Святитель-исповедник агафангел, митрополит ярославский. Об обретении мощей святителя агафангела


16 октября (3 октября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника митрополита Агафангела (Преображенского). Непреклонность в вопросах истины и способность к компромиссам «ради мира церковного» всегда были отличительными чертами владыки.

Святитель Агафангел (Преображенский) (1854 – 1928), митрополит Ярославский и Ростовский, исповедник

Святитель Агафангел, митрополит Ярославский (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский) родился в 1854 году в Тульской губернии. Сын сельского священника, он в детства был мечтательным и религиозным мальчиком. Как сообщает автор жития митрополита Агафангела, игумен Дамаскин (Орловский), «ребенком он любил подолгу бывать на кладбище, гулять среди могил и крестов».

Он рано захотел стать священником. Впрочем, путь его к священству не был простым. Сначала духовному пути воспротивились родители. Зная не понаслышке о том, как тяжела и скорбна жизнь сельского пастыря на Руси, они уговаривали сына получить светское образование и устроить свою жизнь с большим комфортом.

Сын настоял на своём: поступил в Тульскую духовную семинарию. Однако к концу обучения желание стать клириком и в самом молодом человеке явно охладело. Он увлёкся естественными науками, решил оставить семинарию и поступить в светское учебное заведение, чтобы стать врачом. Так Александр начал готовиться к поступлению на медицинский, - но вдруг тяжело заболел.

Около года он боролся за жизнь, и пришлось забыть не только о подготовке к экзаменам, но и вообще о всякой учебе. А как только он оправился от болезни, пришло новое испытание - умер отец-священник. В то же самое время Александр, как лучший ученик семинарии, получил направление в Московскую Духовную академию для продолжения богословского образования. И неожиданно для себя самого не стал отказываться.

Игумен Дамаскин (Орловский) в житии святителя Агафангела пишет, что уже в годы обучения в Академии и проживания в Троице-Сергиевой Лавре Александр получал отчётливый призыв от Господа - становиться монахом: «Часто, с благоговением склоняясь перед мощами преподобного Сергия, он молился и вопрошал: не остаться ли навсегда в стенах обители? И внутренний таинственный голос ему отвечал: „Добро есть здесь быти, останься, останься здесь“. Но, увы, не послушался он этого внутреннего голоса. Заманчивые предложения мира обольстили его, и он отказался от вступления на монашеский путь».

Священноисповедник Агафангел (Преображенский)

По окончании Академии Александр отказался от мыслей о священстве и монашестве и захотел стать семейным человеком. В 1882 году он вступил в брак с Анной Вознесенской, дочерью протоиерея. Но через 11 месяцев счастливой семейной жизни Александр Лаврентьевич одновременно потерял и свою супругу и новорождённого младенца.

Очень скоро он принял монашеский постриг с именем Агафангел и был возведен в сан иеромонаха, а всего через 4 года был избран священноначалием для возведения в епископский сан. В 1889 году он стал викарием Иркутской епархии, затем управлял Тобольской и Сибирской епархией, потом был епископом Рижским, а с 1910 года уже в сане архиепископа занимал Виленскую и Литовскую кафедру.

В 1913 году архиепископ Агафангел получил назначение в Ярославль, а в апреле 1917 года был возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Когда при новоизбранном патриархе Тихоне был образован Священный Синод, митрополит Агафангел был избран в его постоянные члены.

В период пребывания на ярославской кафедре, совпавший с Мировой войной, взгляды владыки претерпели существенные изменения. Митрополит Агафангел стал более консервативным, присоединился к монархическому движению. Он сблизился с семьей председателя ярославского отдела Союза русского народа И. Н. Кацаурова, стал помогать армии, организуя госпитали и направляя на фронт священников.

Некогда «либеральный» архиерей, ратовавший выборность священства, вскоре после большевистского переворота он увидел наглядные примеры того, к чему в российских условиях может привести «демократия на приходах». Так, в 1919 году священник села Никольско-Троицкое Тутаевского уезда Немиров овдовел и спустя два года вступил в гражданский брак, за что, в соответствии с церковными канонами, был митрополитом Агафангелом запрещён в священнослужении. Немиров пренебрёг запретом, собрал прихожан и убедил их, что в Священном Писании нигде не сказано, что вдовый священник не может жениться. Прихожане Никольско-Троицкого собрали сход и постановили - приступить Немирову к исполнению обязанностей священнослужителя.

Митрополит Агафангел через викарного епископа Вениамина пытался увещевать членов общины, разъясняя им суть церковных канонов, - тогда сторонники Немирова написали жалобу Ленину (!), в которой потребовали предать митрополита суду за нарушение декрета о гражданском браке, а также «через подлежащие советской власти юридические органы выяснить… вопрос о праве лиц вдовьего духовенства свободно вступать в гражданский брак».

Письмо почитателей Немирова было переслано в 5-й отдел Наркомюста, а затем в секретный отдел ГПУ. Там отреагировали мгновенно: «Дать срочно указание Губотделу о том, чтобы по установлении этого факта подобрали дополнительный материал на архиерея, арестовали и предали суду». 16 мая 1920 года в ярославском ГПУ завели дело на митрополита Агафангела и с тех пор за ним началась целенаправленная слежка.

После того, как состоялась беседа митрополита Агафангела с Красницким, в кельях Толгского монастыря, где проживал владыка, был произведён обыск. Как пишет игумен Дамаскин (Орловский), «изъяли семнадцать писем частной переписки владыки. Осмотрев имущество и хозяйство митрополита, увидели, что мебель у него довольно скудная, а хозяйственного имущества и вовсе нет, так что отбирать по сути дела нечего».

14 июня 1922 года митрополит Агафангел был вызван в ГПУ для допроса. На вопрос об отношении к советской власти владыка ответил:

Против существующей власти ничего решительно не имею, все ее распоряжения я исполнял и исполнять буду. Национализации крупной промышленности и крупного землевладения я сочувствую, но признаю желательным это отчуждение компенсировать, признаю необходимым предоставление права на мелкую собственность, то же и в отношении церквей и монастырей. Против запрещения преподавать Закон Божий в школах ничего не имею, но не согласен с запрещением преподавания его лицам, не достигшим 18 лет, потому что оно противоречит декрету отделения Церкви от государства. Против изъятия церковных ценностей, имеющих второстепенное значение, если оно не нарушает существенно интересов религии, как, например, изъятие сосудов, в которых совершалось таинство, и снятие риз с особо чтимых икон, - я не протестую.

Спрашивали о церковной власти. Владыка ответил:

Власть Патриархом передана мне. Распоряжения Высшего Церковного Управления считаю незаконными.

После допроса владыка был выпущен на свободу. Однако он прекрасно понимал, что находится под угрозой ареста. Под домашним арестом был , шёл процесс по делу . Осознавая, что Церковь в ближайшее время может остаться без законного управления, 5(18) июня 1922 года митрополит Агафангел составил послание к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви.

Митрополит Агафангел Преображенский

В нём он подтвердил, что остаётся законным главой церковного управления и не признает обновленческого ВЦУ : «как мне официально известно, явились в Москве иные люди и встали у кормила правления Церковью Русскою. От кого и какие на то полномочия получили они, мне совершенно неизвестно. А потому я считаю принятую ими на себя власть и деяния их незакономерными».

Также, ввиду своей невозможности прибыть в Москву, митрополит Агафангел благословил всем епархиям перейти на временное самоуправление: «Возлюбленные о Господе преосвященные архипастыри! Лишенные на время высшего руководства, вы управляйте теперь своими епархиями самостоятельно, сообразуясь с Писанием, священными канонами и обычным церковным правом, по совести и архиерейской присяге, впредь до восстановления высшей церковной власти окончательно решайте дела, по которым прежде испрашивали разрешения Святейшего Синода, а в сомнительных случаях обращайтесь к нашему смирению».

28 июня 1922 года митрополит Агафангел был заключён под домашний арест в Спасском монастыре Ярославля. Вопреки просьбам, митрополита не допускали в храм на богослужение. Каждый день у входа в келью владыки собирались десятки и сотни верующих с требованием выпустить владыку или хотя бы разрешить желающим взять у него благословение. Опасаясь народных волнений, 22 августа власти перевели митрополита Агафангела в одиночную камеру Ярославской тюрьмы.

За свое сопротивление обновленцам и их попытке захватить Церковную власть митрополит Агафангел был сразу же арестован. В конце 1922 года больной старец, после заключения в ряде тюрем, был отправлен общим этапом с уголовными преступниками в трехлетнюю ссылку в поселок Колпашёв Нарымского края.

Святитель Агафангел (Преображенский)

Тучков, начальник особого секретного отдела ОГПУ, пытался оказать давление на митрополита Агафангела, срок ссылки которого истек в конце 1925 года. В апреле 1926 года произошла его встреча с Владыкой в Пермской тюрьме. Он рассказал митрополиту о бедственном положении церкви, о том, что все епископы находятся в заключении, и предложил митрополиту Агафангелу воспринять высшую церковную власть.

После этого митрополит Агафангел издал Послание, в котором известил о своем вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя. Вернувшись из ссылки, он получил указ митрополита Петра (Полянского) воспринять Местоблюстительство, однако митрополит Сергий (Страгородский) не отказался от своих прав Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, так как и митрополит Петр (Полянский), которого он замещает, не отказывался от своих прав Местоблюстителя.

В этой ситуации, после долгой и напряженной переписки, понимая, что все участники этого церковного конфликта находятся под давлением ГПУ, митрополит Агафангел отправил митрополиту Сергию телеграмму: «Продолжайте управлять Церковью. Я воздержусь от всяких выступлений, распоряжение о поминовении митрополита Петра сделаю, так как предполагаю ради мира церковного отказаться от Местоблюстительства».

Но Тучков никоим образом не желал прекращения церковной смуты и теперь усиленно убеждал находящегося в одиночном заключении Местоблюстителя митрополита Петра, что при сотрясающих Церковь смутах все архиереи и большинство мирян желают быть под авторитетным водительством митрополита Агафангела.

Однако, через несколько дней от митрополита Петра, находящегося в ссылке, приходит письмо, в котором он приветствует вступление митрополита Агафангела в должность местоблюстителя.

Святитель снова призывает митрополита Сергия приехать в Москву, чтобы, собрав архиереев, принять от него верховную власть. Но тот отказывается приехать и опять затевает длительную переписку, в которой заявляет, что распоряжения митрополита Петра из тюрьмы «распоряжения или скорее советы лица безответственного…».

Тогда митрополит Агафангел сообщает митрополиту Петру, что принять на себя обязанности Местоблюстителя не может «ввиду преклонности лет и расстроенного здоровья». Будучи лишён властолюбивых устремлений Святитель советует митрополиту Петру передать вместо себя местоблюстительство митрополиту Кириллу (Смирнову) или митрополиту Арсению (Стадницкому), не желая, чтобы верховная власть оставалась в руках митрополита Сергия.

Но, видя пагубность, по его мнению, дальнейшей политики митрополита Сергия для церковной нравственности, особенно после издания им «Декларации» 1927 года, Владыка выступил с исповедническим обращением от 24 января 1928 года, в котором вместе с частью архиереев (Ярославская оппозиция) отказывался от административного подчинения митрополиту Сергию и заявил о переходе на самоуправление, предусмотренное указом патриарха Тихона от 20 ноября 1920 года. Однако в ответном письме митрополит Сергий просил владыку сохранить с ним общение, грозя каноническими прещениями.

Вскоре с Владыкой случилось несколько сильнейших сердечных приступов. 10 мая 1928 года, предчувствуя близость смерти, Владыка призвал своих викарных архиереев - епископа Варлаама (Ряшенцева) и епископа Евгения (Кобранова) с тем, чтобы составить новое обращение к митрополиту Сергию, где говорилось, что они не прерывают молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, не желая учинять никакого раскола, и всех обращающихся епископов, клириков и мирян направляют к митрополиту Сергию ради мира церковного .

16 октября 1928 года митрополит Агафангел скончался. 12 ударов 30-ти ярославских храмов возвестили о кончине святителя. Погребли владыку, из-за множества желающих с ним попрощаться, лишь на седьмой день – в склепе под Леонтьевским храмом на Ярославском Леонтьевском кладбище.

В августе 2000 года святитель Агафангел (Преображенский) был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

12 ноября Русская Православная Церковь празднует обретение мощей святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского. О том, как обретали мощи Святителя, и о его прославлении рассказывает епископ Рыбинский и Угличский Вениамин (Лихоманов).

Епископ Вениамин:
«В 1996 году в Ярославле проходила значительная межрегиональная конференция «Образование, культура и Православие». В ее рамках к нам приезжало несколько докладчиков Свято-Тихоновского университета. Среди них были протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Александр Салтыков, Н. Е. Емельянов. Была поднята тема новомучеников и репрессированных. После конференции отцы-преподаватели общались с архиепископом Михеем, управлявшим тогда Ярославской епархией, и Владыка обратил внимание на то, что святитель Ярославский Агафангел достоин быть прославленным как местночтимый святой.

Мы сразу же начали собирать материалы о святителе Агафангеле. В этом нам помогла сотрудник Свято-Тихоновского университета Инна Геннадьевна Менькова. Были подняты архивы, написано житие и отправлено в Москву. Через некоторое время от Святейшего Патриарха Алексия Второго пришел ответ, что Святитель должен быть канонизирован как общероссийский святой, поэтому его канонизация откладывается до Архиерейского собора 2000 года.

Мощи святителя обрели в 1998 году. Перед этим была создана комиссия, которую возглавил архиепископ Михей. 11 ноября все собрались у Леонтьевского храма, под которым в склепе был похоронен архиепископ Агафангел. Перед поднятием святых мощей Владыка отслужил молебен. С молитвой начали поднимать мощи, главный судмедэксперт еще удивлялся, что при такой сырости и влажности святыня хорошо сохранилась. После обретения святых мощей отслужили панихиду. Гроб с останками был поставлен сначала в Леонтьевском храме. Тогда же настоятель храма протоиерей Николай Казачук получил исцеление. После прославления святителя Агафангела мощи были перенесены в Федоровский собор, впоследствии Владыка благословил поместить их в возрождающемся Казанском монастыре.

Святителя Агафангела прославили 20 августа 2000 года. После общего прославления в Ярославской епархии – в Ярославле, Тутаеве и других городах были совершены торжественные богослужения в честь новомучеников.

А в день святителя Агафангела, 16 октября, приехал митрополит Ювеналий и объявил о том, что Святейший Патриарх благословил совершать в этот день не только память святителя Агафангела, но и собор новомучеников и исповедников Ярославских. Было совершено торжественное богослужение в Феодоровском соборе, затем состоялся вечер в Волковском театре, посвященный памяти новомучеников.

Святитель Агафангел жил в непростое время, явив твердость в вере и мужество. Но несмотря ни на что он оставался верным традиции Русской Православной Церкви, сохранял устав и ради мира церковного даже отказался от права быть местоблюстителем. Поэтому и нам надо в наше непростое время просить твердости в вере, стойкости, чтобы быть верным традициям Церкви, чтобы не только мы сохранили веру, но и те, кто рядом с нами, могли бы сказать, что Господь есть».

Пресс-служба Ярославской епархии

Святых

В миру Преображенский Александр Лаврентьевич, родился 27 сентября года в селе Мочилы Кормовской волости Веневского уезда Тульской губернии (ныне село Серебряно-Прудского района Московской области), в семье священника. Аскетическое воспитание шестерых детей через приобщение их к простому крестьянскому труду, добросовестное пастырское служение в скромном деревенском храме, смиренное приятие бедности, глубокое литургическое благочестие - вот что определяло повседневный уклад семьи отца Лаврентия.

О своих отроческих религиозных переживаниях Святитель вспоминал так:

"Я... любил часто и подолгу оставаться на кладбище и здесь, среди могил и крестов - этих безмолвных, но красноречиво свидетельствующих знаков, что всё персть, всё пепел, всё сень, со слезами на глазах молил Господа, чтобы Он, Милосердный, во время благопотребное сподобил меня быть служителем алтаря и приносить безкровную, умилостивительную Жертву за скончавших своё земное странствование".

Много сделал для улучшения жизни простых сельских батюшек, зная об их трудностях из собственного жизненного опыта: организовывал кассы взаимопомощи, открыл приюты для малолетних сирот из семей духовенства, расширил деятельность свечного завода епархии.

К ожидавшемуся Поместному Собору года святитель Агафангел составил по поручению Святейшего Синода отзыв о разрешении актуальных проблем богослужебной жизни Русской Православной Церкви, где говорилось о необходимости исправить грамматические и стилистические ошибки, которые с XVII века вкрались в богослужебные книги, а также упорядочить приходское богослужение в соответствии с древними уставами.

Немало занимался он и благотворительностью: на его средства содержалась столовая для бедных детей, много у него было и постоянных пансионеров.

Современники свидетельствовали о нем:

"Счастливая уравновешенность духа, мягкость и внимательность в общении, ровность и выдержанность характера, полное уважение к чужому мнению - вот те личные свойства Владыки, которые невольно вызывали к нему любовь всех соприкасавшихся с ним"

Тобольские епархиальные ведомости, 1896, № 11, отдел офиц., с. 146.

Тобольские епархиальные ведомости, 1897, № 4, отдел неоф., с. 63.

После ссылки Патриарха Тихона в 1922 году советская власть пыталась разрушить единство Русской Православной Церкви, поставив во главе Её послушную властям группу епископов. Поддавшись давлению государственных органов, несколько архиереев подписывают документ, в котором они создают и признают единственной законной властью в Церкви новое обновленческое Высшее Церковное Управление или ВЦУ. В это время, не побоявшись угроз власть имущих, одним из очень немногих возвысил свой голос и выступил против ВЦУ митрополит Ярославский Агафангел. Он призывал духовенство и народ не подчиняться обновленцам, всеми силами стараясь предотвратить раскол в Церкви. Вскоре шестидесятивосьмилетний Владыка был арестован и после заключения в ряде тюрем отправлен общим этапом с уголовными преступниками в ссылку. По возвращении ОГПУ стало манипулировать лучшими побуждениями митрополита для создания смуты в церковной иерархии. В 1927 году к нему приезжает начальник секретного отдела по борьбе с религиозными организациями в СССР Евгений Тучков. Тучков пытается оказать давление на митрополита Агафангела. Он предлагает Святителю воспринять высшую церковную власть. Цель предложения агента - столкнуть ведущих иерархов при помощи различных интриг и дезинформации, чтобы спровоцировать множественные расколы в Церкви и тем самым лишить Церковь законной иерархии.

Вскоре Владыка попросил секретаря своей епархии протоиерея Димитрия Смирнова съездить к заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию, попросить у него церковного мира и сказать, что он, конечно же, находится в его подчинении, а если что не так было, то просит его простить. Отец Димитрий собрался не сразу, и владыка вынужден был торопить и просить, чтобы тот не откладывал поездку и перед митрополитом Сергием подчеркнул, что он желает совершенно с ним примириться; одновременно он наказывал о. Димитрию, что когда митрополит Сергий пришлет после его смерти архиерея для управления епархией, то обязательно бы его приняли. Не совершая расчетливых поступков, Владыка, с его душевной чистотой и открытостью, до конца жизни старался служить делу церковного единения. Переживания за родную Церковь и народ привели к нескольким сердечным приступам. 3 октября 1928 года митрополит Агафангел скончался. Евгений Тучков за пятнадцать лет разработал многие планы уничтожения Православной Церкви, которые проводились в двадцатых-тридцатых годах. Однако в 1957 году умирающий от опухоли Тучков пригласил в свою больничную палату патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Ведущий безбожник страны исповедовался несколько часов. Митрополит Агафангел причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

АГАФАНГЕЛ(Преображенский) (27 сентября 1854, с. Мочилы Венёвского уезда Тульской губ. — 16 октября 1928, Ярославль),священноисповедник, митрополит Ярославский и Ростовский(1913 — 1928) , местоблюститель Патриарха в 1920-е гг.

Родился в семье священника. Учился в Тульской духовной семинарии и Московской духовной академии(до 1881).

После одновременной смерти жены и сына в 1885 г. принял постриг с наречением имени Агафангел, рукоположен в сан иеромонаха. В 1889 г. рукоположен во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. В 1893 г. — епископ Тобольский и Сибирский. В 1897 г. — епископ Рижский и Митавский, с 1904 г. — архиепископ. В 1910 г. — архиепископ Литовский и Виленский.

С 22 декабря 1913 г. — архиепископ Ярославский и Ростовский. В 1917 г. возведен в сан митрополита.

В мае 1922 г. облечён полномочиями местоблюстителя Патриарха. Не имея возмож-ности приступить к управлению Церковью из-за вмешательства советской власти, призывал епис-копов к самостоятельному управлению епархиями, противодействовал обновленческому движению. По обвинению в антисоветской деятельности находился под домашним арестом с 28 июня 1922 г. в ярославском Спасо-Преображенском монастыре, в конце 1922 г. был помещен в тюрьму в Ярослав-ле, затем заключён в Таганскую тюрьму в Москве. В ноябре 1922 г. сослан в Нарымский край.

1 мая 1926 г. вернулся в Ярославль. Объявил о своем вступлении в обязанности Патриаршего местоблюс-тителя, но вскоре отказался от своих прав в пользу митрополита Сергия(Страгородского).

6 февраля 1928 г. прекратил административное подчинение митрополиту Сергию в связи с не-приятием его деятельности, подчиняющей Церковь диктату государственной власти. После долгой полемики и выяснения позиций 10 мая 1928 г. послал ему примирительное письмо, оговорив испол-нение его распоряжений велением религиозной совести.

Мудрость и исповедническая позиция свт. Агафангела помогли выстоять и не допустить уничтожения РПЦ в годы гонений на веру.

Причислен к лику святых в чине священноисповедника на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в августе 2000 г. Ныне мощи свт. Агафангела обретены и почивают в Казанском соборе

Выбор редакции
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...

Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...

Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...

Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...
Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...
В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...