Святые пещеры покровка. Святые пещеры села покровки


У села Покровка Новосергиевского района есть Монахова гора, до недавнего времени, мало кто знал почему она так называется. Давным давно здесь был подземный монастырь. И вход в него, вновь обретен был только в июне 2002 года. Свято-Никольский монастырь «Святые Пещеры» в последнее десятилетия начал обустраиваться. Под горой находится почитаемый Никольский источник. Святой источник хорошо обустроен. Около него построена закрытая купальня с купелью.

История Святых пещер началась в 1896 г., когда на правом высоком берегу реки Самары у села Покровка поселился 36-летний Захарий Карцев, вдовый казак из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Оренбургской губернии. Впоследствии он постригается в монахи с именем Зосима.

Еще в девятнадцатом веке над этой горой видели огненный столп. А в 1895 году казаку Захару Карцеву из станицы Нижнеозерной, близ Оренбурга, было видение, в котором он получил повеление:
- Иди в Покровку, благоустраивай родник!

Благочестивый казак целое лето благоустраивал источник. Закончил работу к самому Покрову Пресвятой Богородицы и, повесив кружку на вбитый в столб навеса гвоздик, покинул Покровку. Ненадолго: на следующий год, к теплу, вернулся снова. Здесь и поселился, ревностно оберегая родник. Люди услышали о казаке-отшельнике, потянулись к нему - спасать душу... Так и возникла здесь монашеская общинка. Построили деревянную Казанскую церковь, домики-кельи. Поставили каменный храм Николая Чудотворца. Возник монастырь, и его основатель Захар Карцев принял монашеский постриг с именем Зосима.

40 десятин земли были пожертвованы детьми самарского помещика Шабалова. Монахи сами сеяли хлебушек, возрастили прекрасный сад. За источником появилось прудовое хозяйство. Поставили кожевенный и валяльный цехи, даже кирпич делали сами. И сейчас на склонах горы находят обломки кирпича со штампом "Н.М.", что значит - Никольский монастырь.

Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Трудами приходящих крестьян и братии пройдено около 256 м пещерного хода. Монастырь развивается и принимает в число братии новых послушников.

С 1912 г. в монастыре уже насчитывается 25 человек (из них 8 монахов).

В клировых ведомостях 1916 года значится 76 монахов (из них 16 иеромонахов), в монастыре жило двести насельников. Шла Первая мировая война, и с запада везли осиротевших детей. Двенадцать мальчиков нашли приют в Никольской обители.

Но революция внесла свои коррективы в жизнь монашеской общины.

После переворота 1917 года начались гонения на священство. В 1922 г., не выдержав натиска неправды, в возрасте 63 лет умер игумен Зосима. Братия, опечаленная уходом своего пастыря, пережила тяжелые времена. Советская власть сделала все возможное, чтобы разрушить общину. Последний настоятель о. Геронтий, обвиненный в участии в военно-казачьей повстанческой организации, был расстрелян в Оренбурге 10 сентября 1937 г. Предположительно 1939 г. Монастырь был окончательно закрыт. Храмы были разрушены или употреблены для хозяйственных нужд, пещеры завалены. Практически полностью вырублена тополиная алея, ведущая к монастырю. Но часть пещер пока еще остаются открытыми. Они были закрыты в 1939 г.

В наше время началось активное восстановление монастыря. Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 г. После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был обретен. В это же время Над входом в пещеры построен и 2 сентября 2005 г. митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином освящен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установлена купальня. Вода в источнике холодная, 4 градуса.

Трапезница Покровской церкви Надежда рассказала:

Еще до того, как открылись пещеры, мы с рабой Божией Лидией взяли благословение у батюшки Анатолия, чтобы расчистить родник. У Лиды сильно болело горло, но она пошла. Расчистили проход, а потом уже и сам родник. Он прямо фонтанами забил. Стали уходить, вдруг Лидия упала прямо лицом в родник. "Ну, говорит, так мне и надо! По грехам моим..." Поднялась, прошла несколько метров - и удивилась: "А у меня горло-то совсем не болит!"

А матушка Людмила Чернецова привела и другой пример живительной силы святого источника:

У одной девушки была язва. Бабушка ее всю зиму ходила к роднику: наберет родниковой воды и на саночках везет. Передавала с шоферами в Оренбург, внучка пила воду. Перед операцией прошла повторное обследование - врачи удивились: совершенно здорова! Все зарубцевалось. В Оренбурге есть фирма "Живая вода". Они в Саракташе берут воду из скважины, пропускают через очень дорогостоящее оборудование для очистки. И когда у нас в источнике взяли воду, анализ показал степень чистоты выше самой высокой отметки. Прибор зашкалило! Эту воду пьешь - и не напьешься. Как вот в подземелье воздух - не надышишься...

Координаты: 51°59"47.5"N 53°53"41.2"E

Село Покровка было основано в 1799 году переселенцами из Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской и Пензенской губерний. В 1843 году в селе началось строительство деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был освящен 14 октября 1848 года благочинным - протоиереем Алексеем Розановым. В годы лихолетий храм закрыли, сняв колокольню и купола с крестами, устроили в нем школьный спортивный зал. Спустя много лет в годы перестройки жители села обратились к властям с просьбой о возвращении и открытии храма. 23 июля 1991 года здание с прилежащей территорией возвратили верующим. С помощью прихожан и благодетелей разрушенный Покровский храм был восстановлен и 14 сентября 1995 года освящен. В нем возобновились богослужения.

В последнее время село Покровка Новосергиевского района Оренбургской области стало широко известно под названием «Святые Пещеры», и сюда стекаются паломники.

История Святых Пещер началась в 1896 г., когда на правом высоком берегу реки Самары у села Покровка поселился 36-летний Захарий Карцев, вдовый казак из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Оренбургской губернии. Он начал с благоустройства родника, впоследствии освященного и отмеченного многими исцелениями. Одинокий отшельник жил в выкопанной им пещере в посте и молитвах. Потянулись к нему люди, ищущие спасения и подвига. Они копали пещеры и выполняли хозяйственные работы, а ночью вычитывали монашеское правило. Желающих спасаться все прибавлялось, нужда заставляла строить, и Захарий обращается к покровскому обществу с вопросом о пожертвовании земли. На пожертвованных землях возводились новые строения.

26 сентября 1909 г. Захарий пострижен в монахи с новым именем - Зосима. Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Трудами приходящих крестьян и братии пройдено около 256 м пещерного хода: узкий, шириной 0,7 м, коридор, вырытый на глубине 4-6 м, вел в подземную церковь и келии, в одной из которых, по свидетельствам старожилов, принимал прихожан прозорливый старец схимонах Нил.

Были построены деревянный молитвенный дом Казанской иконы Божьей Матери и одноэтажный братский деревянный корпус. А 2 ноября 1911 г. Преосвященным епископом Челябинским Дионисием был освящен каменный храм Святителя Николая Чудотворца. Длина его превышала 16 м, ширина - около 12 м, высота до верха карниза - 7 м. Имелась колокольня с пятью колоколами, самый большой весил 1632 кг. Позже был построен двухэтажный братский корпус с общей трапезной.

В 1911 г. и 1915 г. с. Покровку посетила с крестным ходом чудотворная Табынская икона Божьей Матери и на ночь оставалась в скиту и монастыре. В 1912 г. в скиту уже насчитывается 25 человек (из них 8 монахов).

В 1913 г. Указом Священного Синода скит становится Николаевским самостоятельным мужским монастырем. Настоятель иеромонах Зосима был членом Епархиального совета. Монастырь помогал голодающему населению. В хозяйстве имелись лошади, коровы, посевные угодия. Здесь был фруктовый сад, кожевенно-валяльный цех, монахи сами делали кирпич с клеймом «НМ». Был открыт странноприимный дом, на содержании также был дом для калек и безродных мужчин. В годы Первой мировой войны сюда были привезены 12 мальчиков-сирот из западных районов России.
В 1914 г. иеромонах Зосима был награжден набедренником. В монастыре действовал строгий афонский устав, было 78 монахов, а в общей сложности там жили, трудились и молились около 150 человек. В 1916 г. монастырь возводит в Оренбурге каменный храм святого великомученика и целителя Пантелеимона рядом с Афонским подворьем на пересечении улиц Караван-Сарайской и Каргалинской (ныне ул. Комсомольская, 96) на земле, пожертвованной мещанином Львом Андреевичем Вилюновым и другими. Храм был освящен Преосвященным Мефодием, епископом Оренбургским и Бузулукским. В 1916 году иеромонах Зосима за труды возведен в сан игумена. На 27 января 1917 г. в монастыре числились: 1 схимонах, 8 иеромонахов, 8 монахов, 4 иеродиакона, 24 послушника.

После переворота 1917 года начались гонения на священство. В 1922 г., не выдержав натиска неправды, в возрасте 63 лет умер игумен Зосима. Настоятелем монастыря стал о. Геронтий. В 1925 г. вышло постановление о закрытии церквей и снятии колоколов с храмов. Оставшимся 27 монахам предложили поступить на работу, организовав из монастыря рабочую артель, при условии публичного отречения от Бога с опубликованием в печати, но желающих сделать такое не оказалось. 10 сентября 1937 г. о. Геронтий, обвиненный в участии в военно-казачьей повстанческой организации, был расстрелян в Оренбурге.

В 1929-1930 гг. шло разрушение самостоятельного мужского Николаевского монастыря. Из кирпича «НМ» в Покровке построили исполком, клуб, магазин. Деревянные постройки разобрали и продали бревна за бесценок. Остается только двухэтажное здание братского корпуса с общей трапезной, в котором организуется первая в селе Покровка школа. Практически полностью вырублена тополиная алея, ведущая к монастырю. Но часть пещер пока еще остаются открытыми. Они были закрыты предположительно в 1939 г. Источник под горой засыпали щебнем.

Хроника последних лет. Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 г. После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был обретен. Над входом в пещеры построен и 2 сентября 2005 г. митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином освящен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установлена купальня.

13 мая 2006 г. совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом святой преподобной Марии Египетской. 13 мая 2007 г. чин освящения центрального креста колокольни святой преподобной Марии Египетской и креста для братского корпуса совершил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Бузулукский.

В 1896 году в 100 верстах от Оренбурга на правом берегу реки Самары, напротив села Покровка, в трёх верстах от станции Платовка, в пещерах высокого холма поселился казак Нижнеозёрной станицы Захарий Карцев. Он говорил, будто ему это место было указано Промыслом Божиим, и он сам лично испросил благословение на строительство монастыря у батюшки Иоанна Кронштадтского.
Одинокий отшельник Захарий – будущий настоятель монастыря иеромонах Зосима – два года жил один, занимался строительством пещерных ходов, постоянно находясь в молитвенных трудах и посте. Потом к нему стали приходить будущие братья – казаки и крестьяне окрестных селений, ищущие спасения и подвига. Трудились они в копании подземного пещерного хода, общая протяжённость которого достигла 120 саженей (1 саж. – 2, 1336 м). Питались подвизающиеся подаянием, ночью собирались для молитвы, неизменно вычитывая правило, положенное для иноков.
В 1906 году поставили келью для настоятеля. По благословению Преосвященного епископа Иоакима построили деревянную домовую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
Для благого дела находились благотворители. Сам монастырь построен на земле, пожертвованной сельским обществом в 1906 году и в 1910 году – крестьянином Степаном Кирилловичем Серяевым.
Один за другим поднимались жилые корпуса для братии: полукаменный двухэтажный с трапезной внизу, в 1910 году – одноэтажный полукаменный.
В 1909 году Покровский скит был приписан к близлежащему Оренбургскому Мещеряковскому монастырю.
В 1910 году Захар Карцев был рукоположен в сан иеродиакона, а через год – в иеромонахи.
2 октября 1911 года был освящён каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии Дионисием, в сослужении кафедрального ключаря, благочинного, уездного наблюдателя и трёх священников при пении хора иноков. Настоятель о. Зосима свою встречную речь епископу на торжестве освящения храма закончил словами: «Да возрастёт же в совершенство духовное юная обитель и да станет щитом православия в нашем крае».
По Указу Императора Николая II от 21 января 1913 года Святейший Синод представил епископу Оренбургскому и Тургайскому Феодосию постановление об обращении скита в Свято-Николаевский мужской общежительный монастырь.
С помощью доброхотных жертвователей обитель постепенно благоустраивалась: возведены странноприимный дом (гостиница) и много подсобных зданий, посажен фруктовый сад, в хозяйстве появились лошади и коровы, насельники производили посев до двадцати десятин (всего угодья составляли 63 десятины), имели кожевенный и кирпичный заводы; содержали при монастыре дом для калек мужского пола, которые валяли валенки, шили, помогали братии своими посильными трудами.
В пещерах монастыря была устроена небольшая церковь. Старец Нил принимал в ней людей для духовного окормления. Библиотека и архив хранились у о. Зосимы. В пойме реки Самары бил святой родник, воду братия брала из этого, Николаевского, родника.
Монастырское кладбище располагалось рядом.
В Оренбурге, на углу улиц Караван-Сарайской и Каргалинской (современной ул. Комсомольской), на земле, подаренной оренбургским мещанином Львом Андреевичем Вилюновым, на его и других жертвователей средства, Николаевский монастырь имел своё подворье. 20 октября 1916 года епископ Оренбургский и Тургайский Мефодий освятил вновь возведённую каменную церковь во имя вмч. Пантелеимона Целителя. На подворье проживало несколько монахов, здесь имелись кирпичный дом, флигель, сарай.
Пантелеймоновское подворье первоначально было построено как Афонское старцем иеросхимонахом Аристоклием (Амвросиевым), уроженцем г. Оренбурга, настоятелем подворья Святой Горы Афон в Москве. (По другим источникам Афонское подворье находилось на ул. Фельдшерской (Попова), квартал 147 – между улицей Берденской (Пролетарской) и переулком Тупым по нечётной стороне, владение №48/2.)
Престольные праздники в монастырских храмах бывали в дни памяти свт. Николая Чудотворца 9 (22 н.ст.) мая и 6 (19) декабря и в день празднования Казанской иконы Божией Матери 22 октября (4 ноября). К этим дням в монастырь стекалось множество молящихся; храмовый праздник церкви на подворье в день вмч. и целителя Пантелеимона – 27 июля (9 августа). Крестные ходы проводились на Св. Пасху с артосом вокруг церкви ежедневно, а в пятницу Светлой седмицы, 9 мая и на 9 пятницу устраивался крестный ход на колодезь близ монастыря. В монастыре имелся чудотворный список Иверской иконы Богоматери. Предания старожилов говорят, что перед грядущими бедствиями икона «заплакала».
После октябрьского переворота 1917 года начались гонения на Церковь. Игумен Зосима умер в 1923 году в возрасте 63 лет. Настоятелем монастыря стал иеромонах Геронтий (Георгий Иванович Губанов).
На начало рокового 1917 года в Свято-Николаевском монастыре насчитывалось: один схимонах, семь иеромонахов, четыре иеродиакона, восемь монахов и 24 послушника.
С 1918 года началось силовое разрушение православных святынь. По приказам властителей-атеистов все постройки Никольского монастыря были разрушены, пещерные ходы засыпаны, монахи расстреляны или арестованы, уничтожены памятники на кладбище, святой родник полузасыпан. Однако сохранилась земля, освящённая молитвенными подвигами старцев…
Пещеры долгое время были открытыми. На месте бывшего монастыря стали появляться знамения. Однажды люди видели огненный столп над холмом. В Покровке стали появляться паломники, и в 1939 году власти решили замуровать вход в пещеры.
Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 году. Вход в Святые Пещеры был обретён 8 июня 2002 года, при бывшем настоятеле Покровского храма села Покровка иерее Анатолии Чернецове. Ковш «Беларуси» с землёй вывернул несколько кирпичей с клеймом «НМ». Уже через час открылся практически не пострадавший от взрыва вход в подземные галереи.
Над входом в пещеры вскоре был построен храм в честь Рождества Иоанна Предтечи по проекту оренбургского архитектора Юрия Григорьева. 2 сентября 2005 года его освятил Высокопреосвященнейший митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин.
Пожертвования на храм, в основном, поступили от бывшей жительницы села Татьяны Горлач, ныне живущей в США. Татьяна уехала из Покровки в детстве. Долгое время жила в Грузии. Потом решила попытать счастья за границей. В США встретился человек, который стал мужем для Татьяны и отцом для её детей. Но семью ждало серьёзное испытание. Сын, служивший в армии по контракту, в марте 2002 года погиб в автокатастрофе. Правительство выплатило матери некоторую компенсацию. Приезжая в Покровку, Татьяна вместе с матерью ходила на службы в церковь. Появилось решение построить в селе храм в память о сыне. Муж Татьяны, Роберт Юлфиг, не возражал. Но поставил условие: храм должен стоять над входом в подземный монастырь. Теперь храм стоит, и в нём молитвенно поминают о здравии всех строителей и благоукрасителей, а также об упокоении всех «зде лежащих и повсюду православных».
В эти же годы были установлены кресты на месте разрушенного храма святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божией Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установлена купальня.

В возрождении святой обители активное участие принимала местная администрация, в частности, глава администрации Новосергиевского района Сергей Викторович Балыкин. Его труды на благо Православной Церкви в деле возрождения храмов были отмечены священноначалием РПЦ: в 2009 году С.В. Балыкин награждён орденом Преподобного Сергия Радонежского.
13 мая 2006 года совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом святой преподобной Марии Египетской. 13 мая 2007 года чин освящения центрального креста колокольни и креста для братского корпуса совершил Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Бузулукский.
С 1 декабря 2008 года по благословению митрополита Валентина приход свт. Николая Чудотворца с. Покровка перешёл в ведение Социальномиссионерского благочиния имени святого великомученика и целителя Пантелеимона. Теперь этот комплекс носит название «Святые пещеры. Свято-Николаевская социальная обитель милосердия».
В июле 2010 года в «Святых пещерах» состоялось освящение колодца и часовни во имя вмч. Пантелеимона Целителя с купальней, построенных на личные средства министра экономики Оренбургской области В.В. Васина.
На территории комплекса обители расположены:
«Святые пещеры» с храмом Рождества Иоанна Крестителя над входом (освящён 2 сентября 2005 года митрополитом Валентином). В пещерах находятся: подземный храм святых преподобных Антония и Феодосия (первых монахов Киево-Печерской лавры), келья основателя монастыря игумена Зосимы и келья схимонаха Нила;
святой родник с купальней и часовней вмч. Пантелеимона Целителя;
надвратная колокольня с храмом св. прп. Марии Египетской;
административно-жилой корпус,
водосвятная часовня,
трапезная,
кресты на месте: разрушенного храма святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божией Матери, монастырского кладбища.

В Оренбурге сохранилось Пантелеимоновское подворье, созданное трудами и молитвами преподобного старца Аристоклия Афонского (Амвросиева). Родился преподобный в городе Оренбурге и волей Божией оказался на Афоне – святейшем месте для всякого православного христианина. Пройдя нелёгкий монашеский путь в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе под руководством опытных старцев игумена Макария и иеросхимонаха Иеронима, научившись от них духовной жизни, молитвенному деланию, кротости и смирению, терпению и любви, он направился в Москву в качестве настоятеля Афонского подворья, где принял на себя подвиг старчества. На родине жила двоюродная сестра – игуменья Оренбургского Свято-Успенского женского монастыря Иннокентия. Благодаря их договорённости в Оренбурге было основано Афонское подворье, настоятелем его стал иеромонах Капитон.
Когда началась Первая мировая война, связь с Грецией была прервана и Пантелеимоновское подворье было передано Свято-Николаевскому мужскому монастырю на Святых пещерах. Землю, а также десять тысяч рублей на строительство храма пожертвовал мещанин Лев Андреевич Вилюнов. (По другим источникам Пантелеимоновское подворье изначально было построено для Свято-Николаевского монастыря, а Афонское подворье находилось в другом месте.)
Подворье было ликвидировано в 1920 году, а в монашеские кельи и церковь вселился пролетариат.
Первые попытки вернуть храм и подворье были предприняты в 2001 году настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы села Покровка. С благословения Высокопреосвященнейшего митрополита Валентина и с помощью благодетелей часть подворья была выкуплена и отремонтирована. С 2010 по 2013 годы здесь находились иконная лавка и подворье Социального благочиния, а сейчас вещевой склад Центра помощи семье и детям «Колыбель» при отделе по церковной благотворительности и социальному служению.
Цель развития комплекса «Святые пещеры. Свято-Николаевская социальная обитель милосердия» – возрождение духа первохристианских общин, поднятие общего нравственного уровня населения, патриотическое воспитание молодёжи.
«Святые пещеры» стали заметной точкой на духовной карте и России, и мира. Сюда едут паломники не только из Оренбурга и области, но и из многих городов России, ближнего и дальнего зарубежья. По записям в книге отзывов можно судить и о географии паломников, и о той благодатной помощи, которую они получают после молитв в пещерах. Сказано Господом Иисусом Христом и записано в Евангелии: «По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29). Люди обретают чадородие и устраиваются на работу, получают исцеление телесных, душевных и духовных немощей и просто выражают восхищение возрождённой обителью, благодарят её насельников и сотрудников за восстановление «Святых пещер», за душеполезные и познавательные рассказы экскурсоводов.
Молитва и труд рядом идут. Сегодняшние преемники блаженной памяти создателей сей святой обители верят, что через несколько лет здесь опять будет расти сад, цвести цветы, как зримые, так и невидимые – плоды духовного делания монашеской братии, насельников общины, чистых детских молитв. И многие, многие, приезжая в «Святые пещеры», подобно Ф.М. Достоевскому, скажут: «Я ищу святынь, я люблю их, моё сердце их жаждет, потому что я так создан, что не могу без святынь…».

Святые Пещеры в селе Покровка Новосергиевского района Оренбургской области В России существует множество святынь, появившихся или устроившихся чудесным образом. В Оренбуржье одним из таких мест являются пещеры Свято-Николаевского монастыря. Еще в XIX веке жители Покровки видели над горой, нахо?дящейся недалеко от села, знамение в виде уходящего в небо огненного столпа. В это же время казаку из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Захарию Карцеву было Божие откровение идти в Покровку и устроить обитель. В 1896 г. Захарий поселился на указанном ему Свышe месте, вырыл в горе пещеру с небольшой келией, где можно было молиться только стоя на коленях, и два года жил в строгом посте и молитвенных трудах. Сохранилось свидетельство, что Захарий испросил у святого праведного Иоанна Кронштадтского на подвижническую жизнь и создание обители. Через некоторое время Захарий принял монашество с именем Зосима и вокруг него собралась братия для духовного под?вига и спасения. Основным делом монастырской братии было молитвенное делание да копание пещер по подобию Киево-Печерских. Весть о святой жизни дивных подвижников пещерной обители быстро распространялась в Оренбургской, Самарской, Уфимской, Симбирской и других губерниях. В 1912 г. в монастыре насчитывалось уже 25 иноков. Монастырское братство отличалось строгостью духовной жизни и ис полнением церковных уставов. Росла и крепла святая обитель. Силами монастырской братии и благодетелей были построены: каменный храм в честь Святителя Николая Чудотворца, молебный дом в честь Табынской иконы Божией Матери, братский жилой корпус, пекарня, странноприимный дом и другие хозяйственные постройки. Среди монахов святой обители сияли своими подвигами благочестия игумен Зосима, иеромонах Геронтий, монах Игнатий, которые своими духовными наставлениями приводили многих ко спасению. В пещерной келии принимал посетителей старец схимонах Нил, память о нем в народе сохранилась как о человеке святой жизни. С приходом новой власти начались гонения на Православную церковь. После многих притеснений и гонений со стороны безбожной власти монастырь был закрыт и разрушен большевиками в 1929-31-х годах. В 1939 году вход в пещеры был завален и потерян на 63 года. Первые попытки обнаружить пещеры были предприняты священником Анатолием Чернецовым, настоятелем Покровской церкви села Покровки в 1992 г. После 10-летних поисков 8 июня 2002 г. труды настоятеля о. Анатолия увенчались успехом. Слава Богу! Обретен вход в Святые Пещеры! В 2003-2004 гг. над входом в Святые Пещеры пост?роена и освящена церковь в честь Рождества Иоанна Крестителя. 13 мая 2006 г. митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином в сослужении духовенства Сорочинского благочиния был освящен и заложен торжественным чином камень в основание надвратной церкви с колокольней в честь прп. Марии Египетской. А уже 13 мая 2007 года был освящен и установлен центральный крест на 47-метровую колокольню и прозвучал долгожданный первый колокольный звон. Поставлен сруб жилого братского корпуса, ведется строительство надкладезной часовни в честь Табынской иконы Божией Матери. Отрыты останки старого фундамента монастырского храма Святителя Николая Чудотворца, разру?шенного в годы лихолетий, на этом месте планируется строительство монастырской соборной церкви. Под горой вновь забил святой Никольский источ?ник, рядом установлена купальня. Покровские пещеры стали местом паломничества православных верующих и туристов. Сегодня все силы настоятеля и благодетелей направлены на строительство монастырского соборного храма в честь Святителя Николая Чудотворца. Верим, что восстановленный монастырь станет, как некогда сказал его основатель игумен Зосима, «ЩИТОМ ПРАВОСЛАВИЯ В НАШЕМ КРАЕ». Фото, которые в альбоме, сделаны во время трех экскурсий.

Описание Свято-Никольского монастыря "Святые Пещеры" в с. Покровка

Село Покровка было основано в 1799 году переселенцами из Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской и Пензенской губерний. В 1843 году в селе началось строительство деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был освящен 14 октября 1848 года благочинным - протоиереем Алексеем Розановым. В годы лихолетий храм закрыли, сняв колокольню и купола с крестами, устроили в нем школьный спортивный зал. Спустя много лет в годы перестройки жители села обратились к властям с просьбой о возвращении и открытии храма. 23 июля 1991 года здание с прилежащей территорией возвратили верующим. С помощью прихожан и благодетелей разрушенный Покровский храм был восстановлен и 14 сентября 1995 года освящен. В нем возобновились богослужения.

В последнее время село Покровка Новосергиевского района Оренбургской области стало широко известно под названием «Святые Пещеры», и сюда стекаются паломники.

История Святых Пещер началась в 1896 г., когда на правом высоком берегу реки Самары у села Покровка поселился 36-летний Захарий Карцев, вдовый казак из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Оренбургской губернии. Он начал с благоустройства родника, впоследствии освященного и отмеченного многими исцелениями. Одинокий отшельник жил в выкопанной им пещере в посте и молитвах. Потянулись к нему люди, ищущие спасения и подвига. Они копали пещеры и выполняли хозяйственные работы, а ночью вычитывали монашеское правило. Желающих спасаться все прибавлялось, нужда заставляла строить, и Захарий обращается к покровскому обществу с вопросом о пожертвовании земли. На пожертвованных землях возводились новые строения.

26 сентября 1909 г. Захарий пострижен в монахи с новым именем - Зосима. Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Трудами приходящих крестьян и братии пройдено около 256 м пещерного хода: узкий, шириной 0,7 м, коридор, вырытый на глубине 4-6 м, вел в подземную церковь и келии, в одной из которых, по свидетельствам старожилов, принимал прихожан прозорливый старец схимонах Нил.

Были построены деревянный молитвенный дом Казанской иконы Божьей Матери и одноэтажный братский деревянный корпус. А 2 ноября 1911 г. Преосвященным епископом Челябинским Дионисием был освящен каменный храм Святителя Николая Чудотворца. Длина его превышала 16 м, ширина - около 12 м, высота до верха карниза - 7 м. Имелась колокольня с пятью колоколами, самый большой весил 1632 кг. Позже был построен двухэтажный братский корпус с общей трапезной.

В 1911 г. и 1915 г. с. Покровку посетила с крестным ходом чудотворная Табынская икона Божьей Матери и на ночь оставалась в скиту и монастыре. В 1912 г. в скиту уже насчитывается 25 человек (из них 8 монахов).

В 1913 г. Указом Священного Синода скит становится Николаевским самостоятельным мужским монастырем. Настоятель иеромонах Зосима был членом Епархиального совета. Монастырь помогал голодающему населению. В хозяйстве имелись лошади, коровы, посевные угодия. Здесь был фруктовый сад, кожевенно-валяльный цех, монахи сами делали кирпич с клеймом «НМ». Был открыт странноприимный дом, на содержании также был дом для калек и безродных мужчин. В годы Первой мировой войны сюда были привезены 12 мальчиков-сирот из западных районов России.
В 1914 г. иеромонах Зосима был награжден набедренником. В монастыре действовал строгий афонский устав, было 78 монахов, а в общей сложности там жили, трудились и молились около 150 человек. В 1916 г. монастырь возводит в Оренбурге каменный храм святого великомученика и целителя Пантелеимона рядом с Афонским подворьем на пересечении улиц Караван-Сарайской и Каргалинской (ныне ул. Комсомольская, 96) на земле, пожертвованной мещанином Львом Андреевичем Вилюновым и другими. Храм был освящен Преосвященным Мефодием, епископом Оренбургским и Бузулукским. В 1916 году иеромонах Зосима за труды возведен в сан игумена. На 27 января 1917 г. в монастыре числились: 1 схимонах, 8 иеромонахов, 8 монахов, 4 иеродиакона, 24 послушника.

После переворота 1917 года начались гонения на священство. В 1922 г., не выдержав натиска неправды, в возрасте 63 лет умер игумен Зосима. Настоятелем монастыря стал о. Геронтий. В 1925 г. вышло постановление о закрытии церквей и снятии колоколов с храмов. Оставшимся 27 монахам предложили поступить на работу, организовав из монастыря рабочую артель, при условии публичного отречения от Бога с опубликованием в печати, но желающих сделать такое не оказалось. 10 сентября 1937 г. о. Геронтий, обвиненный в участии в военно-казачьей повстанческой организации, был расстрелян в Оренбурге.

В 1929-1930 гг. шло разрушение самостоятельного мужского Николаевского монастыря. Из кирпича «НМ» в Покровке построили исполком, клуб, магазин. Деревянные постройки разобрали и продали бревна за бесценок. Остается только двухэтажное здание братского корпуса с общей трапезной, в котором организуется первая в селе Покровка школа. Практически полностью вырублена тополиная алея, ведущая к монастырю. Но часть пещер пока еще остаются открытыми. Они были закрыты предположительно в 1939 г. Источник под горой засыпали щебнем.

Хроника последних лет. Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 г. После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был обретен. Над входом в пещеры построен и 2 сентября 2005 г. митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином освящен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установлена купальня.

13 мая 2006 г. совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом святой преподобной Марии Египетской. 13 мая 2007 г. чин освящения центрального креста колокольни святой преподобной Марии Египетской и креста для братского корпуса совершил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Бузулукский.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...