООО «Н» заключил договор инвестирования строительства, т.е. договор, опосредующий вложение инвестиций, т.е. соглашение между субъектами инвестиционной деятельности, направленное на установление взаимных прав и обязанностей в процессе реализации инвестиционного проекта.

ООО «Н» является субъектом инвестиционной деятельности (юридическим лицом), не преследующим цели удовлетворения своих потребительских нужд. Подобный вывод следует из экономической сущности инвестиций (отказ от использования доходов на текущее потребление, в пользу капиталообразования и ожидаемого расширения потребления в будущем).

ООО «Н» является юр.лицом, осуществляющим финансирование строительства за счет собственных средств, т.е. в отношении ООО ИК «Ж» он является инвестором.

Согласно ст. 1041 ГК РФ договор долевого участия в строительстве приравнивается к договору простого товарищества.

30 декабря 2004 г. был принят закон, дополнивший ст. 130 ГК РФ <#"justify">Согласно п.3. ст.7. Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором (контрактом).

Таким образом, режим недвижимого имущества должен применяться к любому объекту незавершенного строительства, который отвечает критериям ст. 130 ГК РФ, независимо от того, когда начато или остановлено его строительство и когда совершались сделки по поводу этого имущества. С момента введения в действие ГК РФ 1994 г. на незавершенное строительство должны распространяться все требования о государственной регистрации прав на недвижимость, установленные этим Кодексом.

Следовательно, у истца возникло вещное право, то есть право собственности на поименованные им помещения.

Арбитражный суд г. Москвы принял решение, что доля субинвестора - ООО «Н» (истца) в указанном объекте не может быть определена, т.е. право собственности (в доле) на встроенное нежилое помещение за истцом не признано.

Согласно ст. 1041 ГК РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ - Часть 2

По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

3. Особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (инвестиционного товарищества), устанавливаются Федеральным законом <#"justify">Согласно п.2 ст.4 Федеральный закон Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» Каждый товарищ имеет право:

3) получить свою долю в общем имуществе товарищей в порядке, установленном договором инвестиционного товарищества, по истечении срока действия договора инвестиционного товарищества или по достижении установленной им цели;

Согласно ст.7 Федеральный закон Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе»

Размер доли каждого из товарищей в общем имуществе товарищей определяется пропорционально стоимости внесенных ими вкладов в общее дело.

В течение срока действия договора инвестиционного товарищества раздел общего имущества товарищей и выдел из него доли в натуре по требованию товарища не допускаются, если иное не предусмотрено договором инвестиционного товарищества.

Согласно п.3. ст.7. Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.

Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству РСФСР и республик в составе РСФСР, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции.

п.1 Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

п.2 Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.

Ст.25.1. Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве осуществляется на основании заявления сторон договора (застройщика, участника долевого строительства). На государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства, наряду с документами, необходимыми для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, застройщиком представляются:

1) разрешение на строительство;

) проектная декларация;

) план создаваемого объекта недвижимого имущества с указанием его местоположения и количества находящихся в составе создаваемого объекта недвижимого имущества жилых и нежилых помещений и планируемой площади каждого из указанных помещений;

4) <#"justify">Список использованных нормативных актов и специальной литературы

I. Нормативные акты

Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ. Глава 55 «Простое товарищество».

Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с последующими изм.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 18.

Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». -1999. - № 28. - ст. 3493.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 30.06.2008) «О концессионных соглашениях» // «Собрание законодательства РФ». - 2005. - № 30 (ч. II). - ст. 3126.

Федеральный закон от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» // СЗ РФ. - 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7013.

II. Специальная литература

6. Гущин, В.В., Овчинников, А.А. Инвестиционное право: учебник / В.В. Гущин, А.А. Овчинников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009. - 624 с. - ISBN: 978-5-699-29654-5.

Доронина, Н.Г., Семилютина, Н.Г. Международное частное право и инвестиции: науч.-практ. исслед. - М.: Контракт, Волтерс Клувер, 2011. - 272 с.

Лисица, В.Н. Виды инвестиционных правоотношений // Цивилист. - 2011. - № 4. - С. 111 - 115.

Литягин, Н.Н. Организационно-правовые формы инвестиционной деятельности. Инвестиционный процесс // Правовые вопросы строительства. - 2011. - № 2. - С. 36 - 38.

Мошкина, Л.Н. Договор о долевом участии в инвестировании строительства и договор простого товарищества // Юрист. - 2012. - № 2. - С. 32.

Немченко, С.Б. К вопросу о месте соглашения о разделе продукции в системе обязательственного права // Юрист. - 2011. - №5. - С. 26 - 29.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...